Социальные сети как средство самоорганизации молодежных сообществ
Социальные сети как средство самоорганизации молодежных сообществ
Современное общество невозможно представить без компьютеров и интернета. В последнее время темы, затрагивающие сферу компьютерных технологий и интернет-коммуникаций, приобретают все большую значимость. Особо следует выделить такое явление как социальные сети.
Существует достаточно широкий спектр позиций относительно влияния социальных сетей на человека: от крайне негативного, до умеренно позитивного. Но просматривается преобладание мнения о вреде социальных сетей. Например, часто встречается упоминание работы британского психолога и биолога Арика Сингмана «Всегда онлайн: Биологическое влияние социальных сетей». В ней он весьма негативно высказался о влиянии на здоровье человека, которое оказывают популярные социальные сети. В частности, социальные сети обвиняются в замещении и вытеснении живого общения, а также в причинении физического вреда здоровью человека.
Психолог Центра по профилактике наркомании и деструктивных воздействий Дальневосточного федерального университета Н. А. Цой говорит: «Мировой интернет-доступ к марту 2011 г. охватил 1.966.514.816 пользователей. Быстрый рост интернета породил исследования преимуществ и недостатков расширения онлайн-активности, в частности, продолжает активно обсуждаться феномен компьютерной и интернет-зависимости. На поведенческом уровне такая зависимость проявляется в том, что страдающие от нее люди настолько предпочитают Интернет реальной жизни, что забывают о каждодневных делах и обязанностях. Сказанное, разумеется, не означает отрицания позитивных сторон использования интернет-ресурсов, к примеру, для образовательного и интеллектуального развития детей. Существуют сайты для родителей и детей с записями сказок, развивающими он-лайн играми, интерактивными учебниками, уроками рисования, английского языка и т.д. Одним словом, в изучении социального воздействия Интернета следует избегать категоричных суждений и односторонних подходов».
Главное, что можно вынести из данного высказывания это то, что интернет, как и любой инструмент, можно использовать по-разному. Так же и с социальными сетями - да, в чем-то они хороши, что-то в них можно использовать во вред, но решение как их использовать принимает человек.
Но рассмотрим социальные сети не с позиции оценки вредности или полезности для человека, а с позиции пригодности как инструмента общения и организации людей.
Прежде чем говорить о социальных сетях, как средстве самоорганизации, нужно разобраться с определением самого понятия самоорганизации. Что заставляет людей организовываться в какие-либо группы? На этот вопрос искали ответ многие исследователи. Прежде всего, следует сказать, что для самоорганизации необходим баланс жесткого управления и свободы, четко обозначенной цели и неформального сотрудничества. Например, Т. А. Акимова понимает самоорганизацию как «основной процесс эволюции сложных систем, состоящий из необратимых последовательных процессов (циклов) самоорганизации. Эволюция самоорганизации систем телеологична в том смысле, что сама по себе ведет ко все более совершенной (эффективной) структуре и динамике вещества, энергии и информации. Условиями любой самоорганизации и эволюции являются: а) проток энергии через динамическую систему; б) гетерогенность, разнообразие системы; в) отбор - элиминирование или разрушение отбракованных подсистем или элементов».
Процессы самоорганизации социальной системы мало чем отличаются от процессов организации системы другого плана. Социальные системы обладают набором определенных признаков:
1)Определенность целей организации. По сути, ради выполнения определенной цели люди и объединяются.
2)Адаптивность, приспосабливаемость, изменчивость структур управления. Гибкость связей между людьми позволяет проявлять им больше инициативы. Небольшие группы людей занятые общим делом, могут не согласовывать детали мелкого уровня и самостоятельно решать текущие задачи.
)Повышение внутренней мотивации каждого члена системы, децентрализация и диверсификация как показатель важности всех участников системы.
)Свободная циркуляция информации и опыта между частями системы. Разноплановое применение имеющихся возможностей.
)Наличие жесткой схемы управления, которая может быть задействована в критической ситуации.
)Саморазвитие системы для лучшего выполнения поставленной перед ней цели.
В наше время наиболее заметными социальными системами являются такие институты гражданского общества как детские и молодежные общественные объединения. Они представляют собой значимую силу. Наиболее сильно их влияние проявляется в регионах, отдаленных от центра. Там социально активная молодежь, состоящая в объединениях, может активнее проявить себя, и иметь большие шансы на продвижение в карьере: политической, общественной, профессиональной. Задачи, которые ставят перед собой детские и молодежные объединения, серьезны и имеют большое социальное значение. Но их выполнение не всегда бывает по силам организации, их поставившей. А раз организация не может выполнить поставленные ею цели имеющимися силами, то она будет саморазвиваться и расширять свои возможности. Именно социальные сети позволяют существующим или даже только зарождающимся объединениям людей быстро находить новых членов, объединяться с другими похожими сообществами, распространять свои идеи и знания среди всё большего количества людей. Социальные сети принесли невиданную раньше скорость в процессы самоорганизации сообществ. Теперь идея одного человека может стать идеей миллиона людей за считанные часы. Яркий пример тому - музыкальная композиция «Gangnam Style» южнокорейского исполнителя и автора песен PSY. По состоянию на 13 марта 2013 года данная композиция имеет 1412893569 просмотров на веб-сайте YouTube. Хотя первоначально песня и клип не были рассчитаны на широкую аудиторию и предназначались для фанатов жанра K-pop. Но внезапно композиция стала набирать популярность, именно с помощью социальных сетей Facebook и Twitter, поклонники данного жанра начали активно распространять информацию о песне и вскоре пользователи сети обратили своё внимание на неё.
Особую наглядность процессы организации посредством сети приобрели во время так называемой «арабской весны». Произошедшие в Тунисе и Египте революционные события четко показывают роль такого инструмента массовой организации как социальные сети. Протестное движение создало на базе социальной сети «Facebook» и сети микроблогов «Twitter» масштабный инструмент оповещения и пропаганды своих идей. Каналы социальных медиа предоставили миру информацию из первых рук. Любой человек мог выложить в сети фото и видеоматериалы, мог высказать своё мнение об увиденном. Подобное было и раньше, когда получили распространение мобильные телефоны с встроенной камерой, но ещё никогда не принимало настолько всеобщего характера. Теперь именно интернет стал применяться для внутренних организационных целей. Активисты могли сообщить тысячам людей о готовящихся демонстрациях, о противодействии властей, не выходя из дома. Протестное движение утратило централизованную организацию, теперь тот, кто вчера просто получил призыв идти на демонстрацию, сегодня сам начинал обращаться с подобными призывами к окружению. Корреспондент газеты «Комсомольская правда» В. Волошин приводит пример оценки социальных сетей одним из участников событий: «топ-менеджер ближневосточного отделения компании Google Ваэл Гоним, организатор и координатор одного из самых многочисленных протестных сетевых сообществ Египта, считает роль интернет-сервисов гораздо более значимой. За отставку президента Хосни Мубарака он поблагодарил социальную сеть Facebook, на вопрос, в какой, вслед за Египтом, стране начнётся следующая революция, ответил - «спросите «Facebook», - а сами египетские события назвал интернет-революцией: Я говорю от имени всего египетского народа. Эта революция началась в Интернете. Эта революция началась на «Facebook». Она началась в июне 2010 года, когда сотни тысяч египтян начали общаться в сети… Я всегда говорил, если вы хотите дать свободу народу, просто дайте им Интернет. Публикуя на своей стене видео, вы знаете, что не пройдёт и пары часов, как более 60 тысяч добавят его к себе на страницу».
Не стоит считать социальные сети главной причиной возникновения протестного движения. Протесты были вызваны сильной социальной напряженностью на фоне экономических и политических проблем. Однако, именно интернет и социальные сети стали главным инструментом самоорганизации протестных масс. Информация в социальных сетях не контролировалась государством. Люди сами отбирали факты и новости, что невозможно в традиционных СМИ, зачастую социальные медиа предоставляли информацию противоположную данным, идущим по каналам официальных СМИ. Но даже полное отключение интернета, как это произошло в Египте, не остановило протестное движение, ведь оно уже было организованно и не нуждалось в постоянном доступе к социальным сетям. Те были лишь одним из инструментов.
Социальные сети обретают все большее влияние в мире. И множество доказательств этого окружают современного человека каждый день. Молодые люди, общающиеся социальных сетях, а не по телефону или при встрече. Оповещение сотрудников организации о корпоративных мероприятиях через социальные сети. Клубы по интересам, состоящие из людей никогда не видевшихся в реальном мире, и многое другое. Если человек, особенно молодой, не состоит ни в одной социальной сети, это зачастую вызывает удивление. И даже те, кто непосредственно не связан с социальными сетями, подвергаются воздействию решений, принятых под их влиянием. Пример тому можно найти, даже если просто поискать общественные организации в своём регионе. А мероприятия, проводимые ими на основе опроса или агитации людей через социальные сети, заметны людям, даже если те ничего не знают о социальных сетях. Например: в Ростовской области активно действует в интернет-пространстве комитет по молодежной политике Ростовской области. Как заявляет В. Потий, «на сегодняшний день в социальных сетях создано более 20 крупных информационных площадок, составляющих единое информационное поле, обеспечивающее обратную связь с молодежью Ростовской области. Количество постоянной Интернет-аудитории комитета по молодежной политике Ростовской области в социальных сетях «Вконтакте», «Twitter» и «Facebook» составляет более 50000 человек и постоянно растет». В городе Волгодонске популярно сообщество под названием «Типичный Волгодонск», созданное на основе социальной сети «Вконтакте». Эти организации часто используют социальную сеть «Вконтакте» для привлечения внимания к своим акциям. Так, например, можно прямо в социальной сети подать заявку на участие во многих общественных мероприятиях. А чтобы полнее использовать такую возможность, ссылки на соответствующие группы в социальных сетях есть непосредственно в текстах статей на сайте комитета по молодежной политике Ростовской области или в той рекламе, что распространяет сообщество «Типичный Волгодонск». Прослеживается тенденция к привлечению различных интернет-сообществ в политику как средства агитации. Политические партии создают свои представительства в крупнейших социальных сетях. Отдельные члены партий проводят агитационную работу среди жителей своих районов с помощью социальных сетей. Данный вид агитации дешев и прост в применении, но достаточно эффективен чтобы на него обращали внимание. Кроме политической агитации отдельные активисты привлекают внимание людей к определенным ситуациям в стране, или даже собирают подписи под обращениями к власти. Теперь группы людей, знакомых только виртуально, могут привлечь внимание правительства к важной для них проблеме.
Как было сказано, современное общество невозможно представить без компьютеров и интернета. И вряд ли что-то сильно изменится в будущем, наоборот, прослеживается тенденция к усилению компьютеризации самых разных сфер жизни. Растут поколения людей, для которых компьютер это привычный предмет обихода. И на фоне таких изменений социальные сети получают все большее развитие. Количество людей использующих социальные сети неуклонно растет. И большинство людей, под воздействием сложившихся в обществе стереотипов, привыкают верить тому, что видят в интернете вообще и в социальных сетях в частности. Часто люди распространяют увиденную информацию без какого-либо осмысления и проверки, что в свою очередь может быть использовано для создания напряженности в обществе. Но даже абсолютно достоверная информация, поданная в нужный момент, может изменить предпочтения людей, будь то политические, потребительские, религиозные или другие предпочтения. И именно в социальных сетях бесконтрольное распространение информации получило наибольший размах и оперативность. Люди видят то что представляет для них интерес и тут же могут обсудить данную информацию со своими товарищами в социальной сети. А от простого обсуждения легко можно перейти к действиям, ведь социальная сеть позволяет сообществу людей организовываться за считанные минуты. Достаточно присутствия в обсуждении хотя бы одного человека, который мог бы предложить идею действия. А дальше, при наличии поддержки других обсуждающих, вокруг идеи может выстроиться система. В случае же отсутствия поддержки со стороны большинства обсуждающих дискуссия не даст начала системе и, вероятно, скоро сойдет на нет как не представляющая интереса. Таким образом, можно сделать вывод: социальные сети уже сейчас являются эффективным средством самоорганизации людей. Не станут им когда-то, а уже стали. И нам остаётся лишь изучать новый инструмент, чтобы знать, как применить его наилучшим образом.
Список литературы
1) Акимова Т.А. Теория организации [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/Т.А. Акимова. - Москва: Юнити, 2003. - 367 с.
) Гуляихин В. Н, Галкин А. П, Васильева Е. Н. Молодежные и детские общественные объединения как субъекты вторичной социализации: опыт регионального исследования [Текст] / В. Н. Гуляихин, А. П. Галкин, Е. Н. Васильева // Социс. - 2012. - №6. - С. 127 - 138.
) Цой Н. А. Феномен интернет-зависимости и одиночество [Текст] / Н.А.Цой // Социс. - 2011. - №12. -С. 99 - 107.
4) Волошин В. За революцию в Египте поблагодарили Facebook [электронный ресурс] / Официальный сайт газеты «Комсомольская правда». - <http://www.kp.ru>.
) Потий В. Новые типы коммуникации в работе координаторов по работе с молодежью [электронный ресурс] / Официальный сайт комитета по молодежной политике Ростовской области. - http://kmparo.ru.