Развитие бизнеса и предпринимательства в современной России
Содержание
Введение
. Виды и формы предпринимательства
.1 Виды предпринимательской деятельности
.2 Формы предпринимательской деятельности
. Особенности развития предпринимательства в
России
.1 Этапы становления предпринимательства в
России
Развитие бизнеса и предпринимательства в
современной России
.2 Проблемы развития средних предприятий в
России
.3 Средний бизнес, как фактор роста ВВП
(возможности для концентрации ресурсов в среднем бизнесе)
.4 Основные направления поддержки среднего
бизнеса в РФ
Заключение
Список литературы
Введение
В представленной работе я
предлагаю взглянуть на предпринимательство, не только с точки зрения
классических определений и понятий, хотя разумеется, без них обойтись
невозможно, а с точки зрения рядового обывателя, обычной студентки, рожденной в
эпоху великих перемен в стране и обществе.
Обычно на практике всех, кто
занят бизнесом, называют предпринимателями, что, однако, не совсем верно.
Предприниматель в полном смысле этого слова - предприимчивый человек, занятый
постоянным творческим поиском, принимающий активное участие в деятельности
предприятия, эффективно и грамотно организующий труд своего персонала,
расширяющий возможности хозяйствования в рамках меняющегося законодательства.
То есть предприниматели - это неравнодушные, беспокойные деловые люди,
поведение которых в жизни отличается поисковым характером, которые являются
генераторами новых идей, источниками творческой инициативы и обладают
незаурядными организаторскими способностями. В период становления предпринимательства
в современной России, только ленивый, наверное, не попробовал себя в этом
качестве. Я могу об этом судить по рассказам родителей, на примере своих
близких, знакомых и не совсем близких родственников. В итоге успешными в
бизнесе остались лишь единицы. Кто-то понял, что это не его, кто-то разорился,
кого посадили, а кого-то и похоронили. Все это лишний раз подчеркивает не
только исключительность, рискованность занятия бизнесом, но и отражает этапы
становления предпринимательства в нашей стране на фоне совершенствования
институтов государственной власти в России. За короткий промежуток времени,
приблизительно 20 лет предпринимательство в России совершило громадный скачок в
развитии видов и форм предпринимательской деятельности от «челночного бизнеса»
90-х годов к высокоорганизованным частным корпорациям, охватывающим все сферы
нашей жизни сегодня. Однако становится все очевидней, что зачастую интересы
большинства мега-предпринимателей и потребителей, то есть нас с Вами не
совпадают. Количество прибыли, которую получают предприятия - монополисты в
сфере услуг наиболее нам близкой и понятной не перешло в качество. Недаром этим
сегодня озабочено наше правительство, законодательная власть и даже сам
президент. С экранов телевизора мы постоянно слышим упреки и недовольство
жителей в адрес: РЖД, «Газпрома», сферы ЖКХ, торговых и электрических сетей.
Газета «Ведомости» сообщила 03.12.2013 со ссылкой на письмо, направленное в эти
компании заместителем министра экономического развития Сергеем Беляковым:
«…Минэкономразвития потребовало от госмонополий, в том числе «Газпрома»,
«Транснефти», РЖД и «Россетей» в течение пяти лет ежегодно снижать расходы на
10%. Вопрос стоит даже о «заморозке» тарифов госкорпораций на ближайшую
перспективу. Ниже мы попытаемся выяснить, является ли предпринимательской,
деятельность госмонополий? А пока остается констатировать, что в стране из-за
коррумпированности органов власти на местах и даже на федеральном уровне,
развития малого и среднего бизнеса не происходит. Что же из себя представляет
настоящий цивилизованный предприниматель и почему развитые экономики в сфере
услуг и обслуживания и даже производстве делают ставку на малый и средний
бизнес? Какие виды и формы предпринимательства имеют исторические корни в нашей
стране? Какие этапы в становлении предпринимательства нам предстоит еще пройти,
чтобы по настоящему соответствовать нашим лучшим национальным традициям в этой
сфере? На все эти вопросы мы постараемся получить ответ в этой работе.
1. Виды и формы
предпринимательства
.1 Виды
предпринимательской деятельности
Виды предпринимательва зависят
от векторности и содержания бизнеса, точек приложения капитала и получения
конкретных результатов, связи процесса воспроизводства с основными стадиями
предпринимательской деятельности, по последним данным, можно выделить следующие
виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое,
посредническое, консультативное, которые далее делятся ещё на подвиды, наглядно
показанные на рис. 1.1
Производственное
предпринимательство - это занятие, направленное на
производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, подлежащих
последующей реализации потребителям, то есть если сам предприниматель
непосредственным образом производит: товары, услуги, работы, информацию,
духовные ценности для последующей продажи потребителям, покупателям, торговым
организациям. Функция производства в данном виде предпринимательства является
основной. Предприниматель сам выбирает область бизнеса, руководствуясь наличием
денег и своим предпочтением. На начальном этапе важно провести маркетинговое
изучение площадки (рынка) на которой предлагается реализовывать свою продукцию.
Узнать: кому нужен предлагаемый товар, в каких количествах, что изменяет
уровень потребления, каковы предполагаемые издержки и объемы продаж? И только
после этих процедур можно переходить к составлению бизнес плана и активной фазе
деятельности. В нашей стране производственный бизнес считается не самым
выгодным занятием, так как ломка плановой экономики не обеспечила необходимых
условий для развития частного производственного предпринимательства. Людей
бизнеса пугает непостоянство наших законов, самоуправство власти на местах.
Страхи не реализовать произведенную продукцию, непонятные многочисленные налоги,
сборы и пошлины не позволяют в развитии производственного предпринимательства.
Росту производственного предпринимательства в России препятствует слабая
инфраструктура, отсутствие внутренних и внешних коммуникаций, слабый уровень
квалификации начинающих предпринимателей. Соблазн более доступных и легких
источников дохода. Тем не менее, по статистике производственный бизнес
позволяет получать от 9% до 14 % рентабельности предприятия.
Коммерческое
предпринимательство - это бизнес основное содержание
которого составляют операции и сделки по купле-продаже, другими словами, по
перепродаже товаров и услуг. Общая схема коммерческого предпринимательства в
определенной мере аналогична схеме производственно-предпринимательской
деятельности. Однако в отличие от нее здесь вместо материальных ресурсов
приобретается готовый товар, который затем реализуется потребителю. Таким
образом, вместо производства продукции имеет место получение готового продукта.
Хоть суть коммерческого предпринимательства состоит в сделках купли-продажи, на
практике в нём участвуют всё те же факторы и ресурсы, что и в производственном
бизнесе, но в другом, меньшем масштабе. То есть в коммерческом бизнесе нет
высокой потребности в производственных ресурсах, это и есть отличие от
производственно-предпринимательской деятельности, здесь в структуре капитала
превалирует - оборотный капитал.
Коммерческий бизнес завлекает
легкой возможностью продать товар значительно дороже цены его приобретения и
получить быструю, большую прибыль. В жизни однако, редко кому удается
реализовать задуманное - слишком велики риски непредвиденных факторов.
Сферой коммерческого
предпринимательства принято считать - сетевые супер и гипермаркеты, городские и
колхозные рынки, торговые биржи, всевозможные выставки, интернет и просто
аукционы, торговые дома, торговые базы, другие учреждения торговли. Сегодня в
нашей стране коммерческое предпринимательство можно считать рентабельным и
эффективным, если чистая прибыль от сделки составляет 15-25 % затрат, включая
коррупционную составляющую.
Финансовое
предпринимательство - это бизнес связанный с оборотом
денег и кредитованием, основные формы его проявления это деятельность банков,
деятельность страховых фирм и венчурный бизнес, здесь предметом купли-продажи
выступает:
· валюта иностранных
государств;
· национальные
деньги (российский рубль);
· ценные бумаги
(акции, облигации и прочий эквивалент денег).
Бизнесмен - предприниматель
продает их покупателю или предоставляет ему в кредит. Денежные средства
предлагаются покупателю за плату, превышающую денежную сумму, затраченную
первоначально на покупку этих денежных средств, в результате чего образуется
предпринимательская прибыль. Разновидностями финансового предпринимательства
являются банковское, страховое, аудиторское, лизинговое предпринимательство и
деятельность фондовых бирж.
В случае с кредитным
предпринимательством, предприниматель аккумулирует у себя денежные средства в
виде вкладов, вознаграждая затем владельцев вкладов незначительной добавкой к
основному вкладу в виде депозитного процента, с последующим возвратом всей
суммы первоначального вклада плюс депозитный процент. Заёмные (привлечённые)
таким образом деньги, предлагаются в долг нуждающимся (покупателям кредитов)
под процент, который называют кредитный, он как правило, существенно превышает
депозитный. Разница между депозитным и кредитным процентом и есть источник
прибыли предпринимателей - кредиторов. Таким образом зарабатывают
предприниматели финансового бизнеса. Сегодня в России при ставке
рефинансирования 8,25%, коммерческие банки выдают кредиты гражданам по ставке
14-20% годовых, что сродни ростовщичеству.
Чтобы организовать
финансово-кредитный бизнес необходимо создание следующих структур: коммерческих
банков, финансово-кредитных компаний валютных бирж и им подобных форм.
Деятельность коммерческих банков и других финансово-кредитных организаций
регулируется Законом и подзаконными (нормативными) актами ЦБ и Минфина
Российской Федерации. Закон предполагает, что предпринимательская деятельность
на рынке ценных бумаг должна осуществляться профессиональными участниками.
Государственная структура (Минфин РФ) выступает тоже в качестве предпринимателя
на рынке ценных бумаг, в этом качестве выступают и другие субъекты РФ, а также
муниципальные образования, посредством выпуска в оборот ценных бумаг.
Технология финансовой
предпринимательской сделки аналогична технологии коммерческой сделки. По
классике финансовая сделка считается целесообразной, если чистая прибыль
составляет 5 -7 % для краткосрочных сделок и 10-15 % для долгосрочных.
Посредническое
предпринимательство - это бизнес, в котором
предприниматель непосредственно не участвует в производстве и реализации
(продаже) товара, а играет роль организатора связи (посредника, связующего
звена) между участниками процесса товарного обмена и товарно-денежных операций.
Посредник - это юрлицо или
физлицо, который представляет интересы производителя или потребителя, но сам
таковыми не являющийся. Как правило, посредники ведут предпринимательскую
деятельность самостоятельно, но могут выступать на рынке и от имени
производителей или потребителей, по их поручению. В основном на рынке
посредническо-предпринимательские организации представлены в виде
снабженческо-сбытовых, оптовых, брокерских, дилерских, дистрибьюторских,
биржевых, кредитно-банковских коммерческих и других аналогичных структур.
Предприниматель-посредник в свою цену, предварительно закладывает степень
риска. Посредническая предпринимательская деятельность имеет в какой-то мере
определенные факторы риска. Главная задача и предмет в
посредническо-предпринимательской деятельности соединить две заинтересованные
во взаимной сделке стороны. Так что, не без основания можно утверждать, что
посредничество состоит в оказании услуг каждой из этих сторон. За
добросовестное и качественное оказание подобных услуг предприниматель и
получает доход (прибыль).
Страховое
предпринимательство - это бизнес, который заключается в
том, что предприниматель даёт гарантию на возмещение ущерба в соответствии с
законодательством, юридическому или физическому лицу, посредством заключения
страхового договора. В результате наступления всевозможных неприятностей
(страхового случая) типа: непредвиденного бедствия, потери имущества,
ценностей, здоровья, жизни и т.д., за определенную плату при заключении договора.
Страховку предприниматель выплачивает только при определенных обстоятельствах,
но страховой взнос получает всегда.
Страховой бизнес находится в
зоне наиболее рисковых видов деятельности предпринимателей. Так как вероятность
наступления массовых потерь в результате стихийных бедствий, крупных
техногенных катастроф и других неблагоприятных факторов в последнее время
значительно возросла. В то же время страховая фирма дает определенную гарантию
организациям, предприятиям, физическим лицам (страхователям) получить
компенсацию при наступлении страхового случая в их деятельности, что являются
одним из условий развития в стране цивилизованного предпринимательства, так
жертвуя малой долей капитала (страховой взнос) сберегаешь основные средства.
Консультационное предпринимательство
(консалтинг) - это деятельность по оказанию
платных услуг (консультаций) по вопросам управления. Технология
консультационного предпринимательства включает диагностику проблемы, разработку
и осуществление её решений.
Сущность консалтинга - это
консультирование производителей, продавцов, покупателей по широкому кругу
юридических и экономических вопросов (финансы, создание и регистрация фирм,
внешнеэкономические связи, исследование и прогнозирование товаров, ценных
бумаг, инноваций), а также в подготовке документов, необходимых при создании
новых организаций. Сегодня в России востребована услуга консалтинга,
заключающаяся в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам
управления, включая определение и оценку проблем и возможностей, рекомендации
соответствующих мер и помощь в их реализации.
Консультативное
предпринимательство реализуется в различных видах: в форме разовых платных
устных советов, в виде письменных проектов. Письменные консалтинги имеют
следующие составляющие части: выявление проблемы (диагностика), разработка
решений, варианты осуществления решений.
Основными принципами
консультирования являются: профессиональная компетентность и высокий
профессиональный уровень оказываемой помощи, независимость оказываемых услуг,
рекомендательный характер деятельности, коллективность работы. Виды
консультационного предпринимательства
Экспертный консалтинг -
предпринимательство при котором эксперт-консультант изучает и анализирует
информацию, предоставленную клиентом и затем, основываясь на своем
профессиональном опыте, разрабатывает рекомендации, для успешной реализации или
отказа от воплощения идей, проектов, бизнес-планов и пр. замыслов Заказчика.
Процессный консалтинг - это
активный консалтинг, при котором эксперты-консультанты на всех этапах работы
взаимодействуют с представителями заказчика, создавая условия для генерирования
идей и предложений. Эксперты консультанты совместно с представителями заказчика
анализируют сложившуюся ситуацию, выявляют проблемы и предлагают пути их разрешения,
разрабатывают предложения.
Обучающий консалтинг -
разновидность активного консалтинга, при котором эксперты-консультанты
организуют и проводят лекции, семинары, используют активные формы обучения
(разрабатывают учебные тренинги, проводят деловые игры).
Главное достоинство
консультативного предпринимательства - это минимальные финансовые затраты на
начало деятельности. При консультативном предпринимательстве основным капиталом
считается интеллектуальный.
Консалтинговые услуги могут
быть самыми разнообразными. Европейский справочник-указатель консультантов по
менеджменту в настоящее время выделяет 88 видов консалтинговых услуг,
объединяемых в 8 групп:
. Общее управление.
. Производство.
. Администрирование.
. Информационные
технологии.
. Маркетинг.
. Финансовое управление.
. Управление кадрами.
. Специализированные
услуги.
1.2 Формы
предпринимательской деятельности
Предпринимательская
деятельность всегда реализуется в рамках некой организационной формы
предприятия. Выбор такой формы почти всегда зависит от личных пристрастий и
интересов потенциального предпринимателя, его профессиональной подготовке, но в
основном определяется следующими объективными условиями:
• сферой деятельности;
• наличием денежных средств;
• достоинством форм предприятий;
• состоянием рынка.
Различают следующие формы
предпринимательства, представленные сегодня в России это:
• коллективное;
• индивидуальное
• корпоративное.
Под формой предпринимательства,
определяющей отношения между партнерами внутри предприятия, отношения этого
предприятия с другими предприятиями и государственными органами, как правило,
понимают систему норм.
В соответствии с нашим
Гражданским Кодексом, могут создаваться следующие организационно-правовые формы
предпринимательской деятельности: хозяйственные товарищества и общества,
производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные
предприятия.
Хозяйственные
товарищества могут создаваться в форме полного
товарищества и товарищества на вере. Полным считается товарищество, члены которого
заключили договор (между собой) о создании предприятия для совместного ведения
бизнеса. Имущество полного товарищества формируется из вкладов его участников.
Полному товариществу уставные
документы не требуются, их заменяет учредительный договор, где содержатся также
сведения об ответственности участников полного товарищества за нарушение
обязанностей по внесению вкладов. Участники полного товарищества должны все
подписать учредительный договор, в котором обязательно указано наименование
товарищества, место его нахождения, порядок управления его деятельностью,
размер и состав капитала товарищества, регулирование и порядок изменения доли
каждого из его участников.
Итоги предпринимательской
деятельности (прибыль и убытки) полного товарищества делятся пропорционально
долям участников в их общем капитале. Налогообложение складывается следующим
образом: каждый участник прибавляет свою долю прибыли к имеющемуся у него
доходу и с этой суммы платит налоги.
По обязательствам товарищества,
участники полного товарищества несут ответственность своим имуществом.
В смешанном товариществе,
имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые
несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм
внесенных ими вкладов так же как и участники, осуществляющие от имени
товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающие по обязательствам
товарищества своим имуществом. В осуществляемой таким товариществом
предпринимательской деятельности, они (коммандитисты) участия не принимают.
Хозяйственные
общества - следующая группа предпринимательских
предприятий к ней относится: общество с ограниченной ответственностью, общество
с дополнительной ответственностью, акционерное общество, дочерние и зависимые
общества.
В России широкое
распространение получили товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО),
что особенно было характерно для бизнеса на начальном этапе перехода экономики
России к рыночным отношениям. Сегодня в ГК (Гражданском Кодексе) в основном
присутствуют принципы ТОО в форме общества с ограниченной ответственностью
(ООО). Данное общество может быть учреждено одним или несколькими лицами, где
уставный капитал делится на доли определенных учредительными документами
размеров. Участники ООО (общество с ограниченной ответственностью) несут риск
убытков, связанных с деятельностью общества, только в пределах стоимости
внесенных ими вкладов и не отвечают по его обязательствам.
Общество с дополнительной
ответственностью (его участники) солидарно несут ответственность по его
обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех пропорциональном размере
к стоимости их вкладов, определяемых учредительными документами общества, в
отличие от общества с ограниченной ответственностью. В случае банкротства
одного из участников его ответственность по обязательствам общества
перераспределяется пропорционально долям (вкладам) остальных участников
общества.
Наиболее популярной, в
современных условиях, формой предпринимательства считаются акционерные
общества. Большая часть их создана приватизацией бывших государственных и
муниципальных структур (предприятий, учреждений). Капитал акционерных обществ
(уставный) поделен на некоторое количество акций. Акционеры (участники
акционерного общества) рискуют только стоимостью, принадлежащих им акций и не
отвечают по обязательствам самого общества.
Различают также открытые и
закрытые акционерные общества. Участники открытого акционерного общества (ОАО)
могут распоряжаться принадлежащими им акциями без согласования с другими
членами общества. Акции ОАО могут предлагаться в свободную продажу, на
выпускаемые акции проводится открытая подписка. ООО имеет обязательство
публично ежегодно раскрывать отчет об убытках и прибылях и публиковать
бухгалтерский отчет.
В закрытом акционерном обществе
(ЗАО), акции распределяются только среди его участников (учредителей) или иного
заранее определенного круга лиц. ЗАО не проводит открытую подписку на
выпускаемые им акции, в отличие от ОАО.
Участники ЗАО (акционеры)
обладают преимущественным правом покупки акций, в случае продажи их другими
членами (акционерами) закрытого акционерного общества.
Устав, утвержденный
учредителями, является учредительным документом, как открытого, так и закрытого
акционерного общества. В Уставе, помимо общих сведений, также прописаны условия
и категории акций, которые выпускает общество, их номинальная стоимость и
количество. Отдельно представлены сведения: о размере уставного капитала
общества; о правах акционеров; о составе и компетенции органов управления
обществом и порядке принятия ими решений.
Компания, которая владеет
контрольным пакетом акций других фирм (предприятий) называется Холдинг.
Холдинги, имеют возможность контролировать деятельность дочерних фирм, обладая
контрольными пакетами акций и получая прибыль, диктуя дочерним фирмам свою
стратегию и назначая в управление этими фирмами доверенных людей.
Холдинговые
компании бывают:
· промышленные;
· торговые;
· банковские;
· страховые
ГК (Гражданским кодексом)
определены дочерние и зависимые общества. Дочерним признается хозяйственное
общество тогда, когда на решения, принимаемые в таком обществе влияет и
определяет их другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу
преобладающего участия в его уставном капитале. Дочернее общество не отвечает
по долгам основного общества (товарищества). В то же время основное общество
(товарищество) отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным
последним во исполнение его указаний.
Несколько иной экономический
статус имеет зависимое хозяйственное общество. Зависимым признается такое
хозяйственное общество, если другое, преобладающее или участвующее общество имеет
более 20% голосующих акций акционерного общества или 20% уставного капитала
общества с ограниченной ответственностью.
Своеобразной
организационно-правовой формой предпринимательских предприятий являются
производственные кооперативы. Производственным кооперативом, или артелью,
признается добровольное объединение граждан для совместной производственной или
иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином
участии.
В производственном кооперативе
объединяются имущественные паевые взносы его членов. Сферой деятельности такого
кооператива может быть, помимо производства, переработка, сбыт промышленной,
сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое
обслуживание, оказание других услуг. Учредительным документом производственного
кооператива служит его устав, утверждаемый общим собранием его членов. Важной
особенностью производственного кооператива является то, что он не вправе
выпускать акции, а также то, что каждый член кооператива имеет один голос при
принятии решений общим собранием.
В особом ряду среди
организационно-правовых форм предпринимательских предприятий стоят
государственные и муниципальные унитарные предприятия]. Под унитарным
предприятием понимается коммерческая организация, не наделенная правом собственности
на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного
предприятия неделимо и не может быть распределено по долям между работниками
предприятия или другими лицами.
В форме унитарных предприятий
могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится
соответственно в государственной или муниципальной собственности. Оно
принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного
управления. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления,
называется федеральным казенным предприятием
Индивидуальные
формы
Самой простой формой
предпринимательства, является единоличное владение. Обычно под частными,
индивидуальными, семейными, (единоличными) предприятиями подразумевается
предприятие, владелец которого - физическое лицо или одна семья. В таком
предприятии функции собственника и предпринимателя соединены в одном лице
(субъекте), которое самостоятельно или вместе со своей семьёй получает и
распределяет прибыль, несет имущественную ответственность перед кредиторами и
третьими лицами и весь риск от хозяйственной деятельности, не являясь
юридическим лицом. Собственник такого предприятия может применять наемный труд,
но не более двадцати человек.
Предпринимателю - единоличнику
предоставлена полная, свобода, оперативность и самостоятельность в руководстве
предприятием. Сама по себе данная форма единоличного предприятия уместна там,
где требуется быстрота принятия решений, а не столько привлечение крупных
капиталов - способность предпринимателя незамедлительно принять необходимые
меры. В этом и заключаются преимущества данной формы хозяйствования. Поэтому
единоличные предприятия особенно распространены там, где происходит быстрый
оборот капитала (торговля), в отличие от форм, связанных с производством.
Предпринимательский доход
присваивает единственный владелец предприятия, он активно развивает деловые
операции. Он напрямую заинтересован в эффективном хозяйствовании и использовании
средств производства. Среди недостатков единоличного предпринимательства можно
отметить соединение всех функций хозяйствования в одном лице (собственник,
предприниматель, менеджер, финансист, кадровик, специалист по маркетингу,
рекламе, сбыту), что требует незаурядных профессиональных качеств по всем этим
направлениям деятельности, которыми могут обладать немногие.
Корпоративные формы
предпринимательства
Фирмы различных
организационно-правовых форм могут объединяться в ассоциации, концерны, консорциумы,
межотраслевые и региональные союзы, в целях координации деятельности, защиты
общих коммерческих интересов и повышения эффективности капитала
Предприятия, входящие в
объединение, сохраняют самостоятельность и статус юридического лица.
Руководители объединения не владеют распорядительной властью в отношении фирм,
входящих в это объединение и строят свои отношения с фирмами на договорной
основе.
Концерн - это объединение
предприятий, осуществляющее совместную деятельность на основе добровольной централизации.
Таким объединениям свойственны функции производственного и социального
развития, финансовой, природоохранной, внешнеэкономической деятельности, а
также научно-технического и хозрасчетного обслуживания предприятий под общим
финансовым контролем их систем управления. Концерны, как правило, являются не
только многоотраслевыми с основным производственным ядром экономической
деятельности, но и диверсифицированными с нефиксированными видами деятельности.
Консорциум - это временное
добровольное объединение предприятий для решения конкретных задач. Консорциум в
Российской Федерации может быть создан для реализации государственной программы
силами группы предприятий любой формы собственности.
После выполнения поставленной
задачи консорциум прекращает свою деятельность или преобразуется в новый вид
договорного объединения. Как правило, консорциум - это временное соглашение
между держателями финансовых ресурсов для совместного размещения займов,
проведения финансовых или коммерческих операций крупного масштаба,
осуществления крупного промышленного или иного строительства, увеличения
выпуска продукции.
Хозяйственная ассоциация - это
договорные объединения организаций и предприятий (союз, фонд), создаваемых в
целях совместного осуществления одной или нескольких
производственно-хозяйственных функций. Участие в ассоциации накладывает
ограничения на предприятия менее жесткие, чем в концерне. Участники
хозяйственных ассоциаций могут входить в другие договорные объединения
предприятий и организаций без согласования с другими участниками. Ассоциация
производственно-хозяйственного типа, как правило, объединяет интересы субъектов
одного или тесно взаимосвязанных родов деятельности.
Помимо этого, для
сотрудничества в целях защиты граждан и их социальных слоев в каких-либо сферах
жизни общества могут создаваться так называемые социальные ассоциации, в состав
которых входят различные благотворительные фонды.
предпринимательство
бизнес инвестиция холдинговый
2. Особенности
развития предпринимательства в России
.1 Этапы
становления предпринимательства в России. Развитие бизнеса и
предпринимательства в современной России.
С моей точки зрения, в том или
ином виде предпринимательство существовало всегда, после того как людей за
грехи изгнали из рая и у них появилась потребность что-то добывать, доставать,
производить, создавать. Эту потребность кто-то должен был удовлетворять, т.е.
качества и способности предпринимателя уже тогда стали востребованы. Сегодня,
документально мы можем проследить становление предпринимательства в России со
времен Киевской Руси в виде торговли и различных промыслов. Купцов можно
считать первыми представителями предпринимателей в полном смысле этого слова.
Первые документы о предпринимательстве на Руси появились в 9 веке, был принят
знаковый документ для регулирования отношений между купцами. В нем были
закреплены принципы неприкосновенности собственности и предусматривалась
возможность банкротства. Таким образом, условно можно выделить следующие этапы
становления предпринимательства в России:
· до 15 века - первый
этап - предпринимательство в области ремесла и торговли;
· с 15 века, до
начала 20 века - второй этап - образование сообщества предпринимателей,
в которое входили ремесленники, купцы, ростовщики и другие формы собственников.
В это время появляется и сам термин «предпринимательство», который относится ко
всем лицам, занятым деятельностью, направленной на развитие производства,
торговли и получение дохода (бизнесом). В годы правления Петра I, с 1689 года
по 1725 год предпринимательство получило наибольшее развитие. В России в это
время бурно развиваются такие отрасли, как горная, оружейная, суконная,
полотняная, создаются мануфактуры.
· Начиная со второй
половины 19 века - третий этап появление корпоративного финансирования,
которое способствовало образованию предпринимательских союзов. В таких
объединениях капиталисты не всегда выступали в роли предпринимателей, а
предприниматели не всегда являлись капиталистами. Значимым стимулом в развитии
предпринимательства стала в 1861 г. реформа по отмене крепостного права. В
России начинается строительство железных дорог, активизируется деятельность,
направленная на создание акционерных обществ. Особенно обновлению и развитию
промышленности способствует приток иностранного капитала. В 20 веке Россия выходит
на передовые позиции в сфере предпринимательства, оно становится массовым
явлением в России, предприниматель сформировался как собственник.
· с октября 1917 года
- четвертый этап - формирование государственной монополии и полная
централизация экономики. Всё это уничтожило частную собственность. В этот
период был взят курс на ликвидацию рыночных экономических связей.
· с марта 1921 года -
пятый этап - Новая экономическая политика - была принята 15 марта 1921
года X съездом РКП(б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в
ходе Гражданской войны. Новая экономическая политика имела целью восстановление
народного хозяйства и последующий переход к социализму. Главное содержание НЭП
- замена продразвёрстки продналогом в деревне (при продразвёрстке изымали до 70
% зерна, при продналоге - около 30 %), использование рынка и различных форм
собственности, привлечение иностранного капитала в форме концессий, проведение
денежной реформы (1922-1924), в результате которой рубль стал конвертируемой
валютой. Сущность НЭПа была понятна не всем. Неверие в НЭП, его
социалистическую направленность порождало споры о путях развития экономики
страны, о возможности построения социализма.
В целом нэповская экономика
представляла собой сложную и малоустойчивую рыночно-административную
конструкцию. Причем введение в нее рыночных элементов носило вынужденный
характер, а сохранение административно-командных - принципиальный и
стратегический. Не отказываясь от конечной цели (создания нерыночной системы
экономики) НЭПа, большевики прибегли к использованию товарно-денежных отношений
при одновременном сохранении в руках государства «командных высот»:
национализированной земли и недр, крупной и большей части средней
промышленности, транспорта, банковского дела, монополии внешней торговли. С
точки зрения В. И. Ленина сущность нэповского маневра заключалась в подведении
экономического фундамента под «союз рабочего класса и трудящегося
крестьянства», иначе говоря - предоставления известной свободы хозяйствования
преобладавшей в стране среди мелких товаропроизводителей с тем, чтобы снять их
острое недовольство властью и обеспечить политическую стабильность в обществе.
Частное предпринимательство
было представлено такими организационными формами, как аренда, кооперативы,
акционерные общества, товарищества.
· с конца 20-х годов
- до первой половины 80-х годов двадцатого века - шестой этап, который
характеризуется перемещением предпринимательской деятельности в нелегальное
положение расцвет теневой (подпольной) экономики. Пик развития так называемых
«цеховиков» - это определенная часть незаконно действующей экономики, которая
показывает совокупность производственных отношений и действия которой не
подлежат фиксированию в официальной финансовой отчетности. Основным двигателем
теневой экономики был дефицит товара, который определялся диспропорциями между
растущими потребностями общества и ограниченными возможностями
социалистического производства, между спросом населения и предложением плановой
экономики, между сервисом и производством. Значимую и негативную роль здесь
сыграла развязанная западом гонка вооружений, когда вся промышленность СССР
работала на оборонку, практически не выпуская и не развивая товары народного
потребления (группы Б).
· со второй половины
80-х годов двадцатого века - седьмой этап - предпринимаются попытки по
формированию экономического мышления на базе плановой модели экономики и
социалистической предприимчивости. Начались попытки возродить такие забытые
формы хозяйствования, как кооперация, подряд, аренда.
· с 90-х годов
двадцатого века - восьмой этап - знаменующий переход к рыночной
экономике в новой истории России, который коренным образом изменил отношение к
частной собственности, конкуренции, предпринимательству. Предпринимательство
становится составным и основным компонентом, так называемой, рыночной
экономики. Начиная с 1997 года, предпринимательство в России выходит на новый
уровень. В этот период отмечается рост общей численности малых предприятий. По
данным Госналогслужбы РФ на 1.07.1997 года количество частных предпринимателей
достигло 3,5 млн. человек. Однако сфера производства в нашей стране не особенно
привлекает малые предприятия. Хотелось бы остановится несколько подробнее
именно на идеологии развития предпринимательства в России именно в последние
годы.
За прошедший период
преобразований накоплен определенный опыт, поэтому есть возможность проследить
и проанализировать направления и пути развития современного российского
предпринимательства на предмет соответствия опыту мировой практики и
теоретических положений экономической науки. Теория предпринимательства имеет
столь же давнюю историю, как и экономическая мысль. Это сложное
социально-экономическое понятие носит всеобщий, универсальный характер.
Категория людей предпринимателей является естественным результатом отбора
поиска многих поколений людей, наиболее актуальных и эффективных решений в
отношениях с окружающей средой в удовлетворении собственных потребностей и
запросов общества.
Каждый этап в развитии общества
ставил перед предпринимательством новые задачи, а их разрешение требовало
адекватных и оправданных форм. Поэтому качественными характеристиками
экономической сущности предпринимательства определяется эффективность
функционировании любой экономической системы в прошлом, настоящем и будущем. В том
числе и в строительстве реформируемой экономики России последнего десятилетия.
Предпринимательство как сложное
многоплановое понятие является объектом исследования разных научных дисциплин:
экономической теории, истории, социологии, права, психологии, культурологии. В
свою очередь в них выделяются направления и школы, которые базируются на разных
методологических и концептуальных подходах с ориентацией на многочисленные
критерии, признаки, трактовки оценок и путей развития. Особый интерес вызывают
условия и эффективность выбора предпринимательских структур на разных уровнях
общественной организации, процессы взаимодействия с государством, социальный
состав предпринимательского корпуса и его внутренняя иерархия.
С удовольствием хочу отметить,
что проблемы предпринимательства всё больше и больше находят отражение в нашей
отечественной литературе и происходит этот процесс по нарастающей - от
журнальных статей, преимущественно информационно-пропагандистского,
концептуального характера или достижений зарубежного опыта до серьезных
исследований аналитического и прикладного характера. Период «романтических
ожиданий и литературных поисков» сменяется периодом обобщений опыта,
исследования авторами различных аспектов дискуссионных проблем «возрождающегося
российского предпринимательства».
Начиная с середины 90-х годов в
учебных заведениях начинается преподавание специальных дисциплин и курсов по
предпринимательской деятельности с методическим обеспечением разнообразной
учебной литературой.
Отечественными авторами предпринимательство
исследуется в контексте разных концептуальных подходов и критериев, чем и
обусловлено появление разнящихся характеристик экономической сущности
предпринимательской деятельности. Перечислю только некоторые определения,
которые содержатся в экономической литературе. Итак, предпринимательство
рассматривается как: фактор производства; универсальная экономическая функция,
осуществляющая новые комбинации экономических ресурсов; особая инновационная
форма производства; хозяйственный тип поведения; особый тип общественного
производства; инновационная деятельность, основанная на материальном интересе.
Как уже говорилось выше, ГК РФ
предпринимательство определено, как «…самостоятельная, осуществляемая на свой
риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от
пользования имуществом продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг
лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». Я
привела эту цитату, как правовую норму. В общих чертах под предпринимательством
понимается производственная деятельность, направляемая на получение выгоды,
дохода, прибыли с использованием новизны, новаторства, риска, инициативности, в
комбинировании экономическими ресурсами - внедрение новых видов производства и
технологий, новых сфер приложения капитала и интеллекта.
По моему мнению, для
современной экономической парадигмы оценочными показателями
народнохозяйственной эффективности являются уже не объёмы отдачи от
вещественных элементов производства, а способность хозяйства к качественным
сдвигам в структуре человеческого капитала. Равно как и в тех видах
экономической и социальной деятельности, которые обеспечивают динамику развития
этого системообразующего компонента экономики современного общества. К ним
следует отнести и предпринимательские способности людей. Усилиями деловых людей
(предпринимателей) выполняется координирующая роль в движении ресурсов, их
комбинации. Осуществляя эти манипуляции с факторами производства при реализации
личных интересов, предприниматели в итоге способствуют установлению
определенной иерархической соподчиненности хозяйственных связей в реальной
экономике и динамичному равновесию экономической системы в целом. Одним из
реальных и позитивных результатов радикального реформирования современной российской
экономики при переходе к рыночным методам управления, представляется
возрождение классического типа отечественного предпринимательства.
Практически все современные
исследователи едины в том, что свободное предпринимательство является не только
основным элементом рыночной экономики, но и определяющим фактором
экономического роста не только и не столько в решении текущих проблем, а в
плане перспективных стратегических тенденций. Ну а предприниматель повсеместно
выступает одной из постоянных и знаковых фигур в разных сферах жизни общества.
При этом резонно замечено, что при любом «раскладе сил» в экономической системе
и социальной структуре общества требуется всегда соотносить деятельность и
положение предпринимателей применительно к конкретному историческому периоду,
этапу в общественном развитии и совокупностью социально-экономических условий,
в которых они функционируют.
Высказанное замечание носит
принципиальный характер, поскольку часто активный рост предпринимательских
инициатив ассоциируется с динамичным и устойчивым экономическим подъемом. Но
всплеск этой активности скорее характерен для кризисных проявлений, как
необходимый ресурс в поиске путей и возможностей преодоления кризиса.
В условиях падения
производства, ухудшения рыночной конъюнктуры, падения уровня жизни возрастает
потребность в инициативных людях с предпринимательскими способностями. Но стать
предпринимателем можно и вопреки собственным первоначальным желаниям, например,
по причинам потенциальной или реальной безработицы. Подобные причины и процессы
смены рода занятий, имущественного и общественного статуса граждан носят
всеобщий характер. Так, в ходе «предпринимательской революции», прокатившейся
по ведущим странам Запада, около четверти основателей мелких фирм были из числа
безработных.
Как показывают события новейшей
истории 20 века, подобная ситуация с массовым увеличением состава
предпринимательского корпуса за счет «вынужденных» предпринимателей была
характерна для мировых структурных кризисов 70-х годов. Она прослеживается и в
пореформенной России 90-х годов.
Результаты социологических
исследований, проведенных в этот период среди российских предпринимателей
малого бизнеса, также показывают доминирование материального интереса в их
деятельности Что, впрочем, вполне логично и объяснимо. Стремление к
материальному благополучию, столь важное в начале предпринимательской
деятельности, перестает быть самоцелью при достижении определенного
материального уровня и удовлетворения ряда основных жизненных потребностей. В
целом в составе российских предпринимателей можно выделить несколько групп,
различающихся по мотивам деловой активности и поведению. Кроме бизнесменов,
ориентированных на улучшение своего материального положения, это могут быть:
•энтузиасты, желающие
реализовать на практике свои профессиональные знания или идеи;
•люди, стремящиеся обрести
свободу и независимость, найти свое место в жизни;
•индивидумы, идущие в бизнес по
политическим мотивам (стремление доминировать во власти);
•игроки по своей сути, для
которых интересен поиск новых решений, творческие начала;
•предприниматели - «патриоты»,
стремящиеся сделать Россию богатой и сильной страной.
Представленная типология
мотивов достаточно условна в силу подвижности границ между различными группами
предпринимателей и со временем одни мотивы могут изменяться или вытесняться
другими. Причины такой трансформации разные, связаны с заметной неустойчивостью
экономического положения и статуса групп предпринимателей. Различаются они
принципиально не только по видам деятельности, но и масштабам хозяйствования,
организационному и техническому уровню, происхождению капитала, кадровому
потенциалу. Как правило, наиболее стабилен и корпоративен крупный бизнес, он
теснее связан с государственными структурами и другими общественными
институтами. Все это принципиально отличает его от массового мелкого и среднего
предпринимательства.
Благополучие, устойчивость,
престижность положения и мобильность предпринимателей, их поведение
определяются многими обстоятельствами. Кроме перечисленных выше, к ним следует
отнести правовую обеспеченность и гарантии государства в создании
цивилизованного конкурентного рынка. Так оказалось важным не только
продолжительность «предпринимательского стажа», но и время прихода в бизнес.
Стать предпринимателем, например. в начале реформ (1989 - 1992 гг.) было проще,
чем в середине десятилетия или во второй его половине. Довольно либеральные
условия слабой правовой обеспеченности «первоначального накопления капитала»
сменились уже сложившимися правилами отношений между деловыми людьми и
государством.
Сформировался верхний слой
предпринимательского корпуса - наиболее крупные предпринимательские структуры.
Активные процессы ротации в настоящее время происходят преимущественно в его
нижнем и среднем звеньях. Происходящие изменения имеют свою логику,
прогнозируемые направления и должны отслеживаться органами государственного
управления, адекватно отвечая интересам и целям экономического и социального
прогресса общества.
Формирование
предпринимательских структур на территории бывшего Советского Союза происходило
в условиях перехода от демонтажа системы тотального огосударствления всех сфер
экономической деятельности к рыночным методам хозяйствования. Фактически при
отсутствии свободных рынков, ресурсов и других атрибутов внешней предпринимательской
среды, традиционно негативном отношении населения к легитимному признанию
частной собственности. Движение общественного сознания к правовому и
гражданскому признанию бизнеса было исключительно сложным и менялось постепенно
и медленно. Вступление в силу законов «Об индивидуальной трудовой деятельности»
(1997г.) и «О кооперации в СССР» (1988г.) создавало благоприятные условия для
негосударственных форм хозяйствования и с началом действия этих нормативных
актов пошло возрождение современного российского предпринимательства.
Поскольку импульсы
реформирования экономически задавались «сверху», то и становление
предпринимательства шло не классическим путем, минуя традиционные промежуточные
экономические и организационно-правовые формы предпринимательских структур и
даже виды предпринимательства. Известно, что в любой макроэкономической системе
действует определенная специализация функционирующих в ней капиталов.
Реализация предпринимательских способностей возможна в сферах производства,
обращения, предоставления кредита, и интегрированным показателем степени
зрелости предпринимательской деятельности выступает дифференциация совокупного
капитала в реальном секторе экономики.
При всей значимости
товаро-производящей сети и увеличении издержек приоритет в воспроизводственном
процессе остается за товаро-производящим звеном. Возрождение российского
предпринимательства происходило прежде всего в посреднической деятельности и
было связано с распределительными отношениями. Сфера обращения оказалась
наиболее конкурентоспособной, сравнительно мало затратной и высокодоходной.
Активно заполнялись рыночные ниши, приносящие быстрый и большой коммерческий
доход на разнице мировых и внутренних цен, тотальном дефиците потребительского
рынка, отсутствии действенных элементов рыночной инфраструктуры и институтов
рынка.
Применительно к современной
российской действительности пока сложно установить четкие количественные и
качественные параметры всего предпринимательского корпуса. Продолжается
формирование нескольких типов предпринимателей, так как в сферу бизнеса активно
вовлекаются представители различных социальных слоев и профессий. Однако при
всей разности научных подходов и классификаций большинство исследователей
выделяют особую группу наиболее богатых (даже по западным меркам), влиятельных
и авторитетных деловых людей. Они занимают высокое имущественное и социальное
положение в обществе, представляя высшие его слои. Речь идет о
предпринимательской элите.
Что же представляет собой
предпринимательская элита - группа лидеров делового мира современной России?
Каковы виды и масштабы ее деятельности? Наконец, каков социальный портрет этого
небольшого, но влиятельного сообщества? Постараюсь кратко остановиться на
рассмотрении предлагаемого перечня вопросов.
Предварительно отмечу, что
французское слово elite означает «лучшее, отборное», а также «…наиболее видные
представители части общества, группировки». Один из основоположников теории
злит итальянский экономист и социолог В. Парето считал, что «… в элиту в
качестве составной части входит небольшое число тех индивидов, каждый из
которых преуспел в своей области деятельности и достиг высшего эшелона профессиональной
иерархии..». Далее он предлагает десятибалльную систему оценки профессиональной
деятельности, которая вполне применима и к нашим коммерсантам и банкирам.
Каналы формирования состава
данного слоя предпринимателей, его социальная база определяется условиями
перераспределения бывшей государственной собственности, противоречивым
законодательством, отсутствием действенной системы налогообложения и слабости
других институтов государственной власти.
Формирование первоначального
капитала шло быстрыми темпами и осуществлялось разными путями. Одним из них был
процесс приватизации, явившийся во многом основой появления частного
предпринимательства и многоукладности реформируемой российской экономики.
Среди преуспевающих ныне
крупных предпринимателей выделяются два типа:
собственники капитала, лично
осуществляющие руководство принадлежащими им производственными или
непроизводственными структурами и наемные руководители, работающие на выборных
должностях или по контракту: управляющие, президенты, директора.
Первую предпринимательскую
«волну» представляли бывшие управленцы, инженерно-технические работники,
работники науки, руководители государственных и коллективных хозяйств, а также
представители партийной и комсомольской номенклатуры, криминальных структур и
теневого бизнеса. Появление предпринимательской элиты закономерно отражает
общее состояние российского общества переходного периода. Этот слой вырос из
основ социального устройства и помимо хозяйственных, экономических функций
неизбежно начинает исполнять функции идеологического и политического плана.
Сфера интересов элиты
простирается не только на реализацию своего потенциала, наращивание капиталов,
получение доходов, но и на решение глобальных, общенациональных проблем
дальнейшего развития страны по пути её процветания, социальной гармонии и
независимости. На фоне относительно успешно развивающегося крупного
предпринимательства хочу остановиться даже не на малом (о нём кстати сегодня
говорят постоянно, но к сожалению ничего не делают), а среднем бизнесе.
.2 Проблемы
развития средних предприятий в России
В России, по оценкам
правительства, доля малого и среднего бизнеса в общем объеме ВВП составляет
примерно 16-18%. (5 лет назад она не превышала 12%). Это - не только самый
низкий показатель среди крупных экономик мира, но и худший показатель для всех
стран с «экспортно-сырьевой» экономикой или моделью развития.
Таблица 2.1 Доля малого и
среднего бизнеса в ВВП и занятости в разных странах
Государство
|
Доля
в ВВП
|
Доля
в занятости
|
США
|
~
50%
|
~
50%
|
Страны
ЕС
|
50-70%
|
50-70%
|
Япония
|
>50%
|
>80%
|
КНР
|
>60%
|
>80%
|
Южная
Корея
|
~50%
|
>80%
|
Бразилия
|
>60%
|
~
65%
|
Индия
|
<
20%
|
~
65%
|
Турция
|
~25%
|
~65%
|
Египет
|
~25%
|
>80%
|
Российская
Федерация
|
<17%
|
<
50%
|
При этом, если в указанных выше
зарубежных странах в малом и среднем бизнесе занято от 65 до 80%
трудоспособного населения (кроме КНР), то в Российской Федерации этот
показатель составляет менее 50%. Таким образом, с учётом доли данного сектора в
экономике, можно констатировать, что на одного занятого в малом и среднем
бизнесе в РФ приходится меньшая доля в ВВП, чем в большинстве стран мира - от
развитых экономик до экспортёров сырья. Является ли это следствием
«унаследованной» от СССР структуры распределения основных производственных
фондов, высокой доли «теневых» доходов в выручке малых и средних предприятий
или дело в незаинтересованности последних инвестировать в технологии,
повышающие производительность труда? Существенное значение имеют все указанные
и некоторые другие причины. Важно оценить, какими средствами можно добиться
ускорения роста ВВП и создания новых рабочих мест в негосударственном секторе,
помогая малому и среднему бизнесу в РФ.
Сегодня, между крупнейшими 400
предприятиями России (выручка которых в 2010 году - свыше 11 миллиардов рублей
или более 400 миллионов долларов) и остальными почти 5 тысяч «крупных»
предприятий с выручкой примерно от 35 до 400 млн. долл., существуют огромные
различия в условиях для ведения бизнеса и государственной поддержки.
Фактически, предприятия, относимые к «крупным», но находящиеся за пределами
списка 400 крупнейших, как и «средние» по формальным критериям предприятия, в
современной экономике РФ могут рассматриваться, как единая категория «Среднего
бизнеса» по следующим причинам:
•предприятия (условно «средние»
или «крупные» за пределами первых 400) являются в основном предприятиями с
негосударственной собственностью и управляются, как независимые компании в
условиях жесткой рыночной конкуренции (если не рассматривать те из них, чьи
контрольные пакеты акций переданы в «госкорпорации»);
•такие предприятия, как
правило, не имеют достаточных источников финансирования, связанных с
государством и принадлежащими ему банками (СБ, ВТБ, ВЭБ), т.к. они работают вне
системы «ручного управления» и не входят в число гарантированных подрядчиков
государства. Ввиду недостаточного объёма активов и выручки они также не имеют
доступа к рынкам капитала, т.е. не могут рассчитывать на размещение своих
ценных бумаг на внутреннем и внешнем рынках в ближайшие годы. Тем самым они, в
отличие от крупнейших предприятий, не могут осуществлять достаточные для своего
развития инвестиции;
•такие предприятия в
большинстве случаев являются объектами наиболее пристального внимания со
стороны фискальных и других контролирующих органов (т.е. - намного больше, чем
малый бизнес), не обладая при этом существенным административным ресурсом для
«защиты бизнеса» и не будучи интегрированными в государственные программы или
проекты. Обладая намного большими возможностями (нанимать юристов, привлекать
налоговых экспертов, лоббировать свои интересы во властных структурах и др.),
чем малый бизнес, такие предприятия, тем не менее, подвержены наиболее сильному
фискальному и административному давлению и находятся в худших условиях, чем
малый бизнес.
Результатом политики,
проводившейся с начала 1990-х годов в отношении среднего бизнеса (точнее -
полного отсутствия политики его поддержки со стороны государства, активно
«помогавшего» крупнейшим компаниям, на финансовую и политическую поддержку оно
рассчитывало со времён приватизации) стало постепенное исчезновение ряда
важнейших отраслей российской экономики (в лёгкой промышленности, например) и
сокращение доли средних предприятий в российской экономике до минимального
уровня.
Основными
проблемами, характерными для независимых средних
предприятий России и тормозящих их развития, являются:
Для
производственных предприятий:
1. Производительность
труда. По оценкам McKinsey, неэффективная организация труда снижает
производительность, в зависимости от отрасли, на 30-80%. Неэффективность
возникает из-за наличия ненужных функций и процессов, а так же из-за низкой
автоматизации труда. Автоматизированные функции в большинстве своем были
введены еще в СССР, и их обслуживание требует дополнительных трудозатрат ввиду
их физической изношенности.
. Физически изношенные и
морально устаревшие основные фонды. Большинство средних предприятий стали
независимыми в результате приватизации, и работают на основных производственных
фондах, доставшихся им от государства, т.е. созданных в 1970-80-е гг., причём в
рамках технологических цепочек, характерных для плановой экономики СССР.
Сегодня эти предприятия обладают активами не только устаревшими физически, но
морально, с неоптимальной структурой: им требуются избыточные производственные
площади и энергетические мощности, энергоёмкое оборудование и др.
. Обновление основных
производственных фондов было и остаётся практически невозможным. Из-за
отсутствия доступа к долгосрочному финансированию, обусловленного
недостаточными размерами предприятий, а также высокой стоимости финансирования,
средние предприятия производственной сферы смогли вкладывать в расширенное и
простое воспроизводство основных фондов намного меньше, чем крупнейшие компании
(в основном - сырьевые и телекоммуникационные).
. Норма прибыли для
средних производственных предприятий - самая низкая среди секторов российского
бизнеса: по сравнению с 20-50% операционной прибыли в сырьевом секторе (где
большинство предприятий являются крупными) средние производственные предприятия
до кризиса имели прибыль в пределах 5 - 10% (* по данным Минфина), а сегодня
имеют отрицательную или близкую к нулю рентабельность. В малом бизнесе, где
основные фонды составляют меньшую часть капитала, кредитное финансирование
используется реже (т.е. на уплату % уходит относительно меньшая часть выручки),
а цикличность производства не вынуждает длительное время работать с убытками,
норма прибыли также выше, чем у средних предприятий (в тех же отраслях).
Для предприятий
сферы услуг:
1. Размеры российских
торговых, финансовых и сервисных компаний - главный тормоз их роста.
Незначительные масштабы «сетевых» предприятий сферы услуг (розничной торговли,
страхования, общественного питания, туристического и гостиничного бизнеса,
техобслуживания и т.п.) не позволяют им успешно конкурировать с глобальными
сетями, открывающими свои филиалы в РФ. Это является главным препятствием не
только для сохранения доли национального капитала в данной сфере, но и ведёт к
монополизации рынков иностранными торговыми (сервисными) сетями, а,
следовательно, - к росту цен, вымыванию товаров отечественного производства, и
перетоку основной массы прибыли за рубеж из многих отраслей российской
экономики.
. Конкуренция со стороны
незаконно произведенных или импортированных товаров, поставляемых на рынок и
реализуемых в розницу по ценам, не включающим обусловленные законом платежи,
взимаемые с легально работающих бизнесов: Нелегальные «Черкизоны», работающие
под их «крышей» сотни тысяч мелких торговцев (в большой степени - иностранных)
и закрывающие глаза на их деятельность органы власти наносят ущерб обществу и
экономике не только неуплатой налогов и пошлин, но и негативным воздействием на
легальные каналы дистрибуции товаров. Сокращение товарооборота и закрытие
многих российских розничных сетей в ходе кризиса происходило параллельно с существенным
повышением доли нелегальных и полулегальных торговцев в розничном обороте в РФ.
. Отсутствие развитой
транспортной инфраструктуры, особенно разветвленной сети автомагистралей
высокого качества не позволяет розничным торговым сетям и логистическим компаниям
эффективно управлять товарными запасами, и тормозит развитие данного вида
бизнеса.
Для предприятий
всех отраслей, относимых к «средним»:
1. Повышенная социальная
нагрузка. Даже не очень большие предприятия во многих случаях являются крупными
работодателями в своих населённых пунктах и вынуждены поддерживать определённый
уровень занятости, в т.ч. - при отрицательной рентабельности.
. Административное
давление, неэффективная нормативно-правовая база и непоследовательное ее
применение. Выполнение требований регулирующих и контролирующих органов,
отнимают много времени и сил. По количеству и объёму проверок, по численности
контролирующих органов на душу населения, РФ уже превосходит другие экономики
мира. Законодательные ограничения на количества проверок не дают результатов,
т.к. не сопровождаются изменениями в практике работы контролирующих органов,
персонал которых уже превратился в своеобразный «класс общества», живущий
исключительно за счёт дополнительного «планового» и коррупционного изъятия основной
части прибыли из отечественного бизнеса. Основная часть этой нагрузки
приходится именно на средний бизнес, который (в отличие от мелкого бизнеса)
располагает достаточными активами, составляющими объект перманентного
незаконного (рейдерского, коррупционного) изъятия, но не имеет возможности
защититься от административного давления на высоком региональном или
федеральном («политическом уровне) в отличие от государственных и крупнейших
частных компаний.
2.3 Средний бизнес,
как фактор роста ВВП (возможности для концентрации ресурсов в среднем бизнесе)
Предлагаю рассмотреть
перспективы развития в России бизнеса, относимого к категории «среднего», т.е.
- всех предприятий, превосходящих «малые» по численности (и выручке?) в рамках
определенных в Законе критериев и не относящихся к категории «особо крупных»
(Топ-400 «Эксперта»).
В первую очередь, необходимо
ответить на вопрос, почему средний бизнес нужен экономике не меньше (а в
отдельных отраслях - больше), чем малые предприятия и, чем гигантские компании.
Главные причины, определяющие потребность экономики РФ в опережающем развитии
именно средних предприятий, можно разделить следующие группы:
Макроэкономические
причины состоят в первую очередь в том, что экономика
РФ не может далее развиваться только за счёт предприятий, составляющих основу
«экспортно-сырьевой модели» и обслуживающей их инфраструктуры. Зависимость от
внешней конъюнктуры нефтяного рынка делает экономику уязвимой и подверженной
шокам. Уйти от сырьевой модели, снять зависимость от нефтяных цен, можно лишь
за счет производственных предприятий, диверсифицирующих экономику России, то
есть - за счет среднего бизнеса. В период медленного экономического роста для
государства и крупнейших компаний будет сложно не только привлекать ресурсы для
финансирования модернизации «гигантов промышленности», но и оценить
целесообразность расширения или поддержания их производственных мощностей.
Вместе с тем, без инвестиций в бизнес (в первую очередь - в наиболее
«недоинвестированный» производственный бизнес) выход России из застоя не
возможен. Поэтому, текущая макроэкономическая ситуация сама определяет
необходимость всесторонней поддержки государством помощи среднему бизнесу,
который должен стать не только главным источником инвестиций, но и получателем
долгосрочных (в т.ч. - «инвестиционных») кредитов на модернизацию и расширение
производства.
Потребность в
технологической модернизации производства
Известно, что в постсоветский
период большинство отраслей российской экономики не могли проводит расширенного
воспроизводства своих мощностей ввиду сокращения внутреннего спроса, потери
экспортных рынков, масштабного вывода прибыли за границу, осложнения условий
хозяйствования. Исключения можно найти только среди предприятий
топливно-энергетического комплекса (ТЭК), отдельных подотраслях пищевой
промышленности и сферы услуг. Кроме того, многие отрасли не могли позволить
себе даже простого воспроизводства мощностей и постепенно сокращаются
(строительство, транспорт, химическая промышленность и др.), или даже исчезают
(машиностроительные и оборонные отрасли, текстильная промышленность,
микроэлектроника и др.).
Необходимость
повышения качества управления средним бизнесом
также является важным фактором модернизации. Хотя специальных исследований по
этому вопросу в России пока не проводилось, но по оценкам и опросам предпринимателей,
существует значительное отставание российских предприятий среднего бизнеса от
предприятий первых 2 - 3-х сотен по качеству подготовки высшего управленческого
персонала и ведущих специалистов. Причин этого - две (основных):
· недостаток средств
для найма наиболее квалифицированных специалистов у средних предприятий
(крупный бизнес гораздо конкурентоспособнее по зарплатам, как, впрочем, и
госкорпорации, тратящие деньги налогоплательщиков на гигантские оклады и бонусы
топ-менеджерам);
· отсутствие в стране
достаточного количества бизнес - школ и преподавателей, которые могут готовить
топ-менеджеров для тысяч средних предприятий на том же уровне, который может
себе позволить себе крупный бизнес (где проще нанять выпускника западной бизнес
- школы или послать перспективного сотрудника на подготовку в страны Западной
Европы или США).
Необходимость
привлечения прямых инвестиций
Крупный бизнес сегодня ещё
является основным источником прямых инвестиций в РФ (в основном - благодаря
господдержке и выведенному за границу капиталу) и, одновременно - получателем
прямых иностранных инвестиций в виде технологий и оборудования. Вместе с тем,
без участия среднего бизнеса невозможно существенно повысить уровень прямых
инвестиций в российской экономике. Для иллюстрации этого тезиса необходимо
рассмотреть, что сегодня входит в понятие «крупного» бизнеса и где в
действительности проходит грань между крупными и средними предприятиями.
Характерно, что среди 400
крупнейших предприятий РФ (по рейтингу «Эксперта»), около 40 являются
фактически филиалами (дочерними компаниями) зарубежных корпораций -
стратегических инвесторов в соответствующей отрасли, например - Coca-Cola,
Citigroup и др. Ещё около 80 контролируются государством непосредственно или
через госкорпорации, владеющие их контрольными пакетами акций. Среди остальных
предприятий из «Топ-400» более 70 входят в многоотраслевые конгломераты
(группы), принадлежащие 10 крупнейшим частным собственникам - таким, как Альфа
Групп, Интеррос, Базел, Милхауз, Система, Лукойл и др. (точное количество
входящих в эти группы предприятий установить трудно, т.к. все группы и их
дочерние компании контролируются оффшорами). Кстати эта тема с оффшорами в этом
году недвусмысленно прозвучала в ежегодном послании президента России В.В. Путина.
Таким образом, из 400 предприятий не более половины является негосударственными
и самостоятельными отраслевыми компаниями, аналоги которым можно найти в других
крупных экономиках для целей сопоставлении и разработки возможных сценариев их
развития.
При этом, большинство
«независимых» от госкорпораций, крупнейших частных финансовых групп и
межотраслевых конгломератов не относятся к сырьевым отраслям, связи и
энергетике, т.е. не пользуются благоприятной экспортной конъюнктурой или
монопольным положением на рынке. Поэтому, для этих предприятий характерны все
те же проблемы, что и для среднего бизнеса, описанные выше. Поэтому, для роста
экономики необходимо прекратить делать ставку только на интегрированные в
«экспортно-сырьевую модель» крупнейшие госкорпорации и группы. Необходимо
создать условия и для среднего (и части крупного) бизнеса, сталкивающегося
сегодня с указанными проблемами.
.4 Основные
направления поддержки среднего бизнеса в РФ
Пути решения перечисленных выше
проблем в развитии диалога среднего бизнеса с Правительством, в партнёрстве с
государством в широком смысле. Необходимо доказательно продемонстрировать
Правительству, что именно в среднем бизнесе сосредоточен максимальный потенциал
развития и модернизации экономики страны. Предлагается рассматривать следующие
направления работы:
. Налоговое планирование
В данной области главным для
среднего бизнеса сегодня является не величина налоговых ставок, а возможность
предприятий увеличить свой капитал и сформировать необходимый объём собственных
и заёмных средств для инвестиций в модернизацию производства и повышение
конкурентоспособности продукции. В российском налоговом законодательстве вообще
отсутствуют положения, направленные на:
· стимулирование
инвестиций в основные фонды,
· ускорение амортизации
в целях технологического обновления,
· снижение
энергоёмкости,
· создание рабочих
мест в регионах с избытком рабочей силы,
· повышение
материальной ответственности налоговых органов за намеренное или ошибочное
завышение налоговых сборов, невозврат (и несвоевременный возврат) налоговых
переплат, что в масштабах страны наносит огромный ущерб формированию капитала
предприятий, особенно - обеспеченности среднего бизнеса оборотными средствами.
. Снижение уровня
административного (и «силового») давления
Основными направлениями
формирования в России благоприятной деловой среды в данной области является:
· прекращение
характерной для последних лет практики применения заключения под стражу
подозреваемых в экономических преступлениях, превратившейся в способ давления
на бизнес и вымогательства со стороны правоохранительных органов (в первую
очередь необходима замена такой практики на систему залогов контроля
перемещения),
· реальное сокращения
числа и продолжительности проверок предприятий контрольными органами, введение
материальной ответственности чиновников за незаконные проверки,
· сокращение объёмов
обязательной отчётности бизнеса перед контролирующими органами и предоставление
предприятиям безусловного права подачи большей её части в электронном виде в
целях сокращения непроизводственных издержек.
. Государственное
финансирование прикладной науки и помощь бизнесу в наукоёмких отраслях
Не смотря на декларирование
планов модернизации и создание государственных институтов финансирования
наукоёмких и технологически прогрессивных бизнесов и проектов, доступ к
инвестициям и кредитам (от Роснано, Венчурной Корпорации, Сколково и т.п.) у
подавляющего большинства российских компаний просто отсутствует. Условия и
процедуры проведения конкурсов на выделение финансирования сформулированы так,
что они в лучшем случае могут обеспечить выполнение двух функций:) предоставление
денег в проекты, принадлежащие крупнейшим российским и зарубежным компаниям;) некоторые
гарантии предотвращения хищений государственных средств. Никаким критериям
выбора перспективных технологических проектов, принятым в США и странах
Западной Европы эта практика не отвечает. Даже в СССР предприятиям было проще
получить финансирование при наличии новых технологий.
. Государственное
планирование (участие государства в крупных проектах и развитии инфраструктуры)
Средние предприятия, в отличие
от крупных, не могут планировать своё развития, основываясь в основном на
собственных ресурсах. Для формирования собственных планов (размещения
производства, привлечения персонала, использования транспортной и
телекоммуникационной инфраструктуры и др.) средним предприятиям необходимо
сотрудничество с государственными ведомствами, отвечающими за размещение
производительных сил, социальное развитие. Бюджетное финансирование и
кредитование инфраструктурных и иных крупных проектов необходимо на практике
увязывать с обязательными закупками отечественного оборудования и
комплектующих, а при их отсутствии - с созданием на территории РФ производств
на основе передовых иностранных технологий. Во всех крупных развивающихся
экономиках, переживавших модернизацию в последние 20 - 30 лет (КНР, Индия,
Бразилия) для этого применялись специально созданные институты государственного
планирования, разрабатывавшие целевые программы и контролировавшие их
исполнение.
Для восстановления и развития
многих отраслей необходим «выборочный протекционизм» в области импорта,
проводимый путём продуманной политики национальных стандартов и госзакупок. Это
позволит защитить не только высокотехнологические отрасли, но и многие другие
(что подтверждается резким подъёмом производства текстильных изделий после
закрытия «Черкизона», если, конечно, эта статистика не является результатом
обычного мошеннического оформления ввезённых из КНР товаров, как произведённых
в стране).
При отсутствии в России даже
остатков прежней советской системы управления технологическим развитием
экономики, (если не считать крайне ослабленные за последние 20 лет органы
госстатистики и стандартизации), единственным выходом в сложившейся системе
хозяйствования является - создание Министерства по научному и технологическому
развитию с самыми широкими полномочиями. Такой орган сможет выполнять функции,
аналогичные функциям подобных ведомств в КНР 90-х или Японии 70-х, если он будет
наделён полномочиями управлять частью госкорпораций финансировать их,
определять условия ведения бизнеса в приоритетных отраслях (таможенный режим,
нормы амортизации и др.). Правда, создание такого органа неизбежно «упрётся» в
сопротивление ряда экономических ведомств и в нехватку кадрового потенциала.
. Широкая социальная и
идеологическая поддержка бизнеса государством
Несмотря на кажущуюся
малозначимость данного вопроса на фоне экономических и административных
проблем, стоящих перед российским бизнесом, без внимания Правительства и лично
президента страны к статусу предпринимателя, в обществе развитие экономики
страны будет затруднено растущим фактором социального напряжения в широких
слоях общества. В сегодняшней социальной обстановке, при рекордном по мировым
стандартам разрыве между богатыми и бедными, образ предпринимателя становится
всё более негативным при пассивном участии в этом государственных органов.
«Известными бизнесменами» в РФ являются руководители госкорпораций или часто
упоминаемые предприниматели со скандальной репутацией (либо репутацией
нуворишей, строящих дворцы, яхты и т.п.). Публично высказываемая российскими
предпринимателями позиция по хозяйственным или политическим вопросам становится
известна, главным образом, если она исходит от бизнесменов, обвинённых в
хищениях и мошенничествах, и проявляющих активность ввиду попадания в тюрьму
или иммиграцию. Никто не пропагандирует успехи предпринимателей, действительно
добившихся высоких производственных показателей, создавших рабочие места и новые
технологии (как исключение, можно привести журналы «Forbs» и «Эксперт», но на
телевидении и в других массовых СМИ таких тем нет). В результате, государство,
фактически добилось отношения «народа» к «бизнесу», как в период свёртывания
НЭПа, хотя в сегодняшней России оно ликвидировать бизнес вроде бы не
собирается.
Заключение
В настоящее время очевидно, что
расслоение в обществе и не то что рост, а падение жизненного уровня населения
не только сокращает социальные основы дальнейших экономических преобразований,
но и усиливаются угрожающие факторы экономической безопасности страны, они
оказывают дестабилизирующее воздействие на макроэкономические показатели
социально-экономического развития России. Выделим только некоторые из них:
· структура экономики
и использование факторов экономического роста;
· динамика равновесия
на рынке труда и потребительском рынке товаров и услуг;
· характер
экономического развития, инвестиционная активность и конкурентная
предпринимательская среда;
· уровень
благосостояния и качество жизни населения;
· отечественное
производство и зависимость от импорта.
Сложившееся положение
свидетельствует о крайне отрицательных результатах по всем перечисленным
показателям. Многое зависит от позиций и стратегических приоритетов, деловой активности
предпринимательского корпуса на современном этапе реформирования российской
экономики, государственных институтов и общества в целом. По иному и быть не
должно, поскольку речь идет о дальнейшей судьбе страны и судьбе самих
предпринимателей. Сегодня альтернативы нет. И как показывает отечественный и
мировой опыт, хотя исправление ошибок всегда идет намного труднее, я глубоко
уверена в том, что наше государство в лице президента и правительства найдут в
себе мужество и наконец-то повернутся лицом к бизнесу.
Список литературы
Лунева А.М. «Предпринимательство и бизнес»
Самарина В.П. «Основы предпринимательства»
Савкина Р.В. «Организация предпринимательской
деятельности»
<http://lib.rus.ec/b/204535>
<http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=133973>
<http://lib.rus.ec/b/165887>