. Затем доминирующее значение в обществе приобретают интересы сохранения благоприятной для человека среды жизни. Эти интересы определили развитие правовой охраны природы и природопользования в направлении консолидации и формирования отрасли экологического права. Учитывая, что причины и факторы, обусловившие необходимость охраны окружающей среды не исчезают, а усиливаются, в дальнейшем значение экологического права будет возрастать. Эти причины и факторы включали: рост народонаселения в условиях неограниченного пространства и ограниченных природных ресурсов, рост производственных сил, сопровождаемый усилением вмешательства человека в природные процессы, истощением природных ресурсов, загрязнением природной среды, урбанизация и связанное с этим количественное увеличение и качественное усложнение человеческих потребностей. Своей целью экологическое право ставит конструирование модели экологически корректного, максимально соответствующего законам природы поведения людей.
экологическое право лес охрана
1. Понятие и предмет экологического права
Экологическое право - это отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений людей.
Сегодня экологическое право является самостоятельной юридической дисциплиной, одной из отраслей права, прошедшей свой этап формирования и развития. С принятием и вступлением в силу Федерального закона "Об охране окружающей среды", интенсивным развитием земельного законодательства, проведением административной реформы органов государственной власти Российской Федерации за последние два года наступил новый этап в развитии экологического права. Сегодня наступил процесс "экологизации" отдельных отраслей права.
Предметом экологического права является совокупность правовых норм, регулирующих общественное отношение в сфере взаимодействия общества и природы. На современном этапе развития общественных отношений, возникающих в среде взаимодействия человечества и природы, меняется методологический подход их правового регулирования. За основу принимается экология. Объектом правоотношений выступает "природа" в целом как комплекс объектов и ресурсов, характеризующихся тесными связями, обусловливающими взаимозависимость объектов. Интересы общества связаны с сохранением качества всей окружающей природной среды, поэтому любые правоотношения, возникающими с отдельными природными ресурсами должны быть подчинены этой цели. Отношения в области взаимодействия общества и природы имеют своеобразный характер. Своеобразие этих отношений определяется тем, что природные ресурсы не созданы трудом человека, даются ему в готовом виде; при правильном и эффективном их использовании способны умножить богатства человеческого общества.
Предметом правового регулирования являются общественные экологические отношения, обладающие определенными признаками:
) имеющие волевой характер. Так изменение путей миграции диких животных не может зависеть от воли человека.
) складывающиеся по поводу объектов природы, образующих различные экологические системы, а также внутренние и внешние экономические связи.
) направленные на регулирование совокупности объектов, обеспечивающие условия жизнедеятельности и состояния здоровья человека.
Экологические общественные отношения:
) носят исторический характер. Особенности современного периода:
а) нерациональное природоиспользование.
б) недостаточно развиты производственные силы и состояния международного сотрудничества.
) носят производственный характер и присутствуют во всех четырех фазах экономического процесса воспроизводства: в производстве, распределении продукции, в ее обращении и потреблении.
) имеют особый субъективный состав: во всех экологических отношениях государство действует в интересах народа.
) наряду с эксплуатационной целью имеет особые цели:
а) сохранение природных объектов.
б) улучшение природных объектов.
в) восстановление нарушенных природных объектов.
Как объект правового регулирования выступает природа (окружающая среда) и ее отдельные элементы - земля, недра, воды и др. или можно сказать, что предметом являются общественные отношения по поводу природы или окружающей среды. В экологическом праве в качестве предмета традиционно выделяются две группы общественных отношений - по рациональному использованию природных ресурсов и по охране окружающей среды (охране природных ресурсов).
Эти две группы отношений образуют по оценкам юристов-экологов, исключительный предмет отрасли. Эта позиция отражена также в природноресурсном законодательстве. Так, в соответствии со ст.11 Водного Кодекса РФ "Органы государственного управления водами", говорится, что государственное управление водами в РФ осуществляют Правительство РФ, местные исполнительные органы, государственные органы управления водными ресурсами, а также иные специальные уполномоченные государственные органы в пределах своей компетенции.
Названные две группы отношений общепризнанные, они и образуют предмет права окружающей среды. Таким образом, учитывая интересы и потребности человека и гражданина в сфере взаимодействия общества и природы, опосредованные в праве, предмет современного права окружающей среды образуют отношения:
собственности на природные объекты и ресурсы;
по природопользованию;
Экологические правоотношения возникают и развиваются по поводу владения, пользования, распоряжения и охраны природных ресурсов как основными средствами производства во всех сферах хозяйственной жизни. В основе развития экологических отношений лежит требования эффективного использования и охраны природных ресурсов. Все это не может не учитываться при решении вопроса о правовом режиме природных ресурсов в условиях перехода к рыночным отношениям.
Принципами права должны руководствоваться все участники экологических отношений - органы законодательной, исполнительной, судебной власти, предприятия, граждане и общественные объединения. Общими, определяющими сущность права в целом, являются принципы социальной справедливости и социальной свободы, равноправия (равенства перед законом), единства юридических прав и обязанностей, ответственности за вину, законности и др. Поэтому должны и обязаны руководствоваться следующими основными принципами:
приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха людей;
научно обоснованным сочетанием экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;
рациональным использованием природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;
соблюдением требований природоохранительного законодательства, неотвратимость ответственности за их нарушения;
гласностью в работе и тесной связью с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач;
международным сотрудничеством в охране окружающей природной среды.
2. Система и виды экологического контроля в Российской Федерации
Каждый гражданин нашей страны имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды; в свою очередь, он обязан охранять природу и окружающую среду, принимать участие в ее охране.
Данная функция государственного управления в сфере экологии осуществляется в форме системы государственных, муниципальных, ведомственных, общественных мероприятий, направленных на проверку соблюдения всеми министерствами и ведомствами, предприятиями и организациями, гражданами планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды, выполнению требований природоохранного законодательства.
Контрольно-надзорная деятельность государственных органов в области охраны окружающей среды и регулирования природопользования является одним из наиболее эффективных инструментов реализации экологического права. Она охватывает три главных направления экологического контроля: предупредительный контроль (экологическая экспертиза проектов хозяйственно-технических решений), последующий контроль (инспектирование, проверка соблюдения экологического права в процессе различных видов производственной и непроизводственной деятельности) и мониторинг окружающей среды (слежение за состоянием природной среды физическими и другими научно-техническими методами).
Экологический контроль - одно из проявлений экологической функции государства. Он заключается в проверке соблюдения предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами экологических требований по использованию и охране окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности общества. Различают:
1. Информационный контроль - сбор и обеспечение информации для передачи ее соответствующим государственным органам в целях принятия предупредительных или карательных мер;
. Предупредительный контроль - предотвращение вредных последствий, которые могут возникнуть из-за невыполнения необходимых мероприятий по охране окружающей среды, несоблюдения нормативных актов;
. Карательный контроль - применение мер государственного принуждения к нарушителям.
Экологический контроль как способ организационно-правового обеспечения рационального экологопользования и сохранности экологической системы представляет собой активное вмешательство по фактам выявленных отклонений на предмет их устранения. Экологический контроль осуществляется с целью обеспечения деятельности экологопользователей в соответствии с экологическими условиями и требованиями, содержащимися в нормативной документации, утвержденной в установленном порядке.
Экологическому контролю подлежит хозяйственная и иная деятельность, связанная с использованием отдельных видов природных ресурсов и воздействием на окружающую среду, осуществляемая на территории РФ, а также в пределах территориальных вод континентального шельфа, исключительной экономической зоны под юрисдикцией РФ. Контроль за соблюдением правил экологопользования бывает государственный, производственный, муниципальный и общественный.
. Государственный контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ (ст.65 Закона). Под государственным контролем понимают один из видов государственной административной деятельности, призванной обеспечить соблюдение экологического законодательства и выполнение природоохранных мероприятий.
Государственный экологический контроль проводится в предупредительной и текущей формах. Предупредительный контроль осуществляется на стадиях планирования или проектирования хозяйственной, управленческой и иной деятельности, которая в будущем может оказать вредное воздействие на окружающую природную среду, реализации проекта, ввода объекта в эксплуатацию; текущий - реализуется на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования.
Названный контроль осуществляется в отношении соответствующих объектов:
в области использования и охраны земель (постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 декабря 1993г. №1362 "Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель);
в области использования и охраны недр (постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998г. №132 "Об утверждении Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр");
в области обеспечения карантина растений на территории - в форме государственного фитосанитарного контроля (Федеральный закон РФ от 15 июля 2000г. "О карантине растений");
в области использования и охраны водных ресурсов;
в лесном хозяйстве;
в сфере охраны атмосферного воздуха (постановление Правительства РФ от 24 ноября 1999г. №1292 "О специально уполномоченном федеральном органе исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха");
в сфере охраны животного мира.
Должностные лица органов государственного экологического контроля имеют широкие полномочия. В частности, согласно Закону РФ об охране окружающей природной среды (ст.70), они имеют право:
принимать решения об ограничении, приостановлении и прекращении деятельности экологически вредных объектов;
налагать административный штраф в установленном размере за нарушение природоохранительного законодательства;
предъявлять иски о возмещении вреда, причиненного природной среде, и направлять материалы для привлечения виновных к уголовной ответственности;
выдавать разрешения на природопользование, устанавливать государственную экологическую экспертизу.
. Производственный контроль осуществляется экологической службой предприятий, учреждений, организаций в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды установленных законодательством (ст.67 Закона).
. Муниципальный контроль, т.е. контроль за выполнением правовых требований по рациональному природопользованию и охране окружающей природной среды, ограниченный отраслевой сферой, осуществляется, например:
ФПС России (Указ Президента РФ от 2 марта 1995г. №232);
Минздравом России (постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 1997г. №659);
МВД России (Указ Президента РФ от 18 июля 1996г. №1039);
Государственным таможенным комитетом (Указ Президента Российской Федерации от 25 октября 1994г. №2014);
Госгортехнадзором (Указ Президента РФ от 18 февраля 1993г. №234);
Госстандартом и др.
. Общественный контроль. Осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством (ст.68 Закона). Еще в 1988г. в "Меморандуме в защиту природы" группой известных ученых, писателей и деятелей искусств высказывалось убеждение, что "делу спасения Отечества от экологической катастрофы может помочь великое народное движение за сохранение природы на каждой пяди нашей земли…"
Основными формами общественного экологического контроля являются:
выяснение мнения граждан путем участия их в референдумах, собраниях, сходах (вопросы по отводу земель, строительстве и др.);
общественные слушания;
затребование информации о природоохранной деятельности и состоянии охраны окружающей природной среды;
обжалование в судах незаконных действий в сфере экологии.
Наиболее массовыми добровольными организациями до недавнего времени были общества охраны природы, охотников и рыболовов, дружины по охране природы и т.д. В их задачу входило содействие государственным органам в проведении мероприятий по охране природы, привлечение широких масс населения для участия в природоохранных мероприятиях и т.д.
Кроме этого, можно выделить ведомственный контроль, который осуществляется министерствами и ведомствами в рамках своей отрасли. Он отличается от государственного контроля более узким кругом задач, определенных общим положением о министерстве и специальными положениями о министерствах; значительной разнородностью контрольных функций, поскольку есть министерства и ведомства, деятельность предприятий которых связана с эксплуатацией природных объектов, а есть и такие, которые в своей деятельности касаются данной сферы незначительно. Предупредительное государственное воздействие на экологических правонарушителей при условиях, определенных законодательством, "перерастает" в правоохранительную форму. Это выражается в применении общих правовых (административных, уголовных, гражданских) и специальных мер (предупреждение, приостановление, закрытие) государственного экологического воздействия. К соответствующим мерам следует отнести: платежи за незаконную деятельность в области добычи природных ресурсов, их изъятие сверх лимитов, сверхнормативное загрязнение любого вида; ограничение, приостановление и прекращение любого вида хозяйственной и иной деятельности; применение мер эколого-правовой ответственности; специальные меры, обеспечивающие ограничительный и запретительный режим особо охраняемых природных территорий, объектов, зон; меры защиты особо охраняемых видов животных и растений, занесенных в Красную книгу.
3. Леса и механизм их правовой охраны в Российской Федерации
Лесное законодательство состоит из Лесного кодекса от 4 декабря 2006 г. №200 - ФЗ Лесной кодекс РФ от 4.12.2006г. № 200-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 50. Ст.5278, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ. Лесной Кодекс РФ дает следующее понятие леса. Лес - это экологическая система или природный ресурс.
Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на следующие виды:
защитные леса;
эксплуатационные леса;
резервные леса.
К защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.
С учетом особенностей правового режима защитных лесов определяются следующие категории указанных лесов:
) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;
) леса, расположенные в водоохранных зонах;
) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов:
а) леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
б) защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
в) зеленые зоны, лесопарковые зоны;
г) городские леса;
д) леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
) ценные леса:
а) государственные защитные лесные полосы;
б) противоэрозионные леса;
в) леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах;
г) леса, имеющие научное или историческое значение;
д) орехово-промысловые зоны;
е) лесные плодовые насаждения;
ж) ленточные боры;
з) запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов;
и) нерестоохранные полосы лесов.
К особо защитным участкам лесов относятся:
) берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов;
) опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами;
) лесосеменные плантации, постоянные лесосеменные участки и другие объекты лесного семеноводства;
) заповедные лесные участки;
) участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений;
) места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения дикихб животных;
) другие особо защитные участки лесов.
Отнесение лесов к защитным лесам и выделение особо защитных участков лесов, и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий (ст.102 Лесного Кодекса РФ).
В ценных лесах запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений; размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства ценных лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст.106 ЛК РФ).
К лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях. В них запрещается запрещается проведение рубок лесных насаждений на лесных участках, на которых исключается любое вмешательство человека в природные процессы. В лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст.103 Лесного Кодекса РФ).
В лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещаются проведение сплошных рубок лесных насаждений, использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях; ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства; создание и эксплуатация лесных плантаций; размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений (ст.104 Лесного Кодекса РФ).
В лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, а исключением случаев проведения сплошных рубок в зонах с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса, если режим указанных зон предусматривает вырубку деревьев, кустарников, лиан. В лесопарковых зонах запрещаются использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях; осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства; разработка месторождений полезных ископаемых; размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений. В зеленых зонах запрещаются: ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства, а также возведение изгородей в целях сенокошения и пчеловодства; размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, подземных трубопроводов. Изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон и городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается. Функциональные зоны в лесопарковых зонах, площадь и границы лесопарковых зон, зеленых зон определяются в порядке, установленном Правительством РФ. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст.105 Лесного Кодекса РФ).
На заповедных лесных участках запрещается: проведение рубок лесных насаждений; использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях; ведение сельского хозяйства; разработка месторождений полезных ископаемых; размещение объектов капитального строительства. На особо защитных участках лесов проведение выборочных рубок допускается только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст.107 Лесного Кодекса РФ).
К эксплуатационным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов, при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Отнесение лесов к эксплуатационным лесам, установление и изменение их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий (ст.108 ЛК РФ).
К резервным лесам относятся леса, в которых в течении двадцати лет не планируется осуществлять заготовку древесины. В резервных лесах осуществляются авиационные работы по охране и защите лесов. Допускается использование резервных лесов без проведения рубок лесных насаждений. Проведение рубок лесных насаждений в резервных лесах допускается после их отнесения к эксплуатационным лесам или защитным лесам, за исключением случаев проведения рубок лесных насаждений в резервных лесах при выполнении работ по геологическому изучению недр и заготовке гражданами древесины для собственных нужд.
Отнесение лесов к резервным лесам, установление и изменение их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий (ст.109 Лесного Кодекса РФ). Правовая охрана лесов - это комплекс правовых и иных мер по рациональному использованию лесного фонда, его сохранению от уничтожения, повреждения и других вредных воздействий. Объекты растительного мира, занесенные в Красную книгу РФ или красные книги субъектов РФ, подлежат особой охране. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
Основными задачами государственного регулирования отношений лесопользования является сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала, обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах. Государственное регулирование отношений лесопользования осуществляется посредством управления, контроля и надзора. Важными правовыми мерами охраны являются сертификация лесной продукции и, конечно, юридическая ответственность за лесонарушения. Составы таковых установлены в Кодексе об административных правонарушениях РФ и Уголовном Кодексе РФ.
Заключение
Экологическое право - составная часть системы права на определенном этапе развития государства. Оно закрепляет и регулирует основные отношения в весьма сложной сфере жизнедеятельности человека на Земле. Эти отношения зависят от воли субъектов, поддаются правовому регулированию и складываются по поводу составных частей экосистемы, их экологических связей и всей совокупности материальных и культурно-исторических объектов, составляющих сферу обитания человека и обеспечивающих условия его жизнедеятельности и оптимальное состояние здоровья. Своей целью экологическое право ставит конструирование модели экологически корректного, максимально соответствующего законам природы поведения людей. К основным функциям экологического права относят:
Установление экологической правосубьективности;
Установление режима неизменности естественных сложившихся параметров природных сфер;
Контроль за состоянием окружающей среды и регулирование деятельности по прогнозированию ее состояния;
Лицензирование и лимитирование деятельности социальных субъектов, связанной с вмешательством в естественные процессы в природных сферах;
Регулирование технологической деятельности по поддержанию экологического равновесия и воспроизводству природных ресурсов;
Регулирование ответственности за нарушении естественного состояния окружающей среды.
Список используемой литературы: