Анализ системы благоустройства и озеленения на основе Генерального плана города
Введение
Генеральный план - признанный в мировой практике
элемент в системе городского управления и регулирования, он позволяет создавать
условия для перспективного развития, помогает принимать текущие решения. Он
определяет условия формирования среды жизнедеятельности в интересах населения и
государства.
В России и за рубежом разработано множества
различных моделей Генерального плана городов. Проблемы развития стратегического
планирования городов стали предметом пристального исследования ученых во многих
странах мира, независимо от политической системы, размеров территории,
численности населения и т.п.
В современных условиях необходимо выработать
новые подходы в управлении, нацеленные на расширение возможностей городов в
улучшении окружающей среды и повышении качества жизни населения. И именно
задачи системы благоустройства и озеленения на это направлены.
Система благоустройства и озеленения городов
неразрывно связано с Генеральном планом и является одной из важнейших его
составных частей.
Актуальность разрабатываемой темы обусловлена
тем, что благоустройство и озеленение является важнейшей сферой деятельности
муниципального хозяйства. На сегодняшний день проблема загрязнения городов
благоустройство и озеленение населенных мест приобретает особое значение. И
таким образом, задачи системы благоустройства и озеленения городов сводятся к
созданию здоровых, целесообразных и благоприятных условий жизни городского
населения. Она решает задачи создания благоприятной жизненной среды с
обеспечением комфортных условий для всех видов деятельности населения. Система
благоустройства и озеленения включает в себя комплекс программ и планов,
составные части которых, имеют между собой тесные связи. В этом аспекте
комплексное благоустройство означает разработку и реализацию той совокупности
мероприятий, которые направлены на создание и развитие эстетичности и
социально-экологической организованной городской среды.
Для раскрытия вопросов по данной теме курсовой
работы «Анализ системы благоустройства и озеленения на основе Генерального
плана города» основными источниками литературы являются: Владимиров В.В.,
Денисов В.Н., Маргайлик Г.И, Николаевская И.А.
Целью данной курсовой работы является
проанализировать системы благоустройства и озеленения на основе Генерального
плана города Оренбурга.
В соответствии с данной целью были поставлены
следующие задачи:
· дать понятие системы благоустройства
и озеленения;
· изучить общую характеристику
Генерального плана города;
· рассмотреть отечественный и
зарубежный опыт благоустройства и озеленения;
· проанализировать
социально-экономические сферы города Оренбурга;
· сделать анализ системы
благоустройства и озеленения города Оренбурга;
· разработать рекомендации по
совершенствованию системы благоустройства и озеленения.
Объектом исследования является город Оренбург.
Предметом исследования выступает система
благоустройства и озеленения на основе Генерального плана.
В данной курсовой работе были
использованы такие методы, как качественный метод, анализ,
структурно-функциональный метод, наблюдение, сравнение.
Информационную базу исследования составили
статистическая и экономическая информация развития города Оренбурга.
1. Теоретические аспекты благоустройства и
озеленения
.1 Понятие благоустройства и озеленения
городов
История градостроительства включает в себя
историю развития благоустройства городов. На современном этапе в нашей стране
придается большое значение благоустройству городов. На его нужды выделяются
большие капиталовложения. Это объясняется прогрессом нашего общества,
возрастанием благосостояния населения и их потребностей, повышением уровня
развития науки, техники и культуры [2, c. 36].
Сначала дадим краткую характеристику городскому
благоустройству. И так, под благоустройством населённых мест понимают
совокупность работ и мероприятий, осуществляемых для создания здоровых, удобных
и культурных условий жизни населения на территории городов, посёлков городского
типа, сельских населённых мест, курортов и мест массового отдыха.
Благоустройство городов включает ряд мероприятий
по улучшению санитарно-гигиенических условий жилой застройки, транспортному и
инженерному обслуживанию населения, искусственному освещению городских
территорий и оснащению их необходимым оборудованием, оздоровлению городской
среды при помощи озеленения, а также средствами санитарной очистки [2, c. 12].
Состав мероприятий по благоустройству жилых территорий представлен в Приложении
А.
Каждая жилая группа должна включать следующие
планировочные элементы благоустройства со специальным оборудованием:
· площадки для отдыха (кратковременный
отдых, тихий отдых, настольные игры);
· детские игровые площадки (для детей
разных возрастов: до 3 лет, 4-6 лет, 7-12 лет);
· комплексные общественные
пространства многофункционального назначения для всех возрастных групп
населения) формируются при наличии территории и в зависимости от конкретных
условий участка;
· площадки хозяйственного назначения
(для сушки белья, чистки одежды и ковров, мусоросборников);
· площадки для выгула собак;
· стоянки для автомашин;
· стоянки для велосипедов.
Теперь дадим небольшую характеристику озеленению
городов. Озеленения - это использование зеленых насаждений для улучшения
условий жизни человека в труде, быту, на отдыхе, приближение зеленых насаждений
непосредственно к сфере человеческой деятельности: на территории заводов и
фабрик, учреждений, учебных и детских заведений, общественных и жилых зданий
[21, c. 11].
В соответствии с градостроительными нормами
зеленые насаждения городов и населенных пунктов подразделяются на три основные
категории:
· насаждения общего пользования;
· насаждения ограниченного
пользования;
· насаждения специального назначения
[13, c. 326].
Рассмотрим более подробно классификацию
городских зеленых насаждений по назначению.
Насаждения общего, ограниченного пользования и
специального назначения вместе составляют и в целом характеризуют систему
озеленения города.
Озеленение общего пользования подразделяется на
группы:
· Общегородские зеленые насаждения. К
этой группе относятся лесопарки, городские парки культуры и отдыха, назначение
которых - обеспечение длительного отдыха населения (от 2 до 8 ч).
· Насаждения жилых районов. К этой
группе относятся парки, скверы, сады, насаждения общественных и
культурно-бытовых учреждений, посадки на улицах и при жилых домах [9, c. 19].
Насаждения общего пользования защищают пешеходов
от шума, пыли, избыточной солнечной радиации, помогают улучшить условия для
продолжительного и кратковременного отдыха населения и организовать массовые
культурно-просветительные, политические, зрелищно-развлекательные мероприятия,
занятия физкультурой и проведение оздоровительной работы среди населения.
Насаждения ограниченного пользования. К этой
категории относятся зеленые насаждения, располагающиеся на территории
учреждений и предприятий:
· насаждения при учебных заведениях,
детских учреждениях, при клубах, дворцах культуры, домах пионеров, при
научно-исследовательских учреждениях, больницах и лечебно-профилактических
учреждениях
· насаждения внутриквартальные (за
исключением садов микрорайонов) и т.д.
Эта категория зеленых насаждений используется
для занятий на открытом воздухе физкультурой, для проведения игр детей,
лечебных и профилактических процедур, специальных исследований и отдыха людей в
перерывах от работы.
Насаждения специального назначения. Эта
категория зеленых насаждений включает:
· защитные зоны при промышленных
предприятиях, защищающие от неблагоприятных природных явлений;
· водоохранные зоны;
· противопожарные насаждения защитного
и мелиоративного назначения;
· насаждения вдоль улиц, автомобильных
дорог;
· насаждения при спецобъектах
(питомники, цветочные хозяйства, ботанические и зоологические сады).
Минимальная норма зеленых насаждений на 1 жителя
в пределах жилых территорий составляет 5-7. В современных жилых районах и
микрорайонах этот норматив практически повсеместно обеспечивается путем
создания озелененных своеобразных микросадов при каждом жилом доме или
объединением свободных участков при группе жилых домов в один сравнительно
крупный зеленый массив - сад микрорайона.
Основными видами зеленых насаждений,
используемыми в пределах жилых территорий, являются газоны, цветники, деревья и
кустарники.
Газоны по своему назначению, способам создания и
содержания подразделяют на партерные, обыкновенные, луговые, спортивные,
мавританские или «цветущие» и специальные. Цветники в пределах жилой застройки
могут формироваться в виде партеров, клумб, рабаток, массивов, групп, одиночных
посадок и высаживаться в цветочные вазы. При размещении деревьев и кустарников
на территории жилой застройки используют различные приемы: одиночные посадки,
групповые, в виде куртин, рядовые посадки, массивы [8, c. 29].
Формирование системы озеленения на стадии
строительства происходит в строгом соответствии с проектом благоустройства
территории. Однако практика показывает, что в процессе эксплуатации жилых
территорий система зеленых насаждений претерпевает значительные изменения по
сравнению с проектными решениями. Содержание и эксплуатация объектов озеленения
должно осуществляться с учетом «Правил по созданию, охране и содержанию зеленых
насаждений в городах Российской Федерации» [17, c. 44].
Таким образом, городское благоустройство есть
совокупность создаваемых городским хозяйством условий, в которые поставлено
удовлетворение коллективных потребностей городского населения. А озеленение -
это комплексный процесс, связанный с непосредственной посадкой деревьев,
кустарников, цветов, созданием травянистых газонов, и с проведением работ по
различным видам инженерной подготовки и благоустройству озелененных территорий.
.2 Общая характеристика Генерального плана
города
Основным градостроительным документом,
определяющим в интересах населения и государства условия формирования среды
жизнедеятельности, направления и границы развития территорий, развитие
инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, градостроительные
требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо
охраняемых территорий, экологическому и санитарному благополучию является
Генеральный план города [4, с. 34].
Генеральный план - научно обоснованный перспективный
план развития города (применительно к старому городу - его реконструкции и
дальнейшего развития) или любого другого населенного пункта. Согласно
Градостроительному кодексу РФ, является одним из основных документов
территориального планирования [7, с. 21].
Сроки реализации генерального плана
оговариваются в особом документе - плане реализации генерального плана,
принимаемом не позднее 3-х месяцев со дня утверждения соответствующего
генплана, и составляют, как правило, около 20 лет.
Любой генеральный план содержит аналитический
блок и блок проектного предложения. Каждый из них, в свою очередь, включает в
себя графические материалы, представленные в виде карт (схем), и текстовую
часть. Среди обязательных схем в составе генплана Градостроительным кодексом РФ
предусмотрены:
· схема объектов электро-, тепло-,
газо- и водоснабжения населения в границах города;
· схема автомобильных дорог общего
пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах
населенных пунктов;
· схема использования территории
муниципального образования с отображением границ земель различных категорий,
иной информации об использовании соответствующей территории;
· схема границ территорий объектов
культурного наследия;
· схема границ зон с особыми условиями
использования территорий;
· схема границ территорий,
подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера;
· схема границ зон негативного
воздействия объектов капитального строительства местного значения в случае
размещения таких объектов;
· схемы с отображением зон
планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения;
· карты (схемы) планируемых границ
территорий, документация по планировке которых подлежит разработке в
первоочередном порядке;
· схема существующих и планируемых
границ земель промышленности, энергетики, транспорта, связи [4, с. 45].
Генеральные планы городов и поселений в
различных странах различны по названию, составу, функциям и правовому статусу.
Реконструкция, застройка и освоение территорий ряда крупных городов ведётся без
какого-то ни было единого документа планирования и зонирования территории.
В России, как и во многих странах Запада,
генплан как юридический документ носит рекомендательный характер, то есть не
является источником градостроительного права. На уровне города, поселения в
роли такового выступают правила землепользования и застройки, включающие карту
градостроительного зонирования, градостроительные регламенты. По мере перехода
страны на рыночные рельсы наблюдается постепенное сокращение сроков действия и
уменьшение градорегулирующей роли генплана в пользу документов более низкого
уровня - проектов планировки и межевания.
В генеральном плане закладываются основные
направления стратегии развития города. При изменении принципов управления
должны измениться и принципы создания генеральных планов, но, то, что
генеральный план развития города это главный, одновременно и опорный и итоговый
документ при принятии градостроительных решений, сомнению подвергнуто быть не
может. Но при произошедшей децентрализации управления территориальным и
социально-экономическим развитием городов, неизбежным шагом должно стать
изменение методологии разработки генерального плана развития города и всего
комплекса градостроительной документации.
Генеральный план - это объемный
градостроительный документ, предназначенный в основном для ограниченного круга
профессионалов, рабочий инструмент, позволяющий определить градостроительное
поле на территории города, градостроительный ресурс, потенциал
градостроительных возможностей на запрашиваемой территории. Широкому кругу
граждан, а также потенциальным инвесторам и застройщикам генплан интересен в
качестве свода принятых решений, которые представлены в основном чертеже.
Основной чертеж должен быть опубликован, равно как и правила землепользования и
застройки, которые и призваны определять в интересах населения и государства
условия формирования среды жизнедеятельности, являясь нормативным правовым
актом местного самоуправления. Правила содержат выводы генерального плана,
разграничивают сферы градостроительной деятельности по уровням влияния:
· государственный (строительство
метрополитена, завода оборонного назначения);
· субъекта федерации (предприятия
регионального значения, установление границ зон особого регулирования, границ
пригородных зон);
· муниципальный (развитие социальной и
инженерно-транспортной инфраструктуры, формирование фонда перераспределения
городских земель);
· частный (использование и
строительство объектов недвижимости или имущественных комплексов) [7, с. 23].
Именно правила землепользования и застройки
должны играть роль проводника градостроительной идеологии (миссии города,
заложенной в генеральном плане) от власти, выступающей от имени городского
сообщества, защищающей интересы всего населения (руководствуясь публичным,
административным правом) к каждому конкретному гражданину, будь то собственник
жилья или владелец коммерческого предприятия, интерес которого не всегда
совпадает с интересом всего города, в силу многих субъективных и объективных
обстоятельств (например, когда речь идет о сносе объекта частной собственности
для обеспечения условий строительства теплотрассы или запрещении возведения
объекта нового строительства на конкретной территории). Гражданин, при
осуществлении градостроительной деятельности руководствуется частным,
гражданским правом (его персональное право может быть подтверждено
градостроительным паспортом объекта недвижимости или свидетельством регистрации
права собственности). Для того чтобы взаимодействие между обществом и
гражданином приобрело форму партнерских отношений и постепенно перешло в стадию
взаимопонимания, правила землепользования и застройки должны стать открытым
доступным документом и приобрести статус источника градостроительного права.
Очень важно, не допускать сокращения названия документа, как это сделано в
Градостроительном кодексе Правила землепользования и застройки (далее правила
застройки). Таким сокращением разделяется единый процесс, устанавливается
приоритетность «застройки» перед «землепользованием», провоцируется
ведомственная разобщенность (застройкой руководят органы градостроительства, а
землепользованием земельные комитеты). В новом Земельном кодексе РФ эта ошибка
не повторилась.
Таким образом, можно сказать, что генеральный
план развития города - это инструмент управления городским развитием. А
генеральный план и правила землепользования и застройки необходимо
рассматривать, как единую систему документов, обеспечивающих осуществление
градостроительной деятельности в городе.
.3 Международный и российский опыт
благоустройства и озеленения городов
Сначала изучим российский опыт благоустройства и
озеленения городов РФ. В России озеленение городов проводится планомерно, в
соответствии с ходом строительства, реконструкции и благоустройства городов.
Это дает большие преимущества перед возможностями строительства.
Для оздоровления внешней среды предусматриваются
постепенный вынос из жилых районов промышленных предприятий, выделяющих вредные
выбросы, а также изменение на них технологических процессов, герметизация
аппаратуры и внедрение эффективных обезвреживающих устройств. ТЭЦ и котельные
переводятся с многозольного топлива на газ, сооружаются высокие, эффективно
рассеивающие дымовые трубы и т.д. Вновь строящиеся промышленные предприятия,
ж/д станции и узлы, ТЭЦ располагаются на расстояниях, определяемых действующими
санитарными нормами, их строительство ведётся по технологическим схемам, обеспечивающим
максимальную степень утилизации отходов для предупреждения загрязнения
атмосферного воздуха вредными примесями и водоёмов неочищенными стоками.
В жилых районах комплексно благоустраиваются
территории микрорайонов, где наряду с возведением зданий культурно-бытового
назначения осуществляется озеленение, прокладываются пешеходные дорожки,
автомобильные проезды, устраиваются игровые и спортивные площадки.
С увеличением интенсивности городского движения
возрастают масштабы работ по благоустройству улиц, улучшению покрытий и
поперечного профиля городских дорог, сооружению подземных переходов для
пешеходов, освещению улиц, площадей, набережных, садов, парков, скверов на
территории всего населённого места.
Существенную роль в качественном изменении уровня
благоустройства, разработке и реализации градостроительной документации сыграл
Всероссийский конкурс на звание «Самый благоустроенный город России»
инициированный Президентом РФ [15, с.100]. Проведение данного конкурса позволил
наиболее эффективно повысить уровень благоустройства городов и населенных
пунктов.
С 2003 г. ведется постоянный мониторинг
осуществления деятельности по благоустройству. Ежеквартально проводится сбор и
анализ информации, предоставляемой министерствами и ведомствами, для подготовки
отчета в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды -
ответственный орган за реализацию мероприятий по благоустройству. В дальнейшем
материалы отчетов используются для выработки предложений по обеспечению
эффективности проводимых работ, рекомендаций по совершенствованию деятельности
местных органов управления [18, c. 79].
За период с 2003 по 2006 г. прошли стажировку в
Германии и Нидерландах 135 русских специалистов, работающих в сфере
благоустройства, ландшафтного проектирования и т.п. Изучение зарубежного опыта,
безусловно, вносит разнообразие и дает толчок рождению новых идей и инициатив
по формированию благоприятной архитектурно-пространственной среды, улучшению
художественно-эстетических качеств русских городов, сел, природного ландшафта
[10, с. 123].
Для зарубежной градостроительной практики
характерна крайне неравномерная степень благоустройства отдельных городов и
населённых мест. В США, например, имеется много достижений в благоустройстве
городских дорог, стоянок автотранспорта, национальных парков, мест отдыха и
пр.; вместе с тем в некоторых крупных городах (Нью-Йорк и др.) остаются
нерешенными проблемы оздоровления воздушного бассейна, необходимого освещения и
др. Во многих городах капиталистических стран наряду с хорошо благоустроенными
районами нередко встречаются целые кварталы трущоб, лишённые элементарного
благоустройства, - свидетельство глубоких противоречий капиталистических
городов, источником которых является частная собственность на землю и средства
производства.
В Нью-Йорке на каждом шагу стоят огромные
железные корзины размером с холодильник с пластиковыми пакетами. В Париже моют
переходы шампунем с запахом лаванды. Все, связанное с отходами и их уборкой,
там зеленое - урны, контейнеры, машины.
Норма зеленых насаждений в различных странах
разная. В Париже, например, она колеблется от 12-14 до 0,3 на 1 жителя. В
Нью-Йорке район центра Мантхеттен имеет 3 зеленых насаждений на 1 человека,
район Бронке - 20, а район трущоб их совсем не имеет. Чикаго сравнительно
хорошо обеспечен зеленью: имеет 140 парков, 5 бульваров, на 1 жителя приходится
12 зеленых насаждений. Однако хотя озеленение и пересчитывается на всех жителей
города, западная его часть их полностью лишена (там расположены трущобы
бедняков). В Лондоне нормы озеленения также различны: на 28-м округе - 23, в
23-м - 0,4 зеленых насаждений на 1 жителя [18, c. 12].
Серьезное внимание за последнее десятилетие в
России и за рубежом уделяется озеленению исторически сложившихся центров путем
реконструкции и разуплотнения плотно застроенных районов. В первую очередь
сносится малоценный жилой фонд. Образовавшиеся пространства, дворы,
разрозненные озелененные участки объединяются в бульвары. Другой вариант
создания бульвара - это использование под озеленение жилой улицы с маленьким движением.
Она превращается в пешеходную трассу - бульвар с местными проездами. Этот
способ использовал известный американский архитектор Л. Хальприн при
реконструкции улицы Николлет-Молл в Миннеаполисе. По всей длине улицы проложен
извилистый узкий проезд (7,2 м вместо 18 м) для общественного транспорта и
такси. Это позволило избежать монотонности уличного пейзажа. Остальное
пространство улицы максимально озеленено и предоставлено пешеходам [10, c.
315].
В практике озеленения городов с успехом
применяются сады и скверы на платформах подземных гаражей. За рубежом
разработано несколько систем садов на крышах, которые обеспечивают наиболее
оптимальные условия для развития растений. Самый большой сад на крыше в США
создан в Окленде над четырехэтажным подземным гаражом площадью 1,4 га.
Заслуживает внимание опыт японских архитекторов
Т. Като и Ц. Накамура, создавших многоярусный сквер для «созерцательного»
отдыха в городе Каратсу. Интересные скверы такого типа имеются и в нашей стране
[10, c. 11].
Прогрессивный метод увеличения озеленения
городской территории - это создание садов на плоских крышах жилых и
общественных зданий. Они имеют преимущество с точки зрения инсоляции и
загрязненности воздуха, так как на уровне крыш воздух значительно чище. Во
многих городах мира озеленение кровель рассматривается как один из путей
решения проблемы оздоровления окружающей среды, а стало быть, улучшения
качества жизни горожан.
Пытаясь в какой-то мере компенсировать
недостаток зелени в городах, архитекторы создают «зеленые оазисы» высоко над
землей - в лоджиях, на балконах и террасах. Такие приемы озеленения помогают
архитектуре перекликаться с окружающей средой и в то же время озеленение
фасадов помогает четче выявить архитектурные акценты. Примером такого
озеленения могут служить гостиницы в Ибусуки в Японии и в г. Таормине в Сицилии
[11, c. 79].
В современной практике озеленения городов
применяются некоторые специфические приемы формирования микроландшафтов. Это
применение вертикального озеленения вьющимися растениями, устройство переносных
садов, подвесного озеленения, зеленых островов в покрытии тротуаров, применение
приемов геопластики. Переносные сады представляют собой композиции из
декоративных ваз. Их особенность состоит в том, что место размещения и
композиция могут быть легко изменены в зависимости от назначения. Переносные
сады с меняющейся композицией вносят разнообразие в те места, где нет
постоянного озеленения [14, c. 215].
В Лондоне к проблеме озеленения относятся очень
серьезно, это один самых зеленых городов Европы. Озеленением в Лондоне
занимаются в основном не городские власти, а сами жители и частные компании.
Подавляющая часть населения Лондона живет не в квартирах, а в собственных двух-
и трехэтажных домах, похожих на загородные коттеджи. Обязательный атрибут таких
домов - миниатюрный сад или хотя бы палисадник перед фасадом. Обязательный
вовсе не потому, что на этот счет есть некое высочайшее предписание, а потому,
что стоимость дома без зелени падает вдвое. В каждом из 32 районов большого
Лондона действуют районные муниципальные советы, отвечающие за вопросы
озеленения на своих территориях [10, с. 345]. Деньги на благоустройство идут из
районных бюджетов, куда они поступают за счет постоянно растущего местного
налога.
Проблема свалок и бывших промзон стоит не только
в Москве. В Германии в Бонне после войны возникла огромная проблема свалок на
берегу реки Рейна. Для решения этой проблемы был объявлен конкурс, победителем
которого стал проект, предусматривающий разбивку парка на этом месте. Сейчас
это один из лучших парков Германии - Райнау. В парки отдыха превращены многие
бывшие свалки в Рурской области.
Ухудшение экологической ситуации в регионах
Западной Европы привело к тому, что уже в 60-70-х гг. XX в. во многих странах
начались поиски новых концепций природопользования, путей совершенствования
экологической политики. Деятельность государств выражалась, прежде всего, в
принятии новых природоохранных законов, как общих законов об охране природы,
так и относящихся к охране вод, воздуха, земельных, лесных и других ресурсов.
Основополагающий принцип этих законов: «Платит тот, кто загрязняет». Были
увеличены также государственные расходы на НИОКР в области охраны окружающей
среды. Постепенно стали расти и расходы частного капитала - прежде всего на
создание очистных сооружений.
Таким образом, изучив отечественной и зарубежной
опыт благоустройства и озеленения городов можно выделить основные проблемы в
данной сфере и их разрешения. Важно не упустить время, и совсем нелишне при
этом поучиться на чужих ошибках и достижениях.
2. Анализ системы благоустройства и озеленения
города Оренбурга
.1 Анализ социально-экономического развития
города Оренбурга
Оренбург является промышленным, финансовым,
научно-образовательным и культурным центром региона.
Численность населения областного центра на
начало года составила 525,6 тыс. человек. По сравнению с началом 2009 года
численность населения города впервые после 1999 года увеличилась на 1,2 тыс.
человек, или 0,2%. Это связано с увеличением рождаемости, снижением смертности населения,
а также миграционным приростом населения в прошедшем году.
Оренбург - узел железных дорог в направлении
Самары, Актюбинска, Челябинска, имеет аэропорт, обеспечивающий внешние связи
города и области.
В рейтинге среди 14 городов Приволжского федерального
округа Оренбург занимает лидирующие позиции по следующим показателям: место -
уровень зарегистрированной безработицы, объем отгруженных товаров по виду
деятельности «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды»; место
- объем отгруженных товаров по виду деятельности «Добыча полезных ископаемых»,
стоимость минимального набора основных продуктов питания; место - родившиеся на
1000 населения, естественный прирост на 1000 населения, удельный вес убыточных
организаций.
В седьмой раз подряд город Оренбург признан
«Лучшим муниципальным образованием» областного конкурса «Лидер экономики» по
основным социально-экономическим показателям развития.
Итоги социально-экономического развития города
Оренбурга в I полугодии 2011 года характеризовались положительной динамикой по
основным макроэкономическим показателям.
В производстве товаров, работ и услуг в целом
достигнуты позитивные результаты по основным видам экономической деятельности.
Темп роста объемов отгруженных товаров в действующих ценах составил 123,6% к
аналогичному периоду прошлого года.
Увеличились объемы работ, выполненных по виду
экономической деятельности «Строительство» (по крупным и средним организациям)
и ввод в действие жилых домов за счет всех источников финансирования и
составили к показателям прошлого года соответственно 113,8% и 115,1%.
Отмечался прирост в розничной торговле на 22,0%,
общественном питании - на 4,9% (по организациям г. Оренбурга, не относящимся к
субъектам малого предпринимательства), платных услугах во всех секторах реализации,
по оценке, на 5,6% к уровню аналогичного периода прошлого года.
Стабильным остается уровень официально
зарегистрированной безработицы 0,55% экономически активного населения.
По состоянию на 01.07.2011 года отсутствует
задолженность по заработной плате на крупных и средних хозяйствующих субъектах,
зарегистрированных в городе Оренбурге.
Доходы бюджета составили 4413,0 млн. руб.,
расходы - 4049,8 млн.руб.
Основные показатели социально-экономического
развития г. Оренбурга за 2011 год представлены в Приложении Б. И по данным этой
таблицы, которая представлена в Приложении Б, можно сказать, что показатели
социально-экономического развития характеризуются положительной динамикой [3,
с. 34].
Администрацией Оренбурга разработаны
муниципальные целевые программы, которые нацелены на решение актуальных проблем
всех сфер жизнедеятельности города: жилищно-коммунальное хозяйство и
строительство, экология и транспорт, архитектура и градостроительство,
здравоохранение и социальная поддержка населения, спорт, образование и
культура. Примерами таких целевых программ в 2011 году являются «Стимулирование
развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2011-2015 годах»,
«Развитие культуры и искусства города Оренбурга на 2010-2012 гг.», «Программа
комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры на 2010-2015 гг. и на
период до 2020 г.», «Двор», «О развитии малого и среднего предпринимательства в
г. Оренбурге на 2009-2011 гг.», «Социальное развитие села до 2012 года»,
«Развитие инновационной деятельности в Оренбургской области на 2012-2016 гг.»
[19, с. 45].
Анализ социально-экономического развития города
выявил слабые стороны:
· система здравоохранения, которая по
оценкам респондентов не обеспечивает необходимого качества медицинских услуг;
· исчерпание пропускной способности
магистральной уличной сети и «подходов» к городу;
· транспортная инфраструктура города
не в полной мере готова к растущему уровню автомобилизации горожан, что
приводит к возникновению пробок и несанкционированных парковок, превращению
придомовых территорий в места скопления автомобилей;
· дисбаланс между многофункциональной
нагрузкой центральной части города и характером его застройки, транспортная
перегрузка центра, совмещение жилой и производственных зон;
· высокий уровень износа сетей
канализации, основных конструкций сооружений и оборудования скважин
водозаборов, физический и моральный износ очистных сооружений, недостаточные
мощность и пропускная способность системы водоотведения, необходимость
модернизации большей части насосных станций перекачки;
· насыщенность промышленными
предприятиями, которые занимают пятую часть территории города, что негативно
влияет на экологическую ситуацию, оцениваемую как критическую;
· нерешенность вопросов, связанных с
формированием прав муниципальной собственности на землю и управлением
отчуждением земель и землепользованием;
· значительная доля бюджета города
формируется за счет трансфертов из областного бюджета, что создает определенную
зависимость бюджета города от финансовой политики области.
Таким образом, проведенный анализ показал, что
город Оренбург обладает высоким уровнем социального и экономического развития,
определяющего его конкурентные преимущества и потенциал для дальнейшего
развития. Это широкая сеть музеев и театров, памятников культуры и архитектуры,
учреждений образования и науки, кредитно-финансовых институтов, значительный
производственный, кадровый и научный потенциал, многопрофильная структура
малого и среднего предпринимательства.
.2 Анализ благоустройства и озеленения города Оренбурга
Благоустройство - состояние среды
жизнедеятельности населения на территории города Оренбурга, оцениваемое с точки
зрения ее потребительских качеств, а также жизнедеятельность по поддержанию и
улучшению потребительских качеств состояния среды жизнедеятельности.
Главная цель в области благоустройства и
озеленения г. Оренбурга - это создание благоприятной среды обитания и
экологической чистоты городских территорий.
За период с 2010-2011 года проведено много
мероприятий, направленных на улучшение состояния городских насаждений. Работы
по благоустройству за 2010 год выполнены на 133,9 млн.руб. (2009 - 130,4
млн.руб.).
Благоустройством города Оренбурга занимается МУП
«Городское лесопарковое хозяйство», «Комбинат благоустройства», ремонтом и
очисткой дорог - «Горстрой», «Мостстрой». За санитарное содержание города,
вывоз бытовых отходов жилого сектора и городских предприятий, отвечает
специализированное автотранспортное предприятие по санитарной очистке.
В целях формирования благоприятных условий для
жизни и отдыха горожан, улучшения архитектурного облика жилой застройки с 2003
года действует программа «Двор». За 8 лет действия благоустроено 389 дворов или
57% от их общего количества. В 2010 году было благоустроено и сдано в
эксплуатацию 38 дворовых территорий. Малые архитектурные формы дворов
представлены в Приложении Г.
Работы по озеленению города направлены на
увеличение и сохранение существующих зелёных зон. Объектами массового отдыха
горожан являются городские сады, парки и скверы. За последние годы их
количество увеличилось. На содержании находятся 60 городских садов, парков и
скверов. Одним из направлений деятельности в части озеленения является
проведение работ по реконструкции и капитальному ремонту существующих парков и
скверов. В 2010 году выполнено устройство системы орошения в парке им. Ленина,
построены дорожно-тропиночные сети в парке им. Гагарина и парке им. Перовского,
осуществлено благоустройство плиткой сквера по ул. Цвиллинга.
В нынешнем году в Оренбурге цветники и клумбы
будут разбиты на площади более 129 тыс. кв. метров. Цветочным оформлением улиц,
парков и скверов города занимаются ООО «Ландшафт», ООО «Озеленение» и ООО
«Зеленстрой». Предприятия, в том числе торговли и общественного питания, также
принимали участие в выполнении городской программы «Цветы», - на прилегающей
территории они высадили цветочную рассаду и засеяли газонную траву. Озеленением
дворов занимаются ТСЖ и жилищно-коммунальные предприятия. Иллюстрационный
материал цветников представлен в Приложении В.
В данном году были полностью оформлены цветочные
клумбы у обелиска на проспекте Победы, в скверах у Дома Советов, им. Мусы
Джалиля, им. Полины Осипенко и Ленинском около драмтеатра, в саду им. Фрунзе.
При оформлении цветников используются такие растения, как каллы, петунии,
цинерарии, сальвии, георгины, портулак и другие красиво цветущие однолетники.
Что касается посадке деревьев то, в целом в
Оренбурге было посажено свыше 2455 ед. кустарника и 258 деревьев декоративных
пород: липа мелколистная, каштан конский, ель обыкновенная, рябина
обыкновенная, лиственница сибирская, береза и др. Крупномерные деревья появятся
в следующих городских парках и скверах: парк им. Перовского, сквер им. 4
Апреля, сквер у дома Советов, сквер им. Вл. Леонтия, сквер им. Кирова, парк в
Зауральной роще, сквер им. Орджоникидзе.
В отчётном году содержалось 13 городских кладбищ
общей площадью 165 га. В соответствии с разработанным проектом для обеспечения
захоронения продолжались работы по благоустройству кладбищенского комплекса
«Степной 1, 2, 3» (построены дороги с покрытием переходного типа на площади
17,4 тыс. м2, высажено 715 деревьев). Установлено ограждение
кладбища по ул. Монтажников (300 п.м.) с устройством 3-х входов и
благоустройством дорог [3, с. 56].
Общая протяжённость подземной ливневой
канализации составляет 62,4 км. Основная цель содержания подземной ливневой
канализации - необходимость своевременного отвода поверхностных вод для
обеспечения сохранности асфальтобетонного покрытия проезжей части дорог и
повышения безопасности движения автотранспорта и пешеходов. Промыто ливневых
коллекторов протяжённостью 11,3 км, в т. ч. по ул. Дружбы, Салмышская, Чкалова,
Гагарина, Шевченко, Чичерина, Пушкинская.
Выполнялись работы по содержанию Набережной р.
Урал и пляжной зоны, 18 фонтанов, 2-х объектов «Вечного Огня». Производился
отлов безнадзорных животных (12980 шт.).
На сегодняшний день 37 хоккейных корт во дворах
залиты и к зиме готовы. В 2011 году действующих хоккейных кортов стало
сравнительно больше, т.к. были отремонтированы корты, длительное время
находившиеся в заброшенном состоянии.
Серьезной проблемой в г. Оренбурге остается
загрязнение рек, почв и воздуха. Сегодня Оренбург по совокупности экологических
условий относится к пятой - критической категории, где влияние
жизнедеятельности человека на окружающую среду и наоборот носит угрожающий
характер, что в свою очередь требует серьезных предупредительных мер по
восстановлению экологического баланса территории.
Основными источниками загрязнения атмосферы
являются предприятия газоперерабатывающего комплекса, нефтепереработки,
теплоэнергетики, автомобильный и железнодорожный транспорт.
Для снижения загрязнения атмосферного воздуха
ведется контроль за вырубкой и высадкой зеленых насаждений в городе [17, с.
10].
Совместно с предприятиями города разработаны
природоохранные мероприятия, направленные на снижение выбросов и сбросов
загрязняющих веществ, уменьшение негативного влияния отходов производства и
потребления на окружающую среду.
На реализацию мероприятий по экологическому
оздоровлению города затрачено 405,1 млн.руб., в т.ч. из городского бюджета -
117,1 млн.руб., областного бюджета - 13,8 млн.руб., собственные средства
организаций - 274,1 млн.руб.
Большое внимание уделяется снижение сбросов
загрязняющих веществ в поверхностные и подземные воды. ООО «Оренбург Водоканал»
продолжает реконструкцию второй очереди очистных сооружений канализации города.
Завершена реконструкция аэротенка №2. В результате реконструкции возросла
эффективность очистки сточных вод на выпуске в р.Урал, прослеживается
выраженная динамика снижения концентрации загрязняющих веществ. Разработан
проект реконструкции сооружений доочистки сточных вод. Продолжается
обустройство Ново-Сакмарского водозаборного узла.
Впервые в Оренбурге проведена акция «Уралу -
чистые берега», во время которой с берегов вывезено более 60 автомобилей
мусора. С участием природоохранных органов организованы рейды по выявлению
нарушителей водоохранного законодательства на берегах рек Урал и Сакмара.
В рамках продолжения проектно-изыскательских
работ для строительства мусороперерабатывающего завода в Оренбурге разработан
инвестиционный проект и определен морфологический состав ТБО. На эти цели ОАО
«УК «Оренбургский областной цент вторичных ресурсов» затрачено 3,5 млн. руб.
[19, с. 34].
Большой вклад в дело экологического воспитания
вносят ежегодно успешно проводимые в школах и внешкольных учебных учреждениях
города «Дни защиты от экологической опасности». Из бюджета города на поощрение
активных участников экологических акций (конкурсы, выставки, дискуссии,
субботники в парках и скверах и на улицах города) выделено 30,0 тыс.руб. В
экологической акции приняло участие более 30 образовательных учреждений и
творческих объединений города.
Разработана «Концепция развития городских лесов
МО «город Оренбург».
Изучены предложения российских и иностранных
разработчиков технологий по мусоропереработке твердых бытовых отходов.
Администрация города Оренбурга при выборе технологии утилизации твердых бытовых
отходов руководствуется следующими требованиями: обеспечение минимума или
полного отсутствия вредных выбросов, максимального отбора вторичных ресурсов и
их переработку для реализации на рынке, минимальным ростом тарифа для
населения.
Таким образом, работы по благоустройству и
озеленению города ведутся довольно интенсивно, но есть и проблемы, которые
требуют своевременного решения. Необходимы дополнительные средства для создания
благоприятной среды обитания и экологической чистоты городских территорий
.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию
благоустройства и озеленения города Оренбурга
Самой серьезной проблемой г. Оренбурга является
загрязнение реки Урала. Для того чтобы река не превратилась в ручей, нам
необходимо объединить усилия, повысить культуру населения, привлечь к охране
природы молодежь. Для наиболее эффективной очистки рек необходимо применение
очистные сооружения с использованием новейших технологий очистки и
оборудования. Также необходимо осуществлять совместные проекты и привлекать к
этой работе соседей, по территории которых протекает река Урал, которые тоже
несут ответственность за экологическую обстановку.
Также на территории г. Оренбурга необходимо
установить дождеприемных решеток, которые предназначены для приема
поверхностных сточных вод с улиц, дворов и других территорий в канализационную
систему. Так как на улицах города в дождевую погоду образуются большие лужи,
особенно в районе рынка Севера по улице Дзержинского, на перекрестке
Хабаровской и Сахалинской, по улице Салмышской и др.
На сегодняшний день город оснащен большим
количеством автомобилей. И благодаря этому возникает большая проблема
загрязнения воздуха и нехватки мест для парковки автомобилей. Автовладельцы
ставят свои машины во дворах и многих жителей это не устраивает, так как
автомобили окружают детские площадки и это негативно влияет на здоровья детей.
Детские площадки во дворах ежедневно окружают около 20 автомобилей. Проблему
парковок во дворах необходимо срочно решать.
Одним из основных путей решения этой проблемы
является организация парковочных площадок. Иногда наиболее рациональным
является устройство подземных и полуподземных гаражей, позволяющих ограничить
доступ индивидуального транспорта в жилую среду, а также избежать
асфальтирования значительных площадей поверхности земли и заменять его более
экологичным плиточным мощением.
Решением проблем загрязнения окружающей среды
является строительство велосипедных дорожек. Это также способствует физическому
развитию населения и уменьшению дорожных происшествий. Велосипед - это самый
дешевый и безопасный транспорт передвижения.
Также в городе Оренбурге мало площадок для
выгула собак. Часто хозяева выгуливают своих собак на детской площадке.
На улице нашего города рассажено очень много
тополей. И они являются многими причинами многих проблем. Тополиный пух имеет
свойство набиваться во все щели и легко вспыхивает, являясь причиной очень
многих летних пожаров. Да и сами тополя не менее опасны, чем их пух. Старые
тополя помимо мягкой и легко гниющей древесины имеют слабую, поверхностную
корневую систему, что делает их очень неустойчивыми. Каждая серьёзная гроза,
сопровождающаяся порывами ветра, предвещает опасность падения деревьев и
особенно тополей: на людей, на транспорт, на строения, на дорогу. Также
тополиный пух очень хорошо распространяют пыльцу, которая вызывает
аллергическую реакцию у множества людей.
Решение этих проблем является своевременное
обрезка тополей, которая избавит город на несколько лет от пуха. И в дальнейшем
при посадке новых деревьев нужно стараться выбирать сорта, не дающие пуха. Так
как, специалисты говорят, что посадка тополей дешевле и целесообразнее с точки
зрения экономии городской площади. Тополь декоративен, растет быстро,
отличается высокой способностью к размножению. И поэтому его нужно используют в
озеленении городов.
В целях экономии бюджетных средств на озеленение
города необходимо заменить однолетние на многолетние растения.
Экологическое, нравственное и культурное
воспитание населения вносит огромный вклад в чистоту и охрану окружающей
природной среды города. Для развития такого воспитания необходимо проводить
всевозможные мероприятия, связанные с очисткой города. Основные задачи этих
мероприятий должны быть нацелены на повышение уровня экологического сознания
населения города, привлечение как можно большего числа горожан к наведению
порядка благоустроенности во дворах, в бережном отношении жителей. В школах
проводить уроки по теме «Чистый город», которые должны поучать школьников
экологической чистоте и порядку. Необходимо проводить конкурсы «Самый
благоустроенный двор города Оренбурга», «Самый чистый школьный двор», которые
позволят улучшить благоустройство города. Проведение данных конкурсов позволит
привлечь внимание оренбуржцев к проблемам благоустройства территорий города.
Основываясь на зарубежном опыте можно
порекомендовать - озеленение крыш домов города Оренбурга. Для этого потребуются
специальные материалы, выдерживающие воздействие почвы и корней растений. Такие
материалы производятся в западных странах и поступают на отечественный рынок.
Следовательно, существует возможность для создания небольших частных садиков на
крышах домов.
Таким образом, предложенные рекомендации должны
совершенствовать благоустройство и озеленение города Оренбурга, что проявится
не только в улучшении внешнего облика и состояния города, но и в повышении
экологического, нравственного и культурного воспитания и образа жизни жителей
города Оренбурга.
Заключение
В данной курсовой работе была изучена система
благоустройства и озеленения на основе Генерального плана. В этой работе были
изучены теоретические основы генерального плана, даны понятия характеристики
благоустройства и озеленения городов, изучен российский и международный опыт
благоустройства и озеленения городов, охарактеризована социально-экономическое
развитие города Оренбурга, проанализировано благоустройство и озеленение г. Оренбурга.
На основе анализа социально-экономического развития, благоустройства и
озеленения были выявлены основные недостатки и преимущества города. А также в
дальнейшем были разработаны конкретные предложения и рекомендации по
совершенствованию благоустройства и озеленению г. Оренбурга.
Благоустройство и озеленение городов - одна из
актуальных проблем современного градостроительства. Задачи системы
благоустройства и озеленения городов сводятся к созданию здоровых,
целесообразных и благоприятных условий жизни городского населения.
Изучение российского и международного опыта
показал нам пути решения проблем, связанные с благоустройством и озеленением. И
основываясь на опытах разных стран, дает нам возможность совершенствования в
области озеленения и благоустройства.
На основе анализа было выявлено, что город
Оренбург обладает высоким уровнем социального и экономического развития. А
анализ состояния благоустройства и озеленения территории города Оренбурга
показал, работы по благоустройству и озеленению в городе ведутся довольно
интенсивно. Благоустройством и озеленением города Оренбурга занимается МУП
«Городское лесопарковое хозяйство», «Комбинат благоустройства», «Горстрой»,
«Мостстрой», ООО «Ландшафт», ООО «Озеленение» и ООО «Зеленстрой». В целях
улучшения состояния окружающей среды были приняты «Правила содержания и
благоустройства города Оренбурга», также для ведения контроля за выбросами в
атмосферу вредных веществ и обращением отходов производства и потребления
предприятиями города разрабатываются и утверждаются в федеральных органах
проекты нормативов предельно-допустимых выбросов, проекты нормативов
образования отходов и лимиты на их размещение, проекты организации
санитарно-защитных зон. благоустройства».
В Оренбурге реализуются программы «Двор»,
«Цветы», «По повышению безопасности дорожного движения в городе Оренбурге на
2011 - 2013 годы», акция «Уралу - чистые берега», «Дни защиты от экологической
опасности», разработана «Концепция развития городских лесов МО «город
Оренбург», основная задача которых заключается в повышении качества жизни
оренбуржцев.
В завершении данной курсовой работы были даны
рекомендации по совершенствованию системы благоустройства и озеленения города
Оренбурга. Данные рекомендации способствуют решению многих экологических
проблем.
озеленение город
архитектура муниципальный
Библиографический список
1. Болтрушко В.А. Организация
мероприятий по охране окружающей среды и осуществление экологического контроля
в муниципальных образованиях и субъектах РФ / В.А. Болтрушко // Городское управление.
- 2004. - № 6. - 85 с.
. Владимиров В.В. Управление
градостроительством и территориальным развитием / В.В. Владимиров. - М.: РААСН,
2000. - 485 с.
. Генеральный план г.
Оренбурга: [Решение Оренбургского городского Совета от 10.102008 № 674]: офиц. текст.
- Оренбург 2011. - 65 с.
. Градостроительный кодекс
Российской Федерации: федеральный закон РФ от 10.01.2005 №190-ФЗ. - Справочная
правовая система «Гарант», 2006. - 145 с.
. Денисов В.Н.
Благоустройство жилых территорий / В.Н. Денисов, И.Н. Половцев, Т.В. Евдокимов.
- СПб.: МАНЕБ, 2004. - 98 с.
. Ефимов В.А.
Социально-экономическая привлекательность российских городов: сравнительный
анализ / В. Ефимов, Ю. Честнов. // Городское управление. - 2003. - № 11. - с.
32.
. Коломоец Ю.Н. Правовые
аспекты в сфере архитектуры и градостроительства / Ю.Н. Коломоец //
Промышленное и гражданское строительство. - 2004. - №1 - с. 34.
. Ливчак И.Ф. Охрана
окружающей среды: Учеб. пособие / И.Ф. Ливчак. - М.: Стройиздат, 1988. - 191 с.
. Маргайлик Г.И. Справочник
озеленителя / Г.И. Маргайлик. - Мн.: Полымя, 1999. - 144 с.
. Никитин Д.П. Окружающая
среда и человек: Учеб. пособие для студентов вузов / Д.П. Никитин. - М.: Высш.
школа, 1980. - 424с.
. Николаевская И.А.
Благоустройство территорий / И.А. Николаевская - М.: Академия, 2002. - 195 с.
. Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации: фед. закон. -
Справочная правовая система «Гарант», 2003. - 16 с.
. Об охране окружающей
природной среды: федеральный закон РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ. - Справочная
правовая система «Гарант», 2006. - 15 с.
. Озеленение населенных мест:
справочник / под ред. В.И. Ерохиной. - М.: Стройиздат, 1997. - 480 с.
. О проведении всероссийского
конкурса на звание «Самый благоустроенный город России»: [Приказ от 3.12.2004
г. № 266]: офиц. текст. - М.: «Гарант» - 2004. - 15 с.
. О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: фед. Закон. - Справочная
правовая система «Гарант», 2006. - 18 с.
. Правила содержания и
благоустройства города Оренбурга: [Постановление Оренбургского городского
Совета от 28 февраля 2006 г. N 16]: офиц. текст. - Оренбург, 2006 г. - 12 с.
. Смирнова А.В. «Жилые
ландшафты» Сергея Непомнящего / А.В. Смирнова // Ландшафтный дизайн. - 2004. -
№ 3. - с. 14.
19. Стратегия
социально-экономического развития города Оренбурга до 2030 года: [Решение
Оренбургского городского Совета от 06.09.2011 №232
<#"802883.files/image001.jpg">
Состав мероприятий по благоустройству жилых
территорий
Приложение Б
Основные показатели социально-экономического
развития г.Оренбурга за 2011 год
Показатели
|
Ед. изм.
|
2011 год
|
% к 2010 г.
|
Индекс потребительских цен
|
%
|
104,8
|
х
|
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и
услуг собственными силами организациями по фактическим видам деятельности
|
|
|
|
- добыча полезных ископаемых
|
12,8
|
106,4
|
- обрабатывающие производства
|
млрд. руб
|
13,9
|
131,9
|
производство и распределение электроэнергии, газа и воды
|
млрд. руб
|
31,7
|
128,5
|
Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности
«Строительство» (по крупным и средним организациям)
|
млрд. руб
|
2,9
|
113,4
|
Ввод в действие жилых домов
|
тыс.м2
|
69,5
|
115,1
|
Оборот розничной торговли (оценка)
|
млрд. руб
|
16,7
|
122,0
|
Объем платных услуг (оценка)
|
млрд. руб
|
12,84
|
105,6
|
Уровень официально зарегистрированной безработицы
|
%
|
0,55
|
- 0,15 п.п.
|
Среднемесячная начисленная заработная плата по полному кругу
предприятий (оценка)
|
руб.
|
18990,0
|
110,0
|
Средний размер пенсии
|
руб.
|
7986,5
|
108,8
|
Просроченная задолженность по заработной плате
|
млн.руб.
|
0,27
|
-
|
Удельный вес убыточных предприятий в общем количестве крупных и
средних предприятий (январь-ноябрь)
|
%
|
34,2
|
1,6 п.п.
|
Исполнение бюджета города - по доходам - по расходам
|
млн.руб.
|
4413,0 4049,8
|
102,6 92,6
|
Недоимка по налогам и сборам в бюджет города
|
млн.руб.
|
298,1
|
x
|
Приложение В
Цветники г. Оренбурга
Памятник Герою Советского Союза татарскому поэту
Мусе Джалилю
Вазон Клумба
Клумба
Приложение Г
Качели балансир Горка минискат-2
Песочница «Опушка»
Качели сборно-подвесные