Маркетинговые исследования
Введение
Современная экономика характерна взаимодействием
трех основных ее субъектов: производителя, потребителя и государства. Каждый из
этих участников хозяйственных процессов имеет конкретные цели, в соответствии с
которыми и строит свою деятельность. В условиях рыночного хозяйства для
успешной работы его субъектов особое значение приобретают глубокие знания рынка
и способность умело применять инструменты воздействия на складывающуюся на нем
ситуацию. Совокупность таких знаний и инструментов и составляют основу
маркетинга.
Актуальность темы исследования заключается в том
, что в настоящее время большинство компаний в той или иной форме регулярно
осуществляют рыночные исследования. Содержание понятия маркетинг определяется
стоящими перед ним задачами. С момента появления и до наших дней оно менялось в
зависимости от изменений условий производства и реализации продукции. В
настоящее время маркетинг выступает системой организации всей деятельности
фирмы по разработке, производству и сбыту товаров на основе комплексного
изучения рынка и реальных запросов покупателей с целью получения высокой
прибыли. Другими словами современная система маркетинга ставит производство
товаров в зависимость от запросов потребителей.
Маркетинговый анализ предполагает определение и
оценку рынков предприятия и внешней среды маркетинга с целью выявления
привлекательных возможностей, обнаружения трудностей и слабых мест в работе
предприятия. Эффективный маркетинговый анализ является необходимым условием
разработки планов маркетинговых мероприятий, а также он выполняется в процессе
их реализации.
Результатом исследований маркетинга являются
конкретные разработки, которые используются при выборе и реализации стратегии и
тактики маркетинговой деятельности предприятия.
Цель работы - исследовать товарной рынок, найти
способы смягчения и устранения процессов перепроизводства, обеспечить
соответствие спроса и предложения. Для этого поставлены следующие задачи:
- рассмотреть цели и задачи маркетингового
исследования,
- рассмотреть и исследовать структура
маркетингового исследования, технология оформления анкет и проведение опросов
- рассмотреть в чем заключается маркетинговое
исследование, куда входит анкетирование и проведение опросов,
- рассмотреть информационное обеспечение
маркетинговых исследований
1. Цели и задачи маркетингового исследования
Разнообразие функций маркетинга отражает
разносторонность маркетинговой деятельности, направленной в конечном счете на
доведение товара до сферы потребления и на удовлетворение потребностей
покупателей.
Без сбора достоверной информации и последующего
ее анализа маркетинг не сможет в полной мере выполнить свое пред назначение,
которое заключается в удовлетворении потребностей покупателей. Сбор информации,
ее интерпретацию, оценочные и прогнозные расчеты, выполняемые для маркетинговых
служб и руководства фирмы по их заказу, принято называть маркетинговым
исследованием.
Маркетинговое исследование - любая
исследовательская деятельность, направленная на удовлетворение информационно
аналитических потребностей маркетинга. Маркетинговые исследования - это сбор,
обработка и анализ данных о рынке, конкурентах, потребителях, ценах, внутреннем
потенциале предприятия в целях уменьшения неопределенности, сопутствующей
принятию маркетинговых решений. Общенаучные и аналитико-прогностические методы
являются основой таких исследований, а источниками информационного обеспечения
- результаты кабинетных и полевых исследований (внутренние и внешние,
собственные и платные и др.).
Цель маркетингового исследования - создать информационно-аналитическую
базу для принятия маркетинговых решений и тем самым снизить уровень
неопределенности, связанной с ними.
Результатом исследований маркетинга являются
конкретные разработки, которые используются при выборе и реализации стратегии и
тактики маркетинговой деятельности предприятия.
Перечень задач маркетингового исследования
трудно составить, потому что меняющаяся ситуация, влияние разного набора
факторов, различный потенциал фирм, человеческий фактор и т.д. приводят к
большому разнообразию конкретных исследовательских задач, выдвигаемых перед
маркетинговой службой фирмы.
Перед маркетинговым исследованием стоят
следующие задачи:
сбор, обработка, сводка и хранение информации;
анализ влияния глобальных сил и факторов
макросреды маркетинга на деятельность фирмы и ее результаты;
оценка и анализ конъюнктуры рынка, расчет
емкости рынка, характеристика и прогнозирование спроса, анализ его
эластичности;
оценка собственных возможностей фирмы, ее
потенциала и конкурентоспособности;
оценка возможностей и поведения конкурента;
анализ воздействия макросреды маркетинга;
анализ раздела рынка сбыта, оценка его доли,
занимаемой фирмой, территориальный анализ рынка сбыта;
сертификация и тестирование качества товара и
его конкурентоспособности, изучение реакции потребителей на новый или
модифицированный товар;
изучение товарной номенклатуры и ассортимента,
сдвигов в их структуре;
информационно-аналитическое обоснование
сегментации рынка (группировка и структуризация потребителей);
информационно-аналитическое обеспечениё
разработки то вара и регулирование его жизненного цикла;
информационно-аналитическое обеспечение
разработки стратегии маркетинга;
информационно-аналитическое обеспечение
стратегического и оперативного маркетингового планирования;
информационно-аналитическое обеспечение
контроллинга;
информационно-аналитическое обеспечение
ценообразования и регулирования цен;
учет и анализ товарооборота, товарных запасов,
издержек обращения и прибыли в целом и по этапам жизненного цикла товара;
характеристика эффективности маркетинга и
маркетингового исследования, оценка вклада фирмы в решение экологических
проблем.
Исследование рынка - самое распространенное
направление в маркетинговых исследованиях.
Основными результатами исследования рынка
являются:
прогнозы его развития, оценка конъюнктурных
тенденций, выявление ключевых факторов успеха;
определение наиболее эффективных способов
ведения конкурентной политики на рынке и возможности выхода на новые рынки;
осуществление сегментации рынков, т.е. выбор
целевых рынков и рыночных ниш.
. Маркетинговые исследования
Маркетинговое исследование - сложный,
иерархически структуированный процесс, последовательно развертывающийся во
времени и связанный со всеми стадиями (этапами) маркетинга:этап. Разработка
общей концепции данного маркетингового исследования: выбор цели (обычно в форме
конкретного заказа маркетинговой службы определенной формы), выдвижение
гипотез, разработка апгоритмов решения, постановка задач.этап. Конкретизация
эадания, разработка методики данного исследования: формирование статистического
банка, т.е. набора методов наблюдения и анализа.этап. Сбор, обработка и
хранение информации: формирование информационного банка.этап. Анализ,
моделирование и прогнозирование данных: формирование банка моделей, (разработка
оформление результатов таблиц, динамических рядов и т.п.), составление выводов
и рекомендаций (обычно в письменной форме, часто иллюстрируемые графиками и
диаграммами).этап. Оценка эффективности маркетинговых исследований.
Тот факт, что маркетинговому исследованию
отводится первый этап не означает, что оно проводится только на
подготовительной ступени маркетинговой деятельности. Именно с него начинается
любая маркетинговая операция, во время проведения которой на всех этапах
осуществляется непрерывная информационно-аналитическая поддержка и обеспечение.
Наконец, по завершении операции на основе
маркетингового исследования дается оценка эффективности маркетинга.
Результаты исследования, изложенные в форме
научного отчета строятся по следующей схеме:
четко излагается цель исследования;
характеризуются предмет и объекты исследования,
определяется период, за который собираются данные, и дата (время) обследования;
описываются источники информации и раскрывается
методология исследования (сбор информации и ее анализ);
составляется перечень наиболее важных
результатов;
делаются выводы и даются рекомендации.
Отчет должен быть написан четко и
недвусмысленно, а его выводы тщательно аргументированы.
Центральным блоком структуры маркетингового
исследования является комплексное исследование рынка.
Ниже приведена схема исследования рынка:
Процедуру маркетингового исследования, состоящую
из комплекса последовательных фаз, можно представить в виде следующей схемы
Исследование рынка включает: анализ и прогноз
конъюнктуры рынка и анализ особенностей коммерческой деятельности.
Исследование конъюнктуры рынка состоит из двух
основных блоков: изучение общехозяйственной конъюнктуры и изучение конъюнктуры
конкретного товарного рынка.
Непосредственно процесс исследований состоит из
следующих последовательных этапов:
сбор информации и анализ конъюнктуры рынка;
разработка собственного прогноза конъюнктуры на
ближайший планируемый период;
оценка эффективности использования результатов
конъюнктурного прогноза.
. Анкетирование
Для получения информации в маркетинге
используются следующие методы: наблюдение, опрос и автоматическая регистрация
данных. Выбор конкретного метода зависит от цели, исследуемого признака и
носителя этого признака. Методы получения информации и некоторые их
характеристики приведены в таблице 1.
Таблица 1 Методы сбора информации
Способы
связи с аудиторией
|
План
составления выборки
|
Орудия
исследования
|
Методы
исследования
|
Телефон
|
Анкета
|
Наблюдение
|
Почта
|
Объем
выборки
|
Механические
устройства
|
Эксперимент
|
Личный
контакт
|
Процедура
выборки
|
|
Опрос
|
Анкетирование является наиболее распространенным
способом опроса маркетинге. Его преимущество заключается в том, что в
результате обработки ответов может быть получена количественная, статистическая
характеристика изучаемого явления, могут быть выявлены и смоделированы причинно
следственные связи.
В основе анкетирования тоже лежат статистические
методы выборочного наблюдения. Необходимым условием организации анкетирования
являются предварительное изучение генеральной совокупности, оценка ее
однородности, ее стратификация по основным признакам и определение необходимой
численности опрашиваемых.
Анкета - это не просто список вопросов. Это
весьма тонкий и гибкий инструмент. Она требует тщательной проработки. Все
важно: типы и формулировки вопросов, их последовательность и количество,
корректность и уместность. На разработку грамотной анкеты может уйти от одной
до нескольких недель работы.
Анкета представляет собой вопросник, на который
отвечает опрашиваемое лицо (респондент). Анкетный опрос может проводиться в
устной форме близкой к интервью, когда регистратор сам записывает ответы на
бланке. Преимущество этого метода заключается в том, что регистратор имеет
возможность уточнить ответ, исключить вероятность неверного толкования вопроса.
Однако эта форма анкетирования дорога и трудоемка.
Более дешевой и быстрой является другая форма
анкетирования - письменная (корреспондентский способ), которая предусматривает,
что бланк анкеты заполняется самим респондентом. Анкета рассылается по почте,
разносится курьерами, иногда публикуется в средствах массовой информации.
Анкетирование считается основным методом получения полной и достоверной
маркетинговой информации о потребителе.
Обычно анкета строится по следующей схеме:
. Введение, где указываются цели опроса,
сведения об опрашивающей организации, приводится ее адрес.
. Перечень вопросов, характеризующих предмет
опроса; число вопросов не должно быть чрезмерно большим, т.е. нужен компромисс
между желанием сделать анкету максимально полной и реальной возможностью
получить ответы.
З. Сведения об опрашиваемых. Здесь нужно
проявить такт и умение формулировать вопросы. Обязательно подчеркиваются
анонимность опроса и строгая доверительность ответа, охраняемые законом.
Количество вопросов должно быть оптимальным,
т.е. обеспечивающим полноту информации, но не чрезмерным, что удорожает
обследование. Вопросы должны быть составлены в тактичной форме, чтобы не задеть
или не встревожить респондентов, не вызвать негативную реакцию с их стороны.
Они подразделяются на открытые, когда ответ
дается в свободной форме, без ограничений. Ответы дают большую информацию о
предмете, но трудно поддаются последующей обработке. И закрытые, когда
предлагается перечень вариантов ответов, из которых выбирается один или
несколько, в том числе альтернативных (да, нет, не знаю). К ним же относятся
вопросы-перечни ответов, из которых следует выбирать один вариант, а иногда
несколько. В последнем случае это называется веер ответов. Ответы могут быть
даны в виде балльной оценки, т.е. числовой величины, приписываемой каждому
ответу.
Важную роль в опросе играют вопросы о намерениях
и мнениях, в ответах на которые допускается большая степень свободы, чем в вопросах
о фактах и действиях. Иногда задаются фильтрующие вопросы, имеющие целью отсечь
часть опрашиваемых. Например, если на вопрос «имеется ли у Вас какое-то
изделие?» - респондент отвечает «нет», то вопросы об оценке его свойств
излишни. И наконец, в любой анкете содержатся контрольные вопросы, используемые
для оценки достоверности ответов.
Формулировка вопросов - трудоемкая
исследовательская работа, требующая высокой квалификации и эрудиции, знания
основ социометрии. Вопросы анкеты классифицируются по степени свободы ответа,
характеру ответов, форме вопросов.
. Проведение опросов
Опросы считаются основным методом получения
маркетинговой информации о потребителях, их поведении на рынке, мнениях,
предпочтениях.
Опросом называется процесс выявления мнений и
определения действий опрашиваемых путем личного диалога с респондентом.
Существуют различные виды опросов:
по кругу опрашиваемых: покупатели/потребители,
предприниматели, специалисты, эксперты и др.;
по количеству одновременно опрашиваемых:
единичное и групповое интервью;
по количеству вопросов включенных в опросный
лист: одна или несколько;
по уровню стандартизации: свободная схема опроса
или жестко структурированная, полностью стандартизованная;
по частоте опроса: одноразовый или многоразовый
опрос.
Обычно используются следующие типы интервью:
А. Индивидуальное интервью.
вопрос
Интервьюер Респондент
ответ
Встреча происходит на улице, в магазине, на дому
у респондента, на работе. Встреча может быть случайной или запланированной. В
любом случае необходимо создать атмосферу доверия и благожелательности.
Вариантом индивидуального интервью следует считать беседу или опрос по
телефону.
Б. Групповое интервью. Для интервью приглашается
не один человек, а целая. Интервьюер направляет беседу. В ходе свободного и непринужденного
обмена мнениями ведущий должен выявить истинные мнения и взгляды опрашиваемых.
В. Особые виды интервью.
) Глубинное (направленное) интервью. Беседа
проводится с группой респондентов. Цель - получение информации, отвечающей
задачам маркетинга. Форма беседы - неформальная, без обязательного перечня
вопросов. Задача интервьюера - создать непринужденную обстановку. При этом
может быть получена не только заранее запланированная, но и непредвиденная
информация.
) Неформализованное интервью используется, когда
его тема затрагивает личные взгляды респонденты или относится к сфере
индивидуальных решений, связанных с личностью респондента, или предмет беседы
касается интимных проблем.
) Диагностическое (исследовательское) интервью
проводится для выявления внутрифирменных проблем. В роли интервьюера
пригашается специально приглашаемый консультант, который готовит вопросник с
опорными вопросами, ориентированными на выявление интересующих фирму проблем.
Исследовательские интервью часто сочетаются с
тестированием, суть которого в том, чтобы побудить респондента высказать свою
точку зрения. Используются два типа тестирования: ассоциативные интервью и
nроецирующие и экстенсивные тесты.
) Фокус-группы. Формируется однородная группа,
имеющих общие взгляды или опыт в области изучаемой проблемы.
Г. Интервьюер.
Интервьюер-профессия достаточно сложная,
требующая специального обучения и предрасположенности. Интервьюер обязан
терпеливо и доброжелательно выслушивать высказывания респондентов, избегать
критических замечаний, не должен оказывать давление или дискутировать с ними.
Метод устного опроса достаточно дорогостоящ.
Количество опрошенных одним интервьюером весьма ограниченно. Считается, что
оптимальное время индивидуального интервью -10-30 минут. За это время интервьюер
должен представиться, кратко объяснить цель опроса, убедить опрашиваемого, что
он проводится в его же интересах, задать вопросы, зафиксировать ответы и
сделать точняющие замечания. А групповое интервью может длиться несколько часов
и требует сложной предварительной подготовки.
Эти типы опросов имеют несколько недостатков:
во-первых, они не позволяют достаточно надежно
изучать динамические процессы;
во-вторых, фрагментарность, т.е. с помощью
одного опроса решается одна проблема;
в-третьих, они не всегда дают полную картину
взаимосвязей и закономерностей рынка.
Лишен всех этих недостатков панельный метод
получения информации.
Его суть заключается в том, что группа лиц или
предприятий, отобранных с помощью выборочного метода, предлагается на платной
основе систематически в определенное время и по установленной форме давать
ответы на вопросы заказчика.
Основные типы панелей приведены в таблице 2.
Таблица 2 Типология панелей
Типы
панелей
|
Единицы
совокупности
|
Цели
формирования панели
|
Потребительские
|
Отдельные
лица или семьи
|
Систематически
или периодически получать информацию о спросе и его факторах, о поведении,
мнениях и предпочтениях потребителей
|
Торговые
|
Индивидуальные
продавцы и торговые представители
|
Получать
непрерывную информацию о рыночной ситуации, эффективности рекламы, ценах
|
Производственные
|
Производственные
предприятия
|
Получать
информацию о товаре, товарной политике и конкуренции, политике дистрибьюции и
т.д.
|
Сферы
услуг
|
Предприятия
сферы услуг
|
Получать
информацию о ситуации на рынке услуг, об их видах, качестве и ценах на них
|
Группы
специалистов/экспертов
|
Получать
информацию о состоянии какой-либо проблемы, а так же информацию о поведении
потребителей в определенной ситуации
|
. Информационное обеспечение маркетинговых
исследований
Сбор, обработка и сводка информации представляют
собой составную часть общего информационно-аналитического процесса маркетинга.
Получение информации имеет целью обеспечить оценку и анализ рыночных процессов
для принятия правильных маркетинговых решений.
Маркетинговая информация - это цифры, факты,
сведения, слухи, оценки и другие данные, необходимые для анализа и
прогнозирования маркетинговой деятельности.
Цели формирования маркетинговой информации:
конечная цель - обеспечить характеристику
рыночных процессов и явлений, выявление тенденций, и закономерностей развития
рынка, оценку места фирмы на рынке и т.п.;
непосредственная цель - систематизировать и
структурировать информацию для анализа и прогнозирования дальнейших действий
фирмы;
промежуточная цель - сводка и группировка
данных, доступных для визуального просмотра и оценки со стороны руководства
фирмы для выводов и безотлагательного принятия маркетингового решения.
К маркетинговой информации предъявляется ряд
требований, приведенных в таблице 3.
Таблица 3 Принципы маркетинговой информации
Принципы
|
Обеспечение
их соблюдения
|
Актуальность
|
Представление
реальных сведений в нужный момент времени
|
Достоверность
|
Адекватность
сведений, обеспечиваемая соблюдением научных принципов сбора и обработки
информации, борьбой с любой тенденциозностью
|
Релевантность
|
Обеспечивается
получением информации в соответствии с поставленными задачами
|
Полнота
отображения
|
Обеспечивается
составлением плана исследования, выявлением сущности явления, его
иерархической структуры и связей
|
Целенаправленность
|
Соответствие
информации генеральной цели исследования
|
Информационное
единство
|
Подчинение
методологии обработки данных требованиям теории информатики и статистической
теории наблюдений
|
Многосторонняя, отличающаяся сложной иерархической
структурой и взаимосвязями информация в маркетинге образует единую систему,
которая слагается из трех взаимосвязанных компонентов:
а) специалистов по сбору и обработке информации;
б) методологических приемов сбора и обработки
информации (в том числе компьютерной технологии);
в) оборудования по сбору, обработке и хранению
информации
Различаются следующие типы маркетинговой
информации.
По форме планирования:
оперативная - срочная информация, используемая в
оперативном планировании для неотложного использования (ее разновидностью
является предупреждающая или сигнальная информация, вид краткосрочного
прогноза).
стратегическая - используемая в стратегическом
планировании, отличающаяся от оперативной глубиной и охваченным периодом (ее
разновидностью является среднесрочный и долгосрочный прогноз).
По месту сбора:
внешняя - информация, собираемая за пределами
фирмы, но используемая ею в маркетинговых целях.
внутренняя - любая информация, собираемая самой
фирмой или по ее заказу;
В свою очередь внутренняя информация по времени
использования делится на первичную и вторичную.
Первичная информация собирается специально для
конкретных маркетинговых потребностей фирмы. К первичной информации относятся
организуемые фирмой или по ее заказу различные обследования, опросы, панели и
т.п. До этого момента она не существует.
Вторичная информация - это уже существующая
информация, собираемая для различных целей, но используемая для конкретных
маркетинговых потребностей фирмы. Данная информация собирается фирмой не для
маркетинговых, а для других целей (например, бухгалтерский учет, оперативная
информация, обязательная отчетность для органов госстатистики, налоговой службы
и т.д.). Вся внешняя информация для маркетинга фирмы является вторичной.
Большое значение имеет классификация информации по ее назначению (табл. 4).
Таблица 4 Группировка маркетинговой информации
по назначению
Тип
информации
|
Назначение
информации
|
Где
представлена информация
|
Справочная
|
Вспомогательные,
служебные цели
|
Справочники,
регистры, бюллетени, учебная литература
|
Нормативная
|
Различные
нормы и нормативные акты, управление
|
Нормативные
справочники, сборники законов и постановлений
|
Аналитическая
|
Выявление
и моделирование закономерностей, тенденций, взаимосвязей
|
Динамические
ряды, ряды распределений, группировки и т.д.
|
Рекомендательная
|
Консалтинговые
цели, базы данных
|
Рекомендации
на основе заказанных исследований, прогнозы и сценарии
|
Сигнальная
|
Мониторинг
|
Расчеты
и факты, краткосрочные прогнозы и экстраполяция
|
Регулирующая
|
Контроллинг
|
Информация
об отклонениях от плана
|
Кроме этого информация различается по
регулярности ее поступления.
Постоянная информация отражает неизменный
характер некоторых рыночных явлений и процессов (например, основные параметры
деятельности предприятия). Часть постоянной информации поступает непрерывно,
без существенных промежутков. Другая часть - дискретная, собирается с
определенными промежутками во времени.
Переменная информация поступает от источников,
функционирующих нерегулярно. Некоторые виды информации собираются спорадически,
по мере возникновения потребности в ней.
Иногда непрерывная информация собирается в форме
мониторинга - это система постоянного отслеживания четко определенного (узкого)
круга данных.
Источник информации - это концентрированный и
специализированный проводник, канал информации, откуда ее черпают
заинтересованные пользователи.
Существуют два канала получения информации:
первый, когда носитель информации сам сообщает необходимые сведения (через
разные источники) и второй, когда статистически оцениваются (как абсолютная,
относительная или средняя величина, тенденция и т.п.) действия массы носителей.
Основные каналы получения маркетинговой
информации перечислены в таблице 5.
Таблица 5 Схема источников маркетинговой
информации
Канал/источник
информации
|
Доступность
информации
|
Способ
получения информации
|
Публикации
официальных, научных, публицистических, рекламных изданиях; бюллетенях;
справочниках, регистрах; СМИ, Интернет и тд.
|
Статистическая
ин- формация, методики, научные исследования и учебники, информация о
предприятиях, конъюнктурная и рекламная информация
|
Общедоступна
|
Через
библиотеки; рассылка подписчикам; покупка в магазинах и др.; посредством
радио, телевидения; бюро вырезок, сети Интернет
|
Информация,
приобретаемая на коммерческой основе у органов государственной статистики,
консалтинговых и других фирм (синдикотивная)
|
Статистическая
информация, методики, факты, модели, рекомендации
|
Недоступна
для неспециалистов
|
Покупка
у владельца информации
|
Информация,
извлекаемая из публикаций, так называемое бюро вырезок по тематике заказчика
|
Контент-анализ
(количественные методы анализа документов), группировка источников по
какому-либо признаку
|
Заказная,
целенаправленная
|
Заказ
на подбор определенной информации из разных публикаций
|
Внутрифирменные
бухгалтерский и статистический учет и отчетность
|
Всесторонняя
экономическая и финансовая характеристика производственного/торгового
потенциала фирмы
|
Доступна
для маркетинговой службы фирмы
|
Поступает
по распоряжению руководства фирмы
|
Обмен
информацией между участниками интегрированного канала товародвижения
|
Производитель
информирует о товаре, дистрибьютор - о рынке и тд,
|
Доступна
только для участников канала
|
Обмен
информацией осуществляется в соответствии с договоренностью
|
Специальные
обследования, мониторинги, опросы
|
Единовременные
и систематические оценки рыночной ситуации и характеристика поведения
потребителей
|
Доступна
для организаторов обследований
|
Обследования
проводятся по решению руководства фирмы
|
Панели
потребителей или специалистов
|
Всесторонняя
характеристика доходов и расходов потребителей, оценка факторов, влияющих на
спрос
|
Доступная
для организаторов панели
|
Постоянная
выборочная совокупность; информация поступает руководству фирмы -
организатору панели
|
Сеть
торговых корреспондентов
|
Неформальные
оценки рыночной конъюнктуры и потребительского поведения
|
Доступна
для службы маркетинга фирмы
|
Формируется
решением руководства фирмы
|
Экспертные
оценки
|
Оценки,
выводы, прогнозы
|
Доступна
для заказчика
|
Группа
экспертов приглашается руководством фирмы
|
Эксперимент
|
Позволяет
выявить пропорции и взаимосвязи, в частности эластичность спроса
|
Доступна
для службы маркетинга
|
Проводится
службой маркетинга одновременно с пробным маркетингом
|
Заключение
Целью ассортиментной политики является грамотное
и квалифицированное управление ассортиментом товаров.
Ассортиментная политика представляет собой
комплекс организационных, технических, экономических и правовых мероприятий,
направленных на достижение рациональности и гармоничности ассортимента товаров.
Все элементы в данной системе взаимосвязаны,
причем эта связь не односторонняя, обычно называемая прямой, а многосторонняя,
включая взаимное, и не только прямое, но и обратное влияние элементов системы
друг на друга.
С точки зрения динамики целесообразно, на мой
взгляд, рассматривать процесс управления ассортиментом как циклический процесс,
один цикл которого включает в себя следующие этапы:
анализ - выявление тенденций и отклонений в
изменении показателей ассортимента, факторов внешней и внутренней среды;
планирование - установление цели, направлений
совершенствования и прогноз результатов;
организация - установление определенной
последовательности выполнения мероприятий по управлению и распределение
обязанностей между структурными подразделениями;
контроль - обеспечение корректной реализации
запланированных мероприятий.
Цель маркетингового исследования - создать
информационно-аналитическую базу для принятия маркетинговых решений и тем самым
снизить уровень неопределенности, связанной с ними.
Результатом исследований маркетинга являются
конкретные разработки, которые используются при выборе и реализации стратегии и
тактики маркетинговой деятельности предприятия.
Основными результатами исследования рынка
являются:
прогнозы его развития, оценка конъюнктурных
тенденций, выявление ключевых факторов успеха;
определение наиболее эффективных способов
ведения конкурентной политики на рынке и возможности выхода на новые рынки;
осуществление сегментации рынков, т.е. выбор
целевых рынков и рыночных ниш.
Опросы считаются основным методом получения
маркетинговой информации о потребителях, их поведении на рынке, мнениях,
предпочтениях.
Опросом называется процесс выявления мнений и
определения действий опрашиваемых путем личного диалога с респондентом.
анкета опрос рынок потребитель
Список использованной литературы
1. Аванесов
Ю.А., Клочко А.Н., Васькин Е.В. Основы коммерции на рынке товаров и услуг:
Учебник для вузов. -М.: ТОО “Люкс-арт”,2005. - 176 с.
2. Адамов
В.Е., Ильенкова С.Д. Экономика и статистика фирм: Учебное пособие: -М.: Финансы
и статистика, 2007. - 240 с.
. Алексеева
Н.Н. Планирование деятельности фирмы: Уч.-метод. пособ. М.: Финансы и
статистика, 2007. - 248 с.
. Аллен
Л. Учимся торговать: Пер с англ. - Мн.: Амалфея, 2006. -214 с.
. Ансов
Н.И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 2009. -135 с.
. Бланк
И.А. Торговый менеджмент. -Киев: Украинско-Финский институт менеджмента и
бизнеса, 2008. -408 с.
. Быкова
Е.В., Стоянова Е.С. Финансовое искусство коммерции. -М.: Перспектива, 2005. 154
с.
.Беляевский
И. К. «Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз», Москва,
«Финансы и статистика», 2007 г.
.Васильев
Г.А., Осипова Л.В. Коммерческая деятельность промышленных фирм. -М.:
Экономическое образование, 2005. -286 с.
11.Котлер
Ф. «Основы маркетинга», Санкт-Петербург, АО «Коруна», 1994 г.
12.Леви
М., Вейтц Бартон А. Основы розничной торговли. - Санкт - Петербург, 2007. - 448
с.
.Маркова
Т.Г. Организация маркетинга на предприятии // ЭКО. -2006. -№11. -С.13-23.
.Мокров
Г. Исследования и разработки маркетинга // Кадры. -2007. -№7. -
С.
2-14.
.Мокров
Г. Исследования маркетинга// Бизнес. - 2004. - №8.
.Орхова
Т.М. Маркетинговые коммуникации // Маркетинговые исследования. -2007. -№6. -С.
25 - 38.
.Николаева
Т.И. Системная оценка эффективности коммерческой деятельности предприятий
торговли // Маркетинг в России и за рубежом. 2007. №5. с.104 - 107.
.Паронян
А., Беседина В., Меньшикова М. Поведение потребителя и управление спросом и
предложением товаров // Маркетинг. 2009. №5. с.25 - 32.
.Половцева
Ф. Маркетинговая деятельность: методология, формирование, эффективность //
Маркетинг. 2009. №4. с.33 - 47.
.Родионова
Л.Н. и др. Оценка конкурентоспособности продукции // Маркетинг. 2009. №5. с.62
- 77.
.Торговля
в России: Статистический сборник. -М.: Госкомстат, 1996.
.Хисрик
Р.Д., Джексон Р.В. Торговля и менеджмент продаж: Пер. с англ. - М.: Филинъ,
2006. - 368 с.
.Хэмимттон
Д. Маркетинговые исследования // Маркетинговые исследования. -2006. -№6. -С.
27-38.
Приложение
Уважаемый покупатель!
Филиал «Молочный комбинат» Чебоксарский»
Проводит опрос потребителей. Убедительно просим Вас ответить на следующие
вопросы.
АНКЕТА
) Покупаете ли Вы молоко и кисломолочную
продукцию?
а) да
б) нет
) Как часто Вы покупаете молоко и
кисломолочную продукцию?
а) один раз в неделю
б) два раза в неделю
в) по необходимости
г) затрудняюсь ответить
) Какое количество обычно приобретаете
за один раз?
а) один литр
б) два литра
в) другое количество
) Какую товарную марку Вы предпочитаете?
а) молоко
б) кефир
в) сметана
г) творог
д) прочее
е) затрудняюсь ответить
) Товар какого производителя Вы чаще
всего покупаете?
а) отечественного производства
б) зарубежного производства
в) совместного производства
г) затрудняюсь ответить
) Как Вы оцениваете широту ассортимента
молока и кисломолочной продукции, в целом?
а) широкий
б) недостаточно широкий
в) узкий
г) затрудняюсь ответить
) Как Вы оцениваете уровень цен на
молоко и кисломолочные продукты, в целом?
а) высокий
б) средний
в) низкий
г) затрудняясь ответить
) Как Вы оцениваете уровень качество
молока и кисломолочной продукции в целом?
а) высокий
б) средний
в) низкий
г) затрудняясь ответить
) Соответствует ли, по Вашему мнению,
уровень цен качеству продукции?
а) соответствует
б) не соответствует
в) затрудняюсь ответить
) Каким фактором Вы руководствуетесь при
покупке молока и кисломолочной продукции?
а) качеством
б) производителем
в) сроком хранения
г) уровнем цен
д) наличие индивидуальной упаковки
е) другими причинами
) Где Вы предпочитаете покупать молоко и
кисломолочные продукты?
а) в магазине
в) все равно где
СВЕДЕНИЯ О РЕСПОНДЕНТАХ
) Пол и возраст
Мужчины:20-30 лет
-40 лет
-50 лет
лет и старше
Женщины:20-30 лет
-40 лет
-50 лет
лет и старше
) Социальное положение
домохозяйка
рабочий (ая)
служащий (ая)
пенсионер (ка)
) Средний доход на одного члена семьи
до 1000 рублей
от 1000 до 2000 рублей
от 2000 до 3000 рублей
от 3000 рублей и выше
) Образование
неполное среднее
среднее
средне-специальное
высшее
СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ В ОПРОСЕ!