Порядок и сроки возврата таможенных платежей

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    132,58 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Порядок и сроки возврата таможенных платежей

План

Введение

Глава 1. Характеристика таможенных платежей

.1 Виды таможенных платежей

.2 Исчисление, сроки и порядок уплаты таможенных пошлин и таможенных сборов

.3 Исчисление и уплата НДС и акцизов при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана

Глава 2. Возврат таможенных пошлин

.1 Правила возврата таможенных пошлин

.2 Определение сумм излишне уплаченных таможенных пошлин

.3 Обращение в таможенные органы и суд

Глава 3. Проблемы, возникающие при возврате таможенных платежей

Заключение

Список использованных источников

Введение

Наиболее распространенными средствами регулирования внешней торговли служат таможенные платежи, целями использования которых является получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирование внешнеторговых потоков (более типично для развитых государств) или защита национальных производителей (главным образом в трудоемких отраслях).

Таможенные пошлины исчисляются плательщиками таможенных пошлин самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных Таможенным кодексом и международными договорами государств-членов таможенного союза. Исчисление сумм таможенных пошлин, подлежащих уплате, осуществляется в валюте государства-члена таможенного союза, таможенному органу которого подана таможенная декларация, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами государств-членов таможенного союза. Излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с Налоговым Кодексом и (или) законодательством государств-членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин в отношении конкретных товаров. Суммы таможенных платежей, процентов и экономических санкций, излишне поступившие в доход бюджета в результате неправильного их исчисления либо нарушения установленного порядка взимания, по требованию плательщика подлежат возврату либо зачету в счет предстоящих платежей. Излишне уплаченные таможенные платежи - типичная ситуация, которая может систематически повторяться в различных компаниях, ведущих внешнеторговую деятельность.

Объектом исследования курсовой работы выступают таможенные платежи.

Предметом исследования курсовой работы являются порядок и сроки осуществления возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей.

Цель данной курсовой работы - изучить порядок и сроки возврата таможенных платежей.

В связи с этой целью поставлены основные задачи работы:

-    охарактеризовать таможенные платежи;

-    рассмотреть порядок возврата таможенных пошлин;

-    выявить проблемы, возникающие при возврате таможенных платежей.

Курсовая работа состоит из введения, основной части, включающей в себя три главы, заключения и списка использованных источников. В первой главе рассматриваются виды таможенных платежей, исчисление, сроки и порядок уплаты таможенных пошлин и таможенных сборов. Во второй главе рассматриваются правила возврата таможенных пошлин, определяются суммы излишне уплаченных таможенных пошлин, изучается обращение в таможенные органы и суд. В третьей главе выявляются проблемы, возникающие при возврате таможенных платежей.

В качестве теоретической основы изучения в работе применялись Налоговый Кодекс Российской Федерации, Таможенный Кодекс Таможенного Союза России, Белоруссии и Казахстана, а также труды и учебные пособия российских авторов по налогам и налогообложению таких, как Андриашин Х.А, Жидкова Е.Ю. и других. По ходу написания курсовой работы, были рассмотрены различные информационные источники: учебники, журнальные статьи, а также интернет ресурсы.

Глава 1. Характеристика таможенных платежей

.1 Виды таможенных платежей

Таможенные платежи представляют собой систему обязательных платежей, установленных таможенным и налоговым законодательством РФ, взимаемых таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу и подлежащих перечислению в бюджетную систему России. Перечень таможенных платежей установлен ст. 318 Таможенного кодекса РФ.

В настоящее время к таможенным платежам относятся:

• ввозная таможенная пошлина;

• вывозная таможенная пошлина;

• налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на

таможенную территорию РФ;

• акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

• таможенные сборы.

Рис. 1

Выделяют следующие общие особенности, присущие всем видам таможенных платежей:

. Обязательность их уплаты возникает при перемещении товаров.

. Порядок расчета размеров сумм таможенных платежей, формы их уплаты, порядок взимания установлены законодательством РФ.

. Обеспечение уплаты таможенных платежей предусмотрено государственными формами принуждения.

. Нарушение порядка уплаты таможенных платежей влечет административную или уголовную ответственность.

. Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика. Возврату также подлежат суммы пеней и процентов, уплаченные или взысканные с суммы возвращаемых таможенных пошлин, налогов.

Таможенные платежи разграничиваются по юридической природе и экономическому содержанию.

Среди таможенных платежей необходимо выделить платежи, имеющие налоговую природу формирования, - НДС и акциз, а также неналоговые доходы федерального бюджета - таможенные сборы и таможенную пошлину (но таможенному тарифу).

Таможенные сборы - это обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий, установленных ТК ТС и (или) законодательством государств - членов ТС.

Перечень таможенных сборов содержится в Законе о таможенном регулировании. К ним относятся:

·        таможенные сборы за совершение действий, связанных с выпуском товаров;

·        таможенные сборы за таможенное сопровождение;

·        таможенные сборы за хранение.

Сборы за таможенные операции взимаются, например, при заявлении таможенных процедур:

·        выпуск для внутреннего потребления;

·        беспошлинная торговля;

·        временный ввоз;

·        временный вывоз;

·        таможенный транзит.

Ставки таможенных сборов за таможенные операции устанавливаются Правительством РФ.

1.2 Исчисление, сроки и порядок уплаты таможенных пошлин и таможенных сборов

Объектом обложения таможенными пошлинами являются товары, перемещаемые через таможенную границу.

Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика).

Таможенные пошлины исчисляются плательщиками таможенных пошлин самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных Таможенным Кодексом и (или) международными договорами государств-членов таможенного союза.

При взыскании таможенных пошлин исчисление подлежащих уплате сумм таможенных пошлин производится таможенным органом государства-члена таможенного союза, в котором подлежат уплате таможенные пошлины.

Исчисление сумм таможенных пошлин, подлежащих уплате, осуществляется в валюте государства-члена таможенного союза, таможенному органу которого подана таможенная декларация, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами государств-членов таможенного союза.

Сумма таможенных пошлин, подлежащих уплате и (или) взысканию, определяется путем применения базы для исчисления таможенных пошлин и соответствующего вида ставки таможенных пошлин, если иное не установлено Таможенным Кодексом.

Плательщиками таможенных пошлин являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с Таможенным Кодексом, международными договорами государств-членов таможенного союза и (или) законодательством государств-членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин.

Сроки уплаты таможенных пошлин устанавливаются в соответствии с:

) международными договорами государств - членов таможенного союза - при установлении таможенных процедур в соответствии с пунктом 2 статьи 202 Таможенного Кодекса;

) законодательством государств - членов таможенного союза - при установлении таможенной процедуры в соответствии с пунктом 3 статьи 202 Таможенного Кодекса.

Сроки уплаты таможенных пошлин в отношении товаров, особенности таможенного декларирования которых в соответствии со статьей 194 Таможенного Кодекса определяются законодательством государств-членов таможенного союза, устанавливаются законодательством такого государства-члена таможенного союза.

Таможенные пошлины уплачиваются (взыскиваются) в государстве-члене таможенного союза, таможенным органом которого производится выпуск товаров, за исключением товаров, выпущенных в таможенной процедуре таможенного транзита, или на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу.

Формы уплаты таможенных пошлин и момент исполнения обязанности по их уплате (дата уплаты) определяются законодательством государств-членов таможенного союза, в котором подлежат уплате таможенные пошлины.

Уплаченные (взысканные) суммы ввозных таможенных пошлин подлежат зачислению и распределению между государствами-членами таможенного союза в порядке, установленном международным договором государств-членов таможенного союза.

Порядок уплаты вывозных таможенных пошлин устанавливается международным договором государств-членов таможенного союза.

При наличии денежных средств (денег) на счете плательщика банк не вправе задерживать исполнение поручения плательщика на перечисление сумм таможенных пошлин и обязан исполнить его в течение одного операционного дня.

Плательщиками таможенных сборов за таможенные операции и таможенных сборов за таможенное сопровождение являются лица, указанные в статье 114 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

Плательщиками таможенных сборов за хранение являются лица, поместившие товары на склад временного хранения таможенного органа.

Таможенные сборы исчисляются таможенными органами при выставлении требований об уплате таможенных платежей, а также при исчислении таможенных сборов в отношении товаров для личного пользования. В остальных случаях таможенные сборы исчисляются плательщиками.

Исчисление сумм подлежащих уплате таможенных сборов производится в валюте Российской Федерации.

Таможенные сборы за таможенные операции должны быть уплачены одновременно с подачей таможенной декларации.

Таможенные сборы за таможенное сопровождение должны быть уплачены до начала фактического осуществления таможенного сопровождения.

Таможенные сборы за хранение должны быть уплачены до фактической выдачи товаров со склада временного хранения таможенного органа.

Таможенные сборы уплачиваются:

) за таможенные операции - при декларировании товаров, в том числе при подаче в таможенный орган неполной таможенной декларации, периодической таможенной декларации, временной таможенной декларации, полной таможенной декларации;

) за таможенное сопровождение - при сопровождении транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;

) за хранение - при хранении товаров на складе временного хранения таможенного органа.

Уплата таможенных сборов осуществляется по правилам и в формах, которые установлены Федеральным законом "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в отношении уплаты таможенных пошлин.

Уплата таможенных сборов осуществляется на счет Федерального казначейства в валюте Российской Федерации. Уплата физическими лицами таможенных сборов в отношении товаров для личного пользования может осуществляться в кассу таможенного органа.

1.3 Исчисление и уплата НДС и акцизов при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана

При ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ в зависимости от избранного таможенного режима налогообложение производится в следующем порядке:

) при выпуске подакцизных товаров для свободного обращения и при помещении подакцизных товаров под таможенные режимы переработки для внутреннего потребления и свободной таможенной зоны акциз уплачивается в полном объеме;

) при помещении подакцизных товаров под таможенный режим реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы акциза, от уплаты которых он был освобожден либо которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с НК, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ;

) при помещении подакцизных товаров под таможенные режимы транзита, таможенного склада, реэкспорта, беспошлинной торговли, свободного склада, уничтожения и отказа в пользу государства акциз не уплачивается;

) при помещении подакцизных товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории акциз не уплачивается при условии, что продукты переработки будут вывезены в определенный срок. При выпуске продуктов переработки для свободного обращения акциз подлежит уплате в полном объеме с учетом положений, установленных ТК;

) при помещении подакцизных товаров под таможенный режим временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты акциза в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ.

При перемещении физическими лицами подакцизных товаров, предназначенных для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, порядок уплаты акциза, подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяется в соответствии с ТК.

При ввозе товаров на таможенную территорию РФ в зависимости от избранного таможенного режима налогообложение производится в следующем порядке:

) при выпуске для свободного обращения НДС уплачивается в полном объеме;

) при помещении товаров под таможенный режим реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы НДС, от уплаты которых он был освобожден, либо суммы, которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с НК, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ;

) при помещении товаров под таможенные режимы транзита, таможенного склада, реэкспорта, беспошлинной торговли, свободной таможенной зоны, свободного склада, уничтожения и отказа в пользу государства, перемещения припасов НДС не уплачивается;

) при помещении товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории НДС не уплачивается при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории РФ в определенный срок;

) при помещении товаров под таможенный режим временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты НДС в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ;

) при ввозе продуктов переработки товаров, помещенных под таможенный режим переработки вне таможенной территории, применяется полное или частичное освобождение от уплаты НДС в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ;

) при помещении товаров под таможенный режим переработки для внутреннего потребления НДС уплачивается в полном объеме.

При перемещении физическими лицами товаров, предназначенных для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, порядок уплаты НДС, подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяется ТК.

Общая сумма НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, исчисленной в соответствии с порядком определения налоговой базы при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Если налоговая база определяется отдельно по каждой группе ввозимых товаров, по каждой из указанных налоговых баз сумма НДС исчисляется отдельно. При этом общая сумма НДС исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм НДС, исчисленных отдельно по каждой из таких налоговых баз.

При ввозе товаров на таможенную территорию РФ сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с таможенным законодательством.

таможенный платеж пошлина налог

Глава 2. Возврат таможенных пошлин

.1 Правила возврата таможенных пошлин

Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.

К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:

) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;

) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;

) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;

) документы, указанные Федеральном законе "О таможенном регулировании в Российской Федерации", в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;

) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;

) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.

Если в таможенный орган ранее представлялись вышеуказанные документы, плательщик вправе не представлять такие документы повторно, сообщив сведения о представлении в таможенный орган таких документов и об отсутствии в них изменений.

При отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». При обнаружении факта излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов таможенный орган не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта обязан сообщить плательщику о суммах излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.

Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.

Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится на счет плательщика (его правопреемника), указанный в заявлении о возврате.

Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится в валюте Российской Федерации.

Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных вывозных таможенных пошлин, налогов по желанию плательщика (его правопреемника) может производиться в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, процентов. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных ввозных таможенных пошлин по желанию плательщика (его правопреемника) может производиться в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате ввозных таможенных пошлин. Зачет излишне уплаченных или излишне взысканных ввозных таможенных пошлин в счет исполнения обязанности по уплате вывозных таможенных пошлин, налогов не допускается.

Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится:

) при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности. В указанном случае по заявлению плательщика (его правопреемника) может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в счет погашения указанной задолженности;

) если сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, составляет менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных пошлин, налогов физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц;

) в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов -по истечении установленных сроков.

.2 Определение сумм излишне уплаченных таможенных пошлин

Если в процессе таможенного оформления товаров плательщики оперативно учитывали величину остатков денежных средств по конкретному платежному документу, то определить размер излишне уплаченной суммы не трудно. В противном случае необходимо «поднять» платежные документы, подтверждающие факт перечисления сумм платежей в таможню, и таможенные документы, где указана определенная законодательством сумма подлежащих к уплате платежей за конкретный товар.

Платежными документами являются:

платежные поручения (если уплата была произведена в безналичном порядке);

квитанции к приходному кассовому ордеру (если уплата была произведена наличными денежными средствами в кассу таможни);

квитанции формы ПД-4;

иные документы, подтверждающие произведенный платеж.

Таможенными документами являются (те из них, которые имеются):

таможенные декларации;

формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей КТС-1 или КТС-2;

свидетельство о возмещении льгот по уплате таможенных платежей;

свидетельство по отсрочке или рассрочке уплаты таможенных платежей;

бланк уплаты таможенных платежей и процентов в отношении иностранных сырья, материалов, комплектующих;

иные документы, в соответствии с которыми производится исчисление и уплата таможенных платежей.

Излишне уплаченная сумма, как правило, устанавливается как разница между суммой, уплаченной по платежному документу, и суммой, истребованной таможней и указанной в соответствующей графе таможенного документа.

Таким образом, следует внимательно проверять каждый платежный документ, фиксируя при этом его реквизиты, вид платежа (таможенная пошлина, НДС, акцизы, таможенные сборы и т.д.) и, конечно, сумму остатка.

Для дополнительного контроля можно обратиться в таможенный орган за отчетом о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей. Такой отчет таможня обязана представить в письменной форме не позднее тридцати календарных дней со дня получения требования. В случае несовпадения остатков денежных средств с представленными таможней в отчете проводится их совместная выверка.

Сведения о сумме платежей, подлежащих возврату, их видах, реквизитах платежных документов, согласно которым такие платежи были уплачены, в дальнейшем будут нужны при написании заявления на возврат денежных средств.

До оформления обращения на таможню плательщику необходимо убедиться в том, что он не имеет неисполненного налогового обязательства по уплате таможенных платежей, а также задолженности по уплате процентов или пеней, т.е. не имеет долгов перед таможней.

Следует иметь в виду, что таможенный орган вправе самостоятельно зачесть излишне уплаченные суммы в счет имеющейся задолженности перед государством и возвратить только ту сумму, которая останется после такого зачета.

2.3 Обращение в таможенные органы и суд

Обращаться в таможенные органы следует письменно, в соответствии с установленным таможенным законодательством порядком. Кроме того, письменное решение таможенного органа обжаловать легче, как в вышестоящем органе, так и в суде.

Во-первых, плательщикам таможенных пошлин необходимо обратиться с заявлением о возврате в таможенный орган, в который данные платежи были уплачены. Заявление необходимо составить по установленной форме, в нем четко указать причину возврата денежных средств.

При этом, нужно учитывать, что срок для подачи такого обращения составляет не более трех лет со дня уплаты платежей либо взыскания. Таможенный орган считает указанный срок пресекательным, с чем нельзя согласиться. Так как нормами гражданского законодательства (статья 200 ГК РФ) установлен трехгодичный срок исковой давности, который начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Справедливо полагаем, что нормы таможенного законодательства не могут противоречить нормам гражданского законодательства. Однако таможенные органы придерживаются другого мнения и отказываются рассматривать по существу заявления о возврате, поданные им за рамками срока, установленного ТК РФ.

Во-вторых, в таможенные органы плательщику необходимо представить комплект документов, в том числе платежные поручения как свидетельство оплаты вашей компанией таможенных платежей. Таможенные органы должны дать плательщику ответ о результате рассмотрения заявления о возврате не позднее одного месяца с момента подачи.

В-третьих, при обращении необходимо учитывать, что таможня возвращает платежи только их плательщику. Поэтому если при таможенном оформлении товаров денежными средствами компании распоряжался таможенный брокер, то именно он является плательщиком, и может обратиться за возвратом, даже если компания является декларантом и/или получателем товаров. Это крайне важное обстоятельство! Суды и таможенные органы отказывают лицам, обратившимся к ним за возвратом, как ненадлежащим, когда последние, участвуя в таможенных правоотношениях, не являлись плательщиками. При этом нормами таможенного законодательства установлено право любого лица осуществлять платежи в таможню.

Глава 3. Проблемы, возникающие при возврате таможенных платежей

Как известно, при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации взимаются таможенные платежи, которые включают в себя: ставки ввозных или вывозных таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов. При этом применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом. Одновременно с этим предусмотрены случаи применения льгот и таможенных преференций по уплате таможенных платежей. В самом простом виде это заключается в том, что декларант (претендент) на получение таких льгот обязан представить на таможню документы, подтверждающие соответствующие заявленные (льготные) условия. То есть, иными словами, вместе с представлением таможенной декларации, в которой, помимо всего прочего, указаны сведения, необходимые для исчисления и взимания таможенных платежей, должна содержаться информация о наличии у лица, перемещающего товары, льгот по уплате таможенных платежей.

Вот, собственно, суть позиции таможенного ведомства России, изложенная в целом, как уже говорилось, в Таможенном кодексе ТС. Однако в последнее время в таможенные органы стали поступать многочисленные вопросы от участников ВЭД о правомочности существующего порядка. В частности, ставится под сомнение невозможность предоставления таможенных льгот уже после выпуска товаров, но с последующим представлением необходимых документов, эти льготы подтверждающих.

Итак, проблема заключается в следующем. Предполагается, что импортер (экспортер) на момент подачи декларации не располагает соответствующими документами, подтверждающими наличие у него льгот по таможенным платежам. Либо это лицо не знает, что имеет право на такую льготу. Спрашивается также, можно ли сначала уплатить платежи полностью, а после должного оформления документов вернуть как бы льготные (излишне уплаченные) суммы? Другой вопрос, интересующий потенциальных плательщиков, заключается в сроках представления "льготных" документов, то есть на каком этапе их следует подавать - до оформления, во время или после него?

Вышеприведенные варианты по мнению экспертов носят достаточно лукавый характер, но, тем не менее, в печати рассматриваются и обсуждаются. Определенная надуманность проблемы состоит в том, что трудно представить себе современного участника ВЭД (после двадцатилетнего отпуска внешней торговли в "свободное плавание" и одновременно с этим катастрофической ее монополизацией), не располагающего нужными документами или не знающего об их существовании. Впрочем, даже если предположить, что такие существуют, не лишне, думается, напомнить, что государство отнюдь не самоустранилось от контроля за внешней торговлей и ее участниками: существует соответствующий закон, иные нормативные акты, в том числе лицензирующие эту деятельность и т.д.

Однако, как бы там ни было, Письмо ФТС, разъясняя возможные коллизии, говорит буквально следующее: "...если при таможенном оформлении товаров в таможенной декларации не были заявлены соответствующие сведения о применении льгот по уплате таможенных платежей и товары выпущены (помещены под избранный таможенный режим), представление в таможенный орган после выпуска товаров документов, подтверждающих наличие льгот по уплате таможенных платежей, не может свидетельствовать о факте излишней уплаты таможенных пошлин, налогов". Вот кстати, думается, ответ на вопрос о сроках представления документов на льготы "при таможенном оформлении". В самом деле, раз товары могут быть допущены на таможенную территорию только при наличии декларации, значит, одновременно с ней должны быть подготовлены и "льготные" документы.

Цитируем Письмо далее: "Возврат излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов... производится только в случае, если при таможенном оформлении товаров в таможенной декларации заявлены соответствующие сведения о применении в отношении указанных товаров льгот по уплате таможенных платежей и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие соответствующие заявленные условия, но при этом таможенные платежи фактически уплачены".

Интересна еще одна ремарка, содержащаяся в Письме. Поскольку значение ее для участников ВЭД имеет большое значение, процитируем ее также практически дословно: "Возврат таможенных платежей производится в случае предоставления тарифных льгот в виде возврата уплаченной суммы таможенной пошлины". Однако, порядок предоставления тарифных льгот определяется Правительством Российской Федерации. В связи с этим возврат суммы таможенной пошлины может быть осуществлен только в случае, если Правительством Российской Федерации установлена тарифная льгота в виде возврата уплаченной таможенной пошлины.

Вот эта последняя из процитированных фраз Письма как раз и должна была бы вызвать наибольшее число нареканий со стороны участников ВЭД. Дело в том, что (и об этом также говорится в Письме) в настоящее время случаи предоставления тарифных льгот в виде возврата уплаченной таможенной пошлины Правительством Российской Федерации так и не установлены.

Таким образом, казалось бы, все ясно и точки над "i" расставлены. Тем не менее следует, очевидно, признать, что проблема все-таки существует, несмотря на ряд явно надуманных, искусственных вопросов. Понятны также и позиции сторон.

Так, плательщик, конечно же, заинтересован в освобождении (возврате) от уплаты налогов либо на худой конец в их минимизации, тем более если такие возможности теоретически допустимы. С другой стороны, и это также естественно, особенно при нечетком изложении тех или иных позиций нормативных документов, а следовательно, возможности их многовариантного толкования, у пользователей невольно возникает соблазн максимальной их трактовки в свою пользу.

Фискальные службы, разумеется, занимают диаметрально противоположные позиции: получить все сполна и даже больше, то есть льготы и преференции, даже когда таковые предусмотрены, по возможности "зажать".

Извечная дилемма, но возможно ли ее разрешение? Представляется, что одним из наиболее действенных инструментов при этом может быть повышение качества нормативно-правовой ведомственной документации. Необходима серьезная работа над качественным изложением таких материалов хорошим, четким, доступным для понимания и однозначного толкования языком. При всем уважении к российской таможенной службе приходится констатировать ее малые успехи в этом направлении. Далее, чем грешат наши ведомства (и ФТС также), так это слишком частые изменения и дополнения к уже выпущенным документам, что также путает и сбивает с толку пользователя. И, наконец, полное недоумение вызывает часто многолетняя работа над изданием документов, в том числе и высшей юридической силы, чья задача, в частности, -разъяснять ранее продекларированные правила и положения..

Подобные мероприятия, помимо, так сказать, прямого действия, приведут, на наш взгляд, к большему уважению закона, к повышению общей юридической культуры участников ВЭД, без которых мелкому сутяжничеству и "выяснению отношений" между заинтересованными сторонами не будет видно конца.

Заключение

Таким образом, возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, которые установлены законодательством государства-члена таможенного союза, в котором произведена уплата и взыскание таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.

Правила, в соответствии с которыми производится исчисление и уплата таможенных платежей, четко определены и закреплены законодательством. При желании возвратить излишне уплаченные платежи - таможенные или авансовые - необходимо соблюсти указанные выше требования по оформлению заявления в таможню и его представлению.

Общий срок, включающий рассмотрение заявления о возврате, принятие решения о возврате и непосредственно возврат сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных или авансовых платежей, не может превышать 30 календарных дней, исчисленных с момента подачи заявления.

Итогом рассмотрения заявления, по которому принято решение о возвращении денежных средств, является предъявление в банк поручения на перечисление сумм излишне уплаченных платежей на расчетный счет плательщика либо иного лица, указанного в заявлении, либо их выдача наличными.

Следует отметить, что при возврате уплаченных сумм таможенных платежей такие суммы не индексируются, проценты или пени по ним не начисляются.

Список использованной литературы

1. Таможенный Кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (утв. ВС РФ 18.06.1993 N 5221-1) (действующая редакция от 16.04.2010)

. Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 2 от 05.08.2000 N 117-ФЗ (действующая редакция от 01.10.2013).

. Федеральный закон «О таможенном тарифе» от 21.05.93 г. №5003-1

. Федеральный закон от 27.11.2010 №311- ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

. Письмо от 31.12.2008 N 01-11/56480 "О возврате таможенных пошлин, налогов".

. Андриашин Х.А., Свинухов В.Г., Балакин В.В. Таможенное право - Учебник - 2008. - 367 с

. Бекяшев Т.А., Моисеев Е.Г. Таможенное право : учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Проспект, 2013. - 328 с.

. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации: Часть вторая.//М.: Издательство Экзамен, 2013.

. Жидкова Е.Ю. Ж 74. Налоги и налогообложение: Учебное пособие// М.: Эксмо, 2012. - 480 с. - (Новое экономическое образование).

. Майбуров И.А. Налоги и налогообложение: учебник для студентов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 559 с.

. Филина Ф.Н. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебное пособие., перераб. и доп. - 2012.

. Правовой сайт

Похожие работы на - Порядок и сроки возврата таможенных платежей

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!