Виды терроризма в уголовном праве РФ
Введение
Актуальность темы. Два последних десятилетия отмечены глобальными социальными, экономическими и политическими изменениями, как правило, негативного характера в нашей стране и в мире в целом. В связи с чем, все чаще и чаще приходится сталкиваться с таким явлением как терроризм. Терроризм в эпоху глобализации не только создает серьезные угрозы отдельным странам, но и ставит под вопрос безопасность всего международного сообщества в целом.
В настоящее время существует два основных направления в исследовании проблем борьбы с терроризмом. Первое направление связано с исследованием терроризма как международно-правовой категории политического характера. Наиболее заметные разработки в этом направлении были сделаны в научных трудах Н.С. Бегловой, И.П. Блищенко, В.И. Блищенко, Т.С. Бояр-Созонович, Л.Н. Галенской, Н.В. Жданова, И.И. Карпеца, Е.Г. Ляхова, Л.А. Моджорян, Ю.А. Решетова и других ученых. Последние годы отмечены появлением научных исследований другого направления, рассматривающих проблему терроризма сугубо с уголовно-правовых и криминологических позиций. Наиболее обстоятельные работы в этом направлении осуществлены Ю.М. Антоняном, Т.А. Боголюбовой, С.С. Босхоловым, А.И. Долговой, В.П. Емельяновым, М.П. Киреевым, В.С. Комиссаровым, Г.М. Миньковским, А.В. Наумовым, Г.В. Овчинниковой, В.Е. Петрищевым, В.П. Ревиным, К.Н. Салимовым, О.Ф. Шишовым и многими другими.
Современный терроризм может быть охарактеризован резко возросшей технической оснащенностью, высоким уровнем организации, наличием значительных финансовых средств. Его главная отличительная черта - это размывание границ между международным и внутренним терроризмом. Расширяются связи террористических организаций с наркобизнесом и незаконной торговлей оружием. Заметна динамика роста террористических групп в современном мире. Все вышеизложенное объясняет актуальность и значимость избранной темы исследования.
Объект исследования общественные отношения, возникающие при установлении уголовной ответственности за преступления террористической направленности.
Предметом исследования выступают нормы законодательства России, закрепляющие виды терроризма, устанавливающие уголовно-правовую ответственность за террористические преступления.
Цель исследования: исследование определений терроризма и видов преступлений террористической направленности по российскому уголовному законодательству.
Указанная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
-проанализировать современные подходы к понятию терроризма;
-рассмотреть законодательную и научную трактовку понятия и признаков терроризма;
-выявить виды террористических преступлений в науке и современном уголовном законодательстве;
-рассмотреть объективные и субъективные признаки террористических преступлений.
Методы исследования: метод анализа и сравнительно-правовой метод.
Теоретической основой исследования послужили научные труды по уголовному праву, криминологии, истории и общей теории права.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав и заключения и списка использованной литературы.
Исследование охватывает систему террористических преступлений, разработку квалификационной конструкции составов преступлений, которые при определенных обстоятельствах могут выступать современным видом проявления терроризма на территории России.
Глава I. Общая характеристика терроризма в уголовном праве России
.1 Причины возникновения и современное состояние терроризма
Терроризм относится к весьма опасным преступлениям и за последние годы он приобрел глобальный характер, угрожая интересам граждан, общественной безопасности, стабильности государств независимо от их политической системы, международным отношениям. Неслучайно в концепции национальной безопасности России терроризм назван среди внешних и внутренних угроз национальной безопасности страны, так как из национальной проблемы он приобрел транснациональный характер и угрожает стабильности в мире.
Сам термин «терроризм» толкуется как политика и практика устрашения, запугивания противников посредством насилия, физического уничтожения, угрозы насилия и иного принуждения для достижения политической или иной цели (к примеру, получение материальной выгоды). Причины возникновения терроризма. К основными причинам можно отнести:
-обострение противоречий в политической, экономической, социальной, идеологической, этнонациональной и правовой сферах;
-нежелание отдельных лиц, групп и организаций пользоваться принятой для большинства общества системой уклада общественной жизни и стремление в получений преимуществ путем насилия;
-использование террористических методов отдельными лицами, организациями, государствами для достижения политических, экономических и социальных целей.
Терроризм порождается:
-наличием социальных, национальных и религиозных проблем, имеющих для данной социальной, национальной или иной группы бытийное значение и связанных с ее самооценкой, духовностью, фундаментальными ценностями, традициями и обычаями;
-войной и военными конфликтами, в рамках которых террористические акты становятся частью военных действий, например, набеги на российские города чеченских боевиков за пределами Чечни в 1995 - 1996 гг.;
-наличием социальных групп, отличающихся от своих ближних и дальних соседей высоким уровнем материального благосостояния и культуры, а также в силу своей политической, экономической и военной мощи либо иных возможностей, диктующих свою волю другим странам и социальным группам. Первые вызывают зависть и ненависть, они наделяются всеми чертами опаснейшего и вероломного врага, которому, если нельзя победить его в открытом столкновении, можно скрытно нанести отдельные болезненные удары;
-существованием тайных обществ и организаций, в частности религиозных и сектантских, которые наделяют себя магическими и мессианскими способностями, вырабатывают единственно правильное по их мнению учение спасения человечества или коренного улучшения его жизни, создания строя всеобщего добра, справедливости и достатка, вечного спасения души и т.д.;
-давними традициями использования в России терроризма для решения в первую очередь политических задач. В России терроризм инициировался с 1860-х гг., затем он перешел в революционный и контрреволюционный и без перерыва в сталинские репрессии;
-нерешенностью важных экономических и финансовых вопросов, в том числе на законодательном уровне, а также конфликтами при разделе собственности, слабой защищенностью коммерсантов, финансистов и других деловых людей со стороны правоохранительных органов. В связи с этим стали повседневными террористические акты в отношении названных лиц с целью их устрашения, иногда с одновременным устранением конкурентов. Фактором возникновения терроризма можно считать разгул в России организованной преступности, представители которой нередко прибегают к экономическому терроризму или их услугами пользуются криминализованные коммерческие структуры.
Также необходимо отметить, что современный терроризм может быть охарактеризован наличием ряда опасных тенденций:
увеличением общественной опасности терроризма (в том числе угрозы применения средств массового поражения), увеличением жертв среди населения, осуществлением террористических акций бандитскими и иными вооруженными преступными формированиями с широким применением методов информационно-психологического воздействия, в том числе для создания атмосферы всеобщего страха, возбуждения антиправительственных настроений в обществе в целях борьбы за влияние и власть;
возрастанием активности использования террористических организаций рядом зарубежных государств в собственных стратегических целях (при оказании этим организациям значительного материального, технического, финансового, информационного и иного содействия), направленных на снижение международного авторитета той или иной страны (в частности Российской Федерации), на ее ослабление, подрыв конституционного строя, суверенитета, нарушение территориальной целостности;
расширением географии терроризма в мире (в том числе в России), формированием ряда устойчивых его очагов на основе многочисленных зон острой социально-политической напряженности в разных регионах (Ближний и Средний Восток, Северная Африка, Балканы, Кавказ и др.) с использованием экстремистскими кругами практики искусственного создания конфликтных и кризисных ситуаций;
усилением взаимодействия внутренних и внешних экстремистских сил (главным образом на базе этнонационального и религиозного экстремизма), проявляющегося, в первую очередь в активном участии в террористических акциях наемников-боевиков из ряда зарубежных;
повышением уровня организованности террористической деятельности, сопровождающегося формированием глобальных и региональных террористических руководящих центров, осуществляющих подготовку операций и организацию взаимодействия между отдельными террористическими структурами, группами террористов;
созданием крупными террористическими формированиями развитой инфраструктуры (баз, лагерей по подготовке террористов и т.д.);
совершенствованием механизма управления террористическими организациями; значительным ростом уровня планирования, синхронизации действий экстремистов; расширением возможностей быстрого перемещения террористов по территории государства и через его границы;
растущим участием структур организованной преступности в осуществлении внутренней и международной террористической деятельности. В нестоящее время связь терроризма с преступным миром настолько очевидна, что порою не представляется возможным отличить одно и другого. В первую очередь это, конечно, связано с финансовыми возможностями современной международной преступности. Незаконная торговля наркотиками, оружием и другими дорогостоящими нелегальными товарами очень часто оказывается в числе главных источников финансирования террористических организаций. Одновременно преступный мир оказывается главным поставщиком потенциальных членов террористических группировок, как правило, непосредственных исполнителей террористических актов: суицидных атак, взрывов, угонов самолетов, пиратских налетов и т.д.;
переходом к масштабным акциям, приобретающим характер диверсионно-террористической войны.
В современном терроризме все более отчетливо проявляются общественно опасные черты:
-массовая гибель людей и значительные материальные потери в результате террористических акций, циничность и жестокость их исполнения;
-высокий уровень финансовой и материально-технической поддержки террористических структур, наличие глубоко законспирированных источников и каналов ее осуществления;
-стремление международных террористических структур установить контроль над территориями с богатыми запасами энергоносителей, полезных ископаемых;
-наличие устойчивых связей между террористическими структурами на международном и национальном уровнях, а также с преступными организациями, занимающимися незаконным оборотом оружия, наркотических средств, психотропных веществ, торговлей людьми, и иными структурами криминального бизнеса;
-активное использование наемничества;
-стремление завладеть ядерным оружием, химическими, биологическими и другими средствами массового поражения людей, наличие угрозы возможного использования террористами этих средств в преступной деятельности;
-реальность появления новых видов терроризма (в частности так называемого кибертерроризма), наиболее опасными проявлениями, которых могут явиться использование электромагнитного оружия, блокирование компьютерных систем управления в особо важных областях жизни общества и государства и др.;
-возможность совершения террористических акций в отношении стратегически важных элементов информационной инфраструктуры, наличие предпосылок для проведения террористических акций с использованием открытых телекоммуникационных сетей;
-расширение практики пропагандистского обеспечения террористической деятельности, придания деятельности террористических структур видимости борьбы за национальное освобождение, за веру, выживание цивилизаций, этносов, наций, конфессий;
-использование организаторами и спонсорами терроризма институтов гуманитарного права, организаций по оказанию международной помощи мирному населению в целях поддержки террористов;
-использование террористическими структурами права на политическое убежище для закрепления легального присутствия террористов в конкретных государствах.
Важной составляющей терроризма, сделавшим его «востребованным», является пропагандистский эффект создания страха среди населения, что усиливает возможности воздействия на принятие решения указанными органами путем мотивированного противоправного насилия. В основе терроризма лежит стремление лица посеять у окружающих, других людей страх, панику, парализовать нормальное функционирование органов власти и управления, общественно-полезную деятельность граждан ради достижения своих антиобщественных целей.
1.2 Характеристика терроризма как состава преступления
Несмотря на проводившиеся научные исследования и осуществляемую практическую деятельность, до сих пор в юридической науке не дано исчерпывающей дефиниции терроризма. Исследовать состав ст. 205 УК РФ необходимо начинать с определения понятия терроризм и террористический акт. В науке уголовного права и даже в нормативных актах нет единства по этому поводу. В этой связи представляется необходимым рассмотреть различные подходы и мнения и попытаться выработать унифицированное понятие такого явления как терроризм, которое имеет собирательный характер.
Существует целый ряд подходов к пониманию терроризма. Дискуссии на этот счет не прекращаются, а в нестоящее время они стали еще более активны, чем 10-15 лет назад, и более актуальны. В литературе говорится о террористической преступности как виде преступности. Используются такие понятия, как террористические преступления и преступления террористического характера, деяния с признаками терроризма.
Конечно, терроризм - это системное явление, в котором соединились идеологическая, политическая, нравственно-ценностная, психологическая, этнокультурная и другие подсистемы. С этих позиций более удачным представляется определение терроризма, предложенное М.А. Комаровой, по мнению которой, это «системное политически или социально мотивированное, идеологически обоснованное использование насилия или угрозы применения насилия, посредством которого через устрашение физических лиц осуществляется управление их поведением в выгодном для террористов направлении для достижения преследуемых ими целей».
К сожалению, в России в нестоящее время проблемы терроризма не являются предметом только теоретического рассмотрения. Практика предоставляет обширный материал для анализа, как самих случаев совершения террористических актов, так и применения законодательства. В современной России рост угрозы терроризма происходит на фоне обострения и распространения политического, этнического, религиозного экстремизма, представляющего значительную опасность для интересов личности, общества и государства, политической, военной, экономической, экологической безопасности страны, ее конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности.
Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ содержит специальную статью 3 «Основные понятия». В ней даются определения терроризма, террористической деятельности и террористического акта. В п. 1 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» дается законодательное определение терроризма, которым признается идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. Тем не менее, такая дефиниция, по образному выражению В.С. Комиссарова, определяет терроризм как социальное явление и не вполне пригодна для включения в механизм уголовно-правового регулирования общественных отношений. Дело в том, что преступлением является общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное уголовным законом под угрозой наказания. Идеология насилия, будучи систематизированным, теоретическим осознанием действительности, внешне выражается в выдвижении научных идей, создании теорий, концепций, оправдывающих и обосновывающих возможность применения насильственных действий для достижения нужных террористам политических результатов.
Тем не менее, если при этом высказанные (опубликованные) идеи не содержат в себе призывов к совершению конкретных преступлений, а являются лишь общим теоретическим обоснованием принципиальной возможности и необходимости совершения насильственных действий для реализации политических (или религиозных) целей, то с точки зрения российского уголовного закона их нельзя квалифицировать в качестве преступления. Сама по себе идеология, какой бы отвратительной она ни была, до тех пор, пока она не воплотилась в общественно опасное деяние (действие или бездействие), предусмотренное Уголовным кодексом РФ, не является уголовным преступлением. С идеологией терроризма возможна лишь идеологическая война, пропагандистская борьба с помощью другой, гуманистической идеологии. Определение терроризма, данное в п. 1 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму», невозможно использовать для целей уголовно-правовой квалификации преступлений, потому что, как уже было отмечено, оно посвящено социальному явлению, а не уголовному преступлению.
Вместе с тем необходимо отметить, что в Уголовном кодексе Российской Федерации в настоящее время отсутствует уголовно-правовое определение терроризма. Необходимо специально отметить, что термин «терроризм» употреблялся в ст. 205 УК РФ в период с момента вступления Уголовного кодекса в силу и до 27 июля 2006 г., когда он был заменен термином «террористический акт». При этом объективная сторона этих разных (по названию) преступлений практически осталась без изменения. Сейчас законодатель предпочитает оперировать терминами «террористический акт» (ст. 205 УК) и «содействие террористической деятельности» (ст. 205.1 УК). Терроризм как таковой упоминается в диспозиции ч. 1 ст. 205.1 УК и примечании 1 к этой статье (финансирование терроризма), а также в названии, диспозиции части 1 и примечании к статье 205.2 УК (оправдание терроризма). Очевидно, что деяния, предусмотренные статьями 205, и 205.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, являются частными проявлениями терроризма, который имеет собственную повышенную общественную опасность, качественную определенность и не является простой суммой всех преступлений террористического характера.
В отличие от террористического акта и содействия террористической деятельности, понятия которых довольно подробно раскрываются в диспозициях соответствующих статей Особенной части, действующей редакцией Уголовного кодекса Российской Федерации используется термин «терроризм» по умолчанию, без разъяснения его содержания, что позволяет сделать вывод о бланкетном характере указанных уголовно-правовых норм.
В эпоху глобализации терроризм утрачивает «национальное лицо» за счет активного вовлечения иностранного элемента, в связи с чем стирается грань между терроризмом национальным и международным. Тем не менее, это вовсе не значит, что необходимо поддержать встречающиеся в юридической литературе рекомендации об объединении в одном разделе или даже в одной главе УК РФ всех преступлений террористического характера, что возможно и, очевидно, даже желательно сделать в Федеральном законе о противодействии терроризму, но не в уголовном кодексе, поскольку в одном разделе, тем более в одной главе недопустимо помещать нормы об ответственности за преступления, посягающие на различные объекты.
Сделанные замечания относительно сущности и признаков терроризма в уголовном праве позволяют выработать приемлемое определение террористического преступлений или преступлений террористического характера на национальном и международном уровнях.
Т.Б. Исаева, к примеру, считает, что «террористическое преступление - это совершенное обще опасным способом любое преступное деяние против жизни, психического и физического здоровья одного и более лиц, сопряженное с публичным нагнетанием в обществе настроений страха и безысходности, направленное против существующего государственного порядка и государственной власти, с целью принуждения принятия ею решений в политических интересах террористов.
Давая криминальное определение терроризма, которое может рассматриваться как основа определения террористического преступления, некоторые авторы выделяют следующие обязательные признаки терроризма: общая опасность, возникающая в результате совершения обще опасных действий или угрозы таковыми; публичный характер совершения таковых; устрашение, создание обстановки страха; применение обще опасного насилия или его угрозы в отношении одних лиц (или имущества) и оказание психологического воздействия в целях понуждения к определенному поведению в отношении других лиц. При этом признается, что действия террористов совершаются для достижения не только политической, но и иных значимых целей.
В приведенных случаях авторы не всегда точно определяют основные признаки преступного терроризма или не совсем удачно их используют при конструировании дефиниции террористического преступления. Так, определение террористического преступления у Т.Б. Исаевой неприемлемо потому, что:
-во-первых, оно размыто, неточно и противоречиво;
-во-вторых, автор признает таковым любое преступление против жизни и здоровья, совершенное обще опасным способом, тогда как речь должна идти о преступлении против общественной, государственной или международной безопасности;
-в-третьих, в нем имеется указание на то, что такое преступление «сопряжено с публичным нагнетанием в обществе страха и безысходности», хотя сами действия террориста не опосредованно устрашают население и причиняют соответствующие тяжкие последствия;
-в-пятых, обозначенная в определении цель принуждения принятия государственной властью решений в интересах террористов характерна не для всех видов террористической деятельности (к примеру: в ст. 205 УК - «в целях воздействия на принятие решения государственными органами или международными организациями»; в ст. 206 УК - «в целях понуждения государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого- либо действия как условия освобождения заложника);
-в-шестых, террорист может требовать принятия нужного решения от соответствующих субъектов не только в своих «политических интересах», но и с целью достижения иных значимых для него целей; в-седьмых, терроризму не всегда присущ именно обще опасный способ совершения преступления.
Е.П. Емельянов, И.М. Ильинский и некоторые другие ученые также не всегда правомерно выделяют основные признаки терроризма. Так, нельзя согласиться с определением публичности как необходимого признака терроризма, поскольку при его совершении лицо не всегда действует публично, демонстративно (к примеру, при захвате заложника, если он не сопровождается террористическим актом, террорист может действовать приватно, что вполне отвечает требованиям, закрепленным в ст. 206 УК). Не вполне ясен и такой признак терроризма, как общая опасность, возникающая в результате совершения преступления.
Таким образом, терроризм в уголовном праве (преступления террористического характера) можно определить как систему преступных деяний (действий) против общественной, государственной (национальной) или международной безопасности и общественного порядка, существующего в государстве правопорядка или миропорядка, устрашающих население и создающих опасность причинения тяжких последствий путем насилия, угрозы насилия или иного опасного принуждения, в целях воздействия на принятие решений органами государства, организациями и гражданами или международными организациями в политических или иных интересах террористов. Иногда эти интересы простираются столь далеко, что касаются перекройки границ ряда государств и даже всего миропорядка.
Глава II. Виды террористических преступлений в отечественном уголовном законодательстве
2.1 Классификация видов терроризма
Терроризм рассматривается с различных точек зрения: политической, социальной, экономической, правовой, религиозной, национальной и т.д. Пишется о различных его видах: информационный терроризм, телефонный, бытовой. Но как правильно отмечается в литературе, начальной является уголовно-правовая позиция, которая изначально определяет понятие терроризма и ответственность за него. Федеральный закон о противодействии терроризму от 26 февраля 2006 года определяет различные виды терроризма. К категории этих преступлений относятся:
-организация, планирование, подготовку, финансирование и реализация террористического акта;
-подстрекательство к террористическому акту;
-организация незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;
-вербовка, вооружение, обучение и использование террористов;
-информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;
-пропаганда идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость такой деятельности (ч. 2 ст. 3).
Анализ указанных в данной нормативной правовой норме видов терроризма является свидетельством того, что законодатель включил в состав такой деятельности различающиеся по своей самостоятельности, месту и роли в системе составляющих ее деяний, а также правовой природе группы негативных актов поведения. К самостоятельным видам терроризма, предусмотренным уголовным законом, относятся:
-террористический акт как основной и наиболее тяжкий его вид (ст. 205 УК),
-организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208 УК),
-организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ст. 210 УК);
К вспомогательным видам деяний, содействующим совершению террористических актов, которые охватываются более широкой уголовно-правовой нормой, предусмотренной ст. 205 УК, и могли бы рассматриваться как этапы совершения террористического акта или виды соучастия в нем относятся:
-организация, планирование, подготовка, финансирование и реализация террористического акта, подстрекательство к нему;
-организация, указанных в п. «в» ч. 2 ст. 3 Закона, видов организованной преступности, в том числе организованной группы, для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;
-информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта.
К вспомогательным видам деяний, способствующим существованию и развитию террористической деятельности, относятся:
-вербовка, вооружение, обучение и использование террористов,
-пропаганда идей терроризма,
-распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористический деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.
2.2 Квалифицированные виды терроризма
Уголовное право формально определяет критерии классификации терроризма и соответственно ей «подразумевает» типологию виновных. Оно выделяет общий состав терроризма (ч. 1 ст. 205 УК РФ), квалифицированные (ч. 2 ст. 205 УК РФ) и особо квалифицированные (ч. 3 ст. 205 УК РФ) составы. Это соответствует понятию «отягчающие обстоятельства», когда имеется в виду совершение терроризма: группой лиц по предварительному сговору, с применением огнестрельного оружия, организованной группой и т.д. Этим, собственно, и ограничивается уголовно-правовая классификация терроризма. Из этого «выводятся» и типы террористических актов.
Преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления 1 ч. 1 ст. 35 УК РФ.
Предварительный сговор на совершение террористического акта предполагает выраженную в любой форме (устно, письменно, с помощью жестов и т.п.) договоренность двух или более лиц, состоявшуюся до начата совершения террористического акта.
В п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2012 года № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности», обращается внимание на то, что: «При квалификации террористического акта по пункту «а» части статьи 205 УК РФ необходимо учитывать, что под организованной группой понимается устойчивая группа из двух и более лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. Об устойчивости организованной группы могут свидетельствовать большой временной промежуток ее существования, неоднократность совершения преступлений членами группы, их техническая оснащенность и распределение ролей между ними, длительность подготовки даже одного преступления, а также иные обстоятельства (к примеру, специальная подготовка участников организованной группы).
В случае признания террористического акта совершенным организованной группой действия всех ее членов, принимавших участие в подготовке или в совершении этого преступления, независимо от их фактической роли необходимо квалифицировать по соответствующей части статьи 205 УК РФ без ссылки на статью 33 УК РФ».
В литературе считают, что «террористический акт, совершенный участниками банды, не нуждается в дополнительной квалификации по ч.2 ст. УК РФ и его необходимо квалифицировать только по п. «а» ч.2 ст. 205 УК РФ как террористический акт, совершенный организованной группой».
Тем не менее, подобная позиция прямо противоречит п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2012 года № 1, согласно которому: «Действия участников незаконного вооруженного формирования, банды, преступного сообщества (преступной организации), совершивших террористический акт, надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных статьей 205 УК РФ и соответственно статьей 208, 209 или УК РФ».
И это не случайно, поскольку террористический акт и бандитизм - это два разных состава преступления, и при совокупности преступлений наказание назначается отдельно за каждое совершенное преступление (ч.1 ст. 69 УК РФ).
Состав преступления является материальным: преступление будет окончено в момент наступления смерти человека по неосторожности. При этом смерть потерпевшего должна находиться в причинной связи с деянием виновного, также преступление считается оконченным в момент причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий. При этом причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий должны находиться в причинной связи с деянием виновного.
Согласно п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2012 года № 1, «Решая вопрос о том, является ли ущерб значительным (пункт «в» части 2 статьи 205 УК РФ), необходимо исходить из стоимости уничтоженного имущества или затрат на восстановление поврежденного имущества, значимости этого имущества для потерпевшего, к примеру в зависимости от рода его деятельности или материального положения либо финансово-экономического состояния юридического лица, являвшегося собственником или иным владельцем уничтоженного либо поврежденного имущества.
Причинение в результате террористического акта значительного имущественного ущерба квалифицируется по пункту «в» части 2 статьи 205 УК РФ и дополнительной квалификации по статье 167 УК РФ не требует».
В литературе указывают на необходимость исключения «значительного имущественного ущерба» из положений ст. 205 УК РФ, поскольку он не отражает подлинную общественную опасность терроризирования либо не представляет чрезвычайной общественной опасности, а также санкционирует неоправданную свободу правоприменительного усмотрения и полностью охватываются понятием «иных тяжких последствий» .
И, наконец, остается определить, что же необходимо понимать под «иными тяжкими последствиями», указанными в п. «в» ч.2 ст. 205 УК РФ?
Согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2012 года № 1, «К иным тяжким последствиям применительно к пункту «в» часта 2 статьи 205 УК РФ могут относиться, в частности, причинение тяжкого вреда здоровью хотя бы одному человеку, средней тяжести вреда здоровью двум и более лицам, дезорганизация деятельности органов государственной власти и местного самоуправления: длительное нарушение работы предприятия (предприятий) и (или) учреждения (учреждений) независимо от их ведомственной принадлежности, формы собственности, организационно-правовой формы: существенное ухудшение экологической обстановки (к примеру, деградация земель, загрязнение поверхностных и внутренних вод, атмосферы, морской среды и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию, устранение последствий которых требует длительного времени и больших материальных затрат).
При решении вопроса о том, явилось ли нарушение работы предприятия или учреждения длительным, судам надлежит исходить из конкретных обстоятельств дела, учитывая при этом специфику их деятельности, общую продолжительность приостановления работы, размер причиненных им убытков и т.д.».
К особо квалифицирующим признакам террористического акта (ч. 3 ст. 205 УК РФ) относятся деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они:
а) сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ;
) повлекли умышленное причинение смерти человеку.
Квалифицировать по п. «а» ч. 3 ст. 205 УК РФ можно если деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи сопряжены, то есть «взаимно связанны, непременно сопровождаемы чем-нибудь» альтернативно: либо с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ.
Террористический акт, сопряженный с посягательством на объекты использования атомной энергии означает, что террористический акт сопровождается посягательством или иначе «попыткой сделать что-нибудь» с объектами использования атомной энергии, к примеру, попыткой их взорвать, поджечь, захватить, затопить к т.п.
В литературе этот вопрос раскрывается и в несколько ином ракурсе. Так, И.В. Шевченко полагает, что «террористический акт, сопряженный с посягательством на объекты использования атомной энергии, может выражаться в различных деяниях, направленных на нарушение работоспособности указанных объектов, технологических процессов или режима работы на них, способных привести к общественно опасным последствиям, связанным с неблагоприятным воздействием радиации на людей и окружающую природную среду».
Состав преступления, предусмотренный п. «а» ч. 3 ст. 205 УК РФ является формальным; преступление считается оконченным в момент посягательства на объекты атомной энергии либо в момент использования ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ.
Если в процессе совершения террористического акта были использованы незаконно приобретенные либо хранящиеся ядерные материалы и радиоактивные вещества, а также незаконно приобретенные, хранящиеся либо изготовленные огнестрельное оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества или взрывные устройства, то действия лица подлежат квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных статьей 205 УК РФ и соответственно статьей 220, 222 или 223 УК РФ.
П. «б» ч. 3 ст. 205 УК РФ - Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли умышленное причинение смерти человеку.
Данный состав преступления является материальным; преступление считается оконченным в момент наступления смерти человека. При этом смерть потерпевшего должна находиться в причинной связи с деянием виновного.
Определение момента смерти рассмотрено выше при анализе объективной стороны преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 205 УК РФ.
В случае, если террористический акт повлек умышленное причинение смерти человеку (либо двум и более лицам), содеянное охватывается пунктом «б» части 3 статьи 205 УК РФ и дополнительной квалификации по статье 105 УК РФ не требует /п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2012 года № 1«0 некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности».
Учитывая особую опасность терроризма, отечественному законодателю необходимо пересмотреть свою позицию относительно ненаказуемости недонесения (несообщения) о преступлении, по крайней мере, в той части, которая касается ответственности за недонесение (несообщение) о преступлениях террористического характера. Речь идет об ответственности за попустительство, говоря иначе, пассивное содействие совершению указанных особо тяжких преступлений. Так, еще в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. в разделе III «О преступлениях государственных» предусматривалась ответственность за участие в преступлении против священной особы государя императора в виде подстрекательства, пособничества, укрывательства и недоносительства (ст. 265), а также посягательство на жизнь, здоровье, свободу, честь и права наследника престола, супруги государя и других членов императорского дома и за участие в таком посягательстве в виде укрывательства и недоносительства (ст. 266).
Получается парадоксальная ситуация: УК РФ (ст. 205.2) предусматривает ответственность за такие виды прикосновенности к терроризму, как публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, но не устанавливает ответственность за недонесение (несообщение) о преступлении террористического характера.
Четко обозначившаяся однополярность мира, пренебрежение во многих случаях одной сверхдержавой общепринятыми нормами межгосударственных отношений и покровительство ею некоторых государств, ведущих агрессивный курс в отношении международных организаций, других государств и народов, состояние террора, которое устанавливают и поддерживают внутри страны некоторые правящие режимы (государство против народа), - все это показывает актуальность криминализации на международном и национальном уровнях такой разновидности террористической деятельности как государственный терроризм.
Требуют совершенствования и некоторые другие нормы действующего УК РФ, касающиеся, к примеру, ответственности за террористический акт, «повлекший умышленное причинение смерти человека» (п. «б» ч. 3 ст. 205 УК), или за захват заложника, если он повлек то же последствие.
Если законодатель для характеристики квалифицированного вида какого-либо преступления использует термины «повлекли» («повлекло», «повлекшие» и т.п.) какие-либо тяжкие последствия или причинили такие последствия, то речь идет о последствиях данного преступления, наступивших по неосторожности. Когда же в процессе совершения определенного преступления оно сопровождается или дополняется другим преступлением, совершаемым лицом умышленно, в статье Особенной части УК используется термин «сопряженное» («сопряженные» и т.п.) с... «похищением человека» (п. «в» ч.2 ст. 105 УК), «изнасилованием...» (п. «к» ч. 2 ст. УК) и др. Выражение же «деяния... «повлекли («если они повлекли») умышленное причинение смерти человека» (п. «б» ч. 3 ст. 205, ч. 4 ст. 206 УК) выглядит пространно и неточно и способно вызвать затруднения в квалификации преступлений.
.3 Проблемные вопросы классификации видов терроризма
Анализ структуры террористической деятельности в Федеральном законе от 26 февраля 2006 года дает основание утверждать, что позиция законодателя в этом вопросе не логична и не соответствует не только внутреннему (национальному) уголовному законодательству, но и международному праву.
Так, включение в систему деяний составляющих в своей совокупности террористическую деятельность или терроризм как деятельность, наряду с основными деяниями (террористический акт), носящими автономный характер, действий, которые непосредственно не входят в содержание первых, а лишь способствуют существованию и жизнедеятельности терроризма как системы деяний (пропаганда идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость такой деятельности и т.п.), делает такую систему аморфной, неопределенной, непригодной как для функционирования, так и для изучения.
Законодатель счет возможным определить в структуру террористической деятельности такие самостоятельные деяния, как организация незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации) или участия в них, являющиеся сами по себе видами организованной преступной деятельности, правда, указав при этом, что эти структуры создаются только для реализации террористического акта. Это наводит на мысль о необходимости дополнения УК нормами об ответственности за организацию террористической организации и ее деятельности или участие в ней, как самостоятельных видов такой деятельности. Этот шаг законодателя был бы весьма целесообразным, учитывая, что важной особенностью современного терроризма является четкая структура и организация.
Террористические организации создают единые руководящие органы, систему управления, планирующие подразделения, налаживают информационно-пропагандистское обеспечение, ведут работу по отбору и подготовке сторонников, активных функционеров и боевиков и т.п. Наконец, ответственность за организацию террористической организации и ее деятельности не менее важна, чем существующая ответственность за организацию экстремистского сообщества (ст. 282.1 УК РФ) и организацию деятельности экстремисткой организации (ст. 282.2 УК РФ). Как подчеркивается в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, среди основных тенденций современного терроризма выделяются: «повышение уровня организованности террористической деятельности; создание крупных террористических формирований» и «усиление взаимосвязи терроризма и организованной преступности, в том числе транснациональной.
Помимо этого, система террористической деятельности, представленная в ч. 2 ст. 3 Федерального закона о противодействии терроризму, не соответствует тому, что предусматривает ст. 205.1 УК РФ, из которой видно: преступления, предусмотренные статьями 205, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 УК, представляют собой самостоятельные виды, а в совокупности - систему преступной террористической деятельности; такие вспомогательные виды деятельности, как склонение, вербовка иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из указанных преступлений, вооружение или подготовка к ним, а равно финансирование терроризма, именуются деяниями, содействующими террористической деятельности. Отмеченные расхождения, допущенные законодателем в понимании термина «террористическая деятельность» («терроризм»), представляются существенными и требуют устранения путем внесения соответствующих изменений и дополнений в Федеральный закон о противодействии терроризму.
Этот же систематизированный закон России следовало бы также:
-дополнить подсистемой уголовно-правовых норм об ответственности за террористическую деятельность («преступления террористического характера») в редакциях, соответствующих общему определению терроризма и включающих в себя все основные объективные и субъективные признаки, а также нормами об ответственности за содействие террористической деятельности;
-сформулировать в нем в качестве преступлений террористического характера нормы об ответственности за организацию преступного сообщества (преступной организации) и организацию деятельности такого сообщества (такой организации), отказавшись от включения преступления, предусмотренного ст. 208 УК РФ, в число преступлений террористического характера, поскольку само по себе оно не содержит основные признаки терроризма, заключенные в основе его законодательного определения, которое, впрочем, также нуждается в коррекции.
Исходя из вышеуказанных соображений, при определении терроризма, как начальной теоретической и законодательной базы для установления круга деяний, составляющих систему преступлений террористического характера, формулирования конкретных видов таких преступлений и установления круга уголовно-наказуемых деяний и административных правонарушений, содействующих террористической деятельности, необходимо учесть, что:
-терроризм - это и явление, в котором как в системе соединились социальная, идеологическая, политическая, нравственно-ценностная и психологическая составляющие, и деятельность, в которой реализуется терроризм как явление;
-терроризм в уголовно-правовом смысле - это, конечно, деятельность, в основе которой лежит террор как форма совершения деяний и метод достижения определенной политической или иной социально-негативной цели: форма деяний - насилие, вплоть до уничтожения, жесткое запугивание, иное физическое или психическое воздействие на жертву, выражающие приверженность виновного к крайним мерам; метод такой деятельности - устрашение и деморализация общества или международного сообщества;
-для террористической деятельности, как правило, характерны публичность, демонстративность совершения соответствующих актов поведения;
-целенаправленность такой деятельности дает основание утверждать, что она осуществляется с прямым умыслом. Это обстоятельство не позволяет использовать термины «деятельность террористической направленности» или «преступления террористической направленности», которые нередко встречаются в научной литературе, вместо терминов «террористическая деятельность» или, соответственно, «преступления террористического характера». Именно «террор» как метод достижения цели придает деятельности лица террористической характер;
-террористическая деятельность лишь тогда может рассматриваться как система преступлений террористического характера, когда соответствующие деяния запрещены уголовным законом государства и (или) соответствующими международными нормативными правовыми актами;
-террористический характер преступлений, их совершение обще опасным или иным опасным способом, угрожающим наиболее важным интересам общества, государства, международного сообщества, указывают на то, что основными объектами таких посягательств являются общественная, национальная (государственная) безопасность и правопорядок в стране либо международная безопасность и миропорядок.
Заключение
терроризм уголовный законодательство экстремистский
Несмотря на проводившиеся научные исследования и осуществляемую практическую деятельность, до сих пор в юридической науке не дано исчерпывающей дефиниции терроризма, и это не случайно, поскольку терроризм чрезвычайно многолик, давно вышел из рамок явлений сугубо криминального свойства. До настоящего времени, так и не удалось выработать общеприемлемое определение терроризма, что препятствует осуществлению успешной организации борьбы с данным общественно опасным явлением.
Терроризм - это: насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов.
Помимо этого, в этом Законе дается определение понятия террористической акции, под которой понимается непосредственное совершение преступления террористического характера в форме: взрыва, поджога, применения или угрозы применения ядерных взрывных устройств, радиоактивных, химических, биологических, взрывчатых, токсических, отравляющих, сильнодействующих, ядовитых веществ; уничтожения, повреждения или захвата транспортных средств или других объектов; посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, представителя национальных, этнических, религиозных или иных групп населения; захвата заложников, похищения человека; создания опасности причинения вреда жизни, здоровью или имуществу неопределенного круга лиц путем создания условий для аварий и катастроф техногенного характера либо реальной угрозы создания такой опасности; распространение угроз в любой форме и любыми средствами; иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступление иных общественно опасных последствий.
В названном Законе также дается характеристика преступления террористического характера, под которым понимаются преступления, предусмотренные ст. 205 - 208, 277 и 360. К преступлениям террористического характера могут быть отнесены и другие преступления, предусмотренные УК, если они совершены в террористических целях.
Между тем, сам термин «терроризм», используемый в названии ст. 205 (террористический акт), диспозиции ч. 1 ст. 205.1 УК и примечании 1 к этой статье (финансирование терроризма), а также в названии, диспозиции ч. 1 и примечании к ст. 205.2 УК (оправдание терроризма), до сих пор не получил законодательного определения, оптимального для целей квалификации совершенных общественно опасных деяний в качестве преступлений.
Отмеченные расхождения, допущенные законодателем в понимании термина «террористическая деятельность» («терроризм»), представляются существенными и требуют устранения путем внесения соответствующих изменений и дополнений в Федеральный закон о противодействии терроризму.
Этот же систематизированный закон России следовало бы также: дополнить подсистемой уголовно-правовых норм об ответственности за террористическую деятельность; сформулировать в нем в качестве преступлений террористического характера нормы об ответственности за организацию преступного сообщества (преступной организации) и организацию деятельности такого сообщества (такой организации), отказавшись от включения преступления, предусмотренного ст. 208 УК РФ, в число преступлений террористического характера, поскольку само по себе оно не содержит основные признаки терроризма, заключенные в основе его законодательного определения, которое, впрочем, также нуждается в коррекции.
Литература
Нормативные и нормативно-правовые акты
1.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 28.12.2013) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.01.2014) [электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс».
.Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. №302-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс».
.Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 02.11.2013) «О противодействии терроризму» [электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс».
.«Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» (утв. Президентом РФ 05.10.2009)// Российская газета, № 198, 20.10.2009
.Указ Президента РФ от 12.05.2009 « 537 (ред. от 01.07.2014) «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» [электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс».
.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2012 года № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант плюс»
Комментарии законодательства Российской Федерации
.Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) /отв. ред. В.М. Лебедев. 13-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2013.1069 с.
Научная и учебная литература
.Кудрявцев B.JI. Террористический акт (ст. 205 УК РФ) // Преступления террористического характера (ст. 205-207 УК РФ) // Энциклопедия уголовного права. Т.21. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка. - Издание профессора Малинина - СПб ГКА СПб., 2013.- 1072 с.
.Уголовное право России. Общая часть: учебник / под ред. И. Э. Звечаровского. 2010. - 640 с.
.Уголовное право России. Особенная часть: учебник / под ред. Ф. Р. Сундурова, М. В. Талан. М.: Статут. 2012. - 943 с.
.Уголовное право. Общая и Особенная части: учебник / под общ. ред. М. П. Журавлева и С. И. Никулина. 3-е изд., перераб. и доп. 2014. - 784 с.
.Уголовное право. Общая часть: учебник / отв. ред. И. Я. Козаченко. 5-е изд., перераб. и доп. 2013. - 592 с.
.Уголовное право. Особенная часть: учебник / отв. ред. И. Я. Козаченко, Г. П. Новоселов. 5-е изд., изм. и доп. 2013. - 912 с.
.Шевченко И.В. Уголовная ответственность за террористическую деятельность: монография. - М.: Юрлитинформ. 2011. - 230 с.
Материалы периодической печати
.Антонов В.Н. Современный терроризм: теория и реальность. // Азиатско-Тихоокеанский регион. Экономика. Политика. Право, 2012. № 2. Алиев Х. Борьба с преступлениями террористической направленности. // Законность, 2012. № 4.
.Галкин А. Ю. Состав террористического акта и преступления террористического характера // Альманах современной науки и образования. 2010. № 6 (37). С. 14-17.
.Ефимова М. П. Уголовно-правовая характеристика состава преступления, предусмотренного ст. 205.5 УК РФ / М. П. Ефимова // Молодой ученый. 2014. №6.1. С. 10-13.
.Емельянов В.П. Террористический акт и акт терроризма: понятие, соотношение, разграничение. // Законность, 2012. № 7.
.Ефимова М.П. Квалификация состава преступления, предусмотренного ст. 205 УК РФ // В сборнике: Аммосов-2014 Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции, проводимой в рамках Форума научной молодежи федеральных университетов. Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, под ред. Н.В. Малышевой. Киров, 2014. С. 171-178.
.Кудрявцев B.JI. Отграничение террористического акта от иных смежных составов преступлений: теоретический анализ // Вестник ЮжноУральского профессионального института. 2013.№ 1 (10). С.5.
.Кудрявцев В.Л. Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки преступления, предусмотренного ст. 205 УК РФ «Террористический акт» // Вестник Южно-Уральского профессионального института. 2013. Т. 3. № 12. С. 94-102.
.Кудрявцев В.Л. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч,1 ст. 205 УК РФ «Террористический акт»: некоторые вопросы теории и практики // Вестник Института законодательства Республики Казахстан. - 2013. № 1-2 (29-30).
.Мусаелян М.Ф. Террористический акт и бандитизм: квалификация и отграничение // Военно-юридический журнал. 2010. № 8. C.15-46.
.Сидоров, Б. В., Киршин, В. Г. Терроризм в уголовном праве: определение, законодательная регламентация и вопросы совершенствования законодательства /Б. В. Сидоров, В. Г. Киршин.//Вестник экономики, права и социологии. 2010. № 3. С. 89 - 96
.Уткина С.С. Квалицированные виды террористического акта (ч. 2 и 3. ст. 205 УК РФ)//В сборнике: Правовые проблемы укрепления российской государственности Под редакцией С. А. Елисеева, М. К. Свиридова, Р. Л. Ахмедшина. Томск, 2009. С. 37-38.