Габдулла Тукай
Зеленодольский Механический
Колледж
Реферат На Тему:
Габдулла
Тукай
Выполнил: студент I курса
гр.221
Газеев Марат
Проверил: Галимова Н. З.
2002 год
Габдулла Тукай
Имя Габдуллы Тукая известно не только в Татарии, но и
далеко за её пределами. Его знают все, кто ценит искусство, кто любит поэзию.
Творчество Тукая многогранно: он поэт и публицист, литературный критик и
общественный деятель. Для развития татарской поэзии и в целом культуры он
сделал также много, как Пушкин для русской поэзии и культуры.
Габдулла Тукай родился в апреле 1886 года в деревне
Кушлавыч бывшей Казанской губернии. Оставшись рано сиротой, Габдулла первое
время жил у дедушки, который в 1889 году отправил мальчика в Казань. В 1895
году девятилетний Габдулла приехал в Уральск к двоюродной сестре. Оставшись
рано сиротой, Габдулла первое время жил у дедушки, который в 1889 году отправил
мальчика в Казань. В 1895 году девятилетний Габдулла приехал в Уральск к
двоюродной сестре.
В Уральске прошли детство и юность поэта. Здесь он
поступил в медресе, в этом городе начал писать стихи. В этом уральском городке
молодой Тукай познакомился с творчеством великих русских поэтов - Пушкина и
Лермонтова. Их стихи покорили сердце начинающего поэта.
Работая в типографии корректором и экспедитором, Габдулла
Тукай не мог мириться с той эксплуатацией, которая здесь царила. За десять
рублей в месяц от него требовали, казалось, невозможного. В таком же положении
жили наборщики и другие рабочие. Однажды Тукай высказал рабочим, что надо
защищать свои права и не бояться хозяина.
Хозяин типографии заметил, что молодой корректор
подбивает рабочих к недовольству, но принимать крутых мер не стал, так как
боялся едких стихов Тукая, который уже печатался в газетах. Он только побольше
загрузил работой вольнодумца.
Но Тукай всегда был верен тому, что наметил. Он решил
дать бой хозяину, и стал готовить рабочих типографии к выступлению с
требованием увеличить зарплату. Видя, что юноша тверд характером, хозяин решил
разделаться с Тукаем и уволил его из типографии.
Перед молодым Тукаем встал вопрос, куда пойти? К этому
времени он уже был известным поэтом. Его талантом восторгались многие,
владельцы казанских и других газет приглашали поэта к себе на работу. Среди них
была и оренбургская газета миллионера-золотопромышленника Рамеева
"Вакыт" ("Время"). И хотя Тукай знал, что Рамеев поэт и что
у него есть неплохие стихи, он все же не пошел к нему. Его мечтой стала Казань,
где более бурно, нежели в Оренбурге или Уфе, кипела жизнь. И он устремился в
Казань.
Тукай любил свой народ и, пожалуй, из татарских писателей
прошлого никто не сумел с такой глубиной и художественной силой выразить дух
народности, как сделал это он.
Тукай горячо, самозабвенно любил Казань. С этим городом у
него связано все лучшее в жизни. Но вместе с тем в Казани он пережил и много
горьких минут.
Поэт говорит, что татарский народ найдет счастье только в
единстве с русским народом, на земле отцов. Тукай гневно отвергает идею,
которую старались протащить сбежавшие в Турцию Г. Р. Ибрагимов и Ю. Акчура. Не
с Турцией, а с народами России найдем мы счастье, пишет Тукай.
С народом России мы песни певали,
Есть общее в нашем быту и морали...
Вовеки нельзя нашу дружбу разбить,
Нанизаны мы на единую нить.
За период жизни Тукая в Казани нет, пожалуй, ни одного
его поэтического сборника, на который не налагался бы арест. Дружба Тукая с Ф.
Амирханом, Г. Камалом, Г. Кулахметовым и большевиком Хусаином Ямашевым
способствовала формированию идейных взглядов поэта. Он с большой теплотой пишет
о первом татарском большевике X. Ямашеве.
Казань, в которой поэт прожил свои последние годы, была мила Тукаю, он посвятил
ей немало прекрасных строк. Поэт называет ее "светозарной", городом
науки и искусства.
Музей классика татарской
литературы народного поэта Габдуллы Тукая
Музей открыт в 1986 году к столетию со дня рождения
поэта. Дом, в котором расположился музей, - бывший коммерческий особняк,
памятник архитектуры ХХ века, находящийся в Старо-Татарской слободе.
Экспозиция музея отражает казанский период жизни Г.
Тукая: здесь он жил дважды - в детстве, а затем приехал сюда в 1907 году из
Уральска после учебы в медресе. В Казани он состоялся как поэт, журналист,
общественный деятель. Похоронен на кладбище в Ново-Татарской слободе.
Важное место в экспозиции занимают прижизненные издания
Габдуллы Тукая. Среди мемориальных вещей - подлинные фотографии поэта разных
лет. Одна из них, 1908 года, сделана для сборника его стихотворений. Большой
интерес представляют и личные вещи - фаянсовая шкатулка, которую поэт купил
сестре с первого гонорара: тюбетейка Габдуллы Тукая, его домра, металлический
стакан для карандашей, плетеная дорожная корзина для путешествий. Здесь же
посмертная маска поэта и фотографии его похорон.
Габдулла Тукай
Имя Габдуллы Тукая известно не только в
Татарии, но и далеко за её пределами. Его знают все, кто ценит искусство, кто
любит поэзию. Творчество Тукая многогранно: он поэт и публицист, литературный
критик и общественный деятель. Для развития татарской поэзии и в целом культуры
он сделал также много, как Пушкин для русской поэзии и культуры.
Работая в типографии корректором и
экспедитором, Габдулла Тукай не мог мириться с той эксплуатацией, которая здесь
царила. За десять рублей в месяц от него требовали, казалось, невозможного. В
таком же положении жили наборщики и другие рабочие. Однажды Тукай высказал
рабочим, что надо защищать свои права и не бояться хозяина.
Хозяин типографии заметил, что
молодой корректор подбивает рабочих к недовольству, но принимать крутых мер не
стал, так как боялся едких стихов Тукая, который уже печатался в газетах. Он
только побольше загрузил работой вольнодумца.
Но Тукай всегда был верен тому,
что наметил. Он решил дать бой хозяину, и стал готовить рабочих типографии к
выступлению с требованием увеличить зарплату. Видя, что юноша тверд характером,
хозяин решил разделаться с Тукаем и уволил его из типографии.
Перед молодым Тукаем встал
вопрос, куда пойти? К этому времени он уже был известным поэтом. Его талантом
восторгались многие, владельцы казанских и других газет приглашали поэта к себе
на работу. Среди них была и оренбургская газета миллионера-золотопромышленника
Рамеева "Вакыт" ("Время"). И хотя Тукай знал, что Рамеев
поэт и что у него есть неплохие стихи, он все же не пошел к нему. Его мечтой
стала Казань, где более бурно, нежели в Оренбурге или Уфе, кипела жизнь. И он
устремился в Казань.
Тукай любил свой народ и,
пожалуй, из татарских писателей прошлого никто не сумел с такой глубиной и
художественной силой выразить дух народности, как сделал это он.
Тукай горячо, самозабвенно любил
Казань. С этим городом у него связано все лучшее в жизни. Но вместе с тем в
Казани он пережил и много горьких минут.
Разоблачая националистическую
буржуазию, ее идеологов, поэт говорит, что татарский народ найдет счастье
только в единстве с русским народом, на земле отцов. Тукай гневно отвергает
идею, которую старались протащить сбежавшие в Турцию Г. Р. Ибрагимов и Ю.
Акчура. Не с Турцией, а с народами России найдем мы счастье, пишет Тукай.
С народом России мы песни певали,
Есть общее в нашем быту и морали...
Вовеки нельзя нашу дружбу разбить,
Нанизаны мы на единую нить.
Казань, в которой поэт прожил
свои последние годы, была мила Тукаю, он посвятил ей немало прекрасных строк.
Поэт называет ее "светозарной", городом науки и искусства.
Борьба с самодержавием, с
буржуазными националистами отняла у поэта много силы. Здоровье Тукая резко
ухудшилось. Поэту советовали поехать лечиться на юг, но у него не было на это
средств. Друзья собрали ему немного денег и отправили лечиться в деревню. Но
болезнь была уже запущена. В деревне поэту стало еще хуже. Было решено положить
Тукая в больницу. Врачи, осмотрев больного, спросили его, почему он раньше не
обратился в больницу? На это поэт шутливо ответил: "Мне говорили, что
больница - это первая станция к смерти. А мне хотелось немножко пожить на
свете".
В пять часов вечера 11 апреля
1913 года поэта не стало. Габдулла Тукай умер в расцвете творческих сил и
таланта, как писал Горький, "от голода и чахотки".
Тукай жил в номерах
"Булгар" (угол Кирова и Татарстан). На этом доме установлена
мемориальная доска. Есть она и на доме, стоящем на углу улиц Островского и Кави
Наджми. Во времена Тукая здесь была больница (ныне клиника ГИДУВа).
Прах Габдуллы Тукая покоится на
татарском кладбище в Приволжском районе.
Как
я горд, народ прекрасный,
Что
тебе принадлежу!
Быть
хочу твоим поэтом,
За
тебя стоять стеной.
Близок
сердцу дух народный,
Я
мечтаю, край родной,
Жить
с тобой одной печалью
Или
радостью одной
Чувства
выше нет на свете,
Чем
любовь к тебе народ,
Одержим
одной я страстью –
сердцем
быть всегда с тобой
23
марта 2002года Президент Татарстана посетил Музей изобразительных искусств РТ и
ознакомился с развернутой здесь большой выставкой, посвященной 105-й годовщине со
дня рождения основоположника татарского профессионального изобразительного искусства
Баки Урманче. По ходу экскурсии необходимые пояснения к выставке, на которой представлено
130 живописных, графических и скульптурных работ мастера, Президенту давали заместитель
директора музея по науке Ольга Пиульская и вдова художника - старший научный сотрудник
ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова Флора Вагаповна Ахметова-Урманче, рассказавшая, в частности,
об истории создания произведений, которые привлекли особое внимание высокого гостя.
На выставке Президент внимательно вглядывался в те
картины, которые экспонируются впервые, восхищался иллюстрациями к произведениям
Габдуллы Тукая, портретами деятелей культуры и татар - полководцев Великой Отечественной
войны, многоцветьем пейзажей родного Татарстана. А картина "У сепаратора"
так понравилась Минтимеру Шариповичу, что он выразил пожелание, чтобы она стала
украшением художественной галереи Президентского дворца. Это полотно относится к
лучшим произведениям раннего периода творчества Баки Урманче, когда он в 20-е годы
прошлого столетия преподавал в Казанском художественном техникуме.
Картина, по словам Шаймиева, всколыхнула у него
воспоминания детства.
В этой картине все, как в жизни, - сказал он.
- Сепаратор в то далекое время был еще большой редкостью. Помню, как мама делала
сметану на таком сепараторе, а потом масло. И мы, дети, ждали, когда все это будет
на столе.
Президент охотно отвечал на вопросы журналистов
и подчеркнул в беседе с ними, что творчество Баки Урманче составило целую эпоху
в татарском изобразительном искусстве.
На прощание Флора Вагаповна подарила Президенту
Татарстана альбом "Баки Урманче. Графические портреты" и свою новую книгу
"Татарский эпос", а директор музея Анатолий Сластунин - прекрасно выполненное
издание, только что увидевшее свет в Москве, - "Государственный музей изобразительных
искусств Республики Татарстан".
Материал взят из книги В. Белокопытова и Н. Шевченко, Их
именами названы улицы Казани. Казань, Таткнигоиздат, 1973 год.