виды деятельности:742467760582612обрабатывающая промышленность113861199912576сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство223026502653транспорт и связь696371527968Строительство652672167548торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования319433219134062Образование422464539здравоохранение и предоставление социальных услуг704716769В процентах к итогуВсего виды деятельности:100 100100обрабатывающая промышленность15,315,515,2сельское хозяйство, охота ёи лесное хозяйство3,03,43,2транспорт и связь6,49,29,6Строительство8,89,39,1торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования43,041,541,2Образование0,60,60,7здравоохранение и предоставление социальных услуг1,00,90,9
Преимущественно ориентация предпринимательских структур республики на 2012 год сформировалось в сфере торговли; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования -41,2% к общему количеству предприятий. Обрабатывающая промышленность занимает вторе место - 15,2% к итогу, транспорт и связь третье - 9,6%, в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве работает -3,2% малых предприятий. Все остальные имеют достаточно невысокий процент в общем объеме малого предпринимательства, так, образование - 0,7%.
Анализ деятельности малых предприятий в республике, видов товаров и услуг, которые они производят или предоставляют обществу, а также экономических и правовых условий, обеспечивающих жизнеспособность этих предприятий, позволяет констатировать очень неутешительный факт: предпринимательство в Беларуси не стало активной подпиткой экономики.
Одной из причин такого положения является отсутствие целостной системы управления предпринимательством, которая охватывала бы уровень государства, региональный уровень управления и уровень непосредственного управления фирмой. Отсутствует эффективный механизм, обеспечивающий развитие малого предпринимательства. [17, стр. 15]
Если взять основную массу наших предприятий, то перелома в сторону производства еще не произошло. Вот уже в течение нескольких лет основной формой малого бизнеса являются посреднические предприятия, или так называемое «челночное» предпринимательство, когда люди вынуждены заниматься мелкой торговлей в виде купли-продажи или перепродажей услуг. В этом контексте следует отметить, что даже такой вид бизнеса, в котором все-таки была занята определенная часть населения, начинает в последнее время сокращаться из-за возрастающих цен и пошлин на товары. Соответственно наблюдается и потеря рабочих мест.
В целом в Республике Беларусь только немногие из созданных малых предприятий смогли выйти на нужный объем производства, чтобы обеспечить прибыль и дальнейшую финансовую поддержку своего бизнеса. В основном же в настоящее время удельный вес убыточных предприятий значительно упал по сравнению с предыдущим годом.
Таблица 2.4 - Удельный вес убыточных малых предприятий по отраслям экономики
Микро- и малые организации2010 г2011 г2012 гВсего:Республика Беларусь21,020,318,6Области:Брестская16,216,615,1Витебская16,616,714,8Гомельская17,516,815,3Гродненская18,215,014,8г. Минск27,026,123,3Минская19,118,918,3Могилевская14,614,813,9
И всё-таки малый бизнес в нашей стране развивается недостаточно стремительно по сравнению с другими странами.
Такое положение малого бизнеса в стране объясняется наличием целого комплекса причин, в том числе: социально-экономическими, политическими, правовыми, организационными, а также психологическими факторами.
К социально-психологическим факторам относятся такие, как низкие темпы демонополизации, разгосударствления и приватизации, отсутствие развитой рыночной инфраструктуры, доступных источников финансирования, отсутствие системы страхования коммерческих рисков.
К политическим факторам можно отнести недостаточную поддержку предпринимательства, препятствия бюрократического аппарата.
Факторами правового характера являются, в первую очередь, несовершенная система налогообложения, противоречия в нормативно-правовой базе. Частые изменения в законодательной базе вызывают неуверенность в завтрашнем дне, отсюда ориентация на сиюминутную прибыль, а не на долгосрочную перспективу.
Факторы организационного порядка включают два аспекта проблемы: во-первых, необходимость в новых кадрах и, во-вторых, необходимость в упрощении процедуры регистрации создаваемого предприятия.
В настоящее время особо остро стоит проблема нехватки высококвалифицированных кадров менеджеров, отсутствие опыта и знаний в предпринимательской деятельности. Первая волна «рынка», когда можно было зарабатывать исключительно на конъюнктуре, пошла на убыль. По мере становления рыночной инфраструктуры стали требоваться профессиональные менеджеры, знающие особенности малого производства в целом, а также и специфические условия его функционирования в соответствующей стране или регионе.
Затронутый вопрос об упрощении процедуры регистрации создаваемого малого предприятия, пожалуй, теряет свое значение, точнее смысл на фоне обратного процесса, когда в республике все более усложняются требования к регистрации и перерегистрации малых предприятий различных организационных форм. Соответственно возникают все новые бюрократические и правовые препятствия нормальному функционированию малого бизнеса. При создании предприятия отечественному предпринимателю необходимо собрать справки от многих учреждений и организаций. Дальше, уже во время работы предприятия, постоянные проверки со стороны различных государственных органов также требуют дополнительного времени и материальных затрат коммерческих структур. В качестве сравнения, регистрация фирм в США занимает два дня, регистрационная плата составляет от 5 до 10 долларов.
Вот почему обязательно нужно учитывать опыт развитых стран в сфере малого бизнеса. При идеальном учете опыта развития малого бизнеса в мире необходимо осуществить комплекс системных мер по приданию этому сектору экономики места и роли в решении социально-экономических проблем общества и создать соответствующие условия для его развития.
К числу таких мер могут относиться следующие:
. Согласование политики по развитию малого бизнеса с ключевыми экономическими и социальными целями общества. Такими целями в республике могут быть: увеличение занятости, борьба с инфляцией, увеличение оплаты труда, усиление деловой активности, утилизация отходов, и т.д.;
. Определение вклада малого бизнеса в оптимизацию структуры производства и собственности. Это позволит органично адаптировать малые предприятия к экономической системе страны. В частности, необходимо на уровне государственной политики решить, в какие отрасли экономики допускать негосударственную форму собственности, и затем на каждом предприятии выявить те производства, технологические процессы или услуги, которые следует передать в частные руки;
. Создание государственной властью такой системы включения граждан в индивидуальную предпринимательскую деятельность, которая предоставляла бы доступные для этого условия. Государство могло бы, например, взять на себя часть расходов тех граждан, которые приняли решение начать свой малый бизнес;
. Децентрализация экономической и политической власти в интересах малого бизнеса. Руководителям малых предприятий значительно легче влиять на законодательство, имеющее отношение к их интересам, если это законодательство находится в руках местных властей. Такое делегирование полномочий принципиально важно для изменения традиционной технологии законодательства, базирующейся на жесткой централизации;
. Развитие предпринимательской культуры. Понятие предпринимательской культуры является многогранным и идеализированным. Его определяют и квалификация ведения бизнеса, и взаимоотношения бизнеса и общества, государства. Поэтому государство заинтересовано в повышении предпринимательской культуры. Этот интерес может быть реализован посредством придания статусу предпринимателя равенства с другими профессиями и обеспечении, благодаря этому достаточно сильных стимулов к предпринимательской деятельности; создание системы подготовки и повышения квалификации и т.д.;
. Проведение благоприятной для малого бизнеса налоговой политики. Такая политика могла бы содействовать инвестированию в малый бизнес, поддерживать наследование и сохранение семейных предприятий, побуждать к сохранению денег в производстве. Кроме того, налоговая политика могла бы компенсировать риски в малых фирмах, содействовать занятости в малом бизнесе;
. Создание системы сотрудничества крупных и малых предприятий. Речь идет о распределении заказов, предоставлении технологий, создании специальных правительственных структур, занимающихся поддержкой и защитой малых предприятий;
. Создание социально-психологического климата доверия и терпимости к индивидуализму. Подобная терпимость необходима как со стороны государства, так и со стороны общественного сознания.
По мнению автора, без решения указанных проблем при выработке и осуществлении государственной экономической политики невозможно добиться серьезной стабилизации на основе реформирования экономики.
.2 Оценка особенностей развития малого бизнеса в Республике Беларусь
Предпринимательство в Республике Беларусь представляет собой перспективно развивающийся сектор экономики, постепенно увеличивающий свой вклад в обеспечение общего экономического роста 277 субъектов малого и среднего предпринимательства - юридических лиц всех форм собственности (по сравнению с 2007 годом их количество увеличилось на 62,5 процента).
Количество индивидуальных предпринимателей на 1 января 2012 г. составило 219 285 человек и увеличилось по сравнению с 2007 годом на 3,1 процента.
Всего в сфере малого и среднего бизнеса по итогам 2011 года работало около 1460 тыс. человек, то есть почти треть экономически активного населения республики. Доля занятых в малом и среднем предпринимательстве с учетом индивидуальных предпринимателей и их наемных работников возросла с 28,6 процента от общего количества занятых в экономике в 2007 году до 31,4 процента в 2011 году.
Отмечается тенденция к росту удельного веса валового внутреннего продукта, произведенного субъектами малого и среднего предпринимательства. По итогам 2011 года значение данного показателя составило 22,9 процента (увеличилось по сравнению с 2007 годом в 1,3 раза).
В общем объеме выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг доля субъектов малого и среднего предпринимательства составила в 2011 году 39,5 процента (увеличилась по сравнению с 2007 годом в 1,1 раза).
Положительные изменения наблюдаются и в показателе удельного веса субъектов малого и среднего предпринимательства в объеме промышленного производства. Доля данного показателя составила 17,5 процента в 2011 году (увеличилась по сравнению с 2007 годом в 1,3 раза).
Доля субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме инвестиций в основной капитал составила в 2011 году 36 процентов (увеличилась по сравнению с 2007 годом на 3,7 процента).
В общем объеме внешнеторгового оборота доля субъектов малого и среднего предпринимательства составила в 2011 году 38,2 процента (увеличилась по сравнению с 2007 годом на 8,2 процента).
Доля розничного товарооборота торговли и общественного питания субъектов малого и среднего предпринимательства составила в 2011 году соответственно 37,6 и 35,9 процента.
На протяжении последних лет сохраняется неравномерность распределения субъектов малого и среднего предпринимательства - юридических лиц на территории республики. В г. Минске и Минской области сконцентрирована большая часть субъектов малого и среднего предпринимательства - юридических лиц - 53,2 процента, при этом 36,7 процента - в г. Минске, 10,6 процента - в Брестской области, 9,9 процента - в Гомельской, 9,5 процента - в Витебской, 8,4 процента - в Гродненской, 16,5 процента - в Минской, 8,3 процента - в Могилевской области.
В 2012 году сохраняется положительная динамика численности субъектов малого и среднего предпринимательства - юридических лиц.
По данным Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, на 1 мая 2012 г. количество состоящих на учете в налоговых органах и осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность малых и средних организаций достигло 96 929 организаций, увеличившись по сравнению с началом года на 3 процента, а по сравнению с аналогичным периодом 2011 года - на 5,3 процента.
Наибольшая активность отмечается среди микроорганизаций. Их прирост за 4 месяца 2012 года составил 3,2 процента, за период с 1 мая 2011 г. - 6 процентов. Это происходит как за счет появления на рынке новых субъектов предпринимательской деятельности, так и укрупнения бизнеса индивидуальных предпринимателей и их перехода в разряд юридических лиц.
С начала 2012 года стабилизировалась ситуация и в среде индивидуальных предпринимателей. Наблюдавшаяся с мая 2011 года тенденция уменьшения их количества, обусловленная наличием проблем на валютном рынке, сменилась поступательным ростом и за 4 месяца текущего года численность индивидуальных предпринимателей увеличилась почти на 3 процента.
Уменьшение количества индивидуальных предпринимателей, имевшее место в 2011 году, негативно отразилось на общей численности субъектов малого и среднего предпринимательства. За период с мая 2011 года по январь 2012 года количество индивидуальных предпринимателей уменьшилось более чем на 16 тысяч человек.
Таким образом, в связи с началом функционирования с 1 января 2012 г. Единого экономического пространства Департаментом по предпринимательству Министерства экономики совместно с общественными объединениями предпринимателей ведется работа по совершенствованию законодательства, регулирующего осуществление предпринимательской деятельности, с тем, чтобы создать более благоприятные условия для развития бизнеса.
3. Перспективы развития малого бизнеса, инфраструктура поддержки и регулирования государством
Развитие малого предпринимательства является важным фактором формирования рынка, так как малый и средний сектор экономики оперативно реагирует на изменение его конъюнктуры и придает экономике необходимую гибкость.
В Беларуси малое предпринимательство существует в двух формах: малых предприятий и индивидуальных предпринимателей.
Согласно данным Министерства по налогам и сборам по состоянию на 01.01.2013 г. количество малых предприятий всех форм собственности составляло 99 138. В территориальном разрезе большая часть малых предприятий (41,9%) и индивидуальных предпринимателей (26,8%) сосредоточена в столице, поскольку она обладает развитой производственной инфраструктурой, на ее территории сконцентрированы значительные производственные мощности и квалифицированные кадры. Неоднородна концентрация малых субъектов хозяйствования и на территории регионов. Основная их часть находится в областных центрах, в то время как именно для малых городов и сельской местности в большей мере характерны дефицит товаров и услуг, проблемы трудоустройства и т.п.
Для исправления сложившейся ситуации государством предпринимаются определенные шаги. Например, для индивидуальных предпринимателей с местом нахождения (жительства) в населенных пунктах, преобразованных (подлежащих преобразованию) в соответствии с Государственной программой возрождения и развития села на 2005-2010 годы, утвержденной Указом Президента от 25.03.2005 г. №150, в агрогородки, а также в поселках городского типа и городах районного подчинения с численностью населения до 50 тыс. человек, перечень которых утверждается Советом министров по согласованию с Президентом, установлены пониженные ставки налога при применении упрощенной системы налогообложения:
% вместо 10% - для индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих налог на добавленную стоимость;
% вместо 8% - для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на добавленную стоимость.
Полагаем, налоговые льготы целесообразно предоставить и малому бизнесу в городах районного и областного подчинения с численностью населения до 60-70 тыс. человек, в которых преобладают предприятия легкой и пищевой промышленности и в которых уровень безработицы превышает сложившийся по республике.
Между тем, накопленный многими странами опыт развития рыночных отношений показывает, что первостепенную роль во всех аспектах данного процесса играют мелкие и средние предприятия. К малому бизнесу в развитых странах относится 80 - 90% предприятий, на долю которых приходится 40 - 50% валового национального продукта, около половины «ноу-хау», ими создается 60 - 70% новых рабочих мест. Во всем мире, по данным ООН, малые и средние предприятия являются работодателями для почти 50% трудового населения и производят от 33 до 60% национального продукта.
Практически все развитые западные страны используют различные методы и формы административной и экономической поддержки малого бизнеса: создание государственных структур, ведающих делами мелких и средних предприятий; программы финансовой помощи малому бизнесу; налоговые льготы для мелких предприятий и т.д.
Система налоговых стимулов значительно различается по странам. Однако общим для всех государств является освобождение малых и средних предприятий от налогов в течение первых лет существования и значительные налоговые скидки в дальнейшем. Например, в Италии, 60% всех выделяемых государством средств на предпринимательскую деятельность малого бизнеса, предоставляется в форме освобождения от уплаты налогов.
Установление подобного экономически обоснованного критерия позволит продолжить работу индивидуальным предпринимателям, имеющим незначительные обороты, и сохранить рабочие места для привлекаемых ими одного - двух наемных работников.
марта 2013 г. Совет Министров РБ принял документ - «О некоторых мерах по обеспечению развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь».
Названное решение Совета Министров утверждает комплекс мер, которые власти намерены принять в 2013-2015 годах для облегчения ведения бизнеса. И некоторые пункты постановления, будучи претворенными в жизнь, действительно способны благоприятно повлиять на бизнес-климат в нашей республике. Вот некоторые из них:
. В первом полугодии 2013 г. планируется изменить заинтересованность работников контролирующих органов с карательной на предупредительную. Будет выстроена система их премирования за результаты работы по предупреждению правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности. Идея, собственно, неплохая - финансово заинтересовать специалистов сосредоточиться не на выявлении нарушений, а на их предотвращении.
. Аналогично, до второй половины текущего года планируется внести предложения Президенту об упрощении осуществления лицензируемых видов деятельности. Конкретно предлагается:
сократить перечень видов деятельности, на которые требуется специальное разрешение, правда, документ не уточняет, о каких именно видах идет речь;
ввести «бессрочный» срок действия лицензии;
в случае нарушений по отдельным работам / услугам, входящим в лицензию, не отзывать ее полностью, а прекращать ее действие только по тем работам / услугам, в части которых были выявлены нарушения;
. Следующий пункт плана правительства затрагивает вопросы арендных взаимоотношений государства и бизнеса. В настоящее время, как известно, действует разрешительный принцип выкупа арендуемых площадей. До июля 2013 г. планируется подготовить нормативный документ, устанавливающий заявительный принцип. Проще говоря, организация, которая арендует у государства недвижимость более 3 лет, получает право уведомить орган или организацию, которой принадлежит недвижимое имущество, о своем намерении ее приобрести. Более того, предполагается ввести административную ответственность должностных лиц за необоснованный отказ о продаже этого имущества.
. Сейчас частные медицинские учреждения находятся в неудобном положении. Можно пользоваться их услугами, но все равно для оформления «больничного листа» придется обращаться в государственную поликлинику. Естественно, там ничего не выдадут без стандартной процедуры обследования. До конца 2013 г. эту проблему планируется решить - создать механизм, позволяющий выдавать листки нетрудоспособности медицинским организациям любой формы собственности. В идеале это должно разгрузить поликлиники и создать здоровую конкуренцию за пациента между частным и государственным сектором экономики.
. Та же ситуация, только в сфере страхования. Будут подготовлены предложения об отмене ограничений на обязательные виды страхования - право осуществлять такое страхование получат частные страховые компании. Но это уже в 2014 году.
. В текущем году в планах предоставить право малому бизнесу закупать мелкие партии товаров, сырья и комплектующих за наличный расчет за пределами РБ общей суммой до 1000 базовых величин за одну сделку.
. Очень острый вопрос - перераспределение между работниками и нанимателями нагрузки по социальному страхованию и отчислениям в ФСЗН. Документ утверждает, что Министерство по налогам и сборам, Министерство финансов и другие заинтересованные органы в течение текущего и следующего года будут вырабатывать некий механизм, который должен «повысить конкурентоспособность субъектов хозяйствования».
Если эти и другие предложенные меры будут реализованы в полном объеме, правительство ожидает увеличение числа занятых в малом и среднем бизнесе к концу 2015 года только по Витебской области не меньше, чем на 27 тысяч человек.
3.1 О Программе государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2013-2015 годы
В соответствии с постановлением Совета Министров Беларуси от 29 декабря 2012 г. №1242 утверждена Программа государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2013-2015 годы.
Разработка Программы осуществлялась на основании Закона Республики Беларусь от 01 июля 2010 г. №148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства», Указа Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. №255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» и др.
Для достижения поставленных целей должны быть решены следующие задачи:
вхождение в число передовых стран по ведущим международным рейтингам, характеризующим конкурентоспособность, деловую среду, уровень инновационного развития, эффективность государственного управления страны для улучшения международного имиджа Беларуси и роста доверия у национальных и иностранных инвесторов к проводимой экономической политике;
развитие конструктивного диалога государства с представителями бизнеса, общественными организациями (объединениями) предпринимателей;
увеличение доли малого и среднего предпринимательства в ВВП до 30% и обеспечение численности занятых в этом секторе не менее 1,8 млн. человек к концу 2015 года;
совершенствование государственного регулирования условий ведения бизнеса и др.
Кроме того, Программой определены мероприятия, направленные на дальнейшее развитие основных видов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в республике. Среди них финансовая, имущественная и информационная поддержка субъектов предпринимательства, оказание содействия безработным в организации предпринимательской деятельности, широкое вовлечение в предпринимательскую деятельность социально-незащищенных групп населения посредством проведения семинаров, круглых столов с участием руководителей малых и средних предприятий республики, а также поддержка развития стартап-движения в Республике Беларусь с последующим развертыванием сети стартап-школ и др.
Документ, в числе прочего, призван стать основным программным документом Правительства, определяющим дальнейшие шаги по либерализации условий ведения бизнеса с учетом приоритетов, закрепленных Директивой Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», а также реалий настоящего времени.
Общую координацию и мониторинг выполнения мероприятий настоящей Программы осуществляет Министерство экономики, координацию, контроль за эффективностью и объемами выполнения этих мероприятий на местах - облисполкомы и Минский горисполком.
3.2 Необходимые меры господдержки малого предпринимательства
Стимулирование развития предпринимательства со стороны белорусского государства предполагает реализацию следующих мер:
. Либерализация законодательства о регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования. Для этого необходимо:
упростить процедуры регистрации и ликвидации предприятий путем введения уведомительного, а не разрешительного принципа регистрации, осуществления регистрации по домашнему адресу, установления низких размеров уставного фонда (50-100 МЗП) и обеспечения права свободного выбора видов экономической деятельности.
определить единый перечень документов для регистрации;
закрепить принцип «одного окна», включая постановку субъекта хозяйствования на учет в налоговые и другие органы;
закрепить положение о том, что ликвидация юридического лица может производиться только либо по решению собственника или уполномоченного им органа, либо по решению суда.
. Либерализация цен:
отмена регулирования рентабельности так называемых искусственных монополий;
отмена обязательного калькулирования себестоимости и ее регистрации в органах государственного управления (за исключением узкой группы предприятий - естественных монополистов);
отмена обязательного экономического обоснования сделки во внешнеторговых контрактах;
отмена регулирования оптовых, розничных и импортных надбавок;
реформа системы тарифов в энергетическом секторе, на коммунальные и транспортные услуги. Реформа тарифов не означает их непрерывное административное увеличение вслед за увеличивающимися затратами неэффективных монополистов.
. Изменения в Налоговом кодексе, упрощающие систему налогообложения и снижающие налоговую нагрузку на МП. Ревизия законодательства, регулирующего индивидуальную предпринимательскую деятельность, с целью упрощения порядка налогообложения и отчетности, обеспечения и защиты прав предпринимателей.
. Создание законодательства, регулирующего взаимоотношения с государством (собственником) в сфере аренды нежилых помещений и земельных участков (рыночные ставки арендной платы, отмена монополии государства на аренду жилых, торговых и производственных помещений), упрощение процедур, отчуждения объектов, находящихся в республиканской собственности.
. Упрощение порядка сертификации и удешевление ее процедуры.
. Принятие закона «О едином порядке установления и применения экономических
санкций» с одновременной отменой других нормативных актов, относящихся к данной проблематике;
. Активизация системы государственной поддержки предпринимательства путем оказания содействия местным властям в создании инфраструктуры центров поддержки предпринимательства, инкубаторов малого и инновационного предпринимательства, а также поддержки консультационных и информационных услуг в сфере бизнеса;
. Либерализация внешнеэкономической деятельности:
отмена или сведение к минимуму тарифов на сырьевой, промежуточный и инвестиционный импорт, необходимый для выпуска конкурентоспособной экспортной продукции;
обеспечение равного доступа всех субъектов к участию в государственных тендерах на оказание услуг или поставку товаров в рамках госзаказа;
отмена государственного вмешательства во внешнеэкономическую деятельность предприятий (установление плановых заданий, минимальных экспортных цен, дополнительные условия вывоза товаров и т.п.).
Заключение
бизнес экономика правовой
Проанализировав курсовую работу можно сделать следующие выводы. В чем выгоды малого бизнеса.
Во-первых, это гибкость и быстрота принятия решения, поскольку именно деятельность малого предприятия легче проанализировать применительно к меняющимся условиям рынка, определяя хозяйственную политику. Во-вторых, малые размеры предприятия позволяют легко контролировать производственный процесс, переналаживая его в связи с актуальными запросами потребителя, рынка, хозяйственного механизма, быстрая реакция на изменение в налогах, в льготах, финансово-кредитной политике и т.п. именно в малом бизнесе создает условия для быстрого маневра, актуализации производственного процесса, эффективного прорыва на рынке, стабильности в конкурентной борьбе. В-третьих, простые коммуникационные связи внутри предприятия, прямая передача информации, ее быстрое усвоение и быстрая реакция на поступающие команды и распоряжения в самом предприятии, а также взаимосвязи его с партнерами, дает хороший хозяйственный (предпринимательский) эффект. В-четвертых, личные связи, часто вредящие в крупном деле, особенно на уровне взаимодействия крупных предприятий между собой, а особенно на государственном уровне, составляют основу малого бизнеса, часто неформальные отношения не только между работниками предприятия, но даже и его клиентами, способны существенно продвинуть дело, учесть все многообразие фактов, которые при других условиях даже трудно собрать и сконцентрировать. В малом предприятии их можно не только использовать, но и достаточно быстро получить эффективную отдачу.
Основными преимуществами в конкуренции субъектов малого предпринимательства можно назвать гибкость и маневренность, что позволяет им очень быстро и чутко реагировать на меняющиеся запросы и оперативно перестраивать свое производство. Кроме того, малые предприятия через контактирование со своими заказчиками и потребителями имеют возможность без дорогостоящих затрат на маркетинговые исследования иметь информацию о последних изменениях и тенденциях потребительского спроса. Но это не исключает необходимости проведения и отдельных маркетинговых разработок.
Малые предприятия требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы. Часто малые предприятия на начальном этапе используют собственные ресурсы, например, в собственной квартире организуют офис или часть производственного процесса. Таким образом, они повышают отдачу от накопленного имущественного потенциала, снижают себестоимость продукции и услуг.
Также в ходе выполнения данной работы были рассмотрены различные аспекты, связанные с деятельностью малых предприятий в Республике Беларусь.
Малый бизнес является основой экономики для многих развитых стран. Отечественные аналитики активно занимаются изучением зарубежного опыта малого бизнеса для реализации программ помощи частным бизнесменам в нашей стране.
Зарубежный опыт малого бизнеса полезен не только государственным деятелям, но и начинающим предпринимателям, которые в настоящее время могут изучить и применить на практике принципы развития малого бизнеса в различных странах. Более того, многие зарубежные компании предлагают необходимое оборудование для организации малого бизнеса в нашей стране.
Рассмотрев современную нормативно-правовую базу развития малого бизнеса в Республике Беларусь, можно констатировать, что нормативно-правовая база по предпринимательству, как основа в организации, поддержке и развитии данное сектора экономики Республики Беларусь существует, постоянно совершенствуется с целью создания благоприятных условий деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Проведя краткий анализ субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, можно сказать, что, во-первых, они существуют на рынке Беларуси Центры поддержки предпринимателей, бизнес-инкубаторы, консалтинговые компании, банковские программы микрокредитования, общественные и профессиональные организации, отстаивающие интересы предпринимателей), во-вторых, в Беларуси созданы рамочные законодательные предпосылки для их эффективного функционирования.
Список использованных источников
1.Базылев Н.И., Базылева М.Н. Основы бизнеса: учебное пособие. - Мн.: Мисанта, 2003. - 253 с.
2.Балашевич М.И., Быкова Т.П. Экономика малого бизнеса: учебное пособие / Балашевич М.И., Быкова Т.П. - Мн.: БГЭУ, 2005. - 231 с.
.Статистический ежегодник / И.В. Зиновский [и др.]. - Мн.:2013 - 578 с.
.Малое и среднее предпринимательство в РБ / И.В. Зиновский [и др.].-Мн.: 2013. - 239 с.
.Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы, утвержденной Указом Президента от 25.03.2005 г. №150
.Е.Н. Лобачев Экономическая теория: учебное пособие/ Е.Н. Лобачев, - Мн.: Книжный дом, 2005 - 257.
.Л.Ф. Догиль, Б.Д. Семенов Предпринимательство и малый бизнес: учебное пособие - Мн.: Выш.шк. 1997. - 266 с.
.М. Ковалев Развитие малого предпринимательства в Беларуси: учебное пособие - Мн.: Книжный дом, 2008 - 236 с.
.Постановление от 30.03.2013№241» О некоторых мерах по обеспечению развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь». Совет Министров РБ. - Мн.:2013. - 15 с.
.Постановление от 29.12.2012 №1242 «Программа государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в РБ на 2013-2013 годы» Совет Министров РБ. - Мн.:2013. - 37 с.
.Еловских В.В. Роль малого бизнеса в белорусской экономике /Еловских В.В. - Мн.: Логвинов, 2005. - 56 с.
.С.И. Мазоль Экономика малого бизнеса: учебное пособие/ С.И. Мазоль. - Мн.: Книжный дом, 2004. - 272 с.
.Национальный Интернет-портал Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Малое и среднее предпринимательство. - Режим доступа: #"justify">.Национальный интернет-портал Финансы: теория и практика РФ [Электронный ресурс] / Малый бизнес. - Режим доступа: #"justify">.Национальный интернет - портал Новополоцкий городской исполнительный комитет: [Электронный ресурс] / Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства. Режим доступа: #"justify">.Национальный интернет-портал Республики Беларусь: [Электронный ресурс] / Малое предпринимательство в РБ. Режим досутпа: http://pravo.by