Организация рабочего места в программном комплексе для автоматизации процессов налогового администрирования в территориальных налоговых органах ФНС России
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты
понятия «АРМ» в налоговой сфере
1.1 Определение и основные принципы
построения АРМ
1.2 Роль АРМ в области автоматизации
процессов налогового администрирования
Глава 2. Организация АРМ в системе
ЭОД
2.1 АРМ специалистов налоговых
органов
2.2 Организация рабочего места в
системе ЭОД
Глава 3.
Информационно-технологические основы модернизации налогового администрирования
3.1 Проблемы налогового
администрирования
3.2 Направления модернизации
налоговых органов
Заключение
Список используемой литературы и
источников
Введение
На сегодняшний день на рынке программных
продуктов достаточно успешно распространяется более десятка развитых
автоматизированных информационных систем зарубежного и отечественного
производства в финансовых, налоговых и имущественных сферах деятельности.
Основной задачей федеральной налоговой службы РФ
является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их
исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты
государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.
Эффективное функционирование налоговой системы
возможно только при использовании передовых информационных технологий,
базирующихся на современной компьютерной технике. С этой целью в органах
налоговой службы создается автоматизированная информационная система, которая
предназначена для автоматизации функций всех уровней налоговой службы по
обеспечению сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и
внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по
налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней
налоговых служб достоверной информацией. Для автоматизации процессов налогового
администрирования в территориальных налоговых органах ФНС России были
разработаны автоматизированные рабочие места налоговых инспекторов. Они
представляют собой комплекс программных средств, позволяющий работникам
налоговых органов более оперативно осуществлять работу. Таким образом, можно сделать
вывод, что выбранная тема курсовой работы является весьма актуальной.
Объектом исследования выступает организация
рабочего места работников налоговой службы.
Предметом исследования являются особенности и
порядок организации рабочего места работников налоговой службы.
Целью данной курсовой работы является раскрытие
темы «Организация рабочего места в программном комплексе для автоматизации
процессов налогового администрирования в территориальных налоговых органах ФНС
России». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
· изучить понятие и основные принципы
построения АРМ;
· выявить значение АРМ в сфере
автоматизации процессов налогового администрирования;
· рассмотреть виды АРМ налоговых
подразделений и их основные функции;
· рассмотреть принцип организации
рабочего места в системе ЭОД;
· выявить проблемы в области
автоматизации процессов налогового администрирования;
· рассмотреть возможные направления
модернизации налогового администрирования.
Структурно данная работа состоит из введения,
трех глав, которые разделены на подглавы, заключения, списка использованных
источников и литературы. В первой главе рассматривается понятие АРМ, основные
принципы и их значение для процессов налогового администрирования. Во второй
главе рассматриваются виды АРМ налоговых подразделений. В третьей главе
рассматриваются существующие проблемы в области налогового администрирования и
возможные пути совершенствования автоматизации налоговой деятельности.
Методологической базой являются пособия
налоговых органов в области применения программного комплекса, труды ученых и
специалистов в области автоматизации процессов налогового администрирования,
статьи из журналов.
Глава 1. Теоретические аспекты понятия «АРМ» в
налоговой сфере
.1 Определение и основные принципы построения
АРМ
Основной задачей районной налоговой инспекции
является организация работы по выполнению следующих функций:
· учету и регистрации
налогоплательщиков;
· приему налоговой отчетности и
начислению платежей;
· проведению проверок правильности
уплаты налогов;
· контролю за поступлением платежей;
· формированию отчетности налоговой
инспекции в вышестоящую налоговую службу;
· экономическому анализу деятельности
налоговой инспекции и состояния обслуживаемого района;
· организации работы вспомогательных
служб (бухгалтерия, административно-хозяйственный отдел).
Перед постановкой на учет и регистрацией
налогоплательщиков юрисконсультом налоговой инспекции, действующим на основании
законодательства, выполняются следующие функции: проверка подлинности документа
и прав лица, представившего его для регистрации предприятия; после чего на
налогоплательщика заводится личное дело и ему присваивается регистрационный
номер − идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). С этого этапа
начинается автоматизация районной налоговой службы, что соответственно
подразумевает создание автоматизированных рабочих мест.
Автоматизированное рабочее место (АРМ) −
комплекс вычислительной техники и программного обеспечения, располагающийся,
непосредственно на рабочем месте сотрудника и предназначенный для автоматизации
его работы в рамках специальности.
Рабочее место должно быть организовано в
соответствии с общими требованиями к АРМ офисного служащего. Персональный
компьютер подключается к локально-вычислительной сети (ЛВС НО) и оснащен
средствами неограниченного доступа к режимам работы «Системы электронной
обработки данных (ЭОД) инспекций местного уровня», прикладными программами
общего назначения, обеспечивающими возможность администрирования ЛВС и баз
данных (БД).
АРМ должны создаваться строго в соответствии с
их предполагаемым функциональным назначением. Однако общие принципы создания
АРМ остаются неизменными, к ним относят:
· системность;
· гибкость;
· устойчивость;
· эффективность.
Под принципом системности понимается следующее:
АРМ должно представлять собой систему взаимосвязанных компонентов. При этом
структура АРМ должна четко соответствовать тем функциям, для выполнения которых
создается данное АРМ.
Принцип гибкости имеет огромное значение при
создании современных и эффективно работающих АРМ. Данный принцип означает
возможность приспособления АРМ к предполагаемой модернизации как программного
обеспечения, так и технических средств. В настоящее время, когда скорость
устаревания программных и технических средств постоянно растет, соблюдение
данного принципа становится одним из важнейших условий при создании АРМ. Для
обеспечения принципа гибкости в реально работающих автоматизированных рабочих
местах все подсистемы отдельно взятого АРМ выполняются в виде отдельных, легко
заменяемых модулей. Чтобы при замене не возникало проблем несовместимости, все
элементы должны быть стандартизированы.
Большое значение имеет принцип устойчивости. Он
заключается в выполнении заложенных в АРМ функций, независимо от воздействия как
внутренних, так и внешних факторов. При возникновении сбоев работоспособность
системы должна быстро восстанавливаться, неполадки отдельных элементов должны
легко устраняться.
Принцип эффективности подразумевает, что затраты
на создание и эксплуатацию системы не должны превышать экономическую выгоду от
ее реализации. Кроме того, при создании АРМ надо учитывать, что его
эффективность будет во многом определяться правильным распределением функций и
нагрузки между работником и машинными средствами обработки информации, ядром
которых является ПЭВМ. Только при соблюдении этих условий АРМ становится
средством повышения не только производительности труда и эффективности
управления, но и социальной комфортности специалистов.
Практический опыт использования АРМ как одного
из элементов распределенных систем управления позволяет выделить следующие
требования к эффективно и полноценно функционирующему АРМ:
· своевременное удовлетворение
информационных потребностей пользователя;
· минимальное время ответа на запросы пользователя;
· адаптация к уровню подготовки
пользователя и специфике выполняемых им функций;
· возможность быстрого обучения
пользователя основным приемам работы;
· надежность и простота обслуживания;
· дружественный интерфейс;
· возможность работы в составе
вычислительной сети.
Рассмотрим структуру АРМ и связи между его
составными частями (рисунок 1).
Рисунок 1. Схема АРМ
автоматизированный налоговый
инспекция электронный
Как показано на схеме, АРМ состоит из технических
и программных средств вычислительной техники, а также необходимой методики
аналитической документации, позволяющей пользователю эффективно
взаимодействовать с данными средствами.
.2 Роль АРМ в области автоматизации процессов
налогового администрирования
Перед любой системой, которая прошла сложные
этапы становления, неизбежно встает необходимость перемен. Налоговая система не
исключение. Что же такое «старая налоговая система» и почему она перестала
соответствовать современным условиям? Ее недостатки и проблемы можно
перечислять бесконечно, а именно:
· отсутствие единых функциональных
обязанностей и, как следствие, дублирование функций разными отделами инспекции;
· почти вся информация, с которой
работал инспектор, имела бумажный вид и обрабатывалась вручную;
· не было специализированных
подразделений, которые отвечали бы за информирование налогоплательщиков, и без
которых трудно разобраться в налоговых тонкостях.
Одному инспектору приходилось выполнять
множество налоговых процедур: принимать отчетность, вводить данные в компьютер,
проводить камеральную проверку данных, консультировать налогоплательщика,
оформлять реестр принятых деклараций. При выполнении такого количества
разнообразных операций неизбежны бесконечные ошибки.
Еще один серьезный недостаток прошлого -
закрепление за инспектором конкретных налогоплательщиков. В связи с этим
возникала благоприятная почва для злоупотреблений служебным положением, и масса
рабочего времени уходила на помощь в составлении отчетов и консультаций.
Как известно, в налоговые органы поступает
огромный объем информации, которую необходимо собирать, анализировать и
увязывать друг с другом. Сложность заключается в том, что в электронном виде
для формирования таких данных налогоплательщики используют различные
программные продукты. А зачастую данные поступают в налоговую не в электронном
виде, а на бумаге. Поэтому, чтобы использовать поступившую информацию, нужно
либо перевести ее в унифицированную форму, либо ввести вручную. Этой проблемой
и продиктована необходимость применения самых современных методов ввода
информации. Для этого в работу налоговых органов была внедрена система
Электронной обработки данных (ЭОД). Она дает возможность принимать информацию
по телекоммуникационным каналам связи или на магнитных носителях. Эта единая
интегрированная система, которая объединяет все направления деятельности
инспекции: регистрация юридических лиц, учет налогоплательщиков, камеральный
контроль, выездные проверки. Она ориентирована и на функциональный принцип
работы, и электронный документооборот.
Глава 2. Организация АРМ в системе ЭОД
.1 АРМ специалистов налоговых органов
В налоговых органах выделяют АРМ специалистов,
которые можно разделить на группы:
· АРМ налогового инспектора для
ведения информационной базы по уплате налогов физическими лицами;
· АРМ налогового инспектора для
ведения информационной базы по уплате налогов юридическими лицами;
· АРМ специалиста по контролю за
обеспечением правильности исчисления налогов и платежей и своевременностью их
поступления в бюджет;
· АРМ юриста по контролю за
соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет и т.д.
АРМ руководителя в налоговой службе позволяет:
· получать отчеты требуемой формы по
всей информации, находящейся в автоматизированной корпоративной базе данных
финансовых органов;
· обеспечивать руководителю или его
непосредственным помощникам оперативность и скорость поиска нужной информации;
· использовать диалоговые программные
средства обеспечения принятия решения с максимальной адаптацией к конкретным
ситуациям;
· обеспечивать оперативную связь с
другими источниками информации в пределах организационной структуры и с внешней
средой и т.д.
Следует подчеркнуть, что АРМ руководителя в
налоговой системе эффективно функционирует при условии, что оно опирается «по
вертикали» на всю информационную базу руководимой им организационной структуры,
включая не только централизованное автоматизированное хранилище данных, но и
локальные информационные базы данных специалистов.
Для АРМ руководителя налоговой сферы также
разработана система передачи отчетов по электронной почте. Отчеты,
сформированные на автоматизированных рабочих местах сотрудников подразделений,
автоматически, через встроенный в программный комплекс механизм связи по
электронной почте, отсылаются на почтовый адрес автоматизированного рабочего
места руководителя. Во время работы руководитель получает все отчеты не только
в бумажном, но и в электронном виде.
В соответствии с НК РФ и инструкцией «О
технологии работы территориальных органов ФНС России в условиях использования
системы электронной обработки данных», существуют следующие основные
автоматизированные универсальные отделы, рабочие места (АРМ или УРМ) внутри
районной налоговой инспекции по работе с налогоплательщиками:
· юридический;
· регистрации и учета
налогоплательщиков;
· информационных технологий;
· ввода и обработки данных;
· учета, отчетности и анализа;
· урегулирования задолженности;
· камеральных проверок;
· выездных проверок;
· оперативного контроля (который
создается только по согласованию с ФНС России, как контроль в сфере
производства этилового спирта, алкогольной продукции и т.д.).
АРМ по обработке документов юридических лиц в
государственных территориальных налоговых инспекциях должны предусматривать
возможность ведения различных справочников по юридическим лицам и использование
этих справочников в основной базе данных, автоматически вводить информацию,
исключая возможность внесения в базу данных некорректной информации.
АРМ по обработке информации по юридическим лицам
должны как минимум состоять из следующих подсистем:
) АРМ «Регистрация предприятий».
Предназначен для ввода информации по
контролируемым предприятиям и учредителям предприятий (физическим и юридическим
лицам), получения информации по предприятиям в виде группировочных таблиц, по
указанным реквизитам. По каждому налогоплательщику в базе данных должны иметься
следующие атрибуты:
· наименование плательщика;
· юридический адрес;
· фактический адрес;
· номер расчетного счета и атрибуты
банка, его обслуживающего;
· полные атрибуты учредителей
плательщика (как юридические, так и физические лица);
· дата регистрации;
· размер уставного фонда;
· данные о директоре и бухгалтере;
· форма собственности;
· организационно-правовая форма;
· вид деятельности;
· место регистрации;
· регистрационный номер;
· сведения о филиалах;
· иностранные инвестиции;
· информация о всех счетах предприятия
(валютные, текущие, субсчета и др.).
Все атрибуты, использующиеся для быстрого поиска
плательщика в информационно-поисковой системе.
Изначально при регистрации любого нового
предприятия все исходные данные о нем должны заноситься в компьютер с
присвоением ему определенного номера и при необходимости передаваться
юридическим службам для занесения его в Госреестр.
Получаемая в результате ввода первичной
информации база данных является основой для камеральных проверок и ведения
лицевых карточек предприятий, предоставляя пользователю возможность вести поиск
по любой комбинации данных и получать распечатку результатов этого поиска.
) АРМ «Камеральная проверка».
Служит для автоматизации процесса приема
квартальной бухгалтерской отчетности предприятий, стоящих на учете в налоговой
инспекции. АРМ должно при проведении камеральной проверки реализовывать
следующие основные функциональные возможности:
· осуществление в автоматическом
режиме проверки расчетов, взаимоувязки форм отчетности, начисления налогов;
· формирование на компьютере
достоверной базы данных в результате приема квартальной и годовой отчетности,
которую можно использовать для автоматической генерации форм отчетности
налоговой инспекции перед вышестоящими организациями;
· выдача рекомендаций инспекторскому
составу для документальных проверок;
· получение информации для её
последующего использования в других АРМ.
· должна быть предусмотрена
возможность для предприятий и организаций сдавать отчетность в налоговую
инспекцию на дискете и проводить все проверки отчетных документов до встречи с
налоговым инспектором.
) АРМ «Ведение лицевых карточек
предприятий».
Предназначен для ведения лицевых карточек
предприятий по бюджетам и видам налогов. Он должен обеспечить следующие
функции:
· фиксировать платежные документы;
· автоматически производить вычисление
сальдо, начисление пени, выдачу суммы, внесенной предприятием в бюджет, ведение
лицевой карточки в порядке срока уплаты в бюджет независимо от даты ввода
информации;
· получить справку о недоимках и
переплатах по предприятиям;
· проводить авансовые платежи с
разбивкой по срокам;
· печатать инкассовые поручения.
) АРМ «Анализ состояния предприятий».
Преследует цель проведения анализа итогов
деятельности предприятий на основании данных, сформированных инспектором при
камеральных проверках, и позволяет выбрать предприятия для документальной
проверки.
Анализ состояния предприятий проводится на
основе данных, полученных как при регистрации, так и при камеральной проверке.
На их основе в компьютере формируется список предприятий, вовремя не прошедших
камеральную проверку, и имеется возможность; автоматизированной печати адресов
из существующей базы данных по предприятиям перед закрытием их расчетных счетов
или в целях какой-либо другой переписки. Предприятиям, сдавшим отчет не
вовремя, начисляются финансовые санкции, и составляется протокол об административном
правонарушении - нарушении налогового законодательства и т.д.
АРМ для обработки документов физических лиц в
государственных территориальных налоговых инспекциях разрабатывается на основе
применения законодательных актов, позволяющих налоговой службе осуществлять
контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов физическими лицами, в том
числе подоходного налога, налога на имущество, земельного налога, налога с
транспортных средств и др.
АРМ для обработки документов физических лиц
должен осуществлять контроль и управление информацией по основным видам налогов
физических лиц, предусмотренных законодательством России:
· налог на доходы физических лиц;
· налог на имущество физических лиц;
· транспортный налог;
На основании первичных документов, поступающих
из государственных учреждений и от физических лиц, должна автоматически
рассчитываться сумма налога, печататься платежное извещение и открываться
лицевой счет. Система должна автоматически вести лицевые счета по всем видам
налогов, распределять уплаченные суммы по срокам уплаты.
По всем видам налогов необходимо автоматически
вести бухгалтерские отчеты:
· сводку начислений;
· ведомость доначислений и сложений;
· реестр уплаты возвратов;
· список недоимщиков.
Также существует АРМ «Юридический отдел». Этот
АРМ позволяет работать с законодательными актами, постановлениями, указами,
распоряжениями и другими правительственными документами, приказами и
распоряжениями ФНС РФ и территориальных налоговых органов ФНС России, а также с
инструкциями по налогообложению и другим вопросам деятельности налоговой
службы. Основная функция АРМ «Юридический отдел» - оформление и предъявление в
арбитражный суд и суды общей юрисдикции исков по всем основаниям в соответствии
с законодательством Российской Федерации и подготовка и участие в рассмотрении
дела в суде. Эта функция включает:
· составление проекта искового
заявления (отзыва на иск), согласование его с начальником отдела;
· распечатку необходимого количества
экземпляров искового заявления (отзыва на иск) с приложением;
· регистрирование искового заявления с
приложениями (отзыв на иск) в системе ЭОД (электронной обработки данных);
· направление искового заявления с
приложениями (отзыв на иск) в отдел финансового и общего обеспечения (РМ2-3)
для отправки его ответчику заказным письмом;
· получение из отдела финансового и
общего обеспечения квитанции (уведомления о вручении) о направлении искового
заявления (отзыва на иск) ответчику (истцу);
· формирование пакета документов для
направления в суд
Функции хранения информации о налогоплательщике
и заведение на него регистрационной карточки выполняются АРМ учета и
регистрации юридических лиц. Одновременно формируется электронная папка на
каждого налогоплательщика. Эта информация в дальнейшем будет использована всеми
отделами налоговых инспекторов и отделами анализа и отчетности налоговой
инспекции, а также дополнена различными данными по налогоплательщику.
Таким образом, АРМ по обработке документов
юридических и физических лиц в территориальных налоговых органах ФНС России
предусматривают ведение различных справочников по налогоплательщикам и
использование этих справочников в основной базе данных, автоматический ввод
данных, исключая возможность внесения в базу данных некорректной информации.
2.2 Организация рабочего места в системе ЭОД
Система Электронной обработки данных (ЭОД)
является базовым программным продуктом территориальных налоговых инспекций по
автоматизации работы налоговой службы.
Обработка информации в Системе ЭОД по
юридическим и физическим лицам ничем не отличается, что полностью соответствует
организации деятельности инспекции по функциональному принципу. Скорость
обработки данных при работе в Системе ЭОД в основном определяется мощностью
сервера и параметрами ЛВС.Установку и сопровождение Системы ЭОД на сервере и
пользовательских компьютерах осуществляет системный администратор инспекции.
Система ЭОД устанавливается в виде серверной и
клиентской части. Основные компоненты системы и базы данных расположены на
сервере инспекции. Пользователи подключаются к серверу через свои персональные
компьютеры, на которых установлена клиентская часть системы ЭОД.
Система оформлена в виде Универсального рабочего
места (УРМ). В ней используются стандартные для Windows
элементы управления. УРМ поддерживает многооконный интерфейс работы
пользователя и обеспечивает гибкие методы навигации между открытыми окнами.
Интерфейс УРМ содержит строку заголовка, главное меню, панель инструментов,
строку состояния и рабочее пространство. Интерфейс окна системы ЭОД представлен
на рисунках 2 и 3.
Основное рабочее пространство экрана занимает
так называемое дерево документов и режимов. Ветки дерева объединены в папки.
Как правило, папка соответствует подсистеме, а ветка - документу или режиму.
Доступ к элементам дерева определяется принадлежностью пользователя к
функциональной роли. Она вводится для разграничения прав доступа и организации
типовых рабочих мест инспекторов в Системе ЭОД [1].
Рисунок 2. Заставка
Рисунок 3. Окно «Документы»
Например, для отдела регистрации и учета
налогоплательщиков, согласно инструкциям на типовые рабочие места, могут быть
определены следующие функциональные роли:
· учет налогоплательщиков - юридических
лиц;
· учет налогоплательщиков - физических
лиц;
· учет информации об открытии/закрытии
банковских счетов налогоплательщиков и т.д.
В каждой функциональной роли в Системе ЭОД
определяется перечень документов и режимов с разным уровнем доступа к ним
(просмотр, редактирование, удаление).
В настоящее время в Системе ЭОД есть
возможность:
· подключить одного или несколько
инспекторов к одной и той же
функциональной роли;
· включить одного и того же инспектора
в несколько функциональных ролей, при этом доступ этого пользователя будет
определяться, как сумма доступов этих функциональных ролей.
Перечень функциональных ролей, используемых в
инспекции, и их содержание составляется технологом каждого отдела под
руководством ответственного технолога ИФНС.
Также в системе ЭОД имеются следующие
функциональные разделы:
«Навигатор» - специальная программа,
предназначенная для поиска данных, просмотра результатов выполнения запросов,
вывода их в MS
Word или MS
Excel, работы со
списками и режимами (рисунок 4). Можно говорить, что Навигатор содержит
встроенную запросную систему и является инструментом для анализа. Овладение
навыками работы в среде Навигатора является обязательным для пользователей
системы ЭОД.
Рисунок 4. Навигатор
«Задание параметров для отбора данных». Это
специальная небольшая программа для поиска данных, которая используется при
ведении справочников, вводе налоговых документов.
«Регистрация документов». Описано средство
регистрации документов. Например, если в отдельные рабочие места вынесена
первичная регистрация и ввод документа. Цель регистрации - отразить факт
поступления документа в инспекцию.
«Идентификация лица». Это мини поиск лица и его
счетов. Существует понятие «Лицо». Лица разделяются на юридические и
физические. Определяется, является ли лицо налогоплательщиком, банком,
инспекцией, органом гос. регистрации и др. Программа используется в части
оперативно-бухгалтерского учета при вводе налоговых документов, в обслуживании
НСИ.
«Технологические процессы». Для обработки данных
операционным днем, расчета форм отчетности, массового формирования документов
предназначены технологические процессы.
«Печать исходящих документов». В отдельное
рабочее место вынесен АРМ печати. В очередь на отложенную печать попадают
документы, которые не требуется печатать немедленно. Остальные документы
выводятся на принтер по месту формирования.
«Досье налогоплательщика». На налогоплательщика
ведется досье по отчетности и общее досье. Формируются сведения о том,
своевременно ли налогоплательщик представляет баланс, налоговые расчеты,
справки авансовых платежей. Информация может использоваться в целях контроля
налоговой дисциплины.
«АИС Почта». Это небольшая программа для
переписки между пользователями системы.
Требования к подготовке пользователя следующие:
· навыки работы в среде Windows;
· навыки работы с программами
Microsoft Office (MS Word, MS Excel).
Все компоненты программы устанавливаются при
инсталляции комплекса «АИС Налог». Описание установки программы содержится в
документе «Руководство пользователя». Установка, администрирование и
сопровождение системы ЭОД".
Перед работой должны быть настроены справочники
в части функционального блока [2].
Главным принципом работы с данными, поступающими
в систему электронной обработки и исходящими из нее, является представление
данных в виде документа. Более того, если в процессе работы необходимо внести
изменения в систему хранимых данных, то требуется обосновать свои действия
каким-либо документом. В системе ЭОД содержится немного исключений из этого
правила и только для тех документов, для которых поддержка данного режима
является слишком обременительной, а результат учета подобных документов
незначителен. Однако налоговые расчеты, платежные документы, акты проверок,
карты учета плательщиков и их заявления окажут влияние не только на учетную
базу данных, но и сами будут учтены в системе как документы плательщиков.
Каждый документ имеет набор реквизитов и может
быть представлен на любом носителе (бумага, гибкий диск, почтовые системы и т.
д.)
Аналитическая база данных по учету
налогоплательщиков хранится в разрезе документов. Пользователь имеет
возможность в любой момент времени посмотреть документ или внести в него
изменения (исправления опечаток). Доступ к документам ограничивается общими
правами пользователя и, если это требуется, предметной областью, к которой
относится текущий раздел системы.
Глава 3.
Информационно-технологические основы модернизации налогового администрирования
.1 Проблемы налогового администрирования
Используемые в деятельности налоговых органов
программные продукты позволяют в разы снизить их материальные и трудовые
затраты, что, безусловно, положительно сказывается на эффективности их работы и
качестве обслуживания налогоплательщиков. Однако в области информатизации и
модернизации налоговых органов остаются еще нерешенными ряд проблем,
препятствующих достижению поставленных целей и не позволяющих в должной мере
повысить качество налогового администрирования:
. Концентрация основной налоговой
информации на уровне налоговых инспекций. В настоящее время информация о
налоговых операциях хранится и обрабатывается в инспекциях ФНС, в вышестоящие
органы передаются сводные данные. Качество информации зависит от квалификации и
добросовестности налогового инспектора. Это приводит к неполноте и
противоречивости информации о налогоплательщике, создает основу для
злоупотреблений, не позволяет вести детальный статистический анализ и
оптимизировать управление налоговым администрированием на уровне РФ [8].
. Не всегда достаточная квалификация
работников налоговых органов, что зачастую приводит к возникновению конфликтов
между налоговыми органами и налогоплательщиками.
. Недостатки линейно-функционального
построения территориальных налоговых органов, такие как:
· жесткая структура с трудом реагирует
на какие-либо изменения;
· у каждого из функциональных
подразделений образуются специфические цели, что затрудняет горизонтальное
согласование;
· строгая профессиональная
специализация сотрудников затрудняет их взаимозаменяемость;
· организация директивных связей по
однолинейному принципу способствует возникновению конфликтных связей между
отделами при решении вопросов, находящихся на пересечении функций структурных
подразделений.
. Не в полной мере решены вопросы
межведомственного информационного взаимодействия налоговой службы с органами
Федерального казначейства, МВД России, таможенной службой, службой судебных
приставов, внебюджетными фондами, а также другими заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти. Каждый субъект взаимодействия
опирается в своей деятельности на свою отдельную информационную систему,
функционирование которой обусловлено задачами, стоящими перед тем или иным
ведомством. По мере расширения функциональности и увеличения количества
информационных систем возникают проблемы, связанные с пересечением областей их
применения. Такая ситуация порождает необходимость внесения, актуализации и
обработки одной и той же информации различными органами, а также решения
проблем дублирования и сопоставления сведений из различных систем.
. Несовершенство автоматизированной
информационной системы налоговых органов (АИС «Налог»), которое влечет за собой
снижение уровня надежности, производительности и адаптивности.
Практика применения АИС «Налог» показала, что ей
присущи следующие недостатки:
· разобщенность средств автоматизации
по уровням иерархии налоговых органов;
· недостаточные
информационно-расчетные и интеллектуальные возможности средств автоматизации по
обработке разнородной информации;
· использование различных баз для
хранения одних и тех же данных (многократное дублирование данных);
· несоблюдение принципа однократности
ввода информации об объектах и событиях, в связи с чем, аналогичная информация
об одних и тех же объектах и событиях в разных программно-информационных
комплексах может иметь различные значения;
· невозможность комплексной обработки
информации, хранящейся в различных базах данных [3].
Разбиение системы на совокупность задач и
создание для каждой из них АРМ с жестко закрепленным набором данных обусловили
низкий уровень надежности, производительности, адаптивности и сопровождаемости
программно-информационных комплексов. Имеет место плохо контролируемый рост
разнообразия и сложности информационной системы в целом.
Что касается программного комплекса ЭОД, то
здесь можно отметить следующие проблемы, с которыми сталкиваются его
пользователи:
· громоздкость системы. У каждого
отдела своя специфика работы в системе. Более того, отсутствует доступ к данным
другого отдела. Для деятельности конкретного подразделения есть свой набор
операций, присущий только этому отделу. Объем информации в системе настолько
велик, что многие операции вообще не применяются. Это приводит к неэффективному
использованию системы, поскольку не задействованы все ее составляющие.
· сложность системы. Она рассчитана не
на рядового пользователя, обладающего необходимым набором знаний персонального
компьютера, а на специалиста, занимающегося компьютерными технологиями.
Возможности, заложенные в систему разработчиком, используются лишь на 10 - 15
%. Это связано с тем, что инспектор заучивает простейший алгоритм работы, не
вдаваясь во все подробности. Проблема налоговых органов состоит в том, что они
не уделяют должного внимания эффективности работы инспектора в системе ЭОД.
Кроме того, важным фактором, влияющим на качество использования ЭОД, является
текучесть кадров в инспекциях. Вновь пришедшие работники не имеют возможности
быстро ознакомиться с программой, что приводит к потере времени и влечет за
собой снижение результатов деятельности отдела. На практике получается, что из
всего отдела лишь несколько человек могут свободно работать в ЭОД. Это подчеркивает
необходимость постоянного повышения грамотности инспекторов в знании
компьютера.
· несоответствие обновленной программы
требованиям действующего законодательства. Внесение изменений или создание
новой версии программы требует значительных временных затрат. В связи с
довольно частыми изменениями в налоговом законодательстве возникает
противоречие между предложенной компьютерной версией и откорректированной
методикой.
· отсутствие возможности у рядового
инспектора узнать полную информацию о налогоплательщике, состоящем на учете в
данной инспекции. Каждый отдел ограничен в доступе к системе. Можно
просматривать только те вопросы, которые напрямую связаны с задачами данного
отдела. Наибольшие проблемы доставляет невозможность получения сведений о налогоплательщике
любой инспекции региона (например, если он перешел в другую инспекцию). У
каждого налогового органа отдельная система и свой код для работы в ней.
Отсутствие доступа к данным других инспекций доставляет неудобства. В итоге
затрачивается много времени на отправку запроса по почте для получения
необходимой информации [7].
3.2 Направления модернизации
налоговых органов
Реалии сегодняшнего дня требуют
совершенствования технологий, процедур и условий налогового администрирования.
Кроме того, необходима оптимизация численности территориальных налоговых
органов и центрального аппарата. В то же время для сокращения издержек на
налоговое администрирование, повышения его качества и исключения основы для
коррупционной составляющей работы налоговиков нужно развивать
автоматизированные процессы администрирования.
Основными целями проекта
модернизации государственного налогового администрирования на современном этапе
являются:
. Оптимизация и снижение
трудоемкости и ресурсоемкости выполнения бизнес-процессов (нагрузки на рядовых
сотрудников ИФНС) за счет повышения уровня автоматизации деловых процессов и
создания подразделений по отдельным процедурам обработки и подготовки
информации.
. Повышение открытости
налоговых органов, уровня и качества доступности налоговых услуг, оказываемых
налогоплательщикам. Здесь речь идет фактически о переводе в электронный вид
максимального количества процедур взаимодействия налоговых органов и
налогоплательщиков, а также модернизация системы информационного обслуживания.
. Повышение уровня
внутреннего контроля деятельности налоговых органов - соблюдения регламентных
процедур и сроков, которые установлены законодательством. Должен быть обеспечен
постоянный мониторинг индикативных показателей, которые характеризуют
эффективность деятельности ФНС России [5].
Основываясь на выше
обозначенных целях, ФНС России необходимо осуществлять модернизацию налоговых
органов, включающую пять основных составляющих (рисунок 4):
Рисунок 4. Направления модернизации
налоговых органов
Во-первых, максимальное
разделение информационной системы на два блока функций: автоматической
обработки информации (налоговый автомат) и интерактивной работы пользователей.
Функции налогового автомата будут реализованы в Центре обработки данных (ЦОД) и
должны включать формирование начислений и платежей, расчет пеней и подготовку
документов для направления налогоплательщику. Кроме того, в ЦОД будут
перенесены функции оперативного перевода данных от внешних источников
(Федеральное казначейство, Центральный банк, Сбербанк, Росреестр, ЗАГС, ФМС
России и др.). Конечная цель - переход полностью на электронный документооборот
и с внешними источниками, и с налогоплательщиками. В итоге в территориальных
инспекциях останутся только функции работы с заявителями и контрольная работа.
В результате комплексной
модернизации ФНС России должен быть получен четко работающий, прозрачный
временный механизм, основанный на максимальной автоматизации, что позволит
вывести налоговое администрирование на качественно новый уровень.
При разработке концепции
модернизации информационной системы налоговых органов сотрудниками Главного
научно-исследовательского вычислительного центра Федеральной налоговой службы
(ГНИВЦ ФНС России) был проведен анализ новых тенденций и технологий в
IT-области, которые уже сегодня и в ближайшие 10 лет будут определять облик
информационных систем. С учетом этих тенденций была разработана новая
архитектура системы налоговых органов России (рисунок 5).
Рисунок 5. Модернизация
архитектуры информационной системы налоговых органов
Следует заметить, что новая
система будет строиться на принципе полной централизации вычислительной
инфраструктуры, которая будет сосредоточена в региональных центрах обработки
данных (ЦОДах). В налоговых инспекциях никакой серверной инфраструктуры
хранения данных не будет.
Региональный ЦОД должен
обеспечивать централизацию обработки бухгалтерской и налоговой отчетности и
иных данных, существенных для налогового администрирования, формировать
информационные базы, необходимые для повседневной работы налоговых инспекторов
в местных инспекциях, обеспечивать распределенный режим доступа к
интегрированным информационным ресурсам. Региональный ЦОД должен предоставлять
необходимую информацию региональным подразделениям ФНС России и быть
универсальным центром обработки данных, обеспечивающим консолидацию, хранение и
обработку федеральных баз данных налогового администрирования в рамках
соответствующего региона РФ.
Региональный ЦОД должен выполнять
функции центра массовой обработки и хранения бумажных документов, центра
информационного обмена с региональными внешними организациями и регионального
центра, центра информационной поддержки налогоплательщиков. Региональный ЦОД
должен представлять собой многофункциональный центр обработки данных и включать
в себя подсистемы, указанные на рисунке 6.
Рисунок 6. Состав и структура
Регионального центра обработки данных
В ЦОДах будут использоваться
средства и технологии виртуализации и в дальнейшем облачных вычислений для
того, чтобы обеспечить устойчивость системы к динамически изменяющейся
нагрузке. Это особенно важно в секторе оказания внешних электронных услуг.
Будет создано единое
централизованное хранилище данных, с которым станут работать пользователи всех
уровней в режиме терминального доступа.
Это потребует модернизации
системы телекоммуникаций, создания устойчивых каналов связи с большей
пропускной способностью и резервированием [10].
Для выполнения этих задач будут
созданы информационно-аналитические подсистемы, предназначенные для тех, кто
занимается контрольной работой, управлением производственными процессами и
службой в целом. Работа аналитических подсистем обеспечит
информационно-аналитическую поддержку процедур налогового контроля и других
процессов налогового администрирования, формирование комплекса индикаторов и
интегральных показателей деятельности ФНС России, формирование унифицированной
регламентированной и нерегламентированной отчетности, анализ данных,
моделирование и прогнозирование, выявление информационных связей и зависимостей
и т.д. В состав аналитических приложений будут также входить мобильные офисы
для руководителей Центрального аппарата и Управлений ФНС.
Во-вторых, создание
централизованной системы ведения ЕГРН и ЕГРЮЛ, включая единую базу данных
сведений о налогоплательщиках. На базе этой системы должен быть построен сервис
автоматической выдачи сведений из указанных реестров по запросам
государственных органов и органов местного самоуправления в электронном виде.
Внедрение данной системы началось уже в 2012 г.
В целях обеспечения эффективной
работы налоговых органов региона требуется совершенствовать способы их
взаимодействия с другими государственными органами. Для этого необходима
разработка комплекса мероприятий, реализация которых будет способствовать
созданию эффективной организационно-распределенной информационной
инфраструктуры налогового администрирования.
ФНС России предполагает
существенно расширить электронный документооборот с юридическими лицами в
рамках технологии, применяемой для сдачи налоговой отчетности по
телекоммуникационным каналам связи, - это сверка расчетов с бюджетом, выписка
из ЕГРЮЛ, требования об уплате налогов, любые другие неформализованные запросы.
Одним из перспективных
направлений повышения эффективности взаимодействия налоговых органов республики
с другими государственными органами является организация Единого электронного
информационного хранилища данных в регионе, обеспечивающего доступ к требуемой
информации в рамках региона (а для руководителей государственных структур - к
любому региону страны). Единая база данных позволит оперативно использовать в
аналитической работе государственных органов сведения о физическом или
юридическом лице, что в итоге приведет к повышению результатов контрольных
мероприятий.
Кроме того, в целях создания
единой системы информационного обмена налоговых органов с другими
государственными органами необходима также разработка единого программного
обеспечения, установление единого формата представления данных, что позволит
значительно сократить количество ошибок, возникающих при поступлении в
налоговые органы информации из других источников вследствие разности их
информационных баз и систем. Это приведет к уменьшению материальных и трудовых
затрат налоговой службы и взаимодействующих с ней органов [8].
В-третьих, развитие
электронного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками. Его цель -
практически полное исключение очного взаимодействия налоговых органов с
налогоплательщиками и переход на электронный документооборот.
С целью снижения объема
бумажного документооборота между налогоплательщиками и налоговыми органами в
последние годы активно внедряется в практику сдача отчетности по
телекоммуникационным каналам связи. Это наиболее современный и надежный способ
общения налогоплательщиков с налоговыми органами, представляющий обеим сторонам
ряд существенных преимуществ.
ФНС России непрерывно
совершенствует онлайн-сервисы на сайтах налоговых органов и активно внедряет
практику электронного взаимодействия с налогоплательщиками.
По оценкам многих экспертов,
сайт налоговой службы является самым востребованным, информативным и посещаемым
среди сайтов государственных органов власти. Ежемесячно его посещает почти 3
млн пользователей. На сайте ФНС России можно найти подробную информацию о
правах и обязанностях налогоплательщиков, налоговой отчетности, налоговом
контроле и другие сведения. Разобраться в налогах поможет также рубрика «Помощь
налогоплательщику», где представлены все последние изменения в налоговом
законодательстве, а также актуальные вопросы налогоплательщиков и ответы на них
специалистов налоговой службы.
С каждым годом совершенствуются
онлайн-сервисы на сайтах налоговых органов. Сегодня действуют такие как:
«Обращение в УФНС России»; «Адрес Вашей инспекции»; «Заполнить платежное
поручение»; «Вакансии»; «Сведения из Единого государственного реестра
юридических лиц»; «Личный кабинет налогоплательщика» и другие.
Следовательно, в настоящее
время главная задача - дать налогоплательщику возможность в режиме он-лайн
видеть всю информацию, на основании которой строятся его отношения с бюджетом,
и осуществлять в электронном виде все виды взаимодействия с налоговыми
органами: регистрация, сверка состояния расчетов с бюджетом, проведение зачетов
или возвратов излишне уплаченных сумм, уточнение невыясненных платежей,
направление и получение документов и т.д.
В-четвертых, формирование
единой системы мониторинга и управления деятельностью налоговой службы, включая
контроль соблюдения процедур и сроков, формирование сигнальной информации об
организационно-технологическом состоянии налогового органа, блок поддержки
принятия управленческих решений.
В-пятых, модернизация
инфраструктуры ФНС России. Необходимо ослабить строго функциональную систему
управления, что потребует более широкой инициативы персонала. Основными
принципами управления необходимо сделать коллективное и децентрализованное
принятие оперативных решений, основанных на взаимном обмене
проблемно-ориентированной информацией через базы данных общего пользования.
Заключение
В данной курсовой работе были изучены
особенности организации рабочего места в системе ЭОД, рассмотрена роль введения
АРМ в автоматизации процессов налогового администрирования, а также рассмотрены
основные проблемы в области налогового администрирования и предложения по его
усовершенствованию.
На основании проделанной работы сделаны
следующие выводы:
· Автоматизированное рабочее место
(АРМ) - комплекс вычислительной техники и программного обеспечения,
располагающийся, непосредственно на рабочем месте сотрудника и предназначенный
для автоматизации его работы в рамках специальности.
· АРМ должны создаваться строго в
соответствии с их предполагаемым функциональным назначением. Однако общие
принципы создания АРМ остаются неизменными, к ним относят: системность,
гибкость, устойчивость, эффективность.
· АРМ по обработке документов
юридических и физических лиц в территориальных налоговых органах ФНС России
предусматривают ведение различных справочников по налогоплательщикам и
использование этих справочников в основной базе данных, автоматический ввод
данных, исключая возможность внесения в базу данных некорректной информации.
· Система ЭОД − программный
комплекс для автоматизации процессов налогового администрирования в инспекциях
ФНС России. Система ЭОД предназначена для автоматизации процессов налогового
администрирования юридических и физических лиц в инспекциях Федеральной
налоговой службы (ИФНС). На пользовательские компьютеры устанавливается
специальная программа, обеспечивающая доступ и работу с базой данных Системы
ЭОД. Данная программа называется "Универсальное рабочее место" (или
АРМ).
· Средство предназначено для
автоматизации следующих видов деятельности и функций: оперативная и
аналитическая работа с данными; регистрация входящих документов; добавление в
базу данных информации о юридических и физических лицах, обработка данных,
расчет форм оперативной и статистической отчетности, массовое формирование
исходящих документов, массовая печать и рассылка исходящих документов, ведение
досье налогоплательщика.
· Используемые в деятельности
налоговых органов программные продукты позволяют в разы снизить их материальные
и трудовые затраты, что, безусловно, положительно сказывается на эффективности
их работы и качестве обслуживания налогоплательщиков. Однако в области
информатизации и модернизации налоговых органов остаются еще нерешенными ряд
проблем, препятствующих достижению поставленных целей и не позволяющих в
должной мере повысить качество налогового администрирования.
· В ближайшее время намечается
существенное изменение практики работы налоговых органов, перераспределение
полномочий между структурами налоговой службы, развитие взаимодействия как с
прочими государственными органами и ведомствами, так и с налогоплательщиками.
Реализация данных мероприятий невозможна без использования передовых
информационных технологий, поэтому основным направлением процесса модернизации
налоговых органов является их информатизация.
Список используемой литературы и источников
1) «Система электронной
обработки данных инспекций местного уровня». Технология работы. Руководство
пользователя. Нижний Новгород, 2007 г.
) Г.А. Моргунова, Е.И.
Комарова. Информационные технологии в налогообложении. Учебное пособие.
Факультет дистанционных образовательных технологий, 2009тг.
) Красницкий В.А. Налоговый
контроль в системе налогового администрирования / В.А. Красницкий. - М.:
Финансы и статистика, 2008. - 108 с.
) Перов А.В. Налоги и
налогообложение: Учеб. пособие для вузов. - М. : Издательство Юрайт, 2009. -
657 с.
) Для повышения качества
налогового администрирования необходима комплексная модернизация налоговой
службы // Информационное сообщение (материал подготовлен на основе публикации в
журнале «Российский налоговый курьер» № 22 ноябрь 2010)
) Костин А.А. Информирование
налогоплательщиков налоговыми органами // Бухгалтерский учет. 2010. № 9. С.
9-12.
) Наумчев Д.В., Селеверстов
Д.А. Система электронного документооборота ФНС России: между прошлым и будущим
// Налоговая политика и практика. 2011. №8. С. 34-39;
) Сбежнев А.А, Фадеев Д.Е.
Отдельные вопросы налогового администрирования // Налоговый вестник. 2011. №8;
) ФНС России внедряет новые
технологии налогового администрирования // Налоговая политика и практика. 2011.
№3. С. 4-7.
) Ефремова Т.А., Ефремова
Л.И. Информационно-технологические основы модернизации налогового
администрирования // NB: Финансовое право и управление. - 2012. − № 1. −
С.212-236.