s и IBCA.
Становление прозрачного и ликвидного рынка ценных бумаг Украины связывается с формированием организованного процесса оценки кредитных рисков. Предоставлению рейтинговых услуг является одним из способов оценить риск. Постепенно рейтинги становятся важным компонентом инвестиционного процесса, а рейтингования государственных и корпоративных эврозаимствование становится необходимым экспертной процедурой при выходе на внешние рынки. Наличие рейтинга увеличивает ликвидность конкретных финансовых инструментов, повышает имидж эмитентов и уменьшает стоимость привлеченных ресурсов, особенно если нужен срочный кредит наличными. Процессы глобализации побуждают к определению региональных оценок рейтинга страны происхождения.
Задача рейтинговых агентств заключается в определении будущей кредитоспособности отдельной компании, ценной бумаги или обязательства по состоянию на определенную дату. Рейтинговые агентства могут влиять на рынок ценных бумаг. Кредитный рейтинг может повлиять на доступ эмитента к капиталу, на структуру финансовых операций и определить типы инвестиционных кураторов т.д. Некоторые регуляторы (Национальные комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку или эквивалентные им органы) используют рейтинги, присвоенные рейтинговыми агентствами регулятивной целью. Учитывая влияние, которое может оказывать мнения рейтингового агентства на рынке ценных бумаг, инвесторы, кредиторы, эмитенты, так же, как и регуляторы рынка ценных бумаг, заинтересованы в деятельности рейтинговых агентств. Предлагая независимый анализ широкого спектра информации, рейтинговые агентства делают большой вклад для достижения таких целей.
Вместе с тем на отечественном рынке отсутствует устоявшаяся практика оценки надежности заемщиков, эмитентов и финансовых инструментов, в целом неудовлетворительное уровень раскрытия информации о финансовых рисках. Особенно это касается отношений с частным предпринимателями, о которых вообще довольно мало сведений.
Ныне частично открытой является только информация о финансовом состоянии открытых акционерных обществ, которую они публикуют в специализированной периодике («Инвестиционная газета», «Ценные бумаги Украины» и др…) по требованию Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Все вышесказанное обуславливает необходимость оценки и градации кредитных рисков, разработки предпосылок формирования практики предоставления рейтинговых услуг, внедрение процедуры рейтингования как важной части инфраструктурного обеспечения участников рынка.
Рейтинг - это мнение экспертов, оценка, даваемая на основе качественного и количественного анализа эмитента. Качественный анализ включает оценку риска эмитента с позиции:
Отраслевой и региональной принадлежности;
Внешнего экономического и регулятивного окружения;
Самого предприятия - эмитента.
В основе количественного анализа лежит анализ финансовых коэффициентов за 3 - 5 лет, оценка их динамики, сравнение их величин с нормативами для ценных бумаг, имеющих рейтинг «ААА», «АА», «ВВ» и т.д. Данные, обычно, берутся за год. Главная цель количественного анализа - выявить степень покрытия ликвидными активами обязательств эмитента. С этой же целью выполняется прогнозная оценка того, как сложатся в течение 2 - 3 лет ключевые производственные и финансовые показатели (прежде всего - покрытия долга).
Принципы присвоения рейтинга
Используемые международными рейтинговыми агентствами процедуры достаточно схожи и включают экспертный (очный) этап, предусматривающий встречу экспертов с руководством рейтингуемой компании (банка). Этапы типовой процедуры присвоения рейтинга приведены ниже.
. Запрос на присвоение рейтинга.
. Формирование аналитической группы рейтинговым агентством.
. Запрос у эмитента базового комплекта документов и информации.
. Предоставление эмитентом базового комплекта документов (рейтинговой книги).
. Проведение предварительного исследования эмитента.
. Подготовка встречи с руководством эмитента. Дополнительный перечень тем для обсуждения.
. Встреча аналитической группы с руководством эмитента.
. Подготовка отчета аналитической группы для рейтингового комитета.
. Рассмотрение результатов анализа на рейтинговом комитете и присвоение рейтинга.
. Уведомление эмитента о рейтинге; согласование и определение статуса рейтинга.
. Публикация рейтинга или инициализация процедуры апелляции.
. Наблюдение за рейтингом. Организация и проведение ежегодной встречи с эмитентом.
При получении от эмитента запроса на присвоение рейтинга рейтинговое агентство формирует аналитическую группу, состоящую из аналитиков, обладающих знаниями в соответствующих областях бизнеса. В этой группе назначается ведущий аналитик, который руководит процессом и служит главным контактным лицом для эмитента.
Перед очной официальной встречей группа анализирует финансовую отчетность за предшествующие периоды, прогнозы финансовых показателей и денежных потоков, документацию по сделкам, юридические заключения и прочие данные, которые имеют отношение к предмету. При этом рейтинговое агентство не осуществляет дополнительной аудиторской проверки предоставляемой эмитентом информации.
Данные, запрашиваемые аналитической группой, охватывают:
организационную структуру эмитента, включая отношения с дочерними компаниями;
полномочия менеджеров и сотрудников в бизнес-процессах и принятии решений;
информацию об опыте работы и стаже топ-менеджеров;
финансовые отчеты за последние пять лет по МСФО (иногда при отсутствии таковых за более короткий срок) и решения, влияющие на оценку текущего финансового состояния компании и тенденций его развития;
информацию о транзакциях с момента последних финансовых отчетов;
планы и прогнозные данные на несколько ближайших лет;
корпоративную стратегию развития и финансовую политику;
данные о финансовых операциях, включая внебалансовую задолженность и залоговые обязательства;
долю / позицию на рынке по сегментам и основных конкурентов;
описание характера деятельности по основным направлениям и ключевым подразделениям.
Встреча аналитической группы с руководством эмитента проводится для обсуждения основных факторов, влияющих на рейтинг, включая финансовые и производственные планы, стратегию развития. Эта встреча дает эмитентам возможность затронуть качественные вопросы, принципиальные для решения о присвоении рейтинга.
После изучения всей необходимой информации и встречи с руководством эмитента аналитики составляют аналитический отчет, представляемый рейтинговому комитету. Все факторы, имеющие отношение к рейтингу, тщательно обсуждаются. После принятия решения комитетом эмитент уведомляется о присвоенном рейтинге.
Как правило, предусмотрена возможность апелляции в случае, когда предлагаемый рейтинг не отвечает ожиданиям эмитента и когда по данному вопросу имеется дополнительная информация, которая может быть рассмотрена комитетом. К тому же после того, как рейтинг присвоен и его значение сообщено эмитенту, он обычно имеет право сохранить рейтинг конфиденциальным, однако рейтинг будет отслеживаться и пересматриваться так же, как публичный рейтинг. После присвоения рейтинга агентство постоянно контролирует все факторы, такие, как финансовые результаты, изменения в структуре капитала, поглощение других компаний или иные крупные экономические события, которые могут повлиять на рейтинг. Обычно рейтинг официально пересматривается не реже одного раза в год, когда проводится встреча с руководством эмитента. В то же время рейтинговое агентство на договорной основе регламентирует предоставление ему информации о существенных финансовых и производственных событиях или изменениях, которые могли бы повлиять на рейтинг. Рейтинговое агентство оставляет за собой право изменять рейтинг в любое время в течение цикла наблюдения.
3. Сущность и экономическое содержание присвоения рейтинга. Формы, методы и принципы оценки
Рейтинговая шкала
Международные рейтинговые агентства в настоящее время выставляют рейтинги по широкому спектру ценных бумаг, в связи с чем ими применяются разнообразные рейтинговые обозначения и шкалы. Некоторые из них оригинальны, но наиболее широко распространена шкала кредитного риска, введенная в оборот агентством Moodys, а затем взятая к применению S&P и другими агентствами. Далее приводится таблица сопоставления шкал рейтинговых оценок ведущих рейтинговых агентств для долгосрочных облигаций.
Как следует из таблицы, в основу кредитного рейтинга положена шкала качественных оценок типа «высшее качество», «хорошее качество», «выше среднего уровня качества» и т.д. Каждая рейтинговая категория отражает уровень возможности задержки платежей. С точки зрения пороговых значений кредитного риска в рамках символьной шкалы каждая рейтинговая категория относится к одному из классов ценных бумаг, которых выделяют три: инвестиционный, спекулятивный и аутсайдерский.
Инвестиционная категорияAAAОчень высокая способность выполнять свои финансовые обязательства; самый высокий рейтингAA AВысокая способность выполнять свои финансовые обязательства Умеренно-высокая способность выполнять свои финансовые обязательства, однако бớльшая чувствительность кнеблагоприятной экономической конъюнктуре и другим негативным переменам во внешней средеBBBДостаточная способность выполнять свои финансовые обязательства, однако бớльшая чувствительность к воздействию неблагоприятной экономической конъюнктурыBBB-Самый низкий рейтинг в категории, которую участники рынка обозначают как «инвестиционную»Спекулятивная категорияBB+Самый высокий рейтинг в категории, которую участники рынка обозначают как «спекулятивную»BBСравнительно небольшая уязвимость в краткосрочной перспективе, однако более высокая чувствительность к воздействию неблагоприятных перемен в деловой, финансовой и экономической сферахBБолее высокая уязвимость в условиях неблагоприятной деловой, финансовой и экономической конъюнктуры, хотя в настоящее время имеется возможность исполнения финансовых обязательствCCCВысокая на данный момент подверженность кредитным рискам; финансовые обязательства могут быть выполнены при наличии благоприятной деловой, финансовой и экономической конъюнктурыCCОчень высокая на данный момент подверженность кредитным рискамCВ отношении эмитента возбуждена процедура банкротства или предпринято аналогичное действие, но платежи или выполнение финансовых обязательств продолжаютсяDДефолт по финансовым обязательствам
К рейтингам категорий от «АА» до «ССС» может добавляться знак «плюс» (+) или «минус» (-) для обозначения относительных различий в уровне кредитоспособности в пределах основных рейтинговых категорий.
Прогноз изменения рейтинга
Прогноз Standard & Poor's изменения рейтинга выражает наше мнение о возможном направлении изменения долгосрочного кредитного рейтинга в среднесрочной перспективе (как правило, в период протяженностью от полугода до двух лет). При определении прогноза по рейтингам учитываются те или иные изменения экономических и (или) фундаментальных условий ведения бизнеса. Прогноз по рейтингу не обязательно приводит к изменению рейтинга или его помещению в список CreditWatch («рейтинги на пересмотре»).
Прогноз «Позитивный» означает, что рейтинг может быть повышен.
Прогноз «Негативный» означает, что рейтинг может быть понижен.
Прогноз «Стабильный» означает, что рейтинг вряд ли изменится.
Прогноз «Развивающийся» означает, что рейтинг может быть повышен или понижен.
Н/С - «несущественно».(список «рейтинги на пересмотре»)
Помещение в список CreditWatch («рейтинги на пересмотре») отражает нашу позицию относительно возможного направления изменения рейтинга в короткой перспективе (обычно - в ближайшие 90 дней).
Помещение в список CreditWatch с позитивным прогнозом означает, что рейтинг может быть повышен.
Помещение в список CreditWatch с развивающимся прогнозом означает, что рейтинг может быть повышен, понижен или подтвержден.
В список CreditWatch включаются не все анализируемые рейтинги; изменения рейтингов могут происходить без предварительного помещения в список CreditWatch.
Рейтинг может быть помещен в список CreditWatch или иметь прогноз, но одновременное помещение рейтинга в CreditWatch и наличие прогноза по нему невозможно.
Принципы присвоения рейтинга
Процесс получения рейтинга включает в себя следующие этапы:
Обращение за рейтингом. При наличии заинтересованности в получении рейтинга банк, организация или акционерное общество - эмитент ценных бумаг, страховая или лизинговая компания, кредитный союз или микрокредитная организация обращается с заявкой в Рейтинговое агентство «Ahbor-Reyting» (заявку можно заполнить на сайте агентства www.ahbor.uz) с инициативой начала рейтинговой процедуры и заключает с агентством договор (текст договора можно скачать на сайте агентства www.ahbor.uz) о проведении рейтинговой оценки.
Сбор информации. После подписания договора, рейтингуемая организация(эмитент) предоставляет агентству заполненную анкету и необходимую отчетность (перечень отчетности приведен в приложении к договору) для проведения рейтинговой оценки.
Кредитный анализ. После получения полного пакета документов, группа аналитиков РА «Ahbor-Reyting» производит анализ предоставленной информации в соответствии с принятой методикой анализа. При необходимости, агентство обращается к рейтингуемому эмитенту за дополнительной информацией о его деятельности. Как правило, также проводится рейтинговая встреча, на которой представители рейтингового агентства имеют возможность более подробно ознакомиться с деятельностью рейтингуемой организации и планами менеджмента относительно развития бизнеса.
Рейтинговый комитет. После завершения кредитного анализа, группа аналитиков РА «Ahbor-Reyting» готовит проект рейтингового отчета и отправляет его (без указания уровня присвоенного рейтинга) эмитенту для сверки и согласования финансовых и аналитических показателей, а также аналитических суждений рейтингового агентства относительно финансового состояния эмитента. Предварительный рейтинговый отчет (без указания уровня присвоенного рейтинга) направляется оцениваемому эмитенту, преследуя при этом следующие две цели:
дать руководству эмитента возможность согласиться или не согласиться с данными, включенными в рейтинговый отчет;
позволить руководству эмитента проверить, включена ли в предварительный рейтинговый отчет информация, которая была предоставлена эмитентом на условии неразглашения и в силу этого должна быть исключена из текста рейтингового отчета.
Уведомление о присвоенном рейтинге. После согласования предварительного рейтингового отчета с рейтингуемым эмитентом, группа аналитиков выносит его на рассмотрение рейтингового комитета, где детально обсуждаются все факторы, влияющие на уровень рейтинга. После проведенного обсуждения, рейтинговым комитетом выносится коллегиальное решение относительно рейтинга рейтингуемой организации. Представители рейтингуемой организации на рейтинговый комитет не допускаются. Решение рейтингового комитета сообщается рейтингуемой организации в соответствии с внутренним регламентом агентства. После чего, рейтингуемой организации высылается полная версия рейтингового отчета, где представлены определенные в ходе анализа факторы, положительно и отрицательно влияющие на кредитоспособность рейтингуемой организации. После подписания сторонами соглашения о разглашении результатов рейтинга, рейтинговое агентство «Ahbor-Reyting» осуществляет раскрытие информации об уровне рейтинга эмитента в форме рассылки пресс-релиза и публикации информации на электронном сайте агентства, а также в средствах массовой информации. Присвоенный рейтинг по национальной рейтинговой шкале действителен в течение одного года с момента его присвоения при обязательном проведении ежеквартального или полугодового (по желанию заказчика) мониторинга присвоенного рейтинга. После истечения одного года рейтинговое агентство «Ahbor-Reyting» отзывает ранее присвоенный рейтинг. Рейтинг может быть отозван рейтинговым агентством «Ahbor-Reyting» и до истечения годичного срока его действия по результатам проводимого агентством (ежеквартального или полугодового) мониторинга ранее присвоенного рейтинга, в случае: появления признаков резкого ухудшения финансового состояния, выявления фактов систематического нарушения требований законов Республики Узбекистан, нормативных актов и предписаний регулятора, значительного ухудшения качества предоставляемых услуг и наличием большого количества претензий со стороны клиентов.
Мониторинг рейтинга. Вне зависимости от статуса присвоенного рейтинга, в течение года рейтинговое агентство «Ahbor-Reyting» проводит ежеквартальный мониторинг деятельности рейтингуемой организации. Рейтингуемая организация(эмитент) ежеквартально высылает в агентство установленную отчетность, а также, при необходимости, дополнительную информацию о своей деятельности. В ходе мониторинга агентство имеет право пересмотреть ранее присвоенный рейтинг.
4. Практика присвоения рейтингов в России
Анализ рынка рейтинговых услуг в России
В настоящее время на российском рынке ценных бумаг рейтинговый бизнес представляют ряд компаний, основными из которых являются Рейтинговое агентство «Интерфакс» (Национальное рейтинговое агентство), рейтинговое агентство «Эксперт-РА», информационное агентство «АК&М», рейтинговая служба EA-Rаtings, Экономическая экспертная группа. Как выяснилось в ходе исследования деятельности ряда компаний, большинство из них не занимаются присвоением классического кредитного рейтинга, однако обладают существенным потенциалом для его выставления, поэтому несколько ниже мы рассмотрим деятельность каждого из них. Oтличительной чертой российского рейтингового бизнеса, выявленной в ходе исследования, можно назвать тот факт, что наиболее развитым сектором рейтинговых услуг в России является сектор рейтинга экономических субъектов, в особенности, банковских рейтингов, а не рейтинга ценных бумаг. Еще одной особенностью российского рынка рейтинговых услуг является тот факт, что рейтингом называют списки крупнейших организационных структур (банков, страховых компаний, промышленных предприятий), упорядоченные по некоторому показателю или группе определенных показателей их деятельности. Подобное понимание закрепилось во многих российских деловых изданиях и теоретических изысканиях. Такие списки предназначены для того, чтобы составить представление о раскладе сил, например, в банковской системе или сфере страховых услуг, оценить степень влияния отдельных банков или промышленных предприятий на экономическую и политическую ситуацию в стране. В мировой практике подобные материалы отличаются от рейтингов (rating) и называются либо рэнкингами (ranking), рангами, либо списками (listing). Составлением линейных списков в России занимаются Национальное рейтинговое агентство, Информационный центр «Рейтинг», журналы «Профиль», «Компания», «Деньги».
Задача составителей списков заключается в быстром получении и обработке балансов банков, опубликовании списка крупнейших из них, при этом методика расчета показателей должна быть максимально корректна.
Следующей особенностью российского рынка рейтинговых услуг является высокая степень неразвитости сектора внутреннего рейтинга ценных бумаг: только два российских агентства (начало 2002 гг.) публично выставляют и поддерживает кредитный рейтинг российских эмитентов и ценных бумаг внутри страны: рейтинговая служба «EA-Ratings» и рейтинговое агентство «Интерфакс».
Общее количество присвоенных ими кредитных рейтингов (эмитентов и долговых обязательств) не превышает пятидесяти.
В настоящее время рейтинговые агентства в России
В настоящее время на российском рынке ценных бумаг рейтинговый бизнес представляют ряд компаний, основными из которых являются Рейтинговое агентство «Интерфакс» (до 2000 г. - Национальное рейтинговое агентство), рейтинговое агентство «Эксперт-РА», информационное агентство «АК&М», рейтинговая служба EA-Rаtings, Экономическая экспертная группа. Как выяснилось в ходе исследования деятельности ряда компаний, большинство из них не занимаются присвоением классического кредитного рейтинга, однако обладают существенным потенциалом для его выставления, поэтому несколько ниже мы рассмотрим деятельность каждого из них.
Опрос представителей перечисленных агентств показал, что большинство из них убеждены: время национального кредитного рейтинга в России может наступить только посредством поэтапного прохождения российскими рейтинговыми компаниями всех стадий, предшествующих собственно выставлению кредитного рейтинга, и, в первую очередь, путем формирования информационно-прозрачной среды. В подтверждение сошлемся на мнение вице-президента агентства «Интерфакс» А.Ф. Сажина, высказанного в беседе с автором: «Мы исходим из того, что рейтинговый бизнес не может произрастать сам по себе. На наш взгляд, что касается условий России, рейтинговый бизнес должен пройти три последовательные стадии: первая - сбор информации, ее соответствующая обработка и хранение, т.е. создание баз данных для поддержания истории заемщика; вторая - статистическая обработка данных и дистанционный анализ деятельности экономических субъектов; третья - собственно рейтинговый бизнес, построение классического кредитного рейтинга, когда группа специалистов выезжает непосредственно к эмитенту, проверяет его отчетность, беседует с менеджерами и выносит свой вердикт, в
дальнейшем поддерживая рейтинг. Если этот путь не будет пройден определенными структурами, то о рейтинговом бизнесе речи быть не может.»
Следующей отличительной чертой российского рейтингового бизнеса, выявленной в ходе исследования, можно назвать тот факт, что наиболее развитым сектором рейтинговых услуг в России является сектор рейтинга экономических субъектов, в особенности, банковских рейтингов, а не рейтинга ценных бумаг. По нашему мнению, это объясняется большой регламентированностью, доступностью и относительной прозрачностью отчетности кредитных учреждений. В то же время подобное положение вещей - развитие первоначально рейтинга экономических субъектов, а не рейтинга ценных бумаг - гармонично вписывается в картину развития рейтингового бизнеса в России, как она понимается агентством «Интерфакс».
Еще одной особенностью российского рынка рейтинговых услуг является тот факт, что рейтингом называют списки крупнейших организационных структур (банков, страховых компаний, промышленных предприятий), упорядоченные по некоторому показателю или группе определенных показателей их деятельности.
Подобное понимание закрепилось во многих российских деловых изданиях и теоретических изысканиях. Такие списки предназначены для того, чтобы составить представление о раскладе сил, например, в банковской системе или сфере страховых услуг, оценить степень влияния отдельных банков или промышленных предприятий на экономическую и политическую ситуацию в стране. В мировой практике подобные материалы отличаются от рейтингов (rating) и называются либо рэнкингами (ranking), рангами, либо списками (listing). Составлением линейных списков в России занимаются Национальное рейтинговое агентство, Информационный центр «Рейтинг», журналы «Профиль», «Компания», «Деньги».
Задача составителей списков заключается в быстром получении и обработке балансов банков, опубликовании списка крупнейших из них, при этом методика расчета показателей должна быть максимально корректна.
Заключение
В ходе работы мною было проведено исследование системы рейтинговых оценок ценных бумаг, рейтинговых агентств в России и за рубежом. Обобщая результаты работы можно сделать следующие выводы.
На рынке ценных бумаг кредитный рейтинг решает следующие задачи:
раскрытие информации, увеличение прозрачности рынка ценных бумаг, устранение информационной асимметрии между эмитентами и инвесторами, оценка уровня защищенности инвесторов, установление ограничений на кредитный риск, формирование объективной оценки компаний-эмитентов в глазах инвесторов и обеспечение доступа к капиталу стимулирование диверсификации источников финансирования эмитента, содействие снижению стоимости капитала, участие в формировании курсовой динамики рынка, использование рейтинга в качестве инструмента регулирования на рынках ценных бумаг.
Сравнительный анализ концепций кредитного рейтинга, используемых в зарубежной и отечественной практике, дает основания для утверждения о единстве мнений по поводу сути кредитного рейтинга, которая заключается в оценке кредитоспособности заемщика, где предметом анализа служит вероятность невыполнения различного рода обязательств по ценным бумагам с фиксированным доходом. Кредитным рейтингом отражается не только вероятность неплатежа, но и ожидаемых потерь, которые относятся, однако, не к конкретному эмитенту или конкретному выпуску ценных бумаг, а к присвоенной рейтинговой категории.
Главная задача рейтингового агентства на рынке ценных бумаг оценка уровня защищенности инвесторов. Показатель долгосрочной эффективной работы - качество рейтинга, т.е. соответствие уровня кредитного рейтинга уровню кредитного риска по конкретному финансовому инструменту.
Рейтинг затрагивает экономические интересы многих компаний и поэтому возникает вопрос о том, насколько объективно он составлен. О высоком качестве рейтингов свидетельствует тот факт, что S&P и Moody.s были созданы в начале 1900-х гг. и с тех пор основную часть своего дохода получали от продажи рейтинговых услуг потенциальным инвесторам. Если бы информация, представленная в рейтинге в максимально сжатой форме, не вызывала доверия, вряд ли спрос на услуги этих фирм обеспечил им столь длительное существование. Тем не менее проблема объективности рейтинга остается. За каждым решением рейтинговых экспертов стоят огромные суммы экономии или дополнительных расходов для заемщика. При этом рейтинговые агентства практически «ненаказуемы», поскольку типовые контракты не предусматривают никаких санкций.
Существенным недостатком в деятельности международных рейтинговых агентств, который выявил кризис международных финансовых рынков, является неспособность агентств функционировать в качестве системы раннего предупреждения, заблаговременно извещающей о возникновении проблем. Недостаточная оперативность реакции предопределяется сложностью рейтинговой процедуры. Принятие решений об изменениях рейтингов может затягиваться на недели, в то время как экономическое состояние эмитента и тем более рыночная обстановка могут кардинально измениться буквально мгновенно. Оперативная реакция на события, происходящие в мире, является в настоящее время одним из главных факторов успешной деятельности рейтинговых агентств.
Список использованной литературы
1. Постановление Правительства РФ от 13.09.2010 №716 (ред. от 30.12.2011) «Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы» [Электронный ресурс].
. Федеральная адресная инвестиционная программа на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов [Электронный ресурс].
. О федеральной адресной инвестиционной программе на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов (исх. Минэкономразвития России от 16 января 2012 г. №177-ОС/Д17)
. Бочаров В.В. Инвестиции: Учебник /В.В. Бочаров. - СПб.: Питер, 2009. - 384 с.
. Деева, А.И. Инвестиции: учебное пособие / А.И. Деева. - М.: Изд-во «Экзамен», 2009. - 436 с.
. Ивашковский С.Н. Экономика: микро и макроанализ: учеб.-практ. пособие / С.Н. Ивашковский. - М.: Дело, 2009. - 360 с
. Игонина Л.Л. Инвестиции: Учеб. пособие / Л.Л. Игонина; Под ред. В.А. Слепова. - М.: Юристъ, 2012. - 480 с.
. Инвестиции: учебное пособие / Под ред. В.В. Ковалева. - М.: Проспект, 2008. - 360 с.
. Инвестиции: Учеб. пособие /Под ред. М.В. Чиненова. - М.: КноРус, 2011. - 368 с.
. Меркулов, Я.С. Инвестиции: учебное пособие /Я.С. Меркулов. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 420 с.