Белинский В.Г. - выдающаяся личность 20 века
Средняя школа N17
1995-1996 уч. год
Реферат
на тему:
“Выдающаяся личность XIX века - Белинский В.Г.”
Выполнил: ученик 7А класса Близняков Алексей.
Проверила:
Ярославцева Н.М.
Тюмень-1996г
П л а н
1. Начальная точка сознательного жизненного пути.
2. Развитие критической мысли.
3. Литературная критика Белинского, связанная с Пушкиным.
4. Литературная критика Белинского, связанная с Лермонтовым.
5. Литературная критика Белинского, связанная с Гоголем.
6. Смерть Белинского.
7. Творческое наследие.
Белинский Виссарион Григорьевич родился 30 мая (11 июня)1811 года в
Свеаборге, в семье флотского врача. Вскоре отец оставляет морскую службу, и
семья переезжает в Пензенскую губернию. Отец занимает место уездного лекаря
в Чембаре (ныне переименован в честь Белинского). В Чембаре прошли детские
годы молодого критика. В этом городке началась его учеба, в казенном
училище. Пройдет время, и Белинский напишет в Москве свои “Литературные
мечтания”, а под своей статьей поставит название мало кому известного
городка, желая таким образом почтить места своего детства и указать тем
самым на начальную точку сознательного жизненного пути.
После Чембарского училища Виссарион начинает учиться в Пензенской
гимназии. Гимназическая программа не увлекала его, мечтой были Москва и
университет. Белинский самостоятельно подготавливается к вступительным
экзаменам и с успехом сдает их. Его зачисляют на словесное отделение, где
учились тогда Герцен, Лермонтов, Огарев и Станкевич.
“Атмосфера культурной жизни Москвы, множество впечатлений от театра,
лекции по теории и истории литературы, философии развивали природные
способности молодого Белинского, обогащали пытливую мысль. Многому научила
его студенческая жизнь, волнующие обсуждения научных открытий и
литературные опыты самих же студентов”.1
Лишенный всяких возможностей заниматься в университете, Белинский
теперь уже не мог мыслить своей жизни без интересов и настроений близкой
ему среды. Очень много значило для него в ту пору встреча и сближение с
Николаем Владимировичем Станкевичем, из кружка которого впоследствии вышло
немало видных деятелей русской общественной мысли 40-х годов XIX века.
Сближение со Станкевичем и, в особенности, изучение западноевропейской
и гегелевской философии увлекали Белинского, побуждали его к активной,
действенной позиции, как начинающего литератора. Сначала в “Молве“, а потом
и в “Телескопе” Белинский в 1834-1835 годах выступил со статьями,которые
явились началом всей его будующей работы литератора-трибуна, критика
необычайного по масштабу, по новизне и плодотворности идей.
До Белинского русская критическая мысль находилась в большом долгу
перед литературой. Сам Пушкин неоднократно с болью отмечал это. В
современной ему критике поэта не устраивало отсутствие глубокого анализа,
умения на примерах воспитывать читающую публику. В 1825 году в письме к
Бестужеву он писал: “Именно критики у нас и не достает... Мы не имеем ни
единого комментария, ни единой критической книги. Мы не знаем, что такое
Крылов, Крылов, который столь же выше Лафонтена, как Державин выше Ж-Ж
Руссо. Чего же ты называешь критикой ? Вестник Европы и Благонамеренные ?
Библиографические известия Греча и Булгарина ? Свои статьи ? Но признайся,
что это все не может установить какого-нибудь мнения публики, не может
почитаться уложением вкуса.”1
И Белинского волновали те же вопросы, когда он начинал свои статьи о
Пушкине. С творчеством Пушкина тесно связана вся критическая деятельность
Белинского. Небольшой заметкой о “Борисе Годунове” - ”Разговор помещика и
вольнопрактикующего учителя” (1831) он начал свой путь критика. В 1843-1846
годах критик создал цикл, полностью обобщающий творчество Пушкина,
состоящий из 11 статей. Вдохновенные строчки, посвященные Пушкину, мы
находим в последней статье “Взгляд на русскую литературу” 1847 года,
написанный незадолго до смерти. В 1836 году А.С.Пушкин в журнале
“Современник” писал о молодом Белинском: “Он обличает талант, подающий
большую надежду. Если бы с независимостию мнений и остроумием своим
соеденял он более учености, более начитанности, более уважения к преданию,
более осмотрительности,-словом, более зрелости, то мы бы имели в нем
критика весьма замечательного”.1
“Пожелание Пушкина сохранило свое значение для Белинского и в
дальнейшем. Хоть и не без отдельных ошибок, неточностей, “волнуясь и
спеша”, шел критик к выполнению своей миссии”.2 Идеи, задачи, которые
ставил перед собой литературный критик, публицист, мыслитель, определялись
развитием всего русского общества.
События, описанные раньше, талант начинающего критика-все это
происходило во время николаевской реакции. Позади остался общественный
подъём. Слишком памятна была в это время жестокая расправа над декабристами
- участниками восстания 1825 года “Но “заморозить” прогрессивную мысль в
России, царизм все же был не в силах”. В стране назревала новое
общественное движение. Оно уже отходило от дворянского, к разночинскому”.
Эти события повлияли на деятельность Белинского. Он подчеркивал, что
литература - это “живой источник, из которого просачиваются в общество все
человеческие чувства и понятия”.
“Белинский обобщил богатейший опыт не только русской, но и европейской
литературы. Пройдя сложный путь от философического идеализма к материализму
и революционному демократизму он разработал принципы научной эстетики,
создал программу реализма, выдвинув идею народности отечественной
литературы, указал на первейшие условия искусства - быть верным
действительности, отражать ее в наиболее важных и характерных чертах”.
“Он внес в критику не только новизну эстетических концепций, но и
смелую широту социально-политических воззрений. Его выход на арену идейной
борьбы буквально поражал многих современниокв “...Налетела буря
Белинского”, - вспоминал впоследствии поэт Апполон Майков. Буря эта
предшествовала будующему революционно-демократическому движению”.
Одной из замечательных черт дарования Белинского была способность
открыть новый литературный талант, предсказать его большое будующее.
Белинский один из первых отметил талант Лермонтова, первый оценил его по
достоинству, определив его место в истории русской литературы. В его
представлении Лермонтов всегда оставался третьим после Пушкина и Гоголя,
русским поэтом, призванным выразить в поэзии “совсем новое звено в цепи
исторического развития нашего общества”.
Имя Лермонтова, прозвучавшее впервые в России, как имя автора стихов
“Смерть поэта”, клеймящие убийц Пушкина, стихов, которые наизусть читались
всеми, в ком жила любовь к родине, ненависть к николаевской реакции, боль и
горечь утраты “солнце русской поэзии” с 1838 года уже более или менее
регулярно появляется в журналах. Белинский с восторгом читал и снова
перечитывал своим друзьям, написанные безымянным поэтом в 1838 году “Песнь
про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца
Калашникова”. Через год Белинский с восхищением отметил произведение
Лермонтова “Бэлла”, “Ветка Палестины”, “Не верь себе”, отметив также “Душу”
и “Поэта”.
Насколько зачарован Белинский творчеством Лермонтова можно судить по
письмам к поэту. В августе 1839 года Виссарион Григорьевич пишет
А.А.Краевскому: “Стихотворение Лермонтова, “Три пальмы” чудесно,
божественно. Боже мой ! Какой роскошный талант ! Право, в нем таится что-то
великое...”. Через месяц в письме к Станкевичу он уверенно предсказывает,
что “на Руси явилось новое могучее дарование Лермонтов”. В начале 1840 года
в письмах к К.С.Аксакову и В.П.Боткину, Белинский опять говорит о
“дьявольском таланте” Лермонтова. Под впечатлением стихотворений “Дары
Терека”, “Колыбельная песня” и “Грустно и скучно”, Белинский утверждает:
“Черт знает - страшно сказать, а мне кажется, что в этом юноше готовится
третьий русский талант и что Пушкин умер не без наследника”.
“Тридцатые годы тяжелым безвременьем нависли над Россией”. После
разгрома декабристов все лучшие представители общества, пытавшиеся поднять
свой голос, против суровости крепостнического строя, были раздавлены
“царским произволом”. Благородный мыслитель того времени, Чаадаев, был
признан сумашедшим лишь за то, что в своем “философическом” письме
критиковал крепостничество. Это письмо в 1836 году было опубликовано в
“Телескопе”, вызвав тем самым гонение редактора журнала Надеждина и
закрытие “Телескопа”. Затравленный “придворной чернью”, безвременно погиб
Пушкин. Герцен, как “свободный вольнодумец”, с середины 30-х годов, как
опасный для общества, скитается в ссылках по России. Жертвой интриг
становится и Лермонтов, “осмелившийся нарисовать портрет общества и дерзко
бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью !...”.
Именно в эти годы, годы безвременья вступает на литературное поприще
Белинский. В 1834 году в статье “Литературные мечтания”, он утверждает,
“что в России еще нет литературы, как выражения духовной жизни народа, и с
тех пор всю свою последующую недолгую жизнь отдает борьбе за создание
реалистического русского национального искусства”.
В конце 30-х годов критик меняет свою философию и утверждает, что
против устройства государственного идти никак нельзя. На этом основании он
отказывает произведениям, в которых слышится общественное недовольство.
“Это состояние ”примирение” не было долговременным. В ноябре-декабре
1840 года Белинский решительно отказывается от проповедуемой им год назад
взглядах. Он вспоминает это, как “страшный сон”, свои недавние попытки
насильственного примирения “с гнусной россейскою действительностью, этим
китайским царством материальной, животной жизнью, чинолюбия, крестолюбия,
деньглюбия, взяточничества, безрелигиозность, разврата, отсутствия всяких
духовных интересов, торжества бестыдной и наглой глупости,
посредственности, бездарности, - где все человеческое, сколько-нибудь
умное, благородное, талантливое, осуждено на угнетение страдание, где
цензура превратилась в военный устав о беглых рекрутах, где свобода мыслей
истреблена, ... где Пушкин жил в нищенстве и погиб жертвою подлости, а
Грече и Булгарин заправляют всею литературой с помощью доносов, и живут
припеваючи”. В борьбе с “уродливым настоящим” видит теперь Белинский смысл
своей жизни.
В 1841 году, прочно встав на путь революционный, критик в особенности
восхищается “лермонтовским поэтом”. В лермонтовском отрицании, Белинский
чувствует истинный патриотизм и предсказывает у Лермонтова появление темы
“Родина”. Белинский был сильно потрясен трагической гибелью поэта. Горечью
и злой иронией полно его письмо Кетчеру, которому он сообщает эту весть:
“Лермонтов убит наповал - на дуэли. Оно и хорошо: был человек беспокойный и
писал хоть хорошо, но безнравственно... В замен потери Булгарин все
молодеет и здоровеет”.
Критик хотел написать большую статью о Лермонтове, но задумки
осуществить так и не успел, но и то, что написано Белинским является чем-то
гениальным, достойно вохищения.
Писал критик и о Гоголе. История отношений не очень богата событиями,
но исполнена драмматизма. Белинского никогда не связывали узы дружбы с
Гоголем.
В январе 1842 года Гоголь отдает свою рукопись “Мертвых душ”
Белинскому, для предоставления последней в Санкт-Петербургский комитет
цензуры, после неудачи в Москве. Это, пожалуй, единственный из случаев
сближения критика с писателем.
В 1847 году, когда до Гоголя дошли резкие отзывы “Современника” на
книгу “Выбранные места из переписки с друзьями”в июне-августе Гоголь
написал сразу три письма Белинскому. Сначала на его статью в
“Современнике”, потом в ответ на знаменитое письмо Белинского, которое
вскоре читала вся мыслящая Россия.
Через 7 лет после смерти великого критика Герцин опубликует письмо
Белинского Гоголю в журнале “Полярная звезда” в Лондоне. В последний год
жизни (1848) Белинский еще напечатает дополнение к своему “завещанию” -
“Взгляд на русскую литературу 1848 года”. Вспоминая о своем первом
знакомстве с Белинским Достоевский скажет: “Я застал его страстным
социалистом и признается, что также страстно “принял тогда все учения его”.
Умер Белинский 25 мая 1848 года в Санкт-Петербурге от туберкулеза,
прожив всего 37 лет.
“Творческое наследие великого русского критика огромно. Белинский
предстает перед нами рыцарем идей революционной демократии, борцом за
правдивое, реалистическое искусство, необходимое народу. Без наследия
замечательного критика невозможно осознать многие важнейшие уроки русской
классики, и прежде всего - уроки гуманистические, нравственные, сохраняющие
свое значение и для нашего времени”.