Оценка показателей эффективности производственной деятельности автотранспортного предприятия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,06 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Оценка показателей эффективности производственной деятельности автотранспортного предприятия

Введение

На этапе становления и развития рыночных отношений в России автомобильный транспорт и автосервис получили новый импульс для своего развития и являются одной из наиболее быстроменяющихся и растущих подотраслей национальной экономики. Работоспособность подвижного состава обеспечивают различные предприятия автомобильного транспорта, предназначенные, в частности, для ТО, ремонта, хранения автомобилей и обеспечения их эксплуатационными материалами. В зависимости от выполняемых функций эти предприятия подразделяются на автотранспортные (АТП), автообслуживающие и авторемонтные.

Автотранспортные предприятия. АТП предназначены для перевозки грузов или пассажиров, а также выполнения работ по ТО, ТР, хранению и материально-техническому обеспечению подвижного состава.

По характеру перевозок и типу подвижного состава АТП делятся на легковые таксомоторные, легковые по обслуживанию учреждений и организаций, автобусные, грузовые, смешанные (выполняют как грузовые, так и пассажирские перевозки) и специальный, т.е. скорой медицинской помощи, коммунального обслуживания и т.п.

По целевому назначению, характеру, производственно-хозяйственной деятельности, подчиненности и формам собственности АТП могут быть: общего пользования (республиканских ведомств автомобильного транспорта, государственных концернов), ведомственные, совхозов, колхозов (автотранспортные подразделения), акционерные, частные и др.

Автообслуживающие предприятия. Эти предприятия предназначены для выполнения ТО, ТР, хранения автомобилей и снабжения их эксплуатационными материалами. Такие предприятия могут выполнять эти функции в комплексе или только часть из них. В отличие от АТП эти предприятия перевозочные функции не выполняют.

К автообслуживающим предприятиям относятся базы централизованного технического обслуживания (БЦТО), производственно-технические комбинаты (ПТК), централизованные специализированные производства (ЦСП), станции технического обслуживания (СТО), автозаправочные станции (АЗС), стоянки автомобилей, пассажирские автостанции и автовокзалы, грузовые автостанции и терминалы, мотели и кемпинги.

В условиях рыночной экономики важное значение имеет оценка финансового положения автотранспортного предприятия. Цель оценки производственной деятельности предприятия - определить современное положение предприятия, его ресурсное обеспечение, а также дать основание (точные данные) для разработки направлений его развития.

Целью курсовой работы является оценка показателей эффективности производственной деятельности автотранспортного предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

рассмотреть теоретические аспекты и методики определения эффективности деятельности АТП;

дать краткую характеристику объекта исследования;

произвести анализ показателей эффективности производственно - хозяйственной деятельности объекта исследования.

1. Показатели и методы определения эффективности производственно - хозяйственной деятельности АТП

Экономический анализ хозяйственной деятельности - это комплексное изучение работы предприятий и их объединений с целью объективной оценки ее результатов и выявления возможностей дальнейшего повышения эффективности хозяйствования.

Предметом анализа является хозяйственная деятельность конкретных предприятий, их структурных подразделений, объединений, министерств и ведомств, направленная на выполнение плана и ее эффективность, отражаемые в системе показателей плана, учета и отчетности и прочих источниках информации. Эта деятельность рассматривается, прежде всего, под углом зрения ее соответствия социально-экономическим и политическим задачам с целью ее оценки и выявления резервов дальнейшего улучшения.

Общими для всех отраслей народного хозяйства задачами анализа являются:

. Оценка обоснованности и напряженности плана.

. Определение базовых показателей для планирования на предстоящий период.

. Оценка результатов хозяйственной деятельности, проверка выполнения плана, разграничения с этой целью зависящих и не зависящих от анализируемого объекта причин изменения показателей.

. Подведение итогов внутризаводского хозрасчета на основе определения влияния отдельных сторон деятельности, отдельных звеньев и отдельных исполнителей на общие ее результаты.

. Выявление резервов повышения эффективности хозяйствования и путей их использования, содействие техническому прогрессу и распространению передового опыта.

. Прогнозирование ожидаемых результатов хозяйственной деятельности.

. Подготовка материалов для выбора оптимальных управленческих решений.

Экономический анализ хозяйственной деятельности, как промежуточный этап процесса управления предприятием имеет целью:

Дать правильную оценку состояния объекта и показать, насколько это состояние отличается от требуемого. Выявить возможности и пути перевода объекта из фактического состояния в требуемое состояние.

Эффективное управление предполагает две составляющие - точную оценку сложившейся ситуации и выбор возможных и наиболее эффективных комбинаций управленческих решений.

Так, в условиях рыночных отношений политика в области воспроизводства основных фондов играет исключительно важную роль, т.к. именно она определяет количественное и качественное состояние основных фондов. Эта политика должна осуществляться как на макро- , так и на микроуровне.

Основная задача воспроизводственной политики на макроуровне заключается в создании для всех хозяйствующих субъектов благоприятных условий для простого и расширенного воспроизводства, приобретения новой техники, реконструкции и технического перевооружения производства.

Важнейшими показателями оснащенности предприятия основными фондами являются фондообеспеченнсть и фондовооруженность

Коэффициент обновления (Ко) отражает интенсивность обновления основных фондов и исчисляется как отношение стоимости вновь поступивших за отчетный период основных средств (Фп) и их стоимости на конец этого же периода

(Фк): Ко = Фп / Фк.

Коэффициент обновления можно рассчитать отдельно по всем поступившим основным фондам и отдельно по введенным в действие.

В последнем случае такой коэффициент называют коэффициентом, ввода (Кв):

Кв = Фв / Фк.

Коэффициент выбытия (Квыб) характеризует степень интенсивности выбытия основных фондов из сферы производства и рассчитывается как отношение стоимости выбывших за отчетный период основных фондов (Фвыб) к их стоимости на начало этого же периода (Фн):

Квыб = Фвыб / Фн.

Коэффициент выбытия можно рассчитать отдельно по всем выбывшим основным фондам и отдельно по ликвидированным. В последнем случае такой коэффициент называют коэффициентов ликвидации. Коэффициент прироста (Кпр) характеризует уровень прироста основных средств или отдельных его групп за определенный период и рассчитывается как отношение стоимости прироста основных средств (Фпр) к стоимости на начало периода (Фн):

Кпр = Фпр / Фн.

Важнейшей характеристикой использования ОПФ является производственная мощность предприятия. Оценка использования производственной мощности ОПФ производится по времени (степень экстенсивности использования) и по загрузке (степень интенсивности использования).

Коэффициент экстенсивности использования установленной мощности отдельного блока или агрегата

Кэ = Тр/Ткгде,

Тр - время работы агрегата за календарное время Тк.

Основные фонды в процессе производства подвергаются постепенному износу. Различают два вида износа: физический и моральный. Энергетическое оборудование работает при больших нагрузках, больших скоростях, давлениях, высоких температурах, частично на открытом воздухе и зачастую в агрессивных средах, что способствует физическому износу разного характера: механическому, термическому, коррозионному, усталостному и др. Физический износ - это материальный износ оборудования, машин и др в процессе их эксплуатации.

Физический износ может иметь место не только при производственном использовании ОПФ, но и при их бездействии, под влиянием внешних факторов. Чем продолжительнее бездействие и хуже консервация, тем больше износ. При работе ОПФ их износ возрастает с увеличением нагрузки, при недостаточно квалифицированном обслуживании, плохих внешних условиях, низком качестве изготовления, сырья и топлива. Физический износ происходит неравномерно. Некоторые детали и узлы изнашиваются быстрее, другие - медленнее. Изношенные части заменяются при ремонтах. Качественный ремонт и высокий уровень культуры эксплуатации ОПФ удлиняют физический срок их службы.

Затраты времени на выполнение отдельных рабочих операций или комплекса операций определяются хронометражем. К среднему чистому времени, затраченному на работу, определенному несколькими хронометражами у разных исполнителей, добавляют 20% на непредвиденные задержки (заржавевшие болты, поломка инструмента, настройка диагностической или регулировочной аппаратуры и т. п.). Полученные величины называют нормо-часами, утверждают приказом по предприятию.

Стоимость нормо-часа

Стоимость нормо-часа пересматривается как правило, раз в год:

при изменении тарифов заработной платы и окладов;

при изменении штатного расписания.

Введение новой часовой ставки является важным управленческим решением, поскольку она должна не только возмещать затраты и прибыль предприятия, но и учитывать расходы, которые клиенты готовы оплатить за предлагаемые услуги автосервиса. Поэтому одно из важных условий для принятия правильного решения - знание конкурентной среды. Изменение часовой ставки должно быть рыночно обоснованным.

Чаще всего стоимость нормо-часа устанавливают на уровне ставок конкурентов с учетом собственных преимуществ или недостатков. На основе выбранного значения стоимости нормо-часа обсчитывают ожидаемые доходы и расходы, проверяя достижение рентабельности и требуемой степени прибыльности. Если при возможной на данном рынке стоимости нормо-часа рентабельная работа не ожидается, ищут способы сокращения затрат и увеличения количества заказов.

Стоимость нормо-часа = Издержки в год ´

Коэффициент прибыльности затрат / Количество продуктивных часов в год + Часовая ставка механика

Если клиенты довольны работой предприятия, персонал квалифицирован, то надлежащий размер прибыли обеспечен.

Необходимо правильно оценивать показатели эффективности сервиса, чтобы следить за ужесточающимися условиями конкурентной борьбы, и иметь возможность принимать оперативные меры по исправлению осложнившейся ситуации.

Особое значение имеют полный учет и обработка данных об использовании времени основными рабочими, поскольку оплата рабочего времени заказчиками - главная коммерческая составляющая сервиса. Важнейшее условие - обязательное заполнение каждым рабочим карточки учета рабочего времени.

Ниже приводятся термины и параметры, используемые в дальнейших формулах для определения показателей эффективности сервиса.

Ком. - Коммерческие заказы клиентов. Заказы на выполнение работ, заявленных клиентами.

Гар. - Гарантийные заказы. Отдельные заказы на работы, выполняемые по гарантийным обязательствам.

Вну. - Внутрифирменные заказы. Заказы на работы и услуги для других подразделений собственного предприятия. Расходы относятся на счет затратообразующего подразделения, являющегося заказчиком.

Ц - Внутрицеховые заказы. Заказы на работы для нужд самого сервисного цеха. В этом же качестве оформляются простои. В отличие от заказов категорий Ком., Вну. и Гар., затраты времени на внутрицеховые заказы считаются непроизводительными и не приносят выручки. Поэтому они должны сводиться к неизбежному минимуму.

Ц1 - Внутрицеховые заказы для собственных нужд. Примеры: уход за оборудованием и его техническое обслуживание, уборка помещений и т. п.

Ц2 - Простои.

ЦЗ - Время обучения на рабочем месте (учитываемое только для ученика). Совместная работа ученика и автомеханика.

Ц4 - Доработка по результатам выходного контроля.

Время пребывания на работав. Производительные (работа по заказам категорий Ком., Вну., Гар.) и непроизводительные (Ц1 + Ц2 + ЦЗ + Ц4) затраты времени.

Ц5 - Время отсутствия на работе в рабочие дни. Оплачиваемые отпуска и каникулы.

Ц6 - Обучение с отрывом от работы.

Ц7 - Оплачиваемые пропуски по болезни.

Примечание. Пребывание или отсутствие на работе определяются применительно к рабочему месту, а не к предприятию. Поэтому замещение обязанностей мастера-приемщика относится на рубрику Ц8.

Оплаченное работодателем время. Время присутствия на работе + Оплаченное время отсутствия на работе

Коэффициент присутствия. Процентная доля времени пребывания на работе в оплаченном работодателем времени.

Производительные затраты времени. Время работы по заказам категорий Ком., Гар. и Вну.

Нормативные производительные затраты времени. Нормируется (на уровне 90%) доля производительных затрат времени основными рабочими в общем времени пребывания на работе. Нормативные производительные затраты времени определяются умножением времени пребывания на работе на коэффициент 0,9.

Фактические производительные затраты времени. Суммарное время работы по заказам категорий Ком., Гар. и Вну.

Непроизводительные затраты времени: Ц1 + Ц2 + ЦЗ + Ц4

Фактическая эффективность использования рабочего времени. Фактическая процентная доля производительных затрат времени в общем времени пребывания на работе.

Оплаченное клиентами время. Оплаченное клиентами время работы по заказам категорий Ком., Гар. и Вну. При обратном расчете оно определяется делением суммы выручки на расчетную часовую ставку.

Коэффициент эффективности. Процентная доля времени, оплаченного заказчиками, в фактических производительных затратах времени.

Средняя продолжительность ремонта. Фактические производительные затраты времени, отнесенные к количеству обслуженных клиентов (т. е. к общему количеству сервисных циклов).

Расчетная часовая ставка. Сумма, начисляемая (без НДС) в счет клиенту за 1 час работы исполнителей.

Фактическая часовая ставка. Выручка за услуги, отнесенная к фактическим производительным затратам времени.

Принятие верных решений и эффективных мер возможно тогда, когда точно известны слабые места предприятия. Для их выявления нужно владеть расчетами показателей эффективности.

Коэффициент присутствия, продуктивность рабочего времени и коэффициент эффективности - три показателя использования рабочего времени исполнителями.

Коэффициент присутствия = Время присутствия на работе /

/ Суммарное время, оплаченное работодателем

Вычисление времени присутствия на работе и времени, оплаченного работодателем, выполняется следующим образом.

Суммарное время, оплаченное работодателем = Время присутствия на работе + Оплаченные потери времени из-за отпусков и каникул (Ц5) + Оплаченные затраты времени на обучение и образование (Ц6) + Оплаченные потери времени по нетрудоспособности (Ц7) + Оплаченные перерывы (если таковые предусмотрены)

Из-за наличия отпусков, праздников, учебных дней, отсутствия работников по болезни и т.п. коэффициент присутствия никогда не достигает 100%. Однако при всех своих колебаниях он должен оставаться на достаточно высоком уровне. Желательно ориентироваться на средние показатели по сопоставимой группе предприятий.

Если коэффициент присутствия в основном остается ниже среднего, то нужно обратить особое внимание на потери времени из-за болезней (Ц7). Как показывает опыт, есть работники, которые по самым разным причинам с неохотой являются на работу и используют любую возможность "отдохнуть по болезни". Следует иметь в виду, что во многих странах допускается 1-2 дня в месяц не являться на работу, сославшись на болезнь и не представляя справки врача. В одних странах такие дни оплачиваются, в других - нет. В любом случае систематическое использование таких дней вызывает подозрение в недостаточно активном отношении к работе. Систематическое использование таких дней допускается без возражений только для женщин.

Из-за большого количества отпусков и праздничных дней точное сопоставление с плановыми показателями возможно только по итогам года. В течение всего года внимательно следят, прежде всего, за потерями времени из-за временной нетрудоспособности (Ц7).

Слабая мотивация работников, признаками которой являются:

частое непродолжительное (до трех дней) отсутствие на работе многих исполнителей;

частые заболевания, именуемые как "простуда", "расстройство желудка" и т. п.;

систематические опоздания на работу и преждевременный уход с работы.

Продуктивность рабочего времени

Продуктивность рабочего времени - отношение доли времени работы исполнителей по заказам категорий Ком., Гар. и Вну. ко времени присутствия на работе.

Продуктивность рабочего времени = Фактические производительные затраты времени / Время присутствия на работе

При занятости заказами б часов из 8 рабочих продуктивность составит 75%. Неплохим показателем считается 90%.

Время присутствия на работе = Фактические производительные затраты времени (суммарное время работы по заказам категорий Ком., Гар. и Вну.) + Непроизводительные затраты времени (Ц1-Ц4)

Высокая продуктивность рабочего времени - одно из главных условий рентабельности. Средняя нормативная продуктивность принимается 90%. Если эффективность ниже 90% - это следствие длительных простоев.

Максимально возможное увеличение продуктивности рабочего времени - одна из важнейших задач сервис-менеджера. Обязательное условие ее решения - точный и полный учет рабочего времени по личным карточкам и табелям всех основных рабочих.

Время, используемое для продуктивной работы, контролируется хронометражем и соответствующими записями.

Продуктивное время на коммерческие заказы - использованное для ремонта и обслуживания клиентских машин, то время, которое указывается в счетах.

Продуктивное время на внутренние работы - потраченные на гарантийные работы, внутрифирменные работы, внутрицеховые дела, перевозку новых машин, предпродажную подготовку и т. п.

Общее продуктивное время - продуктивное время, затраченное на коммерческие заказы + продуктивное время на внутренние работы.

Непродуктивное время - обслуживание и ремонт собственного оборудования, цеховых машин, повторная работа, простой, болезни, отпуска, обучение, праздники.

Наличное время = Общее продуктивное время + Непродуктивное время

Хорошим индексом считается 90%. Продуктивность различна в разных странах, но меры по увеличению продуктивного времени общие - рекламные и другие действия, направленные на привлечение клиентов. Снижение непродуктивного времени достигается снижением простоев по всем причинам, включая ожидание запасных частей со склада.

Улучшение методов диагностики и обучения механиков позволяет снизить потребность в повторных работах. Более эффективное оборудование, техника безопасности, улучшение условий труда и психологического климата.

Отношение продуктивного времени, затраченного на коммерческие заказы к наличному времени

Нормальной считается 90-процентная продуктивность рабочего времени. Меньшее значение в большинстве случаев указывает на неполную загрузку сервисного цеха из-за большой доли производительных затрат времени (Ц1-Ц4).

Продуктивность рабочего времени сама по себе характеризует поначалу лишь степень загруженности автомехаников основной работой. О том, что им фактически удалось сделать, можно судить по дополнительно определяемому коэффициенту эффективности. Имеется в виду показатель эффективности использования рабочего времени, т. е. отношение фактически затраченного времени к нормативному.

Эффективность использования рабочего времени определяется отношением расчетного времени исполнения работ по нормативам к фактическому времени исполнения этих работ.

Коэффициент эффективности должен быть не ниже 100%. Если он выше 100%, значит, исполнители тратят на работу меньше времени, чем предписано нормами. Коэффициент в интервале 100-120% считается нормальным, а выше 120% - должен настораживать, поскольку время может экономиться за счет качества выполнения работы. Слишком высокая эффективность - это, скорее всего, наспех выполненная работа, "халтура", если нормативы не завышены.

Прямые эксплуатационные затраты - это расходы, которые по их назначению могут быть непосредственно отнесены на затратонесущее подразделение. Имеются в виду следующие статьи затрат:

техническое обслуживание;

канцтовары;

командировочные расходы;

служебные автомобили;

стимулирование сбыта, подарки покупателям и клиентам;

представительские расходы;

расходные материалы, метизы;

малоценные инвентарь и инструмент;

утилизация отходов;

гарантия сервисного цеха (по этой статье учитываются только запчасти, но не заработная плата за время Ц4, расходуемое из-за рекламаций).

Применительно ко всем прямым эксплуатационным затратам действует правило: на сервисную службу (затратонесущее подразделение 30) относится только та часть расходов, которая непосредственно касается этой службы.

В отличие от прямых эксплуатационных затрат, на косвенные эксплуатационные затраты и на административно-управленческие расходы руководители затратонесущих подразделений непосредственно влиять не могут и ответственности за них не несут. Поэтому обе группы затрат относятся на предприятие в целом.

Косвенные эксплуатационные затраты. Основные статьи косвенных затрат:

наем и аренда недвижимости (в том числе плановые затраты);

отопление, энерго-, газо- и водоснабжение;

страховые платежи, налоги и сборы;

проценты за кредит (плановые затраты);

обработка данных;

аренда и амортизация движимого имущества;

инициативная постгарантийная поддержка и т. д.

затраты на содержание административно-управленческого персонала, включая зарплату коммерческого директора и плановую зарплату предпринимателя.

Параметры для планирования и контроля эффективности деятельности АТП:

Оплаченные трудозатраты от всех трудозатрат60-65%

Трудозатраты на гарремонты от всех трудозатрат25-30%

Валовой доход от трудозатрат на гарремонты 70-75%

Трудозатраты на заказы других служб (внутренние нужды) от всех трудозатрат5-10%

Валовой доход от трудозатрат на внутренние нужды70-75%

Прямые затраты на персонал от продажи труда25-30%

Прямые операционные расходы от продажи труда20-25%

Прибыль от всех продаж труда10-20%

Рабочих часов на 1 оплаченный заказ (в среднем) 2.0-2.5

Норматив продуктивных часов механиков в день8.0-9.6

Всего заездов на ремонт в год для каждого эксплуатируемого автомобиля 3.2-4.8

Заездов на очередное обслуживание в год для каждого эксплуатируемого автомобиля 2.0-3.0

Процент продаж труда, обеспеченный механиками25-35%

Количество оплаченных строк (видов работ) в заказе на ремонт (в среднем)2.5-3.0

Доля оплаченных заказов только на один вид работ0-35%

2. Анализ показателей эффективности производственно - хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия

.1 Краткая характеристика объекта исследования

Объектом исследования является Открытое Акционерное Общество «Автогрузсервис», свидетельство от 09.09.2002 года серия 23 № 001404087

Коммерческая организационно-правовая форма объединения, образованного путем добровольного соглашения юридических и физических лиц, объединивших свои средства. Так как в советское время предприятие было государственной собственностью, то при переходе на акционирование оно прошло через приватизацию.

, г. Сочи, Адлерский район, ул. Кирпичная, 24, тел.46-69-34, факс 46-69-34, ИНН 2317011943 КПП 231701001, р/с 40702810103550006121 в Филиале № 2351 ВТБ 24 (ЗАО) г. Краснодар, БИК 040349585 к/с 30101810900000000585 в ГРКЦ г. Краснодара ГУ Банка России по Краснодарскому краю.

ОАО «Автогрузсервис» на рынке транспортных услуг осуществляет свою деятельность в 3-х подсекторах:

. осуществляет перевозки сыпучих грузов на автомобилях - самосвалах различных моделей и модификаций;

. наливных грузов: дизельного топлива, бензина и смазочных материалов - на автомобилях - цистернах;

. междугородние и международные перевозки на различные расстояния и по различным маршрутам. Предприятие имеет в своем составе 50 единиц подвижного состава общей грузоподъемностью 1738,6 автотонн.

Деятельность АТП в настоящее время не подлежит обязательной сертификации. Регулирование отношений, возникающих при выполнении работ или оказании услуг, и оценка их соответствия осуществляется в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О техническом регулировании» № 184-ФЗ, принятым 15 декабря 2002 г. Государственной Думой РФ и введенным в действие с 1 июля 2003 г. Он заменил иконы РФ «О стандартизации», «О и услуг», а также положения многих других законодательных актов, которые затрагивают правоотношения в сфере разработки, утверждения и применения нормативно-технических документов, подтверждения соответствия и осуществления надзора за их соблюдением. Закон позволяет освободить предпринимателей от мелочной опеки органов исполнительной власти, кардинально повысить уровень правового регулирования и имеет целью устранение технических и административных препятствий в развитии предпринимательства. Данный документ является комплексным законодательным актом РФ и направлен на установление правил государственного регулирования требований к работам и услугам в интересах потребителей. Закон вводит новую систему - подтверждение соответствия деятельности предприятий автосервиса, т.е. документальное удостоверение соответствия выполненных работ или оказываемых услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

2.2 Анализ показателей эффективности деятельности объекта исследования

В условиях рыночных отношений политика в области воспроизводства основных фондов играет исключительно важную роль, т.к. именно она определяет количественное и качественное состояние основных фондов. Эта политика должна осуществляться как на макро- , так и на микроуровне. Основная задача воспроизводственной политики на макроуровне заключается в создании для всех хозяйствующих субъектов благоприятных условий для простого и расширенного воспроизводства, приобретения новой техники, реконструкции и технического перевооружения производства.

Воспроизводство основных фондов это непрерывный процесс их обновления путем приобретения новых, реконструкции, технического перевооружения, модернизации и капитального ремонта старых основных фондов. Основная цель воспроизводства основных фондов - обеспечение предприятий основными фондами в их количественном и качественном составе, а также поддержание их в рабочем состоянии.

Важнейшими показателями оснащенности предприятия основными фондами являются фондообеспеченнсть и фондовооруженность.

Фондообеспеченность - это среднегодовая стоимость основных производственных фондов на 100 га земельной площади.

Фондовооруженность - это среднегодовая стоимость основных производственных фондов в расчете на среднегодового работника. Среднегодовая стоимость фондов определяется суммированием стоимости на начало планового периода и среднегодового прироста.

Для характеристики использования основных фондов применяются различные показатели: фондоотдача, фондоемкость и рентабельность.

Наиболее важный показатель - фондоотдача, который определяется отношением стоимости произведенной за год продукцией к среднегодовой стоимости основных фондов. Фондоотдача показывает какова общая отдача от использования каждого рубля, вложенного в основные производственные фонды.

Другой обобщающий показатель - фондоемкость, который рассчитывается как отношение основных производственных фондов к объему выпускаемой продукции. Фондоемкость определяет необходимую величину основных фондов для производства продукции заданного объема на перспективный период.

Для того, чтобы провести анализ движения и технического состояния основных производственных фондов рассчитываются следующие показатели: коэффициент обновления, коэффициент выбытия, прироста, коэффициенты износа и годности.

Коэффициент обновления определяется отношением стоимости поступивших основных производственных фондов к общей стоимости основных фондов на конец отчетного года.

Коэффициент выбытия определяется отношением стоимости выбывших основных производственных фондов к общей стоимости основных фондов на конец отчетного года.

Коэффициент прироста является отношением суммы прироста основных фондов за анализируемый период к стоимости основных производственных фондов на начало года.

Коэффициент износа - это отношение суммы износа основных производственных фондов к первоначальной стоимости основных производственных фондов на соответствующую дату.

Коэффициент годности - рассчитывается как отношение остаточной стоимости основных фондов к их первоначальной стоимости.

Таблица 1 - Анализ движения и технического состояния основных средств

Показатель2010 год2011 годТемп прироста, %Основные производственные фонды, тыс. руб.1346115467114,90Коэффициент обновления0,310,34109,68Срок обновления, лет21,995,00Коэффициент выбытия0,220,24109,09Коэффициент прироста1,121,14101,79Коэффициент износа0,670,6698,51Коэффициент годности0,810,83102,47

Таким образом, обновление производственных фондов происходит на 14,9 % к 2011 году.

Коэффициент обновления увеличивается на 9,7% при росте показателей годности ОПФ на 2,5%.

В целом, можно сказать, что динамика показателей эффективности использования ОПФ объекта исследования является удовлетворительной.

Финансовое состояние предприятия - это совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов. Основная цель анализа финансового состояния - это не только оценка текущего состояние предприятия, но и отслеживание тех или иных тенденций в изменении основных финансовых показателей, выявление слабых позиций, проведение целенаправленной работы на улучшение этих показателей. Финансовое состояние характеризуется способностью предприятия финансировать свою деятельность. Оно определяется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, его финансовыми взаимоотношениями c юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью. Основными факторами, определяющими финансовое состояние, являются, во-первых, выполнение финансового плана и пополнение по мере возникновения потребности собственного оборотного капитала за счет прибыли и, во-вторых, скорость оборачиваемости оборотных средств (активов).

Одним из основных показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия, выступает платежеспособность - способность своевременно удовлетворять платежные требования поставщиков техники и материалов в соответствии с хозяйственными договорами, возвращать кредиты, производить оплату труда персонала, вносить платежи в бюджет. Поскольку выполнение финансового плана предприятия в основном зависит от результатов его производственной и хозяйственной деятельности в целом, то можно сказать, что финансовое положение определяется всей совокупностью факторов. Поэтому, Отчет о финансовых результатах и их использовании также используется для анализа финансового состояния предприятия.

Оборотные средства оборачиваются быстрее, чем в других отраслях промышленности. Это объясняется спецификой энергетического производства и потребления его продукции. Ускорение оборачиваемости обеспечивается благодаря централизации материально-технического и топливного снабжения и др.

Высвобождение оборотных средств вследствие ускорения их оборачиваемости может быть абсолютным и относительным.

Абсолютное высвобождение имеет место, если фактически остатки оборотных средств меньше норматива или остатков предшествующего периода при сохранении или превышении объема реализации за рассматриваемый период.

Относительное высвобождение оборотных средств имеет место в тех случаях, когда ускорение их оборачиваемости происходит одновременно с ростом объема выпуска продукции, причем темп роста объема производства опережает темп роста остатков оборотных средств.

Ускорение оборачиваемости оборотных средств во многом зависит от уровня применяемой техники, технологии, организации производства и труда, состояния нормативной базы, материально-технического снабжения, своевременного погашения задолженностей со стороны покупателей продукции, ускорения прохождения платежных документов и т.д.

Рассмотренные показатели эффективности использования оборотных средств зависят от вида энергетического объекта, метода определения реализованной продукции, иерархического уровня.

Для анализа обеспеченности предприятия собственными Оборотными средствами определяется излишек или недостаток - таблица 2.

Таблица 2 - Обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами

ПоказателиКод строки в форме №1Сумма, тыс. руб.На начало 2009 годаНа конец 2009 годаИзменение за год (+,-)1. Наличие собственных оборотных средств 490-190+5901036390528692. Запасы за вычетом расходов будущих периодов 210-216104252148 3. Дебиторская задолженность покупателей и заказчиков 24171920911372 4. Векселя к получению2425. Авансы выданные 6126. Итого стр. (2+3+4+5)82323431520 7. Краткосрочные кредиты банков и займы*8. Кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам 621133104-29 9. Векселя к уплате62210. Авансы полученные64211. Итого стр. (7+8+9+10)133104-2912. Запасы, не прокредитованные банком (стр.6 - стр.11)6902239154913. Излишек (+) недостаток (-) собственных оборотных средств для покрытия запасов и дебиторской задолженности за продукцию, товары, работы, услуги (стр.1 - стр.12)3461666132014. Сумма средств, приравненных к собственным 59015. Излишек (+) недостаток (-) собственных оборотных и приравненных к ним средств для покрытия запасов и дебиторской задолженности 34616661320

По данным таблицы 2 можно сказать, что предприятие обеспеченно оборотными средствами для покрытия запасов и дебиторской задолженности заказчиков за продукцию, товары, работы, услуги, т.к. выявлен их излишек на 1320 т.р.

Финансовое положение предприятия находится в прямой зависимости от состояния оборотных средств, поэтому предприятия заинтересованы в организации наиболее рационального использования оборотных средств.

Различаю следующие показатели финансовой устойчивости:

коэффициент автономии (коэффициент независимости);

коэффициент соотношения заемных и собственных средств (коэффициент финансирования);

коэффициент маневренности;

коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами.

Одной из важнейших характеристик устойчивости финансового состояния фирмы, е независимости от заемных источников средств является коэффициент автономии ли коэффициент финансовой независимости, который определяется как соотношение собственного капитала к величине всех активов предприятия.

Он характеризует уровень общей финансовой независимости, т.е. степень независимости предприятия от заемных источников финансирования. Таким образом, этот коэффициент показывает долю собственного капитала в общем объеме пассивов.

Таблица 3 - Финансовая устойчивость предприятия в динамике

ПоказательАлгоритм расчета по форме N1Рекомен- дуемое значениеРасчет показателяна конец 2009г.на конец 2010г.1.Коэффициент автономии490/700>=0,50,510,542. Коэффициент финансирования620/490<10,170,183. Коэффициент маневренности490-190/490>=0,50,240,504. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами490-190/290>=0,6-0,80,470,49

Так, в анализируемом периоде, увеличился, хотя и незначительно коэффициент автономии. Значение соответствует рекомендуемому значению, следовательно это означает все обязательства фирмы могут быть покрыты ее собственными средствами. Но если в дальнейшем будет наблюдаться снижение данного показателя - это может говорить о снижении финансовой независимости предприятия, увеличении риска финансовых затруднений в будущем;

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств указывает, сколько заемных средств привлекло предприятие на один рубль вложенных в активы собственных средств. Поскольку это значение <1, это говорит о достатке собственных средств для покрытия своих обязательств на конец периода;

Коэффициент маневренности за анализируемый период значительно увеличился (с 0,24 до 0,5), что свидетельствует об увеличении величины мобильных собственных средств предприятия «Автогрузсервис».

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами соответствует нормативному значению как на начало, так и на конец периода (0,49), что также указывает на улучшение финансового состояния предприятия «Автогрузсервис».

Заключение

Данная курсовая работа посвящена анализу показателей эффективности производственной деятельности автотранспортного предприятия.

Объектом исследования выступило предприятие, функционирующее на рынке автотранспортных услуг - ОАО «Автогрузсервис».

В ходе курсового проектирования была рассмотрена организационная характеристика предприятия, произведен анализ показателей эффективности использования основных производственных фондов предприятия, оборотного капитала и дана оценка финансовой устойчивости АТП.

Так, общая устойчивость предприятий в условиях рынка требует прежде всего стабильного получения выручки, причём достаточной по своим размерам, чтобы расплатится с государством, поставщиками, кредиторами, работниками и другими. Одновременно для развития предприятий необходимо, чтобы после совершения всех расчётов и выполнения всех обязательств у него оставалась прибыль, позволяющая развивать производство, модернизировать его материально-техническую базу, улучшать социальный климат и т.д. Таким образом, общая устойчивость предприятия предполагает прежде всего такое движение денежных потоков, которое обеспечивает постоянное превышение поступления средств (доходов) над их расходами.

Финансовое состояние предприятия также характеризуется показателями финансовой устойчивости. Анализ финансовых коэффициентов говорит об общем улучшении финансовой устойчивости предприятия. Об улучшении финансового состояния также свидетельствуют показатели ликвидности, которые соответствуют рекомендуемому значению. Финансовое состояние предприятия можно оценить как удовлетворительное, стабильное.

В курсовой работе был проведен анализ абсолютных и относительных показателей финансовых результатов, согласно которым наблюдается рост большинства показателей финансовых результатов.

В целях повышения эффективности управленцы должны определять цели производства; влияние различных групп продукции друг на друга и деятельность всего предприятия; проводить оценку роли НИОКР; при необходимости разрабатывать методики определения экономической эффективности диверсификации производства и др.

Список используемых источников

1.Басовский Л.Е. Экономический анализ. Уч.пособие. М.: Инфра - М, 2004

2.Бачурин А.А. Анализ производственно - хозяйственной деятельности автотранспортной организации. М.: Академия, 2005

.Бачурин А.А. Маркетинг на автотранспортном предприятии. М.: Академия, 2008

.Бехтерева С.Л. Себестоимость: рациональный и эффективный учет. Учебное пособие. М.: Омега - Л, 2007

.Грибов В.Д. Экономика организации - М.: КНОКУРС, 2010

.Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием. - М.: ИНФРА - М, 2003

.Маркарьян Э.А. Управленческий анализ в отраслях. М.: «Март», 2007

.Сербиновский Б.Ю., Фролов Н.Н., Напхоненко Н.В., Колоскова Л.И., Напхоменко А.А Экономика предприятий автомобильного транспорта: Учебное пособие. - Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2006

.Туревский Н.С. Экономика отрасли (автотранспорт). М.: Форум «Инфра - М», 2010

.Экономика качества: основные принципы и их применение / под ред. Кампанелла Д. - М.: РИА Стандарты и качество, 2010

.Экономика предприятия / под ред. В.Д. Грибова - М.: Финансы и статистика, 2009

.www.exponet.ru

.www.grebennikon.ru - Электронная библиотека издательского дома «Гребенников»

.www.itportal.ru - Информационный источник портала инновации и технологии

Похожие работы на - Оценка показателей эффективности производственной деятельности автотранспортного предприятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!