Основные характеристики современных подвижных составов автомобильного транспорта
Введение
Автомобильный транспорт выполняет существенную
роль в транспортном комплексе страны, регулярно обслуживая почти 3 млн.
предприятий и организаций всех форм собственности, крестьянских и фермерских
хозяйств и предпринимателей, а также население страны. В 2000 г. автомобильный
парк России достиг 28 млн. ед., причем более 85 % легковых и грузовых
автомобилей и автобусов принадлежат гражданам на условиях личной собственности.
Согласно данным Министерства транспорта Российской Федерации, численность субъектов,
осуществляющих автотанспортную деятельность, превысила 370 тыс., из них 61 % -
предприятия и 39 % - физические лица. Вклад автомобильного транспорта в
перевозки грузов составляет 75-77 % , а пассажиров (без индивидуального
легкового) - 53-55 %. Регулярными автомобильными перевозками (основными в
пассажирских перевозках) охвачено 1,3 тыс. городов и 78,9 тыс. сельских
населенных пунктов. Общее число автобусных маршрутов протяженностью 1,9 млн. км
превысило 32 тыс., из них 30 % - городские, 49 % - пригородные, 21 % -
междугородные и международные. Приведенные данные безусловно отражаются и на
состоянии ТО и ТР автомобилей.
Основанием и исходными данными для разработки
реферата является необходимость информирования специалистов автомобильного
комплекса об организационно-технических особенностях и характеристике
технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей, перспективах
совершенствования ТО и ТР и оценке их эффективности. Реферат оформлен в
соответствии с требованиями межгосударственных стандартов [1-3].
Актуальность ТО и ТР автомобилей заключается в
том, что автомобильный транспорт на протяжении периода своей эксплуатации
нуждается в периодическом ремонте, замене агрегатов и узлов, а задачей ТО и ТР
является как раз поддержание подвижного состава в работоспособном состоянии.
Следует отметить, что с увеличением численности автомобильного транспорта и
повышением его роли для транспортного комплекса страны возрастает и
актуальность проведения технического обслуживания и ремонта автомобилей.
Новизна данной работы заключается в анализе
современного состояния ТО и ТР автомобилей, разработке путей совершенствования
и дальнейшего развития технического обслуживания и ремонта, объективной оценке
эффективности ТО и ТР автомобилей, выявлении недостатков технического
обслуживания и ремонта и разработке путей их дальнейшего устранения, а также в
краткой характеристике необходимого для ТО и ТР автомобилей технологического
оборудования.
Современное состояние ТО и ТР автомобилей
является объектом постоянного совершенствования. Повышение качества
обслуживания является одной из основных задач в области технического
обслуживания и текущего ремонта автомобилей. Следует отметить, что уровень
технического обслуживания и ремонта автомобилей в России, в несколько раз ниже чем
в Европе. Этому способствует ряд причин, таких как нехватка квалифицированных
кадров, износ оборудования, недостаточно качественное обслуживание и т.д. Для
решения этой проблемы необходима разработка эффективных методов и более
действенных технологических норм, способствующих улучшению состояния
технического обслуживания, а также стратегии планового развития ТО и ТР
автомобилей.
Несмотря на постоянный технический прогресс в
области автомобилестроения, создания технологического оборудования по
техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава автомобильного
транспорта, а также разработки новых обоснованных подходов к техническому
обслуживанию и ремонту и их условиям проблема разработки целостной системы ТО и
ТР автомобилей является актуальной.
1. Анализ состояния подвижного состава
автомобильного транспорта
.1 Основные определения, цель и задачи
использования подвижного состава автомобильного транспорта
Пассажирский подвижной состав предназначен для
перевозки людей. К нему относятся легковые автомобили и автобусы.
Легковые автомобилислужат для индивидуальной
перевозки пассажиров (от 2 до 8 человек).Легковые автомобили общего назначения
имеют закрытые и открытые кузова. Специализированные легковые автомобили
предназначены для перевозки пассажиров определенных категорий. К
специализированным относятся автомобили скорой помощи, такси и др.
Специальные легковые автомобили служат для
выполнения нетранспортных работ. Они выпускаются на базе шасси легковых
автомобилей и оборудуются специальными устройствами, аппаратурой и т.п. К
специальным относятся лабораторные, исследовательские, милицейские автомобили и
др.
Автобусыслужат для массовой перевозки
пассажиров. Автобусами общего назначения являются городские, пригородные и
междугородные автобусы. К специализированным относятся санитарные,
туристические и школьные автобусы.
Автобусы имеют кузова вагонного и капотного
типов и обычно выполняются на базе агрегатов грузовых автомобилей. Широкое
распространение получили микроавтобусы, которые выпускаются на базе легковых
автомобилей.
Специальные автобусы выполняются на базе шасси
автобусов общего назначения, могут иметь специальные кузова и оборудуются
специальными устройствами, приборами, аппаратурой и др. К этим автобусам
относятся подвижные технические станции, кинолаборатории,
санитарно-ветеринарные автобусы и др.
Грузовой подвижной состав служит для перевозки
грузов различных видов. К нему относятся грузовые автомобили,
автомобили-тягачи, автопоезда, прицепы и полуприцепы.
Грузовые автомобили могут быть общего назначения,
специализированными и специальными.
Грузовые автомобили общего назначения
предназначены для перевозки всех видов грузов, кроме жидких (без тары). Они
имеют грузовые кузова в виде бортовых платформ.
Специализированные грузовые автомобили служат для
перевозки грузов только определенных видов. Они имеют приспособленные для таких
перевозок кузова и оборудуются специальными устройствами и приспособлениями для
погрузки и разгрузки. К специализированным относятся автомобили-самосвалы,
цистерны, фургоны, рефрижераторы, самопогрузчики.
Специальные грузовые автомобили предназначены
для выполнения разнообразных нетранспортных работ и операций. Они оборудованы
специальными приспособлениями, механизмами, устройствами, изготавливаются на
базе шасси грузовых автомобилей и могут иметь специальные кузова. К специальным
грузовым автомобилям относятся коммунальные (мусороуборочные, снегоуборочные,
поливочные и др.), пожарные, ремонтные мастерские, автокраны, автовышки,
автокомпрессоры, автобетономешалки.
Автопоездапозволяют увеличить производительность
подвижного состава и снизить себестоимость перевозок. Так, в одинаковых
условиях эксплуатации себестоимость перевозок автопоездом на 25... 30 % ниже, а
производительность в среднем в 1,5 раза выше, чем у одиночного автомобиля.
Автопоезда состоят из автомобилей-тягачей,
прицепов и полуприцепов. Автопоезда подразделяются на прицепные, седельные и
роспуски.
Прицепной автопоездсостоит из грузового
автомобиля и одного или нескольких прицепов. Седельный автопоездсостоит из седельного
автомобиля-тягача и полуприцепа, передняя часть которого закреплена на тягаче.
Автопоезда-роспускисостоят из грузового
автомобиля и прицепа-роспуска, оборудованного опорными балками (кониками) для
крепления длинномерных грузов (леса, труб, сортового металла и др.).
Прицепной подвижной состав включает в себя
прицепы и полуприцепы, которые, как и автомобили, могут быть общего назначения,
специализированными и специальными. Кроме того, прицепы могут быть легковыми и
грузовыми.
Различие между грузовыми прицепами и
полуприцепами состоит в том, что прицепы соединяются с автомобилем-тягачом
тягово-сцепным устройством типа крюк - петля или шкворень - петля, а
полуприцепы - опорным седельно-сцепным устройством.
Конструкции прицепов и полуприцепов очень разнообразны.
Они могут быть одноосными, двухосными и многоосными в зависимости от того, для
перевозки каких грузов предназначены. Кроме того, прицепы и полуприцепы также
могут быть как с активным приводом, так и без него. При активном приводе
прицепы и полуприцепы имеют ведущие колеса, к которым подводятся мощность и
момент от двигателя автомобиля-тягача, а без активного привода - не имеют
ведущих колес.
Проходимость подвижного состава (способность
двигаться по плохим дорогам и вне дорог) различна в зависимости от его типа и
назначения.
В основу подразделения подвижного состава по
проходимости положена колесная формула, выражающая цифровым индексом общее
количество колес автомобиля и количество ведущих колес.
Автомобили ограниченной проходимости
предназначены для движения по дорогам с твердым покрытием и сухим грунтовым
дорогам. Эти автомобили имеют два моста, один из которых ведущий (передний или
задний). Колесная формула автомобилей ограниченной проходимости обозначается
индексом
2, где первая цифра
(4) означает общее число колес, а вторая цифра (2) показывает число ведущих
колес. Если ведущие колеса автомобиля двухскатные (сдвоенные), то колесная
формула обозначается также индексом 42.
Автомобили повышенной проходимостипредназначены
главным образом для сельской местности. Их можно эксплуатировать как на
грунтовых дорогах, так и на дорогах с твердым покрытием. Эти автомобили
способны двигаться даже вне дорог и преодолевать при этом заболоченные,
глинистые и заснеженные участки, а также водные преграды и крутые подъемы.
Автомобили повышенной проходимости имеют несколько ведущих мостов. Их колесные
формулы - 44, если у
автомобиля два моста и оба ведущие, и 6 4,
если автомобиль имеет три моста, из которых средний и задний являются ведущими.
Автомобили высокой проходимостиспособны
преодолевать рвы, ямы и другие подобные препятствия. Это автомобили со всеми
ведущими мостами, число которых три и более. Колесные формулы автомобилей
высокой проходимости - 66 и 88
[9].
.2 Общая характеристика подвижного состава
автомобильного транспорта
Все автомобили в зависимости от типа и
назначения разделяются на классы, в соответствии с которыми и маркируются.
Каждая модель автомобиля имеет свое обозначение
в зависимости от того, является она базовой или модификацией. Базовой называется
модель автомобиля, на основе которой выпускаются ее модификации. Это основная
модель автомобиля, выпускаемая в большом количестве.
Базовой модели автомобиля присваивается
четырехзначный цифровой индекс, в котором первые две цифры означают класс, а
две последующие - модель автомобиля. При этом перед цифровым индексом ставится
буквенное обозначение завода-изготовителя.
Модификацией называется модель автомобиля,
отличающаяся от базовой некоторыми показателями (конструктивными и
эксплуатационными), удовлетворяющими определенным требованиям и условиям
эксплуатации. Например, модификации могут отличаться от базовой модели
применяемым двигателем, кузовом, отделкой салона и др.
Модификации имеют пятизначный цифровой индекс, в
котором пятая цифра означает номер модификаций базовой модели.
Легковые автомобилиразделены на пять классов в
зависимости от рабо-
чего объема цилиндров (литража) двигателя:
Маркировка легковых автомобилей производится
следующим образом. Например, ВАЗ-2105 и ВАЗ-21053 означают: ВАЗ - Волжский
автомобильный завод, цифры - легковой автомобиль малого класса, цифры 05 -
модель пятая (базовая), цифра 3 - третья модификация.
Маркировка прицепов и полуприцепов следующая.
Например, прицеп-тяжеловоз ЧМЗАП-8390 означает - Челябинский машиностроительный
завод автомобильных прицепов, прицеп грузовой, полной массой свыше 24 т.
Техническая характеристика подвижного состава
является его визитной карточкой. В ней первыми указаны параметры, описывающие
автомобиль в целом, а затем - двигатель, трансмиссию, подвеску, тормозные
механизмы, шины и кузов.
В технической характеристике указываются класс
автомобиля, число мест (включая водителя), колесная формула, собственная и
полная массы, габаритные размеры (длина, ширина, высота), база автомобиля,
колея передних и задних колес, наименьший дорожный просвет, наименьший радиус
поворота, максимальная скорость, время разгона автомобиля с места, тормозной
путь, контрольный расход топлива, тип двигателя, его рабочий объем,
максимальная (номинальная) мощность, максимальный крутящий момент, передаточные
числа коробки передач, раздаточной коробки и главной передачи, тип передней и
задней подвесок, тип передних и задних тормозных механизмов, тип кузова[7].
.3 Нормативные документы, регламентирующие
показатели подвижного состава автомобильного транспорта
Основными нормативными документами
регламентирующие технологические процессы обеспечения работоспособности
автомобилей являются:
) «Положение о техническом обслуживании
подвижного состава автомобильного транспорта», в котором отражены основные
аспекты:
система и виды технического обслуживания и
ремонта, а также исходные нормативы, регламентирующие их, классификация условий
эксплуатации и методы корректирования нормативов; принципы организации
производства технического обслуживания и ремонта подвижного состава и другие
основополагающие данные
эффективность работы автомобильного транспорта
базируется на надежности подвижного состава, которая обеспечивается в процессе
его производства, эксплуатации и ремонта
технологические процессы обеспечения
работоспособности автомобилей характеризуются современным и качественным
выполнением технического обслуживания и ремонта; своевременным обеспечением и
использованием нормативных запасов материалов и запасных частей высокого
качества и необходимой номенклатуры; соблюдением государственных стандартов и
правил технической эксплуатации.
) ГОСТ 18322-78 регламентирует следующие
аспекты:
устанавливает применяемые в науке, технике и
производстве термины и определения основных понятий в области видов, методов и
показателей технического обслуживания и ремонта изделий
в техническое обслуживание могут входить мойка
изделия, контроль его технического состояния, очистка, смазывание, крепление
болтовых соединений, замена некоторых составных частей изделия (например,
фильтрующих элементов), регулировка и т.д.
термины, установленные настоящим стандартом,
обязательны для применения в документации всех видов, научно-технической,
учебной и справочной литературе.
2. Основные характеристики современных подвижных
составов автомобильного транспорта
.1 Характеристики оборудования, используемого
при обслуживании
и
ремонте подвижного состава автомобильного транспорта
Технологическое оборудование, используемое для
ТО и ТР, в зависимости от его назначения подразделяется на
подъемно-транспортное, подъемно-осмотровое, специализированное для ТО и
специализированное для ТР автомобилей.
Подъемно-осмотровое оборудование включает в себя
оборудование и устройства, обеспечивающие при ТО и ТР удобный доступ к
агрегатам, механизмам и деталям, расположенных снизу и сбоку автомобиля. Сюда
входят осмотровые ямы, эстакады, подъемники, опрокидыватели и гаражные
домкраты.
Подъемно-транспортное оборудование включает в
себя оборудование для подъема и перемещения агрегатов, узлов и механизмов
автомобиля: передвижные краны, электротельферы, кран-балки, грузовые тележки и
конвейры.
Специализированное
оборудованиедляТОпредназначено для выполнения технологических операций ТО:
уборочно-моечных, крепежных, смазочных, диагностических, регулировочных и
заправочных.
Специализированное для ТР оборудование
предназначено для выполнения технологических операций ТР: разборочно-сборочное,
слесарно-механическое, кузнечное, сварочное, медницкое, кузовное,
шинномонтажное и вулканизационное, электротехническое и для ремонта систем
питания.
Универсальным осмотровым устройством,
обеспечивающим одновременный фронт работ снизу, сбоку и сверху, являются
осмотровые канавы. Канавами оборудуются тупиковые и прямоточные посты и
поточные линии.
По ширине канавы подразделяются на узкие и
широкие. По способу заезда автомобиля на канаву и съезда с нее - на тупиковые и
проездные. По устройству - межколейные и боковые, с колейными мостами и
вывешиванием колес, траншейные и изолированные.
Все автомобили в зависимости от типа и назначения
разделяются на классы, в соответствии с которыми и маркируются.
Каждая модель автомобиля имеет свое обозначение
в зависимости от того, является она базовой или модификацией. Базовой
называется модель автомобиля, на основе которой выпускаются ее модификации. Это
основная модель автомобиля, выпускаемая в большом количестве.
Базовой модели автомобиля присваивается
четырехзначный цифровой индекс, в котором первые две цифры означают класс, а
две последующие - модель автомобиля. При этом перед цифровым индексом ставится
буквенное обозначение завода-изготовителя.
Модификацией называется модель автомобиля,
отличающаяся от базовой некоторыми показателями (конструктивными и
эксплуатационными), удовлетворяющими определенным требованиям и условиям
эксплуатации. Например, модификации могут отличаться от базовой модели
применяемым двигателем, кузовом, отделкой салона и др.
Модификации имеют пятизначный цифровой индекс, в
котором пятая цифра означает номер модификаций базовой модели.
Маркировка легковых автомобилей производится
следующим образом. Например, ВАЗ - 2105 и ВАЗ - 21053 означают: ВАЗ - Волжский
автомобильный завод, цифры 21 - легковой автомобиль малого класса, цифры 05 -
модель пятая (базовая), цифра 3 - третья модификация.
Маркировка прицепов и полуприцепов следующая.
Например, прицеп-тяжеловоз ЧМЗАП-8390 означает - Челябинский
машиностроительный завод автомобильных прицепов, прицеп грузовой, полной массой
свыше 24 т.[5].
Длина канавы должна быть больше длины автомобиля
на 0,5 - 0,8 м , а глубина для легковых автомобилей 1,4 - 1,5 м, а глубина для
грузовых и автобусов 1,2 - 1,3 м .
Эстакады представляют собой колейный мост,
расположенный выше уровня пола на 0,7 - 1,4 м, с рампами для въезда и съезда
автомобиля. Эстакады могут быть тупиковые и прямоточные, стационарные или
передвижные.
Подъемники классифицируют: по способу установки
на стационарные и передвижные; по типу механизма подъема на механические и
гидравлические; по роду привода на ручные и электрические; по месту установки
на напольные и канавные; по конструкции опорной рамы на подъемники с колейной,
межколейной и поперечной рамами и с опорными траверсами. Стационарные
электрогидравлические подъемники могут быть одно-, двух- и многоплунжерные
грузоподъемностью 2,4, 8,12, 16 и 20 т.
Опрокидыватели предназначены для бокового
наклона автомобиля при обслуживании и ремонте их со стороны днища. Максимальная
их грузоподъемность 2 т, максимальный угол наклона 90°. Используются при
проведении сварочных, кузовных и окрасочных работ, а так же при
противокоррозионной обработке легковых автомобилей.
Гаражные домкраты представляют собой передвижные
грузоподъемные механизмы, состоящие из подъемного устройства и силового органа.
Они предназначены для вывешивания передней или задней части автомобиля. По типу
подъемного устройства являются гидравлическими, по роду привода - ручными. В
качестве силового органа на них используется плунжерный насос, приводимый в
действие рукояткой или педалью. В зависимости от модели грузоподъемность
гаражных домкратов изменяется в пределах 1,6 - 12,5 т, а высота подъема в
пределах 430 - 700 мм.
К подъемно-транспортному оборудованию относятся
монорельсы с электротельферами грузоподъемностью 0,25 -1 т и подвесные
кран-балки грузоподъемностью 1 - 3 т, а также электрокары.
Грузовые тележки могут оснащаться устройствами
для снятия и установки агрегатов и узлов на автомобиль. Конвейеры для
передвижения автомобилей на поточных линиях по принципу работы могут быть
периодического или непрерывного действия, а по способу передачи движения
автомобилю - толкающие, несущие и тянущие.
К специализированному оборудованию для ТО и ТР
относятся динамометрические ключи, различные комплекты инструмента (моделей
2336М, И145, И146, И147, 2446, 2445М, И132, И133), комплект ключей для ТО и ТР
топливной аппаратуры газобаллонных автомобилей, комплект инструмента для
электротехнических работ.
На постах ТО-2 и ТР применяются специальные
гайковерты. Гайковерт модели ИЗ 30 передвижной, электрический, инерционно -
ударный, реверсивный предназначен для отвертывания и завертывания гаек колес
грузовых автомобилей и автобусов.
Уборочно-моечное оборудование как правило
представляет собой механизированную установку для мойки автомобилей состоящую
из двух основных систем: гидравлической, душевое устройство, трубопроводы,
коллекторы с форсунками, и механической, включающей привод для поворачивания
коллекторов или привод ротационных щеток.
Рабочим органом струйной моечной установки
являются форсунки, вмонтированные в систему подвижных или неподвижных
трубопроводов - коллекторов, по которым к форсункам подводится вода или моющий
раствор. Струйные моечные установки предназначены в основном для мойки грузовых
автомобилей, самосвалов, автомобилей с прицепами и полуприцепами.
Рабочим органом щеточных моечных установок
являются цилиндрические вращающиеся ротационные щетки. Они предназначены для
мойки легковых автомобилей, автобусов[6].
.2 Недостатки функционирования при выполнении
технического обслуживания и ремонта подвижного состава автомобильного
транспорта
Главными недостатками в организации работ по ТО
и ремонту автомобилей являются:
нехватка запасных частей и ремонтных материалов
для проведения ТО и ремонта;
отсутствие новых деталей, агрегатов, узлов;
нехватка специальных приспособлений, инструмента
и оснастки;
низкая квалификация ремонтных рабочих;
отсутствие технологических карт на проведение
техобслуживания;
износ технологического оборудования;
при организации метода специализированных бригад
основным недостатком является слабая персональная ответственность исполнителей
за выполненные работы. В случае преждевременного отказа сложно проанализировать
все причины, установить конкретного виновника снижения надежности, так как
агрегат обслуживают и ремонтируют рабочие различных подразделений. Это приводит
к значительному увеличению числа отказов и простоям автомобилей в ремонте.
Эффективность данного метода повышается при централизованном управлении
производством и применении специальных систем управления качеством ТО и ТР;
при организации метода комплексных бригад каждая
бригада, как правило, имеет закрепленные за ней рабочие места, посты для ТО и
ремонта, свое в основном универсальное технологическое оборудование и инструменты,
запас оборотных агрегатов и запасных частей, т.е. происходит сокращение
программы и распыление материальных средств АТП, что усложняет организацию
производства технического обслуживания и ремонта автомобилей. Сложности
управления при этом методе объясняются трудностями маневрирования
производственными мощностями и материальными ресурсами и регулирования загрузки
отдельных исполнителей по различным комплексным бригадам. Возникают ситуации,
когда рабочие одной комплексной бригады перегружены, а другой - недогружены, но
бригады не заинтересованы во взаимопомощи;
при организации агрегатно-участкового метода
главным недостатком является децентрализация производства, затрудняющая
оперативное управление работоспособностью автомобиля как субъекта транспортного
процесса.
Для высокопроизводительного использования и
техобслуживания техники, а вследствие этого повышения производительности труда
необходимо ввести следующие мероприятия по устранению недостатков при ТО и
ремонте:
в полном объеме снабжать предприятия по ТО и
ремонту автомобилей новыми деталями и агрегатами, запасными частями и
ремонтными материалами;
проводить курсы по подготовке специалистов,
обучению и консультациям рабочих кадров[8].
Перспективы совершенствования технического
обслуживания и ремонта подвижного состава автомобильного транспорта
При рассмотрении перспектив совершенствования
систем ТО и ремонта надо обязательно учитывать плавность и необходимость
интенсификации развития экономики страны, достижения НТП, обеспечивающие
разработку и реализацию долгосрочных требований к надежности автомобилей и
развитию технической эксплуатации, основанных на интересах народного хозяйства
в целом.
Необходимость и целесообразность
совершенствования и развития технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей
состоит в следующем: подвижной автомобильный
ремонт обслуживание
сокращение удельного веса традиционных работ ТО
- смазочных, крепежных, регулировочных и увеличение их периодичности;
более широкое применение предупредительной
замены узлов, агрегатов, обеспечивающих повышение безотказности;
введение системы ТО с одним основным его видом,
сопоставимым по периодичности со среднегодовым пробегом этих автомобилей, т. е.
10 -15 тыс. км.;
использование диагностических средств,
позволяющих прогнозировать уровень работоспособности;
повышение качества и долговечности
технологического оборудования, используемого при ТО и ТР.
Дальнейшее совершенствование системы ТО и
ремонта будет определяться изменениями конструкции автомобилей, возрастного
состава парка, условий эксплуатации и других факторов, определяющих поток
требований, возникающих при работе автомобилей. Система ТО и ремонта должна
будет преобразовать этот поток в соответствии с поставленными перед ней
задачей. Поток неисправностей преобразуется с помощью воздействий,
предусмотренных системой ТО и ремонта. При этом границы между стратегиями
разбивают воздействия по целям - поддержание работоспособности и восстановление
утраченной работоспособности. Экономические, технологические, организационные
границы разбивают воздействия по методам их выполнения. В результате
использования экономических и других критериев поддержание работоспособности
автомобилей разбивается по двум направлениям - выполнение ТО без
предварительного контроля и с предварительным контролем - диагностированием.
В зависимости от экономических условий,
надежности изделий и поставленных целей любая из этих стратегий может оказаться
рациональной, но стратегия с предварительным диагностированием может
совершенствоваться и дальше. Здесь используются стационарные диагностические
средства. Основным условием применения этой стратегии являются: надежность и
универсальность самих диагностических средств и снижение затрат на их
приобретение и эксплуатацию. При этом возможны два варианта развития стратегии:
контроль работоспособности, выполняемой с определенной периодичностью и
корректировкой технического состояния по результатам этого контроля; контроль и
прогноз работоспособности, который позволяет на следующем шаге или
корректировать периодичность последующего контроля, или уточнить предстоящий
объем работ.
Система встроенных диагностических средств может
развиваться в следующих направлениях: средства, сигнализирующие тем или иным
способом об уровне работоспособности изделия, например, при отборе информации о
техническом состоянии с установленной периодичностью; при сигнализации о
достижении заданных параметров технического состояния. Вторым направлением
развития этой стратегии является использование таких встроенных диагностических
средств, которые позволяют прогнозировать уровень работоспособности.
Аналогичное изменение и совершенствование
возможны и для восстановления утраченной работоспособности. Однако
технологические цели будут иными. Например, контроль при отказе имеет целью
определить причины отказа и уточнить характер восстановительных работ.
Для автомобиля в целом, как совокупности
агрегатов и систем, будут применяться все рассмотренные варианты стратегий,
которые не меняют существа планово-предупредительной системы - получение теми
или иными способами упреждающей информации о состоянии изделия и проведение
работ по поддержанию гарантированной работоспособности.
На этом этапе будут происходить концентрация
сбора, обработка и использование информации по надежности и другим показателям
качества. Создание подобного коллективного банка, оперативная связь с ним АТП
расширяет информационную базу, обмен опытом при принятии решений и
совершенствовании системы и организацииТО и ремонта.
Оценка эффективности использования
перспективного технического обслуживания и ремонта подвижного состава
автомобильного транспорта
Международная организация стандартизации (МОС)
определяет оценку эффективности ТР и ТО автомобилей как совокупность качества
выполнения данных видов работ, соответствия технологическим требованиям, нормам
и срокам поставленной задачи, подбора квалифицированного персонала,
выполняющего и организовывающие ТО и ТР, а также конечного
народно-хозяйственного эффекта.
При этом под оценкой эффективности ТО и ТР
понимают и качество обслуживания клиентов. Важную роль играет диагностика
(инструментальный контроль) как способ получения информации о качестве
технического обслуживания и ремонта автомобиля.
В настоящее время отклонения в качестве
технического обслуживания и ремонта (ТР) фиксируются в журналах учета дефектов,
также в книге жалоб и предложений отмечаются отклонения в качестве услуг и
культуре обслуживания. Тем не менее оценка эффективности и контроль качества
после выполнения профилактических и ремонтных воздействий производится, как
правило, по обобщающим показателям. Например, после ремонта двигателя оценку
его технического состояния можно провести по следующим показателям: мощность;
расход топлива; компрессия по цилиндрам и т.д. Такая проверка не представляет
возможность дать заключение о качестве технологического процесса ремонта, так
как нарушение технологии сборки отдельных узлов и деталей проявляет себя через
определенный пробег автомобиля или истечения срока технического осмотра.
Например, недостаточный момент затяжки головки блока цилиндров; увеличенный
зазор между стенками канавки поршня и компрессионным кольцом и т.д. могут
привести к нарушению работоспособности двигателя в пределах 100 км пробега.
Таким образом, полную оценку эффективности работ по ТО и ТР автомобиля, его
агрегатов и систем с точки зрения обеспечения требуемого уровня
работоспособности (гарантийного пробега без отказа) необходимо производить
используя интегральный показатель качества по критерию надежности. Надежность в
данном случае можно рассматривать как качество развернутое во времени.
Для оценки эффективности на всех трех этапах
производственного цикла необходима разработка соответствующего информационного
обеспечения.
В соответствии с требованиями стандартов ИСО
9000-88-9004-88 информационное обеспечение в области качества предполагает:
разработку методов учета и форм регистрации
данных о качестве; выбор системы информационного обеспечения и технических
средств контроля; организация сбора информации о качестве; контроль сбора
информации о качестве;
обработка, хранение, анализ информации о
качестве и обеспечение доступа к информации.
С учетом изложенных выше требований для
реализации предлагаемой системы оценки эффективности необходимо разработать
соответствующие критерии оценки на всех трех этапах автосервисных услуг. Для регистрации,
учета и анализа принятых критериев оценки предлагается разработка
информационной карты качества ТО и ТР автомобилей. Карта качества составляется
для каждой системы, узлов, агрегатов автомобиля конкретной модели.
Теоретические и экспериментальные исследования с соответствующей разработкой
технической документации данной системы оценки эффективности ТО и ТР позволяет
значительно повысить эксплуатационную надежность автомобилей, что должно
разрешить целый ряд конфликтных ситуаций между заказчиком и исполнителем
автосервисных услуг.
Заключение
Техническое обслуживание подразделяется на:
ежедневное техническое обслуживание (ЕО), первое техническое обслуживание
(ТО-1), второе техническое обслуживание (ТО-2) , сезонное техническое
обслуживание (СО) . ЕО включает в себя контроль направленный на обеспечение
безопасности движения, а также работы по поддержанию надлежащего внешнего вида.
ТО-1 и ТО-2 включают работы, направленные на предупреждения и выявления
неисправностей, снижение интенсивности ухудшения параметров технического
состояния подвижного состава. СО включает работы по подготовке подвижного
состава к эксплуатации в холодное и теплое время года.
Основными задачами ТО и ТР автомобилей являются
снижение интенсивности изменения параметров технического состояния механизмов и
агрегатов автомобиля, выявление и предупреждение неисправностей, обеспечение
экономичности работы, безопасности движения, защиты окружающей среды путем
своевременного выполнения работ, подготовка подвижного состава к эксплуатации
при изменении сезона, восстановление исправного или работоспособного состояния.
Основополагающим нормативным документом по ТО и
ремонту автомобилей в стране, является Положение о техническом обслуживании и
ремонте подвижного состава. Так же к нормативным документам относятся
отраслевые нормативы технологического проектирования автотранспортных
предприятий, заводские инструкции по эксплуатации и сервисные книжки для
индивидуальных автомобилей и ГОСТ.
Основами организации и технического процесса
технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей являются:применение
нормативов технического обслуживания и ремонта, учитывающих условия
эксплуатации и приспособленность к ним подвижного состава;применение
специализации, концентрации и кооперирования производства технического
обслуживания и текущего ремонта, его подготовки и материально- технического
обеспечения в регионе;централизация управления производством, трудовыми и
материальными ресурсами в регионе.
Технологическое оборудование, используемое для
ТО и ТР, в зависимости от его назначения подразделяется на
подъемно-транспортное, подъемно-осмотровое, специализированное для ТО и
специализированное для ТР автомобилей.
Главными недостатками в организации работ по ТО
и ремонту автомобилей являются:нехватка запасных частей и ремонтных материалов
для проведения ТО и ремонта;нехватка специальных приспособлений, инструмента и
оснастки;низкая квалификация ремонтных рабочих;износ технологического
оборудования;
Дальнейшее совершенствование системы ТО и
ремонта будет определяться изменениями конструкции автомобилей, возрастного
состава парка, условий эксплуатации и других факторов, определяющих поток
требований, возникающих при работе автомобилей.
Народно-хозяйственная значимость ТО и ТР
автомобилей заключается в обслуживании подвижного состава, выполняющего
существенную роль в транспортном комплексе страны: участвующего в перевозках
грузов и пассажиров, использующегося для сельского хозяйства и строительства.
Также народно-хозяйственная значимость ТО и ТР автомобилей проявляется в
обслуживании индивидуальных автомобилей, поддержании их работоспособности и
надлежащего вида.
Список используемых источников
ГОСТ
7.32-2001. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила
оформления [Текст]. - Введ. 2002-07-01. - М. : Изд-во стандартов, 2001. - 18 с.
ГОСТ
8.417-2002. Единицы величин [Текст]. - Введ. 2003-09-01. - М. : Изд-во
стандартов, 2002. - 28
Автомобили.
Специализированный подвижной состав [Текст] : учеб.пособие / М. С. Высоцкий, А.
И. Гришкевич, Л. Х. Гилелес, А. Г. Выгонный, Д. М. Ломако, С. Г. Херсонский ;
под. ред. М. С. Высоцкого, А. И. Гришкевича. - Минск : Выш. шк., 1989. - 239 с
Пузанков,
А. Г. Автомобили устройство автотранспортных средств [Текст] : учеб.пособие /
А. Г. Пузанков. - М. : Академия, 2010. - 560 с
Вишневецкий,
Ю. Т. Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей [Текст] :
учеб.для студентов техн. колледжей / Ю. Т. Вишневецкий. - М. : Дашков К ,
2007. - 380 с