Процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно путем:
а) последовательной разработки новых планов по окончании действия планов предыдущих периодов;
б) скользящего планирования - по истечении части планового периода составляется обновленный план, в котором увеличивается горизонт планирования, а на оставшийся период план может уточняться в связи с появлением непредусмотренных ранее изменений внешней среды или внутренних возможностей и ориентации фирмы.
Эластичность и гибкость. Приспособление первоначальных планов к изменяющимся условиям осуществляется путем:
а) введения плановых резервов по основным показателям;
б) применения эвентуального (на случай) планирования для различных ситуаций и распределения данных;
в) использования оперативных планов для учета возникающих изменений среды;
г) использования альтернативных планов.
Единство и полнота (системность). Системность достигается тремя основными способами:
. Наличием общей (единой) экономической цели и взаимодействием всех структурных подразделений предприятия по горизонтальному и вертикальному уровням планирования.
. Все сопряженные частичные планы структурных единиц фирмы и сфер деятельности (производства, сбыта, персонала, инвестирования и др.) во взаимосвязи должны составлять общий сводный план ее социально-экономического развития.
. Включения в план всех факторов которые могут иметь значение для принятия решений.
Точность и детализация
. Любой план должен быть составлен с достаточно высокой степенью точности для достижения поставленной цели.
. По мере перехода от оперативных краткосрочных к средне- и долгосрочным стратегическим планам точность и детализация планирования соответственно может уменьшаться вплоть до определения только основных целей и общих направлений развития фирмы.
Экономичность
1. Расходы на планирование должны соизмеряться с получаемым от него выгодами.
. Вклад планирования в эффективность определяется улучшением качества принимаемых решений.
Оптимальность
1. На всех этапах планирования должен обеспечиваться выбор наиболее эффективных вариантов решений.
. Выражается в максимизации прибыли и других результативных показателей фирмы и минимизации затратных, при прогнозируемых ограничениях.
Связь уровней управления. Достигается тремя способами:
а) детализацией планов «сверху-вниз» ;
б) укрупнением планов «снизу-вверх»;
в) частичным делегированием полномочий.
Участие
1. Активное участие персонала в процессе планирования усиливает его мотивацию поведения.
. Планирование для себя психологически и экономически эффективнее, чем для других.
Холизм (сочетание координации и интеграции). Чем больше структурных единиц и уровней управления предприятием, тем целесообразнее (эффективнее) планировать в них одновременно и во взаимозависимости.
Основополагающие принципы планирования тесно связаны между собой в конечном счете ориентируют предпринимателей на всестороннее обоснование плановых показателей и достижение наилучших социально - экономических результатов предприятия. Они определяют содержание и ориентацию плановой работы на всех стадиях обоснования проекта и его последовательной реализации.
Кроме перечисленных базовых принципов в процессе планирования обычно учитываются и общеэкономические принципы научности, приоритетности, динамичности, директивности, эффективности, комплектности и др.
1.3 Цель разработки бизнес-плана
Цель - это будущее желаемое состояние предприятия, мотив или повелитель поведения и действий его работников. В США до 98% всех неудач в бизнесе связано с отсутствием у предпринимателей ясных целей.
В системе бизнеса цель выполняет пять функций:
·инициативы - сопоставление существующего и желаемого состояния фирмы, мотива действий;
·критерия принятия решения - оценки информации и выбора альтернатив, приоритетов в бизнесе;
·инструмента управления - руководящие требования к действииям, определение направлений бизнеса;
·координации - обеспечение бесконфликтных отношений лиц, принимающих решения, согласование работ специализированных подразделений;
·контроля - сопоставление оперативного состояния показателей хозяйственной деятельности с целевым их уровнем.
Цели выражают конкретные направления деятельности предприятия.
Любое предприятие, как сложная социально - экономическая система, имеет многоцелевой характер. В процессе функционирования организации наряду со стратегическими целями обычно одновременно решают большое количество тактических и оперативных.
Цели должны быть четкими, ясными, однозначно понимаемыми и сформулированы в терминах, отражающих перспективные будущее состояния предприятия. Поэтому при разработке целей необходимо учитывать целую совокупность требований, предъявляемых к их содержанию и форме.
Цели бизнес-плана предприятия должны быть:
·реальными и достижимыми;
·не противоречащими законам;
·понятны исполнителям;
·измеримы;
·детализированы по структурным подразделениям и функциональным службам;
·объединять усилия всех работников и цехов
Цели бизнес-плана должны устанавливаться с учетом:
·объема работ;
·срока работ;
·имеющихся и ожидаемых возможностей;
·желаемых результатов;
·персонификации;
·гибкости и возможности корректировки;
·сопоставимости на всех уровнях управления;
·роста компетентности работников.
После определения миссии, целей, стратегии предприятия, устанавливается общая структура самого бизнес-плана. На объем и структуру бизнес-плана влияют размеры предприятия и поставленные задачи. Для небольших фирм обычно составляют план упрощенной структуры - из двух частей: краткого описания проекта и основной части, содержащей более подробные расчеты и обоснования. Такая его структура вызвана тем, что резюме часто адресуется внешнему потребителю, к которому предприниматель обращается с предложением о партнерском участии или с просьбой о кредитах. Объем бизнес-плана вместе с расчетной документацией обычно не превышает 50 страниц машинописного текста, но может быть и значительно меньше. Крупные проекты требуют более масштабных исследований и объем их значителен. С учетом отечественного и зарубежного опыта может быть рекомендована следующая примерная структура бизнес-плана:
1.Резюме;
2.Анализ рынка;
.Описание продукции (работ, услуг);
.Маркетинговый план;
.Производственный план;
.Организационный план;
.Финансовый план;
.Анализ рисков;
.Приложения.
Конечно, применительно к конкретному предприятию структуру бизнес-плана можно уточнять-укрупнять разделы или, напротив, детализировать.
Но в любом случае надо хорошо структурировать план - весь материал разделить на главы и небольшие по объему параграфы, четко выделить основные положения, иллюстрировать наглядными схемами и таблицами.
Одним из этапов бизнес-планирования является сбор информации необходимой для разработки каждого раздела плана. Это важная и весьма трудоемкая часть плановой работы. Источниками информации могут служить специальные отраслевые справочники, нормативы проектных организаций, специализированные фирмы, материалы статистических органов, специальных исследований и наблюдений, знания высококвалифицированных экономистов, консультантов, а также работники предприятия, хорошо знающие внутреннюю среду фирмы и свое дело.
Завершающий этап планирования - непосредственная разработка отдельных разделов и оформление всего бизнес-плана в виде единого документа.
1.4 Процесс и организация планирования на предприятии
В практике планирование, как важнейшая функция управления, выступает в форме творческой деятельности людей по обоснованию предстоящих действий и определению наиболее эффективных способов достижения поставленных целей в сфере бизнеса. В отличие от импровизации и спонтанного поведения, планирование предполагает тщательную подготовку принимаемых решений путем всесторонней оценки различных вариантов действий в прогнозируемых условиях и ограничениях. Сам процесс планирования состоит из поиска, анализа, синтеза, сравнения и выбора.
В технологическом отношении планирование, как процесс научной и практической деятельности, в виде последовательности взаимосвязанных действий проходит в несколько этапов:
·определение целей планирования - желаемого состояния предприятия и его положения на рынке;
·анализ проблем - фактического исходного положения дел и по окончании планового периода;
·поиск альтернатив - выявление возможных вариантов развития по различным сценариям;
·определение потребности в ресурсах и способов достижения поставленных целей, объемов производства и др.;
·оценка - проведение оптимизационных расчетов и обоснование экономических показателей;
·оформление плана в виде единого документа.
Все процессы и этапы планирования на предприятии взаимосвязаны и зависят друг от друга. В совокупности они составляют определенную систему планирования, которые можно классифицировать по степени определенности условий, временной ориентации разработчиков плана, типу целей, методам обоснования и другим признакам.
При организации разработки бизнес-плана предварительно определяют:
·объекты планирования - предприятие в целом, структурные подразделения или отдельные направления деятельности, определение общих целей, потенциала, программ и действий;
·разработчиков плана - ответственные работники фирмы, специализированные функциональные службы, внешние консультанты или определенная их комбинация;
·средства планирования - калькуляторы, компьютерная техника и ее программное обеспечение;
·порядок составления планов: одновременная разработка всех частных планов в единой модели или последовательное согласование (координация) частных планов и их объединение в общий проект;
·методы планирования - обычные традиционные приемы (таблицы, графики и т.п.) и современные компьютерные специальные программы.
Организация планово-экономической работы предприятия зависит от его размера и типа. На малых предприятиях обычно нет глубокого разделения управленческих функций и высшие руководители самостоятельно определяют все детали планирования и организации производства.
На крупных и средних предприятиях стратегические, тактические и календарные планы разрабатывают децентрализовано с учетом принятой организационной структуры, распределения обязанностей между коллективами различных служб, соподчинения управляющих, контроля и кооперации всех функций организации как единого целого. Именно в подразделениях сосредоточены кадры, имеющие опыт в области производства, закупок, реализации и оперативного руководства. Поэтому подразделения обычно выдвигают реальные предложения в календарные, тактические и даже стратегические планы предприятия.
На практике применяют три схемы организации работ по составлению планов:
сверху вниз;
снизу вверх по иерархической структуре предприятия;
круговым способом (встречное планирование).
Организационно централизованное планирование на большинстве крупных и средних предприятий осуществляется сверху вниз.
При таком подходе плановые стратегии разрабатываются на высшем уровне управления - определяются цели, основные направления и главные хозяйственные задачи развития предприятия, механизм их реализации, проводится взаимоувязка всех плановых предложений. Затем эти цели, задачи и показатели по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия в более детализированной и конкретной форме включаются в планы подразделений. На этом этапе технологического планирования устанавливаются пропорции и объемы производства по всем видам выпускаемой продукции. После согласования плановых заданий с конкретными исполнителями они окончательно утверждаются высшим руководством предприятия.
Такая организация планирования, построенная на централизации важнейших решений в высшем звене управления предприятием (акционерном обществе и др.), допускает определенную самостоятельность филиалов цехов и других подразделений, необходимую при разработке календарных планов на базе показателей, единых для всего предприятия.
При схеме организационных работ по составлению планов снизу вверх, следуя иерархии предприятия, планирование осуществляется от планов на местах и планов подразделений к общему плану путем согласований, объединений и корректировок. Низшие организационные единицы - участки, цехи - составляют подобные планы, которые объединяются на верхней ступени, образуя в итоге общий единый план предприятия.
Встречное планирование объединяет оба предыдущих способа. В процессе сверху вниз осуществляется предварительное планирование по главным целям и составление общего плана на уровне управления предприятием. На более низких уровнях происходит конкретизация этих планов.
В соответствии с обстоятельствами может быть осуществлен многократный процесс согласования плана. Организация планирования снизу верх имеет существенные преимущества:
·устраняет порочный крут: не зная вышестоящих целей, нельзя принимать обоснованные решения по нижестоящим целям, планам и альтернативным вариантам действий (недостаток схемы «снизу вверх»);
·вклады в планирование производятся всеми подразделениями объекта и требуют знания общего плана по предприятию в целом (недостаток нисходящего сверху способа планирования).
Функциональные службы по планированию на многих средних по размеру предприятиях выделяются в самостоятельные подразделения, подчиненные директору по экономике и финансам.
Аппарат, осуществляющий внутрифирменное планирование, включает функциональные подразделения на разных уровнях управления предприятием. Поскольку планирование - это основная функция управления, то высшим звеном системы планирования можно считать Совет директоров, принимающий решения по наиболее важным проблемам стратегии и тактики предприятия.
Центральное звено аппарата планирования - отдел планирования, в функции которого входит разработка перспективных и текущих планов, согласование их с производственными подразделениями, корректировка и уточнение плановых показателей, контроль за их выполнением и систематический анализ работы предприятия и его подразделений.
Менеджер по планированию намечает цели организации и определяет наилучшие способы их достижения, анализирует бюджеты, информацию о состоянии отрасли, имеющиеся и необходимые ресурсы. Важнейшим аспектом планирования является тщательная оценка исходных данных.
В производственных подразделениях функции планирования выполняют службы оперативного и текущего планирования и контроля. Их задача - составление планов на каждую смену, сутки, неделю, месяц, квартал и год с учетом ограничений и общехозяйственных целей.
Функции плановых отделов во многом зависят от типа предприятия.
Годовой план предприятия подробно разрабатывают при непосредственном участии работников производственных подразделений. В годовом плане детализируются планы - производства и сбыта помесячно, устанавливаются задания для низовых уровней управления в нормо-часах трудовых затрат и расхода сырья на единицу товара.
Цикл годового планирования предприятия зависит от особенностей его построения и включает систему взаимосвязанных мероприятий направленных на разработку бизнес-плана.
1.5 Плановые показатели, нормы и нормативы
Разработка бизнес-плана осуществляется на основе системы технико-экономических показателей, норм и нормативов.
Показатель - это качественно определенная переменная величина, которой может соответствовать множество количественных значений. Он состоит из одного или нескольких признаков, отражающих сущность - качественную сторону явлений или процессов, и всегда одного основания - количественной их характеристики: размера, относительной или абсолютной величины. Основания применяют для расчета необходимых величин, а признаки - для поиска нужных единиц, выборки их, членения и т. п.
В зависимости от содержания плановые показатели подразделяются на следующие основные группы: количественные и качественные, натуральные и стоимостные.
Количественные показатели отражают объемы производства валовой, товарной продукции, прибыли, численность работающих и т. д. в абсолютных величинах (рублях, тоннах, метрах, человеко-часах и д.р.)
Качественные показатели - относительные величины, например, повышение производительности труда, прирост эффективности, снижение затрат и др., выражающие соотношение между количественными показателями. Следует иметь в виду, что качественные показатели имеют количественную определенность, а количественные - качественную сторону.
Натуральные показатели характеризуют материально-вещественное содержание плана предприятия и измеряются в специфических единицах, соответствующих особенностям каждого вида товара - в литрах, килограммах, метрах и т. д. Для сопоставления объемов однородных товаров различного качества в планах применяют условно-натуральные показатели, в которых за условную единицу принимают один сорт (вид) данного товара, а все остальные приравнивают к нему с помощью переводных коэффициентов.
Стоимостные показатели позволяют соизмерять в денежном выражении любые виды товаров, услуг или работ.
Важное значение в планировании имеют технико-экономические нормы и нормативы.
Норма - мера затрат труда и расхода сырья, энергии, материалов и т. д. в абсолютном измерении на производство единицы продукции (работы, услуги) при заданных нормальных средних условиях.
Норматив - относительные показатели степени использования средств производства при современной технике и технологий, прогрессивной организации труда и высокой квалификации персонала.
В практике планирования применяют шесть основных групп норм и нормативов:
. Удельные нормы материальных затрат сырья, материалов, комплектующих изделий, энергии и т. д.
. Нормативы использования орудий труда - машин, оборудования, инструментов, механизмов.
. Организационные нормативы - длительность рабочего периода, времени обращения, объем незавершенного производства, запасы сырья, продолжительность освоения проектных мощностей и др.
. Нормы качества продукции - соответствие стандартам.
. Нормы окупаемости затрат и прибыльности производства.
. Нормы труда:
нормы затрат времени - количество рабочего времени на единицу продукции (работ, услуги);
норма численности - количество работников соответствующей квалификации, необходимых для выполнения планируемого объема работ;
норма времени обслуживания - рабочее время, для обслуживания объекта;
норма выработки - объем работы (штук, метров, кг и т.д.), который планируется выполнить в единицу времени (час, смену и т.д.);
норма обслуживания - количество машин, единиц, оборудования, рабочих мест, площади и др. производственных объектов, закрепленных за одним или группой работников.
Нормы и нормативы должны быть обоснованы технически, экономически и физиологически. Техническая обоснованность норм состоит в учете влияния факторов на продолжительность выполнения работ при среднем уровне умения работника и интенсивности труда. Экономическая обоснованность состоит в обеспечении равной и оптимальной напряженности норм. Физиологическая обоснованность - соответствие регламенту труда и отдыха, санитарно-гигиеническим условиям.
В процессе планирования применяют два основных метода установления норм - аналитический и суммарный.
внутрифирменный цикл годовой норматив
2. Практическая часть
Задание: Рассчитать калькуляцию себестоимости, цену реализации, прибыль и рентабельность продукции исходя из следующих данных.
Производственное предприятие выпускает алюминиевый топливный бак для грузовиков. Материал - отечественные алюминиевые сплавы.
В плане предусмотрено выпуск электродвигателей 200 шт. в год.
Для разработки калькуляции на бак стоимость покупных изделий была предварительно оценена в сумму 2198 рублей на одно изделие.
Топливо и электроэнергия на технологические цели 6% от стоимости сырья и материалов. Общехозяйственные расходы составляют 140% от заработной платы производственных рабочих, общепроизводственные расходы 70% от заработной платы производственных рабочих , коммерческие расходы 2% от производственной себестоимости.
Численность производственных рабочих и трудоемкость изготовления единицы продукции представлены в таблице 2.
Для составления калькуляции необходимо рассчитать:
·потребность в оборотных средствах (таблица 1);
·затраты на заработную плату (таблица 3);
Рассчитывая цену реализации на единицу изделия, учтем, что прибыль 20%, НДС-18%.
Таблица 1 - Потребность в оборотных средствах на один алюминиевый топливный бак
Наименование материалаЕдиница измеренияНорма расходаЦена, руб. безНДССумма, руб.НДССумма с НДС, рубМатериалыАМГ6 ГОСТ 21631-76Лист 2 (обечайка)кг.321203 890,64700,324 590,96Лист 3 (стенки, проставки)кг.8,13120975,60175,611 151,21Лист 6 (кольцо)кг.0,4912058,8010,5869,38Труба 55мм.кг.0,99200197,6035,57233,17Труба 210мм.кг.0,05904,050,734,78Проволокакг.0,021803,060,553,61Шайбы 9шт.шт.99,585,5015,39100,89Итого материалов515 215,25938,756 154,00Покупные изделияПробка топливного бака 65115-1103010шт.1450450,0081,00531,00Трубка выдвижная в сборе 5320-1101090шт.16060,0010,8070,80Прокладка резиновая под датчик уровня 12-1101090шт.166,001,087,08Топливозаборник 64221-110504шт.111581 158,00208,441 366,44Датчик уровня топлива ДУМП-03шт.1182182,0032,76214,76Итого ПКИ51 856,00334,082 190,08Итого7 071,251 272,838 344,08
Таблица 2 - Определение численности рабочих, чел.
Основные рабочиекол-во, челТрудоемкость, н./чРазряд работника1.испытатель на герметичность11,352.комплектовщик изделий10,523. слесарь механосборочных машин1344. токарь10,535. токарь расточник11,546. травильщик10,527. штамповщик1238.электросварщик ручной сварки156Итого814
Таблица 3 - Нормативы на заработную плату
Нормативы на заработную плату по цехуПремия30,00%от ЗПДополнительная ЗП13%от ЗПУральский коэффициент15,00%от ЗПДоплаты10%от ЗПТрудоемкость 1 изделия14 час.чел/часовСтоимость нормочаса40 руб.ЕСН30%ЗП на единицу изд.940,8Руб.Отчисления на соц нужды (30%) от зп282,24Руб.
Таблица 4-Затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды на выпуск в год
Наименование показателейЕд. измер.Итого за годВсего затрат на оплату труда по проектуруб.244 608в том числе:заработная платаруб.188 160отчисления на социальные нуждыруб.56 448
Таблица 5 - Калькуляция себестоимости
Статьи затратТип1Тип2На единицу руб. коп.На выпуск тыс. руб.На единицу руб. коп.На выпуск тыс. руб.1. Основные материалы5215,251 043 0505215,251 043 0502. Покупные компл. и полуфабрикаты2198439 6001856371 2003. Топливо и энергия на технол. цели312,9262 583312,9262 5834. Итого материальных затрат7726,171 545 2337384,171 476 8335. Зарплата произ. рабочих940,8188 160940,8188 1606.Отчисления на соц нужды282,2456 448282,2456 4487.Итого прямых затрат8949,211 789 8418607,211 721 4418.Общехозяйственныее расходы 140%1317,12263 4241317,12263 4249.Общепроизводственные расходы 70%658,56131 712658,56131 71210. Производственная себестоимость10924,892 184 97710582,892 116 57711. Коммерческие расходы 2%218,5043 700211,6642 33212. Полная себестоимость11 143,382 228 676,5410 794,542 158 908,5413. Прибыль 20%2 228,68445 735,312 158,91431 781,7114. Цена13 372,062 674 411,8512 953,452 590 690,2515. Цена с НДС15 779,033 155 805,9815 285,073 057 014,49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бизнес-план является основным документом, учитывающим все аспекты деятельности предприятия, возможности производства и реализации продукции, потребности в ресурсах и в конкретных количественных и стоимостных единицах отражает будущее состояние предприятия.
В настоящее время деятельность коммерческого предприятия направлена на получение положительного результата - прибыли и бизнес-план является тем документом который, на основание объективной информации, может сказать получит ли предприятие прибыль или убыток за плановый период и при убыточном сценарии развития позволит менеджерам предприятия пересмотреть стратегию развития предприятия.
В соответствии с целями планирования на предприятии могут разрабатываться стратегические бизнес-планы учитывающие деятельность предприятия на 5-7 лет - обозначают общие направления развития, текущие (годовые) бизнес-планы - конкретизируют и уточняют планы деятельности предприятия на год в рамках стратегии развития и текущие планы - корректируют годовой бюджет, в соответствии с оперативными условиями, в пределах месячных планов. Вся в целом система планирования на предприятии позволяет прогнозировать деятельность предприятия в различных периодах и оперативно реагировать на различные изменения экономических факторов.
Библиографический список
1.Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. Бизнес-план: Методика разработки. 45 реальных образцов бизнес-планов. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: «Ось-89», 2002.- 864с.
2.Горемыкин В.А. Планирование на предприятии Учебник. - М.: ООО «Информационно-издательский дом «ФИЛИНЪ», 2004.-516с.
.Баринов, В.А. Бизнес-планирование: Уч. пособие. - 3-е изд. - М.: ФОРУМ, 2009. - 256 с.
.Бизнес-планирование: Учебник для вузов/ Под ред. В.М Попова, С.И. Ляпунова, С.Г. Млодика. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 816 с.
.Липсиц, И.А. Бизнес-план - основа успеха: Практическое пособие - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело, 2012. - 112 с.
.Маркова, В.Д. Бизнес-планирование / В.Д. Маркова, Н.А. Кравченко.- М.: Проспект, 2009. - 216 с.
.Морошкин, В. А. Бизнес-планирование: Учебное пособие - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - 256 с.
.Попов, В.Н. Бизнес - планирование / В.Н. Попов, С.И. Ляпунов.- М.: Финансы и статистика, 2009. - 246 с.
.Уткин, Э.А. Бизнес-план компании / Э.А Уткин.- М.: Изд-во «ЭКМОС», 2012. - 102 с.
.Черняк, В.З. Бизнес планирование: Учебник для вузов.- М. ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 470 с.
.Шевчук, Д. А. Бизнес-планирование: учеб. пособие - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. - 208 с.