Управление операционными затратами в организации
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ»
Кафедра Менеджмента и маркетинга
Курсовая работа
По дисциплине: « Финансовый менеджмент»
«Управление операционными затратами в организации»
Выполнила: Гончарова Н.В.
Проверила: Л.В. Некрасова
Курск -2014
Содержание
Введение
Глава I. Теоретические основы управления затратами
.1 Классификация затрат
.2 Этапы разработки системы управления затратами
Глава II. Методический инструментарий управления затратами на предприятии
.1 Приемы и методы операционного менеджмента, используемые в управлении затратами
.2 Типичные ошибки в управлении затратами
Заключение
Список используемой литературы
Введение
С переходом экономики нашей страны на рыночные отношения повышается самостоятельность предприятий, а также их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастают значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования, а также повышение их конкурентоспособности. Умение эффективно хозяйствовать становится условием выживания предприятия в конкурентной борьбе.
Острая конкурентная борьба заставляет предприятия проявлять пристальный интерес к управлению затратами, искать пути по усовершенствованию их учета и мониторинга. Оптимизация процесса управления затратами позволяет предприятию снижать общий уровень затрат. Это дает компании дополнительные конкурентные преимущества.
Основным финансовым результатом деятельности предприятия является прибыль, которая служит основой и источником средств для его дальнейшего развития. Повысить прибыль можно увеличивая объёмы производства или цены на выпускаемую продукцию, но это не всегда возможно и целесообразно. Поэтому основным условием увеличения прибыли предприятия является снижение издержек производства и сбыта продукции, в частности снижение себестоимости выпускаемой продукции, поэтому организация и управление затратами являются приоритетной задачей для предприятия.
Практически на каждом предприятии имеются резервы для снижения затрат до рационального уровня, что и позволяет добиваться роста экономической эффективности деятельности, повышения уровня конкурентоспособности. Снижение затрат на выпуск единицы продукции позволяет предприятию устанавливать более низкие и гибкие цены, что даёт важное преимущество перед конкурентами. Поэтому для каждого предприятия важен анализ затрат и эффективное управление ими для достижения высокого экономического результата.
В последние годы наблюдается тенденция к росту издержек производства в связи с удорожанием стоимости сырья, материалов, топлива, энергии, а также роста процентных ставок за пользование кредитом, роста расходов на рекламу, представительских расходов и т.д. Становление рыночных отношений требует совершенствования практики управления издержками производства с учетом особенностей переходного к рыночной экономике периода и международного опыта. Это позволит предприятию выжить в конкурентной борьбе, максимизировать прибыль и минимизировать расходы, обеспечить рентабельную деятельность предприятия.
Эффективное управление затратами подразумевает:
- управление затратами на всех стадиях жизненного цикла изделия - от создания до утилизации;
- органичное сочетание снижения затрат с высоким качеством продукции;
- умение обеспечить максимально высокий уровень отдачи от использования ресурсов предприятия;
- организацию системы управления производством, ориентированной на постоянные контроль затрат и поиск резервов их эффективного снижения;
- сосредоточение на предупреждении затрат, а не на их учете;
- вовлечение в систему управления затратами всех видов затрат;
- оперативность получения информации о затратах и ее анализа и др.
- широкое внедрение эффективных методов снижения затрат;
- повышение заинтересованности производственных подразделений предприятия в снижении затрат.
Цель работы - изучение техники управления затратами, которая предполагает выполнение следующих задач:
- определить этапы разработки системы управления затратами;
- изучить основные приемы и методы управления затратами предприятия;
- рассмотреть типичные ошибки в управлении затратами.
Объектом данного исследования являются затраты предприятия на производство продукции. Предметом исследования является процесс управления затратами.
Глава I. Теоретические основы управления затратами
.1 Классификация затрат
На любом этапе жизни компании неизменно существует задача учета, анализа и управления затратами. В отличие, например, от вопроса управления компанией, где из года в год возникают новые тенденции (сегодня - инновации, вчера - объединения и поглощения и т.д.), в учете затрат из года в год банально повторяется один вопрос: как правильно их посчитать?
В последнее время многие руководители приходят к выводу, что период получения сверхприбыли без должного контроля затрат завершился. Конкуренция усиливается, все больше предприятий применяют современные технологии и оборудование, совершенствуют качество управления. Получать прибыль, просто увеличивая цены, стало невозможно. На первый план выходят неценовые факторы завоевания рынка: улучшение качества продукции, развитие гарантийного и послегарантийного обслуживания, предоставление дополнительных услуг. Именно снижение затрат при сохранении качества выпускаемой продукции дает предприятию возможность удержать или даже усилить свои позиции на рынке.
В условиях ограниченности ресурсов, когда предприятие не может постоянно увеличивать производственную базу, и с развитием конкуренции, когда компании не могут бесконечно поднимать цены, вопрос «Что лучше: меньше тратить или больше зарабатывать?» однозначно решается в пользу оптимизации затрат и поиска резервов их снижения.
Теоретически существуют 3 варианта действий, позволяющих увеличить прибыль: повышать цены, наращивать объемы продаж или снижать затраты. При первом варианте компания может получать прибыль, увеличивая объем продаж и не очень заботясь об эффективности. При втором - рынок начинает насыщаться и рост продаж прекращается. Возникает необходимость заниматься повышением эффективности за счет наведения порядка в компании, т.е. оптимизировать затраты - третий вариант. Тем не менее на некоторых вещах, например, рабочем инструменте, экономить нельзя. Техническое обеспечение не должно подводить. Если оборудование сломается, денег не заработать.
Однако снижение затрат не панацея. Нередко неоправданное снижение приводит к обратным результатам. Так, в ряде компаний, работающих в сфере услуг, где установлена сдельная система оплаты труда сотрудников, поставленная в зависимость от процента выполненного объема (ателье, спортклубы, салоны красоты и т.п.), можно столкнуться со следующей ситуацией. Руководство решает снижать затраты, начав с уменьшения процентов от выручки, выплачиваемых сотрудникам. В скором времени большинство сотрудников находят выход: клиенты платят мастерам «в карман». Результатом становится снижение общих объемов выручки и, как следствие, сокращение прибыли. К сожалению, в сфере услуг такие ситуации очень распространены. В производственных отраслях подобные эксперименты оборачиваются уходом специалистов, появлением «откатов», хищениями.
Для того чтобы эффективно управлять затратами, руководителю компании важно понимать, какие виды затрат существуют и от чего они зависят. 1. Эффективные и неэффективные затраты. С точки зрения эффективности и влияния на результаты принимаемых решений, затраты делятся на:
- эффективные - связанные с получением доходов от реализации продукции, на производство которой они были выделены;
- неэффективные - связанные с потерями и отсутствием доходов. К ним относятся все виды потерь: от брака, хищений, порчи, простоев, недостачи.
Разумеется, неэффективные (непроизводительные) затраты необходимо снижать в первую очередь. Для этого нужно определить допустимый уровень технологических потерь и установить ответственность за его превышение.
Определить непроизводительные расходы позволяет нормирование использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Для ресурсов, имеющих в структуре затрат предприятия значительный удельный вес, необходимо устанавливать нормы и нормативы их потребления и фиксировать все отклонения от нормативных показателей. На основе детального анализа разрабатываются управленческие решения по устранению причин отклонений. Одним из результатов может стать, в частности, уточнение норм [6, с.193].
Другое возможное направление сокращения затрат - это анализ эффективности вспомогательных работ на предприятии и привлечение сторонних компаний для выполнения отдельных функций. Так, затраты на содержание штата сотрудников, занимающихся обслуживанием (уборщицы, сантехники, электрики и т.п.), или затраты на содержание собственного гаража, парка автотранспортных средств, штата водителей и автомехаников могут оказаться значительно выше, чем оплата услуг сторонних и транспортных компаний. Вообще, привлечение на конкурсной основе сторонних предприятий (например, для оказания ремонтных и транспортных услуг, услуг рекламных агентств, аудита и консалтинга) - реальный путь снижения затрат для средних и крупных организаций. Важно, что компания может выбрать контрагентов с оптимальным для нее соотношением «качество - цена - сроки -прочие условия договора».
В отдельных случаях предприятию, наоборот, выгоднее создать вспомогательные структуры или новые подразделения для снижения затрат на оплату услуг сторонних организаций. Например, в связи со значительным ростом операций по упаковке полиграфической продукции руководитель типографии может принять решение о приобретении собственного упаковочного оборудования. Это решение будет оправданно при двух условиях: текущие расходы на содержание оборудования и собственно на упаковку должны быть ниже затрат на оплату услуг сторонних организаций, а средства, пошедшие на его приобретение, - достаточно быстро окупаться.
2. Релевантные и нерелевантные затраты. Руководителю важно понимать, влияют ли принимаемые им управленческие решения на затраты. По принципу зависимости от принимаемого решения затраты делятся на:
- релевантные - затраты, на которые принимаемое решение оказывает влияние;
- нерелевантные - затраты, которые не зависят от принимаемого решения.
К примеру затраты прошлых периодов являются нерелевантными, поскольку никакие решения уже их не изменяют, а т.н. альтернативные издержки (потери, которые может понести предприятие в случае принятия альтернативного решения) являются релевантными и должны учитываться.
На примере уже описанной выше типографии рассмотрим такую ситуацию. Планируя расширить спектр услуг, типография купила полиграфическое оборудование и выделила помещение для организации нового вида деятельности. Однако ситуация на рынке резко ухудшилась и спрос на эти услуги существенно снизился. Руководителю предприятия нужно принять решение о запуске нового производства (для этого надо приобрести еще оборудование и нанять дополнительный персонал) или отказе от него. В данном случае затраты на станок будут нерелевантными, т.к. предприятие их уже понесло и принятое решение их не изменит. А площади, выделенные под новую деятельность, можно использовать иначе. Например, сдать в аренду. Сумма арендной платы при этом должна рассматриваться в качестве альтернативных, т.е. релевантных издержек (выгода, от которой отказывается типография в случае запуска проекта).
3. Постоянные и переменные затраты. В зависимости от изменения объема производства (или продаж) затраты делятся на:
- переменные, которые прямо пропорциональны объемам производства;
- постоянные, которые не зависят от объема производства;
- смешанные, которые содержат в себе как постоянную, так и переменную части.
Это разделение помогает оптимизировать затраты, особенно постоянные, когда определяется их структура, выявляются излишние постоянные затраты. Например, в производственной компании при проведении анализа постоянных затрат было выявлено, что значительные средства тратятся на аренду склада, который большую часть времени не используется даже на 50%. Было принято решение об аренде склада меньшей площади. В практике данная классификация не слишком популярна, что иногда приводит к отрицательным последствиям.
Например, в одной книжной сети, в состав которой входили несколько магазинов и аппарат управления, после распределения значительных по величине постоянных расходов, в которых преобладали затраты на содержание управленческого персонала, ряд магазинов оказывался убыточным. Руководство сети приняло решение о ликвидации убыточных магазинов. Однако постоянные расходы остались прежними и вся их величина после закрытия части магазинов распределилась между оставшимися магазинами.
Это, в свою очередь, привело к резкому снижению прибыли и даже к убыточности нескольких магазинов.
Классификация затрат на переменные и постоянные является основой операционного анализа «затраты - объем - прибыль», который позволяет находить критический объем продаж, или точку безубыточности, в которой суммарный объем выручки равен суммарным затратам. Точку безубыточности особенно важно знать при неполной загрузке производственных мощностей, поскольку продажи ниже этой точки влекут за собой потери для предприятия.
4. Прямые и косвенные затраты. По способу отнесения на себестоимость продукции затраты подразделяются на:
- прямые - это расходы, которые можно непосредственно отнести на конкретный вид продукции, работы, услуги. К ним относятся затраты на сырье и материалы, заработную плату основных производственных рабочих;
Если предприятие производит один продукт, то все затраты на его производство и реализацию будут прямыми. Важно понимать, что распределение на прямые и косвенные расходы не соответствует разделению на постоянные и переменные затраты [8, с.255].
С развитием технологий, усложнением организационных структур предприятий, совершенствованием организации управления доля прямых затрат снижается, поэтому приоритетными направлениями учета и управления затратами становятся вопросы правильного отнесения затрат на себестоимость, выбора экономически обоснованных коэффициентов распределения и расчета полной себестоимости отдельных видов продукции.
Для решения принципиальных задач - сколько нужно продавать и по какой цене, чтобы данный продукт приносил компании прибыль - необходимо посчитать, во что обходится производство одной единицы продукции, т.е. посчитать ее себестоимость.
Классический расчет себестоимости единицы продукции предполагает прохождение трех шагов:
шаг - определение переменных затрат на производство единицы продукции (сырье, материалы, комплектующие, технологическая энергия, сдельная заработная плата) по нормам расхода. Переменные расходы должны охватывать и налоги с выручки от реализации, включаемые в себестоимость продукции.
шаг - выделение в составе общепроизводственных расходов тех затрат, которые могут быть отнесены напрямую на конкретный вид продукции (связанных с производством конкретного вида продукции). Определение затрат на единицу продукции путем деления их абсолютной величины на объем производства данного вида продукции в натуральных единицах измерения.
шаг - суммирование всех прочих расходов, произведенных за период, и отнесение их к конкретным видам продукции (разделение накладных расходов по видам продукции). Классическими представителями таких «прочих расходов» являются расходы на содержание и ремонт оборудования, зданий, сооружений, заработная плата административно-управленческого персонала, административные расходы.
.2 Этапы разработки системы управления затратами
Этап 1. Формирование организационных единиц по управлению затратами. Разработка и внедрение системы управления затратами начинается с построения эффективной системы сбора, передачи и обработки данных. На этом этапе должны быть определены:
- подразделения предприятия, связанные с осуществлением затрат, отражением их в учете, контролем;
- подчиненность этих подразделений;
- сфера их ответственности;
- взаимосвязь с другими подразделениями;
- функциональные обязанности для каждой должности;
- документооборот, сопровождающий хозяйственные операции [5, с.321].
Данный этап осуществляется кадровой службой при активном сотрудничестве с производственной и финансово-экономической службами, бухгалтерией, службой снабжения и т.п.
Отдельно финансово-экономической службе поручается разработка элементов, необходимых для функционирования системы:
- центров затрат - подразделений, которые осуществляют расходы;
- ответственности - в т.ч. материальной;
- норм и нормативов расхода сырья, материалов, топлива и пр., норм выработки;
- образцов первичных документов по списанию сырья, материалов, топлива, запасных частей, по учету рабочего времени и т.п.;
- регламента предоставления информации -порядок, сроки, получатели данных.
Этап 2. Информационное обеспечение учета затрат. Это необходимо для своевременного и достоверного сбора информации о затратах. Выполнение этой функции обеспечивается финансово-экономической службой.
Этап 3. Планирование затрат. Планирование затрат, как правило, осуществляется в комплексе с планированием других показателей деятельности предприятия (натуральные показатели деятельности, доходы, инвестиции и др.) в рамках принятой на предприятии системы планирования и бюджетирования. Подразделением, ответственным за формирование плановых показателей затрат, является финансово-экономическая служба.
Этап 4. Оперативный контроль расходов. Оперативный контроль расходов - это функция сотрудников структурных подразделений, в рамках которых осуществляются расходы. Для контроля над затратами необходимо организовать:
- фиксирование затрат на рабочих местах в центрах затрат;
- сравнение фактических затрат с нормативными (плановыми), выявление отклонений;
- своевременную передачу данных в подразделение, занимающееся сбором и обработкой информации о затратах (финансово-экономическую службу).
Этап 5. Учет затрат. Данный этап подразумевает отражение хозяйственных операций в системе управленческого учета и интеграцию этих операций в системе бухгалтерского учета. Этим занимаются финансово-экономическая служба и бухгалтерия.
Этот этап включает также разработку единой методологической базы управленческого учета, разработку системы стимулирования сотрудников и штрафов за несоблюдение технологических, санитарно-гигиенических и других требований.
Этап 6. Анализ затрат. Необходимо сопоставлять нормативные (плановые) и фактические данные, выявлять причины отклонений и проблемные участки на производстве, анализировать структуру и динамику затрат, определять их эффективность. Комплексный анализ затрат осуществляет финансово-экономическая служба. Руководителю предприятия необходимо потребовать лишь итоговый отчет, содержащий анализ существенных отклонений затрат в разрезе обобщенных статей расходов.
Например, если предприятие решает провести «аттестацию» производимой продукции, целесообразно выполнить следующие этапы.
1. Начать с маржинального анализа - анализа соотношения цен реализации и переменных затрат на производство продукции. Этот этап позволяет выделить наиболее «полезные» продукты, с точки зрения получения прибыли (наибольший положительный ценовой коэффициент), и приносящие при любых обстоятельствах убыток (отрицательный ценовой коэффициент). Таким образом, продукция ранжируется с точки зрения потенциала получения прибыли. Наиболее выгодной, с точки зрения максимизации прибыли, является реализация продукции с максимальным ценовым коэффициентом [4, с.270].
Безусловно, вопрос формирования «продуктового портфеля» не ограничивается внутренним экономическим расчетом. Также должны учитываться два принципиальных фактора - производственные мощности и рыночный спрос. Например, желание увеличить объемы реализации наиболее прибыльных продуктов может столкнуться с ограничением производственных возможностей либо с ограниченным спросом. Формула идеального продуктового набора - максимальный спрос при максимальном ценовом коэффициенте и отсутствии ограничений по росту объемов производства.
2. Затраты, не вошедшие в состав переменных, распределить на разные виды продукции в соответствии со степенью их «участия» при производстве этих видов продукции.
Распределенные затраты прибавляются к переменным, и получается искомая себестоимость. Сравнивая себестоимость с ценой реализации, производится оценка факта - приносит ли конкретное изделие прибыль либо убыток.
В результате появляется возможность сформировать программу действий на будущее. Если продукт на сегодня приносит убыток, но цена покрывает переменные затраты, увеличение объемов продаж позволит в дальнейшем сделать продукцию прибыльной. Если увеличение объемов продаж представляется проблематичным, возможно, придется рассматривать вопрос повышения цены. Если же цена продаж не покрывает даже переменных затрат, возникает особая ситуация: каждая продажа приносит убыток, и увеличение объемов продаж лишь усугубит отрицательный результат. Такой случай требует решительных действий: снижение затрат, повышение цен либо изгнание «паршивой овцы» из рядов производимой продукции.
Этап 7. Разработка управленческих решений. По результатам предыдущего этапа нужно поручить службам, занимающимся учетом, анализом, контролем и планированием затрат, внести рекомендации по изменению финансовой политики в части управления затратами. Рекомендации могут предполагать, например, изменение структуры затрат, пересмотр норм и нормативов, корректировку ценовой политики компании, изменение объемов или диверсификацию производства. Наиболее эффективные и экономически проработанные предложения должны служить основой управленческих решений.
При управлении затратами необходимо придерживаться классификации, принятой в традиционном бухгалтерском учете.
1) Производственные (коммерческие) затраты. Расходы, необходимые для реализации товаров, услуг, привязанные к номенклатуре. В основном это переменные расходы, зависящие от объемов реализации: себестоимость товаров, заработная плата производственного персонала и начисляемые на нее налоги, транспортные затраты, маркетинговые расходы, направленные на продвижение конкретных товаров и услуг (с ожидаемым эффектом в краткосрочной перспективе), командировочные расходы.
2)Общепроизводственные расходы. Отличаются от производственных тем, что не привязаны к какому-то конкретному виду реализуемой номенклатуры. Они также зависят от объемов реализации и необходимы для ее осуществления. К таким расходам относятся: заработная плата прочего производственного персонала и начисляемые на нее налоги, транспортные расходы (большинство из них входят именно в эту статью затрат) и т.д.
3) Управленческие расходы. Содержание управленческого звена, расходы на управление персоналом, имиджевый маркетинг, ведение учета и все остальное, связанное с управлением подразделениями и предприятием в целом.
4) Общехозяйственные расходы (электроэнергия, тепло, вода, чай, кофе и пр.).
Глава. II. Методический инструментарий управления затратами на предприятии
.1 Приемы и методы операционного менеджмента, используемые в управлении затратами
Ключевыми элементами операционного анализа являются: операционный рычаг, порог рентабельности и запас финансовой прочности предприятия.
Действие операционного (производственного, хозяйственного) рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли. Этот эффект обусловлен различной степенью влияния динамики постоянных и переменных затрат на формирование финансовых результатов деятельности предприятия при изменении объема производства. Чем больше уровень постоянных издержек, тем больше сила воздействия операционного рычага [13, с.11].
В практических расчетах для определения силы воздействия операционного рычага используют следующую формулу:
Сила воздействия операционного рычага = Валовая маржа/Прибыль (2.1)
Сила воздействия операционного рычага возрастает, когда выручка от реализации снижается. Так проявляет себя грозная сила операционного рычага.
При возрастании же выручки от реализации, если порог рентабельности (точка самоокупаемости затрат) уже пройден, сила воздействия операционного рычага убывает: каждый процент прироста выручки дает все меньший и меньший процент прироста прибыли (при этом доля постоянных затрат в общей их сумме снижается). На небольшом удалении от порога рентабельности сила воздействия операционного рычага будет максимальной, а затем вновь начнет убывать и так вплоть до нового скачка постоянных затрат с преодолением нового порога рентабельности.
Сила воздействия операционного рычага показывает, сколько процентов изменения прибыли дает каждый процент изменения выручки, и тем самым указывает на степень предпринимательского риска: чем больше сила воздействия операционного рычага, тем больше предпринимательский риск [18, с.192].
Связанные с предприятием риски имеют два основных источника:
1. Неустойчивость спроса и цен на готовую продукцию, а также цен сырья и энергии, не всегда имеющаяся возможность уложиться себестоимостью в цену реализации и обеспечить нормальную массу, норму и динамику прибыли, само действие операционного рычага, сила которого зависит от удельного веса постоянных затрат в общей их сумме и предопределяет степень гибкости предприятия - все это вместе взятое генерирует предпринимательский риск. Это риск, связанный с конкретным бизнесом в его рыночной нише.
Если уровень постоянных затрат компании высок и не опускается в период падения спроса на продукцию, предпринимательский риск компании увеличивается. Для небольших фирм, особенно специализирующихся на одном виде продукции, характерна высокая степень предпринимательского риска. 2. Неустойчивость финансовых условий кредитования, неуверенность владельцев обыкновенных акций в получении достойного возмещения в случае ликвидации предприятия с высоким уровнем заемных средств, по существу, само действие финансового рычага генерирует финансовый риск. Как предпринимательский и финансовый риски неразрывно связаны между собой, так и самым тесным образом сцеплены операционный и финансовый рычаги. Но который из двух рычагов играет ведущую роль?
Операционный рычаг воздействует своей силой на нетто-результат эксплуатации инвестиций, а финансовый рычаг - на сумму чистой прибыли предприятия, уровень чистой рентабельности его собственных средств и величину прибыли в расчете на каждую обыкновенную акцию. Возрастание процентов за кредит при наращивании эффекта финансового рычага утяжеляет постоянные затраты предприятия и оказывает повышательное воздействие на силу операционного рычага. При этом растет не только финансовый, но и предпринимательский риск, и, несмотря на обещания солидного дивиденда, может упасть курсовая стоимость акций предприятия. Первостепенная задача финансового менеджера в такой ситуации - снизить силу воздействия финансового рычага. Таким образом, финансовому рычагу здесь отводится роль жертвы, которую ведут на заклание ради достижения главного - снижения предпринимательского риска. Вот, собственно, и ответ на вопрос о главенстве операционного или финансового рычага в таком виде, в каком его обычно приводят в классических западных учебниках по финансовому менеджменту [15, с.209-210].
Итак, чем больше сила воздействия операционного рычага, тем более чувствителен результат эксплуатации инвестиций к изменениям объема продаж и выручки от реализации; чем выше уровень эффекта финансового рычага, те более чувствительна чистая прибыль на акцию к изменениям нетто-результата эксплуатации инвестиций.
Поэтому по мере одновременного увеличения силы воздействия операционного и финансового рычагов все менее и менее значительные изменения физического объема реализации и выручки приводят ко всем более и более масштабным изменениям чистой прибыли на акцию. Этот тезис выражается в формуле сопряженного эффекта операционного и финансового рычагов.
Результаты вычисления по этой формуле указывают на уровень совокупного риска, связанного с предприятием, и отвечают на вопрос, на сколько процентов изменяется чистая прибыль на акцию при изменении объема продаж на один процент. Очень важно заметить, что сочетание мощного операционного рычага с мощным финансовым рычагом может оказаться губительным для предприятия, так как предпринимательский и финансовый риски взаимно умножаются, мультиплицируя неблагоприятные эффекты. Взаимодействие операционного и финансового рычагов усугубляет негативное воздействие сокращающейся выручки от реализации на величину нетто-результата эксплуатации инвестиций и чистой прибыли.
Таким образом, задача снижения совокупного риска, связанного с предприятием, сводится главным образом к выбору одного из трех вариантов:
1. Высокий уровень эффекта финансового рычага в сочетании со слабой силой воздействия операционного рычага.
2. Низкий уровень эффекта финансового рычага в сочетании с сильным операционным рычагом.
3. Умеренные уровни эффектов финансового и операционного рычагов - и этого варианта чаще всего бывает труднее всего добиться [15, с.210-211].
Далее рассмотрим понятие: порог рентабельности (критическая точка; точка перелома) и запас финансовой прочности.
Порог рентабельности - это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибыли. Валовой маржи в точности хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю. Порог рентабельности можно найти двумя способами.
Первый способ основан на равенстве валовой маржи и постоянных затрат при достижении порогового значения выручки от реализации. Следовательно,
затрата менеджмент финансовый рентабельность
Прибыль = Валовая маржа - Постоянные затраты = 0, (2.2)
Прибыль = Порог рентабельности * Валовая маржа в относительном выражении к выручке - Постоянные затраты = 0 (2.3)
Из последней формулы получаем значение порога рентабельности:
По этой формуле значения порога рентабельности получаем в стоимостном выражении. Это значение порога рентабельности полезно для того, чтобы знать, какая сумма нам потребуется для покрытия затрат.
Второй способ расчета порога рентабельности основан на использовании формулы такого вида:
Порог рентабельности = Порог рентабельности в стоимостном выражении / Цена единицы продукции (2.5)
По этой формуле получаем значение порога рентабельности в натуральных единицах. Т.е. так определяется критическое значение объема производства в единицах товара, при реализации которого окупятся постоянные и переменные затраты, после чего каждая последующая проданная единица товара будет приносить прибыль [11, с.124].
Разница между фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности предприятия. Если выручка от реализации опускается ниже порога рентабельности, то финансовое состояние предприятия ухудшается, образуется дефицит ликвидных средств:
Запас финансовой прочности = Выручка от реализации - Порог рентабельности (2.6)
На основе анализа порога рентабельности и запаса финансовой прочности можно принять следующие управленческие решения:
расчет и анализ объемов реализации на основе запланированной величины прибыли;
разработка наиболее прибыльного и рентабельного ассортимента выпускаемой продукции;
выработка ценовой политики и т.д.
При разработке оптимально ассортимента выпускаемой продукции финансовые менеджеры часто используют так называемое «правило 50 процентов». Это правило сводится к следующему: все виды продукции подразделяются на две группы в зависимости от доли переменных затрат в выручке от реализации. Если доля переменных затрат больше 50 процентов, то по данным видам продукции выгоднее работать над снижением затрат. Если доля переменных затрат меньше 50 процентов, то предприятию лучше сосредоточить свое внимание на увеличении рыночного сегмента - это дает большее увеличение доли валовой маржи.
При использовании данного приема в расчет обычно не включают: эффект экономии на масштабах производства, который приводит к замедлению роста переменных затрат в случае увеличения доли на рынке, и изменение цен, связанное с изменением объема реализации. Но, как показывает применение «правила 50 процентов», эти факторы не приводят к кардинальным изменениям при выборе приоритетного варианта. Если же они значительные, их можно без труда включить в расчет [2, с.32].
Представленный выше инструментарий операционного финансового менеджмента, конечно, не является панацеей в борьбе с проблемой убыточности, однако он значительно расширяет возможности анализа и управления затратами и может существенно помочь в повышении показателей прибыли и рентабельности предприятия
.2 Типичные ошибки в управлении затратами
Ошибка 1. Непоследовательность. Управление затратами должно быть частью общей системы управления предприятием. Принятие разрозненных управленческих решений в части затрат (сегодня сокращаем косвенные расходы, завтра меняем методологию расчета себестоимости продукции, через неделю - принципы оплаты труда) приводит к тому, что система управления затратами работает неэффективно.
Ошибка 2. Недостаток информации. Внедрение системы управления затратами сталкивается со значительным количеством проблем, одна из которых информационная. На многих предприятиях передача сведений об израсходованных материалах, сырье, топливе и др. происходит несвоевременно и в неполном размере. Неполнота и несвоевременность предоставления данных о затратах - причина формирования ошибочных показателей величины затрат и себестоимости, игнорирования факторов, влияющих на размер затрат.
Ошибка 3. Избыток информации. Соблюдение требования полноты и своевременности получения информации о затратах должно быть дополнено принципом достаточности. Сбор излишнего количества сведений увеличивает расход времени и ресурсов на получение и обработку информации, осложняет информационную систему незначительными данными, изучение влияния которых может привести к неверным управленческим решениям.
Ошибка 4. Игнорирование изменений. Нередко в процессе управления затратами игнорируется влияние различных факторов на состав, размер и структуру затрат. В условиях динамично развивающейся рыночной ситуации в течение непродолжительного периода времени затраты могут изменяться под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Предусмотреть все факторы и степень их влияния очень сложно, попытки прогнозирования могут отнимать немало времени и ресурсов. Однако это не означает, что изучением и оценкой влияния тех или иных факторов можно пренебречь.
Ошибка 5. Отсутствие обратной связи. Опыт показывает, что введение системы управления затратами «сверху», приобретение дорогостоящего программного обеспечения и даже создание служб, в обязанности которых входят учет, контроль и планирование затрат, не гарантирует построения эффективной системы управления затратами. Чтобы система заработала, все начальники подразделений и руководители служб, каждый сотрудник компании должны четко представлять выполняемые ими функции, сферу своей ответственности и взаимосвязь между подразделениями.
Ошибка 6. Ошибки в расчете себестоимости. На практике при расчете себестоимости допускается огромное количество ошибок - пожалуй, столько не встречается при решении никаких других экономических задач. Эти ошибки можно условно разделить на две группы:
- содержательные, обусловленные некорректным выбором тех или иных стоимостных или объемных показателей;
- расчетные или вообще случайные.
Что же касается расчетных ошибок, то они многочисленны, разнообразны и непредсказуемы [7, с.98].
Стоит ли производить убыточный продукт? Сам факт убыточности некоторых продуктов не является основанием для отказа от их производства или изъятия из реализационной корзины, и это подтверждается различными алгоритмами распределения постоянных расходов. Например, если продукт массовый и «парный» к прибыльному продукту, от него нельзя отказываться, т.к. он в паре с прибыльным товаром и формирует основные доходы предприятия. Грамотным в данном случае будет решение рассматривать их как единый продукт и контролировать их совокупную себестоимость.
Мировая экономика дает немало примеров приверженности производителей убыточным продуктам. Эта приверженность, естественно, существует не на пустом месте: авиакомпании организуют убыточные рейсы, чтобы «подхватить» пассажиров, которые пересядут с них на прибыльные направления; чрезвычайно затратная мода «от кутюр» создает брэнды, которые получают сверхприбыли на дорогой косметике и парфюмерии; предельно низкие цены на фотоаппараты, бритвы и принтеры скомпенсированы дороговизной расходных материалов. Значит ли это, что на себестоимость надо махнуть рукой? Никоим образом. Просто нужно понять, какой именно механизм управления себестоимостью выбрать: регулярный мониторинг с периодическим поиском резервов, экстренный поиск других поставщиков или сырья, агрессивное продвижение или реорганизацию бизнеса. Несложный алгоритм принятия соответствующего решения приведен на рисунке. Реальная практика может оказаться запутаннее этого незамысловатого алгоритма: в нем, к примеру, не учтена вероятность ошибок калькуляции. Но начать думать в правильном направлении он поможет.
Прибыль - это один из основных показателей, по которому владельцы бизнеса оценивают деятельность руководителя предприятия. Но что такое прибыль? Держал ли кто из собственников прибыль в руках и можно ли воспользоваться ею как конечным результатом?
Всем известно, что прибыль рассчитывается как разница между доходами и расходами компании. Правила бухгалтерского учета требуют, чтобы доходы и расходы отражались методом начисления. Большинство компаний используют этот же принцип и в управленческом учете. Это означает, что если компания получила заказ от клиента и поставила ему продукцию, то продажа считается совершенной. Эта операция отразится в бухгалтерском учете как доход, несмотря на то что клиент не заплатил компании ни рубля. Несколько позже клиент оплатит счет и компания получит деньги. Эта операция не отразится как доход. Согласно правилам учета только сама продажа, а не факт инкассации денежных средств считается доходом. Аналогично отражаются и расходы. В итоге прибыль покажет, насколько увеличился собственный капитал компании в результате совершенных ею операций. Именно на эту величину вырастут и активы компании, но не за счет получения кредитов или инвестиций собственников, а за счет собственной деятельности. Таким образом, прибыль показывает прирост активов компании за счет основной деятельности.
Но прибыль - это не денежные средства, ей нельзя расплатиться в магазине, ее нельзя использовать еще как-то иначе. Американский экономист Питер Друкер указывает на различие понятий результативности и эффективности. Результативность (англ. effectiveness) означает «делать правильные вещи», а эффективность (англ. efficiency) - «делать вещи правильно» [3, с.146].
Долгое время прибыль считалась показателем результативности деятельности в бизнесе, но изменившиеся условия бизнес-среды доказали, что основным результатом деятельности является свободный денежный поток, который остается у компании после реализации ее стратегии. Прибыль -это показатель эффективности деятельности. Управление компанией может быть эффективным, но нерезультативным. Например, компания продает товар с высокой наценкой, но с отсрочкой платежа в 2 месяца. Ее деятельность в текущем месяце будет эффективной, но нерезультативной. Часто руководитель для принятия решений использует только один отчет - о доходах и расходах - и контролирует только показатель чистой прибыли. Тогда для него останется неразрешимым вопрос: почему у компании прибыль есть, а денег нет.
В бизнесе главный результат - денежные средства, прибыль же является показателем эффективности управления. Если выбирать между результативностью и эффективностью, важнее, на мой взгляд, результативность. Однако одной из основных задач, стоящих перед предприятиями, является повышение эффективности управления бизнесом. А значит, руководителю нужно управлять прибылью.
Сегодня на предприятиях используется несколько видов учета: бухгалтерский, налоговый, управленческий. В каждом учете могут быть свои правила признания доходов и расходов, классификации затрат. Руководитель порой удивляется, почему в бухгалтерском и управленческом учетах значения прибыли различаются. Прибыль - относительный показатель, который зависит от учетной политики. Существуют различные варианты расчета прибыли. Валовая прибыль - это доход, который получает компания после продажи своей продукции с учетом ее себестоимости, т.е. это доход от реализации за вычетом себестоимости реализованной продукции.
Прибыль от основной деятельности (операционная прибыль) - это прибыль, появляющаяся в результате профильной, основной деятельности компании, той деятельности, ради которой предприятие создавалось. Она представляет собой валовую прибыль за вычетом коммерческих и управленческих расходов.
Операции, которые осуществляет компания, можно разбить на 3 группы:
- связанные с основной деятельностью;
- связанные с финансовой деятельностью (получение и погашение кредитов, займов);
- связанные с инвестиционной деятельностью (поступление и выбытие долгосрочных активов).
В отчете о доходах и расходах прежде всего отражаются операции, связанные с основной деятельностью. Финансовая деятельность отражается косвенно - через начисленные проценты за привлеченные кредиты. Инвестиционная деятельность отражается также косвенно - через амортизацию, которая учитывается при расчете операционной прибыли.
Чтобы очистить показатель эффективности основной деятельности от влияния инвестиционных и финансовых факторов, рассчитывается прибыль до вычета амортизации, процентов за кредит и начисленных налогов. Это главный показатель эффективности основной деятельности. Прибыль до вычета амортизации, процентов и налогов равна сумме прибыли от основной деятельности и амортизации, начисленной за период.
Наконец, из операционной прибыли вычитаются расходы, не относящиеся к основной деятельности: проценты от финансовой деятельности, доходы и расходы от продажи оборудования, более не используемого компанией, доходы и расходы от инвестиций, не связанных напрямую с основным бизнесом. В результате получается прибыль до налогообложения. После начисления налога на прибыль будет определена чистая прибыль.
Каждый показатель прибыли важен по-своему. Так, валовая прибыль отражает способность продукта компании генерировать доход. Получение компанией валовой прибыли позволяет ей осуществлять коммерческие и управленческие расходы, в т.ч. расходы на продвижение товара, транспортные услуги, содержание административного аппарата и т.д. Операционная прибыль показывает, сколько способна заработать компания с учетом всех расходов, связанных с ее деятельностью. Важно, однако, увидеть эффективность основной деятельности без влияния инвестиционной. Так, например, если бухгалтерия произвела переоценку основных средств в сторону увеличения их стоимости, то и амортизационные отчисления увеличатся, а, следовательно, прибыль от основной деятельности уменьшится. Но это не означает, что вдруг снизилась эффективность предприятия. Поэтому в первую очередь при управлении эффективностью бизнеса руководителя должна волновать операционная прибыль без влияния подобных факторов. В обязательной финансовой отчетности данный показатель не представлен, поэтому его приходится рассчитывать дополнительно. Для акционеров же основным показателем эффективности деятельности компании и эффективности работы ее руководства является чистая прибыль.
Выбор варианта действий для увеличения прибыли зависит от стратегии предприятия, определяемой с учетом внешней среды, этапа развития и специфики бизнеса. На этапе завоевания рынка компании стремятся получать прибыль, больше продавая. Затем рынок начинает насыщаться и продажи не могут расти быстрыми темпами. Тогда начинается повышение эффективности - за счет увеличения цен либо за счет наведения порядка в компании, оптимизации затрат, ускорения оборачиваемости активов.
Очень важно правильно определиться с тем, в каком сегменте работает компания и какой путь создания прибыли оптимален. Например, компания, которая продает компьютеры и, следовательно, работает на высококонкурентном рынке, где торговая наценка минимальна, не может поднять цены, т.к. у нее сразу упадет объем продаж. Поэтому фирма должна стремиться повысить оборачиваемость текущих активов. А высокорентабельная компания, продающая итальянскую мебель, не может значительно увеличить объемы продаж. От снижения компанией цены объемы продаж не вырастут или вырастут незначительно. Она должна делать акцент на рентабельности своей деятельности.
Опыт западных компаний показывает, что топ-менеджеры в погоне за высокими показателями, которые можно предъявить акционерам, научились отлично манипулировать чистой прибылью в ущерб стратегическому развитию компании. Между тем высокое значение прибыли в прошлом квартале не означает, что компания будет процветать в будущем. Прибыль - показатель текущего или оперативного управления. Поэтому, эффективно управляя прибылью, руководитель не должен забывать о своей главной задаче - стратегическом управлении. А для этого ему понадобятся другие показатели. Наиболее важные финансовые показатели деятельности предприятия - это маржинальный доход и чистый денежный поток. Из относительных показателей - рентабельность активов и собственного капитала, показатели структуры капитала, коэффициенты финансовой устойчивости и ликвидности, оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности [10, с.84]. В управлении затратами главное - жить по средствам, т.е. тратить не больше, чем зарабатываем, оставляя запас для инвестиций и реинвестиций. Задачу с расстановкой запятых в небезызвестном «Казнить нельзя помиловать» приходится решать не только в сказке, но и в реальной жизни. Решение об отказе от производства продукции, для которой цена реализации не покрывает переменных затрат, не является однозначным. Существуют ситуации, в которых предприятие некоторое время может осознанно реализовывать такую продукцию. Например, это возможно при выходе на новые рынки -предприятие осуществляет демпинговую политику, направленную на привлечение покупателей и вытеснение конкурентов. Вероятно, предприятие пытается сохранить сложившийся рынок в расчете на дальнейший рост платежеспособности покупателей (любой знает, что в большинстве случаев завоевать рынок дороже, чем поддержать его). Возможно, что предприятие вынуждено реализовывать такую продукцию, т.к. она оплачивается живыми деньгами, а не бартером или взаимозачетами. Подводя итог, можно отметить, что экономить лучше не за счет сокращения чего-либо (персонала, выплат и пр.), а за счет оптимизации процессов, в т.ч. организации труда. Следует заинтересовать сотрудников в улучшении результатов и там, где возможно, давать заработать больше. Также необходимо учитывать отраслевые особенности. Если руководитель задействует потенциал сотрудников, использует скрытые ресурсы, значит, он умеет получать прибыль и не столкнется с необходимостью сокращать издержки на персонал.
Заключение
В результате проведенной курсовой работы по теме Управление затратами на предприятии были решены следующие задачи:
1. Рассмотрена сущность процесса управления затратами. В первой главе работы проанализировано влияние основных внешних и внутренних факторов на динамику затрат и определены направления их использования в интересах предприятия. Так, например, установлено, каким образом масштаб деятельности влияет на затраты, с ней связанные, и что понимание механизмов этого влияния помогает повысить чувствительность предприятия к тому типу масштаба, в котором оно имеет наибольшее преимущество перед конкурентами.
Рассмотрены различные группировки затрат, которые дают возможность видеть руководству предприятия, во что обходится производство всей продукции (группировка по элементам затрат); реализация отдельных видов изделий (классификация по статьям расходов); какой вклад на покрытие постоянных затрат вносят отдельные продукты и как может быть достигнут положительный эффект масштаба (деление затрат на переменные и постоянные) эффективность работы отдельных подразделений (с помощью центров затрат).
Выделены резервы снижения себестоимости, т.е. основные направления, по которым менеджеры должны вести борьбу за уменьшение расходов на предприятии. К ним относятся: во-первых, повышение технического уровня производства (внедрение новой, прогрессивной технологии; механизация и автоматизация производственных процессов; изменение конструкции и технических характеристик изделий и т.д.); во-вторых, совершенствование организации производства и труда (специализация производства; совершенствование управления, повышение производительности труда); в-третьих, изменение объема и структуры продукции.
2. Представлена методика исследования потребительского рынка, которая заключается в систематическом выявлении всех обстоятельств, связанных с реальными и потенциальными партнерами фирмы по рынку. Установлено, что на базе этих знаний на предприятиях разрабатывается маркетинговая стратегия, которая дает ответы на следующие вопросы:
Какие продукты должны производится в течение следующего планового периода? В каком количестве? Когда необходимо начать введение нового продукта или остановить производство? Следует ли производить продукт самому или закупить на стороне? По какой цене продавать продукт? Ответы на эти вопросы составляют производственную программу предприятия, в соответствии с которой осуществляется управление затратами.
Список используемой литературы
1. Андреев Г.И. и др. Основы управления предприятием. Экономические механизмы управления предприятием. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 368 с.
2. Гейзлер П.С., Завьялова О.В. Управление проектами. - Мн.: БГЭУ, 2013. - 255 с.
3. Догиль Л.Ф. Управление хозяйственными риском. - Мн.: Книжный дом, Мисанта, 2013.- 224 с.
4. Журавлев П.В., Банников С.А., Черкашин Г.М. Экономика предприятия и предпринимательской деятельности. - М.: Экзамен, 2012. - 542 с.
5. Загородников С.В., Миронов М.Г. Экономика отрасли (машиностроение). - М.: Инфра-М, Форум, 2013. - 320 с.
6. Ильин А.И. Экономика предприятия. - Мн.: Новое знание, 2013. - 236 с.
7. Огарев Г.В. Законы эффективного управления компанией. - Р-н-Д.: Феникс, 2013. - 448 с.
8. Суша Г.З. Экономика предприятия. - Мн.: Новое знание, 2013. - 470 с.
9. Троцкий М., Груча Б., Огонек К. Управление проектами. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 304 с.
10. Турманидзе Т. У. Финансовый анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 224 с.
11. Русак Е.С., Сапелкина Е.И. Экономика предприятия. - Мн.: ТетраСистемс, 2013. - 144 с.
12. Пизенгольц М.З. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. Т. 1. Ч. 1. и Т. 2. Ч. 3: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2013.с.64 13. Письменная Д.Н. Организация учета в производственных сельскохозяйственных объединениях. М.: Финансы и статистика, 2013.с.129 14. Савицкая Г.Ф. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: Учебник / Под ред. Г.В. Савицкой. 2-е изд., испр. М.: Новое знание, 2012.с.75 15. Смекалов П.В., Ораевская Г.А. Анализ хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий: Учеб. для вузов. М.: Финансы и статистика, 2012.с.94
16. Соколов Я.В. План счетов и реформирование бухгалтерского учета // Бухгалтерский учет. 2001. N 12.
17. Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. М.: Финансы и статистика, 2013.с.94