Начисление оплаты труда сотруднику таможенных органов
Введение
Кадры таможенного дела - это совокупность всех
работающих в таможенных органах и занимающих должности сотрудников, федеральных
государственных служащих и работников бюджетной сферы.
Необходимость анализа проблем жизнедеятельности
таможенного коллектива в современной России определяется важностью деятельности
таможенных органов по обеспечению экономической безопасности российского
государства, развития международных отношений в условиях глобализирующегося
мирового сообщества.
Актуальность данной курсовой работы заключается
в том, что сотрудники таможенных органов являются немаловажной частью кадрового
потенциала федеральной таможенной службы и поэтому забота об оплате их труда в
решающей степени определяют эффективность функционирования таможенной системы в
целом и каждого звена в отдельности.
Сотрудники таможенных органов являются
должностными лицами. Количество должностей сотрудников таможенных органов в
таможенной системе в целом определяется Правительством Российской Федерации, а
в таможенных органах, учреждениях и предприятиях, подведомственных ФТС России,
- руководителем ФТС. Сотрудники таможенных органов выполняют работу, связанную
с высокой степенью ответственности перед государством, психологическим и
умственным напряжением, поэтому от многих сотрудников требуется хорошая
физическая подготовка.
Предметом данного курсового проекта является
оплата труда, объектом - структура оплаты труда и социальное обеспечение
сотрудников таможенных органов.
Цель данной курсового проекта: изучить механизм
начисления оплаты труда сотруднику таможенных органов.
В соответствии с целью были поставлены следующие
задачи:
· Рассмотреть виды оплаты труда;
· Изучить формы и системы оплаты
труда;
· Рассмотреть основные особенности
системы оплаты труда сотрудников таможенных органов РФ;
· Рассчитать на примере оплату труда и
социальное обеспечение сотрудников таможенных органов.
Задачи данной курсовой предоставлены в изучении
материала по оплате труда государственных служащих таможенных органов, в
приказах ФТС, в указах президента и т.д. Для этого необходимо изучить большой
объём информации как учебного материала так информационно - аналитической базы
в Интернете, периодической печати и по телевидению.
Системы оплаты труда, размеры окладов и
отдельных выплат устанавливаются следующими нормативными документами:
в отношении работников организаций,
финансируемых из бюджета, соответствующими законами и иными нормативными
правовыми актами;
в отношении работников организаций со смешанным
финансированием (бюджетное финансирование и доходы от предпринимательской
деятельности) - законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными
договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций;
в отношении работников других организаций -
коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами
организаций, трудовыми договорами.
В настоящее время наиболее широкое применение в
хозяйственной деятельности организаций нашли повременная, сдельная и
комиссионная системы оплаты труда. Системы оплаты труда фирмы устанавливают
самостоятельно. Помимо указанных выше, могут быть предусмотрены и иные системы
оплаты труда.
Методы исследования, используемые в курсовом
проекте. В первую очередь, это - метод анализа литературы, нормативно-правовой
документации, социологические методы сбора данных.
Теоретической основой исследования является
отечественная и зарубежная литература по проблемам управления персоналом,
экономической теории и экономике труда таких авторов, как Базаров Т.Ю., Шекшня
С.В., Веснин В.Р., Кибанов А.Я., Чиркин В.Е., Уткин Э.А., публикации в
специальных периодических изданиях, таких как "Служба кадров и
персонал", "Менеджмент в России и за рубежом", "Управление
персоналом" и др.
Курсовой проект состоит из двух глав,
вступления, заключения и списка использованных источников.
В первой главе раскрыты теоретические основы
оплаты труда в таможенных органах, в частности, рассматриваются особенности
государственной службы.
Вторая глава посвящена системе оплаты труда
персонала в таможенных органах России.
В заключении содержатся выводы и рекомендации.
Глава 1. Понятие и сущность видов оплаты труда
.1 Нормирование и оплата труда
В условиях рыночной экономики предприятия,
получившие право самостоятельно заниматься организацией заработной платы,
используют для этого различные модели и подходы. В любом случае это должно
соответствовать норме платы за труд, а ее размер - есть цена труда,
определяемая на рынке труда взаимодействием спроса на конкретные виды труда с
его предложением. Норма есть узаконенное установление, признанный обязательным
порядок, установленная мера, средняя величина.
Особенность норм оплаты труда состоит в том, что
они могут отражать согласованность экономических интересов общества, коллектива
и личности через нормирование экономической деятельности по показателям целевых
заданий, условий, средств и методов их реализации. Если заданные условия, в
которых реализуются нормы оплаты труда, отражают в той или иной мере сочетание
названных интересов, то они стимулирующие, а если нет, то тормозящие. Нормы оплаты
труда обязательно должны подкрепляться юридическими нормами, а также правовыми
санкциями на случай их нарушения.
Конституция РФ гарантирует каждому работнику
вознаграждение за труд не ниже установленного законом минимального размера
оплаты труда.
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) -
установленный законом уровень месячной оплаты труда, который должен быть
выплачен каждому работнику, отработавшему полностью определенную на этот период
норму рабочего времени и выполнившему свои трудовые обязанности (нормы труда).
Если работник проработал неполный месяц, МРОТ должен определяться
пропорционально времени, проработанному в данном месяце.
Доплаты и надбавки, премии и другие
поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от
нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях,
подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные
выплаты в МРОТ не включаются. Рост потребительских цен и стоимости жизни
заставляет законодателя периодически пересматривать МРОТ. Федеральными законами
от 19 июня 2000 года №82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда"
(ред. от 2 декабря 2013 г.), а также от 1 октября 2003 года №127-ФЗ О внесении
изменений и дополнений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты
труда" с 1 октября 2003 г. он установлен в сумме 600 руб. Вместе с тем в
ст. 133 Трудового кодекса предусмотрен важный критерий определения МРОТ:
Министерство труда России в рамках приближения минимального размера оплаты
труда к прожиточному минимуму трудоспособного населения разработал
законопроект, согласно которому с 1 января 2014 г. МРОТ вырастет до 5554 рубля
в месяц или на 6,7%", - об этом сообщила заместитель Министра труда и
социальной защиты РФ Ельцова Любовь Юрьевна.
Минимальный размер оплаты труда устанавливается
на основании прожиточного минимума, т.е. стоимостной оценки потребительской
корзины.
Повышение стоимости жизни, вызванное постоянным
ростом цен на потребительские товары и услуги, обязывает к корректировке
размеров заработной платы с учетом увеличивающегося прожиточного минимума и
требует индексации оплаты труда, под которой понимается механическое увеличение
денежных доходов и сбережений граждан.
Большинство предприятий, особенно средних и
крупных, по- прежнему использует традиционную тарифную систему. Основные
элементы организации оплаты труда на таких предприятиях - техническое
нормирование труда, система тарифного нормирования заработной платы, формы и
системы заработной платы.
Техническое нормирование труда есть процесс
установления технически обоснованных норм затраты труда, необходимых для
количественной оценки затрат труда и его результатов.
К количественным оценкам относятся: нормы
времени, численность персонала, выработка нормированных заданий. Исходной
оценкой меры затраченного труда служит норма времени. Именно она отражает
количество рабочего времени, которое должен затратить работник соответствующей
квалификации на выполнение единицы объема работ в определенных
организационно-технических условиях. Важное значение имеет также качество норм.
Использование ненапряженных норм приводит к завышенной оценке трудового вклада
работника, а значит, и заработной платы, что невыгодно предприятию, так как
необоснованно повышается себестоимость производимой продукции и снижается
прибыль.
Кроме того, занижение нормы отрицательно
сказывается на стимулирующих функциях заработной платы. Таким образом, нормы
используются для установления расценок, т.е. размеров оплаты труда на единицу
сдельно выполняемых работ. При повременной оплате труда нормы необходимы для
расчетов нормированных заданий. Нормы численности служащих предопределяют
наряду с другими факторами размер должностных окладов.
.2 Понятие, формы и нормативные основы оплаты
труда персонала таможенных органов
Заработная плата (оплата труда работника) -
вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности,
количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные
выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в
условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и
иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и
надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Оплата труда - система отношений, связанных с
обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их
труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами,
коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и
трудовыми договорами.
Заработная плата многофункциональна. По мнению
большинства экономистов можно выделить основные функции заработной платы (Рис.
1).
Рисунок 1. Основные функции заработной платы.
Воспроизводительная функция - направлена на
обеспечение работников и их семей необходимыми жизненными, благами для
воспроизводства рабочей силы.
Стимулирующая - установление зависимости
заработной платы работника от результатов его деятельности, при этом работник
должен быть заинтересован в постоянном улучшении результатов своей
деятельности.
Социальная - предназначена на развитие принципа
социальной справедливости.
Распределительная функция- направлена на
распределения средств по оплате труда между наемными работниками и
собственниками средствами производства.
Отдельно выделяют еще одну функцию -
формирование платежеспособного спроса, предусматривающую установление
необходимых пропорций между товарным предложением и спросом.
Формы и системы заработной платы - это механизм
установления размера заработка в зависимости от количественного результата и
качества труда (его сложности, интенсивности, условий).
Для определения размеров заработной платы
рабочих предприятия (организации), использующие традиционные подходы к
организации оплаты труда, применяют тарифные сетки, тарифные ставки и
тарифно-квалификационные справочники.
Тарифная сетка - это шкала разрядов, каждому из
которых присвоен свой тарифный коэффициент, показывающий, во сколько раз
тарифная ставка любого разряда больше первого. При помощи тарифных сеток можно
анализировать соответствие квалификации работников сложности выполняемых ими
работ, а также определять среднюю тарифную ставку. Для этого рассчитываются
средние тарифные коэффициенты работ и рабочих, средние разряды работ и рабочих,
средние часовые тарифные ставки оплаты труда рабочих отдельных профессий.
Наиболее широкое распространение получает
использование общей тарифной сетки для организации оплаты труда всех работающих
на предприятии. Как правило, число разрядов, присваиваемых рабочим, остается прежним
(6-8). Максимальное число разрядов в сетке и соответствующие им тарифные
коэффициенты могут быть определены на конкретном предприятии произвольно и
обязательно закреплены в коллективном договоре.
Тарифная ставка - это выраженный в денежной
форме абсолютный размер оплаты труда в единицу рабочего времени. На основе
тарифной ставки устанавливается уровень оплаты труда рабочих независимо от
того, какие формы и системы оплаты труда применяются на предприятии.
Виды тарифных сеток:
• По формам оплаты труда (тарифные ставки
сдельщиков на 7-10% выше тарифных ставок повременщиков).
• По отдельным профессиональным группам ( более
высокие тарифные ставки устанавливаются при повышенной интенсивности труда
рабочих на конвейерных и поточных линиях, станочников или при повышенной
ответственности труда рабочих, занятых на технически сложных
высокопроизводительных машинах и агрегатах).
На основе тарифной сетки и тарифной ставки
первого разряда рассчитываются тарифные ставки каждого последующего разряда.
Тарифные ставки бывают часовые, дневные и месячные (оклады). Наибольшее
распространение имеют часовые тарифные ставки, так как на их основе исчисляются
различные доплаты. Дневная и месячная ставки рассчитываются путем умножения
часовой ставки на количество часов в рабочей смене и среднемесячное количество
отработанных часов в месяц.
Тарифно-квалификационные справочники - это
нормативные документы, с помощью которых устанавливается разряд работы и
рабочего. В них содержится информация о том, что должен знать и уметь рабочий
каждого разряда каждой специальности. Указанные справочники состоят из трех
разделов: "Характеристика работ", "Должен знать" и
"Примеры работ". Ранее обязательные для использования во всех
отраслях экономики, в настоящее время тарифно-квалификационные справочники
носят рекомендательный характер и служат нормативными лишь для использующего их
предприятия.
К основным элементам тарифной системы относятся
также районные коэффициенты и надбавки к заработной плате за стаж работы в
неблагоприятных климатических районах.
Определяя минимальную тарифную ставку работников
предприятия, следует ориентироваться на оптимальный для современного состояния
экономики удельный вес тарифа в заработной плате, равный примерно 65-70%, с
последующим повышением этого уровня до общеевропейского стандарта, согласно
которому в странах с развитой рыночной экономикой удельный вес тарифной части
заработной платы составляет не менее 90%, что обеспечивает высокий уровень
организации оплаты и эффективность труда.
После того как сетка разработана - определен ее
диапазон, установлено межразрядное соотношение, следует приступить к
тарификации работ и работников.
По каждому показателю, применяемому для оценки
квалификации и профессиональной компетентности работника, в разрабатываемых
положениях следует предусмотреть конкретные критерии, позволяющие
характеризовать соответствие работника предъявляемым требованиям. Это
необходимо для того, чтобы аттестационные комиссии имели возможность на основе
материалов, представленных на каждого аттестуемого, и непосредственного
знакомства с последним (в процессе собеседования с применением оценочных
тестов, заслушивания ответов на вопросы и т.п.) дать объективную оценку его
деятельности и высказать суждение о присвоении работнику того или иного разряда
оплаты.
На предприятиях различных форм собственности
наиболее распространены две формы оплаты труда: сдельная - оплата за каждую
единицу продукции или выполненный объем работ и повременная - оплата за
отработанное время, но не календарное, а рабочее, нормативное, которое
регулируется законом.
Существует ряд условий, при которых
целесообразно применять ту или иную форму оплаты труда. Условия применения
сдельной оплаты труда:
• наличие количественных показателей работы,
непосредственно зависящих от конкретного работника.
• возможность точного учета объемов выполняемых
работ.
• возможность у рабочих конкретного участка
увеличить выработку или объем выполняемых работ.
• необходимость на конкретном производственном
участке стимулировать рабочих в дальнейшем увеличении выработки продукции или
объемов выполняемых работ.
• возможность технического нормирования труда.
На каждом конкретном предприятии в зависимости
от характера выпускаемой продукции, наличия тех или иных технологических
процессов, уровня организации производства и труда применяется та или иная
форма оплаты труда. Например, сдельная оплата труда может быть неэффективной,
если применять только сдельно премиальный или сдельно-прогрессивный вариант, но
если использовать аккордную систему, то эффективность ее возрастает. На одном и
том же предприятии в зависимости от выпуска конкретного вида продукции по цехам
варианты применения оплаты труда также могут быть различны.
Прямая сдельная система оплаты заключается в
том, что заработок начисляется работнику по заранее установленным расценкам за
единицу качественно изготовленной продукции. Основным элементом этой системы
является сдельная расценка, которая устанавливается исходя из тарифной ставки
(оклада), соответствующей разряду работы, нормы выработки или нормы времени на
данную работу.
При сдельно-премиальной системе работник
получает оплату своего труда по прямым сдельным расценкам и дополнительно
получает премию за количественные и качественные показатели работы.
Сдельно-прогрессивная система - оплата труда
работника осуществляется по прямым сдельным расценкам в пределах выполнения
норм, а при выработке сверх норм - по повышенным расценкам.
По косвенной сдельной системе уровень заработка
работника ставится в прямую зависимость от результатов труда (работы)
обслуживаемых им рабочих-сдельщиков.
При аккордно-сдельной оплате груда расценка
устанавливается на весь объем работы (а не на отдельную операцию) на основе
действующих норм времени или норм выработки и расценок. При данной системе
оплаты труда рабочие премируются за сокращение сроков выполнения работ, что
усиливает стимулирующую роль этой системы в росте производительности труда.
Повременная заработная плата имеет две системы:
простую повременную и повременно-премиальную. При повременной оплате помимо
заработка по тарифной ставке (окладу) за фактически отработанное время
выплачивается премия за выполнение и перевыполнение определенных показателей в
работе.
Необходимые условия для применения повременной
оплаты:
• учет и контроль за фактически отработанным
каждым работником временем с указанием времени простоя.
• обоснованное присвоение рабочим-повременщикам
тарифных разрядов (тарифных ставок и окладов), а специалистам и другим служащим
ставок (должностных окладов) в соответствии с выполняемыми должностными
обязанностями с учетом деловых качеств работников.
• разработка и применение обоснованных норм
обслуживания, нормирование заданий и нормативов численности по каждой категории
рабочих.
Конкретные условия применения той или иной
системы оплаты труда определяются тем, какие задачи ставит перед собой
работодатель. Если целью работодателя является увеличение объемов производства
и обеспечение высоких количественных достижений в труде, то в этом случае
применяется прямая и сдельно-премиальная системы.
Если важно добиться выполнения некоторого объема
работ в кратчайшие сроки (ремонтно-строительные работы), применяется аккордно-сдельная
система.
Одной из важнейших проблем для предприятий в
современных условиях является поиск механизма материальной заинтересованности
работников, способного обеспечить взаимосвязь их заработной платы с фактическим
трудовым вкладом.
В соответствии с трудовым законодательством РФ
предприятия имеют право устанавливать размеры средств на оплату труда, а также
механизм их распределения между работниками. Вместе с тем предприятия и
организации в последние годы идут по пути поиска нетрадиционных методов
организации оплаты труда - применения бестарифных моделей.
Бестарифная система оплаты труда - формы
организации оплаты труда, в которых не используются гарантированные тарифные
ставки и должностные оклады, из них исключают большинство видов премий, доплат
и надбавок. В основе этой системы лежит долевое распределение заработанных
коллективом средств между работниками в соответствии с принятыми соотношениями
(коэффициентами) в оплате труда разного качества (в зависимости от квалификации
должности, специальности работников). Достоинства бестарифной системы оплаты
труда состоят в простоте, доступности для понимания механизма начисления
заработка каждому работнику, что повышает значимость стимулирующей функции
заработной платы.
В практике встречаются разновидности бестарифной
системы оплаты труда, где в качестве конечного результата выступает не фонд
заработной платы, а другие показатели (объем реализации продукции, средняя
заработная плата определенных групп работников, оплачиваемых на основе тарифных
систем). Такие разновидности бестарифных систем применяются для руководителей,
специалистов и служащих.
Объем реализации продукции может иметь решающее
значение в системе показателей деятельности. Это особенно важно для
управленческого персонала, так как можно увязать их заработную плату с объемом
реализации. В этом случае оклады для административно-управленческого персонала
не устанавливаются, а оплата ежемесячно изменяется в зависимости от объема
реализованной продукции.
Разновидностью бестарифной системы оплаты труда
является контрактная система - заключение договора (контракта) на определенный
срок между работодателем и исполнителем. При его заключении должны быть
согласованы взаимоприемлемые условия работы гражданина на данном предприятии,
которые подразделяют на обязательные и дополнительные. К обязательным относятся
условия: соглашения между гражданином и администрацией предприятия о
специальности, квалификации или должности; подчинение работника внутреннему
трудовому распорядку; размер заработной платы и обеспечение условий труда,
предусмотренных законодательством о труде; сроки работы (не более трех лет).
Дополнительные условия при заключении контракта
вырабатываются самостоятельно гражданином и администрацией при приеме на работу
и могут быть самыми различными. В договоре излагаются также и последствия для
обеих сторон в случае досрочного расторжения договора одной из сторон. Договор
может включать как время нахождения работника на предприятии (повременная
оплата), так и конкретное время (сдельная оплата).
Вывод по I главе
В условиях рыночной экономики, рынок труда
оказывает влияние на размер тарифных ставок и должностных окладов. Доплаты и
надбавки отражают специфику труда, его интенсивность, физическую тяжесть или
значительные умственные нагрузки, разного рода: риск, степень срочности и
другие факторы. Применение контрактной системы позволяет четко распределять
права и обязанности как работника, так и руководства предприятия. Эта система
достаточно эффективна в современных условиях.
Глава 2. Оплата труда в таможенных органах
.1 Организация заработной платы и денежное
довольствие сотрудников таможенных органов
Организация заработной платы сотрудников
таможенных органов - это достаточно сложный по содержанию и методике процесс, в
котором используются знания экономических дисциплин, в первую очередь экономики
труда, технических дисциплин, а также социологии, организации производства. Она
опирается на трудовое законодательство, нормативно-методическую базу и
предполагает активное взаимодействие всех сторон трудовых отношений в
разработке условий труда. Правильная организация заработной платы делает
эффективным источником получения доходов для работников и рациональным, то есть
приносящим определенную выгоду, видом издержек работодателя.
В экономической модели, организация заработной
платы предполагает два уровня взаимодействия работодателя работников: на рынке
труда, где определяется цена рабочей силы, где проявляется способность
работника осуществлять определенный вид работы, и внутри предприятия, где происходит
увязка этой цены через механизм внутрипроизводственной организации заработной
платы с результатами труда работника.
Механизм определения цены рабочей силы (ставок
заработной платы) на рынке труда предполагает взаимодействие в обществе четырех
основных регулирующих элементов:
· Многоуровневой системы переговоров
между представителями работодателя и работников об условиях оплаты
· Системы минимальных гарантий по
оплате труда
· Системы налогообложения заработной
платы как дохода физического лица
· Информационной системы об уровнях и
динамике заработной платы
Внутри предприятия механизм организации
заработной платы предусматривает установление каждому работнику конкретного
объема работ (нормы труда или трудовые обязанности), который работник должен
выполнять за оговоренную ставку и системы оплаты, увязывающей результаты труда
с его конечной фактической оплатой. Действие этого механизма призвано
обеспечить реализацию следующих основополагающих принципов оплаты труда
работников:
· Оплата труда должна обеспечивать
работнику достойный уровень жизни, отвечающий возможностям
социально-экономического развития общества, стимулировать работника к раскрытию
своих умственных и физических способностей и их реализации в процессе трудовой
деятельности
· Соблюдение дифференциации оплаты
труда в зависимости от его сложности (квалификации работника) и других подобных
объективных условий, влияющих на вознаграждение за труд
· Отсутствие дискриминации в оплате
труда по причинам расовой принадлежности, национальности, пола, возраста,
вероисповедания или политических воззрений
· Равенства работников относительно
норм труда (трудовых обязанностей) и возможностей увеличения заработка за счет
проявления инициативы и творческой активности
· На достижение конечных результатов
деятельности работодателя
· Заработок работника не должен
зависеть от результатов труда других работников
Эти требования к организации заработной платы
реализуются посредством разработки на предприятиях положений об оплате труда
работников на основе законодательных актов, а также различных нормативных и
методических документов.
Другим важным нормативным документом является
Квалификационный справочник должностей служащих, составленный для предприятий и
организаций бюджетного сектора экономики в связи с введением в нем оплаты труда
работников на основе Единой тарифной сетки.
Важную роль в организации заработной платы
играют также соглашения различного уровня, заключаемого между представителями
работодателя и работниками, коллективные договоры, методические разработки научно-исследовательских
организаций, сборники норм и нормативов трудовых затрат и другие нормативные
документы.
На основании Приказа ФТС России от 16.12.2011
года (ред. от 06.11.2013 года) "О системе оплаты труда работников
таможенных органов Российской Федерации и учреждений, находящихся в ведении ФТС
России, установленной в соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 5 августа 2008 г. №583" , а так же Приказ Федеральной
таможенной службы от 6 ноября 2013 г. №2098 "О внесении изменений в
приложения к Порядку организации системы оплаты труда работников таможенных
органов Российской Федерации и учреждений, находящихся в ведении ФТС России,
утвержденному приказом ФТС России от 16 декабря 2011 г. №2529" постановил.
Сотрудники таможенных органов при исполнении
должностных обязанностей являются представителями федеральных органов
исполнительной государственной власти и находятся под зашитой государства.
Запрещается привлекать сотрудников таможенных
органов для выполнения функций, не относящихся к их должностным обязанностям
Никто, кроме прямых и непосредственных начальников, не вправе вмешиваться в
служебную деятельность сотрудников таможенных органов.
Трудовые отношения в таможенных органах
регламентируются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом РФ,
постановлением правительства РФ, приказами ФТС России.
Существуют особенности в оплате труда и
материальном стимулировании сотрудников таможенных органов и других категорий
лиц, занятых в этой сфере.
Организация заработной платы включает следующие
элементы:
Форма оплаты труда
Тарифная система
Доплаты и надбавки
Система премирования
В таможенном деле используется
повременно-премиальная форма оплаты труда. Ежемесячный заработок сотрудника
начисляется по окладу за фактически отработанное время, и, как правило,
включает премию. Тарифная система оплаты труда представляет собой совокупность
нормативов, при помощи которых дифференцируется и регулируется уровень оплаты
труда работающих в зависимости от квалификации, условий, интенсивности и
ответственности выполняемых работ.
Премия представляет собой одну из форм
материального поощрения сотрудников за достигнутые успехи в работе. Главное
назначение премии - стимулировать индивидуальную и коллективную
заинтересованность в выполнении плановых заданий, в эффективном таможенном
контроле, в предотвращении нарушений таможенных правил, рациональном
использовании ресурсов.
Заработная плата неоднородна по структуре,
разные её части выполняют различные функции. Основная часть заработной платы
(оклад, ежемесячные надбавки) относительно постоянна в течение определенного
уровня времени и учитывает уровень квалификации сотрудников, сложность и
степень ответственности их работы, условия и интенсивность труда.
Дополнительная часть заработной платы является переменной
величиной и зависит и от результатов работы. Она включает текущие премии,
вознаграждения по итогам календарного года и разовые премии.
Государственное регулирование оплаты в
правоохранительных органах предполагает установление основных параметров
заработной платы в централизованном порядке. Тем самым обеспечивается единство
окладов аналогичных категорий сотрудников и работников в разных таможенных
органах и организациях системы ФТС России и осуществляется внутриотраслевая
дифференциация в оплате труда.
Сотрудники таможенных органов являются
должностными лицами начальствующего и младшего состава (см. табл. 1).
Таблица 1
Соотношение специальных званий и должностей
сотрудников таможенных органов
Специальное
звание
|
Должность
|
Полковник
таможенной службы
|
-
Начальник таможни - Первый заместитель начальника таможни - Заместитель
начальника таможни - Начальник таможенного поста - Заместитель начальника
таможенного поста І категории - Начальник отдела
|
Продолжение
таблицы №1
|
Подполковник
таможенной службы
|
-
Заместитель начальника таможенного поста ІІ категории - Заместитель
начальника отдела - Начальник отделения, главный инспектор
|
Майор
таможенной службы
|
-
Ведущий инспектор
|
Капитан
таможенной службы
|
-
Старший инспектор
|
Старший
лейтенант таможенной службы
|
Лейтенант
таможенной службы
|
-
Инспектор
|
Младший
лейтенант таможенной службы
|
-
Инспектор
|
Соответствие типовых должностей сотрудников
таможенной службы и их специальных званий должностям государственных служащих
федеральной государственной службы и их квалификационным разрядам устанавливает
Президент Российской Федерации.
Лица начальствующего состава могут занимать
должности в центральном аппарате ФТС России, должности начальников РТУ и их
заместителей, начальников служб и их заместителей, начальников отделов,
отделений (соответственно их заместителей и помощников), старших или
оперуполномоченных по особо важным делам, старших или дознавателей по особо
важным делам, ведущих инспекторов, старших инспекторов, инспекторов. К
сотрудникам начальствующего состава относятся также командиры таможенных судов,
их помощники, боцманы, летчики-штурманы воздушных судов, инженеры по
эксплуатации воздушных судов, инженеры по эксплуатации авиационного
оборудования, бортовые механики, специалисты по радиоэлектронному оборудованию,
командиры авиационного звена. Им присваиваются специальные звания от младшего
лейтенанта таможенной службы до действительного государственного советника
таможенной службы Российской Федерации.
Лица младшего состава могут занимать должности
дежурного бюро пропусков, оперативного водителя, действующего оператора
технических средств, кинолога, авиационного механика, стрелка СОБРа.
Денежное довольствие сотрудников таможенных
органов состоит из окладов денежного содержания, месячных и иных надбавок, а
также дополнительных денежных выплат. Оклад по занимаемой должности (ОД) и
оклад по специальному званию (ОЗ) составляют оклад месячного денежного
содержания (ОМДС).
Размеры окладов по типовым штатным должностям,
окладов по специальным званиям сотрудников и дополнительных выплат определяются
Правительством Российской Федерации по представлению председателя ФТС России.
Размеры окладов по другим (нетиповым) штатным должностям сотрудников таможенных
органов и организаций, подчиненных ФТС России, устанавливает руководитель ФТС
России. При повышении (индексации) размеров денежного содержания федеральных
государственных служащих одновременно в той же пропорции повышаются
(индексируются) размеры денежного довольствия сотрудников в порядке,
определяемом правительством Российской Федерации. Сотрудникам ежемесячно
выплачивается денежная продовольственная компенсация, размер которой
определяется Правительством Российской Федерации.
Установленные должностные оклады сотрудников
начальствующего состава различаются для РТУ и таможен (постов). Чем выше статус
таможенного органа, тем большая квалификация требуется для управления
таможенным делом и выше мера ответственности за принимаемые решения и
результаты. Приказом ФТС России отдельно установлены должностные оклады для
сотрудников, исполняющих свои служебные обязанности в лечебных и
образовательных учреждениях, непосредственно на морских и воздушных судах.
Для сотрудников таможенных органов, являющихся
должностными лицами начальствующего состава, оклад по занимаемой должности
может быть установлен в пределах интервала, определенного приказом ФТС России.
Конкретный оклад сотруднику, назначенному на ту или иную должность,
устанавливает начальник таможенного органа. Как правило, это среднее
интервальное значение, но может быть установлен минимальный или максимальный
оклад в зависимости от напряженности труда, деловых качеств сотрудника, его
опыта работы по специальности и общего фонда должностных окладов таможенного
органа.
Сотрудникам таможенных органов, являющимся лицами
младшего состава, должностные оклады устанавливаются в зависимости от
присвоенного им тарифного разряда (от третьего до пятого). Более высокие оклады
установлены сотрудникам младшего состава таможенных органов, расположенных в
городах Москва, Санкт-Петербург, Московской и Ленинградской области, столицах
(центрах) субъектов Российской Федерации по сравнению с таможенными органами,
расположенными в других местностях.
2.2 Доплаты и надбавки сотрудникам таможенных
органов
Должностные оклады, используемые в учреждениях
бюджетной сферы, не могут учитывать напряженность труда каждого отдельного
служащего (работника), выполнение работ в особых условиях, профессиональное
мастерство и другие факторы. Роль в учете этих отличий выполняют доплаты и
надбавки.
Все виды надбавок и доплат можно разделить на
две группы. Первая - это доплаты, не имеющие ограничений по сферам
деятельности. В эту группу входят доплаты за работу:
· в выходные и праздничные дни
· в ночное время
· в тяжелых и вредных условиях труда
· за вахтовый метод
· обусловленные районным
регулированием оплаты труда
· за совмещение профессий. (см. табл.
2)
Таблица 2
Перечень должностей сотрудников младшего состава
таможенных органов, соответствующих им предельных званий тарифных разрядов и
квалификационных требований (в ред. Приказа ФТС РФ от 30.03.2005 №257)
№
|
Должность
|
Специальное
звание
|
Тарифный
разряд
|
Квалификационное
требование
|
1
|
Младшие
инспекторы: специалист, дежурный бюро пропусков, помощник начальника смены,
кинолог, авиационный механик, оперативный водитель. Старший водитель, старший
стрелок СОБРа
|
Старший
прапорщик таможенной службы
|
5
|
Среднее
(полное) общее, среднее профессиональное образование
|
2
|
Младшие
инспекторы: водитель, дежурный оператор технических средств охраны, дежурный
поста охраны, помощник оперативного дежурного
|
Старший
прапорщик таможенной службы
|
4
|
Среднее
(полное) общее, среднее профессиональное образование
|
3
|
Младший
инспектор-стрелок СОБРа
|
Прапорщик
таможенной службы
|
3
|
Среднее
(полное) общее, среднее профессиональное образование
|
Остальные виды доплат имеют ограниченную сферу
применения, применяются в определенных сферах приложения труда (например, в
таможенном деле и в других правоохранительных органах - надбавки за выслугу
лет).
Система надбавок и доплат представляет собой
одну из форм материального стимулирования труда. Надбавки стимулирующего
характера заинтересовывают сотрудников в повышении квалификации, выполнении
более сложной и ответственной работы, защите конфиденциальных сведений. Доплаты
к окладу представляют собой денежные выплаты, с помощью которых компенсируются
дополнительные затраты труда или работа в более суровых, тяжелых и вредных
условиях, требующих повышенных расходов на восстановление рабочей силы и
жизнеобеспечение. Доплаты и надбавки устанавливаются конкретным работникам
соответствующими приказами.
Федеральный закон от 27 июля 2004 года №79-ФЗ
"О государственной гражданской службе в Российской Федерации"
(ред.25.11.2013год) выделяет следующие основные элементы денежного содержания
гражданских служащих:
должностной оклад
оклад за классный чин - в размере четырех
должностных окладов
иные дополнительные выплаты, в частности
ежемесячная надбавка к должностному окладу за
выслугу лет на гражданской службе.
Таблица 3
"Надбавки к должностному окладу"
При
стаже гражданской службы
|
В
процентах
|
от
1 года до 5 лет
|
10
|
от
5 до 10 лет
|
15
|
от
10 до 15 лет
|
20
|
свыше
15 лет
|
30
|
Анализ этих элементов денежного содержания
гражданского служащего показывает, что определенную стимулирующую роль имеют
только ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской
службы с определенным диапазоном установления конкретного размера и премии за
выполнение особо важных и сложных заданий, которые в пределах имеющегося фонда
оплаты труда размерами не ограничиваются.
Остальные составляющие денежного содержания
четко фиксированы Федеральным законом №79-ФЗ, соответствующими указами
Президента Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами.
В соответствии с положением ежемесячная надбавка
устанавливается и выплачивается в пределах утвержденного фонда оплаты труда и в
размерах, установленных пунктом 5 Указа Президента Российской Федерации от 25
июля 2006 г. №763 "О денежном содержании федеральных государственных
гражданских служащих" (ред. №46 от 01.06.2013 года)
Основными критериями для установления конкретных
размеров ежемесячной надбавки являются:
профессиональный уровень исполнения должностных
обязанностей в соответствии с должностным регламентом
сложность, срочность выполняемой работы
опыт работы по специальности и занимаемой
должности
суровые климатические условия
качественное выполнение работ высокой
напряженности и интенсивности (большой объем, систематическое выполнение
срочных и неотложных поручений, а также работ, требующих повышенного внимания и
др.).
наличие переработки сверх нормальной
продолжительности рабочего дня.
Конкретные размеры ежемесячной надбавки
устанавливаются соответствующими руководителями. Применение этих критериев на
практике дает возможность выделить гражданских служащих и руководителей,
выполняющих свои должностные обязанности на высоком профессиональном уровне и
учесть реальную загрузку и напряженность работы. Но при этом существует ряд
проблем, с которыми приходится сталкиваться постоянно.
Указанная надбавка за службу в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним районах выплачивается с учетом повышенных
должностных окладов.
Статьей 135 Трудового кодекса Российской
Федерации (с учетом дополнений, внесенных статьей 138 Федерального закона
№122-ФЗ) предусмотрено, что Российская трехсторонняя комиссия по регулированию
социально-трудовых отношений ежегодно, до внесения в Государственную Думу
проекта федерального закона о федеральном бюджеты на очередной год, разрабатывает
единые рекомендации по системе оплаты труда, включая ставки (оклады), доплаты и
надбавки, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных для
работников учреждений, финансируемых из бюджетов, на федеральном, региональном
и местном уровнях. Эти рекомендации учитываются Правительством Российской
Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
органами местного самоуправления при определении размеров финансирования
учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений
бюджетной сферы.
Размеры районных коэффициентов и порядок их
применения для расчета оплаты труда работников организаций, расположенных в
районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, устанавливает
Правительство Российской Федерации. Районные коэффициенты для расчета денежного
довольствия сотрудников и служащих таможенных органов конкретизирует своими
приказами ФТС России.
Ежемесячная надбавка за сложность, напряженность
и специальный режим службы в размере до 120 процентов должностного оклада
устанавливается сотрудникам таможенных органов, выполнение служебных
обязанностей которых связано с решением задач, требующих высокого уровня
профессиональной подготовки, либо сопряжено с напряженным специальным режимом
несения службы, в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения
службы.
При установлении надбавки всесторонне учитывают
условия, в которых сотрудникам приходится выполнять служебные обязанности,
уровень их профессиональной подготовки и деловые качества, а также достигнутые
ими результаты в служебной деятельности и потенциальные возможности
самостоятельного выполнения особо сложных задач.
Надбавка не является обязательной выплатой.
Надбавка устанавливается на определенный период, как правило, не более чем на
один год, приказом таможенного органа или учреждения, находящегося в ведении
ФТС России, с указанием ее конкретного размера для каждого сотрудника.
В отношении подчиненных сотрудников руководитель
таможенного органа (учреждения, находящегося в ведении ФТС России) имеет право
принимать решения о прекращении выплаты надбавки или об установлении иного
размера до истечения периода, на который она установлена, в случаях изменения
характера и режима службы, снижения (повышения) результатов служебной деятельности,
привлечения к дисциплинарной ответственности и т.д. Прекращение выплаты или
изменение размера надбавки оформляется приказом таможенного органа с указанием
конкретных причин.
Надбавка выплачивается сотрудникам одновременно
с выплатой денежного довольствия за текущий месяц.
Надбавка не выплачивается сотрудникам:
а) находящимся в отпуске по уходу за ребенком до
достижения им возраста 3 лет;
б) проходящим службу в представительствах
таможенной службы Российской Федерации за границей.
Устанавливается надбавка сотрудникам, имеющим:
ученую степень кандидата наук - 5% к должностному окладу, ученую степень
доктора наук - 10%, ученое звание доцента - 5%, ученое звание профессора - 10%
к должностному окладу.
Сотрудникам, знающим и использующим в
практической работе иностранный язык, может быть установлена надбавка до 20%
должностного оклада.
Установлены надбавки (от 5 до 15%) к должностным
окладам сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны
таможенных органов в зависимости от стажа работы в указанных подразделениях, а
также надбавки сотрудникам юридических служб (до 50%, но не менее 20%
должностного оклада).
Сотруднику, допущенному к государственной тайне
на постоянной основе, выплачивают ежемесячную надбавку (в % должностного
оклада), размер которой зависит от степени секретности сведений: "особой
важности" - 25%, "совершенно секретно" - 20%,
"секретно" - 10%.
Допущенным к государственной тайне на постоянной
основе считаются сотрудники, имеющие допуск к секретным сведениям, на которых
решением начальника таможенного органа возложена обязанность постоянно работать
с этими сведениями в силу должностных (функциональных) обязанностей. Допуск
оформляется в установленном законодательством порядке. При этом секретные
сведения могут быть получены в виде документа, при использовании технических
средств, в процессе обучения и в других случаях.
Надбавку за работу с шифрами выплачивают
сотрудникам:
назначенным на штатные должности сотрудников
шифровальной службы
осуществляющим в структурных подразделениях
таможенных органов работу с шифрами
привлекаемым для этой работы по решению
начальников таможенных органов на основании утвержденного этими начальниками
перечня должностей сотрудников шифровальной службы.
Надбавки за секретность и шифровальную работу
выплачиваются помимо других надбавок, установленных законодательством
Российской Федерации в процентном соотношении к должностному окладу:
Таблица 4
Соотношение общего стажа работы к должностному
окладу
Общий
стаж работы
|
Сети
шифровальной связи
|
|
1-го
класса
|
2-го
класса
|
До
3 лет
|
15
|
5
|
От
3 до 6 лет
|
20
|
10
|
От
6 лет и выше
|
30
|
20
|
Сотрудникам таможенных органов могут
выплачиваться повышенные должностные оклады или районные коэффициенты, а также
надбавки за непрерывную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях и коэффициенты за работу в высокогорных, пустынных и безводных
районах.
Сотрудникам, проходящим службу в таможенных
органах, расположенных в районах Крайнего Севера или приравненных к ним
(например, Магаданской, Камчатской областях), должностные оклады
устанавливаются в повышенных (на 50-100%) размерах.
С помощью районных коэффициентов осуществляется
межрайонное регулирование заработной платы. Районный коэффициент к заработной
плате представляет собой нормативный показатель степени увеличения размера
заработной платы работающих в зависимости от местоположения предприятия. Данные
коэффициенты не образуют новых тарифных ставок (окладов), так как они
применяются не к тарифным ставкам (окладам), а к заработной плате сотрудников,
служащих и работников. В основном они представляют собой относительное
увеличение заработной платы работников, подсчитанное с учетом структуры
потребления и разницы в ценах на различные товары и услуги.
К дополнительным денежным выплатам сотрудникам
таможенных органов относят единовременное денежное вознаграждение за
добросовестное исполнение служебных обязанностей, которое выплачивается по
итогам календарного года. Общий размер премиального фонда по итогам
календарного года определяет Правительство Российской Федерации, но из расчета
не менее трех окладов месячного денежного содержания на сотрудника. Конкретный
размер вознаграждения определяет начальник таможенного органа, который может
полностью или частично лишить сотрудника названного вознаграждения, оформив
решение приказом с указанием причины. Сотрудникам таможенных органов
выплачиваются также текущие премии за образцовое исполнение служебных
обязанностей в размере до трех окладов денежного содержания в год.
При уходе в очередной и (или) дополнительный
отпуск сотруднику выплачивается материальная помощь в размере не менее двух
окладов месячного денежного содержания.
Начальника таможенного органа может в пределах
средств на денежное довольствие оказывать материальную помощь в случае смерти
близких родственников, тяжелой болезни сотрудника или близких родственников,
причинения материального ущерба.
Некоторые сотрудники таможенных органов работают
во вредных для здоровья условиях или несут службу в ночные часы (с 22 до 6 ч).
В этих случаях также предусмотрены доплаты к окладу, которые носят
компенсационный характер. Так, сотрудник, контролирующий ядерные материалы,
получает доплату 24% к окладу; сотрудник, работающий на досмотровой
рентгеновской технике или занятый её ремонтом - 12% оклада, сотрудник занятый
таможенным оформлением в ночное время - 35% оклада. Фактическая сумма названных
доплат зависит от действительного времени работы во вредных условиях или в
ночное время.
Поощрения могут быть формальными и
неформальными. Формальные поощрения (с занесением в трудовую книжку)
объявляются приказами. Согласно Постановлению Правительства Российской
Федерации от 26июля 2006 года №459 "О Федеральной таможенной службе"
применяются следующие виды поощрений и награждения:
- Поощрении Президентом Российской
Федерации, Правительством Российской Федерации, при присвоении почетных званий
Российской Федерации и награждении знаками отличия Российской Федерации, при
награждении орденами и медалями Российской Федерации, знаком особого отличия
Российской Федерации, при награждении орденами и медалями Российской Федерации,
знаком особого отличия -медалью Золотая Звезда.
- Объявление благодарности ФТС России
с выплатой единовременного поощрения - в размере до 1000рублей
- Вручение ценного подарка
- Выдача премии
- Награждение почетной грамотой ФТС
России -в размере 2000рублей
- Занесение в Книгу или на Доску
Почета,
- Присвоение звания "лучший
работник",
- Нагрудными знаками и медалями ФТС
России - в размере 3000рублей
- Досрочное присвоение специального
звания.
- За существенный вклад в результаты
деятельности таможенного органа - в размере до 2-х окладов денежного содержания
- В связи с праздничными днями и
юбилейными датами (достижением 50,55,60 и 65-летнего возраста) - в размере до
2-х окладов денежного содержании
Начальник таможенного органа вправе принимать
решение о выплате предусмотренных подпунктами поощрений в других размерах.
За служебные правонарушения таможенные служащие
могут привлекаться к уголовной, административной, дисциплинарной и материальной
ответственности.
Среди наиболее значимых факторов, препятствующих
результативной работе государственных служащих, можно отметить следующее:
- Отсутствие зависимости оплаты труда
от фактических результатов
- Низкий уровень
материально-технического обеспечения рабочего места
- Невысокий профессиональный уровень
работников
- Отсутствие механизма должностного
роста
- Возложение дополнительных
функциональных обязанностей, сверхурочные нагрузки.
Неиспользованные резервы повышения эффективности
труда государственные служащие видят в отсутствии оплаты по фактическим
результатам труда, недостаточно высоком профессионализме персонала, низким
уровнем материально-технического обеспечения рабочих мест, дополнительных
сверхурочных нагрузках и отсутствии механизма должностного роста.
Некоторые виды поощрения сочетают элементы
морального и материального стимулирования, например присвоение очередного
специального звания на ступень выше соответствующего занимаемой должности.
Сотрудникам, награжденным знаком "Почетный
таможенник России", должностной оклад увеличивается на 10%. Они пользуются
преимущественными правами при решении вопроса о предоставлении жилья,
распределяемого таможенным органом, о предоставлении ежегодного отпуска в
удобное время, о льготной оплате по основному месту работы путевки в санаторий,
пансионат или дом отдыха. При уходе на пенсию за ними сохраняется право
получать путевки в ведомственный санаторий на льготных условиях.
Сотрудникам, награжденным знаком "Отличник
таможенной службы", по решению начальника таможенного органа может быть
увеличен размер премии по итогам отчетного периода из фонда денежного
довольствия.
Совершенствование оплаты труда должно быть
направлено в первую очередь на повышение мотивации работников. Это, в первую очередь,
подразумевает пересмотр системы заработных плат.
Одним из недостатков процесса мотивации является
отсутствие действенных методик изучения мотивов персонала, соответствующей
информации. Совершенствование мотивации должно основываться на данных прикладных
исследований, которые проясняли бы характеристики, качества персонала, его
направленность, потребности. Одним из вариантов такого исследования может быть
экспертный опрос, в ходе которого дается оценка деловых и личных качеств
работника.
. Для проведения исследований направленности и
потребности служащего, нужно ввести в штат конкретного специалиста,
занимающегося исключительно вопросами управления мотивацией персонала.
. Оценка качеств сотрудника предприятия может
происходить по пятибалльной шкале. Для этого формируется экспертная группа в
составе нескольких человек, как из числа непосредственных руководителей данного
работника, так и его коллег, подчиненных. Естественно, что мнение членов группы
расходятся, так как, например, подчиненные могут быть более субъективны в
оценке своего начальника, чем вышестоящие коллеги. Тем не менее, в ходе такого
экспертного опроса обычно получаются данные, которые позволяют создать
обобщенную картину деловых и личных качеств сотрудника.
В качестве оценочных показателей предлагается
несколько групп качеств:
деловые и социальные (подход к делу,
предприимчивость, чувство долга, чувство ответственности, качество труда,
требовательность к себе, способность работать перспективно);
профессиональные качества и знания (знания в
управлении, в профессиональной сфере, культурный уровень, общее образование,
отношение к повышению квалификации подчиненных);
личные качества (чувство справедливости,
работоспособности);
авторитет.
При этом эксперты должны были высказать оценку
по системе:
качества проявляются постоянно - 5;
качества проявляются часто - 4;
количество проявлений и непроявлений примерно
равно - 3;
качества проявляются редко - 2.
Значение данного исследования заключается в том,
что оно позволяет получит результат, комплексно характеризующий того или иного
сотрудника со стороны, через субъективное мнение ряда служащих данной
организации. Субъективные в отдельности, данные суждения при их обобщении
способны дать в целом объективную картину деловых, профессиональных и личных качеств
работника, их выраженность, явность при взаимодействии с коллегами и
подчиненными. Это позволяет точно определить побуждения, скрытые импульсы
работника или его мотивацию.
В целом, для развития исследований персонала
необходимо совершенствовать сами методы аттестации:
внедрение аттестационных анкет для руководителей
и специалистов;
изучение и внедрение передовых форм аттестации с
использованием компьютерной техники;
привлечение для проведения методических занятий
специалистов вышестоящих служб;
рекомендации по проведению аттестации
руководителей и специалистов.
Совершенствование методов аттестации может
органично входить в развитие перспективной системы мотивации персонала в
организации.
. Для того чтобы работники получали не только
внешнее вознаграждение, но и внутреннее, у них следует формировать (и проводит
такие мероприятия, которые позволят проявиться данным чувствам) чувство
самоуважения, удовлетворенностью достигнутым результатом, содержательности и
значимости своего труда, ответственности. Содействовать неформальному общению в
процессе выполнения служебных обязанностей.
Так как таможня не является производственным
предприятием либо предпринимательской структурой, поэтому вопрос точного
определения разграничения результата деятельности одного работника, некоторого
коллектива является сложным, однако требующим своего решения для реализации
формы мотивации по результату.
Таким образом, методические рекомендации по
мотивации труда персонала организации включают:
. Введение в штат конкретного специалиста,
занимающегося исключительно вопросами управления мотивацией персонала.
. Реализацию действенных методик изучения
мотивов персонала (например, экспертный опрос).
. Реализацию формы мотивации по результату.
Расчет экономического эффекта предлагаемых
мероприятий.
Расчет производим по формуле:
Уменьшение текучести рабочей силы, выявленной
неудовлетворенностью организацией труда.
Эс = Σ4i=1 Рт1
* (1 - КТ2/КТ1),
где Σ4i=1 Рт1
- среднегодовой ущерб, причиняемый предприятию текучестью рабочей силы, руб., в
том числе:
Рт1 - ущерб, нанесенный недополучением продукции
в течение двух недель у работников, решивших оставить работу;
Рт2 - ущерб, нанесенный недополучением продукции
у работников, вновь принятых на работу;
Рт3 - затраты связанные с обучением вновь
принятых работников;
Рт4 - дополнительные расходы, связанные с
организационной работой по приему и увольнению работников по собственному
желанию;
КТ2 - ожидаемый коэффициент текучести рабочей
силы после внедрения комплекса мероприятий по научной организации труда, %;
КТ1 - фактический коэффициент рабочей силы в
связи с недостатками в организации труда на предприятии, %.
Таким образом, если проведенные мероприятия
значительно повлияли на снижение текучести кадров и руководство обратило
внимание на работников и на выполнение ими своих обязанностей, тем самым решив,
что за хорошую работу нужно вознаградить повышением оплаты до уровня выше
среднего. Более того, концентрация на высокой зарплате и премиях повышает
ожидания людей и, таким образом, общие компенсационные издержки.
Руководство предоставляет своим работникам
отгулы или немедленные вознаграждения за хорошо сделанную работу. Таким
образом, поддерживается энтузиазм людей на протяжении всего года.
Так же одной из форм совершенствования практики
оплаты труда в таможенных органах является диверсификация социального пакета
служащих - предоставление выбора в допустимых пределах дополнительных
вознаграждений, в наибольшей мере отвечающих их потребностям: предоставление
основных и дополнительных гарантий, когда основное, или защитное обеспечение
распространяется на всех сотрудников (медицинское страхование, страхование
жизни и пенсионные выплаты), а дополнительными льготами (беспроцентная ссуда на
приобретение жилья, оплата спортивных занятий, бесплатные обеды и др.) могут
воспользоваться госслужащие с определенным стажем работы.
Невысокая покупательная способность денежного
содержания государственных служащих, отставание роста уровня доходов от темпов
инфляции и увеличения средних зарплат в других отраслях доказывают целесообразность
пересмотра размеров базовых окладов путем их увязки с величиной прожиточного
минимума региона: индексация постоянной части денежного содержания в
соответствии с ростом уровня стоимости жизни и увязка переменной части с его
профессионально-квалификационным ростом и результативностью труда.
Также предлагается адаптация зарубежного опыта
агрегирования разрядов тарифных сеток, в рамках которых становится возможным в
большей степени дифференцировать индивидуальные выплаты.
Создание государственной службы нового типа
неразрывно связано с совершенствованием ее кадрового состава. Поэтому
первоочередной задачей является обеспечение для государственных служащих таких
условий для трудовой мотивации (административных, организационно-экономических,
социально-психологических), которые будут дисциплинировать, стимулировать,
способствовать профессиональной и творческой реализации, воспитывать
нравственные ценности и этические принципы служебной деятельности, что,
соответственно, позволит повысить ответственность и результативность российской
государственной службы.
Социальный пакет играет немаловажную роль для
сотрудников, его наличие формирует благоприятную обстановку внутри компании и
хороший имидж компании на рынке. Социальный пакет включает:
· Непрямое материальное
вознаграждение.
· Общедоступные льготы, направленные
на весь персонал:
· Добровольное медицинское
страхование,
· Страхование от несчастного случая,
· Негосударственное пенсионное
обеспечение, питание и т. д.
Дополнительные льготы, которые могут распределяться
по отдельным категориям сотрудников или же на основании их статуса и/или
результатов деятельности. Например:
оплата телефона,
детский сад,
займы,
служебный автомобиль и т.д.
Нематериальное вознаграждение:
поздравление с днем рождения и с другими
знаменательными событиями в жизни сотрудника,
карьерные возможности,
обучение,
фитнес,
похвалы, награды,
наставничество,
доска почета и т.д.
Социальный пакет может быть стандартным для всех
сотрудников компании, а может отличаться в зависимости от категорий персонала.
Также сотрудник может выбирать из предоставленных возможностей те льготы,
которые ему наиболее предпочтительны, в соответствии со стоимостью
предоставленного ему социального пакета.
Таким образом, направления совершенствования
оплаты труда включают комплексные действия по одновременной реализации в
организации параллельной мотивации, двух групп факторов мотивации, более
человечные отношения с персоналом, воздействие на их высшие потребности,
формирование сильных мотиваций, сопряженных с целями организации.
Рекомендации по мотивации персонала организации
включают:
· введение в штат конкретного
специалиста, занимающегося исключительно вопросами управления мотивацией
персонала;
· реализация действенных методик
изучения мотивов персонала (например, экспертный опрос);
· реализацию формы мотивации по
результату.
Также формирование упорядоченной системы
прохождения государственной службы создает условия для карьерного продвижения
государственных служащих, их профессиональной самореализации, дает возможность
выбора наиболее соответствующего должности кандидата, снижает текучесть кадров.
Профессиональное развитие персонала состоит из адаптации, обучения (повышения
квалификации, профпереподготовки, стажировок, самообразования), должностного
продвижения и аттестации государственных служащих.
Социальный пакет может быть стандартным для всех
сотрудников компании, а может отличаться в зависимости от категорий персонала.
Вывод по главе II
Приоритетами работы в системе государственной
службы в настоящее время являются стабильность деятельности, профессиональный
опыт и интересное содержание труда, что указывает на высокий уровень мотиваций
интеллектуального развития, профессионального совершенствования и творческой
самостоятельности.
Основными инструментами мотивации труда
государственных служащих аппарата Правительства являются: установление надбавок
к должностному окладу за особые условия государственной службы, за квалификационный
разряд; премирование; наложение дисциплинарных взысканий. Как уже отмечалось, в
настоящее время в России происходит формирование нового механизма мотивации
труда, в первую очередь, необходимо формирование механизма мотивации
госслужащих.
Исследование факторов управления трудовой
мотивацией в сфере государственной службы показало, что эффективность
используемых методов мотивации и стимулирования недостаточна и требует
изменений.
Заключение
Кадры - один из важнейших факторов развития
таможенного дела. Под кадровым потенциалом понимают способность персонала
таможенных органов эффективно и своевременно выполнять поставленные перед ними
задачи в меняющихся условиях внешней и внутренней среды.
Кадровый потенциал обусловлен такими факторами,
как численность занятых, эффективность их использования, средний возраст и стаж
работы, уровень образования, квалификация, заинтересованность в результатах
труда. Кадровый потенциал в немалой степени зависит от расстановки кадров,
оплаты труда, его организации, степени социальной защищенности, престижа
профессии.
Для таможенной системы, как и для других сфер
деятельности, важно сбалансировать рабочие места с имеющимися трудовыми
ресурсами как по количеству, так и профессиональному составу. Источниками
пополнения кадров для таможенной службы являются Российская таможенная академия
и ее филиалы, другие высшие учебные заведения страны, правоохранительные
органы, вооруженные силы. Проявляется тенденция увеличения доли должностных
лиц, имеющих профильное для деятельности таможенных органов образование.
Стремление рационализировать структуру расходов
федерального бюджета повышает значимость эффективного использования трудовых
ресурсов в таможенном деле.
Оплата труда личного состава таможенных органов
включает должностные оклады, оклады специального звания (для сотрудников),
тарифные ставки (оклады) для работников таможенных органов, оклады за классный
чин (для федеральных государственных служащих), ежемесячные надбавки и доплаты,
премии, а также прочие денежные выплаты. Оклады работающих в системе ФТС России
дифференцированы по статусу таможенных органов. Установлены следующие основные
ежемесячные надбавки для работников таможенных органов: за квалификационный
разряд, за стаж работы, за обладание ученой степенью, за сохранность и
обслуживание специальной аппаратуры, работу на оперативных и персональных
машинах РТУ (водителям), за работу с ненормированным рабочим днем, в выходные и
праздничные дни. Конкретные оклады, надбавки, доплаты и премии утверждаются
начальником таможенного органа в пределах установленного фонда оплаты труда.
В результате проделанной работы можно прийти к
выводу, что оплата труда в системе ФТС России является очень важной частью
стимулирования трудовой деятельности всех ее работников. Совершенствование
систем оплаты труда, поиск новых решений, может уже в ближайшем будущем больше
заинтересовывать работников таможенной службы к высокопроизводительному труду.
Список использованных источников
оплата заработный таможенный
сотрудник
1. Конституция
Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
. Таможенный
кодекс Таможенного Союза Т17 2012год/комментарии Е.Ю. Сафаровой. - М.:ООО
"Рид Групп"
. Трудовой
кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 02.04.2014, с изм.
от 05.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.04.2014)
. Гражданский
кодекс Российской Федерации Части 1-4. от 18.12.2006 №230-ФЗ (действующая
редакция от 23.07.2013)
. Российская
Газета. Режим доступа:- (http://www.rg.ru/)
. Указ
Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. №763 "О денежном
содержании федеральных государственных гражданских служащих" (ред. №46 от
01.06.2013 года)
. Приказ
ФТС РФ от 11 октября 2013 г. №1258 "Об утверждении порядка осуществления
материального стимулирования должностных лиц территориальных органов
Федеральной Таможенной службы"
. Постановление
Правительства Российской Федерации от 26июля 2006 года №459 "О Федеральной
таможенной службе"
. Постановление
Правительства Российской Федерации от 26июля 2006 года №459 "О Федеральной
таможенной службе"
. Федеральный
закон №79-ФЗ
. Федеральный
закон от 27 июля 2004 года №79-ФЗ "О государственной гражданской службе в
Российской Федерации" (ред.25.11.2013год)
. Приказ
ФТС РФ от 30.03.2005 №257 (ред. От 29.04.2013) "О внесении изменений в
приказ ГТК России от 02.04.2001 №327"
. Приказ
ФТС РФ от 29.08.2008 "О введении системы оплаты труда работников
таможенных органов Российской Федерации и учреждений, находящихся в ведении ФТС
России, установленной в соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 5 августа 2013 г. №583"
. Мягин
А.Н. Таможенное дело. "Логос-СПб", С-Петербург, 2011 год
. Толкушкин
А.В. Таможенное дело. 2-е изд., перераб.и доп. - М.: Издательство: Высшее
образование, 2009 год.
. Основы
таможенного дела. Учебник. / Под общ. ред. Драганова В.Г.: Рос. тамож. акад.
ГТК РФ - М.: ОАО Изд-во "Экономика", 2012 год.
. Базаров
Т.Ю. Управление персоналом / Т.Ю. Базаров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:
ЮНИТИ, 2009 год.
. Андрейчук
Е.Л., Дианова В.Ю., Смирнов В.П. "Экономика таможенного дела",
Учебное пособие. 2011 г. - 304 с.
. Горфинкель
В.Я., Швандар В.А. "Экономика организаций (предприятий)", Учебник для
вузов. 2012г. - 670 с.
. Консультант
плюс - Режим доступа: [http://www.consultant.ru/].
. Клименко
А.Оплата труда российских федеральных государственных гражданских служащих. -
Режим доступа: [http://www.thec.ru/dismat/Klimenko/Klimenko_r.rtf. 14.04.2013].
. Гарант
- Информационно-правовой портал - Режим доступа: [http://www.garant.ru/]
. Федеральная
таможенная служба - Режим доступа: [http://www.customs.ru/]
. www.audit-it.ru
(Материалы подготовленные группой консультантов-методологов ЗАО
"BKR-интерком - Аудит")