Размер 175/70 R13
|
Индекс несушей способности
|
Цена тыс. руб
|
|
82Т
|
3022
|
175/65 R14
|
86Т
|
3662
|
185/65 R14
|
90Т
|
4060
|
185/70 R14
|
92Т
|
4089
|
185/55 R15
|
86Т
|
5614
|
185/60 R15
|
88Т
|
4724
|
185/65 R15
|
92Т
|
4125
|
195/55 R15
|
89Т
|
5877
|
195/60 R15
|
92Т
|
4488
|
195/65 R15
|
95Т
|
4533
|
195/50 R16
|
88Т
|
6426
|
195/55 R16
|
91Т
|
6597
|
215/55 R17
|
98Т
|
9959
|
215/50 R17
|
95Т
|
8997
|
225/50 R17
|
98Т
|
9403
|
235/45 R17
|
97Т
|
10536
|
245/40 R18
|
97Т
|
11860
|
245/45 R18
|
100Т
|
13171
|
245/50 R18
|
104Т
|
12843
|
Рассмотрим шины Nokian Hakkapeliitta
8 по ЕТН ВЭД ТС
РАЗДЕЛ VII. Пластмассы и изделия из
них; каучук, резина и изделия из них
Код 4011 - Шины и покрышки
пневматические резиновые новые
Код 401110 - Шины пневматические
резиновые новые для легковых автомобилей (включая грузо-пассажирские автомобили-фургоны
и спортивные автомобили)
ТН ВЭД 4011100000 - Шины
пневматические резиновые новые для легковых автомобилей (включая
грузо-пассажирские автомобили-фургоны и спортивные автомобили)
Hakkapeliitta
8 Маркировка
Hakkapeliitta
8
2.2 Характеристика
идентификационных признаков автомобильных шин для определения кода по ЕТН ВЭД
ТС
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Пневматическая шина - упругая
оболочка, устанавливаемая на ободе колеса, заполняемая газом или воздухом под
давлением и служащая для компенсации ударного воздействия неровностей дороги на
автотранспортное средство.
Камерная шина - пневматическая шина,
в которой воздушная полость образуется герметичной камерой, расположенной
внутри покрышки. В комплект камерной шины для легкового автомобиля входят:
покрышка и камера с вентилем. В комплект камерной шины для грузового автомобиля
входят: покрышка, камера с вентилем и ободная лента.
Бескамерная шина - пневматическая
шина, в которой воздушная полость образуется покрышкой и ободом колеса. В
комплект бескамерной шины входит только покрышка.
Покрышка пневматической шины -
торообразная оболочка пневматической шины, непосредственно воспринимающая
усилия, действующие при эксплуатации.
Борт - жесткая посадочная часть
покрышки, необходимая для фиксации шины на ободе диска. Состоит из слоя корда,
завернутого вокруг бортового кольца, и твердого наполнительного резинового
шнура. Борта придают шине нерастягивающуюся конструкцию и необходимую
структурную жесткость при номинальном внутреннем давлении воздуха. Корд -
прорезиненная ткань, состоящая из прочных толстых нитей по основе и из тонких
редких нитей по утку.
Металлокорд - тонкий трос, состоящий
из стальных латунированных проволок диаметром 0,15-0,25 мм.
Бортовое кольцо - проволочное
кольцо, являющееся жесткой основой борта покрышки.
Каркас - силовая часть покрышки
пневматической шины, состоящая из одного или нескольких слоев корда,
закрепленных на бортовых кольцах.
Брекер - часть покрышки
пневматической шины, состоящая из слоев корда или из резины и расположенная
между протектором и каркасом.
Боковина - тонкий эластичный слой
резины толщиной 1,5-3,0 мм на боковых стенках каркаса. Защищает каркас от
механических повреждений, проникновения влаги и служит для нанесения наружной
маркировки шины.
Протектор - наружная («беговая»)
часть покрышки пневматической шины, обеспечивающая сцепление с дорогой и
предохраняющая каркас от повреждений. Представляет собой толстый слой
специальной износостойкой резины, состоящий из сплошной полосы (закрывающей
брекер) и наружной рельефной части, которая собственно и называется
протектором.
Тип рисунка протектора -
характеристика рисунка протектора по эксплуатационному назначению.
Дорожный рисунок протектора -
рисунок, состоящий из шашек или ребер, разделенных канавками.
Универсальный рисунок протектора -
рисунок, состоящий из шашек или ребер в центральной зоне беговой дорожки и
грунтозацепов по ее краям.
Рисунок протектора повышенной
проходимости - рисунок, состоящий из грунтозацепов, разделенных выемками
(рисунок «елочка»).
Карьерный рисунок протектора -
рисунок, состоящий из массивных выступов различной конфигурации, разделенных
канавками.
Грунтозацеп протектора - редкий
массивный выступ протектора покрышки, ориентированный под углом к плоскости
вращения колеса.
Остальные термины и определения -
согласно ГОСТ 22374-77.
. ИССЛЕДОВАНИЕ НОВЫХ ШИН
(код ТН ВЭД РФ 4011) Подгруппа 4011
Шины и покрышки пневматические
резиновые новые:
- Шины и покрышки пневматические
резиновые новые:
Эти шины (покрышки) могут
использоваться для любого типа транспортного средства или самолетов, на
игрушечных автомобилях, машинах разного типа, артиллерийских орудиях и т.д. Они
могут использоваться как с камерами, так и без них.
Новая шина - шина, которая не была в
эксплуатации.
Новые шины направляются на
исследование в случае возникновения у таможенного органа сомнений в
достоверности декларирования (например, декларирование восстановленных шин в
качестве новых и т.д.), а также в случаях, предусмотренных правовыми актами ГТК
России (например, как товар группы «прикрытия»), в связи с чем эксперту на
разрешение ставятся следующие вопросы:
идентификация шины (для какого вида
транспорта предназначена, торговая марка, производитель, размер шины, индекс
нагрузки);
определение характерных признаков
новой шины.
.1. Идентификация шины
Отбор образцов шин проводить
согласно приложению 1 к настоящей Методике.
Идентификацию шины проводить
расшифровкой надписей на ее боковых поверхностях.
Расшифровка маркировки (надписей) шины:
- торговая марка шины.
- обозначение максимальной нагрузки.
Некоторые фирмы его расшифровывают - пишут мелким шрифтом МАХ LOAD
(максимальная нагрузка) и далее указывают нагрузку в килограммах и английских
фунтах (пример - МАХ LOAD 515 kg (1135 lbs). 1 lbs = 0,4536 кг. МАХ LOAD - это
предельная нагрузка для шины без привязки к особенностям конструкции
конкретного автомобиля.
- индекс износостойкости TREAD WEAR
INDEX (TWI), представлен в виде числа от 60 до 620 с интервалом в 20 единиц.
Чем выше его значение, тем больше продолжительность «жизни» шины.
- индекс сцепления TRACTION INDEX,
определяет тормозные свойства шины. Для его обозначения используются буквы от
«А» до «С», где «А» соответствует максимальному значению.
- индекс температуры TEMPERATURE
INDEX, показывает способность шины выдерживать температурные воздействия. Для
его обозначения используют буквенный индекс от «А» до «С», где «А»
соответствует максимальному сопротивлению к нагреву.
- максимально допустимое давление
воздуха в шине, указывается в килопаскалях и фунтах на квадратный дюйм (пример
3,0 kps (44 psi), 1 psi = 0,0069 МПа для шины в «холодном» состоянии).
- производитель - название фирмы
разработчика и производителя шин.
- условное обозначение «DОТ»
указывает на соответствие требованиям нормативных документов, касающихся шин.
- условия эксплуатации шины:
буквы «М + S» (Mud + Snow = грязь +
снег) указывают на то, что шина рассчитана на эксплуатацию в зимних условиях
или может использоваться при наличии грязи и снега. «WINTER» - зимние шины,
«AQUATRED» или «AQUACONTACT» - дождевые шины, «AS» (All Seasons - все сезоны)
или «AW» (Any Weather - любая погода) - всесезонные шины, пригодные к
использованию на твердых дорогах в любое время года на любом, в том числе
мокром и скользком, покрытии. «HIGHWAY» - летние шины, разработанные для
движения по мокрой или сухой дороге с твердым покрытием. Многие фирмы вместо
этих надписей ставят на боковинах шин рельефные пиктограммы - солнце, снежинку,
дождик - иллюстрирующие все сезоны. «PERFORMANCE» - скоростные шины для
применения на автомобилях высокого класса.
- обозначение размера шины
(например, 195/60R14, где 195 - ширина профиля, 60 - отношение высоты профиля к
его ширине, выраженное в процентах (серия шины), R означает радиальную «RADIAL»
конструкцию шины, 14 - монтажный диаметр обода колеса. Диаметр обода колеса
измеряется как в дюймах, так и в миллиметрах. При переводе надлежит считать 1
дюйм = 25,4 мм).
Ширина профиля шины представляет
собой выраженное в миллиметрах линейное расстояние между наружными сторонами
боковин накачанной шины без учета возвышений из-за наличия маркировки, отделки
или защитных поясов или ободьев.
Высота профиля представляет собой
половину разности общего диаметра и номинального диаметра обода.
Диагональная шина имеет другое обозначение,
например, 6,15-13/155-13, где:
,15 - условная ширина профиля шины в
дюймах;
- посадочный диаметр шины (и диска)
в дюймах;
- условная ширина профиля шины в мм.
Дробь перед числом 155 разделяет
дюймовое обозначение шины от метрического. Вместо числа 13 во втором случае
может быть и миллиметровое обозначение посадочного диаметра (330).
- индекс грузоподъемности
(коэффициент нагрузки), обозначает предельную весовую нагрузку, которую
способна выдержать шина. Проставленное на шине двузначное число - условный
индекс.
- категория скорости - условное
обозначение скорости, показывает максимальную расчетную скорость шины. В старом
обозначении шин условное обозначение скорости (S) помещалось внутри обозначения
размера на боковине (например, 155SR13)
Скоростная категория, присваиваемая
шине по результатам специальных стендовых испытаний, подразумевает максимальную
скорость, выдерживаемую шиной.
- сведения о конструкции шины.
Особенности конструкции фиксируются на бортах соответствующими надписями о
числе слоев брекера и каркаса, а также о материале корда. Например, надписи
«TREAD PLIES: 2 POLYESTER CORD + 2 STEEL CORD + 1 NYLON CORD» означают, что
брекер шины состоит из 2 слоев полиэстера, 2 слоев металлокорда и 1 слоя
нейлонового корда.
Дополнительные сведения, имеющиеся
на шинах:
Знак «TWI» - указатель места
нахождения индикатора износа.
Дата изготовления шины - три цифры в
овале на одной из сторон, первые две обозначают неделю изготовления, а третья -
год изготовления, например, 246 - 24-я неделя 1996 года. Десятилетие 1990-1999
гг. обозначается знаком «<». С 2000 года введено четырехзначное число.
Некоторые фирмы указывают дату изготовления шин около обозначения стандарта,
которому она соответствует, например, DOT HM 7P CJR X 224. Последние три цифры
указывают на дату изготовления: первые две относятся к неделе, а последняя - к
году производства. Так, 224 значит, что шина была изготовлена в двадцать вторую
неделю 1994 года.
Надпись «TUBELESS (TL)» указывает на
то, что шину надлежит использовать без камеры (бескамерная шина). «UBE TYPE»,
«TOUS TERRAIN (ТТ)», «MIT SCHLAUCH» - обозначение камерных шин.
«PR» (Ply rating) - прочность
(несущая способность) каркаса, условно оценивается так называемой нормой
слойности (краткое описание конструкции каркаса). Для легковых автомобилей
используют шины с нормой слойности 4РR и иногда 6РR, причем в этом случае
последние имеют надпись «REINFORCED» (усиленная) - шина повышенной
грузоподъемности.
Надпись «Р» (Passenger) указывает на
то, что шина предназначена для легковых автомобилей (например, Р195/60R14),
«LТ» (Light Truck) или «С» (commercial) - шина для легкого грузовика.
Надпись «OFF THE ROAD» указывает на
то, что шина предназначена для транспортных средств или иных машин и устройств,
работающих вне дорожной сети. Шины для внедорожной техники имеют функциональную
маркировку: «EARTHMOVER» (Е) - транспортировочные работы, «LOADER AND DOZER»
(L) - работы на малой скорости, «GRADER» (G) - буксирование и профилировочные
работы, «LOG SKIDDER SERVICE» - трелевочные работы, «COMPACTOR SERVICE» (С) -
работы по уплотнению грунта.
Надпись «REGROOVABLE» указывает на
возможность углубления рисунка протектора нарезкой.
Идентификацию рисунка протектора
проводить сравнением рисунка протектора исследуемой шины с описанием рисунков
по ГОСТ 22374-77.
.2. Определение характерных
признаков новой шины:
отсутствие следов эксплуатации
(загрязнение поверхности, потертости, сетка трещин, образовавшихся в результате
старения резины, следы коррозии обода диска на борте шины);
отсутствие на внутренней поверхности
наплывов резиновой смеси после заделки местных проколов;
отсутствие на боковой поверхности
надписи «RETREAD» (англ.), «REMOULD» (амер.), «REGUMMERAD» (нем.),
«Восстановленная» (рус.).
.3. Метод и средства исследования
Отбор образцов шин проводить согласно
приложению 1 к настоящей Методике.
Исследовать образцы визуальным
осмотром с применением лупы с 2,5-кратным увеличением и большой площадью линзы.
.4. Оформление результатов
исследования
Результаты исследования образцов шин
оформлять как заключение эксперта.
Исследовательская часть обязательно
должна содержать расшифровку надписей, имеющихся на образцах, и описание
состояния образцов - отсутствие (наличие) следов эксплуатации (загрязнение
поверхности, потертости, сетка трещин, образовавшихся в результате старения
резины, следы коррозии обода диска на борте шины), отсутствие (наличие) следов
ремонта на внутренней поверхности шины, отсутствие (наличие) на боковой
поверхности надписи «RETREAD», «REMOULD», «REGUMMERAD», «Восстановленная».
Выводы должны содержать сведения,
позволяющие таможенному органу однозначно отнести образцы шин к той или иной
категории согласно действующей номенклатуре, а именно: для какого вида
транспорта предназначена, торговая марка, производитель, размер шины, индекс
нагрузки, тип рисунка протектора.
При обнаружении факта недостоверного
декларирования заключение эксперта должно содержать фотографии исследуемых
образцов, подтверждающие этот факт.
. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОССТАНОВЛЕННЫХ ШИН
(коды ТН ВЭД России 4012 11, 4012
12, 4012 19) Подгруппа 4012
Шины и покрышки пневматические
резиновые, восстановленные или бывшие в употреблении; шины и покрышки массивные
или полупневматические, шинные протекторы и ободные ленты, резиновые:
- Шины и покрышки пневматические
резиновые, восстановленные или бывшие в употреблении; шины и покрышки массивные
или полупневматические, шинные протекторы и ободные ленты, резиновые:
К этой товарной позиции относятся
восстановленные пневматические шины (покрышки) из резины и использованные
пневматические шины (покрышки) из резины, пригодные либо для дальнейшего
использования либо для восстановления.
Сплошные (массивные) шины
устанавливаются, например, на игрушках с колесами и передвижных видах мебели.
Эластичные шины, которые являются твердыми шинами, но с герметизированным
внутренним воздушным пространством, используются на тачках и тележках.
Протекторы шин прикреплены по окружности каркасов пневматических шин и обычно
имеют ребристую поверхность. Они используются для восстановления пневматических
шин. В данную товарную позицию входят также взаимозаменяемые протекторы шин,
которые пригнаны под каркас шины, для которой они специально предназначены.
Ободные ленты используются для защиты камеры от металлического обода или концов
спиц.
Пояснение к субпозициям
Субпозиции 4012 11, 4012 12, 4012
13, 4012 19 и 4012 20
В субпозициях 4012 11, 4012 12, 4012
13, 4012 19 и 4012 20 выражение «восстановленные шины» относится к шинам, с
каркаса которых был удален изношенный протектор и на которые был установлен
новый протектор одним из двух способов: (i) протектор из не вулканизированной
резины наваривается на каркас шины или (ii) протектор из вулканизированной
резины прикрепляется к каркасу шины вулканизированной резиновой полоской. Такие
шины могут иметь замененный только протектор, новый протектор и частично
обновленные новым материалом боковины шин, либо новый протектор и полностью
обновленные боковины шин.
Бывшие в употреблении шины
субпозиции 4012 20 могут быть подвергнуты повторному нарезанию рисунка
протектора, когда стертые (но видимые) канавки протектора углубляются
нарезанием. Такое повторное нарезание обычно производится на шинах,
предназначенных для тяжелых транспортных средств (таких как автобусы или
грузовики). Бывшие в употреблении шины, подвергнутые повторному нарезанию протектора
не классифицируются в субпозициях 4012 11, 4012 12, 4012 13 и 4012 19.
Шины субпозиций 4012 11, 4012 12,
4012 13, 4012 19 и 4012 20 могут также быть подвергнуты дополнительному
повторному нарезанию, при котором путем нарезания к первоначальному рисунку
протектора добавляются поперечные и диагональные канавки. Такое дополнительное
повторное нарезание не изменяет их классификацию как восстановленных шин в
субпозициях 4012 11, 4012 12, 4012 13, 4012 19 или бывших в употреблении шин в
субпозиции 4012 20.
Однако новые пневматические шины,
подвергнутые дополнительному повторному нарезанию, остаются в соответствующих
своих субпозициях товарной позиции 4011
Восстановление протектора - ремонт
изношенной шины посредством замены истершегося протектора новым материалом,
который предполагает: замену протектора (восстановление протектора), замену
протектора с наращиванием части боковины при помощи нового материала (наложение
нового покрытия) или замену и обновление боковины, в том числе полностью или
частично нижней части (отбортовка).
Нарезание (или углубление) рисунка
протектора не является восстановлением и не изменяет кода шин по ТН ВЭД России.
Новые, восстановленные и бывшие в употреблении шины, подвергнутые нарезанию
(или углублению) рисунка протектора, остаются соответственно новыми,
восстановленными и бывшими в употреблении.
Восстановленные шины направляются на
исследование в случае возникновения у таможенного органа сомнений в
достоверности декларирования, а также в случаях, предусмотренных правовыми
актами ГТК России (например, как товар группы «прикрытия»), в связи с чем
эксперту на разрешение ставятся вопросы:
идентификация шины (для какого вида
транспорта, индекс нагрузки, посадочный диаметр);
определение характерных признаков
восстановленной шины.
.1. Идентификацию восстановленных
шин проводить в соответствии с п. 1.1 настоящей Методики.
.2. Определение характерных
признаков восстановленной шины:
волнообразная граница
(протектор-боковина, боковина-борт) раздела между слоями новой и старой резины;
наличие на боковинах признаков
старения - мелкой сетки трещин;
следы коррозии обода диска на борте
шины;
наличие сажи на внутренней
поверхности;
наличие на внутренней поверхности
наплывов резиновой смеси после заделки местных проколов;
наличие на боковой поверхности
надписи «RETREAD» (англ.), «REMOULD» (амер.), «REGUMMERAD» (нем.),
«Восстановленная» (рус.).
.3. Метод и средства исследования
Отбор образцов шин проводить
согласно приложению 1 к настоящей Методике.
Исследовать образцы визуальным
осмотром с применением лупы с 2,5-кратным увеличением и большой площадью линзы.
.4. Оформление результатов
исследования
Результаты исследования образцов шин
оформить как заключение эксперта.
Исследовательская часть обязательно
должна содержать описание состояния шин и наличие (отсутствие) признаков,
указанных в п. 2.2.
Выводы должны содержать сведения о
шине, позволяющие таможенному органу однозначно отнести ее к той или иной
категории согласно действующей номенклатуре, а именно: для какого вида
транспорта предназначена, торговая марка, производитель, размер шины.
При обнаружении факта недостоверного
декларирования заключение эксперта должно содержать фотографии исследуемых
образцов, подтверждающие этот факт.
. ИССЛЕДОВАНИЕ ШИН, БЫВШИХ В
УПОТРЕБЛЕНИИ
(код ТН ВЭД России 4012 20)
Бывшие в употреблении - это
изношенные (при первичной эксплуатации или после восстановления) шины,
сохранившие свои потребительские свойства и пригодные для дальнейшей
эксплуатации по прямому назначению.
Шины, бывшие в употреблении,
относятся к товарам, которые могут быть использованы для прикрытия при
незаконном ввозе опасных отходов на территорию Российской Федерации. Согласно
Постановлению Правительства Российской Федерации от 17.07.2003 №442 «О
трансграничном перемещении отходов» старые шины, утратившие свои
потребительские свойства, считаются отходами и запрещены к ввозу на территорию
Российской Федерации, поэтому для проверки заявленных сведений о перемещаемых
шинах таможенные органы должны использовать заключения экспертных организаций,
аккредитованных в установленном порядке или имеющих соответствующие лицензии, а
также решения МПР России (его территориальных органов) и заключения
экспертно-криминалистических подразделений ГТК России.
При исследовании шин, бывших в
употреблении, на разрешение эксперту ЭКС ставятся вопросы:
определение принадлежности товара к
категории «бывший в употреблении»;
определение пригодности бывших в
употреблении шин для дальнейшей эксплуатации по прямому назначению.
.1. Требования к шинам, бывшим в
употреблении
До принятия государственных
нормативных документов в отношении бывших в употреблении шин (показатели
качества и методы их контроля) настоящей Методикой вводятся следующие
требования к ввозимым на территорию Российской Федерации бывшим в употреблении
шинам, предназначенным для использования по прямому назначению (реализации на
российском рынке):
.1.1. Шины не должны иметь:
механические повреждения (пробои,
вздутия, сквозные и несквозные порезы), которые обнажают корд;
местные отслоения протектора;
деформацию каркаса и бортовых колец.
.1.2. Срок с момента изготовления
шин не должен превышать 7 лет.
.1.3. Не допускается наличие
застрявших в протекторе и боковине посторонних предметов (камни, стекла и др.).
.1.4. Высота рисунка протектора шины
должна быть не менее:
5 мм для легковых автомобилей;
8 мм для грузовых автомобилей и
автобусов.
.2. Порядок, метод и средства
исследования и измерений
.2.1. Провести осмотр партии шин -
внешний вид и общее состояние товара.
.2.2. Провести осмотр отобранных
досмотровой группой образцов (не менее 10 шт. из одного транспортного средства)
на предмет:
выявления механических повреждений
(пробои, вздутия, сквозные и несквозные порезы), которые обнажают корд, местных
отслоений протектора, деформации каркаса и бортов;
определения по маркировке на боковине
шины даты ее изготовления.
При выявлении шин с механическими
повреждениями, шин, с момента изготовления которых прошло более 7 лет, шины
этой партии считать непригодными для дальнейшей эксплуатации по прямому
назначению (реализации на российском рынке).
.2.3. Если отобранные образцы
соответствуют требованиям п.п. 3.1.1-3.1.3, провести измерения фактической
(остаточной) высоты рисунка протектора образцов на соответствие требованиям п.
3.1.4 по нижеприведенной методике.
Для всех шин (имеющих или не имеющих
индикаторы износа) замеры производить в местах наибольшего износа:
при равномерном износе - на площади
прямоугольника, ширина которого равна половине ширины беговой дорожки
протектора, а длина равна 1/6 длины окружности шины по середине беговой дорожки
протектора (рис. 3);
при неравномерном износе - на
четырех участках с разным износом на суммарной площади такой же величины, но не
на участках расположения индикаторов износа, полумостиков и ступенек у
основания рисунка протектора (рис. 4, 5).
Высоту рисунка протектора шин,
имеющих сплошное ребро по центру беговой дорожки, измерять по краям этого
ребра.
Высоту рисунка протектора шин
повышенной проходимости измерять между грунтозацепами по центру или в местах,
наименее удаленных от центра беговой дорожки, но не по уступам у основания
грунтозацепов и не по полумостикам.
Измерения проводить индикаторным
глубиномером с ценой деления не менее 0,1 мм по ГОСТ 7661 или
штанген-глубиномером ГОСТ 162.
Шины, имеющие высоту рисунка
протектора менее указанных в п. 3.1.4, считать непригодным для эксплуатации по
прямому назначению (реализации на российском рынке).
.3. Оформление результатов
исследования
Результаты осмотра партии шин и
исследования отобранных образцов оформлять как заключение эксперта.
Исследовательская часть обязательно
должна содержать результаты исследования шин по п.п. 3.1.1-3.1.4 настоящей
Методики и сведения, позволяющие отнести шины к категории «бывших в
употреблении».
Выводы должны содержать сведения о
партии шин, позволяющие таможенному органу однозначно отнести товар к той или
иной категории согласно действующей номенклатуре, а также заключение о
пригодности (непригодности) шин для дальнейшей эксплуатации по прямому
назначению (реализации на российском рынке).
При обнаружении образцов шин, не
отвечающих требованиям п.п. 3.1.1-3.1.4 настоящей Методики, заключение эксперта
должно содержать фотографии этих образцов.
3 Товарная экспертиза
автомобильных шин
.1 Экспертиза качества
Высота, безусловно, важна, но нужно
также понимать, что у разных шин разная высота протектора изначально (когда они
новые), а главное - у разных шин разная предельная высота износа (высота
протектора, при которой шина уже теряет практически все важные характеристики).
Наиболее заметны эти отличия у зимних и летних шин.
Возьмём для примера две шины, одна
летняя дождевая скоростная, другая зимняя со скандинавским типом протектора.
Материал, из которого делают летние шины гораздо твёрже резины для зимних шин,
кроме того (если речь не идет о летней внедорожной резине), для зимних шин
гораздо актуальнее высота протектора с точки зрения способности «зацепиться» за
грунт, укрытый слоем снега. Кроме того, для езды на больших скоростях по
асфальту высокий протектор является скорее помехой, чем помощником.
Исходя из этих различий, летняя
скоростная шина изначально имеет протектор высотой 6-8 мм, тогда как зимняя
шина со скандинавским рисунком протектора обычно имеет высоту протектора 9-11
мм. При этом понятно, что при прочих равных условиях, зимняя шина будет
изнашиваться быстрее летней за счет более мягкой резины и меньшей площади
наружной поверхности шашек протектора (что увеличивает нагрузку на единицу этой
площади в контексте износа).
С точки зрения безопасности в
наиболее типичных сезонных условиях (сухое твердое покрытие), для зимних шин
наиболее критичным является наличие и качество поперечных ламелей в шашках
протектора (так называемые «липучки», которые обеспечивают сокращение
тормозного пути и курсовую устойчивость). В летней же шине главным является
просто наличие протектора, поскольку его уменьшение до определённого уровня
будет просто снижать способность шины противодействовать аквапланированию.
Если из возможных условий
эксплуатации автомобиля исключить экстремальное вождение (а его при
размышлениях о покупке шин б/у исключить придется в любом случае), а также
учесть тот факт, что поперечные ламели на зимних шинах технологически не могут
быть прорезаны до основания протектора и обычно имеют глубину 4-5 мм, то в
сухом остатке получается следующее: если летняя шина с износом 50% еще может
рассматриваться, как пригодная для эксплуатации какое-то время, то зимняя шина
с износом 50% и высотой протектора 5-6 мм, но со стёртыми ламелями, фактически
уже непригодна для безопасной эксплуатации в зимних условиях, не смотря на
большую, в сравнении с летней, высоту протектора.
Для определения реального износа
шины, пользоваться следует формулой:
(Hn-Hf)
Z = -------------------*100%
(Hn-Hmin)
где:- реальный процент износа шины в
процентах (обратите внимание, износа, а не остатка!). Остаток в процентах - это
100 - Z- высота протектора новой шины данной модели и типоразмера.- фактическая
высота протектора (минимальная по результатам всех измерений на обоих шинах,
которые планируется установить на одну ось)- минимальная допустимая высота
протектора для данной шины.
Далеко не всегда Вам удастся узнать,
какая высота протектора была на новой шине нужной модели (Hn), поэтому, исходя
из различий разных типов шин по высоте нового протектора, для определения
износа ориентироваться нужно на следующие усредненные показатели:
. Для зимних шин со скандинавским
рисунком (резина повышенной проходимости, в т.ч. шипованная) Hn = 10 мм.
. Для зимних шин с классическим и
ассимеричным протектором, Hn = 9 мм.
. Для скоростных зимних шин (рисунок
протектора напоминает летний) Hn = 7 мм.
. Для летних шин с классическим
протектором и повышенной сопротивляемостью к аквапланированию (дождевые шины) -
Hn = 8 мм
. Для скоростных летних покрышек Hn
= 7 мм
Для определения фактической высоты
протектора (Hf) нужно тщательно измерить обе шины с одной оси и выбрать
минимальное значение высоты протектора из всех полученных. (подробнее о
неравномерном износе протектора).
Как правильно измерить высоту
протектора шины? Это не сложно и для этого сгодится любой подходящий прибор:
например, штангенциркуль или линейка с глубиномером. Можно конечно
воспользоваться и обычной монетой, но в этом случае точность измерений
существенно пострадает, и Вы не сможете получить достоверную картину
равномерности износа, что достаточно важно.
Прежде всего, высоту протектора шины
нужно измерять как минимум в 6 разных точках (а лучше в 9 или даже 12), по
центру и с обоих краев протектора, в разных точках окружности шины. Результаты
измерений во всех указанных точках должны совпадать! Неравномерный износ свидетельствует
о следующем:
По краям шины протектор выше, чем по
центру. Это свидетельствует о излишней экономности предыдущего владельца - шина
была перекачана длительное время. Соответственно, нагрузка на силовой каркас
шины была увеличена, что явно не могло сказаться на общем ресурсе шины.
Покупать такую шину не рекомендуется.
Протектор выше по центру, чем по
краям. Шина систематически недокачивалась. Если нет явных признаков езды на
полностью спущенной шине (стерт рисунок с верхней части боковин), скорее всего,
на этой шине еще можно ездить, но износ нужно считать по минимальному значению
высоты протектора, поскольку при нормальном давлении центр шины износится до
уровня краёв очень быстро.
Протектор неравномерно изношен по
ширине (стёрт один из краёв шины). Такой износ свидетельствует о неисправной
подвеске автомобиля (регулировка развала колес). Когда Вы установите такую
покрышку на исправный автомобиль, первое время шина будет иметь очень слабое
сцепление с дорожным покрытием до тех пор, пока износ не «уравняется» по всей
ширине шины. Это должно произойти достаточно быстро, но в этот период придется
проявлять предельную осторожность - сильно пострадают и курсовая устойчивость,
и тормозной путь. В любом случае износ такой покрышки считается по минимальной
высоте протектора.
Протектор изношен неравномерно по
окружности колеса (в разных точках окружности центральные или боковые шашки
имеют разную высоту). Такой износ свидетельствует об «экстремальных»
предпочтениях предыдущего владельца. Шина скорее всего видела экстремальные
торможения и / или разгоны. Соответственно, такая эксплуатация существенно
изменила температурные режимы, что могло повлиять на структуру и состояние
резины и каркаса покрышки (общий ресурс шины). Кроме того, шина с неравномерной
высотой протектора по окружности обязательно будет иметь статический дисбаланс
(который невозможно определить и ликвидировать на балансировочном станке
шиномонтажа), что негативно скажется на безопасности и состоянии подвески
автомобиля. Эту шину можно смело сдавать в утиль.
Стертый рисунок (узор) в верхней
части боковины шины (стык с областью протектора - резина «пожевана»). Подобный
дефект - результат длительной езды на сильно спущенной шине. При этом, как
правило, повреждается силовая часть каркаса покрышки и шина приобретает сильный
статический дисбаланс, от которого невозможно избавиться с помощью
балансировочных грузов на шиномонтаже. Такая шина в большинстве случаев будет
сильно шуметь и создаст в разы повышенную нагрузку на ступичный подшипник.
Покупать такую резину, разумеется нельзя, что бы не говорил продавец.
Разный износ протектора на двух
шинах из пары (с одной оси). В первую очередь в этом случае нужно смотреть на
дату производства покрышек, а также номер партии (если указан). Если даты
разные - скорее всего, эта пара шин собрана из «запасок». Стоит ли их покупать
- решайте сами. Если же даты совпадают - вероятно имела место неисправная
подвеска (регулировка схождения колес). В любом случае, разница в высоте
протектора более чем в 1 мм уже является серьёзной угрозой неконтролируемого
заноса, если такая пара колес будет установлена на переднюю ось автомобиля.
Основные дефекты автомобильных шин
приведены в таблице 9
Таблица 6 - основные дефекты
автомобильных шин
Название дефекта
|
Пример дефекта
|
Причины возникновения
|
Ускоренный равномерный износ по всей поверхности беговой дорожки
протектора
|
|
- быстрая езда по городским и загородным дорогам с большим
количеством поворотов, подъемов и спусков; частое затормаживание и ускорение;
- частые и резкие повороты.
|
Усиленный износ рисунка протектора по краям беговой дорожки
протектора
|
|
эксплуатация шины с пониженным относительно нормы внутренним
давлением; - неисправность автомобиля, связанная с несоответствием углов
схода и развала колес, их нормативным значениям; - эксплуатация шины с
перегрузкой автомобиля Сверх указанной производителем грузоподъемности
|
Односторонний износ рисунка протектора шины
|
|
- повороты на высокой скорости, главным образом для передних
колес.
|
Износ пятном
|
|
-неисправность автомобиля, связанная с несоответствием углов
схода и развала колес, ихнормативным значениям. - несвоевременная
перестановка колес согласно схеме; - перегрузка на ось.
|
Сколы, порезы протектора
|
|
Усиленный износ рисунка протектора по краям беговой дорожки
протектора - эксплуатация по грубому дорожному покрытию; пробуксовка, резкое
торможение на грубом покрытии; - езда по обочине.
|
Излом по беговой дорожке в поперечном направлении
|
|
- неисправная тормозная система; - резкие торможения и резкие
разгоны; - торможение «юзом»; - дисбаланс колеса и диска;
|
Механический прокол по беговой части протектора
|
|
- повреждение беговой дорожки проколом или порезом при движение
по труднопроходимым участкам.
|
Расслоение в плечевой зоне по кромке брекера
|
|
Производственные: - недостаточная прочность связи металлокорда и
резины брекера. Эксплуатационные: - воздействие ударных деформаций при езде
по дорогам имеющим выбоины и посторонние предметы;
|
Выход нитей металлокорда
|
|
- перегрузка автомобиля сверх указанной производителем
грузоподъемности; - движение на высокой скорости по плохой дороге.
|
Механическое повреждение боковины
|
|
Эксплуатационные: - следствие резкой деформации профиля шины при
ударе о дорожное препятствие - воздействие на шину предметов с острыми краями
(камней, металла и др.)
|
Повреждение боковины, разрыв каркаса
|
|
Эксплуатационные: - застревание предметов с острыми краями
(камней, металла и др.) между сдвоенными шинами.
|
Боковой порез
|
|
Эксплуатационные: - наезд на бордюрный камень или посторонний
предмет; - попадание камней между шинами двускатной Установки
|
Механическое повреждение боковины
|
|
Эксплуатационные: - повреждение боковины предметами,
возвышающимися над дорожным покрытием; - касание шины о выступающие детали
автомобиля; - посторонние предметы между сдвоенными шинами.
|
Влияние некоторых факторов на
работоспособность шин
. Внутреннее давление
При качении (движении) автомобильной
шины при воздействии нормальной нагрузки, одновременно происходит как деформирование,
так и восстановление профиля шины.
При эксплуатации автошины на
пониженном или снижающемся давлении увеличивается деформация высоты профиля
шины, при этом возрастает теплообразование в материалах шины, что приводит к
ослаблению прочности связи между деталями конструкции и в итоге завершается
разрушением шины. Соблюдение необходимого внутреннего рабочего давления в
шине-главное условие правильной эксплуатации автомобильных шин.
Дефекты, связанные с несоблюдением
необходимого внутреннего рабочего давления:
повышенный износ рисунка протектора
по краям беговой дорожки вследствие заниженного внутреннего рабочего давления;
повышенный износ рисунка протектора
по центру беговой дорожки вследствие завышенного внутреннего давления;
излом каркаса или полное разрушение
шины из-за езды на пониженном давлении или
эксплуатации шины с нагрузкой выше
нормативной. На внутренней полости автошин могут наблюдаться следующие стадии:
потемнение резины герметизирующего слоя в плечевой зоне, выкрошивание резины
герметизирующего слоя в плечевой зоне, оголение нитей корда каркаса в плечевой
зоне, разлохмачивание нитей корда каркаса в плечевой зоне, разрушение боковины
(протектор отдельно-боковины отдельно);
несоблюдение рабочего давления в
сдвоенных шинах ускоряет выход из строя одной из шин, а также может привести к
так называемому «пятнистому износу».
При эксплуатации на пониженном
рабочем давлении в шине по внутренней полости могут образовываться радиальные
трещины в плечевой зоне, отслоение боковины, расслоение в надбортовой зоне и
др. проявления.
. Износ протектора
Интенсивность износа протектора
зависит от применяемых материалов: высокодисперсного технического углерода,
противостарителей, типа каучуков, улучшенных рисунков протектора и т.д. На
быстрый износ протектора влияют следующие факторы:
стиль вождения, ускорения, в том
числе на поворотах, резкие торможения, большая перегрузка;
особенности конструкции автомобиля -
влияние тяговой и тормозной нагрузки на колесо;
действие боковых сил, проявляющихся
при установке колёс со схождением, а также при движении по извилистым дорогам и
обгонах из-за возникновения повышенных центробежных сил;
несоблюдение внутреннего давления в
шине;
наличие дисбаланса и биения
колёсного узла;
состояние дорожного покрытия, рельеф
местности.
Износ протектора автомобильных шин
относится к износу высокоэластичных полимерных
материалов и подразделяется на:
усталостный износ, износ посредством «скатывания» и абразивный износ.
Усталостный износ. При этом износе
происходит разрушение резины поверхностного слоя протектора после многократных
деформаций его выступами истирающей поверхности.
Износ посредством «скатывания»,
который в литературе также имеет название «рисунок Шалламаха».
Классический рисунок истирания
представляет систему параллельных чередующихся гребней и впадин.
Абразивный износ. Интенсивный износ
автошин на дорогах с щебенчатым покрытием вследствие среза поверхности шашек,
царапин, надрывов и т.д.
В реальных условиях эксплуатации
истирание протекторных резин происходит по смешанному механизму износа,
интенсивность износа определяется суммой отдельных видов износа.
. Механические повреждения
различные порезы протектора и
боковины, связанные с наездами на предметы с острыми кромками;
сквозные пробои протектора и
боковины, связанные с наездами на дорожные препятствия;
повреждения протектора и боковины,
связанные с пробуксовкой, а также с эксплуатацией на дорогах с
повреждения бортовой части автошины
вследствие неквалифицированных
шиномонтажных работ;
повреждения новых автошин, не бывших
в эксплуатации, связанные с нарушением
«Правил хранения или
транспортировки».
. Дисбаланс и биение (радиальное и
боковое)
При движении автомобиля колесо с
шиной вращается с определённой частотой. Достигая некоторых скоростей, эта
частота начинает совпадать с внутренними колебаниями кузова автомобиля.
Внутренние колебания возрастают, если шины имеют механические
повреждения, небольшие вздутия,
повышенный местный износ. Ещё больше вибрации возрастают, если шины имеют
повышенный дисбаланс, радиальное и боковое биение, силовую неоднородность.
В России дисбаланс связывают с
легковыми шинами, а за рубежом для эксплуатации балансируют и грузовые шины.
Автошины имеют два вида дисбаланса:
статический и динамический:
а) статический - неравномерное
распределение массы шины относительно оси вращения.
Этот дисбаланс возникает в
результате нарушения технологии производства. В случае, если статический
дисбаланс завышен, его исправление производят путем нанесения на внутреннюю
полость «тяжёлого» клея.
б) динамический - неравномерное распределение
массы колеса относительно его центральной продольной плоскости качения.
Динамический дисбаланс является «эксплуатационной» величиной, он определяется
при монтаже автошины легковой или легкогрузовой на колёсный диск и должен
устраняться корректирующей массой с каждой стороны обода колеса в соответствии
с показателями, установленными ГОСТ 4754.
Следует помнить, что показатели ГОСТ
4754 установлены для новых шин, т.е. для шин, которые не были в эксплуатации, а
эксплуатация начинается с момента монтажа автошины на обод.
Шина, которая была в эксплуатации и
имеет неравномерный износ протектора в следствие торможений и восприятия
динамических ударов, может иметь показатели динамического дисбаланса,
превышающие показатели ГОСТ 4754.
Наличие у автошины радиального и
бокового биений при движении вызывает колебательные процессы у автомобиля. Для
новых автошин показатели не должны превышать указанных в ГОСТ 4754. Если при
монтаже шины выявлено радиальное или боковое биение, то такие шины не должны
допускаться к эксплуатации.
Силовая неоднородность. Это
показатель оценки качества изготовления шин.
На шинных заводах при изготовлении
автошины должны проверяться 100% легковых (с металлокордным брекером),
легкогрузовых и шин ЦМК на колебания радиальной и боковой, а также конусный
эффект.
Показатели силовой неоднородности
определяются только для шин, имеющих металлокордный брекер.
Автошина не является идеально
однородной конструкцией. Технологические допуски, неточности расположения
деталей, нессимитричные элементы конструкции и другие факторы приводят к
возникновению геометрической неоднородности, неоднородному распределению масс,
неоднородности по жёсткости. Суммарное действие всех видов неоднородности
проявляется в возникновении сил, действующих на автомобиль в целом и на саму
шину и вызывающих их колебания.
. Техническая неисправность
автомобиля:
отклонение от нормы развала передних
колёс или искривление осей влечет за собой односторонний износ рисунка
протектора;
неисправная (повреждённая) подвеска
усугубляет местный износ (пятнистый износ);
неисправность амортизаторов,
тормозов, люфтов в подшипниках ступиц, отклонение от нормы углов схождения
передних колес и люфт в рулевом управлении приводит к «пилообразному» износу
протектора;
эксплуатация шин на ободах с деформированной
закраиной, ржавчиной на полке обода, с неисправными тормозами автомобиля
приводит к разрушению борта;
наличие одновременно нескольких
неисправностей: несоответствующие нормативам развал и схождение, неисправности
подвески, тормозной системы и др. приводит к ещё более сложным видам износа.
. Неумелое вождение автомобиля
Работоспособность и срок службы шин
во многом зависят и от приемов вождения автомобиля, от умения и опыта водителя.
Здесь надо учитывать:
• трогание с места с пробуксовкой
колес;
• резкое торможение, особенно с
пробуксовкой колес;
• движение с высокой скоростью на
поворотах и резкие обгоны;
• наезды на различные дорожные
препятствия;
• прижатие к бордюрным камням при
подъезде к тротуарам, пересечение рельсовых путей с высокой скоростью и т.п.
При резком трогании с места
увеличивается нагрузка на узлы трансмиссии автомобиля значительно повышается
интенсивность местного износа протектора шин в результате пробуксовки колес.
При резком торможении выступы
элементов протектора проскальзывают по дорожной поверхности, повышаются трение
и нагрев в зоне контакта протектора с дорогой, увеличивается износ резины
протектора. Чем больше скорость движения, при которой производится резкое
торможение, и чем резче торможение выполняется, тем быстрее изнашивается
протектор. При частых торможениях с заносом (юз) сначала появляется местный
износ протектора, а затем разрушению подвергаются слои брекера и каркаса. При
резком торможении перегруженного автомобиля может возникнуть отрыв протектора.
Если автомобиль совершает крутой
поворот с высокой скоростью движения, то на колесо кроме центробежных сил,
обусловленных его вращением, дополнительно действуют центробежные силы,
возникающие при повороте автомобиля. Совокупное действие этих сил увеличивает
соответствующую силу реакции дороги, которая стремится оторвать борта шины от
обода. Надо учесть и следующее. Радиальные шины по сравнению с диагональными
имеют меньшее количество слоев каркаса. Поэтому, «притираясь» к бордюрному
камню при парковке, например, можно повредить боковую стенку покрышки, о чем
укажут местные «вздутия» даже на новых шинах.
Особенности эксплуатации зимних
автошин
Согласно ГОСТ 4754 и ГОСТ 5513
зимние шины рекомендуется эксплуатировать на обледенелых и заснеженных дорогах.
Сведения об эксплуатации ошипованных зимних шин изложены в ГОСТ на легковые и
грузовые шины, а также в Правилах эксплуатации автомобильных шин.
Оснащению шипами противоскольжения
подлежат только зимние шины, имеющие на протекторе специальные метки.
Обязателен режим их обкатки, а именно: в пределах от 800 до 1000 км, скорость
движения не должна превышать:
для легковых автомобилей - 70 км/ч;
для грузовых автомобилей и автобусов
- 50 км/ч.
Запрещён «спортивный» стиль вождения
- резкий старт, пробуксовка, повороты на высоких скоростях, интенсивное
торможение. Повышенному износу шипов и разрушению шин способствует езда по
асфальту, а также наезд на выбоины и другие препятствия.
После завершения режима обкатки
происходит усадка шипов, поэтому необходимо провести повторную балансировку шин
в сборе с колесом.
В соответствии с ГОСТ 4754
максимально допустимая скорость эксплуатации для зимних легковых шин с шипами
противоскольжения - 130 км/ч.
При большом износе шипы не
обеспечивают нормального сцепления и необходимой безопасности движения. Кроме
того, они могут повредить брекер и вывести шину из строя.
.2 Экспертиза маркировки
Маркировка шин 2012 - это новые
требования ЕС, которые вводят стандартизированный формат заводского оформления
покрышек для обеспечения потребителей важными сведениями о ключевых
характеристиках шин:
. Сопротивление качению
(напрямую связано с расходом топлива и экологическим воздействием на окружающую
среду)
. Сцепление на мокрой дороге
(ключевой показатель безопасности шины, дающий представление о длине тормозного
пути на мокром покрытии)
. Уровень внешнего шума
(помимо акустического комфорта, также является источником влияния на внешнюю
среду)
По своей концепции новая маркировка
напоминает информацию, наносимую на бытовые приборы - например, холодильники,
стиральные машины, пылесосы и пр. Кроме этого, в маркировку входит информация о
безопасности шин.
Упомянутые три показателя стали
основополагающими для новой маркировки шин. Главной целью внедрения новых
стандартов маркировки является информирование покупателя о важнейших нюансах
эксплуатации продукта, связанных с безопасностью, экономичностью и
экологическим воздействием. Потребитель таким образом получает реальные данные,
чтобы сделать объективный выбор в сторону того или иного продукта. Новые
требования позволят потребителям принимать более осознанные решения при покупке
шин.
Пиктограмма в виде шины и
бензоколонки
Этот показатель отражает коэффициент
сопротивления качению. Пониженное сопротивление шин качению означает меньший
расход топлива и, соответственно, более низкий уровень выбросов CO2.
Оценивается пунктами от A (самая высокая экономичность) до G (самая низкая, но
допустимая Правилами).
Пиктограмма в виде шины и дождевой
тучки
Этот параметр отвечает за сцепление
шины на мокром покрытии. Чем выше эти показатели - тем короче тормозной путь в
сложных дорожных условиях. Оценивается пунктами от A до G, где А - наилучшее
сцепление, G - наихудшее.
Пиктограмма в виде шины и динамика
Индикатор акустического комфорта
отображает уровень шума во время контакта шины с дорожным покрытием в виде
одного, двух или трех графических волн. Одно деление соответствует минимальному
показателю шумности и лучшему акустическому комфорту; три деления говорят о
слабой акустической защите.
Европейская законодательная комиссия
установила жесткие нормы проведения испытаний для производителей шинной
продукции. На данный момент (2011 год) стандартизирована процедура проверки
уровня сцепления в дождевых условиях только для легковых шин; в отношении
коммерческого и грузового транспорта методы оценки будут определены позже
Стандартизированный формат
маркировки обеспечивает объективность, надежность и сопоставимость информации о
трех ключевых показателях шин для потребителей, транспортных компаний и всех
покупателей шин. Однако следует помнить, что новая маркировка не охватывает все
важные показатели безопасности. Три показателя, которые включены в новую
маркировку ЕС, представляют собой отправную точку для оценки шины, и являются
важными характеристиками с точки зрения безопасности и экологичности. Вместе с
тем качество шин необходимо оценивать также по ряду других показателей.
Показатель сопротивления качения
Цель маркировки - не только повысить
безопасность транспорта на дорогах Европы, но и, в соответствии с планами ЕС,
увеличить энергоэффективность на 20% и снизить выбросы углекислого газа на 20%
к 2020 г.
Согласно нормативным документам ЕС,
информация о сопротивлении качению, сцеплению на мокрой дороге и уровне шума
должна быть представлена на всех шинах, произведенных после 1 июля 2012 г., не
позднее 1 ноября 2012 г. По желанию производители могут вводить маркировку
раньше обязательной даты.
Показатель сцепления шины в мокрую
погоду
Показатель акустической защиты
Новые требования распространяются на
следующие категории шин: C1 (легковые автомобили), C2 (грузовые автомобили
малой грузоподъемности) и C3 (грузовые автомобили большой грузоподъемности).
Под действие нового документа не
попадают следующие категории шин:
. Шины с восстановленным
(наварным) протектором
. Специализированные
внедорожные шины
. Гоночные покрышки
. Шипованные (или
предназначенные для ошиповки)
. Запасные шины для
периодического использования
. Шины, созданные для
использования на транспортных средствах, которые были впервые поставлены на
учет до 1 октября 1990 г.
. Шины с индексом скорости
менее 80 км/ч
. Шины с диаметром диска не
более 10 дюймов (254 мм) и выше 25 дюймов (более 635 мм)
. Шины для мотоциклов
Наравне с другими действующими
нормативами европейского законодательства это правило действует на территории
всех стран Евросоюза. Данный регламент маркировки служит руководством для
производителей шинной продукции, направленным на повышение ответственности в
отношении потребителя.
Пример Маркировки шин
Заключение
Большинство
автомобильных шин состоит из резинокордной оболочки - покрышки,
воздухонепроницаемой замкнутой тороидальной камеры и ободной ленты. В рабочем
состоянии камера наполнена воздухом под определенным давлением. У бескамерных
шин вместо камеры на внутренней стороне покрышки нанесен специальный
герметизирующий слой. Амортизирующая способность автомобильной шины
определяется давлением воздуха в шине и эластичностью покрышки.
Конструкция и
материал элементов шины не всегда одинаковы у шин различных типов. Так, шины
легковых автомобилей по конструкции отдельных элементов, габаритным размерам и
качеству применяемых материалов отличаются от шин грузовых автомобилей. Они
имеют более эластичный каркас, меньшую высоту и большую расчлененность рисунка
протектора, меньший наружный и посадочный диаметры. Однако шины легковых
автомобилей ввиду большей допускаемой относительной деформации, большего числа
нагружений на единицу пройденного пути и больших скоростей движения имеют по
сравнению с шинами грузовых автомобилей меньший срок службы. Шины легковых
автомобилей предназначены в основном для работы на дорогах высших категорий.
Основной нагрузкой
на шину является собственная масса автомобиля и масса перевозимого груза или
пассажиров. Каркас должен обладать значительной прочностью, а также
определенной эластичностью. Он состоит из нескольких наложенных друг на друга
слоев прорезиненного корда и резиновых прослоек-сквиджей. Прочность шины
определяется прочностью каркаса и главным образом зависит от прочности корда,
так как модуль упругости его на несколько порядков больше модуля упругости
резины.
Нити смежных слоев
корда перекрещиваются между собой под определенным углом и образуют ткань,
состоящую из основы и утка. Каждая нить изолирована от соседних и в то же время
связана с ними резиной. Резина предохраняет кордные нити от влаги, перетирания
и способствует равномерному распределению нагрузок между ними.
Форма каркаса и
число слоев корда в нем определяются расчетом исходя из заданного давления
воздуха, нагрузки, типа и назначения шины. Кордные нити несут основную нагрузку
во время работы шины, обеспечивая последней прочность, эластичность,
износостойкость и сохранение заданной формы. Кордная нить в покрышке работает
главным образом на растяжение и многократный изгиб. Эти напряжения возникают,
как правило, в результате давления воздуха и действия центробежных сил, которые
создают в корде растягивающие напряжения. Значительное влияние на работу
каркаса оказывают толщина корда, его плотность, теплостойкость и другие
физико-механические свойства. Под действием, приложенных к колесу сил, шина
деформируется только на определенном участке окружности - рабочей зоне, расположенной
в области контакта шины с дорогой и равной приблизительно одной трети длины
окружности как для легковых, так и для грузовых автомобилей.
Библиографический список
1 На российском рынке
автомобильных шин не останется российских производителей - http://marketing-i.ru/news/883/
Маркировка шин 2012 -
http://www.topof.ru/help/маркировка-шин-2012
Основные производители
шин -
http://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/kolesa/osnovnye-proizvoditeli-shin.html
ГОСТ 4754-97. Шины
пневматические для легковых автомобилей, прицепов к ним, легких грузовых
автомобилей и автобусов особо малой вместимости. Технические условия
ГОСТ 5513-97. Шины
пневматические для грузовых автомобилей, прицепов к ним, автобусов и
троллейбусов. Технические условия
ГОСТ 26000-83. Шины
пневматические. Метод определения основных размеров
ПРИКАЗ от 4 августа 2004
г. №215 О методике исследования шин и покрышек резиновых