Петр Первый роман Толстого
Роман А.Н.Толстого “Петр Первый”
Шемякина Людмила
11 кл.
Роман А.Н.Толстого " Петр Первый " А.М.Горький назвал " первым в нашей литературе настоящим историческим романом ", " книгой - надолго ".
Отразивший одну из интереснейших эпох в развитии России - эпоху коренной ломки патриархальной России и борьбы русского народа за свою независимость, роман А.Н.Толстого " Петр Первый" всегда будет привлекать читателей своим патриотизмом, необыкно- венной свежестью и высоким художественным мастерством.
Этот роман знакомит читателя с жизнью России конца XVII - начала XVII века, рисует борьбу новой молодой России, стремя- щейся к прогрессу, с Россией старой, патриархальной, цепляющейся за старину, утверждает неодолимость нового. " Петр Первый "- это огромное историческое полотно, широчайшая картина нравов, но прежде всего - это, по словам А.С.Серафимовича, книга о русском характере.
Личность Петра и его эпоха волновали воображение писателей, художников, композиторов многих поколений. От Ломоносова до на- ших дней тема Петра не сходит со страниц художественной ли- тературы. К ней обращались Пушкин, Некрасов, Л.Толстой, Блок и др.
Свыше двадцати лет волновала тема Петра и Алексея Толстого: рассказ " День Петра " был написан в 1917 году, последние гла- вы его исторического романа " Петр Первый " - в 1945. Не сразу сумел А.Н.Толстой глубоко, правдиво и всесторонне нарисовать Пет- ровскую эпох, показать характер петровских преобразований.
" На Петра я нацеливался давно, еще с начала февральской революции, - писал А.Н.Толстой.- Я видел все пятна на его кам- золе,- но все же Петр торчал загадкой в историческом тумане ".
Об этом свидетельствуют и его рассказ " День Петра ", и тра- гедия " На дыбе " (1928).
Характерно, что к Петровской эпохе А.Н.Толстой обратился в
1917 году; в далеком прошлом пытался он найти ответы на му- чившие его вопросы о судьбах родины и народа. Почему именно к этой эпохе обратился писатель? Петровская эпоха - время пре- образовательных реформ, коренной ломки патриархальной Руси- вос- принималась им как нечто напоминавшее 1917 год.
В рассказе " День Петра " Толстой стремился показать Петра
Первого своевольным помещиком, который хочет изменить жизнь род- ной страны. " Да, полно,- пишет он , хотел ли добра России царь
Петр? Что была Россия ему, царю, хозяину, загоревшемуся досадой и ревностью: как это его двор и скот, батраки и все хозяй- ство хуже, глупее соседского? " Отрицательное отношение к Петру и его преобразовательской деятельности связано было, как пола- гают исследователи, с неприятием и непониманием А.Н.Толстым в
1917 году Октябрьской революции.
В пьесе " На дыбе " дана более широкая характеристика вре- мени Петра и его окружения. Эпоха дается по-прежнему в мрач- ных тонах. Через ряд эпизодов проходит мотив трагического оди- ночества Петра. Он одинок в своей огромной стране, ради кото- рой " живота не жалел "; народ против преобразователя. Одинок
Петр и в среде своих " птенцов ": Меньшиков, Шафиров, Шаховской- все лгуны и воры. Одинок Петр и в своей семье - ему изменяет
Екатерина. Несмотря на то, что в трагедии " На дыбе " (на ды- бу поднята Петром вся Русь) Петр нарисован уже большим го- сударственным деятелем, он по-прежнему оставался для Толстого загадкой - отсюда и утверждение писателем бесперспективности его преобразовательской деятельности и изображение краха всех его многолетних трудов. Стихия побеждает Петра, а не наоборот , как у Пушкина в поэме " Медный всадник ".
Одним из лучших произведений советской литературы на истори- ческую тему стал "превосходный", по словам А.М.Горького, роман
А.Н.Толстого "Петр Первый".
Начало работы над этим романом совпадает с событиями, важ- ными в жизни нашей страны. 1929 год - год исторического перелома.
Именно в это время Толстой снова обращается к изображению
Петровской эпохи. Он ощущает перекличку далекого Петровского,
"когда трещит и рушится старый мир", с нашим временем, чув- ствует определенное созвучие между этими двумя эпохами.
ИДЕЙНЫЙ ЗАМЫСЕЛ РОМАНА "ПЕТР ПЕРВЫЙ"
1. Прежде всего писателю нужно было определить, что будет для него основным в романе, и с этих позиций отбирать соот- ветствующий материал в трудах историков, исторических документах, мемуарах. Этим основным для Толстого, по его словам, явилось
"становление личности в эпохе". Об этом он говорил и в беседе с коллективом редакции журнала "Смена": "Становление личности в исторической эпохе - вещь очень сложная. Это одна из задач моего романа".
2. Иначе решается Толстым и вопрос о петровских преобразованиях. Весь ход повествования, вся система художественных образов должны были подчеркнуть прогрессивное значение преобразовательских меро- приятий, их историческую закономерность и необходимость.
3. Одной из важнейших задач было для Толстого "выявление двигающих сил эпохи" - разрешение проблемы народа, его истори- ческой роли во всех преобразованиях страны, наконец, изображение сложных взаимоотношений Петра и народа.
Таковы основные задачи, к разрешению которых Толстой смог подойти лишь в конце 20-х годов. Идейный замысел романа нашел соответствующее выражение в композиции произведения, во всех ее компонентах.
"Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории... Нужна прежде всего, как и во всяком художественном полотне, - композиция, архитектоника произведения. Что это такое - композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения художника... В моем романе центром является фигура Петра I."
Итак, в центре повествования Толстого - Петр, формирование его личности. Однако роман не стал пусть и мастерски написанной биографией Петра. Почему? Толстому важно было показать не только
Петра как большого исторического деятеля, но и эпоху, которая способствовала формированию этого деятеля.
Становление личности Петра и изображение эпохи в ее истори- ческом движении определило композиционные особенности романа.
Толстой не ограничивается изображением жизни и деятельности своего героя, он создает многоплановую композицию, что дает ему возможность показать жизнь самых различных слоев населения России, жизнь народных масс. Все классы и группы русского общества представлены в романе: крестьяне, солдаты, стрельцы, ремесленники, дворяне, бояре. Россия показана в бурном потоке исторических событий, в столкновении общественных сил.
Поражает широкий охват событий Петровской эпохи, разнообразие созданных персонажей.
Действие переносится из бедной крестьянской избы Ивашки Бров- кина на шумные площади старой Москвы; из светлицы властной, хищной царевны Софьи - на Красное крыльцо в Кремле, где малень- кий Петр становится очевидцем жестокой расправы стрельцов с Мат- веевым; из покоев Натальи Кириловны в Преображенском дворце - в Немецкую слободу, оттуда в выжженные южным солнцем степи, по которым медленно двигается войско Голицина; из Троицко-Сер- гиевской лавры, куда ночью из Преображенского дворца бежал
Петр, - в Архангельск, под Азов, за границу.
Первые главы романа рисуют ожесточенную борьбу за власть между двумя боярскими группами - Милославскими и Нарышкиными, представляю- щими старую , боярскую, допетровскую Русь. Ни ту, ни другую группу не интересовали ни интересы госсударства, ни судьба народа.
Толстой почеркивает это почти однотипными замечаниями, оценивающими правление одних и других. " И все пошло по-старому. Ничего не случилось. Над Москвой, над городами, над сотнями уездов ... кислые столетние сумерки - нищета , холопство, безделье" ( после победы Милославских ); но вот победили Нарышкины - "...стали ду- мать и править по прежнему обычаю. Перемен особенных не случилось"
Это понимает и сам народ: "Что Василий Голицын , что Борис - одна от них радость".
Толстой показывает, что народ играет решающую роль и в тех событиях, которые разыгрываются в Кремле. Только при поддержке народа Нарышкиным удается сломить Милославских и т. д. Недовольство народа своим положением проявляется в ряде массовых сцен.
Примерно с четвертой главы первой книги Толстой показывает, как все более обостряются отношения между возмужавшим Петром и Софьей, что приводит в дальнейшем к падению былой
правительницы.
Петр станоновится самодержавным правителем и со свойственной ему решительностью, преодолевая сопротивление боярства, начинает борьбу с византийской Русью. "Упиралась вся Россия ,- пишет Толстой.
Страшились перемен, "ненавидели быстроту и жестокость нововводимого не только боярство, но и поместное дворянство, и духовенство, и стрельцы:
"Стал не мир, а кабак, все ломают, всех тревожат... Не живут - торопятся... В бездну катимся..." Сопротивлялся и народ - "мало было прежней тяготы - волокли на новую непонятную работу - на судостроительные верфи в Воронеже". Бегство в леса дремучие, на Дон - ответ народа на все тяготы жизни в период правления
Петра.
Первая книга кончается жестоким подавлением Петром стрелецкого мятежа. Ее финал лучше прочесть вслух:"Всю зиму были пытки и казни... Ужасом была охвачена вся страна. Старое забилось по темным углам. Кончалась византийская Русь. В мартовском ветре чудились за балтийскими побережьями призраки торговых кораблей".
Вторая книга, по словам самого Толстого "более монументальна, более психологична", она рассказывает о том как сдвинулась с места Русь - начинается с изображения "неохотно" пробуждающейся
Москвы, кончается картиной строящегося Петербурга.
Монументальность романа проявляется не в изображении больших событий крупным планом, а в изображении строительства новой
России. Борьба старого и нового становится определяющей в развитии действия романа. Толстой показывает в каких сложных условиях возникает молодая Россия, какие трудности пришлось пре- одолевать Петру на пути преобразования Руси.
Во второй книге по сравнению с первой изображено меньше исторических событий, действие концентрируется вокруг подкотовки к Северной войне, ее начал "нарвская конфузия", лихорадочная деятельность по укреплению обороны, строительство заводов, первые успехи в войне со шведами - взятие Нотебурга, выход к устью
Невы и основание города-крепости, которую решено было назвать
Питербурх.
Большое место отведено в этой книге психологическим характе- ристикам. Каждый из эпизодов частной и общественной жизни помогает ярче представить ту или иную сторону эпохи Петра, его преобра- зований ( например, описание жизни семей Буйносовых и Бровкиных и др.) Толстой показывает как новое врывается в быт, рушит старые устои.Прогрессивный характер петровских преобразований подчеркивается
Толстым в изображении общего оживления страны, в появлении вокруг
Петра новых людей идущих в ногу со временем и понимающих нужды Росии. Среди них и выходцы из народной среды: Меньшиков, семья Бровкиных, Федосей Скляев, Воробьев.
"Птенцы гнезда Петрова", люди энергичные, воспитаные Петром, противопоставлены старому московскому боярству - Буйносову, Лыкову и другим, изображенным Толстым с иронией. Боярство внешне
смирилось, но продолжало ненавидеть Петра и его нововведения.
Во второй книге с еще большей силой звучит мотив социального протеста народа. Раздражение звучит и в разговоре мужиков в кабаке на Варварке, и в поведении мухиков, в их недобрых взглядах, в выкриках, в открытой ненависти крестьян к помещикам и боярам.
Толстой показывает глухо бурлящий в народе протест, который должен был вылиться в восстание на Дону под предводительством Булавина.
Чтоб жить " по воле, а не по указу государеву", люди бегут в леса. Движение раскольников, хотя и реакционое по своей сути, является одной из форм протеста против усилившегося гнета в период правления Петра.
В устье Невы заложен город-крепость. Желанное море теперь отсюда - подать рукой, началось преобразование армии для решительной победы над шведами и возвращения исконо русских земель - Юрьева и Нарвы.
Третья книга романа посвящена борьбе за Юрьев и Нарву.
" Третья книга - писал сам Толстой,- самая главная часть романа о
Петре, она относится к наиболее интересному периоду жизни Петра.
В ней будет показана законодательная деятельность Петра, его нова- торство в области изменений уклада русской жизни, поездки царя за границу, его окружение, общество времени. В третьей части будут даны картины не только русской жизни, но и Запада того времени -
Франции,
Польши, Голландии. Все основные задачи, которые я ставил, приступая к роману, будут осуществлены в этой части."
Третья книга, как и вторая, начинается с описания Москвы. Прошло не так много времени, но перед нами другая, обновленная Москва. Во
второй книге показана неторопливая, во многом косная жизнь в столице, и,
хо- тя обитатели ее чувствуют, что назревают большие события, что жить становится все тревожнее, тем не менее жизнь города течет пока по-
прежнему. В третьей книге Москва предстает иной: крутые перемены
про- изошли в ее жизни. Новое ворвалось в жизнь, изменило привычное ее теченние. Нет больше челяди у боярских дворов, " ворота закрыты
наглу- хо, на широком дворе - тихо, людишки взяты на войну, боярские
сыновья или зятья в полках унтер-офицерами либо усланы за море, недоросли отданы в школы." Чувствуется, что жизнь уходит в новую столицу - Пе-
тербург.
Третья книга - это книга о блестяще одержанных победах русскими
над войсками Карла XII. В ней поставлена проблема культурного развития
Рос- сии, проблема формирования новой интеллигенции. Особенно ярко показан образ молодой России, победившей в нелегкой борьбе.
Однако и в этой книге не ослабевает, а, наоборот, звучит с новой
си- лой социальный конфликт - рост противоречий между Петром и народом.
Книга осталась, к сожалению, незавершенной.
" Человека,- писал А.Н.Толстой,- равно как исторический отрезок
времени - можно понять только диалектически - в движении, в борьбе, в
противоречии".
Так он изображает Петровскую эпоху - в движении, в борьбе нового
со старым.
В тексте нет указаний на определенные даты, нет ссылок на числа,
ме- сяцы, и все-таки движиние времени ощущается во всем: в том, как
растет и мужает Петр, как изменяется жизнь страны в целом и Москвы в
част- ности, как новое, с трудом воспринимавшееся ранее, прочно входит в
быт людей. Изменяется внешность людей, их характеры, жизнь, судьба. ( Семья
Бров- киных и князь Буйносов). Стремительный бег времени проявляется в
общем оживлении жизни страны, в том, как " представители одних слоев
поднимают- ся быстро вверх, другие не в силах поспеть за бурным темпом
событий и оказываются отброшенными резко назад".
В романе Толстого, в каждой строчке его чувствуется биение пульса большой страны, движение народа, который с честью выходил из всех
суровых испытаний: и в созидательном труде и в борьбе добывал славу
своей родине.
А.С.Макаренко восхищался бодрым звучанием романа Толстого: " Самое
главное и самое прекрасное, что есть в книге, - это живое движение
живых людей...-это здоровое и всегда жизнерадостное движение
русского народа".