Государственное вмешательство в рыночные отношения: объективная необходимость и границы
План работы
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты роли государства в рыночной экономике
.1 Причины вмешательства государства в рыночную экономику
.2 Минимально необходимые и максимально допустимые границы вмешательства государства в рыночную экономику
.3 Методы и функции государственного урегулирования рыночной экономики
Глава 2. Роль государства в рыночной экономике США
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Рыночный механизм управления является потенциально эффективным методом координации и согласования хозяйствующих субъектов. Хозяйствующие субъекты в условиях рыночных отношений функционируют преимущественно на основе самоорганизации и самоуправления, а также воздействий рынка со свойственными ему многообразием форм собственности и конкуренцией.
Недостаточно координируемые рыночные отношения могут приводить к нерациональным затратам из-за выпуска ненужной продукции, частым банкротствам в результате непредвиденных изменений конъюнктуры рынка, состоятельности и платежеспособности контрагентов и др. Законы рынка по своей сути могут определять перспективы развития всего общества лишь стихийно, с непредсказуемыми результатами. В этом состоит их ограниченность, и именно это диктует необходимость сочетания рыночного механизма с государственным регулированием всей экономики.
Именно в силу несостоятельности и несовершенства рынка государственное вмешательство в экономику даже развитых стран становится необходимым и оправданным. Причем чем выше уровень развития производительных сил, тем выше разделение труда между предприятиями, отраслями, чем выше роль конкуренция, тем более необходимо государственное экономическое регулирование.
В реальной экономической жизни на рынке каждой страны действует огромное количество экономических субъектов (людей, фирм, предприятий). Координация деятельности этих субъектов, организационно не связанных между собой, в целях достижения общего положительного эффекта в развитии национальной экономики является коренной проблемой общества любой экономической системы.
Актуальность данной темы бесспорна, ведь современное развитие рыночных отношений в экономике предусматривает активное участие государства как регулирующего и управляющего органа. Государство выступает субъектом регулирования и управления экономической системы в лице отдельных органов, наделенных соответствующими полномочиями. По моему мнению, государство должно постоянно балансировать, то увеличивая, то уменьшая степень вмешательства. Рыночная система - это, прежде всего, гибкость и динамизм в принятии решений, как со стороны потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе оно превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.
Целью анализа роли государства в рыночной экономике является выяснение причин, целей и границ вмешательства государства в рыночную экономику.
Для достижения цели были поставлены задачи:
·выяснить причины вмешательства государства в рыночную экономику;
·определить методы, функции и цели государственного регулирования рыночной экономики;
·показать особенности государственного регулирования рыночной экономики на примере США.
ГЛАВА 1. ТЕОРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОЛИ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1Причины вмешательства государства в рыночную экономику
Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках признавалась безусловная необходимость государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности.
С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности.
Согласно А. Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной из идей учения Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством. При этом последователи А. Смита исходили из тезиса о необходимости выполнения государством традиционных функций, понимая, что есть сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это, прежде всего, касается так называемых общественных товаров и услуг, которые потребляются коллективно (национальная оборона, образование, транспортная система, здравоохранение и т.д.). Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданами этой продукции.
Кроме того, вне рыночного регулирования находятся проблемы справедливости и равенства. Рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к неравенству доходов и социальной незащищенности. При этом следует иметь ввиду, что когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными конфликтами.
Развитие рыночной экономики во второй половине XX века выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономике. При этом общепризнанно, что наибольшая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде где необходимо.
Существует много причин, которые вызывают объективную необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику, среди этих причин можно выделить существующие монополии; наличие многочисленных товаров, которые либо не предлагаются рынком, либо предлагаются в незначительном количестве; наличие внешних эффектов; излишне коммерческое распределение доходов.
Регулирование рыночной экономики противоположно ее саморегулированию. Если первое представляет собой, как показано выше, осознанную и волевую деятельность, то второе совершается в целом помимо человеческого сознания и воли, само собой, как бы автоматически. С этой точки зрения, саморегулирование товарно-денежных отношений объективно. Оно осуществляется главным образом через механизмы свободной (совершенной) конкуренции, свободных рыночных цен, взаимодействия спроса и предложения. Но все это проявляется тоже посредством определенной человеческой деятельности.
Хотя регулирование и саморегулирование народного хозяйства противоположны друг другу, тем не менее, в реальной жизни они давно уже сосуществуют, взаимопереплетаются, даже взаимопроникают. При регулировании экономики используются какие-то рычаги ее автоматического, произвольного развития, а саморегулирование в той или иной степени включает в себя осознанные, волевые действия людей. Скажем, государственное управление рынком предполагает учет влияния конкуренции и достаточно свободного ценообразования, а саморегулирование охватывает некоторое целенаправленное упорядочение и конкуренции, и системы цен. Наибольшая эффективность народного хозяйства достигается при оптимальном сочетании регулирования и саморегулирования товарно-денежных отношений. Такое сочетание призваны обеспечивать, прежде всего, государство, но, кроме того, - различные общественные организации, трудовые коллективы, отдельные личности.
В первую очередь следует признать роль государства в сохранении и поддержании самой рыночной среды. Именно государство посредством правового регулирования обеспечивает установление и соблюдение "правил игры" основных экономических агентов, законодательно определяет и защищает права собственников, содействует сохранению конкурентных начал в экономике, пресекает формы недобросовестной конкуренции, регламентирует многие стороны экономической деятельности и т.д. Государство обеспечивает нормальное функционирование денежной системы, что особенно важно в условиях отказа от золотого стандарта.
Элементы принуждения, которые неизбежно присутствуют в правовом регулировании, на первый взгляд, ограничивают свободу реализации и первенство частных интересов, которые обоснованно считаются фундаментом рыночной экономики. На самом же деле, такое принуждение осуществляется государством в интересах всех основных экономических субъектов и общества в целом.
Следующей важной причиной вмешательства государства в рыночную систему саморегуляции является неизбежная для рынка тенденция к монополизации, вытекающая из законов конкуренции, концентрации и централизации капитала. Неоднозначность последствий монополизации (с одной стороны, рост цен, издержек, сокращение объемов производства, нерациональное распределение ресурсов и доходов; с другой стороны, снижение затрат за счет эффекта масштаба, заинтересованность в научных исследованиях и финансовые возможности проведения последних, способность прорыва на мировые рынки) создает и весьма противоречивое отношение государства к оценке деятельности монополий. Именно в той мере, в какой монополия является разрушительной для хозяйственной системы, она становится объектом государственного воздействия - через законодательное ограничение и пресечение монопольной деятельности (регулирование цен, раздел фирм), через поощрение конкуренции, содействие созданию новых предприятий, осуществление политики открытой экономики.
Причиной участия государства в экономической жизни общества является также проблема внешних эффектов. Суть их в том, что деятельность предприятий рыночного типа может иметь как отрицательные, так и положительные последствия, не имеющие, но реально влияющие на благосостояние других членов общества. Таковы, к примеру, внешние эффекты, связанные с загрязнением окружающей среды в результате производственной деятельности, исчерпание природных запасов из-за возрастающего вовлечения их в хозяйственный оборот, возникновение региональных и структурных диспропорций в производстве, и прочее.
Конечно же, рыночный механизм «сам по себе» не способен нейтрализовать эти негативные последствия, потому что ориентирует экономику исключительно на постоянно возрастающий платёжеспособный спрос. Поэтому регулирование внешних эффектов по необходимости должно взять на себя государство. Оно делает это путём их измерения и организации перераспределения доходов через госбюджет с целью погасить негативные внешние эффекты или справедливо перераспределить выгоды, полученные от положительных внешних эффектов.
Ликвидация негативных внешних эффектов возможна и путём прямого администрирования, т.е. запрета эксплуатации части невосполнимых природных ресурсов, применения вредных технологий, производства товаров и услуг, наносящих ущерб здоровью людей, и т.п. Виновные в нарушении таких запретов подвергаются штрафам, размер которых многократно превосходит возможные выгоды производителя. В своей борьбе с негативными внешними эффектами государство не одиноко. Ему помогают многочисленные общества по защите прав потребителей, свободная пресса, институты представительной демократии.
Всё это даёт возможность существенно корректировать действие рыночного механизма, смягчать или вовсе ликвидировать негативные последствия слепой игры рыночных сил, проявляющейся во внешних эффектах.
Еще одной оправданной причиной вмешательства государства в экономику является необходимость производства так называемых общественных благ. Общественными благами в экономической теории называются блага, обладающие следующими основными свойствами:
·неисключаемостью - блага не могут быть предоставлены одному
лицу так, чтобы не предоставить их в распоряжение других людей
·неконкурентностью - будучи предоставлены одному лицу могут быть предоставлены другим без дополнительных издержек.
Производство и предложение таких благ частными фирмами оказывается невыгодным, если вообще возможным: большинство людей будет пользоваться такими благами бесплатно.
К "чистым" общественным благам, для которых в полной мере применимы указанные свойства, можно отнести национальную оборону, услуги маяков, уличное освещение и др. Некоторые блага характеризуются частичным отсутствием свойств исключения и конкурентности - это "квазиобщественные" блага: охрана общественного порядка, общественные парки, дороги и прочие. Иногда к таким благам относят также образование, медицину, отрасли культуры, хотя это скорее частные блага с высокими положительными внешними эффектами. Общественные блага в силу их свойств производятся либо государством, либо фирмами-подрядчиками государства и предоставляются в пользование бесплатно, финансируются за счет средств госбюджета. Но при этом весьма сложной проблемой является определение объемов производства благ и соответствующих затрат ресурсов, традиционный рыночный механизм выявления равновесных объемов и цен здесь не срабатывает.
Требует участия государства также проблема распределения доходов. Рыночный механизм, как известно, очень жесток и не способен, да и не должен решать вопросы социальной справедливости, гарантировать определенный стандарт благосостояния в соответствии с требованиями современного демократического общества. Государство корректирует данную ситуацию с помощью инструментов фискальной политики: налогов, трансфертов и др.
Существуют и требуют государственного вмешательства и иные проблемы, которые рынок также решить не в состоянии. Сюда относятся крупные инвестиционные проекты, не сулящие скорой прибыли и связанные с большим риском, неравномерность регионального развития, необходимость борьбы с инфляцией и монополизмом, и многое другое.
Итак, с одной стороны, рынок представляет собой наилучший, т.е. наиболее эффективный способ хозяйственной организации из всех известных истории, а с другой стороны, у него есть весьма существенные недостатки, которые могут и должны быть нейтрализованы или смягчены с помощью разных форм вмешательства государства, политических и общественных организаций. Именно поэтому нормальной экономикой повсюду считается регулируемая рыночная экономика, в которой более или менее удачно решается задача совмещения саморегуляции рыночных отношений с их корректировкой в соответствии социально-приоритетными ценностями.
В плановой экономике государство играет решающую роль в определении всех экономических пропорций. При построении системы государственного регулирования экономики здесь господствует принцип «максимальной возможности»: все экономические процессы, которые в принципе поддаются централизованному регулированию, должны управляться центральными органами. Общим для всех стран с плановой экономикой является то, что система государственного управления предстает как основной регулятор хозяйственных пропорций, тогда как в странах с рыночной экономикой оно всегда выполняет вспомогательные функции.
Роль государственного регулирования экономики изучалась и анализировалась различными школами еще с XVIII века. Основными являются такие теоретические школы, как: меркантилизма, классическая, кейнсианская, марксизма, неоклассическая, монетаристов. Представители этих школ по-разному трактовали роль государства в становлении и развитии экономических отношений.
В мировой практике сложились три основных подхода к вопросу о роли государства в регулировании экономики: первый, основанный на концепции невмешательства государства в экономические процессы, второй ограничивает роль государства в управлении экономикой, при этом степень вмешательства в экономику зависит от уровня ее развития и конкретных экономических условий, третий подход предусматривает активное вмешательство государства в разработку и реализацию экономической политики.
. Основой экономической школы в период позднего средневековья была школа меркантилизма. Меркантилизм - учение французских экономистов XVIII в, суть которого заключалась в том, что государство должно играть активную роль в экономической жизни страны с целью содействия обогащению страны и короля. Сторонники меркантилизма (Т. Мэн, А. Монкретьен) провозглашали необходимость активного вмешательства государства в экономику с целью по заполнения казны. Учитывая специфику экономического развития в тот период (главный показатель богатства страны - количество золота) меркантилисты призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.
. В работе А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» утверждалось, что «свободная игра рыночных сил (принцип «невидимой руки») создает гармоничное устройство». Согласно классическому подходу государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики А. Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к удовлетворению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние, как его самого, так и общества в целом. Сущность этой теории заключалась в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, в частности: свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.
. В 30-е годы XX века после глубочайшего спада в экономическом развитии США Дж. Кейнс выдвинул теорию, в которой опроверг взгляды классиков на роль государства. Теорию Дж Кейнса можно назвать «кризисной», поскольку он рассматривал экономику в состоянии депрессии. Согласно его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. При этом Дж. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов: гибкая денежно-кредитная политика, активная бюджетно-финансовая политика и прямое создание государством рабочих мест. Модель государственного регулирования, предложенная Дж. Кейнсом, позволила ослабить циклические колебания в течение двух послевоенных десятилетий. Но кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Высокие темпы роста национального дохода создавали возможность перераспределения без ущерба накопленного капитала. Однако в 70-е годы условия воспроизводства резко ухудшились. Кейнсианский путь выхода из кризиса только раскручивал инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования и сложилась новая, неоклассическая модель.
. Марксизм - экономическая теория, основывающаяся частично на представлениях классиков и решающая задачи коренного переустройства системы экономических отношений капитализма на пути:
а. ликвидации частной собственности на средства производства,
б. введения новой системы распределения продукции в соответствии с трудовой теорией стоимости,
в. осуществлении системы государственного регулирования в форме директивного планирования экономического развития исходя из поставленных целей и задач, сформулированных заранее.
К. Маркс впервые поставил проблему достижения общего экономического равновесия в экономике на пути построения схем воспроизводства, в которых выясняются условия сбалансированности при простом и расширенном воспроизводстве. Маркс создал основополагающую схему взаимосвязей между отраслями, которая может рассматриваться как прообраз идей межотраслевого баланса.
. Неоклассическая школа не отрицала необходимости государственного регулирования экономики (в этом одно из отличий от классиков), но считает, что оно должно быть ограниченным и избирательным. Государство призвано создавать условия для эффективной хозяйственной деятельности. Рыночный механизм сам способен обеспечить сбалансированный экономический рост (в этом сходство во взглядах с классиками).
Принцип экономического равновесия - один из определяющих положений неоклассиков. Он связан с трудами А. Маршалла, Вальраса, Парето.
. В основу монетаристского подхода, существующего в рамках неоклассической теории, положен постулат о жесткой связи предложения денег и скорости их обращения с объемом производства и уровнем цен. Денежно-кредитное регулирование является основой экономической политики, задача государства - контролировать эмиссию денег и величину денежной массы, обеспечивать сбалансированность государственного бюджета, устанавливать высокий процент для борьбы с инфляцией (М. Фридмен).
Такое количество теорий о роли государства в экономике обусловлена прежде всего отсутствием целостных концептуальных представлений о явлениях, возникающих в экономической жизни. Так, несостоятельными оказались как кейнсианские подходы путем активизации государственного вмешательства, так и монетаристские рекомендации по поводу ограничения вмешательства государства в экономические процессы только методами монетарной политики.
Современная теория государственного регулирования экономики основана на рациональном сочетании основных подходов, что позволяет направлять общественные усилия на достижение определенных целей экономического развития и социального обеспечения.
1.2 Минимально необходимые и максимально допустимые границы вмешательства государства в рыночную экономику
Очевидно, что современная рыночная система немыслима без вмешательства государства. Однако существует грань, за которой происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда рано или поздно встает вопрос о разгосударствлении экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности. Существуют важные ограничения для регулирования.
Функции, выполняемые государством по организации денежного обращения, предоставлению общественных товаров и устранению последствий внешних эффектов, составляют максимальные границы его вмешательства в экономику свободного рынка. Вместе с тем эти функции образуют минимально необходимые границы регулирования реального рынка. Нерегулируемого рынка вообще не бывает, ибо в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный свободный рынок.
Если обратиться к реальному конкурентному рынку, то обнаружатся новые области экономической жизни, где проявляется ограниченность механизма рынка, что делает необходимым более широкое участие государства в хозяйственных процессах. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику.
Сферы вмешательства государства:
.Перераспределение доходов. Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом. Им нечего предъявлять на рынки факторов производства, они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. К таким людям относятся дети, безработные, люди преклонного возраста. Даже людям, предъявляющим тот или иной фактор производства, рыночное распределение не гарантирует минимума доходов, обеспечивающих стандарт благосостояния. Во всех перечисленных случаях государство вправе вмешиваться в перераспределение доходов. Здесь минимальная граница вмешательства государства является подвижной, на нее влияют текущее состояние экономики, уровень жизни в стране, определяющий потребительские стереотипы. А максимальная граница определяется следующим: размером социальных выплат, которые должны быть согласованы с возможностями государства; размеры налогов не должны подрывать экономические стимулы владельцев факторов производства; при определении объемов и сроков выплат соц. пособий необходимо учитывать негативные эффекты рабочей силы и рыночный механизм в целом.
.Занятость. Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для тех, кто может и хочет работать. Для эффективной работы рынка требуется оптимальный резерв рабочей силы. По ряду причин в рыночной экономике неизбежна безработица, что ставит перед государством немало сложных проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места или не сумевших найти их.
.Развитие фундаментальных научных исследований и связанных с ними крупных инвестиций с длительными сроками окупаемости, высокой степенью риска и неопределенностью в отношении прибыли практически не под силу рыночному механизму. Здесь не обойтись без участия государства, которое стимулирует структурную политику и научно-технический прогресс. Напротив, рынок эффективно работает при освоении перспективных видов новой техники и технологии.
Таковы верхние максимально допустимые границы вмешательства государства в рыночную экономику. Эти рамки достаточно широки для того, чтобы разумный симбиоз государственного регулирования и эффективно работающего механизма рынка позволил решить основные социально-экономические проблемы современного общества.
Если же государство пытается делать больше, чем ему отмерено рыночной экономикой, продолжает распределять производственные ресурсы, удерживать административный контроль над ценами, прощает предприятиям кредитную задолженность, сохраняет рабочие места в технологически отсталых производствах, пытается обеспечить высокую социальную защиту населения без учета реальных возможностей экономики, то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура производства, низкое качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни народа. Тогда рано или поздно становится необходимым избавление экономики от чрезмерной государственной активности, что сопровождается негативными последствиями. Появляются так называемые изъяны или «провалы» государства. Изъян государства - это его неспособность обеспечить эффективное распределение ресурсов и соответственно социально-экономической политики принятым в обществе представлениям о справедливости.
1.3 Методы и функции государственного урегулирования рыночной экономики
Реализация государственного регулирования осуществляется с помощью большого набора методов. Методы государственного регулирования представляют собой систему способов и норм, с помощью которых государство регулирует экономические отношения. Их принято делить на экономические и административные.
Преобладают экономические методы. Они представляют собой набор специальных инструментов, с помощью которых происходит опосредованное регулирование государством экономических процессов. Это методы, которые стимулируют развитие отдельных субъектов национального хозяйства или их производств (индикативное планирование, инструменты денежно-кредитной, налоговой и бюджетной системы и пр.), т.е. это стимуляторы экономики или сдерживающие факторы.
Среди экономических методов выделяют в первую очередь денежно-кредитную политику. Основные инструменты денежно-кредитной политики - норма обязательных резервов, ставка межбанковского процента, учетная ставка, операции Центрального банка с государственными облигациями на рынке ценных бумаг. Эти инструменты позволяют государству достойно противостоять инфляции, регулировать процентные ставки, а через них инвестиционный процесс, производство и занятость, оказывать ощутимое воздействие на движения курса акций.
Значительная роль отводится налоговой политике, без которой не возможно наладить эффективное стимулирование экономического роста и организовать распределение доходов. К налоговому регулированию присоединяется политика государственных расходов, помогающая осуществить структурные преобразования производства, сгладить региональные диспропорции, снять остроту проблемы вынужденной безработицы. Экономические методы государственного регулирования не ограничивают свободу предпринимательского выбора.
Важное место в воздействии государства на экономические процессы занимает государственное предпринимательство. Сущность данного метода состоит в том, что государство выступает как крупный предприниматель. Сфера государственно предпринимательства достаточна широка, но в основном оно развито в таких отраслях, где срок окупаемости и капиталоемкости сравнительно высоки (энергетика, транспорт, связь, добывающая промышленность, т.е. отрасли, менее привлекательные для частного предпринимательства). Причинами роста государственного сектора в экономике являются необходимость поддержания национальной обороны, инфраструктурное обеспечение макроэкономических процессов, рост народонаселения, урбанизация, охрана окружающей среды и т.п.
По мере развития и усложнения рыночной экономики повышается роль государственного программирования. Правительства свои основные задачи на определенные этапы стали формировать в виде государственных программ. Для их реализации создаются экономические центры с привлечением ученых, представители центральных банков, союзов предпринимателей, профсоюзов. Такие программы утверждаются парламентом, где заслуживается отчеты о ходе их выполнения.
Экономические методы государственного регулирования направлены главным образом на национальное хозяйство. Вместе с тем в распоряжении государства имеются и иные, не менее эффективные регуляторы, влияющие на положение страны в мировой экономике. Их значимость тем больше, чем глубже страна интегрирована в систему мирохозяйственных связей.
Для стимулирования экспорта государство применяет разнообразные экономические методы: предоставляет экспортерам налоговые льготы; берет на себя гарантии экспортных кредитов, использует торгово-экономические соглашения. Сильным средством поощрения экспорта является регулирование валютного курса и вывоз капитала.
Административные методы регулирования представляют собой набор мер, устанавливаемых органами государственной власти, по разрешению, запрету, принуждению и ограничению деятельности экономических субъектов. К таким методам относится поддержка или ограничение частного бизнеса, предоставление отдельным сферам (предприятиям) льгот, дотаций и преференций или, напротив, установление жестких или ограничительных санкций для некоторых сфер и фирм.
Помимо этого государственное регулирование экономики может осуществляться посредством государственного заказа отдельным фирмам или корпорациям на производство некоторых общественно важных продуктов или услуг. Это могут быть заказы на производство военной техники, на строительство дорог и жилья.
Административные методы регулирования широко используются во внешнеэкономической деятельности. Регулируя экспортно-импортные операции (за счет установления квот и таможенных пошлин), государство регулирует ввоз и вывоз товаров и тем самым способствует ограничению или, наоборот, развитию тех или иных производств в стране.
К административным методам регулирования экономики следует отнести прямой государственный контроль над монопольным рынком.
Административное регулирование необходимо при разработке жестких стандартов, гарантирующих населению жизнь в условиях экологической безопасности, при установлении гарантированного минимума заработной платы и пособий по безработице. А также при выработке нормативных актов, направленных на защиту национальных интересов в системе мирохозяйственных связей. Применение здесь прямых методов считается экономически оправданным и в целом не противоречит принципам, лежащим в основе рыночных отношений.
Разграничение между экономическими и административными методами до некоторой степени условно. Для того чтобы задействовать любой экономический метод, необходимо предварительное административное решение соответствующих государственных органов. В данном случае любые экономические методы несут на себе печать администрирования. В то же время любой административный метод, прямо вынуждая хозяйствующих субъектов выполнять те или иные действия, одновременно оказывает косвенное воздействие на целый ряд взаимосвязанных процессов. Любые административные методы несут в себе черты, характерные для экономических методов.
Государство должно использовать только те методы, применение которых в данный момент способно приносить лишь положительный эффект.
Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели - блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности.
Экономические функции современного государства довольно многообразны и сложны. Каждая функция государства имеет предметнополитическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели.
Можно выделить две группы регулирующих функций государства:
а) Функции обеспечения правовой базы функционирования рынка, а также функция стимулирования и защиты конкуренции, как главной движущей силы в рыночной среде;
б) Функции перераспределения доходов, корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности, экономического роста.
Основные регулирующие функции государства состоят в следующем:
·стимулирование сбалансированного экономического роста;
·обеспечение занятости;
·регулирование цен;
·создание правовой основы;
·распределение ресурсов;
·обеспечение социальной защиты;
·регулирование рынка труда;
·сохранение и улучшение окружающей среды;
·региональная политика;
·реализация национальных интересов.
Это далеко не весь перечень функций. Государство, пытаясь решить проблемы, неподвластные рынку, осуществляет антимонопольную политику с целью поддержания конкуренции, обеспечивает свободу предпринимательства, законность и порядок в хозяйственной жизни, стимулирует деловую активность и использование имеющихся научно-технических результатов. За государством всегда сохраняется организация денежного обращения и социального страхования, проведение глубоких структурных преобразований производства, решение вопросов фундаментальной науки, производство общественных благ, оказание помощи малорентабельным, но важным для хозяйства производствам, обеспечение устойчивости национальной валюты, контроль внешнеэкономической деятельности, включая организацию таможенной системы и многие другие.
Таким образом, основными направлениями экономической деятельности государства являются:
. Обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма, что предполагает регулярную демонополизацию экономики, ее антиинфляционную профилактику с помощью стабильной денежной политики, поддержание бездефицитной системы государственных финансов и др. В странах, вставших на путь восстановления рыночного хозяйства, государству также приходится формировать многосекторную экономику.
. Выполнение функций, очерченных минимально необходимыми и максимально допустимыми границами вмешательства государства в экономику. В решении этих экономических проблем рыночный механизм обнаруживает свою несостоятельность или неэффективность.
. Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, т.е. правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы и другие.
ГЛАВА 2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ США
рыночный экономика государство вмешательство
В ранние годы правительство США избегало сильного влияния на бизнес-сферу. Однако, по мере того, как американская промышленность набирала обороты, у государства возникала необходимость защищать малый и средний бизнес. К примеру, в 1890 году был подписан закон Шермана, призванный восстановить конкуренцию и свободное предпринимательство, разбить появившиеся монополии. В 1906, появились законы, сделавшие обязательной маркировку пищи и лекарств, и контроль за качеством реализуемого мяса. В 1913, правительство установило новую федеральную банковскую систему (Федеральную Резервную систему) - это было сделано с целью регулирования национальной денежной массы и установления относительного управления над видами банковских операций.
Великая Депрессия создала такие условия, при которых правительство не могло не начать еще более активное участие в рыночных процессах. Президент Рузвельт и Американский Конгресс утвердили множество законов, дававших власти право на установление, к примеру, правил продажи ценных бумаг, уровня заработной платы и рабочего времени, уровня страхования и многого другого.
После 30-ых годов еще многие постановления и законы были приняты с целью увеличения контроля или улучшения условий рыночной ситуации. Они касались правил приема на работу, устранения различных (половых, национальных, религиозных) предубеждений и дискриминаций. Более того, почти каждый производившийся продукт, так или иначе, был затронут каким-либо правительственным постановлением, относящимся либо к стандартизации и сертификации, либо к области защиты потребителя. Так же было создано множество контролирующих органов, которые, к тому же, были изолированы от возможных политических влияний. Этому способствует специальная система правления, в которое включаются в основной массе независимые представители и лишь несколько уполномоченных от разных политических партий могут там присутствовать.
Однако на сегодняшний день, критики обвиняют такую систему в относительной неэффективности, так как многие конгрессмены имеют влияние на крупные фирмы или торговые агентства, что делает экономику страны зависимой от политической власти и ее желаний.
Тем не менее, современные США считаются наиболее демократичной страной в области рыночных отношений, где конкуренция защищена отдельными законами, а роль государства по возможности сведена к контролю и корректированию. Однако мировой кризис внес свои коррективы - государство опять вынуждено вмешиваться в рыночные отношения, так как некоторые субъекты уже не в силах справляться самостоятельно. Более того, появляются сторонники теории, которая утверждает, что свободный капитализм изжил самого себя, а здоровая конкуренция теперь приводит ко все большим поглощениям и борьбе крупных гигантов, что убивает не только малый и средний бизнес, но и губит качественное развитие самих компаний-монолитов. Качественное развитие в ходе конкурентной борьбы всегда считалось одним из главных достоинств рыночной конкуренции. Таким образом ситуация меняется на глазах, и пока государство применяет множество мер не только контроля, но и активных действий на различных финансовых и кредитных рынках, а так же на рынках некоторых благ.
Остается только ждать конца кризисных явлений, чтобы оценить итоги и эффекты современного состояния экономики и уровня государственного вмешательства.
Возвращаясь к правительственным мерам и конкретным проявлениям правительственного вмешательства в рыночную систему США, необходимо отметить, что существует отдельный взгляд некоторых американских специалистов, которые считают, что финансовый кризис был вызван именно госвмешательством, которое воспрепятствовало своевременному восстановлению рыночного баланса самим механизмом рынка. К примеру, рыночные цены формируются под влиянием спроса и предложения, определяя тем самым существующий рынок и его потребности. Такой рынок всегда напрямую связан с финансовым рынком, точнее с процентной ставкой, которая определяет цену на деньги. Однако, государство вмешивается в деятельность финансовой системы рынка через проведение денежно-кредитной политики, через снижение процентной ставки рефинансирования. В США на протяжении долгого времени ставка рефинансирования имела тенденцию к снижению вплоть до почти нулевой отметки перед самым разгаром кризиса.
Это породило некоторый рост объемов денежной массы. Однако без сопровождения пропорционального роста товарной массы в стране наблюдаются растущие темпы инфляции. Инфляция вынуждает кредитные учреждения повышать процентную ставку за кредит, чтобы возместить потери связанные с ростом цен и удешевлением денег.
Таким образом, правительство, вмешиваясь, регулирует денежную массу, чтобы нивелировать последствия увеличения денег в экономике, обеспечить рост на рынках, а так же рост занятости и производительности отраслей хозяйства. Одновременно с этим государство принимает меры антиинфляционной политики. В совокупности, как утверждают американские интернет ресурсы, посвященные мировому кризису, такие меры и действия «извращают» и дестабилизируют рынки.
В частности, содействуя заемщикам банка, правительство разрабатывает специальные программы для покупки домов в кредит. Оно обещает ссуды и гарантии банкам и их клиентам - что подрывает свободное регулирование инвестиционных и сберегательных процессов рынка. В итоге рынок смещается от равновесия к потенциальному состоянию «подвешенности» на краю бума или новой депрессии.
С 2003 по 2007 год, государство, пытаясь избавить рынки от фондовых страхов, связанных с высокими рисками, расширяет денежную массу через получение легких кредитов. Это делается с целью повышения уровня инвестиций, для будущего возврата займов и кредитов. Действую против рыночного механизма, такая ситуация отбрасывает процентную ставку ФРС к нулю.
Это, в свою очередь вызывает инвестиционный бум, однако люди, не доверяющие по прошлому опыту нестабильному фондовому рынку, вкладывают средства в недвижимость. В итоге, как показал кризис, это изменило структуру сбережений и отягчило суммы необходимого к возврату долга.
Тем не менее, тогда, все складывалось именно по такому сценарию. Следующим шагом был ипотечный бум. Ипотечные программы были поддержаны финансированием банков и гарантированными займами государственных агентств Freddie Mac и Fannie Mae (Федеральные Национальные Ипотечные Ассоциации и Агентства Америки). В свете сложившейся обстановки кредитные агентства были вынуждены снижать свои требования к получателям кредитов и займов, иначе такие компании могли просто не выжить в условиях противоестественных ставок по ипотеке. А это означает, что кредиты получали и некредитоспособные граждане.
Как результат вышеописанного, и стал бум неплатежей по кредитам, невозврат долгов, и «взрыв» раздутого мыльного пузыря. С этого и начался мировой финансовый кризис, по мнению некоторых источников иностранной прессы. Далее многие компании терпели убытки, так или иначе связанные с неплатежами, с инвестиционным бумом, либо с падением рынка ипотеки. Кризис, по сути спровоцированный самим правительством США, распространился и на другие страны, став началом определенной цепной реакции.
Теперь многие кредитные организации имеют достаточное количество денег, однако не могут их применить из-за высокой степени риска. Сегодняшняя ситуация требует активного вмешательства государства. Правительство пытается регулировать банковскую сферу, определяя «сверху» уровень зарплат и бонусов топ-менеджмента, определяя уровень и важность тех или иных инвестиций, а иногда и конкретные объекты инвестиций.
Более того, те самые ответственные и независимые группы, в которых, по теории, уровень влияния государства сведен к нулю, они способствуют продвижению государственной политики вмешательства, так как от этого зависят и их доходы.
Критики, несомненно, видят большие минусы в уже «сыгравшем» вмешательстве государства и опасаются дальнейшего увеличения государственной активности на рынках страны. Тем не менее, сложно отрицать, что государство должно помогать национальным стратегическим компаниям, которые переживают не самые лучшие времена. Должно сокращать расходы других, обогатившихся компаний, средства которых можно более эффективно приложить в другие отрасли и сферы. И, конечно, без активной роли государств как таковых, мир, наверное, долго еще будет заниматься самовосстановлением и возвратам на докризисный уровень.
Экономическая свобода - это совокупность трех понятий: индивидуальной свободы, принцип отказа от дискриминации и дисперсия власти. Индивидуальная свобода решений и ответственности, которая подразумевает осознание людьми собственного положения, их свободу в выборе уровня производительности, места жительства, а так же свободу применения собственных средств и доходов. Принцип отказа от дискриминации означает равенство всех людей в вопросах процветания и благополучия, а так же прозрачность в процессе принятия решений (не должно быть никаких предпочтений по полу, религии, классу и т.п.) Дисперсия власти означает способствование развитию конкуренции и правильному распределению политической власти и экономической мощи.
На основе перечисленных понятий составлен и разработан Индекс Экономической Свободы. Актуальность индекса подтверждается исследованиями: в странах с более высоким показателем доход на душу населения в среднем выше в 10 раз, чем в странах с более низким показателем. Критика свободных рыночных систем разбивается о факты, которые говорят о том, что с ростом экономической свободы пропорционально уменьшается доля бедности в стране и наоборот.
Поэтому корректно говорить о том, что основная роль государства в экономике должна сводится, в первую очередь, к сохранению капиталистической системы. Однако правительственные программы, которые разрабатываются всегда с целью стабилизировать ситуацию, часто препятствуют механизмам рынка. Отчеты о правительственном вмешательстве в США не симпатичны.
Госпрограммы, такие как TARP (Troubled Asset Relief Program) и TALF (Term Asset-Backed Securities Loan Facility) не добились своих целей и, более того, несколько запутали рынки, к примеру, в вопросах ценообразования. Напомню, что TARP - это государственная программа, связанная с инвестициями в банковскую сферу с целью стабилизации, наращивания банковского кредитования и прекращения изъятия имущества за долги. TALF - госпрограмма для поддержки финансового рынка, связанная со срочным кредитованием под залог обеспеченных активами ценных бумаг, создана для поддержки малого и среднего бизнеса в вопросах финансирования.
Кейнсианское понятие того, что с ростом государственных расходов наблюдается рост экономики непрозрачно в целом сегодня, так как не все средства приходуются государством сразу и по нужным направлениям. Существуют проблемы коррупции и т.п. Все это делает программы по увеличению госрасходов несостоятельными, так как это может привести к росту темпов инфляции или доходов, или и того и другого. А пока прогнозы МВФ относительно экономического роста США в 2011-2012 годах падают от первоначальных 1.6% к нулевому уровню.
Вопрос о госрасходах приводит нас к возможным решениям в области международного сотрудничества, например, работе G20. Необходимо некоторое международное регулирование финансового рынка, которое должно привести к прозрачности, росту конкуренции и т.п. Однако, велика вероятность обратного процесса, если исходить из практики и прошлого опыта вмешательств. Международное сотрудничество должно способствовать скорее продвижению взаимного доверия и обмену информацией, а макроэкономические показатели, денежная масса и расходы уровней власти должны остаться под контролем у отдельных правительств.
Во многом рынки являются саморегулирующейся системой, однако полностью нивелировать влияние государства, особенно во время кризиса, так же нецелесообразно, как и невозможно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вопросы, рассмотренные в курсовой работе, посвящены проблемам государственного регулирования экономики, роли государства в рыночных отношениях.
Проблема вмешательства государства в экономику и границы ее регулирования не является типичной только для России, она всегда оставалась главным вопросом, который задавали себе и государственные деятели, и ученые, и собственники, и предприниматели, и обычные граждане. За историю развития человечества на свет появилось множество теорий, которые пытались определить роль государства в экономике и необходимую степень его влияния на экономические процессы, происходящие в обществе. Некоторые теории с течением времени потеряли актуальность, другие наоборот подтвердили свое право на жизнь. Все эти теории при помощи синтеза или наоборот, выделяя главное и отбрасывая побочные суждения, образовывали новые теории, которые в последствии люди пытались и до сих пор пытаются претворить в жизнь.
Рынок представляет собой хорошо отлаженный, несмотря на свой спонтанный характер, механизм, способный решать основные экономические задачи, стоящие перед обществом. Однако так бывает не всегда. Поэтому необходимо государственное регулирование рынка. Используются следующие механизмы государственного регулирования: производство общественных благ, пересечение ассиметричной информации, защита конкуренции, сглаживание макроэкономических колебаний, политика поддержания доходов.
Активное вмешательство в экономику - нормальное явление в жизни любого государства. По мере роста общественного разделения труда, усложнения хозяйственных связей экономическая роль государства растет.
И государство, и рынок - две параллельно развивающиеся и взаимодействующие формы общественного развития. Поэтому, принимая решение об осуществлении экономической деятельности, приходится сопоставлять как достоинства, так и недостатки рыночного и государственного механизмов регулирования экономики.
Государство призвано осуществлять контроль за деятельностью всех структурных звеньев рыночной инфраструктуры и содействовать эффективности их работы.
Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическим методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, выделения дотаций из бюджета, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками. Центральное место в этом комплексе экономических мер принадлежит созданию эффективной и стабильной налоговой системы.
Список использованной литературы
1.Аганбегян А.Г. Социально-экономическое развитие России// ЭКО. 2007.
.Бирюков В.А. Факторы экономического роста // Экономист. 2009. №1.
.Журавлева Г.П. Экономическая теория. Микроэкономика - Учебник// Дашков и К. 2012.
.Семенов А. К., Набоков В. И. Основы менеджмента: Учебник. - 5-е издание переработанное и дополненное// Дашков и К. 2008.
.Учебное пособие. Государственное регулирование экономики// Издательство МГУ. 2010.
.http://ru.wikipedia.org/
7.<http://mgumoscow.blogspot.de/>
.<http://www.center-yf.ru/>
.http://www.icss.ac.ru/