Совершенствование администрирования транспортного налога
Федеральное
государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального
образования
Сибирский
федеральный университет
Институт
экономики, управления и природопользования
Кафедра
финансов
Курсовая
работа
Совершенствование
администрирования транспортного налога
Красноярск
2013
Содержание
Введение
. Теоретические аспекты
администрирования транспортного налога
.1 Понятие, методы и формы
налогового администрирования
.2 Транспортный налог как объект
налогового администрирования
. Современная практика
налогообложения транспортным налогом
.1 Анализ поступлений транспортного
налога в консолидированный бюджет РФ и в краевой бюджет Красноярского края
.2 Анализ арбитражной практики в
сфере транспортного налога
. Предложения по совершенствованию
администрирования транспортного налога
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Современное развитие общественно-экономических
отношений в совокупности с реформированием налоговой системы требует повышения
поступления налогов, упрощения налогового учета, стабильности и эффективности
налоговой системы в целом.
Одной из основных проблем государства является
обеспечение поступления в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды налогов,
сборов и иных установленных законом платежей.
Финансовая деятельность государства по получению
налогов как одного из суверенных прав государства будет действенной только в
том случае, если будет разработан оптимальный механизм налогового
администрирования.
Налоговое администрирование является одним из
основных элементов эффективного функционирования налоговой системы и экономики
государства. Эффективность налоговой системы обусловлена полнотой выявления
источников доходов в целях обложения их налогами и минимизацией расходов по их
мобилизации и обязанности уплате.
Цель данной курсовой работы - разработка
предложений по совершенствованию администрирования транспортного налога.
Для достижения поставленной цели необходимо
решить следующие задачи:
1. Исследовать понятие, методы и формы
налогового администрирования;
2. Выявить особенности транспортного налога
как объекта налогового администрирования;
. Проанализировать поступление
транспортного налога в среднем по России и в краевой бюджет Красноярского края;
. Обобщить арбитражную практику в сфере
транспортного налога;
. Разработать предложения по
совершенствованию администрирования транспортного налога.
В процессе выполнения курсовой работы
применялись следующие методы научного познания: статистические наблюдения,
обработка полученных данных посредством анализа и синтеза, методы сравнения,
принципы исторического, логического, системного анализа, метод обобщения.
Информационной базой исследования послужили
официальные документы, работы отечественных и зарубежных авторов в области
финансов, налогов, социологии, социально-экономической стратификации общества.
Объект исследования: налоговые правоотношения
между государством и плательщиком транспортного налога.
Объем работы включает введение, три главы, три
рисунка, заключение, приложения, список использованной литературы.
1. Теоретические аспекты
администрирования транспортного налога
.1 Понятие, методы и формы
налогового администрирования
В литературе высказываются различные точки
зрения о понятии налогового администрирования. Так, по мнению А.В. Иванова, под
налоговым администрированием в широком смысле понимается система мероприятий,
осуществляемых Правительством РФ и иными федеральными органами исполнительной
власти, направленных на оптимизацию налоговой составляющей доходной части
консолидированного бюджета России [1, С. 72]. При этом в систему мероприятий
налогового администрирования попадают:
· планирование объемов налоговых поступлений в
бюджет;
· подготовка федеральных программ
единой финансовой и налоговой политики РФ;
· подготовка в рамках законодательной
инициативы Правительства РФ проектов федеральных законов о налогах и
налогообложении;
· непосредственный контроль за
поступлением налогов на бюджетные счета, взыскание недоимки, привлечение к
ответственности за налоговые нарушения.
М.Ю. Орлов под налоговым администрированием
понимает деятельность уполномоченных органов власти, связанную с осуществлением
функций налогового контроля и привлечения к ответственности за налоговые
правонарушения виновных лиц, поскольку в этих функциях в полной мере реализуются
административные полномочия налоговых контролеров [2, С.12].
В отличие от вышеназванных точек зрения А.З.
Дадашев и А.В Лобанов под налоговым администрированием понимают, прежде всего,
организационно-управленческую систему реализации налоговых отношений,
включающую "совокупность форм и методов, использование которых призвано
обеспечить налоговые поступления в бюджетную систему России" [3, С. 4].
По мнению Спирина М.А., налоговое
администрирование означает "управление в области налогообложения",
т.е. представляет собой реализацию управляющим субъектом своих управленческих
функций [4, С.17].
При этом управляющим субъектом может выступать
как лицо, выступающее от имени государства, так и лицо выражающее частные
интересы.
Целью налогового администрирования является
повышение эффективного функционирования налоговой системы. Задачей налогового
администрирования планирование валовых внутренних налоговых начислений
государства и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью
внесения в бюджет налогов и сборов согласно налоговому кодексу.
В налоговых системах, как и в налоговых
информационных системах, налоговое администрирование позволяет экономическим
объектам своевременно выявить и устранить ошибки в налоговом учете по
конкретным налогам, что позволяет снизить риск потери финансовой устойчивости
этого экономического объекта и государства целиком. Помимо этого, налоговое
администрирование способствует повышению эффективности фискальной политики
государства посредством осуществления контроля собираемости налогов [4, С.17].
В качестве методов налогового администрирования
выступают: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый
контроль.
Указанные методы не могут быть жестко
разграничены, так как на практике они нередко пересекаются.
Каждому из методов налогового администрирования
присущи свои формы, способы и приемы достижения поставленных перед ними задач.
Налоговое планирование может быть текущим
(тактическое) и на более отдаленную перспективу (стратегическое или налоговое
прогнозирование).
Целью налогового планирования является
обеспечение потребностей бюджета путем определения объема финансовых ресурсов в
разрезе плательщиков налогов и максимально возможного изъятия, а также
оптимизация налогового регулирования и налогового контроля [5, С.34].
Основная задача налогового планирования -
экономически обоснованно обеспечить качественные и количественные параметры
бюджетных заданий.
В ходе налогового планирования оценивается
налоговый потенциал региона; прогнозируются объемы налоговых поступлений с
учетом темпов экономического роста региона, утверждается бюджет по налогам,
выводятся суммы бюджетного дефицита, уровень инфляции, индексы цен,
разрабатываются контрольные задания в разрезе бюджетов различных уровней,
определяется долевое распределение налоговых ставок и льгот.
Целью налогового регулирования является
уравновешивание общественных, корпоративных и личных экономических интересов
участников налоговых правоотношений. Прежде всего налоговое регулирование
преследует интересы государства в бюджетно - налоговой сфере деятельности, то
есть максимальное обеспечение общественных интересов в их финансовом покрытии.
В качестве форм налогового регулирования можно назвать систему налогового
стимулирования, оптимизацию налоговых ставок, систему налоговых льгот и меры
санкционированного действия.
Система налогового стимулирования предполагает
изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени; предоставление отсрочки
или рассрочки по уплате налога; предоставление налогового кредита или
инвестиционного налогового кредита.
Оптимизация налоговых ставок занимает особое
место в налоговом регулировании. Целью оптимизации налоговых ставок является
достижение относительного равновесия между налоговыми функциями: фискальной и
регулирующей. От размера налоговых ставок зависит построение рациональной
налоговой системы. Расчет оптимального уровня налоговых ставок - процесс крайне
сложный и трудоемкий. Здесь прежде всего необходимо экономическое обоснование с
целью оптимизации государственных расходов, их приведение в соответствие с
возможностями реальной экономики.
Система налоговых льгот представляет собой
комплекс налоговых преференций стратегического действия, компенсирующий
финансовые потери при выпуске новой и конкурентоспособной продукции,
модернизации технологических процессов, укрепляющий основы малого и среднего
производственного бизнеса. Налоговые льготы предоставляются в виде отмены
авансовых платежей, уменьшения или полного сложения налогового обязательства
при соблюдении определенных условий, снижения размера налоговой ставки.
Неотъемлемой составляющей налогового
регулирования и формой налогового администрирования является система
санкционирования. К нарушителям законодательства о налогах и сборах применяются
финансовые и административные санкции, а также меры уголовной ответственности.
Необходимым условием эффективного налогового
администрирования является налоговый контроль. Цели и задачи налогового
контроля различны. Основная цель - препятствие уходу от налогов, обеспечение
устойчивого поступления бюджетных доходов.
Можно выделить следующие основные формы
налогового администрирования при осуществлении мероприятий налогового контроля:
регистрация и учет налогоплательщиков;
прием и обработка отчетности;
учет поступления налогов и начисленных сумм;
контроль за своевременным поступлением платежей;
камеральные налоговые проверки;
выездные налоговые проверки;
реализация материалов налоговых проверок;
контроль за реализацией материалов проверок и
уплатой начисленных финансовых санкций и административных штрафов [5, С.35].
Оптимальное соотношение перечисленных методов и
форм налогового администрирования обеспечивает результативность налоговой
политики государства.
1.2 Транспортный налог как объект
налогового администрирования
Порядок исчисления и уплаты транспортного налога
регулируется главой 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса
Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Под объектом налогообложения транспортным
налогом следует понимать автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие
самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты,
вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани,
моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и
воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в
соответствии с законодательством Российской Федерации [6, п.1 ст.258].
Не являются объектом
налогообложения:
) весельные лодки, а также
моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;
) автомобили легковые,
специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили
легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные
(приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом
порядке;
) промысловые морские и речные
суда;
) пассажирские и грузовые
морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве
хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и
индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является
осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
) тракторы, самоходные комбайны
всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины
для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений,
ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на
сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при
сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
) транспортные средства, принадлежащие
на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где
законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
) транспортные средства,
находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи)
документом, выдаваемым уполномоченным органом;
) самолеты и вертолеты
санитарной авиации и медицинской службы;
) суда, зарегистрированные в
Российском международном реестре судов.
В соответствии со статьей 357
НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с
законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства,
признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего
Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налоговая база определяется:
Таблица 1 - Определение
налоговой базы в соответствии с видом транспортного средства
Транспортное
средство
|
Налоговая
база
|
1.
Транспортные средства, имеющие двигатели
|
мощность
двигателя транспортного средства в лошадиных силах
|
1.1
Воздушные транспортные средства, для которых определяется тяга реактивного
двигателя
|
паспортная
статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга
всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном
режиме в земных условиях в килограммах силы
|
2.
Водное несамоходное (буксируемое) транспортное средство, для которого
определяется валовая вместимость
|
валовая
вместимость в регистровых тоннах
|
3.
Водные и воздушные транспортные средств, не указанных в подпунктах 1, 1.1. и
2единица транспортного средства
|
единица
транспортного средства
|
Налоговым периодом по транспортному налогу
является календарный год. Для налогоплательщиков, являющихся организациями,
законами субъектами Российской Федерации могут быть установлены отчетные
периоды (квартал, полугодие, 9 месяцев).
Налоговые ставки, установленные статьей 361 НК
РФ, могут быть увеличены или уменьшены законами субъектов Российской Федерации,
но не более чем в десять раз (данное ограничение размера уменьшения налоговых
ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении
автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150
л.с. (до 110,33 кВт) включительно).
Также, допускается установление
дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных
средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных
средств, и (или) их экологического класса.
Налогоплательщики, являющиеся организациями,
исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно.
Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими
лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые
представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную
регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации [6, п.1 ст.
362].
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по
итогам налогового периода в отношении каждого транспортного средства,
определяется как произведение налоговой базы и соответствующей налоговой
ставки.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет
налогоплательщиками, являющимися организациями определяется как разность
исчисленной суммы налога и суммы авансовых платежей по налогу.
Сумма авансового платежа, уплачиваемого
организациями, определяется как одна четвертая произведения налоговой базы и
соответствующей налоговой ставки.
В случае, если произошла регистрация
транспортного средства и (или) снятие транспортного средства с регистрации в
течение налогового (отчетного) периода, то исчисление суммы налога (суммы
авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента:
К = число полных месяцев, в течение которых
данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика / число
календарных месяцев в налоговом (отчетном).
При этом месяц регистрации транспортного
средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается
за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного
средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как
один полный месяц.
Органы, осуществляющие государственную
регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту
своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с
регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы
транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с
регистрации. [6, п.4 ст.362]
На территории Красноярского края законом
Красноярского края от 08.11.2007 №3-676 (в ред. от 11.10.2012) "О
транспортном налоге" установлены максимальные ставки транспортного налога
(Приложение 2).
Данным законом освобождаются от уплаты
транспортного налога следующие категории налогоплательщиков:
) на одно транспортное средство с мощностью
двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно:
а) Героев Советского Союза;
б) Героев Российской Федерации;
в) Героев Социалистического Труда;
г) полных кавалеров ордена Трудовой славы;
д) полных кавалеров ордена Славы;
е) инвалидов Великой Отечественной войны и
инвалидов боевых действий;
ж) ветеранов Великой Отечественной войны и
ветеранов боевых действий;
з) родителей и не вступивших в повторный брак
вдов (вдовцов) инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов боевых
действий, ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;
и) военнослужащих и лиц рядового и
начальствующего состава органов внутренних дел, ставших инвалидами вследствие
ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной
службы (служебных обязанностей);
к) граждан, ставших инвалидами вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении
"Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
л) одного из родителей (усыновителей), опекунов,
попечителей ребенка-инвалида;
м) физических лиц, являющихся пенсионерами в
соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
) инвалидов из числа лиц, не указанных в
подпунктах "а" - "к" подпункта 1 настоящего пункта, на
которых зарегистрировано транспортное средство с мощностью двигателя до 100
л.с. (до 73,55 кВт) включительно [7];
) другие категории граждан.
Налогоплательщики, являющиеся организациями, по
истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения
транспортных средств налоговую декларацию по налогу, но не позднее 1 февраля
года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Крупнейшие налогоплательщики представляют
налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших
налогоплательщиков.
2. Современная практика налогообложения
транспортным налогом
.1 Анализ поступлений транспортного
налога в консолидированный бюджет РФ и в краевой бюджет Красноярского края
транспортный налог бюджет
Так как транспортный налог является
региональным, все денежные средства от него поступают в бюджеты субъектов
Российской Федерации. Данные средства идут на строительство и ремонт дорог.
Для того, чтобы оценить эффективность
администрирования транспортного налога рассмотрим процент фактического
поступления транспортного налога в среднем по России и на территории
Красноярского края, который находится как отношение суммы поступившего
транспортного налога в бюджет к сумме начисленного к уплате транспортного
налога:
Рисунок 1 - Процент фактического поступления
транспортного налога в бюджеты субъектов РФ в период с 2007 года по 2011 год, %
(Приложение 1)
Как видно из представленного выше рисунка,
процент фактического поступления транспортного налога в среднем по России в
период с 2007 года по 2011год находился на уровне 77%. Таким образом, можно
утверждать, что около 20% начисленного транспортного налога не поступило в
бюджеты субъектов Российской Федерации.
Рассмотрим фактическое поступление транспортного
налога в разрезе федеральных округов в 2011 году (Приложение 2):
Рисунок 2 -Процент фактического поступления
транспортного налога в разрезе федеральных округов Российской Федерации в 2011
году, %
На основании представленного выше рисунка можно
сделать вывод о том, что наибольшая собираемость транспортного налога
наблюдается в Уральском федеральном округе (89%), наименьшая собираемость в
Северо-Кавказском федеральном округе (53%).
Субъектами Российской Федерации, собравшими
наибольшей процент от начисленного транспортного налога, являются Ненецкий АО
(112%), Чукотский АО (101%), Томская область (141%). Субъектами Российской
Федерации, собравшими наименьший процент от начисленного транспортного налога,
являются Кабардино-Балкарская Республика (41%) и Карачаево-Черкесская Республика
(46%). Одним из обоснований данногоразрыв в показателе собираемости
транспортного налога среди субъектов РФ выступает тот факт, что ставки
транспортного налога сильно дифференцированы по различным субъектам,
следовательно, возникает сильное различие в налоговой нагрузке.
Рассмотрим динамику фактического поступления
транспортного налога в бюджет Красноярского края (Приложение 3):
Рисунок 3 - Процент фактического поступления
транспортного налога на территории Красноярского края в период с 2008 года по
2011 год, %
Динамика процента фактического поступления
транспортного налога на территории Красноярского края показывает положительные
результаты. На протяжении периода с 2008 года по 2011 год показатель
собираемости транспортного налога на территории Красноярского находился на
уровне 82% и был выше, чем в среднем по России.
2.2 Анализ арбитражной практики в
сфере транспортного налога
Одной из главных и наиболее часто встречающихся
проблем в арбитражной практике в сфере транспортного налога является проблема
определение категории транспортного средства и применение к нему
соответствующей ставки.
В Налоговом кодексе РФ не установлено правило
разграничения автотранспорта в зависимости от категории и типа, и отсутствует
ссылка на конкретный документ, содержащий данное правило. При определении
категории транспортного средства необходимо руководствоваться
"Общероссийским классификатором основных фондов" и "Конвенцией о
дорожном движении", заключенной в Вене 8 ноября 1968 года, и паспортом
транспортного средства.
Однако наименование категорий транспортных
средств в "Конвенции о дорожном движении" не соответствуют
наименованию категорий транспортных средств, указанных в Налоговом кодексе РФ.
Так, в данной конвенции выделяют категории транспортных средств "А",
"В", "С", "D", "Е". Вместе с тем к
категории "В" относятся как механические транспортные средства для
перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для
сидения (кроме места водителя) (легковые), так и механические транспортные
средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны
(грузовые) [8]. Следовательно, отнесение транспортного средства категории
"В" не свидетельствует о том, что транспортное средство относится к
легковому либо к грузовому транспортному средству. Таким образом, использование
этого документа для расчета транспортного налога не представляется
целесообразным. Согласно арбитражной практике, Общероссийский классификатор
также не может применяться при расчете транспортного налога. Зачастую
встречается такая ситуация, когда и в паспорте транспортного средства
отсутствует категория и тип транспортного средства.
Рассмотрим ниже конкретный пример из арбитражной
практики, в котором один арбитражный суд относит автомобиль
"ГАЗ-2705" к категории легковых, другой к категории грузовых.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа
рассмотрел спор между предприятием и налоговым органом об уплате налога по
транспортному средству "ГАЗ-2705", по которому налогоплательщик применил
ставку, установленную для автомобилей легковых с мощностью двигателя до 100
л.с., вместо ставок, установленных, по мнению инспекции, для грузовых
автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с.
Суд постановил, что из материалов дела видно,
что спорное транспортное средство использовалось предприятием не для перевозок
грузов, а для осуществления связи между структурными подразделениями и для
перевозки сотрудников. Другое налоговыми органами доказано не было. Суд
постановил, что предприятие в отношении спорного транспортного средства
правомерно применило ставку транспортного налога, установленные для легковых
автомобилей Областным законом [9].
Однако, Федеральный арбитражный суд
Волго-Вятского округа рассмотрев аналогичное дело, решил отнести автомобиль "ГАЗ-2705"
к категории грузовых транспортных средств и применить к нему ставку,
установленную для грузовых автомобилей.
Суд руководствовался:
· Конвенцией о дорожном движении, согласно
которой, спорное транспортное средство относится к категории "В";
· Одобрением транспортного средства,
согласно которому, "ГАЗ-2705" - это грузовой фургон
цельнометаллический;
· Письмом от 27.10. 2005 № 05-22/9527
за подписью главного конструктора грузовых автомобилей открытого акционерного
общества "ГАЗ", согласно которому, автомобиль "ГАЗ-2705"
является грузовым фургоном цельнометаллическим и при сертификации отнесен к
категории N1 [10].
Другой наиболее часто встречающейся проблемой в
арбитражной практике в сфере транспортного налога является проблема избежание
налогоплательщиками уплаты транспортного налога с помощью уклонения от
регистрации транспортного средства.
Главный критерий объекта налогообложения
транспортным налогом - это регистрация транспортного средства. Зачастую данная
норма трактуется судами и налогоплательщиками в буквальном смысле. Как
следствие, последние избегают уплату налога за период, в котором транспортное
средство находилось без регистрации.
Так Федеральный арбитражный суд Северо-Западного
округа от 23 23.03.2009 № А 05-8942/2008 постановил: "в случае, когда
эксплуатация транспортных средств допускается только на закрытой территории без
использования в дорожном движении и такие ТС не прошли госрегистрацию,
транспортный налог можно не платить [11]. К аналогичному выводу пришел
Федеральный арбитражный суд Московского округа от 23.01.2007 № А 40-13318/06.
К противоположенному выводу пришел Федеральный
арбитражный суд Московского округа от 16.04.2009 по делу № КА 40-2929-09:
отсутствие факта регистрации ТС не влияет на обязанность организации по уплате
транспортного налога [12].
3. Предложения по совершенствованию
администрирования транспортного налога
Для решения выявленных в ходе анализа
арбитражной практики проблем необходимо:
1) разработать регистрирующими органами
совместно с налоговыми органами классификатор транспортных средств для целей
налогообложения;
2) внести изменения в статьи 357 и 358
Налогового кодекса РФ в части объекта налогообложения, под которым будем
понимать транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в
соответствии с законодательством Российской Федерации и подлежащие регистрации
в установленном законом порядке, и, соответственно, в части статуса
налогоплательщика.
В действующей редакции Налогового кодекса
Российской Федерации в статье 358 под объектом налогообложения признаются
автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и
механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы,
яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы,
несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные
средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с
законодательством Российской Федерации [6, ст. 358]. К налогоплательщикам,
согласно статье 357, относятся лица, на которых в соответствии с
законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства,
признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего
Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Таким образом, следует изменить статьи 257 и 358
НК РФ на:
· статья 357: Налогоплательщиками налога (далее в
настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии
с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства
и которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны
зарегистрировать транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в
соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено
настоящей статьей.
· Статья 358: Объектом налогообложения
признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные
машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты,
теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки,
гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные
транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства),
зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством
Российской Федерации и подлежащие регистрации в установленном законом порядке в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Необходимость реформирования транспортного
налога, а не его отмены и включения в стоимость бензина, можно обосновать
следующими расчетами.
В настоящее время самыми распространенными
транспортными средствами на территории Российской Федерации являются легковые
автомобили с мощность до 100 л.с. и легковые автомобили с мощность от 100 л.с.
до 150 л.с.
Ставка транспортного налога на территории
Красноярского края для легковых автотранспортный средств с мощностью до 100
л.с. установлена в размере 5 руб. за каждую лошадиную силу, для легковых
автотранспортных средств с мощностью от 100 л.с. до 150 л.с. - в размере 14,5
руб. за каждую лошадиную силу [7]. Таким образом, налогоплательщик, на которого
в соответствии с законодательством зарегистрировано транспортное средство с
вышеуказанной мощностью платит в бюджет в год около 500 - 2000 рублей.
В случае отмены транспортного налога и включения
его в стоимость бензина гражданин, владеющий аналогичным автомобилем, будет
уплачивать примерно 3000 - 4500 рублей. Так как, среднестатистический пробег
автомобиля составляет 20 - 30 тыс. км. в год., а расход топлива равен примерно
10 литрам на 100 км., то средний расход топлива в год составляет 2000 - 3000
литра. При увеличении цены бензина на 1,5 рубля гражданин будет переплачивать:
2000*1,5=3000 рублей, 3000*1,5=4500 рублей. Таким образом, данное нововведение
негативно скажется на благосостоянии граждан страны.
Другим аргументом в пользу реформирования, а не
отмены транспортного налога, может выступить следующие факты:
1) В случае включения транспортного налога в
цену бензину потеряют льготы такие категории налогоплательщиков, как Герои
Советского Союза, ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении
"Маяк" и т.д.;
2) В случае включение транспортного налога
в цену бензину, возникнет сложность расчета налога для транспорта,
использующего электроэнергию, а также специального транспорта, на который
налоги высоки: снегоходы, катера и т.д. [17].
) Не всегда бензин покупается гражданами
в качестве топлива для транспортных средств. В случае включения транспортного
налога в цену бензина данные граждане будут уплачивать налог, в не зависимости
от наличия транспортного средства.
Заключение
В настоящее время происходит рост числа
владельцев транспортных средств, следовательно, транспортный налог выступает
ежегодно возрастающим источником пополнения бюджета.
Процент фактического поступления транспортного
налога и анализ арбитражной практики говорят, что существует ряд проблем,
решение которых необходимо для эффективного администрирования транспортного
налога.
Одной из главных и наиболее часто встречающихся
проблем в арбитражной практике в сфере транспортного налога является проблема
определение категории транспортного средства и применение к нему
соответствующей ставки.
Другой не менее важной проблемой является
проблема избежания налогоплательщиками уплаты транспортного налога с помощью
уклонения от регистрации транспортного средства.
Для решения выявленных проблем необходимо:
· разработать регистрирующими органами совместно с
налоговыми органами классификатор транспортных средств для целей
налогообложения;
· внести изменения в статьи 357 и 358
Налогового кодекса РФ в части объекта налогообложения, под которым будем
понимать транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в
соответствии с законодательством Российской Федерации и подлежащие регистрации в
установленном законом порядке, и, соответственно, в части статуса
налогоплательщика.
Так же следует отметить, что отмена
транспортного налога не приведет к избавлению от существующих проблем, поэтому
необходимо не отменять транспортный налог, а реформировать существующую систему
администрирования транспортного налога.
Список литературы
. Иванов А.В. Административная
юрисдикция налоговых органов Российской Федерации: Н.Новгород,1999;
. Орлов М.Ю. Совершенствование
налогового администрирования в контексте налоговой реформы на текущем этапе //
Налоговая политика и практика. 2003. №11;
. Дадашев А.З., Лобанов А.В.
Налоговое администрирование в Российской Федерации, М., 2002;
. Спирина М.А. Создание подхода для
осуществления налогового администрирования // Аудит и финансовый анализ. 2007.
№3
. С И. Межерицкий, Методы и формы
налогового администрирования // Налоговый вестник.N 11, 2011
. Налоговый кодекс Российской
Федерации от 05.08. 2000 №117-ФЗ. URL:
http://www.consultant.ru/popular/nalog2/ (дата обращения 25.03.13);
. Закон Красноярского края от
08.11.2007 №3-676 (в ред. от 11.10.2012) "О транспортном налоге". URL:
http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW123;n=85649
(дата обращения: 12.03.13);
. Конвенция о дорожном движении.
Вена. 1968 год. URL:
http://www.unece.org/fileadmin/DAM/trans/conventn/Conv_road_traffic_RU.pdf
(дата обращения: 12.03.13);
. Постановление ФАС Уральского
округа от 9 февраля 2006г. по делу №Ф 09-176/06-С. URL:
http://www.consultant.ru/index.html (дата обращения 12.03.13);
. Постановление ФАС Волго-Вятского
округа от 24 апреля 2006 года поделу № А 29-3981/2005а. URL:
http://www.consultant.ru/index.html (дата обращения 12.03.13);
. Постановление ФАС Северо-Западного
округа от 23 23.03.2009 № А 05-8942/2008)
. Постановление ФАС Московского
округа от 16.04.2009 № КА 40-2929-09
. Официальный сайт Федеральной
налоговой службы. URL:
http://www.nalog.ru/
(дата обращения 12.03.13);
. Официальный сайт Управления
Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю. URL:
http://www.r24.nalog.ru/ (дата обращения 10.03.13);
. Федеральная служба статистических
данных. URL: http://www.gks.ru/
(дата обращения: 01.03.13);
. "Путин против транспортного
налога". Российская газета. URL:
http://www.rg.ru/2012/12/06/nalog.html (дата обращения: 17.03.13);
. Е.В. Родионова. Пути
совершенствования транспортного налога и повышения его собираемости // Вест.
Марийского государственного технического ун-та. 2012. №2;
. А.Н. Анжигитова. Пути
совершенствования транспортного налога // Вест. Пензенского государственного
ун-та. 2012. №8.
Приложение А
Наименование
объекта налогообложения
|
Налоговая
ставка (в рублях)
|
Автомобили
легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
|
|
до
100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно
|
5
|
свыше
100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно
|
14,5
|
свыше
150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно
|
29
|
свыше
200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно
|
51
|
свыше
250 л.с. (свыше 183,9 кВт)
|
102
|
Мотоциклы
и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
|
|
до
20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно
|
2
|
свыше
20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно
|
5
|
свыше
35 л.с. (свыше 25,74 кВт)
|
12,5
|
Автобусы
с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
|
|
до
200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно
|
11,5
|
свыше
200 л.с. (свыше 147,1 кВт)
|
23
|
Грузовые
автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
|
|
до
100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно
|
6
|
свыше
100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно
|
9
|
свыше
150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 до 147,1 кВт) включительно
|
23
|
свыше
200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно
|
58
|
свыше
250 л.с. (свыше 183,9 кВт)
|
85
|
Другие
самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и
гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы
|
11,5
|
Снегоходы,
мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
|
|
до
50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно
|
6
|
свыше
50 л.с. (свыше 36,77 кВт)
|
50
|
Катера,
моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с
каждой лошадиной силы):
|
|
до
100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно
|
12,5
|
свыше
100 л.с. (свыше 73,55 кВт)
|
100
|
Яхты
и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной
силы):
|
|
до
100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно
|
51
|
свыше
100 л.с. (свыше 73,55 кВт)
|
200
|
Гидроциклы
с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
|
|
до
100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно
|
50
|
свыше
100 л.с. (свыше 73,55 кВт)
|
75
|
Несамоходные
(буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой
регистровой тонны валовой вместимости)
|
100
|
Самолеты,
вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы)
|
125
|
Самолеты,
имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги)
|
20
|
Другие
водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы
транспортного средства)
|
500
|
Приложение Б
Таблица 2 - Процент фактического поступления
транспортного налога на территории Российской Федерации в период с 2007 года по
2011 год, %
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
Начислено
|
54393046
|
65915970
|
84823225
|
95485943
|
105397777
|
Уплачено
|
40329854
|
53101242
|
62028653
|
75615334
|
83202428
|
фактическое
поступление транспортного налога
|
74,14523908
|
80,558993
|
73,126968
|
79,1900164
|
78,9413499
|
Приложение В
Таблица 3 - Процент фактического поступления
транспортного налога в разрезе субъектов Российской Федерации в период в 2011
году, %
Субъекты
РФ
|
Начислено
к уплате
|
Уплачено
|
Фактическое
поступление транспортного налога
|
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
|
36
931 291
|
28
250 057
|
76,49355394
|
Белгородская
область
|
1
204 924
|
1
306 185
|
108,4039325
|
Брянская
область
|
593
665
|
467
692
|
78,78045699
|
Владимирская
область
|
994
150
|
704
487
|
70,86325001
|
Воронежская
область
|
1
909 992
|
1
509 558
|
79,0347813
|
Ивановская
область
|
407
845
|
256
243
|
62,82852554
|
Калужская
область
|
612
743
|
505
856
|
82,55598187
|
Костромская
область
|
418
688
|
325
879
|
77,83337473
|
Курская
область
|
677
749
|
519
493
|
76,64976267
|
Липецкая
область
|
801
616
|
579
308
|
72,26751961
|
Московская
область
|
8
289 832
|
5
508 061
|
66,44357811
|
Орловская
область
|
538
036
|
454
068
|
Рязанская
область
|
601
002
|
399
535
|
66,47814816
|
Смоленская
область
|
451
992
|
499
413
|
110,4915574
|
Тамбовская
область
|
572
898
|
483
031
|
84,31361255
|
Тверская
область
|
895
064
|
733
820
|
81,98519882
|
Тульская
область
|
817
974
|
603
803
|
73,81689394
|
Ярославская
область
|
921
080
|
702
006
|
76,2155296
|
город
Москва
|
16
222 041
|
12
691 619
|
78,23688154
|
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
|
15
138 651
|
12
376 956
|
81,75732435
|
Республика
Карелия
|
497
585
|
420
271
|
84,4621522
|
Республика
Коми
|
616
032
|
532
760
|
86,48252039
|
Архангельская
область
|
803
730
|
874
637
|
108,8222413
|
Вологодская
область
|
1
112 747
|
906
738
|
81,4864475
|
Калининградская
область
|
1
116 744
|
865
822
|
77,5309292
|
Ленинградская
область
|
1
948 433
|
1
419 781
|
72,8678379
|
Мурманская
область
|
347
567
|
444
863
|
127,9934516
|
Новгородская
область
|
569
604
|
474
653
|
83,3303488
|
Псковская
область
|
525
368
|
439
984
|
83,74777299
|
город
Санкт-Петербург
|
7
580 270
|
5
974 330
|
78,8142111
|
Ненецкий
АО
|
20
571
|
23
117
|
112,3766467
|
СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
|
1
581 155
|
847
991
|
53,63111143
|
Республика
Дагестан
|
207
633
|
85
575
|
41,21454682
|
Республика
Ингушетия
|
37
304
|
14
824
|
39,73836586
|
Кабардино-Балкарская
Республика
|
134
235
|
55
447
|
41,30591872
|
Карачаево-Черкесская
Республика
|
114
634
|
64
916
|
56,62892336
|
Республика
Северная Осетия-Алания
|
198
101
|
41
483
|
20,94032842
|
Чеченская
Республика
|
38
331
|
29
383
|
76,65597036
|
Ставропольский
край
|
850
917
|
556
363
|
65,38393286
|
ЮЖНЫЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
|
8
990 044
|
7
413 225
|
82,46038618
|
Республика
Адыгея
|
227
129
|
180
289
|
79,37735824
|
Республика
Калмыкия
|
100
265
|
81
946
|
81,72941704
|
Краснодарский
край
|
4
390 797
|
3
752 698
|
85,46735365
|
Астраханская
область
|
577
702
|
442
862
|
76,65924646
|
Волгоградская
область
|
1
245 857
|
1
004 654
|
80,63959186
|
Ростовская
область
|
2
448 294
|
1
950 776
|
79,6789928
|
ПРИВОЛЖСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
|
19
274 385
|
14
541 199
|
75,44312828
|
Республика
Башкортостан
|
1
935 279
|
1
360 065
|
70,27746387
|
Республика
Марий-Эл
|
318
526
|
289
305
|
90,82618059
|
Республика
Мордовия
|
445
461
|
392
299
|
88,06584639
|
Республика
Татарстан
|
3
005 104
|
2
268 354
|
75,48337761
|
Удмуртская
Республика
|
731
094
|
567
081
|
77,56608589
|
Чувашская
Республика
|
481
157
|
402
108
|
83,57105893
|
Кировская
область
|
904
811
|
737
211
|
81,4767946
|
Нижегородская
область
|
2
914 890
|
2
373 192
|
81,41617694
|
Оренбургская
область
|
1
048 754
|
900
583
|
85,87171062
|
Пензенская
область
|
690
946
|
537
241
|
77,75441207
|
Пермский
край
|
2
109 749
|
1
393 984
|
66,07345234
|
Самарская
область
|
2
762 915
|
1
764 786
|
63,87406055
|
Саратовская
область
|
1
256 511
|
978
081
|
77,84102169
|
Ульяновская
область
|
669
188
|
576
909
|
86,21030264
|
УРАЛЬСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
|
9
133 852
|
8
178 095
|
89,53610153
|
Курганская
область
|
503
312
|
445
851
|
88,5834234
|
Свердловская
область
|
2
423 420
|
2
887 171
|
119,1362207
|
Тюменская
область
|
721
945
|
609
998
|
84,49369412
|
Челябинская
область
|
2
474 435
|
1
604 039
|
64,82445488
|
Ханты-Мансийский
АО - Югра
|
2
352 034
|
2
010 017
|
85,45867109
|
Ямало-Hенецкий
АО
|
658
706
|
621
019
|
94,27863113
|
СИБИРСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
|
9
897 824
|
8
086 199
|
81,69673455
|
Республика
Алтай
|
87
312
|
62
047
|
71,06354224
|
Республика
Бурятия
|
306
841
|
192
193
|
62,63602322
|
Республика
Тыва
|
49
024
|
35
424
|
72,25848564
|
Республика
Хакасия
|
182
744
|
135
145
|
73,95318041
|
Алтайский
край
|
1
524 613
|
1
195 416
|
78,40783202
|
Красноярский
край
|
1
783 187
|
1
285 343
|
72,08122311
|
Иркутская
область
|
1
248 518
|
994
075
|
79,62039794
|
Кемеровская
область
|
1
488 169
|
1
453 247
|
97,65335792
|
Новосибирская
область
|
1
624 665
|
1
273 667
|
78,39566926
|
Омская
область
|
969
488
|
687
231
|
70,8859728
|
Томская
область
|
327
618
|
463
557
|
141,4931414
|
Забайкальский
край
|
305
645
|
308
854
|
101,0499108
|
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
|
4
450 575
|
3
508 706
|
78,83713902
|
Республика
Саха (Якутия)
|
633
230
|
497
452
|
78,55786997
|
Приморский
край
|
999
406
|
782
773
|
78,32382435
|
Хабаровский
край
|
1
075 114
|
876
713
|
81,54605
|
Амурская
область
|
626
658
|
532
061
|
84,90452528
|
Камчатский
край
|
258
309
|
150
975
|
58,44744086
|
Магаданская
область
|
133
830
|
88
678
|
66,26167526
|
Сахалинская
область
|
630
129
|
505
104
|
80,15882462
|
Еврейская
автономная область
|
80
442
|
61
284
|
76,18408294
|
Чукотский
АО
|
13
457
|
13
666
|
101,553095
|
Приложение Г
Таблица 4 - Процент фактического поступления
транспортного налога на территории Красноярского края в период с 2007 года по
2011 год, %
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
Начислено
|
1311820
|
1445549
|
1473323
|
4390797
|
Уплачено
|
1
001 200
|
1221186
|
1332118
|
3752698
|
фактическое
поступление транспортного налога
|
76,32144654
|
84,47904568
|
90,41588301
|
85,5
|