Этнометодология Гарольда Гарфинкеля
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГАОУ ВПО ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ПРАВА
КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Этнометодология Гарольда Гарфинкеля
Выполнил: студент 1 курса
института права направления «Социология»
Воронцова Анастасия Александровна
Научный руководитель:
к.социол.н. Лактюхина Е.Г.
Волгоград 2014
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основания этнометодологии
Глава 2. Основные идеи этнометодологии Гарольда Гарфинкеля
Глава 3. Критика этнометодологии и ее место в социологическом знании
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Актуальность. В середине ХХ века социологи пытались понять сферу существования человека, а именно то, чем человек живет и как действует в повседневной рутинной жизни. Эта попытка привела к формированию нового самостоятельного направления в социологии, которое называется социологией повседневности. Это направление стремительно развивалось. И результатом этого развития стало появление нового направления социологии повседневности этнометодологии, которую разработал американский социолог Гарольд Гарфинкель.
Актуальность этой работы обусловлена необходимостью изучения такого направления в социологии как этнометодология. Ведь изучение этнометодологии позволяет понять человека, его поведение в определенного рода ситуациях.
В настоящее время этнометодология находит последователей по всему миру и очень быстро развивается. При таком быстром развитии появляются новые направления этнометодологии, такие как анализ разговоров (Чарльз Гудвин, Стивен Клейман, Джон Херитидж и Дэвид Грейтбетч), исследование социальных институтов, в этом исследовании выделяется несколько направлений: анализ переговоров руководителей (Андерсон, Хьюз), анализ собеседований при приеме на работу (Баттон).
Также стремительно этнометодология развивается в России. Ее изучением в настоящее время занимаются социологи: Леонид Григорьевич Ионин рассматривает развитие этнометодологии, Давыдова И.В. рассматривает формирование этнометодологии, а точнее влияние идей Т. Парсонса и А. Шюца на позицию Гарольда Гарфинкеля.
Объект - социология повседневности
Предмет - этнометодология Г. Гарфинкеля
Целью данного исследования является анализ этнометодологического направления в социологии. Для достижения цели предполагается решение следующих задач:
Выявить теоретические истоки этнометодологии.
Дать анализ основных положений этнометодологии Г. Гарфинкеля
Проанализировать критику направления и его перспективы
Глава1. Теоретико-методологические основания этнометодологии
Понятие этнометодологии имеет древнегреческие корни. Оно означает «методы», которые используют люди в своей повседневной деятельности. Этнометодология исследует повседневные действия, которые исполняются обычными членами общества для решения задач повседневного характера. Этнометодология основывалась на феноменологической социологии и экзистенциализме.
Но прежде чем начать говорить о теоретико-методологических основаниях этнометодологии (феноменологической социологии и экзистенциализме), следует сказать о предпосылках становления самой социологии повседневности. Ведь этнометодология изучает повседневность. Для начала, скажем, что такое повседневность. Повседневность - это воспринимаемый человеком, воздействующий на нас социокультурный мир. Но для начала, необходимо сказать как ученые социологи и философы пришли к изучению повседневности.
На этапе формирования социологии центральной проблемой для рассмотрения явилась проблема смысла. В начале XX века ученые социологи стали задумываться и строить предположения на эту тему. Смысл не существует, социолог должен задумываться над поиском смысла в тех вещах и предметах, которые его окружают. Отсюда исходит веберовская модель социального действия: человек выходит за рамки бытия и начинает задумываться над смыслом действий, которые он совершает. Можно привести пример с крестьянином, который вспахивает землю. Он не просто вспахивает ее, он так может спасти себя от голода, ведь вспахав землю, крестьянин посадит в нее, например, пшеницу, а пшеница это главная «кормилица» крестьян. Таким образом, можно заметить, что на раннем этапе формирования социологии о бытии не задумывались. Ученые социологи старались отойти от изучения бытия. Еще в XIX веке превыше всего рассматривались душа, бог, а человека подчиняли этому и не рассматривали человеческую жизнь, и его действия и проблемы в ней. Но датский философ Сёрен Кьеркегор одним из первых выдвинул идею о том, что необходимо изучать жизнь человека, его проблемы и способы их решения.
Творчество философа не получило распространения у его современников, однако оно уже в XX столетии дало толчок к развитию таких течений как феноменология и экзистенциализм. Феноменологическое направление социологии XX в. тесно связано с символическим интеракционизмом в пределах социологической науки. Феноменологическая социология представляет собой теоретико-методологическое направление в современной социологии, которое рассматривает общество как явления, созданные и постоянно возобновляемые в духовном взаимодействии индивидов. Задачей феноменологической социологии является выяснение того, каким образом люди воспринимают мир в своем сознании и как используют свое знание мира в обыденной жизни.
Первые теоретические упоминания о феноменологической социологии связаны с именем немецкого философа Эдмунда Гуссерля (1859-1938).
Именно он стремился создать феноменологическую теорию научного знания. Главной задачей этой теории является изучение «чистого сознания», которое исходит из первоначально полученных знаний. Понять «чистое сознание» можно лишь интуитивно описав его, такое описание лежит в основе феноменологического анализа, то есть описать нужно феномен, данный индивиду этим «чистым сознанием». В рамках своей феноменологической философии Гуссерль сформулировал учение о «жизненном мире», которое оказало сильное влияние на возникновение феноменологической социологии. Жизненный мир, по Гуссерлю, это то, чем люди живут, имея об этом часто смутное, знание. Эти идеи Гуссерля в области феноменологической философии оказали очень сильное влияние на идеи австрийского социолога Альфреда Шюца, в особенности на создание учения о феноменологической социологии и на его исследования в этой области.
Альфред Шюц - австрийский социолог, основоположник феноменологической социологии. Его феноменологическая социология построена на идеях Гуссерля. По Шюцу, феноменологическая социология является социологией познания. В своей феноменологической социологии Шюц берет за основу идею Эдмунда Гуссерля о противоречии объективного мира и познающего этот мир субъекта. Для того чтобы решить это противоречие А. Шюц предложил осуществить две редукции. Первая - это феноменологическая редукция. Она означает, что исследовать «жизненный мир» необходимо основываясь на направлении сознания на какой-то конкретный предмет. Вторая редукция - это редукция, предлагающая не анализировать субъект, познающий мир, а анализировать его «чистое сознание». По мнению Шюца, феноменолог должен изучать субъекты, которые познают мир, точнее значения, которые субъект приписывает объектам. Отсюда следует понятие «жизненный мир», которое приводит ученый. Жизненный мир - это интерсубъективный мир, в котором люди выступают, с одной стороны, в качестве созидателей социальной реальности, а с другой стороны, сдерживаются ранее образовавшимися социальными и культурными структурами, созданными их предками. То есть деятельностью нашего разума обобщается все то, что можно представить о предметах. Именно конструирование такого мира имеет решающее значение в феноменологической социологии А. Шюца. Оно раскрывает сущность сознания и связь людей как существ жизненного мира. Но внутри понятия «жизненный мир» Шюц различал два вида человеческих отношений: отношения лицом к лицу, то есть отношения «мы - отношения» и отношения безличные, то есть отношения вида «они - отношения». Можно сказать, что отношения вида лицом к лицу это такие отношения, когда человек находится в непосредственной близости к другому человеку, с которым возникают эти отношения. А отношения безличные это такие отношения, где нет контакта с человеком, например, общение в социальных сетях.
Еще необходимо сказать о том, что Шюц опираясь на теорию Гуссерля, интересовался тем, каким способом люди постигают сознание других, в то время как живут в пределах своего собственного потока сознания. Также А. Шюц предлагает идею типизирования, согласно этой идее человек представляет себе мир как несколько типичных процессов, благодаря которым обеспечивается повседневная жизнь людей и их научная деятельность. То есть существуют такие процессы, благодаря которым осуществляется повседневная жизнь человека. Так как человек может воспринимать действия других, об этом говорилось выше, Шюц считал, что это открывает новые возможности для изучения социологии познания. В связи с этим А. Шюц утверждал, что язык, который мы используем в повседневной жизни, является заранее сформированной характеристикой. Опираясь на свою теорию, А. Шюц исследовал структуры мотивов социального действия, формы и методы обыденного сознания, структуру человеческого общения, социального восприятия, а также проблемы методологии и процедуры социального познания. Эти исследования послужили толчком к развитию этнометодологии Гарольда Гарфинкеля.
Экзистенциализм - это философское направление XX в. По-другому экзистенциализм называют философией существования. Также экзистенциализм определяют как учение, которое делает возможной человеческую жизнь и которое, кроме того, утверждает, что всякая истина и всякое действие предполагают некоторую среду и человеческую субъективность. Его основоположниками считаются философы Карл Ясперс (1883-1969) и Мартин Хайдеггер (1889-1976), Жан Поль Сартр (1905-1980), Габриель Марсель (1889-1973). Основными темами экзистенциализма, которые рассматривает экзистенциализм, являются: человеческое существование, судьба личности, вера и неверие, утрата и обретение смысла жизни, рассмотрение бытия. Различают экзистенциализм религиозный и атеистический. Наиболее яркими представителями религиозного экзистенциализма являются - К. Ясперс, Г. Марсель. Атеистического: М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю. Своими предшественниками экзистенциалисты считают Б. Паскаля, С. Кьеркегора, М. Унамуно, Ф. М. Достоевского и Ф. Ницше. Особенно сильное влияние на идеи экзистенциализма оказали философия жизни и феноменология Э. Гуссерля.
Экзистенциализм возрождает учение о бытии. Экзистенциализм считает бытие чем-то непосредственным и для объяснения бытия пытается преодолеть интеллектуализм (выдвижение интеллекта на первый план) науки и рационалистической философии. Бытие, согласно экзистенциализму, это не эмпирическая реальность или рациональная конструкция, которую предлагает научное мышление; во всех этих случаях приводится различение субъекта объекту. Бытие может быть постигнуто только интуитивно, как начальная не разделенная целостность субъекта и объекта. Но в отличие от философии жизни, которое выделилось в качестве изначального и подлинного бытия само переживание, экзистенциализм стремится найти ядро непосредственного переживания, которое не может быть названо просто переживанием, т. е. чем-то субъективным. В качестве такого ядра экзистенциализм выдвигает переживание субъектом своего «бытия-в-мире». То есть бытие здесь представляется в виде экзистенции или существования. Для того, чтобы описать ее структуру многие представители экзистенциализма прибегают к феноменологическому методу Гуссерля, то есть выделение интенциональности.
Итак, определением нашего бытия является экзистенция, с ее не замкнутостью, открытостью, предпосылкой чего выступает конечность экзистенции, ее смертностью. По мнению экзистенционалистов, существует два вида временности: временность подлинная, то есть экзистенциональная и временность физическая, то есть производная от подлинной временности. Они считаю, что в феномене времени определяется значение будущего, и оно рассматривается в тесной взаимосвязи с некоторыми свойствами экзистенции: надежда, решимость, проект. Особенно экзистенциалисты выделяют такой характер времени как личностно-исторический, так как он имеет тесную связь с деятельностью человека, его исканиям и ожиданиям.
Экзистенциалисты, в своих учениях, описывают личность как средство обеспечивающее индивиду способность к материальному существованию. Общество в свою очередь обеспечивает личности духовное развитие, и ограждение личности от нарушения ее личного пространства.
Экзистенциалисты «разделяют» человека на несколько слоев: природный, слой который изучает в человеке его природную индивидуальность; следующий слой социальный, его изучает социология; духовный слой изучает философия, предмет изучения истории и искусствознания; ну и наконец, четвертый слой экзистенциальный, этот слой невозможно изучать с научной точки зрения, его может раскрыть только философия.
Экзистенциализм отвергает как рационалистическую просветительскую традицию, сводящую свободу к познанию необходимости, так и гуманистически-натуралистическую, для которой свобода состоит в раскрытии природных задатков человека, раскрепощении его «сущностных» сил. То есть свобода по экзистенциализму не может раскрыть человека как личность, раскрепостить его и позволить ему более свободно находится в обществе.
Свобода, согласно экзистенциализму, должна быть понята исходя из экзистенции, то есть из существования. Согласно Г. Марселю и К. Ясперсу, свободу можно обрести лишь в Боге. То есть только Бог может дать человеку свободу, человек думает, что Бог существует и дает ему свободу действий. Согласно Ж. П. Сартру, свобода есть отрицательность по отношению к бытию, которое он трактует как эмпирически сущее. Учение Ж. П. Сартра о свободе служит выражением позиции крайнего индивидуализма. Свобода предстает в экзистенциализме как тяжелое бремя, которое должен нести человек, поскольку он личность. Он может отказаться от своей свободы, перестать быть самим собой, стать «как все», но только ценой отказа от себя как личности. То есть свобода, по экзистенциализму, приносит человеку только вред и от нее можно отказаться став, таким как все, ведь свобода позволяет человеку отличаться от других людей, но отказавшись от свободы, он теряет себя как личность, он теряет свою индивидуальность.
Согласно А. Камю, перед лицом ничто, которое делает человеческую жизнь бессмысленной, прорыв одного индивида к другому, подлинное общение между ними невозможно. И Сартр, и Камю видят фальшь и ханжество во всех формах общения индивидов, освященных традиционной религией и нравственностью: в любви, дружбе и т. п. Характерное для Сартра стремление разоблачить искаженные, превращенные формы сознания («дурной веры» или «самообмана») оборачивается требованием принять реальность сознания, разобщенного с другими и самим собой. Единственный способ подлинного общения, который признает Камю, - это единение индивидов в бунте против «абсурдного» мира, против конечности, смертности, несовершенства, бессмысленности человеческого бытия. То есть, по Камю, подлинным общением является бунт против бессмысленного мира. Иное решение проблемы общения дает Марсель. Согласно ему, разобщенность индивидов порождается тем, что предметное бытие принимается за единственно возможное. Но подлинное бытие - является не предметным, а личностным, потому истинное отношение к бытию - это диалог.
В целом экзистенциализм представляет собой умонастроение человека XX в., который утратил веру в разум исторический и научный, именно поэтому он находится в оппозиции, как к рационализму, так и классическому идеализму, которые верили в разумную необходимость исторического процесса, так и к позитивизму. Не возлагая надежд ни на божественное провидение, ни на логику истории, ни на всесилие науки и техники и не доверяя природной мощи, экзистенциализм обращается не к силе, а к слабости - к самому человеку в его конечности. То есть экзистенциализм пытается изучить человека, его действия и бытие. Современный человек, по экзистенциализму, получает силы в своей слабости, обретает смысл жизни перед лицом смерти.
Задачей экзистенциализма является освобождение человека от надежд на обретение свободы без своей помощи и освобождение человека от иллюзий связанных с этими надеждами.
Экзистенциализм является примером критической философии, которая требует освобождения человека от иллюзий, пока он совершает «феноменологическую редукцию», которая очищает его от внешних потрясений и открывает человеку ядро личности - экзистенцию.
Таким образом, необходимо подвести итог всему вышесказанному и сказать каким образом экзистенциализм повлиял на появление этнометодологии. Так как экзистенциализм занимался изучением бытия человека, а, как известно бытие изучает существование человека, его жизнь; изучением человека как личности и свободу человека и действия человека, имеющего эту свободу. И можно сказать, что эти учения послужили основанием для некоторых концепций этнометодологии.
Глава 2. Основные идеи этнометодологии Гарольда Гарфинкеля
Гарольд Гарфинкель родился 29 октября 1917 года в Ньюарке, штат Нью-Джерси. Умер 21 апреля 2011 года в Пасифик-Пэлисейдс, Лос-Анджелес. Учился в Университете Северной Каролины, потом был призван в армию, после армии Гарфинкель учился в Гарвардском университете. Его учителем был Парсонс. В Гарварде он познакомился с Альфредом Шюцом, который оказал сильное влияние на идеи Гарфинкеля. С 1954 по 1987 Гарфинкель являлся профессором Калифорнийского университета. В своем главном труде «Исследования по этнометодологии» он изложил главные этнометодологические концепции. Формированию этих этнометодологических концепций и оформление этнометодологии как самостоятельного направления в социологии послужило объединение идей Толкотта Парсонса и Альфреда Шюца.
В своей основе этнометодология представляет собой исследование, обычных членов общества, точнее их поведение в различных ситуациях, чаще всего это ситуации, происходящие в повседневной жизни то, как они действуют и о чем думают, об этих ситуациях. Этнометодология носит эмпирический характер. То есть этнометодологи исследуют повседневную жизнь обычных членов общества посредством наблюдения, за их действиями. Для того чтобы понять природу этнометодологии необходимо обратиться к определениям, которые давал Гарольд Гарфинкель. Начнем с того, что он, как и Дюркгейм, считал «социальные явления» фундаментальными социологическими феноменами, но истолковывал их по-другому. Как известно, Дюркгейм считал, что социальные явления, по отношению к индивидам, носят характер внешнего принуждения. Сторонники этой идеи считают, что действующие лица (акторы) зависимы от социальных институтов и социальных структур, и акторы не способны выдвигать самостоятельные суждения. Но представители этнометодологии имеют совершенно иное по этому поводу мнение. Они считают, что социологи, которые так считают, относятся к действующим субъектам как к глупцам, болванам, «остолопам». Этнометодология, напротив, расценивает объективность социальных явлений как свершения «участников» - как результат их методологических действий.
В своем главном труде «Исследования по этнометодологии» Гарфинкель не очень простым языком объяснял, что изучает этнометодология. Для этнометодологии объективная реальность социальных фактов - это локально и эндогенно осуществляемое, естественно организованное, рефлексивно объяснимое, непрестанное практическое дело, везде, всегда, исключительно, всецело являющееся созданием участников, у которых нет перерывов, возможности уклониться от этого, сокрыться, передать его другому, отсрочить или заплатить выкуп, - и, следовательно, выступающее фундаментальным социологическим феноменом. Иначе говоря, этнометодология изучает повседневную жизнь человека, и то какие действия он совершает по отношению к своему окружению.
Для исследования этнометодологии Гарольд Гарфинкель со своими студентами использовал различные методы и проводил необычные эксперименты, чтобы выявить закономерности в поведении людей.
Одним из методов, которым пользовались социолог и его студенты, был документальный метод интерпретации. Этот метод может быть использован не только в научной, но и в повседневной практике. Документальный метод интерпретации - это метод интерпретации событий, заключающейся в поиске шаблонной модели действия в определенной ситуации за счет многообразия проявлений этой ситуации в повседневной жизни. Для того чтобы наглядно показать этот метод в действии, Гарфинкель со своими студентами провел эксперимент. Суть этого эксперимента заключалась в том, что были набраны десять студентов, которым сказали, что в одном отделении психиатрии проводиться исследование по изучению альтернативных психотерапии средств. Каждого из студентов посещал экспериментатор, с которым студенты обсуждали сначала ряд важных, для студента, вопросов, а потом испытуемые должны были задать вопросы так, чтобы экспериментатор мог на них ответить либо «да» либо «нет». Испытуемые задавали вопросы и получали ответ по внутренней связи, а потом записывали на диктофон свои впечатления, при этом экспериментатор не слышал их комментариев. И так каждый студент получил и задал по десять вопросов и ответов.
После проведения этого эксперимента Гарфинкель пришел к тому, что значение документального метода очень велико. Он писал о значении документального метода интерпретации в опросах, когда исследователю необходимо решить что имел ввиду отвечающий. Также значение документального метода проявляется в написании журнального отчета, когда исследователю нужно, во-первых, конспектировать увиденное событие, а, во-вторых, нужно его конспектировать так, чтобы описываемое событие было тождественным наблюдаемому событию (т.е. чтобы сообщенное наблюдение являлось буквальным примером имевшегося в виду события).
В исследовании привычных оснований повседневных действий, то есть в исследовании поведения людей, которые происходят с человеком каждый день, Гарфинкель выявил несколько важных понятий. Естественные события и фоновые ожидания. Естественные события - это такие события, которые обеспечивают возможность узнавания различных повседневных занятий. В естественных событиях присутствуют такие элементы, которые Гарфинкель называет фоновыми ожиданиями. Фоновые ожидания - это черты повседневных событий, благодаря которым эти события представляются индивиду узнаваемыми. То есть фоновые ожидания позволяют индивиду происходящие события узнавать и рассматривать их как знакомые. Для того чтобы выявить эти фоновые ожидания Гарфинкель использует специальный метод. Этот метод заключается в нарушении привычного хода вещей, в изменении привычной структуры взаимодействия, то есть осуществить выполнение особой процедуры, которая называется «гарфинкелингом».
Для выявления фоновых ожиданий был проведен ряд экспериментов. В ходе первого эксперимента студенты Гарфинкеля просили испытуемых уточнять свои обыденные фразы. Этот опыт был направлен на то, чтобы показать, как люди ведут себя в условиях, когда партнер не отвечает некоторым условиям общего понимания, т.е. нарушает устоявшиеся способы межличностных взаимодействий. Суть второго эксперимента заключалась в том, что студенты должны были приходить домой и наблюдать за тем, что происходит дома с позиции постояльца. Смысл этого эксперимента заключался в том, чтобы показать, что если человек начнет воспринимать обычную сцену как такую, в которой для него нет ничего очевидного, он сможет увидеть фоновые ожидания и то, как они связаны с устоявшимися способами межличностных взаимодействий. Гарфинкель пишет, что этот способ наблюдения события хорошо показывает фоновые ожидания, которые во время обычного наблюдения не замечаются. Третий эксперимент, который проводил Гарфинкель со студентами это такой эксперимент, где студентов просили вести себя дома, будто они были постояльцами. Студенты должны были в течение некоторого времени вести себя дома очень вежливо обходительно со своими родными. Нужно было избегать привычного стиля общения и начинать разговор только тогда, когда будут к тебе обращаться. Выяснилось, что многие семьи были удивлены, а порой даже рассержены. Таким необычным поведением студентов. И порой даже пытались найти причину такого поведения одного из членов семьи. А еще пытались «вернуть» все на свои места, то есть пытались изменить все, так как было раньше. Смысл данного эксперимента состоял в том, чтобы увидеть, как начнут вести себя участники действия, когда один из них перестанет отвечать фоновым ожиданием остальных. Следствием нарушения фоновых ожиданий является появление несоответствий в порядке событий повседневной жизни. Гарфинкель пишет, что люди, попавшие в такую ситуацию, будут пытаться нормализовать возникающие несоответствия. Это напоминает процесс игры «Крестики - нолики». По правилам игры каждый из участников должен ставить свой значок (либо крестик либо нолик) в нужную клетку. Но в данном случае правила нарушаются и, например, «нолик» помещен между двумя клетками. Если этот пример интерпретировать в реальность, то второй игрок, наверняка бы попросил поставить значок в нужную клетку, то есть он бы попросил поставить значок правильно. Но если бы порядок не был бы восстановлен, то второй игрок попробовал бы объяснить себе такое поведение его соперника.
Также в качестве примера нарушения фоновых ожиданий можно привести и эксперимент со студентами на вопросы, которых отвечал психиатр. Когда студенты обсуждали свои личные вопросы с психиатром, и он должен был отвечать на вопросы односложно либо «да» либо «нет». Безусловно, такие ответы не могли помочь разрешить ту или иную проблему, но студенты наоборот считали, что они действительно смогли переосмыслить данную проблему и найти на мучившие вопросы ответы. Такого рода эксперименты позволили понять то, что фоновые ожидания могут быть «индексированы», то есть смысл их определяется контекстом ситуации, в которой находится индивид. Студенты, которые участвовали в этом эксперименте, были уверены, что с ними работает настоящий психиатр, и поэтому интерпретировали его ответы в соответствии с ситуацией, в которой они находились. Если же ответы на те же самые вопросы они бы получили в другой ситуации, например, в кругу друзей, то фоновые ожидания, а соответственно и интерпретация, были бы совершенно другими. Гарфинкель приходит к выводу о том, что смысл любого социального действия можно понять только в конкретном контексте.
Эти и еще ряд других экспериментов позволили понять, что с нарушением социального порядка люди пытаются упорядочить свой социальный мир, прибегая к помощи практической рациональности. Также Гарфинкель проводя эти эксперименты, смог доказать, что социальный порядок хрупок и изменчив, и он не может выражаться какими-либо жесткими закономерностями. Именно по этой причине такие эксперименты Гарфинкеля в социологии получили название «кризисные» эксперименты. Такими экспериментами нужно пользоваться очень осторожно, для того чтобы избежать психологических стрессов, из-за нарушения привычного хода вещей и привычных моделей поведения.
Со временем то, что было разработано Гарольдом Гарфинкелем, разрастается и приводит к появлению различных направлений. Так как этнометодология - это наука о повседневности и рутинной жизни человека, а как известно повседневность очень разнообразна. Этим и объясняется рост большого количества направлений в этнометодологии.
Самыми распространенными направлениями являются такие направления:
Изучение контекста социальных институтов
Анализ разговоров (Э. Щеглофф, Г. Джефферсон)
Этнометодологическая герменевтика (А. Блюм, П. Мак-Хью, Р. Уотсон)
Этнографическое исследование науки и достижения консенсуса в диалогах ученых (К.Д.Кнорр-Цетина, Б.Латур, С.Вулгар)
Изучения контекста социальных институтов.
Начинал Гарфинкель проводить свои эксперименты в случайной обстановке, которая не могла быть определена как социальный институт, например, жилой дом. По истечению некоторого времени исследования повседневной жизни стали проводиться в условиях определенных институтов: полиции, медицинских учреждений, судов и др. смысл проведения этих исследований, заключался в выявлении того, как люди выполняют свои профессиональные задачи и как создаются институты, отвечающие за выполнение данных задач.
Было проведено исследование, в котором были изучены методы организации деловых переговоров среди бизнесменов, проведение процесса приёма пациентов в клинике и порядок, и процесс приёма посетителей во властных и управленческих структурах. Несмотря на то, что эти исследования различны, этнометодологии пришли к выводу: то, как взаимодействуют индивиды в процессе организации и функционирования социальных институтов ни каким образом это не отличается от практик повседневной деятельности.
Другим направлением этнометодологии является анализ разговоров, который является одним из основных видов исследования. Исследованием разговоров занимались: Эммануил Щеглофф - он исследовал способы необходимые для начала разговора. Гейл Джефферсон - изучала смех в процессе разговора. Джон Херитидж и Дэвид Грейтбетч изучали вопрос о побуждении человека к аплодисментам во время разговора.
Разговоры являются фундаментом всех межличностных отношений. Разговор является самой распространенной формой взаимодействия индивидов.
Целью разговора является необходимость понимания фундаментальных структур в процессе взаимодействия. Центральным предметом анализа разговора в этнометодологии является некая стеснённость в отношении того, о чем говорится. И еще разговоры должны быть рассмотрены, как внутренне, последовательно упорядоченные.
У такого метода исследования существует несколько особенностей, на которые необходимо обратить внимание. Первое, это сбор материалов и деталей, связанных с разговором: это могут быть не только фразы собеседников, но и всевозможные запинки, вздохи, паузы, мычание, фырканье смешки и др. Всё это является составной частью беседы большинства разговоров. Второе, даже мельчайшие детали разговора являются упорядоченными действиями. Третье, разговор обладает стабильностью, упорядоченностью. Четвертое, в процессе разговора существует последовательная организация.
Для того чтобы исследовать разговоры в непринужденной ситуации, ученые прибегают к видео- и видеозаписи. Это нужно для того чтобы разговор осуществлялся непосредственно.
В первую очередь исследованию подвергались телефонные разговоры. Это исследование было проведено путем записи разговоров на аудио- и видеоноситель. И был выведен ряд закономерностей в телефонных разговорах. При телефонном разговоре существует определенная структура, на основе которой строится разговор. И еще телефонный разговор имеет форму личной беседы, но только без визуального контакта.
Также было проведено немало исследований, которые подчёркивают роль смеха, покашливаний, аплодисментов при разговоре. Так, например, один из представителей этнометодологии, Г. Джефферсон, опровергла ошибочное мнение о спонтанности смеха в разговоре. С непрофессиональной точки зрения смех - это спонтанное проявление в разговоре между людьми. Но анализируя разговоры, в которых присутствует смех, Джефферсон сделала вывод о том, что смех носит организованный характер. Оказалось, что порядок альтернативных ответов, позволяющих другому участнику разговора рассмеяться не произволен, так как независимо от того хотим мы смеяться или нет, мы все равно будем смеяться и ничего кроме этого. Например, в разговоре между двумя собеседниками, смех говорящего в конце фразы провоцирует смех собеседника.
При анализе аплодисментов Джон Херитидж и Дэвид Грейтбетч выявили несколько закономерностей. Они анализировали то, каким образом британские политики заставляли аплодировать публику. Они предположили, что аплодировать публика начинает, когда политик выдвигает какие-либо «утверждения». Например, «утверждения», смысл, которых необходимо подчеркнуть на фоне основной речи. Произнося эти утверждения, публика начинает аплодировать.
Так как анализ разговоров производится спонтанно, то это значит, что информация не навязывается исследователем, а она возникает из мира повседневности, и это значит, что полностью соответствует идеям этнометодологии. Следующим направлением, выделившимся в этнометодологии, является этнометодологическая герменевтика. Герменевтика - это теория понимания и интерпретации текстов. Анализировались в основном тексты, которые непосредственно появляются в повседневной жизни. Тексты, которые возникают перед человеком практически каждый день. В основном исследовались татуировки, сообщения в мобильных телефонах, автобусные билеты, расчетные листки, уличные знаки, надписи мелом на досках, логотипы компаний, расписания движения поездов, титры в телепередачах, «вкл»/«выкл» на выключателях, банкноты, паспорта и удостоверения личности, чеки, дорожная разметка, поздравительные открытки, наружная реклама, граффити на стенах, - эти и многие другие вещи, в основе которых лежит использование письменного языка и графических форм, показывают, насколько распространены, повсеместны и институционализированы тексты в нашем обществе.
Р. Уотсон занимался исследованием таких текстов. Он считал, что позволяют изучать различные феномены, которые находятся за пределами текста. Эти тексты являются проводником и, своего рода, переходом к феноменам.
Еще одним направлением в этнометодологии является этнографическое исследование науки и достижения консенсуса в диалогах ученых. Значительный вклад в исследование науки и техники внесли французские социологи Бруно Латур и Стив Вулгар. Исследование науки и технологии занимается изучением объектов общественных наук, а также методами их изучения. Бруно Латур выделил несколько трудностей, связанных с таким методом изучения объектов общественных наук, как социальная интерпретация. Б. Латур и С. Вулгар исследуют лаборатории, считая их «обителью прикладной науки», то есть такой науки, которая направлена на совершенствование технологий. Они считали, что от таких лабораторий отталкивается научно технический прогресс.
Еще необходимо сказать о том, что представители этнометодологии подвергли критике традиционную социологию. Они считали, что представители традиционной социологии навязывали обществу свое восприятие социального мира. Подвергалось критике и то, что традиционная социология мало уделяла внимания в изучение повседневной жизни человека. А ведь изучение повседневности, по мнению этнометодологов, является первоисточником знания. И еще этнометодологи считали, что представителями традиционной социологии создаются абстракции, которые все больше отдаляются от повседневной реальности.
социология повседневность этнометодология гарфинкель
Глава 3. Критика этнометодологии и ее место в социологическом знании
Позицию этнометодологов раскритиковал Алвин Гоулднер из-за того, что этнометодологи обращаются к таким аспектам социальной жизни и открывают вещи, которые все уже знают. Также этнометодологию критикуют за то, что она отстаивает направление, при котором повседневная жизнь людей упорядочена. И еще за то, что этнометодология не обращает внимания на социальную структуру.
Критики этнометодологии доказывают, что члены общества, которые описаны этнометодологами, не имеют ни мотивов, ни цели своей деятельности. Также подвергается критике и то, что в работах этнометодологов не указывается, почему люди поступают именно таким образом, или почему они так должны себя вести. Критики этнометодологии считают, что многие этнометодологи не принимают во внимание все то, что не признано и не учитывается членами общества. Они считают, что если члены общества отказываются признавать существование объектов и событий, то получается что эти объекты и события не могут на них влиять.
Критике подвергалось и то, что в свою очередь этнометодологи раскритиковали традиционную социологию. И критики этого направления социологии пишут, что критика традиционной социологии может быть переадресована самим этнометодологам.
Как известно многие процессы, происходящие в обществе, представители этнометодологии сводили к речевому взаимодействию. Такое объединение было подвержено критике. Гарфинкель считал, что классическая социология для исследования социальной реальности имеет ограничения. Он считал, что для исследования повседневных коммуникаций и социального взаимодействия индивидов, классической социологии не хватает теоретико-методологического инструментария, который необходим для таких исследований.
По мнению Гарольда Гарфинкеля, повседневные коммуникации и социальное взаимодействие не должно изучаться и интерпретироваться в духе веберовской рациональности или в духе дюргеймовских социальных фактов, которые принудительно воздействуют на индивида.
Либо как пишет Г. Гарфинкель, при социальном взаимодействии индивидов принудительное воздействие на него будут оказывать фоновые ожидания и собственная практическая рациональность.
Исходя из этих соображений, Гарфинкель приходит к выводу, что предмет и методы этнометологии делают ее «альтернативной социологией». По этой причине некоторые последователи работ Гарфинкеля говорят, что традиционная социология является наукой «отчужденной» от социальной реальности. Они считают, что социологи-традиционалисты своими идеями искажают социальный мир. Так, например, социологи-этнометодологи заявляют, что необходимо изучать методы использования ценностей и норм обуславливающих характер социальных действий индивида. А не сами нормы и ценности.
Но в последнее время представители разных социологических парадигм все чаще сходятся во мнениях. Этнометодология «синтезируется» с другими социологическими теориями. Так, например, американский социолог Д. Боден в построении своих социологических теорий пользуется теоретико-методологическим инструментарием и этнометодологии, и символического интеракционизма. Она связывает разговорный анализ с исследованиями Г. Блумера по совместному действию. А другой американский социолог Р. Хилберт предложил, такую концепцию этнометодологии, которая позволяет не разграничивать макро и микро социальные реалии.
В России упоминания об этнометодологии появились довольно поздно, после ее укрепления в западной социологии. Но она не стала ни движением, ни направлением исследований в российской социологии. В настоящее время в России многие социологи стараются развивать этнометодологическое движение. Они публикуют свои работы по этнометодологии, а также переводы работ известных этнометодологов западной социологии. Самыми выдающимися российскими социологами, работающими в области этнометодологии, являются: Л.Г. Ионин, И.В. Давыдова, С.П. Баньковская, А.П. Огурцов.
Л.Г. Ионин пишет о развитии этнометодологи, о методах, которыми пользуются этнометодологи для глубокого рассмотрения внутреннего мира индивида и его поведения. Он пишет о разработке Гарфинкелем афоризма Дюркгейма о социальных фактах, с чем Г. Гарфинкель соглашается, а с чем нет. Он пишет о том, что в России этнометодологию впервые стал рассматривать сам Ионин в своей книге. Он пишет, что после выхода в свет этой книги («Развитие этнометодологии») значительных работ по этнометодологии не появилось. Но исключения есть. Исключение составляет статья Давыдовой И.В. «Формирование этнометодологии: влияние Т. Парсонса и А. Шюца на теоретическую позицию Гарольда Гарфинкеля». В своей статье она использовала материалы переписки Т. Парсонса и А. Шюца. Она анализирует материалы этой переписки и работы Г. Гарфинкеля. Она на основе этих данных сделала такой вывод: Г. Гарфинкель считал своей целью преобразовать теоретические суждения А. Шюца в эмпирическое исследование.
Еще одна не менее важная статья по этнометодологии была написана русским социологом А.П. Огурцовым. Он писал об этнометодологии в основном обзорно. Указывал на то, что этнометодология показала на новые не изведанные ранее феномены. Но он отмечает узость этого направления социологии, и говорит, что этнометодология должна использовать макросоциологический подход. Хотя это не возможно, так как этнометодология считает такой шаг самоубийством.
Определенный вклад в развитие этнометодологии в России вносит С.П Баньковская. Этнометодологией Светлана Баньковская занимается очень давно. Благодаря ее усилиям были опубликованы работы Л.Г. Ионина «Социология как non-fiction: О развитии этнометодологии» и Т.В. Тягунова «"Воспринимаемая нормальность" учебных ситуаций». А также переводятся статьи Р. Уотсона об этнометодологии. Еще необходимо сказать о том, что она стала инициатором визита Р. Уотсона в Москву. Где он на лекциях в университетах на социологическом факультете рассказал очень подробно об исследованиях проводимых этнометодологами.
Заключение
В ходе работы нами были рассмотрены идейные истоки этнометодологии. Это экзистенционализм и феноменологическая социология. Этнометодология имеет несколько направлений. Это анализ разговорной речи, анализ обыденной повседневной жизни, анализ социальных институтов. Была проанализирована этнометодология Гарольда Гарфинкеля, и на основе этого анализа можно сделать вывод, что у социального действия существует определенный контекст и именно в этом контексте можно понять смысл социального действия. Также мною были рассмотрены проводимые Гарфинкелем и его студентами эксперименты, которые впоследствии стали называть «гарфинкелингами». С помощью этих экспериментов Гарфинкелю удалось выяснить, что социальный порядок не может быть выражен через жесткие закономерности, так как он хрупок и подвижен. При помощи этих экспериментов удалось выяснить то, как люди в повседневной жизни конструируют свой социальный порядок.
В системе социологического знания этнометодология имеет как последователей, так и критиков. Последователи этнометодологии считают традиционную социологию разновидностью обыденного знания, своего рода «этнонауку». Так как не видят отличительных черт от «этнонауки», поэтому с ней ее и сравнивают. Они считают этнометодологию радикальной, альтернативной наукой. Критики же считают, что этнометодология слишком сосредоточена на формальных аспектах социального мира. Этим они объясняют ее ограниченность. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что этнометодология Гарольда Гарфинкеля оказала огромное влияние на социологическую мысль.
Список использованной литературы
1.Гарфинкель, Г. Исследование привычных оснований повседневных действий / Пер. с англ. Э. Н. Гусинского и Ю. И. Турчаниновой // Социологическое обозрение. - 2002. Т. 2. - № 1. - С. 42-70.
.Гарфинкель, Г. Обыденное знание социальных структур: документальный метод интерпретации в профессиональном и непрофессиональном поиске фактов / Пер. с англ. Э. Н. Гусинского и Ю. И. Турчаниновой // Социологическое обозрение. - 2003. Т. 3. - № 1. - С. 3-19.
.Гарфинкель, Г. Что такое этнометодология? / Пер. с англ. А. М. Корбута // Социологическое обозрение. - 2003. Т. 3. - № 4. - С. 3-25.
.Гоулднер, A. Наступающий кризис западной социологии / А. Гоулднер. - Л.: Изд-во: Наука, 2003. - 575 с.
.Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. 1. / Э. Гуссерль - М.: Изд-во: ДИК, 1999. - 496 с.
.Давыдова, И.В. Формирование этнометодологии: влияние Т. Парсонса и А. Шюца на теоретическую позицию Г. Гарфинкеля / И. В. Давыдова // Социологический журнал. - 2002. - № 1. - С. 115-129.
.Ионин, Л.Г. Возникновение и развитие феноменологической социологии. А. Шюц и этнометодология. / Л. Г. Ионин // В кн.: История теоретической социологии. Том 3. - М.: Изд-во: Канон, 1998. - С. 282 - 292.
.Ионин, Л.Г. Понимающая социология / Л. Г. Ионин. - М.: Изд-во: Наука, 1979. - 208 с.
.Ионин, Л.Г. Социология как non-fiction. О развитии этнометодологии / Л. Г. Ионин // Социологический журнал. - 2006. - № 1-2. - С. 74-90.
.Кравченко, С.А. Социология: Парадигмы через призму социологического воображения / С. А. Кравченко. - М.: Изд-во: Экзамен, 2002. - 335 с.
.Латур, Б. Дайте мне лабораторию, и я переверну мир / пер. с англ. П. Куслий // Изд-во: Логос. - 2002. - № 5-6 - С. 211-242.
.Латур, Б. Когда вещи дают сдачи: возможный вклад «исследований науки» в общественные науки. / пер. с англ. О. Столяровой // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. - 2003. - № 3. - С. 20-39.
.Николаев, В.Г. Работа Гарольда Гарфинкеля о «доверии» / В. Г. Николаев // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11., Социология: РЖ. - 1999. - № 4. - С. 126-136.
.Огурцов, А. П. Этнометодология и этнографическое изучение науки / А. П. Огурцов // Современная западная социология науки. - 1988. - С. 211-226.
.Осипов Г. В. Российская социологическая энциклопедия / Г. В. Осипов. - М.: Изд-во: Норма-Инфра-М, 1998. - 672 с.
.Ритцер, Дж. Современные социологические теории / Дж. Ритцер. - СПб.: Изд-во: Питер, 2002. - 688 с.
.Сакс, Х. Социологическое описание / Х. Сакс // Социологическое обозрение. - 2006. Т. 5. - № 1. - С. 43-53.
.Сартр, Ж.П. Экзистенциализм - это гуманизм / Ж. П. Сартр // Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1989. - С. 319-344.
.Уотсон, Р. Этнометодологический анализ текстов и чтения / Р. Уотсон // Социологический журнал. - 2006. - №1. - С. 91-128.
.Филмер, П. Новые направления в социологической теории / П. Филмер. - М.: Изд-во: Прогресс, 1979. - 392 с.
.Хайдеггер, М. Бытие и время / Пер. с нем. В. В. Бибихина - СПб.: Изд-во: Наука, 2002. - 452 с.
.Шюц, А. Обыденная и научная интерпретация человеческого действия / А. Шюц - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. - 50 с.
.Шюц, А. О множественных реальностях / А. Шюц / Журнал Социологическое обозрение. - 2003. - №2.Т.3. - С. 3-34.
.Шюц, А. Формирование понятия и теории в социальных науках / А. Шюц - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. - 19 с.
.Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс - М.: Политиздат, 1991. - 527 с.