"Темное царство" в "Грозе" Островского
"Темное
царство" в "Грозе" Островского
Пьеса
Островского «Гроза» в соответствии с критической и театральной традициями
истолкования понимается как социально-бытовая драма, так как в ней особое
значение придается быту.
Как почти
всегда у Островского, пьеса начинается с пространной, неторопливой экспозиции.
Драматург не просто знакомит нас с героями и местом действия: он создает образ
мира, в котором живут герои и где развернутся события.
Действие
происходит в вымышленном глухом городке, но, в отличие от других пьес
драматурга, город Калинов обрисован подробно, конкретно и многосторонне. В
«Грозе» немаловажную роль играет пейзаж, описанный не только в ремарках, но и в
диалогах действующих лиц. Одним видна его красота, другие пригляделись к ней и
вполне равнодушны. Высокий волжский обрывистый берег и заречные дали вводят
мотив простора, полета.
Прекрасная
природа, картины ночного гулянья молодежи, песни, звучащие в третьем действии,
рассказы Катерины о детстве и своих религиозных переживаниях – все это поэзия
калиновского мира. Но Островский сталкивает ее с мрачными картинами
повседневной жестокости жителей друг к другу, с рассказами о бесправии
большинства обывателей, с фантастической, невероятной «затерянностью»
калиновской жизни.
Мотив
совершенной замкнутости калиновского мира все усиливается в пьесе. Жители не
видят нового и знать не знают других земель и стран. Но и о своем прошлом они
сохранили только смутные, утратившие связь и смысл предания (разговор о Литве,
которая «к нам с неба упала»). Жизнь в Калинове замирает, иссякает. О прошлом
забыто, «руки есть, а работать нечего». Новости из большого мира приносит
жителям странница Феклуша, и они с одинаковым доверием слушают и о странах, где
люди с песьими головами «за неверность», и о железной дороге, где для скорости
«огненного змия стали запрягать», и о времени, которое «стало в умаление
приходить».
Среди
действующих лиц пьесы нет никого, кто не принадлежал бы к калиновскому миру.
Бойкие и кроткие, властные и подначальные, купцы и конторщики, странница и даже
старая сумасшедшая барыня, пророчащая всем адские муки, - все они вращаются в
сфере понятий и представлений замкнутого патриархального мира. Не только темные
калиновские обыватели, но и Кулигин, выполняющий в пьесе некоторые функции
героя-резонера, тоже плоть от плоти калиновского мира.
Этот герой
изображен как человек необычный. В перечне действующих лиц о нем сказано: «...
мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле». Фамилия героя
прозрачно намекает на реальное лицо – И.П. Кулибина (1735 – 1818). Слово
«кулига» означает болото с устоявшимся оттенком значения «дальнего, глухого
места» благодаря широко известной поговорке «у черта на куличках».
Как и Катерина,
Кулигин – натура поэтическая и мечтательная. Так, именно он восхищается
красотой заволжского пейзажа, сетует, что калиновцы к нему равнодушны. Он поет
«Среди долины ровныя...», народную песню литературного происхождения. Это сразу
же подчеркивает отличие Кулигина от других персонажей, связанных с фольклорной
культурой, он же человек книжный, хотя и довольно архаической книжности. Он
доверительно сообщает Борису, что пишет стихи «по-старинному», как когда-то
писали Ломоносов и Державин. Кроме того, он механик-самоучка. Однако
технические идеи Кулигина явный анахронизм. Солнечные часы, которые он мечтает
установить на калиновском бульваре, пришли еще из античности. Громоотвод –
техническое открытие XVIII в. А его устные рассказы о судейской волоките
выдержаны в еще более ранних традициях и напоминают старинные нравоучительные
повести. Все эти черты показывают его глубинную связь с миром Калинова. Он,
конечно же, отличается от калиновцев. Можно сказать, что Кулигин «новый
человек», но только новизна его сложилась здесь, внутри этого мира,
порождающего не только своих страстных и поэтических мечтательниц, как
Катерина, но и своих «рационалистов» - мечтателей, своих особенных,
доморощенных ученых и гуманистов.
Главное дело
жизни Кулигина – мечта об изобретении «перпетуум-мобиле» и получении за него
миллиона от англичан. Миллион этот он намеревается потратить на калиновское
общество, дать работу мещанству. Кулигин действительно человек хороший: добрый,
бескорыстный, деликатный и кроткий. Но едва ли он счастлив, как думает о нем
Борис. Его мечта постоянно вынуждает его вымаливать деньги на свои изобретения,
задуманные на пользу общества, а обществу и в голову не приходит, что от них
может быть какая-нибудь польза, для земляков Кулигин – безобидный чудак, что-то
вроде городского юродивого. А главный из возможных «меценатов» Дикой и вовсе
набрасывается на изобретателя с бранью, подтверждая общее мнение, что он
неспособен расстаться с деньгами.
Кулигинская
страсть к творчеству остается неутоленной: он жалеет своих земляков, видя в их
пороках результат невежества и бедности, но ни в чем не может им помочь. При
всем трудолюбии, творческом складе своей личности Кулигин – натура
созерцательная, лишенная всякого напора и агрессивности. Вероятно, только
поэтому калиновцы с ним и мирятся, несмотря на то, что он во всем от них
отличается.
Лишь один
человек не принадлежит к калиновскому миру по рождению и воспитанию, не похож
на других жителей города обликом и манерам – Борис, «молодой человек, порядочно
образованный», по ремарке Островского.
Но хоть и
чужой, он все-таки уже взят в плен Калиновым, не может порвать связь с ним,
признал над собой его законы. Ведь связь Бориса с Диким даже не денежная
зависимость. И сам он понимает, и окружающие ему говорят, что никогда не отдаст
ему Дикой бабушкиного наследства, оставленного на столь «калиновских» условиях
(«если будет почтителен к дядюшке»). И все-таки он ведет себя так, как будто
материально зависит от Дикого или обязан ему подчиняться как старшему в семье.
И хотя Борис становится предметом великой страсти Катерины, полюбившей его
именно потому, что внешне он так отличается от окружающих, все-таки прав
Добролюбов, сказавший об этом герое, что он должен быть отнесен к обстановке.
В известном
смысле так можно сказать и обо всех остальных персонажах пьесы, начиная с
Дикого и кончая Кудряшом и Варварой. Все они яркие и живые. Однако
композиционно в центр пьесы выдвинуты два героя: Катерина и Кабаниха,
представляющие собой как бы два полюса калиновского мира.
Образ Катерины,
несомненно, соотнесен с образом Кабанихи. Обе они максималистки, обе никогда не
примирятся с человеческими слабостями и не пойдут на компромисс. Обе, наконец,
верят одинаково, религия их сурова и беспощадна, греху нет прощения, и о
милосердии они обе не вспоминают.
Только Кабаниха
вся прикована к земле, все ее силы направлены на удержание, собирание,
отстаивание уклада, она - блюститель окостеневшей формы патриархального мира.
Кабаниха воспринимает жизнь как церемониал, и ей не просто не нужно, но и
страшно подумать о давно исчезнувшем духе этой формы. А Катерина воплощает дух
этого мира, его мечту, его порыв.
Островский
показал, что и в окостенелом мире Калинова может возникнуть народный характер
поразительной красоты и силы, вера которого – истинно калиновская – все же основана
на любви, на свободной мечте о справедливости, красоте, какой-то высшей правде.
Для общей
концепции пьесы очень важно, что Катерина появилась не откуда-то из просторов
другой жизни, другого исторического времени (ведь патриархальный Калинов и
современная ему Москва, где кипит суета, или железная дорога, о которой
рассказывает Феклуша, - это разное историческое время), а родилась и
сформировалась в таких же «калиновских» условиях.
Катерина живет
в эпоху, когда сам дух патриархальной морали – гармония между отдельным
человеком и нравственными представлениями среды – исчез и окостеневшие формы
отношений держатся только на насилии и принуждении. Ее чуткая душа уловила это.
Выслушав рассказ невестки о жизни до замужества, Варвара удивленно восклицает:
«Да ведь и у нас то же самое». «Да здесь все как будто из-под неволи», - роняет
Катерина.
Все семейные
отношения в доме Кабановых являются, в сущности, полным попранием сути
патриархальной морали. Дети охотно выражают свою покорность, выслушивают
наставления, нисколько не придавая им значения, и потихоньку нарушают все эти
заповеди и наказы. «А, по-моему, делай что хочешь. Только бы шито да крыто
было», - говорит Варя
Муж Катерины в
перечне действующих лиц следует непосредственно за Кабановой, и о нем сказано: «ее
сын». Таково, действительно, положение Тихона в городе Калинове и в семье.
Принадлежа, как и ряд других персонажей пьесы (Варвара, Кудряш, Шапкин), к
младшему поколению калиновцев, Тихон по-своему знаменует конец патриархального
уклада.
Молодежь Калинова
уже не хочет придерживаться старинных порядков в быту. Однако Тихону, Варваре,
Кудряшу чужд максимализм Катерины, и, в отличие от центральных героинь пьесы,
Катерины и Кабанихи, все эти персонажи стоят на позиции житейских компромиссов.
Конечно, им тяжек гнет старших, но они научились обходить его, каждый сообразно
своему характеру. Формально признавая над собой власть старших и власть
обычаев, они постоянно идут против них. Но именно на фоне их бессознательной и
компромиссной позиции значительной и нравственно высокой выглядит Катерина.
Тихон ни в коей
мере не соответствует роли мужа в патриархальной семье: быть властелином и в то
же время опорой и защитой жены. Незлобивый и слабый человек, он мечется между
суровыми требованиями матери и состраданием к жене. Тихон любит Катерину, но не
так, как по нормам патриархальной морали должен любить муж, и чувство к нему
Катерины нетакое, какое она должна питать к нему по ее собственным
представлениям.
Для Тихона
вырваться из-под опеки матери на волю – значит удариться в загул, запить. «Да
я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» -
отвечает он на бесконечные упреки и наставления Кабанихи. Униженный попреками
матери, Тихон готов сорвать свою досаду на Катерине, и только заступничество за
нее сестры Варвары, отпускающей его тайком от матери выпить в гостях,
прекращает сцену.
Если Катерина
чувствует по-новому, не по-калиновски, но не отдает себе в этом отчета, лишена
рационалистического понимания исчерпанности и обреченности традиционных отношений
и форм быта, то Кабаниха, напротив, чувствует еще вполне по-старому, но ясно
видит, что ее мир гибнет. Конечно, это осознание облекается во вполне
«калиновские», средневековые формы простонародного философствования,
преимущественно в апокалипсические ожидания. Ее диалог с Феклушей не просто
комический момент, а очень важный комментарий к общей позиции Кабанихи в пьесе,
В связи с этим, казалось бы, второстепенный персонаж, странница Феклуша,
обретает очень большое значение.
Феклуша не
участвует в действии, не связана непосредственно с фабулой, но значение этого
образа в пьесе весьма существенно. Она важнейший персонаж для характеристики
среды, для создания образа Калинова.
Глаша,
неоднократно высказывающая ясное понимание хорошо ей известных людей и обстоятельств,
простодушно верит, однако, рассказам Феклуши о странах, где люди с песьими
головами «за неверность». Это подкрепляет впечатление, что Калинов являет собой
замкнутый, ничего не ведающий о других землях мир. Впечатление это еще более
усиливается, когда Феклуша рассказывает Кабановой о Москве и железной дороге.
Разговор начинается с утверждения Феклуши, что настают «последние времена».
Примета этого – повсеместная суета, спешка, погоня за скоростью. Паровоз
Феклуша называет «огненным змием», которого стали запрягать для скорости: «...
другие от суеты не видят ничего, так он им машиной показывается, они машиной и
называют, а я вижу, как он лапами-то вот так (растопыривает пальцы) делает. Ну
и стон, которые люди хорошей жизни, так слышат».
Наконец, она
сообщает, что и «время в умаление приходит» и за наши грехи «все короче и
короче делается». Апокалипсические рассуждения странницы сочувственно слушает
Кабанова, из реплики которой, завершающей сцену, становится ясно, что она
осознает надвигающуюся гибель своего мира.
У Кабанихи (и в
этом они с Катериной похожи) нет никаких сомнений в моральной правоте отношений
патриархального быта, но и уверенности в их нерушимости тоже нет. Напротив, она
чувствует себя чуть ли не последней блюстительницей этого «правильного»
миропорядка, и ожидание, что с ее смертью наступит хаос, придает трагизм ее
фигуре.
Под пером
Островского социально-бытовая драма из жизни купеческого сословия переросла в
трагедию. Через любовно-бытовую коллизию был показан эпохальный перелом, происходящий
в простонародном сознании. Просыпающееся чувство личности и новое отношение к
миру, оказались в непримиримом противоречии с реальным, состоянием современного
Островскому патриархального уклада.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/