Исследование проблем организаций и предприятий среднего бизнеса
Введение
кадры бизнес рынок
Одной из самых актуальных задач экономики является развитие малого и среднего бизнеса. Этим вопросом занимаются власти различного уровня - от государственного до городского. В развитых странах средний бизнес играет важную роль в экономике страны и выгода развития средних предприятий очевидна. На сегодняшний день в России средний бизнес создает очень небольшую часть ВВП, но он имеет неплохие перспективы развития; остается лишь использовать его потенциал, поэтому изучение и решение проблем среднего бизнеса является актуальной задачей.
В настоящее время спрос на любой вид продукции находится в динамике и постоянно изменяется, и в этом случае крупное предприятие не имеет такого уровня мобильности, чтобы вовремя реагировать на эти изменения. В нашей стране малый и средний бизнес развиваются лишь с 90-х годов и в общем-то находятся на стадии формирования.
Цель работы: выявление проблем среднего бизнеса в городе Рыбинске и нахождение путей их решения.
Задачи:
1)выявление сущности и особенностей понятия «средний бизнес»;
2)анализ основных проблем среднего бизнеса и их отличий от проблем малого бизнеса;
)анализ состояния и особенностей среднего бизнеса в г. Рыбинске и выявление наиболее острых проблем, стоящих перед средним бизнесом в Рыбинске.
1. Сущность и содержание понятия «средний бизнес»
На сегодняшний день точного и законодательно закрепленного определения среднего бизнеса не существует, имеется множество примерно схожих параметров, определяющих предприятие как среднее. Эксперты несколько по-разному классифицируют предприятия среднего бизнеса. По мнению одних, это компании с годовым оборотом 10-15 млн. долл. и числом сотрудников от нескольких сотен человек, другие считают, что условная граница между мелким и средним бизнесом все-таки ниже, и относят к предприятиям среднего бизнеса компании с оборотом от 3 млн. долл. и штатом свыше 60-70 человек.
Если брать за точку отсчета эту нижнюю границу, то только в московском регионе насчитывается порядка 30 тыс. подобных компаний. А доля среднего бизнеса в целом по стране (если опять же считать от минимальной границы) - 20-25%.
В городе Рыбинске ситуация по этому вопросу еще более неопределенная. В отделе по налогам и сборам УФНС по г. Рыбинску ситуацию поясняют так: разделение на малый и средний бизнес проводится по виду выплачиваемого налога, а именно: если предприятие платит упрощенный вид налога, то оно считается малым, а если вмененный налог - средним. Таким образом, количество средних предприятий, по мнению налоговой службы, отлично от количества предприятий, подходящих под параметры, приведенные выше.
Таким образом, при объединении этих мнений можно выделить общие параметры: оборот от 15 до 100 млн. руб. и штат 50-200 чел. При этом в экономически развитых странах эти средним является предприятие с оборотом 20-250 млн. евро и штатом 100-500 чел. То есть можно сказать, что российский средний бизнес находится на нижней границе определения среднего бизнеса зарубежных стран.
2. Основные проблемы среднего бизнеса и их отличия от проблем малого бизнеса
Уже в течение ряда лет в России существует множество программ по поддержке малого и среднего бизнеса различного уровня, от государственного до городского. Они способствуют общему бизнес-развитию страны, хотя малый и средний бизнес различаются и требуют отдельного подхода. Малый бизнес - бизнес со штатом до 50 человек и оборотом до 15 млн. рублей. Основная проблема этих программ именно в том, что они направлены на «малый и средний бизнес», то есть на них вместе и даже в большей степени - на малый (льготы при создании бизнеса, понижение налоговых ставок).
ПроблемыМалый бизнесСредний бизнесУправленческие проблемыНе ощущается, так как небольшой штат сотрудниковНеобходимость менеджментных преобразованийКвалификация кадровЕсть, но решить эту проблему гораздо легче, чем в среднемОдна из основных проблем среднего бизнесаОборотные средстваПроблема, так как малый бизнес не привлекателен для инвесторов ввиду своей неустойчивостиПроблема, в неразвитости среднего бизнеса. Инвесторам более привлекателен крупный бизнес, так как отдача от крупных предприятий возвращается быстрее.ИнформацияНедостаток информацииНедостаток информацииМаркетингНеощутима, так как объемы продукции не так велики.Потребность в разработке маркетинговой стратегии и исследованиях.СтабильностьНестабиленСтабилен
Из этой таблицы можно сделать вывод, что проблемы малого и среднего бизнеса различны, и решать их одними и теми же мерами нельзя.
В целях оценки содержания проблем предприятий среднего бизнеса нами был проведен опрос руководителей таких средних предприятий, работающих в г. Рыбинске. В городе насчитывается 111 средних предприятий. Осуществляя выбор участников опроса, мы предпочитали предприятия более устойчивые. Таким образом, были выбраны 46 наиболее приемлемых объектов исследования, из которых опрошены представители 27 предприятий.
Заметим, что при опросе многие руководители предприятий говорили, что не ощущают особой поддержки от государства. Представленная руководителям организаций анкета включала ряд вопросов, позволяющих оценить текущую ситуацию с управлением предприятиями среднего бизнеса. Проанализируем полученные результаты.
Большинство руководителей утверждает, что управленческими вопросами они занимаются лично. Однако в предприятии со штатом более 100 чел. (среднее предприятие) управление персоналом становится затруднительным, если этим занимается лично глава предприятия.
из 27 опрошенных глав предприятий отметили эту проблему - 51%. Остальные 49% утверждают, что сами справляются и не видят здесь особой проблемы.
Следующий вопрос, связанный с управлением предприятием, - это недоверие руководителей предприятий к менеджерам среднего звена. Данная проблема разбивается на два направления: недоверие компетентностное и личное, психологическое (боязнь предательства, воровства)
2.Трудовые ресурсы
% руководителей выделило проблему нехватки квалифицированных кадров
3.Оборотные средства
Руководители предприятий выделяют в первую очередь потребность в инвестициях. В наше время, когда устаревание технологий идет с большой скоростью, вопросам качества продукта выставляется больше требований, поэтому необходима системная смена технологического оборудования, которую можно осуществить с помощью привлечения инвестиций.
Ряд промышленных предприятий проводит модернизацию и реконструкцию цехов и оборудования: ОАО «Рыбинский завод приборостроения» - реконструкцию котельной, механического и сборочного производств для выпуска новых изделий; ОАО «Завод гидромеханизации» - восстановление 2-ой сталелитейной печи, модернизацию, реконструкцию основного производства, ОАО «Техническая бумага» - модернизацию картоноделательной машины КДМ-2; обновление оборудования, капремонт производственных корпусов, ООО «Рыбинскэлектрокабель» - замену морально устаревшего оборудования, установку новой линии по производству кабеля, ООО «Рыбинском УПП ВОС» - изготовление оснастки для литья.
На данный момент основным источником инвестиций остаются внутренние инвестиции, то есть процент с прибыли предприятия. Так, 78% руководителей определяют привлечение инвестиций как проблему, соответственно, остальные 22% утверждают, что им хватает инвестиций с прибыли предприятия.
Инструментом пополнения оборотных средств является также кредитование. 100% опрошенных сказали, что банковские ставки на кредиты неприемлемы, и кредиты используются лишь в крайнем случае и в небольших объемах.
4.Гражданский маркетинг
Совсем недавно появилась проблема неэффективности традиционной рекламы, и предприятия нуждаются в правильной и современной маркетинговой политике. Также среди средних предприятий г. Рыбинска существует несколько предприятий, работающих в военной промышленности (например, ОАО «Судостроительный завод «Вымпел», ОКБ «Луч»), поэтому их основным заказчиком является государство (90% оборота), и именно гражданский маркетинг у них находится в сложном состоянии. 44% руководителей уже столкнулись с этой проблемой.
5.Обеспеченность информацией
У каждого предприятия существуют поставщики и клиенты. Находят их, используя определенные базы данных, в которых заложена информация о множестве предприятий. Руководители выделяют две проблемы - это сложность нахождения таких баз и их неупорядоченность. 96% опрошенных считают, что информацией они полностью не обеспечены. Специальных служб на предприятии, которые занимались бы мониторингом данного вопроса в полном объеме, не существует.
6.Налогообложение.
По этому вопросу все 100% руководителей отметили проблемность вопроса. Самая известная проблема среднего бизнеса, которая актуальна для любого предпринимателя, - это высокий уровень налоговых ставок. Также в дополнение к этому можно добавить сложность, рутинность и нестабильность налогового законодательства. Все это вместе перерастает в одну из самых больших и сложно решаемых проблем бизнеса.
Сейчас в малом бизнесе существует тенденция ухода от уплаты налогов путем выдачи заработной платы предпринимателями в конверте. Это приводит к уменьшению выплачиваемых налогов и, соответственно, общих поступлений в бюджет. Таким образом, за счет повышения финансового риска в бизнесе (опасность, что сотрудник заявит об этом в налоговые органы, долгий и неудобный вид выдачи заработной платы) решается проблема поступлений необходимых свободных средств. На среднем предприятии работает достаточно большое количество человек, что увеличивает во много порядков риск выявления этого экономического преступления.
Итак, по итогам опроса были выделены самые актуальные проблемы предприятий на сегодняшний день:
1.Нехватка квалифицированных кадров (100%). Все руководители одной из первых выделяли эту проблему. В настоящее время производство поставлено на высокотехнологичном оборудовании, и для работы с ним требуется не только высшее образование, но и накопленный опыт.
2.Неполная и неупорядоченная информация (96%). Данная проблема является второй по актуальности. У предприятий должна существовать база данных, в которой они бы могли найти потенциальных поставщиков или клиентов, однако, как показало исследование, на сегодняшний день большинство баз данных составлены самими предприятиями, а значит, что эти базы неполные. В настоящее время существуют базы данных, предоставляемые государством, но они отличаются неупорядоченностью и неполнотой информации.
4.Высокая налоговая нагрузка.
5.Проблема внедрения менеджмента в управление предприятием.
6.Нестабильность законодательства.
7.Проблемы, связанные с маркетинговыми исследованиями и продвижением товара на рынок в гражданском секторе. Сегодня рынок практически полностью поделен, в том числе и на уровне среднего бизнеса; компаниям уже некуда расти, и им надо либо повышать эффективность бизнеса, структурироваться и оптимизировать издержки, либо выходить на какие-то новые рынки и ниши, которых они пока не видят. В связи с этим выделяется общая проблема консалтинга предприятий, которая актуальна не только в России. В нашей стране в отличие от стран с развитой рыночной экономикой эта проблема пока не так значима из-за недостаточно высокой степени конкурентности. Сегодня рынок консалтинговых услуг разного уровня находится в стадии формирования.
8.Необходимость предприятия в оптимизации рабочего персонала. Основная проблема, с которой сталкиваются руководители, - это вопрос, как добиться большей ответственности от своих помощников и от персонала в целом. Чаще всего приходится наблюдать, что компанию тащат на себе один, два или несколько человек. Это похоже на перевернутую пирамиду.
9.Слабая конкурентоспособность на внешнем рынке. Как мы уже говорили выше, наши средние предприятия не считаются средними предприятиями на западе, поэтому наши не могут конкурировать по качеству и объему с более сильными и развитыми иностранными предприятиями.
3. Оценка содержания проблемы квалификации кадров и пути ее решения
В ходе опроса была выявлено, что наиболее актуальной проблемой для всех предприятий, в том числе и средних, на сегодняшний день в Ярославской области и в г. Рыбинске является проблема квалифицированности кадров. Квалификация кадров является лишь составной частью проблемы несбалансированности рынка трудовых ресурсов. В целом в области она не решена. Есть отдельный опыт ряда крупных предприятий в частичном решении данной проблемы.
Решение было найдено и уже используется крупными предприятиями. Они заключают договор с учебным заведением, по которому предприятие обязуется предоставить помещение и оборудование для прохождения практики учащимися, а взамен учащиеся после окончания этого учебного заведения должны работать на предприятии определенный промежуток времени. С одной стороны, учащиеся получают определенный стаж и гарантируемую работу, а предприятие получает квалифицированный кадр с определенным опытом и умением работы. Ярким примером является сотрудничество ОАО «НПО «Сатурн» и РГАТА.
Но среднему бизнесу требуется лишь несколько человек, и заключать договор о предоставлении практики нескольким десяткам человек просто нерационально, если считать, что работать к ним пойдут лишь единицы.
Учитывая вышесказанное, мы полагаем, что в этой ситуации рациональным может быть создание центра, который бы занимался организационной работой такого рода. Этот центр будет являться организационным и информационным посредником между предприятиями и учебными заведениями. В этот центр будут стекаться все запросы от предприятий на рабочего какой-либо профессии. При наборе определенного количества однородных запросов центр будет заключать договор с нужными учебными заведениями, которые определит либо сам центр, либо предприятие. Центр может осуществлять финансовое сопровождение всего процесса. Доля предприятия может быть полной или частичной, то есть обучение учащихся может быть как на бесплатной, так и на платной основе. Также центр будет отслеживать и анализировать изменения и тенденции в трудовых ресурсах на несколько лет вперед.
Но для организации и дальнейшей работы центра необходимо, чтобы в его деятельности участвовали властные структуры, исполнительная, законодательная власть, представители производственной сферы. Так, с помощью мониторинга ситуации на рынке труда центр может предоставлять определенные маркетинговые услуги. Таким образом, центр не только осуществит решение проблемы обучения, но и станет какого-то рода консалтинговым консультантом.
Полагаем, что создание такого центра почти полностью решит кадровую проблему. Остается еще одна проблема - редкие профессии. То есть в этот центр может поступить запрос на профессию, которая не используется на других предприятиях, поэтому единственным решением этой проблемы является привлечение людей данной профессии с помощью высокого уровня зарплаты или еще каких-либо преимуществ.
Вывод: создание такого центра решит одну из важнейших и распространенных проблем среднего бизнеса, причем кроме этого уменьшится время, затрачиваемое предприятием на организацию такого рода деятельности.
Заключение
В ходе исследования было выявлено, что российский средний бизнес отличается от среднего развитых стран. Но средний бизнес - это бизнес, работающий не только на областном и региональном уровне, но и выходящий на мировой рынок. Но там наши предприятия встречаются с более сильными и развитыми иностранными, и соответственно шансов на занимание какой либо ниши у наших предприятий почти нет. Кроме внешней проблемы существуют проблемы внутренние.
По результатам опроса было выяснено, какие существуют проблемы у средних предприятий. Расположив их по степени актуальности, выделено три основные проблемы: несбалансированность рынка труда, не полнота и не упорядоченность информации, нехватка оборотных средств. В своем исследовании я попытался организовать такую систему, которая бы помогла решить самую основную из проблем - проблему несбалансированности трудовых ресурсов. Посмотрев на эти проблемы комплексно, можно попробовать определить определенную взаимосвязь между ними, то есть выявить проблему, при решении которой может пойти дальнейшие преобразования и нахождения решений остальных проблем.
Список литературы и источников информации
1.Официальный сайт г. Рыбинска // www.ryb.ru
2.www.fidcom.ru
4.www.marketds.ru
.Статистический отдел г. Рыбинска
.Беттджер Ф. «От неудачника - до преуспевающего коммерсанта» 2003 г.
.Бусыгин А.В. «Предпринимательство». 2003 г.
.Лапуста М.Г., Поршнев А.Г., Старостин Ю.Л., Скамай Л.Г. «Предпринимательство» 2000 г.
.МакДермотт Я., Ширкор Я. «НЛП в бизнесе. Новый руководитель». 2001 г.
.Муштук О.З. «Общественно-политическая и социокультурная среда бизнеса в России». 2001 г.
.Радаев В.В. «Социология рынков: к формированию нового направления». 2003 г.
.Рубин Ю.Б. «Актуальные термины современного бизнеса». 2004 г.
.Савченко В.Е. «Современное предпринимательство: (Экономика и организация основ; проблемы формирования и регулирования)». 1997 г.