Семейный конфликт – Исав и Иаков
Семейный конфликт - Исав и Иаков
Введение
Библия. Книги Ветхого и Нового заветов. Откровение Всемогущего Бога. Единственная книга в мире, Автор которой полностью правдив, честен, нелицемерен, нелицеприятен и справедлив. Книга, в которой все события описаны верно и тесно связаны с историей человечества и происходящие в конкретных географических местностях. И одной из основных тем Библии - это возникновение конфликтов, причины, следствия и пути для их разрешений. Мы можем с уверенностью сказать, что книги Священного Писания при тщательном рассмотрении могут быть очень хорошим учебником конфликтологии.
Для нашего исследования возникновения и урегулирования конфликта из огромного множества примеров мы выберем один из самых ярких, трагичных и поучительных. Это история жизни двух братьев, которые стали родоначальниками двух народов - история Исава и Иакова.
Целью данной работы является изучение, а затем и описание процесса конфликт - примирение, чтобы нам извлечь из этой жизненной истории конкретные уроки и приобрести опыт для дальнейшего использования при разрешении конфликтных ситуаций.
В этом исследовании мы определим термины «конфликт» и «примирение», а также рассмотрим процесс разрешения конфликта.
Для этого мы обратимся, прежде всего, к Священному Писанию, а также к справочной литературе и трудам признанных исследователей Библии.
1.Определение терминов
.1 Конфликт
Конфликт - (англ. conflict; от лат. conflictus - столкновение) - широкий термин, активно эксплуатирующийся в психологии, социологии, др. науках, а также философии, конфликтологии и обыденном сознании. Единая и стройная классификации К., очевидно, будет делом не очень близкого будущего.
Для нашего исследование мы определим конфликт как процесс разрушения отношений. Это может быть ссора, скандал, неприязнь, обида и многое другое, что делает невозможными дружественные отношения между людьми. Конфликты могу быть как открытыми, так и внутренними. И те и другие могут быть как разрушительными, так и созидающими.
.2 Примирение
Примирение - восстановление отношений между группами или лицами, вступившим в спор друг с другом.
Как мы можем понять из данных определений, примирение - единственный правильный способ решения конфликта, потому что ведёт к восстановлению прежних мирных и дружеских отношений. Любой иной исход - это победа одной стороны и поражение другой.
2.Зарождение и проявление конфликта
Конфликт, который мы определили для нашего исследования и который описан на страницах кн. Бытие 25:19-34 и 26:34-28:29, представляет собой яркий пример внутрисемейного конфликта, выраженного в отношениях между двумя братьями: Исавом и Иаковом.
.1 Первые проявления
Самые первые проявления соперничества между братьями начались тогда, когда они были ещё в утробе матери (Быт.25:22). В ответе на молитву Ревеки Бог открыл тайну будущего этих детей. «Она была беременна не просто двумя детьми, но двумя народами, которые будут значительно отличаться не только своими нравами и характером, но и претерпевать столкновение интересов и бороться. А в результате такого соперничества старший станет служить младшему…». Следует заметить, что Бог не спланировал этот конфликт, но предвидел его и использовал для достижения Своих целей.
Дальнейшие признаки конкуренции проявились и при рождении Исава и Иакова (Быт.25:25-26). «Исав, более сильный, родился первым, но Иаков вышел, держась рекою своею за пяту Исава. Сие означает стремление Иакова к первородству и благословению; с самого начала он протянул руку, дабы схватить его и, по возможности, не допустить к нему брата».
.2 Дальнейшее соперничество
Одной из причин соперничества между братьями стал также учреждённый в этой семье «институт любимчиков»: Исаак больше любил Исава, а Ревекка - Иакова. Такие отношения родителей к детям намного сильнее влияют на возникновение конфликтов среди последних, чем различия характеров и стилей жизни.
.3 Проданное первородство
Поступок, совершённый Исавом и описанный в Быт.25:29-34, является логическим продолжением созревания надвигающегося конфликта. Пренебрежение первородства, дающего обильное отцовское благословение и превосходство в наследии, а затем желание возобновления потерянного - главная причина дальнейшего противостояния. «Отказавшись от первородства, Исав перестал быть наследником обетования. Иаков же верит в пророчество и хочет любой ценой стать преемником Авраама. Наивное представление о магической силе благословения толкает его мать на обман, и Иаков охотно участвует в обмане. Бытописатель явно сочувствует Исаву, которого обошли таким коварным образом. Но Божий план выше человеческих соображений. Судьба Иакова и его «семени» входит в особые предначертания Промысла».
.4 Кульминация конфликта
Зависть, злоба, недоверие, месть, ненависть, желание смерти, страх, бегство, скитания. В конфликте нет выигравших, все несут потери, для каждой стороны цена противостояния очень высока. Это последствия, вызванные действиями всех противоборствующих участников столкновения: как Исава и Иакова, так и Исаака и Ревекки. Исав хотел вернуть потерянное, Иаков получить купленное и принадлежащее по праву. Ревекка, помня Божье обетование, подговаривает сына пойти на обман, не дождавшись Его вмешательства. Знал ли Исаак обо всём, что предшествовало этому? Скорее всего, да. А если нет, то почему хотел сделать всё в тайне, а не устроить большой семейный праздник по причине «коронования» старшего сына? Но - всё произошло именно так. Апогей достигнут. Оскорблённый Исав готов убить брата. Иаков бежит. Все семейные отношения окончательно разрушены.
3.Путь к смерти
.1 Источник и движущие силы конфликта
«Как мы уже убедились, конфликт возникает потому, что кто-то хочет иметь то, чего он не имеет. В рамках группы (команды) может быть целый ряд сфер, на которые, бывает, направлено такое «хочу». Интересно заметить, что список этот почти совпадает с перечнем предметов межгосударственного конфликта;
этнические конфликты; - территориальные конфликты;
пограничные конфликты;
борьба за влияние;
борьба за ресурсы;
идеологические конфликты;
Нам нужно добавить сюда лишь «личностные конфликты», и мы охватим 99% источников конфликта, с которыми вы столкнетесь в своей группе».
В нашем исследовании мы имеем пример именно личностного конфликта. Эгоизм, желание удовлетворить свои амбиции, добиться своего любой ценой - этими мотивами двигались все участники произошедших событий. Дальнейшие последствия ещё более разрушительны. И не столько физически, сколько духовно. Как мы уже отмечали выше, это: ненависть, злоба, желание мести.
.2 Чем грозило продолжение конфликта?
Конечным итогом этого конфликта должно было бы быть убийство. Но план Исава рассчитаться со своим обидчиком после смерти отца не был воплощён в жизнь. И в этом мы видим руку Божью.
Ревекка, будучи матерью и имея чуткое сердце, смогла предусмотреть всю серьёзность угрозы старшего сына (Быт.27:41-42). Будучи человеком решительным, он без колебания привёл бы своё обещание убить Иакова в исполнение. В таком случае, дальнейшие последствия трудно спрогнозировать. Вся история человечества пошла бы совсем другим путём.
4.Путь к жизни
.1 Кто выступил инициатором в разрешении конфликта
Лучшим вариантом решения любого конфликта, в том числе и исследуемого - примирение. Но никто не проанализировал происшедшее, не признал своей вины, не попросил прощения, не предпринял попытки найти способ урегулирования. Каждый твёрдо стоял на своём.
Этим проблема не была решена. Исава и Иакова разделили километры. В отношениях их разделили попасть вражды. Конфликт перешёл в пассивную стадию. Напряжение ослабло. Но взрыв готов произойти в любое время.
.2 Процесс примирение-удаление корня конфликта
Примирение между двумя братьями произошло спустя многие годы. Когда пришло время, Господь повелел Иакову вернуться из Месопотамии в ту землю, из которой тот бежал (Быт.31:3). Но он понимал, что есть нерешённые вопросы прошлого. Ему всё равно предстояло встретиться с Исавом, и Иаков посылает к брату вестников о своём возвращении. Что принесёт эта встреча? Желает ли Исав его смерти? Много вопросов терзало сердце Иакова. И вот известие: И возвратились вестники к Иакову и сказали: мы ходили к брату твоему Исаву; он идет навстречу тебе, и с ним четыреста человек. (Быт.32:6). Иаков очень испугался и смутился; и разделил людей, бывших с ним, и скот мелкий и крупный и верблюдов на два стана. И сказал: если Исав нападет на один стан и побьет его, то остальной стан может спастись. (Быт.32:7-8). Но и все дальнейшие ухищрения вряд ли смогли бы спасти Иакова. И только вмешательство Бога, который и стал истинным примирителем, смогло разрешить противостояние. Не своими подарками снискал благоволения в очах брата Иаков. А всемогущий Господь пришел миром в сердце Исава.
.3 Результат примирения
Но все же перед нами вопрос - наступило ли полное примирение? Да, между двумя братьями в дальнейшем не было открытой вражды. Но то, что пророчески предсказал Господь при их рождении, сопровождало их потомков в последующем. «Эта судьба не совсем обычна: здесь старшему обещается большая сила и внешнее могущество, и, однако же он, в конце концов, подчиняется младшему. И последующая история оправдала данное пророчество: хотя дом Исава действительно был сильнее и многолюднее, чем дом Иакова, при возвращении его из Харрана, и потомство Исава раньше получило старейшин и царей, однако со временем Давид покорил идумеян (2Цар.8:14; 3Цар.11), а Иорам и Амасия жестоко даже наказали их за попытку освободиться (4Цар.8 и 14)».
5.Полученный опыт из данного конфликта
конфликт брат внутрисемейный
Из всего того, что происходит в нашей жизни или жизни других известных нам людей, из того, что оставлено нам на страницах Священного Писания, нам необходимо извлекать определённые уроки. В этом - наше духовное возрастание, достижение зрелости и путь в небеса. На сие так сказал Господь: если ты обратишься, то Я восставлю тебя, и будешь предстоять пред лицем Моим; и если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста. Они сами будут обращаться к тебе, а не ты будешь обращаться к ним (Иер.15:19). То что сказал Бог Иеремии, сегодня адресовано и нам, достигшим последнего времени.
Что же нам необходимо принять во внимание в данном случае.
.Бог всегда всё знает и ситуация под Его контролем.
.Необходимо полностью доверять Господу.
.Не всегда нужно слушать советов.
.Для избежания конфликтов нужно вести себя открыто.
.Честно признавать свою неправоту, ошибки и грехи.
.Необходимо научиться прощать и просить прощения.
.Время не всегда разрешает конфликты.
.Искать лица Господа, и Он разрешает самые сложные вопросы. Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним. (Прит.16:7).
6.Изучение конфликтологии - извлечённая польза
К большому сожалению, сегодня у многих христиан сложилось отрицательное отношение к христианскому обучению. И это является одной из причин духовной деградации многих церквей. Отсутствие понимания и изучения конфликтологии приводит к умножению противостояний между христианами. Изучение данного предмета дало бы возможность не столько избежать конфликтов, сколько правильно из них выходить.
Заключение
Из огромного множества жизненных историй, описанных на страницах Библии, мы исследовали один эпизод из жизни одного патриарха израильского народа. Из изученного конфликта мы извлекли необходимые уроки, которые будут очень полезны в последующей жизни и служении Господу.
В данной работе мы обратились к Библии, а также к трудам признанных проповедников и исследователей Слова Божьего.
Проведя необходимые изыскания, мы рассмотрели конфликт между братьями - Исавом и Иаковом, причины возникновения и ход действия. Из этого события мы извлекли практический опыт для воплощения в жизни. Также мы рассмотрели вопрос необходимости изучения конфликтологии для повседневного служения Богу в Духе Святом.
Список использованных источников и литературы
1. Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.
. Опорный конспект, Конфликтология, УТС, Винница, пр. Э. Сивец, 2014 г.
. М. Устинова. Глоссарий конфликтологических терминов. М.: Геотек, 2005 г.
М. Генри, Толкование книг Ветхого Завета, Dutch Reformed Tract Society, Branch of the Netherlands Reformed Congregations Netherlands. Russian edition, 2007, стр. 849.
. А. Мень, Исагогика, ФиАМ, Общедоступный Православный Университет, Москва, 2000, стр. 631.
. Эдуард де Боно, Конфликт и примирение, - [электронный ресурс], - режим доступа: личный архив автора.
. Толковая Библия, издание приемников Лопухина, т. 1, Петербург, 1904-1907, стр. 271.