Социальная работа в учреждениях социальной защиты населения с беспризорными детьми

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,88 Кб
  • Опубликовано:
    2014-07-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальная работа в учреждениях социальной защиты населения с беспризорными детьми















Социальная работа в учреждениях социальной защиты населения с беспризорными детьми в России

Содержание

Введение

. Раскрыть понятие «беспризорные дети»

. Изучить причины возникновения детской беспризорности

. Рассмотреть специфику социальной работы в учреждениях социальной защиты с беспризорными детьми

Заключение

Список литературы

Введение

Современная неблагоприятная экономическая ситуация затронула все отрасли мировой хозяйственной системы, все возрастные периоды жизни человека. Особенно уязвимыми в этой ситуации стали дети. В современном обществе возрастает количество беспризорных.

В Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» дается следующее определение: «беспризорный - это несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, это лицо в возрасте до 18 лет, которое находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия».

Основными причинами увеличения безнадзорности в современных условиях называют продолжающееся ухудшение уровня жизни российских семей, падение ее нравственных устоев, нежелание многих родителей заниматься воспитанием своих детей, увеличение числа разводов и неполных семей.

Дополнительными факторами детской беспризорности становится нарушение прав детей в области образования, здравоохранения, получения профессии и жилья, а также рост безработицы, еще более ухудшающий материальное положение семей. Серьезным фактором беспризорности детей в последние годы стало увеличивающееся количество беженцев и переселенцев.

В настоящее время отсутствует полная и достоверная статистика численности беспризорных детей. Экспертные оценки обнаруживают значительный разброс в цифрах, что может быть связано с используемыми методами и скрытостью самого явления.

Так, Комитет Совета Федерации по социальной политике называет цифры: более 100 тыс. беспризорных детей, безнадзорных - около 1 млн., председатель Комитета Совета Федерации по вопросам безопасности и обороны В. Озеров - от 2 до 5 млн. беспризорников.

В данный момент организована целая система учреждений социальной защиты, в которых работают специалисты по социальной работе.

Таким образом, несомненно, тема данной курсовой работы актуальна.

Цель курсовой работы: изучить направления социальной работы в учреждениях социальной защиты с беспризорными детьми.

Объект: беспризорные дети;

Предмет: социальная работа в учреждениях социальной защиты населения с беспризорными детьми в России.

Задачи курсовой работы:

.Раскрыть понятие «беспризорные дети»;

.Изучить причины возникновения детской беспризорности;

.Рассмотреть специфику социальной работы в учреждениях социальной защиты с беспризорными детьми

В работе были использованы следующие методы: анализ литературы, реферирование, цитирование.

Курсовая работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка литературы.

безнадзорность беспризорный социальный

1. Понятие «беспризорные дети»

Социальные проблемы, сопутствующие развитию российского общества, в большой степени затронули современную семью. Данная ситуация выражается в увеличении количества безнадзорных и беспризорных детей. Определить, сколько в России беспризорных детей, довольно сложно.

Данная проблема актуальна в современном обществе, ее исследованием занимались такие ученые, как Н.Ф. Дивицына, Э.А. Манукян, Т. С. Барсукова, Ю.Ю. Шурыгина и другие.

Средства массовой информации оперируют различными показателями. Цифру же, реально определяющую количество безнадзорных детей, назвать невозможно, как затруднительно определить ту грань, которая отделяет безнадзорных детей от беспризорных. Невозможность четкого учета безнадзорных детей связана, в том числе, и с неопределенностью самого понятия «безнадзорный ребенок». Так, в некоторой популярной литературе, публикациях газет и журналов термины «безнадзорный» и «беспризорный» ребенок употребляются как синонимы, иногда появляется такое смешение терминов и в научных работах.

Безнадзорность можно определить как отсутствие надзора (контроля) со стороны родителей, либо заменяющих их лиц. Безнадзорность является одной из форм социальной дезадаптации несовершеннолетних и тесно связана с такими ее проявлениями, как уклонение от учебы, бродяжничество, ранняя алкоголизация и наркотизация, девиантное и криминальное поведение.

В толковом словаре Ожегова беспризорный трактуется как «лишенный присмотра, бездомный, живущий на улице ребенок», а безнадзорный - «лишенный надзора»[7].

Словарь социальной работы определяет безнадзорность как «общественное явление, заключающееся в отсутствии надлежащего наблюдения за детьми со стороны родителей или лиц, их заменяющих»[2].

Детская беспризорность в основном определяется с помощью категорий педагогики и рассматривается как отсутствие или недостаточность контроля за поведением и занятиями детей и подростков. При этом упускается важный момент - отчуждение самих детей от семьи, детского коллектива, отсутствие эмоциональной взаимосвязи между детьми и родителями. Исходя из этого можно считать, что состояние безнадзорности характеризуется не только отсутствием или недостаточностью контроля за поведением и занятиями детей и подростков, но и отсутствием внутренней связи между детьми и родителями или лицами, их заменяющими, должного внимания со стороны школы, различных контролирующих органов, других социальных институтов[16].

В законе Российской Федерации, принятом в июне 1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», 1999) беспризорный определяется как безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания[13].

Категории детей, которые относят к «беспризорным»:

дети, живущие на улице более месяца (постоянно проживающие на улице в силу различных обстоятельств);

дети, живущие на улице периодически, от нескольких дней до нескольких недель. Дети этой категории оказываются на улице на время очередных запоев родителей-алкоголиков, разрешения конфликта с родителями и т.д.

дети, которые еще живут (ночуют) дома, но свои основные потребности удовлетворяют на улице, возвращаясь домой только для того, чтобы переночевать. В основной своей массе это дети, давно бросившие школу, состоящие на учете в милиции или комиссии по делам несовершеннолетних [13].

Переход несовершеннолетнего в категорию беспризорников не влечет прекращение семейных правоотношений. Все права и обязанности родителей, предусмотренные семейным законодательством, сохраняют свою силу. Но реализовать их не представляется возможным, так как судьба ребенка никому не известна.

Таким образом, между безнадзорностью и беспризорностью, несомненно, существует прочная связь, поскольку по общему правилу безнадзорность служит благоприятной почвой для беспризорности. Начальную фазу этой социальной болезни как раз и составляет безнадзорность, а окончательной, уже крайне запущенной, находящейся на грани необратимости становится беспризорность как таковая, определяющая положение самого несовершеннолетнего, его своеобразный социальный статус, который он приобретает по собственному желанию или в силу стечения каких-либо обстоятельств.

Постараемся проследить историческое формирование системы социальной помощи беспризорным детям в России.

В дохристианской Руси в родовой общине славян существовала традиция заботиться о сиротах «всем миром». Собственно государственная политика призрения детей-сирот начинается со времен царствования Ивана Грозного, когда появились первые сиротские дома, которыми ведал Патриарший приказ. Дальнейшее развитие государственная система призрения получила при Петре I, который поощрял открытие приютов, куда принимали незаконнорожденных с соблюдением анонимности происхождения. Далее система призрения стала развиваться при Екатерине II. Под патронажем императрицы существовали «воспитательные дома» и приюты, главное назначение которых состояло в том, чтобы на время укрыть ребенка от беды, а затем определить «в семью благонравного поведения».

Во второй половине XIX в. в развитии образования происходят существенные перемены. Развивается законодательство, были учреждены суды для несовершеннолетних; исправительные заведения для подследственных и подсудимых. В России беспризорность приняла угрожающий характер после 1-й мировой войны и Октябрьской Революции 1917. Проблемами беспризорности занимались Государственный совет защиты детей, Наркомпрос РСФСР, комиссия по улучшению жизни детей при ВЦИК, социальные инспекции на местах, «Фонд имени В.И. Ленина для оказания помощи беспризорным детям». Система ликвидации беспризорности включала выявление и контроль над безнадзорными детьми, неблагополучными семьями, социальную помощь и профилактику беспризорности. Организовывались детские воспитательные учреждения интернатного типа - детские дома, трудовые коммуны, школы-колонии, школы-коммуны, детские городки[3].

Опасность беспризорности вновь возникла в годы Великой Отечественной войны. Воспитанием сирот полностью занимались государственные детские учреждения (дома ребенка, детские дома). Активную работу вели детские учреждения (колонии, специальные детские дома и т.д.), которые изымали, наказывали, перевоспитывали, возвращали обратно в «советское детство» тех детей, чье поведение не вписывалось в рамки официальной концепции детства (беспризорных и безнадзорных, совершавших проступки и преступления). Для борьбы с его последствиями действовала целая сеть государственных учреждений (детские комнаты милиции, приемники - распределители, трудовые и трудовые воспитательные колонии)[15].

Новый всплеск беспризорности наблюдается в России с начала 1990-х годов. В документах Совета Федерации причинами возникновения и роста беспризорности называются разрушение государственной инфраструктуры социализации и воспитания детей, а также кризис семей (рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности, разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей).

Таким образом, детская беспризорность и безнадзорность и их решения - явления не новые в нашей стране. Накоплен опыт по формированию системы реабилитации безнадзорности и беспризорности детей. Важнейшей задачей современного российского государства является решение проблемы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних детей. Это негативное социальное явление стало проблемой социальной и духовной жизни российского общества. В современном российском обществе беспризорные дети - это одна из самых уязвимых категорий граждан, работу с которыми осуществляют учреждения социальной защиты. Для того, чтобы деятельность данных учреждений была продуктивной и количество беспризорных уменьшалось, специалистам необходимо разобраться в причинах возникновения беспризорных.

. Причины возникновения детской беспризорности

Возникновению и росту беспризорности способствуют экономические кризисы, безработица, нужда и детская эксплуатация, а также конфликтная обстановка в семьях, аморальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми войны, революции, голод, стихийные бедствия, эпидемии и потрясения, влекущих за собой сиротство детей. Беспризорность порождает тяжёлые социальные последствия и девиации в поведении: рост правонарушений, преступность несовершеннолетних, детская проституция, алкоголизм, наркомания [8].

Основная причина возникновения и роста беспризорности и безнадзорности заключается в тяжелой социально-экономической ситуации в стране: распад семей, алкоголизм и наркомания, безработица, слабая социальная поддержка малообеспеченных семей со стороны государства.

Еще одной из причин роста детской безнадзорности является катастрофическая бедность большого числа россиян, которые просто иногда не в силах обеспечить своего ребенка нормальной едой, одеждой, образовательными и медицинскими услугами. Однако, как замечают представители как правоохранительных органов, так и социальных служб, и материальное благополучие семьи не всегда гарантирует ребенку безоблачное будущее.

В последнее время все больше малолетних преступников оказываются детьми из весьма благополучных семей. Все чаще на социальное дно попадают дети из благополучных, на первый взгляд, семей. Занятые работой по 24 часа в сутки папы и мамы перекладывают воспитание детей на совершенно чужих им людей. Любовь же свою родители выражают чрезмерным количеством подарков. Дети - сверхчуткие существа, они подсознательно чувствуют, что подарки - это откуп за невнимание. Они понимают, что никому не нужны. Отсюда в душе ребенка копится злость, растут жестокость и желание идти против всех и вся. Среди таких детей немалое число наркоманов, преступников. Эти дети идут на преступления не ради куска хлеба, как делают их обездоленные ровесники, а из подсознательного чувства мести за невнимание.

Также детская беспризорность тесно связана с социальным сиротством, только за последние два года, в четыре раза выросло число родителей, лишенных родительских прав. Федеральный закон О дополнительных гарантиях по социальной защите детей и сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, содержит нормы, обеспечивающие приоритетную защиту интересов детей и сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, в области здравоохранения, образования, трудоустройства, права на жилье, но его положения, к сожалению не исполняются.

Изучая реализацию права детей на жилье, мы пришли к выводу, что проблема, касающаяся этого вопроса присутствует, практически повсеместно.

Также одной из основных причин появления беспризорности стало разрушение государственной инфраструктуры социализации и общественного воспитания детей без формирования новой эффективной структуры социализации и досуга детей в условиях рыночных отношений. Существенно сократилось число, выросла платность и снизилась доступность для семей детских дошкольных учреждений, образовательных заведений, домов детского творчества, детских санаториев, домов культуры, спортивных учреждений, музеев, учреждений семейного отдыха и досуга и летнего отдыха детей, музыкальных и художественных школ. Негативную роль сыграла отмена обязательного среднего общего образования и коммерциализация профессионального образования. После окончания 9-го класса многие 15-летние подростки не работают и не учатся. Общеобразовательная школа перестала отвечать за всеобщность образования. Увеличивается число никогда не учившихся детей. Дети вытесняются на улицу [8].

Еще одной причиной безнадзорности является кризис семей: рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности и разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей.

В результате роста смертности мужчин в молодых возрастах, разводов и внебрачной рождаемости увеличивается число неполных семей, имеющих меньшие возможности для содержания и воспитания детей. В неполной семье воспитывается сегодня каждый седьмой российский ребенок. Ослаб воспитательный потенциал семей, разрушаются их нравственные устои, утрачиваются фундаментальные человеческие ценности. Увеличивается число детей, пострадавших от жестокости родителей, психологического, физического и сексуального насилия. В больницы помещаются малолетние дети, длительное время остающиеся без присмотра и пищи. Пополняется число детей из семей, в которых родители потеряли способность накормить и одеть детей, дать им образование и воспитание. Из-за пьянства, наркомании, аморального образа жизни, отказа от содержания и воспитания детей государство вынуждено лишать родителей родительских прав[8].

Неблагоприятное влияние на социализацию детей зачастую оказывают средства массовой информации, ведущие открытую и скрытую пропаганду сексуальной вседозволенности, порнографии, насилия, преступности, наркомании. Изменились репертуары детских театров и кино, политика книгоиздания для детей. В детской и молодежной среде часто культивируются худшие образцы заграничной морали и культуры.

Таким образом, проблема безнадзорных детей - это комплексная социальная проблема. Дети, оказавшиеся по тем или иным причинам на улице, нуждаются в разнообразной помощи. Данную помощь оказывают учреждения социальной защиты.

. Специфика социальной работы в учреждениях социальной защиты с беспризорными детьми

В современной методологии существует множество подходов к определению понятия «социальная работа». Далее приведены некоторые значения этого многогранного понятия.

Социальная работа - это принятое во всем мире выражение, обозначающее гуманное отношение человека к человеку [11].

Социальная работа является особым видом деятельности, цель которой - удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, создание условий для восстановления или улучшения способностей людей к социальному функционированию[10].

Социальная работа в широком смысле слова - деятельность государства, всего общества по оказанию помощи людям, попавшим в трудную ситуацию.

Социальная работа в узком смысле - вид профессиональной деятельности[17].

Организация и деятельность социальных служб базируется на положениях о соответствующих учреждениях.

Таким образом, социальная работа - это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нуждающимся категориям граждан. В зависимости от технологии оказываемых учреждением услуг, оно выполняет различные функции: консультирование, информирование и другие. Для каждой категории граждан разрабатываются программы по преодолению трудностей. Беспризорным детям как одной из нуждающихся в социальной помощи групп уделяется особое внимание.

Ключевыми задачами в решении проблем детской безнадзорности и беспризорности, предотвращения беспризорности в настоящее время является совершенствование действующей на межведомственной основе системы профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Правовое регулирование деятельности всех субъектов названной системы, в первую очередь осуществляется комиссиями по делам несовершеннолетних и учреждениями по защите их прав. Координацию вышеназванной деятельности осуществляют органы опеки и попечительства; продолжается развитие и государственная поддержка различных форм семейного устройства детей, лишившихся родительского попечения; развитие сети учреждений социального обслуживания семьи и детей; требуется также более широкое внедрение ювенальных технологий в деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних[1].

Правовую основу деятельности по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства, беспризорности, безнадзорности составляет ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ФЗ РФ от 24.04.2008 г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»[14], [13], [9].

В настоящее время в ведении органов социальной защиты населения действуют 3362 учреждения социального обслуживания семьи и детей. Согласно данным первичного учета органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, по состоянию на 1 января 2012 года, численность детей, помещенных в специализированные учреждения для несовершеннолетних, составила 140586 человек [19].

В каждом случае специалисты учреждений социального обслуживания семьи и детей ведут работу с семьей адресно, организуют социальный патронаж над семьями из группы риска. Это позволяет сохранить для ребенка родную семью и предоставить ему возможность получения образования и всестороннего воспитания.

В начале 90-х гг. в России стали создаваться социальные приюты и социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних [18].

Работа приютов и социально - реабилитационных центров направлена на удовлетворение минимальных потребностей детей в жилье и пище, а также на оказание более всесторонней реабилитационной помощи, включая определение правового статуса и места нахождения членов семьи или родственников, предоставление жилья и консультаций по социальным и психологическим вопросам.

В основном это дети из неблагополучных семей, где родители ведут асоциальный образ жизни (алкоголики, наркоманы), воспитанием детей не занимаются. Ребенок без надзора более подвержен влиянию негативных социальных факторов и усвоению негативного социального опыта и своевременное выявление, изъятие из такой «семьи», применение мер, направленных на успешную социализацию, его социальную адаптацию - является важнейшей задачей.

Выстраивание работы по социальной адаптации беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних включает выявление таких детей и подростков и их устройство в специализированные учреждения для несовершеннолетних, организацию мероприятий, направленных на приспособление каждого временного этапа жизни ребенка к условиям реальной действительности.

Несовершеннолетние, находящиеся в трудной жизненной ситуации, испытывают недостаток внутренних ресурсов для изменения как себя лично, так и ситуации в целом. Именно поэтому для своей адаптации и интеграции они нуждаются в социально организованном влиянии, направленном на активное включение в социум, соответствующее потребностям ребенка. Такое социально-организованное влияние, направленное на успешный процесс социальной реабилитации, адаптации, интеграции и социализации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних осуществляется в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Деятельность специализированных учреждений отнесена к компетенции органов социальной защиты населения. Это следующие учреждения помощи семье и детям

·социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

·социальные приюты для детей и подростков;

·территориальные центры социальной помощи семье и детям;

·центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

·центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам;

·специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

·специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением;

·комиссии по делам несовершеннолетних;

·органы опеки и попечительства;

·приемники-распределители.

Выделяют направления деятельности специалистов по социальной работе в данных учреждениях:

·профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства;

·выявление беспризорных детей, семей группы риска;

·деинституционализация, развитие форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

·социальная интеграция детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

·защита прав и законных интересов детей;

·организация отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

·информационное и научно-методическое обеспечение мероприятий по государственной поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

·мониторинг положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В деятельности специалист по социальной работе применяет следующие методы:

·словесные методы: индивидуальная беседа с ребенком (цель беседы - предоставить беспризорнику важную для него информацию, расширить его представления о социуме, окружающем мире и узнать больше о нем самом); индивидуальное консультирование, направленное на осознание ребенком своих положительных сторон, консультирование семьи беспризорного, родственников по вопросам опеки, попечительства, помощь в оформлении документации;

·психологические методы: игры с элементами тренинга, направленные на развитие познавательной сферы; обучение эмоциональному самоконтролю; навыков конструктивного общения;

·досуговые методы: тематические досуговые мероприятия, направленные на приобщение ребенка к культуре, религии и т.д.; ролевые игры, направленные на восстановление способности ребенка выступать во взаимодействии активным субъектом деятельности, организация санаторного лечения беспризорных;

·наглядные методы: информирование с помощью буклетов («Права и обязанности подростка», «Ответственное поведение девушки в сексуальной сфере» и т.д.), позволяющих педагогу не навязывать ребенку разговоры на актуальные для него темы, а вызвать интерес и вопросы ребенка.

Беспризорные как объект социальной защиты существует в трех уровнях.

Объектами первичной работы являются дети и подростки, которые не были замечены в проявлении антиобщественных поступков, но пребывают долгое время в социально-опасном положении[3].

Основные задачи, которые осуществляют учреждения социальной защиты при работе с беспризорными:

осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин, способствующих этому;

организация контроля за условиями воспитания и обучения, за педагогическим обращением с несовершеннолетними в органах профилактики беспризорности;

осуществления всех возможных мер для того, чтобы подросток получил среднее образование;

отказ от карательных мер в отношении несовершеннолетних детей и их семей; осуществление деятельности, основанной на нормах международного права.

Глубокую социально-педагогическую коррекцию поведения ребенка и членов его семьи, а также раннюю реабилитацию детей, имеющих склонность к девиации, осуществляют:

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, призванные выявлять случаи нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых и другие права, а также информировать о недостатках деятельности органов и учреждений, препятствующих профилактике детской беспризорности;

Органы опеки и попечительства, которые выявляют несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или находящихся в обстановке, представляющей угрозу для их здоровья и развития;

Органы здравоохранения, несущие ответственность за обследование, наблюдение, лечение безнадзорных и беспризорных детей, которые употребляют спиртные напитки, наркотические средства, одурманивающие или психотропные вещества.

Объектом вторичной профилактики являются беспризорные дети и подростки различного возраста, начиная с дошкольного и заканчивая юношеским. Они еще не приобщились к преступной деятельности, пресечением которой должны заниматься правоохранительные органы, но, тем не менее, их социальное развитие протекает неблагоприятно и характеризуется различными поведенческими проблемами асоциального характера: приобщением к алкоголю, наркотикам, агрессивностью, корыстными проступками, отлыниванием от учебы, работы, склонностью к бродяжничеству.

Работа в отношении таких детей нацелена на развитие форм общественного и государственного воздействии с целью коррекции поведения и социальной адаптации детей, находящихся в зоне социального риска.

Работа с детской беспризорностью на третьем уровне осуществляется исправительно-воспитательными учреждениями, а также специализированными социально-реабилитационными учреждениями, которые играют решающую роль в предупреждении преступности. В этих учреждениях принимаются чрезвычайные меры, направленные на оказание помощи, реабилитацию, коррекцию поведения, защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, оказавшихся в критической ситуации. Это могут быть беспризорные дети, длительное время находящиеся вне присмотра взрослых: самовольно ушедшие из семей или воспитательных учреждений, претерпевшие различные формы насилия и жестокости, совершающие противоправные действия, преследуемые по закону[3].

Субъекты, занимающиеся решением проблем беспризорности на третьем уровне, реализуют свою деятельность в системе стационарных и полустационарных учреждений.

Работа по решению проблем детской безнадзорности и беспризорности невозможна без пресечения первоначальных истоков бродяжничества большинства детей в неблагополучных семьях. Главная задача мероприятий, направленных на оптимизацию социального положения беспризорных детей - улучшение и оптимизация социальных отношений в ближайшем окружении ребенка, семье, школе, группе сверстников. В связи с этим на территории Российской Федерации функционируют территориальные центры помощи семье и детям.

Данные центры осуществляют меры контроля и социального сопровождения в процессе реабилитации подростка, имеющего опыт бродяжничества, криминальной деятельности, употребления психотропных веществ. Деятельность специалистов центра направлена на поддержание воспитательных функций семьи в отношении несовершеннолетнего и на пресечение негативных последствий детского неблагополучия.

Главная задача центра - это индивидуальная, конкретная работа с несовершеннолетним в условиях сохранения его межличностных связей, а также работа с семьей до, во время и после прохождения курса реабилитации несовершеннолетнего в специализированных учреждениях.

Социальный патронаж - форма наиболее тесного взаимодействия с семьей. Этот метод работы имеет цель создания в семье оптимальных условий для всестороннего развития личности ребенка, а также подразумевает установление контактов с дезадаптированными детьми и мотивирование их на социально-приемлемые виды деятельности[6].

Таким образом, в зависимости от того, с какими категориями детей приходится работать специалистам, учреждения социальной защиты выделяют следующие основные задачи: профилактика работы по предупреждению безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних; предоставление бесплатных социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении; выявление источников и причин социальной дезадаптации несовершеннолетних; разработка и обеспечение индивидуальных программ социальной реабилитации детей и подростков; обеспечение временного проживания безнадзорных детей в нормальных бытовых условиях; оказание психологической, коррекционной и иной помощи; участие совместно с заинтересованными ведомствами в решении дальнейшей судьбы несовершеннолетних, в их устройстве.

Работа учреждений социальной защиты с беспризорными детьми в России - это комплекс социально-экономических мер, призванных сократить число детей, попавших в трудную жизненную ситуацию до минимума, так, по Государственной программе Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» от 27 декабря 2012г., планируется ликвидация беспризорности к 2015 году. Специалисты по социальной работе выполняют в данных учреждениях различные функции, составляя индивидуальный маршрут для каждого ребенка и создавая условия для успешной социализации каждого ребенка в обществе.

Заключение

Среди проблем, характеризующих неблагополучие российского общества, одна из наиболее острых - детская безнадзорность и беспризорность. Основные причины, способствующие росту безнадзорности детей, - социально-экономическое неблагополучие общества, изменения привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций населения, ослабление воспитательных возможностей семьи и школы.

Растущее из года в год количество беспризорных детей - следствие социальных и экономических потрясений в обществе. Проблема безнадзорности и беспризорности тесно смыкается с такими негативными явлениями, распространенными в среде несовершеннолетних, как правонарушения, алкоголизм, наркомания, проституция.

В данной курсовой работе мы раскрыли понятие «беспризорные дети». Данная категория характеризуется не только отсутствием или недостаточностью контроля за поведением и занятиями детей и подростков, но и отсутствием внутренней связи между детьми и родителями или лицами, их заменяющими, должного внимания со стороны школы, различных контролирующих органов, других социальных институтов.

В современном российском обществе беспризорные дети - это одна из самых уязвимых категорий граждан, работу с которыми осуществляют учреждения социальной защиты.

Мы изучили причины возникновения детской беспризорности. Возникновению и росту беспризорности способствуют экономические кризисы, безработица, нужда и детская эксплуатация, а также конфликтная обстановка в семьях, аморальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми войны, революции, голод, стихийные бедствия, эпидемии и потрясения, влекущих за собой сиротство детей.

В курсовой работе мы рассмотрели специфику социальной работы в учреждениях социальной защиты с беспризорными детьми. Работа учреждений социальной защиты с беспризорными детьми в России - это комплекс социально-экономических мер, призванных сократить число детей попавших в трудную жизненную ситуацию до минимума. В настоящее время сложилась система коррекционно-реабилитационной работы с несовершеннолетними, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Несовершеннолетние, находящиеся в трудной жизненной ситуации, испытывают недостаток внутренних ресурсов для изменения как себя лично, так и ситуации в целом. Именно поэтому для своей адаптации и интеграции они нуждаются в социально организованном влиянии, направленном на активное включение в социум, соответствующее потребностям ребенка. Такое социально-организованное влияние, направленное на успешный процесс социальной реабилитации, адаптации, интеграции и социализации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних осуществляется, согласно Федеральному Закону №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Таким образом, главенствующее место в работе с беспризорными детьми занимает учреждения социальной защиты населения. В данной курсовой работе мы изучили направления деятельности специалистов по социальной работе. Это такие направления, как помощь семьям группы риска, выявление беспризорных детей, сохранение межличностных связей с родственниками, создание условий для успешной социализации ребенка в обществе, уменьшение случаев противоправного, девиантного поведения.

Список литературы

1.Барсукова Т.С. Социально-педагогическое сопровождение детей группы риска и их семей / Т.С. Барсукова // Социальная педагогика. - 2003. - №1. - С. 64-78.

2.Баркер Р. Словарь социальной работы / Р. Баркер. - М.: Институт социальной работы, 2004. - 324 с.

.Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками / Н.Ф. Дивицына. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 365 с.

.Жуков В.И., Займышев И.Г. и др. Теория и методика социальной работы. В 2 томах / В.И. Жуков, Займышев. - М.: Союз, 1994. - 564 с.

.Заяц О.В. Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций / О.В. Заяц. - Издательство Дальневосточного университета ВЛАДИВОСТОК, 2004. - 105 с.

.Манукян Э.А. Территориальные центры социальной помощи семье и детям: опыт, тенденции, перспективы / Э.А. Манукян // Российский журнал социальной работы. - 1996. - №2. - С. 40-47.

.Ожегов С.И. Словарь русского языка./ С.И. Ожегов - М., 1977. - 847 с.

.Семейный кодекс РФ. - М.: Юрист, 2000

.Теория и методика социальной работы: Учебное пособие. - М.: «Союз», 2006. - 324 с.

.Теория социальной работы / Под ред. И.Г. Кузиной. - Изд-во ДВГТУ, 2006 . - 563 с.

.Трубин В.В. Стратегия реформирования системы социальной защиты населения в Российской Федерации. М., 2000. - 607 с.

.Федеральный закон от 24 июня 1999 года №120-ФЗ. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Сборник законов и нормативных актов. - М.: Юрист, 2000. - С. 42-64.

.ФЗ РФ от 24.04.2008 г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». - М.: Норма, 2008

.Фирсов М.В. История социальной работы: учебное пособие для высшей школы / М.В. Фирсов. - Изд. 2-е. - М.: Академический Проект; Константа, 2007. - 608с.

.Холостова Е.И. Социальная политика. Учебное пособие / Е.И. Холостова. - М.: Инфра-М. 2001. - 204 с.

.Холостова Е.И. Теория социальной работы: учебник / Е.И. Холостова. - М.: Юрист, 1999. - 334 с.

.Шурыгина Ю.Ю. Теоретические основы социально-медицинской реабилитации различных групп населения. Учебно-методическое пособие / Ю.Ю. Шурыгина. - Улан-удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005 - 100 с.

.Сайт министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации

Похожие работы на - Социальная работа в учреждениях социальной защиты населения с беспризорными детьми

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!