Учет готовой продукции и анализ реализации продукции на производственных предприятиях
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА ГОТОВОЙ
ПРОДУКЦИИ.. 4
1.1 Понятие готовой
продукции, ее оценка …………..…………………...…...4
1.2 Задачи учета и анализа
готовой продукции, источники информации для анализа 5
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ.. 7
2.1 Документальное оформление
и учет выпуска готовой продукции. 7
2.2 Документальное оформление
и учет реализации готовой продукции. 12
2.3 Отчетность материально
ответственных лиц. 18
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ.. 21
3.1 Анализ динамики и
выполнения плана производства и реализации продукции 21
3.2 Анализ ассортимента и
структуры продукции. 25
3.3 Анализ качества продукции. 27
3.4 Анализ положения товаров
на рынках сбыта. 29
3.5 Анализ
конкурентоспособности продукции. 31
3.6 Анализ ритмичности работы
предприятия. 32
3.7 Анализ факторов изменения объемов выпуска и реализации продукции. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 38
ВВЕДЕНИЕ
Готовая продукция является
частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи.
Движение
готовой продукции в организации состоит из двух основных стадий:
– поступление готовой
продукции на склад;
– отгрузки (отпуска) готовой
продукции покупателям (заказчикам) в порядке реализации (продажи) или при ином
ее выбытии.
Объем производства и объем реализации
продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных
возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства
продукции, который определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и
усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот,
возможный объем продаж является основой разработки производственной программы.
Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно
может реализовать.
Темпы роста объема производства и реализации
продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек,
прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому учет готовой продукции и анализ
производства и реализации готовой продукции является актуальным.
Целью данной курсовой работы
является изучение теоретических основ, методики организации учета выпуска и
реализации готовой продукции и анализа ее основных показателей, развитие
аналитического мышления, систематизации, закрепления и расширения теоретических
знаний по специальности «Бухгалтерский учет» и «Анализ финансово-хозяйственной
деятельности».
Для достижения целей курсовой
работы необходимо решить следующие задачи:
– изучить теоретические
аспекты учета и анализа готовой продукции;
– исследовать существующий
порядок документального оформления и учета выпуска и реализации готовой
продукции;
– изучить отчетность
материально-ответственных лиц;
– осуществить анализ
производства и реализации готовой продукции.
Информационной базой для
написания данной курсовой работы послужили нормативная и законодательная база,
научная, специальная и справочная литература.
ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ
Готовая продукция – это изделия и
продукты, прошедшие все стадии технологической обработки, соответствующие
действующим стандартам, утвержденным техническим условиям, принятые
техническим контролем организации и отвечающие требованиям заказчика.
Готовая продукция, как правило, должна
сдаваться на склад в подотчет материально ответственному лицу. Крупногабаритные
изделия, сыпучие и жидкие продукты, которые не могут быть сданы на склад по
техническим причинам, принимаются представителем заказчика на месте их
изготовления, комплектации и сборки.
Продукция, подлежащая сдаче заказчику на
месте и не оформленная актом приемки, остается в составе незавершенного производства
и в состав готовой продукции не включается. В продукцию промышленного производства
не могут быть включены отходы производства даже в том случае, когда их продают
на сторону.
К готовой продукции относят также работы и
услуги промышленного характера, выполненные на сторону, своему капитальному
строительству и другим непромышленным производствам и хозяйствам, стоимость
реализованных или предназначенных для реализации полуфабрикатов своего производства.
Учет готовой продукции ведут в
натуральных, условно-натуральных и стоимостных показателях. Согласно Положению
о бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности, утвержденному приказом
Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н, готовая продукция должна отражаться в
балансе по фактической производственной себестоимости.
Фактическая
производственная себестоимость готовой продукции – это сумма всех затрат на ее
изготовление. Могут применяться и другие виды оценки:
·
по плановой
(нормативной) производственной себестоимости, когда отдельно учитывают
отклонения фактической производственной себестоимости готовой продукции за отчетный
месяц от плановой или нормативной себестоимости;
·
по неполной
(сокращенной) производственной себестоимости (метод «директ-костинг»),
исчисляемой по фактическим затратам без учета общехозяйственных расходов;
·
по продажным ценам и
тарифам (без налога на добавленную стоимость и налога с продажи) при учете
товаров, реализуемых через розничную сеть;
·
по продажным ценам и
тарифам, увеличенным на сумму налога, добавленную стоимость, – при выполнении
единичных заказов
и работ.
В конце месяца независимо от того, по
какой цене осуществляется текущий учет, оценка готовой продукции доводится до
фактической производственной себестоимости составлением специальных расчетов
распределения отклонений между фактической себестоимостью и учетной ценой.
1.2
Задачи учета и анализа готовой продукции, источники
информации для анализа
Задачи учета готовой продукции:
Ø
контроль за правильным
и своевременным документальным оформлением выпущенных из производства и
отгруженных (проданных) изделий и продуктов;
Ø
контроль за
сохранностью готовой продукции на складах организации или в местах хранения;
Ø
получение точных
сведений о количестве и стоимости готовой продукции, находящейся на складах, и
контроль за соответствием фактических запасов ценностей установленным нормативам;
Ø
своевременное выявление
сверхнормативных и излишних остатков готовой продукции, подлежащих реализации в
порядке мобилизации внутренних ресурсов;
Ø
систематический
контроль за уровнем расходов на продажу;
Ø
контроль за
выполнением договоров поставки по объему и
ассортименту;
Ø
контроль за
своевременным поступлением платежей за продажу готовой продукции;
Ø
выявление финансовых
результатов от продажи продукции.
Основные задачи анализа:
• оценка степени выполнения плана и
динамики производства и реализации продукции;
• определение
влияния факторов на изменение величины этих показателей;
• выявление внутрихозяйственных резервов
увеличения выпуска и реализации продукции;
• разработка
мероприятий по освоению выявленных резервов.
В качестве
источников информации для учета и анализа готовой продукции используются:
«Отчет о прибылях и убытках», месячные, квартальные и годовые отчеты организации
о выпуске продукции, ведомость 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и
реализация», книга покупок и другие.
2.1
Документальное оформление и учет выпуска готовой
продукции
Сдача готовой продукции из производства на
склад организации оформляется приемосдаточными накладными, спецификациями,
приемными актами и др. В этих документах указываются номер (шифр) цеха,
сдающего готовую продукцию, номер склада-получателя, наименование и номенклатурный
номер изделия, количество. Приемосдаточные накладные обычно выписывают в двух
экземплярах: один предназначен сдатчику готовой продукции, другой передается
на склад. Приходуемые на склад изделия должны измеряться, подсчитываться и
взвешиваться (при необходимости).
Приемосдаточные накладные подписываются
представителями цеха-сдатчика, склада-получателя и службы технического
контроля. В условиях рыночной экономики и развития организаций малого бизнеса
важное значение приобретает подтверждение качества выпущенной продукции. В соответствии
с Федеральным законом «О сертификации продукции и услуг» качество продукции подтверждается
сертификатом или другими аналогичными документами.
При многократной сдаче изделий на склад в
течение смены рекомендуются разовые и однострочные документы заменять многострочными
накопительными документами (накладными, ведомостями, отчетами за смену, сутки).
Если приемосдаточная накладная составляется за несколько дней, она
подписывается перечисленными лицами за каждый день. Форма и содержание накладной
зависит от сложности, комплектности и периодичности сдачи готовой продукции на
склад-получатель.
Выпуск готовой
продукции из производства на склад можно оформлять также ведомостью сдачи
готовой продукции из цеха на склад, а при сдаче продукции заказчику (покупателю)
непосредственно из цеха (минуя склад) или при изготовлении сложных и
многокомплектных изделий вместо накладной целесообразно составлять акт
приемки-сдачи. Приемосдаточный акт имеет типовую форму, в которой отмечается,
что готовые изделия прошли все стадии технологической обработки, соответствуют
техническим условиям (требованиям заказчика) и другие натуральные и
стоимостные показатели выпущенной продукции.
Отгрузка (отпуск)
готовой продукции производится по соответствующим распорядительным документам:
это сертификат, накладная, приказ на отпуск (отгрузку) готовых изделий и др.
Отгрузка (отпуск) готовой продукции покупателям осуществляется в соответствии
с заключенными договорами поставки, в которых определено наименование и
количество по видам поставляемой продукции, способ отгрузки или самовывоз,
размер партий, цена, по которой реализуются отдельные изделия. В соответствии с
договором поставки организация-поставщик выписывает приказ-накладную, в
которой объединяются два документа: приказ складу на отгрузку продукции и
накладная на ее отпуск со склада. Данные приказа на отпуск заполняют менеджеры,
занимающиеся сбытом готовой продукции, а фактическое количество отпущенной
продукции – материально ответственное лицо, отпустившее продукцию. Подобранные
партии готовой продукции передаются экспедитору под расписку или сдаются на
месте представителю покупателя (при самовывозе). Отправка груза оформляется
транспортными накладными и квитанциями к ним. На основании этих документов
составляют накладную на отпуск готовых изделий. Железнодорожная накладная
(или накладная водного транспорта) передается станции железной дороги (или пристани)
вместе с грузом. Накладная сопровождает груз в пути следования и вместе с ним
выдается в пункте назначения грузополучателю. Железнодорожная квитанция, выданная
транспортной организацией в момент принятия груза к перевозке и оплаты тарифа,
выдается грузоотправителю и служит основанием для выписки счета-фактуры и предъявления
его к оплате покупателю.
При транспортировке готовой продукции
автомобильным транспортом поставщик выписывает товарно-транспортную накладную
в нескольких экземплярах. К товарно-транспортным накладным и приказам-накладным
прилагаются спецификации, в которых приводится подробный перечень отгруженной
продукции и дается ее характеристика, технические паспорта на конкретные
изделия, сертификаты качества и другие документы, обусловленные договором
поставки. Различают оперативный и бухгалтерский учет готовой продукции.
Оперативный учет осуществляют работники сбытовой, коммерческой или
планово-диспетчерской служб организации. Одновременно с целью усиления контроля за
сохранностью и выпуском изделий могут вести параллельный оперативный учет работники
выпускающих цехов Бухгалтерский учет ведут работники бухгалтерских служб.
Для учета наличия и движения готовой продукции
предназначен активный сч. 43 «Готовая продукция». Он используется организациями,
осуществляющими промышленную, сельскохозяйственную и иную производственную
деятельность.
Готовые изделия, приобретенные для
комплектации (стоимость которых не включается в себестоимость выпускаемой
продукции организации) или в качестве товаров для продажи, учитываются на сч.
41 «Товары». Стоимость выполненных работ и оказанных услуг на сч. 43 «Готовая
продукция» не отражается, а фактические затраты по ним по мере продажи
списываются со счетов учета затрат на производство на сч. 90 «Продажи».
Принятие к бухгалтерскому учету готовой
продукции, изготовленной для продажи, в том числе и продукции, частично
предназначенной для собственных нужд организации, отражается по дебету сч. 43
«Готовая продукция» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство
или сч. 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». Если готовая продукция
предназначена для использования в самой организации, то она, минуя сч. 43
«Готовая продукция», может учитываться на сч. 10 «Материалы» и других
аналогичных счетах в зависимости от назначения этой продукции.
При признании в бухгалтерском учете
выручки от продажи готовой продукции ее стоимость списывается со сч. 43
«Готовая продукция» в дебет сч. 90 «Продажи». Если выручка от продажи отгруженной
продукции определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете
(например, при экспорте продукции), то до момента признания выручки эта
продукция учитывается на сч. 45 «Товары отгруженные». При ее фактической
отгрузке делается запись по кредиту сч. 43 «Готовая продукция» в корреспонденции
со сч. 45 «Товары отгруженные».
При учете готовой продукции на сч. 43
«Готовая продукция» по фактической производственной себестоимости в
аналитическом учете движение ее отдельных наименований возможно отражать по
учетным ценам (плановой себестоимости, отпускным ценам и т. д) с выделением
отклонений фактической производственной себестоимости изделий от их стоимости
по учетным ценам.
При списании готовой продукции со сч. 43
«Готовая продукция» относящаяся к этой продукции сумма отклонений фактической
производственной себестоимости от стоимости по ценам, принятым в аналитическом
учете, определяется по проценту, исчисленному исходя из отношения отклонений
на остаток готовой продукции на начало отчетного периода и отклонений по
продукции, поступившей на склад в течение отчетного месяца, к стоимости этой
продукции по учетным ценам.
Аналитический учет по сч. 43 «Готовая
продукция» ведется по видам готовой продукции и по местам хранения.
Аналитический учет отдельных видов готовой продукции ведут по учетным ценам с
выделением отклонений фактической себестоимости от стоимости готовой продукции
по учетным ценам.
Готовая продукция, передаваемая из
основного (вспомогательного) производства на склад по учетным ценам, в течение
месяца оформляется бухгалтерской записью:
Д-т сч. 43 «Готовая продукция»
К-т сч. 20 «Основное производство»
К-т сч. 23 «Вспомогательные производства».
При отклонении
фактической себестоимости от учетной цены делают запись:
а) в случае превышения:
Д-т сч. 43 «Готовая продукция»
К-т сч. 20 «Основное производство»
К-т сч. 23 «Вспомогательное производство»;
б) в случае уменьшения разницу списывают
способом «красное сторно». Готовая продукция используется для собственных нужд
самой организации:
Д-т сч. 10 «Материалы»
Д-т сч. 21 «Полуфабрикаты собственного
производства».
К-т сч. 20 «Основное производство»
К-т сч. 23 «Вспомогательные производства».
Отгруженную или сданную представителю
покупателя на месте готовую продукцию списывают по учетным ценам и делают
запись:
Д-т сч. 45 «Товары отгруженные»
Д-т сч. 90 «Продажи»
К-т сч. 43 «Готовая продукция».
В конце отчетного месяца при выявлении
отклонений фактической себестоимости отгруженной (реализованной) продукции от
стоимости ее по учетным ценам делают либо дополнительную проводку (аналогичную
вышеуказанной), либо способом «красное сторно».
Если учет готовой продукции на сч. 43
«Готовая продукция» ведется по плановой или нормативной себестоимости с
использованием сч. 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», то делаются следующие
записи:
при оприходовании
готовой продукции на склад по плановой себестоимости:
Д-т сч. 43 «Готовая продукция»
К-т сч. 40 «Выпуск продукции (работ,
услуг)»;
в конце отчетного месяца определена
фактическая себестоимость готовой продукции, поступившей из основного
(вспомогательного) производства:
Д-т сч. 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»
К-т сч. 20 «Основное производство»
К-т сч. 23 «Вспомогательные производства»;
списываются отклонения фактической
себестоимости готовой продукции от нормативной или плановой:
а) в случае превышения
Д-т сч. 90 «Продажи»
К-т сч. 40 «Выпуск продукции (работ,
услуг)»;
б) в случае
уменьшения – разницу списывают способом «красное сторно».
2.2
Документальное оформление и учет реализации готовой
продукции
В условиях рыночной экономики организации
реализуют свою продукцию в соответствии с заключенными договорами поставок или
путем свободной продажи через розничную сеть. Продукция реализуется как иногородним
и местным покупателям, так и за рубежом. Однако по отдельным видам продукции
поставщик обязан иметь специальные лицензии, в которых определены квоты на реализацию
продукции за рубежом.
В договоре на поставку продукции
указываются наименование поставляемой продукции, количество по видам, способ
отгрузки или отпуск на месте, размер партии, цена, по которой реализуются отдельные
изделия, сроки исполнения обязательств и условия платежа, условия упаковки,
страхования, принципы перехода права собственности и порядок возмещения
убытков.
Отгружая продукцию, поставщик несет
расходы по ее доставке на станцию отправления,
погрузке в транспортные средства, перевозке по железной дороге или другим видом
транспорта. При отгрузке продукции эти расходы оплачивает поставщик, но не всегда
за свой счет. В договоре должно быть оговорено, за чей счет производится оплата
этих расходов: поставщика или покупателя. Распределение расходов по отгрузке
готовой продукции между поставщиком и покупателем устанавливается определенным
видом «франко-цены», который предусматривается в договоре поставки.
Слово «франко» в переводе с итальянского
означает «свободный», т. е. с какого места отгрузки продукции поставщик
(покупатель) освобождается от соответствующих расходов. Различают следующие
виды «франко-цен»:
– франко-склад поставщика означает,
что все расходы, связанные с отгрузкой продукции, оплачивает покупатель;
– франко-станция отправления
означает, что поставщик оплачивает расходы только по погрузке готовой
продукции в вагоны, остальные расходы несет покупатель;
– франко-вагон станция отправления,
когда поставщик оплачивает все расходы по погрузке готовой продукции до
станции отправления и погрузке ее в вагоны, а в счет поставщику включает
отдельной суммой только стоимость железнодорожного тарифа от станции отправления
до станции назначения;
– франко-станция
назначения, когда все расходы по отгрузке продукции до станции назначения
поставщик включает в отпускную цену готовой продукции;
– франко-склад покупателя, когда
поставщик оплачивает все расходы по транспортировке, погрузке и разгрузке
продукции вплоть до склада покупателя.
Основанием для отгрузки готовой продукции покупателям
или отпуска ее со склада служат приказы отдела сбыта организации.
На основании товарно-транспортных, железнодорожных
накладных и других документов на отпуск продукции на сторону в финансовом
отделе или при его отсутствии в бухгалтерии выписываются в нескольких экземплярах
платежные поручения или платежные требования для расчетов с покупателями через
банк.
В платежном поручении или требовании указывают
наименование и местонахождение поставщика и покупателя, номер договора поставки,
вид отправки, сумму платежа по договору, стоимость дополнительно оплачиваемых
тары и упаковки, транспортные тарифы, подлежащие возмещению покупателям, сумму
НДС, выделяемую отдельной строкой.
Данные платежных требований ежедневно записывают в
ведомость учета и реализации продукции (работ, услуг) (ф. № 16 или 16а). в
ведомости указывают дату и номер платежного требования, наименование
поставщика, количество отгруженной продукции по ее видам, суммы, предъявляемые
по счетам, и отметку об оплате счетов. Ведомость является формой аналитического
учета товаров отгруженных. Готовую продукцию отражают по учетным и отпускным
ценам. Ведомость ф. № 16 используют при определении выручки по отгрузке, а №
16а – при определении выручки по оплате.
Продукция считается проданной при переходе
права собственности на нее от продавца к покупателю, от производителя к потребителю.
Момент перехода права собственности на продукцию, товары и услуги определяется
условиями договора, заключенного между поставщиком и покупателем. По договорам
поставки (ст. 506 – 524 Гражданского кодекса РФ), как правило, переход права
собственности происходит в момент отгрузки товаров и передачи товаросопроводительных
документов.
Порядок учета продажи продукции зависит от
выбранного организацией метода учета. Конкретный метод учета продажи продукции
организация определяет самостоятельно в соответствии со своей учетной политикой.
Это либо по моменту оплаты отгруженной продукции, выполненных работ и оказанных
услуг, либо по моменту отгрузки продукции и предъявления платежных документов
покупателю (заказчику) или транспортной организации.
Статья 167 Налогового кодекса РФ
определяет дату продажи товаров, работ и услуг:
Ø
для организаций,
выбравших метод продажи «по отгрузке» – день отгрузки или передача права
собственности на товар, день оплаты товаров, работ и услуг;
Ø
для организаций,
выбравших метод продажи «по оплате» – по мере поступления денежных средств.
Синтетический учет продажи продукции
осуществляется на активно-пассивном сч. 90 «Продажи». Этот счет предназначен
для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами
деятельности организации, а также для определения финансового результата по
ним. На этом счете отражаются, например, выручка и себестоимость по:
ü
готовой продукции и
полуфабрикатам собственного производства;
ü
работам и услугам
промышленного характера;
ü
работам и услугам
непромышленного характера;
ü
покупным изделиям
(приобретенным для комплектации);
ü
строительным,
монтажным, проектно-изыскательским, геолого-разве-дочным, научно-исследовательским
и подобным работам;
ü
товарам;
ü
услугам по перевозке грузов
и пассажиров;
ü
транспортно-экспедиционным
и погрузочно-разгрузочным операциям;
ü
услугам связи и др.
К сч. 90 «Продажи» могут быть открыты следующие
субсчета:
90/1 «Выручка» – для учета поступления выручки от продажи
продукции, товаров, работ и услуг;
90/2 «Себестоимость продажи» – для учета себестоимости продаж, по
которым на субсчете 90/1 «Выручка» признана выручка;
90/3 «Налог на добавленную стоимость» – для учета суммы налога на добавленную
стоимость, причитающейся к получению от покупателя (заказчика);
90/4 «Акцизы» – для учета сумм акцизов, включенных в цену
проданной продукции, товаров, работ и услуг;
90/5 «Экспортные пошлины» – открывают организации–плательщики сумм
экспортных пошлин;
90/9 «Прибыль/убыток от продажи» – для выявления финансового результата
(прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц.
Записи по субсчетам 90/1 «Выручка», 90/2
«Себестоимость продаж», 90/3 «Налог на добавленную стоимость», 90/4 «Акцизы»
производят накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением
совокупного дебетового оборота по субсчетам 90/ 2 «Себестоимость продаж», 90/3
«Налог на добавленную стоимость», 90/4 «Акцизы» и кредитового оборота по субсчету
90/ 1 «Выручка» определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от
продаж за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными
оборотами) списывается с субсчета 90/9 «Прибыль/убыток от продаж» на сч. 99
«Прибыли и убытки». Поэтому синтетический сч. 90 «Продажи» сальдо на отчетную
дату не имеет.
Записи оборота по дебету сч. 90 «Продажи»
отражают:
– разницу между фактической себестоимостью
и стоимостью по
учетным ценам;
– расходы на продажу;
– управленческие расходы;
– акциз;
– налог на добавленную стоимость;
– налог с продаж;
– прибыль от продажи продукции (при превышении стоимости по продажным
ценам над себестоимостью проданной продукции).
Записи оборота по кредиту сч. 90 «Продажи»
отражают:
– сумму к получению от покупателей
(стоимость продукции по продажным ценам, акциз, налог на добавленную стоимость,
налог с продаж);
– убыток (при превышении себестоимости над
стоимостью по продажным ценам).
Для определения выручки для целей
налогообложения методом «по отгрузке» делаются следующие бухгалтерские записи:
на сумму стоимости отгруженной покупателю
продукции:
Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и
заказчиками»
К-т сч. 90 «Продажи»;
на сумму стоимости
предъявленной покупателю продукции списывается:
Д-т сч. 90 «Продажи»
К-т сч. 41 «Товары»
К-т сч. 43 «Готовая продукция»;
начисляется НДС по реализованной продукции
(товарам):
Д-т сч. 90 «Продажи»
К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам»;
получена оплата за проданную продукцию:
Д-т сч. 50 «Касса»
Д-т сч. 51 «Расчетные счета»
К-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и
заказчиками»;
на сумму списанных расходов на продажу:
Д-т сч. 90 «Продажи»
К-т сч. 44 «Расходы на продажу»;
выявляется финансовый результат от
продажи:
а) прибыль от реализации:
Д-т сч. 90 «Продажи»
К-т сч. 99 «Прибыль и убытки»;
б) убыток от реализации:
Д-т сч. 99 «Прибыли и убытки»
К-т сч. 90 «Продажи».
Для определения суммы выручки для целей
налогообложения методом «по оплате» делаются следующие бухгалтерские записи:
на сумму стоимости отгруженной покупателю
продукции:
Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и
заказчиками»
К-т сч. 90 «Продажи»;
на сумму стоимости предъявленной
покупателю продукции списывается:
Д-т сч. 90 «Продажи»
К-т сч. 41 «Товары»
К-т сч. 43 «Готовая продукция»;
начисляется НДС по отгруженной продукции,
товарам (подлежит перечислению в бюджет после получения оплаты):
Д-т сч. 90 «Продажи»
К-т сч. 76 «расчеты с разными дебиторами и
кредиторами»;
получена оплата за проданную продукцию:
Д-т сч. 50 «Касса»
Д-т сч. 51 «Расчетный счет»
К-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и
заказчиками»;
начисленный ранее НДС подлежит к уплате в
бюджет:
Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и
кредиторами»
К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам»;
на сумму списанных расходов на продажу:
Д-т сч. 90 «Продажи»
К-т сч. 44 «Расходы на продажу»;
списывается финансовый результат от
продажи:
а) прибыль от реализации:
Д-т сч. 90 «Продажи»
К-т сч. 99 «Прибыль и убытки»;
б) убыток от реализации:
Д-т сч. 99 «Прибыли и убытки»
К-т сч. 90 «Продажи».
По окончании отчетного года все субсчета,
открытые к сч. 90 «Продажи» (кроме субсчета 90/9 «Прибыль/убыток от продаж»),
закрываются внутренними записями на субсчет 90/9 «Прибыль/убыток от продаж».
Аналитический учет по сч. 90 «Продажи»
ведется по каждому виду проданных товаров, продукции, выполненных работ, оказанных
услуг и т. д.
2.3 Отчетность
материально ответственных лиц
Учет материалов на складе осуществляет
заведующий складом (кладовщик), являющийся материально ответственным лицом. Его принимают на работу по
согласованию с главным бухгалтером организации. С кладовщиком заключается по
установленной форме типовой договор о полной индивидуальной материальной ответственности.
Если в штатном расписании организации
отсутствует должность заведующего складом, то его обязанности могут быть
возложены на любого работника организации с его согласия с обязательным заключением
договора об индивидуальной материальной ответственности. От занимаемой должности
кладовщик может быть освобожден только после сплошной инвентаризации
товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и передачи их по акту, утвержденному руководителем
организации.
На каждый номенклатурный номер материалов
кладовщик заполняет материальный ярлык и прикрепляет его к месту
хранения готовой продукции. В ярлыке указывают наименование продукции, номенклатурный
номер, единицу измерения, цену и лимит наличия продукции.
Учет движения и остатков готовой продукции
осуществляют в карточках учета материалов. На каждый
номенклатурный номер открывают отдельную карточку, поэтому учет называют
сортовым учетом и осуществляют его только в натуральном выражении.
Карточки открывают в бухгалтерии или вычислительном
центре и записывают в них номер склада, наименование материала, марку, сорт, профиль,
размер, единицу измерения, номенклатурный номер, учетную цену и лимит. После
этого карточки передают на склад, и кладовщик заполняет колонки прихода, расхода
и остатка готовой продукции.
Ведение учета готовой продукции
допускается также в книгах учета материалов, которые содержат те
же реквизиты, что и карточки складского учета.
В условиях
автоматизации учетных работ и автоматизированного складского хозяйства вместо
карточек складского учета применяют систематически составляемые машинограммы-ведомости
движения и остатков готовой продукции. В них на основании первичных документов
отражают те же данные, что и в карточках складского учета. Однако в отличие от
многочисленных карточек машинограммы-ведомости ведут лишь по складам и
материально ответственным лицам. Машинограммы используются для контроля за
движением и состоянием готовой продукции на складе и оперативного управления
производством.
Первичные документы после записи их данных
в карточки учета передают в бухгалтерию. Сдачу документов оформляют реестром, в
котором указывают наименование и номера сдаваемых документов.
В цехах, имеющих кладовые, а также в
подотчетных предприятиях (пункты, отделения, заводы) материально ответственные
лица (заведующие пунктами и отделениями, мастера заводов) составляют месячные
отчеты о наличии движения материальных ценностей и представляют
их в бухгалтерию.
ПРОДУКЦИИ
3.1 Анализ
динамики и выполнения плана производства и
реализации
продукции
Объем производства и объем реализации
продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных
возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства
продукции, который определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и
усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот,
возможный объем продаж является основой разработки производственной программы.
Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно
может реализовать.
Темпы роста объема
производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно
влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому
анализ данных показателей имеет большое значение.
Основные задачи анализа:
• оценка степени выполнения плана и
динамики производства и реализации продукции;
• определение влияния факторов на
изменение величины этих показателей;
• выявление внутрихозяйственных резервов
увеличения выпуска и реализации продукции;
• разработка мероприятий по освоению
выявленных резервов.
Объем производства и реализации продукции
может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных
измерителях. Обобщающие показатели объема деятельности предприятия получают с
помощью стоимостной оценки, для чего используют сопоставимые или текущие цены.
Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции
покупателям, или по оплате; может выражаться в сопоставимых, плановых и
текущих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает
первостепенное значение. От того, как продается продукция, какой спрос на нее
на рынке, зависит и объем ее производства.
Немаловажное значение для оценки
выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов
производства и реализации продукции {штуки, метры, тонны и т.д.). Их
используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным
видам и группам однородной продукции.
Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной
характеристики объемов производства продукции, например на консервных заводах
применяется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях
– количество условных ремонтов и т.д.
Нормативные трудозатраты также используются для обобщенной оценки
объемов выпуска продукции – в тех случаях, когда в условиях многопродуктового
производства не представляется возможным выразить общий его объем в
натуральных или условно-натуральных измерителях.
Анализ начинается с изучения динамики
выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и
прироста. При этом объемы производства и реализации продукции должны быть
выражены в сопоставимых ценах, за основу которых принимаются цены базисного
периода.
Базисные темпы роста определяются отношением каждого следующего
уровня к первому году динамического ряда, а цепные – к предыдущему.
Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции
можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.
Тпр = Твп – 100
где Твп – темп роста выпуска
продукции;
Тпр – темп прироста.
Оперативный
анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе расчета, в
котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции
по объему и ассортименту за день, нарастающим итогом с начала месяца, а также
отклонение от плана.
Анализ реализации
продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по
поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия
оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме
того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции,
что повлечет за собой спад производства.
Недопоставка продукции отрицательно влияет
не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых
организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д. При
анализе реализации продукции особое внимание следует обращать на выполнение
обязательств по госзаказу, кооперированным поставкам и по экспорту продукции.
В процессе анализа производства и
реализации продукции необходимо оценить также риск невостребованной продукции,
который может возникнуть вследствие падения спроса на нее. Он определяется
величиной возможного материального и морального ущерба предприятия, вызванного
этой причиной. Каждое предприятие должно знать величину потерь, если какая-то
часть продукции окажется нереализованной. Чтобы избежать последствий невостребованности
продукции, необходимо изучить факторы ее возникновения с целью поиска путей
недопущения или минимизации потерь.
Внутренние причины: неправильно
составленный прогноз спроса на продукцию служащими предприятия; неправильная
ценовая политика предприятия на рынках сбыта; снижение конкурентоспособности
продукции в результате низкого качества сырья, оборудования, отсталой
технологии, низкой квалификации персонала; неэффективная организация процесса
сбыта и рекламы продукции.
Внешние причины: неплатежеспособность покупателей; повышение
процентных ставок по вкладам; демографические, социально-экономические,
политические и другие причины.
Риск невостребованной продукции можно
подразделить на преодолимый и непреодолимый. Критерием отнесения
его к одной из групп является экономическая целесообразность нововведений,
направленных на продвижение товаров на рынок. Если дополнительные затраты на
дизайн, улучшение качества, упаковку, рекламу, организационную перестройку производства
и сбыта превышают сумму их покрытия выручкой, то экономически они нецелесообразны
и риск, следовательно, является непреодолимым,) и наоборот.
Риск невостребованной
продукции может быть обнаружен на предпроизводственной, производственной и
послепроизводственной стадиях. Если риск обнаружен на предпроизводственной
стадии, то экономический ущерб будет меньшим – это только расходы на
исследование рынка, разработку изделия и др. Если же риск невостребованной продукции
обнаружен на производственной или послепроизводственной стадии, то это может
серьезно пошатнуть финансовое состояние предприятия: в сумму ущерба кроме указанных
расходов войдут издержки на подготовку, освоение, производство и частично сбыт
продукции.
В зависимости от
стадии обнаружения риска невостребованной продукции управленческие решения
могут быть разными: на предпроизводственной стадии можно не приступать к
производству данного вида продукции, заменив его другим; на производственной
стадии еще можно внести существенные изменения в дизайн, конструкцию, цену изделия
и за счет этого продвинуть его на рынок; на послепроизводственной стадии нужно
думать, как избежать банкротства, потому что невостребованная продукция — это
прямой убыток для предприятия. Каждый товар должен производиться лишь в том
случае, когда есть платежеспособный спрос на него, подкрепленный заявками или
договорами на его поставку.
Чтобы оценить риск невостребованной
продукции, нужно проанализировать обеспеченность продукции контрактами или заявками
на поставку, динамику остатков готовой продукции по каждому виду, их долю в общем
объеме продаж.
Важным обобщающим показателем,
используемым для характеристики скорости реализации продукции, является
продолжительность ее нахождения на стадии реализации. Для расчета данного
показателя необходимо средние остатки готовой продукции разделить на
однодневный объем продаж. Рост его уровня свидетельствует о трудностях сбыта и
повышении риска невостребованной продукции.
3.2 Анализ
ассортимента и структуры продукции
Большое влияние на
результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и
структура производства и реализации продукции.
Своевременное обновление ассортимента
продукции (услуг) с учетом изменения конъюнктуры рынка является одним из важнейших
индикаторов деловой активности предприятия и его конкурентоспособности.
При формировании ассортимента и структуры
выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные
виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых,
сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся
в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя:
• определение текущих и перспективных
потребностей покупателей;
• оценку уровня конкурентоспособности
выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
• изучение жизненного цикла изделий на
рынках, принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов
продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и
экономически неэффективных изделий;
• оценку экономической эффективности и
степени риска изменений в ассортименте продукции.
Обобщающая
характеристика изменений ассортимента продукции дает одноименный
коэффициент, уровень которого определяется следующим образом:
В расчет данного коэффициента принимается
фактический выпуск продукции каждого вида в отчетном периоде, но не более базового.
Увеличение объема производства
(реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к
изменению ее структуры, т.е. удельный вес одних видов продукции возрастает, а
других – уменьшается.
Изменение структуры производства оказывает
большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость,
затратоемкость продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный
вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении
возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении
удельного веса высокорентабельной и, соответственно, при уменьшении доли
низкорентабельной продукции.
Расчет влияния структуры производства на
уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки,
который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры
продукции:
ВПусл1 = Σ(VВПобщ1
× Удi1 × Цi0);
ВПусл2 = Σ(VВПобщ1
× Удi0 × Цi0);
ΔВПстр = ВПусл1
– ВПусл2,
где ВП – стоимость валового выпуска
продукции;
VВПобщ – общий объем
выпуска продукции в натуральном или условно-
натуральном
выражении;
Удi – удельный вес i-ro вида продукции в общем объеме производства;
Цi – цена i-ro вида продукции.
Расчет влияния структуры производства на
уровень перечисленных показателей можно получить и более простым способом – способом
процентных разностей. Для этого разность между индексами объема
производства продукции, рассчитанными на основании стоимостных (Iст)
и условно-натуральных объемов выпуска (можно в нормочасах) (Iн),
умножим на выпуск продукции базового периода в стоимостном выражении (ВП0):
ΔВПстр = (Iст – Iн) × ВП0 .
Аналогичным образом определяется влияние
структуры реализованной продукции на сумму выручки, трудоемкость, материалоемкость,
общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели,
что позволит комплексно, всесторонне оценить эффективность ассортиментной и
структурной политики предприятия.
3.3 Анализ
качества продукции
Важным показателем деятельности
промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение – одна из
форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий
уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению
суммы прибыли за счет не только объема продаж, но и более высоких цен.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной
продукции независимо от ее вида и назначения:
а) удельный вес новой продукции в общем
ее выпуске;
б) удельный вес продукции высшей
категории качества;
в) средневзвешенный балл продукции;
г) средний коэффициент сортности
(отношение стоимости произведенной продукции к ее стоимости по ценам первого
сорта);
д) удельный вес аттестованной и
неаттестованной продукции;
е) удельный вес сертифицированной
продукции;
ж) удельный вес продукции,
соответствующей мировым стандартам;
з) удельный вес экспортируемой продукции,
в том числе в высокоразвитые промышленные страны.
Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из
ее свойств:
а) полезность (жирность молока, зольность
угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания и др.);
в) технологичность, т.е. эффективность
конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);
г) эстетичность изделий.
Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию,
объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес продукции, на
которую поступили претензии (рекламации) от покупателей, потери от брака и др.
Первая задача анализа – изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по
их уровню, причины их изменения и дать оценку работы предприятия по
достигнутому уровню качества продукции.
Вторая задача анализа – определение влияния качества продукции на стоимостные
показатели работы предприятия: стоимость выпущенной продукции (ΔВП), выручку
от реализации продукции (ΔВ) и прибыль (ΔП). Расчет производится
следующим образом:
ΔВП = (Ц1 – Ц0)
× VВП1;
ΔВ = (Ц1 – Ц0)
× VРП1;
ΔП = [(Ц1 – Ц0)
× VРП1] – [(С1 – С0) × VРП1],
где Ц0 и Ц1 – соответственно
цена изделия до и после изменения качества;
С0 и С1 – соответственно
уровень себестоимости изделия до и после из-
менения качества;
VВП1 – объем
произведенной продукции повышенного качества;
VРП1 – объем реализации
продукции повышенного качества.
Если предприятие
выпускает продукцию по сортам и произошло изменение сортового состава, то
вначале необходимо рассчитать, как изменились средневзвешенная цена и
средневзвешенная себестоимость единицы продукции, а затем по приведенным выше
алгоритмам определить влияние сортового состава на стоимость произведенной
продукции, выручку и прибыль от ее реализации.
Расчет влияния сортового состава продукции
на объем ее производства в стоимостном выражении можно произвести способом абсолютных
разниц: изменение удельного
веса по каждому сорту (ΔУдi)
нужно умножить на цену соответствующего сорта (Цi), результаты сложить и умножить на общий фактический выпуск
данного вида продукции в натуральном выражении (VВПобщ1):
ΔВПсорт = Σ(ΔУдi × Цi0)
× VВПобщ1
Аналогичным образом определяют изменение
среднего уровня себестоимости изделия за счет изменения сортового состава.
После этого можно определить влияние
изменения сортового состава на сумму прибыли:
ΔПсорт = (ΔЦсорт
– ΔСсорт) × VРПобщ1,
где ΔЦсорт – изменение
среднего уровня цены за счет сортового состава;
ΔСсорт – изменение
среднего уровня себестоимости изделия за счет сор-
тового состава;
VРПобщ1 – общий объем выпуска продукции в натуральном выражении
отчетного периода.
Подобные расчеты делают по всем видам
продукции, по которым установлены сорта, и результаты обобщают.
3.4 Анализ
положения товаров на рынках сбыта
От рынков сбыта зависят объем продаж,
средний уровень цен, выручка от реализации продукции, сумма полученной прибыли
и т.д. В первую очередь нужно изучить динамику каждого вида продукции на
рынках сбыта за последние 3-5 лет.
Основываясь на
результатах анализа, выделяют четыре категории товаров:
«звезды», которые приносят основную
прибыль предприятию и способствуют экономическому росту;
«дойные коровы» – эти товары переживают
период зрелости, в незначительной степени способствуют экономическому росту, не
нуждаются в инвестициях, приносят прибыль, которая используется на
финансирование «трудных детей»;
«трудные дети» – это, как правило, новые
товары, нуждающиеся в рекламе, продвижении на рынок, не приносят пока прибыли,
но в будущем могут стать «звездами»;
«мертвый груз», или «неудачники», –
нежизнеспособные товары, не способствующие экономическому росту, не приносящие
прибыли.
Такая группировка продукции предприятия
позволит выбрать правильную стратегию, направленную на финансирование «трудных
детей», которые в ближайшее время могут стать «звездами», на поддержку
достаточного количества «звезд», которые призваны обеспечить долгую жизнь
предприятия, и «дойных коров», способствующих финансированию «трудных детей».
При этом нужно учитывать, на какой стадии
жизненного цикла находится каждый товар на отдельных сегментах рынка:
а) нулевая стадия – изучение и
апробация идеи разработки нового товара, а потом и самого товара;
б) первая стадия {выпуск товара на
рынок и внедрение) – выяснение, будет ли товар иметь успех на рынке;
прибыль на этой стадии невысока, так как значительные средства расходуются на
рекламу;
в) вторая стадия (рост и развитие
продаж) – товар начинает приносить прибыль, он быстро покрывает все
издержки и становится источником прибыли, хотя требует еще больших затрат на
рекламную поддержку его продвижения на рынке;
г) третья стадия (зрелость) – товар
имеет стабильный рынок, пользуется спросом и приносит регулярный доход, т.е.
находится в самом
прибыльном периоде, так как требует затрат не на продвижение на рынок, а
только на рекламную поддержку его «известности»;
д) четвертая
стадия (насыщение и спад) – вначале незаметное, а затем резкое сокращение
объема продаж по предсказуемым и непредсказуемым причинам. Способность вовремя
уловить и предвосхитить спад спроса на изделие путем его совершенствования; или
замены другим требует определенного мастерства.
Результаты анализа должны помочь
руководству предприятия разработать ассортимент товаров в соответствии с его
стратегией и требованиями рыночной конъюнктуры.
В процессе анализа необходимо также
выявить реальных и потенциальных конкурентов, проанализировать показатели их
деятельности, определить сильные и слабые стороны их бизнеса, финансовые
возможности, цели и стратегию в области экспансии на рынке, технологии
производства, качества продукции и ценовой политики. Это позволит предугадать
образ поведения конкурентов и выбрать наиболее приемлемые способы конкурентной
борьбы.
Под конкурентоспособностью понимают
характеристику продукции, которая отличает ее от товара-конкурента как по
степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на
ее удовлетворение.
Оценка конкурентоспособности продукции
основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка. Чтобы
товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать
определенным параметрам:
• техническим (свойства товара, область
его применения и назначения);
• эстетическим (внешний вид товара);
• эргономическим
(соответствие товара свойствам человеческого организма);
• нормативным (соответствие товара
действующим нормам и стандартам);
• экономическим
(уровень цен на товар, сервисное его обслуживание, размер средств, имеющихся у
потребителя для удовлетворения данной потребности).
Для оценки конкурентоспособности продукции
необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента. С
этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральный показатели конкурентоспособности
продукции.
Единичные показатели (g) отражают
процентное отношение уровня какого-либо технического или экономического
параметра (Р) к величине того же параметра продукта-конкурента (Р100),
принимаемого за 100%:
Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели (gj) по однородной группе параметров
(технических, экономических, эстетических) с помощью весовых коэффициентов (аi), определяемых экспертным путем:
G = Σ аi ×
gi
Интегральный показатель (I) представляет собой отношение группового показателя по
техническим параметрам (Gт) к групповому показателю по
экономическим параметрам (Gэ):
I = Gт / Gэ.
Если I < l, то анализируемое изделие уступает
образцу, а если I > 1, то оно превосходит
изделие-образец или изделие конкурента по своим параметрам.
Кроме рейтинговой оценки
конкурентоспособности товаров для определения фактического положения изделия на
определенном рынке можно определить долю рынка, контролируемую данной фирмой.
Чем больше эта доля, тем выше фактическая конкурентоспособность товаров фирмы
на данном рынке, и наоборот. С этой же целью рассчитывают и такой показатель,
как отношение доли, занимаемой фирмой на рынке, к доле наиболее крупного
конкурента. Если это отношение больше единицы, то доля фирмы считается высокой,
если меньше – низкой.
Важное направление повышения
конкурентоспособности продукции – совершенствование организации торговли,
сервисного обслуживания покупателей, рекламы продукции, которые являются
мощными инструментами стимулирования спроса.
3.6 Анализ
ритмичности работы предприятия
Ритмичность – это равномерный выпуск и
отгрузка продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных
планом.
Ритмичная работа является основным
условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает
все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются
объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на
складах, и как следствие – замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются
поставки по договорам, и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку
продукции; несвоевременно поступает выручка, из-за чего возникает дефицит
денежного потока; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале
месяца рабочим платят за простои, а в конце – за сверхурочные работы. Все это
приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли,
ухудшению финансового состояния предприятия.
Для оценки ритмичности работы используются
прямые и косвенные показатели.
Прямые показатели – это коэффициент ритмичности, удельный вес производства
продукции за i-й период (декаду, месяц, квартал) в
годовом объеме производства.
Косвенные показатели – это наличие доплат за сверхурочные
работы, оплата простоев по вине предприятия, потери от брака, уплата штрафов за
недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции и др.
Один из наиболее распространенных
показателей – коэффициент ритмичности определяется суммированием
фактического удельного веса выпуска продукции за каждый период, но не более
планового уровня.
Причины аритмичности – трудности сбыта продукции, низкий уровень
организации, технологии и материально-технического обеспечения производства, а
также планирования и контроля.
Аналогичным образом анализируется
ритмичность отгрузки и реализации продукции. В заключение анализа
разрабатываются конкретные мероприятия по устранению причин неритмичной работы.
3.7 Анализ
факторов изменения объемов выпуска и реализации
продукции
Изучив динамику и выполнение плана по
выпуску и реализации продукции, необходимо установить факторы изменения ее
объема.
Возможны два варианта методики анализа
реализации продукции.
Если выручка на предприятии определяется
по отгрузке готовой продукции, то баланс продукции будет иметь следующий вид:
ГПн + ВП = РП + ГПк.
Отсюда РП = ГПн + ВП – ГПк
ГПн + ВП + ОТн = РП
+ ОТк + ГПк
Отсюда РП = ГПн + ВП + ОТн
– ОТк – ГПк,
где ГПн, ГПк –
соответственно остатки готовой продукции на складах на
начало и конец
периода;
ВП – стоимость выпуска продукции в отчетном периоде;
РП – объем реализации продукции за отчетный период;
ОТн, ОТк –
остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.
Расчет влияния данных факторов на объем
реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных
показателей с базовыми данными и вычислением абсолютных и относительных
приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется
баланс продукции.
Особое внимание уделяется изучению влияния
факторов, определяющих объем производства и реализации продукции. Их можно объединить
в три группы:
1) обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность
их использования:
ВП = ЧР × ГВ;
РП = ЧР × ГВ × Дв,
где ЧР – среднесписочная численность
работников предприятия;
ГВ – среднегодовая выработка
продукции одним работником;
Дв – доля реализованной продукции в
объеме выпущенной продукции
отчетного периода;
2) обеспеченность предприятия основными
средствами и эффективность их использования:
ВП = ОС × ФО;
РП = ОС × ФО × Дв,
где ОС – среднегодовая сумма основных
средств предприятия;
ФО – фондоотдача основных средств;
3) обеспеченность производства сырьем и
материалами и эффективность их использования:
ВП = МЗ × МО;
РП = МЗ × МО × Дв,
где МЗ – сумма потребленных материальных
запасов для производства
продукции;
МО – материалоотдача (производство
продукции на рубль материаль-
ных затрат).
Влияние данных факторов на объем выпуска и
реализации продукции можно рассчитать, используя один из приемов детерминированного
факторного анализа.
После этого необходимо более детально
проанализировать использование трудовых ресурсов, средств труда и предметов
труда на предприятии.
В ходе данной курсовой работы
были изучены теоретические основы, методики организации учета и анализа готовой
продукции на производственных предприятиях.
В первой части были даны понятия готовой продукции. Готовая продукция – это изделия и продукты, прошедшие все
стадии технологической обработки, соответствующие действующим стандартам, утвержденным
техническим условиям, принятые техническим контролем организации и отвечающие
требованиям заказчика. Готовая продукция является частью материально-производственных
запасов, предназначенных для продажи.
Также была дана оценка готовой продукции. В качестве учетных цен на готовую продукцию могут
применяться: фактическая производственная себестоимость
(полная и неполная); нормативная себестоимость (полная и неполная); договорные цены и другие виды цен.
Были сформулированы задачи учета и
анализа, а также источники информации для анализа готовой продукции
Во второй части было
рассмотрено документальное оформление и учет выпуска и реализации готовой
продукции, а также отчетность материально ответственных лиц. Для учета наличия и движения готовой продукции предназначен
активный сч. 43 «Готовая продукция».
В третьей части был проведен
экономический анализ производства и реализации готовой продукции. По
результатам анализа можно сделать следующие выводы:
– Анализ
начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных
и цепных темпов роста и прироста.
– Большое влияние на результаты хозяйственной
деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и
реализации продукции.
– Влияние структуры реализованной продукции
на сумму выручки, трудоемкость, материалоемкость, общую сумму затрат, прибыль,
рентабельность и другие экономические показатели позволяет комплексно, всесторонне
оценить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия.
– Важным показателем
деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его
повышение – одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на
рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на
продукцию и увеличению суммы прибыли за счет не только объема продаж, но и
более высоких цен.
– От рынков сбыта зависят
объем продаж, средний уровень цен, выручка от реализации продукции, сумма
полученной прибыли и т.д.
– Важное направление повышения
конкурентоспособности продукции – совершенствование организации торговли,
сервисного обслуживания покупателей, рекламы продукции, которые являются
мощными инструментами стимулирования спроса.
– Ритмичная
работа предприятия является основным условием своевременного выпуска и реализации
продукции.
1.
О бухгалтерском учете. Федеральный
закон от 21.11.1996г. № 129-ФЗ. М., 1996.
2.
План счетов бухгалтерского учета
финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению.
Утверждены приказом Минфина России от 31.10.200г. № 94н.
3.
Артеменко В.Г. Финансовый анализ,
Москва-Новосибирск: Дело и Сервис, 1999.
4.
Астахов В.П. Бухгалтерский
(Финансовый) учет, М.: Мирт, 2003.
5.
Белов А.А., Белов А.Н.
Бухгалтерский учет, М.: Эксмо, 2005.
6.
Гетьман В.Г. Финансовый учет, М.:
Финансы и статистика, 2002.
7.
Ефимова О.В. Финансовый анализ,
М.: Бух.учет, 2002.
8.
Козлова Е.П. Бухгалтерский учет в
организациях, М.: Финансы и статистика, 2003.
9.
Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет,
М.: ИНФРА, 2004.
10.
Пястолов С.М. Анализ
финансово-хозяйственной деятельности, М.: академия, 2002.
11.
Савицкая Г.В. Экономический
анализ, М.: Новое знание, 2003.
12.
Тумасян Р.З. Бухгалтерский учет,
М.: ОМЕГА-Л, 2005.
13.
Хотинская Г.И., Харитонова Г.В. Анализ
хозяйственной деятельности предприятия, М.: Финансы и статистика, 2002.