Система налоговых органов России
Содержание
1. Единая централизованная система налоговых органов России
. Система налогового администрирования
. Внутренняя управленческая деятельность налоговых органов
Список использованных источников
1. Единая централизованная система
налоговых органов России
Налоговые органы составляют единую
централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и
сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в
соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных
законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью
внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную
систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по
контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Налоговые органы осуществляют свои
функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти,
органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и
государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий,
предусмотренных НК и иными нормативными правовыми актами РФ [4].
Налоговые органы в своей
деятельности руководствуются Конституцией РФ, НК РФ, федеральными законами и
иными законодательными актами РФ, нормативными правовыми актами Президента РФ и
Правительства РФ, а также нормативными правовыми актами органов государственной
власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах
их полномочий по вопросам налогов и сборов.
Главными задачами налоговых органов
являются контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет
государственных налогов и других платежей, установленных законодательством РФ,
а также валютный контроль, осуществляемый в соответствии с законодательством РФ
о валютном регулировании и валютном контроле.
Федеральная налоговая служба (ФНС
России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за
правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в
соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных
законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью
внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за
производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и
табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах
компетенции налоговых органов.
ФНС осуществляет свою деятельность
непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими
федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти
субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными
фондами, общественными объединениями и иными организациями.
Служба и ее территориальные органы
(управления Службы по субъектам РФ, межрегиональные инспекции Службы, инспекции
Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции
Службы межрайонного уровня) составляют единую централизованную систему
налоговых органов.
Инспекция ФНС по городу находится в
непосредственном подчинении Управления ФНС России по субъекту РФ и
подконтрольна ФНС России и Управлению.
Инспекция является территориальным
органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением
законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях,
предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей,
а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей,
алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ
в пределах компетенции налоговых органов.
Инспекция является уполномоченным
территориальным органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических
лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских
(фермерских) хозяйств, по представлению в делах о банкротстве и в процедурах
банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по
денежным обязательствам.
Инспекцию возглавляет руководитель,
назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром финансов РФ по
представлению руководителя ФНС России.
Руководитель Инспекции несет
персональную ответственность за выполнение возложенных на Инспекцию задач и
функций.
Руководитель Инспекции имеет
заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности
руководителем ФНС России по представлению руководителя Управления.
Структурные подразделения УФНС
России по Оренбургской области [9]:
Общий отдел
Отдел обеспечения
Отдел кадров
Отдел безопасности
Правовой отдел
Отдел досудебного урегулирования
налоговых споров
Отдел информационных технологий
Отдел регистрации и учета
налогоплательщиков
Отдел работы с налогоплательщиками
Аналитический отдел
Контрольный отдел
Отдел налогообложения юридических
лиц
Отдел налогообложения имущества и
доходов физических лиц
Отдел урегулирования задолженности и
обеспечения процедур банкротства
Отдел контроля налоговых органов
Отдел камерального контроля
. Система налогового
администрирования
Эффективность функционирования
налоговой системы зависит от качества управления ею. Деятельность государства
по управлению налоговой системой определяется характером и задачами налоговой
политики соответствующего этапа развития. В современной экономической
литературе не встречается четкого определения понятия «управление налоговой
системой». Практически произошла его замена на понятие «налоговое
администрирование».
Управление налоговой системой можно
рассматривать как деятельность государства по управлению каждым элементом,
входящим в понятие налоговой системы. В отношении первого элемента
(совокупность налогов) - это законодательное установление перечня налогов и
порядка налогообложения по каждому виду налогов и сборов. В отношении второго
элемента (компетенции органов власти и управления в налоговой сфере) - это
законодательное (в конституционном, гражданском, налоговом законодательстве)
установление компетенции, принципов, процедур, форм и методов организации и
деятельности уполномоченных органов власти в налоговой сфере [2].
Наконец, по третьему элементу
(совокупность налоговых органов) - это определение функций и задач налоговых
органов, обеспечивающих налоговый контроль и привлечение к ответственности лиц,
нарушающих налоговое законодательство.
Таким образом, управление налоговой
системой базируется на трех основах: нормативно-правовые акты (налоговое
законодательство), организационные основы деятельности субъектов налоговых
отношений, налоговый контроль.
Налоговое администрирование следует
рассмотреть как органическую часть управления налоговой системой (рис. 1). В
основу утверждения может быть также положено первоначальное значение термина
«администрирование». «Администрация» происходит от латинского слова,
означающего служба, управление. Под администрацией понимают совокупность
государственных органов, осуществляющих функции управления.
Рис. 1. Соотношение
понятий «управление налоговой системой» и «налоговое администрирование»
Таким образом, из
первоначального толкования термина «администрация» и современного его
содержания следует, что налоговое администрирование - это деятельность
государственных органов управления, но не законодательных органов власти в
налоговой сфере. Законодательными органами устанавливаются основные принципы,
формы и методы организации налоговых отношений, что составляет содержание
законодательства о налогах.
Налоговое
администрирование как управленческая деятельность государственных органов
направлено на реализацию законодательных норм.
Деятельность
государственных органов управления, направленная на реализацию регулирующих
возможностей налогов, - это управление налоговыми отношениями в части,
осуществляемой другими органами управления и власти (Минфин, МЭРТ РФ и др.
заинтересованными и уполномоченными управленческими ведомствами). В частности,
поправки в ч. I НК РФ перераспределили полномочия МФ РФ и ФНС России в
налоговой сфере, передав все правоустанавливающие функции первому, а
правоприменительные - второй. Деятельность иных управленческих органов
исполнительной власти относится к налоговому администрированию лишь в узком
(контрольном) сегменте.
Таким образом, налоговое
администрирование - это деятельность уполномоченных органов управления, главным
образом ФНС РФ и его территориальных органов, частично МФ РФ, Федеральной
таможенной службой РФ, направленная, прежде всего, на обеспечение и реализацию
контроля за соблюдением налогового законодательства всеми участниками налоговых
отношений. При этом налоговое администрирование по содержанию включает в себя
не только контрольные действия налоговых органов.
Основными элементами
налогового администрирования выступает:
контроль за соблюдением
налогового законодательства налогоплательщиками (плательщиками сборов);
контроль за реализацией
и исполнением налогового законодательства налоговыми органами;
организационное,
методическое и аналитическое обеспечение контрольной деятельности.
Сегодня к основным
проблемам в направлении налогового администрирования следует отнести [6].
. Распределение рабочей
нагрузки на основной состав Федеральной налоговой службы.
Каждый год происходит
рост количества налоговых проверок и увеличивается число налогоплательщиков,
которые встают на учет. Все это приводит к увеличению трудовой нагрузки на
работников и как следствие наблюдается снижение в эффективности налогового
администрирования. Возможными путями в решении вышеперечисленных проблем могут
быть:
расширение штата
сотрудников налогового органа;
привлечение к работе в
налоговые органы сторонних организаций с целью распространения всевозможных
налоговых уведомлений или оказание посильной помощи при заполнении электронных
баз налоговых органов;
перераспределение
некоторых обязанностей налогового органа с другими органами государственной
власти - как недавно произошедшие изменение в отмене ЕСН (единый социальный
налог) и переходе на уплату страховых взносов и передача функции
администрирования этого из налогового органа в пенсионный фонд.
. Многочисленные схемы
минимизации налогообложения и обширные объемы теневого сектора экономики.
Решение выдвинутой
проблемы продолжается уже на протяжении 18 лет. Однако на данный момент
огромное количество вопросов касающихся проблематики незаконной налоговой
оптимизации остается актуальным. Современные реалии таковы - доля теневой экономики
в регионах колеблется в пределах 20-50 % валового регионального продукта в
зависимости от структуры экономики.
Быстрые темпы развития
рыночной экономики требуют создания соответствующей системы налогового
администрирования, дающей возможность успешно бороться с теневой экономикой,
коррупцией, экономическими и налоговыми правонарушениями, обеспечивающей при
этом результативную реализацию функций налогов.
. Малоэффективное
нормативно-правовое регулирование налогообложения.
Законодательное
обеспечение налоговой политики является одной из главных проблем налогового
администрирования в Российской Федерации. Налоговый кодекс РФ объемен и труден
для использования, и это существенно усложняет и без того запутанные отношения,
связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов.
Для решения
вышеперечисленных проблем необходимо обеспечить повышение профессионального
уровня работников налоговых служб, которые принимают активное участие в
процессе разработки и адаптации процедур в области налогового
администрирования.
Быстрые темпы развития
рыночной экономики требуют создания соответствующей системы налогового
администрирования, дающей возможность успешно бороться с теневой экономикой,
коррупцией, экономическими и налоговыми правонарушениями, обеспечивающей при
этом эффективную реализацию функций налогов.
Существующая в России
система налогового администрирования не всегда дает возможности быстро и
качественно реагировать на всевозможные изменения, которые происходят в
реальном секторе экономики страны. Те формы и методы налогового контроля,
которые сегодня существуют, теряют свою рентабельность. Имея определенные
достижения в теории и практики такие направления как менеджмент и маркетинг в
сфере государственного налогового администрирования не находят своего применения
[5].
Особое внимание
эффективности налогового администрирования должно уделяться в малых и средних
городах, именно они являются основой при формировании отзывов о работе
налогового администрирования не только малых и средних городов, но и страны в
целом.
Управление и
всестороннее развитие системы государственного налогового администрирования
требует к себе более взвешенного научного подхода, который должен быть основан
не только на историческом и научном опыте, но и принимать во внимание постоянно
меняющуюся как внутреннюю, так и внешнюю среды, которые оказывают постоянное
влияние на развитие экономических и социальных аспектов развития российского
общества.
. Внутренняя
управленческая деятельность налоговых органов
Необходимость
взаимодействия отделов внутри налоговой инспекции обусловлена единством цели
инспекции, единством технологии налоговой работы, одними и теми же
налогоплательщиками, расположенными на контролируемой территории. Практически
ни одно действие не может быть выполнено, ни один документ не может быть издан
инспекцией с участием только одного ее отдела, тем более - с участием только
одного инспектора.
Письмо поступает в общий
отдел, где регистрируется в журнале входящей корреспонденции. После этого
письмо рассматривает руководитель инспекции или его заместитель, расписывает в отдел,
к компетенции которого относится заданный вопрос, и устанавливает срок
исполнения. Письмо через общий отдел инспекции поступает к начальнику
соответствующего отдела. Начальник отдела изучает письмо и передает его
инспектору, который будет готовить проект ответа. Инспектор, изучив нормативные
документы по сути заданного вопроса, готовит проект ответа, визирует его и
представляет начальнику отдела. Начальник отдела прорабатывает проект ответа,
при необходимости согласовывает с юридическим отделом инспекции, визирует его и
представляет на подпись руководителю инспекции или его заместителю.
Руководитель инспекции изучает запрос и проект ответа и подписывает его либо
возвращает на доработку. Если ответ подписан, то он передается в общий отдел
инспекции для регистрации в журнале исходящей корреспонденции и отправки
налогоплательщику по почте. В течение всего процесса работы с письмом его
движение по инспекции и установленный руководителем срок ответа контролируется
Общим отделом, который фиксирует, в каком конкретно отделе в данный момент
находится письмо, и сколько времени осталось до истечения срока его исполнения.
Рассогласованность в
работе сотрудников и подразделений инспекции приведет к тому, что письмо либо
потеряется, либо попадет не в тот отдел, либо на него не будет дан ответ, либо
будет нарушен срок ответа, либо будет дан неправильный ответ. В любом из этих
случаев инспекция не выполнит обязанности, возложенные на нее п.п. 4 п. 1 ст.
32 НК РФ (разъяснение порядка уплаты налогов и сборов) и ст. 33 НК РФ
(корректное и внимательное отношение к налогоплательщикам). В практической
работе это может вылиться в жалобу налогоплательщика в вышестоящий налоговый
орган на халатное отношение сотрудников инспекции к своим служебным
обязанностям.
В том случае, если в
письме налогоплательщика содержался не запрос о разъяснении налогового
законодательства, а, например, заявление о возврате излишне уплаченного налога
(в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ), последствием несвоевременного исполнения
письма будет возмещение плательщику процентов за каждый день превышения срока
возврата переплаты в соответствии с п. 9 той же статьи [6].
В ряде случаев, задержки
с исполнением писем, поступающих в налоговую инспекцию, могут повлечь за собой
привлечение должностных лиц этой инспекции к административной ответственности.
Необходимо отметить, что
приведенный пример описывает взаимодействие внутри налоговой инспекции по
одному из самых простых сценариев.
При этом во
взаимодействии участвуют 2-3 отдела и 6-7 ее сотрудников, включая руководителя
инспекции и начальников этих отделов.
Организацию работы и
взаимодействия подразделений инспекции осуществляет руководитель инспекции и
его заместители.
Права и обязанности
руководителя и его заместителей определяются их должностными инструкциями и
распределением обязанностей между ними. Как правило, инспекция, достаточно
условно, делится на блоки по направлениям работы, каждое из которых курируется
руководителем или заместителем руководителя. В каждый блок входят наиболее
тесно связанные между собой подразделения инспекции. Эта связь обусловливается
либо общностью информационной базы, либо неразрывностью технологической цепочки
с участием этих отделов, либо едиными правилами работы с определенной
категорией налогоплательщиков.
Например, в инспекции
может быть выделен блок, занимающийся выездными проверками налогоплательщиков.
В этом случае, руководитель инспекции или один из его заместителей курирует
работу отделов выездных проверок юридических лиц, оперативного контроля и
проверки правильности удержания подоходного налога у источника выплаты.
Понятно, что каждый из этих отделов занимается весьма разнообразной работой, но
все-таки основной их задачей является контроль за налогоплательщиком на месте
осуществления его деятельности. Объединение этих отделов под кураторством
одного заместителя облегчает координацию их работы, информационный обмен между
ними, маневрирование ресурсами во время проведения проверок.
В другой блок
объединяются отделы камеральных проверок, учета и анализа, принудительного взыскания
недоимки. Этот блок организуется по "технологическому" принципу и
ориентирован на организацию максимально четкого взаимодействия подразделений во
всей цепочке от приема от плательщиков налоговых деклараций, через их ввод в
компьютер, камеральную проверку, начисление сумм в лицевые счета до взыскания в
бюджет" несвоевременно уплаченных налогов. Этот блок так же курируется
заместителем руководителя инспекции.
В третий блок могут
объединяться отдел декларирования и взыскания налогов, удерживаемых налоговыми
органами, и отдел прочих налогов и сборов с физических лиц. Этот блок
формируется по принципу общности налогоплательщиков налога на доходы физических
лиц и прочих налогов с физических лиц.
Руководитель инспекции,
как правило:
осуществляет общее
руководство деятельностью инспекции;
организует работу
инспекции по контролю за соблюдением законодательства о налогах и других
платежах в бюджет и внебюджетные фонды;
организует
взаимодействие подразделений инспекции при выполнении ими задач, возложенных на
инспекцию, и взаимодействие инспекции с другими налоговыми органами,
государственными и негосударственными организациями;
утверждает планы работы
инспекции и ее подразделений, графики проверок, графики совместных проверок с
налоговой полицией, другими органами и контролирует их выполнение;
организует и проводит
оперативные совещания и общие собрания коллектива инспекции;
контролирует соблюдение
действующего законодательства в работе налоговой инспекции, правильность
применения финансовых и административных санкций к налогоплательщикам;
рассматривает сам и
организует работу заместителей по рассмотрению материалов проверок, протоколов
об административных правонарушениях и принятия решений о применении финансовых
и административных санкций;
рассматривает сам и организует
работу заместителей по рассмотрению писем, жалоб, заявлений предприятий и
граждан и принятию по ним решений в соответствии с законодательством и
предоставленными ему правами, ведет прием посетителей по этим вопросам;
утверждает штатное
расписание инспекции, исходя из установленного фонда оплаты труда и должностных
окладов и утвержденной структуры, а также распределение обязанностей между
руководителем инспекции и его заместителями и между отделами инспекции;
информирует вышестоящие
налоговые органы и другие государственные учреждения о результатах работы
инспекции;
контролирует
правильность составления и своевременность представления в вышестоящие
налоговые органы установленных форм отчетности и пояснительных записок к ним
[8].
Таким образом, на руководителя
возложена большая работа по общему контролю за работой инспекции, координации
деятельности заместителей (т.е. блоков по направлениям работы), представлению
инспекции в вышестоящих и сторонних организациях и
административно-хозяйственная работа. Поэтому руководитель инспекции
непосредственно курирует, как правило, только юридический отдел, отдел
информационного обеспечения и электронного ввода данных, отдел по работе с
персоналом, отдел финансового и хозяйственного обеспечения и общий отдел. Но из
этого правила бывают и исключения.
Заместители руководителя
инспекции выполняют аналогичные функции по организации деятельности курируемых
подразделений. При этом в соответствии с распределением обязанностей между
руководителем инспекции и его заместителем один из заместителей исполняет
обязанности руководителя инспекции во время его отсутствия "по
умолчанию" (в соответствии с приказом о распределении обязанностей), а
другие - могут исполнять его обязанности только в соответствии с отдельными приказами.
Огромную роль в
организации взаимодействия сотрудников инспекции играют начальники отделов. Они
действуют в соответствии с положением об инспекции и своем отделе и должностной
инструкцией. Начальник отдела:
осуществляет руководство
работой отдела;
организует работу отдела
по контролю за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в
бюджет и внебюджетные фонды;
организует
взаимодействие сотрудников отдела при выполнении ими задач, возложенных на
отдел и инспекцию, и взаимодействие отдела с другими подразделениями инспекции;
составляет планы работы
отдела и графики проверок, проводимых отделом, принимает участие в составлении
планов и графиков работы инспекции, организует в отделе работу по их реализации
и контролирует ход их выполнения сотрудниками отдела;
совершенствует работу
отдела, изучает и внедряет передовые методы работы, организует проведение
экономической и технической учебы в отделе;
контролирует исполнение
сотрудниками отдела своих должностных обязанностей, выполнение заданий
руководства отдела и инспекции, докладывает руководству инспекции о фактах
нарушения сотрудниками законодательства, трудовой и исполнительной дисциплины;
оперативно информирует
руководство инспекции о выявленных в ходе контрольной работы отдела фактах
нарушения налогового законодательства, относящихся к компетенции других
отделов;
обеспечивает составление
отчетности, установленной вышестоящими налоговыми органами и представляет ее на
утверждение руководству инспекции в установленные сроки.
Необходимость четкого
взаимодействия отделов инспекции и ее сотрудников учитывается при подготовке
положений об отделах и должностных инструкций каждого налогового инспектора.
Поскольку эти документы носят достаточно "долгосрочный" характер, в
них находят отражение наиболее важные и стабильные точки соприкосновения с
другими подразделениями.
В то же время, налоговая
работа постоянно меняется, появляются новые налоги, новые направления работы,
совершенствуется законодательство, возникает необходимость в проведении разовых
работ. Не все такие моменты могут найти отражение в должностных инструкциях и
положениях об отделах. Эти документы дополняются приказами и распоряжениями по
инспекции, которые издаются для решения конкретных вопросов взаимодействия.
Кроме того, руководитель инспекции, его заместители, начальники отделов в
пределах своей компетенции могут давать подчиненным им сотрудникам устные
указания по выполнению тех или иных работ во взаимодействии с другими
сотрудниками инспекции. Эти указания подлежат такому же четкому выполнению, как
и распоряжения, данные на бумаге.
Большое значение для
организации взаимодействия внутри налоговой инспекции играет планирование ее
работы.
В районной налоговой
инспекции разрабатывается несколько видов планов.
В начале года инспекция
разрабатывает план контрольной работы на год. В плане отражаются вопросы, на
которые инспекции следует обратить особое внимание в планируемом периоде,
устанавливается, какие контрольные мероприятия необходимо организовать и в
какие сроки. Этот план обсуждается на уровне руководства и отделов инспекции. С
учетом результатов этого обсуждения, особенностей состава налогоплательщиков на
контролируемой территории, структуры и кадрового состава готовится план
контрольной работы инспекции. План утверждается руководителем инспекции и
становится основным документом, определяющим ее работу в очередном году. План
доводится до всех отделов инспекции и становится организационной основой для их
взаимодействия по его выполнению.
В отделах инспекции
составляются свои планы работы на очередной год. В них включаются мероприятия,
которые должны быть выполнены отделом в очередном году с указанием сроков и
ответственных за исполнение. Планы составляются с учетом общего плана работы
инспекции, а также обязанностей отделов, вытекающих из законодательных и
нормативных актов, регулирующих их работу. Если в план включаются мероприятия,
требующие координации усилий с другими отделами, а таких - большинство, то
соответствующая позиция включается и в план другого отдела. Планы работы
отделов утверждаются руководителем инспекции и должны безусловно выполняться.
Особое место занимают в
организации работы инспекции графики проведения выездных налоговых проверок.
Они составляются ежеквартально на основании анализа налоговой отчетности
налогоплательщиков и других сведений о них. График определяет, какие конкретно
предприятия или граждане должны быть проверены в течение квартала,
устанавливает, кто из инспекторов будет проводить проверку и в какой период
времени в рамках квартала. Эти графики утверждаются руководителем инспекции и
служат основой не только для организации работы отделов выездных проверок, но и
для их взаимодействия с другими отделами, располагающими информацией о
плательщике, либо проводящими их проверки по вопросам своей компетенции. При
составлении графиков проверок руководство инспекции стремится к тому, чтобы
обеспечить комплексность проверки плательщика - сразу силами двух или трех
отделов по всем вопросам исчисления и уплаты налогов.
налоговый орган система
россия
Список использованных
источников
1. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и
вторая [Текст]: офиц. текст. М.: Проспект, КноРус, 2013. - 832 с.
. Гончаренко, Л.И. Налоговое администрирование: учебник:
Л.И. Гончаренко. - М.: Кнорус, 2009.
. Горяинова, Е.М. Понятие налогового администрирования:
рассуждения на тему: журнал Налоги, 2012. - №2, с. 15-17;
. Евстигнеев, Е.Н., Викторова, Н.Г. Налоги и
налогообложение: теория и практикум: учебное пособие / Е.Н. Евстигнеев, Н.Г.
Викторова. - М.: Проспект, 2012. - 520 с.
. Миронова, О.А. Налоговое администрирование: Учебник /
О.А. Миронова. Ф.Ф. Ханафеев. - М: Омега - Л: 2008.
. Невская М. А., Шалагина М. А. Налоговое
администрирование; Омега-Л - Москва, 2012. - 256 c.
. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение: теория и
практика: учебник для бакалавров / В.Г. Пансков.- 3-е изд.. - М.: Юрайт, 2012.
- 747 с.
. Шаталов С.Д. Развитие российской налоговой системы //
Финансы. - 2011. - №2. - C.3-8.
. www.nalog.ru - Управление Федеральной налоговой службы по
Оренбургской области