Россия: религия, нравственность, власть

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,83 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Россия: религия, нравственность, власть

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ РИСКА"

(ИПР)

Управление этико-правовыми рисками





Контрольная работа

Дисциплина: Этико-правовой потенциал россиян. Эволюция и инволюция

Тема: "Россия: религия, нравственность, власть"



Выполнил: группа Ю-510

Хованов С.А.

Проверил: д. т. н., профессор

Живетин В.Б.




Москва 2014

Содержание

Введение

Единство и противостояние

Эволюция

Этическая сущность

Заключение

Список используемых источников

Введение

"Не приведи бог жить в интересное время, говорит старый мудрый китаец Конфуций. Но "времена не выбирают, в них живут и умирают, как бы отвечает ему сквозь тьму 25 веков наш современник и соотечественник. Мы действительно живем в интересное время, время, по определению крупнейшего философа и гуманиста XX века Эриха Фромма, конца и начала, начала, богатого многообразными возможностями.

Власть не сознавала и не сознает, где граница между рабством народа и его правовой жизнью. В этом трагедия народа и власти. Ибо, не сознавая, власть навязывала свою волю, а народ сопротивлялся в различной форме рабству.

С начала 90-х годов ХХ века Россия переживает "чересчур интересное время, она находится на неуютном, продуваемом всеми мыслимыми ветрами перекрестке своей судьбы. В исторической драме, участниками которой мы являемся, события развиваются бурно и во многом непредсказуемо. Позиция каждого из нас - отнюдь не последнее из обстоятельств, определяющих облик будущего страны.

Конфликт подсистем этико-правовой системы порождается многоцелевым функционированием общества, что порождает противостояние различных подсистем власти как между собой, так и с народом. Итоги такого противостояния реализуются в виде снижения энергетическо-информационного потенциала, создаваемого социально-экономической системой общества в виде снижения его жизненного уровня.

Попытаемся рассмотреть под углом зрения философской науки взаимоотношение политики и морали в сегодняшней России. Рассмотрим, прежде всего, некоторые аспекты, касающиеся политической системы общества, сущности политической власти. Далее перейдем к проблеме морали, а также взаимоотношений политики и морали, как двух форм общественного сознания, отражающих единое общественное бытие.

Итак, исходное утверждение: основным определяющим фактором эволюции или инволюции социально-экономической системы являются этические и правовые нормы или этико-правовой потенциал подсистем этико-правовой системы, порожденной обществом.

О необходимости синтеза политического и философско-этического в управлении государством и государственной жизни вообще писал в своей теории Государства Платон: "Пока в государствах не будут царствовать философы, либо так называемые нынешние цари, а владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется в едино - государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди - а их много, - которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор, дорогой Главкон, государствам не избавиться от зол, да не станет возможным для рода человеческого и не увидит солнечного света то государственное устройство.

Воспользоваться административными достижениями всех европейских государств, для того чтобы управлять на чисто восточный лад - такова задача, над разрешением которой со времен Петра I изощряются все монархи и вожди в России.

Политическая система общества - упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества. Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институциализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, неинституциональных политических отношений.

Народ создал власть и собственность в силу своих личностных свойств, а в силу своих сущностных свойств - этику и право, которые в совокупности своей управляют обществом.

Политическая система представляет собой одну из частей или подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими ее подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой, культурной образующими ее общественное окружение, ее общественные ресурсы наряду с ее природным окружением и природными ресурсами (демографическими, пространственно-территориальными), а также внешнеполитическим окружением. Центральное положение политической системы в этой структуре ее внешнего и внутреннего окружения определяется ведущей организационной и регулятивно-контрольной ролью самой политики.

В силу различия своих сущностных свойств различные народы порождали различные личностные свойства и соответственно различные системы власти, создавшие различные правовые основы к собственности, создаваемой народом в государственной среде и частной среде.

Понятие цивилизация многомерно. Ее определяют как сообщество людей, составляющих определенный культурно-исторический тип. Речь идет об общности менталитета - системы мировидения, которая формирует основополагающие духовные ценности и идеалы, определяет стереотипы поведения, как отдельного человека, так и социальных групп.

Сначала был вождь, духовный мир которого был склонен к созданию той или иной формы рабства посредством антиэтической, антиправовой системы власти. Затем вождь подбирал для своих целей элиту, а все не способные творить систему рабства либо отстранялись, либо ссылались, либо уничтожались. В результате была создана система производства рабства, итоги структурно-функционального синтеза которой представлены схемой, из подсистем; Социально-политического; Социально-экономического; и Административного рабства, - завязанной на народ.

Цивилизация - это и присущий данному культурно-историческому типу способ организации пространства и времени, формирующий особые черты государственности, социальной жизни, экономики и культуры. При множественности факторов, составляющих цивилизацию, основными принято считать три признака: наличие городов, государства и письменности.

Каждая цивилизация, ограниченная хронологическими и географическими рамками, уникальна и неповторима. Постоянно развиваясь, она проходит стадии зарождения, расцвета, разложения и гибели. Цивилизации делятся на три глобальных типа:

традиционные цивилизации;

индустриальная цивилизация;

постиндустриальная, или информационная, цивилизация.

Для восточных обществ характерен первый тип. Отличающиеся большой устойчивостью, цивилизации Востока развиваются циклически, т.е. проходят фазы становления и упрочения единого государства, его упадка из-за усиления центробежных сил, а затем наступает социально-политическая катастрофа, связанная с распадом государства. На новой ступени развития этот цикл повторяется.

Восточный деспотизм - это: - всеобщее рабство; - правление согласно своим желаниям; - отсутствие посреднических институтов между подданными и правительством. Это характерно для стран, в которых государство доминирует над гражданским обществом при отсутствии права политического представительства, личной свободы в условиях произвола, стагнации и отсталости. Человек должен получать внешние и внутренние факторы возмущения, для того чтобы эволюционировал потенциал души и интеллектуальной системы.

Для Западной Европы, где все три типа цивилизаций последовательно сменяли друг друга, характерно поступательное развитие, то есть постоянное восхождение к более прогрессивным формам развития общества (при всей относительности понятия прогресс). Российская цивилизация, сформировавшаяся на стыке Европы и Азии, синтезировала черты развития Востока и Запада.

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что человечество при всем его необычайном многообразии мечется между двумя культурными полюсами: Восток и Запад.

Мировая история началась с Востока, именно он - очаг цивилизации. Здесь возникли и приобрели устойчивые формы древнейшие социальные и политические институты. Недаром древние римляне с уважением говорили: "Свет - с Востока"

Восток - это, прежде всего традиционное общество и традиционный путь развития. Откуда взялась эта традиция, как и кем, она была установлена? По мнению востоковедов, традиция была, во-первых, заимствована из цикличности сельскохозяйственных работ, от которых впрямую зависело процветание первых очагов цивилизации. Во-вторых, оформившись впервые государственные образования, они всячески стремились противопоставить себя варварам и утвердить свои приоритеты как определяющие и исключительно важные.

Под термином "Запад" понимают особый тип цивилизованного и культурного развития, который сформировался в Европе примерно в XV - XVII вв. Предшественниками этого типа были культура античности и христианская традиция. Именно в античной культуре философско-религиозное сознание утрачивает свою монополию, возникает система быстрого логического усвоения знаний. Рушится принудительная связь личности с преданием, общество теряет единую систему ценностей.

этический правовой религия власть

Единство и противостояние

Запад есть запад, восток есть восток,

Не встретиться им никогда.

Лишь у подножья Престола Божья

В день страшного суда.

Эти строки, принадлежащие великому английскому писателю Редьярду Киплингу, и по сей день привлекают внимание. Одни соглашаются с Киплингом, говоря, что Востоку и Западу действительно не понять друг друга. Другие, наоборот, протестуют, указывая на то, что Восток европеизируется, а Запад проявляет все больший интерес к традициям востока (философии, искусствам, медицине).

В России система власти опиралась на "православие, самодержавие, народность". Или, иначе говоря, на следующие подсистемы: на дух (православие); на такую форму государственного правления, как самодержавие; на народ как носитель нравственного идеала - народности.

Культура как характеристика обществ функционирует на различных уровнях в определенных конкретных формах. Для отражения этих форм в социологии используется понятие субкультуры. Субкультура - это набор символов, убеждений, норм, образцов поведения, отличающих ту или иную социальную общность (молодежь, спортсмены, старики и т.п.) и институт (семья, школа, политическая партия и т.п.).

Кодексы восточных империй включают подробные перечни обязанностей подданных перед государством, своды административных ограничений их жизненной и хозяйственной деятельности, а также немногочисленные права собственника.

Можно выделить национальные, конфессиональные, профессиональные, возрастные субкультуры. Например, национальная культура включает в себя символы, ценности, убеждения, нормы, образцы поведения, которые объединяют представителей данной нации. В большинстве стран имеется несколько национальных культур, что связано с многонациональным составом народа. Молодежь имеет свою субкультуру, выражающуюся в одежде, языке общения, манере отдыха и т.п. Каждый социальный институт (семейный, молодежный, армейский и т.п.) стремится создать и внедрить поведенческие образцы, отличающие его от других институтов. Это выражается в культурных комплексах "культуры завода", "культуры школы", "культуры управления" и т.п.

Восточные общества и системы власти возникли за много тысяч лет до западных. Еще в племенах люди начали создавать властные управления для формирования межличностных отношений, обусловленных сущностными и личностными свойствами человека. Система власти, основой которой были различные способы взаимоподчинения, на основе этики и права, возникла раньше, чем создается собственность, которая, возникнув, формирует посредством создателей собственности учения о собственности, а затем систему производства и отношений собственности. Таков основной закон иерархии систем бытия.

Политическая система структурна, т.е. включает части или подсистемы разной сложности, их элементы и отношения между ними. Политическая система складывается из подсистем трех уровней власти и политических отношений: двух институциональных - высшего или верхнего (мегоуровень), среднего или промежуточного (мезоуровень) и неинституционального - нижнего, массового (микроуровень). В свою очередь, они делятся на параллельные, обычно конкурирующие структуры (на тех же уровнях): легальные и теневые.

Внутри этих структур политическая система включает деление на субъекты политических отношений (руководителей, правящих) и носителей власти, исполнителей, рядовых членов массовых ассоциаций, их социальной базы.

Система производства собственности, синтезированная на структурно-функциональном уровне. Эта система которая создает условия накопления собственности, которая сформирована властью, чтобы систематизировать и организовать жизнедеятельность общества. После организации данной системы внутри этой системы начали складываться отношения собственности.

Таким образом, на институциональном макросистемном уровне политическая система включает центральный аппарат государственной власти (разделенной в демократическом обществе и в правовом государстве на законодательную, исполнительную и судебную). Вид политической системы зависит от типа общества и правления: приоритет власти главы правительства (т.е. приоритет исполнительной власти), президента (вплоть до так называемой президентской формы правления, допускающей временное или длительное совмещение функций разделенных властей), монарха, парламента (если он наделен прерогативами контроля и исполнительной власти), правящей партии, верховного или конституционного суда (при приоритете права и закона).

Этико-правовые пороки восточного общества: - отсутствие четких гарантий частной собственности, прав граждан; - отсутствие даже элементарного подчинения государства обществу; - частную собственность, рынок государство допускает, но в ограниченном значении, жестко контролируемом со стороны бюрократического аппарата; - поборы, конфискации, ущемления в социальном статусе - судьба любого собственника, если он не от власти и не во власти. При этих условиях собственность - средство, обратная связь, обеспечивающая устойчивое состояние. Потеряешь должность - отнимут состояние. Должность во власти - гарантия против конфискации. Власть во все времена направляла все усилия на получение собственности любым путем, в том числе антиправовым и антиэтическим, что характерно для восточного общества.

Под восточной цивилизацией подразумевается, прежде всего, Индия, Китай и Япония на протяжении гигантского временного промежутка: с середины 2 тысячелетия до н.э. - по 17 век н.э. - 3000 лет. За это время на Западе успели одна за другой смениться несколько цивилизаций.

В устойчивости Восточной цивилизации и состоит первая особенность Востока. Запад движется вперед как бы рывками. И каждый рывок сопровождается крушением старой системы ценностей, а также политических и экономических структур. Развитие Востока, напротив, предстает как сплошная линия. Новые веяния здесь не разрушают устои цивилизации. Напротив, они органично вписываются в старое и растворяются в нем.

По этой причине системы собственности и политические нестабильны. И неустойчивость обусловливается внешними и внутренними факторами риска, которые создают как функциональную, так и структурную неустойчивость

Цивилизация Востока была жизнеспособна, пока ей приходилось сталкиваться с варварскими народами. Она защищалась от них пассивно, поглощая и переустраивая на свой лад. Однако, встретившись с цивилизацией Европы, технически более развитой, несущей совершенно иную программу и стремящейся к разрушению всего непохожего на нее, Восток не устоял.

Одним из важнейших факторов, оказавших влияние на формирование западной цивилизации, была древнегреческая философия. Только она сформулировала беспрецедентную для своего времени идею любви к знанию самому по себе. В ней в качестве абсолюта выступает не безличное дао или нирвана,* а логос, при чем постигаемый рационально через постижение природы.

Западная система еще до новой эры благодаря Греции создала социальную мутацию, итогом которой была свободная от власти частная собственность на землю. При этом отсутствовала сильная централизованная власть; было реализовано самоуправление общины и города-государства. Самое важное заключалось в том, что права граждан не подлежали сомнению; государство - не повелитель, а инструмент реализации жизнедеятельности во власти полиса.

Вторым фактором, способствовавшим оформлению западного типа культуры, было христианство, где Логос становится Богом. Оно дало человечеству "личностного" Бога, т.е. персональность становится абсолютным началом мира. А так как все люди - личности, то все они равнодостойны своей персональной причастностью Богу, с которым их связывает любовь. Служение Богу связывается, прежде всего, с трудом, который рассматривается и ценится безотносительно к его конкретной форме. "Тот, кто упорно трудится, вырастает в глазах Бога, хотя бы сословие его было презираемым, а должность - еле приметной. Тот, кто трудится нерадиво, - чернь в глазах Творца, хотя бы он был князем или самым заметным из юристов".

Лютер первым в христианской культуре противопоставил труд и праздность, возродив известное изречение апостола Павла: "Кто не работает, да не ест". Нравственное возвышение труда и осуждение праздности подготавливало одну из важнейших установок гуманистической и демократической культуры. Были созданы исходные предпосылки для культивирования частнопредпринимательского успеха и частной собственности.

Капитализм - единственная система, созданная протестантами от Бога, от Христа, которая способна жить. Через кризисы, катастрофы, обусловленные падением этико-правового потенциала до критического уровня, капиталистическое общество будет совершенствоваться и саморазвиваться.

Хотя наука обязана своим возникновением древним грекам, современная технология уходит своими корнями в христианскую веру в Бога-творца. Только культура, основанная на вере в трансцендентного Бога, могла демистифицировать природу. Только такая культура могла задаться целью покорить природу, заставив ее служить людям; только такая культура позволяла развиваться установкам, руководствуясь которыми монахи стали в XII в. перекрывать плотинами реки, используя их энергию для сложных систем водяных мельниц, а позднее Бэкон высказал свое знаменитое положение "Знание - сила". Чтобы увидеть, что знание - сила, нужна совершенно особая точка зрения, с которой объект знания выступает в чисто инструментальном качестве, точка зрения неведомая всем остальным культурам.

"Общество принимало предшествующие капитализму явления тогда, когда, будучи тем или иным образом иерархизировано, оно благоприятствовало долговечности генетических линий и того постоянного накопления, без которого ничего не стало бы возможным. Нужно было, чтобы наследства передавались, чтобы наследуемые имущества увеличивались; чтобы свободно заключались выгодные союзы; чтобы общество разделилось на группы, из которых какие-то будут господствующими или потенциально господствующими; чтобы оно было ступенчатым, где социальное возвышение было бы если не легким, то, по крайней мере, возможным. Все это предполагало долгое, очень долгое предварительное вызревание"

Не менее важной компонентой, характеризующей духовную жизнь Запада, является демократия. Демократия - это определенный тип власти, противостоящий тем правлениям, где один - будь то тиран, монарх или фюрер - властвует над всеми. В условиях демократии существуют представительные органы власти, и большинство определяет внутреннюю и внешнюю политику страны.

Чтобы осмыслить ситуацию, России сегодня необходимо ос - мыслить эволюцию социально-экономической системы, создавшей капитализм. При этом необходимо рассмотреть эволюцию этико-правовых систем общества, ее роль и возможности в реализации эффективного функционирования социально-экономической системы с минимальными рисками. При этом были созданы два типа социальных систем: сначала социалистические системы, а затем капиталистические, когда народ начал создавать товары и услуги посредством своей интеллектуальной системы. Итак, человечество в силу своих этнических особенностей разделилось на тех, кто был способен своим интеллектом создавать собственность, и тех, кто ориентировался на творения биосферы, чем владела власть. Сегодня не очень точно, но приближенно такие системы относят соответственно к Западу и Востоку. Этим системам свойственны различные этико-правовые возможности власти и народа. Для человечества во все времена осмысление этого различия, поиск наилучшего управления эффективностью жизнедеятельности и минимизация рисков жизнедеятельности представляло, представляет и будет представлять самую главную, самую важную проблему.

Эволюция

Микроуровень политической системы образуется массовым участием общественных групп, классов и слоев, граждан общества в политической жизни: членством в массовых политических или неполитических, но влиятельных организациях, участием в массовых политических акциях поддержки власти или протеста, в социальном контроле политики, в ответственных процессах ее демократической организации (выборах, референдумах и т.д.). На микроуровне формируются политические народные движения, зарождаются политические группировки и партии, формируется общественное мнение, складывается политическая культура общества - важная составная часть и характеристика политической системы.

Система государственной власти - это система, которая обеспечивает внутреннюю правовую жизнь народа как единого целого, защищает права своих граждан, осуществляет нормальное функционирование институтов власти, в том числе законодательной, судебной и исполнительной, контролирует свою территорию и защищает свой народ, организует взаимовыгодные отношения с другими государствами, охраняет культурные ценности и природу, обеспечивает устойчивое развитие общества.

Пространство микроструктур отнюдь не ограничивается неким нижним, массовым уровнем. В нем расположено все, в принципе, общество и все его граждане, с их политическими взглядами, формами участия в совместной политической жизни, хотя политические роли организационно и функционально их разделяют по разным уровням.

Ксенофобия же или великодержавный комплекс России это именно, когда насаждался культ государства как единственной религии, культ "священного государства", как языческий культ. Правительство уничтожало в то время этико-правовой потенциал народа. В результате такое саморазвитие государства подавляло народ, власть, собственность.

Политическая система сформирована по принципу пирамидальной иерархии: с массовой социальной базой в основе, вершиной государственной власти в высшем ее эшелоне. Таким же образом построены и ее подсистемы, имеющие вертикальные структуры (от массовой базы к руководящим учреждениям: партии, крупные общественные организации, союзы, и пр.).

Эхо антиэтических, антиправовых мыслей о власти, государстве и сегодня лишает нас возможности понять, кто нужен во власти, какие люди, с какими личностными и сущностными свойствами "…интересы созидания, поддержания и сохранения огромного государства занимают совершенно исключительное и подавляющее место в русской истории. Почти не оставалось сил у русского народа для свободной творческой жизни… Классы и сословия были слабо развиты и не играли той роли, какую играли в истории западных стран. Личность была придавлена огромными размерами государства, предъявлявшего непомерные требования. Бюрократия развилась до размеров чудовищных. Русская государственность… выковывалась в борьбе с татарщиной, в смутную эпоху, в иноземные нашествия. И она превратилась в самодовлеющее, отвлеченное начало; она живет своей собственной жизнью, по своему закону, не хочет быть подчиненной функцией народной жизни". Осуществляя экспансию, теряя огромный материальный потенциал, государство не оставляло ничего для духовного развития, для восстановления и развития этико-правовой системы России, которая (именно она) могла синтезировать структуру общества с системой частной собственности, гарантией от произвола личностей из власти.

Жизнь политической системы протекает как постоянная смена равновесных состояний и кризисов разного рода - от частных кризисов отдельных подсистем и структур (правительственных, партийных, парламентских и многие другие.) до общих кризисов системы, которые обычно связаны с кризисом ее социального окружения и вливаются в совокупность политического, экономического (сырьевого, ресурсного), национального, правового и др. кризисов, что сопровождается обострением социальных противоречий и классовой, политической, идейной борьбы, борьбой за гражданские права и др. конфликтами.

Если сравнивать с Западом, россиянин пропустил гуманистическую, правовую эпоху и сразу оказался в эпохе духовной. Поэтому в психоэнергетическом пространстве россиянина был провал, духовные сложности, обусловленные необходимостью чем-то восполнить отсутствие правового сознания. Это обусловило его непреодолимое стремление совершенствовать свой духовный мир. Начало тому от царя, который мог помиловать, а мог казнить. Это зависело не от закона, а от того, внемлет ли он мольбе, просьбе, простит ли он "Христа ради", а не ради такого-то параграфа закона. А это обозначило упор на создание в духовном мире такого понятия, как "совесть".

На каждом из уровней, на которые разделена политическая система, образуются специфические структуры и отношения между ними.

Русские духовно никогда не стремились во власть, их страсть не созревала на почве власти, их страстью была воля. Они не шли во власть, и монарх им был не нужен. А посему пустота эта заполнялась иноземцами, среди которых очень редко были монархи духовно и родственно русскими, при которых Россия набирала энергию, так, например, перед очередным закатом, созданным очередным ничтожным императором, создающим новые условия для тоталитаризма.

Функциональный кризис системы, или кризис перегрузки, имеет место, только когда она вынуждена решать задачи, которые она решить не может. При этом кризис может быть процедурным, который разрешается частичной или полной перестройкой системы (сменой руководства, структур власти, правящих сил, лидеров, политического курса и т.п. перестройками). Такой кризис связан с антагонистическими конфликтами в обществе, которые порождают новые формы существующего общественного строя и сохраняют его политическую систему. Более глубокие кризисы, так называемые кризисы развития, связаны со сменой политической системы и типа общества или его существенных характеристик (форм собственности, экономических отношений и т.п.) и могут сопровождаться более или менее серьезными революционными преобразованиями. Дело в том, что система власти отличалась архаичной структурой. Коррумпированные системы власти и различные подсистемы не столько не хотели, сколько не могли в силу своего профессионального и этико-правового потенциала.

Политическая власть - это специальный социальный институт, упорядочивающий социальные отношения и поведение индивида. Политическая власть - определяющее воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство. В отличие от нравственной и семейной власти политическая власть носит не личностно-непосредственный, а общественно-опосредованный характер. Политическая власть проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными субъектами, политическая власть мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во время стабильности, общего согласия. Воля к власти у одних дополняется потребностью других присоединиться к властной воле, идентифицировать себя с ней, подчиниться ей.

Посмотрим, кто и как творил власть и осуществлял структурно - функциональные изменения в системе власти. Каждый этнос в своей жизнедеятельности по-разному проходит все этапы подъема и упадка социальной системы. Тропинка эволюции одна, однако, не все идут по ней, некоторые попадают в "овраг" и выбираются, другие падают в пропасть навсегда, а третьи - идут. Почему? Кто они, почему они идут без падений? Рассмотрим нашу страну - Россию, а именно строительство социализма, которому предшествовала духовная мутация, начавшаяся от крещения Руси.

Основными компонентами власти является: субъект, объект. средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия субъекта и объекта. Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например, народ или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.

Таким образом, замкнулась нравственно-правовая цепь взаимоотношений людей, формирующих различные системы общества, в своем противостоянии, создавая революционную ситуацию для уничтожения своего антиправового и антиэтического состояния. Это время - самое подходящее для создания политической мафии, цель которой - формировать антиправовые, антиэтические программы и лозунги для безграмотного народа.

Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти. Они могут использоваться для поощрения, наказания или убеждения. Политика, как мы видели ранее, является одним из способов регуляции поведения, а в этом смысле тесно связана с другим фактором общественной жизни, формой обоснования поведения в общественном сознании - моралью.

Таково состояние общества в России на границе "коммунизма". Его этический и правовой потенциал находился в критической области и так далеко от границы этических и правовых норм, что не мог самовосстановиться без участия политических мафиозных структур, получающих финансы на организацию бунта.

Этическая сущность

Власть - всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя взаимодействие ее субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения. В конечном счете, у объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но все же выбор - погибнуть, но не подчиниться, что нашло, в частности, свое выражение в свободолюбивом лозунге "лучше умереть сражаясь, чем жить на коленях. Масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Качества объекта политического властвования определяются, прежде всего политической культурой населения.

Как только идеология перестала физически сохраняться, началась коррозия политической диктатуры как опоры системы. Избавившись от Сталина, номенклатура сохранила страх за свою жизнь и желание обезопасить себя от новых возможных незаконных репрессий.

Понятие ресурсов власти. Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. В широком смысле ресурсы власти представляют собой "все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других. Таким образом ресурсы власти - это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления и т.п.), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивация человека (телевидение, пресса и т.п.), либо орудия (инструменты), с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь (оружие, карательные органы в целом).

Строительство нового общества началось с перестройки экономического базиса социализма. Смена экономического базиса главная часть смены - включала изменение отношения собственности, а также изменения в системе управления госсобственности. Эти изменения включали создание бюрократического рынка в условиях ослабления управляющего центра.

" В стране действовала не командная система, а экономика согласований - сложный бюрократический рынок, построенный на обмене - торговле, осуществляемом как органами власти, так и отдельными лицами. В отличие от обычного денежного рынка товаров и услуг, на бюрократическом рынке происходит обмен не только и даже, пожалуй, не столько материальными ценностями… но и властью и подчинением, правилами и исключениями из них, положением в обществе и вообще всем тем, что имеет какую-либо ценность".

Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти. Они могут использоваться для поощрения, наказания или убеждения.

Русские - это народ без инстинктов стремления к власти, умения и желания подчинятся. Русское государство всегда было подвержено внутренним. и внешним факторам риска, обусловливающим его потери, кризисы, катастрофы. Факторы риска создавались, прежде всего, императорами, интеллектуальные системы которых существенно отличались от систем русского народа и отторгались русским народом. К таким факторам отнесем варягов, татаро-монголов, немцев, французов.

Политика, как мы видели ранее, является одним из способов регуляции поведения, а в этом смысле тесно связана с другим фактором общественной жизни, формой обоснования поведения в общественном сознании - моралью.

Рожденные русскими государственные формы, согласно их духовному миру, духовной культуре выстояли много веков. Не культура соответствует государству, не государством культура управляется и творится, а государство определяется культурой духовной и, прежде всего, государственным инстинктом народа. Проблема преданности русского народа государству обусловлена, с одной стороны, преданностью народа государству, доходящей до самозабвения, самоуничтожения, самопожертвования, с другой стороны - до восстаний, революций.

Все формы общественного сознания, отражая единое общественное бытие и обладая внутренней спецификой, взаимодействуют между собой. Взаимообусловленность этих явлений заключается в том, что политические взгляды определяют становление и реализацию нравственных норм, так же как моральные отношения, нормы способствуют формированию политического сознания.

Этика, права, законы должны создаваться базовым этносом согласно его интеллектуальной системе, с учетом свойств интеллектуальных систем иных этносов, входящих в общество.

Свобода подразумевает межличностное ограничение: я ограничиваю свои поступки, цели, желания, т.е. свободу своих действий, предоставляя свободу другому человеку, в свою очередь, этот человек ограничивает себя, даря свободу мне. Если этих ограничений нет, то наша свобода сомнительна или относительна. В европейской культуре с самого начала ее развития (более 2500 лет) создавалась сложная социально-правовая система, учитывающая невозможность правильной самостоятельной организации межличностных ограничений.

Это значит, что ориентация личности на социальные потребности, выражающаяся в политическом сознании, подкрепляется понятием долга, чести, совести, справедливости, счастья и т.д., то есть приобретают нравственную окраску. В свою очередь, нравственные принципы становятся более действенными, если они осознаны человеком с позиции политики. Проблему взаимодействия политики и морали можно решать в различных аспектах под разными углами зрения. На наш взгляд, представляет интерес концепция А. Оболонского, изучающего историю России в рамках двух фундаментальных традиций, двух взаимоисключающих взглядов на мир, в которых отражены все многообразные формы человеческой цивилизации.

Русские признают волю как ничем не ограниченный содержательный образ жизни, созданный самим человеком без межличностных ограничений, без правовых окон со стороны.

Сохранять и преумножать русскому народу помогает его духовная воля, реализуемая во внешней среде в виде воли, посредством которой реализуется человеческая жизнедеятельность. Духовно-душевная сила народа не признает над собой никакой власти, а если и подчиняется, то только добровольно, как уральский казак в общине, на благо общины и России.

Россия впитала в равной степени карательный опыт Запада, и Востока. Отсечение носа за курение табака - новация от Востока. Эшафот - от Запада. В княжеской Руси сначала действовал принцип кровной мести. Ты убил моего отца, я убью твоего сына. Ярослав Мудрый отменил право родовой смерти, заменив его денежным выкупом. Князь Владимир не стал казнить даже "ведомых лихих людей" (в современной терминологии - рецидивисты).

Русская духовная культура - уникальное создание. Ее потенциал настолько велик, что культуру с таким духовным потенциалом никому не удалось сломать, перестроить. Социализм и коммунизм русские строили согласно своему духовному образу восприятия жизни. И власть вынуждена была подстраивать свои политические учения под основы общинной духовной жизни. Ленинским холуям удалось временно деформировать духовную жизнь и духовный потенциал русских военной силой и духовным воздействием.

В современном обществе отношение политики и морали, политического и морального сознания складывается таким образом, что значение нравственного начала в политике возрастает, все чаще политические явления подвергаются моральному измерению, нравственной оценке. Если прогресс в политике существует, то одним из его проявлений служит именно это явление. Оно выражается, например, в распространении толкования принципа правового государства, как признающего и охраняющего права человека и рассматривающего их нарушение как серьезное государственное преступление, а также в признании приоритета прав человека перед национальным законодательством и авторитетом.

Культура включает в себя две противоположности - обязательный элемент динамических систем, без которых нет развития: культуру, созданную в результате преобразования внутренней среды психоэнергетического пространства человечества; энергию, созданную во внешней среде. Из такого пути диалектической борьбы развития психоэнергетического пространства следует эволюция интеллектуальных (умственных), мировоззренческих (духовных), этических и эстетических (душевных) энергетик человечества, этноса, человека.

Россия находится в стадии становления правового государства. Это значит, что российская политика наполняется поистине гуманистическим содержанием, как с точки зрения ее ближайших и конечных целей, так и с точки зрения используемых ею методов. Это значит, что политика все более привержена общечеловеческим этическим нормам и ценностям, которыми руководствуются в своих взаимоотношениях не только отдельные индивиды, но и народы.

Всем периодам жизни человечества были свойственны как развитие, так и деградация культуры, прежде всего духовной, что усложняло и тормозило, а иногда и останавливало ее развитие в целом. Это и есть основные негативные моменты, характерные для современной культуры.

Заключение

Итак, культура - это философское понятие, используемое для характеристики развития сил и способностей человека как деятеля. Культура включает в себя сущностные силы человека, процесс их применения (труд, деятельность), предметные воплощения этой деятельности (идеи, вещи), отношения между людьми как членами общества (традиции, нравы).

Одним из принципов развития современного общества в ближайшем будущем является диалог культур. Основу диалога культур составляет процесс взаимовлияния культур, ибо "чужая культура, только в глазах другой культуры раскрывается полнее и глубже… один смысл раскрывает свои глубины, встретившись и соприкоснувшись с другим, чужим смыслом: между ними начинается как бы диалог, который преодолевает замкнутость и односторонность этих смыслов, этих культур".

Культуру Востока отличает от Запада многое. Даже понятие "культуры" на Западе и Востоке несёт в себе разный смысл. Европейское понимание культуры идёт от понятий "возделывание", изменение, превращение продукта природы в человеческий продукт. Греческое слово "пайдейя" (от слова "паис" - ребёнок), также означает "преобразование". А вот китайское слово (иероглиф)"вэнь", аналогичное понятию "культура", пиктографически восходит к начертанию символа "украшение"; "украшенный человек". Отсюда основной смысл этого понятия - украшение, цвет, изящество, литература. "Вэнь" противостоит "чжи" - нечто нетронутое, эстетически грубое, духовно неутончённое. Таким образом, если на Западе под культурой понимается совокупность и материальных, и духовных продуктов человеческой деятельности, то на Востоке в культуру входят лишь те из продуктов, которые делают мир и человека "украшенными", "утончёнными" внутренне, "эстетически" украшенными.

Политические цели всегда требуют жертв. И все же исторический опыт показывает, что отказ от требований морали, в конечном счете, пагубно сказывается на реальной жизни. Изучение взаимоотношений политики и морали очень важно для сознания того, что происходит с нами и с нашим обществом.

Россия более других стран не столько несёт свой крест, сколько всё время выпячивает свои раны и слишком эмоционально, по сравнению с другими, относится к тем трагедиям духовной, политической и социальной жизни, которая в ней состоялась и состоится. Поэтому не надо ни вам, ни России всё время подчёркивать своё уникальное положение в этом мире, даже уникальное в смысле трагедии своего существования.

И другие народы проходят через ещё большие испытания, большие трагедии, но они более сильны в вере, своей вере, в том числе и языческой. Поэтому они не кричат на весь мир, а все усилия тратят на то, чтобы перешагнуть через эти испытания, сделать свою нацию более сильной, дружной, собранной. Чтобы все вместе и физически, и психически перейти к новым, более твёрдым отношениям в обществе.

Мы же в России заняты постоянным самокопанием, бросанием из стороны в сторону и всё время плачемся, всё время ноем и ждём, что кто-то придёт, обнимет, погладит нас по головке и будет вместе с нами сострадать по поводу наших очередных бед и несчастий. Вот в чём наша боль и наша главная проблема! Это характерная, проблема "созависимости" в неблагополучных семьях, наркоманов и алкоголиков, только на более масштабном мировом уровне, где от проявлений тирании, либо несчастья одного члена семьи, (читай мирового сообщества), безвыходно, но обязательно должны страдать и все остальные, и далекие и близкие.

Наличие свойств и качеств личности обеспечивает ему фундамент развития среди окружающих его людей и той социальной среды, в которой ему приходится жить и развиваться. Вектор социальной активности определяет судьбу каждого из вас и в силу слабости или мощности своих психологических свойств и качеств человек достигает конечной цели - направления Вектора. Судьба проходит коррекцию.

Не всегда может жизненный цикл человека на Земле достигнуть своего предназначения, если он вдруг попадёт в негативную среду обитания социальной жизни своей, но в основном он проходит свою дорогу, свой путь с учётом той кармы, которую набрали все его предыдущие поколения на этой Земле. Иногда бывает коррекция на хорошие поступки.

Если у человека светлая личность и нет конфликта с окружающей средой, то его мышление находится в полной гармонии с окружающим миром, и тогда нам легко вести его по этой жизни и вовремя подсказывать ему спады и неровности. Но, если попав в чуждую социальную среду, он вдруг отказывается от гармонии, от цельного и здорового образа жизни, то никакие подвижки Большого энергоинформационного кольца не смогут привести его к нормальному жизнестоянию, и тогда возникает спад, личность гибнет раньше, чем все её нереализованные интересы и цели. Тогда начинается процесс аннигиляции, идёт утрата душой целого ряда информационных массивов и блоков, которые необходимы ей, чтобы более чётко жить в этом мире.

Мир не стоит на месте и меняется ежесекундно. Сегодня наблюдается торможение развития России через негатив, давая людям паузу на осмысление, осмысление того, что что мы не как избиратели, а как российское общество идём не туда и делаем не так. Главное, что вносит неопределённость в вопрос о судьбе преобразований в России - это отсутствие субъекта или предмета каких-либо преобразований.

Со времён последней перестройки "пошёл процесс" по преимуществу естественноисторического, природного характера. А природные процессы, в отличие от сознательно разрабатываемых и направляемых, как правило непредсказуемы. Главная реформа, о которой не говорят, была реформой сознания. И нынешний кризис переживает не столько собственно Россия, сколько наши представления о ней.

Традиционная связь между культурой и образованием нарушилась: возник широкий спектр контркультурных педагогик: разрушение воспроизводства привело к возникновению разнообразных "культурных мутаций" и вымыванию целых пластов культурных и этических норм, то есть, всего того, что и отличает человека разумного от животного.

У русского народа, уводят молодых людей от общественных интересов в мир сугубо личный, альковный. А это и требуется! Так был уничтожен комсомол, в формальность превратились собрания, исчезла политучёба. Всё стало только для видимости, для декора, за которым идёт личная, сексуальная, освобождённая от обязанностей жизнь. А тогда в среде равнодушных, безразличных ко всему общественному, которые не станут никому и ничему мешать, возможным будет продвижение к руководству таких людей, которым больше по душе будет строй исключительно западный, и даже антироссийский. Этот процесс идет неторопливо, но кропотливо, и пока единственно возможно, что ближайшие годы покажут ошибочность такого бездействия. Потому тут, что говориться без комментариев.

Нынешнее поколение сегодня не вселяет надежду, так как не несёт с собой новых хозяйственных и социальных отношений.

Они есть производная и движущая сила нашей "рыночной экономики" со всеми её нормативными характеристиками. Стихия рынка не может воспитать понятия чести и достоинства - стихия рынка лишь отбирает тех, кто наиболее способен справляться с ней. "Новые русские" - это в основном маргиналы, как по отношению к власти, так и по отношению к обществу в целом, только маргиналы богатые.

Их собственное самосознание не поднимается выше нахождения всё новых и новых источников добывания денег, причём не важно, каким путём. Они формируют собственное состояние, но не капитал, как источник всё возрастающей стоимости личного и общественного богатства, и, как следствие, основу для появления новых рабочих мест и новых видов деятельности. Их основной социальный лозунг - не трогайте нас, а не стремление к самоутверждению в обществе.

Они всегда готовы уйти - уйти из бизнеса, уйти во власть, уехать за границу. У них не сформировано чувство Родины. В них нет ощущения собственной социальной значимости, да она им и не нужна. Им не за что бороться, кроме, как за собственный карман. Воровство и коррупция стали их убеждениями, образом жизни, а силой, как известно, нельзя разоружить человека морально!

Нынешнее мировоззрение сформировано на других базовых ценностях, где основой являются деньги как самоцель, а не средство для достижения благородной цели. Произошла трансформация сознания и не в лучшую сторону.

На западной "затравке" выросло настоящее поколение "перекати поле". Через шесть лет придут голосовать те, кому сегодня 12 лет, а они растут на западных идеалах. Старшее поколение потихоньку уходит в небытие и кого может выбрать во власть новое поколение догадаться нетрудно.

Вектор развития нашей культуры не проходит через "новых русских", он лежит совсем в другой плоскости. Поэтому ожидать их перерождения невозможно, да и не нужно. Всё-таки должны прийти другие люди, которые будут искать адекватные русской культуре формы хозяйствования - искать, находить и воплощать!

Не только под угрозой очередного нашествия или под твёрдой рукой ещё одного диктатора может обнажиться социальный нерв, собирающий в себе устремлённость всех россиян в поиске лучшей доли, его обнаруживает сама жизнь.

Этим социальным нервом способна стать СОВЕСТЬ НАРОДА. СО-ВЕСТЬ, как весть о другом, весть о собственном долге, весть о собственной ответственности за нашу общую судьбу. Совесть не приобретаема, она вживлена в наше мироощущение. Утрата вести о другом, влечёт утрату русского само отождествления. Её пробуждение даёт нам возможность найти выход из сегодняшнего тупика. Но в это надо верить.


1.Живетин В.Б. "Этико-правовые риски россиян"Т.23. - Москва: Институт проблем риска, Информационно-издательский центр "Бон Анца", 2010.

2.Живетин В.Б. "Введение в теорию риска (динамических систем)" Т.16. - Москва: Институт проблем риска, Информационно-издательский центр "Бон Анца", 2009.

.Живетин В.Б. "Ноосферные риски систем власти"Т.4. - Москва: Институт проблем риска, ООО Информационно-издательский центр "Бон Анца", 2008.

.Бронский М.В. - Взаимодействие политического и морального сознания. - М.: Знание, 1985.

.Бродель Ф. Игра обмена. Материальная цивилизация, экономика, капитализм. XV-XVII вв. Т.2. - М., 1988.

.Бердяев Н.А. Душа России // Русская идея. - М., 1992.

.Уэллс Г. Россия во мгле. - М. 1958.

.Букин В.Р., Малышевский В.Р. - Школьникам о философии. - М.: Просвещение, 1992.

.Найшуль В. Высшая и последняя стадия социализма // Погружение в трясину. - М., 1991.

.Демидов А.И., Федосеев А.А. - Основы политологии. - М.: Высшая школа, 1995.

.За что в Росси головы рубили? - Комсомольская правда. - декабрь 1996.

.Игнатовский В.И. - Единство политики и морали. - Л.: Знание, 1979 - 136 с.

.Мальцев В.А. - Основы политологии. - Пермь: ПГУ, 1993. - 304 с.

.Малышевский А.Ф., Карпунин В.А., Пигров К.С. - Введение в философию. - М.: Просвещение, 1995. - 256 с.

.Оболонский А.В. - Драма российской политической истории: система против личности. - М.: Институт государства и права, 1994. - 352 с.

.Политическая культура России, выпуск IV. - М.: Институт молодежи, 1990.

.Словарь по этике. - М.: Политическая литература, 1981. - С.

.Шрейдер Ю.А. - Лекции по этике. - М.: МИРОС, 1994.

.Б.К. Ратников. "Откровения Хранителя Вечности", - М., 2014.

20.Microsoft® Encarta ® 96 Encyclopedia. © 1993-1995 Microsoft corporation.

Похожие работы на - Россия: религия, нравственность, власть

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!