Изображение помещиков в поэме Гоголя "Мертвые души"
Изображение
помещиков в поэме Гоголя "МЕРТВЫЕ ДУШИ"
Николай Васильевич Гоголь - великий
писатель-реалист, творчество которого прочно вошло в русскую классическую
литературу.
Его своеобразие
состоит в том, что он один из первых дал широчайшее изображение уездной
помещичье-чиновничьей России. В своей поэме "Мертвые души" Гоголь
предельно обнажает противоречия современной ему русской действительности,
показывает несостоятельность чиновничье-бюрократического аппарата, отмирание
крепостническо-феодальных отношений, тяжелое положение простого народа. Поэтому
поэму "Мертвые души" по праву называют энциклопедией русской
провинциальной жизни первой трети XIX века. В поэме, наряду с отрицательными
образами помещиков, чиновников, нового героя - зарождающегося предпринимателя,
даны образы народа, Родины и самого автора.
Центральное
место в первом томе занимают пять "портретных" глав, в которых
представлены образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и
Плюшкина. Их объединяет паразитизм существования, праздная бездеятельность.
отсутствие привычки к труду. Автор располагает главы, посвященные помещикам,
вoособой последовательности-по степени деградации своих героев, начиная с Мани'
лова и кончая Плюшкиным.
Полное
непонимание практической стороны жизни, бесхозяйственность отмечаем мы у
помещика Манилова. Управлением своего поместья он не занимается, всецело
передоверив это приказчику. Он не может даже сказать Чичикову, сколько у него
крестьян и умирали ли они со времени последней ревизии. Его дом "стоял
одиночкой на юру, открытый всем ветрам, каким только вздумается подуть".
Вместо тенистого сада вокруг барского дома стояло пять-шесть берез "с
жиденькими вершинами". Да и в самой деревне нигде не было "растущего
деревца или какой-нибудь зелени". О его непрактичности говорит и
внутренняя обстановка его дома, где рядом с великолепной мебелью
"соседствовали два стула, обтянутые просто рогожей", или "горки
выбитой из трубки золы", лежащие на дорогом полированном столе. Но самое
яркое отражение характера Манилова мы находим в его языке, речевой манере:
"...Конечно... если бы соседство было хорошее, если бы, например, такой
человек, с которым бы в некотором роде можно было поговорить о любезности, о
хорошем обращении, следить какую-нибудь этакую науку, чтобы этак расшевелило
душу, дало бы, так сказало, паренье этакое". Здесь он еще что-то хотел
выразить, но, заметивши, что несколько зарапортовался, ковырнул только рукой в
воздухе".
Совсем иное
отношение к хозяйству у Коробочки. У нее "хорошенькая деревенька",
двор полон всякой птицы, имеются "просторные огороды с капустой, луком,
картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем", есть "яблони и
другие фруктовые деревья". Имена крестьян своих она знает наизусть. Но
умственный кругозор ее крайне ограничен. Она тупа, невежественна, суеверна.
Коробочка не видит ничего дальше "своего носа". Все "новое и
небывалое" пугает ее. Она является типичным представителем мелких
захолустных помещиков, ведущих натуральное хозяйство. Ее поведением (что можно
отметить и у Собакевича) руководит страсть к наживе, корысть.
Но Собакевич
значительно отличается от Коробочки. Он, по выражению Гоголя, "чертов
кулак". Страсть к обогащению толкает его на хитрость, заставляет
изыскивать разные средства наживы. Поэтому, в отличие от других помещиков, он
применяет новшество - денежный оброк. Его нисколько не удивляет купля-продажа
мертвых душ, а волнует лишь то, сколько он за них получит.
Представитель
еще одного типа помещиков - Ноздрев. Он полная противоположность Манилову и
Коробочке. Ноздрев - непоседа, герой ярмарок, попоек, карточного стола. Он
кутила, буян и враль. Хозяйство его запущено. В отличном состоянии находится
только псарня. Среди собак он как "отец родной" среди большого семейства
(так и хочется сравнить его с фонвизинским Скотининым). Доходы, получаемые от
подневольного труда крестьян, он тут же проматывает, что говорит о его
нравственном падении, безразличии к крестьянам.
Полное
моральное оскуднение, потеря человеческих качеств характерны для Плюшкина.
Автор по праву окрестил его "прорехой на человечестве". Говоря о
Плюшкине, Гоголь разоблачает ужасы крепостного права. Облекая в форму легкой
шутки, Гоголь сообщает страшные вещи о том, что Плюшкин - "мошенник, всех
людей переморил голодом, что в тюрьме колодники лучше живут, чем крепостные
его". За 'последние три года у Плюшкина умерло 80 человек. С жуткой миной
полусумасшедшего он заявляет, что "народ-то больно прожорлив у него, от
праздности завел привычку трескать". Около 70 крестьян у Плюшкина сбежало,
стало людьми вне закона, не вытерпев голодной жизни. Дворовые его до поздней
зимы бегают босыми, так как скупой Плюшкин имеет одни сапоги на всех, да и то
надеваются они только тогда. когда дворовые входят в сени барского дома.
Плюшкин и ему подобные тормозили хозяйственное развитие России: "На
обширной территории поместья Плюшкина (а у него примерно 1000 душ)
экономическая жизнь замерла: перестали двигаться мельницы, валяльни, суконные
фабрики, столярные станки, прядильни; сено и хлеб гнили, клади и стога
обращались в чистый навоз, мука превращалась в камень, к сукнам. холстам и
домашним материям страшно было прикоснуться. А между тем в хозяйстве доход
собирался по-прежнему, по-прежнему нес оброк мужик, несла холст баба. Все это
сваливалось в кладовые, и все это становилось гнилью и прахом". Поистине
"смех сквозь слезы".
Плюшкин и
другие помещики, представленные Гоголем, "списаны с жизни;". являются
порождением определенной социальной среды. Плюшкин был когда-то умным,
бережливым хозяином; Манилов служил в армии и был скромным, деликатным,
образованным офицером, но превратился в пошлого, праздного, слащавого
мечтателя. С огромной силой Гоголь предъявил обвинение
феодально-крепостническому строю, николаевскому режиму, всему укладу жизни, в
которой маниловщина, ноздревщина, плюшкинское убожество - типичные, нормальные
жизненные явления.
В этом показе
насквозь порочного крепостнического порядка и политического строя России и
заключалось великое значение поэмы "Мертвые души". "Поэма потрясла
всю Россию" (Герцен), она пробуждала самосознание русского народа.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://sochok.by.ru/