Особенности рабства в древневосточных обществах
.1 Особенности рабства в Вавилонии
.2 Особенности рабства в Хеттском царстве
. Исследование источников
.1 Законы Хаммурапи
.2 Хеттский судебник
Заключение
Введение
Целью моей работы является изучение правового и экономического положения рабов в Древневавилонском и Хеттском царствах.
Для этого я воспользуюсь сборником Законов Хаммурапи и сборником Хеттских законов. Оба судебника, не смотря на то, что написаны они с разницей в несколько десятилетий, дают нам достаточно полную информацию о жизни рабов в Древневосточных цивилизациях.
В своей работе я буду много опираться на статью Дьяконова, опубликованную в журнале Вестник Древней истории и датированную 1952 годом. Как и многие авторы того времени, Дьяконов был ограничен рамками марксизма. Он пишет о Древневосточных цивилизациях как о рабовладельческих странах. Его взгляд несколько отличается от взглядов современных авторов, но его примеры очень помогают нам в изучении древних источников.
1. Характеристика источников
1.1 Характеристика вавилонского судебника
Мощным средством упорядочивания отношений в Вавилонии стали разработка и издание общегосударственного законодательства - знаменитого «Сборника законов царя Хаммурапи». Этот замечательный памятник древневосточной юридической мысли был обнародован в самом конце бурной деятельности Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Оригинал законов Хаммурапи был высечен на высоком (3-метровом) массивном столбе из чёрного базальта и выставлен на центральной площади Вавилона. С него были сделаны копии, которые установили в крупных городах. Текст законов Хаммурапи состоял из обширного введения, 282 статей собственно законов и большого заключения.
Особо важное значение для понимания внутренней политики Хаммурапи имеют сами статьи законов. Все 282 статьи можно разделить на несколько частей: ст.1-5 посвящены проблемам осуществления правосудия; ст.6-25 - охране царской собственности, владений храмов, общинников и царских работников; ст.26-41 - регулированию имущественных отношений среди воинов; ст.42-50 - операциям с недвижимостью и возникающими правонарушениями. Целых 56 статей посвящены регулированию различных торговых и коммерческих операций. Значительная часть сборника регулирует семейные отношения (ст.127-195) и различные сделки с движимым имуществом, включая арендные отношения (ст.215-282). Несколько меньше затрагивались вопросы уголовного права (в частности, наказания за умышленные и неумышленные телесные повреждения). Анализ богатого содержания статей законов Хаммурапи позволяет составить довольно полную картину экономической жизни и общественных отношений вавилонского общества, выявить главные направления внутренней политики Хаммурапи.
Вопрос о правовом и экономическом положении рабов в Месопотамии освещён в законах Хаммурапи достаточно подробно. Однако нет чётко отделённой части статей, посвящённой рабам.
1.2 Характеристика хеттского судебника
Важнейшим источником для определения общественных отношений в Хеттском государстве являются законы хеттских царей, ставшие известными историкам на несколько десятилетий позже, нежели законы царя Хаммурапи. В богатой сокровищнице богазкёйского архива едва ли не самыми ценными текстами являются две большие, правда, несколько повреждённые, клинописные таблицы, сохранившие часть законов хеттских царей. Благодаря ряду имеющихся фрагментов параллельных текстов содержание таблиц, в особенности одной из них, было почти полностью восстановлено. Эту таблицу можно датировать примерно концом XIV в., а другую - первой половиной XIII в. до н.э.
Законоположения, выписанные в первой таблице, позже подвергшиеся переработке, трактуют вопросы уголовного права (убийство, преступления против личности, кража скота, кража в домах и закромах, поджоги закромов, бегство и укрывательство рабов, похищение рабов и свободных), семейного права, положения воинов и т. д. Что касается второй таблицы, то она производит впечатление беспорядочной выписки самых разнообразных дополнительных положений с прибавлением обширного тарифа цен на различные товары. К некоторым статьям, выписанным в первой таблице, писец добавлял замечания о том, что внесло новое законодательство в старое право.
Сравнивая хеттские законы, насколько они нам известны по данным табличек богазкёйского архива, с законами Хаммурапи, можно заметить несколько большую детализацию права в хеттских памятниках. Так, например, кражи различных видов скота трактуются, в противоположность законам Хаммурапи, в различных частях хеттского сборника весьма подробно, что, пожалуй, и неудивительно в обществе, в котором скотоводство играло ещё и в то время значительную роль. В других случаях следует искать причину большей детализации законодательства хеттских царей в большой сложности социально-экономических условий Хеттской державы, объединившей в XIV в. до н. э. на сравнительно долгий срок обширную территорию. В одном отношении хеттское право было значительно более совершенным, нежели законы Хаммурапи, а именно в отношении кары за убийство. Хеттский законодатель принимал во внимание наличие злого умысла или отсутствие его у виновного: умышленное убийство каралось двойным штрафом по сравнению со штрафом за такое убийство, когда «грешит лишь рука» убийцы. В позднейшей переработке первой таблицы в случаях убийства купца предусматривались три возможные причины преступления: убийство купца с целью грабежа, убийство из мести, а не из корысти и, наконец, убийство по неосторожности. Что же касается законов Хаммурапи, то в них лишь в малой степени учитывалась злая воля.
2. Особенности рабства в Древневосточных обществах
2.1. Особенности рабства в Вавилонии
Всё население Вавилонского царства делилось на свободных и рабов. Рабами становились пленные, проданные за долги, преступники (неверные и расточительные жёны, дети, отказавшиеся от своих родителей, общинники, виновные в разрушении каналов).
Зажиточная вавилонская семья могла иметь от двух до пяти рабов, богатая - несколько десятков. Если посторонний человек наносил ему вред или убивал, то возмещал хозяину раба ущерб или отдавал ему другого. Чтобы отличать рабов от свободных людей, им вешали на грудь таблички, стригли волосы особым образом, клеймили, протыкали уши. Раба можно было продать, купить, подарить, отдать внаём. В то же время раб владел кое-каким имуществом. Он мог вступить в брак со свободной женщиной, при этом она и её дети оставались свободными.
В десятках статей законов Хаммурапи упоминаются рабы - купленные, уведённые в плен из чужой страны, родившиеся в результате сожительства рабов, обращённые в рабство за ряд серьёзных правонарушений, в том числе этического характера: нерадивое отношение к ирригационной повинности, повлекшее невосполнимый материальный ущерб соседям, преднамеренное, заведомо ложное обвинение в совершении преступления, использование женой имущества супруга с целью мотовства. Количество рабов, имевшихся в дворцовом хозяйстве и в имениях частных лиц, определить невозможно. Но если принять во внимание астрономические цены на рабов, то все предположения об их широком использовании исчезнут. Кроме того, рабы не использовались в производственных процессах - им находили применение в домашнем хозяйстве, привлекая к выполнению обязанностей слуг и наложниц. Противопоставляя рабов свободнорождённым, законы Хаммурапи провозглашали свободу одной из важнейших жизненных ценностей.
.2 Особенности рабства в Хеттском царстве
Хеттское царство представляло собой военное объединение мельчайших и разрозненных «царств». Наряду с известным развитием полеводства, садоводства и виноградарства, а также ремесла, в частности, обработки металла, едва ли не важнейшей отраслью хозяйства в Хеттском царстве было скотоводство. Большую роль в хозяйстве страны играл труд рабов, которые поступали в Хеттское царство громадными массами в результате многочисленных военных походов. В силу своей многочисленности рабы представляли постоянную опасность для существования рыхлого и непрочного хеттского государства.
Что же касается военного хеттского общества, то рабов здесь было много, они были сравнительно дёшевы, и убийство раба поэтому не сдерживалось какими-нибудь серьёзными экономическими моментами. Наоборот, в хеттском обществе раб должен был за строптивость подвергнуться особо суровому наказанию, так как, вследствие многочисленности рабов, их надо было держать в повиновении жестокостью кары за всякую попытку неповиновения воле господствующего класса.
Если хеттские законы были свирепыми против рабов-военнопленных, то они были не мягкими и по отношению к тем несчастным из класса свободных, которые в годы голода за поддержание своей жизни попали в положение рабов-должников в хозяйство того, кто им «давал жить».
3. Исследование источников
.1 Законы Хаммурапи
Если говорить о рабстве при Хаммурапи на примере конкретных статей законов, то следует выделить такие §§ как 175 и 176. Из них мы узнаём о привилегиях, которыми обладают рабы дворца и рабы мушкенума. У них гораздо больше прав, по сравнению с другими рабами. Раб дворца или раб мушкенума даже может взять в жёны свободную женщину, и их дети тоже будут свободными. Из § 176 ясно, что в браке у этих рабов вполне может появиться личное имущество.
То есть мы можем сделать вывод, что в Вавилонии рабов можно разделить на 2 группы, и рабы, которых мы отнесём к первой группе, т.е. рабы дворца и рабы мушкенума, находятся в гораздо более привилегированном положении по отношению к другим рабам и даже обладают относительной свободой.
Рабы второй группы в свою очередь несвободны, могут быть проданы или отданы за долги (§ 118, § 278), их жизнь и здоровье ценится меньше, чем жизнь и здоровье свободного человека (§§ 197-199, 210, 214, 215, 217). Источниками рабства служили военные походы, обращение в рабство расточительных жён. Также рабами становились дети рабов.
Женщина-рабыня могла родить ребёнка для семьи, в которой жена была бесплодна. В таком случае эта рабыня имела привилегированное положение в доме относительно других рабынь, но с хозяйкой дома ровнять себя она не могла (§§ 144-146).
Также на основании статей законов Хаммурапи мы можем делать выводы о наличии неких форм сопротивления рабов (§ 205, § 226).
Рабство в Вавилонии нельзя назвать классическим. Рабов было немного, стоили они очень дорого. Их труд не использовался в производственных процессах. Рабы в основном выполняли обязанности слуг.
У рабов ещё сохранились остатки человеческих прав: они могли оспорить свой рабский статус, выступать в юридических ситуациях как субъекты права. Дворцовые рабы имели право создать семью, приобрести имущество; их дети, так же как и дети, рождённые от сожительства свободного и рабыни, обретали свободу. Однако в законах Хаммурапи есть информация и другого рода: к рабам, купленным за полную цену, могли относиться как к собственности, в том числе расплачиваться ими за долги хозяина, их могли калечить, избивать, клеймить; в случае убийства раба его господину возмещали имущественный ущерб, равный стоимости раба. Представления о правомерности и естественности рабства уже превращались в норму.
3.2 Хеттский судебник
В Хеттском царстве количество рабов было значительно выше, чем в Вавилонии. Рабы использовались в различных видах труда. Большинство рабов были государственными, однако частная собственность на рабов существовала. вавилонский раб судебник хаммурапи
У хеттов были своеобразные кабальные отношения. Если у Хаммурапи кабальный должник - не раб, то у хеттов его можно причислить к рабу, так как кабальное рабство могло быть бессрочным, и выйти из него можно было, отдав вместо себя в кабалу другого человека (§ 172).
Не существовало окончательного взгляда на раба, как на вещь. Раб мог вступать в брак со свободной женщиной, вступать в брачный договор, выступать на суде и т.п. (§§ 31-36) Конечно, как и в Вавилонии, далеко не все рабы обладали одинаковыми правами.
Так же, как и в ЗХ прослеживается разница в цене за жизнь и здоровье свободного человека и раба (§§ 7, 9, 11, 17, 18).
Убивший раба не наказывался лично, а должен был лишь возместить рабом (§ 4). За преступления свободных платили рабами. Если рабов не хватало, преступник отдавал за своё преступление в рабство членов семьи (§§ 1-3).
Основным источником рабства в Хеттском царстве служили многочисленные завоевательные походы хеттов.
Заключение
Страны Древнего Востока мы не можем называть рабовладельческими, так как рабство не приобрело своего завершающего вида и не стало классическим. Уровень развития производства был низким. Главную роль играла община, и все основные государственные вопросы можно было решить, привлекая свободных общинников.
В этом схожи оба изученных нами государства. Отличия их заключаются лишь в том, что в Хеттском царстве количество рабов было значительно выше, соответственно, на них была ниже цена.
Но, ни то, ни другое государство назвать рабовладельческим мы не можем. За рабами ещё остаются остатки прав, они имеют право на личное имущество, а так же на оспаривание своего рабского статуса. Могут участвовать в судебных процессах; могут вступать в брак со свободной женщиной, дети при этом остаются свободными.
Список источников и литературы
Законы Хаммурапи, царя Вавилона // Практикум по истории Древнего Мира: в 2 ч. - ч.1. Древний Восток / под ред. И.С. Свенцицкой. - М., 1981.
Всемирная история. Том 1 / Под ред. Ю.П. Францева. - М., 1953.
Дьяконов И.М. Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства // ВДИ. - 1952. - № 4. - С. 259-285.
Дьяконов И.М. Комментарий к Хеттским законам // ВДИ. - 1952. - № 4. - С. 285-320.
История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. - М., 2007.
Перфилова Т.Б. История цивилизаций Древнего Востока: учебное пособие. - Ярославль, 2011.