Финансовые аспекты составления бизнес-плана
Введение
финансовый план бизнес
Современный, рыночный подход в управлении
состоит в том, что фирма рассматривается в качестве открытой системы, в которой
доминирующие предпосылки эффективной деятельности кроются не внутри, а снаружи
(то есть вне фирмы - во внешней среде). Эффективность функционирования фирмы,
таким образом, определяется тем, насколько удачно ей удалось адаптироваться к
своему внешнему окружению, - сумеет ли она своевременно распознать угрозы,
противостоять ударам судьбы, сможет ли не упустить своих возможностей, а также
извлечь максимум выгоды из них.
В современной экономике одними из наиболее
приоритетных выступают вопросы финансового планирования и прогнозирования. Так
на, скажем, микроуровне (уровне отдельной хозяйственной единицы) наиболее
важной задачей каждой фирмы можно считать разработку разнообразных финансовых
прогнозов, их оценка, а также последующее принятие какого-либо из них в
качестве конкретного плана, согласно которому можно будет прийти к
прогнозируемым результатам.
Данный подход логично обусловливает суть
современного финансового планирования, которое построено на методах
ситуационного планирования.
Актуальность данной курсовой работы:
"Финансовые аспекты составления бизнес-плана" обуславливается тем,
что, современные темпы изменений в экономике и потребность в экономических
знаниях из всех методов планирования делают необходимым прогнозирование и
планирование будущих проблем и возможностей компании.
Как свидетельствует практика индустриально
развитых стран, активное применение планирования создает для предприятия такие
преимущества:
• способствует эффективному распределению
и использованию ресурсов, а также повышению ответственности разного уровня
руководителей за предоставленные им в распоряжение активы и ресурсы;
• усиливает эффективность координации
действий структурных подразделений фирмы между собой;
• улучшает возможности оперативного
обеспечения менеджмента компании полезной информацией;
• дает возможность быть готовым к
колебанием и изменениям внешней среды;
• создает возможности для оценки
инвестиционной привлекательности отдельных видов деятельности, осуществляемых
организацией.
Финансовая составляющая бизнес плана дает
руководству основу для принятия решений. Знание целей развития фирмы
способствует уточнению наиболее подходящих путей их достижения, а также
снижению риска при принятии решения. Принимая систематизированные и
обоснованные плановые решения, менеджмент фирмы минимизирует риск принятия
неправильного решения вследствие некорректной информации о внешней ситуации или
о возможностях предприятия. Планирование, определяющее основные направления и
конкретизирующее их, помогает создать единство общей цели внутри организации
(предприятия).
Цель данной курсовой работы состоит в изучении
теоретических основ составления финансового плана в системе бизнес-планирования
деятельности фирмы.
Для достижения данной цели в работе были
поставленытакие задачи:
· изучить основные теоретические
аспекты составления финансового плана в системе бизнес-планирования;
· раскрыть назначение и сущность
финансового планирования на фирме;
· исследовать роль бизнес-планирования
в системе менеджмента фирмы;
· изучить содержание финансового плана
как неотъемлемого элемента бизнес-планирования;
· сделать рекомендации по улучшению
финансового планирования на предприятии ООО "Агрофон".
Объектом курсовой работы выступает предприятие
ООО "Агрофон".
Предметом данной работы является финансовый план
в системе бизнес-планирования.
При выполнении курсовой работы были применены
такие методы и приемы: горизонтальный и вертикальный анализ, анализ
относительных показателей (коэффициентов), сравнительный анализ.
Методологической основой курсовой работы
выступают законодательные акты, положения и инструкции, отечественная и
зарубежная специальная литература по вопросам финансового анализа и финансового
менеджмента: А.Д. Шеремет, Е.С. Стояновой, Н. С Пласковой, Ван ХорнДж.К., Л.Е.
Басовского, Ришар Ж., и др.
1. Теоретические основы исследования
финансового плана в системе бизнес-планирования
.1 Значение бизнес-планирования в
системе управления предприятием
Одним из важнейших элементов предпринимательской
деятельности, в том числе и управления фирмой выступает финансовое
планирование. Как считает целая плеяда известных финансистов, планирование -
это, по сути, процесс разработки и принятия целевых установок в количественном
и качественном выражении, а также оптимальных путей для их наиболее
эффективного достижения [2].
Подобные цели для удобства визуализируются, в
основном, в виде "дерева целей", что позволяет более наглядно
отразить желаемое будущее состояние предприятия.
Существуют, наряду с объективной необходимостью
широкого применения условиях современного финансового планирования, тем не
менее, также и факторы, заметно ограничивающие его применение на многих фирмах.
Основными из них являются:
· высокая степень неопределенности,
присущая российскому рынку, также связанная с непрерывными глобальными
изменениями в большинстве сфер общественной жизни;
· незначительная доля фирм,
располагающих достаточными для осуществления серьезных финансовых разработок
финансовыми возможностями;
· нестабильная и неэффективная
российская нормативно-правовой база.
По мнению Н.А. Платонова, значение финансового
планирования для организации, заключается в том, что оно [10]:
· выражает стратегические цели в форме
конкретных финансовых показателей;
· дает возможность обеспечить
финансовыми ресурсами заложенные экономические пропорции развития в
производственном плане;
· в условиях конкуренции дает
позволяет определить жизнеспособность проекта;
· может рассматриваться
в качестве
инструмента получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.
В качестве наиболее важных объектов финансового
планирования можно назвать:
· расчет выручки от продажи товаров и
услуг в целях составления достоверного баланса доходов и расходов, формирования
и распределения прибыли, а также перспективного и текущего объема оборотных
активов;
· определение источников прироста
норматива собственных оборотных активов, а также покрытия их недостатка, в
случае необходимости;
· обоснование и расчет амортизационных
отчислений;
· обоснование и расчет ремонтного
фонда;
· формирование и распределение
социальных фондов фирмы;
· мобилизация внутренних ресурсов;
· механизм взаимоотношений с бюджетом
и внебюджетными фондами.
Согласно исследователю В.В. Ковалеву, кроме
самих принципов организации финансового планирования, необходим также выбор
методов финансового планирования [8, с. 111].
Финансовые показатели планируются самыми
различными методами, а их варианты представлены на рисунке 1:
Расчетно-аналитический метод планирования
строится на анализе достигнутого в текущем периоде уровня финансовых
показателей, а также прогнозирования их уровня на будущий период. Такой метод
доминирует в случаях, когда отсутствуют четко определенные
финансово-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями
устанавливается косвенно, основываясь на изучении их динамики за ряд периодов.
Нормативный метод. Его содержание сводится к
тому, что потребность фирмы в финансовых ресурсах, а также источники
образования последних определяются на основе заранее установленных нормативов и
норм.
Рис. 1 - Методы финансового планирования
Балансовый метод. Экономическая сущность
балансового метода заключается в том, что баланс наличествующих у предприятия
финансовых ресурсов приводят в соответствие с фактическими в них потребностями.
Данный метод используют преимущественно в целях прогнозировании выплат и
поступлений из денежных фондов, а также составления платежного календаря,
квартального плана доходов и расходов и т. д.[9]
Метод оптимизации плановых решений подразумевает
составление нескольких вариантов плановых расчетов, из которых на основе
различных критериев выбирают оптимальный. К примеру:
минимума приведенных затрат;
минимума текущих расходов;
минимума вложений капитала при максимальной
эффективности его использования;
ускорения оборачиваемости вложенных средств.
Метод экономико-математического моделирования.
Дает возможность осуществления количественной оценки взаимосвязей финансовых
показателей и факторов, детерминирующих их численное значение.
Рис. 2 - Этапы финансового планирования на
предприятии
1.2 Роль финансового плана как
составляющей бизнес-планирования
Бизнес-план включает основные аспекты
планирования коммерческой и производственной деятельности фирмы. При помощи
бизнес-плана появляется возможность определения способов решений на перспективу
конкретных финансово-хозяйственных задач. Кроме этого бизнес-план помогает убедить
инвесторов и кредиторов в целесообразности предоставлении финансовых средств.
Итак, как уже оговаривалось ранее, финансовый
раздел бизнес-плана раскрывает вопросы финансового обеспечения деятельности
организаций, наиболее эффективного использования финансовых средств на основе
прогноза объемов реализации товаров и услуг, а также оценки текущей финансовой
информации[10].
Финансовый план включает следующие прогнозные
финансовые документы:
· прогноз финансовых результатов;
· проектировка движения денежных
средств;
· прогнозный баланс предприятия.
Процессам планирования деятельности фирмы
необходимым образом должен предшествовать тщательный поиск резервов роста
масштабов хозяйственной деятельности. Основным источником таких резервов, как
известно, служит рост собственного и заемного капитала.
Исключительное место в обосновании показателей
бизнес-планов принадлежит глубокому, всеобъемлющему экономическому анализу
деятельности фирмы.
Как считает И.А. Бланк, основной целью
бизнес-планирования выступает планирование деятельности предприятия как на
ближайший, так и на отдаленные периоды соответственно потребностям рынка, а
также возможностям получения необходимых ресурсов [2, с. 54].
Каждому менеджеру, вне зависимости от своих
функциональных обязанностей, следует быть знакомым с основными моментами
выполнения и контроля финансовых планов.
Целью разработки
финансового плана является определение возможных объемов финансовых ресурсов,
резервов и капитала на основе прогнозирования финансовых показателей фирмы.
Перспективный финансовый план служит для
определения наиболее важных показателей, темпов и пропорций расширенного
воспроизводства. На основе перспективных планов (путем их конкретизации и
детализации) разрабатываются текущий финансовый план. Осуществляется конкретная
увязка каждого из видов вложений, фондов и источников их финансирования.
Для составления финансовых планов применяются
такие исходные данные:
· контракты, заключенные с
потребителями товаров и услуг, а также с поставщиками;
· прогнозные расчеты по реализации
продукции потребителем, а также прогнозные показатели прибыли;
· экономические нормативы, которые
устанавливаются государством (налоговые ставки, нормы амортизационных
отчислений, тарифы отчислений во внебюджетные фонды, учетная ставка банковского
процента и др.).
Основные разделы финансового плана изобразим при
помощи рис. 3.
По мнению ряда финансистов, среди которых, в
первую очередь следовало бы отметить И.А. Бланка, при разработке финансовых
планов, фирма применяет целый ряд основных принципов [8]:
Рис. 3 - Структура финансового плана
. Принцип "золотого банковского
правила" (финансового соотношения сроков) заключается в том, что получение
и использование средств должно осуществляться в установленные сроки, то есть,
другими словами, капиталовложения со значительными по своей продолжительности
сроками окупаемости следует финансировать за счет заемных средств.
. В соответствии с принципом платежеспособности
планирование денежных ресурсов в финансовом плане призвано обеспечить
платежеспособность фирмы в любой период своей деятельности.
. Принцип рентабельности капиталовложений.
Заключается в том, что для капитальных вложений следует выбирать наиболее
дешевые способы финансирования. Суть финансового левериджа (эффекта финансового
рычага) кроется в том, что заемные средства выгоднее привлекать в том случае,
если они повышает рентабельность собственных средств.
. Суть принципа сбалансированности рисков
заключается в том, что наиболее
рискованные инвестиции следует финансировать за счет собственных средств.
. Принцип приспособлений к потребностям рынка
состоит в том, что в финансовом плане фирме очень важно брать во внимание
конъюнктуру рынка, а также учитывать свою зависимость от заемных средств.
. Принцип предельной рентабельности -
целесообразно выбирать инвестиции, максимально обеспечивающие рентабельность
инвестированного капитала[2, с. 134].
2. Анализ составления финансового
плана в ООО "Агрофон"
.1 Общая характеристика деятельности
предприятия ООО «Агрофон», анализ его финансового состояния
Общество функционирует на основании Устава.
Целью общества выступает получение прибыли. Основные виды деятельности
предприятия -это сельское хозяйство, первичная, а также вторичная переработка
зерна, оптовая торговля сельскохозяйственной продукцией, а также продуктами её
переработки.
Данное предприятие- юридическое лицо, которое
имеет самостоятельный баланс.
Финансовое состояние компании характеризуется
совокупностью показателей, которые отражают процесс формирования и использования
его финансовых ресурсов.
Проанализируем основные экономические показатели
деятельности ООО «Агрофон», представив их в виде таблицы 1:
Таблица 1 - Основные показатели
финансово-хозяйственной деятельности ООО "Агрофон" за 2011-2013 гг.
Показатели
|
2011
|
2012
|
2013
|
Отклонение
2012/2011 (+, -)
|
Отклонение
2013/2012 (+, -)
|
Выр.
от продаж, тыс. руб.
|
74811
|
106878
|
158663
|
31067
|
51785
|
Валовая
прибыль, тыс. руб.
|
19725
|
18104
|
39320
|
-1621
|
21216
|
Среднегодовая
стоимость основных средств, тыс. руб.
|
37064,5
|
32381,5
|
30399,5
|
-39046,5
|
-1982
|
Среднегодовая
стоимость оборотных средств, тыс. руб.
|
72207
|
114860
|
125127
|
42653
|
10267
|
Площадь
с/х угодий, га.
|
12639
|
12639
|
13579
|
-
|
940
|
Приб.
до налог., тыс. руб.
|
14840
|
3405
|
29175
|
-11435
|
25770
|
Среднегодовая
численность работающих, человек
|
379
|
349
|
328
|
-30
|
-21
|
Количество
тракторов, шт.
|
45
|
45
|
45
|
-
|
-
|
Количество
комбайнов, шт.
|
15
|
15
|
15
|
-
|
-
|
Фондоотдача,
руб.
|
2,01
|
3,30
|
5,21
|
1,29
|
1,91
|
Фондоемкость,
руб.
|
1,87
|
1,78
|
0,77
|
-0,09
|
-1,01
|
Производительность
труда, тыс. руб. /чел.
|
197,39
|
306,24
|
483,72
|
108,85
|
177,48
|
Суть горизонтального анализа состоит в
построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные
показатели дополнены относительными темпами роста (или снижения). Достоверность
и ценность результатов данного анализа заметно снижается в условиях высокой
инфляции, однако, даже и в таком случае эти данные можно применять при
межхозяйственных сравнениях.
Таким образом, в качестве цели горизонтального
анализа баланса выступает определение абсолютных, а также относительных
изменений величин различных статей баланса за какой-либо определенный период
(таблица 2).
Таблица 2 - Горизонтальный анализ бухгалтерского
баланса ООО «Агрофон» за 2011-2013 гг.
Статьи
баланса
|
2011
|
2012
|
2013
|
Относит
откл., тыс. руб., 2012/2011
|
Относит.
отклон., тыс. руб., 2013/2012
|
Изменение,
%, 2013/2011
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
6
|
АКТИВ
|
|
|
|
|
|
|
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
|
|
|
|
|
|
|
Основные
средства
|
32680
|
32083
|
28716
|
-597
|
-3367
|
87,87
|
ИТОГО
по разделу I
|
32680
|
32083
|
28716
|
-597
|
-3367
|
87,87
|
II.
ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ.
|
|
|
|
|
|
|
Запасы
|
62482
|
70138
|
68132
|
7656
|
-2012
|
109,04
|
Деб.
задолженность (платежи по которой ожид. в течение 12 месяцев после отчетной
даты)
|
11429
|
24592
|
23743
|
13163
|
849
|
207,74
|
Краткосрочные
финансовые вложения
|
24553
|
34940
|
28606
|
10387
|
-6334
|
116,50
|
Денежные
средства
|
1556
|
30
|
73
|
-1526
|
43
|
4,69
|
ИТОГО
по разделу II
|
100020
|
129700
|
120554
|
29680
|
-9146
|
120,52
|
БАЛАНС
|
132700
|
161786
|
149787
|
29086
|
-11999
|
112,87
|
ПАССИВ
|
2011
|
2012
|
2013
|
Относит.
отклонение, тыс. руб., 2012/2011
|
Относит
отклонение, тыс. руб., 2013/2012
|
Изменение,
%, 2013/2011
|
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ.
|
|
|
|
|
|
|
Уставный
капитал
|
54079
|
54079
|
54079
|
-
|
-
|
-
|
Нераспределенная
прибыль прошлых лет
|
20660
|
24065
|
27074
|
3405
|
3009
|
131,04
|
ИТОГО
по разделу III
|
74739
|
78144
|
81153
|
3405
|
3009
|
108,58
|
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
|
|
|
|
|
|
|
Займы
и кредит
|
-
|
6400
|
7373
|
-
|
973
|
-
|
Прочие
долгосрочные обязательства
|
6864
|
4431
|
2622
|
-2433
|
-1809
|
38,
19
|
ИТОГО
по разделу IV
|
6864
|
10831
|
9995
|
3967
|
-836
|
145,61
|
V.
КРАТКОСРОЧНЫЕ ПАССИВЫ.
|
|
|
|
|
|
|
Займы
и кредиты
|
41862
|
65230
|
48432
|
23368
|
-16798
|
115,69
|
Кредиторская
задолженность
|
9235
|
7581
|
10207
|
-1654
|
2626
|
110,52
|
ИТОГО
по разделу V
|
51097
|
72811
|
58639
|
21714
|
-14172
|
114,76
|
БАЛАНС
|
132700
|
161786
|
149787
|
29086
|
-11999
|
112,87
|
Объем внеоборотных активов фирмы уменьшился в
2012 г. на 597 тыс. руб. в сравнении с 2011 г., в 2013 году их объем сократился
на 3367 тыс. руб. в сравнении с 2012 годом.
Оборотные активы за анализируемый период
напротив, увеличились на 29680 тыс. руб., в 2012 г.в сравнению с 2011 г. и на
9146 тыс. руб. в 2013 г.сократились по сравнению с 2012 г. за счет дебиторской
задолженности, которая возросла на 107,74% в 2013г. по сравнению с 2011г.
Денежные средства уменьшились на 1526 тыс. руб. в 2012 году по сравнению с 2011
годом, однако в 2013 году они возросли на 43 тыс. руб. по сравнению с 2012г.
Собственный капитал фирмы на протяжении всех
трех исследуемых лет возрос. Прирост в 2013 году по отношению к 2011 году
составил 8,58 %.
Долгосрочные обязательства возросли на 3967 тыс.
руб. в 2012 г.в сравнении с 2011 г. и сократились на 867 тыс. руб. в 2013 году
по сравнению с 2012 г. Краткосрочные пассивы также обладают тенденцией к
повышению, в 2011 г. они составляли 51097 тыс. руб., в 2012 г.последние
составляли 72811 тыс. руб., что является на 21714 тыс. руб. больше. В2013 году
произошло снижение на 14172 тыс. руб. по сравнению с 2012 годом.
Вертикальный анализ на дает возможности учесть
инфляцию, поскольку анализируется только лишь структура баланса (таблица 3).
Таблица 3 - Вертикальный анализ бухгалтерского
баланса за2011-2013 гг.
Статьи
баланса
|
Удельный
вес, %
|
|
2011
|
2012
|
2013
|
1
|
2
|
3
|
4
|
АКТИВ
|
|
|
|
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
|
|
|
|
Основные
средства
|
24,62
|
19,83
|
19,17
|
ИТОГО
по разделу I
|
19,83
|
19,17
|
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
|
|
|
|
Запасы
|
47,08
|
43,35
|
45,48
|
Дебиторская
задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после
отчетной даты)
|
8,61
|
15,
20
|
15,85
|
Краткосрочные
финансовые вложения
|
18,50
|
21,59
|
19,09
|
Денежные
средства
|
1,17
|
0,01
|
0,04
|
ИТОГО
по разделу II
|
75,37
|
80,16
|
80,48
|
БАЛАНС
|
100
|
100
|
100
|
ПАССИВ
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ.
|
|
|
|
Уставный
капитал
|
40,75
|
3342
|
36,10
|
Нераспределенная
прибыль прошлых лет
|
15,56
|
14,87
|
18,07
|
ИТОГО
по разделу III
|
56,32
|
48,30
|
54,17
|
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
|
|
|
|
Займы
и кредиты
|
-
|
3,95
|
4,92
|
Прочие
долгосрочные обязательства
|
5,17
|
2,73
|
1,75
|
ИТОГО
по разделу IV
|
5,17
|
6,69
|
6,67
|
V.
КРАТКОСРОЧНЫЕ ПАССИВЫ.
|
|
|
|
Займы
и кредиты
|
31,54
|
40,31
|
32,33
|
Кредиторская
задолженность
|
6,95
|
4,68
|
6,81
|
ИТОГО
по разделу V
|
38,50
|
45,00
|
39,14
|
БАЛАНС
|
100
|
100
|
100
|
В 2013 г. доля оборотных активов составила
80,48%, а в 2011 г.их вес составлял 75,37%, что является на 5,11% больше.
Дебиторская задолженность возросла, составив в 2013 г. 15,85%, что является
негативным фактором для деятельности фирмы.
Доля собственных источников предприятия
(капитала и резервов), снизилась с 56,32% в 2011 г. до 54,17% в 2013 г.
Долгосрочные обязательства возросли на 1,5%.
Положительным моментом можно назвать не
значительное снижение доли кредиторской задолженности на 0,14%.
Анализ ликвидности баланса заключается в
сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и
расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву,
сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания
сроков. В зависимости от степени ликвидности, т.е. скорости превращения в
денежные средства, активы предприятия разделяются на группы.
Рассмотрим анализ ликвидности и занесем
результаты в таблицу 4.
Таблица 4
- Анализ
ликвидности баланса
Актив
|
2011
|
2012
|
2013
|
Пассив
|
2011
|
2012
|
2013
|
Плат.
излишек или недос.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2011
|
2012
|
2013
|
А1
|
26109
|
34970
|
28679
|
П1
|
9235
|
7581
|
10207
|
16874
|
27389
|
18472
|
А2
|
11429
|
24592
|
23743
|
П2
|
41862
|
65230
|
48432
|
-30433
|
-40638
|
-24689
|
А3
|
62482
|
70138
|
68132
|
П3
|
6864
|
10831
|
9995
|
55618
|
59307
|
58137
|
А4
|
32680
|
32086
|
29233
|
П4
|
74739
|
78114
|
81153
|
-40259
|
-46028
|
58137
|
Баланс
|
132700
|
161786
|
149787
|
Баланс
|
132700
|
161786
|
149787
|
-
|
-
|
-
|
Проанализировав таблицу 4 можно отметить, что
ликвидность баланса несколько отличается от абсолютной: 1-е неравенство
свидетельствует о том, что в ближайший момент времени недостатка средств по
наиболее ликвидной группе активов - денежным средствам не будет. Сопоставление
ликвидных средств и обязательств позволяет вычислить следующие показатели:
Текущую ликвидность, которая свидетельствует о
платежеспособности (+) или неплатежеспособности (-) организации на ближайший
промежуток времени:
ТЛ = (А1 + А2) - (П1 + П2) = (28679 + 23743) -
(10207 + 48432) = - 6217;
Перспективную ликвидность - это прогноз
платежеспособности на основе сравнения будущих поступлений и платежей:
ПЛ =А3-П3 = 68132 - 9995 = 58137;
Для анализа платежеспособности организации
рассчитываются финансовые коэффициенты платежеспособности.
. Общий показатель платежеспособности: L1 = А1 +
0,5А2 + 0,3A3 /П1 + 0,5П2 + 0,3П3, с помощью данного показателя осуществляется
оценка изменения финансовой ситуации в организации с точки зрения ликвидности,
нормативное значение L1 > 1.
. Коэффициент абсолютной ликвидности: L2= А1/П1
+ П2, показывает, какую часть текущей краткосрочной задолженности организация
может погасить в ближайшее время за счет денежных средств и приравненных к ним
финансовых вложений (оптимальный показатель 0,1 до 0,7).
. Коэффициент "критической оценки" или
"промежуточного покрытия": L3 = А1 + А2/П1 + П2, показывает, какая
часть краткосрочных обязательств может быть немедленно погашена за счет
денежных средств в краткосрочных ценных бумагах, а также по расчетам
(рекомендуемый показатель: =1, а допустимое значение. от 0,7 до 0,8).
. Коэффициент текущей ликвидности: L4 =
А1+А2+А3/П1+П2, показывает, во сколько раз оборотные активы превышают текущие
обязательства, (рекомендуемое значение: 1,5 (допустимое от 2 до 3).
. Коэффициент маневренности функционирующего
капитала: L5 = А3/ (А3-А1) - П2, показывает, какая часть функционирующего
капитала обездвижена в производственных запасах и долгосрочной дебиторской
задолженности (положительным фактом является уменьшение показателя в динамике).
. Доля оборотных средств в активах: L6 = А1 + А2
+ A3/Al +A2 +АЗ +А4, зависит от отраслевой принадлежности организации (рекомендуемое
значение: > 0,5).
. Коэффициент обеспеченности собственными
средствами: L7 = П4-А4/А1+А2 + А3, характеризует наличие собственных оборотных
средств у организации, необходимых для ее текущей деятельности (рекомендуемое
значение: > 0,1 >, т.е. чем больше, тем лучше) (таблица 5).
Таблица 5 - Расчет и оценка финансовых
коэффициентов платежеспособности ООО "Агрофон" за 2011-2013 г. г.
№№
п/п
|
Показатели
|
2011
|
2012
|
2013
|
Отклонен,
2012/2011
|
Отклонен,
2013/2012
|
1.
|
L1 (общийпоказательплатежеспособности)
|
1,56
|
1,57
|
1,62
|
0,01
|
0,005
|
2.
|
L2 (коэффициент абсолютной
ликвидности)
|
0,51
|
0,48
|
0,48
|
-0,03
|
-
|
3.
|
L3 (коэффициент.
"критической оценки")
|
0,73
|
0,81
|
0,89
|
0,08
|
0,08
|
4.
|
L4 (коэффициент
текущей ликвидности)
|
1,95
|
1,78
|
2,05
|
-0,17
|
0,27
|
5.
|
L5 (коэффициент манн. функц.
капитала)
|
-1,38
|
2,33
|
7,58
|
9,05
|
5,25
|
6.
|
L6 (доля оборотных средств в
активах)
|
0,75
|
0,80
|
0,80
|
0,05
|
-
|
7.
|
L7 (коэффициент обес. собст.
средствами)
|
0,42
|
0,35
|
0,43
|
0,07
|
0,08
|
Исследуемое предприятие на конец анализируемого
периода является платежеспособным, т.к.:
коэффициент L2 (коэффициент абсолютной
ликвидности) соответствует нормативному значению, а это значит, что за счет
собственных денежных средств предприятие в состоянии само погасить текущую
краткосрочную задолженность;
у предприятия достаточно собственных оборотных
средств для формирования оборотных активов.
Оценка финансового состояния организации будет
неполной без анализа финансовой устойчивости. Задачей анализа финансовой
устойчивости является оценка степени независимости от заемных источников
финансирования.
Необходимо определить, какие абсолютные
показатели отражают сущность устойчивости финансового состояния.
Для того чтобы выполнялось условие
платежеспособности, необходимо, чтобы денежные средства и средства в расчетах,
а также материальные оборотные активы покрывали краткосрочные пассивы (таблица
6).
Таблица 6
- Показатели финансовой устойчивости
№№
п/п
|
Показатели
|
2011
|
2012
|
2013
|
Отклонен,
2012/2011
|
Отклонен,
2013/2012
|
1.
|
U1 (коэффициент
капитализации)
|
0,77
|
1,07
|
0,84
|
0,3
|
-0,23
|
2.
|
U2 (коэффициент
обеспеченности собст. источниками финансир.)
|
0,32
|
0,40
|
0,37
|
0,08
|
0,03
|
3.
|
U3 (коэффициент автономии)
|
0,56
|
0,48
|
0,54
|
-0,08
|
0,06
|
4.
|
U4 (коэффициент
финансирования)
|
1,28
|
0,93
|
1,18
|
-0,35
|
0,25
|
5.
|
U5 (коэф. финан.
устойчивости)
|
0,61
|
0,54
|
0,60
|
-0,07
|
0,06
|
Коэффициент капитализации U1 свидетельствует о
недостаточной финансовой устойчивости организации, т.к для этого необходимо,
чтобы этот коэффициент был < 1,5. Здесь мы наблюдаем, что заемных средств
предприятие привлекло от 77% в 2011 году до 84% в 2013 году.
Коэффициент U2 показывает, что собственные
оборотные средства в малой мере покрывают производственные запасы и товары.
Уровень общей финансовой независимости
характеризуется коэффициентом U3, т.е. определяется удельным весом собственного
капитала организации в общей его величине и отражает степень независимости
организации от заемных источников. Таким образом, более 50% активов в ООО
"Агрофон" сформированы за счет собственного капитала. Это
свидетельствует о неблагоприятной финансовой ситуации.
Этот вывод подтверждает и значение коэффициента
U4, который показывает, что к концу анализируемого периода более 10%
деятельности предприятия финансируется за счет собственных средств.
Коэффициент U5 показывает, что за исследуемый период
около 50% актива финансируется за счет устойчивых источников.
Следовательно, предприятие обладает не
достаточной независимостью и возможностями для проведения независимой
финансовой политики.
Финансовое состояние предприятия в целом можно
охарактеризовать как не совсем устойчивое, что обеспечивается высокой долей
заемного капитала.
Одним из направлений анализа результативности
является оценка деловой активности анализируемого объекта.
Деловая активность в финансовом аспекте
проявляется, прежде всего, в скорости оборота средств.
Показатели деловой активности позволяют оценить
финансовое положение предприятия с точки зрения платежеспособности: как быстро
средства могут превращаться в наличность, каков производственный потенциал
предприятия, эффективно ли используется собственный капитал и трудовые ресурсы,
как использует предприятие свои активы для получения доходов и прибыли.
Система используемых в финансовом анализе
показателей деловой активности приведена в таблице 7.
Таблица 7 - Расчет показателей деловой
активности
№№
п/п
|
Наименование
коэффициента
|
2011
|
2012
|
2013
|
Отклонен,
2012/2011
|
Откл.,
2013/2012
|
1.
|
d1 (коэффициент общей
оборачиваемости капитала (ресурс.) - оборотов
|
0,68
|
0,72
|
1,01
|
0,04
|
0,29
|
2.
|
d2
(Коэффициент оборачиваемости, оборотных средств) оборотов
|
1,03
|
0,93
|
1,26
|
0,1
|
0,33
|
3.
|
d3 (Коэффициент отдачи
нематериальных активов) -оборотов
|
-
|
|
|
|
|
4.
|
d4 (Фондоотдача) - оборотов
|
2.01
|
3.30
|
5.21
|
1,29
|
1,91
|
5.
|
d5 (Коэффициент отдачи
собственного капитала) - оборотов
|
1.11
|
1.39
|
1.99
|
0,28
|
0,6
|
6.
|
d6 (Оборачиваемость
материальных средств (запасов) - в днях
|
233.40
|
223.35
|
156.84
|
10,05
|
66,51
|
7.
|
d7 (Оборачиваемость денежных
средств) - в днях
|
13.11
|
2.67
|
0.11
|
10,44
|
2,56
|
8.
|
d8 (Коэффициент
оборачиваемости средств в расчетах) - оборотов
|
8.59
|
5.93
|
6.56
|
-2,66
|
0,63
|
9.
|
d9 (Срок погашения
дебиторской задолженности) - в днях
|
41.87
|
60.66
|
54.82
|
18,79
|
-5,84
|
10.
|
d10
(Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолж.) - оборотов
|
10.57
|
12.71
|
2,14
|
5,13
|
11.
|
d11 (Срок погашения
кредиторской задолженности) - в днях
|
34.02
|
28.32
|
20.17
|
-5,7
|
-8,15
|
Коэффициент общей оборачиваемости (ресурсоотдачаd1)
отражает скорость оборота всего капитала или эффективность использования всех
имеющихся ресурсов независимо от их источников. Данные показывают, что за
анализируемый период этот показатель уменьшился, значит, на предприятии
медленнее совершался полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.
Устойчивость финансового положения
анализируемого объекта и его деловая активность характеризуются соотношением дебиторской
и кредиторской задолженности. Значительное превышение дебиторской задолженности
создает угрозу финансовой устойчивости и делает необходимым привлечение
дополнительных источников финансирования. В ООО "Агрофон" как раз
произошло такая ситуация (дебиторская задолженность больше кредиторской). А
также срок погашения дебиторской задолженности увеличился на 12,95.
Следовательно, к концу 2013 года предприятию не удалось добиться погашения
части просроченных долгов.
В конечном итоге мы видим, что ООО "Агрофон"
испытывает определенные финансовые затруднения, связанные с дефицитом денежных
средств.
Об интенсивности использования ресурсов
предприятия, способности получать доходы и прибыль судят по показателям
рентабельности.
По данным "Отчета о прибылях и убытках"
(ф. №2) можно проанализировать показатели рентабельности продаж, чистой
рентабельности отчетного периода, рентабельность собственного капитала, а также
определить коэффициент устойчивости экономического роста (таблица 8).
Таблица 8 - Показатели, характеризующие
прибыльность (рентабельность)
Наименование
показателя
|
2011
|
2012
|
2013
|
Отклонен,
2012/2011
|
Отклонен,
2013/2012
|
R1 (Рентабельность
продаж)
|
26,25
|
16,93
|
24,69
|
-9,32
|
7,76
|
R2 (Бух. рентаб. от обычной
деятельности)
|
19,83
|
3,18
|
18,38
|
-16,65
|
15,2
|
R3 (Чистая рентабельность)
|
19,83
|
3,18
|
18,38
|
-16,65
|
15,2
|
R4 (Экономическая
рентабельность)
|
13,58
|
2,31
|
17,37
|
-11,27
|
15,06
|
R5 (Рентабельность
собственного капитала)
|
22,04
|
4,45
|
33,99
|
-17,59
|
29,54
|
R6 (Валовая рентабельность)
|
26,36
|
16,93
|
24,77
|
-9,43
|
7,84
|
R7 (Затратоотдача)
|
35,65
|
20,39
|
32,83
|
-15,26
|
12,44
|
R8 (Рентабельность
перманентного капитала)
|
19,73
|
3,99
|
30,06
|
-15,74
|
26,07
|
R9 (Коэф. устойчивости
экономического роста)
|
1,11
|
1,39
|
1,99
|
0,28
|
0,6
|
Из таблицы 8 видно, что рентабельность продаж
(R1) к концу анализируемого периода снизилась с 26,25 в 2011 году до 24,69 в
2013 году, это связано с уменьшением объема реализации.
В показателе рентабельности активов (R4)
результат текущей деятельности анализируемого периода (прибыль) сопоставляется
с имеющимися у организации основными и оборотными средствами (активами). В
результате анализа данного показателя видим, что прибыль (более 17% к концу
2013 года), является, главным образом, результатом от продажи продукции (работ,
услуг).
Из данных показателя валовой рентабельности (R6)
видно, что валовая прибыль на единицу реализованной продукции немного снизилась
к концу анализируемого периода с 26,36% до 24,77%.
Таким образом, анализ финансово-хозяйственной
деятельности ООО "Агрофон" свидетельствует, о том, что оно является
прибыльным. Прибыль значительно увеличилась с 3405 тыс. руб. в 2012 году до
27074 тыс. руб. в 2013 году. Предприятие наращивает объемы производства,
предполагает расширить рынок сбыта своей продукции. ООО "Агрофон"
является финансово-устойчивым и инвестиционное привлекательным.
2.2 Анализ финансового раздела
бизнес-плана ООО "Агрофон"
Принципы текущего финансового планирования
наиболее кратко можно охарактеризовать следующим образом:
. Согласование целей между менеджерами низового
и верхнего звеньев.
. Соподчиненность структурных подразделений
фирмы.
. Ответственность структурных подразделений
фирмы.
. Стабильность целей.
. Последовательность в достижении поставленных
задач.
. Соответствие финансовому учету[10].
В процессе анализа формирования и использования
оборотных средств предприятия следует:
· установить потребность фирмы в
оборотных средствах;
· определить состав, динамику и
структуру оборотных средств;
· обосновать наиболее эффективный
(оптимальный)набор источников финансирования оборотных активов;
· рассчитать влияние состояния, а
также оборачиваемости (скорости оборота) оборотных
средств на уровень рентабельности и ликвидности;
· оценить эффективность использования
оборотных активов.
Исследование и анализ оборотных активов
осуществляется согласно данным бухгалтерского баланса -(раздел II формы 1), а
также по аналитическим регистрам.
Для успешного финансового планирования следует
непременно обладать некоторым постоянным запасом сырья на складах, а не
планировать сколько его понадобится уже в начале периода, поскольку повышается
риск несвоевременной закупки и поставки сырья.
Таблица 9- Показатели анализа оборотных активов
ООО "Агрофон" за 2011-2013 г. г.
Наибольшим удельным весом, а также абсолютным
значением в денежном выражении обладают запасы. Их величина в 2013 г. составила
68132 тыс. руб., что является на 5650 тыс. руб. больше, чем в 2011 г. Удельный
вес запасов в общем объеме оборотных средств составил в 2013 году 56,51%, что
на 595% меньше, чем в 2011 г.
Данные о составе запасов говорят о том, что
основная их часть принадлежит готовой продукции (сумма её в 2013 г. составила
32740 тыс. руб., что на 4968 тыс. руб. меньше, чем в 2011 г.). Наблюдается
заметное снижение суммы денежных средств в 2013 г. - на 483 тыс. руб. в
сравнении с 2011 г. Дебиторская задолженность возросла на 12314 тыс. руб., в
2013 г. в сравнении с 2011 г., что негативно отражается на деятельности фирмы.
Основываясь на проведенном анализе системы
финансового планирования ООО "Агрофон" можно сделать такой вывод, что
организацию финансового планирования на фирме нельзя назвать
удовлетворительной, поскольку отсутствуют запасы готовой продукции и сырья,
имеет место значительная дебиторская задолженность за реализованную продукцию.
Помимо этого, налицо большой объем задолженности перед поставщиками, и, если ее
не погасить, то закупка сырья для продолжения функционирования фирмы будет
сопряжена, скорее всего, со значительными трудностями.
3. Рекомендации по совершенствованию
финансового планирования на предприятии ООО "Агрофон"
Исходя из сложившегося в настоящее время спроса
и фактических объемов реализации производимой продукции за последние годы, в ООО
"Агрофон" маркетинговой службой, в декабре 2013 года, был проведен
анализ возможного увеличения реализации сельскохозяйственной продукции. При
этом были получены следующие данные. Наибольшим спросом на рынке пользуется
зерновая продукция, преимущественно пшеница (80-90% от объема производимого
зерна), подсолнечник и сахарная свекла.
Маркетинговые исследования показали, что можно
увеличить реализацию продукции с фактических, до вероятно возможных показателей
в таком объеме.
Таблица 10 - Сопоставление фактического и
прогнозного объема реализации продукции
Вид
продукции
|
Фактические
показатели, тонн
|
Плановые
показатели, тонн
|
1.
Зерновая продукция
|
11500
- 12000
|
18000
- 20000
|
2.
Подсолнечник
|
3000
- 3300
|
5000
- 5200
|
3.
Сахарная свекла
|
30000
- 31000
|
43000
- 45000
|
Объем производства продукции предполагается
повысить в основном за счет значительного увеличения урожайности
сельскохозяйственных культур и за счет некоторого сокращения площади пара (т.е.
чистых полей).
Увеличение урожайности и валового сбора
сельскохозяйственной продукции потребует значительных финансовых вложений,
связанных с:
· закупкой новой современной техники;
· закупкой семян высокоурожайных,
элитных сортов сельскохозяйственных культур;
· закупкой удобрений;
· освоением новых высокопроизводительных
технологий;
· привлечением грамотных
высококвалифицированных специалистов.
Исходя из возможного объема реализации были
определены, необходимые объем производства и объем прибыли.
Таблица 11 - Прогноз объемов производства,
себестоимости и прибыли
Показатели
(виды продукции)
|
Факт.
значение 2013 г.
|
Плановое
значение
|
|
|
2014
|
2015
|
2016
|
1.
Объем производства, тонн в том числе:
|
|
|
|
|
зерновые
|
12839
|
17930
|
18840
|
19630
|
подсолнечник
|
3292
|
4890
|
5120
|
5190
|
соя
|
45
|
65
|
65
|
65
|
сахарная
свекла
|
30901
|
41970
|
43230
|
44550
|
рапс
|
166
|
235
|
240
|
240
|
Всего
|
|
|
|
|
2.
Полная себестоимость, тыс. руб.
|
|
|
|
|
зерновые
|
42080
|
60310
|
62120
|
64880
|
подсолнечник
|
11985
|
17350
|
18150
|
19400
|
соя
|
346
|
480
|
500
|
500
|
сахарная
свекла
|
25712
|
32770
|
34870
|
35950
|
рапс
|
966
|
2420
|
2590
|
2720
|
Всего
|
81089
|
113330
|
118230
|
123450
|
3.
Выручка от продаж тыс. руб.
|
|
|
|
|
зерновые
|
63783
|
92630
|
96300
|
101170
|
подсолнечник
|
20269
|
29560
|
31840
|
3521
|
соя
|
347
|
530
|
560
|
560
|
сахарная
свекла
|
35928
|
47500
|
51370
|
54050
|
рапс
|
1190
|
3110
|
3310
|
3470
|
Всего
|
121517
|
173330
|
183430
|
193560
|
4.
Прибыль тыс. руб.
|
|
|
|
|
зерновые
|
21703
|
32330
|
34180
|
36290
|
подсолнечник
|
8284
|
12210
|
13690
|
15810
|
соя
|
1
|
50
|
60
|
60
|
сахарная
свекла
|
10216
|
14730
|
16550
|
18100
|
рапс
|
224
|
690
|
720
|
750
|
Всего
|
40428
|
60000
|
65200
|
70110
|
Планируемое увеличение прибыли в будущем по
сравнению с базовым 2013 годом составит:
год: 60000 тыс. руб. - 40428 тыс. руб. = 19572
тыс. руб.
год: 65200 тыс. - 40428 тыс. = 24772 тыс. руб.
год: 70110 тыс. - 40428 тыс. = 29682 тыс. руб.
Таким образом, округленные показатели плановых
значений составят соответственно 20 млн., 25 млн. и 30 млн.
) Этап определения требуемого объема и графика
инвестиций.
Увеличение планируемой себестоимости продукции в
2014 году по сравнению с базовым 2013 годом составит:
тыс. руб. - 81089 тыс. руб. = 32241 тыс. руб.
В целях минимизации финансовых рисков были
разработаны и запланированы следующие мероприятия:
· отказ от осуществления финансовых
операций с чрезмерно высоким уровнем риска;
· отказ от высокой концентрации
оборотных средств в низколиквидных формах;
· уменьшение периода отвлечения
средств в дебиторскую задолженность;
· ограничение размера товарного
кредита, предоставляемого одному покупателю.
Таким образом, без дополнительных капитальных
вложений функционирование ООО "Агрофон" невозможно. Необходимо в
срочном порядке определить источники финансирования.
Возможно взятие целевых льготных кредитов за
счет бюджета, что снизит затраты и сократит срок окупаемости.
За счет ускорения оборачиваемости происходит
относительная экономия (условное высвобождение средств), вложенных в оборотные
активы. Ускорение оборачиваемости оборотных активов оказывает положительное
влияние на финансовую устойчивость организации, так как способствует росту
доходов в виде выручки от продаж, прибыли, рентабельности. Также ускорение
оборачиваемости запасов способствует условному высвобождению средств из
оборота, которые вновь вовлекаются в оборот и приносят дополнительные доходы.
Основываясь на выявленных в ходе исследования
резервов повышения эффективности использования ресурсов и результативности
деятельности хозяйствующего субъекта, мы предлагаем следующие изменения
организационной структуры ООО «Агрофон».
Финансовая служба является одним целым, а
бизнес-процессы, которые происходят в фирме, должны быть подконтрольны одному
человеку. В связи с особенностями отечественной практики, системы образования,
законодательства, традиций и прочего, на сегодняшний день, во многих случаях
финансовый директор и главный бухгалтер являются одной той же должностью, в
одном лице.
Поскольку в настоящее время отсутствует единая
концепция построения организационной структуры финансовой службы, то
менеджменту ООО "Агрофон" хотелось бы посоветовать, в качестве
наиболее подходящего выхода из сложившейся ситуации, создание финансовой
службы, которой следует состоять из двух подразделений: финансового отдела и
бухгалтерской службы. Также представляется возможным выделение из бухгалтерской
службы отдела внутреннего финансового аудита и методологии бухгалтерского
учета.
Предлагаемую структуру финансовой службы
представим в виде рисунка 1.
Рис. 1 - Предлагаемая структура финансовый
службы
Поскольку анализ и составление бюджетов не
является непрерывным процессом, а имеет разовый характер, то анализом, на наш
взгляд, следует заниматься начальникам отделов бухгалтерской службы.
Теорией и практикой подготовки бюджетов следует
заниматься менеджерам, помощь которым должны оказывать работники бухгалтерской
службы. Менеджмент в данном процессе (составления бюджетов) должен осуществлять
главный бухгалтер.
По причине того, что сотрудники бухгалтерской
службы не определяют само содержание бюджетов (планов), то им следует делать
акцент на сугубо консультационных и технических услугах, оказываемым
менеджерам.
Планово-финансовую комиссию следует создавать
лишь на некоторое время в целях составления и утверждения смет на определенный
период. Менеджеры, которые уполномочены за выполнение сметных показателей,
должны составлять сметы лишь для тех сфер деятельности, за которые они несут
ответственность. Другими словами, планированием следует заниматься лишь тому
человеку, который затем сам будет воплощать план.
Основной задачей финансового отдела должен
выступать поиск резервов денежных средств, а также поиск оптимальных сфер
вложения временно свободных денежных средств(при условии их наличия). Касса и
расчетные счета являются прерогативой бухгалтерской службы.
Основными задачами бухгалтерской службы должно
являться ведение бухгалтерского учета, а также, как результат, предоставление
финансовой отчетности, анализ показателей и помощь в составлении бюджетов.
Структура бухгалтерской службы в значительной
степени зависит от вида деятельности, а также от масштабов деятельности и
структуры предприятия и т.д. Наиболее важные и крупные участки учета выделяются
в обособленные подразделения (бюро, отделы).
Учет затрат и калькуляция себестоимости
является, пожалуй, одним из наиболее важных участков учета. Для оптимальной
организации системы учета затрат в каждом цехе должны быть созданы цеховые
бухгалтерии, которые должны быть объединены в бюро согласно производственному
признаку (например, бюро учета затрат электротехнического производства, бюро
учета затрат вспомогательного производства и т.д.). Данные бюро входят в состав
отдела учета затрат и калькуляции себестоимости. Благодаря тому что цеховые
бухгалтерии выведены из подчинения начальника цеха и непосредственно приближены
к своему объекту учета, данные учета о затратах, незавершенном производстве,
готовой продукции и полуфабрикатах собственного производства исключены из-под
влияния внешних факторов.
Также хотелось бы предложить ООО «Агрофон»
создание отдела внутреннего финансового аудита, а также методологии
бухгалтерского учета, деятельность которого будет преимущественно направлена на
ведение учетной политики фирмы. Данный отдел может возглавляться, к примеру,
заместителем главного бухгалтера. Закреплением разработанной методологии учета
может хорошо послужить автоматизированная информационная система, которая также
повысит его эффективность в целом.
Рис. 2 - Предлагаемая структура бухгалтерской
службы ООО «Агрофон»
Из вышесказанного можно сделать вывод, что
финансовый план в ООО "Агрофон" призван обеспечить финансовыми
ресурсами предпринимательский план хозяйства; он оказывает большое влияние на
экономику предприятия.
Это обусловлено целым рядом обстоятельств.
Во-первых, в финансовых планах происходит соизмерение намеченных затрат для
осуществления деятельности с реальными возможностями и в результате
корректировки достигается материально-финансовая сбалансированность.
Во-вторых, статьи финансового плана связаны со
всеми экономическими показателями работы предприятия и увязаны с основными
разделами предпринимательского плана: производство продукции,
научно-техническое развитие, совершенствование производства и управления,
повышения эффективности производства, капитального строительства и т.п.
В результате проведенных исследований
руководством ООО "Агрофон" было принято окончательное решение, что
данные мероприятия благоприятно скажутся на работе фирмы и дальнейшем её
развитии, а потому и должны быть реализованы.
Заключение
Фирма не может полностью устранить риск
предпринимательства, однако может минимизировать его негативные последствия
посредством планирования и прогнозирования.
На стратегическом, а также на тактическом
уровне, непременным компонентом системы внутрифирменного планирования
становится финансовое планирование. Именно финансовых планах и рассматривается
обеспеченность финансовыми ресурсами целевых установок, определяемых в
стратегических и тактических планах фирмы.
Бизнес-план является документом, в котором
делается описание основных направлений развития организации на конкурентном
рынке. В данном документе учитываются собственные и заемные источники
финансирования, материальные и кадровые возможностей, предполагаемые риски,
которые могут возникнуть в процессе реализации предпринимательских проектов и
многое другое.
Основной целью разработки бизнес-плана является
планирование деятельности фирмы на среднесрочный и долгосрочный периоды
соответственно с потребностями рынка, а также при учете имеющихся необходимых
для нормального функционирования ресурсов.
Хорошо разработанный план дает возможность
активно развивать дело, привлекать инвесторов, кредиторов
и партнеров.
Помимо всего прочего бизнес-план позволяет:
определять способы и оптимальные
достижения поставленных задач;
по максимуму использовать конкурентные
преимущества фирмы;
предотвращать неэффективные, ошибочные
решения;
отследить наиболее актуальные тенденции
как в национальной экономике так и в глобальной, а также учитывать в своей
деятельности достижения научно-технического прогресса;
проиллюстрировать надежность,
обоснованность, привлекательность, а также реализуемость бизнес-проекта,
сглаживать влияние узких мест
деятельности предприятия (слабых сторон);
определить потребность в денежных
ресурсах и капитале;
своевременно принимать защитные меры
против разнообразных видов рисков деятельности;
более полно применять инновации в своей
деятельности;
более объективно оценивать результаты
коммерческой и производственной деятельности фирмы;
обосновать экономическую
целесообразность направления развития предприятия (стратегия проекта).
Назначение финансового раздела бизнес-плана
кроется в обобщении материалов предыдущих разделов в целях предоставления их
уже в стоимостном выражении.
Данный раздел подразумевает подготовку
одновременно нескольких финансовых документов, таких:
прогноз объемов реализации;
баланс денежных поступлений и платежей;
сводный баланс активов и пассивов
фирмы;
В сам раздел «Финансовый план» или в Приложении
к бизнес-плану могут быть включены финансовые документы последнего отчетного
периода. Формы финансовой отчетности желательно привести к требованиям
международных стандартов.
Разработку финансовых планов следует проводить
непрерывно. Следует всегда иметь ввиду, что они быстро устаревают, вследствие
динамично меняющейся ситуации на рынке.
Как свидетельствует практика, активное
применение планирования связано с такими важными преимуществами:
· появляется возможность быть готовым
будущим условиям;
· планирование дает возможность
прояснить существующие и возникающие в будущем проблемы;
· является стимулом менеджеров к
реализации решений;
· повышает эффективность координации
действий в фирме;
· создает предпосылки для повышения
квалификации менеджеров всех уровней, а особенно верхнего звена;
· улучшает возможности обеспечения
предприятия важной и актуальной информацией;
· создает предпосылки для
рационального распределения ресурсов;
· повышает эффективность контроля на
предприятии.
Для потенциального инвестора финансовый план
служит основанием оценки платежеспособности фирмы с позиций взятых на себя
обязательств, а также возможностей получения достаточной прибыли на вложенный
капитал.
Список использованных
источников
. Бухалков
М.И. Планирование на предприятии: Учебник / М.И. Бухалков. - М.: ИНФРА-М, 2011.
- 416 с.
. Бланк
И.А. Финансовый менеджмент: Учеб. курс / И.А. Бланк. - Киев.:Эльга Ника-Центр,
2012. - 481 с.
. Баканов
М.И., Шеремет А, Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. М.: Финансы и
статистика, 2012. - 416 с.
. Бирман
Г, Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов. М.: Банки и биржи ИО
"ЮНИТИ", 2012. - 360 с.
. Ван
ХорнДж.К. Основы управления финансами / Пер. с англ. - М.: Финансы и
статистика, 2009. - 799 с.
. Волков
И.М., Грачева М.В. Проектный анализ. М.: Банки и биржи ИО "ЮНИТИ",
2012. - 450 с.
. Морозов
Ю.П., Боровков Е.В., Королев И.В., Морозов К.Ю. Планирование на предприятии:
Уч. пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.П. Морозова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. -
256 г.
. Шеремет
А.Д. Финансы предприятий: менеджмент и анализ: Учеб. пособие / А.Д. Шеремет,
А.Ф. Ионова. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 487 с.
. Финансовый
менеджмент: Учебник / Е.С. Стоянова [и др.] - Москва: Изд-во Перспектива, 2013.
- 665 с.
10.