Отношение тоталитарного режима СССР и православной церкви. Истоки и результат
Отношение тоталитарного режима СССР и православной церкви. Истоки и результат
Отношения современного Российского общества и православной церкви весьма неоднозначны. Согласно соцопросам большинство россиян относятся к религии чисто символически, не пытаются найти в ней ответы на жизненно важные вопросы и отводят ей незначительную роль в своей жизни. [22;3].Нынешнее поколение всё больше отдаляется от религиозных устоев предшественников и погружается в идеи атеизма и агностицизма. И одним из главных истоков такого положения вещей является гонение на православную церковь в период становления и существования СССР. Целью данной статьи я ставил рассмотрение истоков и результата этого исторического процесса.
Для начала разбора данной темы необходимо определится с термином тоталитарного государства и его особенностями, которые вступают в противоречие с религией. Существует множество определений тоталитарного режима, остановимся на наиболее известном из них, данным Карлом Фридрихом и Збигневом Бжезинским. Они выделяют следующие определяющие атрибуты тоталитаризма: всеохватывающая идеология, (идеология чаще всего направлена на построение современного общества конца исторического развития) однопартийность (во главе с единым вождём), террористическая полиция, партийно-государственная монополия в области коммуникации и экономики. [1;24]
Именно идеология тоталитарного строя СССР не могла согласоваться с православным мировоззрением. Претендуя на звание универсальной доктрины, стремясь охватить не только политическую и общественную, но и личную жизнь человека. Тоталитаризм является своеобразной религией с заменой трансцендентного Бога на божка земного. [1;16] Первостепенную роль приобретает проблема человека и создания гомогенного массового общества, в котором индивидуальное «я» подчиняется коллективу. [2;5] Человек живёт для государства, а не государство существует для человека. Само «совершенное» общество силой своей власти преображает людей в некую новую природу. Христианство, наоборот, осуждает всякий культ личности и совершенство признает только за Богом, отрицает возможность построения идеального общества на земле н учит о зависимости качества общества от духовного качества личности его составляющих, то есть, поскольку люди несовершенны, не может быть и совершенного общества. Иными словами, личность первична, общество, община, государство - вторичны. [1;20] Тоталитарный строй, согласно Э. Фромму, можно назвать
« политической религией». Подобная религия имеет свои ритуалы и каноны. Однако, вместо идеального трансцендентного мира, она предлагает строительство рая земного [38;5] Одной из черт подобных религий является яростная борьба с конкурентами, в нашем случае, с православной церковью.
Затрагивая тему тоталитаризма в СССР, нельзя упускать особенность отношения советской марксисткой идеологии с религией. Изначально, коммунисты придерживались позиции Маркса и Энгельса, которые считали, что нужно изменить условия, которые порождают религию, прежде всего, устранить главную её причину - антагонистические отношения в обществе, иначе требование запрета религии абсурдно. В тоже время, отношение к религии не должно быть нейтральным, коль скоро речь идёт о возможном её проникновении в коммунистическую теорию. [4;61] Исходя из этих рассуждений, советская власть предполагала отмирание православной церкви после лишения её веса в политической жизни, образовании и конфискации земель и материальных ценностей. Но этого оказалось недостаточно. И тогда была предпринята попытка создания движения Обновленчества, подконтрольное партии и продвигающее её идеи и призванное вытеснить классическую православную церковь. Но и эта мера претерпела неудачу. Последующим этапом стало массовое закрытие церквей и обложение православного духовенства непомерными налогами. Апогеем гонений на церковь, стало создание Союза Воинствующих безбожников, который , однако прекратил свою работу вскоре после начала Великой отечественной Войны.[1;365] В эпоху правление И. В. Сталина отношения православной церкви и государства немного меняется, церкви возвращается право созыва Синода, открытия семинарий и духовных академий. После встречи И. В. Сталина с представителями духовенства 4 сентября 1943 года, церковь стала для партии средством, которое успешно использовалось сначала для борьбы с фашизмом, а затем на международных форумах по борьбе за мир и разоружение. Основной целью Сталина было не возрождение церкви, а использование её обескровленных оплотов. [1;368] В эпоху Н.С. Хрущева, вновь был запущен процесс притеснения Русской Православной Церкви, связанный на сей раз с обещанным построением коммунизма в ближайшем будущем [1;369]. Однако, несмотря на все гонения, православная церковь сохранила свои основы, пусть и утратив часть независимости.
Подводя итог данной статьи, можно говорить о том, что конфликт между советской тоталитарной идеологией и православным духовенством был неизбежен, и церковь не смогла противостоять натиску коммунистов. В результате, на протяжении многих лет православие представлялось советскому обывателю, как нечто бесполезное и даже вредное для человека и гражданина. В результате, даже не смотря на возрождение РПЦ в наши дни, прослеживается негативное отношения немалой части населения РФ к религии и православию в частности, одной из предпосылок которого является атеистическая политика СССР.
Список литературы
тоталитаризм церковь религия партийный
1. Поспеловский Д. Тоталитаризм и вероисповедание.- Москва: Библейско-богословский институт Св. Апостола Андрея, 2003. - 655 С.
. Михайленко В. И. Современные исследования тоталитаризма// В лаборатории ученого. - 2010. - С. 181-192.
. Гудков Л. Общество с ограниченной вменяемостью// Вестник общественного мнения. - 2007. - №1. - С. 8-32
. Татурщик З.А. Религия и революционная идеология// Марксизм и современность. - 2007. - № 3-4. - С. 51-72.
. Мацкевич И. В. Политические религии в современном мире// И.В. Мацкевич, С. С. Абакевич// Вестник Института Социологии. - 2012. - №4. - С. 35-49.