Нормирование товарных запасов в микрологистической системе
Федеральное
государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего
профессионального образования
Уральский
государственный экономический университет
Кафедра
коммерции и экономики торговли
Курсовая
работа
По
дисциплине: «Коммерческая логистика: основы»
Тема:
Нормирование товарных запасов в микрологистической системе
Исполнитель:
студентка КД -12
Поспелова В.А.
Руководитель:
Потапова С.В.,
доцент
Каменск-Уральский
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.
Теоретические аспекты управления запасами
1.1
Роль и значение запасов в логистике
1.2
Системы управления запасов
1.3
Оперативное планирование запасов
2.
Анализ эффективности управления запасов В ООО «Кардинал - Каменск»
2.1
Общая характеристика предприятия ООО «Кардинал Каменск»
2.2
Анализ товарных запасов на предприятии «Кардинал - Каменск» и факторов, которые
на них влияют
3.
Рекомендации по управлению товарными запасами ООО «Кардинал - Каменск»
Заключение
Список
использованных источников
нормирование товарный запас
ВВЕДЕНИЕ
Состояние и эффективность использования
производственных запасов, как самой значительной части оборотного капитала -
является одним из основных условий успешной деятельности предприятия. Развитие
рыночных отношений определяет новые условия их организации. Инфляция, неплатежи
и другие кризисные явления вынуждают предприятия изменять свою политику по
отношению к производственным запасам, искать новые источники пополнения,
изучать проблему эффективности их использования. Поэтому для предприятия все
возможные способы рационального расходования средств, одним из которых является
определение оптимальной величины производственных запасов приобретают все
большую значимость.
Основная задача при управлении запасами -
достичь удовлетворительного уровня обслуживания потребителей, в то же время
удерживать расходы по поддержанию запасов в разумных пределах.
Целью данной работы является ознакомление с
теоретическими основами управления запасами на предприятии, а также
практическая разработка предложения по совершенствованию системы управления
запасами на ООО «Кардинал-Каменск»
Для достижения цели исследования необходимо
решить следующие задачи:
раскрыть функциональную роль запасов в
производственном процессе;
рассмотреть методы нормирования запасов
предприятия;
показать методику проектирования эффективной
системы управления запасами;
проанализировать процесс управления
производственными запасами ООО «Кардинал-Каменск»;
разработать предложения по совершенствованию
системы управления запасами на ООО «Кардинал-Каменск».
Объект курсовой работы - ООО «Кардинал Каменск».
Предмет работы - управление запасами ООО
«Кардинал Каменск»
Работа состоит из введения, трёх разделов,
заключения, списка использованной литературы и приложений.
В работе рассматривается основной круг вопросов
управления предприятия в современных условиях. В ней изложен теоретический
базис управления; сформированы сущность, цель, функции и роль этого управления
в рыночной экономике; рассмотрены его теоретические основы и методологический
инструментарий.
Работа содержит современные методы управления
производственными запасами. В рамках работы разработан ряд практических
предложений по совершенствованию механизма управления производственными
запасами предприятия.
В заключении рассматриваются основные выводы по
работе и степень достижения поставленной во введении цели и выполнения
поставленных во введении задач.
Методологической основой для управления запасами
послужили труды следующих ученых: Беа Ф. К., Гаджинского А. М., Зайцева Н.Л.,
Стояновой Е. С., и др.
Информационную базу исследования составляют:
учебники и монографии отечественных и зарубежных специалистов в области
финансового менеджмента и экономики предприятия, материалы периодической печати
по наиболее значимым особенностям управления запасами на современном этапе в
России, данные бухгалтерской и финансовой отчетности предприятия,
нормативно-техническая документация, практические рекомендации специалистов по
управлению запасами.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ
.1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЗАПАСОВ В ЛОГИСТИКЕ
В настоящее время использование концепции
логистики в управлении запасами рассматривается предприятиями в качестве одного
из резервов по достижению конкурентного преимущества. Это объясняется усилением
конкурентной борьбы, как между товаропроизводителями, так и между посредниками,
усложнением технологий производства и распределения продукции, появлением
большого количества новых видов продукции и их модификаций, которые
предназначены для разнообразных и зачастую весьма специфических требований
потребителя. Соответственно увеличивается количество не только готовых изделий,
но и материальных ресурсов, требуемых для их изготовления. Процессы управления
производством товаров и их распределением чрезвычайно усложняются по всей
логистической цепи, следовательно, усложняются процедуры управления и контроля
прохождения материальных потоков по звеньям логистической цепочки. Это требует
повышения эффективности распределения ресурсов всех видов, в том числе
пребывающих в форме товарно-материальных запасов. Ни одно современное производство
не может обойтись без функций хранения сырья и материалов, полуфабрикатов и
комплектующих изделий, инструментов и инвентаря.
Многие результирующие показатели хозяйственной
деятельности предприятия в значительной степени зависят от того, как решаются
проблемы, связанные с хранением товарно-материальных запасов и поддержанием
определенного их уровня, оптимизация которого может быть осуществлена за счет
использования логистики. Возникновение запасов обусловлено естественными
природными и экономико-технологическими условиями. Необходимость образования
запасов связана также с разделением труда, условиями производства и потребления
товаров, которые разобщены как во времени, так и в пространстве. Современное
предприятие, чтобы выпускать определенную продукцию, вынуждено получать
различные материальные ресурсы от многих других предприятий и организаций, в
том числе территориально отдаленных от него.
Так как поставка сырья и материалов от
поставщика к потребителю в большинстве случаев осуществляется периодически, а
их потребление происходит, как правило, непрерывно и поэтому не совпадает по
времени с поступлением, то для обеспечения бесперебойной работы предприятие
вынуждено создавать определенные запасы нужных ему материалов, сырья
полуфабрикатов, топлива и др. ресурсов.
Запасы представляют собой значительную часть
оборотных средств любого предприятия и соответственно влекут за собой большую
часть капиталовложений, поэтому так важно, чтобы запасами управляли эффективно,
а капиталовложения в них не становились неоправданно большими.
Тем не менее, многие предприятия, особенно в
России, не уделяют особенного внимания контролю уровня запасов, недооценивают
необходимость их оптимизации, в результате обычной ситуацией является вложение
в запасы гораздо большего объема финансовых средств, чем это действительно
необходимо.
При определении оптимального размера запасов
любое предприятие ищет компромисс между двумя разноплановыми требованиями:
необходимо обеспечить наличие ресурсов в
количестве, достаточном для поддержания бесперебойности процессов производства
и реализации продукции, и избежать их дефицита в логистической системе;
необходимо избежать создания излишних
(сверхнормативных) запасов, которые увеличивают логистические издержки и
отвлекают оборотный капитал.
Самая большая и постоянная забота по поводу
запасов связана с их стоимостью. В бухгалтерском балансе предприятия запасы
отражаются как активы. Однако из этого совсем не следует, что увеличение
запасов всегда имеет позитивный эффект. Если исходить из создания наибольшего
запаса готовой продукции, то предприятие рискует произвести больше товаров, чем
сможет продать. Следует также учитывать, что издержки хранения материальных
запасов занимают второе место после производственных издержек. При этом запасы
готовой продукции стоят намного дороже, чем запасы сырья или полуфабрикатов в
незавершенном производстве. Затраты на хранение материальных запасов
значительны, поэтому прибыль на капитал, вложенный в материальные запасы,
должна быть также высока и не меньше, чем от иного использования такой же суммы
денежных средств с аналогичным риском. Излишние материальные запасы часто
рассматриваются как «расточительство».
Предприятие может снизить затраты на хранение,
установив очень низкий уровень товарно-материальных запасов. Однако слишком
низкий уровень материальных запасов и их частая нехватка также могут дорого
обойтись фирме. В ситуации, когда появляется покупатель товара, а товар
отсутствует на складе, говорят о дефиците запаса, который часто ведет к потере
клиентов. Дефицит возникает как из-за недостаточного запаса, так и из-за
ненадежного источника снабжения. Решение данной проблемы состоит в нахождении
компромисса между затратами на создание материальных запасов и затратами на их
хранение.
Объективная необходимость создания и поддержания
запасов определяется двумя основными причинами:
Несоответствием объема поставки объему их
разового потребления.
Разрывом во времени и пространстве между
моментом поступления товара и его потреблением.
Наиболее типичными целями создания запасов
являются:
повышение эффективности производства;
эффективное обслуживание потребителей;
страхование сбоев в поставках;
защита от повышения закупочных цен;
экономия на оптовых скидках;
экономия на транспортировке;
стремление хозяйствующих субъектов к экономической
безопасности, что выражается в недопущении дефицита или отрицательного уровня
запасов.
При наличии дефицита запасов предприятие может
столкнуться с такими основными проблемами, как:
Задержка с отправкой уже заказанного товара
потребителям или невыполнение данного заказа. Это влечет за собой
дополнительные затраты на продвижение и отправку того заказа, который нельзя
выполнить за счет имеющихся запасов.
Потеря клиента, когда при отклонении заказа
поставщиком постоянный заказчик обращается с заказом в какую-либо другую фирму.
В данном случае возникают издержки, связанные со стоимостью упущенной выгоды,
то есть выручки или прибыли, потерянной из-за неосуществления данной сделки.
Потеря сбыта, когда отсутствие запаса
оборачивается не только потерей конкретной торговой сделки, но и тем, что
заказчик переходит на другой источник снабжения.
В стоимость дефицита запасов, помимо стоимости
упущенных сделок или нереализованных заказов, входят также потери времени и
финансовых средств на изготовление дополнительного объема продукции, на
переналадку оборудования, а также потери времени из-за перерывов в производстве
при переходах между сложными технологическими процессами.
В литературе имеется большое количество
вариантов классификации запасов, в основу которых кладутся различные критерии:
По месту продукции в логистическом канале (цепи)
и ее виду:
Запасы: - материальных ресурсов;
незавершенного производства;
готовой продукции;
тары;
возвратных отходов.
. По отношению к базисным логистическим
функциям:
Запасы: - совокупные;
в снабжении;
производственные
сбытовые (товарные).
. По отношению к комплексным логистическим
функциям:
Запасы: - складские;
транспортные (в пути, транзитные);
грузопереработки.
. По функциональному назначению:
Запасы: - текущие (регулярные);
страховые (гарантийные);
подготовительные;
сезонные;
продвижения;
спекулятивные;
устаревшие (неликвидные).
. По отношению к звеньям логистической системы
или логистическим посредникам:
Запасы: - у поставщиков;
у потребителей;
у торговых посредников;
у посредников в физическом распределении.
По месту продукции в логистическом канале (цепи)
и ее виду укрупненно можно выделить запасы сырья и материалов, незавершенного
производства, готовой продукции, тары и возвратных отходов.
По отношению к базисным логистическим
активностям запасы подразделяются на запасы в снабжении, производственные
запасы, сбытовые (товарные) запасы в системе дистрибьюции и совокупные
товарно-материальные запасы.
Запасы в снабжении - это материальные ресурсы,
находящиеся в логистических каналах (цепях) от поставщиков до материальных
складов товаропроизводителя, предназначенные для обеспечения производства
готовой продукции.
Производственные запасы - это запасы сырья,
материалов и незавершенного производства, предназначенные для обеспечения
производственной программы в пределах производственно-технологических
подразделений фирмы.
Сбытовые (товарные) запасы - это запасы готовой
продукции, находящиеся на складах фирмы-производителя и в дистрибутивной сети и
предназначенные для удовлетворения спроса потребителей (продажи).
Снабженческие, производственные и сбытовые
запасы составляют совокупные товарно-материальные запасы фирмы, являющиеся
объектом оптимизации логистического менеджмента с позиции общих издержек.
По отношению к комплексным логистическим
функциям можно выделить складские, транспортные и запасы грузопереработки.
Складские запасы - это запасы продукции,
находящиеся на складах различного типа и уровня определенных звеньев
логистической системы как внутрифирменных, так и логистических посредников.
Транспортные запасы (запасы в пути, транзитные
запасы) - это запасы материальных ресурсов, незавершенного производства или
готовой продукции, находящиеся в процессии транспортировки от одного звена
логистической системы к другому или в пределах одного из них.
К специфическим складским запасам относятся
запасы в процессе грузопереработки без логистической операции хранения
(например, перевалка в одном транспортном узле с одного вида транспорта на
другой, консолидация, сортировка и др.)
По функциональному назначению запасы
подразделяются на текущие, страховые (гарантийные), подготовительные и
сезонные.
Текущий запас - основная часть производственного
(сбытового) запаса, предназначенная для обеспечения непрерывности процесса
производства (сбыта) между двумя смежными поставками.
Страховая, или гарантийная, часть запасов
производственных и сбытовых предназначена для сведения к минимуму логистических
и финансовых рисков, связанных с непредвиденными колебаниями спроса на
выпускаемые товары, невыполнением договорных обязательств по поставкам сырья и
материалов (нарушением сроков, объемов поставок, качества поставляемых ресурсов
и т.п.), сбоями в производственно-технологических циклах и другими
непредвиденными обстоятельствами.
Подготовительный запас - часть производственного
(сбытового) запаса, предназначенная для подготовки сырья, материалов или
готовой продукции к производственному или личному потреблению. Наличие данного
вида запаса вызвано необходимостью выполнения определенных функций по приемке, оформлению,
погрузке-разгрузке, дополнительной подготовке (растариванию, чистке, рихтовке и
т.д.) к потреблению.
Сезонные запасы - это запасы сырья, материалов и
готовой продукции, создаваемые и поддерживаемые при явно выраженных сезонных
колебаниях спроса и характера производства и т.д.
.2 СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСОВ
АВС-анализ является одним из основных методов
оптимизации материального потока, который может использоваться не только в
снабжении, но и в других функциональных сферах деятельности предприятия. Он
используется также для анализа товарного ассортимента, покупателей, объемов
продаж.
АВС-анализ позволяет предприятию:
определить наиболее существенные направления
деятельности, группы товаров, поставщиков или потребителей;
направить деловую активность предприятия в
указанные наиболее значимые сферы деятельности, что позволяет одновременно
снизить затраты в других сферах, устранить излишние функции по снабжению и виды
работ;
повысить эффективность принятия решений по
организации и управлению материальными потоками за счет концентрации основных
усилий менеджеров на самых приоритетных направлениях.
В АВС-анализе используются параметры:
количество и стоимость приобретаемых ресурсов с
детализацией по отдельным группам, позициям и поставщикам;
количество и стоимость израсходованных ресурсов
по отдельным позициям и группам;
цена закупаемых товаров;
количество счетов, выставленных поставщиками, и
размеры оплаты по этим счетам;
общее количество поставщиков и размеры их
оборота;
количество и стоимость отдельных закупаемых
материалов и сырья, а также их удельные веса в сумме издержек по закупкам.
В логистике индивидуальный подход к определению
срока и размера заказа нецелесообразно использовать по всем материальным
ресурсам или товарам, так как обычно это сопряжено с большими затратами времени
и труда. Поэтому целесообразно производить подобный расчет только по тем
материалам, которые играют наиболее важную роль в производстве.
Этот постулат и лежит в основе АВС-анализа. В
свою очередь, он базируется на оптимуме Парето 20/80. Этот оптимум
применительно к сфере снабжения может быть охарактеризован так: на несколько
изделий из всей совокупности производимых, продаваемых, покупаемых или хранимых
приходится наиболее значительная часть расходуемых или приобретаемых ресурсов,
то есть на ограниченное число поставок и поставщиков (≈ 20%) приходится
основная масса используемых ресурсов (≈ 80%).
По АВС-анализу все ресурсы, образующие запасы,
или поставщики данных ресурсов подразделяются на три группы - А, В, и С.
А - немногочисленные, но важнейшие материалы,
товары (поставщики), на которые приходится большая часть вложений в запасы
(75-80%).
В - материалы, товары, которые являются
второстепенными и требуют меньше внимания к себе, чем материалы группы А.
Обычно на приобретение группы В тратится 20% средств.
С - составляет значительную часть номенклатуры
всех используемых ресурсов, но эти материалы недороги, и на них приходится
наименьшая часть вложений в запасы (5%).
Соответственно разделению на три группы менеджер
по снабжению использует три различные стратегии снабжения.
Для ресурсов группы А тщательно определяются
размеры и точки заказов. В зависимости от условий размещения каждого из заказов
пересматривается величина затрат на оформление заказов, транспортировку и
хранение материалов группы А, устанавливается строгий контроль уровня запасов
по данным позициям.
Для ресурсов, входящих в группу В, определяются
экономичные размеры партий, момент выдачи повторного заказа. Относительно
запасов осуществляется обычный контроль и сбор информации для обнаружения
изменений и внесения корректировок.
По ресурсам группы С никаких расчетов не
проводится, поставки планируются в общем объеме на 1 год, регистрируются
пополнения запасов, но учет их уровня не ведется. Проверка наличия запасов
производится методом инвентаризации один раз в год.
Соответственно по ресурсам групп А и В контроль
уровня запасов осуществляется с помощью непрерывной или периодической системы
учета запасов.
Для проведения анализа АВС необходимо:
установить стоимость каждого наименования
закупаемых товаров или издержки по закупкам у каждого поставщика;
расположить закупаемые товары (поставщиков) по
мере убывания издержек;
суммировать данные о количестве и издержках,
занести их в таблицу и рассчитать удельный вес каждого товара (поставщика) в
общих издержках;
разбить товары (поставщиков) на группы в
зависимости от их удельного веса в общих издержках.
Поскольку 75% затрат приходится на 10-15% всех
материальных ресурсов и поставщиков, то наиболее тщательный контроль
осуществляется именно в их отношении.- анализ. Анализ используется для оценки
значимости материальных ресурсов в зависимости от частоты их потребления на
предприятии. Он позволяет выявить группы сырья и материалов, на которые имеется
постоянный и стабильный спрос на предприятии, сырье и материалы, расход которых
подвержен колебаниям, а также те, расход которых носит случайный характер.
На основе анализа формируются группы X, Y и Z.
Х: сырье и материалы, потребление которых носит
постоянный характер или подвержено случайным и незначительным колебаниям, а
поэтому с высокой точностью поддается прогнозированию. Удельный вес этих
ресурсов в общей номенклатуре обычно не превышает 50%. Эти материалы при
расчетах показывают самые незначительные коэффициенты вариации потребления
(0-10).: сырье и материалы, потребление которых либо осуществляется
периодически, либо в течение года возрастает или убывает. Прогнозирование
расходов этих ресурсов имеет более низкую степень точности. Удельный вес их в
общем объеме - 30%: сырье и материалы, по которым невозможно выявить
закономерность в потреблении, поэтому прогнозирование их расходов тоже
практически невозможно. Эти ресурсы составляют 15% всей номенклатуры
потребляемых на предприятиях.
Основным критерием, с помощью которого можно
отнести закупаемый товар к той или иной группе, является коэффициент вариации:
ν = (δ/Хср) *100, (19)
где ν - коэффициент
вариации потребления материальных ресурсов (чем он ниже, тем более
прогнозируемым является потребление);
δ - среднее
квадратическое отклонение, определяющее степень фактического расхода
материальных ресурсов по сравнению с его средней величиной в отчетном периоде;
Хср - средняя величина расходования материалов
за период.
Методика проведения ХYZ - анализа включает
этапы:
) устанавливается средний расход каждого
материального ресурса за ряд месяцев или кварталов;
) рассчитывается среднее квадратическое
отклонение расхода материала от его средней величины;
) рассчитывается коэффициент вариации по каждой
позиции материалов;
) материалы располагаются по мере убывания
коэффициента вариации;
) данные о количестве материалов суммируются и
распределяются по группам в зависимости от значений коэффициента вариации.
Таким образом, ХYZ-анализ является средством
принятия решений при планировании материального обеспечения. В результате
анализа для материалов, попавших в группу Х, рекомендуется осуществлять закупки
в соответствии с запланированными потребностями, которые рассчитываются на
основании индивидуальных норм расхода материалов в производстве.
В отношении ресурсов, попавших в группу Y,
возможно создание сезонных запасов в соответствии с нормативами.
В группе Z материалы должны приобретаться только
по мере возникновения потребности в них. Создание запасов этих ресурсов
считается недопустимым.
Система управления запасами с фиксированным
размером заказа. Само название говорит об основополагающем параметре системы
размера заказа. Он строго зафиксирован и не меняется ни при каких условиях
работы системы. Определение размера заказа является поэтому первой задачей,
которая решается при работе с данной системой управления запасами.
Зачастую возникает ситуация, когда размер заказа
определяется по каким-либо частным организационным соображениям. Например,
исходя из удобства транспортировки или возможности загрузки складских
помещений. Между тем в системе с фиксированным размером заказа объем закупки
должен быть не только организационно, но и экономически обоснованным..
Поскольку мы рассматриваем проблему управления запасами в логистической системе
отдельной организации или логистической системы, то критерием оптимизации
должен быть минимум совокупных затрат на хранение запасов и повторение заказа.
Данный критерий учитывает три фактора, действующих на величину названных
совокупных затрат:
используемую площадь складских помещений;
издержки на хранение запасов;
стоимость оформления заказа и оплату заказанной
продукции.
Эти факторы тесно взаимосвязаны, причем само
направление их взаимодействия неодинаково. Желание максимально сэкономить
затраты на хранение запасов вызывает рост затрат на оформление заказов и оплату
заказанной продукции. Экономия затрат на повторение заказа компенсирует потери,
связанные с содержанием излишних складских помещений, и, кроме того, снижает
уровень обслуживания потребителя. При максимальной загрузке складских помещений
значительно увеличиваются затраты на хранение запасов, более вероятен риск
появления неликвидных запасов. Задача оптимизации совокупных затрат позволяет
найти компромисс между этими факторами и обеспечить наиболее выгодное их сочетание.
Использование критерия минимизации совокупных затрат на хранение запасов и
повторный заказ не имеют смысла; если время исполнения заказа продолжительно,
спрос испытывает существенные колебания, а цены на заказываемое сырье,
материалы, полуфабрикаты и прочее сильно колеблются. В таком случае
нецелесообразно экономить на содержании запасов. Это, вероятнее всего, приведет
к невозможности непрерывного обслуживания потребителя, что не соответствует
цели функционирования логистической системы управления запасами. Во всех других
ситуациях определение оптимального размера заказа обеспечивает уменьшение
издержек на хранение запасов без потери качества обслуживания.
Оптимальный размер заказа по критерию
минимизации совокупных затрат на хранение запаса и повторение заказа
рассчитываются по формуле Уилсона:
, (1)
где ОРЗ - оптимальный размер заказа,
шт.;
А - затраты на поставку единицы
заказываемого продукта, руб.;потребность в товарно-материальных запасах на
определенный период, шт.
- затраты на хранение единицы
запасов, руб./шт.
Затраты на поставку единицы
заказываемого продукта (А) включают следующие элементы:
стоимость транспортировки заказа;
затраты на разработку условий
поставки;
стоимость контроля исполнения
заказа;
затраты на выпуск каталогов;
стоимость форм документов.
Исходные данные для расчета
параметров системы следующие:
потребность в заказываемом продукте,
шт.;
оптимальный размер заказа, шт.;
время поставки, дни;
возможная задержка поставки, дни.
Расчетными параметрами системы
являются:
гарантийный запас, шт;
пороговый уровень запаса, шт;
максимальный желательный запас, шт.
Гарантийный (страховой) запас
позволяет обеспечивать потребность на время предполагаемой задержки поставки.
При этом под возможной задержкой поставки подразумевается максимально возможная
задержка. Восполнение гарантийного запаса производится в ходе последующих
поставок через использование второго расчетного параметра данной системы -
порогового уровня запаса. Пороговый уровень запаса (другое название - точка
заказа) определяет уровень запаса, при достижении которого производится
очередной заказ. Величина порогового уровня рассчитывается таким образом, что
поступление заказа на склад происходит в момент снижения текущего запаса до
гарантийного уровня. При расчете порогового уровня задержка поставки не
учитывается. Третий основной параметр системы управления запасами с
фиксированным размером заказа - максимально желательный запас. В отличие от
предыдущих двух параметров он не оказывает непосредственного воздействия на
функционирование системы в целом. Этот уровень запаса определяется для
отслеживания целесообразной загрузки производственных мощностей и площадей с
точки зрения критерия минимизации совокупных затрат.
Система с фиксированным интервалом
времени между заказами - вторая и последняя система управления запасами,
которая относится к основным. Классификация систем на основные и прочие вызвана
тем, что две рассматриваемые системы лежат в основе всевозможных иных систем
управления запасами. В системе с фиксированным интервалом времени между
заказами, как ясно из названия, заказы делаются в строго определенные моменты
времени, которые отстоят друг от друга на равные интервалы, например, один раз
в месяц, один раз в неделю, один раз в 14 дней и т. п.
Определить интервал времени между
заказами можно с учетом оптимального размера заказа. Расчет интервала времени
между заказами можно производить следующим образом:
, (2)
где N - количество рабочих дней в
году, дни;
- потребность в заказываемом
продукте, шт.;
ОРЗ - оптимальный размер заказа, шт.
Полученный с помощью формул интервал
времени между заказами не может рассматриваться как обязательный к применению.
Он может быть скорректирован на основе экспертных оценок. Например, при
полученном расчетном результате (4 дня) возможно использовать интервал в 5
дней, чтобы производить заказы один раз в неделю.
Исходные данные для расчета
параметров системы следующие:
потребность в заказываемом продукте,
шт.;
интервал времени между заказами,
дни;
время поставки, дни;
возможная задержка поставки, дни.
Расчетными параметрами системы
являются:
гарантийный запас, шт;
максимальный желательный запас, шт;
размер заказа, шт.
Гарантийный (страховой) запас, как и
для случая, о котором говорилось выше, позволяет обеспечивать потребность на
время предполагаемой задержки поставки (под возможной задержкой поставки также
подразумевается максимально возможная задержка). Восполнение гарантийного
запаса производится в ходе последующих поставок через пересчет размера заказа
таким образом, чтобы его поставка увеличила запас до максимального желательного
уровня. Максимально желательный запас определяется в ходе мониторинга поддержания
целесообразной загрузки площадей с точки зрения минимизации совокупных затрат.
Так как в рассматриваемой системе момент заказа заранее определен и не меняется
ни при каких обстоятельствах, постоянно пересчитываемым параметром является
именно размер заказа. Его вычисление основывается на прогнозируемом уровне
потребления до момента поступления заказа на склад организации. Расчет размера
заказа в системе с фиксированным интервалом времени между заказами производится
по формуле:
РЗ = МЖЗ - ТЗ + ОП, (3)
где РЗ - размер заказа, шт.;
МЖЗ - максимальный желательный
запас, шт.;
ТЗ - текущий запас, шт.;
ОП - ожидаемое потребление за время
поставки, шт.
Как видно из формулы, размер заказа
рассчитывается таким образом, что при условии точного соответствия фактического
потребления за время поставки ожидаемому поставка пополняет запас на складе до
максимального желательного уровня. Действительно, разница между максимальным
желательным и текущим запасом определяет величину заказа, необходимую для
восполнения запаса до максимального желательного уровня на момент расчета, а
ожидаемое потребление за время поставки обеспечивает это восполнение в момент
осуществления поставки.
.3 ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАПАСОВ
Оперативное планирование и
управление производственными запасами занимает особое место в общей системе
планирования на производственном предприятии. С точки зрения горизонта
планирования планы можно поделить на:
Долгосрочные (более 5 лет. В
советское время долгосрочные планы носили название «Техпромфинплан» и
информация для их формирования содержалась в планах пятилеток.);
Перспективные и стратегические (3-5
лет);
Текущие (1-2 года);
Оперативные (квартал, месяц, декада,
неделя, сутки, смена).
Построение сетевой модели
(структурное планирование) начинается с разбиения проекта на четко определенные
работы, для которых определяется продолжительность. Работа - это некоторый
процесс, приводящий к достижению определенного результата, требующий затрат
каких-либо ресурсов и имеющий протяженность во времени. По количеству
затрачиваемого времени работа может быть:
· действительной, т.е. требующей
затрат времени;
· фиктивной, т.е. формально не
требующей затрат времени.
Фиктивная работа может реально
существовать, например, «передача документов от одного отдела к другому». Если
продолжительность такой работы несоизмеримо мала по сравнению с
продолжительностью других работ проекта, то формально ее принимают равной 0.
Существуют фиктивные работы, которым в реальности не соответствуют никакие
действия. Такие фиктивные работы только представляют связь между другими
работами сетевой модели.
Работы связаны друг с другом таким
образом, что выполнение одних работ может быть начато только после завершения
некоторых других. Событие - это момент времени, когда завершаются одни работы и
начинаются другие. Событие представляет собой результат проведенных работ и, в
отличие от работ, не имеет протяженности во времени.
Взаимосвязь работ и событий,
необходимых для достижения конечной цели проекта, изображается с помощью
сетевого графика (сетевой модели). Работы изображаются стрелками, которые
соединяют вершины, изображающие события. Начало и окончание любой работы
описываются парой событий, которые называются начальным и конечным событиями.
Поэтому для указания конкретной работы используют код работы , состоящий из
номеров начального (i-го) и конечного (j-го) событий (рис.7).
Любое событие может считаться
наступившим только тогда, когда закончатся все входящие в него работы. Поэтому
работы, выходящие из некоторого события, не могут начаться, пока не будут
завершены все работы, входящие в это событие. Событие, не имеющее
предшествующих ему событий, т.е. с которого начинается проект, называют
исходным. Событие, которое не имеет последующих событий и отражает конечную
цель проекта, называется завершающим.
При построении сетевого графика
необходимо следовать следующим правилам:
· длина стрелки не зависит от
времени выполнения работы;
· стрелка может не быть
прямолинейным отрезком;
· для действительных работ
используются сплошные, а для фиктивных - пунктирные стрелки;
· каждая операция должна быть
представлена только одной стрелкой;
· между одними и теми же событиями
не должно быть параллельных работ, т.е. работ с одинаковыми кодами;
· следует избегать пересечения
стрелок;
· не должно быть стрелок,
направленных справа налево;
· номер начального события должен
быть меньше номера конечного события;
· не должно быть висячих событий
(т.е. не имеющих предшествующих событий), кроме исходного;
· не должно быть тупиковых событий
(т.е. не имеющих последующих событий), кроме завершающего;
· не должно быть циклов.
Исходные данные для построения
сетевой модели могут задаваться различными способами, например,
· описанием предполагаемого проекта.
В этом случае необходимо самостоятельно разбить его на отдельные работы и
установить их взаимные связи;
· списком работ проекта. В этом
случае необходимо проанализировать содержание работ и установить существующие
между ними связи;
· списком работ проекта с указанием
их упорядочения. В этом случае необходимо только отобразить работы на сетевом
графике.
Для устранения параллельности работ
вводят дополнительное событие и фиктивную работу (которой в реальности не
соответствует никакое действие) таким образом, чтобы конечные события работ
различались (рис.8).
Рисунок 1 - Устранение
параллельности двух работ
В системе с фиксированным интервалом
времени между заказами издержки управления в явном виде не рассматриваются и
размер заказа определяется не по формуле Уилсона. В соответствии с
рассматриваемой системой через постоянные промежутки времени поводится проверка
состояния запасов и, если после предыдущей проверки было израсходовано
(реализовано) некоторое количество запаса, то подается заказ на пополнение
запасов.
Возможны два варианта: фиксированным
является только максимальных размер запаса или зафиксированы максимальная
величина запасов и точка заказа.
1) Система
с фиксированным максимальным уровнем запаса.
Условные обозначения: Зmax - максимальный
уровень запасов; Зстрах - страховые запасы; Gi - заказ после i-той проверки; -
временная задержка между моментом подачи заказа и моментом его получения; ' -
интервал поступления заказа: временная задержка между первым поступлением и
полным выполнением заказа (если запасы пополняются мгновенно, то '=0 ); R -
длительность временного интервала между проверками состояния запасов.
) Система с фиксированными максимальным уровнем
запаса и точкой заказа - система управления запасами с двумя уровнями или
Ss-система. В данном случае по формуле (1) рассчитывается максимальный уровень
запасов, а также определяется точка заказа.
Условные обозначения:заказа - точка заказа.
Системы управления запасами с фиксированным
интервалов времени между заказами рекомендуются к применению, если:
издержки управления запасами незначительны и ими
можно пренебречь, или издержки управления запасами вычислить невозможно;
поставщик запасов диктует периодичность и сроки
поставки;
предприятие работает в условиях, когда
использование (реализация) запасов очень неравномерны во времени, подвержены
существенным колебаниям и не поддаются планированию и прогнозированию.
В многоэтапных моделях управления
запасами решение о размещении очередного заказа принимается на каждом этапе. В
отличие от одноэтапных моделей, в которых на каждом периоде условия поставки,
заказываемые ресурсы и характер спроса могут быть разными, в многоэтапных моделях
управления запасами перечисленные особенности принимаются, как допущение,
постоянными. Промежуток времени длительностью , на котором происходит поиск
решения, разбивается на равных
периодов (этапов) и представляется вектором :
(4)
|
|
где - начало промежутка времени , - окончание
промежутка времени .
В многоэтапных моделях учитывается
приведенная стоимость денег. Если - коэффициент дисконтирования
(процент скидки, <1) для
одного этапа, то сумма , после -го этапа
будет эквивалентна сумме в настоящий
момент времени [3]. Кроме того, в рассматриваемой модели управления запасами
предусматривается возможность задолженности спроса. Предполагается также, что
спрос на каждом
периоде описывается стационарной (не зависящей от времени ) плотностью
распределения вероятности .
В классических моделях управления
запасами предусматривается размещение заказов на один ресурс у одного
поставщика. В современных условиях один и тот же ресурс предлагается не
единолично, а, как правило, множеством поставщиков.
Пусть число поставщиков,
предлагающих товаров,
равно . Представим
эту информацию в виде матрицы
(5)
|
|
Структуру затрат, связанных с понятием «запасы»,
можно представить в виде функции, аргументом которой является объем запаса,
состоящей из:
затрат на приобретение запасов;
затрат на размещение заказа;
затрат на хранения запасов;
потери от дефицита запасов.
Все стоимости, приведенные в этом списке, должны
определяться, в свою очередь, как функции искомого объема заказа и интервала
времени между заказами. Если стоимость размещения заказа становится соизмеримой
со стоимостью самого заказа, то не учитывать эту стоимость в затратах на
пополнение запасов нельзя. Это дополнение может оказаться весьма существенным,
если учесть, что удельная сумма затрат возрастает при уменьшении объема заказа.
Введем следующие обозначения:
стоимость размещения заказа представлена матрицей , стоимость
хранения запаса , - штраф за
дефицит ресурса. Каждый поставщик имеет определенный срок выполнения заказа .
Одинаковые товары могут быть
закуплены по разным ценам у различных поставщиков. Для учета этого
обстоятельства потребуется матрица цен закупки -го товара у
-го
поставщика.
Введем в рассмотрение матрицу оптимальных
объемов закупки -го товара у
-го
поставщика. Усложнение многоэтапной однопродуктовой модели управления запасами,
представленной в [3], приводит к одномерному уравнению относительно
,(6)
|
|
где - номер поставщика, у которого
размещается заказ -го товара
за период (пояснения
см. ниже).
Функция затрат за период по товару имеет
следующий вид
,(7)
|
|
где - остаток товара на начало периода ; - стоимость
хранения единиц
товара (спрос за
период удовлетворяется
не мгновенно, а в течение всего периода); - стоимость заказа товара за период по цене объемом ; - ожидаемая
сумма штрафа за дефицит; - спрос на
товар.
В выражении (4) используется функция
и величина , которые
определяют затраты на пополнение запаса в случае размещения нового заказа.
Функция ( -
формальный аргумент функции) определяется следующим образом
(8)
|
|
Значение функции указывает
на размещение заказа товара у поставщика за период . Объем
заказа вычисляется
следующим образом ( - матрица
заказов)
(9)
|
|
где - функция двух переменных
(10)
|
|
Можно заметить, что формулы (5) и (7) связаны
равенством
.(11)
|
|
Итак - это стоимость подачи заказа по
товару поставщика . В модели
(2)-(8) элементы матрицы определяют
поставщика, у которого размещается заказ -го товара объемом за период . Если , то заказ
не размещается. Ограничением для возможного применения модели управления
запасами (2)-(8) является невозможность размещения заказа на поставку
конкретного товара у нескольких поставщиков одновременно на одном этапе.
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
ЗАПАСОВ В ООО «КАРДИНАЛ - КАМЕНСК»
.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
ООО «КАРДИНАЛ КАМЕНСК»
ООО «Кардинал - Каменск»« работает с
августа 2006 года, и за такой короткий срок уже достигла значительных успехов.
Фирма занимается оптовой и розничной торговлей, значительную часть оборота
занимают товары, связанные с бытовой техникой, а также кассовым оборудованием,
банковской техникой, компьютерами и компьютерными принадлежностями.
Целью данного предприятия является
извлечение прибыли, оно имеет гражданские права и несет обязанности,
необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
ООО «Кардинал - Каменск»« имеет
договоры о поставках продукции с двумя официальными дистрибьюторами бытовой
техники, также ведутся переговоры с немецкой фирмой об эксклюзивных поставках.
За эти годы фирма заработала хорошую
репутацию в деловых кругах.
Цели и предмет деятельности ООО
«Кардинал - Каменск»«.
. Основными целями создания и
деятельности Общества является осуществление производственно-хозяйственной
деятельности, направленной на получение прибыли на вложенный капитал в размере,
который превышает банковские депозитные ставки, а также удовлетворение на основе
полученной прибыли социально-экономических интересов Учредителей и членов
трудового коллектива.
. Для достижения указанных целей
Общество вправе осуществлять следующие виды деятельности:
продажа и установка бытовой техники;
техническое обслуживание предприятий
торговли и общественного питания в части выполнения строительно-монтажных работ
по установке и демонтажу торгово-технологического оборудования, осуществление
его наладки и ремонта;
создание и постоянное расширение
собственной производственной базы;
разработка концепций, а также
оказание консультационных услуг в сфере управления проектами и организациями;
создание учреждений торговли,
общественного питания, бытового обслуживания населения;
установка, ремонт и техническое
обслуживание кассовых аппаратов, вычислительной, множительной, радио-, видео- и
иной техники;
проведение научно-исследовательских,
экспертных, инновационных работ;
осуществление валютно-финансовых,
кредитных, инвестиционных и других операций;
торгово-коммерческая, посредническая
деятельность.
. Все вышеперечисленные виды
деятельности осуществляются в соответствии с действующим законодательством.
Общая численность торговых
работников в магазине составляет 16 человек, из них 5 человек -
торгово-оперативные работники, численность трудовых ресурсов за последние 3
года имеет тенденцию к увеличению.
Уровень подготовки персонала
магазина ООО «Кардинал - Каменск» представлен в таблице 1.
Таблица 1-Уровень подготовки
персонала магазина ООО «Кардинал - Каменск»
Категории
работников
|
Уровень
подготовки, %
|
С
высшим образованием
|
65
|
Со
средним специальным образованием
|
25
|
Прочие
|
10
|
Всего
|
100
|
Таблица 2-Технико-экономическая характеристика
предприятия ООО «Кардинал - Каменск»
Показатели
|
2012г.
|
2013г.
|
Изменения
+/-
|
Темп
роста %
|
1.Среднесписочная
численность работников, чел.
|
14
|
16
|
2
|
114
|
2.Среднегодовая
стоимость ОФ тыс.руб.
|
----
|
3221
|
3221
|
|
3.Среднегодовая
стоимость остатков оборотных средств тыс.руб.
|
14222
|
26456
|
12233
|
92
|
4.Выручка
от реализации в сопоставимых ценах, тыс.руб.
|
19600
|
23677
|
4077
|
118
|
5.Затраты
на пр-во реализованной продукции, тыс.руб.
|
17512
|
20228
|
2716
|
115
|
6.Прибыль
от реализации продукции, тыс.руб.
|
2449
|
1000
|
141
|
7.Затраты
на 1 руб. реализованной продукции (п.5/п.4)
|
0,88
|
0,85
|
-0,03
|
96
|
8.
Производительность труда, (п.4/п.1).
|
1400
|
1480
|
80
|
106
|
9.Рентабельность
продаж %, (п.6/п.4).
|
12
|
15
|
3
|
125
|
По данным таблицы наблюдается улучшение основных
показателей предприятия за 2013 год. Выручка от реализации выросла на 4007 руб.
в отчётном периоде по сравнению с прошедшим. Несмотря на увеличение затрат на
производство реализованной продукции в абсолютном выражении на 2716 руб., их
доля в выручке от реализации снизилась на 4%. Также положительным результатом
деятельности является увеличение уровня рентабельности продаж на 25% по сравнению
с прошедшим периодом.
.2 АНАЛИЗ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ
«КАРДИНАЛ - КАМЕНСК» И ФАКТОРОВ, КОТОРЫЕ НА НИХ ВЛИЯЮТ
Особенностью формирования товарных запасов на
предприятии есть то, что в 2013 году 40% было импортировано, т.е. их уровень
должен был быть значительным. Поставки через небольшой промежуток времени
незначительными партиями является экономически невыгодными, так как
транспортные расходы и расходы на таможне значительно превышают складские
расходы. Снабжения происходили раз в квартал, и средние товарные запасы имели
постоянную тенденцию к росту. Это обусловлено ростом товарооборота и политикой
завоевания сектора рынка, которая предусматривает постоянный поиск новых
клиентов, которые в свою очередь нуждаются в наличии значительных товарных
запасов для удовлетворения новых непрогнозируемых заказов.
В целом среднеквартальные товарные запасы за
средней хронологической составили 17512 руб, что в днях товарооборота
составляет 66 дней или два месяца и 5 дней, а скорость обращения в количестве
оборотов средних запасов - 5 раз, т.е. средние запасы за год сделали 5
оборотов. Каждое предприятие старается ускорить скорость обращения товарных
запасов, это влияет на общее состояние и прибыльность деятельности, но важно
сохранять баланс между товарооборотом и запасами, чтобы их количества было
достаточно для удовлетворения требований клиентов.
Совокупные товарные запасы на конец 2013 года
возросли на 143,3%, что было следствием увеличения реального товарооборота и
выполнение стратегии развития фирмы. В целом товарные запасы выполнили свои
главные функции в периоде, который рассматривается, т.е. обеспечили
бесперебойный товарооборот в периодах между поставками.
Все товарные группы не нуждаются в особых
условиях хранения и имеют значительный срок сохраняемости, которая разрешает
создавать сезонные товарные запасы.
В целом ассортимент довольно широкий и
охватывает почти все возможные товарные группы, но расширение возможно за счет
товаров других торговых марок, которые отличаются от тех, с которыми проводит
операции «Кардинал - Каменск», ценой и качеством.
Таблица 3 -Показатели оборачиваемости товарных
запасов ООО «Кардинал - Каменск» за 2012-2013 г.г. тыс. руб.
Наименование
показателя
|
Базисный
период (2012 г.)
|
Отчетный
период (2013 г.)
|
Отклонение
|
|
|
|
абсолютное
|
относительное,
%
|
Средние
запасы
|
30,35
|
69,61
|
38,26
|
12,61
|
Однодневный
ТО
|
37,57
|
46,96
|
8,40
|
23,60
|
Время
обращения
|
81,3
|
149,1
|
67,77
|
83,34
|
Скорость
обращения
|
4,4
|
2,4
|
-2,01
|
-45,46
|
Средний
ТО
|
34,27
|
43,86
|
8,59
|
23,60
|
Так, в состоянии переговоров контракт с немецкой
компанией на снабжение товаров лучших за качеством и высших по цене. Структура
товарных запасов обеспечивает нормальный уровень товарооборота как в целом так
и по отдельным группам, что является результатом плодотворной работы всех
подразделов фирмы, также ведутся постоянные расчеты, которые направлены на
постоянный поиск оптимальной структуры товарных запасов.
На формирование товарных запасов влияет много
факторов, но важно выделить именно те, которые осуществляют наибольшее влияние
на конкретном предприятии. Эти факторы делятся на внутренние и внешние.
Внутренними факторами на предприятии есть широта ассортиментов, частота его
обновления и объем и структура товарооборота. Широта ассортиментов в ООО
«Кардинал - Каменск» очень большая и достигает 180 наименований товаров. Такая
ситуация требует более высокого уровня товарных запасов благодаря необходимости
поддерживать нормальный товарооборот. Вышеуказанная широта ассортиментов
обусловлена спецификой избранного вида деятельности и широкой диверсификацией
российского потребительского рынка.
Объем и структура товарооборота есть одним из
важнейших факторов, который влияет на формирование товарных запасов. Внешними
факторами является качество продукции, сезонность и колебания спроса, уровень
наполнения товарного рынка и сроки хранения товаров. Качество продукции,
которой оперирует предприятие, отвечает мировым стандартам и имеет низкий
уровень недостатка, но все-таки уровень запаса увеличивается, чтобы иметь
возможность удовлетворить жалобы клиентов, не теряя оптимального баланса между
товарооборотом и товарными запасами. Качество продукции, которая в свою очередь
влияет на цену товара, является особым фактором, который в условиях
нестабильной экономической ситуации влияет на замедление скорости обращения
товарных запасов в периоды углубления кризиса, который сопровождается
значительным падением покупательного спроса. Сезонность и колебания спроса это
факторы, которые взыскивают значительный, но не очень заметный (в 2013 году)
влияние. Он не очень заметный из-за быстрого роста сектора рынка, который
занимает «Кардинал - Каменск»«. Уровень наполнения товарного рынка довольно
диверсифицирован, некоторые товарные группы, широко представленные по всем
потребительским требованиям, некоторые почти отсутствуют. Быстрый обзор
конкурентов указывает на олигополистичную направленность этого сектора рынка,
где на незначительное количество компаний приходится значительный объем
товарооборота.
Скорость обращения средних товарных запасов
составила 5 оборотов, или у дня товарооборота - 66 дней. Этот результат
свидетельствует о значительном уровне товарных запасов, которые имеют небольшую
скорость обращения, но это связанное со спецификой товаров.
Уровень рентабельности средних товарных запасов
составляет 24%, экономическое содержание этого показателя заключается в том,
что на одну гривну товарных запасов в среднем приходится 24 копейки прибыли.
Одной из целей управления товарными запасами есть именно максимизация этого
показателя за счет увеличения чистой прибыли и/или уменьшение средних товарных
запасов. Но в стараниях максимизировать уровень рентабельности нужно помнить и
о стабильности деятельности предприятия и обеспечение нормального товарооборота
и уровня конкурентоспособности на рынке.
Рентабельность складских и транспортных расходов
составляла в 2013 году - 331,9% и 531,1% соответственно (в 2012 году 286,4% и
485%). Это улучшение связано в первую очередь с ростом объемов завоза и
скидками, полученными за регулярность пользования услугами. Были найдены
оптимальные маршруты снабжения и минимизированные расходы на таможне.
Таблица 4-Структура запасов и затрат в тыс. руб.
за 2013 год
Наименование
|
На
1.01.13 г.
|
На
1.01.14 г.
|
Отклонение,
+/-
|
Комплектующие
|
11,6
|
17,1
|
+6
|
МБП
|
10,4
|
12214
|
+1,7
|
НЗП
|
21,2
|
18835
|
-2,3
|
Готовая
продукция
|
13,9
|
22903
|
+8,9
|
Товары
проданные
|
40,0
|
-
|
-40
|
Расходы
будущих периодов
|
15
|
93
|
+78
|
Итого
запасов и затрат
|
57
|
71
|
+14
|
Таблица 5-Структура товарооборота за 2012,
2013г.
Структура
|
Товарооборот
за 2012г, тыс руб.
|
Структура
товарооборота за 2012 %
|
Товарооборот
за 2013 тыс. руб.
|
Структура
товарооборота за 2013, %
|
Бытовая
техника
|
215,9
|
62
|
244,5
|
64
|
Комплектующие
ПК
|
21,6
|
61
|
24,3
|
62
|
Офисная
техника
|
46,8
|
13,1
|
53,1
|
13,6
|
Банковская
техника
|
21,6
|
6,1
|
24,1
|
6,3
|
Канцелярия
|
7,2
|
2,2
|
8,3
|
2,2
|
Кассовые
аппараты
|
15,7
|
4,5
|
17,3
|
4,5
|
Итого
|
350,6
|
100
|
383,9
|
100
|
Проанализировав товарные запасы фирмы «Кардинал
- Каменск»« в периоде с 01.01.2012 до 01.01.2013 можно сделать вывод, что
управление товарными запасами осуществляется на высоком уровне, используется
модель оптовых закупок значительными партиями, которая разрешает получить
значительные ценовые скидки, минимизировать затраты на заказ, транспортные
затраты и гарантирует поставку всей партии.
. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ
ООО «КАРДИНАЛ - КАМЕНСК»
Эффективное управление запасами позволяет
снизить продолжительность операционного цикла, уменьшить текущие затраты на их
хранение, высвободить из текущего хозяйственного оборота часть оборотного
капитала, реинвестируя его в другие активы. Обеспечение этой эффективности
достигается за счет разработки и реализации специальной финансовой политики
управления запасами. Политика управления запасами представляет собой часть
общей политики управления использованием оборотного капитала предприятия,
заключающаяся в оптимизации общего размера и структуры запасов
товарно-материальных ценностей, минимизацией затрат по их обслуживанию и
обеспечение эффективного контроля за их движением.
Разработка политики управления запасами
охватывает ряд последовательно выполняемых этапов работ, основными из которых
являются:
анализ запасов товарно-материальных ценностей в
предшествующем периоде;
определение целей формирования запасов;
оптимизация размера основных групп текущих
запасов;
оптимизация общей суммы запасов
товарно-материальных ценностей, формируемых за счет оборотного капитала;
построение эффективных систем контроля за
движением запасов на предприятии.
Для разработки этой политики необходимо
разобраться с нормами запасов.
Нормой запаса называется расчетное минимальное
количество предметов труда, которое должно находиться у производственных или
торговых предприятий для обеспечения бесперебойного снабжения производства
продукции или реализации товаров.
Оптимальный размер партии поставляемых товаров
и, соответственно, оптимальная частота завоза зависят от следующих факторов:
объем спроса (оборота);
расходы по доставке товаров;
расходы по хранению запаса.
В качестве критерия оптимальности выбирают
минимум совокупных расходов по доставке и хранению
Оптимальный размер заказа - S опт
Задача определения оптимального размера заказа,
может быть решена аналитически по формуле Уилсона, позволяющей рассчитать
оптимальный размер заказа:
опт = ,
где Sопт - оптимальный размер заказываемой
партии в штуках;
О - величина оборота в штуках;
Ст - затраты, связанные с размещением,
доставкой, приемкой партии заказанного товара;
Сх - затраты, связанные с хранением единицы
запаса в год.
Рассчитаем оптимальный размер партии DVD
Sопт= = 28 шт.
где Sопт - оптимальный размер
заказываемой партии в штуках;
О - величина оборота в штуках в
штуках (за 2013 год было продано 50 шт);
Ст - затраты, связанные с
размещением, доставкой, приемкой партии заказанного товара (в среднем затраты
составляют 12 руб./шт);
Сх - затраты, связанные с хранением
единицы запаса в год (в среднем затраты составляют 43 руб.).
Таким образом, оптимальный размер
партии DVD составляет 28 шт.
Все рассмотренные выше системы
контроля уровня запасов применимы лишь к весьма ограниченному спектру условий
функционирования и взаимодействия поставщиков и потребителей. Повышение
эффективности использования систем управления запасами в логистической системе
организации приводит к необходимости разработки оригинальных вариантов
рассмотренных выше систем контроля уровня запасов.
Предприятию необходимо разработать
определенную систему управления запасами, чтобы поддерживать ритмичность
производства и снизить затраты на закупку и хранение запасов. Рассмотрим
возможность предприятия привлекать заемные средства для увеличения оборотных
активов. «Кардинал - Каменск»« при формировании товарных запасов использовались
исключительно собственные средства предприятия. Если заимствование и имели
место, то они были настолько краткосрочными, что не осуществляли значительного
влияния на финансовое состояние предприятия. В среднем скорость обращении
товарных запасов составляет 66 дней, поэтому следует рассмотреть два варианта
займа: на 60 дней и на 90 дней. Фирма имеет расчетный счет в банке «СКБ-банк»,
поэтому используем процентные ставки этого банка. Фирма проводит
внешнеэкономическую деятельность, и возникает необходимость в займах в
«твердой» валюте (американских долларах или немецких марках). Применим в
расчетах ставку банка «СКБ-банк» на 04.11.2013г.: на срок 60 дней - 25%, на 90
дней - 30%. Рентабельность оборота составляет приблизительно 10%, что
обусловлено политикой низких торговых наценок, которая направлена на быстрое
завоевание рынка. Поэтому в данной ситуации применения заемных средств является
экономически нецелесообразным. Но при условиях повышения рентабельности
автоматически поднимается вопрос о применении заемных средств.
Частью заемной политики фирмы это
система управления дебиторской задолженностью. Она влияет на товарные запасы
через срок оборота товаров. На фирме ООО «Кардинал - Каменск» эта система
ограничивается ценовыми дисконтами за предыдущую оплату, надбавками за
увеличение срока оплаты, и штрафными санкциями за нарушение условий договора.
Но на фирме отсутствующая система оценки платежеспособности клиента,
вероятности задержки платежа или неспособности клиента отвечать за своими
обязательствами. Применение штрафных санкций невыгодно в существующих
экономических условиях, так как затраты времени и средств на судебное дело, в
большинстве случаев, превысят поступление. Исходя из этого, по моему мнению,
следует применить систему заемного ранжирования, которая разрешает на основе
статистической обработки информации в клиентах ранжировать их за степенью
платежеспособности и надежности. Так, наиболее часто используют методы
многофакторного анализа, которые разрешают учесть влияние разных факторов на
финансовое состояние клиента на промежутке времени, которое рассматривается, и
с высоким уровнем точности оценить перспективы сотрудничества. Одной из таких
систем есть система 5С (The five C's system), которая основана на анализе пяти
главных характеристик клиентов: характера (система ценностей в бизнесе),
имущественного состояния, капитала, возможности обеспечения задолженности
залогом, общих условий деятельности предприятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Деятельность любого предприятия
ориентирована на получение определенных результатов. Однако одни предприятия
уверенно достигают поставленных целей своей деятельности, а другие - работают
менее успешно. Многие успех деятельности предприятия связывают с правильным
выбором вида деятельности, наличием достаточных ресурсов и умением
ориентироваться в бурном море рыночной экономики. Удачное плавание, бесспорно,
зависит от правильной начальной ориентации и благоприятных исходных условий его
деятельности - обеспеченности материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами.
Анализ деятельности хозяйствующего
субъекта является одним из наиболее действенных методов управления, основным элементом
обоснования руководящих решений. В условиях становления рыночных отношений он
имеет целью обеспечить устойчивое развитие доходного, конкурентоспособного
производства и включает различные направления - правовое, экономическое,
производственное, финансовое и др. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной
деятельности предприятия предполагает всестороннее изучение технического уровня
производства, качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции,
обеспеченности производства материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами и
эффективности их использования. Они основаны на системном подходе, комплексном
учете разнообразных факторов, качественном подборе достоверной информации и
являются важной функцией управления.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Андрейчиков
А.В., Андрейчикова О.Н. Анализ, синтез планирование решений в экономике. М.:
Финансы и статистика, 2010
Гаджинский
А.М. Логистиика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений.
2-е изд. М.: Маркетинг, 2011. - 423 С.
Логистика
Учебное пособие/ Под ред. Б.А. Аникина. М.: ИНФРА-М, 2006. - 174 С.
Кэмпбелл
Р. Макконнелл Экономикс. 13-е изд. М.: ИНФРА-М, 2009. - 243 с.
Мейер
М. Теория реляционных баз данных. М.: Мир, 2009. - 608 с.
Таха
Хемди А. Введение в исследование операций, 7-е изд.: пер. с англ. М.:
Издательский дом «Вильямс», 2009 - . 912 с.
Кофман
А., Анри-Лабордер А. Методы и модели исследования операций: пер. с франц. Т. 1.
М.: Мир, 2008. - 524 с.
Вагнер
Г. Основы исследования операций. В 3-х томах. М.: Мир, 2006 - 356 с.
Сергеев
В.И. Корпоративная логистика. 300 вопросов профессионалов. М.: Инфра-М, 2010. -
328 с.
Бауэрсокс
Д. Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. М.: Олимп-бизнес, 2011. - 273
с.
Отнес
Р., Эноксон Л. Прикладной анализ временных рядов. М.: Мир, 2012. - 428 с.
Бендат
Дж., Пирсол А. Прикладной анализ случайных данных. М.: Мир, 2011. - 540 с.
Финансовый
менеджмент: теория и практика. Под ред. Е. С. Стояновой. -
М.: Изд-во «Перспектива», 2009. - 656 с.
Шевченко
Н. С., Черных А. Ю., Тиньков С. А., Кузьбожев Э. Н. Управление затратами,
оборотными средствами и производственными запасами. Под ред. д. э. н., проф. Э.
Н. Кузьбожева. - Курск: Курск. гос. тех. ун-т, 2010.
-
154 с.