Патентная система налогообложения
Курсовая работа по теме:
"Патентная система налогообложения"
Содержание
1. Общие положения патентной системы налогообложения в РФ
1.1 Сущность и особенности ПСН
1.2 Налогоплательщики ПСН
1.3 Правила начисления налога
1.4 Исчисление и уплата налогоплательщиком ПСН иных налогов
1.5 Основания утраты права на применение ПСН
2. Особенности применения патентной системы налогообложения
2.1 Порядок уплаты налога
2.2 Налоговый учет
2.3 Изменения в ЕНВД
2.4 Изменения в УСН
2.5 Изменения в ЕСХН
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения эффективности налоговой системы Российской Федерации, направленной на дальнейшее развитие малого и среднего предпринимательства, являющейся одной из важнейших проблем социально-экономических реформ в стране. Субъекты малого и среднего предпринимательства в настоящее время являются основным налогоплательщиком, от экономического положения которого в значительной степени зависят доходы бюджета, инвестиционная активность населения, эффективность социальной политики. В связи с этим актуализация проблемы формирования эффективных взаимоотношений государства с субъектами предпринимательской деятельности, важнейшим инструментом среди которых выступают налоговая система, экономически обоснованные налоги в сочетании с другими формами и методами государственного регулирования служат наиболее эффективным инструментом содействия развитию малого предпринимательства.
Целью данного исследования является изучение патентной системы налогообложения.
В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
) рассмотреть особенности применения патентной системы налогообложения;
) изучение понятия, порядка перехода, объектов налогообложения патентной системы;
) изучение организации и ведения налогового учета при применении ПСН.
В качестве объекта исследования выступила патентная система налогообложения, его предмета - особенности и порядок применения патентной системы налогообложения среди индивидуальных предпринимателей.
1. Общие положения патентной системы налогообложения в РФ
1.1 Сущность и особенности ПСН
2 мая 2012 года Правительством РФ были одобрены Основные направления налоговой политики РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.
Данным документом подведены итоги реализации Основных направлений налоговой политики на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг., а также установлены приоритеты Правительства в области налоговой политики на 2013 - 2015 гг., среди которых - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Сохраняется преемственность основным целям налоговой политики, которыми остаются поддержка инвестиций, а также стимулирование инновационной деятельности.
В 2013 - 2015 гг. предлагается совершенствование налоговой системы путем проведения налогового маневра, заключающегося в снижении налоговой нагрузки на труд и капитал, повышении налоговой нагрузки на потребление, включая дорогую недвижимость, рентные доходы, возникающие при добыче природных ресурсов, а также в переходе к новой системе налогообложения недвижимого имущества.
Одним из направлений совершенствования налоговой системы является введение патентной системы налогообложения.
Патентная система налогообложения (далее - ПСН) как самостоятельный налоговый режим вводится в действие с 1 января 2013 года Законом N 94-ФЗ в НК РФ. При этом перейти на ПСН возможно уже начиная с налогового периода 2013 года.
патентная система налогообложение учет
Соответственно законы субъектов РФ о введении с 1 января 2013 года на территории соответствующего субъекта РФ ПСН должны быть опубликованы не позднее 1 декабря 2012 года.
Налогоплательщики, планирующие применять ПСН с 2013 года, должны подать заявления о получении патента не позднее 20 декабря 2012 года.
В настоящее время при применении упрощенной системы налогообложения возможно применения индивидуальными предпринимателями специального налогового режима на основе патента.
При этом необходимом понимать, что УСН на основе патента не является новым видом налога, так как система налогообложения на основе патента - разновидность УСН.
Законом N 94-ФЗ в часть вторую НК РФ вводится целая глава 26.5, определяющая круг налогоплательщиков, а также все элементы налогообложения нового специального налогового режима.
Патентная система налогообложения применяется индивидуальными предпринимателями, переход на нее является добровольным и она может совмещаться с иными режимами налогообложения. То есть, если индивидуальный предприниматель по одним видам предпринимательской деятельности применяет общий режим налогообложения или упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, то он вправе по другим видам предпринимательской деятельности, переведенным законом субъекта Российской Федерации на патентную систему налогообложения, применять патентную систему налогообложения.
По сравнению с действующей упрощенной системой налогообложения на основе патента средняя численность наемных работников (в т. ч. по договорам гражданско-правового характера), которых при применении патентной системы налогообложения вправе привлекать индивидуальный предприниматель за налоговый период, увеличилась с 5 до 15 человек. Указанное ограничение применяется по всем видам предпринимательской деятельности, осуществляемым индивидуальным предпринимателем.
1.2 Налогоплательщики ПСН
Статьей 346.44 Налогового Кодекса РФ установлено, что право применять УСН на основе патента имеют только индивидуальные предприниматели, имеющие численность работников не более 15 человек и осуществляющие определенные виды деятельности.
Пункт 2 статьи 346.43 НК РФ устанавливает виды деятельности, в отношении которых возможно получение патента.
Понять, как именно изменился состав видов деятельности, на осуществление которых предусмотрено получение патента, возможно только путем непосредственного сравнения перечня, действующего в настоящее время, и будущего перечня.
Таблица 1. Сравнительная таблица применения УСН на основе патента и патентной системы налогообложения
Виды деятельности, по которым возможно применение УСН на основе патентаВиды деятельности, по которым возможно применение ПСН1) ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий из текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий 1) ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий из текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий 2) ремонт, окраска и пошив обуви 2) ремонт, чистка, окраска и пошив обуви 3) изготовление валяной обуви 3) парикмахерские и косметические услуги 4) изготовление текстильной галантереи 4) химическая чистка, крашение и услуги прачечных 5) изготовление и ремонт металлической галантереи, ключей, номерных знаков, указателей улиц 5) изготовление и ремонт металлической галантереи, ключей, номерных знаков, указателей улиц; 6) изготовление траурных венков, искусственных цветов, гирлянд 6) ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, часов, ремонт и изготовление металлоизделий 7) изготовление оград, памятников, венков из металла 7) ремонт мебели 8) изготовление и ремонт мебели 8) услуги фотоателье, фото - и кинолабораторий 9) производство и реставрация ковров и ковровых изделий 9) техническое обслуживание и ремонт автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования 10) ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, ремонт и изготовление металлоизделий 10) оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом 11) производство инвентаря для спортивного рыболовства 11) оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом 12) чеканка и гравировка ювелирных изделий 12) ремонт жилья и других построек 13) производство и ремонт игр и игрушек, за исключением компьютерных игр 13) услуги по производству монтажных, электромонтажных, санитарно-технических и сварочных работ 14) изготовление изделий народных художественных промыслов 14) услуги по остеклению балконов и лоджий, нарезке стекла и зеркал, художественной обработке стекла 15) изготовление и ремонт ювелирных изделий, бижутерии 15) услуги по обучению населения на курсах и по репетиторству 16) производство щипаной шерсти, сырых шкур и кож крупного рогатого скота, животных семейства лошадиных, овец, коз и свиней 16) услуги по присмотру и уходу за детьми и больными 17) выделка и крашение шкур животных 17) услуги по приему стеклопосуды и вторичного сырья, за исключением металлолома 18) выделка и крашение меха 18) ветеринарные услуги 19) переработка давальческой мытой шерсти на трикотажную пряжу 19) сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности 20) расчес шерсти 20) изготовление изделий народных художественных промыслов 21) стрижка домашних животных 21) прочие услуги производственного характера (услуги по переработке сельскохозяйственных продуктов и даров леса, в том числе по помолу зерна, обдирке круп, переработке маслосемян, изготовлению и копчению колбас, переработке картофеля, переработке давальческой мытой шерсти на трикотажную пряжу, выделке шкур животных, расчесу шерсти, стрижке домашних животных, ремонту и изготовлению бондарной посуды и гончарных изделий, защите садов, огородов и зеленых насаждений от вредителей и болезней; изготовление валяной обуви; изготовление сельскохозяйственного инвентаря из материала заказчика; граверные работы по металлу, стеклу, фарфору, дереву, керамике; изготовление и ремонт деревянных лодок; ремонт игрушек; ремонт туристского снаряжения и инвентаря; услуги по вспашке огородов и распиловке дров; услуги по ремонту и изготовлению очковой оптики; изготовление и печатание визитных карточек и пригласительных билетов на семейные торжества; переплетные, брошюровочные, окантовочные, картонажные работы; зарядка газовых баллончиков для сифонов, замена элементов питания в электронных часах и других приборах) 22) защита садов, огородов и зеленых насаждений от вредителей и болезней 22) производство и реставрация ковров и ковровых изделий 23) изготовление сельскохозяйственного инвентаря из материала заказчика 23) ремонт ювелирных изделий, бижутерии 24) ремонт и изготовление бондарной посуды и гончарных изделий 24) чеканка и гравировка ювелирных изделий 25) изготовление и ремонт деревянных лодок 25) монофоническая и стереофоническая запись речи, пения, инструментального исполнения заказчика на магнитную ленту, компакт-диск, перезапись музыкальных и литературных произведений на магнитную ленту, компакт-диск 26) ремонт туристского снаряжения и инвентаря 26) услуги по уборке жилых помещений и ведению домашнего хозяйства 27) распиловка древесины 27) услуги по оформлению интерьера жилого помещения и услуги художественного оформления 28) граверные работы по металлу, стеклу, фарфору, дереву, керамике 28) проведение занятий по физической культуре и спорту 29) изготовление и печатание визитных карточек и пригласительных билетов 29) услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах 30) копировально-множительные, переплетные, брошюровочные, окантовочные, картонажные работы 30) услуги платных туалетов 31) чистка обуви 31) услуги поваров по изготовлению блюд на дому 32) деятельность в области фотографии 32) оказание услуг по перевозке пассажиров водным транспортом 33) производство, монтаж, прокат и показ фильмов 33) оказание услуг по перевозке грузов водным транспортом 34) техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств 34) услуги, связанные со сбытом сельскохозяйственной продукции (хранение, сортировка, сушка, мойка, расфасовка, упаковка и транспортировка) 35) предоставление прочих видов услуг по техническому обслуживанию автотранспортных средств (мойка, полирование, нанесение защитных и декоративных покрытий на кузов, чистка салона, буксировка) 35) услуги, связанные с обслуживанием сельскохозяйственного производства (механизированные, агрохимические, мелиоративные, транспортные работы) 36) оказание услуг тамады, актера на торжествах, музыкальное сопровождение обрядов 36) услуги по зеленому хозяйству и декоративному цветоводству 37) предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты 37) ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты 38) автотранспортные услуги 38) занятие медицинской деятельностью или фармацевтической деятельностью лицом, имеющим лицензию на указанные виды деятельности 39) предоставление секретарских, редакторских услуг и услуг по переводу 39) осуществление частной детективной деятельности лицом, имеющим лицензию 40) техническое обслуживание и ремонт офисных машин и вычислительной техники 40) услуги по прокату 41) монофоническая и стереофоническая запись речи, пения, инструментального исполнения заказчика на магнитную ленту, компакт-диск. Перезапись музыкальных и литературных произведений на магнитную ленту, компакт-диск 41) экскурсионные услуги 42) услуги по присмотру и уходу за детьми и больными 42) обрядовые услуги 43) услуги по уборке жилых помещений 43) ритуальные услуги 44) услуги по ведению домашнего хозяйства 44) услуги уличных патрулей, охранников, сторожей и вахтеров 45) ремонт и строительство жилья и других построек 45) розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. метров по каждому объекту организации торговли 46) производство монтажных, электромонтажных, санитарно - технических и сварочных работ 46) розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети 47) услуги по оформлению интерьера жилого помещения и услуги художественного оформления 47) услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 кв. метров по каждому объекту организации общественного питания 48) услуги по приему стеклопосуды и вторичного сырья, за исключением металлолома 49) нарезка стекла и зеркал, художественная обработка стекла 50) услуги по остеклению балконов и лоджий 51) услуги бань, саун, соляриев, массажных кабинетов 52) услуги по обучению, в том числе в платных кружках, студиях, на курсах, и услуги по репетиторству 53) тренерские услуги 54) услуги по зеленому хозяйству и декоративному цветоводству 55) производство хлеба и кондитерских изделий 56) передача во временное владение и (или) в пользование гаражей, собственных жилых помещений, а также жилых помещений, возведенных на дачных земельных участках 57) услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах 58) ветеринарные услуги 59) услуги платных туалетов 60) ритуальные услуги 61) услуги уличных патрулей, охранников, сторожей и вахтеров 62) услуги общественного питания 63) услуги по переработке сельскохозяйственной продукции, в том числе по производству мясных, рыбных и молочных продуктов, хлебобулочных изделий, овощных и плодово-ягодных продуктов, изделий и полуфабрикатов из льна, хлопка, конопли и лесоматериалов (за исключением пиломатериалов) 64) услуги, связанные со сбытом сельскохозяйственной продукции (хранение, сортировка, сушка, мойка, расфасовка, упаковка и транспортировка) 65) оказание услуг, связанных с обслуживанием сельскохозяйственного производства (механизированные, агрохимические, мелиоративные, транспортные работы) 66) выпас скота 67) ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты 68) занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, имеющим лицензию на указанные виды деятельности 69) осуществление частной детективной деятельности лицом, имеющим лицензию
Как видно из приведенной таблицы число видов деятельности, по которым возможно применение ПСН сократилось 22 и состоит в настоящее время из 47 видов.
Это сокращение связано с тем, что субъекты РФ будут наделены правом устанавливать дополнительный перечень видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам, в отношении которых возможно получение патента.
Документом, удостоверяющим право на применение патентной системы налогообложения, является патент на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности, в отношении которого законом субъекта Российской Федерации введена патентная система налогообложения. Патент выдается налоговым органом индивидуальному предпринимателю по месту его постановки и действует на территории того субъекта Российской Федерации, который указан в патенте. При этом индивидуальный предприниматель, получивший патент в одном субъекте Российской Федерации, вправе получить патент в другом субъекте Российской Федерации.
Заявление на получение патента подается индивидуальным предпринимателем в налоговый орган по месту жительства не позднее чем за 10 дней до начала применения патентной системы налогообложения. В случае, если индивидуальный предприниматель планирует осуществлять предпринимательскую деятельность на основе патента в субъекте Российской Федерации, в котором не состоит на учете в налоговом органе по месту жительства или в качестве налогоплательщика, применяющего патентную систему налогообложения, указанное заявление подается в любой территориальный налоговый орган этого субъекта Российской Федерации по выбору индивидуального предпринимателя.
Налоговый орган обязан в течение пяти дней со дня получения заявления на получение патента выдать индивидуальному предпринимателю патент или уведомить его об отказе в выдаче патента.
Основания для отказа налоговым органом в выдаче индивидуальному предпринимателю патента прямо и исчерпывающим образом сформулированы в пункте 4 статьи 346.45 НК РФ:
) несоответствие в заявлении на получение патента вида предпринимательской деятельности перечню видов предпринимательской деятельности, в отношении которых на территории субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 346.43 НК РФ введена патентная система налогообложения;
) указание срока действия патента, не соответствующего главе 26.5 НК РФ;
) нарушение условия перехода на патентную систему налогообложения, установленного главой 26.5 НК РФ;
) наличие недоимки по налогу, уплачиваемому в связи с применением ПСН.
Запрещено применять патентную систему налогообложения в отношении видов предпринимательской деятельности, указанных в пункте 2 статьи 346 НК РФ, в случае их осуществления в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом.
Законопроектами предусматривается поэтапная отмена единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Так Федеральный закон от 29.06.2012 N 97-ФЗ, пункт 8 статьи 5 которого устанавливает, что положения главы 26.3 НК РФ не применяются с 1 января 2018 года. Очевидно, к тому времени глава 26.5 НК РФ претерпит изменения за счет расширения видов деятельности, в отношении которых возможно получение патента. Фактически на смену ЕНВД придет ПСН.
С 1 января 2013 года устанавливается правило, согласно которому вне зависимости от числа осуществляемых видов деятельности и применяемых наряду с ПСН режимов налогообложения средняя численность наемных работников индивидуального предпринимателя - налогоплательщика ПСН, не должна превышать за налоговый период 15 человек по всем видам предпринимательской деятельности, осуществляемым индивидуальным предпринимателем.
1.3 Правила начисления налога
Налоговой базой для исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения является потенциально возможный к получению индивидуальным предпринимателем годовой доход, размеры которого устанавливаются законами субъектов Российской Федерации по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения. Минимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода не может быть меньше 100 тыс. рублей, а его максимальный размер не может превышать 1 млн. рублей. Указанные минимальный и максимальный размеры дохода подлежат индексации на коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, установленный на соответствующий календарный год. При этом согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона № 94-ФЗ коэффициент-дефлятор на 2013 год в целях главы 26 НК РФ установлен в размере, равном 1.
Субъектам Российской Федерации предоставлено право увеличивать максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода: н
не более чем в три раза - по таким видам предпринимательской деятельности как: техническое обслуживание и ремонт автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования; оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов и пассажиров автомобильным и водным транспортом; занятие медицинской деятельностью или фармацевтической деятельностью лицом, имеющим лицензию на указанные виды деятельности; обрядовые и ритуальные услуги (подпункты 9, 10, 11, 32, 33, 38, 42, 43 пункта 2 статьи 346 НК РФ);
не более чем в пять раз - по всем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, осуществляемым на территории города с численностью населения более одного миллиона человек;
не более чем в десять раз - по таким видам предпринимательской деятельности: как сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности; розничная торговля и услуги общественного питания (подпункты 19, 45 - 47 пункта 2 статьи 346 НК РФ).
При установлении размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода субъекты Российской Федерации вправе дифференцировать виды предпринимательской деятельности, указанные в пункте 2 статьи 346 НК РФ, если такая дифференциация предусмотрена ОКУН или ОКВЭД. Например, подпункт 12 пункта 2 статьи 346 НК РФ предусматривает такой вид предпринимательской деятельности как "ремонт жилья и других построек" (код ОКУН 016100), который включает такие виды работ как ремонт кровель (код 16106), ремонт садовых домиков (016109), ремонт индивидуальных гаражей (код 016112) и другие. В отношении них могут быть установлены разные размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода.
Субъекты Российской Федерации также вправе устанавливать размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в зависимости:
от средней численности наемных работников, количества транспортных средств;
от количества обособленных объектов (площадей) в отношении видов предпринимательской деятельности, указанных в подпунктах 19, 45 - 47 пункта 2 статьи 346 НК РФ (сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности; розничная торговля и услуги общественного питания).
Патентная система налогообложения не предусматривает предусмотренное в настоящее время упрощенной системой налогообложения на основе патента (п.7 ст.346 НК РФ) ограничение размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода размерами базовой доходности по единому налогу на вмененный доход, если вид деятельности по указанным налоговым режимам совпадает.
1.4 Исчисление и уплата налогоплательщиком ПСН иных налогов
На практике важное значение будут иметь, безусловно, положения п. п.10 - 12 статьи 346.43 НК РФ, регулирующие вопросы исчисления и уплаты налогоплательщиками ПСН иных налогов.
При использовании труда наемных работников индивидуальные предприниматели обязаны исчислять и уплачивать в бюджет НДФЛ в качестве налоговых агентов в соответствии с главой 23 НК РФ. Также они обязаны начислять и уплачивать страховые взносы с выплат, производимых в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам в соответствии с Законом N 212-ФЗ.
Минфин России при разрешении вопроса об иных налогах, подлежащих уплате налогоплательщиками, применяющими УСН на основе патента, руководствуется общей нормой пункта 3 статьи 346.11 НК РФ, посвященной данному вопросу, но только в отношении обычных налогоплательщиков УСН.
В письмах от 06.02.2012 N 03-11-11/25 и N 03-11-11/26 Минфин России указывает, что индивидуальный предприниматель, перешедший на применение УСН на основе патента, освобождается от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется УСН на основе патента), за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п.2, 4 и 5 статьи 224 НК РФ, налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности). Данный индивидуальный предприниматель также не признается налогоплательщиком налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 НК РФ.
Глава 26.5 НК РФ не оставляет правовых пробелов по данному вопросу, предусматривая, что налогоплательщики ПСН освобождаются от уплаты НДФЛ и налога на имущество (в части доходов и имущества, соответственно полученных и использованного в отношении деятельности, по которой применяется ПСН), НДС (за исключением НДС, уплачиваемого при осуществлении иного вида деятельности, при импорте товаров, а также при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором инвестиционного товарищества, договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением).
Иные налоги (в частности, транспортный и земельный налоги) уплачиваются налогоплательщиками ПСН в общеустановленном порядке, также ими исполняются и обязанности налоговых агентов. Как уже отмечалось выше, налогоплательщики ПСН признаются и плательщиками страховых взносов, однако имеют право на применение пониженных тарифов.
1.5 Основания утраты права на применение ПСН
По-другому сформулированы в главе 26.5 НК РФ и обстоятельства, при которых индивидуальные предприниматели утрачивают право на применение ПСН.
Исходя из действующих норм п. п.2.2 и 9 статьи 346.25.1 НК РФ к данным обстоятельствам отнесены случаи:
превышения в календарном году, в котором налогоплательщик применяет упрощенную систему налогообложения на основе патента, его доходов размера доходов, установленного статьей 346.13 НК РФ, независимо от количества полученных в указанном году патентов;
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 346.13 НК РФ в случае, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и с подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 НК РФ, превысят 60 млн. руб. (предельный уровень доходов), он считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущено указанное превышение.
допущения в течение налогового периода несоответствия требованиям, установленным к предельной численности работников;
неоплаты (неполной оплаты) одной трети стоимости патента в установленный срок;
иных нарушений условий применения УСН на основе патента.
Обстоятельства, при которых налогоплательщик считается утратившим право на применение ПСН и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан патент, в пункте 6 статьи 346.45 НК РФ указаны более конкретно:
) если с начала календарного года доходы налогоплательщика от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, по всем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, превысили 60 млн. рублей;
) если в течение налогового периода налогоплательщиком было допущено несоответствие требованию, установленному пунктом 5 статьи 346.43 НК РФ;
) если налогоплательщиком не был уплачен налог в сроки, установленные пунктом 2 статьи 346.51 НК РФ.
В случае если налогоплательщик применяет одновременно патентную систему налогообложения и упрощенную систему налогообложения, при определении величины доходов от реализации для целей соблюдения указанного ограничения учитываются доходы по обоим указанным специальным налоговым режимам.
2. Особенности применения патентной системы налогообложения
2.1 Порядок уплаты налога
Индивидуальный предприниматель, перешедший на патентную систему налогообложения, производит уплату налога по месту постановки на учет в налоговом органе:
) если патент получен на срок до шести месяцев, - в размере полной суммы налога в срок не позднее двадцати пяти календарных дней после начала действия патента;
) если патент получен на срок от шести месяцев до календарного года:
в размере одной трети суммы налога в срок не позднее двадцати пяти календарных дней после начала действия патента;
в размере двух третей суммы налога в срок не позднее тридцати календарных дней до дня окончания налогового периода.
При этом исходя из положений ст. ст.346.48, 346.50 и 346.51 НК РФ следует заключить, что налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке 6 процентов процентная доля денежного выражения потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется ПСН, установленного на календарный год законом субъекта РФ.
Необходимо иметь в виду, что описанные различия имеют и еще одно, на первый взгляд незаметное, составляющее. Если в настоящее время неоплата патента в установленный срок не образует состав налогового правонарушения, т.к. патент не налог, то с 1 января 2013 года неоплата (неполная уплата) налога при ПСН уже будет образовывать состав налогового правонарушения (ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 122 НК РФ).
В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2011 N 09АП-4757/2011-АК указано, что при несоблюдении указанных в статье 346.25.1 НК РФ условий налогоплательщик лишается права на патент, в связи с чем обязан уплачивать налоги в соответствии с общим режимом налогообложения.
Составы налоговых и иных правонарушений перечислены в главах 16, 18 НК РФ. Поскольку НК РФ не содержит норму, предусматривающую ответственность за неоплату патента, в связи с чем неоплата патента не является налоговым правонарушением.
2.2 Налоговый учет
Статьей 346.52 НК РФ налогоплательщики ПСН освобождены от представления в налоговые органы налоговых деклараций.
В случае если индивидуальный предприниматель в течение календарного года, получал иные доходы, не связанные с указанной деятельностью, то он обязан представить в налоговый орган декларацию по УСН, отразив в ней соответствующие доходы.
В главе 26.5 НК РФ же вопросам налогового учета посвящена целая статья 346.53 НК РФ.
В частности, пункт 1 данной статьи не только указывает на утверждение формы Книги учета доходов Минфином России, но и закрепляет необходимость ведения Книги отдельно по каждому полученному патенту.
Пункты 2, 3, 4 и 5 статьи 346.53 НК РФ устанавливают особенности исчисления и определения индивидуальным предпринимателем, применяющим ПСН, даты получения дохода в зависимости от вида дохода, а также порядок учета доходов в случае возврата налогоплательщиком сумм, ранее полученных в счет предварительной оплаты поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав, и в случае осуществления расчетов в иностранной валюте.
Пункт 6 данной статьи фактически закрепляет ранее рекомендованный официальными органами подход, по которому индивидуальные предприниматели, применяющие наряду с ПСН иные режимы налогообложения, обязаны вести учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в соответствии с порядком, установленным в рамках соответствующего режима налогообложения.
2.3 Изменения в ЕНВД
Помимо введения в НК РФ ПСН, Закон N 94-ФЗ внес изменения и порядок применения действующих специальных налоговых режимов. При этом наибольший объем поправок касается ЕНВД.
Прежде всего, в связи с изменениями, внесенными в пункт 1 статьи 346.28 НК РФ, организации и индивидуальные предприниматели теперь будут переходить на уплату ЕНВД и переходить с ЕНВД на другую систему налогообложения добровольно. Данная поправка в корне меняет сам подход к данному специальному налоговому режиму, ведь в настоящее время применение ЕНВД носит обязательный характер.
С 1 января 2013 года правовое регулирование данного вопроса изменяется на противоположное, и налогоплательщики, по сути, будут вправе выбирать ЕНВД наравне с другими специальными налоговыми режимами.
Закон N 94-ФЗ уточнил, что на ЕНВД могут переводиться услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке не только автомобилей, но и мотоциклов, мопедов, скутеров, катеров, гидроциклов, квадроциклов, мотовездеходов, лодочных моторов и т.п.
Законом N 94-ФЗ изменено используемое для целей ЕНВД понятие услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств: к таким услугам отнесены платные услуги по проведению технического осмотра автомототранспортных средств на предмет их соответствия обязательным требованиям безопасности в целях допуска к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, также за ее пределами.
Следовательно, если до 1 января 2013 года деятельность по оказанию платных услуг по проведению технического осмотра автомототранспортных средств на ЕНВД не переводится, то со следующего года - уже может быть переведена.
Так, в письме Минфина России от 14.05.2012 N 03-11-06/3/33 разъяснено, что в ОКУН оказание населению услуг по техническому осмотру транспортных средств, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 01.07.2011 N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", не отражено.
В связи с изложенным организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по оказанию услуг технического осмотра автотранспортных средств, налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в отношении данных работ не признаются. Налогообложение указанной деятельности осуществляется в рамках иных режимов налогообложения.
Законом N 94-ФЗ также уточнен переводимый на ЕНВД вид деятельности по размещению рекламы на транспортных средствах: теперь законодатель прямо указывает, что данная деятельность должна касаться размещения рекламы с использованием внешних и внутренних поверхностей транспортных средств.
Теперь пункт 10 статьи 346.29 НК РФ распространяется на случаи, когда в течение квартала производится не государственная регистрация налогоплательщика, а постановка организации или индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика ЕНВД, а также снятие с учета в связи с прекращением предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД.
Кроме того, данный пункт теперь подробно определяет (предложена соответствующая формула) размер вмененного дохода в случае, если постановка организации или индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога или их снятие с указанного учета произведены не с первого дня календарного месяца.
2.4 Изменения в УСН
Заявление о переходе на УСН теперь будет именоваться уведомлением, а это значит, что законодатель дополнительно закрепляет именно уведомительный, а не разрешительный, порядок применения УСН.
При этом в статью 346.12 НК РФ вводится такое обстоятельство, не позволяющее применять УСН, как неуведомление организациями и индивидуальными предпринимателями налогового органа о переход на УСН в установленные сроки.
Закон N 94-ФЗ прямо устанавливает величину предельного размера доходов организации, ограничивающую право организации перейти УСН с 1 января 2013 года, в размере 45 млн. рублей. Также предусматривается, что данная величина подлежит ежегодной индексации не позднее 31 декабря текущего года на коэффициент-дефлятор, установленный на следующий календарный год.
Из числа лиц, не имеющих право применять УСН, исключены индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом, - данная правка носит технический характер, т.к. в силу статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" организаторами азартных игр могут выступать исключительно юридические лица.
Стоимость нематериальных активов организации более не имеет значения для целей разрешения вопроса о ее праве перейти на УСН. В настоящее время на УСН не вправе переходить организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей.
Важные изменения, которые применяются уже в отношении перехода на УСН с 1 января 2013 года, заключаются в установлении других сроков подачи соответствующих документов в налоговый орган.
Так, уведомление о переходе на УСН со следующего календарного года теперь правомерно подавать не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году применения УСН (ранее заявление о переходе возможно было подать только в период с 1 октября по 30 ноября). В уведомлении необходимо указать выбранный объект налогообложения, остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого налогоплательщики переходят на УСН.
Теперь НК РФ не предусматривает право налогоплательщика "передумать" и изменить объект налогообложения после подачи уведомления (ранее в случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на УСН налогоплательщик был обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена УСН).
Законом N 94-ФЗ также установлено, что в 2012 году (и последующих годах) уведомление об изменении объекта налогообложения налогоплательщиком, уже применяющим УСН, должно быть подано не до 20 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения, а до 31 декабря.
Изменился и срок уведомления о переходе на УСН для вновь созданных организаций и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей: вместо пятидневного теперь будет действовать тридцатидневный (исчисляемый в календарных днях) срок с даты постановки на учет. При этом сохраняется положение о том, что УСН в таком случае применяется с даты постановки на налоговый учет.
Законом N 94-ФЗ предельно допустимая к получению при применении УСН величина доходов установлена в размере 60 млн. рублей. При этом добавлено уточнение, что, если индивидуальный предприниматель одновременно применяет УСН и ПСН, при определении данной величины доходов учитываются доходы по обоим указанным специальным налоговым режимам.
Важное изменение Законом N 94-ФЗ внесено в перечень расходов, которые могут быть учтены при определении объекта налогообложения "доходы минус расходы": более не учитываются расходы в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации.
Согласно требований главы 26.2 НК РФ переоценка имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю, установленного Банком России, не производится, доходы и расходы от указанной переоценки не определяются и не учитываются.
Законом N 94-ФЗ введена обязанность налогоплательщика по уведомлению в пятнадцатидневный срок налогового органа по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя со дня прекращения осуществления предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась упрощенная УСН.
Отметим, что за неисполнение данной обязанности (исполнение ее с нарушением срока) к налогоплательщику может быть применена мера налоговой ответственности, предусмотренная пунктом 1 статьи 126 НК РФ.
В статью 346.23 НК РФ добавлены положения о том, что:
налоговую декларацию необходимо представить в налоговый орган по месту нахождения организации не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем, в котором прекращена предпринимательская деятельность, в отношении которой применялась УСН;
налоговую декларацию необходимо представить в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором он утратил право применять УСН в связи с превышением предельно допустимой суммы доходов и/или допущением несоответствия требованиям, установленным п. п.3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 НК РФ.
2.5 Изменения в ЕСХН
Налогоплательщики ЕСХН также теперь будут обязаны уведомлять налоговый орган в пятнадцатидневный срок со дня прекращения предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Законом N 94-ФЗ добавлено уточнение, что суммы уплаченного ЕСХН не могут быть учтены в составе расходов при определении налоговой базы.
Сумма уплаченного ЕСХН не включается в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по данному налогу.
С момента вступления в силу Закона N 94-ФЗ налогоплательщики, применяющие ЕСХН, так же как и упрощенцы, более не вправе будут учитывать в составе затрат расходы в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю, установленного Банком России.
Еще одно изменение заключается в установлении правила, согласно которому в случае возврата налогоплательщиком сумм, ранее полученных в счет предварительной оплаты поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав, на сумму возврата уменьшаются доходы того налогового (отчетного) периода, в котором произведен возврат.
Наконец, для сельскохозяйственных товаропроизводителей Законом N 94-ФЗ предусмотрены дополнительные сроки для представления налоговых деклараций.
Заключение
Целью курсовой работы явилось изучение патентной системы налогообложения.
Патентная система налогообложения, введена для поддержки субъектов малого предпринимательства.
Значительное упрощение бухгалтерского и налогового учета и отчетности позволяет налогоплательщику сократить затраты на бухгалтерию - как оплату труда бухгалтера, так и канцелярские расходы и расходы на автоматизацию учета.
ПСН является льготным режимом налогообложения, который значительно упрощает работу налогоплательщиков, одновременно уменьшая налоговое бремя, что способствует развитию среднего и малого бизнеса, уровень развития которого определяет уровень развития экономики страны в целом.
Цель курсовой достигнута путём реализации поставленных задач. В результате курсовой работы по теме: "Патентная система налогообложения" можно сделать ряд выводов:
. К положительным особенностям патентной системы налогообложения можно отнести:
значительную экономию на налогах. ИП платит только один налог (единый) вместо нескольких (НДС, налог на прибыль, на имущество организаций, ЕСН);
заполнение и сдачу в инспекцию только одной декларации по единому налогу;
право не вести бухучет (за исключением основных средств и нематериальных активов).
. К недостаткам патентной системы налогообложения относятся:
вероятность утраты права работать на ПСН - в этом случае придется доплатить налог на прибыль и пени;
отсутствие обязанности платить НДС может привести к потере покупателей - плательщиков этого налога;
при переходе с ПСН необходимо будет сдать налоговую и бухгалтерскую отчетность;
при потере права применять ПСН нужно восстанавливать данные бухучета за весь "упрощенный период;
Уплата налога и квартальных авансовых платежей по налогу производится по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).
Список используемой литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации., Из-во: М., Проспект, КноРус, 2012 г., 704 стр.
. Гражданский кодекс Российской Федерации (части 1,2,3)., Из-во: М., Проспект, Омега-Л, 2012 г., 476 стр.
.А.Б. Борисов., Комментарий к Налоговому Кодексу Российской Федерации части первой, части второй., Из-во: М., Проспект, Книжный мир, 2012 г., 1182 стр.
. Н.П. Кондраков, И.Н. Кондраков., Упрощенная система налогообложения., уч. Пособие., Из-во: М., Проспект., Феникс, 2012 г., 272 стр.
.С. С. Молчанов "Налоги за 14 дней"., Из-во: М., Проспект, Эксмо, 2012 г., 464 стр.
.Н.С. Иващенко., Правовой режим в налоговом праве, Вестник Российской правовой академии., Из-во: М, Академия., 2012 г. - № 5. - 0,3 п. л., 90 стр.
. Журнал "Московский бухгалтер"., Из-во: М., Бератор-Пресс, 2012 г. - №16., 80 стр.
. Журнал "Бухгалтерия и Кадры"., Из-во: М., Бератор-Пресс, 2012 г. - №10., 96 стр.
. Журнал "Главбух"., Из-во: М., Актион-Пресс., январь 2013 г., 112 стр.
. Журнал "Главбух""., Из-во: М., Актион-Пресс., февраль 2013 г., 112 стр.
Интернет - ресурсы:
1. <http://www.referent.ru> - официальный сайт правовой системы "Референт"
. <http://www.elibrary.ru> - официальный сайт научной электронной библиотеки