Многие видят сейчас в движении наличных денежных средств основной показатель, на который следует ориентироваться при формировании цепочек поставок и управлении ими. Низкий приток наличности часто свидетельствует о том, что процесс производства плохо управляем. Один производитель продуктов питания подсчитал, что его оборот наличных средств составляет 80 дней, в то время как у наиболее успешных компаний в отрасли он составляет 40 дней. Проведя тщательный анализ, руководство компании выяснило, что производственный рост создает большие проблемы: две третьих оборота денежных средств поглощалось обслуживанием огромных запасов продукции. При больших объемах продукции, работа по управлению жизненным циклом этой продукции велась плохо. Перепроизводство удлиняет цикл оборота денежных средств, создавая всё больше товаров для удовлетворения неменяющегося спроса. Общий спрос на определенный вид продукции разбивается по множеству новых подвидов, в результате чего средний уровень ошибочности прогнозов растет и, соответственно, растут складские запасы.
1.3 Функционально-стоимостной анализ цепей поставок
Среди методов, используемых в системе контроллинга, особое место принадлежит функционально-стоимостному анализу (в англоязычной литературе - Activity Based Costing - ABC), который является эффективным инструментом оптимизации затрат и качества выполнения логистических функций.
Цель функционально-стоимостного анализа (ФСА) состоит в поиске возможностей реализации функций, при оптимальных затратах и обеспечении высоких требований к качеству, безопасности и рыночной привлекательности товаров и услуг. В отличие от других методов снижения затрат, ФСА строится на функциональном подходе - изучении функций объекта исследования и применении ряда алгоритмов и приемов, позволяющих решить, каким образом данная функция может исполняться качественно при наименьших затратах. ФСА ориентирован на систематическое изучение функций определенных объектов (товаров, процессов, структур) с целью минимизации затрат и получения максимального эффекта.
Между эффектом и затратами следует установить оптимальное соотношение. ФСА используется для решения комплексных экономических, технических и организационных проблем в ЛС. Традиционно целевой размер снижения затрат, обеспечиваемый ФСА, находится в пределах между 10 и 20%. Успех ФСА зависит от многих факторов, в том числе от поддержки этого метода руководством предприятия и понимания его возможностей.
На этапах проектирования объектов и закупки материалов применение ФСА дает наибольший эффект. Эта методология может также применяться, когда продукт уже внедрен на рынок. Поскольку товары конкурируют друг с другом, соотношения между затратами и прибылью становятся особенно значимыми. Когда ФСА применяется для уже созданных продуктов и услуг, то цель чаще всего - улучшение стоимостных характеристик. Процесс оформления заказов в ЛС может также подвергнуться проверке посредством ФСА. При этом изучаются информационные потоки, распределение прав и обязанностей, а также отдельные этапы работ.
Так, на одном из предприятий оказалось, что оформление одного заказа потребовало на 30% больше времени, чем предполагалось ранее. ФСА показал, что каждый сотрудник «отвечал за все», из-за чего происходили сбои в поступлении информации и дублирование работ. Были разработаны предложения по улучшению организации этого процесса. В результате были четко разграничены обязанности, применены определенные формы документов, анкеты и бланки заказов, что способствовало укреплению позиций предприятия на переговорах с поставщиками и покупателями. После реорганизации предприятие смогло справиться с обработкой гораздо большего числа заказов при прежнем составе персонала.
Кроме того, проведение ФСА взаимоотношений предприятия с поставщиками выявило целесообразность кооперации. В результате поставщик смог обеспечить снижение затрат и повысить эффективность собственного производства.
Использование ФСА в ЛС преследует несколько целей:
) снижение издержек;
) повышение производительности;
) повышение эффективности;
) улучшение качества;
) проведение реорганизации;
) эффективное использование ресурсов.
Существуют различные алгоритмы ФСА в зависимости от предмета исследования, этапа жизненного цикла изучаемого объекта, назначения и т.д. По предмету исследования различают ФСА продуктов, процессов, систем. По моменту исследования в ходе жизненного цикла объекта - формирование стоимостных характеристик, когда объекты находятся на этапе разработки, и улучшение стоимостных характеристик, когда продукты или процессы уже созданы или введены в действие. По назначению - для снижения (минимизации) затрат при заданных функциях, для повышения качества (ценности) объекта, оптимизации затрат и функций.
В соответствии с целями различают три методические формы ФСА: корректирующую, творческую и инверсную. Первая форма используется для совершенствования освоенных и действующих объектов, вторая (творческая) - на стадии проектирования, третья (инверсная) - для поиска новых сфер применения, без изменения объекта. ФСА проводится силами рабочих групп. Если предприятие еще не имеет опыта применения ФСА, то есть смысл поручить руководство работой группы консультантам со стороны.
Создание продукции с меньшими затратами требует налаживания информационных потоков между подразделениями, а групповая работа способствует такому обмену информацией и помогает преодолеть бюрократичность мышления. Кроме того, работа в группе побуждает к развитию творческой активности.
В группу должны входить специалисты из подразделений, являющихся местами возникновения затрат, и обслуживающих их отделов: исследовательского, конструкторского, производственного, маркетинга, логистики, качества, контроллинга, бухгалтерии, планово-экономического. Наряду с профессиональной пригодностью необходимо учитывать личные качества участников, поскольку работа в группе должна быть гармоничной и творческой. Руководитель группы должен быть признан всеми участниками, обладать высоким авторитетом и хорошо знать предприятие.
Следует учитывать, что ФСА имеет несколько особенностей:
) процесс структурируется в соответствии с системно-техническим аспектом работ;
) работы ориентированы на объекты, обусловливающие затраты, и на количественные целевые показатели;
) объекты анализируются с точки зрения своих функций;
) работа проводится в междисциплинарных группах.
Таким образом, ФСА обеспечивает наилучшую интеграцию всей информации из специализированных отделов.
При проведении ФСА главный акцент делается на логическое описание, формулировку и определение взаимосвязей функций. Для этих целей используется ряд методов: профессионального анализа, «черного ящика», логической цепочки.
Метод профессионального анализа - наиболее старый способ определения функций, при котором с помощью элементарных приемов научного исследования, таких, как анализ, абстрагирование, дедукция и индукция, а также профессиональный опыт группы специалистов, выявляют функции объекта. Мнение и позицию экспертов фиксируют сначала в многословной форме, а затем на основе известных принципов обобщения выражают двумя словами.
Метод «черного ящика» исходит из теоретического представления о том, что функция как проявление поведения объекта в определенных границах является результатом трансформации входных (первичных) величин в выходные (конечные). Метод основывается на анализе различий между исходной позицией, понимаемой как состояние перед использованием объекта (услуги), и выходной позицией, т.е. состоянием в момент использования либо после использования объекта. Из анализа различий между этими двумя состояниями, а также реакции на выходной (конечной) стадии познается поведение, т.е. функция объекта как целенаправленной системы.
Метод логической цепочки основывается на постепенном раскрытии всей цепи последовательно связанных функций, которые характеризуют структуру анализируемого объекта. Практическим инструментом определения взаимосвязи функций является повторяемая постановка двух основных вопросов (почему? как?), которыми определяются непосредственно предшествующая и непосредственно последующая функции. Развитием этого метода, включающего логическое описание и систематизацию функций объекта, послужили (специфичные для ФСА) диаграммы функций. Процедура построения этих диаграмм обобщена в методике под названием FAST (техника систематизированного анализа функций), которая базируется на применении принципов детерминированной логики и предусматривает построение диаграмм функций, напоминающих сетевые графики. По отношению к каждой функции наряду с вопросами «как?» и «почему?» в ряде случаев задается вопрос «когда?».
Линию критического пути диаграммы составляют те функции, которые для реализации главной функции изделия должны быть выполнены обязательно (пояснения, данные за границами функций, касаются материальных носителей этих функций).
С помощью вопроса «как?» определяют правильность формулировки и расположения функции на диаграмме. Если формулировка функции, расположенной справа от рассматриваемой, не содержит ответа на этот вопрос, значит допущена ошибка в распределении и связи функций. Второй проверочный вопрос «почему?» («зачем?») используют для дополнительной проверки формулировок и правильности расположения функций в противоположном направлении (т.е. от правой границы к левой). Третий проверочный вопрос «когда?» позволяет выявить функции, выполняемые одновременно с той или иной функцией критического пути или обусловленные ею. Полученные при этом вспомогательные функции соединяются с критической цепочкой функций вертикальной линией. Диаграммы функций удобно начинать строить с низших уровней СМ, а затем сшивать аналогично первичным и частным сетевым графикам, принимая во внимание входные-выходные функции подсистем и системы в целом.
Методика FAST предназначена не только для помощи исследователям при формулировке, классификации и представлении функций, но и для развития творческого поиска путем использования соответствующего набора вопросов.
Основными положительными сторонами методики FAST можно считать: систему приемов при формулировке функции; возможность наглядного представления взаимосвязей функций; условия для повышения уровня организации ФСА, в том числе улучшения коммуникаций между исполнителями.
2.Характеристика и анализ цепей поставок на примере ООО «Новая Аптека»
.1 Характеристика деятельности предприятия ООО «Новая Аптека»
Как и вся наша экономика, аптечное дело за последние двадцать лет претерпело немало существенных изменений. Из государственных учреждений, подчиняющихся Минздраву, аптеки превратились в сегмент рыночной экономики (с весьма разнообразным составом собственников) и сегодня должны заботиться не только о самочувствии граждан, которых они обеспечивают лекарствами, но и о своем «экономическом здоровье» - эффективности, рентабельности, конкурентоспособности и прочих важных показателях.
Срыв поставок может поставить аптечное предприятие на грань кризиса. Хотя на практике большинство аптек «застрахованы» работой с несколькими поставщиками, тем не менее сбои в работе поставщика нарушают течение отлаженных процессов, приносят ненужные затраты времени и создают напряженность в работе персонала.
Очевидно, что аптека заинтересована в сведении количества поставщиков к минимуму. С другой стороны, появляющиеся на рынке новые фирмы ищут свое «место под солнцем» и давят на аптеку, стремясь побудить ее к размещению заказа.
Опыт развитых стран показывает, что оптимальное количество фармацевтических оптовиков - несколько десятков. Соответственно, по мере развития фармацевтического рынка усиливается тенденция к укрупнению оптовых компаний и уменьшению их количества. Очевидно, что в этой конкурентной борьбе побеждают компании с большими оборотными средствами, которые обеспечивают возможность предоставления клиентам-аптекам товарного кредита, крупные объемы закупок и более высокие скидки у производителей, возможность совершенствования бизнес-процессов и развития дистрибьюторской сети.
Результаты опросов говорят о том, что аптечные работники ищут информацию о поставщиках в специализированных изданиях, на выставках, а также от торговых представителей и из присланных предложений. В крупных городах все большее значение приобретает рассылка прайс-листов электронной почтой - в некоторых аптеках она полностью замещает печатную информацию из прайс-листов отраслевых изданий. Полезна практика составления собственного каталога поставщиков. В таких каталогах содержится информация об адресах поставщиков, прошлых заказах, оценка деятельности поставщиков и другая информация, которая может представлять ценность для аптеки.
Так как компания ООО «Новая Аптека» находится на рынке с 1994 года, она успела побывать в сотрудничестве со многими поставщиками фармацевтики и в конечном итоге, исходя уже из сложившихся критериев отбора, выбрать наиболее выгодного. Таким поставщиком стала компания «Хабаровская фармация» - крупнейший в регионе дистрибьютор аптечной продукции с собственным лицензированным складом, отделом сертификации и транспортным подразделением. Это и обеспечивает большое предложение (более 6000 наименований), высокое качество представляемой продукции и ее оперативную доставку к месту продажи. Так же компания напрямую сотрудничает с рядом крупнейших компаний-производителей лекарственных средств и сопутствующих товаров. Такой подход гарантирует качество и происхождение продукции, а также дает возможность получать дополнительные скидки при заказе. Это значит, что покупатели «НОВОЙ АПТЕКИ» получают лучшие товары по меньшей цене.
2.2 Функционально-стоимостной анализ цепей поставок на предприятии
В организационной структуре предприятия существует отдел логистики, который занимается планированием и контролем логистической деятельности ООО «Новая Аптека».
ООО «Новая Аптека» активно использует функционально-стоимостоной анализ ( ABC-анализ) для контроля своей деятельности. Причина этого заключается в том, что с его помощью компания можетструктурированно воссоздать картину формирования стоимости на предприятии и предоставить соответствующую информацию в самых различных разрезах (по клиентам, подразделениям, процессам и т.п.).
АВС-анализ основан на том маркетинговом принципе (закон Парето), что, как правило, 80% от общего объема продаж (прибыли) компании достигается за счет не более чем 20% клиентов и, наоборот, 80% всех клиентов обеспечивают не более 20% оборота. В связи с этим всех клиентов компании можно распределить на 3 группы:
А - клиенты, деятельность которых приносит 80% прибыли. Клиенты этой группы в основном определяют обороты всей компании;
С - 80% наименее привлекательных клиентов, доля участия которых в обороте компании невелика;
В - все остальные клиенты, занимающие промежуточное положение между группами А и С.
С помощью подобной градации определяют не только контрагентов, требующих особого внимания, но и, например, можно разобраться с ассортиментной политикой аптеки.
Рассмотрим ABC/VEN - анализ ассортимента аптеки. В процессе обучения и повышения квалификации руководство компании обращает внимание на анализ ассортимента реализуемых лекарственных препаратов, проводимый периодически с учетом таких факторов, как:
прибыльность;
сезонность;
наличие товара на складе;
скорость продаж;
другие факторы.
При анализе ассортимента, как и клиентов, еще шире используют метод АВС-анализа, при котором совокупности товара согласно выбранным критериям (как правило, двум) классифицируются на три группы - А, В и С. Это позволяет выделить в ассортименте компании приоритетные направления и лекарственные препараты, на которые и следует обратить особое внимание торгового персонала. Как и при анализе клиентов, критерии оценки могут быть разнообразными и зависят от цели, которую ставит перед собой компания.
Критериями анализа ассортимента могут быть:
объем продаж лекарственных препаратов, объем прибыли при реализации и затрат на продвижение данных препаратов;
фармакотерапевтическая группа лекарственного препарата.
В качестве примера компании необходимо узнать, какая фармакотерапевтическая группа препаратов обеспечивает наибольший объем продаж или прибыль. По результатам применения метода АВС-анализа:
10% всех позиций ассортимента (группа А) обеспечивают 80% товарооборота;
15% ассортимента (группа В) дают 15% товарооборота;
остальные 75% ассортимента составляют лишь 5% от общего товарооборота;
25% ассортимента компании (группа А и В) обеспечивают 95% товарооборота компании.
Таким образом, компания определяет те позиции в ассортименте (фармакотерапевтические группы и лекарственные формы), на которых должна быть сконцентрирована основная работа и которые являются основными в обучении торгового персонала (кроме этого, компании используют результаты этого анализа и при планировании производства, определении стратегии закупок и оптимальных запасов фармацевтической продукции на складе).анализ, проводимый параллельно с АВС-анализом, позволяет определить приоритетные группы лекарственных препаратов в соответствии с делением на жизненно важные (Vital, V), необходимые (Essential, E) и второстепенные (Non-essential, N).
Жизненно важные (V) - лекарственные средства (ЛС), необходимые для спасения жизни пациента (например, тромболитические средства), постоянно необходимые для поддержания жизни (инсулин, глюкокортикостероиды), и лекарственные препараты, после прекращения приема которых развивается синдром отмены.
Необходимые препараты (E) применяются для лечения пациентов с менее опасными для жизни заболеваниями, второстепенные (N) - для лечения неопасных заболеваний, с неустановленной эффективностью и применяемые для симптоматического лечения.
Использование двух методов анализа позволяет формулярно-терапевтическим комиссиям ЛПУ получить необходимые данные для принятия решения об исключении определенных препаратов из формуляра больницы и дополнения его другими, а также информацию о недостаточном или чрезмерном использовании некоторых ЛС.
3.Результаты проведенного анализа на предприятии ООО «Новая Аптека»
Используя активно функционально-стоимостоной анализ своей деятельности, ООО «Новая Аптека» не пользуется им в полной мере, а ведь это помогло быть достичь более высоких результатов. Поэтому я считаю, что следует по рекомендовать компании следующий путь осуществления диагностики с использованием ФСА.
фаза метода ФСА - функциональная модель деятельности организации.
Организация является a priori сложной системой. Интуитивное представление о сложности этой системы связано с разнородностью элементов (здания и сооружения, оборудование, люди, технологии, энергия); размерами элементов (количество станков, их масса и объем); разветвленностью связей между различными элементами и степенью их взаимодействия; стоимостью предприятия и отдельных ее элементов; сложностью задач по оценке эффективности и результативности деятельности предприятия.
Применение метода ФСА для оценки деятельности предприятия начинается с построения функциональной модели. Для описания деятельности предприятия рекомендуется использовать функциональные модели по методологии (стандарту описания структуры процессов) IDEF0, которая предназначена для этих целей.
Деятельность предприятия состоит из множества структурированных процессов, взаимосвязанных в рамках сети процессов предприятия. Таким образом, описание сети процессов предприятия включает перечень процессов и перечень взаимосвязей между процессами.
В рамках функциональной модели для представления процесса используется понятие «функциональный блок».
Функциональный блок содержит наименование процесса, а также описание всех элементов предприятия, связанных с исполнением этого процесса:
выходы процесса (продукт и/или услуга);
входы процесса (сырье, материалы, данные), т.е. те ресурсы, которые в рамках процесса перерабатываются и превращаются в выходы;
механизмы процесса, т.е. те ресурсы, которые не перерабатываются в рамках процесса, но непосредственно используются для его выполнения; к ним относятся основные фонды, оборудование, сотрудники и т.д.;
управления процесса, которые определяют условия, при которых процесс исполняется.
Процессы обмениваются друг с другом ресурсами: ресурс с выхода одного процесса поступает на один из входов другого процесса. Эта связь имеет причинно-следственную природу. В рамках функциональной модели она представляется в виде стрелки, которая соединяет два функциональных блока.
В функциональной модели IDEF0 для представления состава и структуры процесса используется принцип декомпозиции. Функциональный блок, описывающий процесс, детализируется и представляется в виде дочерней диаграммы (карты) процесса. На диаграмме состав и структура процесса представляются набором взаимосвязанных функциональных блоков, описывающих частные виды деятельности.
В результате декомпозиции происходит упрощение системы: каждый функциональный блок на дочерней диаграмме имеет более простую структуру, чем функциональный блок, который представляет процесс в целом.
Отдельный вид деятельности в рамках процесса, в свою очередь может состоять из еще более простых видов деятельности. Детализация процесса может осуществляться до тех пор, пока внутренняя структура видов деятельности не станет простой. После упрощения причинно-следственные связи между ресурсами становятся понятными и доступными для анализа.
фаза метода ФСА - модель стоимости деятельности организации
Традиционная система учета затрат в организации не оперирует процессами и их взаимодействиями. Объектами учета затрат являются ресурсы, приобретаемые предприятием для своей деятельности: затраты на труд, амортизация оборудования, основных фондов, стоимость сырья и материалов, административные расходы и т.п. Такая система учета затрат позволяет эффективно учитывать затраты в рамках простых причинно-следственных связей.
Например, между сырьем и готовой продукцией существует простая причинно-следственная связь: сырье превращается в продукт, соответственно, стоимость сырья полностью переносится в стоимость продукта.
Между ресурсами, которые используются в качестве механизмов и управлений, причинно-следственные связи имеют более сложную природу. Из-за этого в традиционной системе учета затрат невозможно прямым способом определить, каким образом стоимость управленческого персонала переносится в стоимость конечной продукции. Мы знаем, что без управления предприятие не может работать, но мы не видим, как именно управление превращается в конечный результат.
В рамках метода ФСА стоимость ресурсов учитываются по месту их использования в рамках сети процессов.
Таким образом, я считаю, что предложенная мной модель проведения ФСА более эффективна, нежели используемый компанией метод ABC для оценки только лишь клиентов и ассортимента аптеки.
«Новая Апетка» все еще находится на пути развития, но результат внимания к экономическому развитию предприятия можно увидеть, изучив статистику ООО «Новая Аптека»:
·более 16 лет безупречной работы на фармацевтическом рынке;
·более 73 аптек в шести городах Дальнего Востока;
·более 16000 наименований в ассортименте;
·свыше 1 млрд. руб. - объём продаж в 2009 году;
·свыше 15 млн. среднее количество покупок в год;
·самый большой штат квалифицированных сотрудников - 500 специалистов;
·«Новая Аптека» заняла 3 место в рейтинге самых влиятельных региональных аптечных сетей России в 2010 году и 20 место в рейтинге аптечных сетей по объёму продаж по России в 2010 году.
И кто знает, может благодаря умному выбору поставщиков и эффективной диагностики деятельности, в скором времени компания ООО «Новая Аптека» расширит свою региональную сеть и будет занимать более высокие места в национальном рейтинге.
Заключение
До недавнего времени основным фактором успеха считалась исключительно рыночная ориентация. Однако для обеспечения стабильной рентабельности предприятия должны правильно выбирать и комбинировать ресурсы.
Цепочка поставок - это система взаимоотношений между поставщиками материалов и услуг, которая охватывает весь производственный цикл, включая доставку продукции конечному потребителю. Правильно произведенная диагностика цепочки поставок и всего предприятия является залогом его стабильной и эффективной работы.
Одним из инструментов диагностики можно назвать функционально-стоимостной анализ. Метод ФСА разработан как "операционно-ориентированная" альтернатива традиционным финансовым подходам. В частности в отличии от традиционных финансовых подходов метод ФСА:
·предоставляет информацию в форме, понятной для персонала предприятия, непосредственно участвующего в бизнес-процессе;
·распределяет накладные расходы в соответствии с детальным просчетом использования ресурсов, подробным представлением о процессах и функциях их составляющих, а также их влиянием на себестоимость.
В основе применения метода ФСА лежит разработка и применение на практике ФСА-моделей. Цель создания ФСA-модели для совершенствования деятельности предприятий - достичь улучшений в работе предприятий по показателям стоимости, трудоемкости и производительности. Проведение расчетов по ФСА-модели позволяет получить большой объем ФСА-информации для принятия решения. При этом данная информация, особенно взаимосвязи отдельных ее элементов для лиц, принимающих решения являются, как правило, неожиданными. Полученная информация позволяет обосновывать и принимать решения в процессе применения таких методов совершенствования финансово-хозяйственной деятельности предприятия, как:
·«точно в срок» (Just-in-time, JIT) и KANBAN;
·непрерывное улучшение (Kaizen);
·реинжиниринга бизнес-процессов (Business Process Reengineering, BPR).
Функционально-стоимостной анализ - довольно сложный процесс. В отличие от предметного подхода (в том числе бухгалтерского учета), ФСА предполагает использование и таких неопределенных факторов как субъективное восприятие и понимание проблемы. Однако, несмотря на сравнительно недавнее появление ФСА эта область уже достаточно хорошо изучена в основном благодаря математикам.
ФСА - это новый шаг в экономике - анализ полезности вещи. Т.е. он изучает вещь, а равно и новые услуги, идеи и др., с точки зрения ее функциональности, где вся вещь разбивается на много функций, которые она в себе несет. Искусство ФСА состоит в том, чтобы разделить эти функции одну от другой, уметь их систематизировать и изучать уже как единственную, также и во взаимосвязи с соседними функциями, и как на изменение одной из них отреагирует система в целом. Зная каждые функции можно запросто, в пределах возможного поменять одну, полезную, или убрать вредную, и все это в совокупности направит как на потребителя, с точки зрения понижения цены, так и на производителя, с точки зрения понижения себестоимости, а значит и увеличения объема выпуска.
Список использованных источников
.Азгальдов Г. Г. Теория и практика оценки качества товаров. - М.: Экономика, 2007
.Аникин Б.А., Тяпухин А.П. Коммерческая логистика: Учебник - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010.
.Баркалов С. А Задачи управления материально-техническим снабжением в рыночной экономике М.: ИПУ РАН, 2007.
.Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных заведений. - М.: Дашков и К , 2009.
.Дыбская В. В. Полный курс MBA. Логистика:. Учебник - М.: Эксмо, 2009.
.Залманова М.Е. Логистика: Учеб. пособие. - Саратов: СГТУ, 2006.
.Канке А. А. Логистика: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2007
.Колобов А.А., Омелъченко ИМ. Основы промышленной логистики: Учеб. пособие. - М.: МГТУ, 2008.
.Курт Хэссиг, Мартин Арнольд. Информационная логистика и менеджмент потока работ. - Проблемы теории и практики управления, 2007.
.Лайсон К., Джиллингем М. Управление закупочной деятельностью и цепью поставок. - М.: ИНФРА-М, 2011.
.Леншин И.А., Смоляков Ю.И. Логистика. Ч. 1-2. - М.: Машиностроение, 2007.
.Линдере М. Р., Фирон X. Е. Управление снабжением и запасами: Логистика / Пер. с англ. СПб.: Полигон, 2009
.Матэ Э., Тиксье Д. Материально-техническое обеспечение деятельности предприятия. М.: Прогресс, 2008
.Новиков О.А., Hoc B.A., Уваров С.А. Логистика: Учеб. пособие. - СПб.: СЭПИ, 2007.
.Попов Г. Логистика для бизнес-процессов. - Настольный журнал ИТ-руководителя "Директор ИС", 2006.
.Попов С.М., Перовская Е.И. Логистическое управление и составление расписаний в производственных системах. 2007.
.Родников А. Н. Логистика: Терминологический словарь. М.: Инфра-М, 2008
.Савенкова Т. И. Логистика: учебное пособие. М.: Омега-Л, 2010.
.Сербин В.Д.Основы логистики. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ
.Сергеев В.И. Логистика в бизнесе: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2008.
.Щербаков. В. Основы логистики: учебник для вузов - СПб.: Питер, 2009.
.Яеруш Ю.М. Коммерческая логистика: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2008.
.Логистика: Учебник / Под ред. проф. Б.А. Аношина: 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2011.
.#"justify">- Википедия - свободная энциклопедия (дата обращения: 15.11.2011)
.#"justify">.http://newapteka.ru - ООО «Новая Аптека» (дата обращения 17.11.2011)