Голубев Николай Романович, доктор исторических наук, профессор кафедры "Общих гуманитарных и социально-экономических наук" филиала ГОУ ВПО "МГУС" в г. Перми.
В Управлении Роскомнадзора по Пермскому краю по итогам работы комиссии за 2014-2015гг. было проведено 15 заседаний, на которых рассмотрено 20 материалов в отношении государственных гражданских служащих Управления:
17 января 2014 года проведено 2 заседания Комиссии в связи с необходимостью предотвращения возможного конфликта интересов (2 государственных служащих уведомили о расмотрении вопроса о наличии возможного конфликта интересов в связи с тем, что на рассмотрении находятся обращения заявителей с нарушением прав как субъектов персональных данных учреждениями, где работают близкие родственники государственных гражданских служащих, в связи с чем возможен факт возникновения личной заинтересованности, которая может повлиять на объективное исполнение должностных обязанностей государственных гражданских служащих).
По результатам заседаний Комиссии установлено, что в данном случае возможен конфликт интересов. Комиссией рекомендовано руководителю Управления как представителю нанимателя передать для расммотрения материалы по обращению заявителей другим должностным лицам Управления Роскомнадзора по Пермскому краю.
февраля 2014 года проведено 1 заседание Комиссии в связи с необходимостью предотвращения возможного конфликта интересов (государственный служащий Управления уведомил о наличии близкого родства при проведении плановых (внеплановых) проверок, а также систематического наблюдения в отношении организации, где работает близкий родственник государственного гражданского служащего в связи с чем возможен факт возникновения личной заинтересованности, которая может повлиять на объективное исполнение должностных обязанностей государственного гражданского служащего)
По результатам заседания Комиссии установлено, что при проведении плановых (внеплановых) проверок, а также систематического наблюдения в отношении организации, где работает близкий родственник государственного гражданского служащего, не включать его в состав комиссии с целью предотвращения возможного конфликта интересов.
марта 2014 года проведено 2 заседания Комиссии в связи с необходимостью предотвращения возможного конфликта интересов (государственные служащие отдела по защите прав субъектов персональных данных и надзора в сфере информационных технологий уведомили о намерении выполнять иную оплачиваемую работу с марта 2014 по декабрь 2014 года, а именно осуществлять преподавательскую деятельность в учебном центре в целях обучения физических лиц по темам, связанным с обработкой персональных данных).
По результатам заседания Комиссии установлено, что кофликт интересов отсутствует, государственные гражданские служащие уведомели представителя нанимателя о намерении работать по договорам подряда (оказание образовательных услуг ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и пп.3 п. 3 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
По результатам заседания Комиссии установлено, что кофликт интересов отсутствует, государственный гражданские служащий уведомил представителя нанимателя о намерении работать по договорам подряда (оказание образовательных услуг ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и пп.3 п. 3 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
мая 2014 года проведено 1 заседание Комиссии о даче согласия на замещение должности в некоммерческой организации по трудовому договору (бывший государственный служащий Управления Роскомнадзора по Пермскому краю представил в Комиссию заявление о даче согласия на замещение должности на условиях трудового договора в некоммерческой организации).
Комиссия решила дать согласие на замещение должности в некоммерческой организации бывшему государственному гражданскому служащему и направить уведомление в адрес организации о том, что в случае регистрации организацией СМИ необходимо сообщить данную информацию в Управление Росокомнадзора по Пермскому краю в течение двух лет с момента заключения трудового договора с бывшим государственным гражданским служащим во избежания конфликта интересов.
июня 2014 года проведено 1 заседание Комиссии о даче согласия на замещение должности в организации по трудовому договору (бывший государственный гражданский служащий Управления Роскомнадзора по Пермскому краю представил в Комиссию заявление о даче согласия на замещение должности на условиях трудового договора в государственной бюджетной организации).
Комиссия приняла решение о даче согласия на замещение должности в государственной бюджетной организации, бывшему государственному гражданскому служащему.
июля 2014 года проведено 1 заседание Комиссии о не возможности представления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера супруга (государственный гражданский служащий представил в Комиссию заявление о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга)
Комиссия решила признать причину не представления государственным гражданским служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на супруга объективной и уважительной.
августа 2014 года проведено 1 заседание Комиссии в связи с необходимостью предотвращения возможного конфликта интересов (государственный гражданский служащий уведомил о намерении выполнять иную оплачиваемую работу).
По результатам заседания Комиссии установлено, что конфликт интересов отсутствует, государственный гражданский служащий уведомил представителя нанимателя о намерении работать по договору.
По результатам заседания Комиссии принято решение не включать государственного гражданского служащего в состав комиссии при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий в отношении организации, в которой намерен выполнять иную оплачиваемую работу.
августа 2014 года проведено 1 заседание Комиссии в связи с необходимостью предотвращения возможного конфликта интересов (государственный гражданский служащий отдела по защите прав субъектов персональных данных и надзора в сфере информационных технологий уведомил о намерении выполнять иную оплачиваемую работу, а именно осуществлять преподавательскую деятельность в учебном центре).По результатам заседания Комиссии установлено, что конфликт интересов отсутствует, государственный гражданский служащий уведомил представителя нанимателя о намерении работать по договору возмездного оказания услуг (оказание образовательных услуг ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и пп.3 п. 3 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции").По результатам заседания Комиссии принято решение не включать государственного гражданского служащего в состав комиссии при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий в отношении организации, в которой намерен выполнять иную оплачиваемую работу.
сентября 2014 года проведено заседание Комиссии о даче согласия на замещение должности в организации по трудовому договору (бывший государственный гражданский служащий Управления Роскомнадзора по Пермскому краю представил в Комиссию заявление о даче согласия на замещение должности на условиях трудового договора в некоммерческой организации).Комиссия приняла решение о даче согласия на замещение должности в некоммерческой организации, бывшему государственному гражданскому служащему.
октября 2014 года проведено 1 заседание Комиссии в связи с необходимостью предотвращения возможного конфликта интересов (государственный гражданский служащий уведомил о намерении выполнять иную оплачиваемую работу). По результатам заседания Комиссии установлено, что конфликт интересов отсутствует, государственный гражданский служащий уведомил представителя нанимателя о намерении работать по договору. По результатам заседания Комиссии принято решение не включать государственного гражданского служащего в состав комиссии при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий в отношении организации, в которой намерен выполнять иную оплачиваемую работу.
октября 2014 года проведено 1 заседание Комиссии в связи с необходимостью предотвращения возможного конфликта интересов (государственный гражданский служащий уведомил о намерении выполнять иную оплачиваемую работу).По результатам заседания Комиссии установлено, что конфликт интересов отсутствует, государственный гражданский служащий уведомил представителя нанимателя о намерении работать по договору. По результатам заседания Комиссии принято решение не включать государственного гражданского служащего в состав комиссии при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий в отношении организации, в которой намерен выполнять иную оплачиваемую работу.
октября 2014 года проведено заседание Комиссии о даче согласия на замещение должности в организации по трудовому договору (бывший государственный гражданский служащий Управления Роскомнадзора по Пермскому краю представил в Комиссию заявление о даче согласия на замещение должности на условиях трудового договора в некоммерческой организации).Комиссия приняла решение о даче согласия на замещение должности в некоммерческой организации, бывшему государственному гражданскому служащему.
декабря 2014 года проведено 3 заседания Комиссии о рассмотрении заявлений по соблюдению государственными гражданскими служащими Управления Роскомнадзора по Пермскому краю ограничений, связанных с гражданской службой в части наличия близкого родства или свойства с государственными гражданскими служащими, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.Комиссия выработаны рекомендации руководителю Управления об отстранении указанных гражданских служащих Управления от участия в контрольно-надзорных мероприятиях в отношении подконтрольных организаций, в которых работают их близкие родственники.
декабря 2014 года проведено заседание Комиссии о даче согласия на замещение должности в организации по трудовому договору бывшему государственному гражданскому служащему Управления Роскомнадзора по Пермскому краю о даче согласия на замещение должности на условиях трудового договора. Комиссия приняла решение о даче согласия на замещение должности в организации, бывшему государственному гражданскому служащему.
марта 2015 года проведено 1 заседание Комиссии о рассмотрении заявления по соблюдению государственным гражданским служащим Управления Роскомнадзора по Пермскому краю ограничений, связанных с гражданской службой в части наличия близкого родства или свойства с государственными гражданскими служащими, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Комиссия выработаны рекомендации руководителю Управления об отстранении гражданского служащего Управления от участия в контрольно-надзорных мероприятиях в отношении подконтрольных организаций, в которых работает их близкий родственник.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что в Управлении Роскомнадзора принимаются меры по обеспечению действенного функционирования Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Управления Роскомнадзора по Пермскому краю и урегулированию конфликта интересов. А так же производиться ежеквартальный мониторинг деятельности комиссии. Но, к сожалению, решения комиссии носят рекомендательный характер для руководителя Управления Роскомнадзора по Пермскому краю.
. Предложения по совершенствованию
Представляется, что вопросы, регламентированные кодексами, ввиду их важности необходимо урегулировать на более высоком нормативно-правовом уровне. Издание единого Кодекса в сфере этики и служебного поведения для федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъектов РФ позволит создать подлинно кодифицированный и детально проработанный нормативно-правовой акт, действующий на всей территории России. При этом целесообразно соответствующие положения федеральных законов заменить ссылками. Это повысит значимость кодекса и обеспечит четкое структурирование правового института этики и служебного поведения с учетом специфики российского законодательства.
Возможны разные формы функционирования Этического кодекса в сфере государственной службы: в виде присяги, принимаемой человеком при приеме на государственную или муниципальную службу, в виде особого документа, с которым он обязан ознакомиться и нести ответственность за неисполнение положений.
Изменить рекомендательный характер Кодекса на императивный, то есть четко обязать госслужащих соблюдать все положения кодекса. Исходя из этого ужесточить ответственность за не соблюдение норм Кодекса.
Типовой Кодекс этики государственных и муниципальных служащих необходимо расширить, более детально описывая статьи и детально определяя ответственность за каждую статью.
Таким образом, добиться того, чтобы нормы Кодекса этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих стали единым Уставом государственных и муниципальных служащих РФ и распространялись на всей ее территории.
Б) В организационной сфере: Проблема конфликта интересов - очень важная, в некоторых отношениях даже ключевая, но далеко не единственная в этом блоке. Поэтому представляется, что название "комиссия по этике государственной гражданской службы и урегулированию конфликта интересов" (далее - комиссии по этике) больше соответствовало бы содержанию ее деятельности. Полагаю также, что аналогичные структуры или, по крайней мере, группы следует создать на всех ведомственных и региональных уровнях. По моему мнению, конкретные структурно-функциональные предложения по созданию такой системы могут быть представлены следующим образом. 1. Комиссия по этике при федеральном органе по управлению госслужбой, обладающая следующими функциями и полномочиями:
методическими:
а) разработка кодекса поведения для высших категорий госслужащих;
б) разработка общей части типового кодекса для остальных категорий служащих;
в) подготовка рекомендаций для разработки особенных частей кодексов поведения, окончательное формирование которых должно быть прерогативой комиссий соответствующих уровней с учетом профиля той или иной области государственной службы и на базе широкого обсуждения проектов документов в соответствующих государственных учреждениях;
г) систематический анализ и обобщение практики работы комиссий низших уровней и подготовка инструктивно-рекомендательных материалов; - обучающими: организация подготовки и переподготовки кадров в данной области; - функциями высшей апелляционной инстанции по конфликтам, не нашедшим разрешения в комиссиях низших уровней. Кадровый состав комиссии формируется в соответствии с положениями Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ", который следует дополнить обязательством введения в состав комиссий при рассмотрении в порядке апелляции конкретных дел служащих того же уровня и профиля деятельности, действия (бездействие) которых рассматриваются в данном заседании (по аналогии с применяемым во Франции принципом "суда равных").
. Межведомственные комиссии по этике на федеральном уровне образуются на "кустовой" основе, то есть при группах министерств, служб и агентств близкого профиля. Возможны различные варианты их функций:
методические:
а) разработка особенных частей отраслевых кодексов поведения в соответствии с описанием полномочий "центральной" комиссии
б) аналитические - в пределах своих полномочий и сферы деятельности; - обучающие - аналогично п. 2 деятельности "центральной" комиссии на своем уровне; - консультативные - обеспечение конфиденциального консультирования служащих, обращающихся в комиссию за разъяснениями по вопросам, связанным с возможным конфликтом интересов, а также другими нарушениями кодекса поведения ими, их сослуживцами и руководителями, а также с жалобами; - согласительная - разбор поступивших в соответствии с предыдущим пунктом жалоб и попытка разрешения проблем посредством согласительных процедур; - квазисудебная - разбор конкретных дел, связанных с конфликтом интересов и другими нарушениями кодексов поведения в случае, если они не разрешены в рамках согласительных процедур. Кадровый состав данных комиссий формируется аналогично принципам формирования "центральной" комиссии с учетом отраслевой специфики.
. Региональные комиссии образуются в качестве независимых структур при администрации регионов, выполняют аналогичные функции на подведомственной территории в соответствии с федеральным и региональным законодательством. Помимо системы комиссий, в некоторых организациях, где наиболее высока вероятность возникновения конфликта интересов, а также других нарушений кодекса поведения, на постоянной или временной основе работают сотрудники комиссий по этике, которые выполняют консультативную, согласительную и аналитическую функции. Представляется необходимым уделить особое внимание подбору кадров на эти должности, предпочтительно из числа обладающих высоким моральным авторитетом, опытом, профессиональной квалификацией и, возможно, стажем работы в данной организации.
Предлагаемая система должна внедряться постепенно, на базе экспериментов и с определяющей работой по подготовке соответствующих кадров. Учитывая сложность, "деликатность" и непривычность подобного рода механизмов для отечественной системы, думается, что на ее полное внедрение может уйти несколько лет.
Список использованной литературы
1.О государственной гражданской службе Российской Федерации (с изменениями и дополнениями): Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.
. Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих: Указ Президента РФ от 12.08.2002 № 885
. О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов: Указ Президента РФ от 01.07.2010 № 821 (ред. от 13.03.2012)
. О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Пермского края и урегулированию конфликта интересов и о внесении изменений в отдельные указы губернатора Пермского края: Указ Губернатора Пермского края от 24.08.2010 № 59 (ред. от 22.12.2011).