Классификационный
признак
|
Виды прибыли
|
По видам
хозяйственной деятельности
|
- прибыль от
основной (операционной) деятельности; - прибыль от инвестиционной
деятельности; - прибыль от финансовой деятельности.
|
По составу
включаемых элементов
|
- маржинальная
(валовая) прибыль; - общий финансовый результат отчетного периода до выплаты
процентов и налогов (брутто-прибыль); - прибыль до налогообложения; - чистую
прибыль.
|
В зависимости
от характера деятельности предприятия
|
- прибыль от
обычной (традиционной) деятельности; - прибыль от чрезвычайных ситуаций,
необычных для данного предприятия.
|
По характеру
налогообложения
|
-
налогооблагаемая прибыль; - необлагаемая налогом (льготируемая) прибыль.
|
По степени
учета инфляционного фактора
|
- реальная
прибыль; - номинальная прибыль.
|
По
экономическому содержанию
|
-
бухгалтерская; - экономическая.
|
По характеру
использования чистой прибыли
|
-
капитализированная прибыль; - потребляемая прибыль
|
По видам хозяйственной деятельности
различают: прибыль от основной (операционной) деятельности; прибыль от
инвестиционной деятельности; прибыль от финансовой деятельности.
По составу включаемых элементов различают
маржинальную (валовую) прибыль, общий финансовый результат отчетного периода до
выплаты процентов и налогов (брутто-прибыль), прибыль до налогообложения,
чистую прибыль.
Маржинальная прибыль - это разность между
выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной
продукции.
Брутто-прибыль включает финансовые
результаты от операционной, финансовой и инвестиционной деятельности,
внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы (до выплаты процентов и
налогов). Характеризует общий финансовый результат, заработанный предприятием
для всех заинтересованных сторон (государства, кредиторов, собственников,
наемного персонала).
Прибыль до налогообложения - это результат
после выплаты процентов кредиторам [20, c. 140].
Чистая прибыль - это та сумма прибыли,
которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов,
экономических санкций и прочих обязательных отчислений.
Прибыль, оставшаяся в распоряжении
предприятия, распределяется:
в страховой запас или резервный фонд,
формируемый на случай непредвиденных обстоятельств;
фонд развития производства для
финансирования мероприятий по расширению, реконструкции и совершенствованию
производства, приобретение нового оборудования, внедрение прогрессивной
технологии и т.д.;
фонд социального развития производства
(строительство и ремонт зданий и сооружений, находящихся на балансе
предприятий, детских учреждений, поликлиник, объектов
культурно-просветительного и медицинского учреждения и т.д.);
фонд потребления (материального поощрения
работников предприятия, выплата дивидендов акционерам и т.д.).
В зависимости от характера деятельности
предприятия выделяют прибыль от обычной (традиционной) деятельности и прибыль
от чрезвычайных ситуаций, необычных для данного предприятия.
По характеру налогообложения различают
налогооблагаемую и не облагаемую налогом (льготируемую) прибыль в соответствии
с налоговым законодательством, которое периодически пересматривается.
Налогооблагаемая прибыль - это расчетный
показатель, определяемый для уплаты налога на прибыль. Согласно существующему
законодательству определяется следующим образом:
Пн.о = По-Пн.д. - Пл.н. - Ннед, (1.1)
Налогооблагаемая прибыль определяется как
общая сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей
(включая основные средства, товарно-материальные ценности, нематериальные
активы, ценные бумаги), имущественных прав и доходов от внереализационных
операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям [25, c. 288].
Ставка налога на прибыль составляет 24 процента.
Льготируемая прибыль - это прибыль, освобождаемая от уплаты
налога на нее.
Налоговые льготы в виде снижения ставок налога установлены в
законодательном порядке для:
организаций, осуществляющих производство лазерно-оптической
техники, у которых доля этой техники в стоимостном выражении в общем объеме их
производства составляет не менее 50 процентов (уплачивают налог по ставке 10
процентов);
организаций, включенных в перечень высокотехнологичных
организаций, утверждаемый Президентом Республики Беларусь, в части прибыли,
полученной от реализации высокотехнологичных товаров (работ, услуг)
собственного производства (ставка налога уменьшается на 50 процентов);
организаций, получающих прибыль от реализации долей в
уставном фонде (паев, акций) организаций, находящихся на территории Республики
Беларусь, либо их части (ставка налога уменьшается на 50 процентов).
От налога на прибыль освобождаются:
прибыль, направленная на финансирование капитальных вложений
производственного назначения и жилищного строительства, а также полученных и
использованных на эти цели кредитов банков, займов нерезидентов Республики
Беларусь, оформленных в порядке, установленном законодательством Республики
Беларусь;
организации, в которых более 50 процентов от списочной
численности в среднем за период составляют инвалиды;
организации, осуществляющие эксплуатацию объектов
придорожного сервиса в течение пяти лет с даты ввода в эксплуатацию таких объектов
[26].
По степени учета инфляционного фактора
различают номинальную прибыль и реальную прибыль.
Номинальная прибыль характеризует
фактически полученный ее размер.
Реальная прибыль - это номинальная
прибыль, скорректированная с учетом инфляции.
По экономическому содержанию прибыль
делится на бухгалтерскую и экономическую.
Бухгалтерская прибыль определяется как
разность между доходами и текущими явными затратами, отраженными в системе
бухгалтерских счетов.
Экономическая прибыль отличается от
бухгалтерской тем, что при расчете ее величины учитывают не только явные
затраты, но и неявные, не отражаемые в бухгалтерском учете (например, затраты
на содержание основных средств, принадлежащих владельцу фирмы).
По характеру использования чистая прибыль
подразделяется на капитализированную (нераспределенную) и потребляемую.
Капитализированная прибыль - это часть
чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов
предприятия.
Потребляемая прибыль - та ее часть,
которая расходуется на выплату дивидендов акционерам и учредителям предприятия
[25, c. 341].
Минимальной считается такая прибыль,
которая после уплаты налогов обеспечивает предприятию минимальный уровень
рентабельности на вложенный капитал, равный среднему проценту ставки банков по
депозитам, сложившийся за исследуемый период:
, (1.2)
где Пмин -
минимальная прибыль;
К - вложенный капитал;
УРмин - минимальный уровень
рентабельности вложенного капитала, %;
Сн - удельный вес налогов в
валовой прибыли, %.
Под нормальной прибылью понимается
минимальное вознаграждение предпринимателя, удерживающее его в выбранной сфере
деятельности. Если получаемая прибыль меньше нормальной, то капитал и
предприниматель устремляются в другую сферу. Бегство капиталов из низкорентабельной
отрасли в дальнейшем приведет к росту ее прибыльности, если спрос на данные
товары и услуги постоянен, и тогда самый меньший по массе капитал может
получить нормальную прибыль. Если же предприниматель в данной отрасли
деятельности получает более высокую, чем нормальная прибыль, то в эту отрасль
устремляется дополнительный капитал из других отраслей и тем самым уровень
прибыли снизится до нормального.
Таким образом, конечным положительным финансовым результатом
хозяйственной деятельности предприятия является прибыль. Она представляет собой
реализованную часть чистого дохода, созданного прибавочным трудом. Значение
прибыли обусловлено тем, что, с одной стороны, она зависит в основном от
качества работы предприятия, повышает экономическую заинтересованность его
работников в наиболее эффективном использовании ресурсов, так как прибыль -
основной источник производственного и социального развития предприятия, а с
другой - она служит важнейшим источником формирования государственного бюджета.
Для получения необходимых данных о формировании прибыли
предприятия (организации) и анализа его финансово-экономической деятельности
необходимо использовать прежде всего бухгалтерскую отчетность. Бухгалтерская
отчетность организации, за исключением бухгалтерской отчетности бюджетных
организаций, состоит из:
а) бухгалтерского баланса (форма №1);
б) отчета о прибылях и убытках (форма №2);
в) приложений к ним, в частности отчета о движении денежных
средств, приложения к бухгалтерскому балансу и иных отчетов, предусмотренных
нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета;
г) пояснительной записки;
д) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность
бухгалтерской отчетности организации, если она подлежит обязательному аудиту.
Основным источником информации, в котором отражаются
показатели финансового состояния предприятия на начало и конец периода,
является бухгалтерский баланс. В бухгалтерском балансе отражается моментное
финансовое состояние на определенную дату. Информация в балансе представлена
таким образом, что мы можем проследить состав средств, находящихся в
распоряжении предприятия, и источники формирования этих средств. Баланс основан
на принципе двойной записи [7, c. 451].
В отчете о прибылях и убытках приводится следующая информация:
выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, себестоимость
реализации товаров, работ, услуг, коммерческие расходы, внереализационные
доходы и расходы и другие важные элементы.
Отчет об изменениях капитала отражает движение капитала, данные
о движении его составляющих. Отчет о движении денежных средств показывает
остаток средств на начало года; суммы денежных средств, фактически поступившие
на счета учета денежных средств за период с начала года за реализованные
товары, продукцию, работы, услуги; получение денежных средств в банках или иных
кредитных организациях в кассу организации для хозяйственных нужд; суммы
денежных средств, фактически выданные из кассы, перечисленные с расчетного и
иных счетов организации на приобретение товарно-материальных ценностей, оплату
работ, услуг.
.3
Порядок формирования и распределения прибыли
Чистая прибыль используется в соответствии с Уставом
предприятия. За счет ее осуществляется инвестирование производственного
развития, выплачиваются дивиденды акционерам предприятия, создаются резервные и
страховые фонды и т.д.
При распределении чистой прибыли необходимо добиваться
оптимизации пропорций между капитализируемой и потребляемой ее суммой с целью
обеспечения:
а) необходимого объема инвестиций для производственного
развития;
б) необходимой нормы доходности на инвестированный капитал
собственникам предприятия;
Факторы, влияющие на пропорции распределения прибыли, делятся
на внешние и внутренние.
К числу внешних факторов относятся:
правовые ограничения (ставки налогов на прибыль, процентные
отчисления в резервные фонды и др.);
система налоговых льгот при реинвестировании прибыли;
рыночная норма прибыли на инвестируемый капитал, рост которой
сопровождается тенденцией повышения доли капитализированной части прибыли, и
наоборот, ее снижение обуславливает увеличение доли потребляемой прибыли;
стоимость внешних источников формирования инвестиционных
ресурсов (при высоком ее уровне выгоднее использовать прибыль, и наоборот).
К числу внутренних факторов, оказывающих влияние на пропорции
в распределении прибыли, можно отнести следующие:
уровень рентабельности предприятия, при низком значении
которого и соответственно небольшой сумме распределяемой прибыли большая ее
часть идет на создание обязательных фондов и резервов, на выплату дивидендов по
привилегированным акциям и т.д.;
наличие в портфеле предприятия высокодоходных инвестиционных
проектов, способных обеспечить акционерам высокие доходы в перспективе;
необходимость ускоренного завершения начатых инвестиционных
проектов;
уровень коэффициента финансового соотношения заемного и
собственного капитала, который является одним из индикаторов финансового риска
и факторов, способствующих увеличению собственного капитала при низкой цене
заемных ресурсов. В зависимости от сложившегося соотношения между доходностью
бизнеса и ценой заемных ресурсов предприятие может регулировать его уровень,
увеличивая или уменьшая долю капитализированной прибыли;
наличие альтернативных внутренних источников формирования
инвестиционных ресурсов (амортизационного фонда, выручки от реализации основных
средств и финансовых активов и т.п.);
текущая платежеспособность предприятия, при низком уровне
которой предприятие должно сокращать потребляемую часть прибыли [9, c. 109].
Таким образом, объектом распределения
является общая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается
направление прибыли в бюджет и по целевому использованию на предприятии.
Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая
поступает в бюджет в виде налогов и других обязательных платежей. Направления
расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, определяются
решением компетентного органа, например общим собранием акционеров.
При распределении прибыли рекомендуется
руководствоваться следующими принципами:
. Прибыль, полученная предприятием в
результате производственно-хозяйственной деятельности, распределяется между
государством и предприятием.
. Прибыль для государства поступает в
бюджет в виде налогов я сборов. Состав налогов, ставки, порядок исчисления,
сроки взносов в бюджет устанавливаются законодательством.
. Прибыль, остающаяся в распоряжении
предприятия, в первую очередь направляется на накопления, которые обеспечат его
дальнейшее развитие, во вторую очередь - на потребление и финансирование других
расходов.
Порядок распределения и использования
прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и определяется
положением, которое разрабатывается соответствующими экономическими службами и
утверждается руководящим органом предприятия.
Обычно в соответствии с уставом
предприятия образуются фонды накопления и потребления, а также резервные фонды,
предназначенные для финансирования непредвиденных расходов и обеспечения
финансовой устойчивости предприятия [10, c. 102].
Средства каждого фонда имеют строго
целевое назначение. Их использование происходит на основании смет расходов,
которые разрабатываются финансовой службой предприятия и утверждаются
компетентным органом. В течение года, в связи с производственной
необходимостью, размер и состав фондов, конкретные статьи затрат могут
изменяться.
Средства фонда накопления предназначены
для финансирования расходов, связанных с научно-техническим и социальным
развитием предприятия. Это расходы на научно-исследовательские, проектные,
конструкторские и технологические работы, финансирование разработки и освоения
новых видов продукции и технологических процессов, затраты по совершенствованию
технологии и организации производства, модернизации оборудования; затраты,
связанные с технологическим перевооружением и реконструкцией действующего
производства, расширением предприятий. В эту же группу расходов включаются
расходы по погашению долгосрочных ссуд банков и процентов по ним. Здесь же
планируются затраты на проведение природоохранных мероприятий, взносы вкладов
предприятия в создание уставного капитала других предприятий; средства,
перечисляемые ассоциациями, концернами, в состав которых входит предприятие.
По фонду потребления предусматриваются
следующие виды расходов: единовременные поощрения отличившимся работникам за
выполнение особо важных производственных заданий; оказание единовременной
помощи; строительство и капитальный ремонт жилых домов, детских садов; дотации
на питание в столовых; на питание в детском саду, оздоровительном лагере для
школьников; улучшение культурно-бытового обслуживания работников и другие
мероприятия социальной направленности.
Общая прибыль предприятия синтезирует в
себе все многообразные результаты его хозяйственно-финансовой деятельности. При
ее распределении и использовании должны быть учтены множественные нормативные
акты, основанные на Законе о налоге на доходы и прибыль, Законе о предприятии,
Законе об акционерном обществе и др.
В принципе, полученная предприятием
прибыль делится на две части: направляемую в государственный бюджет и
остающуюся в распоряжении предприятия.
Получив прибыль, предприятие в
первоочередном порядке обязано перечислить из нее в государственный бюджет
предусмотренные Законом налоговые платежи, в состав которых входят:
налог на недвижимость;
налог на прибыль;
местные налоги и сборы.
Следует учитывать, что в составе общей
прибыли может находиться прибыль, полученная предприятием в виде операционных
доходов, с которых у источника их получения уже удержан налог на доход.
В налоговом учете, кроме того,
предусмотрено, что за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия,
уплачивается в государственный бюджет экологический налог, начисленный за
превышение установленных норм выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в
окружающую среду и (или) за сверхлимитную добычу природных ресурсов;
покрывается сверхнормативное расходование средств на оплату энергоресурсов на
производство продукции (работ, услуг), командировочных, консультационных и
аудиторских услуг, рекламы и др.
Таким образом, распределение и использование
чистой прибыли регулируется Уставом предприятия, решением собрания акционеров и
другими документами внутреннего пользования. Например, собрание акционеров
может принять решение о направлении всей чистой прибыли на развитие
производства или на использование ее на удовлетворение жилищно-социальных
потребностей всего коллектива без выплат дивидендов акционерам.
В принципе, чистая прибыль предприятия
подразделяется на две части: используемую на увеличение имущества (накопление)
и выплачиваемую работникам и собственникам (потребление).
Для государственных предприятий
соотношение между этими двумя частями устанавливается ведомственными актами в
пропорции 60:40. По негосударственным предприятиям пропорции не
регламентируются, но их соблюдение важно для обеспечения стабильного развития
бизнеса [11, c. 317].
Прибыль, направляемая на увеличение
имущества, не уходит из хозяйственного оборота, а, наоборот, приумножает
богатство предприятия. Она может быть использована:
на капитальные вложения в расширение, обновление,
модернизацию основных фондов;
погашение долгосрочных банковских кредитов
и уплату процентов по ним;
увеличение оборотных средств предприятия;
инвестиции в ценные бумаги, совместную
деятельность;
приобретение новых технологий и другие
инновации.
Потребляемая прибыль полностью уходит из
хозяйственного оборота, но может также приносить финансовую выгоду при
обоснованном и рациональном использовании. Она направляется:
на выплату работникам вознаграждений за
выслугу лет и по итогам года, материальной помощи;
выплату дивидендов акционерам предприятия.
Промышленность Республики Беларусь находится в переходном периоде к рыночным
условиям хозяйствования и в связи с этим испытывает существенные экономические
трудности. Прибыль и рентабельность предприятий невысока, а значительные
налоговые платежи и необходимость за счет прибыли поддерживать уровень оплаты
труда, пополнять оборотные средства не оставляет больших возможностей для
инвестиций. Отсутствие инвестиций, в свою очередь, не позволяет наращивать
прибыль.
По данным статистики, промышленные
предприятия Беларуси перечисляют в бюджет более 40% полученной прибыли, в том
числе около 2% в виде экономических санкций. Экономические санкции появляются
не столько из-за умышленных нарушений налогового законодательства, сколько по
причине отсутствия денег на счетах налогоплательщиков к сроку уплаты налогов.
Значительные суммы пени забирают иногда всю заработанную прибыль, а при ее
недостаточности вторгаются даже в оборотные средства недоимщиков [10, c. 94].
Приведенные данные показывают, что
проблема роста прибыли на предприятиях тесно связана с порядком ее
распределения и требует государственного подхода.
2. Анализ прибыли ОАО «БелАЗ»
.1
Организационно-экономическая характеристика предприятия
ОАО «БелАЗ» осуществляет разработку, производство и сбыт
продукции в Республике Беларусь, государствах СНГ и странах дальнего зарубежья
карьерных самосвалов большой и особо большой грузоподъемности (от 30 до 360
т.), предназначенных для перевозки горной породы, сыпучих грузов на открытых
разработках месторождений полезных ископаемых, строительстве крупных
промышленных гидротехнических сооружений, специальных и специализированных
транспортных средств, автомобильных прицепов и полуприцепов, аэродромных
тягачей, погрузчиков, бульдозеров, передвижных емкостей для жидких и
газообразных продуктов, фирменное обслуживание автомобильной техники,
производство ТНП, а также другую деятельность.
Самосвалы изготавливают для различных климатических и
дорожных условий эксплуатации.
В структуре Белорусского автомобильного завода находится
комплекс основных и вспомогательных цехов, необходимых для выполнения
производственного процесса изготовления карьерной техники, товаров народного
потребления и других видов продукции и оказания услуг.
В состав завода входят управления и отделы, обеспечивающие
создание и освоение новой техники, технико-экономическое планирование, учет,
материально-техническое обеспечение, маркетинговые исследования, реализацию
продукции.
Основными видами деятельности являются: гарантийное и
фирменное обслуживание продукции БелАЗ (самосвалов, погрузчиков и д.р.),
организация и ремонт узлов и агрегатов самосвалов, поставка и сбыт запасных
частей для ремонтно-эксплуатационных нужд и д.р.
Сегодня автосамосвалы с маркой «БелАЗ» пользуются большим
спросом не только в нашей стране, но и за рубежом. Их покупают более чем 30
стран мира. Технический уровень машин высок. Конструкция автомобилей защищена
30 авторскими свидетельствами.
Основными потребителями продукции ОАО «Белорусский автомобильный
завод» являются предприятия СНГ и прежде всего России, с которыми налажены и
поддерживаются прямые хозяйственные связи по вопросам приобретения
автомобильной техники. Осуществляется поставка автосамосвалов и на рынок стран
дальнего зарубежья.
В Республике Беларусь рынок карьерных самосвалов
грузоподъемностью 30-55 тонн ограничен использованием их только несколькими
добывающими предприятиями, в карьерах которых ОАО «Белорусский автомобильный
завод» проводит и испытание этой техники.
Доля поставок в Беларусь в 2005 году составила 7,2% по всей
продукции (5,2% по автосамосвалам), 2007 году составило около 5% по всей
продукции. В 2005 году в Российскую Федерацию отгружено 84,9% всей продукции
завода (84,2% карьерных самосвалов), в Украину - 3,8% (3,68%), в Казахстан -
1,2%. В дальнее зарубежье реализовано только 2,8% от общего объема поставок.
Основные поставки карьерной техники БелАЗ осуществляет, и
будет осуществлять в Российскую Федерацию. Несмотря на снижение производства
минерально-сырьевых ресурсов (за исключением газа) в 1,5-2 раза, вызванное
системным экономическим и финансовым кризисом, горная промышленность России
остается самой мощной в мире.
Россия находится на первом месте в мире по производству
никеля, на втором - по выпуску алюминия и калийных солей, на четвертом - по
производству железной руды и молибдена, на пятом - по добыче магния, урановых
руд и угля. Она также занимает ведущие позиции в области производства меди,
марганца и фосфатов.
Основными потребителями продукции завода в России являются
предприятия Кузбасского угольного бассейна, металлургические и добывающие
предприятия Уральского региона, Курской магнитной аномалии, горнодобывающие
предприятия Дальнего Востока и Кольского полуострова, эксплуатирующие основной
парк карьерных самосвалов марки БелАЗ грузоподъемностью 30-220 тонн.
В своё время системный кризис, больше чем в России, отразился
на остальных республиках бывшего СССР, связанных напрямую с экономикой
Российской Федерации и не имеющих рынков сбыта за рубежом. Большинство этих государств
основывает свой экономический рост на развитии горнодобывающей промышленности.
Теперь же со стабилизацией и подъемом экономики России следует ожидать более
значительного подъема экономик других государств СНГ.
Объемы поставок карьерной техники БелАЗ в страны СНГ без
России, и в первую очередь в Казахстан и на Украину, будут постоянно
увеличиваться.
Сохраняя приоритетность в поставках своей продукции на рынок
СНГ, предлагается наращивание усилий по созданию условий для продвижения своей
конкурентоспособной продукции на рынки всех регионов мира и в первую очередь
страны Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки и
Латинской Америки.
Функции и задачи по организации и управлению производством на
ОАО «БелАЗ» закреплены соответствующими положениями за конкретными
подразделениями и должностными инструкциями их руководителей.
В соответствии с Уставом объединения, управление им
осуществляется Советом объединения во главе с генеральным директором.
Рассмотрим технико-экономические показатели работы
предприятия за 2010-2011 гг. и проведем сравнительный анализ этих показателей в
таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Технико-экономические показатели деятельности
ОАО «БелАЗ» в 2010-2011 гг.
Показатель
|
2010 г.
|
2011 г.
|
Отклонение,
(+/-)
|
Темп роста, %
|
Объем
производства, млн. руб.
|
1000124
|
1594754
|
594630
|
159,5
|
Реализация
техники в натуральном выражении, шт.
|
1039
|
1326
|
287
|
127,6
|
Реализация в
денежном выражении (отгрузка), млн. руб.
|
593902
|
998200
|
404298
|
168,1
|
Производство
техники в натуральном выражении, шт.
|
1043
|
2269
|
1226
|
217,5
|
Норматив затрат
на 1 руб. произведенной продукции, руб.
|
0,905
|
0,895
|
-0,01
|
98,9
|
Показатель по
экономии ресурсов, k
|
0,99
|
1,0591
|
0,0691
|
107,0
|
Снижение уровня
материалоемкости, %
|
4,45
|
2,39
|
-2,06
|
53,7
|
Показатель по
энергосбережению, %
|
-14,5
|
17,8
|
32,3
|
-122,8
|
Объем экспорта,
тыс. долл.
|
328227
|
499380
|
171153
|
152,1
|
Объем импорта,
тыс. долл.
|
140357
|
208430
|
68073
|
148,5
|
Запасы готовой
продукции на конец отчетного периода, млн. руб.
|
511453
|
298100
|
-213353
|
58,3
|
Выручка от
реализации, млн. руб.
|
1022277
|
2009161
|
986884
|
196,5
|
Прибыль от
реализации, млн. руб.
|
165047
|
323453
|
158406
|
в 2 р.
|
Себестоимость
реализованной продукции, млн. руб
|
760450
|
1538986
|
778536
|
в 2 р.
|
Коэффициент
текущей ликвидности, k
|
3,61
|
4,19
|
0,58
|
116,1
|
Коэффициент
обеспеченности СОС, k
|
0,63
|
0,68
|
0,05
|
107,9
|
Инвестиции в
основной капитал, млн. руб.
|
74422
|
54818
|
-19604
|
73,7
|
Среднесписочная
численность всего персонала, чел.
|
11412
|
11372
|
-40
|
99,6
|
Производительность
труда, млн. руб.
|
87,6
|
140,2
|
52,6
|
160
|
Среднемесячная
зарплата, тыс. руб.
|
1590,5
|
2730,5
|
1140,0
|
171,1
|
Объем производства в стоимостном выражении в 2011 г.
увеличился на 594630 млн. руб. или на 59,5%. Производство техники в натуральном
выражении составило 2269 ед., а объем реализации - 1326 ед.
Темп роста объема экспорта в 2011 г. составил 51,1%, объем
импорта снизился на 60,9% и составил 208430 тыс. долл.
Отмечается снижение запасов готовой продукции на конец 2011
г. на 213353 млн. руб., что свидетельствует об улучшении сбыта продукции
предприятия.
В результате сравнительного анализа по технико-экономическим
показателям видно, что в 2011 году наблюдалось повышение эффективности
практически по всем показателям по сравнению с 2010 годом. В том числе выручка
от реализации основной продукции увеличилась на 96,5%. Прибыль от реализации
увеличилась по сравнению с 2010 годом на 158406 млн. руб. или в 2 раза.
Себестоимость продукции при этом в 2011 году увеличилась на 778536 млн. рублей.
Запасы готовой продукции автотехники на складе готовой
продукции ОАО «БелАЗ» составляли на 01.01.2012 г. - 624 единицы, из них:
автотехники «БелАЗ» - 499 и 125 единиц автотехники «МоАЗ».
Коэффициент текущей ликвидности достаточно высок, что
свидетельствует о достаточности оборотных средств для покрытия своих
обязательств.
Инвестиции в основной капитал в 2011 г. снизились на 19604
млн. руб. и составили 54818 млн. руб.
Производительность труда в 2011 г. увеличилась на 52,6 млн.
руб.
В целом можно сделать вывод, что ОАО «БелАЗ» ведет
эффективную хозяйственную деятельность, является прибыльным и ликвидным.
.2
Анализ динамики состава и структуры прибыли предприятия
Анализ динамики прибыли предприятия за 2010-2011 гг.
представлен в таблице 2.2.
Таблица 2.2 - Анализ динамики прибыли ОАО «БелАЗ» в 2010-2011
гг.
Показатели
|
2010 г.
|
2011 г.
|
Отклонение, +/-
|
Темп роста, %
|
Прибыль от
реализации, млн. руб.
|
165047
|
323453
|
158406
|
196,0
|
Прибыль
(убыток) от операционной деятельности, млн. руб.
|
10405
|
30274
|
19869
|
в 3 р.
|
Убыток от
внереализационных доходов и расходов, млн. руб.
|
-14439
|
-38610
|
-24171
|
267,4
|
Валовая
прибыль, млн. руб.
|
161013
|
315117
|
154104
|
195,7
|
Налог на
прибыль, млн. руб.
|
43263
|
81679
|
38416
|
188,8
|
Прочие налоги,
сборы из прибыли, млн. руб.
|
14024
|
13941
|
-83
|
99,4
|
Прочие расходы
и платежи из прибыли, млн. руб.
|
353
|
2198
|
1845
|
в 6 р.
|
Чистая
прибыль, млн. руб.
|
103373
|
217299
|
в 2 р.
|
Как видно из таблицы 2.2 прибыль от реализации увеличилась в
2011 г. на 158406 млн. руб. или на 96%. Это произошло в результате увеличения
объема реализации продукции и увеличения стоимости продукции из-за высокой
инфляции в 2011 г.
Прибыль от операционной деятельности за 2011 г. составила
30274 млн. руб. и увеличилась по сравнению с 2010 г. в 3 раза. Это связано в
основном с увеличением операционных доходов от операций с активами. При этом по
итогам года операционные доходы превысили операционные расходы, что и
обусловило увеличение прибыли от операционной деятельности.
В 2011 г. отмечается увеличение убытка от внереализационной
деятельности на 24171 млн. руб. Это связано в основном с увеличением расходов,
связанных с курсовыми разницами. 2011 г. характеризовался нестабильностью
валютного курса, наличием двойного курса.
Рисунок 2.1 - Динамика различных видов прибыли ОАО «БелАЗ» за
2010-2011 гг.
Валовая прибыль за 2011 г. увеличилась на 154104 млн. руб. по
сравнению с 2010 г. и составила 315117 млн. руб.
На увеличение валовой прибыли положительное влияние оказал
рост прибыли от реализации и прибыли от операционной деятельности. Темп роста
валовой прибыли за 2011 г. составил 195,7%.
Чистая прибыль предприятия увеличилась на 113926 млн. руб.
или в 2 раза.
Это произошло благодаря увеличению налогооблагаемой прибыли и
снижению прочих налогов и сборов из прибыли на 83 млн. руб.
Проведем анализ структуры прибыли ОАО «БелАЗ» в таблице 2.3.
Таблица 2.3 - Анализ структуры прибыли ОАО «БелАЗ», %
Показатели
|
2010 г.
|
2011 г.
|
Отклонение, +/-
|
1. Валовая
прибыль
|
100
|
100
|
0,0
|
1.1. прибыль от
реализации
|
102,5
|
102,6
|
0,1
|
1.2. прибыль от
операционной деятельности
|
6,5
|
9,6
|
3,1
|
1.3. прибыль
(убыток) от внереализационной деятельности
|
-9,0
|
-12,3
|
-3,3
|
2. Налог на
прибыль, млн. руб.
|
26,9
|
25,9
|
-0,9
|
3. Прочие налоги,
сборы из прибыли, млн. руб.
|
8,7
|
4,4
|
-4,3
|
4. Прочие
расходы и платежи из прибыли, млн. руб.
|
0,2
|
0,7
|
0,5
|
5. Чистая прибыль
|
64,2
|
69,0
|
4,8
|
Как видно из таблицы 2.3, в структуре валовой прибыли
наибольший удельный вес в 2011 г. приходится на прибыль от реализации - 102,6%.
Удельный вес прибыли от операционной деятельности в 2011 г.
составил 9,6%, т.е. увеличился на 3,1 п.п. по сравнению с 2010 г.
Удельный вес убытка от внереализационной деятельности
составил 12,3%, т.е. увеличился на 3,3 п.п. по сравнению с 2010 г.
На налог на прибыль в 2011 г. пришлось 25,9% валовой прибыли,
что на 0,9 п.п. меньше, чем в 2010 г. Удельный вес прочих налогов и сборов из
прибыли снизился на 4,3 п.п., а удельный вес прочих расходов и платежей из
прибыли увеличился на 0,5 п.п.
На чистую прибыль в 2011 г. приходилось 69% от суммы валовой
прибыли, что на 4,8 п.п. больше, чем в 2010 г.
Структура использования прибыли за 2010-2011 гг. представлена
на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 - Использование валовой прибыли в 2010-2011 гг.
Как видно из рисунка 2.2 наибольший удельный вес валовой прибыли
пришелся на чистую прибыль, а наименьший - на прочие расходы и платежи из
прибыли.
На рисунке видно, что изменения в структуре использования прибыли
произошли из-за увеличения удельного веса чистой прибыли и снижения удельного
веса прочих налогов, сборов из прибыли.
Основными факторами, повлиявшими на показатели прибыли от
реализации продукции (работ, услуг) за 2011 г., являются величина выручки от
реализации продукции, себестоимость реализованной продукции, управленческие
расходы и расходы на реализацию продукции.
Составим факторную модель для анализа влияния данных факторов на
величину прибыли от реализации продукции.
Пр = ВР - С - УР - РР, (2.2)
где ВР - выручка от реализации продукции (работ,
услуг) без налогов;
С - себестоимость продукции (работ, услуг);
УР - управленческие расходы;
РР - расходы на реализацию продукции (работ,
услуг).
Для анализа воспользуемся методом цепных подстановок.
В таблице 2.4 приведены исходные данные для факторного
анализа прибыли от реализации.
Таблица 2.4 - Исходные данные для факторного анализа прибыли
от реализации
Наименование
показателя
|
2010 г.
|
2011 г.
|
Отклонение, +/-
|
Выручка от
реализации продукции (работ, услуг) за вычетом налогов, млн. руб.
|
1022277
|
2009161
|
986884
|
Себестоимость
реализованной продукции (работ, услуг)
|
760450
|
1538986
|
778536
|
Управленческие
расходы, млн. руб.
|
85048
|
124140
|
39092
|
Расходы на
реализацию, млн. руб.
|
11732
|
22582
|
10850
|
Прибыль от
реализации, млн. руб.
|
165047
|
323453
|
158406
|
Пр0 = ВР0
- С0 - УР0 - РР0 = 1022277 - 760450 - 85048 -
11732 = 165047 (млн. руб.) - прибыль от реализации в 2010 г.;
Прусл1 =ВР1 - С0 - УР0
- РР0 = 2009161 - 760450 - 85048 - 11732 = 1151931 (млн. руб.);
Прусл2 = ВР1 - С1 - УР0
- С0 = 2009161 - 1538986 - 85048 - 11732 = 373395 (млн. руб.);
Прусл3 = ВР1 - С1 - УР1
- С0 = 2009161 - 1538986 - 124140 - 11732 = 334303 (млн.
руб.);
Пр1 = ВР1 - Н1 - УР1 -
С1 = = 2009161 - 1538986 - 124140 - 22582 = 323453 (млн. руб.).
Итого общее изменение прибыли от реализации продукции
составило:
П = Пр1 - Пр0 = 323453 - 165047 = +158406
(млн. руб.)
В том числе за счет изменения:
а) выручки от реализации продукции:
П = Прусл1 - Пр0 = 1151931 - 165047 = 986884
(млн. руб.)
б) себестоимости реализованной продукции:
П = Пусл2 - Пусл1 = 373395 - 1151931 =
-778536 (млн. руб.)
в) управленческих расходов:
П = Пусл3 - Пусл2 = 334303 - 373395 = -39092
(млн. руб.)
г) расходов на реализацию:
П = П1 - Пусл3 = 323453 - 334303 = -10850
(млн. руб.)
Проверку осуществим способом балансовой увязки:
П = 986884 - 778536 - 39092 - 10850 = +158406 (млн. руб.)
Следовательно, можно сделать вывод о том, что в 2011 г. по
сравнению с 2010 г. прибыль от реализации продукции (работ, услуг) увеличилась
на 158406 млн. руб. В том числе за счет увеличения выручки от реализации
продукции она увеличилась на 986884 млн. руб., из-за увеличения себестоимости
реализованной продукции (работ, услуг), она уменьшилась на 778536 млн. руб., за
счет увеличения управленческих расходов она уменьшилась на 39092 млн. руб., а
из-за увеличения расходов на реализацию - уменьшилась на 10850 млн. руб.
Чистая
прибыль является одним из важнейших экономических показателей, характеризующих
конечные результаты деятельности предприятия. Проведем факторный анализ чистой
прибыли ОАО «БелАЗ».
Таблица 2.5 - Определение суммы чистой прибыли ОАО «БелАЗ»
Наименование
показателя
|
2010 г.
|
2011 г.
|
Отклонение, +/-
|
1. Прибыль
отчетного периода до налогообложения
|
161013
|
315117
|
154104
|
2. Налоги из
прибыли
|
57640
|
97818
|
40178
|
в том числе
|
|
|
|
налог на
прибыль, млн. руб.
|
43263
|
81679
|
38416
|
прочие налоги,
сборы из прибыли, млн. руб.
|
14024
|
13941
|
-83
|
прочие расходы
и платежи из прибыли, млн. руб.
|
353
|
2198
|
1845
|
Чистая прибыль
(п. 1 - п. 2)
|
103373
|
217299
|
113926
|
Данные таблицы показывают, что сумма чистой прибыли
увеличилась в 2011 г. на 113926 млн. руб. или в 2 раза. Ее величина зависит от
факторов изменения прибыли до налогообложения и факторов, определяющих удельный
вес чистой прибыли в общей ее сумме, а именно доли налогов, экономических
санкций и т.п.
Составим факторную модель для анализа влияния данных факторов
на величину чистой прибыли.
Пч = Пн - Нп - Нсп - Нпр, (2.2)
где Пн - прибыль до уплаты налогов;
Нп - налог на прибыль;
Нсп - прочие налоги, сборы из прибыли;
Нпр - прочие расходы и платежи из прибыли;
Пч0 = Пн0 - Нп0 - Нсп0
- Нпр0 = 161013 - 43263 - 14024 - 353 = 103373 млн. руб. - чистая
прибыль в 2010 г.;
Пчусл1 =Пн1 - Нп0 - Нсп0
- Нпр0 = 315117 - 43263 - 14024 - 353 = 257477 млн. руб.;
Пчусл2 = Пн1 - Нп1 - Нпр0
= 315117 - 81679 - 14024 - 353 = 219061 млн. руб.;
Пчусл3 = Пн1 - Нп1 - Нсп1
- Нпр0 = 315117 - 81679 - 13941 - 353 = 219144 млн. руб.;
Пч1 = Пн1 - Нп1 - Нсп1
- Нпр1 = 315117 - 81679 - 13941 - 2198 = 217299 млн. руб.;
Итого общее изменение прибыли от реализации продукции
составило:
Пч = Пч1 - Пч0 = 217299 - 103373 = +113926
(млн. руб.)
В том числе за счет изменения:
а) суммы налогооблагаемой прибыли:
Пч = Пчусл1 - Пч0 = 257477 - 103373 = 154104
(млн. руб.)
б) суммы налога на прибыль:
Пч = Пчусл2 - Пчусл1 = 219061 - 257477 =
-38416 (млн. руб.)
в) суммы прочих налогов и сборов из прибыли:
Пч = Пчусл3 - Пчусл2 = 219144 - 219061 = 83
(млн. руб.)
г) суммы прочих расходов и платежей из прибыли:
Пч = Пч1 - Пчусл3 = 217299 - 219144 = -1845
(млн. руб.)
Проверку осуществим способом балансовой увязки:
Пч = 154104 - 38416 + 83 - 1845 = +113926 (млн. руб.)
Таким образом, чистая прибыль в 2011 г. за счет увеличения суммы
налогооблагаемой прибыли увеличилась на 113926 млн. руб., увеличение суммы
налога на прибыль повлияло на снижение чистой прибыли на 38416 млн. руб.,
снижение суммы прочих налогов и сборов из прибыли повлияло на увеличение чистой
прибыли на 83 млн. руб., увеличение суммы прочих расходов и платежей из прибыли
повлияло на снижение чистой прибыли на 1845 млн. руб. Таким образом, на
итоговый показатель чистой прибыли положительное влияние оказало снижение суммы
прочих налогов и сборов из прибыли.
По итогам 2011 г. руководством ОАО «БелАЗ» было решено осуществить
следующее распределение чистой прибыли в размере 58241 млн. руб., остающейся в
распоряжении предприятия:
фонд накопления (46%) - 26913 млн. руб.;
фонд потребления (14%) - 8137 млн. руб.;
резервный фонд (18%) - 10716 млн. руб.;
на расчеты с собственниками (22%) - 12475 млн. руб.
Нераспределенная прибыль составила:
- 58241 = 159059 млн. руб.
От уровня прибыли предприятия напрямую зависят показатели
рентабельности. Проведем анализ рентабельности предприятия.
Рассчитаем рентабельность оборота по формуле:
Роб = Пн.п. × 100 / В, (2.3)
где Роб - рентабельность оборота;
Пн.п. - прибыль до начисления налогов;
В-валовая выручка.
Роб(2010 г.) = 161013 × 100 / 1022277 = 15,8%
Роб(2011 г.) = 315117 × 100 / 2009161 = 15,7%
Таким образом, в 2011 г. отмечается незначительное снижение
рентабельности оборота на 0,1% по сравнению с 2010 г. Это обусловлено
превышением темпа роста валовой выручки над темпом роста прибыли до начисления
налогов.
Рассчитаем рентабельность продукции по формуле:
Ррп = Прп / С × 100, (2.4)
где Ррп - рентабельность продукции;
Прп - прибыль от реализации продукции;
С - полная себестоимость реализованной продукции.
Ррп(2010 г.) = 165047 / 760450 × 100 =
21,7%
Ррп(2011 г.) = 323453 / 1538986
× 100 = 21,0%
В 2011 г. рентабельность продукции снизилась по сравнению с 2010
г. на 0,7% и составила 21,0%. Снижение уровня рентабельности продукции
обусловлено превышением темпа роста себестоимости над темпом роста прибыли от
реализации продукции.
Таким образом, на предприятии необходимо искать резервы
снижения себестоимости продукции, что в свою очередь будет способствовать
повышению рентабельности продукции предприятия.
3. пути Максимизации прибыли ОАО «БелАЗ»
.1
Резервы увеличения прибыли предприятия
Одним из эффективных путей увеличения прибыли ОАО «БелАЗ»
является сокращение до минимума влияние негативных факторов и применение
факторов роста прибыли.
Важнейшими путями роста прибыли ОАО «БелАЗ» являются:
увеличение объема выручки;
рациональная ценовая политика;
эффективная работа с поставщиками материальных ресурсов,
расходных материалов, инструментов;
формирование позитивного имиджа предприятия в глазах
потребителей;
создание инновационной продукции.
Рассмотрим пути роста прибыли ОАО «БелАЗ», связанные с
увеличением объема выручки:
. Изучение спроса потребителей.
Спрос на продукцию ОАО «БелАЗ» выступает как форма проявления
потребности в карьерной автомобильной технике.
Выделяют реализованный, неудовлетворенный, формирующийся
спрос.
Тенденции развития, размеры и структура реализованного спроса
за определенный период времени характеризуются динамикой выручки, то есть
объемом продаж продукции.
Неудовлетворенный спрос - это часть фактически предъявляемого
спроса, которая в определенный момент не была реализована по каким-либо
причинам: из-за высокого уровня цен, отсутствия необходимого оборудования.
Формирующийся спрос на продукцию ОАО «БелАЗ» представляет
собой совокупность новых требований, предъявляемых потребителями.
Величина неудовлетворенного и формирующегося спроса
оценивается путем специальных обследований, опросов потребителей, специалистов
и экспертов.
Рост прибыли предприятия будет зависеть от степени
удовлетворения этих видов спроса.
Деятельность ОАО «БелАЗ» должна быть направлена на
производство высококачественной продукции. От качества продукции ОАО «БелАЗ»
зависит его конкурентоспособность. Качество продукции предприятия определяет
конкурентоспособность продукции. В свою очередь конкурентоспособность
предприятия определяется его доходностью.
Качество продукции во многом зависит от качества
используемого оборудования, расходных материалов, инструментов, квалификации
рабочих, внедрения новейшего оборудования.
2. Расширение и обновление ассортимента продукции ОАО «БелАЗ».
Предприятие обладает достаточными производственными мощностями и может наладить
выпуск новых автомобилей. Так, например, сегодня на предприятие поступают
заявки на изготовление спецмашин на базе шасси БелАЗ для горнодобывающих
комбинатов, крупногабаритного емкостного оборудования.
. Проведение рекламных мероприятий.
Грамотная, хорошо разработанная реклама может повлиять на
рост выручки не только в текущем, но и в долгосрочном периоде. На предприятии
необходимо акцентировать внимание на проведение рекламных кампаний на внешних
рынках, постоянно участвовать в тематических показах, устраивать и принимать
участие в телемостах и телеконференциях, посвященных демонстрации преимуществ
новой карьерной техники ОАО «БелАЗ».
. Проведение маркетинговых исследований.
Эффективность деятельности ОАО «БелАЗ» должна подкрепляться
проведением маркетинговых исследований, путем изучения спроса на продукцию и
изучения ассортимента и качества продукции конкурентов.
5. Полная и ритмичная обеспеченность инструментами и
расходными материалами.
Анализ поступления инструментов и расходных материалов должен
проводиться по общему объему, ассортименту, количеству, качеству, источникам поступления,
отдельным поставщикам. Прежде всего, исходя из планов по оказанию услуг
необходимо определять потребность в товарных ресурсах и сравнивать с
возможностями их закупки.
Несвоевременное поступление расходных материалов или
инструментов отрицательно сказывается на развитии предприятия.
6. Обеспеченность квалифицированными трудовыми ресурсами,
повышение квалификации работников.
Наличие квалифицированных работников имеет большое значение
для ОАО
«БелАЗ», так как этот фактор способствует повышению производительности труда,
изготовлению высококачественной продукции. В условиях конкуренции этому фактору
должно уделяться особое внимание.
Фактором увеличения выручки от реализации услуг является
обеспеченность трудовыми ресурсами, правильность установления режима труда,
эффективность использования рабочего времени, рост производительности труда.
Производительность труда работниками определяется экономическими, техническими,
технологическими, организационными и социальными факторами. Следует отметить,
что на производительность труда влияет ценовой фактор на оказываемые услуги.
Большое влияние на повышение производительности труда работников предприятий
оказывают улучшение условий работы. Так, при усовершенствованной вентиляции
производительность труда повышается на 5-10%, правильном освещении помещений -
на 5-10% и даже за счет окраски стен и других окружающих предметов на рабочих
местах в специально подобранные тона - на 2-4%.
7. Обеспеченность оборудованием и эффективное его
использование.
Большое влияние на развитие выручки от реализации продукции
оказывают состояние, развитие и использование материально-технической базы ОАО «БелАЗ».
На показатели эффективности использования
материально-технической базы большое влияние оказывает повышение цен на
продукцию. Внедрение в практику достижений научно-технического прогресса
повышает эффективность использования материально-технической базы.
. Внедрение инноваций.
Для формирования мощностей на выпуск новых моделей
разрабатываются планы технического перевооружения каждого цеха, внедрены
прогрессивные технологии с использованием обрабатывающих центров, станков с
ЦПУ, других высокоэффективных агрегатов и механизмов.
Сегодня на ОАО «БелАЗ» необходимо осуществлять освоение новых
видов продукции, увеличение объёмов производства, создание новых рабочих мест,
введение новых прогрессивных технологий, механизацию и автоматизацию
производственных процессов.
Согласно бизнес-плану развития ОАО «БелАЗ» в 2012 г. ожидается прирост
выручки от реализации на 10% по отношению к 2011 г.
Рассчитаем резерв увеличения прибыли за счет увеличения
объема выручки от реализации продукции по формуле:
Р↑ПVPV = ПР× ТпрVРП, (3.1)
где ТпрVРП - темп прироста объема реализованной продукции.
Р↑ПVPV = 323453 × 0,10 = 32345 млн. руб.
Таким образом, увеличив объем реализации продукции на 10%,
ОАО «БелАЗ» увеличит свою прибыль на 32345 млн. руб.
Резерв роста прибыли от снижения себестоимости будет расчитан
ниже.
На преприятии необходимо уделять внимание снижению стоимости
продукции, чтобы продукция ОАО «БелАЗ» выгодно отличалась от продукции
конкурентов по ценовому фактору. Основным направлением снижения цены является
снижение себестоимости производимой продукции. И основной мерой по снижению
себестоимости является снижение затрат на сырье и материалы. Этого можно
достичь если покупать сырье и материалы, а также профессиональный инструмент
напрямую у производителей, минуя посредников.
На сегодняшний день предприятие закупает 40% сырья и
материалов в основном у посредников. Зачастую стоимость сырья и материалов довольно
высока, что соответственно сказывается на себестоимости продукции (работ,
услуг).
На предприятии необходимо провести работу по поиску прямых
поставщиков продукции от производителя, которые осуществляют торговлю с 0%
наценкой.
Рассмотрим, как может измениться себестоимость при закупке
сырья и материалов у прямых поставщиков с нулевой торговой наценкой.
Так, если в 2011 г. стоимость закупаемого сырья и материалов
у посредников составляла 285568 млн. руб. (713921 * 40%), то, учитывая, что
посредники поставляли сырье и материалы с торговой надбавкой в среднем 20%,
экономия может составить 57114 млн. руб. (285568 * 20%).
Таблица 3.1 - Расчет снижения материальных затрат с учетом
покупки сырья и материалов напрямую у производителей
Показатель
|
2011 г.
|
Экономия
|
2012 г.
(прогноз)
|
Материальные
затраты - всего
|
784324
|
-
|
727210
|
сырье и
материалы
|
713921
|
-57114
|
656807
|
ТЭР
|
5832
|
-
|
5832
|
Прочие
материальные затраты
|
64571
|
-
|
64571
|
Таким образом, исключив посредников при закупке сырья и
материалов можно достичь снижения суммы материальных затрат на 57114 млн. руб.
В целом снижение материальных затрат составит 7,3% (57114 / 784324 × 100).
При этом снижение себестоимости произведенной продукции в
целом составит:
(1538986-57114) / 1538986 ×
100 - 100 =
3,7%
Рассчитаем резерв увеличения суммы прибыли за счет снижения
себестоимости:
Р↑ПС = 323453 × 0,037 = 11968 млн. руб.
Таким образом, резерв роста прибыли за счет снижения
себестоимости составит 11968 млн. руб.
Обобщим резервы роста прибыли ОАО «БелАЗ» в таблице 3.2.
Таблица 3.2 - Резервы роста прибыли ОАО «БелАЗ»
Источник
резервов
|
Резервы
увеличения прибыли, млн. руб.
|
Увеличение
объема сбыта
|
32345
|
Снижение
себестоимости продукции
|
11968
|
Итого:
|
44313
|
Таким образом, в результате выявленных резервов, ОАО «БелАЗ»
получит дополнительную прибыль в размере 44313 млн. руб.
.2
Мероприятия по совершенствованию прибыли на предприятии
Предложим ряд мероприятий способствующих увеличению прибыли
предприятия.
. Расширение товаропроводящей сети ОАО «БелАЗ».
Для расширения товаропроводящей сети ОАО «БелАЗ» в странах
СНГ заводу необходимо принять меры по оживлению работы технических центров ОАО
«БелАЗ», созданных в предыдущие годы. В адрес этих центров постоянно
направляются официальные письма с приглашением к сотрудничеству и возобновлению
договорных отношений на новых коммерческих условиях договоры.
С целью установления прямых контактов с главами администраций
крупных промышленных и сельскохозяйственных областей и развития сотрудничества
со смежниками, выявления возможностей финансирования закупок продукции ОАО
«БелАЗ» и привлечения новых партнеров к сотрудничеству необходимо
организовывать командировки ответственных представителей ОАО «БелАЗ» в Россию,
Украину, Молдавию, Туркменистан, Узбекистан.
Необходимо устанавливать контакты и проводить консультации с
торгово-экономическими советниками Республики Беларусь в странах СНГ с целью
оказания ими помощи в поиске партнёров по сбытовой сети и обеспечения интересов
ОАО «БелАЗ».
Подготавливать и направлять в различные органы власти и
управления Республики Беларусь предложения по созданию благоприятных условий
для внешнеэкономической деятельности предприятия, непосредственно касающиеся
организации функционирования сбытовой сети.
Проблемы организации сбытовой сети связаны с рядом
объективных причин:
1) Недостаток свободных финансовых средств у ОАО «БелАЗ»,
которые целевым образом могут быть привлечены к инвестициям в товаропроводящую
сеть для организации новых звеньев сбытовой сети, привлечения новых партнеров
путём предложения им льготных условий, могущих заинтересовать их в работе с
продукцией ОАО «БелАЗ» на долгосрочной основе (товарный кредит, т.е. рассрочка
платежа, совместные формы хозяйствования и т.п.).
2) Отсутствие, как правило, у покупателей и потребителей
финансовых средств для приобретения продукции ОАО «БелАЗ» по предоплате.
) Сложности, возникающие при получении приемлемых
гарантий платежа от потенциальных покупателей как в РБ, так и в странах СНГ.
) Несовершенство законодательства, ограничивающего
формы расчетов и условий платежа с потребителем.
. Совершенствование торговой политики со странами СНГ
Рынок стран СНГ является традиционным для продукции ОАО
«БелАЗ». Для ОАО «БелАЗ» на этом рынке является характерным:
- высокий процент бартерных операций (около 75%
экспортных поставок);
- значительное отрицательное сальдо в
торговле с Украиной;
- незначительные объемы поставок в страны
СНГ, кроме России и Украины;
- незначительный платежеспособный спрос и
весьма значительный перевес «серого рынка» по отношению к прямым поставкам
завода;
- непредсказуемость поведения российского
рубля, подверженного скачкообразному обвалу, при слабом влиянии курса на
ценообразование на внутреннем рынке;
- закрытость подавляющего большинства
местных валют остальных стран СНГ;
- большой интерес местных производителей-поставщиков
ОАО «БелАЗ» к СКВ и российским рублям;
- взимание налога на добавленную стоимость.
. Совершенствование организации работы на рынках дальнего
зарубежья
Расширение рынков сбыта в странах дальнего зарубежья
осуществляется путем активного реформирования структуры сбытовой сети в этих
странах. Если ранее основная часть компаний, реализующих продукцию ОАО «БелАЗ»
за рубежом, принадлежала АТЕКС (Австралия, Аргентина, Англия, Греция, Канада,
США, Франция), то сейчас ОАО «БелАЗ» пытается уйти от подобной схемы реализации
продукции. Основная причина - несоблюдение этими компаниями дисциплины платежей
за поставленную продукцию.
В настоящий момент в большинстве стран продажи осуществляются
через компании, принадлежащие ОАО «БелАЗ», или через зарубежных партнеров.
В перспективе планируется развитие практики укрепления
собственных и смешанных обществ и, в зависимости от финансовой ситуации на
предприятии, увеличение их количества с приданием обществам функций и признаков
торговых домов с диверсификацией их деятельности и повышением прибыльности.
4. Использование лизинга и кредитования для продажи продукции
предприятия.
Потенциал для наращивания объемов реализации продукции ОАО
«БелАЗ» в РФ на сегодняшний день огромен. Проблема в том, что платежеспособный
спрос на технику по-прежнему очень низок. Одним из основных путей решения этой
проблемы на сегодняшний день является лизинг (финансовая аренда).
Лизинг поможет предприятиям распределить и снизить финансовую
нагрузку, значительно уменьшить налоги на имущество и прибыль (вся сумма
лизинговых платежей относится на себестоимость производимой продукции), а
применение механизма ускоренной амортизации позволит быстрей обновлять
производственные активы. С помощью этого эффективного финансового инструмента
удастся разорвать замкнутый круг, когда потребители готовы приобретать технику
ОАО «БелАЗ» при условии, что производитель отдаст ее в кредит, а тот со своей
стороны готов выдать необходимое ее количество с условием предоплаты поставок
покупателем. И покупатели, и ОАО «БелАЗ» остро нуждаются в значительных
оборотных средствах для организации производства техники и ее эксплуатации.
Условия финансовой аренды способны объединить интересы производителя и
потребителя.
Хорошо известны преимущества лизинга перед обычным кредитованием.
Так, при финансовой аренде не требуется дополнительного обеспечения в виде
100%-ной гарантии возврата кредита и процентов по нему. В качестве залога
(обеспечения) выступает сам предмет лизинга. Задолженность по лизинговому
договору учитывается на забалансовых счетах и не ухудшает показатели
ликвидности в части соотношения собственных и заемных средств.
Лизинг позволяет соблюсти «золотое правило финансирования»,
согласно которому период внешнего финансирования должен соответствовать сроку
использования актива, тогда как срок банковского кредита значительно меньше
срока эксплуатации техники. Для реализации инвестиционного проекта через
финансовую аренду достаточно иметь 10…30% собственных средств. Процесс
заключения сделки значительно проще и быстрее банковского кредитования, при
этом лизингополучатель освобождается от таких трудоемких процедур, как учет
имущества, начисление амортизации, выплата соответствующих налогов, управление
долгом перед кредитной организацией. Крупные лизинговые компании предоставляют
клиентам целый комплекс дополнительных услуг, включая маркетинговое
исследование рынка, подбор необходимого оборудования, консалтинг в разных
областях, в том числе в области налогового планирования, обеспечение
обслуживания техники и своевременного ремонта, выплата страховых обязательств.
С учетом всех налоговых, инвестиционных, организационных и
инновационных преимуществ механизм финансовой аренды сегодня окончательно
доказал свою большую эффективность по сравнению с банковским кредитованием.
Предложенные мероприятия направлены на повышение прибыли ОАО
«БелАЗ».
Заключение
Подводя итог исследованию можно сделать следующие выводы.
Прибыль в общем виде представляет собой превышение доходов от
реализации продукции (товаров, услуг) над расходами на производство и
реализацию этой продукции (товаров, услуг). Это один из наиболее важных
показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности коммерческой
организации.
ОАО «БелАЗ» осуществляет разработку, производство и сбыт
карьерных самосвалов большой и особо большой грузоподъемности, предназначенных
для перевозки горной породы, сыпучих грузов на открытых разработках
месторождений полезных ископаемых, строительстве крупных промышленных
гидротехнических сооружений, специальных и специализированных транспортных
средств, автомобильных прицепов и полуприцепов, аэродромных тягачей,
погрузчиков, бульдозеров, передвижных емкостей для жидких и газообразных
продуктов, фирменное обслуживание автомобильной техники, производство ТНП, а
также другую деятельность.
Проведенный анализ технико-экономических показателей
деятельности предприятия показал, что ОАО «БелАЗ» ведет эффективную
хозяйственную деятельность, является прибыльным и ликвидным.
Прибыль от реализации увеличилась в 2011 г. на 158406 млн.
руб. или на 96%. Это произошло в результате увеличения объема реализации
продукции и увеличения стоимости продукции из-за высокой инфляции в 2011 г.
Прибыль от операционной деятельности за 2011 г. составила
30274 млн. руб. и увеличилась по сравнению с 2010 г. в 3 раза. Это связано в
основном с увеличением операционных доходов от операций с активами. При этом по
итогам года операционные доходы превысили операционные расходы, что и
обусловило увеличение прибыли от операционной деятельности.
В 2011 г. отмечается увеличение убытка от внереализационной
деятельности на 24171 млн. руб. Это связано в основном с увеличением расходов,
связанных с курсовыми разницами. 2011 г. характеризовался нестабильностью
валютного курса, наличием двойного курса.
Валовая прибыль за 2011 г. увеличилась на 154104 млн. руб. по
сравнению с 2010 г. и составила 315117 млн. руб.
На увеличение валовой прибыли положительное влияние оказал
рост прибыли от реализации и прибыли от операционной деятельности. Темп роста
валовой прибыли за 2011 г. составил 195,7%.
Чистая прибыль предприятия увеличилась на 113926 млн. руб.
или в 2 раза. Это произошло благодаря увеличению налогооблагаемой прибыли и
снижению прочих налогов и сборов из прибыли на 83 млн. руб.
Наибольший удельный вес валовой прибыли пришелся на чистую
прибыль, а наименьший - на прочие расходы и платежи из прибыли.
По итогам 2011 г. руководством ОАО «БелАЗ» было решено
направить 26913 млн. руб. чистой прибыли в фонд накопления, 8137 млн. руб. - в
фонд потребления, 10716 млн. руб. - в резервный фонд и 12475 млн. руб. на
расчеты с собственниками.
Нераспределенная прибыль составила 159059 млн. руб.
В 2011 г. отмечается незначительное снижение рентабельности
оборота на 0,1% по сравнению с 2010 г. Это обусловлено превышением темпа роста
валовой выручки над темпом роста прибыли до начисления налогов.
Рентабельность продукции снизилась по сравнению с 2010 г. на
0,7% и составила 21,0%. Снижение уровня рентабельности продукции обусловлено
превышением темпа роста себестоимости над темпом роста прибыли от реализации
продукции.
Основными направлениями роста прибыли ОАО «БелАЗ» являются:
увеличение объема выручки;
рациональная ценовая политика;
эффективная работа с поставщиками материальных ресурсов,
расходных материалов, инструментов;
формирование позитивного имиджа предприятия в глазах
потребителей;
создание инновационной продукции.
В работе выявлены резервы увеличения прибыли предприятия. За
счет увеличения объема сбыта можно увеличить прибыль предприятия на 32345 млн.
руб., а за счет снижения себестоимости продукции (путем приобретения сырья и
материалов напрямую у производителей, минуя посредников) - на 11968 млн. руб. В
целом резерв увеличения прибыли составляет 44313 млн. руб.
Список использованной литературы
1. О
бухгалтерском учете и отчетности: Закон Республики Беларусь, 18 окт. 1994 г.
№3321-ХII (ред. от 26 дек. 2007 №302-З) // КонсультантПлюс: версия Проф.
Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой
информации. - Минск, 2012.
2. Налоговый
кодекс Республики Беларусь // КонсультантПлюс: версия Проф. Технология 3000
[Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информации. - Минск,
2012.
. Инструкция
по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов
предпринимательской деятельности, утвержденной Постановлением Мифина,
Минэкономики и Минстата Республики Беларусь от 14.05.2004 г. №81/128/65 //
КонсультантПлюс: версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО
«ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информации. - Минск, 2012.
4. Анализ
хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая 3-е изд.,
перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 425 с.
5. Анализ
хозяйственной деятельности в промышленности / В.И. Стражев. - Мн.: Выш.шк.,
2009. - 480 с.
6. Артеменко,
В.Г., Беллендир, М.В. Финансовый анализ: учебное пособие / В.Г. Артеменко, М.В.
Беллендир. - М.: Издательство «ДИС», НГАЭиУ, 2008. - 128 с.
7. Бухгалтерский
учет / Н.И. Ладутько. - 4-е изд., перераб. и доп. - Мн.: ООО «ФУ Аинформ»,
2009. - 742 с.
. Богатко,
А.Н. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта / А.Н. Богатко. -
М.: Финансы и статистика, 2007. - 208 с.
9. Богатин,
Ю.В., Шванда, В.А. Производство прибыли: учебное пособие для ВУЗов / Ю.В.
Богатин, В.А. Шванда. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 256 с.
10. Грузинов,
В.П., Грибов, В.Д. Экономика предприятия: Учеб. пособие / В.П. Грузинов, В.Д.
Грибов. - М.: Изд-во МИК, 2008. - 201 с.
11. Ермолович,
Л. Анализ формирования прибыли отчетного года / Л. Ермолович // Главный
бухгалтер. Промышленность. 2009. - №2. - С. 76-80.
. Ковалев,
А.Н., Привалов, В.П. Анализ финансового состояния предприятия / А.Н. Ковалев,
В.П. Привалов. - 3-е изд., перераб. и доп. -
М.:
Центр экономики и маркетинга, 2009. - 216 с.
. Ковалев,
В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций, анализ отчетности
/ В.В. Ковалев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2010. -
512 с.
14. Косолапова,
М.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник /
М.В. Косолапова, В.А. Свободин. - М.: Дашков и К°, 2011. - 246 с.
. Лукасевич,
Н.Я. Анализ финансовых операций. Методы, модели, техника вычислений / Н.Я.
Лукасевич. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008. - 400 с.
. Налоги
и налогооблажение: учебник / Н.Е. Заяц, Т.Е. Бондарь, Т.И. Василевская. - Мн.:
Выш. шк., 2009. - 303 с.
. Панков,
Д.А. Бухгалтерский учет и анализ в зарубежных странах: учебное пособие / Д.А.
Панков. - Мн.: ИП «Экоперспектива», 2008. -
238 с.
19. Савицкая,
Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. -
3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 425 с.
20. Савицкая,
Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / Г.В.
Савицкая. - Мн.: Новое знание, 2008. - 704 с.
21. Сергеев,
И.В. Экономика предприятия: учебное пособие / И.В. Сергеев. - М.: Финансы и
статистика, 2008. - 304 с.
22. Скамай,
Л. Прибыль и методы её анализа / Л. Скамай // Риск. 2008. - №4. - С. 72-80.
23. Соловьева,
Н.А. Анализ результатов хозяйственной деятельности организации и ее финансового
состояния / Н.А. Соловьева. - Красноярск: КГТЭИ. Кафедра экономического анализа
и статистики, 2008. - 288 с.
24. Соловьева,
Н.А., Коркина, Н.И. Анализ результатов хозяйственно-финансовой деятельности
организации и ее финансового состояния: Учебное пособие / Н.А. Соловьева, Н.И.
Коркина. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Красноярск: РИО КГПУ, 2008. - 112 с.
. Экономика
предприятия: учебное пособие / В.П. Волков, А.И. Ильин, В.И. Станкевич. - Мн.:
ООО «Новое знание», 2008. - 677 с.
. Налоговая
система Республики Беларусь в 2011 году [Электронный ресурс] // Официальный
сайт Министерства финансов Республики Беларусь. - Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/ rmenu/taxation/nalogsistem/ nalogsist2011. - Дата доступа:
12.08.2012.