Проектирование грузового парка
Содержание
Введение
. Корректирование нормативов периодичности технического
обслуживания (ТО) и трудоемкости ТО, текущего ремонта (ТР)
. Расчет производственной программы по техническому
обслуживанию
. Расчет годового объема работ по ТО и ТР и вспомогательных
работ
. Определение численности работающих, распределение их по
производственным подразделениям
.1 Определение численности производственных рабочих
.2 Определение численности вспомогательных рабочих
. Расчет количества постов и поточных линий
.1 Расчет количества постов и поточных линий ежедневного
обслуживания (ЕО)
.2 Расчет количества постов и линий ТО и диагностирования
.3 Расчет количества постов ТР
. Расчет площадей помещений
.1 Расчет площадей производственных помещений (зон, участков
отделений)
.2 Расчет площади складских помещений
.3 Расчет площади бытовых и административных помещений
. Организация и управление производством технического
обслуживания и текущего ремонта подвижного состава на предприятии
. Технико-экономическая оценка проекта автотранспортного
предприятия
Заключение
Список использованных источников
Введение
технический обслуживание автотранспортный ремонт
В качестве задания на курсовой проект была предложена тема проектирования
грузового парка, с заданной годовой трудоемкостью обслуживания автомобилей, с
разработкой зоны ТО-1. Подвижной состав парка состоит из 160 штук грузовых
автомобилей.
Задачи, которые ставятся при проектировании, включают:
− осмысление избранной темы. Проведение анализа подвижного состава;
− подбор и изучение литературы, справочных и научных источников по
проекту;
− технологический расчет автотранспортного предприятия;
− проектирование производственного корпуса, участков, зон АТП;
− расчет технико-экономических показателей спроектированного
грузового парка.
Основными целями выполнения дипломного проекта являются:
− оценка уровня овладения теоретическими и методологическими
основами специальности, развитие интереса к научным исследованиям;
− систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний по
специальности и применение этих знаний при решении конкретных научных задач;
− развитие навыков самостоятельной работы и овладение методикой
исследования и экспериментирования при решении разрабатываемых проблем и
вопросов по дипломному проекту;
− выяснение подготовленности студента с самостоятельной
практической деятельности;
− выявление степени умения излагать концептуальное видение
проблемы.
1. Корректирование нормативов периодичности технического обслуживания
(ТО) и трудоемкости ТО, текущего ремонта (ТР)
Определим нормы пробега до КР и скорректируем периодичность ТО и ремонта
для грузовых автомобилей, работающих в умеренно-теплом влажном климатическом
районе. Определим количество воздействий за цикл.
Формулы корректировки нормируемых пробегов, [2]:
LТО-1 = LHТО-1 ∙ К1, км (1)
LТО-2 = LHТО-2 ∙ К1, км (2)
LКР = LHКР ∙ К1 ∙ К2,
км (3)
где LHТО-1 и LHТО-2− нормативные пробеги
автомобиля, соответственно до ТО-1 и ТО-2, км, таблица 1.1, [2].
LHКР − нормативный пробег грузовых автомобилей до КР, км, таблица 2.4,
[2];
К1 − коэффициент корректирования нормативов в
зависимости от условий эксплуатации, таблица 2.7, [2];
К2 − коэффициент корректирования в зависимости от
модификации ПС и организации его работы, таблица 2.8, [2];
Корректируем нормируемые пробеги:
LТО-1 = 7500 ∙ 0,9 = 6750 км
LТО-2 = 30000 ∙ 0,9 = 27000 км
LКР = 600000 ∙ 0,9 ∙ 0,95 =
513000 км
Корректируем периодичность ТО и ТР друг с другом и со среднесуточным
пробегом. Для удобства составления графика ТО и ТР и других расчетов, пробег
между отдельными видами ТО до КР округляем до целых десятков км с учетом
кратности друг другу и среднесуточному пробегу. При этом допустимое отклонение
от нормативов периодичности ТО должно составлять не более ± 10%.
LТО-1 /LСС = 6750 / 170 = 39,7 ≈ 40 шт.
LТО-1 = 40 ∙ 170 = 6800 км
LТО-2 / LТО-1 = 27000 / 6800 = 3,97 ≈ 4 шт.
LТО-2 = 4 ∙ 6800 = 27200 км
LКР / LТО-2 = 513000 / 27200 = 18,9 ≈ 19 шт.
LКР = 27200 ∙ 19 = 516800 км
Проверяем отклонение от нормативов периодичности, [1]:
СКОР = (Lдейств / Lнорм)∙100% − 100%, % (4)
СКОР = (516800 / 513000)∙100% − 100% = 0,74 %
,74% < 10% − условие выполняется.
Для ПС проектируемого АТП устанавливается нормативная трудоемкость ТО и
ТР, а затем она корректируется с учетом конкретных условий эксплуатации.
Нормативная трудоемкость ЕОТ составляет 50% от трудоемкости ЕОС.
Скорректируем нормативные трудоемкости.
Нормативные трудоемкости ТО и ТР, [2, таблица 2.1]:
ЕОС: tHEOc = 2,13 чел.∙ч.
ЕОТ: tHEOт = 2,13 чел.∙ч.
ТО-1: tHТO-1 = 18,72 чел.∙ч.
ТО-2: tHТO-2 = 57,0 чел.∙ч.
ТР: tHТР = 15,2 чел.∙ч./1000 км
Скорректируем нормативные трудоемкости с учетом коэффициентов:
tEOc = tHEOc ∙ К2 ∙ К3 ∙ К4∙
К5, чел.∙ч. (5)
tEOт
= tHEOт ∙ К2 ∙ К3 ∙ К4∙
К5 ∙ 0,5, чел.∙ч. (6)
tТO = tHТO ∙ К2 ∙ К3 ∙ К4∙
К5, чел.∙ч. (7)
tТР = tHТР ∙ К1 ∙ К2
∙ К3 ∙ К4 ∙ К5, чел.∙ч./1000
км (8)
где К3 − коэффициент корректирования нормативов в
зависимости от степени агрессивности окружающей среды, [2, таблица 2.9];
К4 − коэффициент корректирования нормативов в
зависимости от пробега с начала эксплуатации, [2, таблица 2.2];
К5 − коэффициент корректирования учитывающий количество
технологически совместимых групп транспортных средств,
tEOc = 2,13 ∙ 1,25 ∙ 1,0 ∙ 0,5∙ 1,15 =
1,54 чел.∙ч.
tEOт
= 2,13 ∙ 1,25 ∙ 1,0 ∙ 0,5∙ 1,15 ∙ 0,5
= 0,77 чел.∙ч.
tТO-1 = 18,72 ∙ 1,25 ∙ 1,0 ∙
0,5 ∙ 1,15 = 13,46 чел.∙ч.
tТO-2 = 57,0 ∙ 1,25 ∙ 1,0 ∙
0,5 ∙ 1,15 = 41 чел.∙ч.
tТР = 15,2 1,1∙1,25∙1,0 ∙
0,5∙1,15= 12 чел.∙ч./1000 км
2. Расчет
производственной программы по техническому обслуживанию
Для расчета производственной программы по ТО и ТР применяется цикловой
метод, по которому сначала определяется число ТО по видам за цикл (пробег до
КР), а затем вычисляется годовой пробег и через коэффициент перехода от цикла к
году определяется кол-во ТО за год.
Коэффициент перехода от цикла к году, [1]:
ηГ = LГ / LKP (9)
где LГ − годовой пробег автомобиля, км.
LГ = DР.Г. ∙ LCC ∙
αТ, км (10)
Рассчитаем коэффициент технической готовности αТ. В нашем случае предусматривается один КР, поэтому αТ рассчитываем по формуле, [1]:
(11)
где DKP − продолжительность простоя ПС
в КР, дней, [2, таблица 2.14];
К4 − коэффициент корректирования нормативов
продолжительности простоя в ТО и ТР,[2, таблица 2.11];
DTO,TP −
продолжительность простоя автомобиля в ТО и ТР в днях на 00 км пробега,[2,
таблица 2.13];
КК − коэффициент, показывающий долю авто отправляемых в
КР по достижению ресурса, принимаем КК = 0,5;
LКР − пробег автомобиля до КР, км.
Проведем расчет коэффициента перехода от цикла к году для всех моделей
грузовых автомобилей.
LГ = 365 ∙ 170 ∙ 0,94 =
58327 км
ηГ = 58327 / 516800 = 0,113
По цикловому методу годовое число соответствующих обслуживаний на весь
парк автомобилей определим по формуле, [1]:
ΣNi Г = Ni ∙ ηГ ∙ Аu (12)
где Ni − соответствующее число
технических воздействий за цикл, шт.
NКР = LЦ / LКР (13)
NТО-2 = LКР / LТО-2
(14)
NТО-1 = LКР / LТО-1 − (NКР + NТО-2) (15)
NЕО
С = LКР / LСС (16)
NЕО
Т = (NТО-1 + NТО-2)∙1,6 (17)
NКР
Г = 516800 /
516800 = 1
NТО-2
Г = 516800 / 27200
= 19
NТО-1
Г = 516800 / 6800−(1
+ 19) = 56
NЕО
С Г = 516800 / 170
= 3040
NЕО
Т Г = (56 + 19)∙1,6
= 120
Подставим полученные результаты в формулу (1.12) и найдем годовое число
соответствующих обслуживаний на весь парк автомобилей.
ΣNКР Г = 1 ∙ 0,113 ∙ 160 = 18
ΣNТО-2 Г = 19 ∙ 0,113 ∙ 160 = 344
ΣNТО-1 Г = 56 ∙ 0,113 ∙ 160 =
1013
ΣNЕО С Г = 3040 ∙ 0,113 ∙ 160 =
54963
ΣNЕО Т Г = 120 ∙ 0,113 ∙ 160 =
2170
Количество диагностических воздействий на весь парк за год, [1]:
ΣNД-1Г = 1,1 ∙ ΣNТО-1 Г + ΣNТО-2 Г (18)
ΣNД-2 Г = 1,2∙ ΣNТО-2 Г (19)
ΣNД-1Г = 1,1 ∙ 1013 + 344 = 1458
ΣNД-2 Г = 1,2∙ 1458 = 1750
3. Расчет годового объема работ по ТО и ТР и вспомогательных работ
Годовой объем работ для автомобилей дан по заданию:
ΣТТО и ТР = 47736 чел.∙ч.
Объем вспомогательных работ для автомобилей дан по заданию:
ТВСП.Г. = 14320 чел.∙ч.
Распределение объема работ ТО и ТР по зонам и участкам представлено в
таблице 1.
Таблица 1 − Распределение объема работ ТО и ТР по зонам и участкам
Виды технических
воздействий и работ
|
Годовой объем работ
|
|
%
|
чел.∙ч.
|
1
|
2
|
3
|
ЕОС
|
|
|
Уборочные
|
10
|
5686
|
Моечные
|
20
|
11372
|
Заправочные
|
11
|
6255
|
Контрольно-диагностические
|
12
|
6824
|
Ремонтные
|
47
|
26726
|
Всего:
|
100
|
56863
|
ЕОТ
|
|
|
Уборочные
|
55
|
668
|
Моечные (по двигателю и шасси)
|
45
|
547
|
|
100
|
1215
|
ТО-1
|
|
|
Д-1
|
8
|
786
|
Крепежные, смазочные,
регулировочные и др.
|
92
|
9042
|
Всего:
|
100
|
9828
|
ТО-2
|
|
|
Д-2
|
7
|
677
|
Крепежные, смазочные,
регулировочные и др.
|
93
|
8992
|
Всего:
|
100
|
9669
|
ТР (постовые работы)
|
|
|
Д-1
|
1
|
691
|
Д-2
|
1
|
691
|
Регулировочные и
разборочно-сборочные работы
|
27
|
18660
|
Сварочные
|
5
|
3456
|
Жестяницкие
|
2
|
1382
|
Окрасочные работы
|
8
|
5530
|
Всего:
|
44
|
30410
|
ТР (участковые работы)
|
|
|
Агрегатные
|
18
|
12442
|
Слесарно-механические
|
8
|
5530
|
Электротехнические
|
7
|
4839
|
Аккумуляторные
|
2
|
1382
|
Ремонт приборов систем
питания
|
3
|
2073
|
Шиномонтажные
|
2
|
1382
|
Вулканизационные
|
1
|
691
|
Кузнечно-рессорные
|
3
|
2073
|
Медницкие
|
2
|
1382
|
Сварочные
|
2
|
1382
|
Жестяницкие
|
2
|
1382
|
Арматурные
|
3
|
2073
|
Обойные
|
3
|
2073
|
Всего:
|
56
|
38704
|
Всего по ТР:
|
100
|
69114
|
4.
Определение численности работающих, распределение их по производственным
подразделениям
.1
Определение численности производственных рабочих
Определим численность производственных рабочих.
К производственным рабочим относятся рабочие зон и участков, непосредственно
выполняющие работы по ТО и ТР ПС. Численность производственных рабочих
определяется по каждому виду технических воздействий, по производственным зонам
и участкам.
Определим фонды времени. Фонд времени технологически необходимого
рабочего, по нормам ОНТП-01-91:
ФТ = 2070 ч. − для нормальных условий труда;
ФТ = 1830 ч. − для вредных условий труда;
Годовой фонд времени штатного рабочего:
ФШ = 1820 ч.
ФШ = 1610 ч. − для маляров.
Т.к. в число работ ТР входят работы с вредными условиями труда, годовой
фонд времени технологически необходимого рабочего на постах ТР рассчитываем по
формуле, [1]:
, ч. (1.20)
где а и b − суммарные процентные
показатели работ с нормальными и вредными условиями труда соответственно.
Вредные условия труда на постах: сварочные (5%), окрасочные (8%).
ч.
Годовой фонд времени штатного рабочего ФШ на постах ТР,
рассчитываем по формуле, [1]:
, ч. (21)
где с и d − суммарные процентные
показатели работ остальных рабочих и маляров (8%) соответственно.
ч.
Годовой фонд времени технологически необходимого рабочего на участках ТР
рассчитываем аналогично, определив при этом, что к вредным условиям труда
относятся работы:
аккумуляторные − 2%;
ремонта приборов системы питания − 3%;
вулканизационные − 1%;
кузнечно-рессорные − 3%;
медницкие − 2%;
сварочные − 2%.
ч.
т.к. отдельно на участках окрасочных работ не предусматриваем, то
ч.
Количество рабочих явочное и штатное рассчитывается по формуле, [1]:
, чел. (22)
Расчеты сведем в таблицу 1.2.
Таблица 2 − Численность производственных рабочих по каждому виду
технических воздействий, по производственным зонам и участкам
Виды воздействий
|
Годовой объем работ, Тi,
чел.∙ч.
|
Явочное число рабочих
|
Штатное число рабочих
|
|
|
Расчетное
|
Принятое
|
Расчетное
|
Принятое
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
ЕОС
|
|
ФТ = 2070 ч.
|
ФШ = 1830 ч.
|
Уборочные
|
5686
|
2,75
|
3
|
3,1
|
3
|
Моечные
|
11372
|
5,5
|
6
|
6,2
|
6
|
Заправочные
|
6255
|
3
|
3
|
3,42
|
4
|
Контрольно-диагностические
|
6824
|
3,3
|
4
|
3,73
|
4
|
Ремонтные
|
26726
|
12,9
|
13
|
14,6
|
15
|
Всего:
|
56863
|
27,45
|
29
|
31,05
|
32
|
ЕОТ
|
|
|
|
|
|
Уборочные
|
668
|
0,32
|
1
|
0,37
|
1
|
Моечные (по дв.и шасси)
|
547
|
0,26
|
|
0,3
|
|
Всего:
|
1215
|
0,58
|
1
|
0,67
|
1
|
Д-1 (при ТО-1)
|
0,38
|
1
|
0,43
|
1
|
Д-1 (при ТР)
|
691
|
0,33
|
|
0,38
|
|
Всего:
|
1477
|
0,71
|
1
|
0,81
|
1
|
Д-2 (при ТО-2)
|
677
|
0,33
|
1
|
0,37
|
1
|
Д-2 (при ТР)
|
691
|
0,33
|
|
0,38
|
|
Всего
|
1368
|
0,66
|
1
|
0,75
|
1
|
ТО-1
|
|
|
|
|
|
Крепежные, смазочные,
регулировочные и др.
|
9042
|
4,37
|
5
|
4,94
|
5
|
Всего:
|
9042
|
4,37
|
5
|
4,94
|
5
|
ТО-2
|
|
|
|
|
|
Крепежные, смазочные,
регулировочные .
|
8992
|
4,34
|
5
|
4,91
|
5
|
Всего:
|
8992
|
4,34
|
5
|
4,91
|
5
|
ТР (постовые работы)
|
|
ФТ = 1999 ч.
|
ФШ = 1782 ч.
|
Регулировочные и
разборочно-сборочные работы
|
18660
|
9,34
|
10
|
10,47
|
11
|
Сварочные
|
3456
|
1,73
|
2
|
1,94
|
2
|
Окрасочные работы
|
5530
|
2,77
|
3
|
3,1
|
3
|
Жестяницкие
|
1382
|
0,69
|
1
|
0,78
|
1
|
Всего:
|
29028
|
14,53
|
16
|
16,29
|
17
|
ТР (участковые работы)
|
|
ФТ = 2014 ч.
|
ФШ = 1820 ч.
|
Агрегатные
|
12442
|
6,18
|
6
|
6,84
|
7
|
Слесарно-механические
|
5530
|
2,75
|
3
|
3,04
|
3
|
Электротехнические
|
4839
|
2,4
|
3
|
2,66
|
3
|
Аккумуляторные
|
1382
|
0,69
|
1
|
0,76
|
1
|
Ремонт приборов систем
питания
|
2073
|
1,03
|
1
|
1,14
|
1
|
Шиномонтажные
|
1382
|
0,69
|
1
|
0,76
|
1
|
Вулканизационные
|
691
|
0,34
|
|
0,38
|
|
Кузнечно-рессорные
|
2073
|
1,03
|
1
|
1,14
|
1
|
Медницкие
|
1382
|
0,69
|
1
|
0,76
|
1
|
Сварочные
|
1382
|
0,69
|
1
|
0,76
|
1
|
Жестяницкие
|
1382
|
0,69
|
1
|
0,76
|
1
|
Арматурные
|
2073
|
1,03
|
1
|
1,14
|
1
|
Обойные
|
2073
|
1,03
|
1
|
1,14
|
1
|
Всего:
|
38704
|
19,24
|
21
|
21,28
|
22
|
Итог:
|
|
|
79
|
|
84
|
4.2
Определение численности вспомогательных рабочих
Проведем распределение вспомогательных работ по видам и данные занесем в
таблицу 3.
Таблица 3− Распределении численности вспомогательных рабочих по
видам работ
Виды технических
воздействий и работ
|
Годовой объем работ
|
|
%
|
чел.∙ч.
|
Ремонт и обслуживание
технологического оборудования, оснастки и инструмента
|
20
|
7628
|
Ремонт и обслуживание
инженерного оборудования, сетей и коммуникаций
|
15
|
5721
|
Транспортные работы
|
10
|
3814
|
Прием, хранение и выдача материальных
ценностей
|
15
|
5721
|
Перегон подвижного состава
|
15
|
5721
|
Уборка производственных
помещений
|
10
|
3814
|
Уборка территории
|
10
|
3814
|
Обслуживание компрессорного
оборудования
|
5
|
1906
|
Всего:
|
100
|
38139
|
Рассчитаем численность вспомогательных рабочих по видам работ и
полученные результаты занесем в таблицу 4. При этом принимаем фонды времени: ФТ
= 2070 ч. и ФШ = 1820 ч.
Таблица 4 − Численность вспомогательных
рабочих
Виды воздействий
|
Годовой объем работ, Тi
|
Явочное число рабочих
|
Штатное число рабочих
|
|
|
Расчетное
|
Принятое
|
Расчетное
|
Принятое
|
|
|
ФТ = 2070 ч.
|
ФШ = 1820 ч.
|
Ремонт и обслуживание
технологического оборудования, оснастки и инструмента
|
7628
|
3,69
|
4
|
4,19
|
4
|
Ремонт и обслуживание
инженерного оборудования, сетей и коммуникаций
|
5721
|
2,76
|
3+1(*)
|
3,14
|
3+1(*)
|
Транспортные работы
|
3814
|
1,84
|
2
|
2,1
|
2
|
Прием, хранение и выдача
материальных ценностей
|
5721
|
2,76
|
3
|
3,14
|
3
|
Перегон подвижного состава
|
5721
|
2,76
|
3
|
3,14
|
3
|
Уборка производственных
помещений
|
3814
|
1,84
|
2
|
2,1
|
2
|
Уборка территории
|
3814
|
1,84
|
2
|
2,1
|
2
|
Обслуживание компрессорного
оборуд
|
1906
|
0,92
|
1
|
1,05
|
1
|
Всего:
|
38139
|
|
21
|
|
21
|
(*) − дополнительно предусматриваем 1 чел для обслуживания
очистных сооружений сточных вод.
4.3 Определение численности водителей, инженерно-технических работников
(ИТР) и прочих служащих
Численность водителей определяем по формуле, [1]:
, чел. (23)
где LЛ − продолжительность работы автомобиля на линии,
LЛ =12 ч.
чел.
чел.
Численность персонала управления предприятием (кроме эксплуатационной и
производственно-технической служб), младшего обслуживающего персонала и
пожарно-сторожевой охраны принимаем по
[3, таблица 30] в зависимости от мощности предприятия и типа ПС и заносим
в таблицу 2.5.
Численность персонала эксплуатационной службы принимаем по [3, таблица
28]. Т.к. αВ
> 0,8 и а/м свыше 100, то принимаем 3,6% от списочного количества
автомобилей или 5 человек. Распределим по функциям управления персонал
эксплуатационной службы, таблица 2.6.
Численность персонала производственно-технической службы принимаем по [3,
таблица 31] в зависимости от количества автомобилей и численности
производственных рабочих. Принимаем 2,6% от списочного количества автомобилей
или 5 человек.
Распределим персонал производственно-технической службы, таблица 7.
Таблица 5 − Численность персонала управления предприятием, МОП и
пожарно-сторожевой охраны
Функция управления или
категория персонала АТП
|
Численность персонала
|
Общее руководство
|
2
|
Технико-экономическое
планирование
|
2
|
Материально-техническое
снабжение
|
1
|
Организация труда и
заработной платы
|
2
|
Бухгалтерский учет и
финансовая деятельность
|
5
|
Комплектование и подготовка
кадров
|
1
|
Общее делопроизводство и
хоз. обслуживание
|
1
|
МОП
|
1
|
Пожарная и сторожевая
охрана
|
4
|
Всего:
|
19
|
Таблица 6 − Распределение персонала по функциям управления
эксплуатационной службы
Наименование функций
управления эксплуатационной службы
|
Средняя численность, %
|
Распределение персонала,
чел.
|
Отдел эксплуатации
|
17-21
|
1
|
Диспетчерская
|
39-43
|
2
|
Гаражная служба
|
34-38
|
1
|
Отдел безопасности движения
|
3-6
|
1
|
Всего:
|
5
|
Таблица 7 − Распределение персонала производственно технической
службы
Наименование функций
управления производственно-технической службы
|
Средняя численность, %
|
Распределение персонала,
чел.
|
Технический отдел
|
26-30
|
1
|
Отдел технического контроля
|
18-22
|
1
|
Отдел главного механика
|
10-12
|
1
|
Отдел управления
производством
|
17-19
|
1
|
Производственная служба
|
21-25
|
1
|
Всего:
|
5
|
Численность персонала не относящегося к аппарату управления принимаем по
[3, таблица 33] и заносим в таблицу 8.
Наименование обязанностей
персонала
|
Численность
|
Инженер по безопасности
движения
|
2
|
Контролер пассажирского транспорта
|
9
|
Кассир по приему и
оформлению выручки
|
2
|
Ревизор автотранспорта
|
1
|
Механик
контрольно-пропускного пункта
|
2
|
Всего: 16
|
Общая численность работающих на предприятии:
РОБЩ=РШ ОСН+РШ ВСП+РУП.МОП.П.+РЭКСПЛ+РПР-ТЕХ+РШ
ВОД+РДР, чел (24)
РОБЩ = 84 + 21 + 19 + 5 + 5 + 325 + 16 = 475 чел.
В итоге численность персонала на АТП − 475 чел.
5. Расчет
количества постов и поточных линий
.1 Расчет
количества постов и поточных линий ежедневного обслуживания (ЕО)
Определим количество механизированных постов для туалетной мойки, [1]:
, посты (25)
где Кп − коэффициент "пикового" возврата ПС с
линии, Кп =0,7;
ТВОЗ − время "пикового" возврата ПС в течении
суток, ч.,[3, таблица 34];
NУ − производительность
механизированной моечной установки, авто/ч.,;
поста
Принимаем 4 поста.
Число постов ЕО, ТО, ТР определяем по формуле:
, посты (26)
где φ − коэффициент неравномерности загрузки постов, [3, таблица
36];
РСР − среднее число рабочих, одновременно работающих на
одном посту, чел.,[3, таблица 37];
ηи − коэффициент использования рабочего времени
поста,[3, таблица 38];
С − число смен;
ТСМ − продолжительность работы смены, ч.
Для примера рассчитаем количество уборочных постов ЕОС, а
результаты остальных расчетов представим в таблице 9.
поста
5.2 Расчет
количества постов и линий ТО и диагностирования
Расчет ведем по формуле (26).
Принимаем 3 поста ТО-1 и 3 поста ТО-2. После определения количества
постов решаем вопрос о выборе метода производства ТО: на отдельных постах или
поточных линиях.
При этом руководствуемся следующими рекомендациями: поточный метод для
ТО-1 рекомендуется при расчетном количестве постов 3 и более для одиночных
автомобилей, для ТО-2 − 4 и более.
Для производства ТО-1 выбираем поточный метод, т.е. линию ТО-1, состоящую
из 3 постов:
пост − внешний осмотр грузовых автомобилей; диагностические,
регулировочные и крепежные работы по системе питания, по шинам, рулевому
управлению, ходовой части и трансмиссии;
пост − диагностические, регулировочные и крепежные работы по
электрооборудованию и тормозам;
пост − смазочные и очистные работы.
Для производства ТО-2 принимаем 3 проездных специализированных поста.
Результаты расчетов представим в таблице 9.
5.3 Расчет
количества постов ТР
Расчет ведем по формуле (1.26). Для примера рассчитаем количество
сварочных постов ТР, а результаты остальных расчетов представим в таблице 9.
поста
Количество постов сборочно-разбочных работ ТР, работающих в несколько
смен определяем по другой формуле, [1]:
, посты (27)
где КТР − коэффициент, учитывающий долю работ в наиболее
загруженную смену, КТР = 0,55.
поста
Рассчитываем значения и заносим полученные результаты в таблицу 9.
Таблица 9 − Расчет количества постов
Вид работ
|
Тi Г, чел.∙ч.
|
φ
|
DР.Г.,дней
|
ТСМ, ч.
|
С
|
РСР, чел.
|
ηи
|
Кол-во постов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Расчет
|
Принятое
|
ЕОС
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уборочные
|
5686
|
1,4
|
302
|
6,7
|
2
|
2,5
|
0,97
|
0,8
|
1
|
Заправочные
|
6255
|
1,4
|
302
|
6,7
|
2
|
1
|
0,97
|
2,23
|
2
|
Контрольно-диагностические
|
6824
|
1,4
|
302
|
6,7
|
2
|
1,5
|
0,97
|
1,62
|
2
|
Мелкие неисправности
|
26726
|
1,4
|
302
|
6,7
|
2
|
1,5
|
0,97
|
6,23
|
6
|
Всего:
|
10,88
|
11
|
ЕОТ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уборочные
|
668
|
1,8
|
252
|
8
|
1
|
2,5
|
0,98
|
0,24
|
1
|
Моечные
|
547
|
1,8
|
252
|
8
|
1
|
1
|
0,90
|
0,54
|
|
Всего:
|
0,78
|
1
|
Д-1
|
1477
|
1,4
|
252
|
8
|
1
|
2
|
0,9
|
0,57
|
1
|
Д-2
|
1368
|
1,4
|
252
|
8
|
1
|
2
|
0,9
|
0,53
|
|
Всего:
|
1,1
|
1
|
ТО-1
|
9042
|
1,4
|
252
|
8
|
1
|
2,5
|
0,98
|
2,56
|
3
|
ТО-2
|
8992
|
1,4
|
252
|
8
|
1
|
2,5
|
0,98
|
2,55
|
3
|
Всего:
|
5,11
|
6
|
ТР (постовые)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Регулировочные и
разборочно-сборочные работы
|
18660
|
1,4
|
252
|
8
|
2
|
1,5
|
0,97
|
4,9
|
5
|
Окрасочные работы
|
5530
|
1,8
|
252
|
8
|
1
|
2,5
|
0,90
|
2,19
|
2
|
Жестяницкие
|
1382
|
1,4
|
252
|
8
|
1
|
1,5
|
0,98
|
0,65
|
1
|
Сварочные
|
3456
|
1,4
|
252
|
8
|
1
|
1,5
|
0,98
|
1,22
|
1
|
Всего:
|
8,96
|
9
|
Общий итог:
|
24,83
|
25
|
Рассчитанное количество постов совпадает с заданным заданием,
следовательно расчеты произведены верно.
6. Расчет площадей помещений
6.1 Расчет
площадей производственных помещений (зон, участков отделений)
Принимаем габарит грузового автомобиля:
=18000 х 2500 мм
Площадь зон ТО, ТР рассчитываем по формуле, [1]:
FЗ. i = fa ∙ XЗ ∙ Кп , м2 (28)
где fa − площадь занимаемая грузовым
автомобилем в плане по габаритам, м2; XЗ − число постов в зоне, шт.; Кп −
коэффициент плотности расстановки оборудования постов, при одностороннем
расположении Кп = 6…7, при двухстороннем и поточном методе
обслуживания Кп = 4 … 5.
Расчет представим в виде таблицы 12.
Таблица 12 − Расчет площадей зон
Наименование зон
|
Площадь а/м в плане, fa, м2
|
Число постов в зоне, Х3
|
Коэффициент плотности
расстановки оборудования, Кп
|
Площадь, FЗ, м2
|
ЕОС
|
45
|
12
|
4,5
|
2430
|
ЕОТ (на площади
ЕОС)
|
Д-1 и Д-2
|
45
|
1
|
6,5
|
292,5
|
ТО-1
|
45
|
3
|
6,5
|
877,5
|
ТО-2
|
45
|
3
|
6,5
|
877,5
|
ТР
|
45
|
4
|
6,5
|
1170
|
Посты ожидания
|
45
|
3
|
6,5
|
877,5
|
Всего:
|
6525
|
Площади участков рассчитываются по формуле:
FУ = f1 + f2
∙ (РТ
−1), м2 (29)
где f1 − площадь на 1 работающего, м2, [3,
таблица 43];
f1 − площадь на каждого
последующего рабочего, м2, [3, таблица 43];
Площади участков определим по формуле (2.36), а результаты занесем в
таблицу 13. Для исключения раздробленности здания на мелкие помещения, где
возможно, совместим несколько участков.
Таблица 13 − Расчет площадей участков
Название участка
|
Явочное кол-во работающих,
РТ
|
Площадь, f1, м2
|
Площадь, f2, м2
|
Площадь участка, FУ, м2
|
Агрегатные
|
7
|
22
|
14
|
106
|
Слесарно-механические
|
3
|
18
|
12
|
42
|
Электротехнические
|
3
|
15
|
9
|
33
|
Аккумуляторные
|
1
|
21
|
15
|
21
|
Кислотная:
|
18
|
Зарядная:
|
12
|
Аппаратная:
|
15
|
Ремонт приборов систем
питания
|
1
|
14
|
8
|
14
|
Шиномонтажные
|
1
|
18
|
15
|
25
|
Вулканизационные
|
1
|
12
|
6
|
|
Кузнечно-рессорные
|
1
|
21
|
5
|
21
|
Медницкие
|
1
|
15
|
9
|
24
|
Сварочные
|
1
|
15
|
9
|
|
Жестяницкие
|
1
|
18
|
12
|
24
|
Арматурные
|
1
|
12
|
6
|
|
Обойные
|
1
|
18
|
5
|
18
|
Малярный
|
30
|
15
|
60
|
Общая площадь:
|
373
|
6.2 Расчет
площади складских помещений
Площади складов рассчитываем по удельной площади на 10 ед. ПС, [1]:
FСКЛ = 0,1 ∙ Аu ∙ fУ ∙ К(с)1 ∙ К(с)2
∙ К(с)3 ∙ К(с)4 ∙
К(с)5 , м2 (1.30)
где fУ − удельная площадь данного вида склада, на 10
ед. ПС, м2, таблица 46, [3];
К(с)1 − коэффициент корректирования в
зависимости от среднесуточного пробега, [3, таблица 47];
К(с)2 − коэффициент корректирования в
зависимости от кол-ва технологически совместимого ПС,[3, таблица 48];
К(с)3 − коэффициент корректирования в
зависимости от типа ПС,
[3, таблица 49];
К(с)4 − коэффициент корректирования в
зависимости от высоты складирования, [3, таблица 50];
К(с)5 − коэффициент корректирования в
зависимости от категорий условий эксплуатации, [3, таблица 51];
Расчеты представим в виде таблицы 14.
Таблица14 − Расчет площадей складских помещений
Наименование складских
помещений, сооружений
|
FУ, м2
|
К(с)1
|
К(с)2
|
К(с)3
|
К(с)4
|
К(с)5
|
FCКЛ, м2
|
|
|
|
|
|
|
|
Расчет
|
Прин.
|
Запасных частей, деталей,
эксплуатационных материалов
|
4,4
|
0,87
|
1,2
|
1,16
|
1,6
|
1,05
|
127,1
|
127
|
Двигателей, агрегатов и
узлов
|
3,0
|
0,87
|
1,2
|
1,16
|
1,6
|
1,05
|
86,7
|
87
|
Смазочных материалов и
насосной
|
1,8
|
0,87
|
1,2
|
1,16
|
1,6
|
1,05
|
52
|
52
|
Лакокрасочных материалов
|
0,6
|
0,87
|
1,2
|
1,16
|
1,6
|
1,05
|
17,33
|
17
|
Инструмента
|
0,15
|
0,87
|
1,2
|
1,16
|
1,6
|
1,05
|
4,33
|
4
|
Кислорода, азота и
ацетилена в баллонах
|
0,2
|
0,87
|
1,2
|
1,16
|
1,6
|
1,05
|
5,8
|
6
|
Металла, металлолома,
ценного утиля
|
0,3
|
0,87
|
1,2
|
1,16
|
1,6
|
1,05
|
8,7
|
9
|
Автомобильных шин новых,
отремонтированных и подлежащих восстановлению
|
2,6
|
0,87
|
1,2
|
1,16
|
1,6
|
1,05
|
75,1
|
75
|
Подлежащих списанию а/м,
агрегатов (открытая площадка)
|
7,0
|
0,87
|
1,2
|
1,16
|
1,6
|
1,05
|
202,2
|
202
|
Промежуточного хранения
запасных частей и материалов
|
0,9
|
0,87
|
1,2
|
1,16
|
1,6
|
1,05
|
26
|
26
|
Всего:
|
605
|
Общая производственная складская площадь будет равна, [1]:
FОБЩ = FЗ + FУ + FСКЛ, м2 (31)
FОБЩ = 9765 + 373 + 605 = 10743 м2
Определим площади вспомогательных и технических помещений.
Эти площади принимаются согласно распределению технико-экономических
показателей по элементам ПТБ, как 3% и 5% соответственно от общей
производственно-складской площади.
Таблица 15 − Расчет площадей вспомогательных и складских помещений
Наименование помещения
|
%
|
Площадь, м2
|
Вспомогательные помещения
|
Участок отдела главного
механика с кладовой
|
60
|
193
|
Компрессорная
|
40
|
129
|
Всего:
|
100
|
322
|
Технические помещения
|
Насосная мойки ПС
|
20
|
107
|
Трансформаторная
|
15
|
81
|
Тепловой пункт
|
15
|
81
|
Электрощитовая
|
10
|
54
|
Насосная станция
пожаротушения
|
20
|
107
|
Отдел управления
производством
|
10
|
54
|
Комната мастеров
|
10
|
54
|
Всего:
|
100
|
538
|
Определяем площадь хранения (стоянки) автомобилей, [1]:
FХР = fa ∙ Au ∙
Kп , м2 (32)
где Kп − коэффициент плотности расстановки
автомобилей,
п
= 2,5…3.
FХР = (45 ∙ 34 + 36,25 ∙ 50
+ 20,63 ∙ 58) ∙ 3 = 13617 м2
6.3 Расчет
площади бытовых и административных помещений
Площадь административно-бытовых помещений определяем при помощи [3,
таблица 52], по формуле, [1]:
РОБЩ = (РТ + РВСП +РП.У. + РЭ.С.
+ РП.Т. + РДОП) ∙ f ′, м2. (33)
где РП.У. − численность персонала управления
предприятием, чел.;
РЭ.С. − численность персонала эксплуатационной службы,
чел.;
РП.Т. − численность персонала
производственно-технической службы, чел.;
РДОП − численность персонала не относящегося к аппарату
управления, чел.;
f ′ −
площадь административно-бытовых помещений от числа работающих, м2.
РОБЩ = (84 + 21 + 19 + 5 + 5 + 16) ∙ 11,4 = 1710 м2.
7. Организация и управление производством технического обслуживания и
текущего ремонта подвижного состава на предприятии
Организационно-производственная структура ИТС − это упорядоченная
совокупность производственных подразделений, т.е. их определенное количество,
размер, специализация, взаимосвязь, методы и формы взаимодействия.
Инженерно-техническая служба располагает определенной производственной
базой, ресурсами и производственными подразделениями, составляющими её
организационно-производственную структуру и осуществляющими:
− хранение и в ряде случаев заправку автомобилей;
− постовые работы ТО и ТР, производимые непосредственно на
автомобиле;
− работы по восстановлению снятых с автомобиля неисправных
агрегатов, узлов и деталей, выполняемые в специализированных цехах и участках;
− работы по обеспечению подготовки производства, запаса агрегатов,
узлов и деталей на промежуточном и центральном складах, перегон автомобилей в
производственных зонах и др.;
− работы по содержанию, реконструкции и техническому перевооружению
производственно-технической базы.
В состав ИТС входят три взаимосвязанные подсистемы производства:
основное, вспомогательное и обслуживающее.
В организационную структуру технической службы, кроме рассмотренных выше
подсистем, входят производственно-технический отдел (ПТО), отдел главного
механика (ОГМ), отдел материально-технического снабжения (ОМТС), отдел
технического контроля (ОТК).
Рисунок 1 − Организационная структура инженерно-технической службы
ПТО разрабатывает планы и мероприятия по научной
организации труда (НОТ), внедрению новой техники и технологии производственных
процессов, организует и контролирует их выполнение, разрабатывает и проводят
мероприятия по охране труда, изучает причины производственного травматизма и
принимает меры по их устранению, проводит техническую учебу по подготовке
кадров и повышению квалификации рабочих и инженерно-технических работников,
организует изобретательскую и рационализаторскую работу на АТП и внедрение
рационализаторских предложений, составляет технические нормативы, инструкции,
конструирует нестандартное оборудование, приспособления, оснастку.
ОГМ обеспечивает содержание в технически исправном
состоянии технологического оборудования, зданий, сооружений, энергосилового и
санитарно-технического хозяйства, осуществляет монтаж, обслуживание и ремонт
производственного оборудования, инструмента и контроль за правильным их
использованием, а также изготовление нестандартного оборудования.
ОМТС обеспечивает бесперебойное
материально-техническое снабжение АТП (запасные части, агрегаты,
горючесмазочные материалы и др.), составляет заявки по материально-техническому
снабжению и обеспечивает правильную организацию работы складского хозяйства.
ОТК осуществляет контроль за качеством работ,
выполняемых всеми производственными подразделениями, контролирует выборочно и
периодически техническое состояние подвижного состава, в том числе при его
приеме и выпуске на линию, анализирует причины возникновения неисправностей ПС.
Между подсистемами и отделами существуют многосторонние связи,
организованные по схеме, показанной на рисунке 2.
Рисунок 2 − Функциональная схема АТП
Линиями показан основной путь следования грузовых автомобилей. Поскольку
прибытие грузовых автомобилей осуществляется в течение короткого периода
времени, а пропускная способность зоны ЕО ограничена и не все грузовые
автомобили нуждаются в уборочно-моечных работах ЕО, то часть их направляется в
зону хранения, а затем, при необходимости, в зону ЕО. Автомобили, требующие ТО
и ТР, направляются в зону ожидания и далее, после прохождения диагностирования,
в соответствующие производственные зоны. После обслуживания и ремонта грузовых
автомобилей поступают в зону хранения, а с неё − на выпуск через
контрольно-технический пункт (КТП). При необходимости грузовых автомобилей
могут быть направлены на ЕО или в зону ожидания.
Определение метода организации ТО и ТР ПС.
Методы организации производства ТО и ремонта
автомобилей делятся на метод специализированных бригад, метод комплексных
бригад, агрегатно-участковый метод. В нашем случае рационально использовать
метод специализированных бригад.
Метод специализированных бригад предусматривает
формирование производственных подразделений по признаку их технологической
специализации по видам технических воздействий.
Рисунок 3 − Схема организации производства ТО и
ТР
Создаются бригады, на каждую из которых в зависимости
от объемов работ планируется определенное число рабочих необходимых
специальностей. Специализация бригад по видам воздействий (ЕО, ТО-1, ТО-2,
диагностирования, ТР, ремонту агрегатов) способствует повышению
производительности труда рабочих в результате применения прогрессивных технологических
процессов и механизации, повышения навыков и специализации исполнителей на
выполнение закрепленной за ними ограниченной номенклатуры технологических
операций.
При такой организации работ обеспечивается
технологическая однородность каждого участка (зоны), создаются предпосылки к
эффективному оперативному управлению производством за счет маневра людьми,
запасными частями, технологическим оборудованием и инструментом, упрощаются
учет и контроль за выполнением технических воздействий.
Существенным недостатком данного метода организации
производства является слабая персональная ответственность исполнителей за
выполненные работы. В случае преждевременного отказа сложно проанализировать
все причины, установить конкретного виновника снижения надежности, так как
агрегат обслуживают и ремонтируют рабочие различных подразделений. Сложность
анализа причин и выявления конкретных виновников низкой надежности грузовых
автомобилей в эксплуатации приводит к значительному увеличению числа отказов и
простоям в ремонте.
Производственный процесс ТО и ТР на АТП связан с работой грузового
автомобиля. Выполняется от в производственных зонах (цехах, участках).
Система организации и управления производством строится на следующих
принципах:
. Четкое распределение административных и оперативных функций между
руководящим персоналом и сосредоточение функций оперативного управления в
едином центре.
. Выполнение каждого вида технического воздействия специализированной
бригадой или участком − технологический принцип формирования производственных
подразделений, в наибольшей степени отвечающей требованиям ЦУП.
. Объединение производственных подразделений, выполняющих технологически
однородные работы, в производственные комплексы в целях добства управления ими.
. Централизованная подготовка производства специальным комплексом:
создание оборотного фонда запчастей и материалов, доставка агрегатов, узлов и
деталей на рабочие посты, комплектование ремонтного фонда, обеспечение рабочих
инструментом, перегон грузовых автомобилей в зонах ТО, ТР и ожидания и др.
8
Технико-экономическая оценка проекта автотранспортного предприятия
Целью данной стадии проектирования является анализ технико-экономических
показателей, который проводится с целью выявления степени технического
совершенства и экономической целесообразности разработанных проектных решений
АТП. Эффективность проекта оценивается путем сравнения его
технико-экономических показателей (ТЭП) с нормативными (эталонными)
показателями. Для оценки технического уровня разработанного проектного решения АТП
используются следующие основные технико-экономические показатели (ТЭП):
− численность производственных рабочих - Р;
− число рабочих постов - Х;
− площадь производственно-складских помещений - SПР;
− площадь вспомогательных помещений (адиминистративно-бытовых) - SВС.,
− площадь стоянки - SСТ.,
− площадь территории предприятия - SТ.
Указанные в таблице 8.1 числовые значения удельных технико-экономических
показателей рассчитаны для наиболее характерных (эталонных) условий работы
предприятия[1].
Таблица 8.1 − Табель основного технологического оборудования зоны
ТО-1
Наименование оборудования
|
Цена за единицу
|
Мощность электродвигателя
|
Габаритные размеры
|
Коли-чество, шт.
|
1 Конвейер для линии ТО-1
4096
|
61061,96
|
3,0
|
26200х60700
|
1
|
2 Гайковерт для гаек колес
|
4902,8
|
1,7
|
2200 х 435
|
3
|
3 Колонна
воздухо-раздаточная
|
15005,56
|
-
|
530х385
|
1
|
4 Стенд для накачки шин
(собственного изготовления)
|
7428,49
|
-
|
-
|
1
|
5 Пост смазчика-заправщика
|
5348,54
|
-
|
800х500
|
2
|
6 Солодонагреватель
рычажной, ручной
|
865,98
|
-
|
485х60
|
5
|
7 Комплект
инструмента-аккумулятора
|
1
|
-
|
-
|
2377,11
|
8 Набор торцевых ключей с
цилиндрическими головками
|
2
|
-
|
-
|
644,81
|
9 Комплект гаечных ключей
|
4
|
-
|
-
|
1753,04
|
10 Стеллаж
|
3
|
-
|
1400х450
|
638,86
|
11 Ларь
|
2
|
-
|
1000х500
|
326,91
|
12 Верстак с тисками
|
2
|
-
|
1600х750
|
1545,13
|
Значения удельных технико-экономических показателей для проектируемого
АТП определяются из выражений, [1]:
(8.1)
(8.2)
(8.3)
(8.4)
(8.5)
(8.6)
где р, х,, , , - соответственно значения удельных технико-экономических
показателей проектируемого предприятия: численности производственных рабочих на
1 млн. км пробега ПС; количества рабочих постов на 1 млн. км пробега; площади
производственно-складских помещений на единицу ПС; площади вспомогательных
помещений на единицу ПС; площади стоянки на одно место хранения; площади
территории предприятия на единицу ПС.
РП, ХП, FППР, FПВС, FПС, FПТ, FППР, АИ, LГ − абсолютные значения для проектируемого
предприятия численности производственных рабочих, чел.; количества рабочих
постов; площади производ-ственно-складских помещений, м2; площади
вспомогательных помещений, м2; площади стоянки, м2;
площади территории предприятия, м2; списочного числа ПС
соответствующей технологически совместимой группы и годового пробега автобуса
соответствующей технологически совместимой группы, млн. км.
Рассчитаем удельные технико-экономические показатели проектируемого
предприятия для парка смешенного ПС:
а) численность производственных рабочих, чел. на 1 млн. км пробега:
− численность производственных рабочих − 84 человека.
чел. на 1 млн. км пробега.
б) количество рабочих постов на 1 млн. км пробега:
− количество рабочих постов (без постов заправки) - 25.
поста на 1 млн. км пробега.
в) площадь производственно-складских помещений на еди. ПС:
− площадь производственно-складских помещений − 10743 м2.
м2 на единицу ПС
г) площадь вспомогательных помещений на единицу ПС:
− площадь вспомогательных помещений составляет 1710 м2.
м2 на единицу ПС.
д) площадь стоянки на одно место хранения:
− площадь стоянки составляет 13617 м2.
м2 на одно место хранения.
е) площадь территории предприятия на единицу ПС:
− площадь территории предприятия − 54000 м2
м2 на единицу ПС.
Заключение
Итогом выполнения курсового проекта стал проект комплексного АТП на 160
грузовых автомобилей.
В ходе выполнения курсового проекта достигнуты следующие результаты:
Произведен технологический расчет АТП: определены производственная
программа по техническому обслуживанию, годовой объем работ по ТО и Р,
численность производственных и вспомогательных рабочих, младшего обслуживающего
персонала, ИТР и служащих, подобрано технологическое оборудование и
организационная оснастка для зон и участков, рассчитана площадь
производственно-складских помещений, разработана организация производства на
АТП.
Оценены общие технико-экономические показатели автотранспортного
предприятия.
Список
использованных источников
1.Проектирование предприятий автомобильного транспорта:
Учебник для студентов специальности "Техническая эксплуатация
автомобилей"/ под ред. М.М. Болбаса. - М.: Росавтотранс,, 2004. −
528 с.: ил.
.Временное положение о техническом обслуживании и ремонте
подвижного состава автомобильного транспорта. − Мн. БелНИИТ
"Транстехника", 2007. − 74 с.
.Общесоюзные нормы технологического проектирования
предприятий автомобильного транспорта: ОНТП-01-91. − М.: Росавтотранс,
1991.
.Техническое обслуживание и ремонт автомобилей/ В.М.Власов и
др. Под редакцией В.М.Власова. − М.: Издательский центр
"Академия", 2003. − 480 с.
.Методические указания к выполнению курсовой работы по
дисциплине "Проектирование, расчет и эксплуатация технологического
оборудования" для студентов специальности 1-37.01.06 "Техническая
эксплуатация автомобилей"/ Сост. С.В. Монтик. - Брест: БрГТУ, 2007.