Анализ рынка туристических услуг в Российской Федерации
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы функционирования рынка туристических услуг
1.1 Понятие, сущность и виды туристических услуг
1.2 Классификация видов туризма
Глава 2. Анализ рынка туристических услуг в Российской Федерации
.1 Современное состояние рынка туристических услуг в России
2.2 Анализ состояния туризма в регионах России
Глава 3. Развитие туризма в Кемеровской области
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Современный рынок туристических услуг - это мощная индустрия, являющаяся одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики, и за быстрые темпы туризм признан экономическим феноменом столетия.
Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, активизации внешнеторгового баланса, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, то есть выступает своеобразным стабилизатором социально-экономического развития.
В настоящее время туристическая по данным Всемирной туристической организации, формирует 15% мирового ВВП, хотя ее доля в мировых основных фондах не превышает 9%. Она вовлекает в оборот около 9 трлн. долл. США. Для трети стран - участников туристского рынка поступления от туризма составляют основную статью в бюджете, а в 80 странах они входят в первую пятерку бюджетоформирующих статей. Эта отрасль обладает высоким инвестиционным мультипликатором: один рубль вложений в нее приносит 6 рублей суммарного дохода в других отраслях экономики.
Туризм имеет не только экономическое, но и огромное социально-политическое значение, что предъявляет дополнительные требования к его развитию. В сфере туристского рынка тесно переплетаются интересы культуры и здравоохранения, безопасности и международных отношений, экономики и экологии, занятости и образовательного уровня населения. Решение важной социально-экономической задачи - повышение уровня благосостояния и качества жизни российских граждан - во многом определяется состоянием рынка туристских услуг. Следовательно, исследование этого сектора национальной экономики представляется важной и перспективной задачей.
Целью курсовой работы является изучение формирования и развития туристического рынка в условиях современной экономики России. Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач:
·-рассмотреть сущность туристического рынка и его специфику;
·определить место российского туристического рынка в международном туризме;
·исследовать проблемы и перспективы развития туристской деятельности в регионах России на примере развития туристической отрасли в Кемеровской области.
Объект исследования - современное состояние туристического рынка в России.
Предмет исследования - основные тенденции развития туризма в регионах России на примере Кемеровской области.
Теоретико-методологической основой и информационной базой исследования выступили труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области управления туризмом, официальные федеральные и региональные программы развития внутреннего туризма, нормативно-правовые акты, статистика развития туризма в РФ.
Методологической базой исследования послужили такие общенаучные методы как анализ и синтез, фундаментальные положения системного подхода, методы статистического анализа (сравнение, обобщение).
туристический экономика российский кемеровский
Глава 1. Теоретические основы функционирования рынка туристических услуг
.1Понятие, сущность и виды туристических услуг
Туризм представляет собой деятельность лиц, путешествующих или пребывающих в местах за пределами своего обычного проживания непрерывно в течение не более одного года в целях досуга либо в деловых и иных целях, не связанная с осуществлением какой-либо оплачиваемой деятельности в месте пребывания.
Основными критериями туризма являются следующие [14;12]:
. Изменение места, находящегося за пределами обычного местопребывания. Туризм является разновидностью путешествий и охватывает лиц, пребывающих в местах, находящихся за пределами их постоянного места жительства.
. Перемещение людей в достаточно короткие промежутки времени. По статистике наибольшую долю занимает туризм выходного дня (2-3 дня), далее следуют небольшие туристские поездки (6-7 дней), меньшую долю занимают 8-12-дневные поездки.
. Пребывание в другом месте, при этом место пребывания не должно быть местом постоянного или длительного проживания. Оно не должно быть связано с трудовой деятельностью (оплатой труда). Еще одним условием является и то, что путешественники не должны находиться в посещаемом ими месте 12 и более месяцев подряд. Лицо, находящееся или планирующее находиться более одного года в определенном месте, с точки зрения туризма считается постоянным жителем и поэтому не может называться туристом.
.Выезд людей с места своего постоянного проживания в иную местность, страну в целях туризма.
5. Оплата труда из источника в посещаемом месте. Суть данного критерия состоит в том, что главной целью поездки не должно быть осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. Любое лицо, въезжающее в какую-либо страну для работы, оплачиваемой из источника в этой стране, считается мигрантом, а не туристом.
Следовательно, туризм - это совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах, не являющихся местами их постоянного или длительного проживания и не связанных с их трудовой деятельностью.
Кроме того, туризм - это туроператорская и турагентская деятельность туристских предприятий, а также иных организаторов и посредников (например, транспортных компаний).
В отличие от других видов деятельности туризм представляет не один специфический вид услуг, а их ассортимент, и его деятельность нацелена на конечных потребителей.
В документах о статистике туризма приводится следующий перечень типичных туристских продуктов: [9;48]
). Услуги по размещению: услуги гостиниц и прочих средств размещения; услуги вторых домов за собственный счет или бесплатно.
). Услуги предприятий общественного питания.
). Услуги пассажирского транспорта: междугородные перевозки железнодорожным транспортом; перевозки дорожным транспортом; перевозки водным транспортом; перевозки воздушным транспортом; вспомогательные услуги, относящиеся к пассажирскому транспорту; сдача в аренду пассажирского транспортного оборудования; техническое обслуживание и текущий ремонт пассажирского транспортного оборудования.
). Услуги туристических агентств, туроператоров и экскурсоводов: услуги туристических агентств; услуги туроператоров; информационное обеспечение туристов и услуги экскурсоводов.
). Услуги в области культуры: исполнительское искусство; деятельность музеев и прочие услуги в области культуры.
). Рекреационные услуги и прочие услуги в области развлечений: спортивная деятельность и услуги в области любительского спорта; прочие услуги в области развлечений и отдыха.
). Различные туристские услуги: финансовые услуги и страхование; прочие услуги по сдаче в аренду товаров; прочие туристские услуги.
Значение туристического рынка в мире постоянно возрастает, что связанно с возросшим влиянием туризма на экономику отдельной страны. В экономике отдельной страны туризм выполняет ряд важных функций:
·туризм - источник валютных поступлений для страны и средство для обеспечения занятости;
·туризм расширяет вклады в платёжный баланс и валовой национальный продукт страны;
·туризм способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферы туризма;
·с ростом занятости в сфере туризма растут доходы населения и повышается уровень благосостояния нации.
Развитие туристического рынка приводит к развитию экономической инфраструктуры страны и мирных процессов. Таким образом, рынок туризма следует рассматривать, сообразуясь с экономическими отношениями отдельных стран.
.2 Классификация видов туризма
Для того, чтобы дать наиболее полную классификацию видов современного туризма, необходимо использовать наиболее существенные признаки, характеризующие тот или иной вид туризма, в частности, национальная принадлежность туризма; основная потребность, удовлетворение которой обуславливает туристическое путешествие; основное средство передвижения, используемое в путешествие; средство размещения; продолжительность путешествия; состав группы; организационные формы; основные принципы формирования цены турпродукта и т.д.
Виды туризма:[8]
- К основным видам туризма формирующимся в зависимости от национальной принадлежности относят национальный (внутренний) и международный (внешний) туризм. Международный туризм, в свою очередь, подразделяется на активный и пассивный, или иначе въездной и выездной туризм.
- В зависимости от потребности, обуславливающей туристическое путешествие, различают следующие виды туризма:
1.Лечебный (медицинский туризм). В основе этого вида туризма лежит потребность в лечении различных заболеваний. Лечебный туризм имеет несколько разновидностей, характеризующихся природными средствами воздействия на человеческий организм, например: климатолечение, бальнеолечение, морелечение, грязелечение, плодолечение, молоколечение и т.д.
.Рекреационный туризм. В основе этого вида туризма лежит потребность в восстановлении физических и душевных сил человека. Этот вид туризма отличается большими разнообразием. Так, например, рекреационный туризм может включать следующие программы:
- Зрелищно - развлекательные (театр, кино, карнавалы, ярмарки, дни города, фестивали);
- Занятия по интересам (охота и рыбная ловля, художественное и музыкальное творчество, туры для коллекционеров и т.д.);
- Обучающие (туризм, другие виды спорта, искусство, ремесла и т.п.);
- "этнические" и бытовые (связанные с изучением национальной культуры и нетрадиционного быта);
- туристско-оздоровительные (включая маршруты с активными способами передвижения, купальные, горнолыжные и т.д.).
3.Спортивный туризм. В основе этого вида туризма лежит потребность двух видов, в связи с чем различают два подвида спортивного туризма:
а.активный (основой является потребность в занятиях каким - либо видом спорта);
б.пассивный (основой является интерес к какому - либо виду спорта, т.е. путешествие с целью посещения соревнований или спортивных игр).
.Познавательный туризм. Основой данного вида туризма является потребность в расширении знаний по различным направлениям. К данному виду туризма можно отнести экологический туризм. Программы экотуров предполагают посещение охраняемых природных территорий.
.Туризм с деловыми целями. К данному виду туризма относятся поездки с целью установления или поддержания деловых контактов с различными партнерами.
.Конгрессный туризм. Туристические поездки с целью участия в различных мероприятиях, в том числе: конференциях, симпозиумах, съездах, конгрессах и т.д.
.Культовый (религиозный) туризм. Этот вид туризма основан на религиозных потребностях людей различных конфессий. Культовый туризм подразделяется на два подвида:
а.посещение культовых сооружений в религиозные праздники;
б.посещение святых мест с целью отпущения грехов.
.Ностальгический туризм. Данный вид туризма основан на потребности людей в посещении мест в области исторического проживания.
.Транзитный туризм. В основе транзитного туризма лежит потребность пересечения территории одной страны, с целью посещения другой.
.Самодеятельный туризм. Этот вид туризма объединяет любителей активного отдыха, занимающихся лыжным, горным, водным туризмом и т.д. Организацией туров занимаются не туристические фирмы, а сами туристы совместно с туристско-спортивными клубами и союзами.
На практике очень часто имеют место комбинированные туры, сочетающие в одном путешествии несколько видов туризма, обусловленных различными потребностями туристов, например, рекреационный с познавательным, спортивный с рекреационным и т.д.
В зависимости от способа передвижения виды туризма подразделяются:
.Железнодорожный туризм. Этот вид туризма развивается с сороковых годов 19 века. Относительная дешевизна железнодорожных билетов делает его доступным менее обеспеченным слоям населения.
.Авиационный туризм. Данный вид туризма является наиболее перспективным, так как обеспечивает экономию времени при доставке туристов к местам посещения.
.Теплоходный (водный) туризм. При данном виде туризма маршруты организовываются на теплоходах речных и морских пароходах. Морские маршруты бывают: круизные (путешествия на арендованных судах продолжительностью более суток).
Речные маршруты - с использованием судов речных пароходств. Имеют подвиды: туристско-экскурсионные рейсы - это путешествия на арендованных речных судах продолжительностью более одних суток и экскурсионно-прогулочные - поездки экскурсантов с целью ознакомления с памятными и историческими местами и отдыха, продолжительностью не более 24 часов.
.Автобусный туризм. При данном виде туризма путешествия организовываются с использованием автобусов, в качестве средства передвижения. Автобусные туры могут быть обычными туристско-экскурсионными (с предоставлением всех видов услуг, предлагаемых транспортным туром - проживание, питание, экскурсионное обслуживание) и так называемые "автобусы здоровья" - прогулочные (автобусы одного дня).
.Велосипедный туризм. Этот вид туризма доступен для использования достаточно ограниченному контингенту туристов.
.Пешеходный туризм. Данный вид туризма получил наибольшее распространение во внутреннем туризме.
В зависимости от средств размещения туристов различают следующие виды туризма:
- Туризм в отеле.
- Туризм в мотеле.
- Туризм в пансионе.
- Кемпинговый туризм.
- Туризм в туристической деревне, на турбазе и т.д.
Все перечисленные выше средства относят к гостиничным предприятиям различных категорий, и они подлежат сертификации на предмет номенклатуры и качества услуг, оказываемых туристам. Средства размещения разделяются также на постоянные, в которых прием туристов осуществляется круглый год, и сезонные - обслуживающие туристов только в определенное время года, в туристский сезон.
Туризм также в зависимости от времени путешествия подразделяется на сезонный и несезонный.
В зависимости от продолжительности путешествия различают два вида туризма: продолжительный и кратковременный (при кратковременном туризме путешествие осуществляется на срок до 5 - 7 дней).
В зависимости от состава группы различают:
- Массовый туризм (путешествия туристов в составе группы);
- Индивидуальный туризм (данный вид туризма чаще всего реализуется в рамках делового, научного и оздоровительного туризма.
- Семейный туризм (путешествие туристов с членами семьи. Данный вид туризма получил большое развитие в последние годы в значительной степени за счет скидок, которые предлагают турфирмы лицам, путешествующим с детьми. Зачастую, семейный туризм осуществляется по программам, разработанным туроператором для семейного отдыха).
- Молодежный (студенческий) туризм.
- Детский (школьный) туризм.
В зависимости от организационных форм существуют:
- Организованный туризм.
- Неорганизованный туризм.
- Клубный туризм.
В зависимости от определяющего принципа формирования цены на продукт существует коммерческий и социальный (дотационный) туризм. Социальный туризм предполагает определенные дотации в различных формах как от государственных, так и от общественных организаций, а также коммерческих структур, в целях обеспечения возможности получения отдыха и участия в туристических мероприятиях различных слоев населения, не имеющих для этого достаточного количества денежных средств. Например, пенсионеры, студенты, категория низкооплачиваемых работников и т.д.
Глава 2. Анализ рынка туристических услуг в Российской федерации
.1 Современное состояние рынка туристических услуг в России
Вхождение России в третье тысячелетие знаменует собой качественно новый этап в истории ее развития и, в частности, этап коренных рыночных преобразований во всех сферах жизни общества. Все более заметную роль начинает играть туристическая политика, которая оказалась востребованной в ходе экономических реформ, так как влияет на такие жизненно важные процессы, как использование природно-ресурсного потенциала территорий и его воспроизводство, демографию и занятость населения, уровень и качество жизни, взаимодействие региональных рынков и механизмы управления этими процессами.
Формирование законодательной базы о туристской деятельности было начато с принятия Указа Президента РФ от 24 апреля 1994 г. "О дополнительных мерах по развитию туризма в Российской Федерации и об упорядочении использования государственной собственности в сфере туризма", где впервые была поставлена задача перед государством о поддержке развития туризма. Следующим этапом формирования становится одобрение Концепции реорганизации и развития туризма в Российской Федерации Указом Президента РФ от 22 декабря 1995 г. "О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации". Концепция определила включение туристской деятельности в перечень основных направлений структурной перестройки российской экономики и создание нормативно-правовой базы развития туризма, с упором на мировой опыт и правоприменительную практику. С учетом этой Концепции была разработана и утверждена постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. Федеральная целевая программа "Развитие туризма в Российской Федерации". Указанная программа положила начало фактическому государственному регулированию туристской деятельности, определив основные направления туристской отрасли в России. Перечисленные акты были положены в основу ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
Впервые туристскую деятельность регулирует правовой акт, который образует стержень правовой системы туристской отрасли - Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о туризме). Названный Закон определяет принципы государственной политики, регулирует отношения, возникающие при реализации прав граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок использования туристских ресурсов Российской Федерации.
Эффективное управление национальным туристическим продуктом в России и рост возможностей его продвижения на мировой рынок определяются балансом въездного и выездного туризма, поскольку именно в этой сфере сконцентрированы все условия для роста национального туристического потенциала и формируется устойчивая критериальная база оценки российского туризма.
В последние годы выездной туризм интенсивно развивается благодаря воздействию следующих факторов:
·принятие закона о въезде и выезде из России, глобально изменившего политику государства, упрощение туристических формальностей, значительное расширение числа лиц, потенциально способных выезжать за рубеж;
·введение политики валютного регулирования, позволяющей легитимное обращение и вывоз значительных сумм валюты;
·выделение устойчивого сегмента населения, обладающего средними и высокими доходами, достаточными для поездки за рубеж;
·интенсивное продвижение иностранного туристического продукта в России, поддерживаемое значительным финансированием иностранных туристических фирм, туристических центров и курортов и принимающих стран.
Согласно статистике, общее число поездок россиян за рубеж в 2013 году составило около 40000000, или на 18% больше, чем по итогам 2012 года. В последние годы подобная динамика была зафиксирована в 2007 году (20,3%), с тех пор этот показатель свыше 15,5% (2009 год) не поднимался[11].
Совокупный выездной поток с целью отдыха вырос на 21%. Растёт число выездов россиян с целью туризма в страны пляжного отдыха: Египет (39%), Болгарию (17%), Турцию (30%), Кипр (33%). Значительно выросло число посещений россиянами Греции (23%). Продолжает расти популярность Таиланда - туристский поток увеличился на 60%; Китая (рост на 26%). На 70% увеличилось количество туристов, посещающих Вьетнам. Продолжает оставаться популярным у российских граждан отдых в Финляндии (рост на 17%), Франции (на 23%), Италии (на 36%), Испании (на 29%), Австрии (на 44%), Чехии (на 31%), Великобритании (на 30%)[11].
Основной целью выезда российских граждан за границу является досуг и отдых - 64,1%, 23,6% отправляются за границу к родственникам и знакомым, 9,4% совершают выезд за рубеж с деловыми и профессиональными целями. Поездки за границу являются дорогостоящей услугой, что сказывается на продолжительности совершаемых туров. На одну-две недели выезжают по туристским путевкам 48,3% россиян, до 1 месяца - 3,4%, более 1 месяца - менее 1% [12].
По стоимости тура выделяют отдых: "Дешевый". Стоимость путевки до $1000. Целевая аудитория - люди с доходом от $300 до $800 на члена семьи."Дорогой". Стоимость путевки свыше $1000. Целевая аудитория - люди с доходом свыше $1000.По оценкам специалистов, сегмент дорогого отдыха занимает примерно 20% российского туристического рынка по количеству туристов и составляет 35% общей финансовой емкости рынка Российские туроператоры подразделяются на две основные разновидности:
Крупные операторы, которые продают турпакеты только через сеть уполномоченных агентств и не занимаются розничной продажей;
Средние и малые операторы, которые не только производят, но и продают турпакеты в розницу. Туристические агентства также делятся на две основных категории, но по другому признаку:
независимые туристические агентства (70% от общего количества турфирм);
сетевые туристические агентства - точки продаж, объединенные общим брендом, рекламно-маркетинговой политикой, технологией работы и др.
Сегодня на рынке туристических услуг наблюдается тенденция сокращения количества независимых туристических агентств. Стремительно увеличивается доля рынка, принадлежащая туристическим сетям. Сетевые туристические агентства обладают преимуществом перед независимыми туристическими агентствами.
Развитие въездного международного туризма в России представляется абсолютно необходимым и первоочередным этапом движения страны к европейскому стандарту и основные выгоды для страны очевидны:
·международный туризм - мощный источник валютных поступлений;
·развитие индустрии гостеприимства ведет к развитию инфраструктуры страны, способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферу туризма;
международный туризм - это развитие международных отношений, укрепление мира во всем мире.
Количество поездок иностранных граждан в Российскую Федерацию по итогам 2012 года составило около 29000000, что на 2% больше, чем в 2011 году[12].
Рост въездного туристического потока со служебными целями и целью отдыха в прошедшем году продемонстрировали Германия, Великобритания, Австрия, Италия, Испания, Австралия, Израиль и некоторые другие страны. Число туристических поездок со служебными целями увеличилось на 1%. Динамика делового туризма в анализируемом периоде по основным направляющим рынкам показывает существенное увеличение потока из Германии - 23%, Австрии, Нидерландов - 21%, Италии, Швеции - 16%, Великобритании и Австралии - 13%, Канады - 10%, Японии - 7 %[12]. По абсолютным значениям лидерами по въездному туризму явились такие страны дальнего зарубежья, как Германия, Великобритания, США, Франция.
Положительную динамику туристических поездок с целью отдыха продемонстрировали такие направления, как Испания (47%), Австрия (22%), Нидерланды (16%), Израиль (15%), Италия (12%), Канада (13%), Норвегия (10%), Австралия (34%)[12]. В основном туристы из этих стран посещают нашу страну с культурно-познавательными целями. Однако общее число прибытий иностранных туристов с целью отдыха уменьшилось более чем на 8%. Сокращение въездного туристского потока в нашу страну начало происходить с 2009 года [11].
По мнению руководителей принимающих турфирм, основная причина слабого иностранного туристического потока в Россию - высокие цены. За последний год значительно выросли в стоимости все основные услуги, входящие в турпакет для иностранных туристов: размещение, железнодорожный транспорт, авиаперевозка, входные билеты в музеи. Все это делает предложение российских туроператоров неконкурентоспособным. Особые трудности туроператоры связывают с дефицитом современных гостиниц туристического класса, как в столице, так и регионах страны.
Располагая богатым историко-культурным потенциалом, туристский рынок в России является неконкурентоспособным, его развитие происходит бессистемно. Он ориентирован в основном для людей с высоким уровнем дохода и на выездной туризм, который является дополнительным дестабилизирующим фактором экономики, так как стимулирует отток капитала за границу.
Дальнейшее развитие въездного туризма невозможно без активного продвижения национального российского туристического продукта на международном рынке, без формирования за рубежом образа России, как страны, благоприятной для туризма. Задача продвижения российских регионов и региональных туристических продуктов должна стать приоритетной в существующей системе народного хозяйствования.
.2 Анализ состояния туризма в регионах России
Туризм одна из самых прибыльных и динамично развивающихся отраслей бизнеса в мире. Россия, учитывая ее природное и культурное наследие, могла бы успешно использовать туризм в качестве ресурса для экономического и социального развития регионов. Влияние туризма на региональное развитие велико и многогранно: [16;78-81]
развитие туризма способствует созданию дополнительных рабочих мест;
развивает сопряженные отрасли;
создаваемая для развития туризма инфраструктура может быть использована как для нужд туристов, так и для нужд местного населения;
положительное влияние на развитие экономики и платежный баланс региона оказывают поступления от туризма в региональный бюджет, а также мультипликативный эффект, получаемый за счет скорости оборота туристских расходов.
развитие туризма приводит к рационализации природопользования;
туризм в большинстве случаев, в отличие от других видов использования биологических ресурсов, не приводит к их физическому уничтожению, тем самым, сохраняя биологическое разнообразие региона;
туризм способствует сохранению культурной самобытности местного населения;
туризм выступает наиболее адекватной формой экологического просвещения;
способствует восстановлению психического и физического здоровья человека;
Потенциальными возможностями для развития того или иного вида туризма обладают практически все регионы Российской Федерации, включая самые отсталые и депрессивные.
Наличие разнообразных туристско-рекреационных ресурсов страны позволяет развивать практически все виды туризма, в том числе рекреационный (пляжный), культурно-познавательный, деловой, активный, оздоровительный и экологический туризм, а также морские и речные круизы, сельский туризм и др.
Важнейшим конкурентным преимуществом туристской отрасли Российской Федерации является историко-культурное наследие. На поездки с культурно-познавательными целями приходится около 20 процентов внутреннего туристского потока. Центральный и Северо-Западный федеральные округа - это центр культурно-познавательного туризма страны. В 2009 году количество туристов, совершивших путешествия с культурно-познавательными целями, составило порядка 5,64 млн. человек. Большие потенциальные возможности для развития культурно-познавательного туризма есть в отдельных регионах Южного, Приволжского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Развитие делового туризма (бизнес-туризм, конгресс-туризм и др.) представляет особый интерес для России. В настоящее время около 70 процентов общего объема поездок с деловыми целями приходится на Центральный и Северо-Западный федеральные округа. В то же время стабильно растет деловая активность в других федеральных округах. Строительство новых и модернизация существующих предприятий в различных отраслях экономики, а также увеличение доли на российском рынке иностранных компаний будут определять дальнейший рост делового туризма в большинстве городов-мегаполисов, что потребует строительства современных бизнес и конгресс-центров, а также увеличения выставочных площадей. Развитие указанного вида туризма позволит привлечь дополнительно более 5 млн. человек.
В России существует большой потенциал для развития различных видов активного туризма - горнолыжного, пешеходного, водного, горного, парусного, конного, велотуризма, экстремального туризма и др. В то время как некоторые регионы Южного, Северо-Кавказского, Уральского, Сибирского, Приволжского и Дальневосточного федеральных округов в настоящее время уже являются крупными горнолыжными курортами, другие - обладают большими перспективами с точки зрения развития активного туризма. Растущий спрос на активный отдых позволяет прогнозировать дальнейшее интенсивное развитие горнолыжного и других видов активного туризма. Потенциальное увеличение количества туристов, увлекающихся такими видами отдыха, оценивается в 2,5 млн. человек.
Оздоровительный туризм пользуется традиционно высоким спросом в России и является наиболее значимым для сохранения здоровья, повышения уровня и качества жизни граждан. Традиционные оздоровительные методики поддерживаются в ряде регионов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, известных своими уникальными природно-климатическими ресурсами. Перспективными для развития этого вида туризма также являются регионы Приволжского федерального округа. Природные оздоровительные ресурсы страны потенциально могут привлечь дополнительно более 2 млн. туристов.
Богатое природное наследие, разнообразие флоры и фауны представляют уникальные возможности для развития экологического туризма в России. В настоящее время его доля в общей структуре российского туристского рынка незначительна (около 1 процента). Серьезным ограничением для развития указанного вида туризма является высокая чувствительность многих экосистем Российской Федерации к антропогенным воздействиям. Основные регионы развития экологического туризма в России сосредоточены в Дальневосточном, Приволжском, Уральском, Северо-Западном, Северо-Кавказском и Южном федеральных округах. Большой потенциал имеют регионы Центрального и Сибирского федеральных округов. При создании и улучшении условий для развития экологического туризма в перспективных регионах (в том числе обеспечение новых привлекательных маршрутов соответствующей туристской инфраструктурой) и соблюдении требований к охране окружающей среды это направление туризма может обеспечить дополнительный туристский поток свыше 0,3 млн. человек. Одним из наиболее популярных и динамично развивающихся видов путешествий являются морские и речные круизы. По водным акваториям страны курсируют более 100 теплоходов вместимостью 150 - 300 человек. Круизный туризм в большей степени развит в Центральном, Северо-Западном, Приволжском и Южном федеральных округах. Перспективными регионами для развития круизного туризма являются Сибирский и Дальневосточный федеральные округа. Рынок круизов неразрывно связан с культурно-познавательным туризмом. Круизный туризм всегда был и остается востребованным как среди иностранных, так и среди российских туристов. Вместе с тем его рост в настоящее время ограничивается проблемами изношенности судов и инфраструктуры причальных сооружений, а также наличием участков на внутренних водных путях, где проход судов круизного класса затруднен. Развитие такого вида туризма позволит привлечь дополнительно 1 млн. российских и иностранных путешественников.
Реакреационные ресурсы Азово-Черноморского побережья имеют высокую эстетическую, познавательную и оздоровительную ценности и могут быть широко использованы в различных видах туризма.
Наличие большого количества гор в непосредственной близости от хорошо освоенного в рекреационном отношении побережья предоставляет широчайшие возможности для развития в регионе пешеходного туризма, альпинизма, скалолазания, спелеотуризма, различных видов экстремального туризма. Природные лечебные ресурсы Краснодарского края - это минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов, озер, пляжи водных объектов, ландшафтно-климатические и другие условия, используемые для санаторно-курортного лечения и профилактики заболеваний, отдыха и туризма.
Сегодня лечение морем занимает одно из ведущих мест в курортной медицине большинства мировых курортов. Азово-Черноморское побережье края является единственным в России субрегионом, который в полном объеме может предоставить комплекс талассотерапии или приморской климатотерапии. Уникальность курортам Краснодарского края придает богатейшая гидроминеральная база региона, которая представлена минеральными водами бальнеологического и питьевого профиля, лечебными грязями. На территории края прошли государственную экспертизу 45 месторождений минеральных вод, еще 173 участка являются перспективными для изучения и дальнейшей разработки.
Санаторно-курортный и туристский комплекс Краснодарского края является крупнейшим в Российской Федерации и состоит из 1 030 средних и крупных средств размещения, представленных 839 санаторно-курортными организациями и организациями отдыха с числом мест 198,3 тыс. единиц, 191 гостиницей с числом мест 21,4 тыс. единиц.
Санаторно-курортный и туристский комплекс Азово-Черноморского побережья Краснодарского края занимает в крае ведущее место по числу санаторно-курортных организаций и их вместимости: его доля по числу санаторно-курортных и туристских организаций составляет 75,6 процента, по числу мест в них - 97,2 процента, по числу отдохнувших в них - 95,0 процентов. Доля предприятий гостиничного сектора составляет лишь 30,9 процента, по числу мест в них - 67,4 процента[12].
Повышенному интересу иностранных туристов к новым неизведанным территориям может соответствовать создание туристского предложения в арктических и труднодоступных районах России (Земля Франца Иосифа, Командорские острова, остров Русский).
Несмотря на несомненную туристическую привлекательность России, по данным Федерального агентства по туризму (Ростуризму) туристический баланс для РФ является сугубо отрицательной величиной. Следует отметить что, в рамках отечественного туристического потока за рубеж наблюдается определенный рост, в то время как зарубежный поток в нашу страну имеет более слабый прирост. Отечественный турпродукт является менее привлекательным для российских туристов, а тем более для иностранных граждан. Развитию туризма в регионах России главным образом препятствует неразвитая туристическая инфраструктура.
К числу таких проблем относятся: [13]
низкий уровень благоустройства туристических городов и их исторических центров;
в общественном питании наблюдается несоответствие цен и качества предлагаемых блюд и напитков; слабо представлена местная кухня;
плохое состояние дорог и придорожного сервиса (парковки, стоянки, туалеты);
слабое развитие водного транспорта как для доставки туристов в дестинации, так и для экскурсий и прогулок;
местная сувенирная продукция не отличается многообразием и оригинальностью;
слабое развитие сферы досуга и развлечений для туристов, особенно с вечернее и ночное время;
отсутствие развлечений для детей и туристических объектов, ориентированных на детей/ родителей с детьми;
недостаточное информационное обеспечение туристов (отсутствие указателей, схем проезда или прохода, сведений об объектах культурного наследия, календарей культурных событий, мало информации на иностранных языках и пр.);
слабое продвижение регионов и их туристических ресурсов в России и за рубежом.
Кроме того, существует ряд общих проблем, связанных с культурно-познавательным туризмом: плохое состояние памятников культурного наследия, однообразие экскурсионного обслуживания (слабое использование интерактивных форм и современных музейных технологий), неразвитость событийного туризма, недостаточная координация деятельности государственного и коммерческого секторов сферы культурно-познавательного туризма.
Следует отдельно рассмотреть вопросы транспортного обеспечения туристической деятельности в регионах. Несмотря на увеличивающийся туристический поток, большинство транспортных предприятий и организаций не стремятся обновлять свой парк, чем значительно сдерживают рост туристического спроса. Транспортные услуги оказываются на низком уровне с использованием морально устаревшей техники, которая не отвечает нормам транспортной безопасности. Этот фактор, в условиях международной конкуренции, заставляет потенциальных потребителей осуществлять свой выбор в пользу зарубежного продукта, так как транспортная доступность соседнего туристического региона ниже (хуже), чем популярных мировых курортов. В организациях транспортного комплекса отсутствует работа, связанная с формированием стыковок, между различными видами транспорта: авиа, автобусного, железнодорожного, водного, что тоже откладывает отпечаток на увеличение туристического потока.
Развитие туризма в регионах России невозможно без продуманной и стратегической поддержки данной отрасли федеральным центром. Многие проблемы туризма требуют своего решения на самом высоком федеральном уровне. Среди них:
·отсутствие комплексного взгляда на страну и отдельные ее регионы как на туристическую зону;
·действующий порядок выдачи российских виз, сложность процедуры их оформления гражданам иностранных государств;
·поток негативной информации в средствах массовой информации о криминальной ситуации в стране;
·непроработанность нормативно - правовой базы;
·ограниченность рекламы российских туристических направлений за рубежом;
·режим регистрации иностранцев на территории России;
·неадекватное поведение и злоупотребления в отношении иностранных туристов со стороны сотрудников милиции, таможни и пограничников;
·слабая профессиональная подготовка работников индустрии туризма, приводящая к ориентации страны на выездной туризм.
Эти проблемы невозможно решить без поддержки государственных органов власти. Поэтому, главной целью политики Российской Федерации на рынке туристических услуг должно стать создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных туристических услугах.
Глава 3. Развитие туризма в Кемеровской области
Кузбасс - для многих это мощный индустриальный район с гигантами угольной, металлургической и химической промышленности. Но есть и другой Кузбасс - с первозданной тайгой, голубыми реками и озерами, со снежными вершинами, уходящими в поднебесье.
Кемеровская область расположена на юго-востоке Западной Сибири и находится почти на равном расстоянии от западных и восточных границ Российской Федерации. Кузбасс географически занимает срединное положение между Москвой и Владивостоком.
Площадь области - 95,5 тыс. кв. км, что составляет 4% территории Западной Сибири.
Административные границы Кемеровской области сухопутны. На севере она граничит с Томской областью, на востоке с Красноярским краем и республикой Хакассия. На юге границы проходят по главным хребтам Горной Шории и Салаирского кряжа с республикой Горный Алтай и Алтайским краем, на западе - по равнинной местности с Новосибирской областью. Протяженность Кемеровской области с севера на юг почти 500 км, с запада на восток - 300 км. Важной особенностью географического положения Кемеровской области является то, что она находится в глубине огромной части суши, вблизи центра материка Евразия, на стыке Западной и Восточной Сибири, значительно удалена от морей и океанов.
В состав туристического рынка Кемеровской области входят:
Таштагольский район (Горная Шория) - географический район в сибирской глуши, малая и великая родина шорцев - древнего тюркоязычного народа. Родина многих поколений русских первопроходцев, что начали селиться здесь с конца XVI века. За удивительную красоту ее часто называют "Сибирской Швейцарией", но Шория неповторима
г. Мариинск - На территории расположены многочисленные памятники истории: мариинская тюрьма, являвшаяся составной частью "Мариинского централа", ансамбли застройки улиц в г. Мариинске (каменные и деревянные здания, построенные в конце 19 - начале 20 в. в стиле "Сибирского барокко" с элементами модерна, вызывают восхищение людей, а резьба по дереву на деревянных домах, выполненная мариинскими мастерами, вызывает гордость за местных умельцев). Здесь находится знаменитый Антибесский бобровый заказник, первый заказник в области. Интересным объектом для туризма являются Шестаковские курганы в долине реки Кии. Район пригоден для экологического туризма, так называемого "деревенского" туризма, поскольку сохранились населенные пункты с традиционным татарским укладом.
Тисульский район обладает уникальными туристическими возможностями. На этой территории находится 17 интересных природно-исторических объектов. К ним следует отнести р. Кия с её белокаменным плесом - красивейшим уголком Кузбасса, минеральными источниками, кладбищем динозавров у деревни Шестаково. Сопки "Барабинский Бухтай" и "Кондовый Бухтай" - остатки жерлового аппарата вулканического процесса девонского периода. На сопредельной территории находится 50 могильников, курганов и других археологических памятников
г.Междуреченск окружен не только двумя чистыми реками, но и горами. В 60 км восточнее города располагается горный массив Поднебесные Зубья, пользующийся популярностью у сибирских туристов, совершающих летние пешие и зимние лыжные походы. Немногим далее Поднебесных Зубьев течет река Казыр, по которой сплавляются в основном обученные туристы-водники (сложность доходит до 5 категории).
В средней полосе Кузбасса располагается Гурьевский район, природные ландшафты которого - это и сосновые боры с участками березовой лесостепи, и живописные скалы-останцы, сухой континентальный климат способствующие размещению объектов туристской инфраструктуры. В близи находится гора Солгор с оборудованными горнолыжными трассами, расположенная на северо-восточных отрогах Салаирского кряжа в 7 км. от г. Гурьевска. Характерная особенность - хороший перепад высот (170 м) на малом протяжении.
В Кемеровской области развиты многие виды туризма:
Горнолыжный:
Кемеровская область по общей протяженности горнолыжных трасс и количеству подъемников занимает одно из первых место среди регионов Сибири и Дальнего Востока. Покататься на горных лыжах или побродить по лыжне, любуясь красотами окружающей природы, можно в Таштагольском, Гурьевском, Крапивинском районах, городах Междуреченск, Новокузнецк, Кемерово.
Таштагольский район (Горная Шория). Сегодня - это популярнейший горнолыжный центр известный не только в Сибири, России, но и за рубежом. Зона отдыха, способная принимать до 50 тысяч человек в год. Здесь созданы все необходимые условия для развития горнолыжного спорта и туризма - подготовленные горнолыжные трассы, протяженностью от 1350 до 2500 м., оснащенные парнокресельной и 4 бугельными канатными дорогами.
Междуреченск (Кузнецкий Алатау): одном из самых живописных уголков Кузбасса при слиянии рек Томи и Усы в суровом массиве Тегир-Тыз (что значит "небесные зубья") - находится высшая точка Кузбасса, вечно белая гора Амзас-таскыл (Верхний зуб). Для занятий горнолыжным туризмом имеется современная материально-техническая база и развивающаяся система сервисного обслуживания. Рядом с горнолыжными трассами сооружены трамплины. Отныне Междуреченск стал "Меккой" для летающих лыжников. Покрытие трамплинов искусственным материалом позволяет спортсменам тренироваться и в летнее время.
Горнолыжный комплекс "Танай" (Промышленовский район): на сегодняшний день в комплексе смонтирована канатно-крейсельная дорога длинной 1360 м. и пропускной способностью 1800 чел/час. 6 трасс спуска, протяженностью от 1200 до 1500 метров, средней шириной 40 м. и с уклоном 18-30 грдусов. На территории комплекса расположена система производства искусственного снега, снежный аттракцион, спортивный комплекс с бассейном, каток, аквапарк и даже небольшой зоопарк. Комплекс сможет принять одновременно до 4000 человек.
Водный туризм:
Территория Кузнецкого Алатау и Горной Шории богата водными просторами. Это и живописная река Кия, протяженностью 507 км., протекающая по территории Мариинского и Тисульского районов, с ее уникальным памятником природы Белокаменным плесом, отвесными скалами причудливой формы, поднимающимися из воды на стометровую высоту, пещерами, гротами и водопадами.
Река Мрас-Су одна из самых многоводных и живописных рек Горной Шории. В верховьях - это типичная горная река, очень бурная. Бассейн реки - одно из живописнейших мест Кузбасса, многие уголки которого сохранили свою первозданную красоту.Во время сплава туристы могут посетить одну из пещер Мрассинского карстового района, охватывающего практически всю восточную часть Горной Шории. На пути сплава встречается множество островов, плесов, живописных скальных берегов. Незабываемой останется экскурсия к Сагинскому водопаду, находящемуся в 200-х метрах от реки в небольшом узком каньоне.
В ряду важных и интересных туристских объектов Тисульского района озеро Большой Берчикуль - самое большое озеро Кузбасса с его сапропелевыми грязями. Оно находится в экологически здоровой зоне, географически удобном месте для строительства баз размещения туристов.
Пешеходный и конный туризм: на территории области широко представлены пешеходные и конные маршруты по Горной Шории, Кузнецкому Алатау, Салаирскому кряжу, по району озер Большой и Малый Берчикуль Тисульского района.
Любители старины оценят посещение этнографического музея под открытым небом Тазгол в Таштагольском районе, святого источника и церкви постройки 19 века в г. Салаире, липовой рощи сохранившейся с доледникового периода на юге Кузбасса (поселок Кузедеево), а любители активного отдыха получат прекрасную возможность испытать себя, взбираясь на горные вершины Кузнецкого Алатау в такие районы, как "Поднебесные зубья", "Большой Каным", гора Церковная, "Большой Таскыл".
По количеству музеев Кузбасс входит в первую десятку регионов России. И по-тому это прекрасное месть для любителей культурного туризма. Так музей-заповедник "Томская писаница", о которой рассказано выше, внесен в перечень особо охраняемых объектов ЮНЕСКО. Это место народных праздников и конференций международного характера, расположенное в деревне Писаная (Яшкинский район).
Кемеровская область богата памятниками далекого исторического прошлого. Археологи обнаружили на территории области 135 памятников археологии от палеолита до ХV века н.э. Это курганские группы, могильники, стоянки, городища, поселения, наскальные рисунки - "писаницы" эпохи неолита и бронзы с изображениями животных и сцен охоты далеких предков, населявших Кузнецкую землю. Совершались на Кузбассе и палеонтологические открытия. Так в районе "Шестаковских болот" (Чебулинский район) найдено уникальное захоронение скелетов динозавров, так называемое "Кладбище динозавров".
В целом на территории области насчитывается около 700 памятников истории. Наиболее известные из них - это Мариинская тюрьма (часть "Мариинского централа", из которого за всю историю не было совершено ни одного побега), остатки Кузнецкой крепости, построенной в городе Новокузнецке в 1780-1790 гг., здания культовой архитектуры и т.
Лицензионная охота и рыбалка.
Уникален для туристов Крапивинский район, где открылся спортивно-охотничий клуб, дающий возможность заняться новым видом спорта - Спортингом. Спортинг - это разновидность спортивной стрельбы по искусственным мишеням, которая в основном используется для стрелковой подготовки охотников. Спортинг - это элитарный вид спорта, в России существует всего пять - шесть лет. Заниматься им можно круглый год. Все условия для стрельбы и для отдыха здесь имеются. Кругом великолепные природные условия: сосны и река рядом. Недалеко от площадки находятся два озера.
Интересна для туристов охота на дикого зверя (марала, медведя) привлекающая, как профессионалов, так и просто любителей. Так в Тисульском районе освоен новый вид иностранного туризма - лицензионная медвежья охота в берлоге.
Ежегодно на территории Кузбасса отдыхают около 100 тыс. человек, причем не, только ближайших соседей, но и зарубежных туристов. Для полноценного отдыха на территории области сегодня создаются все необходимые условия.
На территории Кемеровской области действует около 150 объектов для принятия туристов. Это гостиницы, дома отдыха, туристские базы, санатории и детские оздоровительные лагеря. Многие из них соответствуют самым взыскательным требованиям. Например, Отель "Елена" и Губернская гостиница в Горной Шории у подножия г. Зеленой. Это современные отели, которые отвечают мировым стандартам и по качеству обслуживания, и по профессионализму персонала, и по состоянию горнолыжных трасс. По оценке специалистов Российского туристского союза Горная Шория - одна из наиболее привлекательных территорий России, расположенных за Уралом.
Ежегодно более 200 тысяч жителей Кемеровской области являются участниками различных туристических путешествий, соревнований по спортивному туризму. В сфере внутреннего туризма в Кузбассе работают более 20 фирм, 13 центров и станций юных туристов, 12 отделов туризма и экскурсий в учреждениях дополнительного образования. Более 80 кузбасских компаний реализуют программы по отдыху жителей Кемеровской области в Дальнем зарубежье.
Тенденции в туриндустрии Кемеровской области мало чем отличаются от общесибирских и общероссийских. До недавнего времени угольный край, Кузбасс теперь ассоциируется еще и с горнолыжным спортивно-развлекательным комплексом "Шерегеш" и "Танай" - это еще один повод воспринимать регион не только как богатую сырьем и за счет этого процветающую территорию, но и как место для отдыха, развлечений, занятий спортом. За последние несколько лет здесь сформировалась относительно развитая туристическая инфраструктура. Построены комфортабельные гостиницы и мини-отели, горнолыжные трассы, соответствующие стандартам Международной лыжной федерации, современные буксировочные подъемники, кафе и рестораны, развлекательные комплексы. Вместе с тем здесь открываются новые туристические объекты, разрабатываются маршруты и программы и, соответственно, растет число граждан, пользующихся услугами предприятий туриндустрии.
Реализация данных инвестиционных проектов позволит:
создать спортивно-туристические комплексы, соответствующие международным стандартам, для удовлетворения потребностей жителей и гостей региона в качественном, полноценном отдыхе;
проводить спортивные соревнования международного уровня;
привлечь в Кузбасс новых туристов;
создать более 10 тыс. новых рабочих мест;
увеличить налоговые поступления в бюджет в десятки раз.
По данным администрации Кемеровской области, в 2007 году, в самом начале строительства комплекса, на территории Таштагольского района введено в эксплуатацию 23 новых объекта туристической инфраструктуры, вложено 1,4 млрд рублей инвестиционных средств в ее развитие. Объем налоговых отчислений в бюджет от туристической отрасли за 2007 год составил 47,2 млн рублей.
Одновременно в Промышленновском районе области, на комплексе "Танай", введены в эксплуатацию десять новых объектов. С начала строительства в развитие горнолыжного комплекса инвестировано более 900 млн рублей и создано около 400 новых рабочих мест. Если же говорить о доходах, то по данным Кемеровооблстата, объем оказанных платных услуг населению в сфере туризма в 2007 году составил 8,1 млрд рублей. Разумеется, растут и поступления в бюджет. По данным управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области, за 2007 год налоговые поступления в бюджеты всех уровней от субъектов предпринимательства в сфере туристической индустрии составили более миллиарда рублей, что почти на 200 млн больше по сравнению с 2006 годом. [5;100]
Администрация области, прекрасно отдавая себе отчет в том, насколько это направление перспективно, стремится создавать благоприятный для отрасли инвестиционный климат. В регионе принята специальная программа по развитию туриндустрии, она главным образом предполагает помощь в создании необходимой бизнесу инфраструктуры. И отрасль продолжает активно развиваться.
В ближайшем будущем в регионе намерены построить крупнейший за Уралом спортивно-развлекательный оздоровительный всесезонный туристический комплекс. В зимний период он будет работать как развлекательный горнолыжный комплекс, а летом - как место спортивно-оздоровительного туризма. Здесь, как и во всех других уголках Сибири, где сегодня работает индустрия гостеприимства, пытаются решить проблему сезонности бизнеса. Пока наиболее востребован и популярен среди жителей и гостей области зимний туризм. Это связывают и с уникальными возможностями местных горнолыжных трасс, и с наличием достаточно развитой инфраструктуры и дорог, соединяющих крупные города области и места отдыха, с продолжительностью горнолыжного сезона, который начинается в первых числах ноября и заканчивается в начале мая.
Но это не лучшим образом сказывается на туристическом бизнесе. Получается, что зимой густо, а летом пусто. Это напрямую определяет высокую стоимость услуг. Чтобы избежать подобного перекоса, в регионе поддерживают всесезонные проекты.
Сделано многое, но есть серьезные задачи и проблемы. Развитие туризма в Кузбассе - это, прежде всего, привлечение инвестиций. Сегодня нужно строить новые гостиницы, кемпинги, базы и центры отдыха, развивать инфраструктуру. Только в этом случае можно получить солидный доход от туристической отрасли. Не менее важная задача - обеспечение безопасности на туристских маршрутах, как внутренних, так и внешних. В этом вопросе нужен особый контроль со стороны всего общества
Основной проблемой развития туризма в Кемеровской области является проблема экологии. На территории в области в настоящее время сосредоточено около одной трети основных производственных фондов Западной Сибири. Комплексное антропогенное воздействие привело к неблагоприятным изменениям атмосферы, гидросферы, литосферы, биосферы, к опасным тенденциям в изменении здоровья населения. Практически во всех городах и большинстве населенных пунктов загрязнение атмосферы превышает допустимые нормы, а города Новокузнецк, Кемерово, Белово, Прокопьевск давно входят в число самых загрязненных городов России.
Заключение
Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости и повышение благосостояния населения страны. В настоящее время туризм является одним из важных направлений, влияющих на рост экономики, в том числе на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги туристских компаний, коллективные средства размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной и иной продукции, питание, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли, тем самым выступая катализатором социально-экономического развития регионов Российской Федерации.
Российская Федерация обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом. На ее территории сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального и мирового культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, культурные, общественные и спортивные события. Во многих регионах представлен широкий спектр потенциально привлекательных туристских объектов и комплексов, пользующихся большой популярностью у российских и иностранных туристов.
Характерной особенностью нынешнего этапа является кризисное состояние внутреннего и въездного туризма России, о чем свидетельствует наличие следующих нерешенных проблем:
формально признавая туризм приоритетной социальной сферой, государство не оказывает ему достаточной финансовой поддержки;
обладая большим экономическим потенциалом, туризм не играет достаточной роли в экономике страны и является существенным источником утечки валюты;
при высоком мультипликативном эффекте инвестиционная привлекательность российского туризма невелика;
при большом потенциальном объеме внутреннего туристического рынка удельный вес граждан, пользующихся туристическими услугами, незначителен, его социальная функция практически не реализуется;
значительная часть высококвалифицированной рабочей силы не востребована в полной мере на рынке труда в сфере туризма.
Развитие туризма в Кемеровской области, несмотря на все негативные тенденции, есть пример правильного использования природного, историко-культурного потенциала региона. Грамотная инвестиционная, рекламная политика руководства области позволила за незначительный период времени сделать Кузбасс привлекательным туристическим регионом, как для соотечественников, так и для иностранных граждан.
Список используемой литературы
.Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
.Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 50644-2009 "Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. N 773-ст)
.. Распоряжение Правительства РФ от 19 июля 2010 г. N 1230-р "О Концепции федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)"
.. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года
.Андреева О. С., Туризм в Кузбассе: [учебное пособие / О.С. Андреева, И.В. Гуляев, В.Я. Северный (сост.)]. - Кемерово: Кузбасс; СКИФ, 2009. - 243 с.
.Балабанов, А.И. Экономика туризма [Текст] / А.И. Балабанов. - М.: ЮНИТИ. 2006. -157с.
7.Горбунов, В.С. Туристический рынок и тенденции его развития [Текст] / В.С. Горбунов. - М.: Юнити. 2007. - 128с.
.Классификация видов туризма [Электронный ресурс] // http://www.turbooks.ru/stati/vidy-turizma/104-klassifikacija-vidov-turizma.html
.Менеждмент туризма: Экономика туризма / Учебник - М. Финансы и статистика. 2001.-272 с.
.О истории туризма, путешествий и экскурсионной деятельности в России [Электронный ресурс] // http://www.svastour.ru/tour-info.htm
.Рынок туристических услуг [Электронный ресурс] //://www.s-marketing.ru/node/68
.Современное состояние туристического рынка в России // http://www.altaionline.ru/pg.php?id=208
.Управление качеством услуг туристических фирм [Электронный ресурс] // http://tourlib.net/statti_tourism/smirnova.htm
.Чудновский, А.Д. Туризм и туристический бизнес [Текст] / А.Д. Чудновский. - М.: Интел-Пресс. 2005. - 140с.
.Экономика современного туризма / Под ред. Г.А. Карповой. - СПб.: Питер. 2006. - 154с.
.Яневич, А.П. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме [Текст] / Яневич А.П., Безрукова Н.В. - 2003-331с.