Иностранные инвестиции, проблемы привлечения и государственная политика по их стимулированию в Республике Беларусь
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЦИИ
ПРОФСОЮЗОВ БЕЛАРУСИ
«МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «МИТСО»
Кафедра логистики
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Макроэкономика»
на тему: «Иностранные инвестиции,
проблемы привлечения и государственная политика по их стимулированию в
Республике Беларусь»
Студент
факультета МЭО и М,
курс, группа
1217 __________________ К.С. Бурак
Руководитель,
Преподаватель
кафедры логистики __________________ Н.В. Юрова
МИНСК 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
.
СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ, И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ
ЭКОНОМИКИ.
.1
Иностранные инвестиции: сущность и виды.
.2
Влияние иностранных инвестиций на экономику государства
.3
Средства инвестиционной политики принимающего государства
.
СТРУКТУРА И ДИНАМИКА ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ, ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ ГОСУДАРСТВА
И СТРАТЕГИИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
.1
Динамика и структура иностранных инвестиций в Республике Беларусь.
.2
Инвестиционный климат Республики Беларусь. Факторы, негативно влияющие на
инвестиционный климат РБ, основные направления его улучшения.
.3
Стратегия совершенствования инвестиционной политики по привлечению прямых
иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
А Валовое поступление иностранных инвестиций по видам экономической
деятельности
ПРИЛОЖЕНИЕ
Б Распределение валового поступления прямых иностранных инвестиций по секторам
экономики Республики Беларусь
ВВЕДЕНИЕ
Глобализация и региональная экономическая интеграция способствовали
быстрому росту перемещения капитала. Важной частью процесса международного
движения капиталов является процесс международного инвестирования в широких
масштабах. На сегодняшний день иностранные инвестиции значительно влияют на
экономический рост. Поэтому в любом государстве существует стимул привлекать и
стимулировать их. Исключением из этого не станет и Республика Беларусь.
Возможности самофинансирования предприятий в Республике Беларусь
ограничены, в основном в качестве источников инвестиционной деятельности
используются привлеченные финансовые ресурсы. Но, наиболее положительное
влияние на развитие и укрепление нашей экономики оказывает инвестиционная
деятельность, источником которой служат средства иностранных инвесторов.
По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, за
I полугодие 2013 г. в реальный сектор экономики (кроме банков) иностранные
инвесторы вложили 7,8 млрд. долларов США инвестиций, что на 12,5% больше, чем
за I полугодие 2012г. [1].
Безусловно, в Республике Беларусь имеет место проблема привлечения и
стимулирования иностранных инвестиций. Данная проблема существует уже не первый
год и не теряет своей значимости как практической, так и научной.
января 2012 года постановлением Совета Министров и Национального банка
Республики Беларусь утверждена стратегия привлечения прямых иностранных
инвестиций на период до 2015 года. Стратегия направлена на стимулирование
притока прямых иностранных инвестиций в соответствии с потребностями
структурной перестройки экономики и инновационным развитием страны, расширение
масштабов и повышение качества их использования на базе постоянного улучшения
инвестиционного климата, реформирования государственной собственности и
развития государственно-частного партнерства в Беларуси[2].
Цель данной работы - исследование понятия и сущности иностранных
инвестиций и влияния их на национальную экономику Республики Беларусь.
Для достижения данной цели следует решить некоторые задачи:
· изучить сущность и виды иностранных инвестиций
· проанализировать влияние на национальную экономику
государства иностранными инвестициями
· исследовать средства инвестиционной политики принимающего
государства
· изучить динамику и структуру иностранных инвестиций в
Республике Беларусь.
· исследовать инвестиционный климат в Республике Беларусь;
· рассмотреть факторы, которые препятствуют и способствуют
развитию иностранных инвестиций в Республике Беларусь;
· рассмотреть стратегии совершенствования инвестиционной
политики по привлечению иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь
Объект исследования - ситуация в Республике Беларусь по иностранным
инвестициям.
Предмет исследования - отношения в сфере привлечения и стимулирования
инвестиций в экономике Республики Беларусь.
В связи с заданными задачами в работе выделяются два раздела. Первый
раздел описывает теоретическое содержание инвестиций (сущность и виды) и их
влияние на национальную экономику. Также здесь проводится анализ средств
инвестиционной политики, анализ динамики и структуры иностранных инвестиций. Во
втором разделе приведен анализ динамики и структуры иностранных инвестиций,
инвестиционного климата, факторов препятствующих и способствующих развитию
иностранных инвестиций, стратегий по совершенствованию и привлечению иностранных
инвестиций в Республике Беларусь.
Методы исследования - экономического и статистического анализа.
При выполнении работы использованы научная литература по дисциплинам
«Макроэкономика» и «Финансирование и кредитование инвестиций», научные
публикации, а также нормативные документы Республики Беларусь.
1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ, И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Иностранные инвестиции: сущность
и виды
Развитие международного сотрудничества, глобализация мировых экономических
связей ведут к расширению встречного движения капитала между странами, росту
международных инвестиций.
Вкладывая капитал в другую страну, инвестор осуществляет зарубежные
инвестиции, которые в принимающей стране (стране-реципиенте) являются
иностранными инвестициями.
Под иностранными инвестициями понимаются финансовые и материальные
средства, вложенные иностранными юридическими и физическими лицами в различные
объекты деятельности, а также права на имущественную и интеллектуальную
собственность, переданные ими хозяйствующим субъектам Республики Беларусь с
целью получения прибыли (дохода) или достижения социального эффекта.
Иностранные инвестиции привлекаются в экономику страны, как правило, для
осуществления ее структурной перестройки, обеспечения экономического роста,
создания новых рабочих мест. Наряду с дополнительными финансовыми и
материальными ресурсами с этой целью используются зарубежные передовые
технологии, техника, оборудование, управленческий опыт и т.д. Привлечение
иностранного капитала способствует развитию экспортного потенциала страны,
расширению импортозамещения, повышению технического уровня производства,
качества и конкурентоспособности продукции.
Иностранные инвестиции осуществляются в форме предпринимательского
капитала, размещаемого в производственные предприятия стран-реципиентов, либо
ссудного капитала - займы, кредиты, вложения на текущие счета в иностранные
банки.
Предпринимательский капитал может быть размещен в виде прямых и
портфельных инвестиций.
Прямые иностранные инвестиции - основная форма экспорта
предпринимательского капитала в зарубежные предприятия, обеспечивающая контроль
инвестора или его участие в управлении производством. По определению
Международного валютного фонда, иностранные инвестиции являются прямыми, если
иностранный инвестор владеет не менее 25 % уставного капитала предприятия.
Данная форма инвестиций предполагает создание совместного или организацию
нового предприятия, покупку или поглощение действующих предприятий, открытие
зарубежного филиала. Прямые иностранные инвестиции являются, как правило,
долгосрочными и значительными по объему, что выгодно для стран-реципиентов.
Портфельные инвестиции связаны с ограниченным участием в предприятиях
либо компаниях стран-получателей через инструменты фондового рынка, например
покупку акций, облигаций или других ценных бумаг. При этом инвесторы не
контролируют производство компании и почти не влияют на процесс управления ею.
Ссудный капитал как кредитные иностранные инвестиции - это кредиты
иностранных государств, банков, международных финансово-кредитных учреждений и
организаций, корпораций, выдаваемые для финансирования инвестиционных проектов
в стране-реципиенте.
В рамках межправительственных соглашений иностранные кредиты
предоставляются под платежную гарантию правительства или центрального банка,
что делает их наиболее привлекательной для иностранных инвесторов формой
вложения капитала, в большей степени защищенной от риска невозврата.
В зависимости от формы собственности различают государственные, частные и
смешанные иностранные инвестиции.
Государственные инвестиции - это займы, кредиты, техническая помощь,
предоставляемые одним государством другому в рамках международных договоров,
межправительственных соглашений.
Частные инвестиции представляют собой вложения частных фирм, компаний,
банков, граждан соответствующим субъектам другой страны.
Смешанные инвестиции - это сочетание вложений государственных и частных
инвесторов.
По форме вложения иностранные инвестиции можно разделить на: денежные,
товарные и интеллектуальные.
Денежные инвестиции осуществляются в виде банковских вкладов, вложений в
акции и другие ценные бумаги, страховые полисы и др.
Товарные инвестиции - это вложение зданий, сооружений, оборудования и
другого имущества юридических и физических лиц в уставные фонды создаваемых
предприятий, компаний, банков и т.п.
Под интеллектуальными инвестициями подразумевается вложение прав на
интеллектуальную собственность, имущественных прав, научно-технической
продукции и т.п.
Объектами иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь могут
быть:
• недвижимое имущество, в том числе предприятие как имущественный
комплекс;
• ценные бумаги;
• интеллектуальная собственность.
Субъектами иностранных инвестиций (иностранными инвесторами) на
территории Республики Беларусь могут выступать:
• иностранные государства и их административно-территориальные
единицы в лице уполномоченных органов;
• международные организации;
• иностранные юридические лица и иностранные граждане;
• граждане Республики Беларусь и лица без гражданства, имеющие
постоянное место жительства за ее пределами;
• иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами,
созданные в соответствии с законодательством иностранных государств.
Иностранные инвестиции осуществляются в следующих формах:
• долевое участие в уставных фондах юридических лиц;
• создание юридического лица, полностью принадлежащего иностранным
инвесторам;
• приобретение имущества или имущественных прав, а именно: недвижимости,
ценных бумаг, прав на объекты интеллектуальной собственности, концессий,
оборудования, других основных средств.
В соответствии с действующим законодательством иностранным инвесторам
запрещаются инвестиции в сферу обеспечения обороноспособности и безопасности
страны (кроме случаев, когда они имеют специальное разрешение Президента
Республики Беларусь), в изготовление и реализацию наркотических,
сильнодействующих и ядовитых веществ по перечню, утверждаемому Министерством
здравоохранения Республики Беларусь. Не допускается осуществление иностранных
инвестиций в имущество юридических лиц, занимающих монопольное положение на
рынке Республики Беларусь, если на то не получено согласие Министерства
экономики Республики Беларусь [6,c.32].
1.2 Влияние иностранных инвестиций на экономику государства
иностранный инвестиция экономика беларусь
Веской причиной для привлечения иностранною капитала является увеличение
объема капиталовложений в принимающей стране до более высокого уровня, чем это
дает возможность уровень сбережений внутри страны. Низкий уровень сбережений не
позволяет осуществлять через банковскую систему капиталовложения в новые
предприятия и продукцию. А увеличение капиталовложений ускоряет экономический
рост, хотя между прямыми иностранными инвестициями и ростом ВВП нет причинной
связи. Некоторым странам, характеризующимся высоким уровнем прямых иностранных
инвестиций, удалось создать благоприятные условия для роста инвестиций. Страны
с низким уровнем прямых иностранных инвестиций, не создавшие необходимых
условий, не достигли экономического роста и характеризуются постоянным
отсутствием инвестиций. В большинстве же случаев рост иностранных инвестиций
сопровождается экономическим ростом при проведении рыночных реформ, носящих
последовательный и устойчивый характер.
Прямые иностранные инвестиции стимулируют рост экспорта и являются важным
постоянным источником валютных резервов в странах с переходной экономикой.
При привлечении иностранных инвестиций в процессе приватизации
госсобственности имеется возможность финансирования бюджетного дефицита,
пенсионных программ и других обязательств. Привлечение прямых иностранных
инвестиций может привести к росту производительности через предоставление новых
технологий, улучшение методов работы и контроля качества, обучение кадров.
Определяющим критерием привлечения иностранного капитала является
трансферт иностранных технологии или иных инновационных внешних факторов. Факт
отнесения предприятия с долей иностранного капитала к разряду привлекающих
иностранные технологии положительно отражается на повышении его престижа и
внутренней конкурентоспособности.
Преимущественной формой инвестиций являются прямые инвестиции, так как
служат источником капиталовложений, не ложатся бременем на внешний долг
государства, обеспечивают интеграцию национальной экономики в мировую и служат
фактором усиления рыночных отношений. Развитие совместного предпринимательства
обусловливает появление новых отраслей и видов производства, снижение
производственных затрат и расширение рынков сбыта.
Иностранные инвесторы тяготеют к сфере услуг, торговой и
торгово-закупочной деятельности. В промышленности инвесторы в Беларуси предпочитают
машиностроение деревообработку, целлюлозно-бумажную, легкую и пищевую
промышленность. С учетом реальных возможностей воздействия иностранного сектора
и совместного предпринимательства на результативность проводимых реформ
необходимо выделить те отрасли экономики, развитие которых с помощью
иностранного капитала отвечало бы национальным интересам. Такими приоритетными
отраслями могли бы быть те, которые осуществляют производство продукции на
основе использования местных ресурсов, включая трудовые определенной
профессиональной подготовки, научно-технического потенциала и др.
В сферу международного совместного предпринимательства должны быть
вовлечены те отрасли, уровнем развития которых определяется научно-технический
потенциал, создающий предпосылки для равноправного участия Беларуси в
международном разделении труда и обеспечивающий стабильность национальной
экономики. Это приборостроение, радиоэлектроника, биотехнологии и т.д.
Оценки влияния иностранного капитала на экономику неоднозначны. Несмотря на
то, что преобладают положительные оценки, имеются дискуссионные и
отрицательные. Это, прежде всего, касается технического прогресса. Известные
иностранные фирмы прибывают в страну с уже готовыми технологиями и закрытым
производственным циклом. Научно-исследовательские работы ведутся, как правило,
на головном материнском предприятии. Представители последнего занимаются
адаптацией своих технологий, их техническим обслуживанием. Поэтому НИОКР
дочерних предприятий принимающих стран имеет преимущественно вспомогательное
значение и не содействует в целом техническому процессу.
Остается дискуссионной проблема репатриации прибыли и дохода. Легко
контролируется репатриация прибыли в форме дивидендов, но эта проблема особого
значения не имеет, так как сумма дивидендов по отношению к вложенному
иностранному капиталу незначительна. В то же время трудно поддается контролю
процесс вывода прибыли. Этот процесс происходит в различных формах, например
путем завышения объемов импорта или занижения объемов экспорта по сравнению с
обозначенными в счетах, в виде неформального вознаграждения работы менеджеров в
форме выдачи лицензионных премий за ноу-хау и т.д.
Зарубежный опыт указывает на то, что после приватизации иностранные
собственники стремятся в первую очередь к присвоению финансового контроля и
лишь при этом условии на должность ведущих менеджеров назначают местный
персонал.
Иностранные инвестиции рассматриваются как эффективное средство для
зарубежных инвесторов в борьбе за рынок товаров и услуг принимающей страны и
вытеснении с него отечественных поставщиков. Создавая на территории принимающей
страны собственное предприятие, инвесторы продвигают свою продукцию в обход
таможенных товаров. Иногда зарубежные фирмы, борющиеся за рынок определенной
продукции, скупают наши предприятия с целью устранения конкурентов. Поскольку
экологическая политика Беларуси более либеральна, чем во многих странах запада,
то существует опасность переноса в нее (в результате импорта капиталов)
производств, вредных для окружающей среды, здоровья граждан.
Важной стороной проблемы экономических последствий импорта капитала
является его воздействие на инфляционные процессы. Импорт иностранного капитала
в условиях белорусского законодательства, запрещающего использование
иностранной валюты в функциях средства обращения и платежа, увеличивает спрос
на белорусские рубли, на которые должна быть обменена иностранная валюта.
Очевидно, что при инфляции издержек, увеличивая спрос па белорусские рубли,
импорт иностранной валюты для инвестирования способствует росту денежного
дефицита и негативному воздействию на хозяйственное развитие. Ослаблению такого
воздействия могут способствовать меры, ориентированные на ликвидацию или
уменьшение потерь денежных средств, которые Беларусь несет от перевода за
границу части прибыли от прямых и портфельных инвестиций. Возможны и такие
способы, как установление экспортной пошлины в процентах к размеру прибыли,
создание большей заинтересованности иностранных инвесторов в использовании их
прибыли внутри страны.
Выходу из кризиса, по мнению ряда экономистов, мешает узость рынка сбыта
продукции, не соответствующая производственным возможностям и его слишком
медленное расширение, а также недостаточность прибыли для закупок
дополнительных средств производства, набора рабочей силы, технического
перевооружения. В этих условиях иностранный капитал и является тем стартовым
капиталом, необходимым для закупки дополнительных средств производства и набора
рабочей силы. Создание с помощью иностранного капитала успешно работающих
предприятий может расширить совокупную емкость рынка товаров, услуг рабочей
силы и способствовать возрождению экономики. Причиной того, что иностранный
капитал не стал важным фактором экономического роста страны, является их
недостаточный объем и очень скромное место среди средств, использованных для
возрождения производства.
Иностранными инвесторами движут различные мотивы, но вне зависимости от
этих мотивов любая страна должна стать привлекательной для инвесторов.
Возникают три типа иностранных инвесторов по их мотивации и целевым установкам.
Инвесторы, заинтересованные в освоении новых рынков, которые путем покупки или
создания фирм завоевывают или расширяют свое присутствие на рынке. Объектами
подобных инвестиций становятся техкоммуникации, машиностроение, торговля, финансовый
сектор, производство потребительских товаров.
Инвесторы размешают производство в зарубежной стране с целью минимизации
производственных издержек и соответственно увеличения прибыли. Среди таких
инвесторов преобладают известные фирмы, транснациональные компании
обрабатывающей промышленности, которые из-за высокой заработной платы и рентных
выплат в своей стране перемещают производство в более "дешевые
страны".
Портфельные инвесторы - инвестиционные, венчурные, пенсионные фонды.
Покупая акции открытых акционерных обществ, они заинтересованы в повышении
курса национальной валюты, а также в доходах в форме дивидендов. Портфельные
инвесторы, как правило, прямо не вмешиваются в деятельность предприятий, в их
управление, сосредоточивая внимание на рыночных прогнозах, динамике прибыли,
размерах дивидендов.
Существуют различные факторы, объясняющие неравномерную или различную
роль, которую играют иностранные инвестиции в экономике принимающей страны. К
ним относятся:
· состояние переходного процесса, которое показывает, в какой
степени переходная экономика действует в качестве рыночной и соответственно
отражает доверие иностранных инвесторов к работе в этой экономике. К этому
также относится приватизационная политика, отражающая готовность страны открыть
свой процесс приватизации для иностранных инвесторов;
· наличие природных ресурсов, что привлекает компании по добыче
нефти, газа, полезных ископаемых;
· инфляция и стабилизация национальной денежной единицы. При
высокой инфляции выгодно вкладывать денежные средства в отрасли с коротким
сроком обращения капитала - торговлю и посредничество. Инфляция отрицательно
сказывается на размерах банковского процента за кредит. Чем выше инфляция, тем
выше проценты за кредит и тем меньше целесообразность вложений в досрочные
активы. Поэтому появление инфляции и стабилизация национальной денежной единицы
- одна из главных задач макроэкономического регулирования, решение которой
способствует вложению средств в производство.
· инвестиционный рейтинг государства. Высокие рейтинговые
оценки, прежде всего таких авторитетных рейтинговых агентств, какStandart&Poor’s, FitchJBCA, Moody’sInvestorServices, ThomsonBankWatch,
позволяют повысить авторитет государства на международном рынке капиталов и
снизить издержки его привлечения;
· создание инфраструктуры фондового рынка и механизма доступа к
нему иностранных инвесторов. Основной функцией государства в этой сфере
является создание системы регулирования рынка ценных бумаг и обеспечения его
функционирования. Причем один из принципов государственной политики на этом
рынке состоит в минимальном государственном вмешательстве и максимальном
саморегулировании со стороны профессиональных участников рынка. При этом
необходимо учитывать, что рынок ценных бумаг является одним из наиболее
регламентированных рынков. Особое внимание следует уделить программе мер
направленных на повышение стандартов раскрытия информации и информационной
прозрачности рынка ценных бумаг, а также созданию саморегулируемых организаций
профессиональных участников этого рынка и направлениям защиты интересов
государства и субъектов рынка и ценных бумаг;
· существование тортовых, культурных и исторических связей
между предприятиями страны-получателя и потенциальными странами-донорами, так
как торговля и инвестиции тесно взаимосвязаны [7,c.224].
1.3 Средства инвестиционной политики принимающего государства
Инвестиционная сфера является отражением всех процессов, происходящих в
экономике. Одной из проблем, связанных с остановкой спада инвестиционной
активности, является проблема привлечения в Республику Беларусь иностранных
инвестиций. Это связано с тем, что уровень национальных сбережений не
обеспечивает требуемые объемы капитальных вложений для обновления и
модернизации производства, внедрения новых технологий и систем управления.
Недостающие источники капиталовложений, традиционно считающиеся основным
ресурсом обновления и воспроизводства, такие как сбережения населения, могли бы
заменить иностранные инвестиции.
Главным принципом государственного управления инвестициями, в том числе и
иностранными, должна стать разработка государственной инвестиционной политики,
определяющей направления, объемы, структуру капитальных вложений и внутренних и
внешних инвестиционных ресурсов. Основной целью государственной политики в
сфере иностранных инвестиций является создание благоприятного инвестиционного
климата.
Определенные недостатки инвестиционного законодательства, в котором
отсутствует разграничение между прямыми и портфельными инвестициями, меры
реальной защиты иностранной собственности, отсутствие таких форм иностранных
инвестиций, как концессионные договоры, соглашения о разделе продукции,
лизинговые отношения и д., устраняются с помощью Инвестиционного Кодекса.
Инвестиционный кодекс состоит из двух частей, общей и особенной. В первой раскрываются
основные понятия в сфере инвестиционной деятельности, определяются гарантии
стабильности и регулирования, защиты инвестиций и прав инвесторов,
ответственность за их нарушение. Особенная часть содержит принципы
регулирования, виды и условия поддержки инвестиционной деятельности со стороны
государства, раскрывает особенности функционирования зарубежных инвесторов.
Значительным дополнением к активизации привлечения иностранных инвестиций
служит принятие законодательных актов, регламентирующих концессионные формы
инвестиций. Это касается инвестиционного кодекса в сферу действия которого
должны войти все вопросы порядка передачи частным инвесторам прав пользования
объектами собственности, а также всеми монополизированными видами деятельности.
В кодексе определяются перечень концессионных объектов, права и обязанности
государственных органов, уполномоченных на заключение договоров с инвесторами,
права и обязанности инвесторов по пользованию государственными объектами.
Основная часть инвестиций, привлекаемых в Республику Беларусь, относится
к прямым и кредитным. Преобладающими являются иностранные товарные кредиты,
возврат которых гарантируется государством. Между тем наиболее благоприятными
для государства являются прямые иностранные инвестиции и участие в
финансировании неплатежеспособных государственных предприятий, а также
приватизация государственных предприятий с участием иностранного капитала.
В развитых экономических системах большая часть иностранных инвестиций
привлекается и размещается через фондовый рынок, то есть через портфельные
инвестиции. В Республике Беларусь инструменты финансового инвестирования и
фондовый рынок развиты недостаточно, поэтому приток капитала через фондовый
рынок маловероятен в ближайшее будущее.
Проблема привлечения иностранного капитала возникла в результате
продолжающейся финансовой нестабильности, высокой инфляции, административного
регулирования иностранных инвестиций. Рейтинговые агентства относят Республику
Беларусь к странам с высоким экономическим и политическим риском. Принимая
решение о капиталовложениях в какую-либо страну, иностранный инвестор оценивает
ее инвестиционный климат. Индикатор риска страны рассчитывается на базе
политических, социальных, финансово-экономических и коммерческих факторов. При
этом используется несколько подходов: экономический и статистический анализ,
балльная экспертная оценка, регулярный анализ большого числа данных с
использованием анкет. Есть методики оценки по обобщающим индексам.
Исследования инвестиционного климата проводит ряд международных
финансовых и экономических организаций - МВФ и МБРР, Организация международного
сотрудничества и развития, информационные и рейтинговые компании.
Показателями, характеризующими кредитную безопасность по методике
Мирового банка, являются:
· ;
· (не более 275 %);
Иностранные инвестиции необходимы в любом обществе с рыночной экономикой,
где существует нормальный инвестиционный процесс, требующий постоянного притока
более высокотехничных и технологичных инвестиций, чем местные. Перелив капитала
стал предпосылкой эффективного хозяйствования. Существует международный рынок
капиталов, который направляет ресурсы туда, где существуют благоприятные
условия инвестирования. Иностранные инвесторы рассчитывают на благоприятные
условия своей предпринимательской деятельности. Совокупность условий приема и
функционирования иностранного капитала представляет инвестиционный климат
страны-реципиента [7,c.217].
Состояние инвестиционного климата и привлекательность страны-реципиента
определяются уровнем политической и экономической стабильности, действующим
законодательство в отношении инвестиций, отношением к иностранной
собственности, условиями перевода капитала, прибылей, движения кредитных ресурсов,
ограничениями и льготами для иностранных инвестиций, устойчивостью денежной
единицы и др.
Для создания благоприятного инвестиционного климата требуется разработка
модели государственного регулирования иностранных инвестиций, представляющей
стратегию государственного регулирования инвестиций. При создании комплексной
модели государственного регулирования анализируется ряд макроэкономических
показателей: объем и структура ВВП, уровень национальных сбережений, их объем и
структура, объемы капиталовложений и на этой основе устанавливается требуемый
объем инвестирования. Установив объемы капиталовложений, определяют формы
привлечения иностранного капитала, стимулы для иностранных инвесторов и сферы
вложения средств.
Модель государственного регулирования предполагает процесс формирования и
реализации инвестиционной политики. Формирование инвестиционной политики
происходит на уровне высших законодательных и исполнительных структур власти
(Национальное собрание Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь,
Национальный банк Республики Беларусь). На этом уровне формируются
государственные программы привлечения капитала, закладываются правовые основы
регулирования инвестиций.
Реализация инвестиционной политики осуществляется на уровне
государственных органов управления, негосударственных общественных институтов и
коммерческих структур. Для реализации необходим налаженный правовой и
организационно-аналитический механизм регулирования инвестиций. Для создания
правового механизма необходимо разработать законодательство об иностранных
инвестициях, опирающиеся на Конституцию Республики Беларусь и международные
соглашения и конвенции, к которым присоединялась республика.
Организационно-экономический механизм основывается на необходимости
формирования инвестиционного рынка, инфраструктуры инвестиционной деятельности,
разработки системы мер по защите интересов инвесторов и иностранных инвестиций,
создания благоприятного инвестиционного климата, организации инвестиционной
деятельности.
Инвестиционная деятельность регулирует структуру источников
инвестиционных затрат, предполагает разработку и принятие государственных
программ привлечения капитала с международных рынков, репатриацию вывезенного
капитала.
Инвестиционный рынок представляет собой предложения инвестиционных
проектов и капитал, ориентированный на получение прибыли. Сделки совершаются
как путем прямого участия капитала в реализации проектов, так и путем
приобретения акций предприятий и права участия в управлении имущества. Формами
рынка инвестиций являются торги, аукционы, выставки, конкурсы.
Инфраструктура инвестиционной деятельности предполагает совокупность
институтов, которые обеспечивают регистрацию, информационно-методическое,
информационно-аналитическое обеспечение, организацию информационной безопасности
инвесторов.
Защита иностранных инвестиций охватывает области страхования,
перестрахования, залога и гарантий. Соблюдение последовательности всех
перечисленных выше этапов формирования государственной политики в области
иностранных инвестиций и четкая работа всех элементов
организационно-экономического механизма госрегулирования иностранных инвестиций
- необходимое условие для привлечения капитала.
Основные формы участия иностранного капитала в виде совместных и
иностранных предприятий не привели к увеличению роли иностранного капитала в
обновлении производства. Поэтому рекомендуется применять другие формы
иностранного инвестирования, способствующие расширению круга участников
инвестиционного процесса: организация белорусских предприятий с участием зарубежных
фондов, открытие представительств и филиалов крупных банков.
Одной из перспективных форм иностранных инвестиций являются концессии.
Под концессией понимается договор, заключаемый государством в лице
правительства или уполномоченного им республиканского органа госуправления и
иностранным инвестором о передаче на возмездной основе на определенный срок
права на осуществление на территории государства отдельного вида деятельности,
на который распространяется исключительное право. Объектами концессии являются
виды деятельности, на которые закреплено исключительное право государства,
недра, леса, земли, воды.
В соответствии с Инвестиционным кодексом различают следующие виды
концессионных договоров: полный концессионный договор, концессионный договор о
разделе продукции, договор об оказании услуг.
Под полным концессионным договором понимается договор с сохранением за
иностранным инвестором права собственности на произведенную им продукцию,
иностранным инвестором уплачиваются все налоги и другие обязательные платежи.
Концессионный договор о разделе продукции - договор, согласно условиям
которого произведенная продукция делится между концессионером и Республикой
Беларусь в порядке и размерах, определяемых договором. В этом случае
иностранные инвесторы в соответствии с условиями договора полностью или
частично освобождаются от уплаты налогов и других обязательных платежей в связи
с передачей в Республике Беларусь права собственности на часть произведенной
продукции.
Концессионный договор об оказании услуг (выполнении работ) - договор, в
силу которого право собственности на произведенную в соответствии с договором
продукции передается Республике Беларусь. Концессионер за оказанные услуги
получает вознаграждение. При заключении концессионного договора с риском вознаграждение
концессионеру выплачивается лишь при условии достижения результата,
предусмотренного концессионном договоре [7,c.220].
Таким образом, неотъемлемой частью современных экономических отношений
являются инвестиции, которые требуют своего дальнейшего изучения и постоянно
развиваются. Также особенностью инвестиционной деятельности считается
возможность обеспечения устойчивого развития различных отраслей хозяйства, и
всей жизнедеятельности общества - как для стран-реципиентов, так и для
стран-доноров. Иностранные инвестиции играют особую роль среди форм движения
капитала. Между странами перемещается государственный и частный,
предпринимательский и ссудный, долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный
капитал. С практической точки зрения наиболее важным является функциональное
деление капитала на прямые инвестиции, портфельные инвестиции и прочие
инвестиции, среди которых основную роль играют международные займы и банковские
депозиты. Занять достойное место в мировой экономике страна может, лишь проводя
грамотную и последовательную политику в области регулирования иностранных
инвестиций. Такая политика должна включать, прежде всего, комплекс мер по
привлечению иностранных инвестиций.
2. СТРУКТУРА И ДИНАМИКА ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ, ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ ГОСУДАРСТВА И СТРАТЕГИИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Динамика и структура иностранных инвестиций в Республике
Беларусь
Инвестиции в Республику Беларусь из-за рубежа. За 9 месяцев 2013 г. в
реальный сектор экономики (кроме банков) иностранные инвесторы вложили 10,9
млрд. долларов США инвестиций, что на 11,7% больше, чем за 9 месяцев 2012 г.
Основными инвесторами организаций республики были субъекты хозяйствования
России (47,2% от всех поступивших инвестиций), Соединенного Королевства
(22,7%), Кипра (7,2%), Австрии (4%), Нидерландов (3,9%).
Наибольшие суммы иностранных инвестиций поступили в организации торговли
(37,3% от всех поступивших инвестиций), транспорта (28,8%), промышленности
(20,9%) (Приложение А).
Валовое поступление прямых иностранных инвестиций составило
78,2% от всех поступивших иностранных инвестиций. По сравнению с 9 месяцами
2012 г. валовое поступление прямых иностранных инвестиций увеличилось на 11,2%.
Основной формой привлечения прямых инвестиций были долговые инструменты (78,7%
от общего объема прямых инвестиций). Задолженность за товары, работы, услуги в
объеме валового поступления прямых иностранных инвестиций за 9 месяцев 2013 г.
составила 6,2 млрд. долларов США, что на 3,9% меньше, чем за 9 месяцев 2012 г.
Наибольшие суммы валовых прямых иностранных инвестиций были
направлены в организации торговли (41% от всех прямых инвестиций), транспорта (35%), промышленности (11%) (Приложение Б).
Значительные объемы прямых иностранных инвестиций с учетом
задолженности за товары, работы, услуги поступили от резидентов России (51,1%
от общего объема прямых инвестиций). От резидентов Соединенного Королевства
поступило 26,7% валового объема прямых инвестиций, Кипра - 6,5%, Австрии -
2,7%.
Прочих иностранных инвестиций (не от прямого инвестора)
получено 2,4 млрд. долларов США, или на 13,4% больше, чем за 9 месяцев 2012 г.
На их долю приходилось 21,7% от всего валового поступления иностранных
инвестиций.
За 9 месяцев 2013 г. наибольшие суммы иностранные инвесторы
вложили в организации г. Минска (77,2%). На организации Гомельской области
приходилось 7,3% валового поступления иностранных инвестиций, Минской области -
5,9% [1].
В реальный сектор экономики Беларуси (кроме банков) иностранные инвесторы
вложили в январе-июне 2012 года $7 млрд инвестиций, или на 12,7% меньше чем за
тот же период прошлого года.
Основными инвесторами организаций республики были субъекты хозяйствования
России (40,9% от всех поступивших инвестиций), Соединенного Королевства
(30,8%), Кипра (5,8%), Австрии (4,8%). Наибольшие суммы иностранных инвестиций
поступили в организации торговли (43%), транспорта (28,9%), промышленности
(20,6%).
По информации «Белстата», валовое поступление прямых иностранных
инвестиций (ПИИ) составило 78,4% от всех поступивших иностранных инвестиций. По
итогам полугодия в республику поступило $5,47 млрд ПИИ, по сравнению с I
полугодием 2011 года их валовое поступление снизилось на 3,3%. "Основной
формой привлечения прямых инвестиций были долговые инструменты (89,2% от общего
объема прямых инвестиций)", - уточнили в комитете. Задолженность за
товары, работы, услуги в объеме валового поступления прямых иностранных
инвестиций составила $4,7 млрд, что на 2,1% больше, чем за I полугодие 2011
года [9].
За 2011 год в реальный сектор экономики (кроме банков) иностранные
инвесторы вложили 18,9 млрд. долларов США инвестиций.
Инвесторами организаций республики были субъекты хозяйствования России
(50% от всех поступивших инвестиций), Соединенного Королевства (23,3%), Кипра
(6,6%), Австрии (5,1%).
Наибольшие суммы иностранных инвестиций поступили в организации торговли
(28,0% от всех поступивших инвестиций), транспорта (25,0%), промышленности
(21,0%).
Валовое поступление прямых иностранных инвестиций составило 70,2% от всех
поступивших иностранных инвестиций. По сравнению с 2010 годом валовое
поступление прямых иностранных инвестиций увеличилось в 2,1 раза. Основной
формой привлечения прямых инвестиций были долговые инструменты (90,8% от общего
объема прямых инвестиций). Задолженность за товары, работы, услуги в объеме
валового поступления прямых иностранных инвестиций за 2011 год составила 11,6
млрд. долларов США, что в 2,3 раза больше, чем за 2010 год.
Наибольшие суммы валовых прямых иностранных инвестиций были направлены в
организации торговли (45% от всех прямых инвестиций), транспорта (42,8%),
промышленности (7%).
Значительные объемы прямых иностранных инвестиций с учетом задолженности
за товары, работы, услуги поступили от резидентов России (54,4% от общего
объема прямых инвестиций). От резидентов Соединенного Королевства поступило
30,4% валового объема прямых инвестиций, Украины - 4,2%, Кипра - 2,6%.
Прочих иностранных инвестиций (не от прямого инвестора) получено 5,6
млрд. долларов США, или в 1,6 раза больше, чем за 2010 год. На их долю приходилось
29,8% от всего валового поступления иностранных инвестиций.
За 2011 год наибольшие суммы иностранные инвесторы вложили в организации
г. Минска (76,0%). На организации Минской области приходилось 9,8% валового
поступления иностранных инвестиций, Гомельской области - 7%.
2.2 Инвестиционный климат Республики Беларусь. Факторы,
негативно влияющие на инвестиционный климат РБ, основные направления его
улучшения
Привлечение прямых иностранных инвестиций является одним из приоритетов
внешней экономической политики Республики Беларусь. Анализ статистических
бюллетеней «Инвестиции в Республику Беларусь из-за рубежа» за период с 2005 по
2010 год показал, что объем привлеченных прямых иностранных инвестиций
увеличился с 451,3 млн. долларов США до 5569,4 млн. долларов США (рост в 12,3
раза). Доля прямых иностранных инвестиций, поступивших в Республику Беларусь, в
общемировом объеме прямых иностранных инвестиций составила в 2010 году 0,11 %
(данные Доклада о мировых инвестициях, 2011 год) (Конференция Организации
Объединенных Наций по торговле и развитию).
Постоянный рост прямых иностранных инвестиций в экономику республики
сказался на увеличении их объемов на душу населения с 47 долларов США в 2005
году до 587 долларов США в 2010 году. Однако этот показатель значительно
меньше, чем в ряде стран Восточной Европы.
В общем объеме прямых иностранных инвестиций основная доля приходится на
прочие прямые иностранные инвестиции - 92,1 процента. Кредиты и займы,
полученные от прямых инвесторов, составляют 4,7 %, прямые иностранные
инвестиции в уставный капитал - около 3,1 %, финансовый лизинг - 0,1 %.
В 2005-2010 годах иностранные инвесторы вкладывали капитал
преимущественно в развитие торговли и общественного питания - 18 млрд. долларов
США, транспорта и связи - 8 млрд. долларов США, промышленности - 1,4 млрд.
долларов США. На эти сферы пришлось около 74 % общего объема прямых иностранных
инвестиций, поступивших в экономику страны за указанный период.
Основными странами - донорами прямых иностранных инвестиций в экономику республики
в 2005-2010 годах являлись Россия (64 процента общего объема прямых иностранных
инвестиций), Швейцария (19,7 %), Кипр (4,4 %), Германия (1,7 %), Великобритания
(1,4 %), США (1,2 %).
Число организаций с иностранным капиталом, работающих в стране,
увеличилось с 3545 на 1 января 2005 г. до 5876 на 1 января 2011 г.
В настоящее время в республике функционируют следующие
крупнейшие ТНК: в банковской сфере - Сбербанк (Россия), ВТБ Банк (Россия),
Raifeisen International Bank-Holding (Австрия); в нефтяной сфере - Лукойл
(Россия), TNK-BP Holding (Россия), Татнефть (Россия); в сфере дистрибуции -
Aviva (Великобритания); в сфере телекоммуникаций, IT, рекламы - АФК Система
(Россия), Вымпелком (Россия); в сфере производства строительных материалов -
Henkel Group (Германия); в сфере фармацевтики - Fresenius (Германия) и другие.
Однако вклад частного сектора в валовой внутренний продукт
остается незначительным - лишь 30 %, тогда как в других странах данный показатель составляет от 65 до 80 %.
Незначительного прогресса Беларусь достигла в приватизации.
Несмотря на то, что начиная с 2008 года процессу приватизации решено придать
плановый характер, ее темпы являются неудовлетворительными. Так, в 2008-2010
годах запланирована продажа акций 409 открытых акционерных обществ, фактически
состоялось 77 сделок, в том числе 18 сделок с акциями этих открытых акционерных
обществ.
Важной предпосылкой для привлечения инвестиций и продвижения
экспорта служит двусторонняя нормативная правовая база между Республикой
Беларусь и другими странами. Действует более 50 двусторонних соглашений о
защите инвестиций, по 30 соглашениям ведется работа по заключению.
Созданы преференциальные режимы хозяйствования при реализации
инвестиционных проектов в свободных экономических зонах, малых и средних
городах, сельской местности, Парке высоких технологий, при заключении
инвестиционного договора с Республикой Беларусь, реализации проектов в сфере
придорожного сервиса.
В целях создания прозрачных и комфортных условий для иностранного
инвестора, в частности предоставления дополнительных гарантий по защите
иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь, активизирована работа
с Многосторонним агентством по гарантиям инвестиций, 15 июля 2011 г.
ратифицированы поправки к Конвенции об учреждении Многостороннего агентства по
гарантиям инвестиций от 11 октября 1985 года, 29 июля 2011 г. подписаны базовые
соглашения между Правительством Республики Беларусь и Многосторонним агентством
по гарантиям инвестиций о правовой защите гарантированных иностранных
инвестиций и об использовании местной валюты.
декабря 2010 г. ратифицировано Рамочное соглашение между
Республикой Беларусь и Северным инвестиционным банком, благодаря чему открылись
возможности для получения финансирования в форме кредитов и банковских гарантий
со стороны данного банка, а также финансирования инвестиционных проектов этим
банком совместно с другими международными финансовыми организациями. Ведутся
переговоры по подписанию соглашений с Северной экологической финансовой
корпорацией.
Для совершенствования работы с инвесторами и повышения
эффективности приватизационных процессов в Республике Беларусь образовано
государственное учреждение «Национальное агентство инвестиций и приватизации».
Созданные в Республике Беларусь условия ведения бизнеса и
привлечения инвестиций позитивно оцениваются международными организациями.
В докладе Всемирного банка «Ведение бизнеса-2013» Республика Беларусь
заняла 58-е место по условиям ведения бизнеса из 185 стран. Поднявшись с 60-го
места в 2012 году.
По сравнению с соседними странами Беларусь привлекательно выглядит на
фоне России (112-е место в "Ведение бизнеса-2013") и Украины (137-е
место), но существенно проигрывает западным "соседкам" - Латвии (25-е
место), Литве (27-е место).
По итогам доклада «Ведение бизнеса-2013» Беларусь признана одним из ведущих
в мире реформаторов за последние 6 лет и замыкает тройку наиболее активных
стран-реформаторов по совокупному эффекту от либерализации условий ведения
бизнеса.
Беларусь добилась значительного прогресса по следующим показателям:
«Доступ к
электроснабжению» - 171 место (173 место в докладе «Ведение бизнеса
2012»), «Уплата налогов» - 129-е место (158), «Условия международной торговли» - 151-е место (154),«Получение разрешений на строительство» - 30-е место (42).
Структура индикаторов, из которых сформированы рейтинги стран
"Ведение бизнеса-2013" сложилась из следующих позиций по Беларуси:
«Открытие бизнеса» - 9-е место (9-е место в прошлогоднем исследовании с
учетом проведенной в этом году корректировки), «Уплата налогов» - 129-е место
(158), «Условия международной торговли» - 151-е место (154), «Регистрация
собственности» - 3-е место (3),
«Получение
разрешений на строительство» - 30-е
место (42), «Кредитование» - 104-е место (97), «Ликвидация компании» - 56-е место (42), «Обеспечение исполнения контрактов» - 13-е место (14), «Защита прав и интересов инвесторов» - 82-е место (79), «Доступ к электроснабжению» - 171 место (173).
Но, несмотря на позитивные показатели Республики Беларусь в докладе всемирного
банка, Беларусь заняла 154 место из 177 стран мира в рейтинге фонда Heritage Foundation иэкспертами Wall Street Journal 2013 года.
Наша страна получила только 48 пунктов из 100 возможных, ее рейтинг
ухудшился по сравнению с прошлым годом из-за значительного сокращения
экономической свободы. Наша страна занимает предпоследнее место в списке
европейских государств рейтинга, сообщает сайт HeritageFoundation.
Белорусская экономика названа «репрессивной» из-за сохранения
государственного контроля во многих ее сферах. Также важным факторами, которые
повлияли на негативную оценку, названы закрытость рынка, коррупция,
диктаторское управление и плохая защита собственности.
Эксперты TheHeritageFoundation определяют экономическую свободу как
«отсутствие правительственного вмешательства или воспрепятствования
производству, распределению и потреблению товаров и услуг, за исключением
необходимой гражданам защиты и поддержки свободы как таковой». Анализ
экономической свободы проводится Фондом с 1995 года. Степень свободы экономики
рассчитывается по среднему арифметическому десяти показателей: свобода бизнеса,
торговли, финансового сектора, инвестиций, труда, монетарная и фискальная
свободы, гарантии прав собственности, размер бюрократического аппарата и
степень защиты от коррупции. Таким образом, в «абсолютно свободной» экономике в
итоге должно получиться 100 баллов, а там, где свободы нет в принципе,
соответственно, ноль. Все страны мира, представленные в текущем отчете,
разделены на пять условных групп в соответствии со своим рейтингом по Индексу
экономической свободы: «свободные», «преимущественно свободные», «умеренно
свободные», «преимущественно несвободные» и «репрессивные»[4].
Несмотря на все старания белорусских властей, многие эксперты
и сами инвесторы отмечают уровень налоговой нагрузки, как один из самых
неблагоприятных факторов белорусского инвестиционного климата. Даже иностранные
инвесторы, имеющие значительные привилегии, все еще негативно отзываются о
белорусской системе налогообложения.
Вторым негативным факторов, являются условия получения
финансовой поддержки или льгот со стороны государства. Зачастую инвесторы
недовольны тем, что государство создает неравные условия хозяйствования.
Государственные предприятия имеют преференции не только по доступу к кредитным
ресурсам, но также по доступу на внутренний рынок, по участию в программе
государственных закупок. Даже тарифы, условия аренды для иностранцев выше, чем
для резидентов.
Еще одним негативным фактором является уровень бюрократии в
стране. О данной проблеме говорят уже на протяжении многих лет, однако
государство пытается устранить последствия проблемы, а не ее причины. Часто,
перспективные инициативы «сверху» (принцип «одного окна» и т.д.) гибнут из-за
формализованности местных властей. Иностранные инвесторы недовольны
законотворческой деятельностью министерств, Палатой представителей
национального собрания и Администрации Президента. Пугают инвесторов даже не
сами законопроекты, а то с какой скоростью они сменяют друг друга, внося
суматоху в бизнес круги.
Улучшение инвестиционного климата осуществляется на основе
обеспечения открытости деятельности государственных органов, правового
регулирования условий хозяйственной деятельности, соблюдения принципа
конкурентности, законных прав и интересов инвесторов и обеспечения защиты
инвестиций.
В целях привлечения инвестиций и создания благоприятных
экономических условий, снижения рисков и повышения доверия к инвестированию
предусматривается реализация комплекса мер по следующим направлениям:
· реформирование государственного сектора, отношений
собственности, приобретения недвижимости и земли.
Ключевой предпосылкой для прихода в Беларусь иностранных
компаний является сокращение доли государственного сектора и приватизация
государственного имущества. При этом обеспечивается рациональное использование
ресурсов и производственного потенциала, улучшение финансового положения
организаций, повышение инвестиционной активности субъектов хозяйствования.
Изменение структуры экономики повысит эффективность ее
функционирования, конкурентоспособность продукции на внешних рынках, расширит
возможности привлечения прямых иностранных инвестиций.
Проведение приватизации направлено на привлечение в бюджет
дополнительных ресурсов ежегодно на сумму не менее 2,5 млрд. долларов США.
Незадействованным механизмом привлечения инвестиций, в том
числе и прямых иностранных, является частно-государственное партнерство. Данная
форма взаимодействия между государственными органами и бизнесом позволит
преодолеть экономическое противоречие, когда стратегически важные объекты не
могут быть переданы в частную собственность, а за счет средств республиканского
и местных бюджетов не может быть обеспечено их финансирование в должном объеме.
Сферами применения государственно-частного партнерства станут
транспорт и транспортная инфраструктура, система коммунального хозяйства,
энергоснабжение, объекты здравоохранения, образования, культуры и социального
обслуживания, туризма, рекреации и спорта, месторождения полезных ископаемых и
другое. Государственно-частное партнерство может реализовываться в таких
формах, как реконструкция - эксплуатация - передача, строительство - владение -
управление, проектирование - строительство - владение - управление - передача,
концессия, и иных. При этом до принятия специальных актов законодательства по
данному вопросу реализация проектов государственно-частного партнерства может
осуществляться путем заключения инвестиционных договоров с Республикой Беларусь
(в случаях концессии - концессионных договоров).
В целях реформирования отношений собственности планируются
предоставление гражданам Республики Беларусь и негосударственным юридическим
лицам при выкупе земельных участков в частную собственность права на зачет
платы за право заключения договора аренды земельного участка, ранее уплаченной
за будущий срок аренды, в стоимость его приобретения, определение порядка
передачи эксплуатирующим организациям завершенных строительством объектов
инженерной и транспортной инфраструктуры на территории свободных экономических
зон, предоставление Правительству Республики Беларусь полномочий самостоятельно
проводить реструктуризацию задолженности хозяйственных обществ по платежам в
республиканский бюджет, связанным с получением долей (акций), приобретенных в
процессе приватизации у государства;
· совершенствование системы налогообложения посредством
снижения ставки налога на прибыль до 18 %, а также совершенствование налогового администрирования в целях снижения
временных и трудовых затрат на уплату налогов за счет дальнейшего
распространения системы электронного декларирования, расширения сферы его
применения;
· обеспечение развития правового
регулирования путем совершенствования бухгалтерского учета в соответствии с
международными стандартами финансовой отчетности и организация подготовки и
переподготовки специалистов в области ведения этого учета, а также проведения
дополнительной правовой оценки норм законодательства Республики Беларусь,
гарантирующих инвесторам возможность использования судебных и досудебных
процедур для защиты своих прав;
· развитие финансового рынка (принятие
мер по совершенствованию секторов финансового рынка - банковского и страхового,
рынка ценных бумаг). В этих целях необходимы внедрение современных стандартов
надзора за осуществлением страховой деятельности, соответствующих международным
принципам, повышение капитализации страховых организаций, в том числе за счет
привлечения иностранного капитала, а также обеспечение дальнейшего развития
национальной системы страхования и перестрахования, создание благоприятных
условий для привлечения в нее иностранных инвестиций, включая снятие
ограничений на участие страховых организаций, в том числе с иностранными
инвестициями, в проведении отдельных видов обязательного страхования;
· оптимизация процедур при
осуществлении внешней торговли. В целях создания более благоприятного
внешнеторгового режима предусматривается завершение работы по согласованию
технических регламентов Таможенного союза, устанавливающих единые технические
требования к продукции и связанным с ней процессам, направленных на снятие
технических барьеров во взаимной торговле, а также упрощение статистического
декларирования;
· создание положительного
инвестиционного имиджа Беларуси. Для стимулирования деятельности иностранных
инвесторов необходимо:
· создание и обеспечение системы
предоставления полной, актуальной и постоянно обновляемой информации для
инвесторов о возможностях и условиях инвестирования и об изменении
инвестиционного климата (в том числе создание базы данных инвестиционных
проектов и популяризация реальных успешных примеров инвестирования,
пропагандирование привлекательности высокотехнологичных секторов белорусской
экономики);
· оказание содействия организациям
Республики Беларусь в установлении контактов с потенциальными партнерами и
иностранными инвесторами;
2.3 Стратегия
совершенствования инвестиционной политики по привлечению прямых
иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь
января 2012 года постановлением Совета Министров и Национального банка
Республики Беларусь утверждена стратегия привлечения прямых иностранных
инвестиций на период до 2015 года. Стратегия направлена на стимулирование
притока прямых иностранных инвестиций в соответствии с потребностями
структурной перестройки экономики и инновационным развитием страны, расширение
масштабов и повышение качества их использования на базе постоянного улучшения
инвестиционного климата, реформирования государственной собственности и
развития государственно-частного партнерства в Беларуси.
Стратегия направлена на стимулирование притока прямых иностранных
инвестиций в соответствии с потребностями структурной перестройки экономики и
инновационным развитием страны, расширение масштабов и повышение качества их
использования на базе постоянного улучшения инвестиционного климата,
реформирования государственной собственности и развития государственно-частного
партнерства в Беларуси.
В числе основных задач стратегии - определение направлений привлечения
прямых иностранных инвестиций в экономику, ориентирование вложений зарубежных
капиталов в создание наукоемких высокотехнологичных производств и другие
поощряемые государством виды экономической деятельности. Предусматривается
содействие привлечению иностранных инвестиций в реализацию проектов с
применением передовых зарубежных технологий и менеджмента, стимулирование
притока капитала транснациональных корпораций в реализацию проектов,
обеспечивающих ускоренное развитие экспорта в страны с высоким платежеспособным
спросом и импортозамещение. Планируется также совершенствование структуры
прямых иностранных инвестиций, предусматривающее увеличение доли вложений в
активную часть основных средств.
Улучшение инвестиционного климата будет осуществляться на основе
обеспечения открытости деятельности государственных органов, правового
регулирования условий хозяйственной деятельности, соблюдения принципа
конкурентности, законных прав и интересов инвесторов и обеспечения защиты
инвестиций. Для привлечения инвестиций и создания благоприятных экономических
условий, снижения рисков и повышения доверия к инвестированию предусматривается
реализация целого комплекса мер, в том числе по реформированию государственного
сектора, отношений собственности, приобретения недвижимости и земли.
Ключевой предпосылкой для прихода в Беларусь иностранных компаний
является сокращение доли государственного сектора и приватизация
государственного имущества. При этом обеспечивается рациональное использование
ресурсов и производственного потенциала, улучшение финансового положения
организаций, повышение инвестиционной активности субъектов хозяйствования.
Проведение приватизации направлено на привлечение в бюджет дополнительных
ресурсов ежегодно на сумму не менее $2,5 млрд.
Незадействованным механизмом привлечения инвестиций, в том числе и прямых
иностранных, является частно-государственное партнерство. Данная форма
взаимодействия между государственными органами и бизнесом позволит преодолеть
экономическое противоречие, когда стратегически важные объекты не могут быть
переданы в частную собственность, а за счет средств республиканского и местных
бюджетов не может быть обеспечено их финансирование в должном объеме. Сферами
применения государственно-частного партнерства станут транспорт и транспортная
инфраструктура, система коммунального хозяйства, энергоснабжение, объекты
здравоохранения, образования, культуры и социального обслуживания, туризма,
рекреации и спорта, месторождения полезных ископаемых и другие. Согласно
постановлению, государственно-частное партнерство может реализовываться в таких
формах, как реконструкция - эксплуатация - передача, строительство - владение -
управление, проектирование - строительство - владение - управление - передача,
концессия и других. При этом до принятия специальных актов законодательства по
данному вопросу реализация проектов государственно-частного партнерства может
осуществляться путем заключения инвестиционных договоров с Беларусью (в случаях
концессии - концессионных договоров).
Для реформирования отношений собственности предусмотрено предоставление
гражданам Беларуси и негосударственным юрлицам при выкупе земельных участков в
частную собственность права на зачет платы за право заключения договора аренды
земельного участка, ранее уплаченной за будущий срок аренды, в стоимость его
приобретения, определение порядка передачи эксплуатирующим организациям завершенных
строительством объектов инженерной и транспортной инфраструктуры на территории
свободных экономических зон, предоставление правительству полномочий
самостоятельно проводить реструктуризацию задолженности хозяйственных обществ
по платежам в республиканский бюджет, связанным с получением долей (акций),
приобретенных в процессе приватизации у государства.
Предусматривается также совершенствование системы налогообложения,
обеспечение развития правового регулирования путем совершенствования
бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой
отчетности, развитие финансового рынка, оптимизация процедур при осуществлении
внешней торговли. Для создания более благоприятного внешнеторгового режима
предусматривается завершение работы по согласованию технических регламентов
Таможенного союза, устанавливающих единые технические требования к продукции и
связанным с ней процессам, направленных на снятие технических барьеров во
взаимной торговле, а также упрощение статистического декларирования.
Приоритетной формой прямых иностранных инвестиций для Беларуси выступает
создание совместных и иностранных предприятий для реализации инвестиционных
проектов категории greenfield, что будет способствовать использованию новых
прогрессивных технологий и техники в производстве, внедрению маркетинговых и
управленческих ноу-хау, выпуску товаров, отсутствующих на внутреннем рынке,
более быстрому выходу на новые рынки с конкурентоспособной продукцией,
сокращению нерационального импорта, что в конечном итоге приведет к повышению
эффективности национальной экономики. Не менее значимой формой привлечения
иностранного капитала является реализация инвестиционных проектов brownfield -
продажа зарубежным инвесторам части акций, принадлежащих государству, за
исключением стратегически значимых из них, связанных с безопасностью страны.
Беларусь заинтересована в стратегических инвесторах, осуществляющих
деятельность в сфере производства высокотехнологичных продуктов и услуг, а
также инвесторах, вкладывающих средства в увеличение активов организаций в этой
сфере, продукция которых ориентирована на экспорт. Приоритетным определено
привлечение прямых иностранных инвестиций в высокотехнологичные секторы
экономики (фармацевтическая промышленность, индустрия био- и нано- технологий,
высокие технологии в промышленности, новые материалы,
информационно-коммуникационные технологии); создание и развитие кластеров -
объединенной на основе производственно-технологических, научно-технических и
коммерческих связей и сосредоточенной на определенной территории группы
организаций, обеспечивающей конкурентные позиции на отраслевом, национальном и
мировом рынках. Перспективно также привлечение прямых иностранных инвестиций в
традиционные виды экономической деятельности: химическое производство, производство
машин и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического
оборудования, транспортных средств, транспорт и связь, строительство и
производство строительных материалов, сельское хозяйство и переработка,
инженерная и транспортная инфраструктура, легкая промышленность.
Так, основной формой привлечения иностранных инвесторов в отрасль
автомобилестроения является создание совместных с транснациональными
корпорациями предприятий, приватизация отдельных государственных организаций
либо создание международных альянсов в секторе производства автокомпонентов,
сельскохозяйственного машиностроения, сборочных производств грузового
автомобильного транспорта. В строительстве стратегически актуальными для
привлечения прямых иностранных инвестиций являются проектирование и возведение
зданий с использованием технологий скоростного строительства на основе энерго-
и ресурсосберегающих технологий, в том числе крупнопанельное домостроение,
монолитное и сборно-монолитное строительство.
Реализация стратегии позволит обеспечить ежегодный прирост объемов прямых
иностранных инвестиций, привлечь прямые иностранные инвестиции на чистой основе
(без учета задолженности прямому инвестору за товары (работы, услуги) в объеме
$7-7,5 млрд. в 2015 году), достичь удельного веса иностранных источников в
инвестициях в основной капитал не менее 21%. Планируется обеспечить привлечение
прямых иностранных инвестиций на одного занятого в экономике в размере до $1600
в 2015 году (против $1200 в 2010-м). Доля наукоемкой и высокотехнологичной
продукции в общем объеме экспорта товаров вырастет до 14%.
Выполнение стратегии также обеспечит вхождение Беларуси в число тридцати
государств с наилучшим климатом в области ведения бизнеса по рейтингу
Всемирного банка "Ведение бизнеса", а также повышение позиций в
отчетах международных рейтинговых агентств: Moody'sInvestorsService,
FitchRatings, TheHeritageFoundation и других.
Таким образом, несмотря на то, что прямые иностранные
инвестиции не стали одним из главных факторов экономического роста республики,
высокие темпы развития экономики Беларуси в последние годы,
социально-экономическая и политическая стабильность, активное сотрудничество с
международными организациями создают предпосылки для привлечения иностранных
инвестиций. Но при этом, несмотря на все старания белорусских властей, многие эксперты
и сами инвесторы отмечают уровень налоговой нагрузки, как один из самых
неблагоприятных факторов белорусского инвестиционного климата. Даже иностранные
инвесторы, имеющие значительные привилегии, все еще негативно отзываются о
белорусской системе налогообложения. Еще одним негативным фактором является уровень бюрократии в
стране. О данной проблеме говорят уже на протяжении многих лет, однако
государство пытается устранить последствия проблемы, а не ее причины. В целом
же для улучшения инвестиционного климата Беларуси необходимо при реализации как
вышеуказанных, так и некоторых других мер учитывать, что в ближайшей
перспективе за иностранные инвестиции республика конкурирует в первую очередь с
Казахстаном и Россией.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, цели, поставленные во введении курсовой работы,
достигнуты. Раскрыты понятия инвестиционного климата и методик его оценки,
рассмотрены особенности формирования инвестиционного климата в Республике
Беларусь на современном этапе, проведен анализ инвестиционной деятельности,
направлений и объектов инвестирования в Республике Беларусь, высказаны ряд
рекомендаций по улучшению инвестиционного климата. Текстовые высказывания
подкреплены графическими изображениями, приложенными к курсовой работе.
Проведенное исследование приводит к выводам:
. Имеется тенденция улучшения инвестиционного климата Республики Беларусь
в целом и отдельных факторов;
. Инвесторы незамедлительно реагируют на все изменения инвестиционного
климата;
. Наблюдается рост числа инвесторов, ожидающих улучшения инвестиционного
климата Республики Беларусь и желающих расширять бизнес в Республике Беларусь;
. Существенно проявляются региональные противоречия: «центр-периферия» и
«запад-восток», то есть центральные и западные регионы Республики являются
более привлекательными по оценкам инвесторов;
. В большинстве компаний с иностранным капиталом (52,6%) в республике
инвестировали страны непосредственные соседи, они менее критичны к
инвестиционному климату Республики Беларусь по сравнению с остальными.
Основными путями улучшения институциональных факторов (краткосрочная и
среднесрочная стратегия реформирования ПИИ-политики) должны стать:
· реформирование системы государственного регулирования
экономики;
· осуществление дальнейшей либерализации экономики;
· реформирование инвестиционного законодательства для защиты
иностранных инвестиций;
· реформирование судебно-арбитражной системы;
· формирование активной политики привлечения ПИИ в Республику
Беларусь.
Основными путями улучшения экономических факторов (долгосрочная стратегия
должны стать):
· совершенствование торговой политики и региональной интеграции
(в том числе со странами Европейского союза);
· развитие инфраструктуры;
· развитие консалтинговых и других деловых услуг;
· совершенствование корпоративного управления;
· развитие человеческого капитала (включая изучение иностранных
языков) и др.
В настоящее время акценты в инвестиционной политике Республики Беларусь
постепенно смещаются от преференциального режима к созданию универсальных
общеэкономических условий, определяющих единые «правила игры» для национальных
и иностранных инвесторов, в области лицензирования, внешнеэкономической
деятельности и в отношении действия стабилизационных норм.
О том, что в стране в целом сформированы благоприятные условия для
деятельности иностранных инвесторов, подтверждает действующий и развивающийся
сектор экономики, основанный на частных инвестициях. В настоящее время
Правительством с целью улучшения инвестиционного климата предпринят ряд мер по
организационно-информационному обеспечения инвестиционной деятельности
иностранных инвесторов в республике. С цель увеличения объемов привлечения
иностранных инвестиций и содействия реализации конкретных инвестиционных
проектов создано РУП «Национальное инвестиционное агентство». Сформирована и
постоянно обновляется база данных инвестиционных проектов белорусских предприятий,
заинтересованных в привлечении иностранных инвестиций.
Проводится работа по привлечению средств иностранных кредитных линий под
гарантии Правительства Республики Беларусь, а также организационные мероприятия
по получению Республикой Беларусь суверенного кредитного рейтинга.
Все это должно сделать нашу страну привлекательным и, что самое главное,
безопасным и выгодным местом для зарубежных капиталовложений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Инвестиции
в Республику Беларусь из-за рубежа. //Национальный статистический комитет
Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Минск, 2013. - Режим доступа:
#"823357.files/image003.gif">
Примечание - источник: [1]
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Рисунок Б.1 - Распределение валового поступления прямых иностранных
инвестиций по секторам экономики Республики Беларусь за 9 месяцев 2013 года(в
процентах к итогу)
Примечание
- источник: собственная разработка на основе [1]