Налогообложение евреев от Древнего Египта до Средневековья
Курсовая работа
Налогообложение евреев от Древнего Египта до Средневековья
Введение
правовой налогообложение еврей
Во многих странах в древние времена было очень тяжелое налогообложение. Во многих странах правили жесточайшие правители. Но, наверное, мы не найдем народа, против которого выстраивалось на протяжении пожалуй 4 тысяч лет такое крайне жесткое налогообложение, народа, который был более-менее уравнен в правах только-только почти последнее время. Только пару сотен лет назад что-то начало реализовываться. Для этого существовало очень много причин. Во все времена к ним был особый подход, их выделяли из народа.
1.От Древнего Египта до Средневековья
В Древнем Египте евреи были рабами. Но Египет не завоевывал их, они не были преступниками, но как-то оказались рабами. И, именно поэтому многие исследователи считают, что это стало возможным именно потому, что фараон тогда еще - примерно в 1700 году до нашей эры обрушил на них дополнительные налоги. Но в Египте уже существовали существенные налоги: 20-процентный налог с урожая. Они не смогли заплатить, и вся община стала рабами.
После тысячелетнего рабства, народ освобождается. Достоверно неизвестно, каким образом это было сделано. По библейским историям евреев освободил Моисей. Но тем не менее, в XI-X вв. до н.э. появляется свое государство, с довольно упорядоченной системой налогов. Если мы посмотрим, что было тогда, то мы видим десятину на территории еврейского государства, и еврейских государств древнего Ханаана. Там будет храмовая десятина, там были повинности для царя; десятая часть от урожая винограда и зерна для царя и десятая часть поголовья мелкого рогатого скота; доля с оливок, с винограда, принудительные повинности. Соломон, которого поминают всегда, он разделил страну, царство свое на 12 округов. Это были не только административные, это были налоговые округа, разделенные территориально. Один месяц в году его двор какой-то округ должен был обеспечить. И там тоже по документам проходит, что очень четко каждый месяц был закреплен, но, тем не менее, возникают и дополнительные сборы на те или иные цели. Опять-таки, Соломона поминают, как мудрого царя, но, тем не менее, он за время своего правления вводит дополнительные и произвольные сборы, поборы и так далее. В то время существовало несколько видов налогов:
)Традиционный мехес - это трофеи, которые передавали священникам.
)Талмуд - импортные пошлины.
)Маста - повинность в пользу царя (по Библии)
В то время уже существовали льготники: опять же, если мы посмотрим Библию, те, кто отличился в бою, имели льготы. Так же упоминаются льготы, вызванные какими-то радостными событиями. Если посмотреть Талмуд, мы увидим сборы на стены, потому что по тем временам важнейшая вещь, которая была нужна - уж слишком много было завоевателей, желающих воевать, - поэтому сооружение стен, ремонт стен, сооружение ворот. К примеру: бедняк, живущий ближе к стене, должен уплатить больше, нежели бедняк, живущий дальше от нее. А богач, живущий дальше от стены должен уплатить больше, нежели бедняк живущий ближе к ней. То есть, попытки такого неравного, прогрессивного налогообложения - кому больше нужна стена, с одной стороны, а с другой стороны, у кого больше доходы. Естественно, собирали на водоснабжение, естественно собирали на молитвенные дома. Безусловно, все время идет десятина - это обязательная вещь. Добровольно или принудительно - к сожалению, и принудительно бывало - взыскивали деньги на приобретение и написание свитков Торы, на книги. Постоянно брали на стражу. Посмотрите - совершенно, целевые платежи. Как правило, если мы смотрим источники того периода-то, что взыскивалось, бралось на конкретные, четкие нужды. И народу это все не очень нравилось. К сборщикам налогов было не очень хорошее отношение. К налогам было не очень хорошее отношение. Иногда поднимались бунты. Народ пытался убедить власть немножко снизить налогообложение, когда после смерти наследный сын Соломона - его спрашивают лидеры племен Колен Израиля: «Какими будут налоги? Отмени хоть сколько-нибудь налогов». И ему советовали: «Скажешь этим людям добрые слова - они станут твоими подданными». Он три дня думал и заявляет, что налоги будут еще жестче, а кто не будет платить - будут наказывать плетьми со скорпионами. К сожалению, он оставил за собой, фактически меньшую часть государства. Государство раскололось, фактически.
Потом приходят персы. Потом приходит Александр Великий - Александр Македонский. Он не успел построить четкой системы налогообложения, потому что он прошел ураганом. Он создавал государство, как таковое, и на него надеялись, когда он разбил Персидскую империю, что он принесет свободу - а кончилось тем, что его империя была разделена между его генералами. Мы знаем, что Птолемей пошел в Египет. Селевкиды взяли Палестину и Малую Азию. И, опять-таки, территория, на которой жили евреи, оказалась между Птолемеями и Селевкидами. И, если посмотреть, какие налоги платились тогда - налоговые ставки- их еще в максимальном виде ввел Дарий: 33% брали с зерна и 50% брали с урожая винограда, урожая фруктов. Налоги были крайне высокие. И, естественно, когда Селевкиды, когда Антиох великий ведет борьбу с Птолемеем, он дает налоговый иммунитет - три года освобождение от налогов: «Поддержите меня!». И налог с урожая отменяет на 7 лет. Ставки всех налогов сокращает на одну треть. Естественно, Птолемей был не очень согласен с таким подходом. Он угрожал, требовал заплатить дань, потому что тогда все-таки в этот период Птолемей в Египте был немного сильнее.
В то время, фискальным органом был военачальник. Одним из ярких примеров служит Иосиф Флавий. Его послали утихомирить и взыскать налог. Тогда вся эта территория давала довольно большие налоги, и Иосиф пообещал огромный сбор налогов для Птолемея. Хотя, в принципе, по тем временам традиционно откупщики, собирающие налоги, давали хоть какой-то залог. Они хоть что-то вкладывали.
Можно сказать так, что в то время были уже аукционы между сборщиками и откупщиками, которые говорили: «Я соберу столько-то…», и вместо 8 тысяч талантов - а это огромные деньги были тогда; талант - это все-таки была огромная сумма - он пообещал 16. И он взял у Птолемея 2 тысячи солдат и пошел собирать налоги. Поэтому сразу наступает не очень хорошее время. Он, практически, ограбил Сирию, он сразу же захватывает 20 самых богатых горожан, он казнит, отсылает богатства к Птолемею. Птолемей доволен - идут огромные деньги. И, он проходит огнем и мечем, собирая налоги, по всей Сирии, по Финикии и собирает огромные богатства. Но он обеспечил при этом, как ни парадоксально, стабильность. Он не стал взвинчивать. Оказалось, что, если отобрать деньги у богатых (на один период это сработало: он на самом деле грабил, в основном богатых, если мы посмотрим, с кого он собирал), - то можно снизить общий уровень обложения на определенный период. И историки пишут про Иосифа тогда: «Он объединил огромные богатства, заработал небывалую прибыль, собрав налоги, он вывел евреев из состояния нищеты и слабости к великолепию».
Пришли римляне, и тут начинается двойное налогообложение: остались свои налоги (Которые шли от древнего царства, те, которые шли от персов; те, которые перешли к царству Египетскому опять.) И Рим, который не берет налоги со своих, - Рим, который берет налоги с покоренных, с не граждан. По источникам того времени налоги платить было надо; законоучители говорили: «Налоги платить надо», но применительно к Риму, они считают, что уклонение от уплаты налогов, это, в принципе - ничего. А вот, сборщики подати в пользу Рима с точки зрения тогдашнего еврейского законодательства - они почти как грабители рассматривались. Свидетельство судом не принималось, судьями они не могли быть, благотворительные пожертвования отвергались. Некая форма протеста. Шла страшная борьба и постепенно ситуация меняется. И в следующих источниках пишут: «Тот, кто уклоняется от уплаты подати - преступник, так как он крадет собственность царя. Неважно - иноверца или еврея». И мы видим, что для этого пришлось проводить три переписи и, в конце концов, вся Иудея, весь Израиль были переписаны досконально. До дерева, плательщика. И, тогда опять наступает тяжелейшее налоговое бремя. Были переписаны, все деревья переписаны, все поля переписаны, весь потенциальный урожай на 7 лет вперед рассчитан, и введены налоги. Но пока специального налога не появляется. И, более-менее наведший порядок Август все-таки не добивал налогами. Чуть только прошло правление Августа - началось ухудшение. Восстание, падение Иерусалима. И тот самый Веспасиан, который известен был другим налогом, он ввел еще ведь, один налог - он ввел налог на евреев «фискусюдаикус» - первый жесткий налог на евреев в Риме дополнительный. Причем, смысл налога - «Храма нет, поэтому то, что вы платили в пользу Иерусалимского храма - платите на храм Юпитера Капитолийского» - это было очень жестко. В итоге, получается: Рим захватил, налог дополнительный ввел. После этого сильнейшее налогообложение - раз; а с другой стороны, трещит Римская империя - два. Причем, очень сильно трещит. И, надо обратить внимание, что не случайно Юлиан, когда он все-таки старается объединить, когда он старается воссоздать империю - он отменяет налог на евреев. Он существовал с 72 года до 326-го. Причем, посмотрим текст обращения Юлиана: «В прошлые времена в том состоянии рабства, в котором вы находились, самым трудным для вас было - выплачивать деньги в государственную казну. Я видел множество примеров этому собственными глазами, и узнал гораздо больше, обнаружив записи, сохраненные для свидетельства против вас. Когда готовился новый налог на вас - я ему воспрепятствовал и бросил в огонь записи, свидетельствующие против вас, хранившиеся в моем архиве». То есть, результаты этих переписей, расчетов, прогнозов Юлианом были уничтожены. Когда приходят следующие императоры - а среди них были уже и не очень-то добрые, то восстановить они этот налог просто не смогли, потому что система была разрушена, сбора налога. В данном случае - это один из редчайших случаев, - когда император не просто отменяет налог, но и уничтожает исходную информацию для возврата к этому налогу. Он сделал его практически невозможным. Потом рухнула сначала Западная, а потом в тяжелом положении оказалась и Восточная. Но, уже этого налога не было. В это время приходят мусульмане и огромные территории захватываются и переходят под власть ислама. Для всех не мусульман опять дополнительный налог - джизия, за право исповедовать свою религию. Так же плата за освобождение от воинской повинности. А так как на территории велась война-то налоги были повышенными. К примеру: ремесленники должны платить золотой динар. Это по дирхему каждый месяц. Если это кто-то более серьезная профессия - врач какой-нибудь, торговец покрупнее, землевладелец, меняла, ростовщик-то там было уже по 4 дирхема в месяц. Это получается уже 4 динара. Хотя детей освобождали. Но дети считались до 9 лет. Инвалиды, глубокие инвалиды тоже освобождались, но не более того. Известны легенды о том, как, например, один из первых крупных банкиров, известных в летописях Натьира - багдадский еврейский банкир сделал уникальную вещь. Когда халиф предложил налоговое освобождение - он его попросил не снимать налоги с евреев налоги на этой территории. Уменьши - но не снимай! Потому что боялись, что если их освободят от налогов, то их будут просто уничтожать, как таковых. И это, действительно, в то время было так.
2. Германия
Из-за очень тягостных налогов, они расселяются по территории Европы. Ищут места, где ну хоть, более-менее что-то хорошее. Где лучше жить. Но очень скоро возникают специальные налоги. В той же самой Франции, уже 813-й год, опять Людовик, опять вводится пока не смертельный, но все-таки специальный налог с евреев. Пришли, распространились, завели свою общину, появились деньги - и тут же следует реакция: а давайте-ка мы с них попробуем взять налог. Причем, он сначала небольшой, потом больше и больше. Важно, что от первого налога в Европе специального с 813 года до 12 века приходят все базовые европейские монархии к пониманию, что евреи - это сервы короля. Там в Египте были рабами - а здесь еще веселее - это собственность правителя. Из-за легенд о снижении налогов, в средние века считалось, что евреи очень богаты. Но, судя по всему, их доходы были не такими большими. Во всех случаях, когда их уничтожали или выгоняли, имущества оказывалось очень немного. Судя по всему, они вынуждены были держать значительную часть имущества в деньгах и в других инструментах, потому что боялись, что их выгонят, и для того, чтобы выплачивать эти огромные налоги. И, огромные налоги, которые с них брались, создавали иллюзию того, что у них богатства много. Как только они появляются на территории Франции, Германии - они начинают платить специальный налог с 9-го века. Сразу же им выдают особые грамоты. Вот, во Франции, в германских княжествах, везде: Майнсе, в Вормсе, Шпейере специальные грамоты, которые им выдают, чтобы они селились, чтобы у них была автономия, чтобы у них было право торговать, право заниматься ростовщичеством, потому что их считали дополнительным источником дохода. И, если посмотреть, где что сохранилось у крупных городов - можно увидеть, как постепенно, довольно быстро совершенствуется налогообложение. Причем, каким образом. Как правило, в то время считалось очень нерентабельно вводить подушный налог с каждого, а - опять-таки берем тот же самый Майнс или Кельн, например - налог идет со всей общины. Примерно прикидывают, сколько у них может быть ресурсов, определяется сумма, и они должны сложиться, а они достаточно корпоративные. При этом отвечайте за налог этот все целиком. И, естественно, это и церковный налог, и государственный. (Т.к. они были собственниками земли, а церковь в Европе взымает десятину с земли. Поэтому есть масса случаев, когда евреи платят церкви.) То есть евреи были банкирами, ростовщиками, торговцами.
Рассмотрим, какие были ставки по кредитам, то есть, какой был примерный доход. В большинстве стран 6-8% базовая ставка. Были периоды - французский, английский периоды тяжелых банковских кризисов - подъем до 15. Был предельный период - скачок на 30 и 40%, но это буквально, несколько лет. В основном, при всей кажущейся сверхдоходности, нормальный, мирный базовый процент - 6-8% годовых - не так много. Хотя: есть случаи, когда в течение нескольких лет удерживался процент в 30-40, и был предельный процент, который можно было взыскать с людей разных национальностей.
Вернемся к Германии: сначала берут эту общую величину налога, потом видят, что надо считать, где доход дают и вводят налог 2% от стоимости базовый. И этот налог 2-процентный от имущества в 1241 году. А, собственно, Германия была тогда очень небогатая. Так вот, евреи заплатили 867 марок на территории германских городов, а все остальные заплатили вместе с этими общий налог - 4 300 марок. То есть, в 13 веке евреи давали пятую часть дохода. А дальше, смотрим: 14 век - восьмикратный рост налогов. Франкфурт-на-Майне - очень старый город, очень старая еврейская община, 1241 год - помним, чем он для России был важен - так вот, в этот 1241 год они заплатили 75 марок, в 1309 году - 622,7 марки при той же самой численности общины. В Шпрее было 80 марок - стало 500 марок. Плюс десятина помимо этого, плюс городским советом обязательно, потому что всем разрешение дает городской совет. Плюс королевской казне. Иногда, когда обращает внимание император священной Римской империи - и ему еще. А, потом, 14 век - Рождественские налоги. «Золотой пфенниг» жертвоприношения: С каждого еврея в возрасте 12 лет и старше - один золотой. Если его имущество 20 и более золотых. Сигизмунд после этого снижает возраст - не 12, а 13 лет. Во Франкфурте это берут столько с женатых, не женатых, а потом еще усовершенствовали и, в конце концов, стали говорить так: у бедных нет такого имущества, поэтому - это уже и указ императора Священной Римской империи, который вы упоминаете - богатые евреи должны налог платить за бедных членов своих сообществ. Формально налог персонифицирован, но если у кого нет имущества для налога - с богатых взять. Дальше такой бич, как коронации. Коронационный налог был очень удивителен, так как с евреев они были: от четверти до трети стоимости имущества. Но был ещё и военные налоги, помимо огромных коронационных налогов; было ~15 военных налогов. Просто представьте себе: 1396, 22-й год, 25, 27,30, 32, 62, 63 и так далее. Причем, в 22 году -10% от собственности. С кем надо было воевать? С гуситами надо было воевать, с восставшими тогда надо было воевать. 27 год - «золотая монета» - флорин. 30 год - особо не было доходов, и было по договоренности. 75 год - это порох. Дальше: Сигизмунд проводит помимо коронации церковный Собор. Церковный Собор Констанция - он шел практически 4 с лишним года. 1414 год. И, ему нужны колоссальные средства. Город давал по несколько сот марок серебра максимум. Это все равно приличные деньги, это все равно сотни килограммов серебра. Так вот, он приходит и говорит: «Кельн, дайте 84 тысячи. Дайте на Церковный Собор». Говорят: «Нет денег! Совершенно нет денег». А поступления в казну - для справки - в первый год интенсивного сбора налогов - 12 тысяч по Германии всего. Не может собрать, и в итоге смогли уплатить 12 тысяч евреи Кельна вместо 84-х. Франкфурт. Приходит, говорит: «Отдайте половину собственности. На Церковный Собор». Половину. Подчеркиваю, что не от доходов, а от собственности. Это для тех, кто говорит, что сейчас тяжелые налоги. Потом не смогли заплатить - оставил одну треть. Ну, треть собственности - это тоже колоссальный, сумасшедший налог. Дальше, что он делает на этом соборе. Он на этом соборе обращается к папе и получает карт-бланш давать привилегии евреям. Но за льготы он требует Налог на льготы! За привилегии, и это одна тридцатая часть стоимости налогоплательщика. Швабские общины - 14 общин - 600 золотых монет дополнительно за это отдали императору. И это помимо постоянных платежей. Постоянные платежи уже кажутся нам относительно небольшими в сравнении с этими безумными временными налогами. Майнц - 600 флоринов, Франкфурт - 300, Регенцбург - 200 и так далее. Дальше идет хуже, потому что все столетие это сплошные войны и разорения, поэтому опять идут десятипроцентные дополнительные налоги. Людвиг Баварский, 15-й век - 10% дополнительных. Рудольф IV - тоже 10%, В 65 году берут с Франкфурта еще 100 гульденов дополнительно, а в 63-м 2,3 тысячи, в 71 году еще отдайте 3 гульдена на каждую семью. Плюс ввели налоги за разрешение уехать со своего места жительства. Это же источник налогов - как его так отпускать? Поэтому с них еще брали налоги за то, что уезжали. За проезд по дорогам в 15 веке в Германии ввели повсеместные налоги за проезд по дорогам - вот, такой был подорожный сбор. Кто будет собирать? Серьезный вопрос. И, именно, поэтому они переходят к оптовым взиманиям с общины еврейской. Но вот, эти налоги за действия - они падали и на еврейские общины, поэтому все налоги на право торговли, на вывески, на рыночную площадь - это всегда бралось. Но, плюс специфические налоги, которые, именно, для такой еврейской общины - это налоги на займы, налог на капитал. Потому что они, в основном были ростовщиками. Потом - в середине 15-го века попадается реальное упоминание в летописи налог на взятки и подарки чиновникам. Причем, это было не единственная проблема. Даже люди, отправлявшиеся в Крестовые походы - они никогда тоже не пропускали такой радости, как погромить по дороге какую-нибудь еврейскую общину. Потому что, они же шли исполнять свой духовный долг и иноверца попинать за это хорошо, а еще при этом можно немного заработать на этом деле. Все-таки, главная проблема была иноверие или замкнутость этой общины. Потому что общину они вроде сами замыкали. Главная проблема была - иноверие. Община была замкнута. С одной стороны они старались селиться вместе, но с другой стороны жестко стали выделять… - опять-таки, если посмотреть 14-й, 15-й, особенно 16-й век Европа изолирует части города. Они превращаются в особые экономические зоны. Только в обратную сторону. За то, что ты покинешь гетто - ты платишь налог, выплачиваешь пошлину. И, действительно, их стали загонять в такие поселения, в такие гетто, с одной стороны, что они иноверцы; с другой стороны, для того, чтобы удобнее было собирать. Естественно еврейские общины стали принимать свои правила по уплате налогов в зависимости от денег, которые есть у людей, в зависимости от положения. Освобождали от налогов традиционно раввинов, неимущих, вдов, сирот. Была достаточно справедливая система перераспределения внутри. Какая была проблема - кто будет оценивать? И, когда - мы же в Германии находимся - прошла уже «черная смерть» - чума, выкосившая треть населения, и никто не хотел быть оценщиками, потому что это очень тяжелое дело. Можно прочитать историю, как Шварцлаиз Линца и Давида Магенберга назначили в Австрии оценивать собственность каждого еврея в городах и деревнях, и собрать в Австрии 10 тысяч серебряных монет налога. Это 1379-й год. Естественно, они сами возражали. Представьте себе - это ходить и оценивать. Тут уже не очень стремились быть такими оценщиками. 1437 год. Император Священной Римской империи назначает рабби Исраэля бен Ицхака главой германского еврейства. Только это не почетный титул - это для сбора всех еврейских налогов. Общины, честно говоря, выступили против; и, наоборот - на него наложили дополнительный налог. Император аннулирует и посылает его - вот, ты иди и собирай. Тут никто не доволен, потому что налог устанавливается всегда выше, чем можно было заплатить. Традиционно - если заканчивать Германию этого периода - логика была простая - самая звериная: нужны деньги, я увеличиваю налоги и ввожу их дополнительно, естественно, я их делаю больше, чем можно заплатить - обычно собиралась треть, пятая часть, четвертая часть - я назначаю людей, которые будут все пересчитывать и собирать. Когда плохо собирают - тогда мы объявляем конфискацию, несколько человек сжигаем и тогда они более активно платят.
Вот, такая логика была все эти, по крайней мере, полтора столетия. Но, Германия пришла к этому веку к 15-му. А вот, в Англии это было раньше, потому что, как вы правильно сказали, Англий фактически вела такие налоги со времен первых Крестовых походов. И, у нас есть замечательный Ричард Львиное сердце - рыцарь, король. Он отправляется в Крестовый поход. По тем временам Англия была очень бедная. Так вот, представьте себе, сначала идут принудительные займы, потом вводится 60 фунтов стерлингов на Крестовый поход - это только с евреев. Ну, с кого же срочно взять деньги? Потом ежегодный налог на евреев с 1189-го года. Потом с 94-го года евреи стали платить по 5 тысяч в год. Для справки: Лондон целиком по тем временам платил - какую информацию дает «палата шахматной доски» - полторы тысячи. Евреи - 5 - Лондон - полторы. Причем евреи составляли всего несколько процентов населения. Но, дальше хуже: Третий Крестовый поход, горожане нападают на евреев, погром - это был очень серьезный погром. Грабили и убивали в Лондоне. Есть много известных людей, которые тогда погибли. Ричард Львиное сердце, естественно говорит: «Наказать убийц!» и уходит в поход. Он уходит, опять начинается - в городе Йорке вырезали значительную часть еврейского населения. Иоанн Безземельный, что придумал? У него же проблема была с деньгами - он решит так: надо определять налоги с евреев, исходя из сумм долгов христиан еврейским ростовщикам. Потому что раз должны - значит, эти деньги есть, и поэтому с каждого ростовщика он собирает список должников и дальше идет интересная деталь: они постепенно прощают долги, то есть, как добрый король прощает христианам долги, которые они должны заплатить евреям. Но, за это взыскивает с евреев деньги. То есть, наоборот, переворачивает. А, когда король попадает в плен, то выкупные деньги - если мы посмотрим - с евреев взяли в 4 раза больше, чем с христиан.
Возвратимся к Иоанну Безземельному. Нужны деньги. Что делает? Начинает сажать евреев в тюрьму. Известная история. Посадил, говорит: «Заплати деньги!». Не платит деньги. Тогда начинает ему вырывать зубы. Король Англии! Зуб за зубом, присутствует при этом, пока не отдадут все, что есть - вот, такой «фокус-покус». У нас с вами 94-й год, через 16 лет дополнительный новый налог они платят 60 тысяч. Как собирают налог? Замечательный, совершенно способ. Всех арестовали и посадили. Всю деловую документацию подняли, нашли нарушения. И обложили всех штрафами. Опять-таки, смотрим, насколько были приличные штрафы. Ицхак из Норвича через 10 лет продолжает платить штраф, который был взыскан в 1210 году. Иоанн начинает потихоньку изгонять тех евреев из страны, у которых нет денег - все равно в них толку нет. Дальше. Смотрим налоговые списки за 50 лет - 20-й -72-й год. Совершенно разные налоги. Вот, мы говорим о сумме - с чего мы начинали? Мы начинали 5 тысяч, 60 - большой налог со всей страны, через 40-50 лет - 69-й год - полторы тысячи собрано налогов, 67-й год 500 собрано налога. Деньги кончаются, евреи еще не кончились. И, как только кончаются деньги - 1290 год - евреи изгоняются. То есть, судя по всему бюро по делам евреев - а тогда было специальное бюро по делам евреев, и был еврейский совет тогда - дали ему справки о том, что денег, в принципе, нет у евреев, все отобрали. И, на 400 лет их выслали. Так перед высылкой евреев из страны, что получилось? Всех-всех опять посадили в тюрьму в 87 году, взяли выкуп и через 3 года оставшихся 16 тысяч человек изгнали, но конфисковали все дома, все земли. Единственное движимое имущество и деньги, которые остались после штрафа, разрешили вывезти. То есть, уехало примерно 16 тысяч человек. И уехали большинство из них во Францию.
. Франция
Во Франции у нас евреи появляются давно. Ирод Антипа уже в первом веке туда был послан. Туда начали высылать даже со времен Августа. После, естественно, иудейской войны туда посылали. И первые общины появляются еще в период расцвета Рима. Уже после иудейский войн пленных туда отправляли только так. Надо же было осваивать новые территории, потому что на самом деле Галия была не очень хорошо заселена тогда. Если посмотреть, где-то 5 век - евреи начинают приобретать влияние во Франции, и тут Церковные Соборы начинают издавать указы: евреям запретить иметь рабов христиан, не назначать евреев судьями, не назначать евреев сборщиками подати, чтобы христиане не оказались в подчинении у евреев. Но эти решения как-то обходятся. И, опять-таки, высылки. Первые выселения из Франции, то есть первые периоды прижима - это самый первый Дагобер в шестом веке изгнал Евреев. И, если мы берем вестготов-то это Вамба. Он после восстания евреев - там, кстати, одновременно восставали и евреи и христиане - и он их всех выгонял заодно. При Каролингах евреи покупают большие земельные участки - вот, спрашивали про ростовщичество - что еще делали. Практически все известные тогда данные по виноградникам - это еврейские виноградники. Они считались еврейские виноградники в те времена лучшими в стране. Они были торговцами. Огромные объемы торговли. Было много моряков. И, мы видим, что до периода Карла Великого все было в порядке. Очень мощные общины и Каролинги идут на льготы. Они снимают запреты, разрешают иметь рабов не христиан - подчеркиваю - использовать труд христиан, дают им чуть-чуть повышенных налог. При Карле Великом был общий налог 9%, если мы переведем в нормальные цифры - с евреев брали 10. Чуть-чуть больше. Их посылают иногда послами. И, Карл Великий вводит должность специального чиновника за еврейскими привилегиями наблюдать. Потом начинаются ограничения: 9 век - нельзя владеть евреям землей, с которой платится церковная десятина, нельзя иметь христиан арендаторов. И, когда перейдем к Карлу Простоватому - первые случаи отъема земли у евреев. Помогли, встали они на ноги, стали успешными и опять срабатывает то же самое: надо же у них чего-нибудь отобрать. И вот, с Карла Простоватого начинают отбирать. Причем, интересно - посмотрите суды того периода: если еврей подает в суд на христианина, то ему нужно было 7 свидетелей, христианину нужно 3 свидетеля. И тут начинаются Крестовые походы. Это принудительное крещение, это деньги на Крестовые походы, и начинается запрет, и где-то в 12 веке во Франции уже запрещают владеть землей полностью. Все - запретили! В итоге - результаты похода: церковь Гроба господня в Иерусалиме разрушена, и Роберт Благочестивый сразу же объявляет преследование евреев по территории Франции. Причем, под каким предлогом? Это евреи посоветовали мусульманам разрушить церковь. И, естественно, начинают топить в реках, начинают принудительно крестить, и только после обращения к римскому папе эта волна насилия прекращается. Отряды крестоносцев, которые шли в ту, другую сторону, уничтожают целый ряд еврейских общин. Известно что в Руане, например вырезали практически все. Проходит еще время, и перенимают Английский опыт. Филипп II. Коронация. Ну, как вы думаете, что происходит во время коронации Филиппа II. Всех арестовать. Деньги конфисковать. И еще с них взять выкуп, потому что у нас коронация. Коронация 14-го марта 1181 года. После этого, действие второе: освободить христиан от долгов евреям, если пятая часть долга будет внесена в королевскую казну - второе действие. Третье действие: через год почти в апреле 82-го года евреев выслать из Франции. Обратите внимание, что сначала арестовали, наличные конфисковали, потом выкуп взяли, потом их выслать и конфисковать собственность. На самом деле, плохо это получилось у них, плохо получилось у Филиппа, потому что Франция в то время была маленькая и большая часть евреев, узнав про эту ситуацию - раньше почувствовали - ушло в Шампань, ушло в Прованс-то, что лежало вне королевского домена. И, естественно, Франция расширяется, королевские войска идут. Они пришли, например в Шампань. Ну, что? - тут евреи! Они опять их уничтожают, потом обнаруживают, что пустеет территория и разрешают евреям жить на захваченных, присоединенных территориях. И налоги для сравнения - мы видели налоги в Англии - во Франции тот период - 15 тысяч в год - 7 с половиной тонн серебра. Смотрите: Франция - классический платеж в 15 тысяч, но, когда их снова пускают вернуться через 15 лет после того, как все отобрали, с них берут налог 150 тысяч. То есть, они, считайте, отдали 60 с лишним тонн серебра за то, чтобы вернуться во Францию. При этом издаются указы, вся деятельность под королевским контролем, все сделки - королевская печать. За скрепление сделки королевской печатью надо платить. В бюджете Франции на сотни лет присутствует статья: «доходы с евреев». В юридических документах пишут-то же самое, что и в Англии - «евреи короля». А появились специальные договора об евреях. Потому что средневековая Франция - это система, при которой «вассал моего вассала - не мой вассал», страна все-таки феодальная, раздробленная и права короля не абсолютные. И, берем договор между королем и графом Шампани и там написано, что ни одна из сторон не может задерживать на своей территории еврея без согласия другой стороны. Потому что он, видите ли, ценное имущество, которое платит налоги. То есть, им жестко предписывали, где они могут быть. И даже король не мог переместить еврея без согласия феодала в предела своего феода. Поэтому налоги брались и центральной властью и, естественно, феодалом. Здесь проходит еще немного лет и уже Людовик VIII говорит: «Уплата процентов евреям необязательна, но деньги, которые взяты - нужно вернуть евреям в трехдневных срок под контролем феодала, в пределах которого живут те, кто давал и брал кредит. Феодал будет при этом брать процент с этой сделки и должен отчислить часть денег королю. Это они придумали новый вариант. То есть, проценты взыскивает уже не банк, не ростовщик, а проценты будет взыскивать феодал - граф, герцог - и, который за это заплатит королю. Людовик Святой запрещает христианам брать деньги у ростовщиков евреев. Но они оказываются, почему-то недовольны, потому что, как только остались одни христиане… вот, несколько раз это было во Франции - выяснилось, что они гораздо более жесткие ростовщики, чем евреи. Еще чуть-чуть времени проходит, и Людовик Святой прощает треть долгов своих подданных евреям; и евреи при этом должны из сумм, которые вернули христиане - одну треть отдать в казну. Но, за это вы мне дадите немножко денег. Потом появляются отличительные знаки, начиная с 13-го века, потом пошла инквизиция, потом - вот 13 век - уже есть первые случаи сожжения на костре. Один из первых документов Филиппа Красивого - он потребовал от своих подданных - крупных феодалов - что все евреи на территории Франции являются собственностью короля Франции. Если до Филипа Красивого были договора, то теперь он вводит эту жесткую свою монополию. Это источник дохода. Филипп Красивый искал, собирал деньги. Дальше, что он придумал? Он видит, что началась инквизиция, начались костры - и он приказывает в 1288 году не арестовывать по требованию инквизиции евреев, которые вернулись в иудаизм после насильственного крещения. Нельзя - еврей должен платить налоги. Не отдавать их инквизиции, потому, как это опять потери казне. Случай ареста еврея - разбирается королевским чиновником. Нельзя арестовывать. Видите - с одной стороны вроде льгота: герцог не может еврея арестовать ни в коем случае. Ни убить - ничего не может. Потому что это только дело короля - налоги собирать. Дальше было печально. Прошло 7 лет и он приказывает на всякий случай арестовать всех евреев Франции, чтобы снять с них дополнительный налог. После этого проходит 11 лет, и он опять приказывает арестовать всех евреев, конфисковать все, что у них есть, оставить им по 12 су на человека и в пятимесячный срок выгнать их из Франции. Обратите внимание - метод сбора налога. Это самый радикальный метод сбора налога, которые были придуманы. В среднем раз в 10 лет их всех арестовывают, все отбирают. Потом выселили, синагоги раздали по блату. Парижская синагога - известный факт - она кучеру досталась королевскому. Проходит 9 лет. В 99-м всех арестовали, в 306-м всех арестовали, и выясняется - без евреев плохо: банковское дело не работает. Ломбардцы тогда заняли колоссальные деньги - и французским и английским королям, простому народу не с кем работать. Те, кто работает - итальянские банкиры - с местным населением еще более жесткие, свои - еще более жесткие. И, в Париже люди открыто говорят Людовику X, что евреи-то ростовщики - они великодушнее, чем христиане были. И, Людовик X - у него, опять-таки нет денег, а евреи просятся назад - он разрешает им вернуться. Они за это ему платят выкуп. Но, новые при этом придумки - мы же все время ищем новые варианты налогов, которые придумали - Эдуард X еще придумал. Он разрешил евреям получать старые долги. Потому что все-таки документы, книги все сохранились, это было не так давно - 9 лет назад. Но, при получении старых долгов, две трети нужно было отдать королю. То же самое у нас идет Филипп V, тоже вводит знак особый. Но тут еще к королям простой народ приписался. Каким образом? Если вспомнить, что 14 век - это массовые крестьянские восстания во Франции, «восстание пастушков». И, надо признать, что это были не такие благостные восстания по борьбе с правящим классом, как они описаны были в наших детских учебниках истории. То есть, помимо того, что они воевали с феодалами - эти пастушки, так называемые - они уничтожили напрочь еврейские общины в Бордо, в Тулузе, в Арли и так далее. Дальше, естественно, пошла эта знаменитая история с прокаженными. Они под судом показали, что евреи отравили реки и колодцы - первое зафиксированное подобное явление было. Опять колоссальный штраф по всей Франции за отравленные реки и колодцы. Идут массовые казни по стране. В одном только случае 160 человек бросили в шахту. И, естественно опять в пятимесячный срок евреев изгнали из Франции. Но в той же Франции, которую мы позорили все это время, был издан закон об эмансипации евреев - первый в Европе. Потому что, в конце концов, после французской революции в какой-то степени справедливость все же была восстановлена. Но когда при Пуатье разгромлены войска - что происходит? Опять разрешают евреям вернуться во Францию, дают льготы и обещают 20 лет не выгонять, потому что срочно нужны деньги на войну. когда нужно было выкупать Иоанна Доброго, разрешили евреям вернуться во Францию и дали гарантии, что не будут их изгонять 20 лет. Этим закончили. Но, я специально оборвал на более-менее хорошем моменте, потому что - что происходит дальше? Вроде все в порядке: 20 лет нельзя выгонять, привилегии дали. Но, возвращается из плена Иоанн Добрый. Что он делает? Он тут же говорит: «Они злоупотребляют привилегиями, которые им дали», и отменяет все привилегии. Правда, Карл, который Мудрый, который был после него - он эти привилегии возобновил и даже опять назначил специальных чиновников, которые следили, чтобы соблюдались привилегии. Более того, традиционно мы разбирали случаи с Парижем. Париж всегда бунтовал, и почти всегда руководитель Парижа был немного оппозиционером. Мы помним, с Этьеном Марселем что было - со старшиной. И, то же самое Гуго Обрио главный прево Парижа - он защищал евреев. Им дали снова торговые привилегии, дали торговые привилегии в Шампани. Но Карл Мудрый помирает. Что происходит сразу после этого Волнения - как же: давно евреев не грабили. Начинают грабить дома евреев. Опять их крестят. Приходит после него Карл, который уже Безумный, который VI. Он пытается их остановить, вернуть. Причем, эти ограбления, насильственные обращения в христианство - это, так сказать, народная инициатива. Правда, в это время ввели еще подарки королям дополнительные. Это не помогло, в 82-м году разгромили полностью еврейский квартал в Нанте, и через еще 7 лет король разрешает городам самим решать: держать евреев или не держать евреев. Еще пять лет проходит и это новый указ: Изгнать всех евреев, но дать им отсрочку. И, они убегают на земли, которые - опять мы смотрим, у нас циклическая история - на которые еще не пришел король; и опять их там достает расширяющаяся Франция. И они уходят, в основном, в Испанию. Немножко в Германию, но, в основном - в Испанию.
. Испания и Португалия
В Испании в то время - почти ничего. Потому, что, традиционное прошла реконкиста, когда выгоняли мавров, то приходили евреи; и правители Испании тогда - вернее четырех базовых королевств, которые там были - понимали, что им нужна экономика, им нужны деньги. Мы смотрели, какая была в Испании финансовая система, какие там были займы, какие там были облигации - помните. И, естественно, это кто-то должен был организовывать. И, очень часто - мы видим переписку испанских различных королей - Арагона, даже Кастилии, даже Леона - с папой, где они не хотят выгонять евреев и прижимать их. Папы римские требовали очень часто изгонять евреев и крестить, крестить и крестить, потому что они вероотступники. Дальше они присылали папские буллы, требовали убирать евреев, насильное крещение. Особенно активно работал орден Доминиканцев. И, королям не хочется, но надо, и, поэтому Альфонсо X - кстати, экономически совсем неплохой король. Если рассмотреть - он тридцать лет правил - он заставил евреев носить специальный знак. Но, как ни парадоксально, при этом он их назначает на очень приличные должности: евреи-казначеи, евреи-министры - это нормальное, совершенно, явление.
И вот, Испания 13-14-го века - она вот, такая двойственная. Идут знаменитые диспуты, споры о религии. И, когда приходит к власти Альфонсо XI в Кастилии он, вообще, министра финансов назначает еврея. Иосефа Бенвеништи. Он, как раз, приехал из Европы, и его назначили министром финансов. Но, аристократы - против. Они пишут на него доносы, идет процесс. Обратите внимание: в Испании существует еврейский суд. Правда, приговоры утверждает король. Обычно идет суд самих евреев над евреями. Но здесь, так как его обвинили в традиционном преступлении - министра финансов - что он, естественно, украл деньги, то его судили королевским судом, и он умер в тюрьме. Но, дальше аристократы пристают к Альфонсо XI: «Выгоняй всех евреев!» Так вот, появляется - один из немногих случаев - умный человек епископ Толедо, который говорит королю: «Дорогой король, я тут посчитал и получается, что, если мы евреев уничтожим, то мы получим меньше, чем годовые налоги от евреев. Он обнаружил, что евреи, оказывается, платят налогов больше, чем возможная конфискация имущества. Мы помним, что это эмпирическим путем пробовали несколько раз в Англии и Франции и убеждались в этом. Так вот, в Испании сначала обнаружил это епископ Толедо. Гениальный был человек. И, он затеял интригу и главу аристократов, которые привели к гибели министра финансов, естественно, заподозрили к измене и вот, этот Мартинес был казнен - обратная ситуация, понимаете? Дальше, что происходит? Дальше реконкиста постепенно заканчивается. Мы видим, что 13 век - мавров очень сильно потеснили; 14 век - совсем почти…. И вот осталась Гранада, и вот появляется Фердинанд и Изабелла, объединяется Леон, Кастилия и Арагон, образуется мощная Испания. Выгоняют окончательно арабов из Испании. И что у нас возникает? У нас возникает инквизиция. А, нужны деньги на окончание войны. Как действует инквизиция? Надо разобраться с новокрещенными. Они не совсем правильно, видимо, себя ведут. Они для вида крестились. Так называемые мараны. И, начиная с 80-го года, их начинают жечь на кострах. Первое сожжение было 6 человек. Причем, если посмотреть тамошние книги, то в Севильи это был большой праздник. И, что получается? Обычно - можно увидеть, что мараны (Анусим) организовали заговор, убили Великого Инквизитора. Такая вот, маленькая неточность получилась. Почему? Потому что Торквемаду никто, естественно, не убивал. Он с 83-го года работал. Но его, действительно - Великого Инквизитора - убили. И, это очень любопытная типично испанская история. Представьте себе - что два короля назначали очень многих новокрещенных на высокие должности - что объединились заговорщики. По титулам смотрим: вице-канцлер Альфонсо де лаКавалье-риа, главный казначей - Габриэль Санчес, Луис Гонсалес - королевский секретарь, Фелипе де Клементе - протонотарий-то есть, высшие чиновники евреи. Они объединились и устроили заговор. И, они посылают гонцов к папе: «Папа, надо это остановить. Мы же верные престолу, мы собираем деньги. Мы работаем. Конфискационные статьи надо отменять». Но, естественно, инквизиторы приходят просто в дикую ненависть. Что получается? Начинается борьба. Заговорщики пытаются убить Педро Арбуесд'Эпила-Великий Инквизитор Сарагосы. Он одевает кольчугу, он носит металлическую каску, замаскированную под тканью. У него огромная охрана. А, заговорщики - они же все дворяне, рыцари. Они вооружены, но они должны действовать честно. И, нужно создать организацию. И, очень интересно, что в этот период появляется специальный тайный налог. Так вот, Торквемада с 83-го года, а в 84-м году эти новокрещенные вводят специальный тайный налог. И более того, судя по всему, им облагалось, практически все крещенное еврейское население Сарагосы. Они собрали огромные средства на борьбу. На борьбу с инквизицией. Более того, только на уничтожение Инквизитора они собрали примерно 10 тысяч реалов - это были колоссальные деньги. Платили, потому что понимали, что будет катастрофа. И, действительно, деньги они собрали. Они пытаются делать покушение - покушение неудачное. И они находят место, церковь, куда он ходит без охраны. А, к церкви они относятся не очень хорошо, это не противоречит их чести. А в церковь дворяне могут заходить со шпагой. Шпагу он, вообще, не должен снимать. И вот, 15-го сентября 85-го года, когда он пошел молиться, его окружили дворяне, его окружили заговорщики. Причем они не стали убивать одним ударом, потому что кольчуга и шлем. Было насколько ударов шпагами: в руку, горло, затылок… и он умер через двое суток. В страшных мучениях. Но, заговорщики были, к сожалению, весьма глупыми людьми. Они рассчитывали, что они поднимут народ. Они рассчитывали, что они являются огромной частью правительства. Я напомню, что то время Ицхак Абарбанель был опять министром финансов, уже в объединенном королевстве. Они рассчитывали, что у них все есть в руках. Ничего подобного! Фердинанд сработал очень четко и очень жестко. Он понял, что народу нужны зрелища. Хотя, опять-таки, на части территорий были возмущения в Испании. Но, на большей части территории Испании все кричали: «Мести, мести, мести!» Погромы, страшные погромы. Отбирали имущество, сжигали на кострах. Практически, всех заговорщиков сожгли. Причем, очень многие из них читали уже еврейские молитвы, когда их сжигали на кострах. И, проходит после этого 6 лет. На 7-й год - 92-й год - Колумб плывет в Америку. Фердинанд Изабелла захватывает Гранаду. Полностью Испания христианская. И что там происходит? Зимой Гренада пала - весной указ: 4 месяца дается евреям креститься или покинуть страну. Не надо больше собирать деньги, можно с ними разобраться. Можно нормально чувствовать себе Фердинанду Изабелле, и они решают выгнать евреев. Ну, естественно, разрешают взять имущество, но не брать золото, серебро, жемчуг, драгоценность. И имущество еврейское распродается за бесценок. Не успевают за 4 месяца выгнать до 31-го июля. Кончается выселение 2-го августа. Как раз, день траура по храму. Едут в Италию - в Северную, Южную, бегут в Португалию, бегут в Северную Африку.
Что происходит? Португалия. Решили подзаработать - разрешить евреям приехать. Где-то 100 тысяч прибыло в Португалию, но вспыхнула эпидемия. король говорит: «Выезжайте из Португалии или платите выкуп, те, кто остались. И, если не будете платить выкуп - будете рабами». Правда, после этого Эммануэль португальский освободил опять их от рабства, но через год Эммануэль сватается к Фердинанду Изабелла, просит дочь отдать за него замуж. Естественно, требует всех евреев, которые не крестились - выгнать. Дается еще 9 месяцев. Обратите внимание: выгнали из Испании, один раз выгнали из Португалии; теперь второй раз решили выгонять из Португалии или крестить. Причем, кораблей не хватило выгонять их, а очень многие гибли на кораблях - там жуткие были истории. И, все равно, часть осталась. Тогда их окружили солдатами и погнали креститься. Вот, представляете - такая была история. В итоге, если мы посчитаем, официально сотни тысяч людей выгнали. Есть сведения, если мы пофамильно посмотрим, около трех тысяч, которых сожгли на кострах. Это то, что можно просто проследить по летописям. Реально - гораздо больше. В общей сложности, Испания и Португалия потеряла до 3 миллионов человек, налогоплательщиков. Причем, лучших налогоплательщиков. Потому что, несколько высылок, причем с новокрещенными, с маранами разбирались долго и упорно. Именно, поэтому, если сейчас приехать в Испанию, вы увидите везде эти музеи ветчины с висящим хамоном, потому что Фердинанд приказал на всякий случай во всех лавках, во всех харчевнях повесить свиные ноги, чтобы, если они крестились притворно - не смогли никуда зайти. Вот, вплоть до этого. И, кроме того, естественно, он использовал эти действия для того, чтобы не возвращать эти займы, которые были сделаны до проведения этой реконкисты. И, практически, почти никто из банкиров не остался. И, финансовое благополучие на некоторое время сохранилось, потому что некому было возвращать деньги, а потом в Испании пошли финансовые кризисы. Еврейский капитал снесли, а на проведение этих войн и существование королевского двора были займы. И вот, когда проценты по займам стали сопоставимы с доходами годового бюджета, следуют три кризиса. Причем, симптоматично, мы помним, что первый был, когда испанский король женился на Кровавой Мэри. И, он был в этот момент в Лондоне. И, три кризиса подряд. В огромной, богатейшей стране, в которой уничтожают своих налогоплательщиков, и которая занимала несколько сот лет даже под небольшие проценты, с ее доходами и колониями, с ее золотом - не хватило этих денег. А потом, Англия начала рушить ее торговые пути, забирать это же самое золото.
. Восточная Европа
Оставшиеся у нас живут еще в Восточной Европе, и там свои нюансы есть, потому что их выгоняли из стран Западной Европы, а в Польше, Литве не выгоняют пока. Можно увидеть, как чувствовали себя евреи, которые описаны, например, у Гоголя в том же самом «Тарасе Бульбе». Первые налоговые реформы в Польше по отношению к евреям делал Сигизмунд Старый, но Стефан Баторий, пришедший к власти, был не только крупнейший полководец - он понял, что налоги с евреев должны быть частью общей налоговой системы. Он посмотрел на опыт Священной римской империи с чрезвычайными налогами, и он решил, что это будет обычная налоговая система. Чтобы евреи - у него их много - давали деньги, но их при этом не уничтожить. Сигизмунд вводил должность казначея. Стефан Баторий это сохраняет, и существует еврейский генеральный скарбник в каждой из провинций Польши и в Литве. И, более того, мы смотрим, как возник симбиоз этих скарбников и раввинов - ученых, как бы сейчас выразились, которые поддерживали эту деятельность по сбору налогов. Есть особая система, но, именно, смысл - это часть общей системы. Это не чрезвычайный побор: на свадьбу, коронацию, туда-сюда, а это четкая налоговая система. И первый этап: появились эти генеральный скарбники. Потом начинается где-то полсотни лет переговоров о том, чтобы эти скарбники в дела самих еврейских общин не вмешивались. И, наконец-то в 519 году, на съезде было принято решение: общие суммы податные будут общинами еврейскими распределяться на ежегодных собраниях. И, это очень интересная вещь: община берет на себя обязанность платить, но при этом получает определенную налоговую автономию внутри себя.
Какие налоги существовали тогда в Польше. Это, естественно, подушный налог, налог на собственность, налоги на религиозные обряды: на свадьбы, на похороны. Это были общие налоги. Естественно, если говорить о религиозных, то освещение еды - это тоже были налоги. Но, кстати, похоронный был мягче, чем налог на смерть, который существовал в Западной Европе - там он доходил до 30%. Налог на наследство - 30% имущества и все. При этом, что происходило? Налоги распределялись в самой общине по нескольким методам. В общинах Польши и Литвы патерналистский вариант был: выбирали самого знающего мужчину, который должен был честно и справедливо для каждого назвать сумму налога. Потом, естественно вариант, когда они начали заводить - как бы мы сейчас выразились - бухгалтеров. То есть, нанимали казначея, который - опять-таки известны такие документы, списки - ходил опрашивал, определял благосостояние каждого и определял долю пропорционально. То есть, есть по местечкам, суммируется весь капитал, которые есть у всех. Потом налог, который требуется от этого местечка, делится на сумму капитала - равная пропорциональная система. Все эти системы, обложение налогами общин, каждого местечка и города - они всеми силами заставляли иудеев жить общинами. Они не позволяли ассимилироваться. Они не могли жить отдельно от своей общины, потому что это все было завязано. Это было изначально заложено в законодательстве. И с религиозной точки зрения и с налоговой точки зрения - их загоняли. И, был вариант, когда ситуация предельной честности.
Вот, представьте себе, когда на протяжении, по крайней мере, десятка лет в целом ряде таких поселений в Европе, евреи сами декларировали свой капитал. Они сами декларируют: у меня столько-то, столько-то и делится пропорционально. И, судя по тому, что это продолжалось, по крайней мере, десятилетиями - видимо декларировали честно. Такие были любопытные времена. Хотя должен признать, что по большей части видим, что переходим к специально выделенным казначеям, но, тем не менее, зафиксируем, что были периоды, когда целые местечки, целые города, целые такие еврейские общины добровольно декларировали свои доходы и пропорционально платили подати. Но, мы помним, как устроена тогдашняя Польша. Мы помним, что король-то, вообще-то, не очень полновластный даже, если он великий полководец. Мы помним, с каким гонором, с какими правами были феодалы, которые жили в Польше. Мы помним, как собирались сеймы, и они могли стучать…, как из-за одного шляхтича могло сорваться важное решение, когда он орал: «Не позволю!». И, поэтому 1539 года, в конце концов, было предоставлено право магнатам взимать с евреев, которые на их землях живут, те подати, которые брала раньше корона. То есть, права короля на территориях, например, тех же самых Вышневецких и Потоцких не признавались. Были права самих этих вот. У короля не было тотальной власти. Он избирается сеймом, он зависит от него. Ему, чтобы собирать армию, нужно уговорить шляхтичей идти туда. И он должен им что-то предложить. Они платят своему шляхтичу, своему магнату, они платят городу, где находятся. Они платят на церковь и на школу - на христианскую школу платили. То есть, довольно много налогов. Потом, что происходит? Налогообложение сразу очень большое становится, и опять-таки, следует снижение. 563-й год, в связи с тем, что феодалы начали брать слишком много, король освобождает евреев от налога на товары - это был государственный налог, он не взимается - сразу растет торговля. Потом, 593-й год, от всех податей: от ремесел, лавок, торговли солью…. Почему мы читаем Сенкевича, Гоголя - кого угодно: «еврейский торговец». Так как высокий подушный налог, налоги с лавки и налоги на товары в то время с евреев не взимаются. С него взимается подушный - он очень большой. Он платит своему феодалу, но именно, поэтому он подталкивается, к чему? Чтобы активно торговать, чтобы у него была корчма, чтобы он продавал товары, потому что налог на него довольно большой, а, чем больше он продаст, чем больше заработает - это не считается. Потрясающее стимулирование бизнеса. Именно, поэтому мы видим, что в восточной Европе, практически вся торговля еврейская. Ему надо платить подушный, ему надо платить за дом, ему надо платить за собственность. А, сколько заработает - столько заработает. Получается, христиане и католики - им невыгодно заниматься таким бизнесом просто. У них больше налогов гораздо за торговлю, но при этом, евреи все равно платили гораздо больше налогов. Ростовщичество было менее развито, чем в западной Европе гораздо меньших объемах, поскольку нет таких жестких, полноправных, мощных королей, которые бы собирали огромные армии. Армия шляхетская - ее финансируют наиболее богатые феодалы Польши. Королевская армия сама по себе не очень велика, но правильно намекнули: как только идут активные действия, мощные королевской армии с турками, прежде всего, на Украине-то появляются военные налоги. Опять берутся пошлины за пожалование привилегий различным общинам, опять берутся доходы от выморочного имущества. Война. 16, особенно 17-й век - мы видим регулярные денежные взносы пошли. В 18 веке они становятся больше. Во Львове эту было учтено практически все. 4 тысячи золотых монет воеводе, 4 тысячи подвоеводе - для города это приличные деньги. Мы помним, суммы с города Лондона, например. Вводится десятина с коз и овец, вводится десятина с меда.
Заключение
В работе были рассмотрены история налогообложения евреев. Причиной особого отношения во все времена - это возможность заниматься определенным видом деятельности - ростовщичеством. За это были повышенные налоги. И, по мнению народа, раз были большие налоги - это означало, что заработок был большим. Поэтому их во все времена недолюбливали.
Список использованной литературы
1.vikent.ru - сайт о творческих личностях
2.historic.ru - исторический сайт
.«История мировой экономики», А.Н. Маркова (Москва, 1996 год).
.исторический-сайт. рф - Интернет - энциклопедия
5.interlaw.dax.ru - юридический интернет - портал
.http://jhistory.nfurman.com/ - сайт об истории евреев