Особенности инновационной деятельности на ОАО 'Гомельстройматериалы'
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
БОБРУЙСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра экономики и управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Экономика и управление
инновациями
на тему: Особенности инновационной
деятельности на ОАО «Гомельстройматериалы»
Студентка
ЭУП-112, 4 курс
М.И. Кабанчук
Руководитель
Н.П. Винницкая
БОБРУЙСК 2014
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 31 с., 3 табл., 3 рисунка, 19
источников.
ИННОВАЦИИ, ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ,
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА, ИННОВАТОР
Объект исследования - инновационная деятельность.
Предмет исследования - инновационная деятельность на ОАО
«Гомельстройматериалы».
Цель работы: повышение эффективности инновационной деятельности ОАО
«Гомельстройматериалы».
Методы исследования: сравнительный анализ, экспертных
оценок, синтеза.
Исследования и разработки: изучены особенности инновационной
деятельности предприятий, оценены факторы, влияющие на инновационную
активность, а также предложены мероприятия по совершенствованию инновационной
деятельности предприятий.
Автор работы подтверждает, что приведённый в ней расчётно-аналитический
материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все
заимствованные из литературных источников теоретические и методологические
положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
. Современные аспекты инновационной деятельности предприятий
.1 Содержание и особенности инновационной деятельности
предприятия
.2 Особенности инновационной деятельности предприятий
Республики Беларусь
. Анализ инновационной деятельности предприятия
.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО
«Гомельстройматериалы»
.2 Анализ состояния инновационной деятельности ОАО
«Гомельстройматериалы»
. Основные направления совершенствования инновационной
деятельности предприятия
.1 Планирование инновационной деятельности ОАО
«Гомельстройматериалы»
.2 Пути развития инновационной деятельности ОАО
«Гомельстройматериалы»
Заключение
Список использованных источников
планирование система управления инновация
Введение
Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике
являются основой экономического развития.
Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление
инновационных изменений и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое,
комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное,
использованное изменение - инновация.
Изменения в организации являются следствием перемен, происходящих в мире.
Источники этих изменений могут находиться как в самой организации, так и во
внешней среде. Государство принимает новые законы, которые обязаны выполнять
каждая организация. Новые технологии требуют перехода на выпуск новых видов
продукции, а это в свою очередь может вызвать необходимость новой
организационной структуры и т.д.
При изменениях в организации возникает различная реакция людей на эти
изменения. Для людей естественна первоначальная реакция сопротивления на
изменения, которая преодолевается правильным управлением нововведениями.
Сегодня в мировой экономике происходят беспрецедентные
геополитические изменения, обусловленные, прежде всего, глобализацией и
межгосударственной экономической интеграцией. Однако приходится признать, что
эти глобальные явления являются всего лишь объективным следствием других не
столь броских и очевидных, но не менее масштабных и значимых явлений, связанных
с формированием «новой экономики», или «экономики знаний».
Исключительная значимость (ценность) знания в
современной хозяйственной деятельности определяется рядом следующих
обстоятельств:
1) знание как ресурс превратилось в один из решающих факторов производства,
наряду с капиталом и трудом;
2) знание становится продуктом (товаром) и потому создаются новые формы
деятельности, основанные на торговле результатами знаний;
3) возрастает плотность знаний, происходит системное применение науки в
производстве и повседневной жизни человека, выражающееся, в конечном счете, в
переходе к инновационной экономике;
4) по мере смены одного технологического уклада другим в геометрической
прогрессии возрастают издержки на получение новых знаний, осуществление
исследований и разработок, их практическое внедрение;
5) новая экономика, экономика знаний, инновационная экономика опирается на
информационно-коммуникационные технологии, изменившие физические основы и
существенно снизившие ресурсоемкость распространения информации, что оказывает
всепроникающее революционное воздействие на все сферы деятельности человека;
6) знания, в том числе результаты исследований и разработок, во многом
благодаря информационно-коммуникационным технологиям, сегодня могут
тиражироваться сколь угодно большое число раз без уменьшения их количества в
источнике, причем сам процесс тиражирования осуществляется практически без
издержек. Указанное обстоятельство содержит в себе объективную предпосылку для
колоссальной экономии издержек конкретных предприятий на исследования и
разработки, что не просто является важнейшей специфической чертой инновационной
экономики, но и с учетом стремительного роста затрат на исследования и
разработки представляет собой мощнейший стимул для интеграционных процессов в
национальной и мировой экономике, обусловливает целесообразность
ассоциированных (коллективных) форм поведения и хозяйствования, ведет к
дальнейшему обобществлению производства.
Таким образом, новая экономика, или экономика знаний,
есть важнейшая предпосылка для формирования инновационной экономики, поскольку
обновление и модернизация производства, переход от одного технологического
уклада к другому принципиально невозможны без получения и масштабного внедрения
в практику новых знаний. Однако теоретический смысл происходящего гораздо
глубже и шире - становление основанной на знаниях инновационной экономики
подразумевает, что широкое внедрение в производство результатов исследований и
разработок, информационных и других новых технологий не только коренным образом
меняет механизмы взаимодействия стран, регионов, отдельных предприятий, но и
требует глубокой трансформации наших представлений о законах и основах
функционирования экономических систем разного уровня.
Объект исследования - инновационная деятельность; предмет - инновационная
деятельность на ОАО «Гомельстройматериалы».
Цель данной работы - повышение эффективности инновационной деятельности
ОАО «Гомельстройматериалы».
Поставленная цель предусматривает решение следующих задач:
рассмотреть сущность, цель и типы инноваций;
выявить особенности инициирования и финансирования инноваций на
современном предприятии;
изучить необходимость и эффективность применения инноваций.
1. Современные аспекты инновационной
деятельности предприятий
1.1
Содержание и особенности инновационной деятельности предприятия
Важнейшей особенностью инновационной экономики
является то, что сегодня знание уже превратилось в реальную, по большому счету,
главную производительную силу. В то же время более детальное изучение этого
превращения показывает, что в общей сумме затрат на производство и реализацию
принципиально новой, наукоемкой и высокотехнологичной продукции издержки на
получение новых знаний (затраты на исследования и разработки) составляют
значительную величину - от 15 до 85 %, пренебречь которой в наши дни уже
невозможно [6, с.17]. В условиях рыночно-конкурентной системы обособленные
бизнес-единицы, осуществляя исследования и разработки самостоятельно, вынуждены
дублировать эти и без того значительные издержки. В то же время возникает
принципиальная возможность колоссальной экономии указанных затрат на
исследования и разработки в случае отказа конкурирующих бизнес-единиц от
фундаментального рыночного принципа конкуренции («войны всех против всех») в
пользу образования ассоциаций предприятий, их сотрудничества, а также других
форм экономической интеграции, вплоть до межгосударственных.
Инновационная экономика - это явление, кардинально
отличающееся от той модели, которая получила в экономической теории название
«рыночно-конкурентной экономики». По большому счету, инновационная экономика -
это качественно новая, следующая за рыночно-конкурентной моделью и во многом ее
отрицающая ступень развития современных экономических систем.
В условиях становления постиндустриальной,
информационно-интеллектуальной, инновационной по своей сущности экономики, а
также но мере обострения международной конкурентной борьбы за рынки сбыта и
быстро истощающиеся природные ресурсы только научно-техническая и инновационная
активность способны обеспечить стране достойное место и ряду технологически
развитых государств. В научной литературе очень часто встречается утверждение о
том, что сегодня устойчивый экономический рост отождествляется исключительно с
внедрением достижений научно-технического прогресса и интеллектуализацией
факторов производства. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях,
оборудовании и организации производства приходится до 80 % прироста ВВП
наиболее развитых стран мира [3, с.22]. При этом ожидается, что в ближайшие
15-20 лет объем реализации наукоемких и высокотехнологичных товаров в 10 раз
превзойдет общую стоимость продукции сырьевого сектора. Все это объективно
делает бесперспективной принятую во многих странах СНГ сырьевую ориентацию
экономического роста и настоятельно диктует необходимость приоритетного,
опережающего развития, именно научно-технического и инновационного секторов
национальной экономики.
Очевидно, что сохранить свой экономический суверенитет
в XXI веке имеют шансы только те державы,
которые сегодня форсированными темпами накапливают передовой, основанный на
использовании последних достижений науки и техники, инновационный и промышленный
капиталы. Приверженность данному принципу инновационного развития наглядно
демонстрируют развитые страны Запада (ОЭСР и, прежде всего, «Большая семерка»),
сконцентрировавшие под своим контролем до 90% мирового научного потенциала и
контролирующие не менее 80 % глобального рынка высоких технологий объемом в
2,5-3 трлн. USD. В частности, благодаря
высокопрофессиональному инновационному менеджменту на уровне конкретных фирм и
национальной экономики в целом,, высокотехнологичная продукция в товарном
экспорте США сегодня составляет более 32%, Великобритании - 31 %, Японии - 26
%, Франции - 23 %. Прибыль, получаемая технологически развитыми странами от
реализации наукоемкой продукции колоссальна: ежегодный экспорт наукоемких
товаров и услуг приносит США более 700 млрд. USD, Германии - 530 млрд., Японии -400 млрд. USD [12, с. 34].
Инновационная деятельность - деятельность,
направленная на использование результатов научных исследований и разработок для
расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции
(товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим
внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках.
Инновационная деятельность, связанная с капитальными вложениями в инновации,
называется инновационно-инвестиционная деятельность.
Инновационная деятельность - деятельность, связанная с
трансформацией результатов научно-технической деятельности в новый или
усовершенствованный продукт и предполагает целый комплекс научных,
технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и
именно в своей совокупности они приводят к инновациям.
Инновационная деятельность включает в себя
инновационный процесс и систему организационных, производственных и
коммерческих мероприятий, направленных на создание или усовершенствование
продукта, технологического процесса, получение прибыли. Благодаря четкой
организации инновационной деятельности происходит ускорение технологического
развития общества, быстрейшее внедрение всех достижений научно-технического
процесса. Поэтому главной целью государственной инновационной политики является
создание экономических, правовых, финансовых и организационных условий для
осуществления успешной инновационной деятельности.
Современную инновационную деятельность и ее виды
характеризуют по двум направлениям (тенденциям):
·
с позиции
рекомендаций ЮНЕСКО инновационная деятельность рассматривается как
научно-техническая деятельность (НТД), которая включает три ее вида: научные
исследования и разработки (НИОКР); научно-техническое образование и подготовка
кадров; научно-технические услуги;
·
согласно
сложившимся представлениям отечественных ученых-экономистов инновационная
деятельность - это разработка новшеств и деятельность по материализации
нововведений [8, с. 50].
Научно-техническая деятельность характеризуется
масштабом (объемом) выполняемых научных исследований, которые могут
осуществляться в рамках научного направления научной проблемы, научной темы.
Научное направление - наиболее крупная научная работа,
имеющая самостоятельный характер, и посвящено решению задач развития данной
отрасли науки и техники. Решение того или иного научного направления возможно
усилиями ряда научных организаций.
Научная проблема - часть научного направления,
представляющая один из возможных путей ее решения. Выполнение научной проблемы
может осуществляться в виде целевой научно-технической программы, которая
является комплексом увязанных по ресурсам и исполнителям работ. Как правило,
координацию этих работ проводят головные научные организации.
Научная тема - часть проблемы, которая решается обычно в пределах одной
научной организации и выступает основной единицей тематического плана при
финансировании, планировании и учете работ. Цель темы НИОКР -эффективное
решение конкретной задачи. Например, разработка прибора, способа, проведение
патентных исследований, выполнение экономических работ и т.д. Тема в
зависимости от сложности может разбиваться на этапы подэтапы.
При осуществлении инновационной деятельности следует
различать ее объекты, субъекты и понятие «инноватор».
Объект инновационной деятельности - это разработка
техники и технологии для предприятий, находящихся на территории данной страны,
независимо от их форм собственности.
Субъектами инновационной деятельности выступают
юридические и физические лица, иностранные учреждения и граждане, а также лица
без гражданства.
Инноватор - это творец, созидатель инновации:
открытия, технического решения, полезной модели, социально-экономической
разработки, ноу-хау и т. д.
Таким образом, разновидностями основных видов
инновационной деятельности могут быть:
а) подготовка и организация производства, охватывающие
приобретение производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а
также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества,
необходимых для создания нового технологического процесса;
б) предпроизводственные разработки, включающие
модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для
применения новых технологий и оборудования, а также пробное производство, если
предполагается дальнейшая доработка конструкции;
в) маркетинг новых продуктов, предусматривающий виды
деятельности, связанные с выпуском новой продукции на рынок, включая
предварительное исследование рынка, адаптацию продукта к различным рынкам,
рекламную кампанию, но исключая создание сетей распространения для реализации
на рынке;
г) приобретение неовеществленной технологии со стороны
в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкции,
моделей и услуг технологического содержания;
д) приобретение овеществленной технологии - машин и
оборудования, по своему технологическому содержанию связанных с внедрением на
ИП продуктовых или процессных инноваций;
е) производственное проектирование, включающее
подготовку планов и чертежей для определения производственных процедур,
технических спецификаций, эксплуатационных характеристик.
Все виды инновационной деятельности представляют собой
инновационную сферу, т. е. область деятельности производителей и потребителей
инновационной продукции (товаров и услуг), включающую распространение инновации
[10, с. 23].
Инновационная деятельность немыслима без четко работающей инновационной
инфраструктуры. В инновационную инфраструктуру включаются организации, фирмы,
объединения, охватывающие весь цикл осуществления инновационной деятельности от
генерирования новых научно-технических идей и их обработки до выпуска и
реализации наукоемкой продукции.
Таким образом, инновационная инфраструктура - это совокупность
взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга организаций или их
подразделений, осуществляющих инновационную деятельность и способствующих ей. К
таким организациям относятся: инновационный инкубатор, технологический парк,
технополис.
1.2 Особенности инновационной
деятельности предприятий Республики Беларусь
Национальная инновационная система Республики Беларусь представляет собой
совокупность законодательных, структурных и функциональных компонентов,
обеспечивающих развитие инновационной деятельности в Республике Беларусь.
Управление Национальной инновационной системой Республики Беларусь
осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики
Беларусь, республиканскими органами государственного управления, НАН Беларуси,
иными государственными организациями, органами местного управления и
самоуправления в пределах и в соответствии с их полномочиями. Обеспечить
инновационный прорыв белорусской экономики можно только с привлечением крупного
частного капитала. Тема инноваций становится все популярнее в постсоветских
странах. Сегодня становится очевидным, что в долгосрочной перспективе сырьевая
экономика - это тупиковый путь. А для Беларуси, закупающей энергоресурсы, -
инновационная направленность вообще является основным фактором экономической
стабильности и единственным шансом сохранить конкурентоспособность в
постиндустриальном мире.
Начало перевода экономики на инновационные рельсы Беларусь провозгласила
еще в 2004 году. В 2009-м появилась и первая национальная инновационная
программа, которая провозглашала весьма амбициозные задачи: превращение научных
знаний в конкурентоспособные товары. В соответствии с ней в 2009-2010 годах
предусматривалось финансирование 1014 различных научных и производственных
проектов. Причем, объем финансирования научных исследований и разработок с
каждым годом увеличивался. По данным Государственного комитета по науке и
технологиям (ГКНТ), за пятилетку эти затраты выросли в 2,7 раза. Так, если в
2009 году затраты на исследования и разработки составили 0,65% ВВП, то в 2010-м
- уже 0,7%. В 2010 году, по данным Белстата, научными исследованиями и
разработками в стране занимались 468 организаций (на 22 больше чем в 2009-м).
За год на эти цели было израсходовано 1,3 трлн. рублей, что на 24,2% больше,
чем в 2009-м. А затраты предприятий на технологические, организационные и
маркетинговые инновации в 2010 году составили более 2,8 трлн [5].
Белорусские предприятия сталкиваются в инновационной деятельности со
следующими проблемами:
отсутствием знаний и опыта в реализации инноваций;
отсутствие опыта стратегического планирования.
низкий уровень жизнеобеспечивающих механизмов в компании (так называемый
гигиенический фактор).
низкая операционная эффективность бизнеса.
отсутствие персонала на рынке труда с компетенциями в области инноваций.
отсутствие сложившейся культуры инновационного подхода.
сложность привлечения инвестиций под инновационные проекты.
низкие бюджеты на развитие.
низкие бюджеты на маркетинг.
низкая конкуренция на рынке.
формированием в восприятии потребителя новых ценностей бренда, которые,
как правило, требуют больших затрат (маркетинговых, HR и т.д.);
необходимостью развивать компетенции персонала (знания, системы, персонал
и процессы).
Одним из главных сдерживающих факторов развития инновационной активности
отечественных предприятий является низкий технический базис производства и
отсутствие инвестиций для его обновления. Инновации требуют инвестиций.
Можно выделить несколько факторов, влияющих негативно на инвестиционную
деятельность в Беларуси.
Износ основных производственных фондов, например, на январь 2011 г.
составил от 43 до 50% в зависимости от отрасли. В последующие годы наблюдалась
тенденция снижения государственных централизованных инвестиций при относительно
небольшом росте инвестиций в основные производственные фонды за счет собственных
средств предприятий. При этом роль новых хозяйственных структур
(негосударственных) в инвестиционном процессе была абсолютно незначительна.
Таким образом, наблюдается устойчивая тенденция старения производственного
аппарата предприятий. Вторым негативным фактором является незавершенное
строительство. Причинами "долгостроя", как правило, являются:
недостаток инвестиционных ресурсов у субъектов хозяйствования из-за
ухудшающейся экономической ситуации; невозможность получения долгосрочных кредитов;
низкие темпы строительства и некоторые другие.
Третьим фактором, негативно сказывающимся на инвестиционной ситуации в
республике, является распыление инвестиционных средств между большим
количеством мелких и средних предприятий. Как следствие этого, началось устойчивое
снижение вложений в строительство зданий и сооружений, машин и оборудования,
относящихся к высоким технологиям.
И, наконец, четвертым негативным фактором являются устаревшие структуры
(производственные и управленческие) воспроизводства основных фондов. Новое
оборудование производится на старой технической базе (а главное, старых
технологиях) предприятий-монополистов. Чтобы кардинально изменить эту ситуацию
потребуются огромные затраты на НИОКР, инвестиции в новые технологии и
оборудование, коммуникационные сети, новые системы управления, подготовку и
переподготовку кадров.
Учитывая то, что инновационный путь развития для Беларуси, как и для всех
стран, является безальтернативной стратегией, одним из важнейших условий при
этом должно быть наличие в научно-технической, промышленной и
предпринимательских сферах достаточного количества квалифицированных
специалистов, с одной стороны обеспечивающих продвижение результатов научных
исследовании и разработок на рынок наукоемкой продукции, а другой, использовать
эти результаты в производственных и предпринимательских инновациях. При этом
как первые, так и вторые должны владеть соответствующей инновационной
информацией. У большинства же специалистов, занятых в инновационной сфере, нет
системных знаний в области интеллектуальной собственности, стратегии ее
правовой охраны и коммерческого использования результатов исследований
разработок, ограничены представления о жизненном цикле высокотехнологического
продукта, интеграции разнородных технологий в общей деятельности предприятий и
компаний, стратегии развития наукоемкого бизнеса, технологическом аудите,
экспертизе управления инновационными проектами. Образование в этих областях
имеет в настоящее время только малая часть тех, кому оно необходимо. Как
следствие вышеотмеченного, качественный уровень работников белорусских
организаций и предприятий в области менеджмента инноваций существенно уступает
требованиям, предъявляемым на международном рынке труда.
Особую актуальность принимает подготовка квалифицированных кадров
преподавателей и консультантов для образовательных структур специализирующих на
подготовке и консалтинговом сопровождении специалистов для инновационной
деятельности. При этом, целью подготовки преподавателей и консультантов должно
стать формирование в регионах образовательных учреждений и профессиональных
команд, способных обеспечивать необходимое качество обучения и оказывать
действенную консультационную поддержку по вопросам менеджмента инноваций.
Главной целью подготовки государственных служащих является приобретения ими
знаний необходимых для обеспечения эффективного содействия развитию
инновационной деятельности на областном и городском и районном уровне.
Исходя из выше сказанного, функционирование должно базироваться на
следующих методологических принципах:
единство научного и образовательного процессов и их направленность на
экономическое, социальное и духовное развитие общества;
многоуровневый подход к обучению специалистов различных категорий;
согласование методологии и преемственность всех уровней обучения и
повышения квалификации;
постоянное совершенствование учебного процесса в системе подготовки,
переподготовки и повышения квалификации специалистов для инновационной сферы с
учетом накопленного республиканского и зарубежного опыта;
тесная взаимосвязь обучения с практикой использования опыта отечественных
и зарубежных субъектов предпринимательской деятельности;
рациональное сочетание государственного регулирования и
предпринимательства модульной схеме построения системы и образовательных
программ;
адекватности международным образовательным стандартам.
Для стимулирования развития сферы НИОКР в период перехода к новой
экономической системе нужно поддержание максимально возможного спроса на
научную продукцию со стороны государства путем соблюдения законодательно
установленного уровня бюджетных ассигнований на финансирование научных
исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения, а также
увеличения доли НИОКР в ассигнованиях, выделяемых на цели обороны (с учетом
инфляции). Такой подход «смягчит» переход к решению проблем реформирования
науки, совершенствованию системы ее финансирования. При разработке программы по
науке следует учитывать, что малый бизнес является лишь дополнительным
источником спроса на научные достижения. Основная составляющая спроса зависит
от крупных предприятий, главным образом, наукоемкого сектора экономики, который
обеспечивает около 70% совокупного спроса на достижение науки.
Таким образом, управление инновационной деятельностью на
макроэкономическом уровне применительно к экономике Республики Беларусь должно
быть ориентировано на создание прежде всего благоприятных условий для
инвестирования. Эти условия в равной степени должны стимулировать как
иностранных, так и отечественных инвесторов.
Ускорить темпы обновления приоритетных производств можно за счет:
конверсии военного производства;
государственных субсидий;
внебюджетных методов мобилизации ресурсов;
стимулирования инвестиционной активности самих предприятий.
В настоящее время требуется активная государственная поддержка
деятельности по созданию и распространению новейших технологий, которые будут
способствовать выходу из кризиса, повышению конкурентоспособности и
эффективности экономики. Такая поддержка может осуществляться в двух формах:
в форме бюджетных инвестиций в разработку и освоение техники и технологий
нового поколения;
путем предоставления таможенных и амортизационных льгот, льготных
кредитов.
Обе формы широко применяются развитыми странами: первый - преимущественно
в социальной, экологической и оборонной сферах экономики, второй - в
коммерческой деятельности.
В инновационной политике предпочтительными являются направления,
связанные с преобразованиями в потребительском секторе и в отраслях,
производящих для него средства производства. Ведущее место должно принадлежать
работам, нацеленным на создание условий для удовлетворения потребностей
населения в качественных товарах и услугах. Поддержка государства может
охватывать работы не на всем потребительском секторе, а лишь на небольшом. Это
могут быть производство, хранение, переработка экологически чистого
продовольствия на основе биотехнологии и электроники.
Важным направлением инновационной деятельности могут стать производство и
переработка сельскохозяйственного и химического сырья для кожевенной и
текстильной промышленности. Большое значение имеет информатизация
здравоохранения, образования, культуры.
Повышение открытости экономики Беларуси, необходимость импорта сырья,
топливных ресурсов, некоторых видов продовольствия требуют расширения экспорта
продукции, пользующейся спросом на мировых рынках. Это относится прежде всего к
машиностроению. Необходима более активная государственная поддержка небольшого
количества наукоемких секторов, что позволит наладить производство
конкурентоспособной продукции.
Следует разработать инновационные программы, способствующие решению
проблемы перехода к ресурсосберегающим производствам, прежде всего в тяжелой
промышленности, на транспорте. Угроза энергетического кризиса может быть
устранена не путем увеличения закупок топливных ресурсов, а благодаря массовому
использованию энергосберегающих технологий. Особенно актуальны программы по
внедрению безотходных и малоотходных технологий, разработке новых
высокоэффективных материалов. При осуществлении энергетических, ресурсосберегающих,
экологических разработок могут целесообразно более широко использовать
зарубежные технологии и привлекать иностранный капитал. Это значительно
сократило сроки внедрения этих инноваций.
Таким образом, инновации являются главным средством обеспечения
конкурентоспособности продукции и обеспечения устойчивости успеха предприятия
(корпорации) на рынке в целом. В силу этого, управление инновационной
деятельностью является составной частью и одним из основных направлений
стратегического управления предприятием.
Стратегия инновационной деятельности предприятия ориентирована на
научно-технический прогресс (НТП), на использование его результатов для
повышения эффективности производства и обеспечения конкурентоспособности
продукции и предприятия в целом. Это достигается детальной разработкой целей
инновационной деятельности на основе стратегических программ (стратегического
плана) предприятия. Главное внимание в инновационном менеджменте уделяется
выработке.
2. Анализ инновационной деятельности
предприятия
2.1 Организационно-экономическая
характеристика ОАО «Гомельстройматериалы»
Открытое акционерное общество «Гомельстройматериалы» одно из крупных
предприятий строительных материалов Республики Беларусь. Гомельский комбинат
строительных материалов был основан в 1950 году. В 1971 году на его базе было
основано объединение «Гомельстройматериалы».
Открытое акционерное общество «Гомельстройматериалы» (ОАО
«Гомельстройматериалы») зарегистрировано решением Гомельского областного
исполнительного комитета от 27.04.2000 года №229 за №400051892. Учредительная
конференция по созданию ОАО «Гомельстройматериалы» была проведена 12.12.96
года. Юридический адрес: 246010, г. Гомель, ул. Могилёвская, 14. УНН -
400051892, ОКПО - 00294616.
Форма собственности - частная, доля государства - 97,5%.
Основной целью деятельности Общества является хозяйственная деятельность,
направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных, культурных и
экономических нужд коллектива работников и акционеров общества.
Основным видом деятельности является производство строительных
материалов. Лицензируемые виды деятельности осуществляются только на основании
специального разрешения (лицензии).
В соответствии с Общегосударственным классификатором
Республики Беларусь Общество осуществляет следующие виды деятельности:
- производство строительных
металлоконструкций;
- производство строительных
металлических изделий;
- производство изделий из проволоки;
- производство прочих, металлический
изделий, не включенных в другие группировки;
- переработка отходов и лома черных
металлов;
- переработка отходов и лома цветных
металлов;
- оптовая торговля автомобилями;
- оптовая торговля автомобильными
деталями, узлами и принадлежностями;
- оптовая торговля и торговля через
агентов, кроме торговли автомобилями и мотоциклами;
- оптовая торговля ломом и отходами
черных и цветных металлов;
- прочая розничная торговля в
неспециализированных магазинах;
- розничная торговля строительными
материалами;
- розничная торговля по образцам;
- деятельность автомобильного
грузового транспорта;
- транспортная обработка грузов;
- хранение и складирование;
- организация перевозок грузов;
- сдача внаем собственного недвижимого
имущества;
- аренда прочих машин и оборудования.
К группе основного производства относятся:
- цех по производству теплоизоляционных материалов;
цех по производству камней силикатных;
цех по производству блоков из ячеистого бетона;
карьер по обеспечению производства стеновых материалов
песком.
К вспомогательным цехам, обеспечивающих работу
основных, относятся: ремонтно-механический цех, ремонтно-строительный цех,
энергоцех, автотранспортный цех, железнодорожный участок, цех
контрольно-измерительных приборов и автоматики.
Общество несет ответственность по своим обязательствам
всем своим имуществом. Акционеры Общества не отвечают по его обязательствам и
несут риск убытков, связанных с деятельностью Общества, в пределах стоимости
принадлежащих им акций. Общество не может выступать гарантом или поручителем
перед банками-кредиторами юридических лиц негосударственной формы собственности
и физических лиц по исполнению этими лицами своих обязательств возврата
полученных кредитов, кроме кредитов, выдаваемых на строительство жилых
помещений.
Общество может в установленном порядке создавать
унитарные предприятия, филиалы и представительства, быть учредителем
(участником) других хозяйственных обществ и товариществ. Срок деятельности
Общества не ограничен.
Основные рынки сбыта продукции ОАО
«Гомельстройматериалы» -Республика Беларусь, Российская Федерация и Украина. На
всех рынках сбыта имеется явное превышение спроса над предложением,
продиктованное стабильным ростом объемов строительства во всех регионах сбыта,
что обеспечивает сохранение и наращивание объемов реализации ОАО
«Гомельстройматериалы».
Основными потребителями продукции являются
строительные организации, часть продукции выделяется коммерческим и торговым
организациям.
Основными конкурентами предприятия являются:
. На рынке Республики Беларусь: УПП «Забудова»; АП «Минский КСИ»; Гродно
КСМ; ЗАО «Могилевский КСИ».
2. На рынке Российской Федерации: Брянский завод
силикатных изделий; Силикатный завод (г. Клинцы); Курский завод силикатного
кирпича «Монолит»; АО «Орелстрой».
. На рынке Украины: Днепропетровский силикатный завод;
Житомирский комбинат силикатных изделий; «Силикат» (г. Чернигов).
Основные экономические показатели деятельности предприятия представлены в
таблице 2. 1.
Производственные мощности используются на 100%. В
общем объеме производства плиты из минеральной ваты составляют около 50%, блоки
из ячеистого бетона - 35%, камни силикатные - 15%. Годовая программа
производства и реализации: 95 млн. шт. усл. кирпича, 360-380 тыс. м. куб.
блоков, 215-220 тыс. м. куб. плит минераловатных.
Таблица 2.1 - Основные экономические показатели деятельности ОАО
«Гомельстройматериалы»
Показатели
|
|
Годы
|
Темп роста
|
|
|
2011
|
2012
|
2013
|
2012г. к 2011г. в %
|
2013г. к 2012г. в %
|
Объем производства в стоимостном выражении продукции в
действующих ценах
|
млн. руб.
|
67370
|
88007
|
102875
|
155,2
|
142,8
|
Объем производства в стоимостном выражении продукции в
сопоставимых ценах
|
млн. руб.
|
54973
|
74169
|
95307
|
142,9
|
139
|
Объем реализованной продукции в отпускных ценах
|
млн. руб.
|
72100
|
101623
|
138200
|
170,1
|
151
|
Выручка от реализации
|
млн. руб.
|
73054
|
102694
|
140058
|
168,8
|
151,4
|
Прибыль от реализации
|
млн. руб.
|
15653
|
25681
|
54150
|
171,3
|
279,7
|
Производит.труда в сопост.ценах
|
млн. руб.
|
49,9
|
64,2
|
81,7
|
135,8
|
120,6
|
Производит, труда в действ.ценах
|
млн. руб.
|
49,4
|
68,1
|
89
|
147,5
|
136,1
|
Среднесписочная численность, всего
|
чел
|
984
|
1036
|
1065
|
105,3
|
102,7
|
в т.ч. ППП
|
чел
|
949
|
999
|
1026
|
105,3
|
102,7
|
Полные издержки на произведенную продукцию
|
млн. руб.
|
42318
|
61199
|
82722
|
158,4
|
142
|
Затраты на 1 руб. товарной продукции
|
руб.
|
0,86
|
0,88
|
0,89
|
102,3
|
101,1
|
Чистая прибыль
|
млн. руб.
|
9288
|
15572
|
37949
|
199,9
|
242,6
|
Рентабельность реализованной продукции
|
%
|
17,9
|
18
|
29
|
100,6
|
161
|
Дебиторская задолженность
|
млн. руб.
|
11479
|
12343
|
16312
|
134,9
|
219
|
Кредиторская задолженность
|
млн. руб.
|
10047
|
11325
|
16275
|
207,6
|
115
|
Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Инвестиции в основной капитал в 2011 г. составили 7,6
млн. Евро, в 2012г. - 2,6 млн. Евро, за 9 месяцев 2013г. - 5,3 млн. Евро.
Потребность в инвестициях 23 млн. Евро. Основные инвестиции на установку второй
линии производства минплиты, замена резательного комплекса в цехе по
производству блоков, замена прессов в цехе по производству камней силикатных.
Разработан бизнес-план инвестиционного проекта по установке второй линии
минплиты, бизнес-план развития предприятия до 2015 года.
В настоящее время общая численность по предприятию - 1131 человек, в том
числе: цех по производству минплиты - 157 чел., цех по производству камней
силикатных - 161 чел., цех по производству блоков из ячеистого бетона - 223
чел., вспомогательные цеха - 443 чел., заводоуправление - 109 чел.,
непромышленная группа (столовая, магазин) - 38 чел.
2.2 Анализ состояния инновационной
деятельности ОАО «Гомельстройматериалы»
В настоящее время в осуществлении инновационной деятельности предприятие
имеет следующие проблемы, характерные для большинства хозяйствующих субъектов
Республики Беларусь:
сокращение затрат на инновации, вызванное практически полной ликвидацией
инвестиций не только в научную сферу, но и в техническое перевооружение,
обновление производства и продукции;
нарастание темпов отставания от мирового уровня научно-технического
прогресса по широкому спектру качественных параметров развития техники;
резкое сокращение численности научно-исследовательских групп,
коллективов, а также незаинтересованность работников в развитии предприятия;
отсутствие гибкости в работе существующих материально-технических,
производственно-экономических и социально-организационных структур;
чрезмерная длительность инновационных процессов во времени (особенно на
заключительной стадии жизненного цикла инноваций);
ограниченность распространения инноваций;
чрезвычайно низкий удельный вес радикальных инноваций в общем объеме (с
эффектом более 1 млн. руб.);
отсутствие заинтересованности в инновациях (в силу функциональной
ориентации предприятия);
практически полное прекращение инвестиционной подпитки программ
технического перевооружения и модернизации производства за последние почти 10
лет.
На ОАО «Гомельстройматериалы» можно выделить следующие стадии инноваций:
) выявление проблемной ситуации (инициирование инноваций);
2) формулировка целей инновации;
) анализ существующего положения (видение будущего компании
проблемная диагностика);
) принятие решения о целесообразности разработки инновации
определенного вида;
) разработка и проектирование инновации;
) согласование и утверждение проекта инновации;
) подготовка объекта к инновации;
) внедрение инновации;
) оценка фактической эффективности инновации.
Инновационная политика ОАО «Гомельстройматериалы» представляет собой
определение руководством предприятия и его научно-техническими подразделениями
целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных
программ и проектов предприятия.
На практике при разработке научно-технической политики ОАО
«Гомельстройматериалы» выделяют 4 функциональные области (между которыми
существуют широкие зоны перекрытия) управления инновациями:
- исследования и разработки;
управление качеством и сертификации в соответствии с составом и объемом
элементов ГОСТ;
создание обновленной производственной базы;
освоение рынка инноваций.
Создание обновленной производственной базы представляет собой
своеобразный план технического перевооружения, но составленный не в виде заявок
на финансирование, а в виде системы бизнес-планов инвестиционных проектов с
контрольной фиксацией окупаемости, рентабельности, чистой приведенной стоимости
и внутренней процентной ставки по каждому бизнес-плану.
Освоение рынка инноваций выступает как система мероприятий, увязанная с
соответствующими положениями маркетинговой политики. Каждый новый продукт можно
рассматривать с двух точек зрения:
наличия в нем новых технических решений и их значимости;
воздействия нового продукта на рынок.
Продукт может содержать много технических новшеств и в то же время не
иметь рыночной новизны, если он удовлетворяет те же потребности, что и
традиционный. Цена при этом меняется незначительно, и он нерентабелен.
Вместе с тем рыночная новизна продукта может быть достигнута и без полых
научно-технических решений, а за счет изменения внешнего вида, размеров, формы,
цвета и т.д.
На практике при формировании научно-технической политики предприятия
принятие решений о необходимости реализации инновации и выпуске на ее основе
нового изделия (переход на новую технологию) является трудной задачей. Даже при
создании изделий с относительно небольшой степенью новизны возникают сложности
при выборе наиболее предпочтительного варианта их изготовления и
распространения. Еще труднее принимать решение о производстве принципиально
нового продукта.
Развитие инновационной деятельности как на уровне отдельного предприятия,
так и на уровне интегрированных структур и государства в целом предполагает
создание стройной и хорошо обоснованной системы финансирования. Только в этом
случае могут быть созданы необходимые условия для накопления и маневра
финансовыми средствами и возможность их концентрации на ключевых направлениях
инновационной политики.
Финансы любого хозяйствующего субъекта охватывают денежные отношения
данного предприятия с другими хозяйствующими субъектами и банками по оплате
научно-технической продукции, контрагентских работ, поставок спецоборудования,
материалов и комплектующих изделий, расчетов с учредителями, трудовым
коллективом и государственными органами управления.
В экономике рыночного типа система финансирования выполняет две очень
важные функции - распределительную и контрольную Смысл первой состоит прежде
всего в том, чтобы обеспечивать каждого субъекта хозяйственной деятельности
необходимыми ему финансовыми ресурсами. Распределительный процесс,
осуществляемый с помощью финансов, характеризуется сложностью и многогранностью
и непосредственно связан с действующим гражданским законодательством, налоговой
системой, законодательством о банках и ценных бумагах, с другими нормативными
документами.
Контрольная функция финансов сводится к тому, чтобы сигнализировать о
складывающихся пропорциях в распределении денежных средств. Важно понять,
насколько эффективно они используются конкретным хозяйствующим субъектом.
Анализ практики отечественных и зарубежных предприятий показывает, что от
своевременности и адресности распределения финансовых ресурсов во многом
зависит конечный результат любой хозяйственной деятельности, в том числе и
эффективность предпринимательства в инновационной сфере.
Важнейшим инструментом, обеспечивающим реализацию контрольной функции
финансов, выступает финансовая информация. Эта информация содержится в
бухгалтерской, статистической и оперативной отчетностях научно-технических и
промышленных предприятий. Анализ финансовых показателей (объемов финансирования,
размера прибыли, дохода, налога на добавленную стоимость, рентабельности,
себестоимости, издержек обращения, размеров отчислений на различные цели и
фонды и т. п.) дает возможность охарактеризовать все основные стороны работы
предприятия, оценить достигнутые результаты и, если необходимо, предложить
комплекс мер, направленных на расшивку узких мест и устранение негативных
моментов. В настоящее время в качестве основных источников средств,
используемых для финансирования инновационной деятельности, выступают:
бюджетные ассигнования, выделяемые на федеральном и региональномуровнях;
средства специальных внебюджетных фондов финансирования НИОКР, которые
образуются ИП, предприятиями, региональными органами управления;
собственные средства предприятий (промышленные инвестиции из прибыли и в
составе издержек производства);
финансовые ресурсы различных типов коммерческих структур (инвестиционных
компаний, коммерческих банков, страховых обществ, ФПГ ит. п.);
кредитные ресурсы специально уполномоченных правительством инвестиционных
банков;
конверсионные кредиты для научно-технических и
производственныхпредприятий оборонного комплекса;
иностранные инвестиции промышленных и коммерческих фирм и компаний;
средства национальных и зарубежных научных фондов;
частные накопления физических лиц.
ОАО «Гомельстройматериалы» использует в качестве источников
финансирования инновационных проектов в основном два источника:
собственные средства;
средства инновационного фонда.
Рисунок 2.1 - Структура финансирования инновационной деятельности ОАО
«Гомельстройматериалы»
Следует подчеркнуть, что система финансового контроля ОАО
«Гомельстройматериалы» обеспечивает:
сбалансированность между потребностью в финансовых ресурсах и реальными
возможностями их получения по одному или нескольким возможным каналам;
рациональность расходования материальных ценностей и денежных ресурсов
предприятия;
решение других задач, вытекающих из практики экономических отношений с
заказчиками, контрагентами и поставщиками.
В таблице 2.2 приведены основные мероприятия в рамках реализации
инновационной деятельности предприятия.
Таблица 2.2 - Наиболее значимые реализованные инновационные проекты ОАО
«Гомельстройматериалы»
Содержание мероприятий
|
Затраты на внедрение, тыс. руб.
|
Полученный эффект
|
Реконструкция корпоративной сети связи
|
158000
|
Обеспечение передачи данных с большей скоростью (в 10 раз)
и надежности храпения информации
|
Применение поливинилхлорида марки ПВХ ЕП-6602С для
производства линолеума (автолина)
|
0
|
Улучшение качества: исключение точечных раковин на лицевой
поверхности, снижение изменения линейных размеров до 0,2-0,4% против 0,4-0,8%
имеющихся.
|
Освоение выпуска субстрата для овощеводческих теплит"
в соответствии с РН'ГП 20 Гомельской области.
|
128000
|
Замена импортного субстрата на отечественный.
|
Реконструкция цеха минераловатных изделий с установкой
линии фирмы Фрындлантске стройирны - Рас и сын А Чешска Республика.
|
14900000
|
Организация выпуска импортозамещающей продукции. Расширение
ассортимента изделий
|
Модернизация узла дозирования на мельницах сухого помола
(установка частотных приводов).
|
111615
|
Снижение технологических потерь на 0,07%.
|
Таким образом, инновация представляет собой новшество, внедренное в
деятельность предприятия с целью повышения его эффективности на основе лучшего
удовлетворения определенной общественной потребности. Следует отметить, что
предприятии ведется планомерная работа в области внедрения в производство новых
видов продукции и модернизации производственного процесса.
3. Основные направления
совершенствования инновационной деятельности предприятия
3.1 Планирование инновационной
деятельности ОАО «Гомельстройматериалы»
Стратегическое управление инновационной деятельностью - это такое
управление организацией, которое, опираясь на научно-технический потенциал,
ориентирует её инновационную деятельность на запросы потребителей, осуществляет
всесторонний анализ, моделирование ситуаций, на основе чего проводит гибкое
регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие состоянию
внешней и внутренней среды, что в совокупности позволяет организации выжить и
достигнуть своей цели в долгосрочной перспективе.
Для реализации рыночных возможностей в организации должно быть введено
стратегическое планирование инновационной деятельности.
Следовательно, для организации, стремящейся успешно достигать своих целей
и добивающейся выживания в долгосрочной перспективе, необходимо осуществлять
стратегическое управление.
Стратегия инновационной деятельности должна определять рамки, в которых
действует организация. Разграничителями здесь становятся факторы внешней среды
(технологические, политико-правовые, экономико-социальные). Они же
предоставляют организации определённые границы для функционирования.
Следовательно, основой стратегического инновационного планирования является
анализ жизненного цикла технологий, продуктов и рынков. Инновационное
предприятие может сконцентрировать усилия на выявлении технологических
возможностей для себя в рамках существующих на рынке технологий либо
разрабатывать нечто кардинально новое. Найдя инновационные возможности, можно
приступать к стратегическому планированию инновационной деятельности в
организации.
Итак, организация, являющаяся единой неделимой системой, способна
генерировать идеи и воплощать их в продукты и услуги. Свойства организации как
системы не сводятся к сумме свойств составляющих её элементов.
Рассмотрим организацию управления инновационной деятельностью ОАО
«Гомельстройматериалы». Организационная структура ОАО «Гомельстройматериалы»,
как и большинства отечественных предприятий, относится к
линейно-функциональному типу. Структура управления ОАО «Гомельстройматериалы»
создана в строгом соответствии с требованиями законодательства Республики
Беларусь.
В основе ее построения лежит процесс деления предприятия на отдельные
элементы, каждый из которых имеет свою четко определенную, конкретную задачу и
обязанности. При этом работники предприятия группируется по тем широким
задачам, которые они выполняют. Конкретные характеристики и черты деятельности
того или иного подразделения соответствуют наиболее важным направлениям
деятельности всего предприятия. Рассмотрим далее основные органы управления ОАО
«Гомельстройматериалы», их права и обязанности (рисунок 3.1).
Рисунок 3.1 - Высшее руководство ОАО «Гомельстройматериалы»
Генеральный директор Общества осуществляет текущее руководство
деятельностью Общества, обеспечивает выполнение решений Собрания акционеров и
Наблюдательного совета Общества, несет ответственность за деятельностью
Общества, без доверенности действует от имени Общества, представляет его интересы,
в пределах своей компетенции и в соответствии с настоящим Уставом распоряжается
имуществом Общества, заключает договоры, выдает доверенности на совершение
действий от имени Общества, открывает в банковских учреждениях расчетный и
другие счета, пользуется правом распоряжения средствами, утверждает штаты
Общества, его структурных подразделений, принимает на работу и увольняет
работников, определяет компетенцию и организует работу подчиненных ему
должностных лиц Общества, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные
взыскания, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми
подчиненными ему работниками, утверждает внутренние документы Общества, за
исключением отнесенных к компетенции Собрания акционеров и Наблюдательного
совета Общества, решает другие вопросы, связанные с деятельностью Общества и не
отнесенные законодательством или Уставом к компетенции Собрания акционеров или
Наблюдательного совета Общества.
В линейном подчинении Генеральному директору находятся руководители
функциональных отделов:
главный инженер;
заместитель генерального директора по снабжению и транспорту;
заместитель генерального директора по производству и сбыту;
заместитель генерального директора по техническому развитию.
Алгоритм планирования инновационной деятельности ОАО
«Гомельстройматериалы» можно представить следующим образом:
а) отдел маркетинга на основе исследований выявляет потребности рынка в
новых товарах, услугах;
б) финансовые подразделения составляют примерные калькуляции стоимости
новой продукции, занимаются бизнес-планированием;
в) производство выявляет резервы для возможности производства новой
техники, а в последствии производит продукт;
г) отдел кадров совместно с руководством подбирает необходимых
специалистов для выполнения инновационных работ;
д) руководство принимает окончательное решение о выпуске / не выпуске
новой продукции (работ / услуг) и т.д.
Рисунок 3.2 - Организация управления инновационной
деятельностью ОАО «Гомельстройматериалы»
Управление инновациями на ОАО «Гомельстройматериалы» включает
ситуационный анализ и прогноз влияния всего диапазона производственных и
предпринимательских факторов успеха, в том числе факторов внешней и внутренней
среды, потенциал сферы исследований и разработок; систему управления, её
организационные формы, этику и культуру предпринимательства.
Процесс формирования инновационных стратегий - наиболее ответственный
этап разработки механизма управления нововведениями. Однако на сегодняшний день
этот процесс не разработан в достаточной мере.
3.2 Пути
развития инновационной деятельности ОАО «Гомельстройматериалы»
Целью деятельности ОАО «Гомельстройматериалы» является
удовлетворение спроса на производимую продукцию, организация и
совершенствование системы контроля ее качества, направленные на расширение
деятельности и получение прибыли, а также удержания существующей рыночной ниши
и завоевание новых потребительских рынков с ростом использования
производственных мощностей предприятия.
На сегодняшний день ОАО «Гомельстройматериалы»
необходимо осуществить реализацию следующих проектов:
1.Организация серийного производства минераловатных
кубиков, используемых для выращивания рассады овощных культур.
Реализация данного проекта позволит обеспечить
сельскохозяйственную отрасль Республики Беларусь в качественном продукте,
полностью импортируемом сегодня из-за рубежа, по приемлемым ценам.
За два прогнозируемых года специалистам ОАО «Гомельстройматериалы»
необходимо выполнить следующие работы по данному проекту:
·
разработать
техническую и технологическую документацию;
·
изготовить
необходимое оборудование;
·
автоматизация
процессов производства минераловатных кубиков;
·
выпустить
опытную партию минераловатных кубиков;
·
организовать на
предприятии серийный выпуск минераловатных кубиков.
2.Замена мостовых электрических кранов.
С целью выполнения предписания Проматомнадзора,
необходима поочередная замена существующих кранов, установленных в цехе № 2
(производство кирпича и камней силикатных) и предназначенных для разборки составов
вагонеток, складирования продукции и погрузки ее на автотранспорт и в
железнодорожные вагоны. В течение 2013-2015 гг. планируется приобретение и
поочередная замена мостовых электрических кранов в количестве шести штук (по
два крана в год).
3. Выполнение мероприятий программы энергосбережения.
С целью усиления работы по энергосбережению
подготовлен и введен в действие в Республике Беларусь ряд директивных
документов. Для выполнения доведенных до предприятия целевых показателей по
энергосбережению специалистами предприятия разработаны мероприятия до 2015г.
Наименование данных мероприятий и объем финансирования представлен в таблице
3.1.
Таблица 3.1 - Мероприятия по энергосбережению
Наименование мероприятия
|
Год реализации
|
Объем финансирования, млн.руб.
|
Экономический эффект
|
|
|
|
т.у.т
|
млн.руб
|
1. Замена вентилятора ВВД-9 на ВР-5 на мельнице № 3 в цехе
№ 5
|
2011
|
25,0
|
25
|
12,0
|
2. Внедрение частотно-регулируемого привода
электродвигателей дымососов мощностью 400
|
2011
|
95,0
|
95
|
52,0
|
3. Внедрение автоматизации управления котлами и котельным
оборудованием
|
2011
|
50,0
|
90
|
21,0
|
4. Проведение РНИ котла ДКВР№ 1,6
|
2011
|
15,0
|
126
|
17,0
|
5. Установка ограничителей холостого хода сварочных
трансформаторов
|
2011
|
30,0
|
69
|
22,0
|
б. Замена компрессоров типа ВП 305 на винтовые
|
2011-2012
|
1200,0
|
80
|
65,0
|
7. Установка двухходовых переключателей на привод
пневмотранспорта раздачи вяжущего
|
2013
|
14,0
|
71
|
49,0
|
8. Использование конденсата с полей фильтрации в
технологических процессах цеха № 5
|
2013
|
19,0
|
75
|
8,0
|
9. Внедрение автоклава-утилизатора в цехе №2 для подогрева
воды систем отопления и ГВ
|
2014
|
20,0
|
62
|
6,0
|
10. Автоматизация компрессорной
|
2014
|
100,0
|
95
|
68,0
|
4. Разработка гидромеханизированного карьера песка
«Сожский».
Целью проекта является намерение ОАО
«Гомельстройматериалы» ввести в эксплуатацию новый песчаный карьер «Сожский»,
который будет служить источником сырья (тонкозернистые и мелкие пески) для
предприятия в последующие 14 лет.
Идея проведения данной работы является актуальной и
требует безотлагательного решения, поскольку запасы сырья в ныне используемом
карьере «Осовцы» истощатся в течение ближайших двух лет и для обеспечения
бесперебойного перехода на снабжение сырьем из нового карьера необходимо уже в
ближайшее время начинать его обустройство и подготовку к эксплуатации,
поскольку этот процесс требует определенных капитальных затрат и времени на
проведение работ.
Актуальность представленного проекта обусловлена
следующими факторами:
·
необходимо
создание источника сырья для ОАО «Гомельстройматериалы», который обеспечит в
течение длительного времени бесперебойную поставку песка для технологии
производств камней силикатного и кирпича силикатного утолщенного, блоков из
ячеистого бетона стеновых;
·
обеспечение
занятости коллективов цехов № 2 и № 5, а также занятости людей, работающих на
существующем карьере «Осовцы».
5. Разработка и установка автомата-укладчика для съема
плит из минеральной ваты.
В настоящее время весь процесс производства плит
минераловатных автоматизирован, кроме процесса съема минераловатных изделий.
Заключение
Подводя итог исследования следует отметить следующее:
Необходимость инновационного развития производства
предъявляет новые требования к содержанию, организации, формам и методам
управленческой деятельности. Она диктует появление особого типа менеджмента,
направленного на управление процессами обновления всех элементов
производственных систем.
Теория и практика инновационного менеджмента в
короткое время заняли прочное место в управленческой деятельности. Здесь
подробно рассматриваются организационные формы инновационной деятельности и
проблемы организационного проектирования инновационных предприятий, большое
внимание уделено конкретным мероприятиям по управлению научными разработками,
технологическими факторами обновления производства, маркетинговыми
исследованиями и продвижением инноваций на рынок.
Организация и финансирование инновационных проектов,
управление их формированием, подготовкой и экспертизой занимают центральное
место в процессе выбора наилучшего варианта инновационного решения. Анализ
эффективности инноваций и финансово-экономическая оценка инновационных проектов
построены на альтернативной основе, т.е. с учетом вероятностного профиля
проекта и оценки рисков.
Переход к рыночной экономике требует существенного
повышения гибкости производства и восприимчивости к инновациям. Вновь
создаваемые предприятия наукоемкого сектора, в отличие от обычных,
ориентируются на полный цикл, включающий вначале стадию НИОКР и освоения
производства новых продуктов и услуг. Поэтому они создают перспективные
исследовательские группы. На завершающей стадии предусматривается
послепродажное сервисное обслуживание. Это делает их более мобильными и
позволяет учесть как постоянно меняющиеся запросы рынка, так и последние
достижения науки и техники. Инновации связывают различные по характеру и
способам управления области хозяйственной деятельности: науку, производство,
инвестиции, реализацию продукции. Совершенствование стилей и приемов
инновационного управления, быстрое и адекватное реагирование на изменение
конъюнктуры рынка, острая необходимость в управлении внедрения новшества,
развитие новых направлений инструментов в работе предприятия, совершенствование
всех основных элементов современного инновационного менеджмента применительно к
специфике рынка дают возможность инноваторам использовать все виды резервов для
успешной инновационной деятельности.
Инновации можно представить как процесс
совершенствования сбалансированности различных областей работы предприятия. Для
инновационного менеджера процесс обновления означает разрушение привычной
ориентации научно-производственного персонала и направление его на поиск новых
форм инновационной деятельности, превращение каждого работника в источник
нововведений. Ему предстоит объединить большое количество участников
инновационного процесса, создать экономические условия и стимулы для работы,
нацеленной на обновление деятельности предприятия.
Внедрение инноваций всегда связывается с потребностями
рынка. Инновационный менеджер определяет, какие виды новых продуктов, работ и
услуг должны обеспечить нужную долю рынка, какие продукты требуют модернизации,
для того чтобы была обеспечена сбалансированность краткосрочных и долгосрочных
программ, т.е. он выявляет, как добиться в конкретных условиях оптимального
варианта собственной доли рынка, повышения отдачи от используемого
инновационного потенциала.
В настоящее время в программах инновации белорусских
предприятий приоритетными являются, внедрение новых видов продуктов, освоение
новых сегментов рынка, повышение рентабельности деятельности предприятия и
каждого подразделения в отдельности, оптимальное использование имеющихся
материальных и научных ресурсов. Целью деятельности ОАО «Гомельстройматериалы»
в течение всего планового периода будет удовлетворение спроса на производимую
продукцию, организация и совершенствование системы контроля ее качества,
направленные на расширение деятельности и получение прибыли, а также удержания
существующей рыночной ниши и завоевание новых потребительских рынков с ростом
использования производственных мощностей предприятия.
Список
использованных источников
1Байнев, В.Ф., Саевич, В.В. Переход к инновационной экономике
в условиях межгосударственной интеграции: тенденции, проблемы, белорусский опыт
/ В.Ф. Байнев, В.В. Саевич; под общ. ред. проф. В.Ф. Байнсва. - Мн.,
2009.-180с.
Ермасов, С.В. Инновационный менеджмент: конспект лекций /
С.В. Ермасов. - М., 2007. - 184с.
Зайченко, Н.П. Основные положения национальной стратегии
устойчивого социально-экономического развития / Н.П. Зайченко // Белорусский
экономический журнал. - 2011. - №3. - С.35-43.
Инновационный менеджмент: справочное пособие / под ред. П.Н.
Завлина. - М.: ЦИСР, 2009. - 568с.
Инновационная деятельность Беларуси [Электронный ресурс] -
Режим доступа: http://allgdz.in/search.php?p_id=77&find=- Дата доступа:
15.11.2014.
Коллонтай, М.М. Инновационный менеджмент / М.М. Коллонтай. -
Мн.: БГЭУ, 2005. - 390с.
Кондратьева, Т.Н. Финансы венчурной деятельности / Т.Н.
Кондратьева. - Мн.: ООО «Мисанта», 2010. - 290с.
Кудашов, В.И. Управление интеллектуальной собственностью:
учебное пособие / В.И. Кудашов. - Мн.: ИВЦ Минфина, 2007. - 360с.
Медынский, В.Г. Инновационное предпринимательство / В.Г.
Медынский, Л.Г. Шакурова. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 235с.
Медынский, В.Г. Инновационный менеджмент / В.Г. Медынский. -
М.: ИНФРА-М, 2005. - 295с.
Морозов, Ю.П. Инновационный менеджмент / Ю.П. Морозов. - М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 310с.
Нехорошева, Л.Н. Научно-технологическое развитие / Л.Н.
Нехорошева. - Мн.: БГЭУ, 1996. - 290с.
Никитенко, П.Г. Инновационная деятельность и устойчивое
развитие: теория и методология / П.Г. Никитенко. - Мн., 2010. - 92с.
Рубашный, В.С. Инновационный менеджмент и интеллектуальная
собственность: курс лекций / В.С. Рубашный. - Мн.: «ФУАинформ», 2007. - 368с.
Стимулирование коммерциализации инноваций / под ред. П.Г.
Никитенко. - Мн., 2011. - 182с.
Уткин, Э.А. Инновационный менеджмент / Э.А. Уткин, Г.И.
Морозова, Н.И. Морозова. - М.: АКАЛИС, 1996. - 569с.
Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов
/ Р.А. Фатхутдинов. - М.: ЗАО «Бизнес-школа», 2010. - 560с.
Экономические основы инновационной деятельности / под науч.
ред. П.Г. Никитенко, С.Ф. Ушакова. - Мн., 2004. - 375с.
Якимахо, А.П. Управление объектами интеллектуальной
собственности / А.П. Якимахо, Г.И. Олехнович. - Мн.:ГИУСТ БГУ, 2008. - 335с.