Развитие транспортной инфраструктуры на территории г. Курска
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования "Белгородский
государственный технологический университет им.В.Г. Шухова"
Кафедра городского кадастра и
инженерных изысканий
Курсовая работа
по дисциплине:
"Управление городскими территориями"
на тему:
"Развитие транспортной инфраструктуры
на территории г. Курска"
Выполнил студент группы ГК-51 Черных Игорь Проверила:
доц. Даниленко Е.П.
г. Белгород 2014
Оглавление
Введение
Глава 1. Социально-экономическое развитие города курска
1.1 Краткая информация о городе Курске
1.2 Транспортная инфраструктура
Глава 2. Структура органов местного самоуправления
Глава 3. Функциональное зонирование города
Глава 4. Современное состояние транспортной инфраструктуры города и
возможное совершенствование организации пассажирских перевозок
4.1 Анализ современного состояния транспортной инфраструктуры г.
Курска
4.2 Анализ муниципальной программы по совершенствованию
транспортной отрасли
Заключение
Список используемых источников
Приложения
Введение
Транспортная система города - одна из важнейших социальных
отраслей городского хозяйства, играет большую роль в обеспечении качества жизни
городского населения. Это один из нескольких секторов экономики, результаты
которого напрямую ощущают на себе жители города. Стабильность и развитие всего
города зависит от функционирования этой отрасли, его социальные и экономические
показатели влияют на благополучие населения.
Опыт больших мегаполисов наглядно показывает нам, что
транспортная проблема становится гораздо острее со временем, так как происходит
рост потребностей населения в транспорте, впрочем, как и рост самого населения.
Поэтому необходимо модернизировать транспортную сеть и развивать её
технологическую составляющую. Значит, задача повышения эффективности и качества
управления процессом удовлетворения спроса населения города на транспортное
обслуживание, является актуальной.
Объект исследования - транспортная инфраструктура города
Курск.
Цель курсовой работы - проанализировать современное состояние
и выявить наиболее актуальные проблемы транспортной инфраструктуры г. Курска.
Задачи исследования:
. Изучить социально-экономическое развитие города
2. Ознакомиться со структурой органов местного
самоуправления города
. Рассмотреть особенности функционального зонирования
территории города
. Проанализировать современное состояние транспортной
инфраструктуры и её возможное совершенствование.
Глава 1.
Социально-экономическое развитие города курска
.1 Краткая
информация о городе Курске
Курск - город в России, административный центр Курской
области. Расположен в 530 км к югу от Москвы.
Курск - древний русский город. Результаты археологических
раскопок последних лет дают основание считать, что Курская крепость Киевского
княжества была основана в период княжения Владимира Святославича примерно в 982
- 984 гг. и располагалась она в районе современной Красной площади города.
Официальным же началом летоисчисления истории Курска считается 1032 год. Эту
дату установили историки, изучив древнейший памятник церковной письменности
"Житие Феодосия Печерского", созданное монахом-летописцем Нестором в
XI веке. Славу о "курянах - ратниках бывалых" доносит до нас и историко-литературный
документ XII века - "Слово о полку Игореве". Курская крепость была
серьезной препоной на пути войск хана Батыя, и в 1238 году они сожгли ее.
Современный Курск - город с развитой экономикой, коммунальной
инфраструктурой, транспортными коммуникациями, объектами социальной сферы. В
нем живут и трудятся более 413 тыс. человек, функционирует более 12 тыс.
хозяйствующих субъектов и 18 тыс. индивидуальных предпринимателей. За 2001 -
2009 годы объём промышленного производства в Курске увеличился в 1,2 раза,
оборот розничной торговли - в 2,7 раза, объём платных услуг населению - в 2,5
раза, размер среднемесячной начисленной заработной платы одного работника - в
7,3 раза.
Промышленные предприятия Курска держат курс на модернизацию
производства в целях увеличения выпуска конкурентоспособной продукции. Ведущими
видами промышленной деятельности, занимающими наибольший удельный вес в
структуре отгруженных товаров собственного производства, являются: производство
пищевых продуктов, включая напитки (22,8 %); химическое производство (20,4 %);
производство, передача и распределение электроэнергии (16,2 %); производство
электрического, электронного и оптического оборудования (16,2 %); производство
резиновых и пластмассовых изделий (10,7 %). На курских предприятиях
производятся также трикотажные и швейные изделия, кожа, обувь, строительные
материалы и другая продукция, которая успешно реализуется на внутреннем и
внешнем рынке.
Объём инвестиций в экономику и социальную сферу города за
девять лет составил, оценочно, 70 млрд. руб. Только предприятиями строительного
комплекса Курска в 2001 - 2009 годах выполнено подрядных работ на сумму более
40 млрд. руб. В Курске успешно реализуются мероприятия приоритетного
национального проекта "Доступное и комфортное жилье гражданам России",
в рамках которого в 2009 году построено и введено в эксплуатацию 349,8 тыс. кв.
м жилья, что превысило уровень предыдущего года на 9,1%.
За минувшее десятилетие в Курске построено, реконструировано,
капитально отремонтировано значительное количество важных социальных объектов:
больницы, поликлиники, школы, детские сады, реабилитационный центр для
ветеранов войны и военной службы, два отделения городского сосудистого центра,
физкультурно-оздоровительные сооружения, спортивный комплекс с искусственным
катком, аквапарк и др.
В жилищно-коммунальном комплексе решение накопившихся проблем
с капитальным ремонтом и переселением горожан из аварийного жилья
осуществляется с помощью финансирования из Фонда реформирования ЖКХ. Заключено
также инвестиционное соглашение с ЗАО "Ресурсинвест", целью которого
является создание системы мониторинга и управления коммунальным хозяйством с
помощью современных технических средств.
В Курске постоянно ведётся работа по улучшению организации
пассажирских перевозок на городских маршрутах. За 2001 - 2009 годы для работы
на городских маршрутах приобретено 43 автобуса, 11 троллейбусов и 1 трамвай. В
2009 году почти 180 микроавтобусов "Газель" заменены новыми и более
комфортабельными микроавтобусами "Форд" большей вместимости.
Для мониторинга транспортных потоков и контроля безопасности
дорожного движения на наиболее напряженных участках улично-дорожной сети
установлено 11 видеокамер и 10 видеодетекторов. Подвижной состав общественного
пассажирского транспорта оснащается спутниковой системой навигации. Бортовыми
навигационными приборами оборудованы все троллейбусы, 70 % трамваев, 93 %
автобусов, принадлежащих транспортным предприятиям различных форм собственности
и индивидуальным предпринимателям. В настоящее время идет подготовка к
внедрению автоматизированной системы учёта и безналичной оплаты проезда в
городском пассажирском транспорте с помощью микропроцессорных пластиковых карт.
Курск внес достойный вклад в развитие отечественной культуры
и литературы. Не броская, но милая сердцу жителя средней полосы России природа,
обаяние своеобычного местного говора, душевная щедрость и крепость духа курян -
все это в разное время нашло отражение в русской литературе благодаря
творчеству Афанасия Фета - прекрасного поэта-лирика XIX века, Константина
Воробьева - автора пронзительно честных произведений о Великой Отечественной
войне, Евгения Носова - одного из лучших писателей-"деревенщиков" XX
столетия, открывшего миллионам читателей во всем мире истинную красоту природы
российской глубинки и ее людей.
История русского театра неразрывно связана с именем Михаила
Щепкина, начавшего свой актерский путь на курских подмостках. Основоположником
и наиболее ярким представителем соцреализма в живописи справедливо называют
курянина Александра Дейнеку. Раздольная русская песня, испокон веков звучавшая
на курской земле, вдохновляла в творчестве великого русского композитора
Георгия Свиридова. В память о земляке, имя которого стало одним из символов
музыкальной культуры целой эпохи, в Курске регулярно проводятся Свиридовские фестивали.
Наряду с известными исполнителями в них принимают участие одаренные молодые
вокалисты из городов России и стран ближнего зарубежья.
Древняя курская земля - один духовных центров православной
России. Здесь возносили свои молитвы известные и почитаемые в православном мире
Феодосий Печерский, Иосаф Курскский, Серафим Саровский. Сегодня в городе
действует 29 православных храмов и приходов. В центре города расположен
Знаменский собор, один из самых больших храмов в России. Отсюда ежегодно
совершаются крестные ходы со списком обретенной более 700 лет назад чудотворной
иконы Божией Матери "Знамение" Курской-Коренной. В 2009 году
находящийся волею судеб в Нью-Йорке и особо почитаемый представителями
Зарубежной Православной Церкви чудотворный образ впервые за последние семьдесят
лет побывал на курской земле.
Много лет Курск связывают дружеские и партнёрские отношения с
рядом больших и малых городов России, Украины, Белоруссии, Абхазии и дальнего
зарубежья - Германии и Польши, Черногории и Великобритании, Сербии и Болгарии,
других стран. Взаимное участие в традиционных праздниках городов-партнёров,
спортивных состязаниях и творческих фестивалях, общение с представителями
разных национальностей, культур, конфессий расширяет кругозор людей,
способствует широкому развитию народной дипломатии.
Узнать историю города, понять его особенности позволяет
знакомство с экспозициями музеев: традиционных - краеведческого,
археологического, Курской битвы, Юных защитников Родины и оригинальных -
Курского соловья и Курского трамвая, а также посещение Курской картинной
галереи, выставочных залов и художественных салонов. Созерцание панорамы
окрестностей, открывающейся с самой высокой точки города, где располагалась
некогда древняя Курская крепость, лучше всяких слов объясняет, почему предки
нынешних курян выбрали именно это место для жительства и на протяжении веков
отстаивали свой град от врагов.
Особенно хорош Курск во время общегородских праздников,
устроители которых умело вплетают в полотно современных массовых мероприятий
элементы народных традиций и обрядов, что делает такие торжества оригинальными
и запоминающимися. В этом легко убедиться, побывав на праздновании Дня города,
который куряне ежегодно отмечают в сентябре.
Древний Курск - город будущего. С каждым годом он растет,
развивается, хорошеет, не забывая при этом своей многовековой и многотрудной
истории, ставшей надежным фундаментом для нынешних и будущих свершений.
1.2
Транспортная инфраструктура
Курская область обладает развитой транспортной
инфраструктурой, которая характеризуется наличием железнодорожного,
автомобильного и авиационного сообщения.
Развитая сеть железных и автомобильных дорог позволяет
доставлять грузы практически в любую точку России, страны ближнего и дальнего
зарубежья.
По густоте автомобильных дорог общего пользования с твердым
покрытием 243 км на 1000 кв.км территории Курская область занимает 4 место
среди регионов Центрального федерального округа.
Широкая сеть автомобильных дорог имеет выход на магистральные
транспортные потоки областного и федерального значения. Объездные автодороги
обеспечивают транзит транспортного потока, минуя крупные населенные пункты.
Все районы и города области связаны с областным центром -
городом Курском автомобильными дорогами с твердым покрытием.
Развивается маршрутная сеть автомобильного транспорта общего
пользования в сельской местности. Сокращается количество населенных пунктов, не
имеющих регулярного автобусного или железнодорожного сообщения.
Наличие в области подвижного состава обеспечивает организацию
необходимых рейсов и маршрутов; есть резервы для увеличения грузовых перевозок.
Потребности населения и хозяйствующих субъектов в пассажирских и грузовых
перевозках удовлетворяются полностью.
В ходе реализации областных целевых программ развития
пассажирских перевозок в Курской области осуществляется системное обновление
парка транспортных средств на общественных и социально значимых маршрутах.
За 2006 - 2010 годы автотранспортными предприятиями
приобретено 193 единицы подвижного состава, открыто 56 новых маршрутов. В 2009
году построены новая троллейбусная линия в г. Курске протяженностью 11,6 км и
две тяговые подстанции.
Продолжается работа по внедрению на автомобильном транспорте
навигационной спутниковой информационной системы "ГЛОНАСС". Такими
приборами оборудовано 965 транспортных средств г. Курска, или 98% от общего
количества. Создано ООО "Спутниковые навигационные системы" для
оснащения системами навигации пригородного и междугородного пассажирского
транспорта Курской области.
В рамках договоров о сотрудничестве, заключаемых
Администрацией области с организациями железнодорожного транспорта, развивается
железнодорожная инфраструктура области.
В 2009 году Московской железной дорогой введены в
эксплуатацию два тоннеля под железнодорожными мостами станции Курск; Юго-Восточной
железной дорогой выполнен ремонт автомобильного моста через железнодорожные
пути на станции Касторная - Восточная.
транспортная инфраструктура местное самоуправление
Реализуется областная целевая программа "Развитие
авиационных услуг в Курской области в 2009 - 2010 годах"; в результате за
последние годы расширилась география полетов - действуют авиарейсы в Москву,
Санкт-Петербург, Анапу, Сочи, а также Минск, Киев, Симферополь, Анталию
(Турция), Хургаду, Табу (Египет).
Активное развитие и эффективное функционирование транспорта
является одним из базовых условий перехода экономики к инновационному характеру
развития, повышению ее конкурентоспособности.
В то же время, темпы модернизации транспортного комплекса еще
недостаточны, что может стать системным ограничением социально-экономического
развития Курской области.
Наиболее существенные проблемы в развитии транспортной
инфраструктуры:
в сфере железнодорожного транспорта:
высокий уровень износа основных фондов;
недостаточная инвестиционная привлекательность отрасли для
привлечения инвестиций в модернизацию и развитие железнодорожного транспорта;
значительный износ парка городских и пригородных автобусов,
городского электрического транспорта;
увеличение на маршрутах численности автобусов малой
вместимости;
недостаточный уровень развития автоматизированных систем
управления транспортными потоками в крупных городах и на автомагистралях;
недостаточное финансирование содержания и развития
транспортной инфраструктуры;
разрыв между пропускной способностью автомобильных дорог и
темпами автомобилизации населения;
максимальное количество автомобильных пассажирских маршрутов
в г. Курске, что приводит к скоплению автобусов на маршрутах и остановках,
большой плотности графиков движения; соответственно, к снижению безопасности
перевозок;
в сфере воздушного транспорта:
резкое отставание инфраструктуры и оборудования аэропорта от
уровня развития международной гражданской авиации, отставание по внедрению
современных средств и технологий в сфере организации воздушного движения,
систем автоматической посадки и других радиотехнических систем;
отсутствие современного транспортно-логистического центра и
мощностей терминально-складского хозяйства;
высокий уровень износа основных фондов.
Глава
2. Структура органов местного самоуправления
Согласно решению Курского городского собрания от 04.05.2008
г. №11 "Об утверждении структуры администрации города Курска" в
структуру администрации города Курска входят следующие подразделения:
. Должностные лица администрации города Курска:
- Глава администрации города;
- Первый заместитель главы администрации
города;
- Заместитель главы администрации -
руководитель аппарата администрации города;
- Заместитель главы администрации города по
социальной и внутренней политике;
- Заместитель главы администрации города -
начальник департамента экономического развития.
2. Отраслевые (функциональные) органы администрации города
Курска:
- Аппарат администрации города Курска;
- Департамент образования, культуры, спорта
и молодежной политики администрации города Курска;
- Департамент реформирования городского
хозяйства администрации города Курска;
- Департамент строительства и архитектуры
администрации города Курска;
- Департамент экономического развития
администрации города Курска;
- Комитет финансов и бюджетных отношений
администрации города Курска;
- Комитет имущественных и земельных
отношений администрации города Курска;
- Управление здравоохранения администрации
города Курска;
- Управление образования администрации города
Курска;
- Управление культуры администрации города
Курска;
- Управление социальной защиты населения
администрации города Курска;
- Управление записи актов гражданского
состояния (ЗАГС) администрации города Курска;
- Управление по физической культуре и спорту
администрации города Курска;
- Управление молодежной политики
администрации города Курска;
- Управление архитектуры и
градостроительства администрации города Курска;
- Управление муниципального заказа
администрации города Курска.
3. Территориальные органы администрации города Курска:
- Комитет по управлению Центральным округом;
- Комитет по управлению Железнодорожным округом;
- Комитет по управлению Сеймским
округом.".
Транспортную инфраструктуру города курирует департамент
транспорта связи и дорожного хозяйства.
Департамент курирует следующие вопросы в
сфере транспортной инфраструктуры:
. Весь комплекс работ, связанных с
эксплуатацией, ремонтом жилищного фонда, внутридомовых инженерных сетей и
коммуникаций, а также с обеспечением качественного предоставления
жилищно-коммунальных услуг.
. Координация работы по содержанию
дворовых территорий и внутриквартальных территорий.
. Организация работы с ГСК.
. Координация работы в сфере экологии,
озеленения, санитарной очистки и благоустройства города.
. Осуществление в соответствии со
стратегией развития города разработки программ, касающихся сферы деятельности
департамента.
. Координация работы в сфере организации
пассажирских перевозок.
. Внесение предложений о создании,
реорганизации, ликвидации и совершенствовании работы курируемых МУП и МУ в
порядке, установленном нормативными актами администрации города и Курского
городского Собрания.
. Участие в рассмотрении генплана, проекта
планировки и застройки микрорайонов, кварталов и других градостроительных комплексов
в части касающейся устройства, реконструкции и модернизации энергетических
сетей, систем связи и благоустройства городской территории.
. Организация подготовки материалов и
информации по вопросам исполнения нормативных актов губернатора области, главы
администрации города и Городского собрания Курска по вопросам энергетики,
связи, содержания и эксплуатации улично-дорожной сети на территории городского
округа.
Глава
3. Функциональное зонирование города
Территория города Курска используется для различных видов
градостроительной деятельности. Районы с однотипным использованием территории
именуются функциональными зонами. На территории города, можно выделить
следующие функциональные (территориальные) зоны: естественного ландшафта,
жилые, инженерной и транспортной инфраструктур, общественно-деловые, охраны
среды, сельскохозяйственного назначения, специального назначения,
рекреационные, режимных территорий. Карта градостроительного зонирования
представлена в Приложении 1.
Зоны инженерной и транспортной инфраструктур.
В этих зонах размещены сооружения и коммуникации
автомобильного, железнодорожного, воздушного транспорта, инженерного назначения
и связи.
Население, проживающее в санитарно-защитных зонах сооружений
и коммуникаций транспорта, связи и инженерного назначения, испытывает на себе
их загрязняющее и вредное воздействие.
В санитарно-защитную зону от магистральной железной дороги
попадают нередко территории усадебной застройки (менее 100м от крайнего
рельса); жилые здания расположены вплотную к дорогам, таким образом, мешая
будущему расширению последних. Жилая застройка расположена в зоне влияния
электромагнитного излучения линий электропередач и их трансформаторных
подстанций, в санитарно-защитных зонах сооружений инженерного назначения и в
шумовых зонах аэропортов, магистралей, железных дорог.
Вышеизложенные нарушения могут быть исправлены
соответствующими архитектурно-планировочными решениями.
Схема транспортной инфраструктуры города представлена в
Приложении 2.
Глава
4. Современное состояние транспортной инфраструктуры
города и возможное совершенствование организации пассажирских перевозок
4.1 Анализ
современного состояния транспортной инфраструктуры г. Курска
Транспортная инфраструктура - разновидность инфраструктуры <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%84%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0>,
совокупность всех отраслей
<https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BB%D1%8C_%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%85%D0%BE%D0%B7%D1%8F%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0>
и предприятий транспорта
<https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5>,
как выполняющих перевозки, так и обеспечивающих их выполнение и обслуживание.
Все развитие цивилизации характеризуется стремлением людей к
коммуникации и контакту, поэтому возможности передвижения оказываются для
развития человечества решающими. Жизнедеятельность человека можно представить в
виде совокупности нескольких функций территории: проживание, работа,
общественное обеспечение (школы, театры, …), отдых и зелень. Перемещение людей
и товаров происходит за счет транспортной функции, она является необходимой
связующей частью. Её развитие обычно соответствует уровню развития остальных
функций территории. Это правило действует в любом масштабе - от маленькой
деревни до больших регионов. Транспортная инфраструктура имеет характер как
связующий разные области, так и разделяющий. Для жителей оживленные трассы
могут стать серьёзной преградой.
В любых формах поселений проживание, работа, парки и другие
функции территории занимают определённые зоны
<https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B7%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5>.
Зоны инженерной и транспортной инфраструктур - зоны для размещения и
функционирования сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного,
речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерного
оборудования.
Дороги создают сети из линий и точек, характер этих сетей
определяет градостроительный
<https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE>
характер города, его композицию, являясь первоочередным фактором урбанизации
<https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%80%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F>.
Транспортная инфраструктура как правило вписывается в рельеф, определяя и
экологическую
<https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F>
ситуацию.
Историческое значение транспорта в том, какими наши города стали
сейчас, нельзя недооценить. Положение городов было так или иначе связано с
путями: положение бродов, торговые пути, речные пути, удобный причал - все это
могло стать причиной возникновения поселения. Ключевым этапом является развитие
железной дороги в XIX веке. Города стали разрастаться в ширину, в пригородах
развитие получила территория около вокзалов, железнодорожные ветки определили
положение промышленных зон. В XX веке обилие моторного транспорта создало в
городах огромные проблемы, из-за чего искались новые принципы планирования.
Человек - первичный и основополагающий объект проектирования и
эволюции городов. В давно минувшие века и сегодня города создаются
жизнедеятельностью горожан, ментальность, культура, жизненные стратегии и
повседневные запросы которых составляют социальную "подоснову"
сотворения городских ландшафтов, а городской образ жизни - это результат
взаимодействия социальных факторов и пространственной организации.
Обоснование любых решений, связанных с изменением транспортной
инфраструктуры, включает детальный анализ ее существующего состояния.
На данный момент, ответственный за транспортную инфраструктуру
является директор департамента транспорта, связи и дорожного хозяйства города
Курска: Пупко Надежда Феофановна <#"807087.files/image001.gif">
Приложение 2
Карта маршрутов № 1Н, 2Н,3Н, 4Н