|
А1
|
А2
|
А3
|
А4
|
А5
|
Б2
|
500 18
|
500 6
|
10
|
250 14
|
500 12
|
Б3
|
31
|
24
|
20
|
500 9
|
500 13
|
Б4
|
16
|
14
|
750 10
|
750 7
|
12
|
Б5
|
500 5
|
250 7
|
750 6
|
500 18
|
20
|
Б2 А1 - А1Б5 - Б5А4 - А4Б3 - Б3А5 - А5Б2 = 500 т
.4 Расчет маршрутов
Для того чтобы приступить к расчету маршрутов, выбираем тип и марку
автомобиля, соответствующего требованиям при перевозке данного груза: самосвал
МАЗ-6516А8-321 грузоподъемностью 25 тонн и экскаватор с ковшом емкостью свыше 5
куб. м.
В соответствии с «Едиными нормами времени на перевозку грузов автомобильным
транспортом» выбирается норма времени простоя под погрузкой-разгрузкой 1 т
груза 1-го класса автомобиля-самосвала грузоподъемностью 25 тонн. Время простоя
под погрузкой-разгрузкой за ездку.
tп-р е
= tп-р ∙ qн,
для песка, щебня: tп-р е
= 0,005 ∙ 25 = 0,125 часа;
для грунта: tп-р е = 0,008 ∙
25 = 0,2 часа;
для кокса: tп-р е = 0,0088 ∙
25 / 0,8 = 0,275 часа.
На основании данного класса дорог рассчитаем среднюю норму пробега
автомобилей в данных эксплуатационных условиях:
Vт =
0,5 ∙ 49 + 0,5 ∙ 24 = 36,5 км/ч.
Время работы автомобилей Тн для всех расчетов принимаем равным 8,5 часов.
Выбираем 2 грузовых автомобильных парка: А2-ГАП1, Б2-ГАП2.
Далее, на основании имеющихся данных, приступаем к расчету маршрутов,
который будем производить с помощью следующих формул:
) время работы на маршруте
Тм = Тн - (l01 + l01)/Vт
) время ездки
te = tдв + tп-р = Тм / Vт + tп-р
) количество ездок
Z = Тм
/ te
) выработка за смену
PQ = qн ∙
Z ∙ n ∙
5)
коэффициент использования пробега за смену и общий
= Lгр /
lобщ
= lгр /
(lгр + lх + l0)
6) груженый пробег автомобиля за день
Lгр= lгр ∙ Z
) необходимое число автомобилей для перевозки заданного объема
грузов
А = Qсут/РQ;
) скорректированное время нахождения автомобиля в наряде
Т¢н = lобщ /Vт + tп-р ∙ Z ∙ n
Маршрут № 1
А4Б2 - Б2А4 = 1250 т
10 км
Исходные данные:
Tн =
8,5 ч;
qн =
25 т;
tп-р=
0,125 ч;
Vт=
36,5 км/ч;
lх =
14 км;
lм= 28 км;
l01= 7
км;
l02=
21 км;
Qсут =
1250 т.
lег =
14 км.
1) Тм = 8,5 - (20 + 7)/36,5 = 7,76;
2) te = 28 / 36,5 + 0,125= 0,89 ;
3) Z = 7,76 / 0,89 = 8,7 Принимаем 9 об;
4) PQ = 25 ∙ 1 ∙ 9 ∙ 1 = 225 т;
5) = 14 / 28 = 0,5 ;
= 126 /
(9 ∙ 14 + 8 ∙ 14 + 27) = 0,48 ;
6) Lгр= 14 ∙ 9 = 126 км;
7) А = 1250/225= 5,5 Принимаем 6
) Т¢н = 265/36,5 + 0,125 ∙ 9 = 8,4 ч.
Маршрут № 2
А2Б5 - Б5А2 = 250 т
Исходные данные:
Tн =
8,5 ч;
qн =
25 т;
tп-р=
0,125 ч;
Vт=
36,5 км/ч;
lх = 7
км;
l м= 14 км;
l01= 0
км;
l02= 7
км;
Qсут =
250 т;
lег =
7 км.
1) Тм = 8,5 - 7/36,5 = 8,3;
2) te = 14/36,5 +0,125 = 0,51;
3) Z = 8,3/0,51 = 16,3 Принимаем 17 об;
4) PQ = 25 ∙ 1 ∙ 17 ∙ 1 = 425 т;
5) = 7/14 = 0,5;
= 119/(17
∙ 7 + 16 ∙ 7 + 7) = 0,5;
6) Lгр= 17 ∙ 7 = 119 км ;
7) А = 250/425 = 0,6 Принимаем 1;
) Т¢н = 238/36,5 + 0,125 ∙ 17 = 8,65 ч.
Маршрут № 3
А2Б2 - Б2А1 - А1Б5 - Б5А2 = 500 т
Исходные данные:
Tн =
8,5 ч;
qн =
25 т;
tп-р=
0,125 ч;
lх =
11 км;
Vт=
36,5 км/ч;
L м = 36 км;
l01 =
6 км;
l02 =
0 км;
Qсут =
500 т .
1) Тм = 8,5 - 6/36,5 = 8,34;
2) te = 36/36,5 +0,125 ∙ 2 = 1,24;
3) Z = 8,34/1,24 = 6,7 Принимаем 7 об;
4) PQ = 25 ∙ 1 ∙ 7 ∙ 2 = 350 т;
5) = (18 + 7)/(25 + 11 - 6/7) = 0,71;
= (18 +
7) ∙ 7/(25 ∙ 7 + 11 ∙ 6 + 5 + 6) = 0,69;
6) Lгр= (18 + 7) ∙ 7 = 175 км ;
7) А = 500 ∙ 2/350 = 2,8 Принимаем 3;
) Т¢н = 252/36,5 + 0,125 ∙ 7 ∙ 2 = 8,65 ч.
График работы автомобиля по маршруту № 3 представлен в Приложении 1.
Маршрут № 4
Б4А4 - А4Б5 - Б5А3 - А3Б4 = 750 т
Исходные данные:
Tн =
8,5 ч;
qн =
25 т;
tп-р=
0,125 ч;
tп-р=
0,2 ч;
Vт=
36,5 км/ч;
lх =
13 км.
L м = 41 км;
l01 =
7 км;
l02 =
0 км;
Qсут =
750 т.
1) Тм = 8,5 - 13/36,5 = 8,14 ;
2) te = 41/36,5 +0,125 + 0, 2 = 1,45 ;
3) Z = 8,14/1,45 = 5,6 Принимаем 6 об ;
4) PQ = 25 ∙ 1 ∙ 6 ∙ 2 = 300 т ;
5) = (18 + 10)/(28 + 13 - 7/6) = 0,7;
= (18 +
10) ∙ 6/(28 ∙ 6 + 13 ∙ 5 + 7 + 6) = 0,68 ;
6) Lгр= (18 + 10) ∙ 6 = 168 км ;
7) А = 750 ∙ 2/300 = 5 ;
) Т¢н = 246/36,5 + (0,125 + 0,2) ∙ 6 = 8,68 ч.
Маршрут № 5
А4Б3 - Б3А5 - А5Б2 - Б2А4 = 250 т
Исходные данные:
Tн =
8,5 ч;
qн =
25 т;
tп-р=
0,125 ч;
tп-р=
0,275 ч;
Vт=
36,5 км/ч;
lх =
21 км.
lм = 48 км;
l01 =
7 км;
l02 =
16 км;
Qс ут
= 250 т.
1) Тм = 8,5 - 23/36,5 = 7,87 ;
2) te = 48/36,5 +0,125 + 0, 275 = 1,72 ;
3) Z = 7,87/1,72 = 4,57 Принимаем 5 об ;
4) PQ = 25 ∙ 1 ∙ 5 ∙ 2 = 250 т ;
5) = (14 + 13) /(27 + 21 - 9/5) = 0,58;
= (14 +
13) ∙ 5 /(27 ∙ 5 + 21 ∙ 4 + 12 + 7 + 16) = 0,53 ;
6) Lгр= (14 + 13) ∙ 5 = 135 км ;
7) А = 250 ∙ 2/250 = 2 ;
) Т¢н = 254/36,5 + (0,125 + 0,275) ∙ 5 = 8,96 ч.
Маршрут № 6
Б2 А1 - А1Б5 - Б5А4 - А4Б3 - Б3А5 - А5Б2 = 500 т
Исходные данные:
Tн =
8,5 ч;
qн =
25 т;
tп-р=
0,125 ч;
tп-р=
0,275 ч;
Vт=
36,5 км/ч;
lх =
26 км.
lм = 75 км;
l01 =
7 км;
l02 =
16 км;
Q сут
= 500 т.
1) Тм = 8,5 - 23/36,5 = 7,87 ;
2) te = 75/36,5 +0,125 ∙ 2 + 0, 275 = 2,58 ;
3) Z = 7,87/2,58 = 3,02 Принимаем 3 об ;
4) PQ = 25 ∙ 1 ∙ 3 ∙ 3 = 225 т ;
5) = (18 + 13 + 18) /(49 + 17 - 9/3) = 0,71;
= (18 +
13 + 18) ∙ 3 /(49 ∙ 3 + 26 ∙ 2 + 17 + 23) = 0,62 ;
6) Lгр= (18 + 13 + 18) ∙ 3 = 147 км ;
7) А = 250 ∙ 2/250 = 2 ;
) Т¢н = 239/36,5 + (0,125 ∙ 2 + 0,275) ∙ 3 = 8,1 ч.
На основании имеющихся данных рассчитаем следующие нерациональные
маршруты.
Маршрут № 7
А1Б2 - Б2А1 = 1000 т
Исходные данные:
Tн =
8,5 ч;
qн =
25 т;
tп-р=
0,125 ч;
lх =
19 км;
Vт=
36,5 км/ч;
lм = 36 км;
l01 =
12 км;
l02 =
6 км;
Qсут =
1000 т .
1) Тм = 8,5 - 18/36,5 = 8;
2) te = 36/36,5 +0,125 = 1,11;
3) Z = 8/1,11 = 7,2 Принимаем 8 об;
4) PQ = 25 ∙ 1 ∙ 8 ∙ 1 = 200 т;
5) = 18/36 = 0,5;
= 18 ∙
8/(18 ∙ 8 + 18 ∙ 7 + 18) = 0,5;
6) Lгр= 18 ∙ 8 = 144 км ;
7) А = 1000/200 = 5;
) Т¢н = 288/36,5 + 0,125 ∙ 8 = 8,89 ч.
Маршрут № 8
А2Б5 - Б5А2 = 750 т
Исходные данные:
Tн =
8,5 ч;
qн =
25 т;
tп-р=
0,125 ч;
Vт=
36,5 км/ч;
lх = 7
км;
lм= 14 км;
l01= 0
км;
l02= 7
км;
Qсут =
750 т;
lег =
7 км.
1) Тм = 8,5 - 7/36,5 = 8,3;
2) te = 14/36,5 +0,125 = 0,51;
3) Z = 8,3/0,51 = 16,3 Принимаем 17 об;
4) PQ = 25 ∙ 1 ∙ 17 ∙ 1 = 425 т;
5) = 7/14 = 0,5;
= 119/(17
∙ 7 + 16 ∙ 7 + 7) = 0,5;
6) Lгр= 17 ∙ 7 = 119 км ;
7) А = 750/425 = 1,67 Принимаем 2;
) Т¢н = 238/36,5 + 0,125 ∙ 17 = 8,65 ч.
Маршрут № 9
А4Б2 - Б2А4 = 1500 т
Исходные данные:
Tн =
8,5 ч;
qн =
25 т;
tп-р=
0,125 ч;
Vт=
36,5 км/ч;
lх =
14 км;
l01= 7
км;
l02=
21 км;
Qсут =
1500 т.
lег =
14 км.
1) Тм = 8,5 - (20 + 7)/36,5 = 7,76;
2) te = 28 / 36,5 + 0,125= 0,89 ;
3) Z = 7,76 / 0,89 = 8,7 Принимаем 9 об;
4) PQ = 25 ∙ 1 ∙ 9 ∙ 1 = 225 т;
5) = 14 / 28 = 0,5 ;
= 126 /
(9 ∙ 14 + 8 ∙ 14 + 27) = 0,48 ;
6) Lгр= 14 ∙ 9 = 126 км;
7) А = 1500/225= 6,6 Принимаем 7 ;
) Т¢н = 265/36,5 + 0,125 ∙ 9 =8,4 ч.
Маршрут № 10
А3Б4 - Б4А3 = 750 т
Исходные данные:
Tн =
8,5 ч;
qн =
25 т;
tп-р=
0,2 ч;
Vт=
36,5 км/ч;
lх =
10 км;
lм= 20 км;
l01= 4
км;
l02=
14 км;
Qсут =
750 т.
lег =
10 км.
1) Тм = 8,5 - (14 + 4)/36,5 = 8;
2) te = 20 / 36,5 + 0,2= 0,75 ;
3) Z = 8 / 0,75 = 10,6 Принимаем 11 об;
4) PQ = 25 ∙ 1 ∙ 11 ∙ 1 = 275 т;
5) = 10 / 20 = 0,5
= 110 /
(10 ∙ 11 + 10 ∙ 10 + 18) = 0,48
6) Lгр= 10 ∙ 11 = 110 км;
7) А = 750/275= 2,7 Принимаем 3
) Т¢н = 228/36,5 + 0,2 ∙ 11 =8,45 ч.
Маршрут № 11
А4Б5 - Б5А4 = 1250 т
Исходные данные:
Tн =
8,5 ч;
qн =
25 т;
tп-р=
0,125 ч;
Vт=
36,5 км/ч;
lх =
18 км.
lм = 36 км;
l01 =
7 км;
l02 =
16 км;
Qсут =
1250 т.
1) Тм = 8,5 - 23/36,5 = 7,87
2) te = 36/36,5 +0,125 + 0,125 = 1,11
3) Z = 7,87/1,11 = 7,04 Принимаем 7 об
4) PQ = 25 ∙ 1 ∙ 7 ∙ 1 = 175 т
5) = 18/36 = 0,5;
= 18 ∙
7/(18 ∙ 7 + 18 ∙ 6 + 16 + 7) = 0,49
6) Lгр= 18 ∙ 7 = 126 км ;
7) А = 1250 /175 = 7,14 Принимаем 8
) Т¢н = 257/36,5 + 0,125 ∙ 7 = 7,92 ч.
Маршрут № 12
А5Б3 - Б3А5 = 750 т
Исходные данные:
Tн =
8,5 ч;
qн =
25 т;
tп-р=
0,275 ч;
Vт=
36,5 км/ч;
lх =
13 км;
lм= 26 км;
l01=
12 км;
l02=
16 км;
Qсут =
750 т.
lег =
13 км.
1) Тм = 8,5 - (12 + 16)/36,5 = 7,73;
2) te = 26 / 36,5 + 0,275= 0,98 ;
3) Z = 7,73 / 0, 98 = 7,8 Принимаем 8 об;
4) PQ = 25 ∙ 1 ∙ 8 ∙ 1 = 200 т;
5) = 13 / 26 = 0,5 ;
= 104 /
(13 ∙ 8 + 13 ∙ 7 + 28) = 0,47
6) Lгр= 13 ∙ 8 = 104 км;
7) А = 750/200 = 3,75 Принимаем 4
) Т¢н = 223/36,5 + 0,275 ∙ 8 =8,31 ч.
Результаты расчётов представлены в табл. 1.11
Таблица 1.11 - Расчетные данные по маршрутам.
Маршрут
|
Кол-во т, перевозимых по
маршруту
|
Пробег авто за оборот, км
|
Кол-во оборотов авто за
смену
|
Пробег автомобиля за смену,
км
|
βоб, βсм
|
Кол-во автомобилей, А
|
откуда
|
куда
|
|
с грузом
|
без груза
|
с грузом
|
без груза
|
с грузом
|
без груза
|
|
|
ГАП2
|
А4
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1
|
-
|
7
|
|
6
|
А4
|
Б2
|
1250
|
14
|
-
|
9
|
-
|
126
|
-
|
0,5
|
|
Б2
|
А4
|
-
|
-
|
14
|
-
|
8
|
-
|
112
|
0,48
|
|
Б2
|
ГАП2
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1
|
-
|
20
|
|
|
ГАП1
|
Б5
|
250
|
7
|
-
|
17
|
-
|
119
|
-
|
|
|
Б5
|
А2
|
-
|
-
|
7
|
-
|
16
|
-
|
112
|
0,5
|
1
|
Б5
|
ГАП1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1
|
-
|
7
|
0,5
|
|
ГАП1
|
Б5
|
500
|
7
|
-
|
7
|
-
|
49
|
-
|
0,71 0,69
|
|
Б5
|
А1
|
-
|
-
|
5
|
-
|
7
|
-
|
35
|
|
3
|
А1
|
Б2
|
500
|
18
|
-
|
7
|
-
|
126
|
-
|
|
|
Б2 Б2
|
А2 ГАП1
|
- -
|
- -
|
6 -
|
- -
|
6 1
|
- -
|
36 6
|
|
|
ГАП2
|
А4
|
-
|
-
|
-
|
-
|
5
|
-
|
35
|
|
5
|
А4
|
Б5
|
750
|
18
|
-
|
6
|
-
|
108
|
-
|
0,7
|
|
Б5
|
А3
|
-
|
-
|
6
|
-
|
6
|
-
|
36
|
0,68
|
|
Б4 А3
|
А4 ГАП2
|
- 750
|
- 10
|
7 -
|
- 6
|
1 -
|
- 60
|
7 -
|
|
|
ГАП2
|
А4
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1
|
-
|
7
|
|
2
|
А4
|
Б2
|
250
|
14
|
-
|
5
|
-
|
70
|
-
|
0,58
|
|
Б2 А5
|
А5 Б3
|
- 250
|
- 13
|
12 -
|
- 5
|
5 -
|
- 65
|
60 -
|
0,53
|
|
Б3
|
А4
|
-
|
-
|
9
|
-
|
4
|
-
|
36
|
|
|
Б3
|
ГАП2
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1
|
-
|
16
|
|
|
ГАП2
|
А4
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1
|
-
|
7
|
|
|
А4
|
Б5
|
500
|
18
|
-
|
3
|
-
|
54
|
-
|
|
|
Б5
|
А1
|
-
|
-
|
5
|
-
|
3
|
-
|
15
|
0,71
|
|
А1
|
Б2
|
500
|
18
|
-
|
3
|
-
|
54
|
-
|
|
7
|
Б2
|
А5
|
-
|
-
|
12
|
-
|
3
|
-
|
36
|
0,62
|
|
А5
|
Б3
|
500
|
13
|
-
|
3
|
-
|
39
|
-
|
|
|
Б3
|
А4
|
-
|
-
|
-
|
2
|
-
|
18
|
|
|
Б3
|
ГАП2
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1
|
-
|
16
|
|
|
ГАП1
|
А1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1
|
-
|
12
|
|
|
А1
|
Б2
|
1000
|
18
|
-
|
8
|
-
|
144
|
-
|
0,5
|
5
|
Б2
|
А1
|
-
|
-
|
18
|
-
|
7
|
-
|
126
|
0,5
|
|
Б2
|
ГАП1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1
|
-
|
6
|
|
|
Окончание таблицы 2.5
|
ГАП1
|
Б5
|
750
|
7
|
-
|
17
|
-
|
119
|
-
|
|
|
Б5
|
А2
|
-
|
-
|
7
|
-
|
16
|
-
|
112
|
0,5
|
2
|
Б5
|
ГАП1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1
|
-
|
7
|
0,5
|
|
ГАП1 А4 Б2 Б2
|
А4 Б2 А4 ГАП2
|
- 1500 - -
|
- 14 - -
|
- - 14 -
|
- 9 - -
|
1 - 8 1
|
- 126 - -
|
7 - 112 20
|
0,5 0,48
|
7
|
ГАП1
|
А3
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1
|
-
|
4
|
|
|
А3
|
Б4
|
750
|
10
|
-
|
11
|
-
|
110
|
-
|
0,5
|
3
|
Б4
|
А3
|
-
|
-
|
10
|
-
|
10
|
-
|
100
|
0,46
|
|
Б4
|
ГАП1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1
|
-
|
14
|
|
|
ГАП2
|
А4
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1
|
-
|
7
|
|
|
А4
|
Б5
|
1250
|
18
|
-
|
7
|
-
|
126
|
-
|
0,5
|
8
|
Б5
|
А4
|
-
|
-
|
18
|
-
|
6
|
-
|
108
|
0,49
|
|
Б5
|
ГАП2
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1
|
-
|
16
|
|
|
ГАП2
|
А5
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1
|
-
|
12
|
|
|
А4
|
Б3
|
750
|
13
|
-
|
8
|
-
|
104
|
-
|
0,5
|
4
|
Б3
|
А5
|
-
|
-
|
13
|
-
|
7
|
-
|
91
|
0,47
|
|
Б3
|
ГАП2
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1
|
-
|
16
|
|
|
По результатам табл. 1.11 рассчитаем средние показатели работы автомобиля
на группе рациональных маршрутов:
1) среднее расстояние перевозки:
lпер=∑(Lгр ∙ Аэ)/ ∑(ne ∙ Аэ)
lпер=
(126 ∙ 5,556 + 119 ∙ 0,558 + 175 ∙ 2,857 + 168∙ 5 + 2 ∙
135 + 6,67 ∙ 147 )/
/(5,556 ∙ 9 + 0,558 ∙ 17 + 2,857 ∙ 7 ∙ 2 + 5 ∙
6 ∙ 2 + 2 ∙ 5 ∙2 + 6,673 ∙ 3) = 14,02 км
) средний коэффициент использования пробега:
β =∑(Lгр ∙ Аэ)/ ∑(Lсут ∙ Аэ)
β=(126 ∙ 5,556 + 119 ∙ 0,558 + 175 ∙ 2,857 +
168 ∙ 5 + 2 ∙ 135 + 6,67 ∙ 147)/
/(265 ∙ 5,556 + 0, 558 ∙ 238 + 2,857 ∙ 252 + 5 ∙
246 + 2 ∙ 254 + 6,67 ∙ 239) = 0,59
) среднее время в наряде:
Тн=∑(Т’н ∙ Аэ)/ ∑Аэ
Тн= (8,4 ∙ 5,5556 + 8,65 ∙ 0,558 + 8,65 ∙ 2,857 + 8,68 ∙
5 + 8,96 ∙ 2 + 8,1 ∙ 67)/(5,556 + 0,558 + 2,857 + 7 + 6,67) = 8,46
ч
) объем перевозок:
Q = Qсут ∙ Дк ∙ αв
Q =
6000 ∙ 365 ∙ 0,8 = 1752000 т
По результатам табл. 2.5 рассчитаем средние показатели работы автомобиля
на группе нерациональных маршрутах:
) среднее расстояние перевозки:
lпер=∑(Lгр ∙ Аэ)/ ∑(ne ∙ Аэ)
lпер=(5
∙144 + 1,67 ∙ 19 + 6,67 ∙ 126 + 2,73 ∙ 110 + 7,14 ∙
126 + 3,75 ∙ 104)/(5 ∙ 8 +
+ 1,67 ∙ 17 + 6,67 ∙ 9 +2,73 ∙ 11 + 7,14 ∙ 7 +
3,75 ∙ 8) = 14,04 км
) средний коэффициент использования пробега:
β =∑(Lгр ∙ Аэ)/ ∑(Lсут ∙ Аэ)
β=(5 ∙144 + 1,67 ∙ 19 + 6,67
∙ 26 + 2,73 ∙ 0 + 7,14 ∙ 26 + 3,75 ∙ 04)/
/(5 ∙ 288 + 1,67 ∙ 238 + 6,67 ∙ 265 + 2,73 ∙ 228
+ 7,14 ∙ 257 + 3,75 ∙ 223)=0,49
) среднее время в наряде:
Тн=∑(Т’н ∙ Аэ)/ ∑Аэ
Тн=(5 ∙ 8,89 + 1,67 ∙ 8,65 + 6,67 ∙ 8,4 + 2,73 ∙
8,45 + 7,14 ∙ 7,92 + 3,75 ∙ 8,31)/(5 + 1,67 + 6,67 + 2,73 + 7,14 +
3,75) = 8,37 ч
) объем перевозок:
Q = Qсут ∙ Дк ∙ αв
Q
=6000 ∙ 365 ∙ 0,8 = 1752000 т
2. Расчет эффективности разработанного варианта перевозок
Определяя экономическую эффективность от применения математических
методов, необходимо сравнить показатели работы автомобилей по плану,
разработанному с помощью матрицы , с показателями работы этих же автомобилей,
работающих по маятниковым маршрутам. Рациональный метод планирования, то есть
решение задачи маршрутизации перевозок, дает повышение коэффициента
использования пробега и он будет больше 0,5 (в данном варианте он равен 0,59).
При работе автомобилей только по маятниковым маршрутам значение этого
коэффициента никогда не превышает 0,5 (0,49 в данном варианте). На базе роста
коэффициентов использования пробега проводится расчет экономической
эффективности.
Прежде чем приступить к расчетам, необходимо составить таблицу исходных
нормативных данных для выбранной марки автомобиля МАЗ-6516А8-321. Данные
предоставлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1- Нормативные данные автомобиля МАЗ-6516А8-321.
1
|
Норма времени простоя под
погрузкой и разгрузкой на 1 т груза, ч
|
tп-р
|
0,3
|
2
|
Грузоподъемность
автомобиля, т
|
qn
|
25
|
3
|
Норма расхода топлива на
100 км, л/100км
|
n2
|
54,0
|
4
|
Коэффициент, учитывающий
повышение нормы топлива при работе в зимнее время на городских дорогах
|
K3
|
1,1
|
5
|
Коэффициент, учитывающий
повышение нормы топлива в зимнее время и снижение нормы при работе на
внегородских дорогах с усовершенствованным покрытием в течение всего года
|
K4
|
1,02
|
6
|
Стоимость 1 л топлива, руб.
|
Цт
|
9200
|
7
|
Стоимость 1 л смазки, руб.
|
Цсм
|
80 000
|
8
|
Норма смазки на 100 л
топлива, л
|
nсм
|
0,35
|
9
|
Норма ТАП-15, руб
|
nн
|
0,09
|
10
|
Стоимость 1 л ТАП-15, руб
|
Цн
|
85 000
|
11
|
Стоимость 1кг солидола,
руб.
|
Цс
|
18 650
|
12
|
Норма расхода солидола на
100 л топлива, кг
|
nс
|
0,05
|
13
|
Норма затрат на техническое
обслуживание (ТО) и текущий ремонт (ТР) на 1 км пробега, руб.
|
nто,тр
|
160
|
14
|
Коэффициент, учитывающий
понижение нормы затрат на ТР при работе на усовершенствованных дорогах
|
k5
|
0,8
|
15
|
Прейскурантная цена
автомобиля, тыс. руб.
|
Ца
|
900 000
|
16
|
Норма амортизации на полное
восстановление на 1000 км пробега
|
Па
|
0,005
|
17
|
Норма затрат на
восстановление износа и ремонт одной шины комплекта на 1000 км пробега, руб.
|
nш
|
110 000
|
18
|
Количество шин в комплекте
|
Nш
|
6
|
Исходные данные для расчета экономической эффективности от внедрения
математического метода планирования перевозок.
Таблица 2.2 - Показатели для расчета экономической эффективности
№
|
Показатели
|
Перевозки грузов
|
|
|
по маятниковым маршрутам
|
по рациональным маршрутам
|
1
|
Расстояние средней
перевозки, км
|
14,04
|
14,02
|
2
|
Группа дорог, %
|
50 % - дороги с
усовершенствованным покрытием, 50 % - дороги городские
|
3
|
Средняя техническая
скорость, км/ч
|
36,5
|
4
|
Среднее время в наряде, ч
|
8,37
|
8,46
|
5
|
Класс груза
|
I
|
6
|
Грузоподъемность
автомобиля, т
|
25
|
7
|
Коэффициент использования
пробега
|
0,49
|
0,59
|
8
|
Режим работы
|
9
|
Коэффициент выпуска парка αвып (м), αвып (р)
|
0,8
|
10
|
Объем перевозок Q
(м),Q (р), т
|
1 752 000
|
Расчетные показатели работы автомобиля представлены в таблице 2.3
Таблица 2.3 - Показатели работы автомобиля
По маятниковым маршрутам
|
По рациональным маршрутам
|
Время на погрузку и
разгрузку за ездку, мин
|
tпр (м) = tп-р ∙ qn
(м)
|
tпр (р) = tп-р ∙ qn
(р)
|
tпр (м) =(0,3 ∙ 25)/1 = 7,5
|
tпр (р) =(0,3 ∙ 25)/1 = 7,5
|
где tп-р
- норма времени простоя под погрузкой разгрузкой (в часах) 1 т навалочных
грузов I класса автопогрузчиком
|
Время, необходимое на езду,
ч
|
tе (м) = lпер (м)/(Vт
(м) ∙ β
(м)) + tпр (м)
|
tе (р) = lпер (р)/(Vт
(р) ∙ β
(р)) + tпр (р)
|
tе (м) =14,04/(36,5 ∙ 0,49)+0,125= =0,91
|
tе (р) =14,02/(36,5 ∙ 0,59)+0,125=0,776
|
Количество ездок за день
|
Z (м) = Тн (м)/ tе (м)
|
Z (р) = Тн (р)/ tе (р)
|
Z (м) = 8,37/0,91=9,2 Принимаем 10
|
Z (р) = 8,46/0,776 = 10,9 Принимаем 11
|
Количество ездок за год
|
Zгод (м) = Z (м) ∙ Дк ∙ α (м)
|
Zгод (р) = Z (р) ∙ Дк ∙ α (р)
|
Zгод (м) = 10 ∙ 365 ∙ 0,8 = 2920
|
Zгод (р) 11 ∙ 365 ∙ 0,8 = 3212
|
Общий пробег автомобиля за
ездку, км
|
lобщ (м) = lпер (м)/ β (м)
|
lобщ (р) = lпер (р)/ β (р)
|
lобщ (м) = 14/0,49=28,57 (км)
|
lобщ (р) = 14/0,59 = 23,7 (км)
|
Общий годовой пробег одного
автомобиля, км
|
lгод (м) = lобщ (м) ∙ Zгод
(м)
|
lгод (р) = lобщ (р) ∙ Zгод
(р)
|
lгод (м)= 28,57 ∙ 2920=83424 (км)
|
lгод (р) = 23,7 ∙ 3212=76124 (км)
|
Выработка одного автомобиля
за год, т
|
Р (м) = qn ∙ γc ∙
Zгод (м)
|
Р (р) = qn ∙ γc ∙
Zгод (р)
|
Р (м) = 25 ∙ 1 ∙
2920= 73000 (т)
|
Р (р) = 25 ∙ 1 ∙
3212= 80300 (т)
|
Среднегодовое количество
автомобилей, необходимых для заданного объема перевозок
|
А (м) = Q (м)
∙ Р (м)
|
А (р) = Q (р)
∙ Р (р)
|
А (м) = 1752000/73000 =
24,0
|
А (р) = 1752000/80300= 21,8
|
|
|
|
Расчет количества освобождаемых водителей представлен в таблице 2.4
Таблица 2.4 - Количество освобождаемых водителей
По маятниковым маршрутам
|
По рациональным маршрутам
|
1) Рабочее время водителей,
необходимое для выполнения заданного объема перевозок с учетом
подготовительно-заключительного времени, ч
|
Тр (м) = [(tе
(м) ∙ Z (м)) + t п-з] А (м) ∙ Дк ∙ α (м)
|
Тр (р) = [(tе
(р) ∙ Z (р)) + t п-з] А (р) ∙ Дк ∙ α (р)
|
где t
п-з - подготовительно заключительно время, мин (с учетом предрейсового
осмотра - 25 мин); tе (м),(р) - время на ездку соответственно до
применения математического метода и после, ч
|
Тр (м) = [0,9 ∙ 10 +
0,417] ∙24 ∙ 365 ∙ ∙ 0,8 = 65994,4 (ч)
|
Тр (р) = [0,775 ∙ 11
+ 0,417] ∙ ∙ 21,8 ∙ 365 ∙ 0,8= 56921,2 (ч)
|
2) Необходимое количество
водителей, чел.
|
Nв (м) = Тр (м)/Фг
|
Nв (р) = Тр (р)/Фг
|
где Фг - годовой фонд
рабочего времени, равный 1979 ч
|
Nв (м) = 65994,4/1979=33,3 чел. Nв
(м) = 34 чел.
|
Nв (р) =56921,2/1979= 28,7чел. Nв
(р) = 29 чел.
|
3)Высвобождается водителей,
чел.
|
Nвыс = Nв (м) - Nв (р) Nвыс = 34-29 =
5 чел.
|
Расчет расходов, зависящих от движения, на 1 км пробега приведен в
таблице 2.5
Таблица 2.5 - Расходы, зависящие от движения, на 1 км пробега, руб.
№
|
Расходы
|
По маятниковым маршрутам
|
По рациональным маршрутам
|
1
|
Топливо Ст (м), Ст (р)
|
5368
|
5463
|
2
|
Смазочные материалы Ссм
(м), Ссм (р)
|
208
|
212
|
3
|
Техобслуживание и
технический ремонт автомобиля Сто,тр (м), Сто,тр (р),
|
160
|
160
|
4
|
Амортизация подвижного
состава Са (м), Са (р)
|
1100
|
1100
|
5
|
Восстановление износа и
ремонт шин Сш(м), Сш (р)
|
1490
|
1490
|
Всего:
|
8326
|
8425
|
Определение суммы переменных и накладных расходов за ездку для выявления
более эффективной с экономической точки зрения схемы движения приведено в
таблице 2.6.
Таблица 2.6. - Расчет экономической эффективности
По маятниковым маршрутам
|
По рациональным маршрутам
|
Расходы за ездку, зависящие
от движения, руб. Се = ∑С ∙ lобщ
|
Где ∑С - расходы,
приходящиеся на 1 км пробега за ездку, руб., -общий
пробег за ездку (км)
|
Се = 28,57 ∙ 8326 = 237873,82
|
Се = 23,7 ∙ 8425 = 199672,5
|
Расходы накладные за ездку,
руб. Снакл = n1 ∙ te
|
Снакл =60000 ∙ 0,91 = 54600
|
Снакл = 60000 ∙ 0,776 = 46560
|
Где - нормативные накладные расходы автомобиля на
1авт.-час работы автомобиля
|
Сумма переменных и
накладных расходов за ездку (з/п водителя не учитывается), руб. ∑С’= Се + Снакл
|
∑С’ = 54600 + 237873,82 = 292473,82
|
∑С’ =46560 + 199672,5 = 246232,5
|
Расходы на перевозку 1 т
груза, руб. S1т = ∑С’ / Qn
|
S1т = 292473,82 /25 = 11699
|
S1т = 246232,5/25 = 9849,3
|
Удельные капитальные
вложения в подвижной состав, руб./т Е = Ца ∙ Асрг/Q
|
E = 900000000 ∙ 24 /1752000 = 12328,8
|
Е =900000000 ∙ 21,8
/1752000 = 11198,6
|
3. Построение схем грузопотоков. Разработка маршрутов с помощью схем
Для выбора наиболее оптимальных маршрутов перевозки грузов необходимо
досконально изучить и проанализировать все имеющиеся грузопотоки.
Грузовым потоком называется количество груза в тоннах, следующего в
определенном направлении за определенный период времени.
Для изучения грузопотоков составляют шахматные таблицы, в которых дают
сведения о корреспонденции (грузообмене) между грузообразующими и
грузопоглощающими пунктами. Графически грузопотоки могут быть представлены в
виде схем и эпюр грузопотоков.
Грузопотоки характеризуются размерами, составом, направлением временем
освоения. Эту информацию содержат эпюры.
Для построения эпюры необходимо иметь схему дорожной сети, знать
расстояние между грузопунктами, а также величину и номенклатуру грузовых
потоков между каждыми грузопунктами. Эпюра строится в координатах
«груз-расстояние». Выбирается масштаб для расстояний и объема груза. Затем
строятся оси координат, на которых по оси х откладывается расстояние в
масштабе, по оси у - величина груза в тоннах также в масштабе. В первую очередь
на эпюре отображается груз, следующий с пункты получения, наиболее удаленные от
пункта отправления.
Грузы, движущиеся в противоположных направлениях, откладываются в разных
полуплоскостях координатной плоскости. Эпюра имеет прямое (по которому следует
наибольшее количество грузов) и обратное направление движения груза. Отношение
величин грузопотоков в прямом и обратном направлении указывает на возможность
загрузки подвижного состава в обратном направлении.
Площадь каждого прямоугольника на эпюре грузопотоков представляет собой
грузооборот в тонно-километрах на данном участке. Площадь всей эпюры
представляет собой грузооборот всей линии, на которой совершаются перевозки.
Таким образом, из эпюры грузопотоков можно определить: количество груза,
отправляемого из каждого пункта; количество груза, прибывающего в каждый пункт;
количество груза, проходящего транзитом через каждый пункт; объем перевозок на
каждом участке и на всей линии; среднее расстояние перевозки грузов. Кроме
того, эпюра грузопотоков помогает выявлять нерациональные встречные перевозки
одинакового груза.
В случае, когда транспортная сеть, по которой осуществляются перевозки,
достаточно разветвлена, грузопотоки могут быть представлены в виде картограмм.
Эпюры и картограммы дают возможность наглядного представления схемы
перевозок груза, что имеет важное значение для разработки подвижного состава.
Для разработки маршрутов движения изобразим графически имеющиеся
грузопотоки.
Количество груза, перевозимого из одного пункта в другой, характеризуется
данными, представленными в таблице 3.1.
Таблица 3.1 - Грузопотоки
Грузопотоки
|
Вид груза
|
Объем перевозок, т
|
Класс груза и способ
перевозки
|
Коэфф. статич. использов.
грузопод-ти,
|
Объем перевозок, привед. к I
классу грузов, т
|
Из
|
В
|
|
|
|
|
|
А1
|
Б2
|
фрукты
|
250
|
1, ящики
|
1
|
250
|
Б2
|
А1
|
консервы
|
400
|
1, ящики
|
1
|
400
|
А2
|
Б5
|
овощи
|
500
|
1, мешки
|
2
|
625
|
А2
|
Б2
|
овощи
|
250
|
1, мешки
|
2
|
312,5
|
Б2
|
А2
|
мука
|
500
|
1, мешки
|
1
|
500
|
Б3
|
А3
|
цемент
|
500
|
1, мешки
|
1
|
500
|
А4
|
Б1
|
овощи
|
250
|
1, мешки
|
2
|
312,5
|
А4
|
Б2
|
овощи
|
250
|
1, мешки
|
2
|
312,5
|
Б2
|
А4
|
консервы
|
100
|
1, ящики
|
1
|
100
|
Особенностью такого груза как овощи, является то, что он относится ко
второму классу. Поэтому для имеющихся в наличии 250 тонн и 500 тонн овощей
можно поставить в соответствие 312,5 тонн и 625 тонн груза первого класса.
На основании этих данных для составления эпюры грузопотоков составим
табл. 3.2.
Таблица 3.2. - Маршруты перевозок для построения эпюры
Пункты отправления
|
Пункты назначения
|
ИТОГО:
|
|
А1
|
А2
|
А3
|
А4
|
Б1
|
Б2
|
Б3
|
Б5
|
|
А1
|
0
|
12
|
11
|
23
|
31
|
18
|
31
|
5
|
131
|
А2
|
12
|
0
|
4
|
20
|
24
|
6
|
24
|
7
|
97
|
А3
|
11
|
4
|
0
|
17
|
20
|
10
|
20
|
6
|
88
|
А4
|
23
|
20
|
17
|
0
|
16
|
14
|
9
|
18
|
117
|
Б1
|
31
|
24
|
20
|
16
|
0
|
18
|
19
|
26
|
154
|
Б2
|
18
|
6
|
10
|
14
|
18
|
0
|
23
|
13
|
102
|
Б3
|
31
|
24
|
20
|
9
|
19
|
23
|
0
|
26
|
152
|
Б5
|
5
|
7
|
6
|
18
|
26
|
13
|
26
|
0
|
101
|
ИТОГО:
|
131
|
97
|
88
|
117
|
154
|
102
|
152
|
101
|
942
|
По составленной эпюре построим следующие маршруты перевозки грузов.
) По маршруту №13 Б2А1 - А1Б2 в обоих направлениях перевозится 250
т следующих видов груза: Б2А1 - консервы, А1Б2 - фрукты.
2) По маршруту №14 Б2А2 - А2Б2 в обоих направлениях перевозится
312,5 т следующих видов груза: Б2А2 - мука, А2Б2 - овощи.
) По маршруту №15 А4Б2 - Б2А4 в обоих направлениях перевозится 100
т следующих видов груза: Б2А4 - консервы, А4Б2 - овощи.
) По маршруту №16 А4Б2 - Б2А4 с обратным холостым пробегом
перевозится 212,5 т следующих видов груза: А4Б2 - овощи.
) По маршруту №17 Б2А2 - А2Б2 с обратным холостым пробегом
перевозится 187,5 т следующих видов груза: Б2А2 - мука.
) По маршруту №18 А2Б5 - Б5А2 с обратным холостым пробегом
перевозится 625 т следующих видов груза: А2Б5 - овощи.
) По маршруту №19 Б2А1 - А1Б2 с обратным холостым пробегом
перевозится 150 т следующих видов груза: Б2А1 - консервы.
) По маршруту №20 А4Б1 - Б1А4 с обратным холостым пробегом
перевозится 312,5 т следующих видов груза: А4Б1 - овощи.
) По маршруту №21 Б3А3 - А3Б3 с обратным холостым пробегом
перевозится 500 т следующих видов груза: Б3А3 - цемент.
Перевозки осуществляются грузовым бортовым автомобилем
МАЗ-5340В5-8420-005 без прицепа грузоподъёмностью 10 тонн. Груз перевозится в
ящиках и мешках на поддонах, с использованием средств пакетирования. Для
погрузки-разгрузки грузов в пакетах механизированным способом используется
электропогрузчик, грузоподъёмностью от 1 т до 2,5 т. Норма времени простоя
бортового автомобиля под погрузкой-разгрузкой в данном случае будет составлять
5,43 минуты (0,0905 ч) на 1 тонну.
Тогда время простоя под погрузкой-разгрузкой за ездку принимается по
формуле:
tп-р е
= (0,0905 10)/1 = 0,905 ч.;
По данной формуле определяется скорость движения автомобиля:
Vт =
0,5 × 37+0,5 × 24=29,85 км/ч.
Маршрут № 13
Исходные данные:
Tн =
8,5 ч;
qн =
10 т;
tп-р=
0,905 ч;
Vт=
36,5 км/ч;
lх = 0
км;
lм= 36 км;
l01= 0
км;
l02= 0
км;
Qсут =
250 т;
lег =
36 км.
1) Тм = 8,5
2) te = 36/36,5 +0,905 ∙ 2 = 2,79;
3) Z = 8,5/2,79 = 3,03 Принимаем 3 об;
4) PQ = 10 ∙ 1 ∙ 3 ∙ 2 = 60 т;
5) = 36/36 = 1
= 36 ∙
3/(36 ∙ 3) = 1;
6) Lгр= 36 ∙ 3 = 108 км ;
7) А = 250 ∙ 2/60 = 8,3 Принимаем 9;
) Т¢н = 108/36,5 + 0,905 ∙ 2 ∙ 3 = 8,39 ч.
Маршрут № 14
Б2А2 - А2Б2 = 312,5 т
Исходные данные:
Tн =
8,5 ч;
qн =
10 т;
tп-р=
0,905 ч;
Vт=
36,5 км/ч;
lм= 12 км;
l01= 0
км;
l02= 0
км;
Qсут =
312,5 т;
lег =
12 км.
1) Тм = 8,5 ;
2) te = 12/36,5 +0,905 ∙ 2 = 2,14;
3) Z = 8,5/2,14 = 3,97 Принимаем 4 об;
4) PQ = 10 ∙ 1 ∙ 4 ∙ 2 = 80 т;
5) = 12/12 = 1 ;
= 12 ∙
4/(12 ∙ 4) = 1;
6) Lгр= 12 ∙ 4 = 48 км ;
7) А = 312,5 ∙ 2/80 = 7,8 Принимаем 8;
) Т¢н = 48/36,5 + 0,905 ∙ 2 ∙ 4 = 8,56 ч.
Маршрут № 15
Б2А4 - А4Б2 = 100 т
Исходные данные:
Tн =
8,5 ч;
qн =
10 т;
tп-р=
0,905 ч;
Vт=
36,5 км/ч;
lх = 0
км;
lм= 28 км;
l01= 0
км;
l02= 0
км;
Qсут =
100 т;
lег =
28 км.
9) Тм = 8,5 ;
10) te = 28/36,5 +0,905 ∙ 2 = 2,58;
11) Z = 8,5/2,58 = 3,29 Принимаем 4 об;
12) PQ = 10 ∙ 1 ∙ 4 ∙ 2 = 80 т;
13) = 28/28 = 1
= 28 ∙
4/(28 ∙ 4) = 1;
14) Lгр= 28 ∙ 4 = 112 км ;
15) А = 100 ∙ 2/80 = 2,5 Принимаем 3;
) Т¢н = 112/36,5 + 0,905 ∙ 2 ∙ 4 = 10,3 ч.
Маршрут № 16
А4Б2 - Б2А4 = 212,5 т
Исходные данные:
Tн =
8,5 ч;
qн =
10 т;
tп-р=
0,905 ч;
Vт=
36,5 км/ч;
lх =
14 км;
l м= 28 км;
l01= 0
км;
l02=
14 км;
Qсут =
212,5 т;
lег =
14 км.
1) Тм = 8,5 - 14/36,5 = 8,12 ;
2) te = 28/36,5 +0,905 = 1,67;
3) Z = 8,12/1,67 = 4,86 Принимаем 5 об;
4) PQ = 10 ∙ 1 ∙ 5 ∙ 1 = 50 т;
5) = 14/28 = 0,5 ;
= 14 ∙
5/(14 ∙ 5 + 14 ∙ 4 +14) = 0,5;
6) Lгр= 14 ∙ 5 = 70 км ;
7) А = 212,5/50 = 4,25 Принимаем 5;
) Т¢н = 140/36,5 + 0,905 ∙ 5 = 8,36 ч.
Маршрут № 17
Б2А2 - А2Б2 = 187,5 т
Исходные данные:
Tн =
8,5 ч;
qн =
10 т;
tп-р=
0,905 ч;
Vт=
36,5 км/ч;
lх = 6
км;
lм= 12 км;
l01= 0
км;
l02= 6
км;
Qсут =
187,5 т;
lег =
6 км.
1) Тм = 8,5 - 6/36,5 = 8,34 ;
2) te = 12/36,5 +0,905 = 1,23;
3) Z = 8,34/1,23 = 6,78 Принимаем 7 об;
4) PQ = 10 ∙ 1 ∙ 7 ∙ 1 = 70 т;
5) = 6/12 = 0,5 ;
= 6 ∙
7/(6 ∙ 7 + 6 ∙ 6 + 6) = 0,5;
6) Lгр= 6 ∙ 7 = 42 км ;
7) А = 187,5/70 = 2,67 Принимаем 3;
) Т¢н = 84/36,5 + 0,905 ∙ 7 = 8,64 ч.
Маршрут № 18
А2 Б5 - Б5А2 = 625 т
Исходные данные:
Tн =
8,5 ч;
qн =
10 т;
tп-р=
0,905 ч;
Vт=
36,5 км/ч;
lх = 7
км;
lм= 14 км;
l01= 6
км;
l02=
13 км;
Qсут =
625 т;
lег =
7 км.
1) Тм = 8,5 - 19/36,5 = 7,98
2) te = 14/36,5 +0,905 = 1,28;
3) Z = 7,98/1,28 = 6,23 Принимаем 7 об;
4) PQ = 10 ∙ 1 ∙ 7 ∙ 1 = 70 т;
5) = 7/14 = 0,5
= 7 ∙
7/(7 ∙ 7 + 7 ∙ 6 + 19) = 0,45;
6) Lгр= 7 ∙ 7 = 49 км
7) А = 625/70 = 8,9 Принимаем 9;
) Т¢н = 110/36,5 + 0,905 ∙ 7 = 9,35 ч.
Маршрут № 19
Б2А1 - А1Б2 = 150 т
Исходные данные:
Tн =
8,5 ч;
qн =
10 т;
tп-р=
0,905 ч;
Vт=
36,5 км/ч;
lх =
18 км;
lм= 36 км;
l01= 0
км;
l02=
18 км;
Qсут =
150 т;
lег =
18 км.
1) Тм = 8,5 - 18/36,5 = 8;
2) te = 36/36,5 + 0,905 = 1,89;
3) Z = 8/1,89 = 4,23 Принимаем 5 об;
4) PQ = 10 ∙ 1 ∙ 5 ∙ 1 = 50 т;
5) = 18/36 = 0,5
= 18 ∙
5/(18 ∙ 5 + 18 ∙ 4 + 18) = 0,5;
6) Lгр= 18 ∙ 5 = 90 км
7) А = 150/50 = 3;
) Т¢н = 90/36,5 + 0,905 ∙ 5 = 9,45 ч.
Маршрут № 20
А4Б1 - Б1А4 = 312,5 т
Исходные данные:
Tн =
8,5 ч;
qн =
10 т;
tп-р=
0,905 ч;
Vт=
36,5 км/ч;
lх =
16 км;
lм= 32 км;
l01= 0
км;
l02=
16 км;
Qсут =
312,5 т;
lег =
16 км.
1) Тм = 8,5 - 16/36,5 = 8,06
2) te = 32/36,5 +0,905 = 1,78;
3) Z = 8,06/1,78 = 4,52 Принимаем 5 об;
4) PQ = 10 ∙ 1 ∙ 5 ∙ 1 = 50 т;
5) = 16/32 = 0,5;
= 16 ∙
5/(16 ∙ 5 + 16 ∙ 4 +16) = 0,5;
6) Lгр= 16 ∙ 5 = 70 км ;
7) А = 312,5/50 = 6,25 Принимаем 7;
) Т¢н = 160/36,5 + 0,905 ∙ 5 = 8,90 ч.
Маршрут № 21
Б3А3-А3Б3 = 500 т
Исходные данные:
Tн =
8,5 ч;
qн =
10 т;
tп-р=
0,905 ч;
Vт=
36,5 км/ч;
lх =
20 км;
lм= 40 км;
l01= 9
км;
l02=
29 км;
Qсут =
500 т;
lег =
20 км.
1) Тм = 8,5 - 38/36,5 = 7,46
2) te = 40/36,5 +0,905 = 2;
3) Z = 7,46/2 = 3,73 Принимаем 4 об;
4) PQ = 10 ∙ 1 ∙ 4 ∙ 1 = 40 т;
5) = 20/40 = 0,5
= 20 ∙
4/(20 ∙ 4 + 20 ∙ 3 + 38) = 0,45;
6) Lгр= 20 ∙ 4 = 80 км ;
7) А = 500/40 = 12,5 Принимаем 13;
) Т¢н = 178/36,5 + 0,905 ∙ 4 = 8,5 ч.
Результаты расчётов представлены в табл. 3.3.
Таблица 3.3. - Расчетные данные по маршрутам.
Маршрут
|
Наимен. груза и кол-во т,
перево-зимых по маршр.
|
Пробег авто за оборот, км
|
Кол-во оборотов авто за
смену
|
Пробег автомобиля за смену,
км
|
βоб, βсм
|
Кол-во авто, А
|
откуда
|
куда
|
|
с грузом
|
без груза
|
с грузом
|
без груза
|
с грузом
|
без груза
|
|
|
ГАП1
|
А1
|
консервы, 250
|
18
|
-
|
3
|
-
|
72
|
-
|
1
|
9
|
А4
|
ГАП1
|
фрукты, 250
|
18
|
-
|
3
|
-
|
72
|
-
|
1
|
|
ГАП1
|
А2
|
мука, 312,5
|
6
|
-
|
4
|
-
|
24
|
-
|
1
|
8
|
А2
|
ГАП1
|
овощи, 312,5
|
6
|
-
|
4
|
-
|
24
|
-
|
1
|
|
ГАП1
|
А4
|
консервы, 100
|
14
|
-
|
4
|
-
|
56
|
-
|
1 1
|
3
|
А4
|
ГАП1
|
овощи, 100
|
14
|
-
|
4
|
-
|
56
|
-
|
|
|
ГАП2
|
Б2
|
овощи, 212,5
|
14
|
-
|
5
|
-
|
70
|
-
|
0,5
|
5
|
Б2
|
А4
|
-
|
-
|
14
|
-
|
4
|
-
|
56
|
0,5
|
|
Б2
|
ГАП2
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1
|
-
|
14
|
|
|
ГАП1
|
А2
|
мука, 187,5
|
6
|
-
|
7
|
-
|
42
|
-
|
0,5
|
3
|
А2
|
Б2
|
-
|
-
|
6
|
-
|
6
|
-
|
36
|
0,5
|
|
А2
|
ГАП1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1
|
-
|
6
|
|
|
ГАП1
|
А2
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1
|
-
|
6
|
|
|
А2
|
Б5
|
овощи, 625
|
7
|
-
|
7
|
-
|
49
|
-
|
0,5
|
|
Б5
|
А2
|
-
|
-
|
7
|
-
|
6
|
-
|
42
|
0,49
|
9
|
Б5
|
ГАП1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1
|
-
|
13
|
|
|
ГАП1
|
А1
|
консервы, 150
|
18
|
5
|
-
|
90
|
-
|
0,5
|
3
|
А1
|
Б2
|
-
|
-
|
18
|
-
|
4
|
-
|
72
|
0,5
|
|
А1
|
ГАП1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1
|
-
|
18
|
|
|
ГАП2
|
Б1
|
овощи, 312,5
|
16
|
-
|
5
|
-
|
80
|
-
|
0,5
|
|
Б1
|
А4
|
-
|
-
|
16
|
-
|
4
|
-
|
64
|
0,5
|
7
|
Б1
|
ГАП2
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1
|
-
|
16
|
|
|
ГАП2
|
Б3
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1
|
-
|
9
|
|
|
Б3
|
А3
|
цемент, 500
|
20
|
-
|
4
|
-
|
80
|
-
|
0,5
|
13
|
А3
|
Б3
|
-
|
-
|
20
|
-
|
3
|
-
|
60
|
0,45
|
|
А3
|
ГАП2
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1
|
-
|
29
|
|
|
В данной части курсового проекта мы построили эпюры грузоперевозок и
определили для составленных по ней маятниковых маршрутов с груженым и холостым
обратным пробегом технико-эксплуатационные показатели, характеризующие
использование подвижного состава автомобильного транспорта.
Заключение
В данном курсовом проекте мы определили оптимальный вариант перевозок
грузов, а также осуществили маршрутизацию перевозок с оптимизацией возврата
порожних автомобилей.
Было разработано шесть маршрутов с перевозками, осуществляемыми
автомобилями-самосвалами (два маятниковых с обратным холостым пробегом и четыре
кольцевых маршрута). Также для расчёта технико-эксплуатационных показателей
работы подвижного состава были выбраны наиболее подходящие в данных условиях
средства механизации погрузочно-разгрузочных работ.
Для оценки экономической эффективности применения математических методов
при разработке маршрутов сравнили работу автомобилей, работающих по плану,
разработанному с помощью матрицы (рациональные маршруты) с работой этих же
автомобилей, работающих просто по маятниковым маршрутам (нерациональные). На
основе полученных при расчете данных, можно сделать вывод о том, что
рациональный метод планирования, т.е. решение задачи маршрутизации перевозок,
приводит к повышению коэффициента использования пробега (в нашем случае с 0,49
до 0,59), снижению трудовых и материальных затрат (уменьшение необходимого
числа водителей с 34 до 29 и расходов на перевозку грузов (расходы на перевозку
1 т груза снизились с 11699 руб. до 9849,3 руб.; удельные капитальные вложения
в подвижной состав снизились с 12328,8 руб./т до 11198,6 руб./т).
Также на основе грузов, не вошедших в матрицу, построили эпюры
грузопотоков, которые дают возможность наглядного представления схемы перевозок
груза, что имеет большое значение для разработки маршрутов движения подвижного
состава.
Список использованных источников
1. Методическое пособие к курсовому проекту по дисциплине
«Технология и организация перевозок»/ Д.М. Антюшеня, Р.Б. Ивуть. - Мн.: БНТУ,
2002.- 90 с.
2. Постановление Министерства транспорта и коммуникаций
Республики Беларусь от 30 июля 2008 г. № 970 «Об утверждении Правил
автомобильных перевозок грузов в Республике Беларусь».
. Транспортная логистика: учебно-методическое пособие:
[для вузов] / Р.Б. Ивуть, Т.Р. Кисель. - Минск: БНТУ, 2012. - 377 с.
Приложение 1