Структура и потребности современного человека. Роль духовных потребностей
Министерство
образования Республики Беларусь
Белорусский
Государственный Университет
Экономический
факультет
Кафедра
менеджмента
Курсовая
работа
Тема:
Структура и потребности современного человека. Роль духовных потребностей
Минск 2012
РЕФЕРАТ
ПОТРЕБНОСТИ, ТЕОРИЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ,
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ, ПРОИЗВОДСТВО, ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ, НАУКА, ИСКУССТВО,
РЕЛИГИЯ
Объектом изучения является разнообразие видов
потребностей, то есть непосредственно потребности. Предметом представленной
курсовой работы является влияние потребностей на развитие современного
человека.
Целью данной работы является изучение структуры
и потребности современного человека.
При выполнении данной работы были использованы
общенаучные методы исследования, а именно: анализ, синтез, индукция, дедукция,
классификация, системные методы исследования.
Автор работы утверждает, что приведенный в ней
материал правильно и объективно отражает суть исследуемого процесса, а все
заимствованные из литературных и других источников теоретические,
методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками
на их авторов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
.
СУЩНОСТЬ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ПОНЯТИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
.1
Общая характеристика потребностей
.2
Виды личных потребностей и их классификация
.3
Теория предельной полезности
.
ПОТРЕБНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА И ИХ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ
.1
Формирование и развитие общественных потребностей
.2
Взаимосвязь производства и потребностей современного общества
.3
Роль духовных потребностей
.
РАЗЛИЧНЫЕ СФЕРЫ ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА
.1
Влияние науки на духовное развитие человека
.2
Влияние искусства на духовное развитие человека
.3
Влияние религии на духовное развитие человека
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
А
ПРИЛОЖЕНИЕ
Б
ВВЕДЕНИЕ
Эволюцию живых существ нельзя объяснить только
приспособлением к среде обитания. Активность всегда перспективней, чем оборона.
Потребности - источник активности живых существ. Это генетические программы,
направленные на освоение окружающей среды. Чем больше потребностей у живого
организма, тем он активней, тем больше его экспансия, тем выше
конкурентоспособность в борьбе за существование. Из всех живых организмов,
обитающих на Земле, больше всего потребностей у человека. Одни люди отдают все
свои силы карьере, другие самоотверженно занимаются наукой, а третьи проводят
жизнь в философских поисках смысла жизни.
Еще философы Древней Греции и Древнего Рима
достигли значительных успехов в понимании потребностей человека. Античные
мыслители признавали потребности основными побудительными силами человеческой
деятельности. Демокрит, например, рассматривал потребность как основную
движущую силу, которая сделала ум человека изощренным, позволила приобрести язык,
речь привычку к труду.
Вне потребностей человек не смог бы выйти из
дикого состояния. По мнению Гераклита, потребности определяются условиями
жизни. Он отличал, что всякое желание должно быть разумно. Умеренность в
удовлетворении потребностей способствует развитию и совершенствованию
интеллектуальных способностей человека. Платон разделил потребности на
первичные, образующие «низшую душу», которая подобна стаду, и на вторичные,
образующие «разумную, благородную» душу, цель которой руководить первой.
Большое значение придавали потребностям как
основным источникам активности человека французские материалисты конца XVII
века. П. Гольбах писал, что потребности выступают движущим фактором наших
страстей, воли, умственной активности. Потребности человека беспрерывны, и это
обстоятельство служит источником его постоянной активности.
Как самостоятельная научная проблема вопрос о
потребностях стал рассматриваться в философии, социологии, экономике,
психологии в первой четверти XX века.
В настоящее время существует много различных
точек зрения на сущность потребности. Сходство у большинства ученых состоит
только в том, что почти все признают потребность как основную побудительную
силу человеческой деятельности.
Следует подчеркнуть, что довольно большое число
ученых «рассматривают потребность как состояние напряжения». В жизни можно
наблюдать, как само появление нужды меняет состояние человека. Такое состояние
заставляет его искать причину дискомфорта, выяснять, чего человеку не хватает.
Таким образом, потребность побуждает человека к действию, к деятельности, к
активности.
Тема данной работы является весьма актуальной,
так как изучение понятия и природы потребностей необходимо для каждого
человека, чтобы лучше понять самого себя и попытаться правильно расставить свои
жизненные приоритеты. По моему мнению, это особенно актуально для современной
экономики, где материальные потребности стали превалировать над духовными.
Целью данной работы является изучение структуры
и потребности современного человека. Объект - разнообразие видов потребностей,
то есть непосредственно потребности. Предметом представленной курсовой работы
является влияние потребностей на развитие современного человека.
Для достижения цели работы поставлены следующие
задачи:
раскрыть сущность понятия «потребности»;
изучить виды личных потребностей и их
классификацию;
обосновать теорию предельной полезности;
исследовать процесс формирования и развития
общественных потребностей;
определить взаимосвязь производства и
потребностей современного общества;
оценить роль духовных потребностей;
изучить влияние науки, искусства и религии на
духовное развитие человека.
При выполнении данной работы были использованы
общенаучные методы исследования, а именно: анализ, синтез, индукция, дедукция,
классификация, системные методы исследования.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней
расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние
исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников
теоретические, методологические, методические и концептуальные положения
сопровождаются ссылками на их авторов.
1. СУЩНОСТЬ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ПОНЯТИЕ
ПОТРЕБНОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
.1 Общая характеристика потребностей
Потребность - есть состояние нужды в
определенных условиях жизни, деятельности, материальных объектах, людях или
определенных социальных факторах, без которых данный индивид испытывает
состояние дискомфорта.
Эволюцию живых существ нельзя объяснить только
приспособлением к среде обитания. Активность всегда перспективней, чем оборона.
Потребности - источник активности живых существ. Это генетические программы,
направленные на освоение окружающей среды. Чем больше потребностей у живого
организма, тем он активней, тем больше его экспансия, тем выше
конкурентоспособность в борьбе за существование. Из всех живых организмов,
обитающих на Земле, больше всего потребностей у человека. Одни люди отдают все
свои силы карьере, другие самоотверженно занимаются наукой, а третьи проводят
жизнь в философских поисках смысла жизни.
Понятие «потребности» имеет следующие
особенности [8, с. 33]:
потребности всегда связаны с наличием у человека
чувства неудовлетворенности, которое обусловлено дефицитом того, что требуется;
потребности определяют избирательность
восприятия мира, фиксируя внимание человека на тех объектах, которые могут эту
потребность утолить;
наличие потребности сопровождается эмоциями:
сначала, по мере усиления потребности - отрицательными, а затем - в случае ее
удовлетворения - положительными;
количество потребностей возрастает в процессе
филогенеза и онтогенеза. Так, число потребностей возрастает в эволюционном
ряду: растения - примитивные животные - высокоразвитые животные - человек, а
также в онтогенетическом ряду: новорожденный - грудной младенец - дошкольник -
школьник - взрослый человек.
потребности человека образуют иерархическую
систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости. По мере их
утоления они уступают первенство другим потребностям.
Потребности - это прежде всего желания людей
приобрести и использовать товары и услуги, которые доставляют им удовлетворение
или удовольствие. В экономической литературе встречаются и другие определения
потребностей. К примеру, потребности - это осознанные запросы или нужды в
чем-либо; объективно необходимые условия жизни; отношение человека к миру
вещей; состояние неудовлетворенности, испытываемое человеком, из которого он
стремится выйти, и т.д. Множество определений сущности потребностей
закономерно, так как они с разных сторон отражают объективное состояние
человека, которое выражается через множество объектов, способных удовлетворить
нужду тем способом, который зависит от уровня культуры, жизненного уклада,
традиций и особенностей личности человека или общества в целом.
Потребность относится к числу первичных
экономических категорий, играющих ключевую роль в понимании движущих сил,
стимулирующих производственно-экономическую деятельность. Природа потребностей
чрезвычайно разнообразна и сложна.
С одной стороны, это потребности, заложенные в
организме человека самой природой. К ним относятся биологические потребности,
без удовлетворения которых не может протекать жизненный процесс. С развитием
цивилизации расширяется круг таких потребностей и изменяется их характер. С
другой стороны, человек - существо не только биологическое, но и социальное,
общественное. Следовательно, многие его потребности возникают из того, что он
живет среди других людей, общается с ними. Более того, формирование социальных
групп, государства, общества порождает возникновение общественных потребностей
[11, с. 378].
С образом и уровнем жизни людей теснейшим
образом связаны потребности. Связь с образом жизни проявляется через характер
потребностей. Они могут быть возвышенными и низменными, рациональными и
иррациональными, вредными. Связь с уровнем жизни про¬является через уровень
удовлетворения потребностей людей. Исходя из этого, различают реальные и
нормативные потребности. Реальная потребность - это запрос конкретных людей или
группы людей на получение определенного количества благ и услуг. Нормативная
потребность характеризуется нормой потребления, которая устанавливается исходя
из анализа, расчета, опыта и возможностей.
Таким образом, потребности представляют собой
испытываемую человеком нужду в чем-либо: пище, одежде, кино, образовании,
автомобиле, спорте и так далее. Они выступают внутренним побудителем
человеческой деятельности
1.2 Виды личных потребностей и их
классификация
В настоящее время потребности современного
человека безграничны, их великое множество, что само собой провоцирует и
разнообразные подходы и виды классификаций.
Потребности, в соответствии с их ролью на
различных этапах эволюционного развития, можно условно делить на высшие,
средние и низшие. Низшие потребности (в еде, инстинкты размножения и
родительский, инстинкт самосохранения) содержат в себе как элемент кнута
(напряжение при неудовлетворении), так и элемент пряника (удовольствие при
исполнении соответствующих желаний). По мере повышения уровня потребностей
элементы кнута и пряника остаются, но претерпевают существенные изменения. Потребности
среднего уровня (в общении, властвовании, эмоциональных переживаниях) не так
императивны, то есть кнут уже не столь жесток, но и соответствующие
удовольствия не столь интенсивны и более утонченны. В еще большей степени это
касается потребностей сердечного и более высоких планов: потребности любить
(сердцем), познавать, совершенствоваться, реализовывать себя, осознавать
единство мира и свое место в нем, наконец, находиться в прямом контакте с духом
(индивидуальным или мировым - это называется религиозная потребность). Здесь
неудовлетворенная потребность, часто проявляется в форме непонятных для самого
человека плохих настроений типа "как мне все надоело", беспричинных
депрессий и т. п. Удовольствие от удовлетворения высших потребностей является
таким тонким, что часто неискушенному человеку может показаться, что его просто
нет, что высшие потребности представляют собой кнут в чистом виде и их
удовлетворение ведет просто к отмене наказания [13, с. 285].
У человека намного больше разнообразных потребностей,
чем у всех других живых существ. Выделяют следующие виды потребностей:
органические, материальные, социальные, творческие, потребности
психологического развития и нравственного самосовершенствования. Рассмотрим
каждую из выделенных групп потребностей в отдельности.
Материальными называют потребности, которые
удовлетворяются при помощи вещей, созданных трудом людей. Это, например,
потребность в одежде, в жилище, в инструментах и разного рода машинах, во
многом другом, что необходимо людям в быту и на работе, а также во время
отдыха. Речь идет о предметах человеческой материальной культуры, об их
необходимости для каждого цивилизованного человека.
Социальными называют потребности, связанные с
определенным образом жизни и положением человека в обществе. Это, например,
потребность в общении, во внимании со стороны окружающих людей, в признании,
уважении, авторитете, власти и т.п. Эти потребности появились и стали
развиваться у людей с момента возникновения и развития человеческого общества.
Благодаря наличию и удовлетворению этих потребностей человек может жить среди
людей, а люди в целом поддерживают и совершенствуют общественный способ своего
существования. Это, в свою очередь, делает жизнь людей более безопасной и
обеспеченной, чем если бы каждый человек жил и существовал сам по себе, без
общения и взаимодействия с другими людьми.
Творческими называются потребности,
удовлетворяемые в различных видах человеческой творческой деятельности:
научной, технической, художественной. Человек, особенно если он представляет
собой высокоразвитую личность, не может нормально существовать без творчества.
Для такого человека потребность в творческой деятельности иногда является
главной, основной в его жизни и доминирует над всеми другими потребностями.
Люди такого типа готовы жить впроголодь, рисковать безопасностью своего
существования, иметь минимум материальных средств для жизни - только бы им дали
возможность свободно заниматься творчеством.
Под потребностями психологического развития и
нравственного самосовершенствования понимаются потребности, удовлетворяя
которые, человек обеспечивает собственный культурно-психологический рост,
стремится к тому, чтобы сделать из себя морально ответственную и нравственно
совершенную личность. Эти потребности приводят некоторых людей к религии.
Именно эти потребности становятся главными и актуальными для человека,
достигшего высшего уровня личностного развития. В настоящее время сложилась и
весьма популярна среди психологов гуманистическая теория личности, в которой
наличие у человека таких потребностей провозглашается признаком высшего уровня
психологического развития человека, основной целью и главной задачей его жизни.
Американский психолог У. Мак Дугалл полагал, что
в основе тех или иных потребностей человека лежат определенные инстинкты,
которые проявляются через соответствующие ощущения и мотивируют человека к
определенной деятельности (приложение 1).
Теория иерархизированных потребностей
американского психолога Абрахама Маслоу насколько спорна, настолько и популярна.
Суть гипотезы заключается в том, что потребности человека, якобы, имеют
жёсткую, навсегда заданную, врождённую и единую иерархию. В то время как
потребности представляют собой динамическую систему, в которой, в разные
моменты времени, в зависимости от действия различных факторов, актуализируются
и становятся доминантными различные потребности.
Маслоу делит потребности по степени их влияния
на поведение на пять иерархических групп (приложение 2) [10]:
потребности в самоактуализации и самореализации;
потребности в социальном статусе - уважении,
удовлетворении чувства собственного достоинства;
потребности в реализации социальных (и
сексуальных) связей;
потребности в безопасности, комфорте;
физиологические потребности.
В рамках теории Маслоу сначала удовлетворяются
«низшие» потребности, затем потребности «более высокого порядка». Позднее
Маслоу отказался от ранжирования потребностей, просто деля их две группы -
«потребности нужды» и «потребности развития».
Графически структура потребностей Маслоу изображается
в виде «пирамиды потребностей», в основании которой находятся физиологические
потребности, выше - потребность в безопасности, и т.д. (приложение 2) [10].
К. Альдерфер, предложил модель потребностей
личности, которые также образуют иерархическую структуру:
потребности существования, соответствующие
первым двум группам потребностей по Маслоу (физиологическая и безопасности);
потребности связи, реализуемые в межличностных
отношениях. Они соответствуют третьей и четвертой группам (причастности и
признания);
потребность роста, что связано со стремлением
человека к развитию личностного потенциала.
В отличие от Маслоу, К. Альдерфер полагал, что
для актуализации более высоких потребностей не обязательно должны
удовлетворяться те, которые находятся на нижележащих уровнях. Потребности
проявляются одновременно, и то какая из них доминирует, не играет столь важной
роли, как в модели Маслоу. Исходя из этого, следует, что даже на первой стадии
человек испытывает потребность развития, но это не опровергает теорию Маслоу, а
расширяет и дополняет её. Иначе говоря, человек испытывает нужду в
удовлетворении всех потребностей, но на каждом этапе у них разная
приоритетность [14].
Д. МакКлелланд классифицирует потребности
следующим образом [14]:
потребности достижения;
потребности соучастия;
потребности власти.
Эти потребности не имеют иерархической
структуры, они взаимодействуют в зависимости от индивидуальных психологических
особенностей человека и связаны с последними уровнями моделей Маслоу и К.
Альдерфера.
Согласно теории Ф. Герцберга все факторы,
определяющие поведение человека на предприятии делятся на две группы:
гигиенические;
мотивирующие.
К первым Ф. Герцберг относил
санитарно-гигиенические условия труда, обеспечение физиологических
потребностей, потребностей в безопасности и уверенности в будущем. Мотивирующие
факторы соотнесены с потребностями самовыражения и развития.
Российский социолог В.Г. Подмарков рассматривал
три группы потребностей: обеспечения; призвания; престижа.
В учебниках по экономической теории принято
деление потребностей на первичные и вторичные (в общении, знании, развитии).
Логическим основанием для построения
классификации потребностей, предложенной С.Б. Кавериным, стали принципы
деятельности и доминирования. Он считает, что все, что делает человек в течение
жизни, исчерпывается четырьмя видами деятельности: труд, общение, познание и
рекреация. Каждому виду деятельности должна соответствовать своя группа
потребностей, начинающаяся с определенного биологического прототипа и
выстроенная в вертикальной иерархической последовательности в соответствии с
законом возвышения потребностей: каждый более высокий уровень в матрице
отражает более высокую ступень социализации.
Классификация потребностей по С.Б. Каверину
выглядит следующим образом [16, с. 388]:
. потребности в творчестве, творческом труде:
потребность быть личностью;
нравственная эстетическая потребность;
потребность смысла жизни;
потребность в подготовленности и потребность
преодоления;
. социогенные:
потребность в самоутверждении;
потребность в общении;
потребность в познании;
потребность в самовыражении;
. психофизиологические:
гедонические потребности;
потребность в эмоциональном насыщении;
потребность в свободе;
потребность в восстановлении энергии;
. биогенные:
потребность в безопасности, самосохранении;
потребность эмоционального контакта;
ориентировочная потребность;
потребность в двигательной активности, игре.
Вышерасположенная потребности оказывает
возвышающее, «руководящее» влияние на реализацию расположенной ниже, а
нижележащая потребность рассматривается как опорная основа, базируясь на
которой можно осуществить возвышение потребности до более совершенного
состояния. Таким образом, все вышеперечисленные теории едины в том, что
первично движет человеком потребность физиологической удовлетворенности, но при
этом регулируется при помощи социально-психологических потребностей.
1.3 Теория предельной полезности
Теория предельной полезности базируется на
представлении о том, что хотя потребности людей вообще говоря, безграничны -
потребность в определенном товаре может быть удовлетворена. В пределах
ограниченного промежутка времени в течении которого вкусы покупателей остаются
неизменными, потребители могут получить столько товаров и услуг, сколько они
пожелают. Чем большее количество товаров приобретают потребители, тем меньше их
стремление к приобретению дополнительных единиц этого же товара: например,
потребность человека в автомобиле, если он его не имеет, может быть очень
сильной; желание иметь вторую машину гораздо менее интенсивно; а что касается
третьей или четвертой машины, то потребность в них очень слаба. Даже очень
богатые семьи редко имеют больше четырех-пяти машин, несмотря на то, что их
доходы позволяют купить и содержать целый автомобильный парк.
Экономисты выдвинули теорию, согласно которой
определенная потребность может удовлетворятся следующими друг за другом
единицами товара в соответствии с законом убывающей предельной полезности.
Как известно, продукт обладает полезностью, если
он способен удовлетворять потребности. Следовательно, полезность - это
способность удовлетворять потребности.
Под предельной полезностью понимают добавочную
полезность, или удовлетворение, извлекаемое потребителем из одной
дополнительной единицы конкретной продукции. За относительно короткий
промежуток времени, в течении которого вкусы потребителей не изменяются,
предельная полезность каждой последующей единицы товара будет падать (иногда
предельная полезность последующих единиц продукции может возрастать. Например,
третья банка пива может доставить больше удовольствия, чем первая или вторая.
Но начиная с определенного момента следует ожидать, что предельная полезность
дополнительных единиц продукции начнет падать). Почему? Потому что потребность
в этом конкретном продукте будет постепенно удовлетворятся. Падение предельной
полезности по мере приобретения потребителем дополнительных единиц
определенного продукта известно под названием закона убывающей предельной
полезности [9, с. 246].
Закон убывания предельной полезности наглядно
показывает, что если каждая последующая единица продукта обладает все меньшей и
меньшей полезностью, то потребитель станет покупать дополнительные единицы
продукта лишь при условии снижения их цены. Потребитель купит, скажем два
гамбургера по цене 1$, но вследствие убывающей предельной полезности
дополнительных единиц продукта он предпочтет не покупать больше этого продукта
по данной цене, т.к., отдавая деньги, он фактически отказывается от других
товаров, т.е. от альтернативных способов получения полезности. Поэтому
следующие гамбургеры будут "недостаточно хороши" до тех пор, пока
цена не снизится. При отрицательной предельной полезности фирме
"Макдональдс" пришлось бы платить клиенту, чтобы заставить его съесть
гамбургер. Если взглянуть на дело со стороны продавца, то убывающая предельная
полезность заставляет производителя понижать цену, для того чтобы побудить
покупателя к приобретению большего количества продукции. Представление об
убывающей предельной полезности не только лежит в основе объяснения закона
спроса, но и играет ключевую роль в объяснении того, каким образом потребителям
следует распределять свой денежный доход между различными товарами и услугами,
которые они могут купить. Этот вопрос сводится к следующему: какой именно набор
товаров и услуг из тех, что потребитель может приобрести не выходя за пределы
своего бюджета, принесет ему наибольшую сумму полезности или удовлетворения.
Грубо говоря, правило, в соответствии с которым можно максимизировать
удовлетворение потребности, заключается "в таком распределении денежного
дохода потребителя, при котором последний рубль, затраченный на приобретение
каждого вида продуктов, приносил бы одинаковую предельную полезность". Это
определение носит название правила максимизации полезности. Если потребитель
"уравновесит свои предельные полезности" в соответствии с этим
правилом, то ничто не будет побуждать его к изменению структуры расходов.
Потребитель будет находится в "состоянии равновесия", но в случае
изменения потребительских вкусов, дохода или цен на различные товары, он окажется
в худшем положении - совокупная полезность понизится - при любом изменении
набора приобретаемых товаров. Правило максимизации полезности можно записать в
простой алгебраической форме: предельная полезность в расчете на рубль,
затраченный на продукт А - это полезность продукта А, деленная на цену продукта
А, а предельная полезность в расчете на рубль, затраченный на продукт В - это
полезность продукта В, деленная на цену продукта В. Правило максимизации
полезности требует, чтобы эти соотношения были равны [9, с. 247]:
продукта А MU продукта
В ----------------- = -----------------
цена продукта А цена продукта В, (1.1)
Таким образом, мы выяснили, что если потребитель
будет следовать правилу максимизации полезности, то он будет находится в
состоянии равновесия, но любое отклонение от этого правила приведет к
уменьшению предельной полезности приобретаемых им товаров.
2. ПОТРЕБНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
И ИХ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ
.1 Формирование и развитие
общественных потребностей
Понятие «формирование потребностей» в теории и
практике рассматривается в двух аспектах: во-первых, как объективный процесс их
развития, во-вторых, как определенный вид деятельности общества и государства.
В первом значении оно характеризует объективный
процесс движения потребностей, определяемый законом их возвышения; во втором -
выступает как вид целенаправленного воздействия общества и государства на
воспитание гармонично развитой личности.
При анализе формирования потребностей как
объективного процесса важно правильно выявить определяющие его факторы. Факторы
формирования потребностей - условия и обстоятельства, под влиянием которых
складываются и развиваются потребности общества.
Эти факторы подразделяют на [1, с. 249]:
объективные, к которым относятся факторы,
действующие независимо от воли и сознания людей и являются внешними по
отношению к самому человеку как носителю или субъекту потребностей. К ним
относятся социально-экономические и культурно-бытовые условия жизни человеке в
данной стране, от которых непосредственно зависят степень развитости
потребности и возможности их удовлетворения; уровень развития производительных
сил и производственных отношений, определяющий условия жизни человека; уровень
общественного производства и научно-технического прогресса; интенсивность его проникновения
в сфере личного потребления; природно-климатические условия; половозрастной
состав населения, численность семей, их состав и т. п.;
Процесс формирования и развития личных
потребностей характеризуются определенными закономерностями. Различают:
общие закономерности формирования и развития
потребностей;
специфические.
Общие закономерности формирования потребностей
присущи любому общественному строю и проявляются на всех этапах развития
человеческого общества, например рост общих размеров потребностей, качественное
их возвышение и совершенствования.
Специфические характеризуют отдельные стороны
развития личных потребностей, в том числе те, которые присущи определенным
общественно- экономическим формациям.
Средства формирования потребностей - это рычаги,
с помощью которых государство и общество целенаправленно воздействует на
процессы развития потребностей. К ним относятся: воспитательно-пропагандистская
деятельность, рекламные мероприятия, имеющие цель возбудить и сформировать
потребность в конкретном товаре и услуге. Использование различных методов
воздействия на потребителя предполагает знание мотивов его поведения, вкусов
предпочтений.
Методы формирования потребностей представляют
собой конкретные способы использования отдельных средств для активного
целенаправленного воздействия на потребности общества (человека). Различают
экономические, социально-психологические и организационные средства и методы
формирования потребностей.
К экономическим средствам формирования
потребностей относятся те, которые связанны с хозяйственной деятельностью
общества, отдельных предприятий и отраслей, а так же индивидов как носителей
потребностей. Основным из этих средств являются: производство товаров, особенно
новых, которое вызывает к жизни и формирует потребности в них; прогрессивные
изменения так называемой инфраструктуры потребления (например газификация и
электрификация быта, развитие автомобильных дорог, компьютерных сетей, и прочих
путей сообщения которые связывают жителей разных районов, и упрощают передачу
информации).
К социально-психологическим средствам
формирования потребностей относятся те, с помощью которых оказывается
воздействие на сознание потребителей. С помощью этих средств можно
стимулировать развитие одних потребностей, ограничивать
социально-бесперспективные, нерациональные потребности. Это в основном реклама,
средства пропаганды и агитации, применяемые печатью, радио, телевидением,
средствами интернета, а также промышленностью, торговлей, учреждениями
культуры, здравоохранения образования и т. д.
Организационные средства связанны с самой
организацией процесса. К ним относятся выставки-продажи, различного рода
просмотры товаров, выставки товаров-новинок, демонстрация моделей одежды.
Организационные средства используются в тесном взаимодействии с
социально-психологическими.
Удовлетворение потребностей зависит не просто от
наличия в природной среде тех или иных предметов, способных стать предметом
потребностей, а главным образом - от характера и уровня развития труда, то есть
практической преобразовательной деятельности способной преобразовать предмет в
продукт труда для удовлетворения потребностей. Человеческая деятельность
направлена на удовлетворение потребностей людей, следовательно, система
деятельности общества в конечном счете служит удовлетворению системы социальных
потребностей.
Прежде всего отметим, что природа человеческих
потребностей, характер их формирования и роль в жизнедеятельности человека
всегда были объектом пристального внимания как обществоведов - философов,
социологов, экономистов, психологов - всех, кто исследует многообразные
общественные явления, так и ряда представителей естественных наук - тех из них,
которые изучают объекты живой природы, источники и особенности их активности,
функционирования и самовоспроизводства.
Современное состояние ряда наук и практической
деятельности в странах обуславливает возможность и необходимость все более
глубокого и всестороннего исследования этих детерминант человеческой
деятельности [7, с. 74].
Во-первых, задача анализа сути и закономерностей
формирования потребностей общества обуславливается его специфической сущностью,
вырождающейся в основном законе функционирования общества, требующем
непосредственной подчиненности всей системы деятельности общества его действительным,
общественно-необходимым потребностям.
Во-вторых, накоплен большой эмпирический и
теоретический материал в ряде наук - биологии, психологии, экономике, этике,
эстетике, социологии - позволяющий сделать определенный шаг вперед в
теоретической разработке проблемы потребностей человека, которая и
осуществляется в трех основных направлениях. Это:
исследовние методологических и социологических
аспектов взаимосвязи системы потребностей и системы деятельности общества;
анализ понятийной стороны проблемы потребностей
человека, рассмотрение взаимосвязи категории потребности с другими категориями
той или другой науки;
конкретно-социологический анализ всего реального
богатства взаимосвязей между разного рода и вида потребностями человека и
соответствующими видами деятельности, в частности, предпринимаются энергичные
исследования этических и эстетических потребностей социальных субъектов.
Многоплановый характер исследований потребностей
человека предъявляет «повышенный спрос» на разработку методологического аспекта
этой проблемы, на анализ её а рамках общесоциологической теории, как категории
исторического материализма, понятийное содержание которой и могло бы служить
методологической основой конкретных или частнонаучных исследований.
Человек отличается от животного тем, что он
обдуманно производит, а не собирает. В процессе социализации человека обществом
в него закладываются способы производства, и формируются его высшие
потребности.
2.2 Взаимосвязь производства и
потребностей современного общества
Исследуя производственную деятельность и
потребности как социологическую категорию, следует проанализировать закон и
механизм взаимосвязи этих двух понятий.
Общеизвестно, что при исследовании процесса
общественного развития К. Маркс и Ф. Энгельс исходили из того что исходными
предпосылками человеческой истории являются реальные люди с их потребностями и
их деятельностью, что уже с самого начала обнаруживается материальная связь
людей между собой, которая обусловлена способом производства и потребностями и
так же стара, как сами люди, связь которая принимает все новые формы и
представляет собой историю [4, с. 68].
Мысль о том, что вся система человеческой
деятельности, основанная, на определенном способе производства, возникает и
развивается как средство удовлетворение потребностей человека (общества),
многократно подчеркивалась классиками марксистской мысли вслед за
домарксистскими экономистами и социологами. Но если буржуазные экономисты и
социологи все дело сводил к биологически или субъективно истолкованным потребностям,
то К. Маркс и Ф. Энгельс показали, что сами человечески потребности и их
развитие определяются в конечном счете основой жизнедеятельности общества -
материальной деятельностью, а это в корне изменило понимание сути, роли и
характера развития потребностей человеческого общества. Потребности не как
нечто от века данное, а как исторически возникающее и объективно обусловленные
природой социального организма явления, которые развиваются «вместе со
средствами их удовлетворения и в непосредственной зависимости от развития
последних» [7, с. 74]. По К. Марксу производственная деятельность в системе
«производство - потребности» играет определяющую роль, поскольку человеческое
общество, как действующий субъект для воспроизводства себя в качестве
материального объекта должно приспособить материальные предметы природы к своим
потребностям, то есть в данном случае материальная деятельность и потребности
как противоречивые моменты целостного жизненного процесса человека играют в его
воспроизводстве неодинаковую роль. Материальная деятельность выступает ведущей
стороной в этом противоречивом взаимодействии, так как она исходный пункт
реализации потребностей, а потому и является господствующим моментом [7, с.
75].
Подчеркивая определяющую роль производственной,
материальной деятельности в формировании и развитии потребностей человека, К.
Маркс и Ф. Энгельс одновременно отмечали фундаментальной значение человеческих
потребностей в движении исторического процесса. Они показали, что
удовлетворяемые и развиваемые посредствам производства, как и вновь формируемые
в процессе труда, потребности людей опять ведут к деятельности, способной их
удовлетворить.
Диалектическая взаимосвязь деятельности и
потребностей общества - коренной источник как их обоюдного развития так и всего
общественного прогресса, она является абсолютным и вечным условием
существования и развития общества. То есть их взаимосвязь носит характер
общеэкономического закона. Человеческое общество, наряду с другими законами, в
своем функционировании и развитии регулируется таким важнейшим законом, как
законом подчиненности всей системы деятельности системе потребностей общества,
требующим подчинения всей совокупной деятельности общества удовлетворению его
общественно необходимых, объективно назревших, действительных потребностей
общества, возникших в ходе деятельностного бытия общества. Поэтому абсолютная
цель деятельности того или иного общества - это удовлетворение его
потребностей.
В масштабе всей современной мировой экономики
складываются три основные тенденции в изменении количественных пропорции
(соотношений) между производством, с одной стороны, и потребностями общества -
с другой.
Первая тенденция возникает в тех странах и
регионах, где длительный упадок хозяйства ведет к уменьшению как потребления,
так и потребностей. Тогда происходит попятное движение к низшему уровню
человеческих нужд. Этот процесс можно уподобить спиралевидному движению с
уменьшающимися кругами, какие мы наблюдаем, скажем, в воронке водоворота. Такое
бедственное положение сейчас можно видеть, в частности, в ряде стран Азии,
Африки и Латинской Америки. Так, примерно в 2/3 развивающихся стран за 80-е
годы и первую половину 90-х годов произошло сокращение дохода общества в
расчете на душу населения.
Вторая тенденция выражается в том, что выпуск
сравнительно ограниченного набора продуктов растет крайне медленно. В таком
случае потребности являются устойчиво традиционными и лишь понемногу
расширяются.
Движение по колее
«производство-распределение-обмен-потребление-потребности» напоминает замкнутый
круг. Отсюда вытекает длительность общего застоя в экономике, который к тому же
зачастую закрепляется сложившимися в народе примитивными обычаями, традициями.
В наши дни подобное положение можно наблюдать в отдельных странах и регионах
Азии и Африки.
Первая и вторая тенденции выражают ненормальные
соотношения в динамике производства и потребления. Чем объяснить
неблагоприятное развитие в данных двух случаях? Они показывают, что во многих
странах возвышению потребностей сильно противодействует ряд факторов,
сдерживающих социально-экономический прогресс. К ним, в частности, относятся
следующие обстоятельства [8, с. 34]:
низкий уровень материальной и духовной культуры
общества ограничивает круг человеческих нужд их видами низшего порядка, который
изменяется медленнее всего;
очень слабо развито разделение труда, что не
позволяет увеличить разнообразие материальных благ и повысить уровень
потребления и потребностей;
мизерные денежные доходы массы людей и высокий
уровень цен препятствуют удовлетворению их даже самых элементарных запросов;
во многих случаях численность населения стран
увеличивается более высокими темпами, чем расширяются материальные условия его
существования.
Третья тенденция - нормальная. В данном случае
производство количественно растет и качественно совершенствуется, повышается
уровень потребления и потребностей. Все это можно уподобить движению вверх по
спирали с расширяющимися оборотами.
Сегодня в богатых странах проживает 1 млрд
человек - так называемый «золотой миллиард». Здесь поступательный рост
производства и потребления опирается в первую очередь на самую передовую
технику и технологию, высокую культуру производства. Между тем в успехах самых
развитых стран есть свой «секрет». Большинство из них по основным видам
минерального сырья на 70% зависит от его поставок из слаборазвитых стран. По
оценке специалистов, каждый человек из «золотого миллиарда» потребляет за свою
жизнь в 20-30 раз больше ресурсов планеты, чем в более бедной стране.
Таким образом, производство напрямую зависит от
потребностей современного общества, то есть чем выше потребности, тем более
интенсивно производятся товары для их удовлетворения и наоборот.
2.3 Роль духовных потребностей
Нам всегда чего-то не хватает для полного
счастья. Одни хотят машину, другие дом на берегу моря. Но получая это, люди все
равно чувствуют себя несчастными. И дело здесь не в том, правильно ли человек
использует накопленные капиталы. Мудрейшие умы человечества многие века
доказывали, что настоящее счастье всегда находится рядом. И наши истинные потребности
имеют духовное начало.
В чем особенность духовных потребностей? Они
являются высшими человеческими ценностями и важны для большинства людей. Их
уровень является важнейшим в человеческой личности. Все мы хотим заниматься
интересным делом, найти свою любовь, обрести уверенность в себе и познавать
этот мир. Духовные потребности человека можно перечислять бесконечно. Главное
чтобы ценности, в которых он нуждается, были ему доступны.
Духовная жизнь человека сочетается со многими
другими сферами - политической, правовой, социальной. Духовные ценности играют
главную роль в этом сочетании. Они помогают развивать мировоззрение человека и
его лучшие социальные качества. Внутренняя гармония человека всегда зависит от
того, насколько удовлетворены его духовные потребности. Виды духовных
потребностей человека весьма разнообразны. К главным из них относятся
творчество, самовыражение, стремление к познанию, восприятие произведений
искусства и самоутверждение. Духовные человеческие потребности есть не что
иное, как нужда в совершенствовании и удовлетворении чувства прекрасного.
Поскольку взаимодействие с окружающим миром может совершаться не только
отдельным человеком, но и социальной общностью, принято разделять понятия
духовная потребность личности и духовные потребности общества.
Духовная потребность личности - это, прежде
всего, свойство психики человека. Это то состояние когда личность нуждается в
удовлетворении нравственных нужд больше чем в материальных. Духовность человека
- это постоянное стремление к собственному совершенствованию и саморазвитию. В
этом стремлении личности лучшими средствами достижения духовных потребностей
являются три важнейших ценности:
добро: это понятие имеет общую оценку
деятельности человека и ставится в противоположность злу;
красота: это объединение качеств, которые
доставляют наслаждение личности и приятны слуху и взору;
истина: взгляд личности на реальную
действительность, без выдуманных идеалов и приукрашиваний. Истина - это
отражение действительности таковой, как она есть.
Как сказал один великий - истинное богатство
человека - в его духовном мире. Главное жизненное достижение личности кроется
не только в удовлетворении духовных потребностей, но и в их использовании на
благо общества [11, с. 384].
Духовные потребности общества - это совокупность
нужд многих людей. Из этих потребностей и их удовлетворения состоит духовная
жизнь общества. Общество порождает такие духовные начала как эстетика, познание
и нравы, из которых рождается мораль, искусство, наука, творчество, религия и философия.
Нехватка этих духовных качеств компенсируется за счет воспитания и образования.
Духовные потребности общества отражают его стремление к идеальному состоянию.
Такими духовными ценностями как чувство прекрасного, истины и справедливости,
противостояние добра и зла, общество выражает свое отношение к тому что
происходит в реальности.
Формирование духовных потребностей происходит
уже в детстве. Чувство прекрасного детское сознание воспринимает намного ярче и
красочней. Поэтому так важно заложить в ребенке все эстетические и духовные
качества, в которых он нуждается. Это поможет ему не только гармонично
взаимодействовать с окружающим миром и заниматься саморазвитием, но и уже в
старшем возрасте пережить кризисы, связанные с потерей близких людей, болезнями
и катастрофами. Чем сильнее личность в духовном плане, тем проще переживаются
разного рода жизненные невзгоды [12, с. 175].
Духовные потребности человека могут проявляться
даже в простых на первых взгляд желаниях - выехать на природу с друзьями и
подышать воздухом, или посетить неизвестный город и встряхнуть сознание новыми
впечатлениями. Если вы чувствуете подобное стремление сходите на концерт, или в
церковь, съездите на природу или просто погуляйте по городу на закате. Не
забывайте, что наше главное богатство - это духовные ценности и знания. Чем
больше мы удовлетворяем потребность в них, тем сильнее становится наша
личность.
Ради удовлетворения духовных потребностей люди
организуют духовное производство. Под духовным производством обычно понимают
производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое
специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным
умственным трудом. Целью духовного производства является воспроизводство
общественного сознания в его целостности. К результатам духовного производства
относятся: идеи, теории, образы и духовные ценности; духовные общественные
связи индивидов; сам человек как существо духовное [11, с. 386].
Отличительная особенность духовного производства
заключается в том, что его продуктами являются идеальные образования, которые
не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя.
Духовное производство направлено на
совершенствование всех остальных сфер общественной жизни - экономической,
политической, социальной. Создаваемые в его рамках новые идеи и технологии
позволяют обществу саморазвиваться. Ученые выделяют три вида духовного
производства: науку, искусство и религию. Некоторые философы склонны добавлять
к ним еще и мораль, политику и право. Основным свойством духовного производства,
отличающим его от производства материального, является всеобщий характер его
потребления. В отличие от материальных ценностей, размер которых ограничен,
ценности духовные не уменьшаются пропорционально количеству людей, ими
овладевающими, и потому они доступны всем индивидуумам без исключения, являясь
достоянием всего человечества.
3. РАЗЛИЧНЫЕ СФЕРЫ ДУХОВНЫХ
ПОТРЕБНОСТЕЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА
.1 Влияние науки на духовное
развитие человека
Отражая мир в его объективности, наука дает лишь
один из срезов многообразия человеческой мира. Поэтому она не исчерпывает собой
всей культуры, а составляет лишь одну из сфер, которая взаимодействует с
другими сферами культурного творчества - моралью, религией, философией,
искусством и т.д. Наука и искусство, являющиеся основой духовной жизни
человека, представляют собой продукты творческой деятельности человека.
Наука является одной из определяющих
особенностей современной культуры и, возможно, самым динамичным ее компонентом.
Сегодня невозможно обсуждать социальные, культурные, антропологические
проблемы, не принимая во внимание развитие научной мысли. Ни одна из крупнейших
философских концепций XX в. не могла обойти феномена науки, не выразить своего
отношения к науке в целом и к тем мировоззренческим проблемам, которые она
ставит. Наука есть основа научного метода познания, научного мышления и
является основным инструментом создания научного мировоззрения.
Под научным мировоззрением понимают
представление о явлениях, доступных научному изучению, которое дается наукой.
Под этим именем мы подразумеваем определенное отношение к окружающему нас миру
явлений, при котором каждое явление входит в рамки научного изучения и находит
объяснение, не противоречащее основным принципам научного искания. Отдельные
частные явления соединяются вместе как части одного целого, и в конце концов
получается одна картина мироздания, которая включает микромир, макромир,
превращения человеческих обществ, исторические явления, логические законы.
Мировоззрение всегда проникнуто сознательным волевым стремлением человеческой
личности расширить пределы знания, охватить мыслью все окружающее.
В общем, основные черты такого мировоззрения
будут неизменны, какую бы область наук мы ни взяли за исходную - будут ли то
науки исторические, естественно-исторические или социальные, или науки
абстрактные, опытные, наблюдательные или описательные. Все они приведут к
одному научному мировоззрению, подчеркивая и развивая некоторые его части. В
основе этого мировоззрения лежит метод научной работы, известное определенное
отношение человека к подлежащему научному изучению явления. Этот научный метод
не есть всегда орудие, которым строится научное мировоззрение, но это есть
всегда орудие, которым оно проверяется. Этот метод есть только иногда средство
достижения научной истины или научного мировоззрения, но им всегда проверяется
правильность включения данного факта, явления или обобщения в науку, в научное
мышление.
Научное мировоззрение не есть что-нибудь
законченное, ясное, готовое; оно достигалось человеком постепенно, долгим и
трудным путем познания. Научное мировоззрение есть создание и выражение
человеческого духа. Развитие науки расширяет границы научного миросозерцания,
развитие науки раздвигает рамки жизни и составляет могущественный элемент
прогресса. Основу научного мировоззрения составляют научные истины. Через них
наука неизбежно влияет на другие составные части мировоззрения - философию и
религию. Под влиянием научных фактов и истин философы и теологи вынуждены
пересматривать, изменять свои концепции.
Составляющие научного мировоззрения всегда
проверяются научным методом и всегда выдерживают пробу научного метода. Все что
противоречит научным методам беспощадно отбрасывается и не входит в систему
научного мировоззрения.
Правильно выведенные научные истины являются
непреложными и обязательными для всякой человеческой личности, для всякой
философии и для всякой религии. Общеобязательность достижений науки в ее
области ведения есть основное отличие ее от философии и религии, выводы которых
такой обязательности не могут иметь. Философий и религий может быть много, а
наука одна и едина, хотя количество наук постоянно растет, создаются новые -
они все связаны в единое научное построение и не противоречат одна другой. Это
единство науки и многоразличность представлений о реальности философий и
религий, с одной стороны, а с другой - неоспоримость и обязательность
значительной части содержания научного знания, в конечном итоге - всего
научного прогресса, резко отличает науку от смежных с ней философских и
религиозных утверждений. По мере того как растет научный потенциал сила науки
увеличивается, положение науки в жизни человечества углубляется, и быстро
растет ее жизненное влияние. Подобно тому как наука открывает все больше и
больше истинных знаний, и научное мировоззрение становится более истинным,
более полно и истинно отражает картину мироздания. Научное мировоззрение
становится более тождественным с научной истиной.
Наука и научное мировоззрение являются
результатом все проникающей, работы человеческого мышления. Этим путем
создалось огромное количество точно исследованных фактов и явлений. Применяя к
ним логические приемы работы как путем дедукции, так и индукции, наука
постепенно уясняет, расширяет и строит свое мировоззрение.
Научное мировоззрение развивается в тесном
общении и широком взаимодействии с другими сторонами духовной жизни
человечества: философией, религией, искусством, этикой и т.п. Все эти
проявления человеческой жизни тесно переплетены между собой, и все эти стороны
человеческой души необходимы для ее развития. Они являются той питательной
средой, откуда она черпает жизненные силы, той атмосферой, в которой идет
научная деятельность. Взаимно влияя друг на друга, все эти стороны духовной
жизни человечества совершенно различны по занимаемой ими области.
Наука постоянно расширяет область своего
ведения. Это расширение границ научного миросозерцания является одним из
наиболее характерных и наиболее важных симптомов научного прогресса. Рост науки
неизбежно вызывает в свою очередь необычайное расширение границ философского и
религиозного сознания человеческого духа. Новые завоевания и новые ступени,
достигнутые в научной области, неизбежно передаются дальше тесно связанным с
ней другим сторонам человеческого сознания и раздвигают их пределы. Развитие
науки раздвигает рамки жизни и составляет могущественный элемент прогресса.
Влияние науки на все стороны духовной жизни
человека неизбежно. Оно вызывается характером научных истин, во многом резко
отличающихся от великих построений философии, произведений искусства, идеалов и
концепций религии. Научные истины заставляют философов и теологов менять свои
взгляды и концепции и вырабатывать новые более соответствующие и не
противоречащие научным знаниям. Процесс борьбы науки с религией привел к становлению
научной картины мира. Научная картина мира и связанные с нею конкретные знания
различных дисциплин постепенно превратились в основу системы массового
образования. Наука стала реальным фактором формирования мировоззрения людей.
Научное мировоззрение могущественно влияет на
все формы жизни, мысли и чувства человека и заключает в себе единственные
проявления истины, которые для всех времен и для всех людей являются
бесспорными.
В результате научного анализа экономических
явлений в жизни человеческого общества К. Маркс вывел значение науки и как
основы социального переустройства социального строя. Научная при правильном
ходе государственной работы не должна сталкиваться с государственной силой, ибо
она является главным, основным источником народного богатства, основой силы
государства. Борьба с ней - болезненное, преходящее явление в государственном
строе. Однако такая борьба между свободой научной мысли, свободой научного
творчества и государственной силой может иметь место на определенных этапах развития
общества. В этой борьбе государственная сила отстаивает старое существующее
социальное и экономическое распределение народного богатства,
государственно-признанное религиозное понимание жизни и интересы носителей
власти. Социально-политическое давление на свободу научного искания не может
остановить научную мысль и научное творчество надолго, так как современная
социально-политическая государственная жизнь в своих основах все глубже и
сильнее захватывается достижениями науки и все более зависит от нее в своей
силе. Государство, которое предоставляет максимальный размах свободному
научному исканию наиболее устойчиво и прогрессивно. Наука - это еще и то, чему
можно научить, или научиться, то есть передать знания и умения или же добыть
это знание и умение самому. Образовательный процесс - это процесс передачи и
получения знания и умения. Наука непрерывно требует развития и развивается, а
для этого нужна передача знаний из поколения в поколение, нужно образование,
обучение. Образование должно обеспечить полную передачу информации обо всех, в
том числе новейших достижениях в области фундаментальных наук, передать методы
научных исследований. Обучение фундаментальным наукам должно тесно
соседствовать с собственными фундаментальными исследованиями. Таким образом,
дальнейшее развитие науки и общества приведет к сближению естественно научного
и гуманитарного познания, составляя основу для их глубокой интеграции.
Соединений научных ценностей с социальными ценностями (нравственность,
искусство, религиозное и философское постижение мира) в современную эпоху
должно привести к возникновению нового типа научной реальности.
3.2 Влияние искусства на духовное
развитие человека
Искусство играет значительную роль в духовном
развитии общества. Оно представляет собой одну из основных форм общественного
сознания. Общественное сознание - это совокупность существующих в обществе
идей, теорий, взглядов, воззрений, чувств, настроений, привычек, традиций,
отражающих общественное бытие людей, условия их жизни. Формами существования и
развития общественного сознания являются и правосознание, и идеология, и
мораль, и религия, и философия, и наука вообще. И, разумеется, искусство.
Предмет искусства широк. Он охватывает все
многообразные области жизни и деятельности людей. Отражая те или иные стороны
действительности, искусство в отличие от науки, где познание направлено на то,
чтобы отразить объект, действительность в ее объективных характеристиках,
отражает объект в его связях с субъектом, оно воспроизводит не только свойства,
присущие объекту, но и эмоциональное отношение личности к этим свойствам.
Личность - понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических
качеств человека.
Специфика предмета отражения в искусстве
обусловливает специфику формы отражения - художественного образа, содержание
которого представляет собой отражение действительности и ее оценки художником,
включает информацию и о мире, и о художнике, познающем мир, о его чувствах,
мыслях, стремлениях.
Особенности художественно-образного отражения
действительности искусством обеспечивают многостороннее глубокое познание мира,
общества и человека. В отличие от науки, где отражение действительности
осуществляется в форме понятий - общих идеальных образов, воспроизводящих в
сознании людей необходимые стороны и связи исследуемого объекта, в искусстве
сущность, необходимые стороны и связи действительности отражаются в
чувственно-конкретной, наглядно-образной форме единичного, неповторимого
явления. Акцентируя внимание на тех или иных сторонах изображаемого явления,
художник выражает его сущность, внутренние закономерности и тенденции развития,
дает ему оценку в соответствии со своим мировоззрением.
В свою очередь универсальная значимость
содержания искусства, доступность его произведений обеспечивают его воздействие
на сознание человека, определяя целеполагание, формирование мировоззрения,
духовное обогащение личности.
Особенностью искусства является также то, что
оно заключает в себе единство отражения действительности и практическое
созидание эстетических ценностей, в которых воплощаются эстетические идеалы
общества. Единство этих моментов находит свое наглядное выражение в
художественном образе, который выступает и как форма художественного познания,
и как овеществленный результат художественного творчества - художественной
практики. Художественный образ созидается в процессе овеществления его в материале
того или иного вида искусства. Благодаря этому художественный образ получает
конкретно-чувственную предметность, вещественность и становится доступным
нашему восприятию.
Искусство - одна из древнейших форм
общественного сознания. Оно имеет свою историю, свою логику развития, которая
определяется общими законами развития общества.
Таким образом, искусство, в отличие от других
форм духовной и практической деятельности человека, гарантирует восприятие мира
в его целостности. Кроме того, искусство выступает хранителем целостности
личности, целостности культуры и жизненного опыта человека.
3.3 Влияние религии на духовное
развитие человека
Что же касается религии, как вида духовного
производства, то создаваемые с ее помощью теории и идеи играли большую роль в
развитии общества, прежде всего на ранних, донаучных этапах его развития,
формируя у людей абстрактное мышление, способности вычленять общее и особенное
в окружающем мире. Однако возникающие в рамках религиозных воззрений духовные
ценности и складывающиеся на их основе общественные связи до сих пор играют
важную роль в жизни многих обществ и отдельных индивидов. Любая религия
включает в себя несколько важнейших элементов. Среди них: вера (религиозные
чувства, настроения, эмоции), учение (систематизированная, специально
разработанная для данной религии совокупность принципов, идей, понятий),
религиозный культ (совокупность действий, которые совершают верующие с целью
поклонения богам, т. е. обряды, молитвы, проповеди и т.п.).
Достаточно развитые религии имеют и свою
организацию - церковь, упорядочивающую жизнь религиозной общины.
Для многих людей религия играет роль
мировоззрения, готовой системы взглядов, принципов, идеалов, объясняя
устройство мира и определяя место человека в нем. Религиозные нормы - один из
мощных социальных регуляторов. Через целую систему ценностей они регулируют
общественную и личную жизнь человека. В вере находят утешение, успокоение,
надежду многие миллионы. Религия позволяет компенсировать недостатки
несовершенной действительности, обещая «Царство Божие», примиряет с земным
злом. В условиях неспособности науки объяснить множество природных явлений
религия предлагает свои варианты ответа на мучительные вопросы. Часто религия
способствует объединению наций, образованию единых государств.
Религия - это особая форма осознания мира,
которая обуславливается верой в существование чего-то сверхъестественного, а
также под воздействием этой веры заставляет совершать определенные поступки.
Именно вера является основным признаком и неотъемлемым элементом любой религии.
Любая религия состоит из моральных норм и определенных правил поведения,
различных обрядов, и главное - объединение людей в какое-либо организационное
сообщество, например в церковь или религиозную общину. Все основные религиозные
понятия и представления, записаны в специальных священных текстах. Как убеждают
яростные религиозные сторонники, эти тексты написаны либо непосредственно со
слов самого бога, либо людьми, которые по их мнению, уже достигли высшего
уровня духовного развития. Религиозное мировоззрение или религиозная система
представления мира в целом опирается либо на веру, либо на некий мистический
опыт, но не как не на данные, которые проверяются научными методами.
Каждая религия выполняет сразу пять основных
функций:
мировоззренческую (основана на формировании в
сознании человека надежды на спасение через страдания, несчастия, одиночество и
т. п.);
иллюзорно-компенсаторскую (ее смысл заключается
в возможности при помощи религии компенсировать человеку его зависимость от социальной
неустойчивости и негативных явлений, стихийных бедствий, чувства бессилия, а
также тяжести существования);
коммуникативную (основана на общении верующих
людей между собой, с богом, святыми, душами умерших людей);
регулятивную (основана на осознании человеком
определенных ценностей, выработанных религией и являющихся примером поведения);
интегративную (эта функция позволяет группе
людей осознавать себя как моральную общность, которая скреплена общими
ценностями и целями).
На данном этапе выделяют мировые религии
(христианство, ислам, буддизм), локальные (иудаизм) и эстетические
(конфуцианство, даосизм и др.), взяв за основу сферу рас-пространения;
монотеистические (единобожие) и политеистические (многобожие). Как отдельное
направление следует выделить атеизм как учение об отсутствии веры в бога.
В ранних формах религии отдельный человек не
выделял себя из религиозной группы, выступал как индивид, как единичный
представитель рода или племени, которые являлись носителями этнорелигиозных
комплексов. Отдельный человек смог стать личностью в религии (как и в других
сферах бытия) лишь на определенном этапе исторического процесса обособления и
отличения себя от общности.
Без религиозной личности не может существовать и
развития религиозная система. Религиозная личность - это отдельный человек в
совокупности его качеств, в которой занимают определенное место и религиозные
свойства, способный стать субъектом религиозной деятельности. Такой личности
присуще качество “религиозность”, которую образуют в сознании - соответствующие
представления, идеи, вера, потребности, чувства, а в поведении - посещение
храма, молитва, участие в богослужении, совершение религиозных обрядов,
празднование религиозных праздников, пост и т.д. Религиозность центрируется в
отношениях Бог - человек, Человек - Бог или в зависимости от типа религий - в
чем-то ином. В развитых религиозных системах личность может представать в
различных типах - “святой”, “юродивый”, “оглашенный”, “аскет”, “отшельник” и
т.д., а в обыденной жизни - “верующий”, “фанатик”, “колеблющийся”, “личность с
превалирующей религиозной ориентацией” или “с подчиненной” и т.д. Религиозные
качества интериоризуются, “овнутревляются” в процессе социализации, присвоения
индивидами социального опыта в условиях религиозной среды. Община, религиозная
семья, духовная школа, приход, монастырь, духовно-культурные центры, средства
массовой информации и другие - те институты, которые вводят отдельного в
пространственно-временной континуум религиозной культуры, в результате чего
складывается религиозная духовность личности. Духовность характеризует личность
с точки зрения меры освоения ею духовной культуры, в том числе и религиозной.
Духовность представляет собой постижение и приобщение к ценностям, самосознание
и самопознание, возвышение интеллекта и чувствований, поиск смысла и цели
существования, нахождение идеала, слушание и слышание голоса совести,
творчество и т.д. Эти процессы могут быть связаны с религиозной верой или же с
иными мировоззренческими ориентирами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Потребность - есть состояние нужды в
определенных условиях жизни, деятельности, материальных объектах, людях или
определенных социальных факторах, без которых данный индивид испытывает
состояние дискомфорта.
Понятие «потребности» имеет следующие
особенности:
потребности всегда связаны с наличием у человека
чувства неудовлетворенности, которое обусловлено дефицитом того, что требуется;
потребности определяют избирательность
восприятия мира, фиксируя внимание человека на тех объектах, которые могут эту
потребность утолить;
наличие потребности сопровождается эмоциями:
сначала, по мере усиления потребности - отрицательными, а затем - в случае ее
удовлетворения - положительными;
количество потребностей возрастает в процессе
филогенеза и онтогенеза. Так, число потребностей возрастает в эволюционном
ряду: растения - примитивные животные - высокоразвитые животные - человек, а
также в онтогенетическом ряду: новорожденный - грудной младенец - дошкольник -
школьник - взрослый человек.
потребности человека образуют иерархическую систему,
где каждая потребность имеет свой уровень значимости. По мере их утоления они
уступают первенство другим потребностям.
У человека намного больше разнообразных
потребностей, чем у всех других живых существ. Выделяют следующие виды
потребностей: органические, материальные, социальные, творческие, потребности
психологического развития и нравственного самосовершенствования. Рассмотрим
каждую из выделенных групп потребностей в отдельности.
Одной из наиболее распространенных теорий
потребностей является теория американского психолога Абрахама Маслоу, суть
которой заключается в том, что потребности человека, якобы, имеют жёсткую,
навсегда заданную, врождённую и единую иерархию.
Маслоу делит потребности по степени их влияния
на поведение на пять иерархических групп:
потребности в самоактуализации и самореализации;
потребности в социальном статусе - уважении,
удовлетворении чувства собственного достоинства;
потребности в реализации социальных (и
сексуальных) связей;
потребности в безопасности, комфорте;
физиологические потребности.
К. Альдерфер, предложил модель потребностей
личности, которые также образуют иерархическую структуру:
потребности существования, соответствующие
первым двум группам потребностей по Маслоу (физиологическая и безопасности);
потребности связи, реализуемые в межличностных
отношениях. Они соответствуют третьей и четвертой группам (причастности и
признания);
потребность роста, что связано со стремлением
человека к развитию личностного потенциала.
Д. МакКлелланд классифицирует потребности следующим
образом:
потребности достижения;
потребности соучастия;
потребности власти.
Следует отметить, что в основном все теории
едины в том, что первично движет человеком потребность физиологической
удовлетворенности, но при этом регулируется при помощи социально-психологических
потребностей.
Удовлетворение потребностей напрямую зависит от
количества потребления. Теория предельной полезности базируется на
представлении о том, что хотя потребности людей вообще говоря, безграничны -
потребность в определенном товаре может быть удовлетворена. В пределах
ограниченного промежутка времени в течении которого вкусы покупателей остаются
неизменными, потребители могут получить столько товаров и услуг, сколько они
пожелают. Чем большее количество товаров приобретают потребители, тем меньше их
стремление к приобретению дополнительных единиц этого же товара.
Понятие «формирование потребностей» в теории и
практике рассматривается в двух аспектах: во-первых, как объективный процесс их
развития, во-вторых, как определенный вид деятельности общества и государства.
В первом значении оно характеризует объективный
процесс движения потребностей, определяемый законом их возвышения; во втором -
выступает как вид целенаправленного воздействия общества и государства на
воспитание гармонично развитой личности.
Духовные потребности общества - это совокупность
нужд многих людей. Из этих потребностей и их удовлетворения состоит духовная
жизнь общества. Общество порождает такие духовные начала как эстетика, познание
и нравы, из которых рождается мораль, искусство, наука, творчество, религия и
философия. Нехватка этих духовных качеств компенсируется за счет воспитания и
образования. Духовные потребности общества отражают его стремление к идеальному
состоянию.
Ради удовлетворения духовных потребностей люди
организуют духовное производство. Под духовным производством обычно понимают
производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое
специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным
умственным трудом. Целью духовного производства является воспроизводство
общественного сознания в его целостности. Ученые выделяют три вида духовного
производства: науку, искусство и религию.
Таким образом, потребности являются неотъемлемой
частью жизнедеятельности человека и общества в целом. Ради удовлетворения своих
потребностей общество организует процесс производства благ, соответствующих той
или иной потребности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
потребность общество маслоу
полезность
1. Акулич,
И.Л. Маркетинг / И.Л. Акулич. - Минск: Вышэйшая школа. - 2005. - С. 244-252.
2. Акулич,
И.Л. Маркетинг. Практикум / И.Л. Акулич. - Минск: Вышэйшая школа. - 2005. - С.
112-119.
. Ачаповская,
М.З. Экономическая теория курс лекций для неэкономических специальностей высших
учебных заведений / М.З. Ачаповская. - Минск: ФУЛинформ. - 2010. - С. 22-30.
. Базылев,
Н.И. Экономическая теория: Учебник для студентов экономических специальностей
высших учебных заведений / Н.И. Базылев, М.И. Бызалева. - Минск: Книжный дом. -
2004. - С. 62-70.
. Большой
Экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. - 5-е изд. перераб. и доп. -
М.: Институт новой экономики, 2002. - 1280 с.
. Генкин,
Б.М. Структура потребностей человека / Б.М. Генкин. - М.: Элитариум. - 2006. -
С. 198-215.
. Джордж,
М.Л. Бережливое производство + шесть сигм. Комбинируя качество шести сигм со
скоростью бережливого производства / М.Л. Джордж. - Альпина Бизнес Букс. -
2005. - С. 73-81.
. Зубко,
Н.М. Экономическая теория: учебное пособие / Н.М. Зубко, А.Н. Калаур. - Минск:
ТетраСистемс. - 2010. - С. 32-35.
. Мэнкью,
Н.Г. Принципы экономикс / Н.Г. Мэнько; перевод с анг. А. Смольского, О.
Табеловой. - СПб.: Питер. - 2010. - С. 246-252.
10. Пирамида
потребностей Маслоу и «тест Маслоу» / Сайт - Лаборатория психотехники //
[Электрон. ресурс] / Режим доступа:
<#"825305.files/image001.jpg">
Рис. Б.1 - Пирамида потребностей Маслоу