.
Так или иначе, следуя теории длинных волн Н. Кондратьева, российские ученые детально исследовали содержание каждой волны - уклада и на основе широкого статистического материала доказали повышательную тенденцию изменения потенциала страны в ходе эволюции ее технологических укладов. [1]
Понятие систематизации законодательства
Систематизация законодательства <javascript:void(0);> - это постоянная форма развития и упорядочения действующей правовой системы. В современных цивилизованных государствах имеется значительное число нормативных актов, принимаемых различными правотворческими органами. Правотворчество не может остановиться на определенном этапе, а все время находится в движении, развитии, в силу динамизма социальных связей, возникновения новых потребностей общественной жизни, требующих правового регулирования. Постоянно меняющаяся правовая система, ее развитие и совершенствование, принятие новых нормативных актов, внесение в них изменений, отмена устаревших нормативных решений объективно обусловливают упорядочение всего комплекса действующих нормативных актов, их укрупнение, приведение в определенную научно обоснованную систему, издание разного рода сборников и собраний законодательства. Такая деятельность по приведению нормативных актов в единую, упорядоченную систему обычно называется систематизацией законодательства.
Анализ и обработка действующих нормативных актов, группировка правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы актов являются необходимыми условиями эффективности правотворческой деятельности, способствуют ликвидации пробелов и противоречий в действующем законодательстве. Систематизация законодательства нужна также как эффективное средство расчистки накопившихся массивов нормативных актов, ревизии действующей правовой системы. Кроме того, она обеспечивает удобства при реализации права, возможность хорошо ориентироваться в законодательстве, оперативно находить и правильно толковать все нужные нормы. Наконец, систематизация является необходимой предпосылкой целенаправленного и эффективного правового просвещения и воспитания, научных исследований, обучения студентов.
В настоящее время в России темпы правотворческой, и в первую очередь законодательной, деятельности как никогда высоки. Создаются сотни и тысячи новых нормативных актов, существенно меняющих характер и основные принципы правового регулирования. Поэтому, если сейчас не заниматься упорядочением действующей нормативной базы, которая увеличивается быстрыми темпами, в будущем возникнут большие трудности в нахождении и использовании действующих норм права, хаос и неразбериха в российском нормативном хозяйстве. Дело осложняется еще и тем, что сейчас, когда создается практически новая правовая система в Российской Федерации, нужно также срочно решать судьбу формально действующих нормативных актов России и их частей, которые полностью либо частично противоречат новым нормативным решениям или попросту безнадежно устарели.
Обычно в понятие систематизации законодательства включаются четыре самостоятельные формы правовой деятельности:
.учет нормативных актов <javascript:void(0);> - сбор государственными органами, предприятиями, фирмами и другими учреждениями и организациями действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хранение, а также выдача справок для заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам (см. п.12.2);
.инкорпорация законодательства <javascript:void(0);> - подготовка и издание различного рода собраний и сборников нормативных актов (см. п.12.3);
.консолидация законодательства <javascript:void(0);> - подготовка и принятие укрупненных актов на базе объединения норм разрозненных актов, изданных по одному вопросу (см. п.12.4);
.кодификация законодательства <javascript:void(0);> - подготовка и принятие новых актов (типа кодексов), в которые помещаются как оправдавшие себя нормы прежних актов, так и новые нормативные предписания (см. п.12.5). [6]
Технологии моделирования земельно-имущественных отношений в XIX веке
Специфика правового регулирования земельных отношений в России XIX века была связана с эволюционными процессами её государственно-правовой системы. Отношения землепользования прошли длительный путь развития. Формирование системы землепользования происходило неотделимо от преобразований отношений собственности на землю. Вместе с тем, анализ российского законодательства XIX века свидетельствует о наличии значительного количества норм регулирующих отношения землепользования, но само понятие "право землепользования" ни законодательством, ни теорией не выделялось. Однако, анализ правовых источников, а также различных взглядов авторов юридической литературы по вопросу правового регулирования земельных отношений в сфере землепользования, позволяет определить право землепользования в России XIX века как совокупность правовых норм, определяющих общие условия, целевое назначение, содержание прав и обязанностей землепользователя по поводу владение, пользовании и распоряжения, выделенным в установленном порядке земельным участком. Содержание права землепользования в XIX веке имело сложную структуру, которая была представлена следующим набором правомочий, а именно правом владения, пользования и в отдельных случаях правом распоряжения. В тоже время, причина сложной ситуации в земельных отношения в сфере землепользования в России XIX века заключалась в отсутствии надлежащей государственной политики и механизмов её реализации, недооценке содержания и специфики проводимой земельной реформы. Так, правовая и территориальная неопределенность земельных участков, дробность землепользования, незаконные кредитные сделки и забюрократизированные механизмы распоряжения землей ограничивали доступ к земельным ресурсам и не позволяли осуществлять их переход к эффективно хозяйствующим субъектам.
Известный дореволюционный профессор В.И. Синайский в своем труде Русское гражданское право дает развернутую классификацию и характеристику различных видов имущества, в частности, недвижимой собственности.
Среди деления вещей, или имуществ, главное место по своему значению в гражданском обороте занимает бесспорно деление их на недвижимые и движимые. Значение этого деления настолько велико, что оно сказывается во всех областях права гражданского. Ограничения правоспособности лиц тесно связаны с обладанием недвижимостями. Отсюда в высшей степени важно установить правильный критерий для отличия недвижимости и движимости. Такой критерий выделили раньше в возможности перемещения вещи без утраты своей целости и вида, короче - без повреждения. Указанный критерий нельзя считать вполне надежным. Поэтому современное право выдвигает новый критерий - понятие недвижимости как земли и всего того, что является ее составной частью.
Шершеневич также признает это деление наиболее важным: Наибольшую важность представляет деление вещей на движимые и недвижимые. Это различие образовалось исторически, вследствие преобладающего значения земли, отчего и сделки по недвижимостям всегда отличались от сделок по движимостям. Но основание для различия не только историческое. Земля, вследствие ее ограниченности, необходимо подвергается в частном обладании таким ограничениям, которые чужды движимым вещам. Землевладение представляет большое политическое и финансовое значение; с землей тесно связаны вопросы о кредите.
В гражданском праве имеют значение и другие виды вещей, хотя и меньшее по сравнению с недвижимыми и движимыми имуществами.
Так, различают имущества а) родовые и благоприобретенные, б) заповедные, временно-заповедные и майоратные, в) делимые и неделимые (нераздельные) г) потребляемые и непотребляемые, тленные и нетленные, д) заменимые и незаменимые е) доходы (плоды), ж) земельное (внегородское) имущество.
Для нас представляют интерес прежде всего классификации а), б) и ж), так как именно они иллюстрируют основные, сложившиеся к XX веку в России виды земельного имущества и особенности их правового режима.
Родовые и благоприобретенные имущества представляют собой своеобразное деление только недвижимых имуществ, включая сюда и их принадлежности, хотя бы движимые имущества. При этом речь идет только о движимых имуществах физических лиц.
К.П. Победоносцев дает перечень земельного имущества, которое, может считаться благоприобретенным. В частности, благоприобретенным считается имение, дошедшее каким бы то ни было укреплением (покупкой, даром, завещанием) из чужого рода, имущество выслуженное или Всемилостивейше пожалованное, имущество, собственным трудом и промыслом нажитое.
Выделены периоды в развитии правового регулирования земельных отношений в России XIX века.
Первый период (с 1801 по 1861 г.), когда происходило становление чиншевого, оброчного и посессионного землепользования. Особенностью правового регулирования чиншевого землепользования являлось то, что регулирование данных' земельных отношений осуществлялось на основании сложившихся обычаев. Существенное влияние на процесс формирования оброчного и посессионного землепользования в указанный период оказала проведенная под руководством М.М. Сперанского кодификация гражданского законодательства.
Второй период (с 1861 по 1900 г.) в ходе проведенного в стране реформирования в правовом регулировании земельных отношений произошли значительные изменения. Начался процесс уравнивания в правах на землю различных состояний и сословий Российской империи. В тоже время с отменой крепостного права определились некоторые проблемы землепользования. С учетом произошедших изменений возник вопрос о ликвидации посессионного и чиншевого землепользования. В правовом регулировании земельных отношений первостепенное значение имели национальные правовые традиции, которые требуют взвешенного подхода в использовании зарубежного опыта регулирования земельных отношений.
Технологии моделирования земельно-имущественных отношений в XX веке
Земельный строй в нашей стране был радикально изменен после революции 1917 г. II Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917г. был принят Декрет "О земле", который явился основой развития советского земельного законодательства. Декретом "О земле" помещичья собственность на землю отменялась немедленно и без всякого выкупа
Положения Декрета "О земле" были развиты и конкретизированы в Декрете ВЦИК от 19 (6) февраля 1918 г. "О социализации земли", в котором предусматривалась необходимость перехода к коллективным формам хозяйствования в земледелии и создания для них преимуществ по сравнению с единоличными хозяйствами.
Правовой режим некоторых земель определялся лишь в общих чертах. Декрет от 20 августа 1918 г. "Об отмене права частной собственности на недвижимости в городах" установил, что земли в пределах городской черты находились в управлении местных органов власти. Эти органы имели право устанавливать нормы предоставления земельных участков для индивидуального и общественного пользования, устанавливать размер арендной платы за их использование, изымать участки, превышающие такие нормы.
Высшее законодательное закрепление национализация земли, ее недр, вод и лесов получила в Конституции РСФСР 1918 г.: "частная собственность на землю отменяется и весь земельный фонд объявляется общенародным достоянием и передается трудящимся без всякого выкупа, на началах уравнительного землепользования"
Право государственной собственности на землю стало краеугольным камнем советского земельного законодательства. Поэтому в последующие годы законодательство развивалось на основе последовательной реализации принципа права государственной собственности на землю и иные природные ресурсы и производного от этого права - права землепользования и права природопользования. Использование земли допускалось, как правило, только на титуле права пользования землей.
В принятом ВЦИК 14 февраля 1919 г. Положении "О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию" вся земля в пределах РСФСР, в чьем бы пользовании она ни находилась, была провозглашена единым государственным земельным фондом. Начинает закрепляться классификация земель. Выделяются земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в трудовом пользовании (единоличном или коллективном) или в пользовании государственных предприятий (совхозов) и учреждений (сельскохозяйственные школы и др.). Основные черты правового режима этих земель в то время выражались в обеспечении права крестьян на землю, всемерного поощрения создания социалистических форм сельскохозяйственного землепользования (совхозов и иных форм коллективных хозяйств) и на этой основе увеличения объема производства сельскохозяйственной продукции. Выделялись также земли несельскохозяйственного или специального назначения (городские, курортные, занятые промышленными предприятиями, путями сообщения и др.).
В период нэпа 22 мая 1922 г. ВЦИК принял Закон о трудовом землепользовании, а 30 октября 1922 г. - Земельный кодекс РСФСР. Кодекс закрепил право всех граждан РСФСР обрабатывать землю своим трудом. В нем регулировались трудовое землепользование, которое имело бессрочный характер, трудовая аренда земли и правовое положение обществ крестьян-землепользователей. Кодекс регулировал также правовой режим городских земель и "государственных земельных имуществ", т.е. земель совхозов и государственного запаса. Определялся порядок землеустройства, государственной регистрации землепользований, рассмотрения земельных споров и сельскохозяйственного переселения.
Продолжается процесс более четкого определения правового режима земель городов. 13 апреля 1925 г. ВЦИК и СНК РСФСР было утверждено Положение о земельных распорядках в городах. Городские земли делились на три вида: селитебные (занятые постройками, обслуживающие их или предназначенные под застройку); общего пользования (улицы, дороги, площади, набережные и т.д.); городские угодья (леса, торфяники, каменоломни, сельскохозяйственные земли в городах).28 августа 1925 г. Президиум ЦИК и СНК СССР утверждают Положение о землях, предоставленных транспорту, а 9 ноября 1927 г. - Горное положение СССР.
Конституцией СССР 1924 г. установление общих начал землеустройства и землепользования было отнесено, к ведению Союза.15 декабря 1928 г. ВЦИК СССР принял Общие начала землепользования и землеустройства, в которых было закреплено понятие единого государственного земельного фонда и были определены правовой режим его отдельных категорий, компетенция государственных органов по управлению им. Земли подразделялись на земли сельскохозяйственного назначения, лесного фонда, земли городские и иного несельскохозяйственного (специального) назначения и земли государственного запаса. В Общих началах были закреплены также: право трудящихся на землю, меры поощрения коллективных форм землепользования, нормы по аренде земли трудового пользования и найму труда в сельском хозяйстве.
Земельное право в период 1930-1941 гг. В период сплошной коллективизации и осуществления линии партии на ликвидацию кулачества как класса положения, касающиеся аренды земли и найма труда, были отменены постановлением ЦИК и СНК СССР от 1 февраля 1930 г. "О мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством". В это время землепользование колхозов регулировалось Примерным уставом сельскохозяйственной артели, утвержденным СНК СССР и Президиумом ЦИК СССР 1 марта 1930 г., который предусматривал, что земли, закрепленные за колхозом, составляют единый земельный массив, который не должен уменьшаться.
Развитие транспорта в стране потребовало принятия специальных нормативных актов. Устав внутреннего водного транспорта (1930) урегулировал порядок выделения и использования для судоходства и сплава "бечевника" - полосы земли шириной до 20 м вдоль водных объектов. 3 января 1930 г. СНК РСФСР утверждает Положение о курортных трестах местного значения, в котором получает развитие регулирование использования земель курортов.
Главное внимание уделялось регулированию использования сельскохозяйственных земель. 3 сентября 1932 г. было принято постановление ЦИК и СНК СССР "О создании устойчивого землепользования колхозов", в соответствии с которым при сохранении незыблемости государственной собственности на землю за каждым колхозом закреплялась земля, находящаяся в его трудовом пользовании, и запрещались всякие переделы.
Земельное право в период 1941-1945 гг. В годы Великой Отечественной войны особое внимание уделялось расширению использования сельскохозяйственных земель для столь необходимого в то время увеличения производства продовольствия и сырья. Так, 1 марта 1942 г. было принято постановление СНК СССР "О разрешении колхозам производить посевы на неиспользуемых пахотных землях смежных колхозов"*. Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 7 апреля 1942 г. "О выделении земель для подсобных хозяйств под огороды рабочих и служащих" предпринимаются меры по развитию индивидуального огородничества рабочих и служащих.
Одновременно проводится политика укрепления трудовой дисциплины колхозников. 13 апреля 1942 г. СНК СССР и ЦК ВКП (б) принимают постановление "О повышении для колхозников обязательного минимума трудодней", которым было установлено, что трудоспособные колхозники и колхозницы, не выработавшие в течение года обязательного минимума трудодней, должны считаться выбывшими из колхоза, потерявшими права колхозника и лишаться приусадебного участка.
декабря 1968 г. были приняты Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, игравшие важную роль в регулировании земельных отношений. Значение Основ заключается в том, что этот законодательный акт содержал много принципиально новых норм и явился основой формирования новых в земельном праве институтов. Так, впервые были выделены категории земель водного фонда и земель населенных пунктов. Был предусмотрен особый раздел, посвященный государственному земельному кадастру. Основы закрепили принцип приоритета использования земель сельскохозяйственного назначения.
Принятие Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик явилось базой для кодификации всего законодательства о природных ресурсах: в 1970 г. были приняты Основы водного законодательства Союза ССР и союзных республик, в 1975 г. - Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах, в 1977 г. - Основы лесного законодательства Союза ССР и союзных республик.
февраля 1990 г. были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о земле. Рассматривая этот законодательный акт с современных позиций, его значение можно оценить как первую попытку восстановить право частной собственности на землю. Основы (ст.5) предусмотрели титул "право пожизненного наследуемого владения земельным участком" как завуалированную форму частной собственности. Впоследствии этот титул был закреплен и российским законодательством.
Технологии моделирования земельно-имущественных отношений в XXI веке
Современная система земельно-имущественной собственностью ориентирована на решение следующих задач:
) максимально полный учет недвижимости, в том числе и земельно-имущественной, реализуемый на основе эффективно функционирующей системы кадастрового учета и инвентаризации земель;
) государственная регистрация прав на земельно-имущественные ресурсы и сделок с ними;
) рыночная оценка земель, используемая в последующем в целях оптимизации налогообложения, страхования, ипотечного кредитования, оценки вкладов при создании хозяйственных обществ и товариществ, установления выкупной цены в договорах купли-продажи и иных возмездных сделках в процессах рыночного оборота земельно-имущественных благ;
) эффективное управление земельно-имущественным потенциалом городов и активное вовлечение его в полноценный природохозяйств'енный оборот;
) формирование рыночно-институциональной системы контроля за хозяйственным освоением земельно-имущественных ресурсов и изменением их рыночной стоимости;
) подготовка доступной и достоверной, исчерпывающей, объективной и оперативной эмпирико-фактологической информации о состоянии муниципальных земельно-имущественных комплексов, используемой в последующем как физическими, так и юридическими лицами.
Действующее в Российской Федерации законодательство предусматривает несколько видов прав на земельно-имущественные блага, в числе которых экономически доминирующая функция принадлежит арендным отношениям, наделенным обширным спектром социально-экономических преимуществ, способствующих достижению следующих рыночно-институциональных результатов: стимулированию природохозяйственной эффективности современного землепользования; интенсификации аграрно-индустриальных отраслей экономики посредством сокращения уровня земле-емкости производимой продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг; созданию оптимальных экономико-правовых условий хозяйствования, идентичных для всех форм земельно-имущественной собственности; формированию рыночно-институциональных механизмов перераспределения земельно-имущественных ресурсов, посредством рационализации процессов землепользования и усиления концентрации земель у наиболее эффективно хозяйствующих субъектов.
Государственная политика Российской Федерации в сфере земельно-имущественных отношений направлена на рациональное использование земельных ресурсов и объектов недвижимости, обеспечение государственных гарантий прав собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество.
Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости является составной частью национальных задач обеспечения социально-экономического развития страны, решения социальных, экономических и экологических проблем, повышения качества жизни населения.
Создание современной государственной системы земельного кадастра Российской Федерации началось в 1996 году в рамках федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 932. Реализация данной программы была рассчитана на период 1996-2001 годов.
Формирование указанной системы было продолжено в рамках федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2008 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 745.
В результате в основном была подготовлена инфраструктура для эволюционного перехода от государственного земельного кадастра к государственному кадастру недвижимости, который создан в рамках реализации мероприятий подпрограммы "Создание системы кадастра недвижимости (2006-2012 годы)" федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2008 годы) (далее - Подпрограмма), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 г. № 560.
Все показатели эффективности, предусмотренные в Подпрограмме, выполнены полностью.
По основным индикаторам и показателям эффективности выполнение составило:
. "Создание государственного кадастра недвижимости в кадастровых округах Российской Федерации" - 89 единиц.
Фактически к концу 2012 года государственный кадастр недвижимости создан в 89 кадастровых округах.
В результате создана техническая инфраструктура ГКН.
. "Рост совокупных поступлений в консолидированный бюджет, получаемых от сбора земельного налога и имущественных налогов".
За весь период реализации рост совокупных поступлений к концу 2012 года превысил плановый показатель в 2,1 раза.
. Количество кадастровых округов, в которых завершены работы по переносу сведений о ранее учтенных объектах в государственный кадастр недвижимости, - 89.
Работы по переносу сведений о ранее учтенных объектах в государственный кадастр недвижимости завершены в 89 кадастровых округах.
. "Соотношение площади территории Российской Федерации, на которой создана инфраструктура пространственных данных государственного кадастра недвижимости, и общей площади территории Российской Федерации" - 73%.
Выполнение указанных работ составило 100% по отношению к общей площади территории Российской Федерации.
В результате создана инфраструктура пространственных данных государственного кадастра недвижимости на всей территории Российской Федерации.
. Доля территории Российской Федерации, на которой актуализированы результаты кадастровой оценки земель.
К концу 2010 года значение данного показателя достигло 100%. Начиная с 2011 года, осуществляется новый тур проведения указанных работ, соответственно показатель эффективности, предусмотренный в 2012 году в размере 13%, достиг 13,3 процента.
. Количество кадастровых округов Российской Федерации, на территории которых проведена массовая оценка объектов капитального строительства, - 89.
Фактически к концу 2012 года на территории 89 кадастровых округов Российской Федерации проведена массовая оценка объектов капитального строительства.
Мероприятия Подпрограммы реализованы в полном объеме.
В результате выполнены следующие работы:
создана техническая инфраструктура ГКН;
на всей территории Российской Федерации завершены работы по переносу сведений из ранее созданных баз данных технического учета объектов капитального строительства в ГКН, а также осуществлены актуализация сведений в электронном виде и передача в территориальные органы Росреестра массива изготовленных электронных копий технических паспортов с одновременным формированием базы данных объектов недвижимого имущества;
проведены работы по созданию инфраструктуры пространственных данных ГКН, в том числе в полном объеме сформирована цифровая картографическая основа;
во всех кадастровых округах завершены работы по массовой оценке объектов капитального строительства. Таким образом, реализовано одно из основных мероприятий, обеспечивающих создание условий формирования базы для исчисления налога на недвижимость на всей территории Российской Федерации;
в 2010 году завершены работы по актуализации государственной кадастровой оценки земель на всей территории Российской Федерации.
С 2011 года осуществляется очередной тур указанных работ;
технология моделирование земельный имущественный
внедрена во всех субъектах Российской Федерации автоматизированная система государственного кадастра недвижимости (АИС ГКН), в результате чего осуществлен переход подведомственных учреждений Росреестра на централизованное ведение ГКН;
создан ведомственный центр телефонного обслуживания населения в сфере земельных и имущественных отношений;
внедрено в эксплуатацию программное обеспечение информационной системы предварительной подготовки данных (ИС ППД) на федеральном уровне для обеспечения подачи заявления на постановку на кадастровый учет в электронном виде;
созданы веб-сервисы получения услуг в электронном виде;
разработана автоматизированная система взаимодействия с заявителями (АСВЗ) и в настоящее время осуществляется ее внедрение в местах приема заявителей;
проведено оснащение территориальных органов Росреестра программно-техническими комплексами, техническими средствами для проведения государственного земельного надзора;
проведено обучение 39 тысяч специалистов территориальных органов и подведомственных организаций по тематическим курсам, охватывающим основные направления деятельности Росреестра.
В настоящее время ситуация в учетно-регистрационной сфере характеризуется следующими параметрами:
инфраструктура пространственных данных ГКН создана на всей территории Российской Федерации;
срок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляет 20 календарных дней;
срок кадастрового учета объектов недвижимости составляет
рабочих дней;
электронные запросы Росреестра в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия в 2012 году ежемесячно составляли 64% от общего количества электронных запросов
(6,5 млн. запросов). Сведения ЕГРП и ГКН предоставляются более чем
федеральным органам исполнительной власти, а также государственным внебюджетным фондам. Потенциал роста запросов (входящих и исходящих) в 2013 году оценивается Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в 10 раз.
Вместе с тем:
ЕГРП и ГКН существуют как взаимосвязанные, но самостоятельные базовые информационные ресурсы, что приводит к высокой удельной ресурсоемкости предоставления государственных услуг в сфере регистрации прав и кадастрового учета недвижимости и не позволяет повысить эффективность налогооблагаемой базы в условиях введения единого налога на недвижимое имущество;
отсутствует единый закон о государственной регистрации прав и кадастровом учете объектов недвижимости (далее - Единый закон). Учетно-регистрационные процедуры регулируются двумя различными федеральными законами: от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ
"О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Указанные федеральные законы не исключают дублирования сведений о правах и объектах в ГКН и ЕГРП, не предусматривают правила синхронизации сведений ГКН и ЕГРП, что приводит к многократному увеличению ошибок в сведениях данных систем;
значительная доля ошибок и пробелов в базах данных соответствующих информационных ресурсов также является одной из причин высокой удельной ресурсоемкости предоставления государственных услуг в сфере регистрации прав, кадастрового учета недвижимости и налогообложения недвижимого имущества.
При этом следует отметить, что в 2013 году предполагалось внедрение на всей территории Российской Федерации единой федеральной информационной системы недвижимости (далее - ЕФИСН)
(согласно приказу Минэкономразвития России от 18 декабря 2009 г. № 534 "Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости, плана подготовки проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих создание и развитие единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости и плана реализации мероприятий по созданию единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости").
Вместе с тем, как отмечалось ранее, из-за отсутствия Единого закона, а также необходимого финансирования, ЕФИСН в 2013 году не будет создана.
В то же время за прошедший период разработана первая очередь, в рамках которой была выработана архитектура решения, разработана схема переноса данных и схема интеграции компонент в сфере кадастрового учета, что впоследствии дало возможность произвести оценку стоимости создания и внедрения новой системы, а также определить принципы создания Единого закона, регулирующего в том числе и порядок ведения единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРОН).
Однако для перехода к ведению ЕГРОН необходимо соответствующее финансирование, поскольку в рамках текущего содержания бюджетных средств будет хватать только на поддержание материально-технической базы единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости.
Заключение
Изучение проблем правого регулирования земельных отношений, их анализ позволят не только выработать действующий механизм решения проблемы правового регулирования отношений в сфере землепользования в современных условиях, но и предостережет от совершения возможных ошибок, имевших место в историческом прошлом. В свою очередь изучение опыта регулирования данных отношений позволит уяснить не только смысл правового регулирования тех или иных явлений, но и оценить и проанализировать достоинства и недостатки действующего законодательства.
Технологические уклады серьезно не влияли на построение модели земельно-имущественных отношений, силу их специфики. В настоящее время моделирование земельно-имущественных отношений идет по пути внедрения информационно-коммуникационных технологий.
Список литературы
[1] Гуриева Л.К. Концепция технологических укладов <http://innov.etu.ru/innov/archive.nsf/779e63082286adbbc325672f003bdcf2/88e58149614c800fc325703000360bb3> // Инновации: журнал. - СПб., 2004. - № 10. - С.70-75.
[2] Диссертация "Трансформация системы земельно-имущественных отношений современной России" доктор экономических наук Панасенкова, Татьяна Владимировна Ростов-на-Дону 2009
[3] Земельное право, М., 1969.Н.И. Краснов
[5] Керимов Д.Л. Культура и техника законотворчества. М. 2001.
[6] Кухарук Т.В. Систематика и систематизация законодательства. // Правовоедение 1995 № 5