Современная мюзикл-индустрия Франции: теория и практика

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,77 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Современная мюзикл-индустрия Франции: теория и практика

Министерство культуры Республики Беларусь

УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств»

Кафедра белорусской и мировой художественной культуры









Курсовая работа

Современная мюзикл-индустрия Франции: теория и практика

студентки 406 гр. ФКиСКД

Гришко К.В

Научный руководитель

кандитат искусствоведения

доцент кафедры белорусской

и мировой художественной

культуры Бабич Т.Н



Минск 2013

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования

Исследование посвящено одному из наиболее интересных и по-своему сложных жанров современного музыкально-театрального искусства - мюзиклу, который вобрал в себя единство с музыкой, хореографией, вокалом, драматическим и пластическим искусствами. Зарождение мюзикла в Америке как легкое развлекательное представление, со временем переросло в масштабное театральное действо высокого драматического искусства. Наибольшее свое превосходство мюзикл достиг во Франции, где в основу берутся интересные сюжеты, работают талантливые композиторы-новаторы, используются оригинальные постановочные решения, такие как: 3D-технологии, цирковые и балетные номера - все это делает мюзикл необычайно модернизированным, современным и сильно отличительным от тех постановок, которые ставились ранее в других странах.

За последние годы во Франции было создано более десятка мюзиклов, большая часть которых была переведена на национальные языки и поставлена в других странах. В связи с этим обозначилась новая тенденция в области театрального искусства - опыт не только американских, но и французских создателей мюзиклов используется за рубежом для создания оригинальных произведений (например, «Monte-Cristo» в России). Можно говорить о том, что европейские, в частности, французские, мюзиклы способны достойно конкурировать с бродвейскими спектаклями. В современной системе театральных жанров мюзикл занимает одну из лидирующих позиций. Научный подход к его изучению важен для дальнейшего развития театрального искусства. Несмотря на то, что жанр мюзикла существует во Франции уже достаточно давно (с середины 1970-х гг.), работ, посвященных ему, немного.

В основном исследования касаются французского мюзикла в целом. Из наиболее популярных работ стоит упомянуть такие, как «О мюзикле» Э. Кампуса [11], «От водевиля до мюзикла» Т.Н. Кудиновой [14], исследования М. Гринберга [7] и М.Е. Тараканова [7], Великие мюзиклы мира: популярная энциклопедия [4], и другие. Вышесказанное обуславливает актуальность темы курсовой работы.

Цель и задачи исследования

Цель курсовой работы - проанализировать процесс развития французской современной мюзикл-индустрии.

Поставленная цель определила следующие задачи исследования:

) изучить исторические предпосылки возникновения жанра мюзикла;

) выявить специфические художественные особенности французского мюзикла;

) определить перспективные направления современной французской мюзикл-индустрии;

) проанализировать коммерчески успешные современные постановки Франции («Мюзикл «Клеопатра последняя царица Египта» и «Адам и Ева. Второй шанс»), раскрыть причины популярности французского мюзикла в современной художественной практике.

Объект и предмет исследования

Объект исследования - современная мюзикл-индустрия Франции.

Предмет исследования - актуализация теоретических и практических исследований современной мюзикл-индустрии Франции.

Методы и методология исследования

При написании работы автор исходил из общенаучных принципов исторического исследования: принципа историзма, принципа научной объективности.

В качестве основных методов исследований были использованы: описание, анализ и синтез, метод сравнения.

Обзор использованной литературы

Полноценному осмыслению темы способствовали работы такие, как «О мюзикле» Э. Кампуса [11], «От водевиля до мюзикла» Т.Н. Кудиновой [14], исследования М. Гринберга и М.Е. Тараканова [7], Великие мюзиклы мира: популярная энциклопедия [4], также интернет-ресурсы (сайты, посвященные мюзиклам).

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка содержащего 29 наименований (включая электронные ресурсы). Общий объем работы - 27 страницы.

ГЛАВА 1 Основные тенденции развития мюзикла в современной художественной культуре Франции

.1Жанровые разновидности и специфика мюзикла

В настоящее время не существует точного определения мюзикла. В Музыкальной энциклопедии даётся следующие определение понятие мюзикл: музыкально-сценический жанр, использующий выразительные средства музыки, драматического, хореографического и оперного искусств. Именно их сочетание и взаимосвязь придали мюзиклу особую динамичность, характерной чертой многих мюзиклов стало решение серьезных драматургических задач несложными для восприятия художественными средствами. Мюзикл один из самых молодых жанров современного музыкального театра [11, с.4].

Некоторые считают мюзикл просто американской разновидностью оперетты. Именно в американском музыкальном театре произошел тот качественный скачок, который позволяет рассматривать мюзикл как самостоятельный сценический жанр, хотя находящийся в отношениях близкого и преемственности с опереттой [24].

Главное структурное различие между опереттой и мюзиклом определяется ролью, которая отводится музыке по сравнению с разговорными сценами. Мюзикл представляет собой театральную форму, в которой музыка является одним из средств музыкально-сценического монтажа наряду с хореографией, пластикой, постановочными эффектами и т.д. Высокий литературный уровень большинства мюзиклов в значительной степени определяется тем обстоятельством, что в качестве их сюжетной основы принято брать известные, а иногда просто выдающие произведения классической и современной литературы. Первоисточниками мюзиклов стали сочинения Т. Плавта, У. Шекспира, М. Сервантеса, Ф. Вольтера, Ч. Диккенса, Б. Шоу, С. Шолом-Алехейма, Ю. ОНила, а также современных американских писателей - Т. Капоте, Т. Уайлдера, Э. Райса, М. Андерсена и др. Лучшие либретто мюзиклов отличается интересной проблематикой, оригинальными характерами, блестящими диалогами, эффектными кульминациями, поэтичными песенными стихами [11, с. 6].

Подобно оперетте, мюзикл также обращается к своей аудитории языком современной бытовой и эстрадной музыки, но музыкальная форма здесь проще, компактнее. Отсутствует развернутые многоэпизодные финалы актов, доминирует песенная форма, ансамбли редкие, зато часто встречаются сцены солиста или нескольких солистов с хором. Мюзиклам свойственна насыщенность действием. Этому подчиняется все: каждая реплика и музыкальный номер, любое танцевальное па и комическая реприза. Вокальные и танцевальные сцены должны непосредственно выработать из действия и его развить. Они должны быть необходимы, то есть внутренне мотированы [11, с. 6].

Главными компонентами мюзикла являются: музыка, лирика и либретто. Последнее выражает собой пьесу, т.е. разговорная, а не вокальная линия мюзикла. Однако либретто может относиться к диалогам и лирике вместе, например, как оперное либретто. В свою очередь музыка, лирика и либретто формируют музыкальную партитуру мюзикла. Спектакль данного жанра не имеет фиксированной продолжительности, но чаще всего длится от получаса до трех, как правило, состоит из двух действий с перерывом между ними [17, с. 96].

Мюзикл рассчитывает на актеров универсальной одаренности, «синтетических», то есть обладающих способностью cинтезировать, объединить разного рода профессиональные умения - речь, мимику, пение, пластику, танец, подчиняя их единой линии сценического поведения, задаче создания цельного образа [11, с. 6].

Мюзикл в сюжетном соотношении представляет собой инсценировку знаменитого романа, может быть написан по мотивам популярного сценического произведения, создан на собственное либретто. Каждый мюзикл, подобно драматической пьесе, композиционно индивидуален. Традиционные завязка и развязка, действие прокладывает себе собственное русло, по которому устремляется, оправданное индивидуальными характерами и обстоятельствами, течение событий. За время действия судьба персонажа может резко измениться, характер - преобразиться.

Задача мюзикла вызвать и сохранить в зрителе интерес к происходящему на сцене, мюзикл создает образы музыкально-поэтические, имеющие специфику в сравнении с образами драмы и комедии.

1.2 Эволюция жанра мюзикла на французской сцене

Традиция французского мюзикла связана с тремя жанрами: водевилем, опереттой и музыкальной комедией, но основным жанром, из которого французские мюзиклы берут свое начало - это оперетта. В 1979 году М. Берже и Л. Плад создали мюзикл «Стармания».

В 1998 году Люк Пламондон и Риккардо Коччианте представили свой новый мюзикл «Notre-Dame de Pari»s («Собор Парижской Богоматери»). Спектакль ждал феноменальный успех на родине и за ее пределами. С этого момента новые мюзиклы во Франции стали появляться практически каждый год. Многие из них были поставлены и в других странах. Во Франции выработался новый стандарт театрального шоу, характерными чертами которого были либретто на основе классической любовной истории, партитура, состоящая из поп-песен, эффектное оформление и модная хореография. Наиболее яркие французские мюзиклы последних лет: «Десять заповедей» (Les dix commandements) П. Обиспо, Е. Шорак, Л. Флоренса и П. Жиро (2000 г. ); «Ромео и Джульетта» (Romeo et Juliette: de la Haine а lAmour) Ж. Пресгурвика (2001 г.); «Маленький принц» (Le Petit Prince) Р. Коччианте и Э. Анаис (2002 г.); «Дон Жуан» (Don Juan) Ф. Грея (2003 г.); «Унесенные ветром» (Autant en emportelevent) Ж. Пресгурвика (2003 г.); «Король - солнце» (Le Roi Soleil) Ф. Кастелло, Д. Аттиа, К. Паулуса, В. Руссо, О. Шульца, Л. Флоранса, П. Гирао и др. (2004 г.); «Дракула: между любовью и смертью» (Dracula: entre la mour et lamort) С. Леклерка, Б. Пельтье и Р. Табра (2005 г.); «Грааль» (Graal) К. Лара (2007 г.); «Клеопатра, последняя царица Египта» (Cleopatre, la derniere reinedEgypte) К. Уали, Л. Флоранса и П. Гирао (2009г.); «Шахерезада, тысяча и одна ночь» (Sherazade, les mille et une nuit) Ф. Грея (2010 г.), Моцарт. Рок-опера (Mozart, lopéra rock) Д.Аттья и Альбера Барона Коэна (2011 г.), Дракула: любовь сильнее смерти (Dracula, l'amour plus fort que la mort) К.Уали (2012 г.), Adam et Eve: La seconde chance «Адам и Ева: второй шанс» (2012 г.) П.Обиспо, 1789, Les amants de la Bastille «1789, Любовники Бастилии» (2012 г.) Д.Аттья и А.Коэн , Robin des Bois «Робин Гуд» (2013 г.) А.Гораб, Яман и Б.Заиба.

Каждый из этих мюзиклов по-своему оригинален и отличается высоким качеством содержания и исполнения, что обеспечивает им любовь зрителей по всему земному шару. Можно говорить о том, что Франция является достойным производителем мюзиклов, где на сегодняшний момент расположен европейский мюзикловый центр, достойно конкурирующий с американским Бродвеем.

Мюзиклы во Франции в начале своей истории: они были менее зрелищны и обходились минимум декорацией (по сравнению с американскими), ярким примером является оригинальная версия «Notre-Dame de Paris». Но со временем зрительские вкусы менялись и в последние годы Франция представила довольно красочные, в плане костюмов и декораций музыкальные спектакли.

Один из самых значительных романов мировой литературы В. Гюго - «Отверженные» (Les Miserables) всегда пользовался популярностью у читателя, а также у зрителей музыкального театра. Впервые мысль перенести роман «Отверженные» на сцену пришла сыну Гюго Шарлю, но во Франции эта постановка была под запретом и пьесу пришлось ставить в Брюсселе (Бельгия). Только спустя сто с лишним лет после выхода романа, создатели первого французского мюзикла Французская революция - Клод Мишель Шонберг и Ален Бублиль решились на постановку. При участии либреттиста Жана-Марка Нателя был создан концепт-альбом, который был выпущен в 1980 году и разошелся тиражом в 260 000 копий. Сценическая версия была представлена парижанам 17 сентября 1980 года во Дворце Спорта (Palais des Sports).

Спустя годы «Отверженные» были поставлены в 1991 году: обновленная версия имела больше всего общего с английским вариантом мюзикла (поставленный ранее в Англии в 1985 году), чем с концепт-альбомом. В сюжете мюзикла сохранены все основные линии сюжета романа.

В дальнейшей истории французских постановок явился (ранее упомянутый) мюзикл «Собор Парижской Богоматери». История, рассказанная в мюзикле, довольна близка к оригинальной сюжетной линии романа В. Гюго.

Сенсационному успеху мюзикл обязан и умелому продюсированию и маркетингу Шарля Талара. Метод раскручивания проекта не нов, но до постановки мюзикла «Notre-Dame de Paris»не применялся во Франции. За восемь месяцев до премьеры отдельные композиции мюзикла без декораций и костюмов были представлены для представителей масс-медиа в Мидеме в Каннах. С этого момента о проекте стали снимать телевизионные передачи и писать статьи. Два хита - «Belle» и «Le temps des cathedrales» - звучали на различных радиостанциях франкоговорящего мира и занимали первые места в хит-парадах. Вышел в свет концепт-альбом с выборкой композиций из мюзикла, далее был выпуск полной версии мюзикла на компакт-дисках, записанная во Дворце Конгрессов в Париже. Еще спустя время выпуск видео на DVD и VHS-носителях. Далее продажа прав на постановку мюзикла продюсерами США, Англии, Италии, Испании и России. Успех мюзикла «Собор Парижской Богоматери» был закреплен наградой в 1999 голу в Монте-Карло за лучшие продажи во Франции в течении года, наградой «World Music Awards»и занесением в «Книгу Рекордов Гиннеса» как самый быстро раскручиваемый проект в течение одного года. Первым исполнителям главных ролей успех дал толчок для создания сольных карьер.

В декабре 2010 года, спустя 12 лет после премьеры, первый состав исполнителей вновь собрался. Это была концертная версия, где не было декораций, были исполнены не все песни, солисты выступали под аккомпанемент симфонического оркестра в сопровождении хора [25].

После таких триумфальных шествий мюзикла «Собор Парижской Богоматери» по миру, появляются многочисленные мюзиклы «Али-Баба» (Ф. Абулькер и А. Ланти, 1999), «Десять заповедей» (П. Обиспо, 2000), «Ромео и Джульетта» (Ж. Пресгурвик, 2001), «Маленький принц» (Р. Коччианте, 2003), «Унесенные ветром» (Ж. Пресгурвик, 2003), «Дон Жуан» (Ф. Грей, 2004), «Дракула. Между любовью и смертью» (С. Леклер, 2006), «Моцарт. Рок-опера» (2009) - данные мюзиклы продолжают традиции «Собора Парижской Богоматери» и привносят каждый раз индивидуально новое, которое делает их неповторимыми, не копией своего предшественника, а самоценным объектом для последующих исследований [26].

жанр мюзикл режиссура французский

1.3 Концептуализация феномена французского мюзикла

Интенсивное развитие французского мюзикла создает современную модель жанра. В мюзиклах Франции воплощается новая стилевая и художественная идея мюзикла.

Рассмотрим сходство и различие французского мюзикла с классическими образцами жанра. На протяжении XX века жанр мюзикл обогащался целым рядом приемов, характерных для оперной драматургии: Ф. Лоу («Моя прекрасная леди»), Л. Бернстайна («Вестсайдская история»), Э.Л. Уэббер («Иисус Христос - Суперзвезда», «Призрак оперы») и многих других, что свойственно и французскому мюзиклу.

В основе его драматургии лежит номерная структура, но при этом композиторы используют различные приемы оперной драматургии, которые обеспечивают музыкальное единство и целостность формы произведения: наличие лейтмотивов, которые на протяжении действия подвергаются трансформации, типизированных ритмоформул в сопровождении (в основном, присущих динамичным сценам или драматическим номерам), интонационно-тематического единства между песнями («Notre Dame de Paris»). В мюзиклах нередко номера объединяются в сцену сквозного развития. От оперной драматургии французский мюзикл унаследовал прием «отстранения» посредством введения в действие танцевальных номеров либо контрастирующих по месту эпизодов. Приемы симфонизации, типичные для оперы, также претворяются во французских мюзиклах. В качестве примера одна из кульминационных сцен «Notre Dame de Paris» - «Атака собора Нотр Дам» (2 акт), где происходит открытое столкновение противоборствующих сил: с одной стороны - Фролло, поддерживаемый Фебом и солдатами, с другой - Клопен, нищие, бродяги, а также, Эсмеральда. Здесь же присутствует Грингуар, персонаж комментирующего плана, представляющий «слово от автора». В начале сцены музыкальные темы каждого из указанных героев (кроме Грингуара) звучат последовательно друг за другом. В кульминационной зоне все 3 темы, контрапунктически объединяются по вертикали («Люди без бумаг» из 1 акта - Клопен, Эсмеральда и бродяги, «Гоните их прочь!»- Феб и солдаты, и «Их больше тысячи» - Грингуар.

Из сферы кино, еще в 1950-е годы в мюзикл проник принцип монтажа картин-кадров и принцип параллельных планов, а из театра - прием переключения действенных планов с помощью затемнения. Данные явления в свое время использовались и в «Моей прекрасной леди», и в «Вестсайдской истории», а также во многих других произведениях. Французский мюзикл продолжает развивать эти приемы. Наличие параллельных действенных планов можно обнаружить в мюзикле «Ромео и Джульетта» (например, сцена в лавке у падре Лоренцо «Paramour» из 1 акта, сцена сватовства Париса из 2 акта), а принцип затемнения - в «Дон Жуане» (2004) Филиппа Грея (2 акт). Традицию включения в музыкальную драматургию разговорных диалогов, идущую от «opera comique» и оперетты, продолжают французские композиторы Жерар Пресгурвик в «Ромео и Джульетте», Ш. Абулькер в «Али-Баба», Р. Коччианте в «Маленьком принце».

Во Франции авторами мюзиклов избираются в основном сюжеты именно с трагическим финалом(кроме сказочных спектаклей).

Отличительной особенностью французских мюзиклов является сохранение своих национальных музыкальных традиций. Тотальное американское влияние на все музыкальные культуры мира, наблюдающиеся в настоящее время, во французских спектаклях сведено к минимуму. Однако охотно используется стилизация музыки той страны, где происходит действие мюзикла («Десять заповедей» и «Дон Жуан».)

Во французских мюзиклах обнаруживается индивидуальное отношение к хореографии. Следует отметить, что актеры здесь не танцуют в отличии от мюзиклов Америки и Англии, в которых одним из главных требований, предъявляемых исполнителю, было умение танцевать. В хореографических номерах исполняемых специальной труппой, выражаются душевные переживания, метания, страхи героев.

Во французских спектаклях в соответствующих сценах присутствуют и персонажи - символы, например, Смерть - в «Ромео и Джульетта», или стая хищных птиц, символизирующих мстителей - в «Дон Жуане».

Отличительной чертой оркестрового инструментария в мюзиклах - это использование различных инструментов, которые выступают в качестве ведущего сопровождения. К примеру, роль литавр в массовых сценах, динамичных номера, а также, в драматических эпизодах действия, композиторы используют электронные достижения техники, необходимые в современной массовой музыкальной культуре.

Необходимо отметить то, что для французского мюзикла характерно как и для американского спектакля, грандиозные постановочные эффекты, сценография, а на сегодняшний момент активно используются современные технологии. Данные новшества являются неотъемлемой частью в развитии современного мюзикла Франции [26].

1.4 Современная мюзикл-индустрия Франции: стратегия успеха

Современная мюзикл-индустрия не стоит на месте и набирает обороты своей популярности. Современный мюзикл является не только искусством, на сегодняшний момент это мощная индустрия с многомиллиардным оборотом. В постановку каждого мюзикла вкладываются огромные средства, которые потом не просто окупаются, а возвращаются увеличенными в сотни и тысячи раз.

Отметим продюсерскую работу. Это очень сложная задача - спродюсировать новый мюзикл, так как в постановку вкладываются огромные деньги, риск тоже огромен. Продюсеру необходимо знать, что будет иметь успех у публики и при каких условиях; провести маркетинг; заранее просчитать и организовать рекламную кампанию. Продюсер мюзиклов руководит крупным, сложным и рискованным бизнесом.

Пока не придумана современная машинерия, позволяющая легко менять декорации, и современный «лаконичный» стиль оформления сцены (когда вместо декораций на сцене, возвращающий нас к шекспировским временам (когда вместо декораций на сцене стояли дощечки с надписями «Лес», «Море», «Пустыня» и т.д.), все мировые постановки шли именно так - пышные тяжеловесные декорации устанавливались на целый сезон.

В наше время сезонный принцип дает возможность полного переоборудования театра в соответствии с требованиями к оборудованию и оформлению постановки: декорации, акустика, усилительная аппаратура, освещение и прочие детали постановки.

Задолго до постановки нового мюзикла разворачивается рекламная кампания. Привлекается множество агентов, менеджеров, маркетологов, специалистов по рекламе и связям с общественностью. Для каждого мюзикла разрабатывается свой логотип.

Актеры подбираются по результатам просмотров (auditions), и впоследствии с каждым из них заключается долгосрочный контракт, который по окончании может быть возобновлен (если того хотят обе стороны). Имена исполнителей главных ролей обычно являются частью рекламной кампании, особенно если они известны и популярны. Хорошо организованная рекламная кампания может сделать звездой и начинающего актера еще до того, как состоится премьера, - все зависит от подбора специалистов, руководящих этой кампанией.

Параллельно с подготовкой театра идут репетиции. В наше время постановка нового мюзикла обычно занимает не меньше года. В ходе длительной работы над постановкой, включающей в себя многочисленные репетиции назначается премьера.

После того как состоялась премьера мюзикла, именно пресса делает новый мюзикл популярным. Или не делает - плохие отзывы театральных критиков в газетах могут погубить новорожденную постановку. Если отзывы оказываются положительными со стороны прессы, то мюзикл продолжает свое существование в дальнейшем.

Выпускаются компакт-диски с отрывками (или полные аудиозаписи). Фрагменты мюзикла транслируются по телевидению и ратируются на радио. После премьеры мюзикла появляются самые разнообразные товары с его символикой - от футболок с логотипом до сувениров и духов.

Мюзиклы ставятся на стационарной основе, но почти у всех есть гастрольная и выездная версия. Такая постановка отличается упрощенными декорациями, и может быть сыграна в достаточно быстро подготовленном местном театре. Дизайн гастрольной версии не так эффектен, как дизайн версии стационарной. Артисты отыгравшие по контракту в стационарной версии, многие из них отправляются в тур, или, наоборот, в стационарную постановку приходят из тура. Для актеров в гастрольной версии есть свои преимущества - большая аудитория, перемена обстановки, возможность сыграть любимую и прибыльную роль.

Если мюзикл действительно оказывается популярным, возникают версии на других языках. Тогда перед переводчиками встает сложная задача: создать эквиритмический - то есть совпадающий по ритму - стихотворный перевод целого спектакля. В последние десятилетия сложилась традиция экранизировать наиболее успешные мюзиклы или выпускать видеозаписи. Кино- или видео-версия выходят после того как мюзикл заканчивает свой сезон в театре [4, c. 12].

Современной мюзикл-индустрией занимается многочисленная команда людей, которая работает над созданием мюзикла: продюсеры, режиссеры-постановщики, художники-оформители, художники по костюмам, артисты, люди, работающие с современными технологиями.

Постановки французских мюзиклов растут в геометрической прогрессии и расписаны на год вперед, все предстоящие премьеры держаться в глубоком секрете и тщательно охраняются. Один последних поставленных мюзиклов 2013 года это - «Робин Гуд». В роли Робина Гуда выступил молодой французский певец Матт Пакора. Выпущен первый сингл и видеоклип на песню «Мир изменился». Съемки проходили в одном из живописных мест Прованса. Композицию «Мир изменился» написал композитор Метье Менде. Над съемкой работал талантливый режиссер из Квебека Мишель Лаприз, который работал над созданием шоу Мадонны «MDNA». Танцоры, задействованные в клипе, были набраны благодаря кастингу, проводившемуся через интернет. Режиссерами мюзикла явились Лионель Флоранс и Патрис Жирао, которые участвовали в таких проектах как «Клеопатра», «Десять заповедей», «Король-солнце». Директором мюзикла является Роберто Кюрлео (Ciurleo) [27].

Обычно перед премьерами французских мюзиклов разворачивается мощная рекламная кампания, после которой французская публика с нетерпением ожидает самого зрелища.

В 2012 году после мюзиклов «Король-солнце» и «Клеопатра» широко известный в Европе хореограф Камель Уали решил по-новому осветить легенду о графе Дракуле. Спектакль с оригинальными песнями рассказывает историю о невозможной любви Дракулы, который в поисках идеала разрывается между страстью и рассудком. Труппа из певцов, актеров и танцоров появилась перед зрителями в фантастическом мире, где были использованы современные технологии, такие как 3D (к танцорам прикреплялись датчики, благодаря которым они были интрегрированы в визуальный ряд, а зрителям предлагались специальные 3D очки); использование цирковых номеров Цирка дю Солей (персонажи появлялись из-под сцены, летали и делали сложнейшие трюки в воздухе: на лентах, перекладинах и лонжах), в мюзикле принял участие профессиональный одноногий танцовщик. В постановке участвовал Тьерри Сюк (Thierry Suc), продюсер многих шоу именитой певицы Милен Фармер.

После выхода мюзикла «Дракула, любовь сильнее смерти», мюзикл завоевал любовь мировой публики, в социальных сетях, таких как «Контакт» появились фан-сообщества, посвященные этому мюзиклу. Поклонники обмениваются своими впечатлениями, проводят конкурсы на создание посредством графических редакторов коллажей с любимыми персонажами и артистами мюзикла.

Среди коммерчески успешных проектов Франции последних лет - мюзикл «Моцарт. Рок-опера» (2009), имевший мощную продюсерская PR-кампанию: официальный сайт, концепт-альбом, клипы, ротации песен на радиостанциях и телеканалах, организация promo-туров, презентация рекламных POS-материалы с логотипом (плакаты, наклейки, футболки, кепки, брелки, часы, постеры исполнителей), активизация фан-клубов, форумов, сообщества, в которых люди придумывают конкурсы и разыгрывают автографы исполнителей и не только. Также проект заручился поддержкой со стороны влиятельных продюсеров Дова Аттья и Альбера Коэна, в лице фирмы «Swarovski» [3, с. 69].

Над композициями работал большой коллектив композиторов и аранжировщиков: Жан-Пьер Пило, Оливье Шультез, Дов Аттья, Вильям Руссо, Франсуа Кастелло. Режиссером явился Оливье Даана, декорации Алена Лагарда. Общая световая гамма спектакля создана художником по свету Жаком Рувеироллем, сценические костюмы выполнены Жижи Лепаж (широкие платья, корсеты, расшитые камзолы, кружевные жабо, банты, накрахмаленные парики и аксессуары - веера, шляпки, трости, украшения), которые в полной мере отобразили богатство причудливой эпохи Моцарта. Хореография Дэна Стюарта.

Мюзикл «Mozart. LOpera Rock» - это новый акцент, умело расставленный в музыкальной жизни. Нашумевший коммерческий французский мюзикл, соединил пышность, французский шарм, мощь рока и изысканность классики, а главное мюзикл заставил создать возле себя бешенную мировую популярность благодаря мощной PR-кампании, создается множество сайтов посвященных французским мюзиклам, что указывает на то, что развитие мюзикл-индустрии прогрессирует и не стоит на месте [27].

Выводы по Первой главе

. Мюзикл - музыкально-сценический жанр, использующий выразительные средства музыки, драматического, хореографического и оперных искусств. Мюзикл представляет собой театральную форму, в которой музыка является одним из средств музыкально-сценического монтажа наряду с хореографией, пластикой, постановочными эффектами и т.д. Первоисточниками мюзиклов стали сочинения Т. Плавта, У. Шекспира, М. Сервантеса, Ф. Вольтера, Ч. Диккенса, Б. Шоу, С. Шолом-Алехейма, Ю.О Нила, а также современных американских писателей - Т. Капоте, Т. Уайлдера, Э. Райса, М. Андерсана. Мюзиклу свойственна насыщенность действием. Мюзикл рассчитывает на актеров универсальной одаренности, «синтетических», то есть обладающих способностью синтезировать, объединить разного рода профессиональные умения - речь, мимику, пение, пластику, танец, подчиняя их единой линии сценического поведения, задаче создания цельного образа. Задача мюзикла вызвать и сохранить в зрителе интерес к происходящему на сцене.

. У истоков французского мюзикла стоит оперетта. В 1979 г. М. Берже и Л. Плад создали мюзикл. А после постановки в 1998 году мюзикла «Собор Парижской Богоматери» Люка Пламондона и Риккардо Коччиате, во Франции выработался новый стандарт театрального шоу, характерными чертами которого были либретто на основе классической любовной истории, партитура, состоящая из поп-песен, эффектное оформление и модная хореография.

. В мюзиклах Франции воплощается новая стилевая и художественная идея мюзикла. Во Франции авторами мюзиклов избираются в основном сюжеты именно с трагическим финалом (кроме сказочных спектаклей). Отличительной особенностью французских мюзиклов является сохранение своих национальных музыкальных традиций, обнаруживается индивидуальное отношение к хореографии; использование различных инструментов, которые выступают в качестве ведущего сопровождения. К примеру, роль литавр в массовых сценах, динамичные номера, а также в драматических эпизодах действия, композиторы используют электронные достижения техники, необходимые в современной массовой музыкальной культуре. Для французского мюзикла характерны (как и для американского спектакля), грандиозные постановочные эффекты, сценография, а на сегодняшний момент активное применение современных технологий.

. Современная мюзикл-индустрия - это мощная индустрия с многомиллиардным оборотом. Над постановкой мюзикла проводится колоссальная работа, где задействовано большое количество специалистов - области актёрского мастерства, хореографии, современных технологий, а также продюсеры, которые играют важную роль в создании и постановки спектакля.

ГЛАВА 2. Современный французский мюзикл: индустрия развлечения. Коммерчески успешные проекты Франции

.1 Мюзикл «Клеопатра последняя царица Египта»: вектор развлекательности в современной режиссуре

В 2009 году французский хореограф и режиссер Камель Уали поставил мюзикл «Клеопатра: последняя царица Египта». Со слов самого Камеля Уали мюзикл посвящен женщине-Легенде.

Сюжетной основой спектакля стали исторически события периода правления великой Царицы Египта Клеопатры. 51 до рождества Христова. После смерти своего отца, Клеопатра и ее младший брат Птоломей получают в наследство огромную империю: невероятную землю фараонов Египта. Отстранённая от власти своим братом, который будет пытаться убить ее, чтобы править одному, Клеопатра решила вернуть этот трон, который принадлежит ей по праву. Эта история начинается с бунта семнадцатилетней девушки, которая сбегает вместе с Хармеоной, ее самой преданной жрицей. Использует свой шарм, Клеопатра добивается того, чтобы убедить Цезаря, который готовится захватить силой ее королевства, оставить ей трон Египта. Цезарь поддается утонченности молодой царицы и селит ее в Риме, что начинает вызывать ярость у сенаторов, которые видят лишь угрозу в этой гордой египтянке, независимой и амбициозной. Цезарь убит несколькими годами позже, и царица срочно возвращается в Египет.

После смерти Цезаря Октавиан и Марк Антоний решают разделить мир: один заберет Запад, другой - Восток. И чтобы это соглашение было действительным, Марк Антоний берет в жены красивую и кроткую Октавию, сестру Октавиана. Клеопатра тем временем на вершине славы. Ее народ, которому она вернула независимость и гордость, питает к ней любовь и почтение. Являясь блестящим политиком, она всегда хотела вернуть Египту фараонов первый план, она просит альянса с Антонием. Но любовный альянс приводит ее к политическому расчету: Клеопатра и Марк Антоний завязывают страстные отношения и бросаются в «неподражаемую жизнь»: сладости, праздники, пиры…излишнее общение, самые глупые фантазии…Но для римлян эта разгульная жизнь неприемлема. Октавиан просит Марка Антония выбрать между Октавией и Клеопатрой, и появляется угроза - сделать из Рима врага. Марк Антоний выбирает Клеопатру: война объявлена.Два любовника объединяют свои силы для борьбы против армий Октавиана, прежде чем узнают свой трагический конец…

С технической точки зрения хореограф освоил новые перспективы. В спектакле существуют оригинальные эффекты как на уровне обращения с картинкой, так и на уровне эстетики декорации, которая постоянно меняется. Присутствие артистов цирка абсолютный эффект и вносит дополнительное значение в спектакль, потому что используется все пространство по горизонтали и по вертикали. Дальнейшее использование цирковых номеров Уали будет использовать в других своих постановках, так как «Дракула, любовь сильнее смерти». Используется вода, которую можно увидеть в мюзикле «Король-Солнце» в виде фонтанов, в мюзикле «Клеопатра» зритель сможет увидеть воду, которая выглядит в виде площадки залитую слезами Клеопатры.

В качестве композиторов выступали такие люди как, Ф. Дюбо - французский рок-музыкант, Д. Эспесито - итальянский композитор; мастер лирической песни, С. Масси - композитор, гитаристка и певица Алжира, Л. Милан - француженка, пишет в жанре RnB соул, Б. Поэ - вокалист французской группы «Куо», работающий в стиле рок и поп-рок, «Vegastar» - французская рок-группа. Такое жанровое многообразие и объясняет разнообразие номеров мюзикла. В мюзикле использованы элементы брейк-данса, хип-хопа и дополняется это все разнообразными цирковыми номерами.

Декорации в мюзикле меняются практически перед каждой новой песней, костюмы соответственно тоже. Частью декораций являются огромные золотые статуи жрецов, статуя самой Клеопатры высотой чуть ли не во всю сцену, трон Клеопатры, на котором она выезжала на сцену, две огромные, предположительно металлические, конструкции в виде изображения Цезаря и Клеопатры, передвигаемые по сцене танцорами с помощью системы рычагов, роскошный корабль, на котором по сюжету приплыла Клеопатра покорять Марка Антония.

На протяжении всего спектакля постоянно используется экран на задней части сцены. На него проецируются изображения египетских фресок, то греко-римского храма, то каких-то символов и знамен, а то по экрану проскакал распугиваю толпу.

Самый оригинальный эффект - левитация. В разных частях спектакля летают и парят в воздухе почти все. Во втором акте на невидимых крыльях любви Клеопатра кружит по сцене, периодически опускаясь в руки Марка Антония. Когда Клеопатра умирает, ее тело и тело Марка Антония одновременно поднимают верные слуги, и они оба поднимаются в воздух. Так они улетают каждый за свою кулису и спектакль.

В спектакле кроме 7 актеров, участвовали 18 профессиональных танцоров и циркачей, отобранных из 2000 кандидатов. Среди циркачей участвуют акробаты, жонглеры, воздушные гимнасты. Их эффектные акробатические фигуры и трюки постоянно ставят под сомнение силу протяжения Земли.

Мюзикл «Клеопатра последняя царица Египта» - это настоящее танцевально-цирковое ревю в блистательных декорациях и умопомрачительных костюмах, этот мюзикл - яркий пример межвидового синтеза.

2.2 Мюзикл «Адам и Ева. Второй шанс»: баланс между творчеством и бизнесом

Спустя 12 лет со дня премьеры «Десяти Заповедей композитор Паскаль Обиспо пишет новый мюзикл и вновь на библейскую тематику. Адам - это библейский персонаж, считающимся первым человеком, созданным Богом. В данном случае Обиспо решил не пересказывать всем известную историю, а поразмышлять: что было бы, если бы человечеству был дан второй шанс.

Премьера мюзикла состоялась 31 января 2012 года в Парижском Дворце Спорта. После 77 показов спектакль отправился в турне. Также прошел вебкастинг, о котором писали на сайте <#"justify">1.В мюзикле «Клеопатра последняя царица Египта» применяются оригинальные эффекты. На протяжении всего спектакля постоянно используется экран на задней части сцены, где на него проецируется изображение египетских фресок, то греко-римского храма, то каких-то символов и знамен. Одним из оригинальных эффектов является левитация. В разных частях спектаклях летают и парят в воздухе почти все. В спектакле задействовано 7 актёров, 18 танцоров и циркачи, среди которых акробаты, жонглёры, воздушные гимнасты. Мюзикл «Клеопатра последняя царица Египта» яркий пример межвидового синтеза.

.По-новому раскрыта библейская тема в мюзикла «Адам и Ева: второй шанс». В мюзикле наблюдается синтез танца, музыки, акробатики, и всевозможных эффектов. Спектакль призывает зрителя к просмотру зрелищного, эффектного, театрального действа.

.Мюзикл «Робин Гуд» - проект в котором герои показывают свои актёрские способности и физические возможности, спектакль наделён всевозможными эффектами и современными технологиями. Задействовано много именитых режиссеров, хореографов в постановке и создании мюзикла.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Мюзикл один из самых молодых жанров современного музыкального театра. Первоисточниками мюзиклов стали сочинения Т. Плавта, У. Шекспира, М. Сервантеса, Ф. Вольтера, Ч. Диккенса, Б. Шоу, С. Шолом-Алехейма, Ю. ОНила, а также современных американских писателей Т. Капоте, Т. Уайлдера, Э. Райса, М. Андерсена и др. Лучшие либретто мюзиклов отличается интересной проблематикой, оригинальными характерами, блестящими диалогами, эффектными кульминациями, поэтичными песенными стихами. Главными компонентами мюзикла являются: музыка, лирика и либретто. Последнее выражает собой пьесу, т.е. разговорная, а не вокальная линия мюзикла.

2. Традиция французского мюзикла связана с тремя жанрами: водевилем, опереттой и музыкальной комедией, но основным жанром, из которого французские мюзиклы берут своё начало - это оперетта. В 1979 году М. Берже и Л. Плад создали мюзикл «Стармания». Интенсивное развитие французского мюзикла создает современную модель жанра. В мюзиклах Франции воплощается новая стилевая и художественная идея мюзикла. Во Франции авторами мюзиклов избираются в основном сюжеты именно с трагическим финалом (кроме сказочных спектаклей). Отличительной особенностью французских мюзиклов является сохранение своих национальных музыкальных традиций. Тотальное американское влияние на все музыкальные культуры мира, наблюдающиеся в настоящее время, во французских спектаклях сведено к минимуму. Необходимо отметить то, что для французского мюзикла, как и для американского, характерны, грандиозные постановочные эффекты, сценография, а на сегодняшний момент активно используются современные технологии. Данные новшества являются неотъемлемой частью в развитии современного мюзикла Франции.

. Современная мюзикл-индустрия не стоит на месте и набирает обороты своей популярности. Современный мюзикл является не только искусством, на сегодняшний момент это мощная индустрия с многомиллиардным оборотом. В постановку каждого мюзикла вкладываются огромные средства, которые потом не просто окупаются, а возвращаются увеличенными в сотни и тысячи раз. Современной мюзикл-индустрией занимается многочисленная команда людей, которая работает над созданием мюзикла: продюсеры, режиссеры-постановщики, художники-оформители, художники по костюмам, артисты, люди работающие с современными технологиями.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Алексеев, Э. Азбука жанра. Творческие проблемы мюзикла / Э. Алексеев // Театр. - 1967. - № 9 - С. 141-147.

.Бабич, Т.Н. «Эффект Моцарта», или искусство развлекать публику / Т.Н. Бабич // Актуальные проблемы мировой художественной культуры: матер.междунар. науч. конф., посвящ. памяти проф. У.Д. Розенфельда (Гродно, 5-6 апр. 2012 г.), В 2 ч. Ч 1 / ГрГУ им. Я. Купалы ; редкол.: Т.Г. Барановская (гл. ред.) [и др.]. - Гродно :ГрГУ, 2012. - 375 с.

.Бахтин, А.А. Жанровая классификация музыкально-драматических спектаклей (опера, балладная опера, оперетта, водевиль, мюзикл, поп-мюзикл, рок-опера, зонг-опера) / А.А. Бахтин. - М.: Палеотип, 2005. - 50 с.

.Великие мюзиклы мира: популярная энциклопедия / науч. ред. И. Емельянова. - М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 704 с. : ил.

.Владимирская, А.Р. Звёздные часы оперетты / А.Р. Владимирская. - Л. : Искусство, 1975. - С. 76-100.

.Волынский, Э. Джордж Гершвин / Э. Волынский - Л. : Музыка, 1988. - С. 5-136.

.Гринберг, М.М. Современный мюзикл / М.М. Гринберг, М.Е. Тараканов // Советский музыкальный театр. Проблема жанров: сб. науч. ст. // ВНИИ искусствоведения; ред.-сост. М.Е. Тараканов. - М.: Сов. композитор, 1982. - С. 231-285.

.Данько, Л.Г. Мюзикл как особая форма музыкально-драматического спектакля: лекция для студентов институтов культуры по курсу «История музыки» / Л.Г. Данько. - Л.: Сов. музыка, 1977. - 26 с.

.Журбин, А. Портрет в пространстве мюзикла / А. Журбин, беседу вела Н. Алиханова // Музыкальная жизнь. - 2005. - № 8 - С. 10.

.Кампус, Э. О мюзикле / Э. Кампус. - Л. : Музыка, 1983 - 128 с.

.Конен, В. Пути американской музыки : очерки по истории муз. культуры США // В. Конен. - М. : Сов. музыка, 1977. - С. 418-440.

.Лысенко, З. Российский мюзикл становится классикой / З. Лысенко // Литературная газета. - 2006. - 9-15 авг. - С. 2.

.Кудинова, Т. От водевиля до мюзикла / Т. Кудинова. - М : Сов. композитор, 1982. - С. 65-88.

.Макаров, Г. Взлёты и падения мюзикла / Г. Макаров // Мифы и реальность. Зарубежное кино сегодня : сб. ст. / сост. Г.А. Капранов. - М. : Искусство, 1972. - Вып. 3. - С. 259-267.

.Мархасев, Л. В лёгком жанре / Л. Мархасев. - Л. : Музыка, 1986. - С. 96-120.

.Межибовская, Р.Я. Играем мюзикл / Р.Я. Межибовская. - М. : Сов. Россия, 1988. - 96 с.

.Пухиных, Н. Играем мюзикл (разговор двух ведущих практиков жанра Г. Гладкова и М. Захарова) / Н. Пухиных // Муз. жизнь. - 1985. - № 13. - С. 6-7.

.Сахарова, О. Эндрю Ллойд Уэббер: британский «король» мюзикла / О. Сахарова // Муз. Академия. - 2008. - № 2. - С. 22-28.

.Тараканов, М. Современный мюзикл // Советский музыкальный театр проблемы жанров :сб. ст. / ред.-сост. М.Е. Тараканов. - М. : ГИТИС, 1982 - 286 с.

.Ханиш, М. О песнях под дождём / М. Ханиш М. : Радуга, 1984. - 153 с.

21.Чёрная, Г. О сценической природе мюзикла / Г. Чёрная // Вопросы театрального искусства :сб. науч. ст. / Гос. институт театрального искусства им. А.В. Луначарского; редкол.: Б. Асеев [и др.]. - М., 1977 - С. 228-259.

22.Ювченко, Н.А. Музыка в драматическом театре Беларуси: XX - начало XXI века / Н.А. Ювченко. - Минск: Белорус. наука, 2007. - 270 с.

Похожие работы на - Современная мюзикл-индустрия Франции: теория и практика

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!