Теория Ноама Хомского в зеркале задач инклюзивного обучения
ТЕОРИЯ НОАМА ХОМСКОГО В ЗЕРКАЛЕ ЗАДАЧ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
УДК 375(082)+159.97(082)
И. С. Порываева, Е.В. Соколова, Милюточкин Н.А
(студентки 3 курса, направление «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и педагогика инклюзивного образования», Института естественных и социально-экономических наук, ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», Новосибирск)
В статье рассмотрена теория формальных языков американского лингвиста, политического публициста, философа и теоретика Ноама Хомского в контексте возможностей ее использования в практике инклюзивного образования.
Психология развития. Инклюзивное образование. Теория формальных языков
язык формальный хомский инклюзивный
Зачем современному психологу-педагогу инклюзивного образования знать психологию развития? Думаем, этот вопрос должен задать себе каждый начинающий педагог. Изучая закономерности развития, мы понимаем «что, каким образом и в каком порядке» развивается у ребенка, ученика или пациента. Становится проще отследить, что и когда пошло не так, почему пошло не так и как теперь это корректировать. Ведь чем раньше удастся заметить отклонение, пусть даже небольшое, тем проще работать с ребенком. Увеличивается шанс максимального выравнивания такого ребенка к школе. Не зная закономерностей развития психики ребенка, решать задачи его развития вряд ли возможно.
Инклюзивное образование подразумевает под собой «включение» ребенка с ОВЗ в общеобразовательный процесс. И основная работа педагога - максимально облегчить процесс адаптации ребенка с ОВЗ в группе здоровых детей.
Думается, что работу психолога-педагога инклюзивного образования может значительно обогатить знакомство с теорией Н. Хомского. Он изучал механизмы появления речи у детей и сделал колоссальное для того времени предположение, что есть некое «семя языка» в головном мозге, отвечающее за овладение тем или иным языком..
Поскольку каждое семя нуждается в почве, очевиден вывод, что для развития речи ребенка важна такая особенная «почва», как грамотная и богатая речь находящегося с ним взрослого. Все задатки есть у ребенка, а развивать их - дело педагога и родителей.
Труд Ноама Хомского «Синтаксические структуры» (1957) к таким фундаментальным знаниям до сих пор относится. Считается, что эта работа закрыла эру так называемого дескриптивного подхода в языкознании. Лингвистика до Хомского была сосредоточена на описании норм и средств языка, а сам язык понимался как вся доступная в данном сообществе людей совокупность высказываний. При этом предполагалось, что каждый из нас владеет языком лишь частично.
Хомский первым начал рассматривать язык как биологическое наследие вида Homo sapiens. Это «природный» объект, который буквально встроен в наш мозг эволюцией. Способность пользоваться фундаментальными языковыми алгоритмами дана нам от рождения, применяется всеми людьми без исключения, автоматически и бессознательно. Великий лингвист отдает первенство в формулировании этой идеи «дискретной бесконечности» языка Галилео Галилею, а также прослеживает ее корни у Декарта и картезианцев, которые называли языковую способность «нашим благороднейший даром». Теория Хомского описала механизм, который позволяет человеческому мозгу создавать бесконечное количество предложений, оперируя ограниченным набором средств. Для описания этого базового набора инструкций он ввел понятие генеративной (порождающей) грамматики.
Если педагог будет знаком с работами Н. Хомского на эту тему, ему откроется еще одна грань его обязанностей - научить вверенного ему ребенка правильно и грамотно обращаться с речью. Педагог поймет всю важность живого общения с ребенком в процессе преподавания и будет шире использовать предоставленные ему возможности. Так же, учитывая эту теорию, можно будет разрабатывать более эффективные программы образования, искать новые методики.
Обязанность каждого педагога - использовать свои знания и предоставленные ему возможности во благо детей и по максимуму.
Научные руководители - канд. пед. наук,
Т.В. Палецкая
канд. психол. наук
Т.В. Рюмина