Информационная экономика: понятие, характеристики, тенденции становления и развития
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ростовский государственный строительный университет»
Институт экономики и управления
Кафедра экономической теории и предпринимательства
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине микроэкономика
Тема: «Информационная экономика: понятие, характеристики, тенденции становления и развития».
Выполнила
студентка ИЭиУ, 1 курс, группа Б-106
Скрыпникова Ольга Витальевна
Руководитель работы
Селяева Юлия Сергеевна
Ростов-на-Дону
Содержание
Введение
1. Информационная экономика как экономическая категория
1.1 Понятие информационной экономики в современной науке
.2 Становление и развитие информационной экономики
2. Особенности развития информационной экономики в России
2.1 Информационная экономика как основа экономического роста и повышения уровня благосостояния граждан
2.2 Перспективы развития информационной экономики в РФ
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Актуальность темы исследования в том, что тенденцией развития современной цивилизации становится последовательное возрастание роли информации и знаний в обществе. Основываясь именно на этой особенности современного общества, многие исследователи и называют его «информационным» или обществом, основанным на «информационной экономике». С технологической точки зрения быстрое и повсеместное распространение современных информационных и коммуникационных технологий можно было бы рассматривать как очередной этап научно-технического прогресса. Однако особенность проходящей научно-технической революции состоит в том, что она вторгается в информационную сферу, затрагивая такие основополагающие для всех видов человеческой деятельности процессы, как производство, обработка и передача информации. Это ведет к коренным социальным трансформациям в области экономики, политики, культуры, к изменениям в сознании людей, к возникновению нового постиндустриального типа общества. Определяющим фактором социально-экономического развития общества становится переход от «экономики вещей» к «экономике знаний», происходит существенное увеличение значения и роли информации в решении практически всех задач мирового сообщества. Это является доказательством того, что научно-техническая революция постепенно превращается в интеллектуально - информационную. Информация становится не только предметом общения, но и прибыльным товаром, эффективным современным средством организации и управления общественным производством, наукой, культурой, образованием и социально - экономическим развитием общества в целом.
Степень разработанности. Изучением информационной экономики занимается большое количество ученых. Основную часть данной работы составили книги Деминой М.П., Нижегородцева Р.М., Стрелец И.А., научные статьи Верминенко Ю.В., Мелюхина И.С., Миронова В.В., Нестерова Л.И., учебные пособия Быковского В.В., Мищенко Е.С., Быковской Е.В., лекции Попова А.И. Также к числу специалистов в этой области относятся Корчагин Ю.А., Гамидов Г.С., Вукович Г.Г., Михайлович Б.А. и многие другие.
Целью курсовой работы является изучение информационной экономики как экономической категории. Данная цель достигается по средствам решения следующих задач:
1.Изучение теоретических основ информационной экономики.
2.Рассмотреть становление и развитие информационной экономики.
.Рассмотреть информационную экономику как основу экономического роста и повышения уровня благосостояния граждан.
.Рассмотреть перспективы развития информационной экономики в РФ.
Объект исследования - информационная экономика как экономическая категория.
Предмет исследования - перспективы развития информационной экономики в РФ.
Информационно-методологическую основу для решения поставленных задач составили такие методы, как общенаучный диалектический метод познания, анализ и структурирование изученных данных. При написании курсовой работы использовались книги, научные статьи, учебные пособия, лекции и проекты.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых состоит из двух параграфов, заключения, списка использованных источников. В первой главе дается понятие информационной экономики в современной науке, рассматриваются этапы становления и развития информационной экономики. Во второй главе раскрывается влияние информационной экономики на экономический рост и повышение уровня благосостояния граждан, выделяются перспективы развития информационной экономики в России.
1. Информационная экономика как экономическая категория
1.1 Понятие информационной экономики в современной науке
В последнюю четверть XX века человечество вступило в новую стадию своего развития - стадию построения постиндустриального, информационного общества, что было вызвано происходящей в современном мире социально-экономической революцией. Известно, что в основе каждой социально-экономической революции лежат определенные специфические технологии, производственно-технологические системы и производственные отношения.
Для постиндустриального общества эту роль, прежде всего, играют информационные технологии и компьютеризированные системы, высокие наукоемкие технологии, являющиеся результатом новых физико-технических и химико-биологических принципов, и основанные на них инновационные технологии, инновационные системы и инновационная организация различных сфер человеческой деятельности. Ее конечным итогом должно стать создание новой формы организации экономики - информационной экономики.
Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.
Сущность информационного общества - это расширение границ общения во всех сферах человеческой деятельности, увеличение разнообразия и возможности выбора, расширение границ сотрудничества, взаимопомощи и взаимоинформирования в бизнесе, науке, культуре и образовании, появление новых средств познания и коммуникации, увеличение доступности информационных ресурсов.
В развитых странах происходит сужение собственно материального производства при одновременном стремительном росте «индустрии знаний». Продуктом информационной экономики могут быть теоретические, методологические и практические выводы и предложения по повышению эффективности функционирования информационно-электронной сферы.
Изменение места информации в системе факторов общественного производства, произошедшее благодаря научно-технической революции, выдвинуло в ряд самостоятельных составных частей современной экономической науки сравнительно молодую и бурно развивающуюся область экономики, изучающую экономические законы, действующие в сфере производства и воспроизводства научно-технической информации, научного знания. Эту область экономической науки называют экономикой информационного производства или, коротко говоря, информационной экономикой.
Основа нового общества - информационная экономика - это современная стадия развития цивилизации, которая характеризуется преобладанием творческого труда и информационных продуктов.
Информация как фактор производства, крайне необходима в современных условиях функционирования. Она обеспечивает оперативность принимаемых решений, помогает развитию предпринимательской способности и повышению эффективности производственного процесса.
Информация в экономике проявляется во множестве аспектов, - вот только некоторые из таких способов проявления:
)производство информации как таковой - это производственная отрасль, т.е. вид экономической деятельности;
)информация является фактором производства, один из фундаментальных ресурсов любой экономической системы;
)информация является объектом купли-продажи, т.е. выступает в качестве товара;
)некоторая часть информации является общественным благом, потребляемым всеми членами общества;
)информация - это элемент рыночного механизма, который наряду с ценой и полезностью влияет на определение оптимального и равновесного состояний экономической системы;
)информация в современных условиях становится одним из наиболее важных факторов в конкурентной борьбе;
)информация становится резервом деловых и правительственных кругов, используемым при принятии решений и формировании общественного мнения.
Наличие информации сокращает влияние такого внешнего фактора как неопределенность. Теория устойчивого развития является одной из комплексных концепций и призвана решить проблему неопределенности развития макроэкономической системы в долгосрочном периоде времени. В настоящий момент эта теория бурно развивается и оставляет открытыми множество теоретических вопросов о сущности устойчивого развития и прикладных проблемах формирования модели устойчивого развития в конкретных условиях развитых и развивающихся стран.
Предметом экономики информационного производства в самом общем виде являются экономические отношения, складывающиеся в процессе производства, обмена, распределения и потребления научно-технической информации, и экономические законы, которым подчиняется развитие этих процессов. Следует подчеркнуть что информационная экономика изучает не информационный сектор
хозяйства, а экономические законы производства, общественного движения и производительного применения научно-технической информации, в каких бы сферах и секторах экономики ни разворачивались эти процессы. В частности, предметом исследования данной области экономической науки является развитие систем экономических отношений, выступающих общественными формами бытия и движения информационных технологий, существование которых непосредственно связано с наступающим господством информационного технологического способа производства.
Информационные технологии, компьютеризированные системы и высокие производственные технологии являются базовыми системами информационной экономики. Они в своем развитии радикально трансформируют производственные системы и технологии, все средства получения, обработки, передачи и производства информации, радикально технологизируют интеллектуальную деятельность.
Экономику общества можно считать информационной, если в обществе:
) любой индивидуум, группа лиц или предприятий в любой точке страны и в любое время могут получить на основе автоматизированного доступа и систем телекоммуникаций любую необходимую информацию о новых или известных знаниях, инновациях, инновационной деятельности, инновационных процессах и т.д.;
) производятся доступные любому индивидууму, группе лиц и организациям современные информационные технологии и компьютеризированные системы, обеспечивающие выполнение предыдущего пункта;
) имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно ускоряющихся научно-технического прогресса и инновационного развития, и общество в состоянии производить всю необходимую многоплановую информацию, прежде всего научную информацию для обеспечения динамически устойчивого социально-экономического развития общества;
) происходят ускоренные комплексные автоматизация и компьютеризация всех сфер и отраслей производства и управления; осуществляются радикальные изменения социальных структур, следствием которых становятся расширение и активизация инновационной деятельности в различных сферах деятельности человека;
)население доброжелательно воспринимает новые идеи, знания и технологии, готовы к созданию и внедрению в широкую практику в любое необходимое время инноваций различного функционального назначения;
) имеется развитая инновационная инфраструктура, способная оперативно и гибко реализовывать необходимые в данное время инновации, основанные на высоких производственных технологиях: она должна быть универсальной, конкурентоспособно осуществляющей создание любых инноваций и развитие любых производств, потребных заказчику и рынку;
)имеется четко налаженная гибкая система опережающей подготовки и переподготовки кадров-профессионалов в области инновационной деятельности, эффективно реализующих комплексные проекты динамичного развития отечественных производств и территорий.
Становление информационной экономики в значительной мере зависит от создания эффективного механизма управления практической реализацией в регионах проектов сложных инновационных систем. И здесь без государственной поддержки инновационных процессов не обойтись. Необходимость финансовой и правовой поддержки науки и инноваций, активизации инновационной деятельности, переход на новые формы решения экономических, экологических и социальных проблем регионов требуют от органов управления выработки ответственной политики по отношению к управлению и развитию инновационной деятельности в регионе, активизации взаимодействия региональных органов управления с федеральными по проблеме формирования и развития инновационной экономики.
В условиях активного развития инновационной деятельности в обществе с информационной экономикой должно совершенно измениться отношение к главной производительной силе общества - человеку высокоинтеллектуального, высокопроизводительного труда. Роль высококвалифицированных специалистов в информационной экономике очень велика и постоянно будет расти. Поэтому подготовка кадров, способных эффективно руководить инновационными процессами, разрабатывать и внедрять инновационные проекты, должна стать приоритетной региональной и федеральной программой.
По своим свойствам информационная экономика носит глобальный характер и является основой формирования и развития информационного общества. В условиях информационного общества процессы кодирования и декодирования научно-экономической информации достигают такого уровня, при котором наблюдается ежегодное удвоение объема знаний. В этой связи, для того чтобы успеть усвоить нарастающий объем информации и не отстать от темпов современной научно-технологической и экономической жизни, индивиду, специалисту и персоналу необходима возможность непрерывного обновления своих знаний. Такая возможность превращается в реальность, если проведены в жизнь основные принципы информатизации, имеется достаточно высокая информационная культура и развитый разветвленный рынок информационных услуг.
Переориентация общества в середине ХХ века на информацию и знание как стратегические ресурсы развития, последующая виртуализация и глобализация общественной жизни привели к радикальным переменам как в отдельных сферах общества (политической, экономической, производственной, социально-личностной и др.), так и в общественной организации в целом.
Такие наблюдаемые сегодня процессы, как внедрение в структуру производства информационных технологий; совершенствование мировых коммуникационных систем; тенденция количественного роста высокотехнологичных товаров, именуемых также инновационными; глобализация культурной индустрии, являются логическим следствием перехода к постиндустриальному этапу цивилизационного развития, спрогнозированного в футурологических концепциях «постиндустриального общества», «информационного общества», «общества знаний», и одновременно предстают качественными характеристиками последнего.
Концепция информационного общества обычно рассматривается как новая ступень эволюции человеческой цивилизации, новая фаза общественного развития, в которой информационный сектор экономики оказывает решающее влияние на развитие как мирового сообщества, так и отдельных стран.
Настоящее и будущее России неотделимы от развития науки, от мощи ее инновационного потенциала, интенсивного развития и использования в интересах всего общества, что предполагает создание информационной экономики. информационный экономика благосостояние
Эффективной может быть лишь нерасточительная экономика, в которой нет незанятых трудоспособных людских и материальных ресурсов, позволяющих увеличить совокупный общественный продукт, материальные, информационно - энергетические и духовные ценности.
Современные тенденции развития инновационной деятельности в России далеко не в полной мере отвечают ожиданиям, связанным с формированием экономики информационного типа, обеспечением динамичного устойчивого роста, повышением конкурентоспособности продукции и качества жизни населения. Восприимчивость бизнеса к нововведениям, особенно технологического характера, остается низкой.
В рамках спектра позитивных сценариев развития экономики России как информационной экономики в долгосрочной перспективе просматриваются три основных этапа, специфика которых предопределяет содержание и приоритеты промышленной политики, а различие этапов определяется, в свою очередь, возможностями мобилизации различных источников экономического роста.
Первый этап характеризуется первоначальными постановками ряда важных проблем и попытками осознать возможные пути их решения.
Первый этап - это этап активизации спроса на инновационную продукцию и услуги. Он связан с использованием главным образом неинвестиционных источников экономического роста, т.е. с активизацией внутреннего спроса и доведением до рационального уровня загрузки существующих производственных мощностей. С учетом ограничений, определяемых требованиями сбалансированности развития отраслей, потенциал роста производства за счет использования имеющихся мощностей может быть оценен в пределах 35 - 45 %.
Соответственно временные рамки первого этапа ограничиваются 2015 годом. Наибольшие возможности для увеличения производства за счет задействования резервных мощностей имеют легкая, химическая промышленность, машиностроение, цветная металлургия, пищевая промышленность и нефтепереработка. Именно для этих отраслей следует создавать благоприятные условия на внутреннем рынке, одновременно, по возможности, стимулируя их экспансию на мировом рынке.
Таким образом, возможным итогом данного этапа станет восстановление поступления инвестиций в реальный сектор экономики как фактора экономического роста. Следует иметь в виду, что технологический уровень промышленного производства здесь не будет кардинально отличаться от современного уровня прогрессивных образцов оборудования и техники отечественного машиностроения, хотя такие инвестиции не способны существенно сократить отставание от промышленно развитых стран, тем не менее, без подобной активизации и производственных, и инвестиционных процессов не представляется возможным восстановить спрос на инновации, которые постепенно станут важнейшим фактором кардинальной модернизации производства, перестройки его отраслевой и продуктовой структур.
Второй этап - это этап инвестиционной активности и нормализации структуры производства. После 2015 года экономический рост невозможен без значительного ввода новых мощностей и кардинального обновления производственной структуры.
Главная задача второго этапа состоит в мобилизации финансовых средств на инвестиции в структурную перестройку экономики. Что касается собственных средств для инвестиций в предприятия обрабатывающей промышленности, то эту проблему отчасти можно решить в ходе первого этапа за счет нормализации ценовых пропорций и перераспределения добавочной стоимости в пользу реального сектора. Можно также рассчитывать, что начало экономического подъема в ходе первого этапа увеличит доходы бюджета, что позволит к началу второго этапа существенно пополнить государственные инвестиции, в первую очередь, в промышленность. Перевооружение промышленности и создание новых мощностей потребуют значительных усилий для мобилизации всех возможных внешних и внутренних источников финансирования. Дополнительным фактором, способствующим росту инвестиций в промышленность на втором этапе реализации промышленной политики, может послужить достижение на первом этапе устойчивых темпов экономического роста и увеличение абсолютных объемов валового внутреннего продукта и всех его элементов, включая накопление.
Итогом первых двух этапов развития российской экономики может стать не только восстановление уровней производства и потребления 1990 года, но и нормализация ее структурных характеристик. Временные рамки второго этапа ограничиваются 2025 годом.
Третий этап - это инновационный этап. Начнётся с 2020 - 2025 годов. Основная задача третьего этапа промышленной политики - существенное повышение технологического уровня и инновационного потенциала ведущих отраслей промышленности путем использования отечественных научно-технических достижений. Эту задачу можно решить только в том случае, если уже в рамках первого этапа будут приняты меры по выявлению приоритетных направлений прикладных исследований и обеспечена концентрация ресурсов. При этом речь идет не о производстве абсолютно новых знаний и не о фундаментальных открытиях, а об использовании уже имеющихся заделов в прикладной науке.
К началу данного этапа ресурсно-технологические дисбалансы в экономике России будут в основном ликвидированы, исчезнет соответственно и необходимость в резких структурных маневрах.
Основным инструментарием реализации промышленной политики на третьем этапе должны быть косвенные методы регулирования: экономические, социальные, экологические и т.п.
Изменяются и приоритеты промышленной политики. Если на первом этапе основными приоритетами выступают преодоление спада и расширение производства, на втором - повышение эффективности производства и обновление производственной структуры, то на третьем этапе приоритеты будут смещаться в сторону оперативного обновления номенклатуры выпускаемой продукции, повышения ее качества, а также развития и внедрения безопасных и экологически чистых технологий, хотя эти приоритеты в той или иной степени должны присутствовать и на первом, и втором этапах.
Если проследить в общих чертах историю становления экономики информационного производства, то можно обнаружить три основных ее теоретических и методологических источника.
Первый из них образуют работы, посвященные изучению системы производительных сил, закономерностям экономического роста в эпоху научно-технической революции и его общесистемным основаниям. Данный источник обогатил информационную экономику исследованием экономического роста с позиций общей теории организации, теории принятия решений, кибернетики, общей теории систем и т.д. Сюда же относятся и первоначальные попытки количественной оценки вклада информационного производства в экономический рост.
Второй источник информационной экономики составляет экономика НИОКР, понимаемая как экономика научных учреждений и подразделений, осуществляющих НИОКР. К этому же источнику относятся работы, рассматривающие макроэкономические и структурные аспекты экономики НИОКР, например, проблемы государственного финансирования НИОКР и стимулирования научных исследований и разработок, воспроизводственные пропорции, определяющие долю фундаментальных и прикладных научных исследований, и т.д. Именно здесь впервые научная информация была рассмотрена как продукт труда соответствующих институциональных образований, предназначенный для потребления другими субъектами хозяйствования, и вследствие этого изучены закономерности общественного движения информации.
Третьим источником информационной экономики выступает экономика ремонта и модернизации оборудования, в практической плоскости поставившая проблему износа и обновления научно-технической информации. Данный источник оказал, пожалуй, наименее заметное воздействие на формирование экономики информационного производства в ее современных очертаниях, и методологические резервы этого источника остаются пока во многом недооценёнными, несмотря на выросшее из него мощное направление - технологический менеджмент. В этом же русле развиваются идеи, составляющие основу экономики технологических сдвигов и технико-экономического макроанализа, рассматриваемых большинством западных экономических доктрин как один из источников эволюционного подхода к изучению социально-экономических систем.
Создание эффективного механизма инновационной деятельности и формирование информационной экономики помогут осуществить научно-технологический прорыв России в XXI веке. Современная Россия обладает уникальными национальными ресурсами, которые будут способствовать формированию информационной экономики, конечно при правильном и разумном управлении ими.
2. Особенности развития информационной экономики в России
.1 Информационная экономика как основа экономического роста и повышения уровня благосостояния граждан
Информация как фактор производства, крайне необходима в современных условиях функционирования. Она обеспечивает оперативность принимаемых решений, помогает развитию предпринимательской способности и повышению эффективности производственного процесса. Наличие информации сокращает влияние такого внешнего фактора как неопределенность. Теория устойчивого развития является одной из комплексных концепций, она призвана решить проблему неопределенности развития макроэкономической системы в долгосрочном периоде времени. В настоящий момент эта теория быстро развивается и оставляет открытыми множество теоретических вопросов о сущности устойчивого развития и прикладных проблемах формирования модели устойчивого развития в конкретных условиях развитых и развивающихся стран.
Первоначально категория «устойчивого развития» была предложена как ответ на экологические вызовы современности и понималась в смысле сознательной направленности развития на долговременное обеспечение человечества источниками природных ресурсов при условии не разрушения окружающей среды. Однако постепенно взгляды ученых на этот вопрос стали более широкими, в связи с чем появились стимулы говорить о направленности экономического развития на удовлетворение широких общественных потребностей, а также на сохранение способности удовлетворять аналогичные потребности всех будущих поколений. Тем самым, теория устойчивого развития аккумулирует положения теорий экономического роста и развития и потенциально способна стать общей теорией количественного и качественного экономического развития.
Интенсивное экономическое развитие многих развитых стран и всё большее их вовлечение в процесс глобализации привело к появлению таких терминов, как «информационное общество», «общество знаний». Наше государство стремится не отставать от уровня более развитых стран. Поэтому путь развития, избранный правительством, включает прежде всего развитие социально-ориентированного общества, или социального государства.
В настоящее время целью социального государства является обеспечение достойных условий жизни и благоденствия всех граждан. Это означает, что государство обязано создавать все условия для саморазвития личности, исключая факторы социального иждивенчества. В действительности за материальное обеспечение граждан должно отвечать не только государство, но и сами граждане на основе гарантированной свободы и отношений собственности.
В настоящее время человеческий капитал и информационный ресурс стали основными факторами развития современного общества и мировой экономики в целом. Информационный ресурс и входящие в него знания и сведения входят в состав накопленного и действующего человеческого капитала, являются его базой и фундаментом. В то же время информационный ресурс является и самостоятельным фактором развития, подлежащим анализу и изучению с точки зрения теории и практики роста и развития экономики, становления гражданского общества, обеспечения, общей, экономической и информационной безопасностей и т.д. Отсюда назрела необходимость всесторонних исследований в обществе и экономике, в том числе как и экономической категории.
Специалисты по информатике первыми ввели в обиход термины «информационное общество» и «информационная экономика» в отношении самых развитых стран мира. И эти термины стали синонимами терминов «инновационная экономика», «новая экономика», «открытое общество», «открытая экономика», «общество знаний», «экономика знаний».
В развитых странах уже наблюдается становление информационного общества, основанного на развитии креативного благосостояния. Поскольку уровни благосостояния населения различны, правительство РФ в настоящее время пытается решить проблему повышения уровня благосостояния граждан с помощью монетарных методов.
Уровни благосостояния нашего государства и многих развитых стран различны. Мы находимся на разных ступенях развития, поэтому товарные отношения стали всеобщей формой связи между отдельными контрагентами, производящими блага и услуги.
Различия между индустриальным и информационным состоянием общества огромны. В информационном обществе преодолены традиционные формы товарного обмена и частной собственности, основанной прежде всего на неравном распределении материального богатства.
В настоящее время основными условиями, определяющими благосостояние индивида, являются его воспитание и образование, соответственно, главными общественными институтами, формирующими будущее благосостояние, становится семья и школа. Никакой рыночный механизм не может обеспечить потребителя более качественной и лучшей жизнью, чем он заслуживает по своему уровню знаний и степени культурной образованности. На основании полученного уровня знаний человек формирует определённый способ потребления, где итогом должно стать воспитание разумного потребления. С появлением необходимости в творческой деятельности формируются другие потребности, а получение удовольствия, связанное с биологическими инстинктами, должно уйти на второе место, поскольку должно измениться само восприятие. Подходы к определению сущности и уровня благосостояния неодинаковы, поскольку различны возможности и условия его достижения.
Когда биологические инстинкты у людей перейдут на второй план, тогда экономика, формирующаяся на основе информации, сама будет являть собой источник роста. Необходимо отметить, что развитие информационной экономики способствует экономическому росту, повышению уровня благосостояния граждан и качества жизни населения.
Информация в значительной степени является общественным благом, а акт признания публичного блага состоит в его использовании в той или иной форме. При производстве благ и услуг преобладающее значение имеет творчество. Результатом творческого труда является получение информации или знаний. Если для индустриальной эпохи было характерно производство и потребление материального продукта, в информационном обществе будет цениться только тот материальный продукт, который будет способствовать развитию индивида.
В современном обществе функционирование всей экономической системы будет вызывать изменение основных характеристик доминирующих в обществе благ. С развитием информационного общества материальное благосостояние уже не будет так доминировать, как в настоящее время. Условием повышения благосостояния станет некоторый период, равный суммарной продолжительности времени на осуществление «высшей деятельности». В информационном обществе теория благосостояния видоизменяется: именно творческий труд будет образовывать неэкономическое благосостояние, основанное на том, что самоутверждение, самообразование и есть совершенное благо для деятельности человека как личности.
На уровень жизни влияет много факторов. Если уровень жизни брать как экономическую категорию, то на него будут оказывать влияние такие факторы, как реальная заработная плата, реальные доходы населения, минимальный уровень оплаты труда, уровень прожиточного минимума, а если брать обобщенный показатель, то величина ВВП на душу населения, доля в нем расходов на конечное потребление и т.д. Если же уровень жизни рассматривать в тесной взаимосвязи с качеством жизни населения, то на него будут оказывать влияние развитость инфраструктуры, состояние здоровья населения, экологическое состояние окружающей среды, наличие у людей свободного времени и т.п.
Все вышеизложенное оказывает непосредственное воздействие на благосостояние населения, изменяя и улучшая его. Раньше уровень социально-экономического развития общества не измерялся суммарным объемом времени на осуществление творческой деятельности людей. С развитием информационной экономики благосостояние можно рассматривать как широкое, емкое понятие, представляющее собой сложный социально-экономический феномен, объединяющий и включающий различные характеристики стиля, образа и качества жизни населения, к которым необходимо подходить с уровневой точки зрения, учитывая, кроме того, «высшую деятельность» в обществе. При этом совокупный доход уже не рассматривается как главный фактор. Он представляется как необходимый подфактор для развития высшей деятельности, который способствует повышению уровня образованности и здоровья индивида.
Повышение уровня жизни населения является приоритетнейшим направлением в развитии государства в целом, поскольку высокий уровень жизни способствует снижению социально-экономической напряженности в стране, повышению удовлетворенности человека. Высокие уровень и качество жизни позволяют индивиду активнее развивать свой духовно-культурный человеческий потенциал, раскрывать себя как личность и все время стремится к совершенствованию.
2.2 Перспективы развития информационной экономики в РФ
Новая эпоха, которую называют веком информации, эрой знания, информационным обществом, когда именно информация и знание становятся наиболее важными факторами успеха, уже наступила. Однако, она принесла с собой не только множество новых возможностей для развития, но и ряд новых рисков.
Новая экономическая эпоха связана с включением в бизнес - процессы и экономические отношения высокопроизводительных инструментов обработки информации. Сегодня становление новых методов хозяйствования на основе информационных технологий происходит во всем мире, это эволюционный процесс, который имеет своих лидеров и периферию. Лидерами информационных преобразований являются США, Великобритания, Япония. Россия все же имеет более низкий уровень включения информационных технологий в бизнес - процессы и экономические отношения по сравнению с развитыми странами. Обладая высоким интеллектуальным, творческим и ресурсным потенциалом, она способна сформировать собственную независимую систему информационной экономики.
Информационная экономика в России формируется не первично, она окружена зрелой информационной оболочкой развитых стран, поэтому многие процессы становления здесь имеют свою специфику. В управлении информационными преобразованиями требуется особый подход, учитывающий национальные, культурные, экономические и социальные особенности России.
Современные тенденции развития инновационной деятельности в России далеко не в полной мере отвечают ожиданиям, связанным с формированием экономики информационного типа, обеспечением динамичного устойчивого роста, повышением конкурентоспособности продукции и качества жизни населения. Восприимчивость бизнеса к нововведениям, особенно технологического характера, остается низкой.
На практике инновации пока слабо влияют на экономику. Крупный бизнес в России относится к одним из самых вялых, незаинтересованных участников инновационных процессов. В 2009 году разработку и внедрение технологических инноваций осуществляли 9,4 % от общего числа предприятий отечественной промышленности, что значительно ниже значений, характерных для Германии (69,7%), Ирландии (56.7%), Бельгии (59,6%), Эстонии (55,1%), Чехии (36,6%). Мала доля предприятий, инвестирующих в приобретение новых технологий (11,8%). Низка интенсивность затрат на технологические инновации, составляющая в России 1,9% (аналогичный показатель в Швеции 5,5%, в Германии - 4,7%).
За рубежом доля затрат корпораций на исследования и разработки в общенациональных затратах на научные исследования и разработки превышает 65 %, а в среднем по странам ОЭСР приближается к 70 %. В России ситуация обратная: за счет корпоративного сектора финансируется лишь 20 % затрат на НИОКР.
На протяжении 2000 х гг. внутренние затраты на исследования и разработки в РФ в абсолютных цифрах неуклонно возрастали, и увеличились с 48 млрд. рублей в 1999 году до 485,8 млрд рублей в 2009 году. В итоге Россия входит в первую десятку ведущих стран мира по общему объему таких затрат, хотя и существенно отстает от лидеров по такому показателю как доля затрат исследования и разработки в ВВП (1,24% по сравнению с 2,77% в США, 2,64% в Германии и 4,86% в Израиле).
Недостаточно развита система частно-государственного партнерства в реализации инновационных проектов бизнесом: доля организаций, получающих финансирование из бюджета на эти цели, составляет в России 0,8% (в Германии - 8,8%, в Бельгии - 12,7%). Также недостаточная поддержка оказывается развитию малого инновационного бизнеса.
Одной из основных проблем инновационного развития регионов является трудность наращивания объема инвестиций (особенно иностранных) в несырьевые отрасли экономики (машиностроение, приборостроение, перерабатывающие отрасли промышленности и сельского хозяйства, легкую промышленность и т. п.), то есть в те отрасли, которые определяют уровень экономического развития страны. В настоящее время крупные российские инвесторы вкладывают средства лишь в сырьевые отрасли экономики, стремясь получить из природных ресурсов как можно больше прибыли и как можно скорее.
Этот же подход демонстрируют и иностранные инвесторы. Однако, такое вложение инвестиций не должно быть доминирующим стратегическим направлением экономического развития России. Одним из основных направлений инвестирования должны быть фундаментальные научные исследования и разработка на их основе принципиально новых наукоемких технологий производства товаров и услуг.
В числе основных причин низкой инновационной активности экономики можно назвать следующие: низкое качество управления на микро - и макроуровне; недостаточное развитие научного обеспечения управления; индифферентность предпринимательского сектора к науке и инновациям, ориентация на получение максимальной прибыли в краткосрочном периоде; отсутствие системного инновационного законодательства; коррупция при размещении заказов на выполнение НИОКР; малая результативность научной и научно-технической деятельности, отсутствие активного рыночного спроса на результаты интеллектуальной деятельности; дефицит квалифицированных кадров вследствие диспропорций в развитии системы профессионального образования по уровням знаний и отраслевой структуре, а также низкое качество их подготовки; высокая стоимость нововведений и экономический риск.
Одной из главных причин технологического отставания страны заключается в том, что идеи инновационного развития, активно взятые на вооружение мировым сообществом, в Российской Федерации все еще остаются на периферии реальных приоритетов социально-экономического развития государства.
В связи с этим для российских регионов представляется важным встраивание экономики на информационный путь развития. Представляется, что реальным механизмом, обеспечивающим и ускоряющим этот переход, должно стать формирование отечественной инновационной системы как целостной совокупности взаимодействующих организаций и социальных институтов, осуществляющих превращение научных знаний в новые виды конкурентоспособной продукции и услуг в целях обеспечения социально-экономического развития и роста.
Построение инновационной системы невозможно без формирования в российских регионах центров инновационной активности - опорных территориальных научно-технологических комплексов, ориентированных на освоение и широкую диффузию в производство инноваций в интересах его технологической модернизации и улучшения качества продукции.
Представляется, что создание в российских регионах центров инновационной активности (инновационных территорий, научно-технологических парков, центров трансферта технологий и др.) - одно из обязательных условий технологической модернизации экономики и повышения её конкурентоспособности. На сегодняшний день, процесс формирования инновационных территорий затронул, прежде всего, регионы с высоким научно-техническим потенциалом.
Обеспечение в РФ повышения инновационной активности и превращения научно-технического потенциала в действенный фактор экономического обновления и технологического развития общества возможно лишь при условии перехода от политики точечных мер государственной поддержки инновационной деятельности к политике наибольшего ей благоприятствования. Реализация такой стратегии предполагает создание в России и регионах инновационной системы, основными элементами которой являются предприятия, производящие высокотехнологичную конкурентоспособную продукцию.
Проведем сравнительный анализ на основе рейтинга инновационного обзора ЕС, согласно которому страны мира подразделены по результатам информационной деятельности на 4 группы:
1)Группа инновационных лидеров, к ним относятся: Дания, Финляндия, Германия, Израиль, Япония, Швеция, Швейцария, Великобритания и США;
)группа стран, догоняющих инновационных лидеров, а именно: Австрия, Бельгия, Канада, Франция, Исландия, Ирландия, Люксембург и Нидерланды;
)группа «скромных новаторов», в числе которых: Австралия, Кипр, Чехия, Эстония, Италия, Норвегия, Словения и Испания;
)группа отстающих стран, это: Болгария, Хорватия, Греция, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Румыния и Словакия.
Таблица 1. Показатели инновационной активности в России и странах ЕС.
РоссияЕСЛидеры: ДанияДогоняющие лидеров: Бельгия«Скромные новаторы»: ЧехияОтстающие: БолгарияДоля работников, занятых в инновационно-активных организациях, %36,04252514116Доля выручки инновационно-активных организаций в общей выручке, %48,0-83,080,765,639,7Доля высокотехнологичной продукции в экспорте промышленности, %9,0-20,08,014,06,0Доля инновационной продукции в выручке, %5,5-16,117,825,136,2Интенсивность затрат на технологические инновации, %1,44-3,814,092,690,89
Из таблицы видно, что показатель доли информационной продукции в выручке в России ниже того же показателя у стран - лидеров более, чем в три раза. Есть два показателя, по которым российские компании немного превышают группу отстающих европейских стран. Это доля высокотехнологичной продукции в экспорте промышленности, составившая в 2007 году 9% по сравнению с 6% в группе отстающих стран, и интенсивность затрат на технологические инновации (1,44% по сравнению с 0,89% у отстающих стран).
Согласно статистическим данным Министерства образования и науки РФ за 2008 г. показатель интенсивности инновационных расходов в России приравнивается в добывающей промышленности к Ирландии (1,44% и 1,86% соответственно), в пищевой промышленности - к Италии (0,83% и 1%), в деревообработке - к Испании. Россия по показателю интенсивности инновационных расходов в химической промышленности (4,49%) находится между Францией (3,62%) и Германией (7,98%). В машиностроении этот показатель ближе всего к Франции (1,83% с 1,92%). Высокотехнологичные отрасли по этому показателю намного отстают от стран - лидеров, но приближаются к группе «скромных новаторов».
Россия по структуре затрат на технологические инновации ближе к группе «скромных новаторов», у которых преобладают расходы на приобретение машин и оборудования, тогда как у лидеров преобладают затраты на собственные и заказные НИОКР, доля которых достигает 80%.
Правительство России подготовило в марте 2011 г. «Стратегию инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», которая предлагает новую перспективу национальной экономики. Стратегия задает долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, включая органы государственной власти всех уровней, науку и предпринимательский сектор, а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки, поддержки коммерциализации разработок. Согласно этому документу, РФ должна достигнуть передовых показателей в области инноваций. В соответствии с полученными прогнозами коэффициент изобретательской активности возрастет с 1,95 в 2010 г. до 4 в 2020 г. В этот период также прогнозируется увеличение удельного веса затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг с 1,39 % в 2010 г. до 2,5 % в 2020 г. Одновременно прогнозируется существенный рост экспортного потенциала российского сектора науки, технологии и инноваций: ожидается рост удельного веса инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме экспорта с 7 % в 2010 г. до 15 % по наиболее оптимистическому сценарию в 2020 г. Одним из ожидаемых результатов реализации комплекса мер по стимулированию развития науки, технологии и инноваций в России является изменение места России в рейтинге стран мира в области развития информационного общества. По оценкам, этот показатель сместится до 18-го места к 2020 г.
Целью Стратегии является перевод к 2020 году экономики России на инновационный путь развития, характеризующийся следующими значениями основных показателей:
)увеличение доли России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг (атомная энергетика, авиатехника, космическая техника и услуги, специальное судостроение и др.) до 5 - 10 % в 5 - 7 % и более секторах экономики к 2020 году;
)увеличение доли экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров до 2 % к 2020 году (в 2008 году - 0,25 %);
)увеличение валовой добавленной стоимости инновационного сектора в валовом внутреннем продукте до 17 - 20 % к 2020 году (в 2009 году - 12,7 %);
)увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции до 25 - 35 % к 2020 году(в 2010 году - 4,9 %);
)повышение внутренних затрат на исследования и разработки до 2,5 -3 % валового внутреннего продукта к 2020 году (в 2010 году - 1,3 %), из них больше половины - за счет частного сектора;
)увеличение доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах до 3 % к 2020 году (в 2010 году - 2,08 %);
)увеличение количества цитирований в расчете на 1 публикацию российских исследователей в научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки», до 4 ссылок к 2020 году (в 2010 году - 2,4 ссылки на статью);
)увеличение количества российских вузов, входящих в число 200 ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов до 4 единиц (в 2010 году - 1 вуз);
)увеличение количества патентов, регистрируемых российскими физическими и юридическими лицами в патентных ведомствах Европейского союза, Соединенных Штатов Америки и Японии, до 2,5 - 3 тыс. патентов к 2020 году (в 2009 году - 63 патента);
)увеличение доли средств, получаемых за счет выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в структуре средств, поступающих в ведущие российские университеты за счет всех источников финансирования, до 25 %.
Общий экономический рост и темпы инновационного развития при этом будут все более взаимосвязаны. С одной стороны, инновационное развитие превратится в основной источник экономического роста в результате повышения производительности труда и эффективности производства во всех секторах экономики, расширения рынков и повышения конкурентоспособности продукции, создания новых отраслей, наращивания инвестиционной активности, роста доходов населения и объемов потребления.
Предполагается что инновационное развитие обеспечит дополнительные 0,8 процентных пункта ежегодного экономического роста сверх инерционного сценария развития начиная с 2015 года. С другой стороны, экономический рост расширит возможности для появления новых продуктов и технологий, позволит государству увеличить инвестиции в развитие человеческого капитала (прежде всего в образование и фундаментальную науку), а также в поддержку инноваций, что окажет мультиплицирующее воздействие на темпы инновационного развития.
Для достижения поставленных целей за последние годы увеличено финансирование науки за счет средств государства, в том числе через механизм федеральных целевых программ, через государственные фонды финансирования науки. Значительные усилия предприняты в стимулировании исследовательской деятельности и инновационного развития в высшем образовании. Сформирована инфраструктура поддержки инновационной деятельности - технико-внедренческие особые экономические зоны, предусматривающие значительные льготы инновационным компаниям, технопарки, центры трансфера технологий, центры коллективного пользования уникальным оборудованием и др. Начата на конкурсной основе поддержка создания и развития инновационных кластеров. Проведена значительная работа по совершенствованию правового режима инновационной деятельности - уже введены и продолжают вводиться необходимые налоговые льготы. Совершенствуется таможенное регулирование экспорта инновационной продукции.
Сложившиеся в российской экономике тенденции, а также существующие перспективы и проблемы позволяют выделить как минимум три возможных варианта стратегии инновационного развития страны.
. Вариант инерционного импортоориентированного технологического развития. Этот вариант предполагает отсутствие масштабных целенаправленных усилий, нацеленных на инновационное развитие, фокусирование политики в основном на поддержании макроэкономической стабильности и низких параметров бюджетных расходов на науку, инновации и инвестиции в человеческий капитал. Этот вариант с большой вероятностью приведет к дальнейшему ослаблению национальной инновационной системы, усилению зависимости экономики от иностранных технологий.
. Вариант догоняющего развития и локальной технологической конкурентоспособности. Этот вариант ориентируется не только на перевооружение экономики на основе импортных технологий, но и на локальное (точечное) стимулирование развития отечественных разработок. Сектор фундаментальной и прикладной науки сегментируется и концентрируется вокруг тех направлений, которые имеют коммерческое применение. Для России догоняющий путь развития означает массовое заимствование рядовых для мирового рынка, но передовых по российским стандартам технологий в качестве первого этапа технологической модернизации.
Преимущества догоняющей стратегии:
минимальные инновационные риски в связи с использованием готовых технологий;
более короткие сроки реализации инновационных проектов;
развитие технологий в базовых секторах может привести к появлению новых высокотехнологичных секторов;
решение о выборе технологий принимает конкретный бизнес, а не государство, что защищает от неверных решений.
. Вариант достижения лидерства в ведущих научно-технических секторах и фундаментальных исследованиях. Он характеризуется значимыми усилиями государства по модернизации сектора НИОКР и фундаментальной науки, значительным повышением их эффективности, концентрацией усилий на прорывных научно-технологических направлениях, которые позволяют резко расширить применение отечественных разработок и улучшить позиции России на мировом рынке высокотехнологичной продукции и услуг. Потенциально Россия может претендовать на лидирующие позиции в производстве авиакосмической техники, атомной и водородной энергетике, биомедицинских технологиях, отдельных направлениях рационального природопользования и экологии и ряде других. Этот путь, более привлекательный как с экономических, так и с политических позиций, одновременно является существенно более затратным.
Для России в современных условиях оптимальной является смешанная стратегия, с элементами стратегии лидерства в некоторых сегментах, в которых имеются (или могут быть быстро созданы) конкурентные преимущества, но с реализацией догоняющей стратегии в большинстве секторов экономики и промышленности.
Для достижения поставленных задач необходимо повышение уровня инновационной активности бизнеса. Основные направления стимулирования и поддержки инновационной деятельности включают:
предоставление на конкурсной основе компаниям субсидий по приоритетным направлениям их инновационной деятельности;
прямое стимулирование компаний государственного сектора, а также компаний, функционирующих в сфере естественных монополий, к формированию и реализации программ инновационного развития;
поддержка развития науки в рамках предприятия;
использование инструментов налогового стимулирования инновационной активности предприятий;
развитие инновационной инфраструктуры;
совершенствование системы экспорта высокотехнологичных товаров и услуг и импорта отдельных зарубежных технологий, обладающих высоким потенциалом для распространения в экономике.
Несмотря на существующие проблемы, некоторые крупные российские компании выстраивают собственные инновационные проекты, однако большинство из них призваны усилить существующие конкурентные преимущества или сократить технологическое отставание от зарубежных конкурентов, а не занять новую рыночную нишу. Крупнейшими инвесторами в инновационные проекты являются такие компании, как ОАО «Русгидро», ЗАО «Комплексные энергетические системы», ОАО «Ситроникс», ОАО «Навигационно-информационные системы», корпорация «Росатом» и другие.
Таким образом, в инновационной политике РФ имеют место позитивные тенденции. Однако в масштабах экономики страны эффект от инновационной деятельности отдельных предприятий практически не заметен.
Цели политики реализуются не в полной мере, их законодательное и правоприменительное обеспечение несовершенно. В российской экономике, бесспорно, имеют место инновационный процесс и инновационное развитие, но их наличие не дает основания считать, что российская экономика является информационной. В настоящее время основными условиями, определяющими благосостояние индивида, являются его воспитание и образование.
Заключение
На основании проведенного курсового исследования можно сделать следующие выводы.
В первой главе были рассмотрены теоретические основы становления и развития информационной экономики. В последнюю четверть XX века человечество вступило в новую стадию своего развития - стадию построения постиндустриального, информационного общества. Сущность информационного общества - это расширение границ общения во всех сферах человеческой деятельности. Основа нового общества - информационная экономика - это современная стадия развития цивилизации, которая характеризуется преобладанием информационных продуктов. Информационные технологии, компьютеризированные системы и высокие производственные технологии являются базовыми системами информационной экономики. Становление инновационной экономики в значительной мере зависит от создания эффективного механизма управления практической реализацией в регионах проектов сложных инновационных систем.
Во второй главе информационная экономика была рассмотрена как основа экономического роста и повышения уровня благосостояния граждан, так же были рассмотрены перспективы развития информационной экономики в РФ. Информация как фактор производства, крайне необходима в современных условиях функционирования. В развитых странах уже наблюдается становление информационного общества, основанного на развитии креативного благосостояния.
Так же во второй главе были рассмотрели некоторые проблемы перехода России к информационному обществу. Можно отметить, что несмотря на то, что Россия признается страной, готовой к переходу к информационной экономики, существует ряд некоторых проблем, без решения которых этот переход невозможно осуществить. К числу этих проблем можно отнести: отсутствие высококвалифицированных кадров, малая инновационная активность, утечка человеческого капитала за рубеж, отсутствие полной компьютеризации населения, ограниченный доступ к мировым информационным сетям, отсутствие стратегии развития т.д.
Создание инновационной экономики должно стать стратегическим направлением развития нашей страны в первой четверти XXI века.
Российское правительство предпринимает меры, которые направлены на решение этих проблем, и проводит политику по привлечению инвестиций в отрасли высоких технологий.
В основе инновационного типа развития лежат целенаправленный поиск, подготовка создания и реализации наукоемких нововведений, позволяющих повысить эффективность функционирования общественного производства, уровень удовлетворения потребностей общества и его членов, обеспечить улучшение жизнедеятельности общества, включая высокую степень социальной защищенности личности. Инновационный тип развития, базируясь прежде всего на постоянно наращиваемой мощи, возможностях и силе науки, техники, высоких технологий и компьютеризации, становится доминирующей линией в развитии современной цивилизации. Сохранение природной среды и подъем жизненного уровня населения, повышение общей производительности экономики, создание новых отраслей промышленного производства, сферы услуг, улучшение качества обслуживания и рост конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке, сокращение торгового и товарного дефицита должны стать следствием формирования и развития инновационной экономики.
Список используемой литературы
1.Проект «Инновационная Россия 2020» (Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года) Минэкономразвития России Москва, 2010.
2.Распоряжение от 8 декабря 2011 г. №2227-р Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. http://minsvyaz.ru/ru/doc/?id_4=685
.Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. URL: http://mon.gov.ru/dok/akt/9130/.
4.Быковский В.В., Мищенко Е.С., Быковская Е.В. и др. Управление инновационными проектами и программами : учеб. пособие / Тамбов, 2011. 104 с.
.Валинурова Л.С., Евтушенко Е.В., Казакова О.Б., Кузьминых Н.А., Мазур Н.З. Институциональное обеспечение региональной инновационной системы: монография / - Уфа: БАГСУ, 2010. - 201 с.
.Верминенко Ю.В. Социология социальных проблем как актуальная отрасль современного социального знания // Журнал российской социологической ассоциации «Социология». - 2008 . - № 2.
.Вукович Г.Г. Диалектика закономерностей эволюции природной системы и экономической цикличности развития социума // Экономика устойчивого развития. 2011. № 7. С. 27−32.
.Гамидов Г.С. Инновационная экономика - стратегическое направление развития России в XXI веке // Инновации. - 2009. - № 1.
.Дагаев А.А. Экономический рост и глобализация технологического развития// Менеджмент в России и за рубежом. - 2008.- № 1. - С.24-37 .
. Демина М.П. Переход к постиндустриальной стадии развития и формирование элементов индустриальной экономики//Макроэкономика: Актуальные направления и проблемы развития. Иркутск, 2008.
. Демина М.П. Становление и качественные особенности информационной экономики//Социальные ориентиры российской экономики в век информатизации: сб. науч. тр. Иркутск, 2008.
. Иванова Н. Финансовые механизмы научно-технической политики. - Международный журнал проблемы теории и практики управления. - http://www.ptpu.ru/default.asp
. Иноземцев В.Л. Расколотая цивилизация. М., 2010.
. Корчагин Ю.А. Диссертация на соискание учёной степени кандидата экономических наук. - Информационный ресурс развития общества. - Воронеж. - Вестник ЦИРЭ, 2010, № 7.- С. 31.
. Львов Д.С. Путь в XXI век. Стратегические проблемы и перспективы Российской экономики / - М., 2009.
. Мелюхин И.С. Проблемы формирования основ информационного общества в России// Проблемы информатики.- 2010.- № 6.- с. 18-21.
. Миронова. В. В. Станут ли инновации ключевым звеном интеграции России в мировое хозяйство? [Электронный ресурс]. URL: http://www.rae.ru/forum2011/21/24
. Михайлович Б.А. Информационная экономика как основа новой экономической системы. Автореферат
. Мухамедьяров А.М., Диваева Э.А. Региональная инновационная система: развитие, функционирование, оценка и эффективность / Уфа: АН РБ, Гилем,2010. - 188 с. - ISBN 978-5-7501-1120-6
. Наука России в цифрах: 2008. Статистический сборник. М.: ЦИСН, 2008.
. Нестеров Л.И. Перспективы повышения уровня жизни в России // Вопросы статистики. - 2010.
. Нижегородцев Р. М. Информационная экономика. Книга 1. Информационная Вселенная: Информационные основы экономического роста. Москва - Кострома, 2008. - 163 с.
. Попов А.И. Инновационная экономика : лекция / сост.- Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. - 24 с. - 100 экз.
. Стрелец И.А. Новая экономика и информационные технологии. -«ЭКЗАМЕН» , 2009, с.: 254.
. Тодосийчук А. Условия перехода к инновационной экономике // Вопросы экономики. 2011. № 5. С. 25-38.
. Хажеева М.А. «Информационная экономика как основа экономического роста и повышения уровня благосостояния граждан», - Известия ИГЭА. 2010. №4 (72).
. Хижа Г.С. Информационное общество и его экономическая система: Сборник докладов на Всероссийской конференции "Будущее России - создание информационного общества XXI века". /Г.С. Хижа.-М.: 2009.
. Хохлов Ю.Е., Шапошник С.Б. Индекс готовности регионов России к информационному обществу/ - М.: Институт развития информационного общества, 2009. - 256 с.